Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ (47)

§ 402. Что христиане в мире этом за великое поставлять должны? Ответ: 1) Сыны века сего, или по плоти живущие люди, за великое имеют богатство, славу и роскошь мира сего, и сие, как тройственного бога, почитают, ищут и прилепляются тому. «Ибо где сокровище их, там будет и сердце» их (Мф.6:21). Христиане это все за малое или даже за ничто почитать должны, ибо они к великим воистину вещам позваны, как сказано и ниже скажется, ибо все (века сего) великое проходит: «и мир проходит, и похоть его» (1 Ин.2:17), как их от того отводит апостол: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин.2:15). При нашедшей же кончине все это отступает от человека, и так не остается ему ничего, и бывает он, как один из малых, простых, нищих и убогих. И тогда сам он познает, что великое (века сего) есть весьма малое, или как ничто, и подобное тогда страждет, как и тот, который во сне нашел сокровище, но пробудившись ничего не имеет; или как тот, который во сне всеми почитается как вельможа, но, пробудившись, видит себя в прежнем простом состоянии и презрении; или как тот, который во сне сладкое питье пьет, но, восстав, вместо сладости, чувствует жажду. Так все великое (века сего) воистину есть ничто! 2) Христиане должны почитать за великое — «иметь общение с Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом» (1 Ин.1:3). Это воистину велико и умом человеческим непостижимо. За великое люди почитают общение иметь с князем, царем, монархом и императором земным, но несравненно большее и высочайшее — с Богом, Который есть Царь царствующих и Господь господствующих (иметь общение). Почему внимать должно христианам и тому, что далее апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Ин.1:5—6). Если за великое почитают христиане с Богом, Который есть свет, общение иметь, как и подлинно это велико, и желают того, — то должно им убегать тьмы, которая не иное что есть, как грех и дьявол. «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2Кор.6:14). 3) Бога Отцом нарицать и иметь и быть Его чадами — это воистину великое преимущество христианское и для ума непонятное. Кто бы всю мира сего славу и все сокровища ни во что вменить не захотел, чтобы это преимущество получить, если здраво то рассудит? Это преимущество представляет апостол верным и со удивлением говорит им: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин.3:1). Если, христианин, за великое это почитаем и желаем того, то должно нам иметь веру живую в Господа Иисуса, Который «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12), и ту веру показать делами, как требует апостол: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18), — и засвидетельствовать богоподобными нравами, как учит апостол: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1). Он так благ, что «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных», — и нам должно любить не только друзей, но и врагов наших (Мф.5:44—45). Он свят — и нам должно святыми быть, как говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр 1:16). Он милосерд, и мы да «будем милосердны», как говорит Христос: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36). Он прощает нам грехи, — и мы друг другу простим, как написано: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32), и прочее. Такая вера и такие ее плоды когда будут в нас, то и Бог Отец наш будет, и мы будем Его сынами и дщерями, как говорит Господь: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями» (2Кор.6:18). «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», — увещевает нас апостол Христов (2Кор.7:1). 4) Быть «не чужими и пришельцами, но согражданами святым и своими Богу» (Еф.2:19), быть живым «членом тела Христова» (Рим 12:5; 1Кор.12:27), быть истинным сыном Святой Церкви, — это за великое христиане должны почитать. За великое люди почитают находиться в семье царя или князя земного, или жить во дворце царском и считаться близким царю, но несравненно большее и высшее достоинство быть в семье Небесного Царя, и жительство иметь во святом доме Его, «который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим 3:15). Если за великое это почитаем, христиане, и желаем того, то да покажем себя достойными сожития святых и присных Богу. Ибо мы «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» (Евр.12:22—24). В сей же град «не входит необрезанный сердцем и нечистый» (Ис.52:1), но «люди, хранящие правду и хранящие истину, приемлющие истину и хранящие мир» (Ис.26:2—3), «род избранный, царственное священство, народ святой», люди обновления (1 Петр 2:9), которые «и сами, как живые камни, устраивают из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр 2:5), и составляют царственнейший и великолепнейший храм Бога живого. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы», — говорит апостол (1Кор.3:16—17). 5) За великое и высокое у христиан почитаться должно таинственное причащение Тела и Крови Христовой. Но сколь оно велико для достойных и познавших истину, столь опасно и страшно для недостойных и неисправных. «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:27-29). 6) Молитва истинная. Ибо молитва истинная — это беседа с Богом. В молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и перед Богом предстоит и беседует с Ним. Сколь же велико это дело, кто не признает? За великое люди почитают с земным царем или князем, или иным каким высоким лицом беседовать, и за честь то себе поставляют. Как христианам за великую и высочайшую честь не поставлять беседу с Богом, Царем Небесным, Царем царствующих и Господом господствующих? Настолько это дело больше и честнее, насколько Царь Небесный отстоит от земного, — отстоит же бесконечно, как Создатель от создания Своего. Если же за великое это почитаем, человек, и хотим того, то да отступим от неправды, по учению премудрого Павла: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19). Да отступим от неправды, греха и беззакония, если хотим приступать к Богу неосужденно и с пользою нашею. Ибо говорит пророк: «Ибо Ты Бог, Коему неугодно беззаконие, не преселится к Тебе лукавый, и не пребудут беззаконники пред очами Твоими: Ты возненавидел всех совершающих беззаконие» (Пс.5:5—6). Всякий беззаконник мерзок перед очами Божиими, «беззаконник же», приносящий молитву свою, которая есть христианская жертва, подобен «убивающему пса» (Ис.66:3). Но зрит Он милосердно только «на кроткого и молчаливого и трепещущего пред словом Его» (Ис.66:2). Рассуждай об этом, христианин, который и не хочешь греха оставить, и хочешь Богу молиться. 7) Хвала Божия. Ибо хвалить Бога есть ангельское дело. Ангелы Божий непрестанно хвалят и воспевают Бога и взывают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3). Ангелам уподобляется тот человек, который от сердца Бога хвалит и воспевает, и еще на земле вкушает вечной радости сладость. Ибо и в будущем веке не иное что избранные Божий будут делать, как непрестанно Бога хвалить и воспевать, как видим в Апокалипсисе. Высочайшая христианская слава, честь и радость — Бога хвалить, Которого Ангелы святые хвалят. Насколько великим почитал это святой Давид, Псалтирь его свидетельствует, он непрестанно желал хвалить Бога: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс.33:2), — и других к тому призывал: «Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе» (Пс.33:4). Но когда мы, христиане, хотим уста отверзть на похвалу Божию, то должно и сердце им согласное иметь. Ибо устная похвала, как и молитва, без сердца ничто есть, но только глас и шум словесный. Бог не столько на уста наши, сколько на сердце наше смотрит и слушает только молитву и похвалу, от сердца происходящую. Поэтому говорит апостол: «Поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:19). Также, когда хотим Ангелам святым подражать в похвале Божией, то должны им подражать и житием нашим, уклоняться от греха и творить волю Божию, как они творят, сколько можно человеку в немощной плоти. Иначе скажется и нам: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). 8) Работа или служение Богу за великое у христиан почитаться должно. Люди за честь себе почитают служить царю, или князю, или высокому какому господину, нежели низкому и простому человеку; и доброму, праведному и милостивому, нежели злонравному, неправедному и немилостивому господину. Известна сия истина и беспрекословна. Кто высший, более Бога, и кто лучший, праведнейший и милостивейший, более Господа? Лучше же (сказать), один Он Вышний есть, «ибо Господь есть Бог великий и Царь великий по всей земле, в руке Его все концы земли, и вершины гор Его же, ибо Его — море, и Он сотворил его, и сушу руки Его создали» (Пс.94:3—5). Один Он благой, ибо «никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17). Один Он праведный и милостивый, и один Он Господь наш, Которому всякое колено поклоняться должно. Сему служить увещевает и пророк: «Служите Господу с веселием, входите пред лице Его с радостью. Знайте, что Господь есть Бог наш, Он сотвори нас, а не мы; мы же народ Его и овцы паствы Его», и прочее (Пс.99:2—3). Великая слава, честь и похвала христианская — служить одному Богу живому и бессмертному. Но если хотим, христианин, служить Богу, то не должно служить греху. Ибо Богу и греху служить невозможно, по учению Христову: «Никто не может служить двум господам» (Мф.6:24). А кто творит грех, тот служит греху, поскольку «всякий, делающий грех, есть раб греха», как учит Христос (Ин.8:34). Следовательно, и Богу не может служить. Что есть служить Богу, сказано выше и ниже скажется. 9) Наконец, великое (дело) победить самого себя. Многие победили много тысяч людей, многие покорили грады и государства, но себя самих победить не могли, поскольку с самими собою не имели брани, без которой победы не бывает. Всякая победа без брани, а брань без врагов не бывает. Брань между людьми бывает, когда одни восстают, а другие противятся. Так и внутри у человека с самим собою бывает брань, когда восстает похоть и страсть, но он той противится. Противится гордости и высокоумию смирением, гневу — терпением, злобе — кротостью, зависти — любовью, нечистоте — целомудрием, и прочее. На брани между людьми та сторона побеждает, которая гонит, и та побеждается, которая уступает. Но в брани у человека с самим собою не так бывает: он тогда побеждает, когда врагу своему уступает; обижаем, не мстит; ненавидим, не ненавидит; лишаем, не жалуется; любит, по слову Христову, «врагов своих, благословляет проклинающих его, благотворит ненавидящим его и молится за обижающих его и гонящих его (Мф.5:44), не бывает побежден злом, но побеждает зло добром» (Рим 12:21). Это есть преславная победа, это есть благородство, достоинство и преимущество христианское — самого себя, то есть растленное свое естество, злонравие и похоть свою злую побеждать. В этом состоит их мужество, сила и храбрость. «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч 16:32). Это за великое почтим, христианин, в мире этом, а не честь, славу, богатство, роскошь и прочее, к миру сему надлежащее. Этой победы пожелаем, поищем и иметь с помощью Божией потщимся. С помощью, говорю, Божией, ибо без той (победы) не бывает. Ибо, чтобы самого себя победить, требуется сила не собственная и природная, но высшая, выше силы своей, то есть Божия, которая из ветхого новое делает, из злого — доброе, и из ничего — все. За эту победу дается венец не тленный, но нетленный, не в царствии земном, но в небесном. (Об этих пунктах и им подобных смотри ниже статью последнюю о утешительных плодах веры). Из этих пунктов видишь, христианин, что тот христианин, который грех творит, не может ни с Богом общения иметь, ни Отцом Его нарицать, тем более иметь, ни внутри Церкви Святой быть и сыном ее истинным быть, ни тайн Христовых с пользою для души своей причащаться, ни молиться и хвалить Бога, ни служить Ему и прочей христианской должности делать, но более того, он во гневе Божием пребывает. Надобно всякому грех оставить, кто хочет истинным, а не лицемерным христианином быть и спасение вечное получить. § 403. О чем христиане печалиться должны? Ответ: 1) Христианская как радость, так и печаль иная должна быть, нежели сынов века этого. Они не должны печалиться о том, что не имеют в мире этом благополучия, не имеют богатства, славы, почитания, что мир ненавидит, гонит и озлобляет их; этой печали должны они противиться, изгонять ее из сердца и не давать ей места в сердце своем. Более того, (должны) радоваться о том, что всем тем познаются они не как мира сего чада, но Божии, как говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Ибо кто печалится о том, что не имеет от мира этого любви и почитания, тот показывает этим, что он любит мир, земное мудрствует, земному прилепляется, что вере христианской противно. 2) Печаль христианская истинная есть печалиться о том, что христиане высокое и небесное звание имеют, но достойно того звания ходить не могут, немощью плоти воспрепятствуемые; что Бога Отцом называют, но Того так совершенно, как долг требует, любить и угодить Тому не могут; от Него неизреченные благодеяния получают и надеются еще более в будущем веке получить, но Его достойно возблагодарить не могут. «Что воздадим Господу за все, что Он даровал нам» (ср.Пс.115:3)? Сия печаль им полезна и Богу благоприятна, поскольку «жертва Богу — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такою печалью исправляется и обновляется растленное естество. 3) Такую печаль, то есть «печаль ради Бога», иметь должны все те, которые согрешили пред Господом, но, обратившись, каются. Печалиться, говорю, должны, что Бога, Который есть вечная любовь и благостыня, злыми делами оскорбляли; и Которого должны были почитать, беззаконным житием бесчестили; Которого должны были более всего любить, не любили; Которого должны были слушать, не слушали. Сия есть истинная «ради Бога печаль», которую верная душа имеет не ради муки, следующей за грехи, но ради того, что она Бога оскорбила. И сия-то печаль есть «печаль ради Бога, которая производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7:10). За эту печаль хвалит апостол коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога» (2Кор.7:9). Так опечалился апостол Петр, когда отвергся Христа, и, «выйдя вон, плакал горько» (Мф.26:75). «Петр, — говорит св. Златоуст, — когда отвергся Христа, не из-за муки плакал, но поскольку любимого отвергся, что было ему хуже всяких мук» (Беседа 5-я на Послание к Римлянам). 4) Также печаль иметь христиане должны, когда слышат или видят, как ближний согрешает; печалиться должны, а не осуждать, поскольку сами такому же падению подлежат, ибо такой (согрешающий) благого Бога, Отца их Небесного, прогневляет, что им, как чадам Божиим, прискорбно быть должно, и что так брат их погибает. Такую печаль имел Давид святой: «Печаль, — говорит, — объяла меня при виде грешников, оставляющих закон Твой» (Пс.118:53). Такую печаль имел Павел, вселенной учитель, как из посланий его видно. Такую печаль, хотя всем христианам, но более пастырям, епископам и иереям должно иметь и болезновать о чадах своих духовных, «доколе не изобразится в них Христос» (Галл.4:19). Как, — скажет кто, — мне не печалиться, что я не имею богатства, славы и чести на земле, а прочие имеют? 1) Это многих немощных смущает и соблазняет, и, как пожар близкого соседа, дома душ их запаливает и увещевает ревновать тому, что в другом видят. Обыкновенно люди стараются о том, что в других видят. Видят других или богатых, или славою и честью почтенных, — такими и сами быть хотят. И это немощь плоти нашей, которая хочет и ищет в мире этом прославиться и веселиться, и перед другими в благополучии этого мира не отстать. 2) Многие находятся в богатстве, чести и в славе, но многие и в нищете, простоте и презрении живут. Ты на них обращай очи свои, и будь доволен тем, что имеешь. 3) Когда такую печаль имеешь, то рассуди, находишься ли между христианами, которые печалятся не о том, о чем ты печалишься. Кто о чем печалится, то знак есть, что он любит то, чего не имея, печалится. Христианам же ничего, кроме Бога и ради Бога человека, любить не должно. 4) Сия печаль для тебя бесполезна. Богатства, славы, чести и прочего благополучия печалью тебе не сыскать, если Бог не подаст. 5) Когда печалишься, что находишься в немощи, то тем самым немощь не умаляется, но умножается, как сам это можешь чувствовать, ибо и сама печаль есть немощь. И так печаль в немощи большую соделовает немощь, ибо немощь с немощью совокупляется. 6) Когда лишился богатства, чести, славы, печалью того не можешь возвратить. Когда разлучился с женою или отцом, или материю, или братом, или другом, и о том печалишься, также того не возвратить печалью. Об этом ниже сказано будет пространнее. Видишь, что печаль мира сего бесполезна, но одна только печаль ради Бога» полезна, как душеспасительная, ибо душу от грехов очищает. § 404. Как христиане праздники свои праздновать должны? Ответ: 1) Язычники, истинного Бога не знающие, празднуют (угождая) суетным своим богам, или бесам, в пьянствах, нечистотах, похотях, бесчинных пиршествах, богомерзких и блудных песнях, в кулачных боях, позорищах, конских ристаниях и в прочих бесчинных веселостях, как читаем в историях о них. Христианам должно осмотреться: не празднуют ли и они, по подобию язычников, праздники, посвященные живому и страшному Богу, Который в те дни преславные сотворил чудеса и превеликие на род наш благодеяния излил? Если так празднуют, то без сомнения празднуют не живому Богу, но бесам, врагам Его, хотя и имя истинного Бога называют; и так приносят жертву им, хотя того и не примечают те, которые при крещении обещали служить Богу и Ему жертву правды и хвалы приносить. Коль беззаконно и страшно это дело, самим им оставляю на рассуждение. Знатный был между языческими праздниками праздник, посвященный идолу Бахусу, называемый «Вакханалия», а по-русски может назваться «масленица». В этот неистовый праздник всякое пьянство и всякая нечистота у них разливалась. Этому безумию и неистовству языческому следуя, премногие христиане, по имени своему будучи «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел» (1 Петр 2:9), установили праздновать масленицу, в которую всякое страстей и прихотей излияние совершают, как всем о том известно. Этого неистовства, как всем известного, не описываю, но только напоминаю христианам таковым, что они звание свое забыли, что они с идолопоклонниками бесу жертвуют души свои, которые Христос Сын Божий искупил не серебром или золотом, но «драгоценною Кровию» (1 Петр 1:18-19). От таковых празднований, как мерзостей языческих, на которых бесовская воля совершается и имя Божие хулится, христианам должно удаляться, как апостол увещевает: «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству», и прочее (Рим.13:12—13).А те, которые так празднуют, должны очувствоваться и покаяться и отстать от них, чтобы с язычниками в огне вечном вместо веселья и сладостей вечно и бесполезно не восплакать и не услышать ответ: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк.16:25). Так, от языческого неистовства удаляясь, должно христианам праздники святые праздновать достойно звания своего, а именно: 2) Собираться в церкви святые на общую молитву, славословие, хвалу Божию, слушание слова Божия, и собираться вечером, утром и в полдень, то есть на вечерню, утреню и Литургию, но и в домах того не оставлять. 3) Поминать чудесные и спасительные дела Божии, в те дни милостиво во спасение наше сотворенные, размышлять о них, и за то радостным духом Бога благодарить, дела же те изрядно описаны и изъяснены в церковных стихах и песнях, в те праздники поющихся. 4) От этих праздников ум и сердце свое верою возводить к вечному празднику, в котором избранные Божии, упокоившись от трудов и болезней, в этом мире подъятых, будут непрестанно праздновать и немолчно петь и хвалить благость Божию, и, возводя ум, молиться человеколюбцу Богу, чтобы и нас самих той части избранных сподобил. «Вспомни о нас, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим» (Пс.105:4—5). 5) Хотя и всегда, но особенно в те дни нищих в дома свои вводить и питать и давать милостыню, «ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:16). 6) О! Коль светел и благоприятен праздник был бы, если бы христиане, отложив всякую злобу, и всякую лесть, и лицемерие, и зависть, и все клеветы и прочих прихотей отрицаясь, посещали друг друга, и лобызая лобзанием святым, друг другу поведали Божий чудеса, хвалились об имени Его святом, беседовали о вечной жизни и радости ее, и тем, как сладкою пищею, души свои питали. Тогда почувствовали бы и здесь сладости вечной частицу. Память и верное рассуждение о вечной жизни без утешения не бывает для души, мира сего отрекшейся. 7) Прекрасный праздник и такой, какого христианское сердце всегда желает, упраздняться от греха. Такой праздник не только в светлые праздничные дни, но и всегда праздновать должны христиане, ибо без этого никакой христианский праздник по-христиански совершиться не может. (Смотри еще главу о почитании страстей Христовых, в этой же книге). § 405. Как христианам готовиться должно к исходу отсюда в вечность? Ответ: 1) От этого пункта начинает всякий или блаженную или горестную и плачевную вечность, ибо переходит или в вечную жизнь, или в вечную смерть (см. Лк. 16, 19—31). 2) День и час и образ исхода никому не известен. Все это сокрыл от нас Божий Промысл. 3) Поэтому христианам должно подражать верным и мудрым рабам, которые всегда ожидают, когда их позовут к себе господа их. Так и христиане всегда должны готовыми быть, когда позовет их Господь к Себе. Зовет же всякого Господь через смерть. Поэтому какими хотим быть при исходе, такими и прежде исхода и всегда должны быть, чтобы неготовыми не явиться во время исхода. Никто при смерти не захочет грешить, чести искать, богатства собирать, и прочее земное мудрствовать, но более всякий думает о грехах, жалеет, что грешил, боится, чтобы не погибнуть. Это должно и ныне прежде смерти делать, ибо неизвестно, дождешься ли с утра вечера, или с вечера утра, потому что не знаешь, когда позовет тебя Господь твой к Себе. Поэтому во всегдашнем покаянии и готовности христианам должно быть, дабы не погибнуть вовеки. Великая вещь есть спасение вечное, и всего света дороже, потому, более всего сокровища и всего мира, и всю жизнь искать его должно. Какая тебе польза с того, что ты «приобретешь весь мир, а душе своей повредишь» (Мф.16:26)? Как ничего не внес в мир, так ничего и не вынесешь от мира, кроме погибели, потеряв спасение, которое здесь или обретается, или губится. О, как жалеть, воздыхать, плакать и рыдать будешь, бедный грешник, потеряв спасение, но бесполезно! Пожелаешь тогда возвратиться в мир, и нагим ходить, и от всех презираемым быть, чтобы спасение, которое потерял, возвратить, но не дастся тебе. Дано было тебе время на это, проповедовалось тебе Божие слово, увещевали тебя пастыри и учителя, обличала тебя и собственная твоя совесть, но ты не хотел исправиться. Случилось мне слышать об одном не последнем человеке, что он, находясь в тяжкой болезни и при смерти, точно выговорил: «О, когда бы мне восстать от сего одра, показал бы всякое исправление!» — но, не восстав, скончался. Пожелаешь и ты, бедный человек, от смертных врат возвратиться и исправиться, но не получишь. Отойдешь, хотя и не хочешь, оставив все мирское миру. Как вошел в мир, так и выйдешь от мира наг, и когда бы еще не обременен грехами! Ну же, теперь поищи того, чего тогда бесполезно будешь искать. Теперь ты еще здоров, еще не погиб, еще можешь спастись. Покажи же исправление, которого при смерти будешь желать, и так с надеждою спасения отсюда отойдешь. Оставь мир, пока мир не оставит тебя, свергни с себя благодатью Божией грехи твои, и так служи Господу твоему свободно, и ожидай, когда Господь твой позовет тебя к Себе, и явишься Ему одетый одеждою спасения. Чего тебе, как и себе, усердно желаю. § 406. Как христианам должно к причащению Тела и Крови Христовой приступать? Ответ: 1) Апостол говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:28—29). 2) Многие много читают молитв, псалмов и акафистов, но этого приготовления недостаточно. Ибо молитва от неисправного и непокаявшегося сердца не принимается Богом, как о том выше неоднократно сказано. 3) Страшно приступать неочистившемуся истинным покаянием, страшно также и приступившему и причастившемуся мирскими похотями оскверняться. И то и другое страшно, как из апостольского слова и из рассуждения о Таинстве Святом видно. 4) Поэтому должно и хотящему приступить рассуждать, кто и к чему приступает, — и причастившемуся, чего причастился. Почему и прежде причастия нужно рассуждение о себе самом и великом том даре, и по причастии нужно рассуждение и память о небесном том даре. Прежде причастия нужно сердечное покаяние, смирение, отложение злобы, гнева, прихотей плотских, примирение с ближним, твердое предложение и изволение нового и благочестивого о Христе Иисусе жития. По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии. Словом, прежде причастия истинное покаяние и сокрушение сердечное нужно, по причастии плоды покаяния, добрые дела нужны, без которых истинного покаяния не может быть. А оттуда следовательно заключается, что христианам необходимо нужно житие свое исправить и начать новое, богоугодное, дабы «не в суд и в осуждение было им причащение». Христианин без веры быть не может, вера же без любви, а любовь без добрых дел (1Кор.13:1—8,13). Атак христианин остается не иное что, как язычник, хотя имя Божие и Христово исповедует. Сколь же страшно такому приступать к Таинству Святому, всякий видит. Отсюда бывает, что многие христиане, причащающиеся святым Таинам, не в лучшем, а в худшем преуспевают, ослепляются более, чем просвещаются, ожесточаются, а не исправляются, и так от греха в грех впадают, но греха своего не познают, и греха за грех не поставляют, и делают то, чего язычники законопослушные не делают. Причина тому в том, что презирают Божию благодать, и так и сами лишаются Божией благодати, и «предаются превратному уму — делать непотребства» (Рим 1:28). 5) Поэтому должно себя грешникам исправить, да не в суд причащаются. Блудникам, прелюбодеям и сквернителям переменить сердце свое и возлюбить чистоту, ибо к Пречистому Агнцу Христу приступают. Гордым и высокоумным — отложить бесовскую гордость и возлюбить смирение, ибо к Смиренному приступают Христу. Злобным и огнем отмщения дышащим — злобу оставить и возлюбить кротость и незлобие, ибо к Кроткому и Незлобивому Агнцу Божию приближаются. Ненавистливым и завистливым — оставить ненависть и зависть и возлюбить братолюбие, ибо к Человеколюбцу Сыну Божию приближаются. Льстецам, лукавым и обманщикам — возненавидеть дьявольскую хитрость и возлюбить простоту и истину, ибо к вечной и безлестной приходят Истине. Клеветникам, злоречивым, хульникам — исправить язык свой, ибо устами восприемлют Пречистое Тело Христово. Сребролюбцам — оставить мамону и возлюбить Бога, ибо к Сыну Божию, Который есть любовь, приступают. Жестокосердечным и немилостивым — переменить нрав свой жестокий и стараться быть милостивыми, ибо к Милостивому и Милосердному Господу приходят. Ворам, разбойникам, мздоимцам и лихоимцам — оставить неправду сию, и возвратить или расточить похищенное, и поучаться правде, ибо к Царю Праведному приближаются. Богачам скупым — оставить скупость и быть щедрыми, ибо к Щедрому Господу приходят. Пьяницам — оставить пьянство и начать трезвенное житие, ибо Распятому и Умершему Христу приобщаются. Словом, всякий должен исправить, очистить и обновить себя, дабы неосужденно приступить. «Должно, — говорит св. Василий Великий, — очистить себя от всякой скверны плоти и духа приступающему к Телу и Крови Господней, да не в суд ест и пьет, и память о Том, Который за нас умер и воскрес, явно показать в том, что он (приступающий) умер греху, и миру, и самому себе; живет же Богу о Христе Иисусе Господе нашем» (Книга 1-я о Крещении гл. 3-я). {Что есть греху умереть и Богу жить, смотри пункт 388). Опасно и страшно приступать не оставляющему греха и совесть замаранную и раздраженную грехами имеющему, «да не в осуждение себе ест и пьет». Рассуждай, христианин, и берегись неисправным приступать и, приступив, снова мирскими похотями оскверняться. Ибо «Бог наш есть огнь, недостойных поядающий» (Евр.12:29). Оглавление Глава 10: Что может и должно христианина подвигнуть к убеганию от греха, истинному покаянию, презрению суетного и подвигу в благочестии? «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф.5:8—10). § 407. Вездесущее Божие и ясное видение не только дел, но и тайных помышлений и намерений наших, может нас отвратить от греха. Оно особенно представляется нам во псалме 138-м и в прочих Писания местах. Не видим мы Бога нашими очами, поскольку и видеть не можем, ибо «Бог есть Дух» (Ин.4:24), никаким чувствам не подлежащий, но вера из Святого Писания научает нас, что Он как везде есть, так и с нами неотлучно; и что мы ни делаем, — видит; и что ни помышляем, — ясно проникает; и что намереваемся, замышляем, начинаем, хотим делать, — уже знает, и прежде начинания нашего знал; и что говорим, слышит, и перед Ним как день, так и нощь равно имеется; и нет такого места, где бы Его не было; следовательно, всякое дело, и во дни и в нощи творимое, и на всяком месте совершаемое, не может утаиться от Него. Злое ли дело творит человек, например, блудодействует, убивает, похищает, крадет, и прочее, или замышляет зло, — очи Его видят. Злословит, клевещет, осуждает, клянет, лжет, обманывает брата своего, или имя Его святое хулит человек, — слышат святые уши Его. И сколько на земле людей есть, так всякого наблюдает, и всякого дело, начинание, помышление и намерение видит, и слово слышит, и в книге Своей записывает, как бы одного его только наблюдал, прочих оставляя. Изрядно об этом Августин говорит Богу: «Так хождения мои и пути рассматриваешь, и во дни и в ночи стережешь меня бодренно, все стези мои примечая, Зритель всегдашний, будто всю тварь небесную и земную забыв, на меня только единого смотришь, и совсем о прочих небрежешь». И ниже: «Признаю, Господи, что ни делаю, пред Тобою делаю, и то, что делаю, лучше Ты видишь, нежели я, который делаю. Что ни делаю, всегда Ты равно присутствуешь со мной, как всегдашний Зритель всех моих помышлений, намерений, утешений и деяний моих». И ниже: «Что намереваюсь сделать, что ни помышляю, и в чем ни услаждаюсь, Ты видишь, уши Твои слышат, очи Твои видят и наблюдают. Означаешь, внимаешь, примечаешь и пишешь в книге Твоей, доброе ли или злое будет, да воздашь всем в последствии за доброе — награждение, за злое — наказание, когда откроются книги» (Беседы с самим собою, гл. 14-я). Оттуда видно: 1) Что всякий грех, делом, или словом, или помыслом творимый, бесчестие и досаду Богу делает. Как бесчестие и досада царскому величеству бывает, когда бесчинник какой перед ним бесчинствует и не показывает перед ним благоговения, так и перед лицом Божиим и святейшими Его очами согрешающий бесчинствует, и потому бесчестие и досаду величеству Его делает. Как это тяжко и страшно делать, всякий может видеть. 2) Христианам должно от такого бесчиния беречься, и в словах, делах и помыслах благоговение Богу показывать — да не оскорбят Бога и Создателя своего. Перед царем земным, или перед господином нашим, или властелином, или отцом по плоти стыдимся бесчиния показывать; тем более это должно делать перед Отцом и Царем Небесным, Который «есть Господь господствующих и Царь царей» (Откр.17:14). 3) Всякое бесчинное дело, слово и помышление в книге Божией записывается, и воздается бесчиннику по делам его в день суда: «Обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя», — говорит грешнику Бог (Пс.49:21), если от того не отстанет и не покается грешник. 4) И в самом беззаконии и бесчинии может быть поражен человек праведным судом Божиим, ибо таковым образом не воздает славы Богу. 5) Беззаконничающим должно престать от злого дела, дабы не познать на себе и здесь, и в день суда, праведного суда Божия. 6) Бога усердно благодарить, что ради них потерпел согрешения их и не погубил их, а впредь осторожно поступать. § 408. Должно и сильно отвратить нас от греха страдание Христово, которое двоякое зрелище душевным нашим очам представляет, то есть неизменяемую правду и милосердие Божие. 1) Видим, что правда Божия нарушиться не может, но непременно требует своего удовлетворения, видим, что грех без наказания не бывает. Правда Божия требовала, чтобы нам вечно казненными быть, ибо вечного и бесконечного Бога прогневали. Кто мог удовлетворить ей? Кто мог цену и воздаяние достойное дать ей? Кто мог между бесконечным Богом прогневанным и человеком прогневавшим посредником, ходатаем и примирителем стать? Никто! Ни ангел, ни иная какая тварь. Стал Иисус, Искупитель наш, Который говорит: «Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя» (Ис.63:5). И стал «посредником между Богом и человеками» (1 Тим 2:5), и обратился праведный суд Божий на Него: «сделался за нас клятвою» един Благословенный (Галл.3:13). Суд претерпел Неповинный за нас повинных, Своею казнью удовлетворил правде Божией за грехи наши: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5). Рассуждение о правде Божией, и о праведном Его гневе против греха, и жесточайшем Христовом мучении, которое за грехи наши Он претерпел, да устрашит нас (чтобы отстать) от греха. Если Христос неповинный и один только праведный за чужие грехи так ужасно мучим был, как мучимы будут грешники в геенне за свои грехи! Если этим страшным зрелищем не умилятся люди и не покаются, какой уже гнев Божий возгорится на них! Христос за всякого человека пострадал и умер, но если человек не хочет страдания Христова во спасение свое употребить, отстать от греха, покаяться и так спастись, тогда то страдание само будет во обличение ему, что он такую Божию благодать отвергнул, и так познает на себе правды Божией силу и действие. Тогда почувствует бедный грешник, что есть грех и какова его горесть, чего ныне чувствовать не хотел. Без сомнения заключается, что страшное и ужасное зло есть грех и тому последующее вечное мучение, от которого ничем иным, как бесценною Сына Божия Кровью, не могли мы избавиться. Отсюда черпает святой апостол поощрение к покаянию и предлагает нам: «Если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1:17-19). Рассуждай же, христианин, что такое грех: Христово страдание научает нас, сколь велика его тяжесть. Легко согрешить человек может, но не легко освободиться от него может, и без Христа не может, но следует тяжестью его погрузиться во дно адово и платить правде Божией бесконечной казнью. Берегись же греха, который праведного Бога раздражает. 2) В страдании Христовом видим неизреченное к нам милосердие Отца Небесного, «Который», видя нас в погибели и не хотя нам в той вовеки быть, «Сына Своего» ради нашего спасения «не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8:32); о чем Сам Сын Божий во утешение наше нам говорит: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6—8). О, дивное благоволение Небесного Отца, Который, ради убогого и погибшего Своего создания Сына Своего не пощадил! О, чудное послушание Сына Божия, Который ради нас, врагов Своих, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, смерти же крестной! Его послушный и сладкий для нас голос слышится в псалме: «Вот Я иду, (как) в свитке книжном написано о Мне; исполнить волю Твою, Боже Мой, восхотел Я» (Пс.39:8—9); — слышится во Евангелии: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6:38). Которое дело, как сладкую пищу, Себе вменил Сын Божий: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его», то есть дело спасения нашего (Ин.4:34). Смотри, христианин, как захочешь столь милосердного Отца грехами оскорблять и своим нераскаянным житием пренебрегать и благоволением Его и послушанием Сына Его, тебя ради учиненным? Как будешь любить грех, за который Отец Сына Своего предал и Сын Божий такое горькое и тяжкое мучение претерпел? Любишь же грех, ибо не гнушаешься грехом; не гнушаешься, ибо творишь его. Ибо кто любит что, того не оставляет и держится; как, напротив того, чего не любим, ненавидим и гнушаемся, от того отвращаемся и удаляемся. Рассуждай же о Христовом страдании, в котором видишь и правду Божию, грехи казнящую, и милосердие Божие, к нам явленное, и берегись грешить — да не подпадешь суду правды; и, согрешив, покайся — да делом на себе познаешь Божию милость; и от сего источника черпай утешение, поминая апостольское утешительное слово: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8:32) Рассуждение о правде Божией пусть отвратит тебя от греха, а рассуждение о милости Божией пусть не попустит тебе отчаяться за содеянный грех, но напротив, восстав от греха, каяться. Поминай правду Божию во время искушения ко греху, но милости Божией не забывай во время искушения за грех содеянный. Так рассуждение о страдании Христовом учит нас бояться греха, ненавидеть его и удаляться от него, и за содеянные грехи не отчаиваться, но возвратиться к Отцу Небесному, по подобию блудного сына, и просить у Него прощения, и получив милость от Него, не отлучаться впредь от Него. § 409. Обещание, данное при крещении, должно нас, христианин, отвратить от греха и подвигнуть к благочестию. Тогда между Богом и нами завет поставлен был: мы, отрекшись от сатаны и всех дел его, обещали Богу «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк.1:75). Бог нас в Свою высочайшую милость принял и в той милости содержать нас обещал. Бог верен пребывает: служащих Ему содержит в милости, должно и нам обещание свое помнить и хранить, и верными быть Господу Богу нашему, и служить Ему чистым сердцем. Если же не сотворим этого, то должниками явимся перед Ним, следовательно, и Его милости лишимся, и в праведном у Него гневе будем, как и прежде крещения были. Не сохраняет обещания и веры своей Богу не только тот, который устами отрекается от Него и обращается к идолам, но и тот, который повелений и заповедей Его отрицается и не служит Ему, кто служит греху, как выше сказано. Поэтому не только отрицания устного, но и сердечного, которое через грех и беззаконие бывает, беречься должно нам. Не сохранившим же обещания и отлучившимся от Бога не должно медлить в пагубном том отлучении, но, по подобию блудного сына, возвратиться к Небесному Отцу и со смирением просить прощения у Него, и впредь от дому Его святого, то есть Святой Его Церкви, не отлучать себя беззаконным житием, дабы праведному Его суду и гневу вечному Его не подпасть.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar