Меню
Назад » »

Свт. Лука Крымский / Спешите идти за Христом (3)

О требующих знамений и чудес 7 июня 1947 г. "Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам: не дастся роду сему знамение" (Мк. 8, 11-12). Почему же Господь Иисус Христос глубоко вздохнул? Когда мы с вами глубоко вздыхаем? Вздыхаем глубоко тогда, когда видим или слышим что-нибудь тяжко переносимое, когда слышим слова богохульные, слова лживые, слова недопустимые, тогда мы глубоко вздыхаем и говорим: "О Господи, Господи!" Вот так же, по той же причине вздохнул и Господь Иисус Христос: вздохнул потому, что евреи, предводительствуемые фарисеями и книжниками, посмели дерзко спорить с Ним. Он вздохнул потому, что они предъявили Ему требование нечестивое, требование недопустимое: они требовали от Него чудес и знамений. Зачем требовали? Разве без их требования Он не исцелял слепых, сухих, хромых, немых, не изгонял бесов, не воскрешал мертвых, не повелевал водами и ветрами, чего им еще было надо? Зачем же еще требовали они знамений и чудес? Разве не должно было это требование вселить горечь в святое сердце Иисусово, разве не понятен нам Его глубокий вздох? Прошло без малого две тысячи лет, и до сих пор еще много, бесчисленно много таких, которые спорят со Христом, требуют новых чудес и знамений, не верят в чудеса, описанные в Святом Евангелии, им мало этого. Собственно, не мало, просто не воспринимают этого, это чуждо их сердцу, не верят всему этому, ибо люди верят тому, чему хотят верить; верят тому, что соответствует их образу мыслей, их желаниям; верят тому, что льстит их слабостям; верят тому, что одобряет и поощряет те самовольные пути жизни, которые предначертали они себе. Всему тому, что льстит им, охотно верят даже тогда, когда это не заслуживает никакой веры, когда это вздор, глупость; всё-таки верят, потому что хотят верить. А словам Христовым, всему тому, что написано в Евангелии, чудесам Христовым не хотят верить, не хотят идти путем Христовым, противен им этот путь, идут своим путем. До сих пор непрестанно спорят со Христом, не верят в чудеса, которые сотворил Христос, снова и снова требуют чудес. Говорят: "Это всё выдумки, мифы, возникшие много столетий тому назад, теперь нам подай чудеса, чтобы мы видели их. Почему теперь чудес не бывает?" Те, кто требует чудес, не знают, не понимают, что чудеса продолжают совершаться до наших дней. Чудес полна жизнь тех, кто сердце свое обратил к Богу, кто имеет очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать. Чудес не видят только те, которые закрыли очи свои, заткнули уши свои, чье сердце наглухо закрыто для истины. Их сердце не принимает слова Божия, их сердце противится заповеди любви святой. Их сердца открыты совсем для другого, часто только для велений греха. Потому и сказал Господь, глубоко вздохнув: "Для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение". Знает Господь, что сколько ни показать чудес, всё равно не поверят. Всякий знает те чудеса, которые совершались в эти недавние годы на глазах у всех, которые засвидетельствованы множеством людей, — и неверующие стараются их объяснить по-своему, объяснить научно или, вернее, хотят непостижимое и чудесное объяснить постижимым и естественным. И сколько ни показывай чудес, всё равно не поверят. Если б мертвые воскресли и явились живым, всё равно не поверили бы. Зачем же метать бисер перед свиньями, зачем творить чудеса тем, кто никогда никакому чуду не поверит, как бы несомненно ни было это чудо, — потому что не желает верить, потому что наглухо закрыли они сердце свое. Им Господь никаких знамений не даст, никаких чудес не покажет. Господь поступает иначе: так, как говорит святой пророк Иеремия: "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: "Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом" (Иер. 31, 33. Евр. 8, 10). Господь влагает Свой святой закон, святые слова правды в мысли тех, кто не закрывает своего сердца, кто, напротив, с жадностью ищет всего святого, всего истинного. Тем, кто не требует чудес, кто уверовал в Него, в чье сердце вошли заповеди Его, тем Он говорит, что напишет Свой Новый Завет на сердце их. Свой святой Завет точно огненными письменами напишет Он в их сердцах и будет их Богом, и они будут Его народом святым. Нужны ли другие знамения, не достаточно ли этого? Откройте же свои сердца для восприятия новых заповедей — откройте их: тогда Господь вложит в них заповеди Свои и напишет в сердцах ваших Свой Новый Завет, и тогда не будете вы просить никаких знамений и никаких чудес. Оглавление О равномерном распределении земных благ 12 июня 1947 г. Четверг 1-й недели по Пятидесятнице Святой апостол Павел пишет во Втором своем послании к Коринфянам: "Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель" (8, 1-3). Почему говорит св. апостол Павел такие слова коринфянам? Он повсюду, где путешествовал, собирал пожертвования для бедных иерусалимских христиан, ибо в те годы был голод, и многие бедствовали. Он отовсюду собирал пожертвования хлебом, разными продуктами, деньгами и пересылал пожертвования эти в Иерусалим. Он собрал такие пожертвования и в Македонской Церкви. Он говорит о том, что благодать Божия снизошла на церкви Македонии. Это столь важное событие — снисхождение благодати Божией, — что нужно было святому апостолу Павлу говорить об этом везде и всюду. В чем же выразилась благодать Божия? Эти церкви имели великое множество скорбей, было у них много горя; но среди этих скорбей они не унывали, не плакали, а наоборот, преизбыточествовали радостью. Это как будто странно: люди бедствуют, страдают, у людей много скорбей, а они преизбыточествуют радостью. Были они в нищете, были совсем бедны и в этой нищете и бедности все преизбыточествовали тем добрым чувством, той радостью, с которой встретили святого апостола Павла, и с величайшей готовностью уделяли Церкви Иерусалимской что могли от нищеты своей. "Ибо они доброхотны по силам и сверх сил". Откуда это настроение душ, откуда эта радость, эта готовность отдать последнее далеким братьям во Иерусалиме? Ведь от Македонии (южнее нынешней Болгарии) до Иерусалима весьма далеко. Откуда эта радость? Именно потому, что благодать Божия посетила македонские церкви, о чем свидетельствует сам святой апостол: "Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией" (2 Кор, 8, 4-5). Каким святым они хотели послужить? Святыми во всех посланиях называются все христиане. Ибо подлинные христиане должны быть святыми. "Не только то, чего надеялись, но они отдали самих себя, во-первых Господу, потом и нам по воле Божией". Видите, как были настроены их сердца, как горели христиане духом любви, как стремились всё, что могли, отдать на помощь своим ближним. Не только отдавали последнее, жертвовали от последнего, от нищеты своей; отдали сами себя Господу и нам. Как отдавали себя Господу? Они отдавали последнее достояние свое, сердцем своим стремились к Богу, во имя Божие жертвовали последнее, самих себя вручали Господу и апостолам. Вот видите, какая великая благодать Божия дана Церкви Македонской, о чем говорил апостол Павел. Он говорил, что Дух Святой посетил их, распалил сердца их Своей благодатью, и они, терпящие нищету, живущие среди глубоких скорбей, отдавали последнее братьям своим нуждающимся. Сердца свои, самих себя отдали Богу, отдали апостолам, отдали нуждающимся братьям своим, и вот, рассказывая коринфянам об этом, апостол Павел говорил: "Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность" (2 Кор. 8, 11-13). Он призывает и коринфян исполнить то же дело любви, привлечь к себе благодать Святого Духа, о какой свидетельствовал в церквах македонских; говорит о том, что Бог принимает жертвы наши по усердию нашему. Дело не в количестве жертвы: важно, с каким сердцем, с каким расположением, с каким усердием она приносится нуждающимся и бедствующим братьям. Не требуется, чтобы мы себя обрекли голодать, чтобы отдали последнее; не требуется, чтобы нам была горечь: надо только, чтобы была равномерность; надо, чтобы в христианской общине не было тяжкого, глубокого неравенства, которое существует повсюду среди людей. Ибо мы знаем, что одни государства — христианские государства — преизбыточествуют огромными богатствами, огромными запасами, тогда как другие страны терпят страшные голод и нужду. И совсем нет в наше время того равенства, о котором говорит святой апостол; никто не заботится, чтобы блага земные были равномерно распределены между людьми, совсем напротив. Этот закон Божий, этот завет Павлов забыт в наши дни. И страны, имеющие огромные запасы хлеба, огромные запасы других продуктов, не думают уделить избыток этих богатств другим странам, в которых люди страдают и умирают от голода. Недавно в Северной Америке уничтожены огромные количества картофеля, потому что цены на него упали, и фермеры не захотели продавать его дешево. И вот они дьявольским образом уничтожили запасы картофеля, без которого погибают люди от голода и в Индии, и в Китае, и в Германии, разоренной после войны. Повсюду люди голодают, повсюду умирают от голода, а эти, забывшие завет Христов, уничтожили громадное количество картофеля и хлеба. Вместо того, чтобы богатства свои стремиться распределить равномерно между всеми, люди тратят громадные деньги на вооружение одних христиан против других. Овладели уже атомной энергией, и, если бы это знание было использовано в целях мирных, должны были бы создаться такие богатства, что во всем мире устроилась бы обильная жизнь, никто бы не нуждался, не умирал с голоду, не выбивался из сил в тяжкой работе. Вместо этого атомную энергию используют на приготовление дьявольских атомных бомб, разрушающих сразу целые города и уничтожающих сотни тысяч людей. Видите, как далеки мы, как далека христианская Европа от того, что было в блаженные времена, когда проповедовал святой апостол Павел. Как далеки люди от радости любви, которую проявили македоняне и тем привлекли благодать Святого Духа. Как ждет человечество этой благодати, как ждем мы, чтобы Бог благословил труды наши. Нельзя просто ждать: ждем и не дождемся. Не дождемся потому, что заменили закон любви погоней за богатством, закон любви изгнан из сердец многих-многих людей. Надо, чтобы этот закон хоть в чьих-нибудь сердцах сохранился, надо, чтобы хоть в малом стаде Христовом не была забыта любовь, не была забыта помощь христианская, помощь всем братьям нашим, которые нуждаются в нашей помощи. Хоть вы — малое стадо Христово, но сохраните в сердце этот закон, и тогда посетит благодать Святого Духа сердца ваши, как посетила она сердца христиан македонских. Оглавление О предопределении 23 июня 1947 г. Понедельник 3 недели по Пятидесятнице В сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел разрешает трудный, тяжелый вопрос, который и вы, может быть, себе задавали: отчего так, что одни люди от самого своего рождения предназначены к вечной жизни и к вечному блаженству, а другие рождены и живут в неблагоприятных для спасения условиях, как будто от самого рождения отвержены Богом. Он приводит слова Божии к великому пророку Моисею: "Кого миловать — помилую, кого жалеть — пожалею" (Рим. 9, 15). Бог знает, кого миловать и кого жалеть, кто достоин помощи, кто достоин благодати Его. Господь говорил фараону, который не хотел отпустить евреев из плена, который, несмотря на постигавшие Египет казни, упорствовал и проявил самое полное непослушание Боту: "Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле" (Рим. 9, 17). Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает. Для того Господь Сам поставил его царем над Египтом, чтобы на нем всякому человеку, роду человеческому показать силу Свою, ибо проявил Он силу Свою, проявил власть над фараоном и всеми его людьми, когда страшной казнью принудил их отпустить народ Израильский. Это было сделано для того, чтобы проповедано было имя Божие по всей земле. До сих пор проповедуется, читается Священное Писание, в котором описана великая власть Бога над непокорным фараоном. Итак, Бог кого хочет миловать — милует, кого хочет жалеть — жалеет. Фараон ожесточался больше и больше при повторных требованиях Моисея, ожесточался всё больше, и Господь попускал его ожесточение. "Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне; "За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "Зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе" (Рим. 9, 18-23). Властен горшечник делать из глины всё, что хочет: сосуды для высокого употребления и сосуды для низкого употреблениями кто сможет ему сказать: "Зачем ты сделал именно так?" Так и люди рождаются в различных условиях, с разными направлениями мыслей, чувств, с разными сердцами. Почему же рождаются люди такими? Почему не рождаются все кроткими, смиренными, с сердцем, открытым перед Богом? Неужели полагаете, что Господь этого не хочет? Господь всех любит и всех желает спасти. Но весьма и весьма многие не желают спастись, не любят добро, возлюбили зло и неправду. И карает их Он Сам в жизни этой, покарает и вечными муками; и не только их Сам карает, но вы слышите каждый день в 102-м псалме радостные для нас слова: "Правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их" (ст. 18). Господь благоволит весь род праведников миловать, благословение Его пребывает на роде святых, а гнев Его пребывает на роде нечестивых. Сам Господь установил великий завет наследственности телесной и духовной. Все животные наследуют от родителей формы тела, которые имеют родители. Знаем, что часто сын похож на отца или мать: это закон наследственности телесной. Есть и закон наследственности духовной. Наследуем от родителей своих не только тело свое, но и душу, духовное наследие. Поэтому дети убийц, грабителей, тяжких прелюбодеев, блудников, пьяниц наследуют вместе с телом своим и нечистоту духовную, склонности родителей. От развратников, пьяниц, обагренных кровью людей рождаются люди, подобные им, с неискоренимыми задатками зла и неправды. Не Господь виноват, что унаследовали люди от родителей погибельные качества. Господь никого не творил грешником, пьяницей, развратником. Грехи и разврат наследуются детьми от родителей. И подобно тому, как в роде праведном всё умножается и укрепляется благодать, любовь духовная, любовь к ближним, кротость, смирение, в грешном роде преступников и прелюбодеев возрастает дурная наследственность: всё самое грешное, самое мерзкое. Господь Всевидящий с рождения ребенка знает, по какому пути пойдет человек: по пути правды и добра, или по пути зла. И тем, кто пойдет по пути правды, посылает Он Свою благодатную помощь, Господь о нем заботится; с ним бывает то, о чем говорит Христос, называя Себя Лозой Виноградной. Все мы, христиане, ветви и листья этой Лозы. Господь Иисус Христос говорит, что каждую ветвь, привившуюся и питающуюся от Лозы, Отец Небесный — Великий Виноградарь — Сам очищает, чтобы приносила более и более плода. Так делает Господь в роде праведных, а род грешников, исчадие тех, кто нечестив, кто ненавидит Бога — оставляет Бог. Бог не хочет их погибели, но так как они не хотят сами спасения, ищут погибели, предоставляет их собственной судьбе. А какова судьба, если оставит Бог, если люди не имеют благодатной помощи Божией? Попадают они во власть диавола, их терзают бесы; всё доброе, что еще остается в их сердце, бесы истребляют, — и всё более и более укрепляются эти люди во зле. Бог ли этого хочет? Бог ли предназначил их к этой участи? Никто да не обвиняет Его, что люди избрали себе сами путь. Все вы под правдой Божией, и да знают все, что Бог Всеведущий, Бог Сердцеведец знает, кого миловать, кого жалеть. Но сосуды гнева до времени терпит Бог, тяжких грешников не поражает смертью уже теперь; знаете вы, что грешники весьма часто благоденствуют в жизни своей. Почему? Господь долго терпит, щадит эти сосуды гнева, ибо они нужны бывают для опознания великих, Ему Одному ведомых, предвечных путей спасения человечества. Нужны и грешники, нужны и нечестивцы, ибо знаем все, что во всем мире царит закон контраста: свету противопоставляется тьма, теплу — холод. Так во всем, во всей жизни, так и в роде человеческом. Нужен контраст между грешниками и праведниками; нужно, чтобы праведники видели, как страдают и гибнут последователи лжи, чтобы видели, как погибают люди, избравшие путь зла, и, видя это, хранили бы себя от пути зла. Образ грешников их устрашает, указывает им тот путь, которого надо бояться. Поэтому и хранит Господь до времени сосуды гнева, поэтому и не поражает немедленно. И не только поэтому, а и потому, что ведает Господь, что немалое число грешников способны к покаянию, что даже тяжкие грешники могут стать святыми, даже чудотворцами, Он терпит до самого конца. Но помните, что есть сосуды гнева, как есть сосуды благодати Божией; бойтесь того, чтобы кто-нибудь не оказался сосудом гнева. Живите так, чтобы быть сосудом чистым, способным и готовым вместить Божию благодать. Оглавление На слова: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф. 8, 22. Лк. 9, 60) 28 июня 1947 г. Суббота 3-й недели по Пятидесятнице Сын Человеческий, когда пребывал на земле, не имел, где главу приклонить, и тому книжнику, который хотел идти за Ним, сказал, что и птицы имеют гнезда и лисицы — норы, а Сын Человеческий не имеет, где главу приклонить. Для чего сказал это Господь? Для того, чтобы все мы понимали и знали, что если идти за Ним, будем в таком же положении, как Он: не будем иметь, где главу приклонить, будем переходить с места на место, терпеть лишения, скорби, будем терпеть гонения, холод и голод. Он указывает на то, о чем раньше говорил: что путь в Царство Небесное есть скорбный, тесный путь, путь страданий и лишений. Это надо знать каждому христианину, если он захочет идти за Христом: надо приготовить себя ко всяким лишениям, всяким скорбям, всяким гонениям. Об этом говорит удивительными словами Иисус Сын Сирахов: "Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, люди, угодные Богу, в горниле уничижения" (Сир. 2, 1-5). Вот эти святые слова запомните: люди, угодные Богу, испытываются в горниле уничижения. Они как сор в мире, не походят на всех мирских людей, идут не тем путем, которым идет огромное-огромное большинство людей. Не ищут они своего, ищут славы Божией, всем сердцем служат Ему, хотят следовать Ему, и, как Он терпел в мире гонения, лишения, и они должны быть готовы всё претерпеть ради имени Его святого. Вот почему Господь так ответил книжнику: "Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить главу" (Мф. 8, 20. Лк. 9, 58). А другому, захотевшему тоже идти за Ним, сказал слова, которые кажутся удивительными, чрезмерно суровыми: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов". Казалось бы, что может быть естественнее желания похоронить отца своего? Но Господь Иисус Христос ответил, как никто никогда не мог бы ответить, сказав: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов". Что же это такое? Это значит, что все мертвые дела, заботы о мертвых, которые кончили путь свой и предстали пред очами Божиими, не должны обременять сердца наши. Заботы о мертвом, о всех мертвых делах, должны быть чужды сердцу нашему. К жизни, к вечной жизни, светлой и радостной жизни должны мы стремиться. Смерть и всё, что сопряжено с нею, должно быть чуждо нам, ибо пред нами надежда жизни вечной, вечной славы. На вечную смерть будут осуждены отвергшие путь Христов, те, кто заботится о всех мертвых делах, о всем, что относится к смерти; мы же думать должны только о вечной жизни. О смерти мы должны помышлять: смерть неизбежная должна быть напоминанием о том, что после нее мы предстанем на Суд Божий. Смерть тела должна напоминать о том, что только тело умирает, а душа будет вечно жить. Смерть тела не должна страшить тех, кто идет неуклонно путем Христовым: смерти все святые ждали спокойно, даже радостно. Вот потому, что таково должно быть отношение к смерти, что не должны мы заботиться о смерти и о мертвых делах, и сказал Господь желавшему быть Его учеником: "Предоставь мертвым хоронить своих мертвецов". Найдутся другие, которые похоронят твоего отца, люди, которые заняты только земными делами, а ты иди за Мною. Видите, что эти слова, которые кажутся такими суровыми, не таковы: это святые слова, напоминающие нам о жизни вечной, ибо для этой жизни предназначены все мы. Оставим же заботы о делах мертвых и всем сердцем устремимся к заботе о том, чтобы стяжать жизнь вечную, ея же да сподобит всех вас Господь и Бог наш Иисус Христос. Оглавление На слова: "Кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30. Лк. 11, 23) 2 июля 1947 г. Среда 4-ой недели по Пятидесятнице "Кто не собирает со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает". Надо понять эти слова Христовы, ибо велико значение их. Надо, чтобы все мы были со Христом, чтобы все собирали вместе с Ним и не расточали. Что значит быть со Христом? Быть со Христом значит быть едино с Ним, быть другом Его, быть близким Ему, это значит стяжать ум Христов, это значит хотеть и стремиться только к тому, что велел Господь Иисус Христос. Надо, чтобы все помышления, все желания наши направлялись к тому, чему учит Господь, надо, чтобы все наши помыслы сосредоточились не на земном, а на жизни вечной, надо, чтобы все действия наши соответствовали тому, что говорит Господь Иисус Христос в Своих святых заповедях. Надо, чтобы всё душевное устроение наше было таким, как желает Господь. А об этом душевном устроении говорит Господь в Своих девяти заповедях блаженства. Надо, чтобы были мы смиренными, нищими духом, плачущими, чтобы были кроткими, алчущими и жаждущими правды, были милостивыми, чистыми сердцем, чтобы были миротворцами, были гонимы за имя Христово, если выпадет на долю нашу это счастье, были бы всегда готовы без всякого смущения, даже с радостью принять все поношения, все хуления, все издевательства за имя Его. Если таково устроение ума нашего, воли нашей, всего разумения нашего, если всё это будем накапливать в сердце нашем, сможем мы тогда сказать, что мы с Ним, со Христом, тогда будем мы собирать вместе с Ним и не будем расточать. А что значит собирать, что значит расточать? Собирать вместе с Ним — значит собирать то, что угодно Ему. Если мы будем все блага жизни, доступное нам богатство собирать для себя — чтобы тратить на себя и семью свою, чтобы жить хорошо и пышно и составить наследство детям своим; если так будем жить, — то это будет расточение. Ибо тот, кто не в Бога богатеет, кто не с Богом собирает, тот только расточает и на Страшном Суде, в вечной жизни окажется нищим, ничего не имеющим, всё расточившим и ничего не собравшим для Христа. Собирать для Христа значит собирать для тех, в лице которых предстоит Господь Иисус Христос, прося нашего милосердия, ибо когда оказываем милосердие одному из меньшей братии Его, из обремененных горем и нуждой, оказываем милосердие Самому Господу Иисусу Христу. Мы тогда собираем достояние не для себя, не в себя богатеем, собираем для того, чтобы эти жертвы предшествовали нам, когда уйдем из жизни, чтобы святые ангелы понесли на золотых блюдах все наши добрые деяния, добрые побуждения, добрые мысли и слова впереди нас к Престолу Божию. Эти сокровища, собранные во имя Его, для Него, откроют нам путь, светлый путь в жизнь вечную, дадут радость великую. Вот что значит собирать со Христом. Я до сих пор говорил о благах материальных, но есть люди, которые заняты всю жизнь собиранием не этих благ, которые всю жизнь собирают знания, заняты исканием научной истины. О них что скажем, собирают ли они со Христом? Нет, занимаются они своим делом совсем без Христа, не призывая Его святого имени на помощь в деле своем, ибо такие люди не веруют в Него, упование возлагают на собственную мудрость свою, на силы свои, на свою волю. Думают найти истину без Христа. Они много работают, чрезвычайно много собирают знаний, но собирают не со Христом, а Господь сказал: кто не с Ним собирает — расточает. Что же расточает такой человек? Драгоценные сокровища своей души: то, что единственно потребно, всё то, что угодно Богу. Веры он не углубляет, надежды не умножает, любви не стяжает, ибо в научных знаниях нет источника любви. Тот, кто занят собой, кто полагается на себя, тот не имеет истинной надежды в ее высшей форме, надежды на Бога. Кто занят стремлениями жизни своей без Христа, расточает всё, что мог бы иметь. Кто не со Христом — тот против Него. Страшные слова: "Быть против Христа — быть врагом Его". А что может быть гибельнее и страшнее для человека, чем попасть в число врагов Христовых? Есть только два пути: один направо, другой — налево. Направо путь указанный Господом, путь налево — путь, отводящий от Него. А Он есть Путь, Истина и Жизнь, и если не идем направо за Ним, по пути, который Он нам указал, — следовательно, отходим от Него. Противоположен Христу Антихрист. Идя налево — идем за Антихристом. Среднего пути нет. Надо избрать один путь: надо идти направо, за Господом Иисусом Христом, быть вместе с Ним. Надо собирать великие сокровища духовные со Христом, с Его благодатной помощью. Идущие другим путем расточают все эти сокровища, умножают самомнение свое, свою самонадеянность, гордость свою, а гордость — основное свойство диавола. Кто не идет за Христом, неизбежно, хотя люди этого не понимают, идет за диаволом. Этого убойтесь, убойтесь того, чтобы не стать врагом Христовым, убойтесь того, чтобы не расточать духовные сокровища, собрать которые да поможет вам Господь наш Иисус Христос, Ему же Слава и Держава, со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом. Оглавление О силе доброго слова и о снисхождении к падшим 5 июля 1947 г. Суббота 4-недели по Пятидесятнице Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: "Следуй за Мною". И он встал и последовал за Ним" (Мф. 9, 9). Кто был этот Матфей — Матфей, который стал великим апостолом и евангелистом? Был мытарем, сборщиком пошлин; а мытарей ненавидели, считали последними людьми, грешниками, ибо все они неправедно собирали пошлины, грабили народ в свою пользу. И смотрите: к такому человеку, которого весь народ считал отверженным, Господь Иисус Христос обращается со Своим призывом: "Следуй за Мною!" Только три слова — и в душе мытаря произошел внезапный переворот. Всё изменилось: душа была потрясена, он немедленно встал, всё бросил — и деньги бросил — и пошел за Христом. Что это значит? Это значит, что призыв Христов, призыв святых слов Его может внезапно произвести переворот в душе человеческой. И мы знаем из житий святых, что многие святые внезапно обратились ко Христу, услышавши слова Евангелия. Знаю и я и свидетельствую вам, что и те многие, которые вправе себя считать отверженными, — несчастные преступники: воры, бандиты, убийцы — могут быть потрясены словами добрыми, как был потрясен Матфей, бывший мытарь. Я знаю, что на этих несчастных, погрязших в грехе всякое доброе слово, проявление любви, сожаления, уважения к их человеческому достоинству производит сильнейшее впечатление, потрясает их. И мы грешные, слабые, ничтожные можем потрясать сердца грешников так, как потрясал их Господь Иисус Христос — словами любви, словами уважения. Это запомните и к грешным людям никогда не относитесь с осуждением, не клеймите их злыми словами и по отношению к ним проявляйте всегда любовь и уважение к их человеческому достоинству, хотя и низко упавшему, хотя и попранному ими самими. "И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: "Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?" Иисус же, услышав это, сказал им: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 10-13). Фарисеи были возмущены тем, что Господь Иисус Христос имел общение с грешниками, с блудницами и мытарями, которых они презирали, общение с которыми считали осквернением для себя; никогда с ними не говорили, не имели общения, только осуждали, только клеймили их злыми словами. А вы знаете, что у Господа Иисуса блудницы омывали слезами и отирали своими волосами ноги Его и слышали от Него не слова осуждения, а слова прощения. Он говорил им: "Иди и впредь не греши" (Ин. 8, 11). Фарисеи, неспособные к этому, возмущались тем, что Господь имел общение с грешниками, отверженными, а Господь Иисус Христос им отвечал: "Разве здоровые нуждаются во враче?" Не больным ли нужен врач? Он пришел, чтобы грешников спасти. Он любил Божественной любовью всякого грешника, желал и искал обратить всех грешников. Он сказал возмущавшимся: "Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?" Фарисеи и книжники всё упование спасения возлагали на жертвы свои, на молитвы свои, а Господь говорит, что не жертвы хочет, а милости: милости ко всем падшим, ко всем низшим, милости ко всем грешным. Нужны были жертвы в Ветхом Завете, ибо прообразовали они Единую Жертву — Жертву, принесенную Господом Иисусом Христом на Кресте Голгофском. И когда принесена была эта Жертва, жертвоприношения потеряли свое значение, мы их больше не приносим. Господь ждет теперь не жертвы, а милости. Ждет Он, чтобы мы были милосердны ко всем отверженным, ко всем падшим, чтобы относились мы к ним так, как Сам Он относился. Он хочет, чтобы мы ни над кем не превозносились, никого не презирали, никого не считали недостойными, низшими себя. Ждет, чтобы мы видели свои грехи, а не чужие, чтобы мы стяжали смирение и кротость, подражая Его смирению, Его кротости; ждет, чтобы и мы относились к отверженным, к заушаемым и оскорбляемым с любовью, с состраданием; подходили бы к ним с желанием спасти, оказать им помощь духовную. Господь велел, чтобы мы, когда устраиваем пир, не звали тех, кто может сам нам отплатить таким же пиром; но звали бы нищих, убогих, одетых в лохмотья. Хочет того, чтобы мы делали всё это с любовью, чтобы с желанием помочь смотрели на всех, миром презираемых, миром отверженных, грязных и убогих. Господь дал нам удивительные наставления. Он сказал, что не жертвы хочет, а милости — милости ко всем, кто нуждается в милости. А какое множество, бесчисленное множество людей нуждается в милости, ждет слова любви, слова утешения, ждет ласки, ждет помощи; а вместо этого встречает в людях лишь холодность, ледяное равнодушие, а в некоторых христианах даже презрение, клеймение злыми словами отвержения. Это в глазах Божиих — тяжкий грех тех, кто так относится к падшим братьям своим. Мы должны во всем подражать Господу, идти по стопам Его. Пойдем же по Его стопам, никогда не позволим себе превозноситься над тем, кто как бы даже заслужил этого; не позволим себе считать себя выше других — даже воров, даже убийц и разбойников, — ибо не знаем: может быть, в глазах Божиих мы не лучше их. Помните, как относился Иисус Христос к мытарям и грешникам, помните, как поступил Он с Матфеем мытарем, как поступал Он с мытарями, блудницами, грешниками, и заслужил за это осуждение от фарисеев. Не будьте подобны фарисеям, будьте подобны во всем Господу Иисусу Христу! Оглавление Почему Господь говорил притчами? 8 июля 1947 г. Вторник 5-й недели по Пятидесятнице Господь наш Иисус Христос, как вы знаете, часто излагал учение Свое в притчах. И вот однажды, после великой притчи о сеятеле спросили Его ученики: "Для чего притчами говоришь им?" "Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют" (Мф. 13, 10-13). Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а у не имущего отнимется и то, что имеет. Эти слова могут возмутить людей мирских, совсем не понимающих учения Христова: как так, богатому приумножится, а у бедного отнимется и то, что имеет? В устах Христовых эти слова имеют совсем иное значение. Тому, кто отверзет сердце свое к восприятию слов Христовых, кто решит идти за Христом, — умножит тому Бог благодать, дана будет ему премудрость понимания слов Христовых, воля, направленная к добру, власть и сила очищать сердце свое. И духовные сокровища, которые он имеет, будут постоянно приумножаться Богом. Почему говорил Господь Иисус Христос притчами, это объясняет Он Сам: потому что люди, грубые сердцем, видя не видят и слыша не слышат и не разумеют. Потому что огрубело сердце людей сих. Люди мирские, люди далекие от жизни духовной, отвергающие интересы духовные, отвергающие интересы религии, никогда не вспоминают о Боге и не хотят ушами своими слышать всё то, что напоминает о Боге. Они не склонны к восприятию духовной мудрости, их сердце огрубело, отолстело, покрыто жиром, обросло повседневными заботами — заботами только о теле своем, о том, чтобы прожить посытнее; их глаза и уши закрыты на всё, что напоминает о Боге. Они не терпят речей о Боге, о святом, о чистом, не терпят обличения в грехах своих, не хотят уйти из низшей области духа, предпочитают жить в ней, не хотят слышать указаний на то, что живут низкой жизнью. Когда слышат проповедь о Боге, проповедь Евангелия, то это им невыносимо: видя не видят и глаза свои отвращают, уши затыкают. Что с ними делать? Открывать пред ними тайны Царства Божия всё равно, что метать бисер перед свиньями: они не воспримут святые слова. Люди мирские, люди с огрубелым сердцем совсем не хотят этих слов. Проповеди им говорить бесполезно, надо их заинтересовать, внимание их привлечь. Господь Иисус Христос изобрел такое средство. Он говорил прикровенно: в притчах, в рассказах. И эти притчи заинтересовывали людей с грубым сердцем: они слушали эти рассказы и над ними задумывались. Если сами не понимали слышанного, старались расспросить у тех, кто понимал — спрашивали у апостолов и получали объяснение. Учение Христово, изложенное притчами, проникновенным образом изложенное, доходило до них, тревожило их сердце, обросшее жиром, потерявшее способность возноситься к Богу, подобно тому как ожиревшая птица теряет возможность высоко летать. Так и эти несчастные с огрубевшим, отяжелевшим сердцем теряли способность возноситься к Богу, теряли способность понимать высшее. Господь сказал, что сердце должно понимать высшее. Не только умом воспринимают люди истину, а прежде всего всем сердцем своим — чистым сердцем. Истина открывается тем, у кого сердце открыто жаждет воспринять истину. Так и вы откройте сердца ваши пред Богом, проникнитесь желанием слышать слово Божие, проникнитесь страстным желанием понимать все слова Божий. И если так настроите сердца ваши, сбудутся пред вами слова Христовы: "Кто имеет, тому дано будет и приумножится..." Да умножит же Господь наш Иисус Христос благодатное сокровище сердец ваших!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar