Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОЕ, ОТ МИРА СОБИРАЕМОЕ (15)

101. Узда Что коню свирепеющему и беснующему узда, то плоти страстной и похотливой воздержание. Конь уздою воздерживается и повинуется хотению всадника правящего. Так и христианин должен плоть похотствующую воздерживать и покорять духу или уму. Но посмотрим, чего хочет плоть, и чего дух, и какая между ними битва. Плоть хочет гордиться, возноситься — дух того не хочет. Плоть хочет другого презирать и уничтожать — дух того не хочет. Плоть хочет человека оклеветать, осудить, опорочить — дух того не хочет. Плоть хочет в гордости и пышности мира этого жить — дух не хочет. Плоть хочет богатство, славу и честь в этом мире искать и иметь — дух не хочет. Плоть хочет всякие развлечения в мире этом иметь — дух от них отвращается. Плоть хочет устраивать застолья, пиршествовать и веселиться — дух того не хочет. Плоть хочет в красивую щегольскую одежду одеваться — дух не хочет. Плоть хочет за обиду на ближнего гневаться, злобиться, мстить, зло за зло, досаждение за досаждение воздавать, укоряющего укорять, поношающего поносить, злословящего злословить, обидящего обижать и с ним ссориться — дух от всего того отвращается. Плоть хочет блудодействовать, прелюбодействовать и в нечистоте валяться — дух от того отвращается. Плоть хочет упиваться и пьянствовать — дух того не хочет. Плоть хочет лгать, льстить, обманывать — дух того не хочет. Плоть хочет в праздности жить — дух того не хочет. Плоть хочет празднословить, говорить безумные слова, кощунствовать — дух того не хочет. Плоть хочет чужое добро похищать, красть, отнимать и всячески себе присваивать — дух не хочет, и проч. Это плотское хотение и мышление. Напротив, чего хочет дух, того не хочет плоть. Дух хочет воле Божией следовать и ее творить — плоть не хочет. Дух хочет перед Богом и людьми смиряться — плоть не хочет. Дух хочет Богу послушание оказывать и заповеди Его святые творить — плоть не хочет. Дух хочет любовно, мирно, искренно, простосердечно с ближним поступать — плоть того не хочет. Дух хочет воздержанно и целомудренно жить — плоть не хочет. Дух хочет ближнего миловать, и его в нуждах снабжать, и ему помогать — плоть не хочет. Дух хочет обиды терпеть, и согрешения людям прощать — плоть того не хочет. Дух хочет врагов любить, добро творить ненавидящим, благословить проклинающих, и молиться за творящих напасть — плоть от этого всего отвращается. Дух хочет в бедах, напастях, искушениях и всяком злострадании молчать, терпеть, и кротко сносить — плоть того не хочет. Дух хочет во всем надежду свою полагать на Бога — плоть того не хочет. Дух хочет всякую правду творить — плоть не хочет. Дух хочет во всем Богу угождать — плоть не хочет, а хочет себе угождать, и проч. Это хотение и мышление духовное. Видишь, какая битва и несогласие между плотью и духом. Об этом-то и говорит апостол: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся» (Галл.5:17). Видишь мышление плотское и мышление духовное. Видишь, чего хочет плоть и чего хочет дух. Как конь обуздывается и уздою покоряется хотению всадника, так и мы, христиане, должны покорять плоть духу, и плотское мышление духом умерщвлять, и делать не то, что страстная и похотливая плоть хочет, но то, что дух хочет. «Не будьте как конь и мул, у которых нет разума» (Пс.31:9). «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 8:5—8, 12—13; 13:14). «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:16—17, 24). «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрования, Христе Боже, и спаси нас». Оглавление 102. Иди за мною Бывает, что один другому в различных случаях говорит: «иди за Мною». Христианин! Так Христос Господь всякому от нас говорит: «иди за Мною». Читай святое Евангелие, и внимай ему, и услышишь сладчайший Его голос сей: «иди за Мною».Я Создатель твой, ты создание Мое: «Иди за Мною». Я Господь твой, ты раб Мой: «Иди за Мною». Я Царь твой, ты подданный Мой: «Иди за Мною». Я Бог твой, в подобострастную тебе плоть облекшийся: «Иди за Мною». Я в мир ради тебя пришел: «иди за Мною», Который к тебе и ради тебя пришел. Я, Невидимый, на земле явился ради тебя и всех: «Иди за Мною». Я, неприступный Херувимам и Серафимам, стал доступен грешникам и тебе: «Иди за Мною». Я, Царь Небесный, на земле пожил ради тебя: «Иди за Мною». Я, Всесильный и Всемогущий, немощным стал ради тебя: «Иди за Мною». Я, богатый, тебя ради обнищал, да обогатишися ты нищетою Моею (2 Кор.8:9): «Иди за Мною». Я, Господь славы, поруган был и обесчещен ради тебя: «Иди за Мною». Я, Жизнь вечная и присносущная, вкусил смерти ради тебя, смерти же крестной: «Иди за Мною». Я, на престоле славы сидящий, и Ангелами поклоняемый, и хвалимый, и славимый, грешниками похулен был ради тебя: «Иди за Мною». Я, один имеющий бессмертие и во свете неприступном живущий, был к мертвым причтен и в темном гробе положен ради тебя: «Иди за Мною». Я твой Искупитель, твой Избавитель, твой Спаситель, Который тебя не серебром и золото, но Своею Кровью от дьявола, смерти и ада искупил: «Иди за Мною». Видишь Мою к тебе любовь, покажи и ты возлюбившему тебя свою любовь, и любовью «иди за Мною». Любовь твоя тебе на пользу, а не Мне, как и нелюбовь тебе вредит, а не Мне: «иди за Мною». «Господи! Что есть человек, что Ты открылся ему, и сын человеческий, что Ты помышляешь о нем? Человек подобен суете» (Пс.143:3—4). Пою Тебя, ибо «слухом, Господи, услышах и ужасохся». Ибо ко мне Ты пришел, меня ища, заблудшего. Итак, многое Твое снисхождение ко мне, прославляю, Многомилостиве. «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс.56:8). Помози мне, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей. Что, христианин, хочешь ли отречься от такого Господа твоего и Благодетеля, Который за Собою зовет тебя, и не идти за Ним? Страшно и бесстыдно! Страшно подвигнуть Его на праведный гнев, и подпасть суду Его праведному, и так погибнуть. Бесстыдно, так как Он, возлюбивший тебя, Высочайший твой Благодетель. Скажи, пожалуйста: если бы царь земной позвал тебя за собою, не поспешил ли бы за ним, с радостью бросив все, ради малой и временной чести и корысти? Царь царствующих и Господь господствующих, Царь Небесный зовет тебя за Собою: «иди за Мною; и зовет не к временной чести и славе и корысти, но к вечной жизни, царствию, чести и славе. «Иди за Мною, иди за Мною», и приведу тебя в вечное Мое царство, к Вечному и Небесному Моему Отцу: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Блудник, прелюбодей и нечистоты любитель! Услышь глас Господень: «покайся, и иди за Мною». Злобный мститель и убийца! Услышь глас Господень: «покайся, и иди за Мною». Вор, хищник, грабитель и лихоимец! Услышь глас Господень: «покайся, и иди за Мною». Укоритель, ругатель, клеветник и всякий злоречивый! Услышь глас Господень: «покайся, и иди за Мною». Лживый, обманщик, прелестник и лицемер! Услышь глас Господень: «покайся, и иди за Мною». Всякий грешник, в нераскаянии живущий! Услышь глас Господень: «покайся, и иди за Мною». Услышь глас Господень, зовущий тебя. Услышь глас Того, Который так тебя возлюбил, и такой милостивый, человеколюбивый и чудный Промысл о тебе показал. Услышь глас Его: «покайся, и иди за Мною». Человек, любимое Мое создание! Я сошел с небес, да возведу тебя на небо: «иди за Мною». Я на земле пожил, да сотворю тебя жителем небесным: «иди за Мною». Я не имел, где главы приклонить, да приведу тебя в дом Отца Моего Небесного: «иди за Мною». Я трудился, да введу тебя в вечный покой: «иди за Мною». Я обнищал, да обогащу тебя: «иди за Мною». Я плакал, болезновал, скорбел и тужил, да подам тебе истинное утешение, радость и веселье: «иди за Мною». Я похулен, поруган и обесчещен был, да почту и прославлю тебя, обесчещенное Мое создание: «иди за Мною». Я связан был, да разрешу тебя от уз греховных: «иди за Мною». Я, Судия живых и мертвых, судим был и осужден, да избавлю тебя от вечного суда: «иди за Мною». Я с беззаконными вменен был, да оправдаю тебя: «иди за Мною». Я вкусил смерти, смерти же крестной, да оживлю тебя, создание Мое, ядом змииным умерщвленное: «иди за Мною». Я восстал из мертвых, да восстанешь и ты душою и телом: «иди за Мною». Я вознесся на небо, да вознесешься и ты: «иди за Мною». Я сел по правую сторону Бога и Отца, да прославишься и ты: «иди за Мною». Я во всем уподобился тебе, кроме греха, да будешь и ты подобен Мне: «иди за Мною». Я образ твой на Себя воспринял, да будешь и ты Мне сообразен: «иди за Мною». Я пришел к тебе, да привлеку тебя к Себе, тебя, любезное Мое создание отпадшее: «иди за Мною». Видишь, человек, какую Я любовь к тебе показал; видишь и Промысл Мой о тебе. За это ничего от тебя не требую, как только того, чтобы ты Мне благодарен был и шел за Мною, и так бы спасение со славою вечною получил. Этого от тебя хочу, да будет и твое хотение. «Иди за Мною». Который алчет и жаждет спасения твоего — и подам тебе спасение Мое. Возлюби Мою нищету — и будешь истинно богат. Возлюби Мое смирение — и будешь истинно прославлен и велик. Возлюби Мою кротость и терпение — и будешь истинно тих, покоен и мирен. Оставь землю — и будешь иметь небо. Оставь мир — и будешь иметь внутри себя Бога. Отрекись от себя — и будешь истинно обладать собою. Оставь утеху плоти и мира — и будешь иметь истинное утешение. Оставь богатство тленное — и будешь иметь нетленное. Оставь честь и славу земную — и будешь иметь небесную. «Иди за Мною» — и будешь иметь все, чего желает душа твоя, но истинное, несравненно лучшее из всего, что ни оставишь. Слушай и внимай, душа грешная, гласу возлюбившего тебя Искупителя твоего Иисуса, и иди за Ним, да достигнешь. Спеши, спеши, возлюбленный, пока зовет и двери открыты. Небо открыто, и входят туда мытари, прелюбодеи и всякие грешники кающиеся. Спеши и ты, бедный грешник, туда же, да получишь и ты царство небесное. Туда вошли апостолы, мученики, святители, преподобные и все святые Божии и водворяются ныне в обителях Небесного Отца. Идут туда и ныне многие, и приходят, но только те, кто идет за Пресладким своим Иисусом, и благодатию Его вселяются в покое вечном. Душа моя, услышь и ты голос Господень, и присоединись ко святой этой дружине, и с ними иди за Иисусом, верным вождем. И да услышишь в час исхода твоего голос Его: «В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии, и Мне последовавшии верою, приидите, насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных». «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр 2:21—23). «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26). «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.10:38). «Я Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни», — говорит Господь (Ин 8:12). Оглавление О том же Бывает, что один зовет человека, говоря: «иди за мною»; но другой говорит ему, отзывая к себе: «иди за мною». Так Христос Господь всякому христианину говорит: «иди за Мною», как сказано выше, но сатана, враг рода человеческого, шепчет в уши человека, и отзывает к себе, говоря: «иди за мною». Слышит человек злые шептания его столько раз, сколько раз чувствует злые и богопротивные помыслы, в сердце его восстающие. Это все его мерзкое шептание. О Человек! Кого тебе лучше послушать? Христа ли, Господа твоего, Который такой чудный о тебе показал Промысл, и хочет тебя спасти, и в вечное Свое привести царствие, как выше видел ты; или злого шепотника дьявола, который хочет тебя от Христа Спасителя твоего отвести, и в вечную погибель ввергнуть? Христос есть Свет; дьявол есть тьма. Христос есть Жизнь; дьявол есть смерть. Христос есть Истина; дьявол есть ложь и отец лжи. Христос возлюбил тебя; дьявол — враг твой. Христос — благодетель твой; дьявол творит тебе зло. Христос есть истинное и высочайшее Добро; дьявол — крайнее зло. Христос есть Спаситель твой; дьявол — губитель твой. Христос хочет навечно спасти тебя, и пришел в мир ради тебя; дьявол хочет навечно погубить тебя. Христос хочет вечную жизнь подать тебе; дьявол хочет навечно умертвить тебя. Христос хочет в вечное Свое царство ввести тебя; дьявол хочет в вечное мучение за собою привести тебя. Христос хочет навечно обогатить тебя; дьявол хочет навечно сделать тебя нищим. Христос хочет навечно прославить тебя; дьявол хочет посрамить тебя. Христос хочет вечно почтить тебя; дьявол хочет вечно обесчестить тебя. Видишь, Что есть Христос, и что есть дьявол, и ради чего шепчет он тебе и отзывает от Христа, Господа твоего, вослед себе. Хочет он тебя навечно погубить, как и сам в погибели находится. Это его хитрость, это его злой умысел против нас. Отрекись, отрекись, возлюбленный, от злого шепотника того, и плюнь на него, как в святом крещении сделал ты, и, отвратившись от прелестника этого, обратись ко Христу, Господу твоему, и последуй Ему верою и правдою, как обещался Ему в Крещении. Бог твой Он есть, Господь твой, возлюбивший тебя. Благодетель твой, вечная жизнь твоя, присносущный свет твой, истинное и вечное блаженство твое, без которого ни в этом веке, ни в будущем блаженными быть не можем. Пристань к Господу Богу твоему: «мне благо приближаться к Богу» (Пс.72:28)! Но несмотря на то, что дьявол — губитель, многие слушают его, и за ним великими толпами идут. Идут блудники, прелюбодеи, и все любители нечистоты. Идут злопамятные, человеконенавистники, убийцы и проливающие кровь человеческую. Идут противящиеся родителям, злословящие их и не почитающие их. Идут воры, хищники, грабители, судьи-мздоимцы, удерживающие плату наемников, и всякою неправдою и лестию чуждое добро похищающие. Идут клеветники, ругатели и все ближнего своего языком, как мечом, бьющие и уязвляющие. Идут пьяницы и сластолюбцы. Идут хитрецы, лукавые, прелестники и все ближнего своего прельщающие. Идут всякие беззаконники, развращенной жизнью своей слову Божию противящиеся. Идут, наконец, возлюбившие век этот, о земном, а не о горнем помышляющие, в гордости и пышности мира этого любящие жить. Словом, все, которые о слове Божием и о Боге не заботятся, сердцем с земным соединяются, и о вечном спасении своем, Кровью Христовою обретенном, не заботятся, — все такие идут вслед сатаны. Всем таким приличествует апостольское слово: «Некоторые уже совратились вслед сатаны» (1 Тим 5:15). Все таковые стыдятся слов Христовых и Самого Христа, ужасаются Ему смиренному, поруганному и обесчещенному, и удаляются от Него; однако хотят быть с Ним прославленным. Не хотят здесь в мире этом с Ним быть и за Ним следовать, однако хотят царствия Его участниками быть, что невозможно. С кем кто в мире этом, с тем и в будущем веке будет. О, человек, носящий Христово имя, но за сатаной последовавший! Помни, какие отрицания и обеты давал ты при Крещении, как отрицался сатаны и всех дел его и гордыни его, как плевал на него, как отходил от него, как пристал ко Христу, как обещался и присягал верою и правдою служить Ему, смирением и любовию следовать Ему, как следует невеста жениху. 1де ныне те твои отрицания, где обеты, где присяга, где служение Христу, где Ему следование? Богу солгал ты, а не человеку. Бога оставил ты, а не человека; свет оставил ты, и возлюбил тьму; жизнь оставил ты, и возлюбил смерть. Помни это, и обратись ко Христу, Спасителю твоему. Беги от прелестника того, как Израиль от фараона; и хотя он погонится вслед тебе, так как лишился своей добычи, однако дерзай, и из глубины сердца воздыхай ко Всесильному Иисусу, да не помянет беззаконий твоих и поможет тебе. С радостью ждет тебя Он, Который умер за тебя, и милосердными объятиями, «как блудного сына, обнимет тебя» (Лк 15:20). А когда от тяжкого рабства мучителя того освободишься, тогда с радостью воспоешь победную песнь Помощнику твоему: «Помощник и Покровитель был мне во спасение. Он мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его» (Исх.15:2). Возрадуются на небе и Ангелы о тебе. «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк 15:10). Оглавление 103. Учение Видим, что люди обучаются различным искусствам и наукам. Иной учится платье шить, иной — торговать, иной — дома строить, иной — иностранными языками владеть, иной — красиво и сладко говорить и писать, иной — философствовать или в естественных науках преуспевать, и прочее. Так и христиане должны обучаться по-христиански жить. Без этого любое искусство и наука ничто. Христианин! Внешняя наука и искусство общие для язычников и христиан, так как и язычники, как видим, обучаются искусствам и наукам. Но умение и искусство благочестиво и по-христиански жить одним христианам свойственно. Познается христианин не оттого, что красиво говорит и пишет, а от того, что красиво и богоугодно живет, — не от внешнего любомудрия, но от поучения в евангельской и христианской философии. Многие красиво говорят и пишут, а грубо живут. Многие изрядно философствуют об естественных вещах, а не знают и азбуки христианства. Истинный мудрец — тот, кто для мира безумен, а для Христа мудр. Подлинно несмыслен и безумен тот, кто хотя и все знает, а Бога и Христа Сына Божия не знает. Учись, христианин, христианской евангельской философии и будешь истинно мудр, хотя мир и будет считать тебя безумным. Обучение христианское состоит в следующем: 1) В познании Бога. Когда Бога будешь познавать, то будешь умудряться, но внутри, а не вне. И чем больше будешь познавать, тем будешь мудрее и искуснее в звании христианском. Когда истинно познаешь, что Бог Вездесущ и Всеведущ, и всякое твое дело, помышление, начинание и намерение видит, и всякое слово твое слышит, и в Его Всемогущей руке твоя жизнь и смерть, знание это непременно научит тебя бояться Его и трепетать, и везде осторожно поступать, осторожно говорить, осторожно делать, осторожно мыслить и поступать. Когда познаешь, что Бог правосуден, и воздает каждому по делам его, то это знание подвигнет тебя к усердному покаянию за прежние грехи. И ты будешь воздыхать и вопить к нему из глубины сердца: «Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс.142:2). «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?» (Пс.129:3). Когда познаешь, что Бог есть истинная, присносущная и неизменная благость и любовь, то непременно будешь любить Его. Кто, познав добро, добра не любит? Когда будешь в таком духе все более и более познавать Бога, то от такого познания непременно последует усердное послушание Ему, покорность и повиновение, а от послушания — тщательное исполнение Его святых заповедей. 2) В воздержании и умерщвлении страстей и похотей, которые воюют с душой. Но и здесь нужно познание. Познавай, что в сердце твоем кроется. Посматривай туда часто, и увидишь, что в нем есть гордость, высокоумие, самолюбие, сребролюбие, гнев, зависть, славолюбие, нечистота, желание мщения и всякая греховная мерзость. «Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк.7:21—22; Мф.15:18и19).А если исходят, то и имеются там. И что в одном человеке имеется, то и в другом, ибо все мы этим ядом заражены. Все это зло ни к чему иному ведет человека, как только к погибели. Учись познавать пагубное зло, кроющееся внутри тебя, и тогда будешь учиться удерживать и умерщвлять то, что ведет тебе к погибели, и будешь стараться побеждать и убивать тех врагов, которые вечно хотят умертвить тебя. Надо непременно распять плоть со страстями и похотями, если хочешь по-христиански жить и быть Христовым. По учению апостольскому, только те Христовы, которые «распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24). Учись познавать себя, чтобы познать, какое великое бедствие кроется в тебе, и будешь стараться от него избавиться. Учись познавать врагов, которые внутри тебя, а не вовне, и, познавая, умерщвляй их — да не умертвят они тебя навеки. Если они мертвы будут, то жива будет душа твоя. А если они живы будут и будут обладать тобою, то мертва будет душа твоя. Побеждай и умерщвляй их — да живет душа твоя. Возлюбленный! Победи себя таким образом — и будешь собою обладать, будешь истинно благородным, господином, царем и повелителем. 3) В правде и любви к ближнему. И здесь познание нужно. Познавай, что ближний твой такой же человек, как и ты, и все то же имеет, что и ты, всего того же не хочет, чего и ты. Как и ты, хочет всякого добра, не хочет никакого зла. Не делай ему того, чего себе не хочешь, и делай то, чего себе хочешь. В этом состоит правда и любовь христианская к ближнему. Этого хочет и Господь наш от нас: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:19). Любовь не творит зла ближнему, но хочет ему всякого добра. Люби ближнего твоего, и не будешь ему делать того, чего себе не хочешь, и захочешь делать все то, чего себе хочешь. Вот чему нужно учиться христианину от младенчества до конца жизни. Это христианская наука. Это изрядное искусство. Тот истинный любитель мудрости, кто этой философии обучается. Начинающие обучаться искусству и наукам признают свое невежество и стараются обучаться тому, чего не знают. Иначе говоря, потому они и учатся, что не знают. Так и христиане, если хотят научиться христианской философии, должны признать свое невежество и безумие. Без этого обучение будет суетно и бесполезно. Учатся невежды, а не мудрецы. Как видим, обучающиеся внешним наукам и искусствам чем больше и тщательнее обучаются, тем искуснее бывают. Так же чем кто усерднее и тщательнее обучается христианской философии и по правилам ее себя исправляет, тем более искусным христианином бывает. Чем более Бога познает, тем более боится Его и любит. Чем более рассматривает себя, тем более смиряется и исправляется. Чем более рассуждает о ближнем своем, тем и справедливее и любовнее с ним обходится и поступает. И так к совершенству, насколько это возможно во плоти живущему, приходит. 4) Всякое человеческое старание и усердие напрасно без помощи Божией. Ибо плоть всегда хочет обладать человеком; и разум наш без просвещения Божия слеп; дьявол всегда и везде под ногами нашими раскидывает сети и всячески старается, чтобы мы споткнулись, а мир со своими соблазнами окружает нас и хочет расслабить и развратить. Поэтому непременно нужно со всяким усердием и часто воздыхать и молиться Господу, чтобы Он Сам направлял нас в деле обучения и помогал нам обучаться успешно. Он милостиво обещал нам подать благодать Свою. А если обещал, то и подаст просящим. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7—8). Обучайся, христианин, христианской науке, чтобы быть истинным христианином и учеником Христа. Христос Господь не спросит нас на Страшном Своем Суде, искусны ли мы были в торговле, красноречии, звездочетстве, в географии и прочих науках. Он спросит, делали ли и обучались ли тому, чему учит Его святое Евангелие и что в крещении святом обещали делать и присягали Ему. Только про эту науку и искусство спросит у нас тогда. «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися» (Пс.69:2). «Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс.118:132—133). Оглавление 104. Азбука Что для начинающих учиться книжному чтению алфавит или азбука, то для христиан, желающих научиться христианской жизни, смирение. Обучающимся книжному чтению нужно сначала выучить алфавит. Так и христианам, если хотят успешно научиться добродетельной жизни, нужно прежде всего учиться смирению. Азбука — начало и основание всего книжного учения. Так и смирение — начало и основание христианских добродетелей. Без этого всякое духовное созидание нарушается и падает. Истинная добродетель без смирения не может быть, а если даже и появится, то опять разорится. Человек без Бога и начать, и делать ничего не может, по сказанному: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5). А по свидетельству апостола, «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Пет 5:5). Учись, христианин, этой христианской азбуке и будешь успешно учиться христианской философии. А чтобы успешно учиться смирению, надо учиться познавать себя и свою бедность. От познания себя и своей бедности непременно последует смирение. Кто, видя свою бедность, не смирится? Подлинно беден человек, но не всякий свою бедность познает. Рождается человек на беды и, как бы предчувствуя их, плачет, ибо всякий младенец с плачем рождается. Живет и воспитывается в бедах. Чем дольше живет, тем больше умножаются его беды. Умирает со страхом, и если не о Господе умирает, то ждут его еще большие беды. Беден человек снаружи, но и внутри беден. Удручают и мучают его различные немощи и болезни. Плоть со страстями и похотями восстает на него и хочет обладать им и предать вечной смерти. Беспрестанно чувствует человек это восстание и мучительство. И чем более противится ей, тем более восстает она на него. И это внутренне его бедствие и зло, этот яд, которым заражен человек, не временно, а навечно умерщвляет его. Вне дьявол непрестанно подкладывает сети ему и старается его уловить в свою погибель. Различные соблазны мира, как терние, терзают его и хотят умертвить его душу. В таком бедствии живет всякий человек. Но тем беднее он, если не видит этого. Чем человеку возноситься и хвалиться? Разве что бедностью, тлением и грехами? Какая это похвала? Это не похвала, а хула, не слава, а бесславие, не честь, а бесчестие. Чем похвалишься, человек? Разве тем, что имеешь богатство, славу, честь и премудрость века сего? Какая и в этом похвала? Благополучие не внешнее, а внутреннее делает похвальным и блаженным человека. Ибо всякое внешнее благополучие ничто. Дерево называем добрым не то, которое снаружи красиво и имеет много ветвей и листьев, а то, которое внутри добро и добрые плоды творит. Бывает, что человек снаружи богат, а внутри нищ и убог; внешне славен и честен, а внутри бесславен и бесчестен; по виду мудр, а внутри безумен; внешне благополучен, а внутри окаяннее всех. И так по большей части случается. Ублажают люди тех, которые так блистают, но Божие слово ублажает тех, кому Господь Бог их. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог Его» (Пс.143:15). Итак, не смотри, каков человек снаружи (внешне все люди одинаковы) , а каков внутри, не каков перед людьми, а каков пред очами Божиими. Часто и по большей части бывает, что человек перед людьми мудр, а пред Богом безумен; перед людьми славен, а пред Богом бесславен; перед людьми богат, а пред Богом весьма нищ; перед людьми велик, а пред Богом ничто. И этот цветок благополучия, который только перед людьми является и сияет, скоро вянет. Как найдет буря напасти, так, иссохнув, и падает, а уж кончина его у всякого отнимает. Князь и вельможа до гроба только князь и вельможа, славный до гроба только славен, богатый до гроба только богат, мудрый до гроба только мудр. Так и все сокровище мира сего только до гроба человеку служит. Тогда же все от него отступает. Тогда все познают себя нищими, убогими, бедными и окаянными, как и были. Тогда князья, вельможи и господа делаются как подлейшие рабы их. Тогда и богатые познают свою нищету и бывают беднее нищих. Возносись и хвались этим сокровищем, человек, если хочешь. Я тебе истину говорю, что ты подлинно беден, как бы ты в мире славен ни был. Посмотри на мертвых в гробах — и уверишься. Где князья, вельможи и господа, а где рабы их лежат, и узнать невозможно! Где богатые и нищие, где мудрецы и простецы, где благородные и худородные, где славные и бесчестные лежат, воистину не узнаешь! Там все сравнялись и в землю обратились, как и были землей. Смотря на это тление, хвались счастьем, которое имеешь, перечисляй свои имена и титулы, возносись богатством и мудростью. Видишь тут, что все равны. Как все рождаются равными, так равными и умирают, кроме того, что один спасается и в вечную жизнь отходит, а другой погибает и предается вечной смерти. «Блаженны умирающие в Господе» (Откр.14:13). «Помяни меня, Господи, во царствии Твоем!» (Лк 23:42)! Был человек подлинно блажен, но потерял свое блаженство. Был подобен Богу, по образу Божию и по подобию сотворен, но «сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им» (Пс.48:21). Был нетленен, но сделался тленным; был бессмертен, но сделался смертным: ибо возмездие за грех — смерть (Рим 6:23). Был премудр, но сделался безумен. Был богат, но сделался нищ. Был прекрасен, но сделался безобразен. Был свят и чист, но сделался скверен и нечист. Был храмом и жилищем Святого Духа, но сделался обиталищем нечистых духов. Был господином и обладателем, но сделался рабом и пленником. Был жителем пресладкого рая, как царь прекрасного дворца, но изгнан в мир сей, как в ссылку. Такого блаженства лишился и такому неблагополучию подвергся человек! Подверглись и все мы, сыны его. «У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд» (Дан 9:7). «Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду» (Пс.105:6). Что же человеку в таком бедствии думать и говорить, как только одно: «Господи, помилуй мя, яко согреших Ти» (Пс.40:5)? Как начало здравия есть познание и признание немощи, так и начало христианского блаженства — познать и признать свою бедность и окаянство. И это бывает не от самого познания и признания, а от того, что Бог, как милосердный и человеколюбивый, на такое познание и признание милосердно смотрит и тому ниспосылает Свою благодать, как написано: «Бог смиренным дает благодать» (1 Пет 5:5). Бог хочет от нас одного — чтобы мы познали и признали свою бедность и пред Ним смирились, и в смирении ходили и жили. И тогда Сам Он поведет нас к нашему блаженству. Об этом написал апостол: «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет 5:6—7). Бог наш есть Бог Всемогущий, все из ничего делает (2 Мак 7:28). Видим, какие преславные дела сотворил Он — «небо, и землю, и все что, в них» (Пс.145:6). Таким образом, кто познает и признает себя за ничто, делает из этого нечто, причем, нечто доброе, то есть мудрого, благочестивого, добродетельного и святого человека. Бог делает только доброе, так как и Сам добр. Но наибольшая бедность и окаянство человеческое заключаются в том, что высоко о себе мечтает, хотя на самом деле он ничто. Думает, что он все знает, но ничего не знает. Думает, что он разумен, но на самом деле несмыслен и безумен. Думает, что он блажен, но подлинно окаянен и беден. Думает, что он богат, но он подлинно нищ и убог. Думает, что он добр, но он подлинно зол. Думает, что он свят и праведен, но он подлинно грешен и осквернен. Думает, что он Нечто, но он подлинно Ничто. Что же с таким веществом Богу Всемогущему делать, Который все из ничего делает? Оставляет его в мнимом его блаженстве и делает дело Свое на том, который себя уничтожает, и Сам того делает блаженным, который познает и признает себя бедным и окаянным. Поэтому Господь говорит Небесному Отцу: «Ты утаил сие (познание таинства Евангелия) от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25). Книжники, фарисеи и законоучители думали о себе, что они мудры и разумны: «Неужели и мы слепы» (Ин 9:40)? Поэтому скрылся от них свет и премудрость Божия. Апостолы, как младенцы, просты и смиренны были, но просветились и умудрились от Самого Бога. Христианин! Гордость — великая слепота и безумие. Она не допускает узнать и признать свое окаянство, и так остается человек и пребывает в бедности своей и окаянстве. Смирение — великое просвещение и мудрость, которое бывает от познания своей бедности и окаянства. Смиренный человек непременно получит блаженство христианское. Потому что Бог, любящий смиренные сердца, не оставит его. «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное» (Мф.5:3). Вот куда ведет смирение человека! Ибо всякий смиренный — это нищий духом. Познавай, христианин, самого себя и свою бедность — и будешь смирен. А если будешь смирен, то будешь и блажен. Познавай и признавай свою нищету перед Богом — и будешь богат. Познавай и признавай свою слепоту перед Богом — и откроются очи твои сердечные. Познавай и признавай свое безумие перед Богом — и будешь мудр. Познавай и признавай свои грехи перед Богом — и будешь оправдан Им. Познавай и признавай свою нечистоту перед Богом — и будешь чист и свят. Познавай и признавай свою неисправность перед Богом — и исправишься. Познавай и признавай свою немощь перед Богом — и будешь становиться здоровым. Познавай и признавай свое заблуждение перед Богом — и будешь взыскан. «Я заблудился, как овца погибшая: взыщи раба Твоего» (Пс.118:176). Познавай, наконец, и признавай, что ты беден и окаянен, — и будешь блажен. Все в тебе будет исправлять благодать Божия, которая будет с тобою, если будешь смирен. Вот, христианин, азбука христианского учения. Учись ей — и успешно будешь учиться христианской философии. «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:14).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar