Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ (56)

§ 471. Должность пастырей: 1) Внимать им самим должно чтению Священных Писаний, «которые могут умудрить их во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим 3:15). К этому увещевает пастырей апостол святой в лице святого Тимофея: «Занимайся чтением, наставлением, учением», — и немного спустя: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим 4:13,16). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3:16—17). Святые апостолы и пророки непосредственно просвещаемы были Духом Святым (см. 2 Петр 1:21) и учили людей, и учение свое святое написали в пользу Церкви. Пастырям, в должность их вступившим, надобно их писания держаться, читать, поучаться в нем день и ночь, и из того черпать учение, и людям своим предлагать, и тем то учить, то обличать, то исправлять, то утешать их, и молиться Христу Богу, дабы «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24:45). Без того разум и сила Писаний не постигается, и от чтения никакой пользы не будет, хотя бы кто и все Писание наизусть знал. Следовательно, худо делают те пастыри, которые оставляют чтение и внимание Божественного Писания, и время провождают в иных делах, или к званию их не надлежащих, или, что хуже того, противных. Таковым приличествует Христово слово: «Слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). 2) Должны тщательно поучать порученных себе людей, как увещевает их Петр святой: «Пасите Божие стадо, какое у вас» (1 Петр 5:2). Пасется же стадо Божие словом Божиим и Святыми Тайнами Его. И Павел святой к тому же их возбуждает: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). И еще Тимофею написал и в его лице святому пастырю: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим 4:2). Пастыри вступили в должность апостольскую и непременно должны им следовать. Они по всей вселенной проповедовали слово Божие, а пастыри в своих местах, где учреждены пастырями, должны то сокровище духовное открывать людям. Погрешают пастыри, которые эту должность оставляют. Таковые пастыри уподобляются псам немым: «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать» (Ис.56:10). Грозит им через пророка Господь: «Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, и прочее. И далее говорит Господь: Вот, Я—на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их» (Иез.34:3-5, 10). Взыщет Господь от таковых пастырей овец своих, когда придет судить мир. Хозяин у пастуха овец своих спрашивает и взыскивает, когда не пригонит их, и истязает его за них. Так взыщет Христос Господь словесных Своих овец от пастырей, овец, которых «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Своею» приобрел (1 Петр 1:18—19; см. также Ин.10:15). Горе тогда будет пастырю нерадивому, пастырю погубившему овец Христовых, которые такою дорогою ценою куплены! Поэтому надобно таковым пастырям осмотреться и исправиться, дабы и овец Христовых, порученных им, не погубили, и сами страшному суду Его и истязанию не подпали. Помнить им нужно, что избираются пасти стадо Божие, а не пастись. 3) Тот есть пастырь добрый, который учит, и чему учит, то делом на себе показывает. Поэтому пастырям не только должно учить, но и образ добрых дел на себе показывать. Им Пастыреначальник Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). И апостол святой: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим 4:12). И в другом месте: «Во всем показывай в себе образец добрых дел» (Тит 2:7). Пастырю нужно иметь перед Богом чистую и незазрительную совесть и перед людьми добрых дел пример, дабы совесть его самого в том не обличала, что в людях обличает, и в том его оправдала, чему других научает. Тогда пастырь свободно будет учить, когда учению его совесть его согласует. Следовательно, пастыри учащие, но не творящие, мало что успеют, поскольку, чему учат словом, то житием своим разоряют, истину, которую словом проповедуют, примером своим в сомнение и подозрение приводят. Таковые пастыри услышат слово: «Врач! исцели Самого Себя» (Лк.4:23). «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим 2:21—23) К таким пастырям говорит Бог: «Зачем ты проповедуешь уставы Мои и держишь завет Мой во устах своих? Ведь ты возненавидел наставление и поверг слова Мои назад. Если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои умножали злословие, и язык твой сплетал коварства. Сидя (в собрании) на брата твоего ты клеветал, и для сына матери твоей полагал соблазн» (Пс.49:16—20). Прилично таковые пастыри уподобляются столпам, на дороге поставленным, которые путь указывают во град, но сами с места не двигаются, уподобляются колоколам, которые людей в церковь созывают, но сами не входят. Напротив того, пастырь добрый подобен вождю, который и путь указывает людям, и сам впереди идет, как о Начальнике пастырей, Спасителе нашем, написал святой Лука: «Иисус делал и учил от начала» (Деян.1:1). Двояко учит тот, кто учит и живет благочестиво: словом и житием своим учит, ибо учение свое подтверждает делом и житием своим. 4) Пастыри не должны ласкательствовать или угождать людям, что особенно бывает перед вельможами, князьями, славными и богатыми, — но истину и правду везде свидетельствовать. Подает им в образ себя апостол Христов: «Никогда не было у нас перед вами слов ласкательства, как вы знаете» (1 Фес 2:5). И не хотел никому угождать: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Галл.1:10). Этому примеру подражать должны пастыри, когда хотят быть рабами Христовыми, и должны стараться не людям, но Богу, Которого служители, угождать; что порочно, неправедно и беззаконно, везде и перед всяким лицом обличать; не молчать, где должно говорить; не хвалить, что непохвально, и не порочить того, что достойно похвалы. Ласкательство не иное что делает, как пагубу душевную и им самим, и кому ласкательствуют. Так не отвращают от грехов, а утверждают во грехах, от которых должны отвращать, и не Богу, но людям угождают, и потому против звания своего поступают таковые. Поэтому пастырям должно всегда и везде истину свидетельствовать, и, если нужно будет, за истину все претерпеть, что ни вымыслит и ни учинит им мир, ненавидящий истины. Так за истину подвизались пророки святые, апостолы и святители Христовы, подвизались до крови — и Сам Христос, пророками и апостолами проповеданный, «засвидетельствовавший пред Понтием Пилатом доброе исповедание» (1 Тим 6:13). На этот образ и нынешние пастыри пусть взирают и свидетельствуют истину со всяким дерзновением, помня слово Христово: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). И далее: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32—33). 5) Пастыри долг имеют разумно в своем учении поступать, смотреть и рассуждать, где евангельское утешительное, где законное обличительное и устрашительное учение предлагать. Худо и бесполезно, и даже вредно там предлагать утешительное слово, где требуется страх, и там греметь, где утешение нужно. В народе двоякие люди имеются, нерадивые и бесстрашно живущие, и страхом сокрушенные и печальные. Ради бесстрашных страх Божий нужен, чтобы от сна греховного пробудившись, покаялись. Ради сокрушенных и печальных пластырь утешения евангельского потребен, чтобы в вере утвердились и живое в сердцах своих восприняли утешение. Потому пастыри так должны учение предлагать, дабы всякий от учения их приличное себе сыскал лекарство и, то к язвам своим прилагая, исцелялся, что видим в писаниях пророческих и апостольских и их последователях святых отцах, которым последовать и нынешние пастыри должны. 6) Пастыри часто должны это учение повторять, дабы у иных страх Божий, у иных вера и от нее утешение истинное в сердцах насадилось и утвердилось. Павел святой усмотрел пользу эту и написал: «Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно» (Флп.3:1). В книге Бытия читаем, что и Сам Бог столько раз повторял Аврааму милостивое Свое обещание. То же видим и в святых учителях церковных, которые неусыпно порученных себе людей учили, наставляли, увещевали, устрашали и утешали. Ибо непостоянно сердце человеческое и удобопреклонно, и скоро совращается с истинного пути. Потому всегдашнего требует напоминания, увещания, укрепления, наставления и поощрения. 7) Пастырям, поскольку без помощи Божией ничего успеть не могут, должно усердно Богу молиться как о себе, чтобы помог им в этом немалотрудном деле, так и о людях, себе порученных, дабы просветил душевные их очи к познанию истины, и управил сердца их к творению воли Своей, и сохранил их от козней дьявольских. Творили это апостолы святые, как читаем в Посланиях их, творили пастыри, преемники их и учителя церковные. То же и нынешним пастырям творить должно. 8) Хотя и все христиане всякому гонению подвержены, ибо, по слову апостольскому, «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12), но особенно пастыри тому подлежат. Причина этому в том, что они царство дьявольское проповедью слова Божиего разрушают, прелесть его и тьму открывают, души человеческие от рук его восхищают и приводят в царство Христово, и потому дьявол на них более ярится и восстает, и всякое гонение восставляет через злых людей, как свое истое орудие. Поэтому добрым пастырям надобно к терпению приготовляться, и всегда, как кораблю на море, бури бедствия находящего ожидать, и нашедшее терпеливым сердцем нести. Да будет им во образ Сам Пастыреначальник Иисус, Который от Своих людей претерпел крест, и святые апостолы, последователи Его, которые были укоряемы, гонимы, хулимы, были «как сор для мира, были как прах, всеми попираемый» (1Кор.4:12—13), и святители Христовы прежде бывшие, которые столько укоров, клевет, озлоблений, гонений и заключений претерпели от неблагодарных людей, которых учили истине и на путь спасения наставить старались. Да подвигнет их к терпению и в том да утвердит многая мзда, сокровенная им на небесах. «Радуйтесь, — говорит им Христос, — и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф5:12). 9) Как учить и чему, и как со своими людьми поступать, должно им учиться из книг пророческих, апостольских и богоносных отцов. И потому видно, как нужно им чтение Святого Писания и прочих христианских книг. 10) Какими тщательными быть в своем звании пастырям должно, и как тщательно держаться Божиего слова, и тем людей наставлять, и себе и всему стаду внимать, от Павловых увещаний могут приметить: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Как бы сказал: поставлены вы не от человека, но от Бога — Духа Святого, пасти не стадо бессловесное, которое видимые окружают звери, но пасти стадо овец Христовых, которых окружают невидимые звери, дьявол, как лев, и злобные духи его, и этих овец, которых пасете, стяжал Христос, Господь и Бог, не серебром и золотом, но Кровью Своею. Берегите же и себя и стадо сие, вам в сохранение порученное от Бога. Так же к Тимофею святому в двух посланиях написал, и к старанию, усердию и прилежанию о себе и о людях поощрял его, и в лице его всякого пастыря: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» (1 Тим 5:21). И еще: «Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Тим 6:13—14). И далее взывает: «О, Тимофей! храни преданное тебе» (1 Тим 6:20). И еще: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим 4:1—2). Видим из этих слов святого апостола, к Тимофею святому написанных, каким желанием, усердием и ревностью горело святое его сердце, дабы Тимофей святой усердно и неусыпно пас стадо Христово и по учению от него преданному поступал, Бога Самого в свидетели призывает, Который все знает и сердца человеческие испытывает, и Господа Иисуса Христа, к Которому на суд следует ему явиться, и святых Ангелов, с которыми Судия придет судить всему миру. «Заклинаю, — говорит, — пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами». В чем? Да сие, то есть, преданные заповеди, «сохранить без предубеждения, ничего не делая по пристрастию». И взывает: «О Тимофей! храни преданное тебе». Сказанные к Тимофею святому слова апостольские касаются и всех пастырей, увещевают их в звании этом святом свято и непорочно пребывать, и предание его хранить, «проповедовать слово, во время и не во время, обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием, и быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Следует им со всеми овцами, им от Христа порученными, явиться на суде Его и обо всех их дать Ему ответ. Блажен, кто скажет тогда: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр.2:13). Окаянен и беден, кто не сможет того сказать тогда, но, стыдом и страхом объятый, услышит: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). В Апокалипсисе читаем, что Христос всякому Ангелу (епископу) семи Церквей говорит: «Знаю дела твои» (Откр.2:2, 9, 13, 19; 3:1, 8, 15). Что это значит? Не иное что, как что всякого пастыря наблюдает Христос, и дела его, замыслы и начинания примечает, и в книге Своей записывает, и всякому воздает по делам его, как там же видим, хотя и о всяком человеке такое же всеведение имеет Он. Если непостыдными быть хотят пастыри в тот день, пусть рассуждают, что Христос на все их дела смотрит, и потому, как перед очами Его, пусть обращаются, и внимают себе и всему стаду своему. Еще читаем у св. Иоанна Евангелиста, что Христос, когда по восстании от мертвых вопрошал Петра троекратно: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня ?—и Петр отвечал: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя, —сказал ему: Паси агнцев Моих» (Ин.21:15—17). Из этого видим, что пастыри, когда хотят любовь показать ко Христу, должны показать ее делом — «пасти агнцев Его». Христос овец Своих любит, ибо их стяжал Кровью Своею. Если же кто Христа любить хочет, как и всякий должен, то должен любить овец Его, и пасти их и представить их Ему целых, а не нерадеть о них, как наемники делают. § 472. Должность людей к пастырям своим: 1) Повиноваться им и учение, ими предлагаемого, слушать, и по тому жизнь свою исправлять, как увещевает апостол: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая» (Евр.13:17). Семя для того на земле сеется, чтобы плод приносило земледельцу, так и семя Божиего слова ради того сеется на нивах сердец, дабы прорастило плод себе приличный, то есть христианское и благочестивое житие. Иначе напрасно и сеется, когда бесплодно бывает. Потому людям должно учению пастырскому внимать, и углублять его в сердцах своих, и плод показывать, дабы пастырь, видя плод учения своего, возрадовался и охотнее был к спасительному своему труду.2) Как учение свое предлагает пастырь, просто или красноречиво, равно то принимать должно, и принимать с радостью, как слово Божие, а не человеческое, только бы учение его было согласно Святому Писанию. Ибо пастырская обязанность — учить и научать, а не слух услаждать, так и людей обязанность — учиться и научаться, а не услаждаться и бесплодными быть. Поэтому христианам, желающим научиться, равно принимать должно учение простое и украшенное. 3) Когда пастырь говорит обличительное слово, не должно за то людям на него негодовать, тем более поносить имя его. Поскольку он должность свою исполняет: обличи, говорит ему апостол, как выше сказано. Обличает он грехи, а не лица, ибо никакого лица в слове своем не именует, но только грехи. Обличительное слово подобно зеркалу, которое показывает нам пороки на лице, чтобы очистили их. Так и слово обличительное представляет грехи, чтобы, усмотрев их в совести нашей, постарались покаянием изгладить. Оставь грех и покайся, и тогда спокоен будешь. Если в совести твоей не видишь греха, который обличается и порочится пастырем, то и слово его не тебя касается. Ибо совесть и слово обличительное воедино сходятся, и что слово обличает, то и совесть, а чего слово в тебе не обличает, того же и совесть (не обличает). Как в зеркало смотря и не видя пороков на лице, спокойными отходим от него, так слыша слово обличительное и не находя в совести нашей грехов обличаемых, должны быть спокойны. И как на зеркало не гневаемся, что показывает пороки наши, так не должно гневаться на пастыря, что обличает грехи наши. Как зеркало показывает то, что имеется на лице, и не показывает, чего не имеется, так и слово обличает то, что против закона Божиего и совести сотворено, и не обличает того, что не сделано. Видишь, что слово обличительное стремится на грехи, а не на лица, как жестокое лекарство дается больному не ради больного, но ради болезни его, чтобы болезнь изгналась из него, а не (для того, чтобы) больной страдал и мучился. Лютая болезнь грех и требует жестокого лекарства ради изгнания. Если благодаришь лекаря за лекарство, хотя и жестокое, и мзду даешь ему за то, что тело твое немощное и смертное хочет излечить, то насколько больше должен ты благодарить пастыря, который душу твою бессмертную старается исцелить от греха. Ибо чем душа честнее тела, тем болезнь ее опаснее телесной, и исцеление ее дороже телесного. 4) Люди пастырей своих должны любить и из любви их почитать, как отцов своих, которые не к временной, но к вечной жизни словом живого Бога рождают и отеческим сердцем болезнуют, «доколе не изобразится в людях Христос» (Галл.4:19). 5) Снабжать их от имений своих. Ибо «трудящийся достоин награды своей» (1 Тим 5:18). 6) Защищать их от злоречивых языков, которые славу и имя их терзают и помрачают. Ибо никто более злоречию и клевете не подлежит, как исправный пастырь. И это есть кознь и хитрость сатанинская! Он старается через злой язык хулу и клевету имени их нанести, дабы так люди ими гнушались, и учения их не слушали, и не спаслись, и злоба злых людей, которые ими обличаются за беззакония их, вымышляет на них различные клеветы, что церковная история показывает. Сатана и злой мир истины не любит, которую пастыри насадить стараются, а лжи и неправды держится, которую они искоренить стараются. Что оттуда последует им, как не ненависть и злоба от миролюбцев? Поэтому благочестивые люди не только не должны верить клевете, о них рассеваемой, но и клевещущим уста заграждать. 7) Если какие немощи в них сами приметят, то им снисходить должны, ибо и пастыри такие же люди, как и прочие, и теми же немощами обложены, как и прочие люди. 8) Молиться о них Богу, дабы умудрил их и укрепил в немалотрудном и немаловажном деле их. Пастырь за людей, а люди за пастыря молиться должны, и так друг другу помогать будут в деле спасения. 9) Хотя и неисправны будут пастыри житием, но не должно их осуждать. Ибо если и простого человека запрещено осуждать, то тем более пастыря. Они за себя и за тебя ответ дадут Судье, перед Которым падают, а не ты за них. Отврати же очи от неисправности их и внимай только учению их, когда согласно вере учат, как Христос о фарисеях говорит: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:2—3). Оглавление Глава 5: О должности родителей и детей их «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:1-5). § 473. Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать, и так бесстрашно и своевольно им попускают жить, а другие безмерную строгость употребляют, и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. И те и другие погрешают. Ибо везде излишество порочно, строгость и милость безрассудная во всяком чине осуждается. Одна в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных, а другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде умеренность и средний путь похваляется. Потому родителям благочестивым среднего пути держаться должно. § 474. Должность родителей к детям своим. 1) Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия и в познание приводить Бога и Христа Сына Божиего: кто есть Бог, в Которого веруем, и поминаем имя Его, и исповедуем и молимся Ему? И кто есть Христос, и как Его должно почитать? Ради чего на этот свет все рождаемся и крещаемся, и чего по смерти чаем? Ибо нынешнее житие наше не иное что, как путь, которым идем к вечности, добрый к благополучной, а злой к неблагополучной. Рождаемся на этот свет не ради чести, богатства, пищи сладкой, одеяния красивого, богатых домов и прочего, ибо все это при смерти оставляем. Но рождаемся, чтобы здесь благочестиво пожить, и Богу угодить, и по смерти к Нему перейти, и в вечном Его блаженстве пребывать. Иначе, если бы к сему житию рождались мы, то вовеки нам должно было бы пребывать здесь, но противное видим. Потому к иному житию рождаемся, и на путь мира сего вступаем, чтобы к иному дойти. Потому и крестимся, и веруем в Бога и Христа Сына Божиего, и призываем имя Его, и в Церковь ходим и молимся, чтобы получить от Него вечное будущее блаженство. Все это и прочее нужно в начале предлагать детям юным, дабы в возраст приходя, приходили и в познание Божие, и должности и надежды христианской. Отсюда чаять можно доброй надежды в юном сердце, когда так воспитываться начнет. Ибо как зло, так и добро в юношеском сердце крепко вкореняется, и чему в юности научаемся, в том, и в совершенный возраст придя, пребываем, как молодое дерево, к которой стороне приклонится, так и стоит до конца. Поэтому нужно такое благочестивое воспитание в юности. И когда сами родители или не могут или не допускаются званием того делать, нужно им таковых наставников искать и обучать детей. Многие детей своих учат иностранным языкам и искусствам, но в деле благочестия не обучают, от чего видно, что и сами того не знают, хотя и христианами называются. Полезно ради общества и коммерции и языкам иностранным обучать, но таинствам веры обучать нужно, и нужно непременно, поскольку «одно только нужно» (Лк.10:42). Что во французском, или другом каком языке, когда язык выучен будет, а сердце не научено добру? Язык хорошо и красноречиво витийствует, но сердце праздно без веры и издает смрад неверия, что и родителям небрежным, и детям бедственно. 2) Поскольку по Писанию, «начало премудрости — страх Господень» (Пс.110:10), потому вначале в юные сердца должно всаживать страх Божий, ибо юность, от природы ко злу склонная, ничем более как этим страхом от того отвращается, как и всякий человек. А чтобы страх Божий всадить в сердца их, нужно им часто напоминать, что Бог везде есть и со всяким человеком присутствует, и что человек ни делает или мыслит, видит, и что ни говорит, слышит, и за всякое слово, дело и помышление худое гневается, и будет судить, и грешников вечному мучению предаст, а праведным и добрым людям воздаст мзду за добрые их дела, и согрешающего, или зло творящего может в самом деле казнить, как то читаем в историях, и ныне то же бывает. Это им в начале нужно вкоренять, дабы не только явно, но и тайно от всякого зла уклонялись, дабы, как дети перед родителями своими, рабы перед господами своими, подвластные перед властями ничего непристойного не делают, но благоговейно поступают, так бы они перед Богом все замечающим, поступали и ходили со страхом, и думали бы, что Бог и с ними есть, и все их поступки видит, и может их казнить, когда худо будут поступать. Хотя случается, что человек худого дела не видит, но Бог, больший всего света и Судья всех, все видит. От такого учения и рассуждения о Боге может в юных страх Божий насадиться, что и пожилым и старым помнить нужно. «Как, — говорит святой Златоуст, — страх Божий будет? Если помыслим, что везде предстоит Бог, что все слышит, что все видит, не только то, что делается и говорится, но и все то, что в сердце и что в глубине помышлений есть, ибо судит помышления и мысли сердечные. Если таким образом сделаем, ничего лукавого не сотворим, ничего не скажем, ничего не помыслим» (Беседа 8-я на Послание к Филиппийцам). 3) Детей неисправных должно наказывать родителям. Так слово Божие повелевает им: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притч 23:13—14). Видим, что Сам Бог любит чад Своих, но из любви их наказывает, «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6). Так и плотским родителям должно следовать Богу и детей своих из любви наказывать. Слепая же есть та любовь отчая, которая оставляет детей неисправных без наказания, как истинная и мудрая есть та любовь, которая своевольство их смиряет наказанием. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч 13:25; еще см. об этом Притч 29:17; Сир 7:25; 30:1-13). 4) Не должно в наказании безмерной строгости употреблять, как апостол повелевает: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3:21), но средним путем поступать, как выше сказано. 5) В образ добрых дел самих себя им представлять. Юность, да и всякий возраст лучше наставляется к добродетели житием добрым, нежели словом, ибо особенно юные дети за правило себе имеют житие родителей своих, и что в них примечают, то и сами делают, доброе ли то будет, или худое, что видят. Поэтому родителям, как от соблазнов беречься, так пример добродетельного жития подавать детям своим должно, если хотят их к добродетели наставить. Иначе ничего не могут успеть. Ибо они более смотрят на житие родителей своих, и его отображают в юных своих душах, нежели слова их слушают. Всякого наставника слово, с житием сопряженное, изрядное и сильное есть наставление, а тем более родительское наставление. 6) К любви детей и само естество родителей влечет и убеждает: и самые бессловесные исчадия свои любят. Поэтому не потребно о том и предлагать, только бы не была безрассудная любовь, как выше сказано. 7) Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение. 8) Сколь вредно небрежение о правильном воспитании и наказании детей и самим родителям, и детям их, от вышеописанного видит всякий, и показывает история об Илии, жреце Израильском, который за то, что правильно не воспитывал и не наказывал сынов своих за дерзости их, и сам был наказан от Бога, и дети его (1 Цар.4:17—18). Об этом святой Златоуст поучает так: «Родители не только за свои грехи наказаны будут, но и за детей своих, если их в благочестии не воспитают». И еще: «Родители, которые детей по-христиански воспитывать пренебрегают, беззаконнее детоубийц. Ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело в геенну огненную ввергают. Той смерти по естественному закону никак невозможно избежать, а этой возможно было бы, если бы нерадение родителей не было в ней виновно. К тому же смерть эту воскресение будущее упразднит, а душевной же погибели никто возвратить не может» (Слово 3-е против хулителей монашеского жития). § 475. Должность детей к своим родителям. 1) Должны дети родителей своих любить от чистого сердца и к ним благодарными быть, ибо от них на свет родились и воспитались. К этому естественный закон и совесть всякого убеждает. 2) Должное им отдавать послушание, как апостол повелевает им: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе». 3) Словом и делом любовное им почтение показывать. 4) Когда ими наказываются словом или делом, за благо то их наказание принимать, не негодовать и не роптать на них, но, признавая свое преступление, со смирением, любовью и сожалением просить прощения у них. 5) В нужде и старости их питать и со всяким усердием служить им. 6) Беззаконным детям, которые родителей своих не почитают, страшные казни в законе Господнем определены. «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:15). «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев 20:9). Оглавление Глава 6: О должности мужей и жен «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее», и прочее (Еф.5:25 и след.). «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол 3:18). § 476. Сатана, всегдашний враг христиан, как между прочими христианами, так между женами и мужами тщится любовь и мир отъять и посеять вражду. Удивления или даже сожаления достойная вещь! Где большей любви ожидать, как не между мужем и женою? Естественной любовью любит человек отца и матерь свою, но Писание Святое говорит: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2:24). «Одна плоть» бывают муж и жена, по Писанию. Крепкий союз в единой плоти! И кто на свою плоть враждует? «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5:29). Но сколько вражды и между этими лицами, так тесно связанными, видим! Мало который дом найти можно, в котором бы таких плевелов дьявольских не было. Так хитрость дьявольская превозмогает, что, где примечает большую любовь, там он большее старание полагает разорвать ту и положить вражду свою. Сколько же эта язва, как прочим христианам, так особенно браком сопрягшимся вредит, изъяснить невозможно! Поэтому против сего врага должно вооружиться верою и внимать тому, что Бог в слове Своем повелевает друг другу чинить. § 477. Должность мужей к женам. 1) Мужья должны любить своих жен, по увещанию апостольскому: «Мужья! любите своих жен». Причину полагает: поскольку муж и жена «одна плоть». Потому говорит ниже: «Должны мужья любить своих жен, как свои тела. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее». И во образ им представляет Самого Христа, Сына Божиего, Который Церковь Свою любит: «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». 2) Не должны с ними жестоко поступать, как учит апостол: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол 3:19), но как святой Петр увещевает: «Обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петр 3:7). 3) Должны хранить верность к своим женам, супружеское ложе непорочно соблюдать, чужого ложа не касаться: «брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4). 4) Хотя любить и должны жен своих мужья, но пленяться любовью их и без разума им угождать не должны. Видим, сколь вредно угождать женам без разума. Адам безмерной любовью жены пленился, и впал в тяжкий грех, и себя и род человеческий погубил (Быт.3:17). Соломон премудрый, излишним жен люблением плененный, в грех богоотступничества и идолопоклонничества впал (3 Цар.11:4 и след.). Иезавель нечестивая научила мужа своего Ахава, царя Иерусалимского, беззаконничать. Ирод беззаконный не устрашился неповинно обезглавить великого Предтечу ради любви женской. То же читаем и в церковной истории. Подобные беды и напасти и ныне бывают от жен, когда им мужья не по разуму угодие творят. Жена неразумная и бесстрашная обычая своего не изменяет, ласкательствует и прельщает мужа своего. Муж, как «глава жены», не должен ласкательством ее прельщаться, а тем более тот, кто властью какой облечен — дабы и сам не погиб и иным много бед не учинил. § 478. Должность жен к своим мужьям. 1) Также и жены должны своих мужей любить и угождать им во благое и по воле Божией. 2) Хранить верность супружеского ложа и не знать никого, кроме своих законных мужей. 3) Должны к своим мужьям благоговейными быть, по апостольскому велению: «Жена да боится своего мужа» (Еф.5:33). Страх этот с любовью сопряжен должен быть. 4) Жены мужьям должны повиноваться, как повелевает им апостол: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол 3:18). И еще: «Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Причину тому полагает апостол: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим 2:12—14). Однако мужьям должно помнить, что апостол написал в другом месте: «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галл.3:28), — и жен своих не иметь как рабынь, но как помощниц и, «как тела свои, любить», по апостольскому увещанию, как выше сказано. Женам да будет образ в повиновении мужам своим святая Сарра, которая «повиновалась Аврааму, называя его господином» (1 Петр 3:6). Да не стыдится и ныне жена мужа своего господином называть, если хочет быть дочерью святой Сарры. § 479. Союз брака должен быть тверд и не нарушим без благословных причин. Так повелевает Божие слово: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32). «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк.16:18). «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. И жена связана законом, доколе жив муж ее» (1Кор.7:27, 39).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar