Меню
Назад » »

Троицкие Листки (117)

517. Как нам праздновать Пасху Христову Когда хотят устроить праздник в честь какого-либо высокого и важного лица, то обыкновенно стараются узнать, что ему особенно нравится, и что для него противно. Мы, братие, празднуем в честь Господа и Спасителя нашего, за нас пострадавшего и для нас воскресшего. Поэтому тем нужнее для нас знать верно, что Ему в нашем праздновании может быть благоугодно и что противно. Кто же нам откроет это? О привычках, о наклонностях великих людей узнают от их приближенных. К нашему Господу ближе всех те, которые всегда творят волю Отца Его. Одним из таковых был святой Павел, который пользовался еще на земле такой постоянной и великой близостью к Воскресшему, что мог сказать о себе: «живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2; 20). Скажи же нам, Божественный апостол, как лучше праздновать Пасху, — праздновать так, чтобы этим празднованием угодить воскресшему Господу. Он так много страдал за нас, что для нас было бы величайшим несчастьем, если бы еще и наше празднование послужило для Него в огорчение. Если действительно хотите, — отвечает апостол, — праздновать достойным образом Пасху, то празднуйте оную не «в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины... ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (1 Кор. 5; 8, 7), Итак, вот чего не любит Господь наш, и чего поэтому ни под каким видом не должно быть у нас среди настоящего празднества в честь Его: это — ветхий квас, это — закваска злобы и лукавства! А вот что Ему приятно и чем поэтому должно как можно более запастись каждому из празднующих: это — безквасие чистоты и истины! Давая совет, как праздновать христианам свою Пасху, апостол имел при этом в виду Пасху Иудейскую. Иудеям, во время празднования их Пасхи, под угрозой смерти, повелел Господь беречься всего квасного (Исх. 12; 15). Имея в виду такой обычай и такую строгость Церкви Ветхозаветной, апостол советует то же делать и христианам во время празднования своей Пасхи, — то есть соблюдать безквасие. Но иудей берегся кваса вещественного, а христианин должен беречься кваса духовного, — то есть злобы и лукавства. Иудей вкушал в продолжение Пасхи опресноки, бывшие только символом чистоты; а христианин должен иметь самую чистоту духовную. Вот почему апостол, рассуждая о том, как христианам праздновать Пасху, упоминает о закваске, и велит ее беречься. Итак, апостол требует, чтобы у празднующих Пасху не было, во-первых, злобы. И зачем ей быть тут? Пусть она останется в сердце врагов Иисусовых, в сердце Иуды, Пилата и ему подобных (о, если бы не было ее и там!); а в сердце христианина зачем быть злобе? на кого злиться? Не за всех ли умер Христос, и не для всех ли воскрес? Он умер и воскрес для всех, а мы не в состоянии будем, ради Его, перенести какой-либо обиды, какого-либо слова? Что же мы за последователи Его? Если бы кто обидел нас и самой жестокой обидой, то мы должны простить ему ныне, ради Воскресшего. Ибо при такой радости не время считаться обидами. Никто более нас самих не прогневал Царя Небесного, но воскресший Господь всем исходатайствовал прощение. Нам ли, помилованным, продолжать злобу? Прощенным ли считать долги? Напротив, если бы кто имел врага самого жестокого, то нарочно употреби все усилия примириться с ним в настоящие дни: превратив злобу его в любовь, ты премного угодишь Воскресшему, составишь для Него празднество самое светлое. Но как, скажем, явиться к такому врагу? А как Господь являлся врагам Своим ради тебя! Явись о имени Иисуса, скажи: "Христос воскресе", и докажи это на деле; объяви, что Воскресший не велел питать вражды, что ты исполняешь повеленное от Него, скажи это, и требуй мира и любви. Послушает? Ты приобрел брата, отнял его у сатаны и даровал Господу. Не послушает? Ты сам вышел из области смерти; ибо «нелюбяй брата, по слову апостола, пребывает к смерти» ( Ин. 3; 14). Второе требование святого Павла состоит в том, чтобы у празднующих Пасху не было лукавства. Лукавство никогда не прилично христианам; ибо для чего лукавить тем, которые все должны быть братьями, все созданы для истины, которые сражаются с одними врагами, пользуются одними средствами спасения, для которых истина столь же необходима, как воздух? Но тем паче в настоящие дни неприлично христианину иметь и малейший вид лукавства — ибо что говорит он ныне другим, и что слышит от других, встречаясь с ними? Говорит: "Христос воскресе!", слышит: "Воистину воскресе!" Итак, мы все, христиане, делаемся ныне свидетелями и благовестниками истины Воскресения Христова, и потому повторяем оную все стократно, вопреки иудеям, клеветавшим и теперь еще клевещущим на апостолов Христовых, будто бы они похитили тело своего Учителя. Но в свидетеле всего нужнее любовь к истине: кто часто говорил неправду, тому не верят, когда говорит и правду. Поэтому, предаваясь лукавству и лжив настоящие дни, мы тем самым лишим всякого доверия не только врагов нашей веры — иудеев, магометан и других, но и самых близких наших; «и от лживаго, скажет всякий, кая истина»? (Сир. 34; 4). В таком случае лучше не говорить: "Христос воскресе!", и не отвечать: "Воистину воскресе!", а молчать, зная свое недостоинство. Но как молчать, когда все говорят и свидетельствуют о Воскресении? Такое молчание было бы тяжелее смерти. Значит, надобно возлюбить истину, и удалить от себя всякий вид двоедушия: неискренности, хитрости и лукавства, дабы соделаться достойным свидетелем истины Воскресения Христова. Наконец, апостол требует для достойного празднования Пасхи чистоты и истины. Мы очищаем к празднику дома наши и одежды, измываем самих себя. Но для Воскресшего нужна не эта чистота. Он готов принять нас в рубищах, готов нагих посадить за трапезу с Собой, коль скоро душа у нас чиста. Поэтому, празднуя Пасху, надобно заботиться не об одной чистоте домов и одежд, а паче о чистоте души и сердца. Без этой чистоты как мы осмелимся приходить в церковь? ибо именно в эти дни в церкви множество Ангелов; как встать среди этих чистейших духов с нечистой душой? Кроме того, надобно часто в эти дни лобызать крест, икону Воскресения и священный хлеб; как приступить к этой святыне с очерненной совестью, со зловонием греха? Если бы ты даже не захотел подходить ко кресту и хлебу, по причине своей нечистоты, а удовлетворился одним стоянием в церкви, то все же ты не можешь спокойно взирать на Святилище. Ибо смотри, Царские двери отверсты всю неделю! Это значит, что Сам Царь славы непрестанно на тебя смотрит со Своего престола. Сокроется ли от Его очей, если в тебе есть какая-либо нечистота греховная? И какая дерзость стоять перед лицом Царя в рубищах греха, с язвами совести! Магдалина шла с благовонным миром на гроб Воскресшего, но и тут сказано ей: «не прикасайся Мне!» (Ин. 20; 17). Что же скажут нам, если мы будем исполнены худых мыслей, беззаконных замыслов? Ах, братие, как далеко отстоят наши празднования Пасхи от истинного празднества, коего требует апостол! Вам известны обычаи мирские в эти дни, скажите сами, когда менее чистоты и святости между людьми, как не в эти дни? Когда наипаче злословят, лгут, кощунствуют, как не в эти дни? С окончанием поста как будто оканчивается у многих все доброе; Христос воскресает, а они умирают духом! И для людей с чувством христианским тяжело смотреть в эти дни на безумные игрища, на забвение многими всякого воздержания, на явное торжество нечистых страстей; каково же должно быть при этом воскресшему Господу, Тому, Который для того и умер за нас, чтобы сделать нас всех людьми чистыми и святыми? Поэтому-то, братие, заметили ль вы, какая просьба предложена была нам от имени Воскресшего? «Потерпи Мене, глаголет Господь, — читалось в прошедшую Великую Субботу на литургии, — потерпи Мене в день Воскресения Моего, во свидетельство». Признаюсь, братие, что я, когда слышу эти слова, всегда исполняюсь стыда и сокрушения. Вот, думаю, до чего дошли христиане, что им надо предлагать такую просьбу! Спаситель уже не требует ничего для Себя от тех, которые искуплены Его Кровью; не говорит: прославь Меня, или принеси Мне в дар что-либо: нет, это много для Его последователей. Он ищет меньшего, просит не долга, а милости, не справедливости, а снисхождения: «потерпи Мене!» Ты, как бы так говорил Он, не хочешь служить Мне, хотя куплен Моей Кровью; не хочешь следовать за Мной, хотя клялся быть Моим последователем. Окажи, по крайней мере, одну милость: «потерпи Мене», не предавайся порокам при Мне, не изгоняй Меня прежде времени... «Потерпи Мене», — хотя бы ненадолго, хотя бы в день Воскресения Моего, в тот день, когда и узникам дают свободу, и с врагами обходятся дружелюбно. Пусть пройдут Мои торжества, умолкнут славословия, затворятся двери: тогда, если хочешь погубить душу твою, тогда твори угодное тебе; а теперь не изменяй так нагло, не бесславь Моего креста, не порочь своей веры и Моей Церкви. «Потерпи Мене, потерпи во свидетельство Мое!» Иначе иудей за тебя будет издеваться надо Мной; иначе магометанин за твою жизнь будет поносить крест Мой; сам диавол насмеется над торжеством Моим. Я буду показывать язвы, за тебя понесенные, а он будет выставлять язвы, тобой за него носимые; Я буду изводить души из ада, а он твою душу повлечет в ад; Я буду распространять жизнь и Воскресение, а он чрез тебя будет разливать смерть и тление. «Потерпи убо Мене в день Воскресения Моего!» Надобно, братие, иметь каменное сердце, чтобы не тронуться от этого гласа воскресшего Господа. Поэтому и не почитаю нужным присовокуплять что-либо к нему, кроме совета и моления, чтобы вы размыслили о нем сами, на свободе, дома. Кто сделает так, тот наверно столь умилится сердцем, что постарается провести настоящий праздник как советует апостол, а не как требует плоть и кровь, то есть не «в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины». Аминь. (Из творений Иннокентия, архиепископа Херсонского) Оглавление 518. Небесная Домостроительница «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии!..» Весь мир полон чудес Твоих, весь род христиан православных чтит и ублажает Тебя, как Заступницу свою усердную и надежду непостыдную; Ты — Матерь всех скорбящих и обремененных; Ты — отрада и утешение угнетенных, Ты — скорая Помощница и милостивая Избавительница в бедах сущих и во всяческих лишениях... Поистине, братие, счастливы мы, православные христиане, что имеем у Бога такую Ходатаицу за нас, грешных. Никакая мать так не печется о своих детях, как печется Она, Владычица наша, о роде христианском. История Церкви Божией наполнена повествованиями о Ее чудесах; история нашей родной земли Русской вся проходит под Ее благодатным покровом; нет, кажется, града и веси, где не было бы какой-либо досточтимой Ее иконы. Но и каждый православный христианин не забыт у нее: притекай к Ней с верой, проси, молись с несомненной надеждой, и Она, Матерь любви и милосердия, услышит тебя, Она с любовью примет молитву Твою и поможет тебе благодатью Сына и Бога Своего. И этого мало: даже тогда, когда мы забываем о Ней, даже и тогда Она не забывает нас, грешных и, яко Матерь любвеобильная, печется о нас, вразумляет нас и наставляет на путь правый. Вот, например, какую трогательную историю из жизни преподобного Афанасия Афонского повествует греческая книга: "Спасение грешных". Когда святой Афанасий строил свою Лавру, случилось попущением Божиим, что в один год сделался такой неурожай и голод в Лавре, что братия, не перенеся и строгих подвигов, и постигшего Лавру искушения, один по одному разошлись, так что наконец остался только один — святой Афанасий, и притом без хлеба. Как ни был силен в подвигах, как ни был тверд в духе терпения святой старец, но голод превозмог и его; твердость духа поколебалась, он решился оставить Лавру и идти куда-нибудь в другое место. И вот он, со своим железным жезлом, в смутном расположении духа, уныло шел по пути к Кареи. Два часа он прошел этим путем, наконец утомился, и только было хотел присесть отдохнуть, как вдали показалась Женщина под голубым воздушным покрывалом, идущая ему навстречу. Смутился святой Афанасий и, не веря собственным глазам, перекрестился. "Откуда взяться здесь женщине? — спросил он сам себя. — Вход женщине сюда невозможен". Удивляясь видению, святой Афанасий пошел навстречу Незнакомке. "Куда ты, старец?" — скромно спросила Она святого Афанасия, повстречавшись с ним. Афанасий осмотрел с ног до головы Незнакомку, заглянул Ей в лицо, и в невольном чувстве почтительности потупился. Скромность одежды, тихий, девственный взор Незнакомки, Ее трогательный голос — все показывало в Ней не случайную женщину. "Ты кто, и как зашла сюда? — сказал старец Незнакомке. — К чему Тебе знать — куда я? Ты видишь, что я здешний инок. Чего же более?" — "Если ты инок, — отвечала Незнакомка, — ты должен иначе, нежели обыкновенные люди, отвечать, и быть простодушным, доверчивым и скромным. Я желаю знать, куда ты идешь; знаю твое горе и все, что с тобой делается, могу тебе помочь; но прежде желаю услышать: куда ты?" Удивленный беседой таинственной Путницы святой Афанасий рассказал Ей беду свою. "И этого-то ты не вынес? — возразила Незнакомка. — Ради насущного куска хлеба ты бросаешь твою обитель, которая должна быть в роды родов славной? Прилично ли это иноку? Где же твоя вера? Воротись, — продолжала Она, — Я тебе помогу, все будет с избытком даровано, только не оставляй твоего уединения, которое прославится и займет первое место между всеми здешними обителями". — "Кто же Ты?" — спросил Афанасий. "Та, имени Которой ты посвящаешь твою обитель, Которой вверяешь судьбу ее и твоего спасения. Я Матерь Господа твоего", — отвечала Незнакомка. Святой Афанасий недоверчиво и сомнительно посмотрел на Нее и потом начал говорить: "Боюсь поверить, потому что и враг преобразуется в ангела светла. Чем Ты убедишь меня в справедливости слов Твоих?" — прибавил старец. "Видишь этот камень? — отвечала Незнакомка. — Ударь в него своим жезлом, и тогда узнаешь, Кто с тобой говорит. Знай, что с этой поры Я навсегда остаюсь Домостроительницей (Экономиссой) твоей Лавры". Афанасий ударил в скалу. Как молнией разразился камень и из трещины его выбежал шумный ключ воды, запрыгал по скату холма и понесся вниз до самого моря. Пораженный таким чудом, святой Афанасий обернулся, чтобы броситься к ногам Божественной Незнакомки, но Ее уже не было: Она, как молния, скрылась от его удивленных взоров... С той поры ключ тот даже и поныне целительно и обильно струится на расстоянии двух часов хода от Лавры: это вблизи моря, в диком и пустынном лесу (На месте явления Божией Матери воздвигнута, в память этого и в честь Ее, небольшая церковь с неугасимой лампадой пред иконой, изображающей совершившееся здесь чудо. Вблизи устроена открытая галерея для отдыха пришельцев и паломников, особенно в летнюю пору, когда жара бывает утомительной и едва выносимой. Неугасимую лампаду теплят здесь иноки соседней кельи, живописно отсюда рисующейся на значительной высоте прибрежного храма). Когда святой Афанасий, по явлении ему Божественной Экономиссы, возвратился в Лавру, то нашел бывшие прежде пустыми сосуды и кладовые, по державной Ее воле, наполненными всем необходимым; некоторые из этих сосудов будто бы сохраняются в Лавре и доныне. Так вразумила Царица Небесная Своего избранника, преподобного Афанасия, когда он, по немощи человеческой, не понес было тяготы попущенного Богом испытания. Так Она вразумила и утешила его, и поныне хранит святую его обитель в мире и всяком изобилии. Возлюбленные о Господе братия! Матерь Божия всегда готова на помощь нам; Она ждет от нас только вздоха сердечного, чтобы нас помиловать. А мы часто, о как часто забываем о Ней, нашей Заступнице усердной! Ждать ли и нам такого же от Нее вразумления, какое было преподобному Афанасию? Но кто же дерзнет желать этого? Кто скажет о себе, что он достоин такой милости? Нет! Не будем желать чудесных вразумлений; лучше сами будем прибегать к Матери Божией в скорбях наших, сами будем искать у Нее помощи. А впрочем, разве Она не вразумляет нас и ныне явными чудесами милости Своей? Вспомните, подумайте, сколько Она в последнее время явила чудес от Своих новопрославленных икон чудотворных? Вспомните рассказы о чудесах от Черниговской, Козелыцанской, Понетаевской и других Ее икон... Ужели этого мало для нашего вразумления?.. Кажется, только ослепленный гордостью и самомнением человек, не верующий в чудеса Божия всемогущества, только упорный отступник Церкви, не почитающий Матери Божией, и не желающий почитать святых икон Ее, может не признать Ее чудес... Но и ему непростительно это! И он, если хочет быть добросовестным искателем истины, должен сам тщательно исследовать эти чудеса. Каждому такому отрицателю мы можем смело сказать: прииди и виждь. Истина не боится света. Расспроси подробно самих исцеленных от разных неизлечимых болезней, допроси их соседей; врачи, лечившие их, не откажутся быть свидетелями чудес Божиих; многие из них печатно в газетах заявляли об этих чудесах. Одно опасно: если будешь исследовать в духе гордости фарисейской, так, как книжники Иудейские допрашивали Евангельского слепорожденного, исцеленного Господом, о, тогда, конечно, ты ничему не поверишь, — не поверишь даже и тогда, если бы святую истину тебе засвидетельствовал по воле Божией явившийся с того света мертвец!.. Сохрани и помилуй нас, Матерь Божия, от такого ослепления! Мы веруем, что Ты печешься о нашем спасении, и конечно печешься больше, чем печемся мы, грешные, о своем земном благополучии; поэтому не отступим никогда, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых! Оглавление 519. В защиту птиц небесных «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их...» (Мф. 6; 26). «Не пять ли птиц ценится пенязема двема? И ни едина от них несть забвена пред Богом...» (Лк. 12; 6) Это слово Самого Христа Спасителя. Это Он говорит нам, что Отец Небесный и птичек питает, что и они не забыты у Господа Бога. Итак, Отец Небесный питает их, а люди истребляют этих невинных творений Божиих, истребляют не ради нужды какой, а ради потехи, ради забавы!.. И пусть бы этим забавлялись дикари какие-нибудь, — нет: это любимая забава наших детей, наших деревенских мальчиков и девочек! С болью сердца, братие мои, приходится говорить об этой забаве. Что я скажу сейчас, то раньше меня должна бы сказать совесть ваша. Это одна из таких забав, которые лишают дитя Божия благословения, от которых скапливается много зла на всю его жизнь. Посмотрите, подумайте, что делают ваши дети! Лишь только станет ребенок на ноги, как уже бежит за товарищами по дворам, по ригам и лесам искать гнезда птичек, вынимать оттуда яйца и ловить птенчиков. Пусть рука детская еще не поднялась на разорение гнезда, не сделала муки невинной Божией твари; но дитя уже попало в беду...Оно видит, как товарищи безжалостно мучают пойманную бедную птичку и ее птенцов, выкалывают им глаза, отрывают головки... Не может быть, чтобы нежное детское сердце при этом не обливалось кровью от жалости и из сострадания к обиженной, страдающей и умирающей Божией твари. Но старшие товарищи смеются, издеваются над этим святым чувством дитяти; и вот ребенок, из ложного стыда, мало-помалу подавляет в своей душе это чувство жалости и начинает находить зверское удовольствие в терзании невинной твари; его сердце черствеет, грубеет; душа становится злой, жестокой! А присмотри отец, мать, родные вовремя за ребенком, не дай в обиду, когда смеются товарищи, напротив, пристыди самих обидчиков, покажи им всю гнусность их забавы: вот и спасен человек; и наверное он никогда не вздумает разорять гнезда, убивать, мучить птичек,— даже и других остановит... Возьмись за это дело не один отец, не одна мать; соберитесь вместе старцы почтенные, порешите целым миром: не дозволять детям гнезда разорять. Вот и конец этой зверской забаве! Мирского решения не посмеют ослушаться. Но увы! Никому до этого будто и дела нет! Никому мысль такая не приходит: чему учится ребенок, разоряя гнезда птичек, что из этого выйдет? Если даже такие безрассудные родители, которые считают эту забаву каким-то удальством, которые сами показывают дорогу детям, учат их этому постыдному занятию, и сами, в воскресный или праздничный день, когда нет работ, вместо того, чтобы идти в храм Божий, Бога не боясь и людей не стыдясь, бродят с раннего утра до позднего вечера по болотам и кочкам за яйцами... Ограбят бедных птичек, наберут яиц — уж молчали бы себе; так нет же, еще хвалятся своей добычей, показывают детям, и вот дети, один перед другим бегут в луга, леса и болота, осматривают все кочки, все кусты, обирают яйца и губят Божиих птичек... И этот грех лежит не на одних мальчиках, но и на девочках, не на одних отцах, но и на матерях... Так идет дело из года в год, и если где перестали разорять гнезда, то только потому, что нечего стало разорять... Понимаете ли вы, братие, в этом грехе повинные, какое зло вы творите? Сколько добра губите? Как портите самих себя? Какое страшное несчастье готовите детям?.. Разорять гнезда, мучить птицу — грешно! Кто дал жизнь птице? Ведь не вы, не дети ваши, а Бог! Мы волос к волосу не прибавим, на локоть не вырастим по своей воле. Так как же смеем брать не свое? Отнимать у твари то, что дано ей Создателем, и притом отнимать не по нужде, а просто ради забавы одной?.. Бог дал птичке жизнь и питает ее, а мы будем убивать ее ради потехи? Христианское ли это дело? Даже— человеческое ли? Не зверское ли?...Птичка места нашего не занимает, добра нашего не портит, ничего от нас не требует. Так за что же, и кто позволил нам так обижать ее? Ужели только за то и потому, что мы сильнее ее? Но ведь сила — не право, не закон. Ты сильнее, стало быть, тебе можно быть и бессовестнее? Так что ли? Но если так жить, то можно до того дожить, что ныне ты осилил, обидел слабого, а завтра явится кто посильнее тебя и ты уже ничего от него не жди, кроме погибели. Ужели же вы не понимаете, что дети, занимаясь разорением гнезд, привыкают жить насилием; что когда ребенок душит птичку, разлучает мать с детьми, забавляется и потешается ее мучением, то сердце его черствеет, ожесточается, и жалости от такого человека после не жди никто и никогда! С годами он все будет грубеть и не будет уже способен отзываться на радость и горе другого... Но не правда ли, други, ведь лучше дома лишиться навсегда, лучше век терпеть горькую нужду, чем потерять жалость и сострадание к ближнему. Безжалостный, жестокий человек и Богу противен, и добрым людям ненавистен. «Суд бо без милости не сотворшему милости!» (Иак. 2; 13). А куда деться нам, грешным, без милости Божией? На кого надеяться? Кто нам поможет? Кто защитит? Кто от бед и скорбей избавит? Не жди себе жалости такой человек и от добрых людей!» И в тоже меру мерите, возмерится вам!» (Мф. 7; 2). А если все люди будут безжалостны, то что будет за жизнь на земле? Не станут ли тогда люди похожи на диких зверей, которые готовы загрызть друг друга из-за куска добычи?... Вот к чему, други мои, ведет детей ваших эта забава — разорение гнезд. Но кроме греха пред Богом, вы вредите и сами себе, своему же добру. Птица добра нашего не губит, а сберегает его. Иные, пожалуй, скажут: "Птица много склевывает зерен на пашне, портит хлеб, губит в садах плоды и ягоды". Пустое! У птицы много корма и без наших зерен, без наших ягод и плодов. Если и бывает от нее порча хлеба, то самая незначительная, о которой и говорить не стоит; ведь никто не высчитывает, сколько травы сторож помнет на лугах во время объезда. А птица — это и есть сторож наших полей и садов. Кормится она больше червяками, мошками, мышами — этими страшными опустошителями наших полей и садов. Не будь птицы — этих гадов развелось бы столько, что мы и половины не убрали бы хлеба, половины не собрали бы овощей, плодов и ягод. Думаю, вы слышали, как в разных местах разные жуки, червь, мухи, зверьки поедали весь хлеб и заставляли голодать людей и вконец разоряться? Невольно задумаешься: за что постиг людей гнев Божий? Конечно за грехи, а между прочими грехами и за то, что без ума перебили люди птицу, стало ее мало, вот и попустил Господь размножиться опустошителям хлеба. Птица наш друг; безданно - беспошлинно она работает на нас с ранней весны до поздней осени, повсюду разыскивая и истребляя этих червяков, мошек, жуков и мышей. Мало того, крупные птицы уничтожают разную нечистоту, которая валяется везде из-за нашей неопрятности и заражает воздух, размножая болезни на людях и на скоте. Видите, сколько пользы приносит нам птица. И слава Богу, пока Бог грехам нашим терпит, птица у нас не переводится, как ее ни истребляют безрассудные люди; она не перестает работать на нас. Но подумал ли кто-нибудь, что тогда станет с нами, когда переведется птица? Ведь мы можем тогда остаться вовсе без хлеба, без овощей и плодов. Послушайте, что говорят старики: как хорошо родился хлеб прежде, и посмотрите, что ныне стало. Все говорят, что половины нет против прежнего. Жалуются на засуху; но ведь засуха и прежде случалась, однако хлеб родился. Значит, гибнет хлеб не от одной засухи, а от чего-то еще другого. Отчего же? А вот отчасти оттого, что птицы меньше стало, некому стало справляться с червями, мышами, мошками, жуками и подобными опустошителями... Станем губить без жалости птицу — сами на себя накличем эту беду. Говорят: "Птица вьет гнезда, где не следует". Но тогда лучше не давайте ей вить гнездо, где не нужно; она найдет себе другое место. Итак, возлюбленные, пока не ушло время, останавливайте детей, когда их рука станет подыматься на такое зверское дело! Учите их не губить птичек, а защищать и любить их. Пусть с малых лет ваши дети привыкают видеть в птице не врага себе, а друга милого. Пусть со всякой птицей обращаются так же ласково, как с голубями. Тогда на душе детской не будет греха губительства полезной твари Божией; тогда поменьше будет в людях злости и бессердечия. А птица размножится на нашу пользу, и Бог благословит нас за милость и жалость к Его созданиям. Аминь. Оглавление 520. Слово любви называющим себя старообрядцами о том, всегда ли должно следовать благословению родителей Многие из вас, находящиеся в отступлении от Православной Церкви, живо чувствуют силу убеждения Церкви Православной и неправость своих мнений, но удерживаются от обращения к Православной Церкви таким рассуждением: "Нас благословили следовать нашей вере наши родители. Как идти против родительского благословения? Как веровали наши отцы, так будем веровать и мы. Где будут они, там и мы. Они заповедали нам и не слушать вас". Други! Детям, конечно, должно уважать своих родителей и повиноваться им, союз детей с родителями священен. Святой Апостол говорит: «Чада, послушайте своих родителей о Господе» (Еф. 6; 1). И Премудрый заповедует чадам: «Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад, клятва же материя искореняет до основания» (Сир. 3; 8-9). Это так! Но рассмотрите основательно, — совершенно ли во всем дети должны оказывать родителям послушание, то есть исполнять все, на что их благословляют или благословили родители? Нет! Когда родители благословляют своих детей на что-либо противное Господу Богу, то эти родители как бы не любят своих детей, дети не должны повиноваться им, своим родителям. Святитель Златоуст, объясняя означенные слова святого Апостола, спрашивает: "Что аще безместная (неприличное) повелевают (родители)?" И отвечает: "Рек (Апостол) о Господе сиречь: в нихже аще не приразишися (в чем не окажешься противником) Богу. Яко аще еллин будет или еретик (отец твой), ктому повиноватися (ему) не подобает; несть бо вещь (сие дело не будет уже) о Господе" (на Послание к Ефесянам 6: 1. Беседа 21). — Что здесь говорит святой Златоуст о родительском благословении или приказании, то же должно сказать и о родительской клятве. Как не всякое родительское благословение приходит к детям, так и не всякой клятве подвергаются дети, какую изрекают на них родители. О безрассудной клятве Премудрый ясно говорит: «клятва суетная не найдет ни на когоже» (Притч. 26; 2). А благословение бывает еще не только суетное, но и такое, которое Господь Вседержитель подвергает проклятию. Ибо так Он сказал у святого пророка Малахии преступному Илию: «проклену благословение ваше, и оклену е: и разорю благословение ваше, и не будет в вас» (Мал. 2; 2). Посему в учительном Евангелии сказано: «соединятися (соглашаться в вере) со еретики возбранено есть и нам несть общения (в вере) с еретики, аще отец и мать, и братия, и сестры, и жена, и чада: с таковыми несть части верному. Сии аще други по плоти, но враги по духу и словерию своему, и противницы истине. Сих достоин ометатися» (лист 259). И Никон Черныя горы говорит: "Клятва возвратится на главу неправедно ту посылающаго... Всяк бо всуе проклинаяй (другого) себе (самого) проклинает (Слово 7. Лист 52). То же читаем и в "Большом Катехизисе": "Заповеда Бог: чти отца и матерь, понеже родители детям, по Бозе живота ходатаи суть... Но сия (это относится только) в союзе правоверия бывшим, повреждающим же Христос в Евангелии, еже от Луки, сице рече: разделится отец на сына и сын на отца (лист 191). Итак детям, особенно когда они вошли в зрелый возраст, должно повиноваться родителям только в том, что согласно с волей Божией. И именно в отношении к вере должно повиноваться не тому, чего требует воля родителей, но тому, чего требует воля Божия, Слово Божие и законные учители веры, то есть церковные пастыри и учители, ибо им Господь Бог поручил созидание тела Христова, Церкви: «Дондеже достигнем вcu в единение веры и познания Сына Божия ...Да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения» (Еф. 4; 14-15). Посему есть и ясная, настоятельная Божия заповедь: «Повинуйтеся наставником вашым и покарайтеся» (Евр. 13; 17). Но такой заповеди, чтобы совершенно не слушать их (наставников) только потому, что родители не позволяют слушать, — нет нигде, и такой заповеди не может быть. Ибо ежели бы была таковая заповедь, то все люди, родившиеся в какой-либо ереси, должны были бы умереть в той ереси и погибнуть, потому что они должны бы слушать только своих родителей, которые заражены ересью, и не должны бы были слушать проповедников истинной веры. Тогда родившийся от языческих родителей должен бы жить и умереть в язычестве; родившийся от магометан — жить и умереть в магометанстве. Да тогда и Самого Иисуса Христа не должно было бы слушать, и посему Он приходил бы на землю совершенно напрасно. Может ли какое правило быть вреднее такого правила: "Не слушай никакого учителя о вере, особенно учителя Православной Церкви, а слушай только родителей"? В отношении к вере все родители должны чаще внушать своим детям слова святого Златоуста: "Большую от естественных родителей иереям даде силу Бог: и толико обоих различие, елико есть настоящая и будущая жизни разнство. Овии убо в сей, овии же в оный рождают живот" ("О священстве". Слово 4. Гл. 5), то есть Бог даровал священникам более власти, чем родителям плотским. Те и другие столько различаются между собою, сколько жизнь настоящая от будущей. Ибо одни рождают для жизни земной, другие для небесной (там же, новый перевод, с. 63). Отпадшие братие! Ваша вера, переданная вам вашими родителями, уже не та вера, которой держались ваши древние прадеды, жившие от времен князя Владимира. Вот их вера была истинно старая, — вера, которую принял от греков и принес к нам святой великий князь Владимир, и которой теперь твердо держится Церковь Православная. Ежели вы возвратитесь к Церкви Православной, то возвратитесь к вере ваших прадедов, к Церкви истинно Святой, Соборной и Апостольской. У ваших предков в вечности уже нет никаких земных выгод. Как все они сильно желают вашего возвращения к их вере, и потом ваших усердных молитв о душах их! Будьте праводушны и рассмотрите чистосердечно, что вам препятствует соединиться со Святой Православною Церковью? Вы чтите Святое Евангелие, святых Апостолов. Весьма глубоко чтим и мы, как чтили ваши и наши благочестивые предки. Вы забываете, что Держитесь правил семи Вселенских и девяти поместных святых Соборов. Правил всех этих святых соборов держимся и мы, так же как держались их ваши и наши благочестивые предки. Вы держитесь святых преданий Христовой Церкви. Держимся и мы, так же как держались их ваши и наши благочестивые предки. Вы любите писания святых великих вселенских учителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина и других. Весьма любим и мы, так же как любили их ваши и наши благочестивые предки. Вы признаете истолкования Слова Божия только согласным с истолкованием святых отцов Церкви. Только таковые истолкования признаем за истинные и мы, так же как признавали ваши и наши благочестивые предки. Вы представляете, что не любите, чтобы кто-нибудь проповедовал учение, противное Слову Божию и писаниям святых отцов. Решительно не любим сего и мы, так же как не любили ваши и наши благочестивые предки. Ваши древние предки — равно и наши предки. Что же, думаете вы, должна иметь истинная Христова Церковь, чего не имеет наша истинно Православная Церковь? По указанию "Большого Катехизиса", "Святая Соборная Церковь есть та, в которой соблюдаются переданные догматы всех семи Вселенских Соборов, которая священнословесными песньми и пении славима есть, святыми божественными иконами украшена есть, которая основана и утверждена святых мучеников мощми, в которой совершается и тайна святой Божественной службы, в которой вси вернии приемлют пречистого Тела и честныя Крови Христа Бога нашего и тем причастницы бывают Царствия Небесного, которая всему Евангелию и всему учению Вселенских Соборов верует, а не части. Единогласие соборной Церкви состоит и содержится наипаче в сих пяти вещах: в согласии Православной веры, и в любви нелицемерной, и во учении правом, и в достоинстве употребления Святых Таин, и в чести и почитании святителей и пресвитеров. Сия суть первейшие вещи" (гл. 25, лист 121). Именно все это есть в пренебрегаемой и ненавидимой вами, а нами чтимой и исповедуемой Православной Церкви, — Церкви, к которой всем сердцем прилеплялись все ваши и наши благочестивые предки. Будьте праводушны, братие, и рассмотрите это основательно. Это всякому нужно рассмотреть неотложно, хотя бы неразумные родители и запрещали вам делать это рассмотрение. (Из книги: "Истинно древняя и истинно Православная Христова Церковь")
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar