Меню
Назад » »

Святитель Иннокентий Пензенский / Богословие деятельное (5)

ЧАСТЬ VIII. О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку удобно заключить из слов св. апостола Иоанна: Всякий рожденный от Бога, греха не творит, ибо семя Его в нем пребывает, и не может грешить, так как рожден от Бога (1 Ин. 3, 9). Бессилие плоти по отношению к сокровенному сердца человеку, хотя и является свойством его отрицательным, однако всегда ему принадлежит, поскольку именно им различаются сыны Божий и сыны диавола[1]. Это свойство весьма выразительно описывает Св. Писание, когда говорит, что в человеке возрожденном действует Божественная сила, которая производит и хотение, и действие (Флп.2, 13) и никогда не перестает производить добро[2], и человек никогда не обращается к делам плоти. Потому что между силой духовной и делами плоти нет ничего общего, как кет согласия между светом и тьмой, между Христом и велиаром (2Кор.6, 14—15). Возрожденные столь тесно соединены с Богом, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни грядущее, ни высота, ни глубина, ни какая иная тварь не может отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе (Рим. 8, 38—39), или, как говорит Спаситель, никто не может похитить их от руки Его (Ин. 10, 28-29). 1) Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие... Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего (1 Ин. 3, 4, 10). 2) Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мф.7,17—19). Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф. 12, 34—35). Он же сказал им в ответ: «Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны царствия, а плевелы — сыны лукавого» (Мф. 13, 37—38). ***** Нужно быть чистым, насколько возможно, чтобы Свет приемлем был светом; нужно говорить о Боге перед людьми усердными, чтобы слово, падая на бесплодную землю, не оставалось бесплодным. Нужно богословствовать, когда внутри нас тишина и ум не кружится по внешним предметам, чтобы не прерывалось дыхание, как у всхлипывающих. При этом можно богословствовать лишь постольку, поскольку сами постигаем Бога и Он может быть постигаем. Так, сами приобретя познание и другим его передав, приступим к изложению богословия по образу Писания. Направлять же слова предоставим Отцу и Сыну и Святому Духу: Отцу — да благословит, Сыну — да содействует слову, Духу — да вдохновит его. Лучше же сказать: да будет на нем — единое озарение Единого Божества, целостное в разделении и разделенное в целостности, что уже выше разумения. Свт. Григорий Богослов Оглавление ЧАСТЬ IX. О постепенном возрастании сокровенного сердца человека Сокровенный сердца человек по причине непрерывного действия в нем силы духовной и бессилия над ним плоти непрестанно восходит к лучшему через известные возрасты. Это можно заключить: а) из свойства благодати, или царства Божия, которое уподобляется зерну горчичному, самому малому из всех семян, но вырастающему более всех злаков, становящемуся деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31-33); б) из состояния той же благодати в человеке вскоре по возрождении; ибо тогда он имеет только начаток духа (Рим. 8, 23) и ведется к совершенству не иначе, как пройдя начала Христова учения (Евр.6, 1), обновляясь во все дни, по мере тления внешнего человека (2Кор. 4,16). Сокровенный сердца человек должен возрастать и возрастает разумом в познании[1] и премудрости[2], в вере[3] и надежде[4]; волей — в любви[5], самоотвержении и уничижении самого себя, по примеру Христову[6], терпении и во всех добродетелях[7]. По отношению к низшей природе он возрастает во всяком чувстве (Флп.1, 9), в умерщвлении[8], целости[9] и освящении тела[10]. 1) Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный (2 Пет. 3,18). 2) Посему и мы не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога (Кол. 1, 9—10). 3) Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами (2 Фес. 1, 3); Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет (Рим. 1, 16—17). 4) Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою (Рим. 15, 13). 5) А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам (1 Фес. 3,12). 6) Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6—8). 7) Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (2 Пет. 1, 5—7). 8) Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор.9, 27). 9) Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1Фес. 5,23). 10) Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести... Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4, 3—4, 7). Оглавление Возрасты сокровенного сердца человека Священное Писание различает прежде всего три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его с возрастанием семени, которое производит сначала траву, потом колос и наконец полное зерно пшеницы в колосе (Мк. 4, 28); и с естественными возрастами человека: младенческим[1], юношеским[2], и мужеским, или совершенным, за исключением старости, как состояния, в котором силы уже не возрастают, но постепенно оскудевают по причине приближения смерти. Каждый возраст сокровенного сердца человека имеет отличительные свойства и признаки, которые можно определить из сравнения с естественными возрастами человека. Младенческому возрасту свойственны: требование молока, а не крепкой пищи (Евр. 5,12—13); возрастание от чистого словесного молока (1 Пет. 2, 1—2), познания начал Христова учения (Евр.6, 1) и некоторая немощь, по причине которой духовные младенцы колеблются и могут быть увлекаемы всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф.4, 14), и потому, начав духом, нередко оканчивают плотью, как то сказано о галатах (Гал.3, 3). Юношескому возрасту свойственны крепость[3] во брани[4]; крепость веры[5] во всех искушениях и победа над лукавым по причине пребывания в них Слова Божия (1 Ин. 2, 14). Познания в этом возрасте более тверды и глубоки, нежели познания младенца о Христе[6], равно как и вера, терпение, надежда и любовь. Мужескому возрасту свойственны: познание Безначального;[7] твердая пища и чувства обученные долгим навыком различению добра и зла (Евр.5,14); достижение единства веры и познания Сына Божия, меры полного возраста Христова (Еф. 4, 13). По причине такового познания Безначального, духовные мужи называются стоящими в Господе[8], почитающими все тщетой и сором ради превосходства познания Христа Иисуса Господа (Флп.3, 8) и живущими уже не для себя, ко для умершего за них и Воскресшего[9]. Впрочем, нельзя думать, будто каждый из этих возрастов не имеет никаких немощей. Доказательством тому служит апостол Павел, который, хотя и был восхищен даже до третьего неба к имел премногие откровения, однако, несмотря на это, дано ему жало а плоть, ангел сатаны, мучивший его, чтобы он не превозносился (2Кор. 12, 2,7), Таким образом, всякий, кто бы он ни был к как бы высоко ни стоял, должен непрестанно, в продолжение всей своей жизни подвизаться и никогда не мечтать, будто он уже достиг всего того совершенства, к которому стремится, по примеру того же апостола Павла, говорившего; Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп.3,13-14). 1) Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его (1 Ин. 2,12). 2) Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца (1 Ин. 2,13). 3) Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого (1Ин.2,14). Слава юношей — сила их (Притч. 20, 29). 4) Наша брань не. против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф.6,12). И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Аарон же и Ор поддерживали руки его. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. И устроил Моисей жертвенник Господу и нарек ему имя: «Господь — знамя мое. Ибо,— сказал он,— рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17, 13 и 15-16). 5) Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире (1 Пет. 5, 9) 6) И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете? (1Кор. 3,1, 3) 7) Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала (1 Ин. 2,13). 8) Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные (Флп.4,1). 9) А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2Кор. 5,15). Оглавление ЧАСТЬ X. О пособиях к возрастанию в духовной жизни Возрастание в жизни духовной есть дело Божие[1], но и сам человек может и должен тому содействовать посредством сил, сообщаемых ему свыше в возрождении. Это предполагает известные пособия к возрастанию в духовной жизни со стороны человека. Со стороны возрожденного человека, по причине различных обстоятельств жизни, состояний, навыков, действий и прочего, эти пособия весьма различны. Известнейшие же и главнейшие — это ежедневное покаяние, умерщвление плоти, упражнение в Слове Божием, хождение пред Богом, молитва, принятие Таинств, духовное бодрствование, подражание Иисусу Христу и общение со святыми. 1) Бог же мира да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа (Евр.13, 20 и 21). Оглавление Ежедневное покаяние Ежедневное покаяние, иначе называемое очищением[1] и обновлением[2] заключает в себе: а) сознание грехов, сделанных в продолжение целого дня или сердцем, или устами, или же самым делом, или — что то же — ежедневное, подробное[3], строгое[4] испытание самого себя;[5] б) сердечное сокрушение или болезнование о соделываемых грехах, которое человек должен ощущать внутри себя, не столько по причине наказаний, последующих за ними, сколько по причине оскорбления Бога[6] и свойственной им гнусности; в) желание прощения, называемое в Св. Писании алчбой и жаждой правды (Мф.5, 6), когда человек приступает к Богу с искренним сердцем, с полною верою (Евр.10, 22). 1) И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист (1 Ин. 3, 3). Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца (1 Пет. 1, 22). Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2Кор. 7,1). 2) Вы слышали о Нем и в Нем научились отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф.4,21—24). И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12, 2). 3) В ответ Иисусу Ахан сказал: «Точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то» (Нав.7, 20). Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. И вот что начертано: «Мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: «Мене» — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «Текел» — ты взвешен на весах и найден очень легким; «Перес» — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам (Дан. 5,1—5 и 25—28). 4) Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "Отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне деревьев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф.3, 7—12). 5) Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом (Гал.6, 4). 6) Утрудился я от воздыханий моих; каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс.6,7). Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2Кор.7, 9-10). Оглавление Умерщвление плоти Как ежедневное покаяние способствует истреблению со деланных грехов, так умерщвление плоти их предотвращает. Оно называется в Св. Писании умерщвлением плотских дел, земных членов (Кол. 3, 5) или плотских страстей; распятием плоти с ее похотями (Гал.5, 24), раздранием сердца[1] или обрезанием сердечным[2]. Умерщвление плоти совершается через непрерывное упражнение души в вещах и делах духовных, каковы чтение Слова Божия[3] и размышление о нем, молитвы, любовь ко всем человекам, уничижение себя и прочее; через занятия тела полезными[4] и усиленными[5] трудами, через пост[6], бодрствование[7], коленопреклонение и распростирание по земле[8], обуздание чувств, уединение[9] и прочее. 1) Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии (Иоил.2,13). 2) Тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве; ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим. 2, 29). 3) Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс.1, 2). 4) И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток (Деян.18,3). Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. (Деян.20, 34). 5) Но во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2Кор. 6, 4—5). 6) Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф.17, 21). 7) Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2Кор. 6, 5). 8) И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26, 39). И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился (Лк. 22, 41). 9) И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его (Лк. 22, 39). Оглавление Упражнение в Слове Божием Для ежедневного покаяния и умерщвления плоти и, вообще, для приобретения духовного совершенства необходимо нужно упражнение в Слове Божием[1]. Таковым является: а) чтение, многократно предписываемое Св. Писанием,[2] посредством которого приобретается совершеннейшее познание вещей духовных[3], душа утверждается в вере и истине,[4] бодрствует при искушениях[5] и бедствиях всякого рода; б) слушание, которое также многократно предписывается Св. Писанием,[6] как знак рождения от Бога,[7] и орудие веры.[8] в) размышление, посредством которого то, что мы прочитали или услышали, обращается как бы в кровь и сок по отношению к духовной жизни. О таковом размышлении о Слове Божием в Св. Писании сказано положили его в сердце своем (Лк.1, 66). Слово Христово да вселяется в вас обильно. Оно также называется сохранением и сложением слова Божия в душе, и т.д. 1) Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16, 17). 2) Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано; тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь (Нав.1,8,9). Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко (Апок.1,3). И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими (Втор. 6, 6. 7, 8). И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии (Втор. 17,19). 3) Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исайю, сказал; «Разумеешь ли, что читаешь?» (Деян. 8, 30). Притом же ты с детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса (2 Тим. 3,15). 4) Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин.17,17). 5) Он же сказал ему в ответ: «Написано: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих"» (Мф.4, 4). 6) И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: «Слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их. Слушай, Израиль; Господь, Бог наш. Господь един есть» (Втор. 5,1; 6, 4). Моисей сказал отцам: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам» (Деян.3, 22). 7) Мы от Бога; знающий Бога слушает нас, кто не от Бога, тот не слушает нас (1Ин.4; 6). Кто от Бога, тот слушает слова Божий; вы потому не слушаете, что вы не от Бога (Ин. 8, 47). 8) Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10,17). Оглавление Хождение пред Богом Ходить пред Богом — значит не что иное, как творить благоугодное Ему, как бы пред лицом Его. Ходить пред Богом — значит ходить по заповедям Его,[1] во свете (1Ин.1,7), в страхе Божием,[2] во Христе (Кол.2,6). Хождение пред Богом включает в себя: а) познание Его вездеприсутствия,[3] всеведения,[4] постоянную,[5] совершеннейшую,[6] от всей души и сердца[7] уверенность в том, что Ему совершенно известно всякое состояние нашего сердца,[8] всякое слово,[9] всякое действие нравственное[10] и естественное,[11] состав нашего тела и костей[12] и все то, чего еще и не совершили;[13] б) поведение, достойное Бога, когда человек возрожденный старается Ему угождать во всем, во всяком деле принося плод и возрастая в разуме Божием (Кол.1,10), в правоте духа,[14] чистоте совести (Деян.24,16), во всяком смиренномудрии и кротости, долготерпении и любви к ближним (Еф.4, 1-3), в вере[15] и т. д. в) успокоение в Боге, когда он самого себя, всякое благо, советы, намерения свои и прочее во всех бедствиях[16] и обстоятельствах жизни препоручает Божественному управлению,[17] премудрости Божией,[18] всемогуществу,[19] когда волю Божию он имеет как якорь души, твердый и безопасный (Евр.6, 18—19), и все, что ни делает,[20] чего ни просит,[21] что ни терпит[22] и проч. – все делает по Его воле.[23] 1) Вступили в обязательство с клятвою и проклятием — поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его (Неем.10,29). Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем (Пс.118,1). 2) И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших? (Неем.5,9). Беззаконный говорит с самим собой о грехе; нет страха Божия пред глазами его (Пс.35, 2). 3) Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,— и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс.138, 7—10). Ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян.17, 28). 4) Ты создал меня и положил на меня руку Твою (Пс. 138, 5). Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел (Ин. 16, 30). 5) Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня, да не поколеблюсь (Пс.15,8). И будут слова уст моих и помышление сердца моего всегда благоугодны пред Тобою, Господи, Помощник мой и Избавитель мой! (Пс.18,15). 6) Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Пришли в смятение народы; склонились царства: Всевышний дал глас Свой, и поколебалась земля. Господь Сил с нами, заступник наш Бог Иакова (Пс.45, 6-8). 7) Чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «Если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом» (3Цар.2, 4). Исповедуюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим, поведаю все чудеса Твои (Пс.9, 2). 8) Ты испытуешь сердца и утробы. Боже праведно! (Пс.7,10). Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали (Пс.138,2). 9) Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе (2 Кор.2,17). 10) Стезю мою и путь мой Ты исследовал, и все пути мои Ты предвидел (Пс.138,3). 11) Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали (Пс.138, 2). 12) Не сокрыт был от Тебя состав мой, который создал Ты втайне, и образование мое в преисподних земли (Пс.138,15). 13) Зарождение мое видели очи Твои; в Твоей книге все будут записаны (Пс.138,16). 14) И если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек (3Цар. 9, 4—5). 15) Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1Кор. 16, 13). Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1Фес. 5, 8). Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван (1 Тим. 6, 10). 16) Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5, 7). 17) Да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6, 10). 18) О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11, 33). Премудр сердцем и могуч силою; кто восставал против Него и оставался в покое? (Иов. 9, 4). 19) А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем (Еф.3, 20). Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте (Евр. 1, 3). 20) Вместо того, чтобы вам говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое (Иак. 4,15). 21) И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26,39). Да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6,10). 22) Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые (1Пет. 3,17). 23) А простился с ними, сказав: «Мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу». И отправился из Ефеса (Деян.18, 21). Оглавление Молитва Молитва — главнейшее и действеннейшее из всех пособий к возрастанию в духовной жизни, потому что она и сама собой освящает человека и доставляет средства к освящению. Молитва называется в Св. Писании взысканием лица Божия,[1] излиянием души пред Господом,[2] восхождениями в сердце,[3] прошением, благодарением[4] и т.п. Многие писатели определяют ее как возношение ума и сердца к Богу, соединенное с испрашиванием у Него нужного нам, по воле Его, через посредство Иисуса Христа. Впрочем, таковое духовное возношение не исключает внешнего слова и движений. Потому что, хотя все внутренние, сокровеннейшие движения духа нашего совершенно известны Богу, однако же, по природе человека невозможно, чтобы сердце, исполненное духовных ощущений, не выразило своего состояния внешним образом, т. е. словом[5] и другими внешними движениями,[6] каковы возведение очей на небо[7] или преклонение их к земле;[8] простирание рук,[9] выражающее желание души, стремящейся объять Бога или вещь, которую от Него испрашивает: преклонение главы[10] и колен,[11] простирание всего тела на земле,[12] воздыхание,[13] вопль,[14] пение,[15] слезы и прочее. Истинно и правильно молиться может только человек возрожденный[16], верный,[17] сын Божий,[18] ибо только на него изливается дух благодати и молитвы.[19] Впрочем, все и каждый приглашаются к молитве с тем, чтобы учиться молиться,[20] поскольку не знают, как и о чем должно молиться;[21] и чтобы получить от Бога расположение или готовность к молитве. Приготовление же и готовность к молитве заключается в отчуждении духа от мирских вещей[22], живом представлении нашей немощи и Божественного величия[23], отчего происходит истинное смирение[24] и возбуждение самого себя к молитве. 1) И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их (2 Пар. 7,14). 2) И отвечала Анна, и сказала: «Нет, господин мой. Я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом» (1Цар. 1,15). 3) Блажен человек, которого Ты защищаешь, и который в сердце своем положил восхождение (Пс.83, 6). 4) Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1Тим. 2,1). 5) Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста (Мф.12, 34). 6) Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною (1Цар. 1,12—13). 7) После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин.17,1). Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин. 11, 41). 8) Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18,13). 9) И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу (3Цар. 8, 22). Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8). 10) И преклонился человек тот и поклонился Господу, и сказал: «Благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего» (Быт. 24, 26—27). 11) Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа (Еф.3,14). 12) И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: «Аминь, аминь»,— поднимая вверх руки свои, и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли (Неем.8, 6). 13) Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26). 14) Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение (Евр.5,7). А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Лама савахфани?» то есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня сстави.1?» (Мф.27, 46). 15) Воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего (Пс.12, 6). 16) И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5,15—16) Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин. 9, 31). 17) И сказал: «Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем,— он верен во всем дому Моем: устами кустам говорю Я с ним, и явно, о не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Чис.12, 6—8). И отворотился Езекия лицом своим к стене и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исайя еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: «Возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: "Так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою"» (4Цар. 20, 2—5). 18) Молитесь же так: «Отче наш, иже ecu на небесех» (Мф.6, 9). Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления. Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8, 15). А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4, 6). 19) А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (Зах.12,10). 20) Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: «Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11,1). 21) Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении (Рим.8,25). Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18,1). 22) Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп.4, 6). 23) И ныне, Господи Боже мой. Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего. Но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? (3Цар. 3,7,9). 24) Авраам сказал в ответ: «Вот. я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт.18,27). Я говорил о том, чего не разу мел, о делах чудных для меня, которых я не знал... Теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов. 42, 3 и 5—6). Оглавление Обязанности при молитве Молиться должно верой[1], от всего сердца[2], со столь великим вниманием, чтобы при этом действии для молящегося не существовало ничего, кроме Бога и его самого. Молиться должно с горячностью, с отвержением или уничижением себя самого, веруя, что Бог говорит с нами[3] и мы с Богом. Молиться должно постоянно[4], непрерывно[5], с упованием и надеждой получить просимое[6], именем Христовым[7]. Молиться должно духом и истиной (Ин. 4, 23—24), и по прекращении устной молитвы, не преставать молиться умом и сердцем[8]. 1) Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек помучить что-нибудь от Господа (Иак.1, 6—7). 2) Так как Ты. Господи Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря: «Устрою тебе дом»,— то раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такою молитвою (2Цар. 7, 27). 3) И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24, 32). 4) И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян.2, 42). А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян.6, 4). Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны (Рим. 12, 11-12). 5) Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу (Кол. 4, 12). В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу (Деян.10, 1—2). 6) Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим? (Иов.4, 6). Ты — надежда моя. Господи Боже, упование мое от юности моей (Пс.70, 5). И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф.21, 22). 7) Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин.16, 23). 8) И сказал мне царь: «Чего же ты желаешь?» Я помолился Богу Небесному и сказал царю: «Если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицом твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его» (Неем.2, 4 — 5). Непрестанно молитесь (1 Фес. 5,17). Оглавление Предмет, время и место молитвы; ее виды Предмет молитвы составляют прежде всего блага духовные и божественные[1], а также блага, потребные для тела, если они не препятствуют нам на пути к блаженству вечному[2]. Предметы истинной молитвы сокращенно изложены в молитве Господней (Мф.6, 9-13), О времени и месте молитвы известно, что хотя молиться должно во всякое время духом[3], однако же это не исключает известнейших ежедневных периодов времени, удобнейших для молитвы, каковы утро и вечер, полдень и полночь[4]. Подобным образом, хотя должно молиться на всяком месте (1 Тим.2, 8), однако же более способствует молитве место сокровенное[5], церковь, или храм[6]. Что же касается видов молитвы, то это: прошение, благодарение за всякое благо[7] (1 Фес. 5, 18) — как духовное[8], так и телесное[9], и даже за ниспосылаемые на нас искушения и бедствия; за благодеяния, оказанные не только нам, но и другим[10]; хвала Богу, приносимая совокупно со всякой тварью за создание всего[11], за искупление[12] и т.д. Хвала, воздаваемая Богу, есть главнейшее и угоднейшее Ему наше приношение, дело небесное, общее для нас со святыми Ангелами и всеми блаженными, непрерывно хвалящими Господа[13]. 1) Многие говорят: «Кто явит нам благо?» Отпечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием, а они обогатились от плода пшеницы, вина и елея (Пс.4, 7—8). 2) Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? — потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31-33). 3) Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых (Еф.6, 18). Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших (Кол. 4, 2). Будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время? (Иов. 27, 10). Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 37). Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян.1,14). 4) Господи! Поутру услышь голос мой,— поутру предстану пред Тобою, и Ты увидишь меня (Пс.5, 4). Боже, Боже мой! К Тебе с утра обращаюсь я (Пс.62, 2). Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того (Дан. 6, 10). Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый... Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их (Деян.3,1;16,25). Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей (Пс.118, 164). 5) Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6,6). Господь же сказал ему: «Встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится» (Деян.9, 11). 6) Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 19—20). Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни (2 Пар. 7, 15—16). 7) За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия (1Фес. 5,18). 8) Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне (Флп.1,3,5). Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1Пет.1, 3). 9) И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе (Втор.8,10). И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу (Мф.15, 36). Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1 Тим. 4, 4). 10) Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (11 им. 2, 1). Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами(2Фес.1,3). Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих (Еф.1,16). 11) Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес (Пс.148, 3—4). 12) Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9). И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1, 45). 13) И голос от престола исшел, говорящий: «Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие». И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: «Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Апок.19, 5—6). Оглавление Духовное бодрствование С молитвой должно соединять духовное бодрствование[1], или непрерывное внимание ко всему тому, что происходит внутри нас, что для нас или опасно, или спасительно[2]. Такое внимание должно обращать, во-первых, на все внутренние действия, т.е. на помышления, которые должны быть препоясуемы[3], или низлагаемы[4], или возбуждаемы[5], смотря по их свойству и природе; на состояние разума, который должен быть пленяем в послушание Христово[6]; воли, которая не должна быть возмущаема страстями; совести, по примеру апостола Павла[7]; во-вторых, на внешние действия, т.е. на каждое слово, которое должно быть всегда во благодати, солью растворено (Кол.4, б); на каждое дело, чтобы оно служило всегда к назиданию[8], а не к соблазну[9]; на всякое чувство, чтобы оно не было поводом к искушению. Итак, духовное бодрствование имеет целью удаление от всякого повода ко греху: худых сообществ (1Кор.15,33-34); суетного учения по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8); пустословия (2 Тим. 2, 16) и всяких книг, которые могут возбудить плотские вожделения, и т.д. Плоды такового бодрствования — духовное трезвение, чистота духовная и телесная, святость, способность к молитве и принятию благодати Св. Духа. 1) Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сыном Человеческим (Лк.21,36). Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк.13, 33). 2) Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16). Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1Фес.5,6,8). Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). 3) Препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1,13). 4) Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор. 10, 4-5). 5) Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте (Флп.4, 8). 6) Пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор.10, 5). 7) Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми (Деян.24,16). 8) Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14, 13). 9) Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14, 21).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar