Меню
Назад » »

Святой Беда Достопочтенный / О счете времен (1)

De temporum ratione LXVI. О шести веках этого мира О шести веках мира, а также седьмом и восьмом веках покоя и небесной жизни мы довольно коротко расскажем в сравнении с первой неделей, в которую был устроен мир, но поговорим о них гораздо более подробно в сравнении с веком отдельного человека, который обычно зовётся греческими философами микрокосмосом, то есть малым миром. Итак, первым веком этого мира является период от Адама до Ноя; он насчитывает 1656 лет, согласно истинному преданию евреев, или 2242 года, согласно 70 толковникам, и содержит, согласно обоим преданиям, 10 поколений; он совершенно исчез в результате потопа, равно как и младенчество каждого человека обычно погружается в забвение, ибо кто же помнит своё младенчество? Второй век, от Ноя до Авраама, охватывает, согласно истинному преданию евреев, 10 поколений и 292 года, или, согласно 70 толковникам, 11 поколений и 272 года. Это было своего рода детство человеческого рода, что нашло своё отражение и в языке, то есть в языке евреев. Ведь именно с детства человек начинает говорить, после младенчества, которое и было так названо оттого, что он ещё не мог тогда «фари», то есть говорить. Третий – от Авраама до Давида – охватывает, согласно тому и другому преданию, 14 поколений и 942 года. Это была как бы юность народа Божьего, и, поскольку с этого возраста человек обретает способность производить на свет, то и евангелист Матфей ведёт счёт поколений от Авраама, который стал также отцом народов, после того как получил изменённое имя. Четвёртый – от Давида до переселения в Вавилон – насчитывает 473 года, согласно истинному преданию евреев, или на 12 лет больше, согласно 70 толковникам, и 17 поколений, согласно обоим кодексам; однако, евангелист Матфей, ввиду известного лишь ему откровения, указывает 14 поколений. С этого, уже зрелого возраста в народе Божьем начались времена царей, ибо этот пригодный для управления возраст у людей обычно соответствует царской власти. Пятый, уже пожилой возраст, от переселения в Вавилон до прихода Господа Спасителя во плоти, насчитывает 14 поколений и 589 лет. В эту пору еврейский народ, как изнурённый тяжкой старостью, испытал множество несчастий. Шестой век длится ныне; число поколений и лет его неизвестно, но, как век последний, он должен окончиться гибелью всего мира. Эти обременённые бедствиями и полные страданий века или возрасты мира один за другим одержали верх над блаженной смертью и, уже принятые седьмым веком вечной субботы, ожидают восьмой век блаженного воскресения, когда они будут вечно царствовать вместе с Господом. Итак, в первом веке рождающегося мира, в первый его день Бог создал свет и назвал его днём. Во второй день Он отделил небесную твердь от вод, поскольку и эти воды, и суша вместе с небом над нею, и силы, которые должны были славить на небе создателя, были созданы ещё до начала этих шести дней. В третий день, собрав воды, которые покрывали всё вокруг, в одно место, Он велел появиться суше. В четвёртый день Бог разместил на тверди небесной светила; этот день, насколько то следует из соображений равноденствия, зовётся ныне 21 марта. В пятый день Он сотворил рыб и птиц. В шестой день Бог создал земных животных и первого человека – Адама, а из ребра его, когда Адам спал, Он сотворил мать всех живущих – Еву; этот день, насколько это кажется мне правдоподобным, зовётся ныне 23 марта. Поэтому по праву считают, если только не победит более правильное мнение, что именно в этот день, 23 марта, был распят Господь, как то писал по поводу Пасхи блаженный Феофил, споря со многими другими епископами не только Палестины, но и других областей. Ибо подобало, чтобы Он почил животворящей смертью ради спасения человеческого рода и вынутым из его бока небесным причастием была освящена его невеста, церковь, в один и тот же день не только недели, но и месяца сообразно с Адамом, а именно, в день, когда Он сотворил Адама, то есть отца человеческого рода, и, взяв у него из бока ребро, создал из него женщину, с помощью которой должен был распространиться человеческий род. 130 г. (­ 3821 г. до Р.Х.) Когда Адаму было 130 лет, он родил Сифа и прожил после этого ещё 800 лет. Однако 70 толковников дают ему 230 лет до рождения Сифа и 700 лет после. Имя «Сиф» переводится как «воскресение», означая воскресение Христа из мёртвых, тогда как смерть его, причинённую иудеями, символизирует Авель, что значит «печаль», убитый братом Каином. 235 г. (­ 3716 г. до Р.Х.) Когда Сифу было 105 лет, он родил Еноса и прожил после этого ещё 807 лет. А 70 толковников дают ему 105 лет до рождения Еноса и 707 лет после. Имя Енос переводится как «человек, о котором говорят хорошо». Он начал призывать имя Господа; ибо людям свойственно, помня о своей слабости, призывать на помощь Создателя, по крайней мере тем, которые, живя в вере Христовой, радуются тому, что они – сыны воскресения. 335 г. (­ 3616 г. до Р.Х.) Енос, когда ему было 90 лет, родил Каинана и прожил после этого ещё 815 лет. Однако, 70 толковников дают ему 190 лет до рождения Каинана и 715 лет после. 395 г. (­ 3556 г. до Р.Х.) Каинан, когда ему было 70 лет, родил Малелеила, и прожил после его рождения ещё 840 лет. Однако, 70 толковников говорят, что до рождения Малелеила он прожил 170 лет, а после – 740 лет. 460 г. (­ 3491 г. до Р.Х.) Малелеил, когда ему было 65 лет, родил Иареда, и прожил после этого ещё 830 лет. А 70 толковников дают ему 165 лет до рождения Иареда и 730 лет после. 622 г. (­ 3329 г. до Р.Х.) Иаред, когда ему было 162 года, родил Еноха и прожил после этого ещё 800 лет. В этом поколении между обоими кодексами нет никаких расхождений. Этот Енох, как мы знаем из свидетельства апостола Иуды, написал кое-что о божественном, но, как говорит блаженный Августин, «написанное им не напрасно отсутствует в том каноне Писаний, который сохранился в храме еврейского народа благодаря заботливости следовавших друг за другом священников; очевидно, что по причине древности достоверность этого [сочинения] была признана подозрительной и нельзя было установить, было ли это именно то, что он написал. Поэтому писание, распространяемое под его именем и содержащее басни о гигантах, а именно, будто отцами их были не люди, по справедливому мнению людей разумных не следует приписывать Еноху». 687 г. (­ 3264 г. до Р.Х.) Енох, когда ему было 65 лет, родил Мафусала и ходил после его рождения пред Богом ещё 300 лет. А 70 толковников дают ему 165 лет до рождения Мафусала и 200 лет после. Еноха, чьё имя переводится как «посвящение», Бог взял из смертных, как лучшего в седьмом поколении, ибо город избранных, страдающий ради Бога в шести веках этого мира, в седьмом, субботнем, ожидает слава грядущего посвящения. А для тех, кто довольствуется лишь преходящим земным счастьем, Каин посвятил основанный им город, но не в седьмом поколении, а в перворожденном сыне Енохе. 874 г. (­ 3077 г. до Р.Х.) Мафусал, когда ему было 187 лет, родил Ламеха и прожил после этого ещё 772 года, то есть до самого потопа. А 70 толковников дают ему 167 лет до рождения Ламеха и 802 года после. Судя по этому числу лет, он, как легко убедится читатель, прожил ещё 20 лет после потопа, согласно истинному преданию евреев, или только 14 лет, согласно толковникам. Об этом знаменитом вопросе очень подробно дискутировали учёнейшие отцы – Иероним в книге еврейских вопросов и Августин в 15-й книге «О граде Божьем». 1056 г. (­ 2895 г. до Р.Х.) Ламех, когда ему было 182 года, родил Ноя и прожил после этого ещё 595 лет. 70 толковников дают ему 188 лет до рождения Ноя и 565 лет после. Только в этом поколении единство преданий нарушается, ибо оказывается, что в еврейских кодексах Ламех прожил на 24 года больше, чем в кодексах 70 толковников. 1656 г. (­ 2295 г. до Р.Х.) В 600-й год жизни Ноя, во второй месяц, в 17-й день месяца произошёл потоп. Пусть никто не упрекает нас в том, будто мы, говоря о несовпадении лет в предании евреев и 70 толковников, подняли какие-то новые вопросы, но пусть лучше почитает упомянутые сочинения названных отцов и уразумеет, что об этом расхождении было известно уже давно. Так, блаженный Августин, тщательно исследовав причины этого расхождения, сказал в 13-й книге упомянутого выше труда следующее: «Будет вероятнее, если кто-нибудь скажет, что на первых порах, как только начали переписывать это из библиотеки Птолемея, нечто подобное могло быть сделано в одном, то есть первоначальном, переписанном оттуда кодексе, а из него уже распространилось далее; к этому могла присоединиться и ошибка переписчика. Последнее логично предположить в вопросе о жизни Мафусала». И далее, через несколько строк: «Я нисколько не сомневаюсь, что в тех случаях, когда имеется различие между теми и другими кодексами, и когда, притом, показания тех и других вместе не могут иметь исторической достоверности, следует более доверять тому языку, с которого был сделан толковниками перевод на другой язык». Во втором веке мира, в первый его день, то есть в 27-й день второго месяца, Ной вышел из ковчега, в котором спаслись от воды немногие, то есть восемь душ. Упоминая об этом в послании, блаженный апостол Пётр тут же постарался это разъяснить, прибавив: «Так и вас ныне спасло подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести через воскресение Иисуса Христа, который пребывает по правую руку Бога»; говоря, что под водами потопа подразумевается крещение, под ковчегом и теми, кто были в нём, – церковь и её верующих, а под восьмикратным числом душ – таинство Воскресения Господнего, в вере в которое мы крещены. 1658 г. (­ 2293 г. до Р.Х.) Сим, когда ему было 100 лет, родил Арфаксада, через два года после потопа. Иероним пишет, что от Арфаксада ведут происхождение халдеи. Сим прожил после рождения Арфаксада ещё 500 лет, то есть дожил до 50-го года рождения Иакова. 1693 г. (­ 2258 г. до Р.Х.) Арфаксад, когда ему было 35 лет, родил Салу. Здесь 70 толковников ставят одним поколением больше, чем истинное предание евреев, говоря, что Арфаксад, когда ему было 135 лет, родил Каинана, а тот, в свою очередь, когда ему было 130 лет, родил Салу. Их переводу, очевидно, следовал в этом месте и евангелист Лука. А греческие историки, когда исправляли перечень поколений в соответствии с преданием евреев, исключив поколение Каинана, не удосужились исправить в соответствии с их преданием число лет в поколениях, а стало быть и общее число лет. В итоге, следуя собственным расчётам, они дали этому веку 942 года, то есть на 130 лет меньше, чем в кодексе 70 толковников, но на 650 лет больше, чем в истинном предании евреев. Арфаксад прожил после рождения Салы ещё 303 года, хотя 70 толковников приписывают ему 430 лет после рождения Каинана, а Каинану – 438 лет после рождения Салы. 1723 г. (­ 2228 г. до Р.Х.) Сала, когда ему было 30 лет, родил Евера и прожил после этого ещё 403 года. 70 толковников дают ему 130 лет до рождения Евера и 330 лет после. От этого Евера происходят имя и род евреев. 1757 г. (­ 2194 г. до Р.Х.) Евер, когда ему было 34 года, родил Фалека и прожил после этого ещё 430 лет. 70 толковников дают ему 134 года до рождения Фалека и 270 лет после. Имя Фалек переводится как «разделение». Родители дали ему такое имя по той причине, что во время его рождения земля разделилась из-за смешения языков. Ритор Арнобий при разъяснении 104-го псалма так упоминает об этом разделении: «Симу, первенцу Ноеву, досталась часть от Персиды и Бактрии до Индии и Ринокоруры; эти пространства земель имеют 27 языков варварского наречия, а в пределах этих языков обитают народы 406 отечеств, не различных языков, но, как я сказал, различных отечеств. Например, несмотря на то, что существует один латинский язык, под этим языком находятся различные отечества – бруттиев, луканов, апулийцев, калабрийцев, пиценов, тусков и так далее». Хам, второй сын Ноя, [получил часть] от Ринокоруры до Гадиры, включающую языки пунического наречия со стороны гарамантов, латинского – с северной стороны, варварского – с южной стороны эфиопов и египтян, то есть 22 варварских языка различного наречия в 394 отечествах. Иафет же, третий [сын, получил часть] от Мидии до Гадиры на севере, с рекой Тигридой, которая разделяет Мидию и Вавилонию, то есть 200 отечеств и 23 языка различного наречия. Итак, всего образовалось 72 языка и тысяча отечеств поколений, которые расположены в разделённом на три части мире в таком порядке: Иафет, как мы сказали, имеет реку Тигриду, которая разделяет Мидию и Вавилонию, Сим – Евфрат, а Хам – Геон, который зовётся Нилом. 1787 г. (­ 2164 г. до Р.Х.) Фалек, когда ему было 30 лет, родил Рагава и прожил после этого ещё 209 лет. 70 толковников дают ему 130 лет до рождения Рагава и 208 лет после. В те времена были впервые построены храмы и некоторые правители народов стали почитаться как боги. 1819 г. (­ 2132 г. до Р.Х.) Рагав, когда ему было 32 года, родил Саруха и прожил после этого ещё 207 лет. 70 толковников дают ему 132 года до рождения Саруха и 207 лет после. Тогда же, как говорят, возникло Скифское царство, где первым правил Танаус. 1849 г. (­ 2102 г. до Р.Х.) Сарух, когда ему было 30 лет, родил Нахора и прожил после этого ещё 200 лет. 70 толковников дают ему 130 лет до рождения Нахора и 200 лет после. Тогда же, как говорят, появилось царство египтян, где первым правил Визовес. 1878 г. (­ 2073 г. до Р.Х.) Нахор, когда ему было 29 лет, родил Фарру и прожил после этого ещё 119 лет. 70 толковников дают ему 79 лет до рождения Фарры и 129 лет после. Возникли царства ассирийцев и сикионцев; первыми правил Бел, а вторыми – Эгиалей. 1948 г. (­ 2003 г. до Р.Х.) Фарра, когда ему было 70 лет, родил Авраама и прожил после этого ещё 135 лет. До сих пор доходит второй век мира; просмотрев всю его последовательность, блаженный Августин делает в 10-й главе 16-й книги «О граде Божьем» следующее заключение: «Итак, согласно Вульгате, то есть изданию 70 толковников, от потопа до Авраама прошло 1072 года. По еврейским же кодексам, говорят, оказывается гораздо меньше; но счёт их или не представляют вовсе, или представляют, но очень запутанный». 2023 г. (­ 1928 г. до Р.Х.) Третий век мира начинается от рождения патриарха Авраама, который, когда ему было 75 лет, оставив отечество, пришёл по велению Бога в землю Ханаанскую и получил там обетование, что из его семени родится Спаситель; что в нём благословятся все племена и что от него произойдёт великий народ. Одно из них было духовным обетованием, а другое – плотским. В те времена ассирийцами правили Нин и Семирамида. 2034 г. (­ 1917 г. до Р.Х.) Авраам, когда ему было 86 лет, родил Измаила, от которого произошли измаилиты. Измаил же родил 12 князей и жил 87 лет. 2048 г. (­ 1903 г. до Р.Х.) Тот же Авраам, когда ему было 100 лет, родил Исаака, который, как мы читаем во всём Ветхом завете, был первым и единственным обрезан на восьмой день. Эта привилегия была дарована сыну обетования не без великого таинства. 2108 г. (­ 1843 г. до Р.Х.) Исаак, когда ему было 60 лет, родил Исава и Иакова, патриархов идумейского и израильского народов соответственно, и жил после их рождения ещё 120 лет. В те времена первым в Аргосе правил Инах, 50 лет. Его дочерью была Ио, которую египтяне почитают под именем Изиды. 2238 г. (­ 1713 г. до Р.Х.) Иаков, когда ему было 130 лет, спустился в Египет в числе 70 душ. В те времена Аписом, царём Аргоса, в Египте был основан Мемфис. А Спартоном, сыном аргосского царя Форонея, была основана Спарта. 2453 г. (­ 1498 г. до Р.Х.) Времени же, в которое сыны Израилевы пребывали в Египте, было 430 лет, по прошествии которых всё воинство Господне в тот же день ушло из земли Египетской, как свидетельствует книга Исхода; хронографы же считают общее число этих лет от 75-го года рождения Авраама, когда он пришёл в землю обетованную, следуя изданию 70 толковников, которое говорит: «Времени же, в которое сыны Израилевы пребывали в Египте и в земле Ханаанской, как они сами, так и их отцы, было 430 лет. То, что этому по необходимости надо следовать, показывает и истинное предание евреев, которое говорит, что Кааф, сын Левия, который, как известно, родился в земле Ханаана, жил 133 года, сын его Амра, отец Моисея, жил 137 лет, а самому Моисею во время исхода из Египта было 80 лет. Ибо несомненно, что иначе общее число 430 лет просто не могло бы исполниться. С их переводом согласен также апостол, когда говорит: «Аврааму даны были обетования и семени его; не сказано «и потомкам», как бы о многих, но как об одном; «и семени твоему», которое есть Христос. Я говорю то, что завета, утверждённого Богом, закон, явившийся спустя 430 лет, не отменяет и не уничтожает обетования отцов». 2493 г. (­ 1458 г. до Р.Х.) Моисей правит в пустыне выведенным из Египта народом Израилевым 40 лет, из которых в первый год он поставил шатер Господу и, завершив работу за семь месяцев, возвёл его в первый день первого месяца второго года. «До этого времени, – как упоминает Евсевий, – пять книг Моисея охватывают, согласно толкованию 70 старцев, деяния 3730 лет». А о том, сколько лет это времени содержит истинное предание евреев, упоминает в первой книге против грамматика Аппиона Иосиф: «У нас нет бесчисленного множества книг, к тому же расходящихся между собой, но есть только 22 книги, которые охватывают историю всех времён и по справедливости считаются боговдохновенными. Из них пять принадлежат Моисею и включают в себя законы жизни и историю человеческого рода до времени самого Моисея. Этот период охватывает чуть менее 3000 лет». 2519 г. (­ 1432 г. до Р.Х.) Иисус, как сообщает Иосиф, правит народом Израиля 26 лет, тогда как священное писание умалчивает о том, сколько лет продолжалось его правление. А Евсевий указывает в хронике 27 лет, как мы ещё скажем ниже. В первый год своего правления, в 10-й день первого месяца, Иисус, после того как стало доступным русло Иордана, ввёл народ в землю обетованную. К этому году, как мы находим в хронике названного Евсевия, относится начало 51-го юбилея, согласно евреям, то есть от начала мира прошло 2500 лет, если считать по 50 лет в каждом юбилее. Однако, наше исследование так и не смогло установить общее число лет этого времени. Ибо известно, что до потопа насчитывается 1656 лет, затем ещё 292 года до Авраама, которому было 75 лет, когда он получил обетование Божье; далее, ещё 430 лет обетования и 40 лет правления Моисея, когда, очевидно, исполняется не 2500 лет, как мы отметили выше, а на семь лет меньше, то есть 2493 года. 2559 г. (­ 1392 г. до Р.Х.) Гофониил из колена Иудина был по приказу Бога поставлен первым судьёй Израиля; он правил 40 лет. В первые его годы сыны Израилевы восемь лет служили Хусарсафему, царю Месопотамии. 2639 г. (­ 1312 г. до Р.Х.) Аод, сын Геры, сына Иеминиева, который одинаково хорошо владел обеими руками – и правой, и левой, правил 80 лет. В первые его годы Израиль 18 лет служил Еглону, царю Моава, пока [Аод], поразив Еглона, не освободил его. В те времена был основан город Кирена в Ливии. 2679 г. (­ 1272 г. до Р.Х.) Девора, пророчица из колена Ефремова, вместе с Вараком из колена Неффалимова правила 40 лет. В начале её правления сынов Израиля 20 лет угнетал Иавин, царь Ханаанский, который правил в Асоре; но, после того как Израилем был убит начальник его войска Сисара, он, наконец, был усмирён и тоже убит. В это время был основан Милет. 2719 г. (­ 1232 г. до Р.Х.) Гедеон из колена Манассии, 40 лет. При нём Израиль семь лет служил мадианитам и амаликитянам, но Гедеон, сражаясь, освободил его. Был основан Тир, за 240 лет до Иерусалимского храма, как пишет Иосиф. 2722 г. (­ 1229 г. до Р.Х.) Авимелех, сын Гедеона, 3 года. Он правил в Сихеме. Геркулес разоряет Илион. 2745 г. (­ 1206 г. до Р.Х.) Фола, сын Фуи, дяди Авимелеха, 23 года. Это был муж из [колена] Иссахарова, который жил в Шамире, на Ефремовой горе. Война лапифов и кентавров, которые, как пишет Палефат в первой книге о невероятных вещах, были знатными фессалийскими всадниками. В Трое после Лаомедонта правил Приам. 2767 г. (­ 1184 г. до Р.Х.) Иаир из колена Манассии, 22 года. Геркулес учредил Олимпийское состязание, от которого до Первой Олимпиады насчитывается 430 лет. 2773 г. (­ 1178 г. до Р.Х.) Иеффай Галаадитянин, 6 лет. Филистимляне и аммонитяне угнетают Израиль; из них аммонитяне разбиты Иеффаем, который сказал в Книге судей, что от века Моисея до него самого насчитывается 300 лет. 2780 г. (­ 1171 г. до Р.Х.) Авдон из Вифлеема, 7 лет. Агамемнон правит Микенами 35 лет; в 15-й его год была взята Троя. 2790 г. (­ 1161 г. до Р.Х.) Ахиалон Завулонянин, 10 лет. Здесь, поскольку 10 лет его правления отсутствуют у 70 толковников, Евсевий ради восполнения их недостачи приписал Иисусу Навину, Самуилу и Саулу, чьи годы не приводит Писание, большее число лет, нежели то, что прочитал у Иосифа, чтобы в целом получить от исхода Израиля из Египта до строительства Храма 480 лет, как то сказано в Писании. 2798 г. (­ 1153 г. до Р.Х.) Лавдон из колена Ефремова, 8 лет. В третий его год была взята Троя; тогда же исполнилось 375 лет от первого года Кекропа, который первым правил в Аттике. А с 43-го года Нина, царя ассирийского, исполнилось 835 лет. После смерти Лавдона Израиль 40 лет служил филистимлянам. 2818 г. (­ 1133 г. до Р.Х.) Самсон из колена Данова, 20 лет. Книга судей, указывая времена, насчитывает до сих пор 299 лет и 12 судей. Латинами, которые позднее стали называться римлянами, после третьего года пленения Трои, или, как говорят некоторые, после восьмого года в течение трёх лет правил Эней. После него правил Асканий, 39 лет. А до Энея в Италии на протяжении примерно 150 лет правили Янус, Сатурн, Пик, Фавн и Латин. Асканий, сын Энея, основал город Альбу. 2858 г. (­ 1093 г. до Р.Х.) Священник Илий, 40 лет. Причём эти 40 лет мы находим в книге евреев, а у 70 толковников значатся 20 лет. Сыновья Гектора, изгнав потомков Антенора, вернули себе Илион, поскольку помощь им оказывала Елена. Сильвий, сын Энея, третий латинский царь, правит 29 лет. Поскольку он родился после смерти отца и был воспитан в лесу, то получил два имени – Сильвий и Постум. От него все альбанские цари были названы Сильвиями. Заканчиваются цари Сикиона, которые в течение 962 лет правили от Эгиалея до Зевксиппа. После них были поставлены жрецы Карна. 2870 г. (­ 1081 г. до Р.Х.) Самуил, 12 лет, как сообщает Иосиф; ибо в священном писании не указано, как долго он правил. С него начинаются времена пророков. Эней Сильвий, 4-й латинский царь, правил 31 год. 2890 г. (­ 1061 г. до Р.Х.) Саул, первый еврейский царь, 20 лет. Поскольку в каноническом писании время его правления не указано, мы отметили его годы на основании древностей Иосифа. В Лакедемоне первым правил Еврисфей, 42 года, а в Коринфе – Алетис, 35 лет. Четвёртый век мира берёт начало не только с появлением Иудейского царства, но и с обновлением обетования, которое было некогда дано отцам, когда Господь поклялся Давиду в истине посадить на его престоле от плода чрева его. 2930 г. (­ 1021 г. до Р.Х.) Давид, первый царь из колена Иудина, 40 лет. Латин Сильвий, 5-й латинский царь, 50 лет. Эфес основан Андроником. Карфаген основан Кархедоном Тирийским, как говорят одни, или его дочерью Дидоной, как говорят другие, через 143 года после разрушения Трои. 2970 г. (­ 981 г. до Р.Х.) Соломон, сын Давида, 40 лет. В четвёртый год своего правления, во второй месяц, он начал строить в Иерусалиме Храм Господу, после того как от исхода израильтян из Египта прошло 480 лет, как то свидетельствует Книга царств. По образу всеобщего времени, что в этом веке строится церковь Христова, которая будет завершена в будущем, он через семь лет закончил его и освятил в седьмой месяц восьмого года. Альба Сильвий, сын Энея Сильвия, 6-й латинский царь, правит 39 лет. Царица Савская пришла послушать мудрость Соломона. 2987 г. (­ 964 г. до Р.Х.) Ровоам, сын Соломона, 17 лет. Иеровоам из колена Ефремова отделил 10 колен от дома Давидова и от Господа по примеру еретиков, которые отделяют своих приверженцев от Христа и церкви. В пятый его год Сесак, царь Египта, пришёл и ограбил Иерусалимский храм. 7-й латинский царь – Египет Сильвий, сын предыдущего царя Альбы, правит 24 года. Основан Самос, а Смирна расширена наподобие города. 2990 г. (­ 961 г. до Р.Х.) Авия, сын Ровоама, 3 года. Он победил сражавшегося против него Иеровоама, убив 50 000 человек из его войска, потому что надеялся на Господа. 3031 г. (­ 920 г. до Р.Х.) Аса, сын Авии, 41 год. Венадад, царь Сирии из Дамаска, нанятый им против Израиля, поразил всю землю Неффалима. Капис Сильвий, сын предыдущего царя Египта, 8-й латинский царь, правит 28 лет. Аса разрушил идолы, очистил Храм, а выступившего против него Зару Эфиопа разгромил вместе с его войском. Амврий, царь Израиля, купил гору Семерон у Семира за два таланта серебра и застроил её. Ахиил из Вефиля восстановил Иерихон. 3056 г. (­ 895 г. до Р.Х.) Иосафат, сын Асы, 25 лет. Илия Фесвитянин три с половиной года не давал идти дождю из-за грехов Ахава и народа Израилева, и среди прочих великих дел помазал вместо себя пророком Елисея, сына Сафата, который был из Авел-Мехолы. Карпент Сильвий, сын предыдущего царя Каписа, 9-й латинский царь, правит 13 лет. После него правит его сын Тиберин Сильвий, 8 лет. От него получила название река Тибр, которая раньше называлась Альбулой. После Тиберина – его сын Агриппа Сильвий, 40 лет. Иосафат поступал праведно перед лицом Господа. 3064 г. (­ 887 г. до Р.Х.) Иорам, сын Иосафата, 8 лет. Илия был унесён огненной колесницей, очевидно, на небо, и Елисей, оставленный наследником пророческого дара, первым чудом сделал здоровыми воды Иерихона. В дни Иорама отпал Едом, не желая быть под властью Иуды, и поставил себе царя. И ходил Иорам путями дома Ахава, ибо дочь Ахава была его женой. 3065 г. (­ 886 г. до Р.Х.) Азария, сын Иорама, один год. Известностью пользовался Ионадав, сын Рихава. Азарию вместе с его сыном Иоасом и племянником Амасией евангелист Матфей исключил из родословной Господа Спасителя из-за чудовищности их преступлений и потому что ни отца, ни сына он не считал добрыми людьми. 3071 г. (­ 880 г. до Р.Х.) Гофолия, мать Азарии, 6 лет. Видя, что Ииуй, царь Израиля, убил её сына Азарию, она истребила всё царское племя дома Иорамова, за исключением одного только Иоаса, сына Азарии, которого Иосавеф, сестра Азарии, жена первосвященника Иодая, тайно увела из среды умерщвляемых царских сыновей. У 70 толковников сказано, что Гофолия правила семь лет. 3111 г. (­ 840 г. до Р.Х.) Иоас, сын Азарии, 40 лет. Славно начав, но дурно закончив, он в первые годы своего правления обновил Храм, а в последние годы среди прочих своих преступлений велел побить камнями между храмом и жертвенником Захарию, сына своего покровителя и опекуна Иодая. Ввиду заслуг Захарии Господь называет его в Евангелии сыном Варахиина, то есть благословенного Господом. Аремул Сильвий, сын предыдущего царя Агриппы, 12-й латинский царь, правил 19 лет. Он поставил среди холмов, где ныне находится Рим, альбанскую крепость. Его сыном был Юлий, прадед Юлия Прокула, который ушёл вместе с Ромулом в Рим и стал основателем рода Юлиев. 3140 г. (­ 811 г. до Р.Х.) Амасия, сын Иоаса, 29 лет. Пророк Елисей умер и погребён в Самарии. Азаил, царь Сирии, угнетал Израиль. Авентин Сильвий, старший сын предыдущего царя Аремула, 13-й латинский царь, правил 37 лет. Он умер и погребён на том холме, который ныне является частью города, и дал этому месту бессмертное имя. 3192 г. (­ 759 г. до Р.Х.) Азария, он же Озия, сын Амасии, 52 года. Тонос Конколер, 36-й царь Ассирии, которого греки называют Сарданапалом, основал Тарс и Анхиал. Побеждённый в сражении Арбаком Мидянином, он добровольно взошёл на костёр. Вплоть до этого времени были цари Ассирии, как сообщает история, то есть на протяжении 1197 лет. Всего же лет царства Ассирийского от первого года Нина насчитывается 1240. Прока Сильвий, сын предыдущего царя Авентина, 14-й латинский царь, правит 23 года. После него – Амулий Сильвий, 15-й царь, 44 года. Арбак Мидянин, разрушив Ассирийскую империю, перенёс царство к мидийцам и первым царствовал у них 28 лет. Берёт начало Македонское царство, где первым царём был Каран, 28 лет. Прекращаются цари Лакедемонские, начинаются Лидийские. 3208 г. (­ 743 г. до Р.Х.) Иоафам, сын Озии, 16 лет. Элейцами учреждена Первая Олимпиада через 405 лет после пленения троянцев. Рем и Ромул рождены Марсом и Реей. Иоафам среди прочих добрых деяний построил верхние ворота при доме Господнем, которые в Деяниях апостолов названы Красными. Ибо все ворота Храма стояли на земле, и только Красные ворота висели; евреи называли эти ворота воротами Иоафама. 3224 г. (­ 727 г. до Р.Х.) Ахаз, сын Иоафама, 16 лет. Тиглатпаласар, царь Ассирии, нанятый им, убил Рецина, царя Сирии, и переселил жителей Дамаска в Кирену. Рим основан на Палатинском холме, 21 апреля, близнецами Ремом и Ромулом, сыновьями Реи Сильвии, которая была дочерью Нумитора, брата царя Амулия; она была весталкой, но её изнасиловали. Во время Консуалий в третий год от основания Города были похищены сабинянки. Фабий убил Рема пастушеским заступом по приказу Ромула. 3253 г. (­ 698 г. до Р.Х.) Езекия, сын Ахаза, 29 лет. В шестой его год Салманасар, царь Ассирии, взяв Самарию, переселил Израиль в Ассирию; царство Израиля стояло, считая от первого года Иеровоама, 360 лет. После смерти Ромула, который правил 38 лет, государством правили сенаторы, каждый по пять дней; так прошёл один год. После них Нума Помпилий, 41 год, который построил Капитолий. 3308 г. (­ 643 г. до Р.Х.) Манассия, сын Езекии, 55 лет. За свои преступления он был связан, закован в цепи и уведён в Вавилонию, но благодаря раскаянию и молитвам восстановлен на троне. Тулл Гостилий, третий римский царь, правил 32 года. Он первым из римских царей стал использовать пурпур и фасции. Он расширил город, присоединив к нему холм Целий. 3310 г. (­ 641 г. до Р.Х.) Аммон, сын Манассии, 2 года. Два года указаны в истинном предании евреев, а у 70 толковников написано, что он правил 12 лет. Основан город Истр на Понте. Аммон убит своими слугами. 3341 г. (­ 610 г. до Р.Х.) Иосия, сын Аммона, 31 год. Он очистил Иудею и Иерусалим, обновил Храм и после устранения мерзостей идолопоклонства совершил торжественную Пасху Господу в 18-й год своего правления; вступив в битву с Нехао, царём Египта, он был убит на поле Мегиддо, что зовётся ныне Максимианополем. Анк Марций, внук Нумы по его дочери, 4-й римский царь, правил 23 года. Он присоединил к городу холмы Авентин и Яникул и основал на берегу моря Остию, в 16 милях от города. После него – Тарквиний Древний, 37 лет. Он построил в Риме цирк, увеличил число сенаторов, учредил римские игры, построил стены и клоаку, обустроил Капитолий. У евреев сказано, что Иосия правил 31 год, а 70 толковников дают ему 32 года. Но и Евсевий добавляет от себя ещё один год между его царствованием и правлением Иоакима из-за трёх месяцев, в течение которых правил Иоахаз, и трёх месяцев правления Иехонии. Однако, прав скорее Иеремия, который говорит, что пророчествовал 23 года, от 13-го года Иосии до четвёртого года Иоакима; что в четвёртом году Иоакима начал править Навуходоносор, а в 19-й год его правления был разрушен Иерусалим. 3352 г. (­ 599 г. до Р.Х.) Иоаким, сын Иосии, 11 лет. После Иосии в течение трёх месяцев правил его сын Иоахаз. Нехао победил его и увёл в Египет, а царём поставил Иоакима. В третий его год Навуходоносор, взяв Иерусалим и уведя в плен очень многих, в том числе Даниила, Ананию, Азарию и Мисаила, увёз в Вавилон часть сосудов из Храма. Писание считает годы правления Навуходоносора от четвёртого года Иоакима, ибо с этого года он начал править не только халдеями и иудеями, но и ассирийцами, египтянами, моавитянами и бесчисленными множеством других племён. Иоаким, он же Иехония, сын Иоакима, три месяца и десять дней. Когда Иерусалим был осаждён халдеями, он вышел к царю Вавилонскому и был уведён в Вавилон вместе со своей матерью и своим народом в 8-й год правления Навуходоносора. 3363 г. (­ 588 г. до Р.Х.) Седекия, он же Матфания, сын Иосии, 11 лет. В 11-й его год, то есть в 19-й год царя Вавилонского, Иудея была уведена в плен в Вавилонию, а Храм Господень сожжён через 430 лет после того как был основан. Оставшиеся иудеи переселились в Египет, но через пять лет также были поражены халдеями и переселены в Вавилонию. Пятый век мира начался с разрушения Иудейского царства, которое, согласно пророчеству Иеремии оставалось в таком положении 70 лет. 3377 г. (­ 574 г. до Р.Х.) В 14-й год после того как был поражён город, то есть в 25-й год переселения царя Иоакима, вместе с которым в плен увели также Иезекииля, этот Иезекииль был приведён в видении Божьем в землю Израиля и увидел восстановление города и Храма и церемонии в нём. Сервий, 6-й римский царь, правил 34 года. Он включил в состав города три холма – Квиринал, Эсквилин и Виминал, провёл вокруг стен ров и учредил первый среди римских граждан ценз. 3389 г. (­ 562 г. до Р.Х.) В 26-й год после разрушения Иерусалима, то есть в 37-й год переселения царя Иоакима, Евилмеродах, царь Вавилонский, как только начал править, вывел Иоакима, царя Иудейского, из темницы и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне. Пророк Иеремия, вспоминая о будущем его времени, пишет следующее: «Вот, пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу моему, и приведу их на землю сию и на жителей её и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их, и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. И все эти народы будут служить царю Вавилонскому 70 лет. Когда же исполнятся 70 лет, я накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю её вечной пустыней». А в другом месте Иеремия написал о переселении, которое провёл Навуходоносор, переселив из Иерусалима в Вавилонию иудеев вместе с царём Иехонией: «Когда исполнится вам 70 лет в Вавилоне, тогда я посещу вас и исполню доброе слово моё о вас, чтобы возвратить вас на место сие, говорит Господь». И уже предыдущие слова дней его времени вновь вспоминаются таким образом: «Тот, кто избежал меча, был уведён в Вавилон и служил царю и его сыновьям, пока не воцарился царь Персидский и не исполнилось слово Господне, сказанное устами Иеремии, и не отпраздновала земля суббот своих. Ибо во все дни запустения она субботствовала, пока не исполнилось 70 лет. В первый же год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господнего, которое было сказано устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и прочее». Из этих слов понятно, что халдеи разорили Иудею не так, как ассирийцы, которые прислали в Самарию других поселенцев, но оставили совершенно пустую землю, пока через 70 лет сюда вновь не вернулись иудеи. С этим согласен и Иосиф, который писал в книге древностей, что Храм, Иерусалим и вся Иудея в течение 70 лет оставались опустевшими. Вновь перечисляя царей Вавилона, – если только он действительно так писал и в кодекс не вкралась ошибка, – он получает почти сто лет от разрушения Иерусалима до разрушения Халдейского царства. Так, он пишет, что после Навуходоносора, который по свидетельству Священного Писания жил ещё 25 лет после разрушения Иерусалима, правил его сын Евилмеродах, 18 лет. После него правил сын Евилмеродаха Хегесар, 40 лет. Ему наследовал его сын Лабосордах, 9 месяцев. Когда же он умер, власть перешла к Валтасару, который зовётся также Набоан. Когда он правил уже 17 лет, Вавилония была захвачена Киром, царём персов, и Дарием, царём мидийцев». И продолжает: «Дарий, сын Астиага, разрушил Вавилонскую империю вместе со своим родственником Киром; ему шёл 62-й год, когда был взят Вавилон. Впрочем, греки зовут его другим именем. Он также, взяв пророка Даниила, привёл его к себе в Мидию и оказал ему величайшие почести». Сам Даниил так вспоминает об этом Дарии: «В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода мидийцев, который царствовал над царством Халдейским, я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о которых было слово Господне к пророку Иеремии, что 70 лет исполнятся над опустошением Иерусалима». Евсевий в книге времён насчитывает от разрушения Иерусалима до начала правления Кира, царя Персидского, 30 лет, а Юлий Африкан – 70 лет. Далее, Иероним в изложении пророка Даниила говорит следующее: «Евреи передают такого рода легенду вплоть до 70-го года, когда по словам Иеремии должен исполниться срок пленения народа иудейского. Об этом же говорит и Захария в начале своей книги. Валтасар, считая обещание Божье ошибочным и лживым, впал в радость и устроил великий пир, всячески издеваясь над надеждой иудеев и сосудами из Храма Божьего. Но вслед за этим тут же последовала кара». 3423 г. (­ 528 г. до Р.Х.) Кир, первый персидский царь, правил 30 лет. Он, когда исполнилось слово Господне, сказанное устами Иеремии, в первый год своего правления, освободил евреев из плена и, разрешив вернуться в Иудею почти 50 000 человек, возвратил им золотые и серебряные сосуды из Храма в числе 5400. Собравшись в седьмой месяц в Иерусалиме, они построили жертвенник и с первого же дня этого месяца начать приносить жертвы Господу. Во второй год своего прихода, во второй месяц, они заложили фундамент Храма, через 72 года после его сожжения, согласно Африкану, или, через 82 года, согласно хронике Евсевия. Однако, дело затянулось вплоть до второго года Дария из-за препятствий со стороны самаритян, которые в царствование Ассуира и Артаксеркса написали жалобу на евреев, и Артаксеркс в итоге запретил им отстраивать Иерусалим. Тарквиний, 7-й римский царь, правил 35 лет. Он был свергнут с трона из-за своего младшего сына Тарквина, который обесчестил Лукрецию. 3431 г. (­ 520 г. до Р.Х.) Камбис, сын Кира, 8 лет. Одержав победу над Египтом, он из ненависти ко всей его религии отменил её священнодействия и разрушил храмы. Он построил в Египте Вавилон. Говорят, что евреи называли его вторым Навуходоносором. При нём была написана история Юдифи. 3432 г. (­ 519 г. до Р.Х.) Братья маги, семь месяцев. Иисус первосвященник и правитель народа Зоровавель. Славились пророки Агей, Захария и Малахия. Известностью пользовался Пифагор, физик и философ. 3468 г. (­ 483 г. до Р.Х.) Дарий, 36 лет. В книгах хроник Евсевия мы находим, что между Дарием и Камбисом правили два брата мага. Но Иероним в изложении Даниила пишет, что после Камбиса правил маг Смердес, который взял в жёны Панфапию, дочь Камбиса. Когда же он был убит семью магами, то вместо него власть получил Дарий, а названная Панфапия вышла замуж за Дария и родила от него сына Ксеркса.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar