Меню
Назад » »

"В начале сотворил Бог небо..."

"В начале сотворил Бог небо..." (Быт. 1, 1) Небо есть то, что облекает как видимые, так и невидимые творения. Ибо внутри его заключаются и ограничиваются и постигаемые только умом силы Ангелов, и все то, что подлежит чувствам. Неописуемо же одно только Божество, Которое все наполняет и все обнимает, и все ограничивает, так как Оно - выше всего и все сотворило. ...Конечно, что рождается, подлежит и уничтожению, в соответствии с последовательностью, принадлежащей природе, также и небеса, но благодатью Божией они и содержатся, и сохраняются. Одно только Божество по Своей природе-и безначально, и бесконечно, поэтому и сказано: "они погибнут, а Ты пребудешь" (Пс. 101, 27). Однако небеса будут уничтожены не до конца, ибо "все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся" (Пс. 101, 27), и будет новое небо и новая земля (Откр. 21, 1). ...Сам Он-Создатель и Творец Ангелов, приведший их в бытие из небытия, создавший их по образу Своему бестелесной природой, как бы некоторым духом и невещественным огнем, как роворит блаженный Давид: "Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими-огонь пылающий" (Пс. 103, 4), описывая их легкость и пламенность, и пылкость, и весьма большую проницательность, и стремительность, с какой они и желают Бога, я служат Ему, их направленность ввысь и свободу от всякого вещественного помышления. Итак, Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободной волей, бестелесная, служащая Богу, но благодати получившая для своей природы бессмертие: вид и определение этой сущности знает один только Создатель. Бестелесной же она называется и невещественной по сравнению с нами, ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество поистине невещественно и бестелесно. Итак, Ангел есть природа разумная и одаренная умом, и обладающая свободной волей, изменчивая по желанию, то есть способная к изменению по доброй воле. Ибо все, что создано, изменчиво, неизменно же только то, что не сотворено. Ибо все разумное одарено свободной волей. Итак, Ангел, как природа, одаренная разумом и умная, обладает свободной волей, а как созданная-изменчива, имея власть и оставаться, и преуспевать в добре, и изменяться в худшую сторону. Он не способен к раскаянию, потому что бестелесен. Ибо человек получил раскаяние по причине немощи тела. Он-бессмертен, не по природе, но по благодати. Ибо все, что качалось, также и имеет конец по своей природе. Но один только Бог есть вечно сущий, вернее же. Он даже выше, чем вечность. Ибо Творец времен не находится в зависимости от времени, но Он-выше времени. Ангелы-вторые, постигаемые только умом светы, имеющие свет от первого и безначального Света, не имеющие нужды в языке и слухе, но без произносимых слов сообщающие друг Другу собственные мысли и решения. Далее, все Ангелы сотворены через Слово и достигли полноты при содействии Святого Духа через освящение, соответственно своему достоинству и чину, имея участие в свете и благодати. Они-описуемые, ибо когда они находятся на Небе, их нет на земле, и посылаемые Богом на землю-они не остаются на Небе, во они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они-неограниченны. Неограниченными же называются потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, не такими, какие они есть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут воспринять их видящие. Ибо по природе и в собственном смысле неограничен- -но только то, что не создано. Ибо всякое создание ограничивается создавшим его Богом. Освящение они имеют извне, а не от своего существа: от Духа; пророчествуют они при содействии божественной благодати; не имеют нужды в браке, так как они не являются смертными. А так как они умны, то находятся в местах, постигаемых только умом, описуемые не телесным образом-ибо что касается их природы, то они не принимают такого вида, как тела, и не имеют троякого измерения,-но тем, что духовно присутствуют и действуют, где бы ни было им приказано, и не могут в одно и то же время находиться здесь и там и действовать. Равны ли они по существу или различаются друг от друга-не знаем. Это знает один только сотворивший их Бог, Который знает и все. Различаются же они друг от друга светом и положением- или соответственно свету имеют положение, или соответственно положению участвуют в свете; и освящают друг друга по причине превосходства чина или природы. Но ясно, что те Ангелы, которые стоят выше, сообщают стоящим ниже и свет, и знание. Они-сильны и готовы к исполнению Божественной воли, и вследствие быстроты, присущей их природе, тотчас повсюду оказываются, где бы ни повелело божественное мановение, и оберегают области земли, и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом, и распоряжаются нашими делами, и помогают нам. Вообще же и по Божественной воле, и по Божественному повелению они-выше нас и всегда находятся около Бога. Они-трудно склоняемы к злу, хотя не непоколебимы, но теперь даже и непоколебимы, не по природе, а по благодати и привязанности к одному только благу. Они видят Бога, насколько для них возможно, и это является их пищей. Будучи выше нас как бестелесные и свободные от всякой телесной страсти, они, однако, не бесстрастны, ибо бесстрастно одно Божество. Преображаются же они во что бы только ни повелел Господь Бог и таким образом являются людям и открывают им Божественные тайны. Они пребывают на Небе и имеют одно занятие: воспевать хвалы Богу и служить Его Божественной воле. А как говорит святейший и священнейший, и превосходнейший в богословии Дионисий Ареопагит, все богословие, то есть Божественное Писание, назвало девять небесных сущностей; божественный священнонаставник разграничивает их на три тройственных класса. И он говорит, что первый класс-тот, который всегда находится около Бога и которому позволено быть соединенным с Ним ближайшим образом и непосредственно: класс шестокрылых Серафимов, многоочитых Херувимов и святейших Престолов. Второй же-класс Господств, Сил и Властей, а третий, и последний,-класс Начал, Архангелов и Ангелов. Некоторые, конечно, говорят, что Ангелы произошли прежде всякой твари, подобно тому как говорит [святитель] Григорий Богослов: Прежде всего Он вымышляет ангельские и небесные Силы, и мысль эта стала делом. Другие же говорят, что они произошли после возникновения первого неба. А что они произошли прежде образования человека, все согласны. Я же соглашаюсь с Богословом. Ибо надлежало, чтобы прежде всего была создана постигаемая только умом сущность и при таких обстоятельствах-сущность, воспринимаемая чувством, и тогда уже человек, состоящий из той и другой. Те же, которые говорят, что Ангелы-творцы какой бы то ни было сущности, эти суть уста отца их-диавола. Ибо, будучи творениями. Ангелы не есть творцы. Создатель же всего и Промыслитель, и Сохранитель есть Бог, Который один только... несотворен, и воспеваем, и прославляем в Отце и Сыне и Святом Духе. ...Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе земного чина и которому Бог вверил охрану земли,-не родившись злым по природе, но будучи добрым и произойдя для благой цели, и совершенно не восприняв в себя самого со стороны Творца и следа порочности,-не перенеся как света, так и чести, которую ему даровал Творец, по своей воле изменился из того, что согласно с природой, в то, что против природы. Он возгордился против сотворившего его Бога, пожелав воспротивиться Ему, и, первым отпав от блага, оказался во зле. Ибо зло и не есть что-либо другое, кроме лишения блага, подобно тому как и тьма-лишение света. Ибо благо есть свет духовный, а духовная тьма-зло. Итак, свет, созданный Творцом и происшедший хорошим, ибо "увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1, 31), по самовластному желанию сделался тьмою. Но вместе с ним было увлечено и последовало за ним, и пало бесконечное множество стоявших под его властью ангелов. Итак, будучи одной и той же природы с Ангелами, они сделались злыми, добровольно отклонив расположение сердца от блага к злу. Далее, они не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому-либо, если не получают позволения от Бога для осуществления целей Его Домостроительства, подобно тому как это случилось с Иовом (Иов. 1, 12), или таким образом, как написано в Евангелии о свиньях (Мк. 5, 13). При позволении же со стороны Бога они и имеют силу, и изменяются, и преображаются в тот вид, в какой хотят, в соответствии со своим воображением. И будущего, конечно, не знают ни Ангелы Божии, ни демоны. Однако они предсказывают: Ангелы, когда Бог открывает им и повелевает предсказать, и поэтому то, что они говорят, сбывается; предсказывают же и демоны: иногда потому, что видят то, что происходит вдали, иногда же потому, что догадываются; поэтому они часто и лгут, и им не нужно верить, даже если они и много раз говорят истину таким способом, о каком мы сказали. Знают же они и Писания. Итак, всякий порок придуман ими, также и нечистые страсти, и хотя им позволено нападать на человека, но поступать насильственно с кем-либо они не имеют власти, ибо от нас зависит выдержать нападение или не выдержать; поэтому диаволу и его Демонам, также и последователям его уготован огонь неугасимый и вечное наказание. Должно же знать, что чем именно служит для людей смерть, этим для ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Спб., 1894, с. 49-55.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar