Меню
Назад » »

Свт. Иннокентий Херсонский / О великих Господских и Богородичных праздниках (2)

Праздник Преображения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской Праздник Преображения Господня совершает Церковь 6 августа в воспоминание того, что Иисус Христос (как повествуют Евангелисты: Матфей, (Мф. 17; 1-9), Марк (Мк. 9; 2-9) и Лука (Лк. 9; 28-36), возведши в некоторое время трех учеников Своих - Петра, Иакова и Иоанна - на гору (Фавор), преобразился пред ними, то есть Лицо Его просияло, как солнце, ризы Его сделались блистательны и белы, как снег; при этом явились пред Него Моисей и Илия, и из светлого облака, осенившего всех их, слышен был глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте! (Мф. 17; 5). Учители Церкви, разлагая это событие на части, в каждой из них находят назидательные наставления для христианина. Заметим главные мысли. Намерением, говорят они, при этом было то, чтобы 1) показать вечное Божество Иисуса Христа и Его равночестную Богу Отцу славу; 2) чрез это возбудить веру и любовь к Нему и 3) желание чистоты и святости, как необходимых для участия в Его славе. Мы лее все, - говорит апостол, - открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу (2 Кор. 3; 18). Частнейшей целью Преображения было то, чтобы самовидцев-апостолов приготовить к созерцанию страданий Спасителя, то есть чтобы они пребыли непоколебимы в вере и любви к Нему, несмотря на крайнее Его уничижение, которому Он скоро должен был подвергнуться. "Да егда Тя узрят распинаема, - воспевает Церковь, - страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты еси воистинну Отчее сияние" Посему-то Моисей и Илия, явившись во славе... говорили об исходе Его (Иисуса Христа), который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9; 31). Начало праздника Четыреста восемнадцатое правило Номоканона, приписываемое издателем этой книги отцам Неокесарийского Собора, держанного в начале IV столетия, упоминает о празднике Преображения Господня; между сочинениями Ефрема Сирина, жившего в начале IV столетия, также находится беседа на этот праздник; из сего следует, что праздник сей был известен еще в начале IV века; а как Соборы не вводили совершенно новых обрядов в Церковь, но большей частью токмо утверждали принятые уже некоторыми Церквами или запрещали оные, то праздник сей может почитаться еще древнейшим сего времени. Особенное побуждение к этому установлению Несомненно, что главное намерение Церкви при учреждении этого праздника состояло в том, чтобы важное событие - Преображение Христово - почтить благочестивым торжеством. Но к этой цели могло присовокупиться еще другое побуждение, именно - желание утешить христиан в бедствиях, претерпеваемых ими от язычников, напоминанием о той славе, которая ожидает за гробом их веру и терпение. Догадка эта имеет свое основание в том, что древние пастыри Церкви при учреждении как обрядов вообще, так в особенности праздников не упускали из виду ничего, что только находили необходимым для Церкви по обстоятельствам известного времени. Время же, к которому можно относить начало праздника Преображения Господня, - начало IV века, было для христиан самое ужасное, по причине последнего, но из всех жесточайшего гонения, воздвигнутого на них Диоклетианом. Посему весьма вероятно, что Церковь, установляя праздник в честь Преображения Господня, желала утешить верных последователей Христовых (из которых некоторые, по свидетельству Евсевия, начинали ослабевать в вере) явлением славы, ожидающей их в будущей жизни; подобно тому, как Сам Господь Преображением Своим желал предохранить учеников Своих от уныния и доставить им утешение в бедствиях, которые постигли их. Во второй половине XV столетия (1457 год) папа Каллист III по случаю победы, одержанной 6 августа христианами над турками, издал повеление праздновать Преображение Господне по всему Западу с особенной службой, составленной для этого праздника, и с таким же торжеством, с каковым отправляется там праздник Тела Христова. Из сего обстоятельства следует заключить, что этот праздник на Западе до Каллиста или не был всеобщим, или не праздновали особенным образом. Особенности его В праздник Преображения Господня: 1. Освящается новое гроздие, все вообще овощные плоды и новый мед. Обычай освящать все словом Божиим и молитвой есть древнейший обычай христиан (1 Тим. 4; 15. Деян. 13; 2-3. 6; 6). Для совершения этого обряда обыкновенно избирались праздничные дни как более свободные и торжественные. Праздник Преображения Господня избран для этого, конечно, потому, что к этому времени овощные плоды большей частью поспевают. Впрочем, в местах Греции, более северных, освящение плодов совершалось и 15 августа, как видно из свидетельства Вальсамона, который, в примечании на 3-е Апостольское правило говорит о Цареграде: к Патриарху и "плоды приносят в жертвенник святого храма Влахернского по совершении службы в праздник Успения Богородицы". 2. В некоторых местах Великой России есть обыкновение делать начало посеву озимого хлеба. Делается сие так: священник в селе с иконами, а в деревнях, не имеющих церквей, с одним крестом выходит на поле, освящает воду, и по освящении идет и кропит поле, а за ним один из прихожан бросает семена. Причем стараются пройти так, чтобы коснуться нив каждого жителя. Происхождение службы В службе на праздник Преображения Господня стихиры на Господи воззвах приписываются Косме Монаху, а впоследствии - епископу Маюмскому, жившему в VIII веке; из канонов один составлен Космою Иерусалимским, который, можно думать, есть тот же, что и первый; а другой - Иоанном Дамаскиным (VIII век.)1. Кем написано все прочее, неизвестно. Проповеди святых отцов Проповеди на этот праздник находятся в сочинениях святых отцов: Ефрема Сирина, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла, Василия Селевкийского, Анастасия Синайского, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина. Продолжение праздника Празднование Преображения Господня, так, как и других многих праздников, слагается из празднования предварительного, или предпразднства, самого праздника, и праздника последовательного, или попразднства, что все продолжается с 5 августа до 13 включительно. Оглавление Праздник Успения Божией Матери Предмет сего праздника и отношение к деятельности христианина Праздник Успения Божией Матери совершается 15 августа в воспоминание чудесного Ее преставления. Предание говорит, что Преблагословенная Дева Мария по кончине Своей хотя и погребена была апостолами в Гефсимании, но вскоре и телом взята на небо2. Православная Церковь не отвергает этого предания, принимая во внимание то, что Она удостоена быть Матерью Сына Божия, а следовательно, превзошла чистотой и святостью всех святых; и посему заслуживала быть не переселенной только с земным телом от земли на небо, подобно Еноху и Илии, но тотчас по смерти воскрешенной и прославленной, как прославятся в будущее воскресение праведники. Чистота и святость Преблагословенной Девы Марии внушается и нам праздником Ее Успения, дабы и наша кончина была безболезненна, непостыдна и мирна. Время его учреждения Когда учрежден праздник в честь Успения Божией Матери, достоверно неизвестно. Судя по уважению, какое христиане питали с древних времен к Преблагословенной Деве Марии, должно почитать его древним, так как и самое предание о чудесном Ее преставлении издревле существовало между христианами; но в продолжение первых трех веков не видно никаких следов особенного празднества в честь Успения. Уже во второй половине IV века начинают показываться признаки его существования. Так, о нем упоминается в 431 правиле Номоканона, заимствованном, как замечает издатель этой книги, у Гангрийского Собора, держанного в 351 году; а между произведениями блаженного Иеронима, жившего во второй половине четвертого столетия, есть и речь на этот праздник, которую критики приписывают или ему, или его современнику Софронию, но никому другому. Поэтому можно полагать, что праздник Успения и начало свое получил во второй половине IV века. Некоторые же находят проповедь на этот праздник и между сочинениями Ефрема Сирина. Из чего следует, что праздник этот, по крайней мере в некоторых Церквах, существовал еще в начале четвертого столетия. Анастасий Синаит утверждает даже, что этот праздник вместе с постом, ему предшествующим, предан последующим временам Постановлениями апостольскими; но сочинения сего отца, по замечанию критиков, все почти повреждены, и в Постановлениях, на которые ссылается Анастасий, не упоминается ни о посте пред праздником Успения Божией Матери, ни о самом празднике. Особенное намерение учреждения Поскольку в последней половине IV века возникла ересь так называемых коллидриан, которые простерли уважение свое к Деве Марии до того, что приписывали Ей не человеческую, а Божественную природу, и утверждали, что Она вовсе не подлежала закону смерти, то Церковь, при учреждении праздника в честь Успения Божией Матери, кроме желания почтить это важное событие особенным торжеством, могла еще иметь то намерение, чтобы опровергнуть это заблуждение и показать всем, что Дева Мария не имела Божеской природы; ибо, подобно всем людям, подлежала неизбежному закону смерти. Эта мысль выражается во многих славословиях и песнопениях, которыми Церковь ублажает Богородицу в день Ее Успения и в которых многократно Ангелы и человеки призываются к Ее гробу, к пению исходной песни, вообще к погребению тела Преблагословенной Девы Марии. Происхождение службы В службе на праздник Успения Божией Матери первый канон есть произведение Космы Иерусалимского; другой - Иоанна Дамаскина; из стихир на литии вторая приписывается Анатолию, патриарху Константинопольскому, жившему в V веке, третья - Иоанну же Дамаскину, четвертая - Герману, патриарху Цареградскому, жившему в VIII столетии, пятая - Феофану, митрополиту Никейскому, жившему в IX веке; по пятидесятом псалме стихира принадлежит Византию, время жизни которого неизвестно. Остальное - неизвестно, кем составлено. Проповеди святых отцов Проповеди на Успение дошли до нас: Ефрема Сирина, Иеронима, Августина, Гильдефонса, отца VII века, епископа Толетанского, Андрея Критского, Германа Константинопольского и Иоанна Дамаскина. Продолжение праздника Все празднование Успению Божией Матери, то есть с предпраздн-ством и попразднством, продолжается десять дней, с 14 августа до 23 числа включительно. Оглавление Праздник Рождества Богородицы Предмет и цель праздника Праздник, совершаемый Церковью 8 сентября, имеет предметом своим воспоминание и прославление Рождения Божией Матери; нравственная же цель его состоит в том, чтобы родителям напомнить о рождении детей, по примеру Иоакима и Анны, не в похоти плоти, а в страхе Божием, и всем вообще - внушить мысль о христианском провождении жизни по примеру Пресвятой Девы, Которая от утробы матерней соделалась Храмом Святого Духа. Начало его Некоторые начало этого праздника относят к VII веку, но есть свидетельство о существовании его не только в VI и V, но даже в IV столетии. Так: 1. Григорий Великий, живший в конце VI и начале VII веков, в своем Антифонарии и Сакраментарии (Таинственнике) определяет уже службу на 8 сентября для Рождества Богородицы. 2. Есть указание на праздник сей и в древнейшем римском Сакраментарии, который издан кардиналом Томазием и который, по суду ученых, есть тот же самый, которым руководствовались святой Лев, живший в первой половине V столетия, и некоторые из его предшественников. 3. Еще есть на праздник этот "Беседы", говоренные такими отцами, которые жили в V веке, как то: "Беседы" Прокла Константинопольского, Кирилла Александрийского и Максима, епископа Галликанского. 4. Находят также беседы на сей праздник у Августина, Златоуста, Амвросия и других писателей IV века. 5. Особенно же важно в нашем случае то, что о нем упоминается в 418 правиле Номоканона, заимствованного (как уже замечено) у отцов Неокесарийского Собора, держанного в 315 году. Таким образом, должно полагать, что праздник Рождества Богородицы получил свое начало не позже V века; хотя до VII, может быть, не был праздником всеобщим и торжественным. Служба Служба на праздник Рождества Богородицы, находящаяся в нашей Месячной минее, составлена разными отцами Восточной Церкви; на великой вечерне три первые стихиры есть произведение Сергия, Константинопольского патриарха, жившего в VII веке; три последние - Стефана, епископа Святоградского, жившего в VI веке; на литии две первые - того же Стефана, две следущие - Анатолия, патриарха Цареградского (V века), последняя - Сергия; на стиховне три первые - Германа, патриарха Константинопольского, жившего в VIII веке; последняя - Сергия; из канонов один - Иоанна Дамаскина (VIII в.), а другой - Андрея Критского, жившего в VII веке. Остальное - неизвестно, кому принадлежит. Проповеди святых отцов Проповеди на этот праздник, как уже сказано, можно находить в сочинениях святых Амвросия, Августина, Златоуста, Прокла, Кирилла Александрийского, Максима Тавринского, Гильдефонса; Андрея Критского и Дамаскина. Продолжение праздника Празднование Рождеству Богородицы продолжается с 7 до 12 сентября включительно. Оглавление Праздник Воздвижения Честного Креста Господня Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершается 14 сентября, в воспоминание обретения Животворящего Древа Креста. Это важное событие последовало таким образом: Константин Великий, испытав во многих случаях силу Креста Христова против врагов, возымел желание найти настоящий Крест Христов. С этим намерением, вскоре по окончании Вселенского Никейского Собора, поспешила в Иерусалим мать его, царица Елена. Благочестивое намерение этой великой жены увенчалось успехом. Престарелый евреянин Руда, зная по изустному преданию место сокровения Креста под Венериным капищем, предложил раскопать основание его. Елена и окружавшие ее христиане пришли в неописанный восторг, нашедши там три креста. Чудо разрешило недоумение, на котором из них был распят Спаситель. Патриарх Иерусалимский Макарий повелел прикладывать три креста к мертвецу. Два из них не имели никакого действия, а от прикосновения третьего мертвый воскрес. Таким образом уверились, что это Животворящее Древо есть истинный Крест Христов. Бесчисленное стечение народа по этому случаю не позволяло тотчас каждому лобызать это драгоценное сокровище, поэтому многие изъявляли желание, по крайней мере, видеть оное. Патриарх Макарий, чтобы удовлетворить святому требованию, восшед на возвышенное место, воздвиг Честное Древо крестное и благословил им народ. Это действие дало название празднику, который потом был учрежден в воспоминание обретения Креста. Происшествие сие, послужившее к обращению многих иудеев и язычников к христианству, случилось в 326 году. О нем говорят: святой Кирилл Иерусалимский; святой Амвросий и святой Павлин. Нет сомнения, что праздник в воспоминание этого события установлен был сразу после его совершения. Это доказывают слова Златоуста из "Беседы" на Пятидесятницу и беседы Кирилла. Последний, будучи поставлен епископом Иерусалимским, спустя 25 лет по обретении Креста Господня, говорил о сем событии к своим слушателям, как к очевидным оного свидетелям. Поскольку императрица Елена обрела Честный и Животворящий Крест Христов в пасхальное время, то праздник Воздвижения в Греческих Церквах совершался прежде на другой день Пасхи. Во время греческого императора Фоки (614 г.) персидский царь Хозрой, по взятии Иерусалима, лишил иерусалимлян древа Креста Христова и поверг их в уныние, как некогда филистимляне, взяв в плен кивот, привели иудеев в отчаяние; но сын Хозроя, Сирой, одолженный диадимой императору Ираклию, возвратил из Персии безцен-ную святыню христиан. Обрадованная этим событием, случившимся, вероятно, 14 сентября, Греческая Церковь отнесла к этому времени и усугубила празднество Воздвижения Честного Креста Господня, назвав его всемирным и великим христианским праздником. Примечание. На Западе праздник Воздвижения, известный под именем Обретения Святого Креста и совершаемый 3 мая, начал быть отпрарляем во всех Церквах уже в VI веке, а до этого времени совершался только в одном Риме. Нравственная мысль праздника Празднование в честь Воздвижения Креста Господня и поклонение Животворящему Древу, на котором благоволил распяться Христос нашего ради спасения, напоминают христианину об обязанности самоотвержения и распятия плоти своея со страстъми и похотъми (Гал. 5; 24). Если кто хочет идти за Мною, - говорит Спаситель, - отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9; 23) и: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10; 38). Особенности Праздник Воздвижения Честного Креста имеет две особенности, а именно: 1. Под конец утрени совершается поклонение Кресту, который для этого выносится из алтаря с особенной церемонией и пять раз медленно ниспущается и возвышается (что, однако же, в Великой России бывает не во всех Церквах) настоятелем Церкви, держащим Крест на своей главе. Этим обрядом указывается на действие, бывшее при обретении Креста, когда воздвигнут он был Патриархом для показания его народу и при котором, как говорит предание, пел, так же как и ныне, многократно: "Господи помилуй!" 2. В честь Распятого на Кресте праздник Воздвижения соединен с постом. Эта особенность получила начало свое от императора Ираклия, который, возвратив из Персии Святой Крест, нес его в храм в простой одежде и с необувенными ногами и заповедал потому праздник сей провождать в посте. Происхождение службы В службе на праздник Воздвижения Креста Господня из стихир на литии первые три принадлежат Андрею Иерусалимскому, или, что то же, епископу Критскому (VII в.), четвертая - Феофану Исповеднику, жившему в конце VIII и начале IX столетия, пятая - Киприану Монаху, неизвестно, когда жившему, шестая и седьмая - Льву Деспоту, может быть, императору Льву Мудрому, который составил некоторые песнопения для употребления в Церкви, восьмая и девятая - Анатолию, патриарху Константинопольскому (V век), последняя из стихир стиховных есть произведение Иоанна Монаха, то есть Дамаскина; канон есть творение Космы Иерусалимского, Маюмского епископа. Проповели святых отцов Проповеди на этот праздник встречаются в сочинениях Златоуста, Максима, Кирилла Александрийского, Исидора Пелусиотского, Софрония Иерусалимского, Андрея Критского, Феофана Студийского. Продолжение праздника Празднование Воздвижения Креста продолжается девять дней: начинается 13 сентября, а оканчивается 21 числа. Оглавление Праздник Покрова Пресвятой Богородицы Предмет праздника Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, совершаемый Церковью 1 октября, установлен по следующему случаю. В царствование греческого императора Льва Мудрого, в 911 году по Рождестве Христове, святой Андрей Юродивый, молясь в церкви Константинопольской, именуемой Влахернской, среди всенощного бдения в воскресный день, который был 1 октября, увидел на воздухе Божию Матерь с пророками, апостолами и Ангелами, молящуюся о мире и Своим лучезарным покровом (омофором) осеняющую христиан. Сподобившийся этого видения Андрей спросил ученика своего святого Епифания: «видиши ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» Блаженный отвечал на это: «вижду, святый отче, и ужасаюся». Цареградские жители, услышав о сем чуде, исполнились необыкновенной радости и упования, что Бог, молитвами Ходатаицы христиан, отвратит бедствия, которые тогда были нанесены грекам вторжением сарацин в недра их империи. Вскоре пришло известие, что враги Христовой Церкви побеждены и прогнаны. В воспоминание этого-то церковного и гражданского события установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Но где установлен и когда? - В греческом месяцеслове нет сего праздника; равно как нет ему и службы на языке греческом. На этом основании некоторые думают, что он получил свое начало собственно в Российской Церкви, при Владимире Великом, который, создав в Киеве Десятинный храм в честь Богоридицы, установил будто праздновать его. В подтверждение этого мнения могут указывать еще на 1-й стих 8 песни канона праздничного, где сочинитель говорит: «за ны помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». Но, с другой стороны, невероятно, чтобы греки не ознаменовали празднеством события столь для них важного, каково чудесное явление Богоматери и победа, за тем последовавшая. Невероятно также, чтобы юная Российская Церковь при Владимире вдруг, сама собой, без Греческой, решилась учредить вновь празднество. Вероятнее, что праздник Покрова был уже в Греции, особенно в Константинополе, где произошло явление Богоматери; но по каким-либо обстоятельствам (Лев Мудрый, при котором это случилось, в том же году умер; воцарившийся вместо него брат его Александр также вскоре потерял жизнь) не получил полного церковного богослужебного вида. Юная Церковь Российская, по случаю ли освящения храма Десятинного, как думает Ассемани, или по другому поводу, восполнила этот недостаток через своих предстоятелей, тогдашних греков, которые потому, как чужестранцы, и говорят в каноне Богоматери: «помолися за ны, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославыния». Нравственная мысль Событие, воспоминаемое в этот праздник, служит к подкреплению веры и надежды каждого из нас на помощь Божию и предстательство Божией Матери. Продолжение праздника Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, так как не состоит в числе двунадесятых, продолжается только один день и даже соединяется, если то угодно настоятелю Церкви, с празднованием апостолу Анании. Оглавление Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм Предмет праздника Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм совершается Церковью 21 ноября в воспоминание того, что Пресвятая Дева Мария, будучи еще трех лет, по обету представлена была праведными родителями Своими в Иерусалимский храм для воспитания и обучения благочестию. Некоторые думают, что таковых обетов не было у евреев; но им можно указать на постниц, упоминаемых в книге Исхода, также на жен, препоясанных по персям власяницами, и заключенных дев (2 Мак. 3; 19). Эти девы, как полагают, жили при храме под надзором благочестивых вдовиц, занимаясь молитвой и рукоделием, сообразным их полу. Для подобного сему служения Богу и вместе с тем воспитания введена была во храм и Пресвятая Дева Мария. Святая Церковь, чувствуя всю важность этого события, по влиянию его на характер и жизнь лица столь высокого и важного для всего человечества, каково лицо Матери Спасителя рода человеческого, освятила память его особенным торжеством, которое называется праздником Введения Пресвятой Богородицы во храм. Начало праздника и проповеди на него святых отцов С какого времени Церковь начала совершать это торжество с достоверностью определить весьма трудно из-за недостатка исторических указаний. Писатели, занимавшиеся исследованием церковных древностей, или совсем не упоминают о нем, или и упоминают и даже доказывают древность его, но доказательства приводят большей частью нерешительные. Так, например, Ассемани основывает древность его на том, что о нем упоминается в указе греческого императора Еммануила Комнина и также в Номоканоне Фотия. Но Комнин, как известно, жил уже в XII веке, а Фотий в IX; между тем как следы этого праздника можно примечать еще в VIII и даже в VII веках. Это доказывают «Беседы» на сей праздник Германа, патриарха Константинопольского, и Космы - писателя канонов, живших в VIII веке, равно несколько «Бесед» Андрея Критского, жившего в первой половине VII века. - Итак, должно полагать, что праздник Введения Богородицы во храм получил свое начало не позже VII века. Происхождение службы Служба на сей праздник есть произведение разных писателей: три первые стихиры на литии есть произведение Георгия, митрополита Никомидийского, жившего в IX веке; четвертая, или последняя, - Леонтия Магистра, жившего в XI веке; последняя из стиховных принадлежит Сергию Агиополиту, или, что то же, Святоградцу, или Иерусалимскому, жившему в IX веке; из канонов один есть творение Гергия, митрополита Ни-комидийского, а другой - Василия, монаха XII века; последняя из стихир хвалитных приписывается Леонтию Магистру. Продолжение праздника Празднование Введения Богородицы во храм начинается 20, а оканчивается 25 числом ноября. Его дух Дух праздника сего тот, чтобы примером юной Богоотроковицы, посвящаемой Богу, напоминать нам о лежащей на всех нас обязанности посвящать всю жизнь свою на служение Господу, и что для родителей не должно быть ничего приятнее, как располагать детей своих с ранних лет к занятиям благочестивым, а для детей - быть упражняемыми в этих занятиях.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar