Меню
Назад » »

Святой Беда Достопочтенный / Толкование на Послание Святого Апостола Иакова (3)

Иак.3:8. А язык укротить никто из людей не может. Правильно понять эту фразу можно двояко: [во-первых,] никто из хороших учителей не может укротить языки тех, которые не заботятся о том, чтобы удерживать самих себя от глупой болтовни, и, [во-вторых,] никто из говорящих людей не может полностью избежать согрешения своим языком. Хотя о совершенном муже, в момент его великого искушения, справедливо сказано: и во всём этом не согрешил Иов устами своими (Иов 1:22), однако же и он впоследствии, услышав слова Бога, осудил сам себя за глупость своих слов, говоря: одно говорил я. О, если бы я не говорил этого! И другого к этому более не добавлю (Иов 39:35). Неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда. Апостол добавляет слово неудержимое из-за сказанного прежде о невозможности обуздать язык, несмотря на то, что и животные, и птицы укрощаются. А сказал исполнен смертоносного яда, чтобы показать его неукротимость, хотя известно, что змей можно укротить. О страшной опасности сего яда апостол подробнее говорит дальше. Иак.3:9. [Им благословляем Господа и Отца, и им проклинаем людей, созданных по подобию Божию.] Иак.3:10. [Из самих уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братья мои, чтобы это было так! 11. Разве источник изливает из одного и того же отверстия сладкую и горькую воду? Как сладкая и горькая вода не могут вместе бить из одного подземного источника (даже если они смешаются в одном сосуде или водоёме, то сладкая вода быстро станет горькой, а горькая не превратится в сладкую), точно так благословение и проклятие никак не могут сочетаться в одних устах. Кто привык благословлять Бога в молитве или проповеди Его Слова и не перестал [при этом] проклинать людей, тот уничтожает сладость благословений горечью своих проклятий. Ведь небольшая закваска заквашивает всё тесто (1 Кор 5:6). И не хороша похвала в устах грешника (Сир 16– СП; 15– Vlg.). Наконец, если ты возьмёшь две трубочки и сделаешь так, чтобы вода втекала в два отверстия, а вытекала из одного, и пуская в одно отверстие горькую воду, а в другую – сладкую, вне всякого сомнения, на выходе из третьего отверстия ты получишь смешанную воду, которая окажется горькой. Действительно, при смешивании сладкая вода намного легче превращается в горькую, чем горькая в сладкую. Этот пример учит, что худые беседы развращают как добрые нравы, по свидетельству апостола, так и добрые речи (1 Кор 15:33). Иак.3:12. Разве может, братья мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы? [Так и солёная не может сделать воду сладкой.] Вполне понятно, что как [одно] дерево не может приносить плоды другого дерева, прекратив приносить свои, так и злоречивый, даже если и окажется, что он говорит иногда что-то доброе, всё равно не может иметь благословенного плода. А если бы кто захотел это глубже исследовать, то под смоковницей, чьими листьями наши прародители, после осознания своего преступления, скрыли свою наготу, можно понимать одежду оправдания, в которой они пытались тогда отклонить от себя обличение Творца и переложить вину на Него Самого, а теперь многие из глупцов уклоняют своё сердце к лукавым речам для измышления оправдания в грехах (Пс 140:4). Под маслинами можно понимать плод милости, а под виноградной лозой – опьянение от любви. Сказано: я же, как маслина плодоносная в доме Господа (Бога – Vlg.), уповаю на милость Бога моего (Пс 51:10), то есть, как приносящий плод милости, я и сам уповаю на милость Господню. И ещё сказано: и чаша Твоя пьянящая, как она прекрасна! (Пс 22:5). Известно, что это сказано о любви Божьей, которая излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим 5:5). Следовательно, не может смоковница приносить маслины, потому что всякий, кто предпочитает оправдываться, а не признаваться в грехах, никогда от всего сердца не творит ради ближних дел благочестия (которые совершаются вместо грехов), но делает это скорее по гордости. Ни виноградная лоза – смоквы, потому что тот, кто полностью предаётся опьянению от Божественной любви, уже никого, кроме себя самого, не винит в своих грехах. Иак.3:13. Кто мудр и сведущ среди вас, пусть покажет дела свои достойным поведением в мудрой кротости. Поскольку ранее апостол повелел негодным учителям молчать и запретил занимать учительскую должность тем, кто ведёт недостойную жизнь и невоздержан на язык, то [теперь] он призывает тех из них, кто является мудрым и сведущим (либо кажется себе таковым), показать свою учёность скорее в мудрой и строгой жизни, чем в поучении других. Ведь кто с кротким сердцем и чистыми устами творит по силам добро, тот и приводит неоспоримое доказательство своей мудрости. Ибо начало премудрости – страх Господень (Пс 110:10). А кто более склонен к проповеди Слова, нежели к его исполнению, тот очень часто навлекает на себя обвинение в глупости из-за [своего] пристрастия к хвастовству и спорам, из-за склонности к витиеватости, из-за незнания кафолической истины (per ignorantiam catholicae veritatis) и зависти к другим учителям. Этому хорошо соответствует сказанное Соломоном: ибо где много слов, там часто – нужда (Прит 14:23). Поэтому и здесь апостол хорошо добавляет: Иак.3:14. Ибо если вы имеете горькую ревность и соперничество (contentiones) в своих сердцах, то не хвалитесь. Апостол называет ревность горькой (zelum amarum), потому что есть ревность сладкая (zelus dulcis), от которой апостол Симон и получил имя за совершенство [своего] сердца. Эта ревность была и у Илии, когда он говорил: ревностью возревновал я о Господе Боге сил, ибо сыны Израиля оставили Завет Твой (3 Цар 19:10). И апостол Павел говорит: ибо я ревную о вас ревностью Божьей (2 Кор 11:2). Есть также и благое соперничество (bona contentio), которое Господь предписывает нам иметь, говоря: подвизайтесь (contendite) войти сквозь узкие врата (Лк 13:24). Не хвалитесь, говорит апостол, и не лгите вопреки истине. Ибо Сама Истина ясно показывает, что недостойны похвалы те, кто, устами изрекая премудрые слова, носят в сердце горькую ревность и пристрастие к бесплодному соперничеству. Иак.3:15. Это не та мудрость, которая нисходит свыше, но земная, душевная, бесовская. Павел также говорит, что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1 Кор 2:14). Однако следует заметить, что [понятия] душевный человек (animalis homo) и душевная мудрость (animalis sapientia) происходят от [понятия] «душа», а не от [понятия] «животное» (non ab animali, sed ab anima derivatur). Апостол свидетельствует: первый человек, Адам, стал душой живущей, последний Адам – Духом Животворящим. Но не духовное прежде, а душевное (1 Кор 15:45–46). Мнение о том, что наименование произошло от [понятия] «душа», подтверждается и греческим языком, в котором ψυχὴ – «душа», а ψυχικὸν – «душевное». Хотя в латинском языке слово «животные» образовано, очевидно, от [понятия] «душа», в греческом оно имеет совсем другую и непохожую этимологию. В нём «животные» называются так, потому что они живые. У греков ζωὴ – «жизнь», а ζῷα – «животные». Очень часто, именуя в своих посланиях человека «плотским», «душевным» и «духовным», апостол, тем не менее, употребляет последнее понятие либо по отношению к Самому Господу (ср. 1 Кор 15:45–46), Который, явив Себя во плоти с душой, был исполнен Святого Духа, либо по отношению ко всякому избранному, который, по природе состоя из плоти и души, также принял, по мере дара Христова (Еф 4:7), благодать Святого Духа, которой и просвещается. А «плотским» или «душевным» апостол именует человека, который, не имея духовной благодати, способен помышлять и делать исключительно то, что по природе присуще плотским или душевным чувствам. Справедливо говорится, что сварливая и горделивая мудрость – земная, душевная, бесовская. Ведь пока душа ищет земной славы, пока душа, чуждая духовной благодати, имеет помышления, свойственные её природе после грехопадения, до тех пор она, будучи закономерно обманута злобным духом, устремляется к совершению безумных и вредных поступков. Иак.3:16. Ибо, где ревность и соперничество, там непостоянство и всякое худое дело. Сказано: Со всей осмотрительностью храни своё сердце, ибо от него исходит жизнь (Прит 4:23). Ведь какой в сердце корень, такой и плод в каждом поступке, который основан на внутреннем решении. А кто лукаво скрывает в своём сердце зависть и соперничество, у того всякое дело – худое, каким бы великим праведником он не казался людям. Разумеется [это происходит] от непостоянства ума, который [словно лодка без якоря] носится по волнам туда-сюда, потому что не захотел удержать себя единственным якорем – помышлением о небесном. Иак.3:17. Но мудрость, которая свыше, во-первых, целомудренна, затем мирна, скромна, уступчива, в согласии с добром. Это и есть та мудрая кротость, которую следует иметь, как выше наставлял апостол (см. Иак 3:13). Ей чужды горькая ревность, соперничество и глупость. У святых проповедников она соединяет добродетель с учением в согласии мира и любви. Она, говорит апостол, во-первых, целомудренна, затем мирна. Целомудренна – потому что мыслит чисто, мирна – потому что никогда по высокомерию не удаляется от общения с ближними. А скромна, уступчива и в согласии с добром – потому что мудрый всегда соглашается с увещаниями к добру, подобно Петру, который в смущении согласился с обличениями Павла. Поучение же нечестивых мудрый отвергает изо всех сил – и словом, и жизнью. Полна милосердия и добрых плодов. А это и есть то достойное поведение, которое ранее апостол призывал показать, обращаясь к мудрым и сведущим (см. Иак 3:13). Конечно, он призывал быть милосердными и приносить плоды милосердия в делах благочестия. Судящая без лицемерия (Не осуждающая, без лицемерия – Vlg.). Если эту добродетель обнаруживает исключительно чистая мудрость, то сварливая и злословная полностью её лишена. Ведь у того, кто жаждет оказаться учёнее и лучше других, очень много забот: ему нужно ловко суметь и ближнего опорочить как неуча, и своим лицемерием прикрыть обычные для него злословие и дурные поступки. Иак.3:18. Плод же праведности в мире сеется творящими мир. Всё, совершаемое нами в этой жизни, является семенем будущего воздаяния. Само же воздаяние является плодом нынешних дел, по свидетельству апостола, который говорит: Ведь всё, что посеет человек, то и пожнёт. И кто сеет в плоти (своей – Vlg.), от плоти пожнёт тление. А кто сеет в Духе, от Духа пожнёт жизнь вечную (Гал 6:7–8). Поэтому справедливо говорится, что плод праведности в мире сеется творящими мир. Ведь плод праведности – это вечная жизнь, которая даётся за праведные дела. Ищущие мира и стремящиеся к нему, самим миром, о котором они радеют, словно добрым семенем засевают землю своих сердец, чтобы ежедневным ростом добрых дел получить плод небесной жизни. Об этом написано в другом месте: сеющие в слезах, в радости пожнут (Пс 125:5) и далее до конца псалма. Нечестивые также сеют и также будут пожинать. На Суде они получат то, что заслужили. А заслуживают они, как известно, пожать не плод, а тление, потому что находят удовольствие (fruuntur) (ведь слово «плод» (fructus) происходит от «наслаждения» (fruendo)) не в вечных благах. Из-за тления, в котором жили, они понесут вечное наказание. Глава 4 Иак.4:1. Откуда битвы и ссоры между вами? Не отсюда ли? То есть, от ревности и соперничества, против которых говорил апостол. Поэтому и здесь для более обстоятельного объяснения он добавляет: от вожделений ваших, воюющих в членах ваших. Вожделения воюют в членах, когда руки, или язык, или другие члены [тела] неудержимо следуют тому худому, что внушает нечестивый ум. Об этом говорил апостол в начале Послания: но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак 1:14). А под вожделениями в этом стихе можно понимать земные блага, то есть, жажду власти, богатства, почестей, званий. Ведь из-за этого и подобного между злыми начинаются бесчисленные битвы и ссоры. Иак.4:2. [Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть;] ссоритесь и воюете – и не имеете, потому что не просите. Вы ссоритесь и воюете, говорит апостол, за временную славу, и не можете её получить из-за того, что не сочли нужным просить Господа даровать вам спасение. Если бы вы просили Его с благочестивым намерением, Он даровал бы вам всё необходимое и полезное для временной земной жизни, и небесные блага для вечного наслаждения. Иак.4:3. Просите – и не получаете, потому что плохо просите. Сказав, что они не просят, апостол теперь говорит, что они просят плохо. Кто плохо просит, тот, кажется, внутри себя уже ничего не просит. Плохо просит тот, кто, презирая повеления Господни, желает небесных благодеяний от Господа. Плохо просит также тот, кто, отказавшись от любви к небесному, старается получить только земные блага, но не для поддержания человеческой немощи, а чтобы истратить на своё разнузданное сластолюбие. Вот об этом и говорит апостол: чтобы истратить в своих вожделениях. Иак.4:4. Прелюбодеи, не знаете [ли], что дружба с этим миром есть вражда против Бога? Апостол правильно называет их прелюбодеями. Он порицает тех, кто предпочёл любовные объятия дружбы с миром и отступил от любви к небесной мудрости, видя, что они, отвергнув Создателя, предпочли служить маммоне. Выше апостол уже говорил о явных врагах Бога: разве не богатые притесняют вас, и разве не они тащат вас в суды? Разве не они хулят доброе имя, которое было наречено над вами? (Иак 2:6–7). Но чтобы не подумали, будто врагами Божьими являются только те, которые открыто богохульствуют и гонят веру, преследуя Его святых и совершая над ними неправедный суд, апостол показывает, что врагами Божьими являются также те, кто, пребывая в вере и исповедании имени Христова, предаются мирским соблазнам и страстям, кто, оставаясь по имени верным, предпочитает земное небесному. Этим и следующим стихом апостол настойчиво внушает: итак, всякий, кто захотел бы стать другом веку сему, становится врагом Богу. Итак, врагами Бога являются все любящие мир, все ищущие развлечений, все о ком говорится: ибо вот враги Твои, Господи, погибнут (Пс 91:10). Пусть они ходят в церковь, пусть не ходят, они – враги Божьи. Они могут временно цвести как трава, но, когда настанет зной Суда, они погибнут, и красота их опадёт. Иак.4:5. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание. Имеется ввиду то Писание, которое, удерживая верных от общения со злыми, говорит устами Моисея: не заключай союза ни с ними, ни с богами их. Не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня. Если же ты будешь служить богам их, то это будет тебе в соблазн (Исх 23:32–33). И ещё: не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их (Исх 23:24). До ревности желает Дух, Живущий (Поселившийся – Vlg.) в вас? Поскольку [здесь звучит] порицание, [это место] следует читать вопросительно, словно апостол говорит: Разве Дух благодати, Которым вы были запечатлены в день искупления (ср. Еф 4:30), желает, чтобы вы завидовали друг другу? Не Благой Дух производит в вас порок зависти, но злой. Это вопросительное предложение подобно стиху псалма: брат не искупит, искупит ли человек? (Пс 48:8). Это понимается так: если нас не искупил Христос, Который благоволил стать нашим братом по человечеству, то разве может искупить нас какой-либо простой человек? Некоторые излагают этот стих так: к зависти желает Дух, Живущий (Поселившийся – Vlg.) в вас. Он желает противного зависти, то есть Он желает, чтобы недуг зависти был побеждён и искоренён из ваших сердец. Другие относят сказанное к человеческому духу и понимают так: не пожелайте! Не дружите с этим миром! Ибо до тех пор, пока ваш дух желает земного, он непременно желает к зависти, и вы завидуете, когда желаете получить то, что имеют другие. Иак.4:6. Но Он даёт бóльшую благодать. Господь даёт бóльшую благодать, чем дружба с миром, ибо земные блага временны. Мир даёт то, что будет со скорбью утрачено, а Господь щедро дарует вечную радость. Далее апостол поясняет, кому Господь щедро дарует такую благодать. Поэтому Он говорит: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Воров, клятвопреступников, распутников и других грешников Бог наказывает как презирателей Его заповедей. Но особенно Он противится, как сказано, гордым. Разумеется, более строго наказываются те, кто полагаются на собственные силы, не желают в покаянии подчиниться Божественной власти, отказываются от помощи небесной благодати, как будто они самодостаточны для собственного спасения. А смиренным Он даёт благодать. Потому что те, кто, страдая от собственных пороков, предают себя в руки истинного Врача, справедливо получают желанный дар исцеления. Однако следует заметить, что этот стих о гордых и смиренных блаженный Иаков поместил в своём Послании, подобно как и Пётр, заимствовав из древнего перевода (antiquam Translationem) Притчей Соломона. Вместо этого, в нашем издании (in nostra Editione), которое берёт начало из еврейского подлинника (de Hebraica veritate), читается так: над кощунниками Он надсмехается, а кротким дарует благодать (Прит 3:34). То, что Господь надсмехается над кощунниками, соответствует словам Павла о тех, которые отказавшись принять Господа, пришедшего во имя Отца Своего, примут антихриста, грядущего во имя своё (см. Ин 5:43): за то, что они не приняли любви истины, чтобы быть им спасёнными, потому пошлёт им Бог действие заблуждения, чтобы они поверили лжи (2 Фес 2:10–11). Он посмеялся над кощунниками, когда терпеливо переносил насмешки иудеев: если Он Царь Израилев, пусть сойдёт с креста, и мы поверим Ему (Мф 27:42) – вплоть до смерти и погребения, а Своим скорым Воскресением победил их издевательства и саму смерть. Кротким же Он дарует благодать, потому что Своим смиренным последователям Он дарует [помощь] в совершении добрых дел и вечное блаженство. Иак.4:7. [Итак, будьте покорны Богу, дьяволу же сопротивляйтесь, и он убежит от вас.] Иак.4:8. [Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам. Приблизьтесь к Богусмирением, последуя стопам Его, и Он приблизится к вам милосердием, избавляя вас от бед. Ведь каждый удалён от Бога не расстоянием, но расположением души. Поэтому тот, кто усердствует в добродетели, и тот, кто валяется в грязи пороков, напоминают разное местоположение на земле: один – близок к Богу, другой – далёк от Него. И Псалмопевец говорит: близок Господь ко всем призывающим Его в истине (ср. Пс 144: 18). А с другой стороны: далеко от грешников спасение (Пс 118:155). Особенно то спасение, о котором мы поём: Господь – просвещение моё и спасение моё! Кого мне бояться? (Пс 26:1). И Сам Господь, когда призывал нас приблизиться к Нему, говоря: придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас (Мф 11:28), показал, что это следует сделать не ногами, но делами. Поэтому Он добавил: возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). Очистите руки, грешники, омойте сердца, двоедушные. Воистину, мы приближаемся ко Господу, когда имеем чистые поступки и сердечную простоту. Сказано: у кого невинные руки и чистое сердце, тот получит благословение от Господа, и милость [от Бога – Спасителя своего] (ср. Пс 23:4). Воистину, Господь приближается к нам, когда подаёт нам, ищущим [Его] в простоте [сердца] (ср. Прем 1:1), дары Своей милости. Святой же Дух научения убежит от лукавого, и удалится от помышлений неразумных (Прем 1:5). Иак.4:9. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте! Смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Иак.4:10. Смиритесь пред Господом, и Он вознесёт вас. Апостол говорит: не имейте в веке сем любви к обогащению и веселию, но помните о совершённых вами преступлениях. Сделайте это поскорее! Чтобы через кратковременные скорби этой жизни, через преходящие нищету и рыдание вы достигли вечной радости Царства Небесного; чтобы в вечности вы не стали нищенствовать, плакать и терпеть мучения за то, что наслаждаетесь временным и неправедно приобретённым богатством. Иак.4:11. Не клевещите друг на друга, братья мои. Этот порок клеветы, относится к смертоносному яду языка, о чём сказал апостол: ссоритесь и воюете (Иак 4:2). Кто клевещет на брата, или судит брата своего, тот клевещет на закон, и судит закон. [Если же ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.] Кто клевещет на брата, тот клевещет на закон. Он как бы [считает] неправильным, что закон запретил клевету, говоря через пророка: тайно клевещущего на ближнего своего, его я наказывал (Пс 100:5). И в книге Левит: не будь клеветником, ни сплетником в народе (Лев 19:16). Можно понимать и так: кто клевещет на брата, который исполняет требования закона, тот клевещет на закон, и судит закон, который предъявляет такие требования. Например, закон требует: не мсти за обиду соплеменникам своим (Лев 19:18). А кто клевещет на брата и судит брата, когда видит, что он охотно переносит обиду ради любви к Богу, тот, тем самым, клевещет на закон и судит закон, который учит нас не помнить обид. Иак.4:12. [Один есть Законодатель и Судья, Который может погубить и освободить.] Ты же кто, который судишь ближнего своего? Апостол порицает безрассудство того, кто любит судить ближнего, забывая о собственной немощи и непостоянстве временной земной жизни. Ведь иногда, через изменение десницы Всевышнего (Пс 76:11), те, которые судили ближнего, оказываются во власти того, кого они судили, а иногда они прежде него восхищаются от мира. Затем апостол порицает тех, кто, ничего не зная [о том, что произойдёт] в их жизни, мечтают о постоянной прибыли в будущем. Поэтому далее он говорит: Иак.4:13. Вот теперь вы, которые говорите: Сегодня или завтра мы отправимся в этот город и проведём там год, и будем торговать, и получим прибыль; Иак.4:14. вы, которые не знаете, что будет завтра. Апостол намекает, что такое настроение является причиной всякой глупости: они строят планы о росте прибыли, считая, что будут долго жить; говорят, где проведут год, полагая, что это в их власти, и при этом не считают нужным помнить о Суде Всевышнего. Ведь что такое жизнь ваша? Пар, ненадолго являющийся, а потом исчезающий. Апостол не говорит: «что такое жизнь наша?», но: что такое жизнь ваша? Потому что праведники тогда начинают жить по-настоящему, когда достигают конца этой жизни. Враги же Господни, когда будут прославлены и превознесены, рассеиваются, как дым рассеются они (Пс 36:20). Однако не следует думать, будто слова апостола – это мысли нечестивых, о которых упоминает книга Премудрости: Ибо мы рождены из ничего, и после будем как небывшие. Ибо дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как лёгкий воздух (Прем 2:2–3). Так рассуждали те, кто верил в существование только этой жизни, повторяя за Эпикуром: «После смерти нет ничего, и сама смерть – ничто». Блаженный Иаков делает такой вывод, чтобы научить их тому, что настоящая жизнь нечестивых коротка, и за ней следует вечная смерть, согласно словам блаженного Иова: проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю (Иов 21:13). Иак.4:15. [Вместо того чтобы вам говорить: Если Господь пожелает и живы будем, то сделаем то или другое,] Иак.4:16. [Вы же теперь хвастаетесь в своей самонадеянности. Всякое такое хвастовство есть зло.] Иак.4:17. Итак, кто знает, [как] делать добро и не делает, тому – грех. Во всём тексте этого Послания блаженный Иаков показывает, что те, кому он писал, имели понятие о доброделании и изучили правую веру настолько, что вообразили, будто сами могут учить других. Однако при этом у них не было ни совершенства дел, ни смиренномудрия, ни сдержанности в слове. Поэтому, вместе с укорами и призывами, апостол серьёзно грозит им, напоминая, что знающий, как делать добро и не делающий имеет больший грех, чем тот, кто согрешает по неведению. Хотя и согрешающий по неведению не может быть вовсе свободен от вины, потому что само незнание добра – не такое уж малое зло. Ведь и Господь говорит: раб, который знал волю господина своего, [и не приготовивший,] и не сделавший по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк 12:47–48). Глава 5 Иак.5:1. Послушайте теперь, богатые! Плачьте, рыдая, о бедствиях, надвигающихся на вас! Теперь, пока время благоприятно, пока день спасения (ср. 2 Кор 6:2), говорит апостол, избегите будущего наказания, со слезами моля о прощении и творя милостыню! Иак.5:2. [Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.] Иак.5:3. [Золото и серебро ваше поржавело, и ржавчина их [будет] свидетельством против вас, и съест плоть вашу, как огонь. В числе мучений нечестивых и жестоких богачей [будет] не только видимый геенский огонь, но и сама память о сгнившем и бесполезном богатстве, которым они могли бы с лёгкостью искупить свои злые дела. Воспоминание будет доставлять немалые мучения до Суда – их душам, а после воскресения – ещё и телам, тем, что они будут в сильном гневе на самих себя за то, что прежде не пожелали загладить свои преступления милостыней. Наконец, ржавчина на деньгах остаётся свидетельством злых дел богача, одевавшегося в порфиру. Для него она стала причиной умножения мучений, когда он услышал укор Авраама: чадо, вспомни, что ты получил доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое (Лк 16:25). Под именем плоти можно также понимать плотские утехи, которые ржавчина на деньгах поедает словно огонь. Между тем, развратную душу извне мучает свирепое пламя, а изнутри не меньше терзает скорбь, обвиняя в собственной скупости. Поэтому в этой жизни часто случается, что некоторые лишаются богатства, которое они использовали во зло. Потеряв состояние, они поздно начинают сокрушаться о том, что оно оказалось для них бесполезным. И лишь тогда они начинают жалеть о том, что не подавали нуждающимся, когда сами вынуждены просить подаяния из-за внезапно наступившей бедности. Вы накопили для себя гнев в последние дни. Ибо презрев нагих и голодных бедняков, вы с удовольствием копили себе богатство, не замечая, что уже накопили для самих себя гнев неподкупного Судьи. Даже если гнев ещё не открылся, он остаётся неизбежным в последние дни, когда наступит окончание времён. Иак.5:4. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет (Вот, плата работников, пожавших поля ваши: обманутый вами вопиет – Vlg.). Столь велико нечестие гордецов! Будучи весьма состоятельны, они не только отказываются принимать и кормить приходящих отовсюду бедняков, но ещё и не желают давать положенную за работу плату нанятым работникам и собственным слугам. Блаженный Иов показывает, что очень опасается этого нечестия, когда говорит: если против меня земля моя вопиет, и с нею вместе борозды её говорят со слезами, если ел я плоды её без платы, и огорчал земледельцев её, то пусть мне вместо пшеницы вырастут волчцы, и вместо ячменя – терния (Иов 31:38–40). И вопли их дошли до слуха Господа Саваофа. Апостол называет Господа Саваофом, то есть Господом воинств, чтобы устрашить тех, кто считал, что у бедняков нет никакой защиты. Этот стих согласуется со словами Псалмопевца: ибо Тебе оставлен нищий, сироте Ты будешь помощником (Пс 9:35). Об этом написано и в книге блаженного Иова: ведь неправда, что Бог не будет слушать, и Всемогущий не станет взирать на тяжбы каждого (Иов 35:13). Иак.5:5. Вы пировали на земле. Отвергнув небесные радости, которых вы могли достигнуть через скорбь и милостыню, вы любите только плотские наслаждения, за которыми в будущем последуют такие голод и жажда, что тогда неоткуда будет взять [даже] одной капли воды, которая смогла бы остудить ваш пылающий язык (ср. Лк 16:24). И в роскоши напитали сердца ваши (И в роскоши напитали сердца ваши на день заклания – Vlg.). В роскоши напитали сердца те, кто, по словам Екклесиаста, не удерживают сердце ни от какого удовольствия и наслаждаются тем, что они накопили. Они считают это своей долей и сами пользуются трудами своими, нисколько не заботясь о том, чтобы напитать или утешить бедных (ср. Еккл 2:10). Иак.5:6. В день заклания вы привели и убили Праведника, Он не сопротивлялся (не сопротивляется – Vlg.) вам. Праведником апостол называет Господа Спасителя, о Котором говорит тем же иудеям блаженный первомученик Стефан: кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы (Деян 2:52). Таким образом, понятно, что блаженный Иаков, начиная со слов: Послушайте теперь, богатые! Плачьте, рыдая, обращается к тем богачам, которые некогда замыслили убить Господа и теперь всё ещё не веруют во имя Его, Которым могли бы спастись (ср. Деян 4:12). О них апостол выше говорил верующим: разве не богатые притесняют вас, и разве не они тащат вас в суды? Разве не они хулят доброе имя, которое было наречено над вами? (Иак 2:6–7). А поскольку апостол пишет двенадцати коленам в рассеянии, то он призывает верующих к совершению дел веры также и с той целью, чтобы убедить тех, кто ещё остаются неверующими, обратиться к вере Господней и [творить] дела веры. Апостол напоминает им, что они убили Сына Божия и, сверх того, предались роскоши и алчности, словно не сделали ничего плохого, не заботясь о том, чтобы загладить столь великое злодеяние покаянием и милостыней. Собственно, к ним и относятся слова апостола о том, что алчность съест их плоть, подобно огню, и что они накопили себе гнев в последние дни (ср. Иак 5:3). Известно, что эти слова исполнились на них после убийства самого Иакова, во время полного завоевания римлянами града Иерусалима и всей Иудеи, что и положило конец их злодеяниям. Иак.5:7. Итак, будьте терпеливы, братья, до пришествия Господня. После порицания гордецов и неверных апостол снова обращается к тем, которые были сильно притесняемы нечестивцами. Призывая их к терпению, он показывает, что столь великим притеснениям близится скорый конец: либо после того, как они будут восхищены к Господу и получат утешение за своё терпение, либо когда их гонители будут лишены возможности совершать преследования. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит [дождь] ранний и поздний. Если земледелец трудится с большим терпением ради временного земного плода, которого он ждёт, и надеется на его появление, то насколько терпеливее должны вы теперь переносить все тяготы ради плода, который есть небесная награда, и который вы можете получить навечно? Ведь вы получите плод ранний – жизнь души после смерти, и плод поздний – нетление плоти в День Суда. Верно и другое: ранний плод – в делах праведности, поздний – в воздаянии за труды, согласно словам апостола: вы имеете свой плод к освящению, конец же [имеете] – жизнь вечную (Рим 6:22). Иак.5:8. [Будьте терпеливы и вы, укрепите сердца свои, ибо пришествие Господне приблизилось.] Иак.5:9. Не жалуйтесь, братья, друг на друга, чтобы вам не быть осуждёнными. Вам кажется, что вы страдаете больше, чем заслужили, а ваши притеснители, хотя и совершили великие злодеяния, не страдают вовсе. Чтобы вам не быть осуждёнными. Имеется в виду осуждение на [Страшном] Суде, потому что этим вы обвиняете Праведного Судью в несправедливости. Вот, Судья стоит у дверей, Который наградит вас за терпение, а ваших противников накажет по заслугам. А стоит у дверей означает Его близость – Он знает все ваши поступки, а также быстроту Его прихода для воздаяния вам и вашим гонителям, каждому по заслугам. Иак.5:10. В пример перенесения страданий, и долготерпения, и труда, и стойкости возьмите, братья, пророков, которые говорили во имя Господа. Посмотрите, говорит апостол, пророки, которые были настолько святы, настолько далеки от нечестия, что Дух Божий возвещал через них Свои тайны людям, переносили страдания и в страданиях были умерщвлены неверными, как например Захария, Урия и Маккавейские мученики. А в Новом Завете – Иоанн [Креститель], Стефан, Иаков Зеведеев и многие другие. И тем не менее, они предпочли лучше терпеливо перенести такие злострадания, чем сетовать на них. Другие понесли долговременные труды, однако стойко и без ропота, как, например, Ной при постройке ковчега в течение ста лет, Моисей при освобождении народа и сорокалетнем странствии, мужественный Давид в несправедливом изгнании, Иосиф, попавший в рабство по коварству братьев». Пример стойкости и непоколебимости апостол приводит далее, говоря: Иак.5:11. [Вот, мы прославляем, как блаженных, тех, которые терпели.] Вы слышали о терпении Иова и видели кончину Господа. Из чтения вы знаете, говорит апостол, о тяготах и терпении Иова и о том, что он, по милости Господней, получил вдвое больше того, что коварно уничтожил враг (см. Иов 42:10). Вы также видели, присутствуя лично, смерть Господа на Кресте, которую Он покорно принял, а евангельская проповедь возвестила вам о Его славном воскресении и вознесении на небеса. Ибо Господь милосерд и сострадателен, чтобы в настоящей жизни избавить Своих верных от искушений (ср. 2 Пет 2:9) и прославить их пред всеми людьми за твёрдость веры; либо чтобы втайне увенчать их по смерти и таким образом не лишить их заслуженной награды из-за похвалы у людей (ср. Мф 6:2; Рим 2:29). Иак.5:12. Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землёй, ни какой другой клятвой. Но да будет слово ваше: “да, да” [и] “нет, нет”. Желание апостола – полностью уничтожить в своих слушателях смертоносный яд языка. Запретив клеветать друг на друга, осуждать ближнего и жаловаться на других (об этих грехах уже было сказано), апостол, чтобы искоренить привычку давать клятвы, упоминает и об этом грехе, который некоторым кажется незначительным. Ведь и для тех, кто со всей серьёзностью относится к словам Господа: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они отчёт в день суда (Мф 12:36), вполне очевидно, что этот грех никоим образом не следует считать маловажным, чтобы вам не подпасть под осуждение. Для того я удерживаю вас от греха клятвы, говорит апостол, чтобы вы, привыкнув клясться для подтверждения истинности, не впали когда-нибудь в клятвопреступление, а своим отказом от принесения клятвы без нужды удалили от себя греха принесения ложной клятвы. Даже тот, кто никогда не нарушает клятвы, но часто клянётся без нужды, заслуживает осуждения. Ведь он согрешает потоками своего празднословия, оскорбляя Судью, Который запретил и пустословие, и клятву. Иак.5:13. Кто из вас пребывает в печали – пусть молится, [кто в спокойном расположении духа – пусть поёт псалмы]. Запретив ранее братьям в скорбях жаловаться друг на друга, теперь апостол, наоборот, показывает, что следует делать. Если кого-нибудь из вас, говорит апостол, гнетёт печаль из-за нанесённой случайно кем-либо обиды, либо тяготит вина, либо постигло семейное несчастье, либо вы опечалены по какой-то другой причине, ни в коем случае не ропщите друг на друга в этот момент, но поскорее поторопитесь в церковь и, преклонив колени, молите Господа послать вам Свою благодать в утешение, чтобы вас не поглотила мирская печаль, которая производит смерть (2 Кор 7:10). И сами частым сладостным псалмопением изгоняйте из своего сердца опасную заразу уныния. Иак.5:14. Болен ли кто из вас, [пусть введёт в свой дом пресвитеров Церкви]. Дав совет опечаленному, апостол даёт совет также немощному, как ему избавиться от бессмысленного ропота, и в соответствии с заболеванием предлагает лечение. Повелев опечаленному молиться за себя и петь псалмы, немощному телом либо верой (ср. Рим 14:1) апостол напоминает, что он, как получивший бóльшую рану, исцеляется с помощью других, более опытных. К тому же, ему не следует обращаться со своим заболеванием к неопытным и менее сведущим, чтобы своими словами или советами они случайно не повредили ему. И пусть помолятся над ним, помазав его [елеем во имя Господне]. В Евангелии мы читаем, что это делали также апостолы. И сейчас, по обычаю Церкви, болящие исцеляются через помазание освящённым елеем, которое с молитвой совершают пресвитеры. Однако, в случае необходимости, не только пресвитерам, но даже всем христианам, как пишет папа Иннокентий, позволено пользоваться тем же елеем для помазания себя или ближних. При этом елей может быть освящён только епископом. Ведь слова апостола: елеем во имя Господне означают, что елей освящён во имя Господне. Верно и другое: при помазании болящего над ним должны призывать имя Господне. Иак.5:15. [И молитва веры спасёт болящего, и воздвигнет его Господь;] и если будет он в грехах, отпустятся они ему. Многие наказываются болезнью или даже смертью за грехи, совершённые в душе. Поэтому апостол, обращаясь к коринфянам, которые обычно недостойно принимали Тело Господне, говорит: От того многие из вас и немощны, и больны, и немало умирает (1 Кор 11:30). Если же немощные, пребывающие в грехах, исповедают свои грехи пресвитерам Церкви, и от всего сердца постараются оставить грехи и исправиться, отпустятся они им. Ведь без обещания исправиться грехи не могут быть отпущены. Поэтому справедливо добавлено: Иак.5:16. Итак, исповедуйте друг другу грехи свои, [и молитесь друг за друга, чтобы вам спастись]. Относительно этого стиха должно быть следующее рассуждение. Повседневные и лёгкие грехи мы должны исповедовать друг другу как равные, веруя, что избавляемся от них ежедневной молитвой друг о друге. С другой стороны, более тяжкую нечистоту проказы мы должны, согласно закону, открывать священнику, и в соответствии с его решением о способе и времени очищения, прилагать всё своё старание. Ведь много может настойчивая молитва праведника. Приводя подходящий пример, апостол показывает, сколь много может настойчивая молитва праведника. Иак.5:17. [Илия был человек подобный нам, подверженный страданию, и молитвой помолился, чтобы не было дождя на землю: и не было дождя три года и шесть месяцев] . Илия помолился молитвой только один раз и заключил небо на столь долгое время, удалив от земли дожди и лишив смертных людей земных плодов. А когда захотел, когда он увидел, что настало время, что благодаря наказанию долгим голодом сердце гордого царя и народа-идолопоклонника обратилось к покаянию, то снова помолился молитвой один лишь раз и вернул земле воду и плоды, которых прежде её лишил. Так ведь и сказано далее: Иак.5:18. И опять помолился: и небо дало дождь, [и земля дала плод свой]. И до и после Илия молился однажды. Столь великого и столь многого он добился в одиночку. Насколько же больше может усердная молитва многих праведников? Однако для того, чтобы наша немощь не приходила в смущение, полагая, что не может сделать ничего подобного делам столь великого пророка, который удостоился быть взятым на небеса в огненной колеснице, блаженный Иаков, намереваясь говорить о молитве Илии, предусмотрительно начал: Илия был человек подобный нам, подверженный страданию. В самом деле, никому из людей он не уступал в добродетели, но по плотскому рождению он был подобен нам. Как мы он был подвержен страданию и немощен душою и плотью. Он показал, что слаб плотью, когда искал пропитания у сарептской вдовы. Свою душевную слабость и подверженность страданию Илия показал, когда он, после возвращения воды земле и истребления идольских пророков и жрецов, испугавшись угроз (minis exterritus) одной ничтожной женщины, бежал через пустыню. А сколь ценно перед Господом молиться за малодушных и призывать их возвратиться к утерянному спасению, исповедав свои грехи, показано далее: Иак.5:19. Братья мои, если кто из вас уклонится от истины, [и обратит кто его,] 20. [Тот должен знать, что обративший грешника с ложного пути его, спасёт душу его от смерти и покроет множество грехов.] Поскольку выше в этом Послании апостол удерживает наш язык от злословия и празднословия, то в конце [Послания] он весьма кстати показывает, какими, прежде всего, должны быть наши слова. Нам предписывается молиться Господу и петь псалмы всякий раз, когда нас гнетут различные скорби; исповедовать друг другу свои грехи, чтобы спастись; изо всех сил заботиться о здравии ближних не столько для временной жизни, сколько для вечности. Ведь если спасение от гибели плоти, которая некогда [всё равно] умрёт, заслуживает великой награды, то насколько большего заслуживает избавление от смерти души, которая будет жить вечно в небесном отечестве? Уместно заметить, что некоторые кодексы содержат [такие слова]: спасёт душу свою от смерти. А из-за неопределённости греческого текста такое понимание также может быть правильным. И действительно, кто исправляет заблуждающегося, тот приобретает для себя высшую радость небесной жизни. Сказано: спасёт душу свою от смерти и покроет множество грехов. Кто обращает грешника от заблуждения к исправлению, тот скрывает его грехи от взора неподкупного Судьи, а все свои ошибки, допущенные перед лицом Всевидящего, покрывает заботой о ближнем, согласно словам псалмопевца: блаженны те, чьи беззакония отпущены, и чьи грехи покрыты (Пс 31:1). Блаженный Иаков не предлагает [в этом месте] забыть сказанное им прежде: не многие делайтесь учителями, братья мои (Иак 3:1). Ведь там он отстраняет от учительского служения тех, которые, будучи далеки от совершенства по своему поведению, дерзко стремились к учительству. Здесь же он наставляет людей во всех отношениях сведущих, что им следует делать из чувства братской любви для спасения ближних. То, что здесь сказано о делах учителя, в другом месте упоминается как дело любви, согласно словам блаженного апостола Петра: ведь любовь покроет множество грехов (1 Пет 4:8). Нельзя оставить без внимания то, что обращение заблуждающегося совершается не только словами, но, прежде всего, добрыми делами. Ведь если кто-то даже без слов, своими добрыми делами показывает пример ближним, то этим он обращает их, побуждая подражать в раздаче милостыни, оказании странноприимства и в других добродетельных поступках, к которым прежде они были равнодушны. Этим он исполняет учительское служение и за спасение брата, которого он наставил, несомненно получит награду от милостивого Судьи. * * * 1 Фокин А.Р. Беда Достопочтенный // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 4. С. 427. 2 Зверева В.В. Беда Достопочтенный // Католическая энциклопедия. М., 2002. Т. 1. Кол. 484–485. 3 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер., вступ. статья, библиография и примечания В.В. Эрлихмана. СПб., 2001. С. 192. 4 Фокин А.Р. Беда Достопочтенный. С. 431. 5 Ткаченко А.А. Иакова послание // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 565–566. 6 Протоирей Александр Гринь – кандидат богословия, преподаватель Новгородского духовного училища, клирик Новгородской епархии. 7Перевод с латинского прот. Александра Гриня, кандидата богословия, преподавателя Новгородского духовного училища, клирика Новгородской епархии.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar