Меню
Назад » »

Святитель Иннокентий Пензенский / Богословие деятельное (6)

Принятие Таинств Для получения, запечатления и умножения благодатных даров Св. Духа живейшим[1], известнейшим[2], обильнейшим[3] и нужнейшим[4] образом служит принятие Таинств. В это понятие входит: а) приготовление к принятию их, т. е. покорение разума вере, через которую можно получить все[5]; твердейшее желание воли получить благодать Божию[6], и, наконец, чистота тела[7]; б) самое принятие Таинств, сопровождаемое теплейшею молитвой[8], уничижением себя пред Богом[9], единодушием и т.д. в) соблюдение принятых при Таинствах даров, т.е. сохранение Духа[10], Которым мы помазаны и запечатлены (2Кор. 1, 21); памятование того, чего мы удостоены через принятие Таинств, например, Крещения[11]; испытание, соблюдаем ли мы то, что обещали[12]; дерзновение в надежде удостоиться впредь получить благодать Св. Духа, погубленную нашими грехами[13]; благодарность к Богу[14], любовь к Нему и к ближним[15], духовная радость и прочее. 1) Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святаго» (Ин. 20, 22). 2) Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои: и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 27—28). Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Я живу Отцем, так и ядуший Меня жить будет Мною (Ин. 20, 54-57). 3) Мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1 Ин. 1, 3—4). Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2 Пет. 1,3-4). 4) Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин. 3, 5). 5) Иисус же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: "Поднимись и ввергнись в море",— будет; и все, него ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 21). 6) Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: «Сын Давидов! Помилуй меня». Отвечая ему, Иисус спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» Слепой сказал Ему: «Учитель! Чтобы мне прозреть» (Мк. 10, 47—48, 51). Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде (Езд. 7,10); Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей (Пс. 56, 8). 7) Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою (Евр.10, 22). И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народи: «Будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам» (Исх. 19,14-15). 8) И, возблагодарив, преломил и сказал: «Пришлите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор.11, 24; Лк. 22,19). 9) Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги (Еккл.5,1). 10) Духа не угашайте (1 Фес. 5,19). 11) Мы умерли для греха; как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? (Рим. 6, 2—3). Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3,26—27). В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол. 2,11—12). 12) Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытые, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет. 3, 21). Итак, мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 4, 10—11). 13) Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак (Рим.6,1). Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2, 1—2). 14) И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему (Пс. 105, 12). И, воспев хвалу, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26, 30). Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа (Еф.5, 18-20). 15) Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним духом (1 Кор.12,13). Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством (Ис.61,10). Оглавление Подражание Иисусу Христу Все средства к возрастанию в духовной жизни сосредоточиваются в подражании Иисусу Христу, живому закону[1] и образу[2], нам предначертанному для достижения святости и совершенств божественных. Таковое подражание предписано нам Им Самим[3] и апостолами[4]. Это есть жизнь, сообразуемая с Его жизнью, или изображение Христа в нас[5], по известным степеням или духовным возрастам, да исполнимся всею полнотою Божией (Еф.3, 19) и всякого совершенства. Итак, подражание Иисусу Христу предполагает уподобление Ему прежде всего в трех Его возрастах и, во-первых,— в младенческом, начинающемся временем снисхождения и продолжающемся до Крещения. Упоминается о Его бедности в сем возрасте[6], соединенной с уничижением; о хранении Его чрез Ангелов[7] и людей[8], о духовном возрастании и преуспеянии в премудрости[9] о повиновении родителям[10] и неизвестности даже до времени Крещения. Во-вторых, уподобление Ему в юношеском возрасте, начинающемся от времени Крещения и продолжающемся до самой смерти, при котором изображаются: а) многоразличные Его искушения[11] от тела[12], мира[13], диавола, от учеников[14], от своей души[15] и Бога.[16] б) соблюдение воли Отца и в делах[17], и в словах[18]; в) бесконечная любовь к людям[19], простиравшаяся даже до претерпения Креста[20] и смерти[21]; г) победа над миром[22], князем мира[23] и смертью; в-третьих, подражание Христу предполагает уподобление Ему в мужеском, или совершенном, возрасте, начинающемся от времени смерти. В нем заключается: проповедание истины[24] без притчей[25], как было прежде; всякая власть[26]; совершенная духовность[27]; Воскресение[28], Вознесение[29], общение с верными[30] и Отцом[31]. Эти три возраста Иисуса Христа содержат в себе все то, что может произойти с человеком в настоящей жизни, а потому и должны быть прилагаемы ко всем деяниям нашим и преуспеянию в духовной жизни. Ибо мы называемся распятыми со Христом, умершими, погребенными[32], чтобы ходить в обновлении жизни и жить не для себя, но для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 6). Мы, конечно, не можем подражать Иисусу Христу в совершенствах, свойственных единому Богу, каковы: всемогущество, всеведение, вездеприсутствие и прочее,— однако же можем и должны подражать в том, что совершено Им силами человеческими и Божественными, которые подаются свыше и возрожденному человеку. Поэтому человек обновленный может и должен подражать Иисусу Христу по отношению к Его служениям Пророческому, Священническому и Царскому. По отношению к Пророческому служению Иисуса Христа человек обязан проповедовать волю и истину Божию и себе[33], и другим[34], словом и делом[35]. По отношению к священническому служению Христа, человек обязан приносить Богу духовную жертву (1 Пет. 2, 5), которая состоит: в заклании ветхого человека, умерщвлении земных членов (Кол. 3, 5), принесении Богу тела в жертву живую, святую, благоугодную Ему (Рим.12,1), жертве хвалы (Евр.13,15), общении и благотворении (Евр.13, 16), фимиаме молитв (Апок.8, 3-4) за себя[36] и за других[37], готовности жертвовать собой и всею жизнью во славу Божию[38], в пользу других[39], или Церкви[40]. По отношению к Царскому служению Христа, человек обязан устремлять всего себя и все свои способности к исполнению воли Божией, благой и совершенной; властвовать над страстями, обуздывать похотения и всякие помыслы, могущие уклонить его от Бога к миру и диаволу[41]. 1) Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф.5,17). И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24, 44). Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3,15). 2) у Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 15). Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями (Рим. 8,29). Первый человек — из земли, перстный; второй Человек — Господь с неба. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного (1Кор.15, 47 и 49). Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). 3) Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). 4) Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор.4,16). Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова (Флп.3,17-18). 5) Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4, 19). 6) И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2, 7). 7) Когда же они отошли,— се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2,13). 8) Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода (Мф. 2, 14—15). 9) Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2, 52). 10) И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них (Лк. 2,51). 11) Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.14,15). 12) Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4, 2). Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было окало шестого часа (Ин. 4, 6). 13) Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его (Лк. 4, 28—29). Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один (Ин. 6, 15). 14) И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» Он же, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»... Он сказал ей: «Чего ты хочешь?» Она говорит Ему: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в царстве Твоем» (Мф. 16, 22—23; 20, 21). И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного,— пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: «К чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим». Но Иисус сказал: «Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня» (Мк. 14, 3—6). 15) И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа моя скорбит смертельно» (Мк. 14, 33—34). 16) Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Лама савахфани?» То есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). 17) Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38). 18) Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить (Ин. 12, 49). 19) Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин. 13, 1). 20) Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2,8). С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия (Евр. 12,1-2). 21) Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (2Кор. 5, 14—15). Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3,16). 22) Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4). 23) Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12, 31). 24) Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3,18—19). 25) И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 27). И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорила, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Тогда отверз им ум к уразумению Писаний (Лк.24, 44—45). Апостолам явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием (Деян.1, 2 и 3). 26) И приблизившись Иисус сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28,18). 27) В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святаго» (Ин. 20, 19—22). 28) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1 Пет. 1, 3). Так и нас ныне подобное сему образу Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1 Пет. 3, 21). Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим. 6, 5—6). 29) Сказав сие. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа а белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 9—11). 30) И вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28, 20). О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин. 1, 3). 31) В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас (Ин. 14, 20). 32) Итак, мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим.6, 4—6). 33) О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4, 15-16). 34) А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает Церковь. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками (1Кор. 14, 3-4 и 39). 35) Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр.10,24). Вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии (1 Фес. 1, 7). 36) Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мк. 14, 38). 37) Но Он уходил в пустынные места и молился (Лк. 5, 16). Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и обо мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования (Еф.6,18—19). 38) Буду радоваться... при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью (Флп.1,18 и 20). 39) Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам (Флп. 2, 17). Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (Кол. 1, 24). 40) Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1Фес.5, 14). Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня (Рим. 15,1-3). 41) Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Рим. 6,12). Оглавление Общение со святыми Подражание Иисусу Христу не исключает подражания святым, а потому общение с ними также должно почитать пособиями к преуспеянию в духовной жизни. Потому что святые Божий человеки сами подражают святым и Богу (см. 1 Фес. 1, 6; 2,14); они — образцы для верных (1Фес.1,7); носят в себе самих Христа[1]. Они в Нем живут[2] и Христос — в них[3]. Они заботятся не только о себе, но и о других, молятся за них (Кол.1 9); учат их, утешают, помогают им[4], побуждая к любви и прочим добродетелям[5]. Итак, общение со святыми столь же нужно, сколь гибельно общение со злыми и беззаконными[6]. Потому-то всякому возрожденному человеку предписывается преизобильная любовь к святым[7], оказание им помощи, если можно[8], молитва за них[9] и покорность им, как наставникам[10]. Святых же Божиих от рабов мира и диавола удобно можно отличать по известным признакам, каковы: общение друг с другом (1Ин.1,7), любовь к ближним (1Ин.3,10), соблюдение заповедей (1Ин.2,3), исповедание Христа, пришедшего во плоти (1Ин.4, 2—3), сознание грехов, удаление от разногласия[11], безумных состязаний и споров (Тит.3, 9); забота о взаимном назидании[12], о мире со всеми и святости (Евр.12, 14), а не о различных учениях (Евр. 13, 9), пище и прочем угождении плоти (Рим.14,17—19). Кто же, по слову апостольскому, приходит и учит иначе, таковых святые не приемлют, и не приветствуют их (2Ин.1, 10—11), и не едят с ними (1Кор.5, 11). Аминь. 1) Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (2 Кор. 13, 5). 2) Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2Кор. 2,17; 5,17). 3) Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2, 20). 4) Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого; вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1 Фес. 5,11,14). 5) Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; будем увещевать друг друга (Евр.10, 24—25) 6) Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15, 33). Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких (1 Тим.6,5). Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны (Тит. 3, 9). 7) Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою (1 Фес. 5, 12—13). 8) Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? (1Кор.9, 11). Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым (Евр.6, 10). 9) Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования (Еф.6, 18—19). Между тем умоляю вас, братия. Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу (Рим. 15, 30). 10) Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7). 11) Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16,17—18). 12) Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете (1 Фес. 5, 11). I ****** О Божественных вещах написано в книгах Писания и все об этом читают. Но открывается это только тем, которые покаялись от всей души и хорошо очистились бесхитростным покаянием. В силу покаяния и по мере стяжания ими очищения получают они откровение, и им явлены бывают даже глубины духа. От таких и источается слово ведения и премудрости Божией, как многоводная река, и затопляет мудрования противников. Для всех же других это остается неведомым и сокровенным, ибо не раскрыто для них Тем, Кто разверзает умы верных к постижению Божественных слов. Прп. Симеон Новый Богослов Оглавление БОЖЕСТВЕННОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ, ИЛИ БОГОСЛОВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОЕ Оглавление Введение Оглавление Определение Божественное практическое правоведение, или богословие деятельное, есть знание о том, как сообразовать свои действия с божественным законом. Совокупность же божественных законов, разнообразно явленных миру и составляющих вместе один закон Божий, можно назвать божественным правом.[1] 1) И пришел Моисей, и поведал народу слова Господни и все законы (Исх. 24,3). Оглавление Предмет Итак, предметом божественного правоведения являются действия людей, которые должны сообразовываться с законами божественными, или иначе — обязанности людей, и не каких-либо людей, но возрожденных. Ибо только таковые через веру в Иисуса Христа могут угождать Богу[1] и любить Его и ближнего,[2] что составляет исполнение всего закона[3], и могут испрашивать и получать божественные силы для совершения добрых деяний[4]. 1) Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим.4, 3). 2) Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф.22, 37—39). 3) На этих двух заповедях утверждается весь закон и все пророки (Мф.22, 40). 4) Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью, то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (2 Пет. 1,1-3 и 57). Оглавление Цель Цель божественного закона, а, следовательно, и божественного правоведения рассматривается с двух сторон, а именно: по отношению к людям возрожденным и невозрожденным. 1. По отношению к возрожденным цель сего закона состоит в том, чтобы они проявляли постоянное усердие следовать во всем воле Божией.[1] Хотя они освобождены от осуждения закона[2] и оправдываются через заслуги Христа, усвоенные верой[3], однако же обязываются и к совершению добрых дел[4] с готовностью души и с сыновним расположением. Следовательно, обязываются без принуждения исполнять волю Божию в полной надежде, что через веру получат прощение грехов[5]. 2. По отношению к невозрожденным цель божественного закона состоит в том, чтобы показать им их грехи, а равно и то, что за эти грехи следует осуждение на вечную смерть, и таким образом возбудить их к снисканию отпущения грехов во Иисусе Христе.[6] 1) Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1 Пет. 4, 1—2). 2) Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве... Итак, нет ныне никакого осуждение тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греховного и смерти (Рим. 7, 6; 8,1—2). 3) Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдания даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его, через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим. 3; 21—25). 4) Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2,10). 5) Я посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными (Деян.26, 16—18). 6) Мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть, ибо законом познается грех (Рим. 3,19—20). Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, клеветников, лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению (1 Тим. 1, 9—10). Оглавление Источник Самый обильный источник божественного права, и притом единственное руководство, достаточное к его познанию, есть Священное Писание. Правила, законы и наставления об обязанностях человека перед Богом встречаются во всех книгах Священного Писания. Но для познания этих обязанностей главнейшими источниками являются десять заповедей, данных еврейскому народу и впоследствии изъясненных Самим Христом (См. Мф.гл. 5), а потому и все Пятикнижие Моисеево, Псалтырь, книга Притчей и Екклесиаст, а также писания святых апостолов. Оглавление Пособия Существуют следующие пособия, которые предоставляются божественному правоведению: — писания Святых Отцов, в разных местах своих творений излагавших понятия о должностях и объяснения их (как, например, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, прп. Ефрем Сирин); — истолкования христианских писателей на Десятословие и другие относящиеся к этому места Священного Писания; — познание природы, так как из нее узнаются естественные Божественные законы. Оглавление Польза Знание божественного правоведения приносит величайшую пользу возрожденным, потому что указывает им путь к святости; невозрожденным, потому что сокрушает их сердца; гражданам и господам, потому что согласует их выгоды и соединяет в общество; государям, потому что внушает им вечные законы; пастырям Церкви, потому что управляет их шествием по всем стремнинным путям жизни, укрепляет их душевные силы и наставляет к совершению всех многотрудных подвигов. Оглавление Содержание Весь круг божественного правоведения может быть ограничен: общими понятиями о том, что встречается в самом его начале и руководит к его познанию; необходимыми обязанностями человека по отношению к Богу, к самому себе, к ближнему вообще и, в особенности, средствами, с помощью которых можно руководить людей к исполнению этих обязанностей. Оглавление ЧАСТЬ I. Общие понятия, или начала божественного правоведения Оглавление Разделение понятий Главнейшие понятия божественного правоведения: понятие о том, что направляет деятельность человека, или Закон Божий; понятие о силе, направляющей человеческую волю, или обязательство; понятие об образе направления, или вменение; понятие о том, что должно быть направляемо, или о нравственном деянии. Оглавление Закон Божий Божественный закон называется в Священном Писании истиной[1], путем Господним[2], словом Господним[3], светом[4], правдой [5] и волей Божией[6]. Закон этот весьма обширен[7], свят[8], духовен[9], он судит весь мир[10], а потому не может быть отменен или заменен другим, а следовательно, непреложно необходим, и, таким образом, обращает и веселит сердца всех и каждого.[11] 1) Все заповеди Твои — истина (Пс.118, 86). 2) По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое (Пс.118, 32). Поставь для меня законом, Господи, путь уставов Твоих, и я всегда буду хранить его (Пс.118, 33). 3) Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною никакое беззаконие (Пс.118,133). 4) Светильник ногам моим закон Твой и свет путям моим (Пс.118, 105). 5) Откровения Твои — правда вовек, вразуми меня, и жив буду (Пс.118,144). 6) Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть святость ваша, чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать сосуд свой в святости и чести (1 Фес. 4, 24). 7) Весьма широка заповедь Твоя (Пс.118, 96). 8) Посему закон свят, и заповедь свята, и праведна, и блага (Рим.7, 12). 9) Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху (Рим. 7, 14). 10) Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор.11,32). Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3,19). И сказал Иисус: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39). 11) Закон Господень непорочен: обращает души; откровение Господне верно: умудряет младенцев; оправдания Господни правы: веселят сердце; заповедь Господня светла: просвещает очи (Пс.18, 8-9).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar