Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / ПИСЬМА (8)

Письмо 30 (О терпеливом перенесении искушений) Слышал я твою жалобу о твоих беспокойствах, на что тебе по моему убогому разуму предлагаю совет. Обратившимся к Богу всегда бывает много искушений, о чем и в Писании написано так: «Чадо! Если приступаешь служить Господу Богу, приготовь душу твою в искушение. Управь сердце твое, и потерпи, и не будь скор во время посещения», и прочее (Сир 2:1-2). И на многих местах Священного Писания о том же свидетельствуется. Итак, надобно терпеть и молитвой против них вооружаться, и так преодолевать. Сатана не спит, но всегда бодрствует на погибель нашу, по учению апостольскому: «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою», и прочее (1 Петр 5:8-9). Апостол Иаков говорит: «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). Итак, терпи и ожидай от Бога милости, и в будущем веке конца. Когда мысли порывают тебя на прежнее житие и в суету, берегись этого. Это сатанинская кознь: хочет он тебя прельстить, запутать в суету и так погубить. Послушай Святое Писание об этом: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия», — говорит Христос (Лк 9:62). И апостол Петр говорит: «лучше бы им», то есть возвращающимся к житию беззаконному, «не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр 2:21-22). И в псалме 124-м, в стихе пятом, написано: «склонных к хитрости накажет Господь с делающими беззаконие. И Христос опять говорит: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф.16:26)? Все здесь останется: мир, богатство, слава, честь, роскошь, сладость плотская, украшения, платья, дома, уборы, кони, кареты, посуда, пища плотская, насыщение, — все минует; смерть придет, и нагих нас похитит, и на оный свет пошлет. Горе нам будет, если суетою прельщенных, и обремененных грехами, и нагих добродетелями похитит! Как явиться на Суде Христовом? Стыд и срам непрестанный будет, весь свет увидит нашу наготу. Святые Божии не узнают нас, если здесь им не подражаем. Ангелы святые возгнушаются нами оттого, что христианами назывались, но христианами не были, то есть христианского жития не имели. Христос скажет: «никогда не знал вас» (Мф.7:23)! «Вы Меня не знали, и заповедей Моих не соблюдали, и Мне в смирении, любви и кротости и терпении не последовали, в мире живя, и Я вас ныне не знаю». 0, не допусти, Боже, сей глас слышать! Итак, потерпим немного, да утешимся вовеки. Вот скоро, вот скоро все минует! Вот «придет и не умедлит» (Евр.10:37). Вот скоро перемена будет терпящим — утешение вечное, а утешающимся здесь сластями, и веселостями, и похотями мира сего — вечная скорбь, теснота и тоска. Спасайся! Господь да укрепит тебя, и меня, грешного, помилует. Аминь. Ваш доброжелатель и слуга, Тихон, епископ бывший Воронежский за Доном. Оглавление Письмо 31 (О покое и о познании себя) Друг мой и брат во Христе! За письмо ваше, к нам присланное, благодарю, а на ваше отвечаю по силе моей. 1. Истинно ты признаешь, что нет ничего более приятного, чем спокойствие, это первейшее на этом свете блаженство. Без покоя ничто не приятно нам. Познаем это во время брани, когда находит зло, страх и смущение всякое, как познаем, сколь великое добро — здоровье, когда отнимается здоровье. Но покоя в сем веке найти невозможно. Море непостоянно: то приходит, то отходит, и почти всегда волнуется, — так и жизнь наша. Ищет человек покоя и с места на место переходит ради него, но нигде его не обретает, так как ищет того, чего на этом свете нет. От молвы житейской удаляется в пустыню, но там большие и более жестокие встречают нас искушения от помыслов и нахождений бесовских; в городах и селах окружают нас соблазны, которые всегда трогают и разжигают сердца наши. «Горе миру от соблазнов» (Мф.18:7)! 2. Христиане, хотя внешне и не обретают покоя, ибо всегда то внутренние, то внешние беспокоят их искушениями, однако же внутри могут и должны иметь покой всегда и на всяком месте. Совесть добрая, которая в злых делах, словах и помышлениях не обличается, и душа, все противное преодолевающая, и терпением себя укрепившая, в покое, как в тихой гавани стоит. Это наше в сем веке блаженство; сие есть превожделенное субботство, которое не только в один день седмицы, но и каждый день и час праздновать должны. Сей субботы Бог наш от нас требует. Пусть иудеи, враги Христова Креста, празднуют свою субботу, а нам должно сей держаться субботы и хранить ее крепко. Плоть, мир и дьявол разорить ее в нас стараются, но нам должно ее всеми силами с Божией помощью защищать и сохранять. В сем субботстве вожделенном !правда и мир облобызаются» (Пс.84:11). Сего тебе и себе от сердца желаю. 3. Мы познать себя лучше не можем, как от искушения, изнутри и извне приключающегося. Искушение наше нас нам показывает, что мы есть и что внутри нас кроется. Искушение, как лекарство рвотное открывает, чем болеет наша душа; как от ударения познается звон в колоколе и крепок ли горшок, вновь сделанный, и каким воздухом мех надут, от сжимания познается, так и человек не познает себя, пока не будет различным образом искушен. Многие нечто мечтают о себе прежде искушения, но, искусившись познают, что они такое, и потом иного мнения держатся. И мне задумалось было уклониться от сего места, но, рассудив, остался и положился на Божий Промысл, признав, что лучше мне сие, чтобы себя познать. У нас пословица простая во всех: «искушенный все знает». Итак, нет лучшего средства познания себя, как искушение. Благодарение Богу, что Он посылает на нас искушения! Так Он приводит нас к познанию себя самих, а познать себя есть начало христианского блаженства. Итак, чем более претерпишь искушение, тем более себя познаешь. 4. Второе средство, или даже первое, есть рассуждение о Святом Писании, которое представляет нам ветхого и нового человека с делами, да первого совлечемся, во второго облечемся (см. Кол 3:9-10). Все Святое Писание их двух представляет. Но здесь нужно искушение, потому что открывает в нас живущего ветхого человека. 5. Третье средство — это размышление о Создателе и создании, о вечности и времени, о Христе и воплощении Его. Ради чего мы родились и живем в мире сем? Не ради сего века, но ради будущего рождаемся в мир сей, ибо жизнь наша в мире этом не иное что, как непрестанное путешествие к будущему веку. Но этот путь — пространный или тесный. Пространный — к погибели, а тесный в жизнь вечную идет. Пространный потому называется пространным, что люди, путники, идущие им, по своей воле живут, и что хотят, то и делают, а тесный называется тесным, так как люди, по нему идущие, волю свою воле Божией покоряют и пленяют, и он утеснен терпением бед, скорбей и всяких противностей. На тесноту идет новый, но от тесноты отвлекает ветхий человек. Тут надлежит искать нового, чтобы укрепиться и не совратиться. И горе нам, что мы преклонны на зло, «плоть всегда хочет противного духу» (Гал.5:17). Боже, поставь и укрепи на сей спасительный, тесный, который влечет в вечное пространство, и влеки по нему за Собою, да наследуем покой! 6. От чего видим, что всякое и место, и время для познания себя удобно? Потому что во всякое время и на всяком месте встречает нас искушение, и всегда и везде можем о вышеписанном помышлять и размышлять. 7. Правду ты пишешь, что время дорого, и нет ничего его дороже. Все найти из потерянного можем, но времени потерянного отыскать невозможно, как слова сказанного не возвратить. И меня много это тревожит. Но постараемся хотя бы то, которое следует, не потерять, и потерянное наградить, чем награждается. Бог Своей благодатью да восполнит кающимся и молящимся. Боже, обрати ум наш к вечности!.. 8. Вам по причине вышенаписанного нет более удобного места, чем место уединенное, куда вам советую переселиться и начать сначала святую Библию читать, с рассуждением о разных Божиих делах, которые она тебе представит, и всегда, и поутру, и ночью, в ней поучаться, и «Арндта» прочитывать, а в прочие книги, как в гости, прогуливаться, и острить ум и волю во благое, и ждать призвания Божия, куда и когда вас Бог позовет, и так будете покойны. Оглавление Письмо 32 (Советы желающему обрести будущие блаженства) Письмо твое я через твоего отца получил. Благодарствую, что меня помнишь. Помни же и то, что я тебе вкратце говорил. Приметил я твоего молодого сердца восхищение к будущему блаженству. Желаю, чтобы оно в твоем сердце действовало и плод показало. Путь к тому блаженству не тот, которым нынешнего века христиане идут, но описанный в святом Евангелии, которое ты у себя имеешь. Читай его с почтением, вниманием и молитвой, и оно тебе укажет, и, взяв за руку, поведет тебя к тому блаженству, только слушай его. Однако же и совет мой тебе предлагаю, внимай тому, что пишу. 1) Помни, что в Петербурге живешь, где столько видишь того, что от пути благочестивых отводит, сколько ни выходишь из своей квартиры. Берегись же! 2) Помни: развращенных, как моровой язвы, берегись. Не скоро узнаешь язву, полученную от них, на себе, но она намного вреднее, нежели моровая язва. 3) Бога при всяком начинании, деле и слове поминай. Он все дела, слова и помышления наши примечает, и в книге Свой записывает, и воздает каждому по делам его. 4) Спать ложась и вставая от сна, молитвы не оставляй. 5) Пищу, и питие, и прочие блага с благословением и благодарением принимай, и не подражай тем, которые, как скоты поступают: едят, пьют Божие добро и не благодарят Бога. Таковые люди — заблудшие овцы, и идут, закрыв глаза, в вечную погибель. 6) Чести не ищи, но если она тебе дается, и против твоей силы, принимай, и о ней не радуйся, но имей ее так, как скот носит наложенный на него мех, мех, говорю, наполненный чем-нибудь. Будь в чести, как простой, но только делай то, что тебе честь твоя указывает и присяга. 7) Ласково со всяким обходись, но ласковое и сердце имей. Ибо ласковое обхождение без ласкового сердца есть лицемерие и лукавство. Его берегись! 8) Обиду и оскорбление прости и не поминай, и за содеявшего их в тайне сердца твоего молись. 9) Смерть, как неизвестного звателя ко Господу, всегда поминай. Ибо не знаем, когда нас Господь наш к Себе позовет; а Он через смерть всякого к Себе зовет. Также Суд Божий, муку и жизнь вечную ежедневно, а особенно поутру и спать ложась, поминай. Это тебе не попустит развратиться. 10) Роскоши всякой в пище и платье, как яда берегись. 11) Уши затворяй от слухов, и глаза от того, чтобы видеть лица соблазнительные, как от страшилищ отвращай. 12) Береги язык свой, и ни о ком не говори, кроме нужд. 13) Наконец помни всегда, что все здесь, в мире, оставим и пойдем нагими в оный свет. Краткое сие, но тебе полезное посылаю, и остаюсь, желая тебе милости Божией, Ваш доброжелатель, Тихон. Оглавление Письмо 33 (Советы по строительству церкви) Александр Иванович, мой благодетель! Благодарствую тебе за твою любовь. Что я тебе о церкви говорил, то в письме изъясняю, и совет даю такой: сделайте церковь невысокую, чтобы она и летняя, и зимняя была, т.е. теплая, с печкою. Пример возьмите с соборной воронежской, вновь сделанной (имеется в виду Архангельский зимний собор, который начат был в 1764 г. самим святителем Тихоном и освящен в 1768 г. преосвященным Тихоном вторым), а в высоту нестись не советую. Вам менее убытка. Крестьянам не будет дальнего отягощения, и людям приходящим, и иерею с клириками, и вам самим в теплой стоять спокойнее и охотнее; и сами это можете за правду признать. А хвастунов, которые хотят до облаков вознестись, а с крестьян и последнюю кожу бесчеловечно сдирают, не слушайте и не подражайте им. Они когда-нибудь увидят, что, так созидая церкви, не Божией славе, но своим прихотям и тщеславию служат, и церкви, высоко вознесенные, им ничем не помогут, когда крестьянские слезы, пред Страшным Судией Христом пролитые, увидят, и ужаснутся, и придут в смятение. Ибо что пользы храмы строить, а одушевленные храмы разорять? Стены высокие созидать, а крестьян полунагих, без пищи, соли и потребного к жизни оставлять? Это мучительство, а не богопочитание! Христос в Евангелии говорит: «милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13; 12:7). Рассуждай о том, что пишу. Долго советуйся, и думай, и строй. Я тебе, ей-ей, на пользу советую и пишу. Бог да вразумит тебя и поможет. Ему тебя со всем твоим домом поручая, остаюсь ваш слуга и доброжелатель, Епископ Тихон Задонский. Оглавление Письмо 34 (Совет монахине, соблазнившейся поведением настоятельницы) Совет мой: I. Подать всем прошение пастырю, чтобы отставил неисправную настоятельницу. II Ты более келии своей держись, и Богу молись, и дело свое, какое можешь, делай. III. На людей, что делают, не смотри, но учись от книг благочестивому житию. IV. Уши и уста и глаза затвори, а только в церкви отверзай и в келии наедине. V. Дружбы не имей ни с кем, разве какая будет благочестивая. VI. Что нанесено будет противное, все терпи. VII. Если мать твоя ищет спасения, а не миру сему угодить, то рассуди, не лучше ли к матери идти и с нею жить, когда в монастыре соблазны являются. Видишь, ныне и монастыри хуже светских домов стали. Берегись, чтобы там не погибнуть, где надеешься спастись. Спасайся. Тихон. * По преданию, сохранившемуся в Серпуховском Владычнем монастыре, письмо это было написано свт. Тихоном в ответ одной послушнице Тамбовского женского монастыря, которая, соблазняясь поведением «неисправной» настоятельницы, обратилась к нему за советом: как победить ей такое душевное смущение и чем оградить себя от окружающих соблазнов Оглавление Письмо 35 (О познании себя и о покое) Иван Михайлович!* Письмо твое я получил. За переписку тетрадей благодарю, и ответствую на это и первое письмо. На это. По моему мнению, нет тебе лучшего места, как Липовка. Там и особливая келья для тебя готова, и уединенное место, пригодное для чтения, размышления, молитвы и сочинения умного всякого дела, словом, по науке нашей, место весьма выгодное. Там и мой племянник живет, можешь с ним временами тоску разгонять, и разговором с ним и себе доставлять пользу**. Quia qui docet, bis docetur***. А когда захочешь проехаться, то и в Ксизово можешь с детьми на сутки проехаться. Я бы, ей, там безвыходно жил: так мне место то нравится. Но люди, Potissimum inimici mei arripiunt causam calumnandi ibi viveyntem****, потому в монастыре себя заключил, и чуть ли никуда без крайней нужды не выйду. А если по причинам, известным тебе, там жить не нравится, то Никандру Алексеичу**** говорил я, и он тебе хотел в саду хижину сделать, ради покоя, в Ксизове. Впрочем, я даю совет, а ты поступай предусмотрительно. На первое письмо ответ. 1) Познание себя и своего сердца бывает от Писания Святого и прочих христианских книг. Но более всего и действеннее приводит нас в познание себя самих искушение, которое, как извне, через дьявола и злых людей, так и изнутри, через злые помыслы бывает. Искушение подобно лекарству, называемому рвотное, которое, принятое внутрь, извергает из желудка соки и пищу: так искушение показывает, что внутри сердца нашего кроется. И это среди прочих причина того, ради чего попускает на нас Бог искушение: дабы мы познали, что в сердце нашем кроется. Часто мним о себе нечто, но искушение нашедшее показывает, что мы ничто. 2) Отсюда видим, что и истинного покоя нет в мире сем. В городе и среди людей живем — соблазны и злые люди нас беспокоят; в пустыню и уединение вдаемся — тут большие и многочисленнейшие от сатаны и от помыслов беспокойства. Испытанному верь. И так мир сей, как море, всегда колеблет нас и везде беспокоит. 3) Если какой в мире сем покой есть, то он заключается только в чистой совести и терпении. Это есть гавань нам, в море мира сего плавающим. Совесть чистая не боится, потому и человек покоен. Терпение движущееся и волнующееся сердце укрощает и усмиряет, и так человека поставляет в тишину. 4) Терпению без бед и искушений научиться невозможно, ибо терпение — это зла и бед терпение, а не добра и благополучия. Также и совести доброй иметь невозможно, пока человек истинно не покается, и не будет по правилу слова Божиего житие свое исправлять. 5) Совесть чистая и терпение истинное неразлучны. Совесть чистая хранит слово Божие, а терпение стоит против всего того, что противится Божиему слову, и хранит совесть, чтобы преступлением не замаралась, и так бы оно ее не беспокоило. 6) Истинный, всегдашний и безмятежный покой хранится для нас в вечной жизни, почему и называется в Писании «покоем» (Евр.4:11). Чего и себе и тебе желаю. Тихон беспокойный. * Сведений об Иване Михайловиче, к которому пишет святитель, в предании не сохранилось. Из самого письма видно только, что Иван Михайлович трудился иногда над перепиской тетрадей, всего вероятнее, собственных сочинений святителя. Видно также, что он не лишен был классического образования и ученых стремлений, чем конечно и объясняется употребление в письме латинского языка, к которому, заметить надо, святитель почти никогда не прибегал в своих писаниях. Настоящее письмо было написано святителем, между прочим, в ответ на вопрос Ивана Михайловича относительно выбора места жительства, которое «способно было бы к чтению, размышлению, молитве, и сочинению умного всякого дела». Как на такое, святитель указыает на Липовку. Липовка — село в 15-ти верстах от г. Задонска. **Там и мой племянник живет — сын старшего брата святителя Тихона, Евфимия, бывшего дьяконом в Короцке, Филипп. Святитель, как видно, чувствовал себя особенно обязанным своему брату (См. Записки Чеботарева). Помня братнее добро, святитель сам в свою очередь, позаботился о детях своего брата. При отправлении своем в Воронежскую епархию, он взял с собой вышеупомянутого племянника, тогда еще 14-ти летнего мальчика, и воспитывал его в семинарии до самого философского класса, далее которого в то время и не простиралось учение в Воронежской семинарии. По удалении своем на покой, святитель продолжал следить за племянником, и, чтобы лучше приготовить его к предстоявшему ему служению, держал молодого человека некоторое время у себя в келии, и потом поселил его в Липовке. В настоящем письме святитель хочет, как видно, сблизить Ивана Михайловича со своим племянником, чтобы «пользовали они себе взаимно». *** uia qui docet, bis docetur — кто учит, вдвойне учится. **** Potissimum inimici mei arripiunt causam calumnandi ibi viveyntem — особенно враги мои в этом находят повод к клевете на меня, когда я там живу. ***** Никандр Алексееич — сын помещика вышепомянутого села Липовки и Ксизова, Бехтеев. Оглавление Письмо 36 (О надежде на Господа в печалях и радостях) Получил я от тебя письмо, из коего познал печаль и горесть души твоей. Что делать? Жизнь в мире сем без этого не бывает. На воздухе то мрачно, то ясно, то бурно, то тихо; также и на море: то тишина, то волны; так и в нас без перемены не бывает: то радуемся, то печалимся, то боимся, то уповаем; такова жизнь мира сего. Эта всегдашняя перемена научает нас, как нам в счастье и несчастье, радости и печали держать себя должно. Пришла радость — следует ожидать и печали, попадаемся в печаль — потом ожидать и веселья. Но блажен, кто кораблем души своей во время бури и непогоды управлять может. Об этом должно там заботиться, но старание без вышней помощи не сильно, потому надобно этого просить у Управителя всех Бога. «Бог нам прибежище и сила, Помощник в тяжких скорбях, постигших нас» (Пс.45:2). Так вера ободряет себя во время скорбных случаев и защищает себя, как щитом от огненных стрел вражьих, упованием на Вышнего. Он есть «упование всех концов земли, и находящихся далеко в море» (Пс.64:6). Он — Тот же и для меня, бедного, и для тебя: очи всех на Него уповают (Пс.144:15), и я в скорбях своих плачевные свои к Нему возвожу очи. Всем Он Помощник и Защитник — также и мне, и тебе. Он не смотрит на лица, но на сердце и веру нашу (см. Втор 10:17; 1 Цар.16:7). Как солнце всех взирающих на него просвещает и утешает светлейшим своим видом, так Солнце вечное и незаходимое всем на Него верою взирающим есть просвещение и утешение. Об этом пророк говорит: «К Тебе я возвел очи мои, живущему на небе. Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабыни — на руки госпожи ее, так очи наши — ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Пс.122:1-2). Поручая себя и вас Божией милости, остаюсь Ваш доброжелатель, Тихон Задонский. Оглавление Письмо 37 (Обличение человека, построившего качели) Государь мой, Тимофей Васильевич! Слышал я, что ты качели в Воронеж, которые были уничтожены, опять возобновил. Разве ты не примечаешь, сколько при тех качелях соблазнов и бесчиния делается от безумных и бесстрашных людей? Берегись, чтобы тебе, как подателю причин к тем бесчинствам, все те соблазны и беззакония, которые при тех качелях делаются, судом Божиим не причислились. Печешься, может быть, ради своего прибытка, услужить прихотям человеческим, которые слово Божие велит искоренять? Беззаконное дело — прибытка своего искать в том, что бывает причиной преступления закона Божия, и бесчестия Законодателя, и погибели человеческой. Нынешнее особенно время не увеселения требует, но покаяния, слез и плача. Крайне бесчувственен и не только спит, но и умер душой тот, кто не чувствует на Отечестве нашем руки Божией за грехи наши. Прусская война сколько тысяч братьев наших поглотила! Сколько вдов и сирот плачущих оставила, общую казну истощила! Везде умножаются пожары, хлеба недороды и прочее. Не успели того оплакать зла, вот другое лютейшее зло! Вот опять от иноплеменнического оружия воздыхает и стонет Отечество наше: снова все в смущении и страхе, снова братья наши раны приемлют, снова льется кровь христианская, снова тысячи людей падают бездыханными, снова отцов, матерей, жен и детей плачь неутешный начался. Но какой будет конец этого общественного зла, неизвестно; знаю, что без помощи Божией не от чего добра ожидать. Ибо не оружие спасет нас, но Божия всемогущая помощь. Но Бог милует и спасает тех, которые каются, и защищает тех, которые на Него, а не на серебро и иную вещь уповают, и с истинным усердием призывают Его. Как же и где покаянию быть там, где не убавляются, но умножаются бесчиния и беззакония? Да хорошо ли нам в Отечестве веселиться и прихоти исполнять, когда братия наша за границами всегда во всяком страхе и печали пребывает? Нам ли смеяться и бесчинствовать, когда они свои головы под меч, пули и прочее вражие оружие за нас отдают, иные раны приемлют, иные кровь свою проливают, иные в жертву смерти предаются? Весьма не хорошо и бесстыдно! Знай, друг, что когда они падают и умаляются, то и до нас дело доходит. Итак, общей беде всем сообща должно помогать, а помогать будем, когда братья наши нас оружием защищают, а мы покаянием и усердными слезами и молитвою будем вспомоществовать оружию их. Ибо так умилосердившийся Господь наш отвратит праведный гнев Свой и защитит нас, научит руки братии нашей «ополчению, персты их брани» (Пс.143:1) «и осенит головы их в день брани» (Пс.139:8). Да разве тебе нечем кормиться, кроме качелей? Думаю, что и, кроме них, доход имеешь. Если же более и более хочешь собрать, то берегись, чтобы то страшное Божие слово и тебя не коснулось, которое сказано некоему богачу (у святого евангелиста Луки в главе 12-й ст. 20-м написано: ««Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил»). Прочитай ту притчу и рассуждай. Если послушаешь и уничтожишь качели, лучше и своей душе, и другим сделаешь, а если не послушаешь, делай как хочешь. Вера наша научает нас, что Суд Христов будет, на который все соберемся, и апостол Павел Духом Божиим написал, что «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим 6:7-9). Спасайся во Христе, брат и друг. Ваш доброжелатель искренний, недостойный епископ бывший Воронежский, Тихон. Июня 20 дня 1769 г. Задонский монастырь. Я написал это, желая и тебе, и обществу пользы. Если я ложно слышал, что ты качели сделал, то тебя сие не касается, а меня прости, может, и ложный слух принимаем; если же правда, то рассуждай о писанном. Оглавление Письмо 38 (Утешение страждущих) Братия и сестры во Христе! Ныне время терпения. Итак, потерпим ныне. Будет время утешения, и тогда изобильно утешимся. Утешит нас Господь, как мать утешает своих чад (см. Ис.66:13). Тогда заградятся уста хульные и покроет их срам. Господь да обратит их и да сотворит нашими друзьями. Ваш брат во Христе и общник в печали, Тихон*. * Подлинное, собственноручное письмо святителя, поднесено владельцем Ее Величеству Государыне Императрице Марии Александровне. На самом письме не означено, к кому и когда оно писано. Как замечает по этому поводу первый издатель «без сомнения» «письмо это вышло из-под пера святителя под влиянием современных ему событий». То был период, блистательной славы Императрицы Екатерины II. Но, как известно, этот период не был чужд искушений, которыми Промыслу Божию благоугодно было испытывать веру, закалять мужество и очищать нравы возлюбленной Ему России. Турецкая, Польская и Шведская войны, страшная язва, поглотившая в одной Москве более 130000 человек, Пугачевский мятеж, — все эти обстоятельства могли вызвать святителя Задонского к словам пастырского утешения, как вызывали и к словам пастырского обличения. Оглавление Письмо 39 (Обличение христиан) Видим ныне, христиане, наказывающую нас руку Божию, видим, сколько Отечество наше воздыхает и стонет от кровавой с басурманом войны: многие падают и уязвляются от иноплеменнического оружия; матери и отцы по сыновьям, жены по мужьям, братия по братии падшей или уязвленной плачут; казна истощается и оскудевает, людей становится меньше, словом, все Отечество невзгоду терпит и находится в смущении. Но к бедствию этому другое не меньшее бедствие приложилось: язва моровая усилилась, то там, то в другом месте слышится неблагополучие. Видим все это и воздыхаем, и плачем, терпим наказание. Но надобно от сердца признать, что в этом наша вина есть и неправда. Надобно, преклонив головы, признать и исповедаться пред Богом: «У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд (Дан 9:7). Праведен Ты, Господи, правы суды Твои; праведен Ты, Господи, и нет неправды в Тебе» (Тов.3:2). Как посмотрим на дела наши, то увидим великий стыд наш и великую пред Богом неправду. Нарушить клятву, данную пред Богом и святым Его Евангелием, считается у нас за шутку. Судебные места, где суд Божий отправляется, торжищем и куплею сделались. Правда и правосудие с престола своего низринуты, и вместо него мамона сидит и голос свой подает. К суду без денег не ходи, ничего не найдешь. Помещику с одного крестьянина взять пять или шесть рублей в год на Украине, где хлеб дешев, а деньги дороги, за ничто почитается. За малое почитается три дня в неделю на помещика выработать, не считая других работ, с них также и подушное берется. Великая неправда и самолюбие! Обремененным такими оброками и работами откуда себе найти потребное? Откуда — потребное жене, детям и прочим домашним? Откуда хлеб, пищу, одежду, обувь и дом? Когда еще упокоятся, ибо плоть немощная? Так одни от помещиков, другие от судей неправедных и взятками развращенных стонут, и стенания их в уши Божии входят. Подобная неправда в купечестве, в крестьянстве и всяком чине. За малое или за ничто почитается обмануть, прельстить, чужое добро похитить, ложе ближнего осквернить, злобу совершать и мстить, ближнего словом уязвить и клеветою очернить или погубить. Вот наши дела! Вот наше христианство! Бог нас зовет на покаяние — мы Его не слушаем. Бог послал к нам Сына Своего спасти нас — мы Его не слушаем. Он за грехи наши пострадал — мы тому не внимаем и повторяем грехи. Бог нам не велел обижать, не велел красть, лжесвидетельствовать, не велел чужого желать — мы Его не слушаем. Бог повелел друг друга любить, друг другу добро творить — мы Его не слушаем. Судиям повелел правду хранить — они Его не слушают. Всем заповедал удаляться от зла и творить добро (см. Пс.33:15) — мы этому не внимаем. Он питает нас, одевает и прочими благами мира сего снабжает нас — мы Его не слушаем и Благодетелю благодарения не воздаем. Бог на это наше непослушание смотрит, смотрит, и видит, и записывает в книге Своей. Что более остается, как правде Божией в свое дело вступиться? Не чувствуют люди милости Божией, когда Он их милует, — принужден Бог правду Свою явить. Не хотели мы милости Божией к нам познать и так благодарными Ему быть, вот теперь познали правды Божией действие. А те, которые и этим наказанием не подвигаются — признак того, что ожесточенные имеют сердца, — познают на себе вечный правды Божией суд. Потому обратимся всем сердцем; «придите и восплачем пред Господом, сотворившим нас» (Пс.94:6). Возвысим все единодушно от сердца нашего глас: «скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи» (Пс.78:8), и прочее. Так молясь и каясь о грехах наших, прекратим грехи и возненавидим их, как врагов наших, которые на нас пред Богом, как лютые смердники, клевещут и праведный Его гнев на нас воздвигают и различные казни наводят. Перестанем Бога праведного раздражать и благость Его оскорблять, да не приблизится и к нам то, что видим на братии нашей. Ибо мы их ничем не лучшие. Сотворим «плоды достойные покаяния» (Мф.3:8). Судии! Храните правду, как зеницу ока. Священники! Не забывайте звание свое, кто вы и на что избраны. Господа! Пощадите бедных крестьян своих. Приказные! Пишите и не разоряйте правду и довольствуйтесь оброками, от Монархини вам определенными, и не простирайтесь к чужому добру. Купцы! Ведите торговлю без обид, без лжи, без неправды. Все прочие люди, не творите того ближним, чего не хотите себе. Лихоимцы! Оставьте лихоимство. Блудники! Оставьте блуд и возлюбите чистоту. Пьяницы! Возлюбите трезвость. Воры и хищники! Перестаньте ближних своих обижать. Клеветники и глумливые! Исправьте язык ваш. Враждующие! Примиритесь и возлюбите мир христианский. Так Бог, видя исправление наше, преклонится на милость к нам и, услышав стенание сердец наших, помилует нас по великой Своей милости. Если же не будет исправления, то надобно всякому ожидать не только временного, но и вечного наказания, чего не допусти, Боже, по милости Твоей. Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar