Меню
Назад » »

Святитель Иннокентий Пензенский / Богословие деятельное (2)

Повреждение чувств Внутреннее повреждение человека естественного от высших его способностей переходит и к низшим, и открывается в чувствах как внутренних, так и внешних. Ибо чувства внутренние, или духовные заключены так, что они не видят, не слышат[1], не вкушают[2], не осязают предметов духовных[3]. Чувства внешние, или телесные, сделались орудием разнообразных похотей; как бы дверями, через которые смерть входит в человека[4] и через которые исходит из него и все погубляет[5]. 1) Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем (Ин. 12, 40). Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис.6, 10). Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Но они, закричав громким голосом, затыкает уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями (Деян.7, 55—58). 2) Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь (1 Пет. 2,2—3). 3) Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деян.17, 27). 4) Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей (Иер. 9, 21). 5) Исходящее из уст — из сердца исходит — cue оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф.15,18—19). Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их; уста их полны злословия и горечи; ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их (Рим. 3, 13-16). Оглавление Повреждение воображения Низшая способность души, которая принимает, содержит в себе и передает уму образы вещей — воображение — в человеке естественном повреждена совершенно. Ее повреждение усматривается не только в самом предмете, виде и цели образов, которые действительно определяются самолюбием[1], но и: а) В принятии образов — ибо воображение столь ветрено и непостоянно, что беспрестанно творит новые образы или возобновляет прежние, а посему помышления духовные смешивает с плотскими, добрые и благочестивые — со злыми и нечестивыми, гнусные и отвратительные — с честными и прекрасными, и потому оно уподобляется решету, в котором сатана через различные помышления кружит душу человека[2] и двери, через которую диавол проходит внутрь сердца для исторжения божественного семени[3]. Посредством этой способности души возрожденные искушаются, неосторожные — прельщаются, а прельщенные — задерживаются в узах зла. б) В сопряжении образов — ибо силой воображения при возвращении одного понятия в ум возвращаются и другие, имеющие с ним некоторое сходство или противоположные ему. Посему часто бывает так, что воображение передает мысли такие образы, которые ее или невольно развлекают, или побуждают ко греху, или терзают за грех, уже сделанный, и т. п. в) В творении образов — ибо по свойству поврежденной воли оно ежедневно творит образы злые[4], или ложные, или настолько живые и обширные, что они наполняют всего человека и правят им, не допуская управления высшего; или настолько сильные и твердые, что ни истребить, ни сокрушить их невозможно. Отсюда — басни язычников (2 Пет. 1, 16), мудрование философов (Кол. 2, 8; 2 Тим. 3, 13), заблуждения (2 Фес. 2, 11), фанатизм[5] и тому подобное. Во владычестве воображения, простирающемся и на разум, который оно удерживает на поверхности вещей, и на волю, которую завлекает в большую глубину зол, и на чувства, которые поражает и приводит в замешательство своими сильными волнениями или обращает их на предметы, усиливающие и распространяющие это владычество. 1) Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф.15, 19). 2) И сказал Господь: «Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк. 22, 31). 3) Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их (Мк.4,15). 4) И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6, 5). 5) Сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми (2 Тим. 3, 8—9). Оглавление Повреждение остроумия и памяти Воображение весьма тесно соединено с остроумием и памятью; и потому в повреждении их не может быть никакого сомнения. Впрочем, повреждение остроумия открывается: а) в его тупости, которая приметна во многих людях, и особенно в отношении к предметам духовным[1]; б) в самой его остроте, которая удобнее разрушает, нежели созидает, удачнее злословит, нежели хвалит, и снисходительнее для нечестивых, нежели для благочестивых[2]; в) в его владычестве, которое оно распространяет, подобно воображению, на разум, волю и чувства[3]. Повреждение памяти равным образом усматривается: а) и в ее тупости и слабости, ибо она или не вмещает того, что ей предлагается, или не сохраняет того, что уже принято разумом; б) и в ее остроте и плодовитости, ибо она или удерживает то, что нужно бросить, или бросает то, что нужно удержать, или открывает то, о чем нужно молчать, или умалчивает о том, что нужно открыть; потому она более исполнена гнусного, нежели честного, способна к предметам телесным, нежели духовным и умственным, исправна в наблюдении за другими, нежели за собою; в) в ее владычестве, которое она удерживает в особенности над разумом, ибо она не позволяет ему углубляться и удерживает его, как пленника, на обширном поле своих предметов. 1) О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки (Лк. 24, 25). 2) Но весь народ стал кричать: «Смерть Ему! А отпусти нам Бараеву». Бараева был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство (Лк. 23, 18—19). Раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!», и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове (Мф.27, 28-30). 3) Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис.6,10). Оглавление Повреждение пожелания Повреждение чувственного пожелания, которое есть низшая сила души, движимая посредством тела, чувств и воображения и устремляющаяся к предметам, им свойственным, можно видеть: в его природе, которая сделалась скотской[1]; в его подчиненном положении, потому что оно следует не влечению воли и разума, но влечению чувств и тела и таким образом со дня на день устремляется к худшему; в его действии и в том, что в нем преобладает, вследствие чего свое чрево делает своим богом (Флп.3, 19). 1) Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие (2 Пет.2, 12). Оглавление Повреждение страстей Страсти — сильные движения чувственного пожелания, объемлющие и потрясающие всю душу, равным образом представляют доказательства глубокого повреждения человеческой души. Ибо они по самой природе своей — сильные, беспорядочные движения, сопровождающиеся помрачением разума, смятением воли, возмущением чувств, потрясением тела и производящие все то зло, которое замечается в мыслях, словах и действиях человека, обращенных на самого себя, на других и на целые общества[1]. 1) Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? (Иак.4, 1) Оглавление Повреждение тела И тело, как орудие и вместилище страстей, носит на себе печать глубокого растления. Это растление замечается: а) в природе тела: зачинаемое в беззакониях, рождаемое во грехах (Пс.50, 7), порабощенное неправде и беззаконию (Рим. 6, 19), оно питает в себе грехи[1] и влечет к ним[2] и потому носит в себе семена всякого рода болезней и есть не иное что, как тело смерти[3]; б) в темпераменте, ибо каждый темперамент более или менее оказывает свое воздействие во вред разуму и воле человека. Темперамент сангвинический располагает к сладострастию, меланхолический — к корыстолюбию, холерический — к гордости, флегматический — к лености или бездействию; в) в возрастах тела: в детях оно обнаруживается через небрежность и рассеянность, в юношах — через сластолюбие, в зрелости — через честолюбие, в старости — через сребролюбие; г) в полах: в мужчинах видим более суровости и упорства, а в женщинах — более ветрености и непостоянства, и т. п.; д) наконец, внешние отношения людей между собой по причине всеобщего повреждения являются или семенем пороков (обычаи века сего, обращение с людьми порочными), или пищею пороков (честь, роскошь, зрелища), или плодами пороков (небрежное воспитание детей, худое ко всем расположение и т. п.). _ 1) Все подвижники воздерживаются от всего... И потому я... усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор. 9, 25-27). 2) В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим.7, 23). 3) Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7, 24). Оглавление ЧАСТЬ II. О силе плотской в человеке естественном, невозрожденном Повреждение человека естественного, невозрожденного, не является в нем свойством отрицательным, но представляет собой такую силу, которая обнаруживает себя в различных действиях, подобно гниению тел или ржавчине, съедающей железо. Посему в Св. Писании она называется силой вражией (Лк. 10, 19); духом, действующим в сынах противления (Еф.2,2); грехом, живущим или действующим[1], воюющим[2], царствующим[3]. Всемогущество Божие не изымает этой пагубной силы из естественного, невозрожденного человека потому, что она первоначально принята всем его сердцем или волей, все сердце собой наполнила и всем сердцем доселе удерживается. Она тогда только может быть исторгнута, когда воля наша вооружится против самой себя, когда будет отвержена[4] и умерщвлена[5]. Из подобного объяснения человеческой поврежденности, приведенного в первой части, не трудно заключить, каково свойство этой плотской силы. Теперь же нужно обратить внимание на место ее по отношению к Богу, другим людям и к самой себе. 1) Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим.7,16—17). 2) Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7,23). 3) Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Рим. 6, 12). Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом (Рим. 5, 21). 4) Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф.16, 24—25); 5) Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3, 5). Оглавление Сила плотская по отношению к Богу Плотская сила, или сила воли человека необновленного, которая складывается из закона греховного и свободного произволения человека, действующего по этому закону, своим противодействием равняется, по-видимому, действию воли Божией о спасении людей. Ибо он силой воли своей: а) Противится Богу[1] , и особенно Слову Божию, которое слышится во внутренней природе человека, т.е. в совести[2], в природе внешней или во всем мире[3] и в Церкви Божией[4], хранительнице Слова Божия. б) Возносится против Бога и особенно восстает против познания Божия[5], открываемого человеку и в его внутренней природе[6], и в природе его внешней, и в Св. Писании. Отсюда слабость и погрешности совести, злоупотребление вещами, кичение разума, суеверие[7], вражда против Бога и святых Его[8]. в) Силится преследовать Бога: то внутренне — отчего совесть, или закон, начертанный в сердце, изглаждается, то внешне, в мире видимом — отчего происходят жалобы на естественный порядок вещей и богохульство[9], то в окружающих людях — распространяя соблазны[10], заблуждения[11], ереси[12] и употребляя насилие против мыслящих и живущих свято, как некогда поступали Савл[13] и Ирод[14]. _ 1) Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы (Деян.7, 51). 2) Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей (1 Тим. 4, 1—2). Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон (Рим. 2,13—14). 3) Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1, 20). Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу (Пс.18, 2—5). 4) Сие пишу тебе... чтобы... ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3,14—15). Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере (2 Тим. 3, 8). О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? (Гал.3,1). 5) Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор.10,4-5). 6) Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им (Рим. 1,19). 7) Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего (Рим. 10, 3—4). 8) Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, потому ненавидит вас мир. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня (Ин. 15, 18—21). 9) В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» . (2 Пет. 3, 3-4). 10) Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18, 6—7). 11) Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими (Евр.13,9). Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8). 12) Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель (2 Пет. 2, 1). 13) Савл же, дыша угрозами и убийством на учеников Господа, выпросил письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, связав, приводить в Иерусалим (Деян.9,1—2). 14) В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом (Деян.12,1—2). Оглавление Сила плотская по отношению к другим Сила плотская, или сила воли человека необновленного равняется также воле всех людей. Ибо она подобна воле всех людей, и если не предвидит опасности для себя, то противится всем законам человеческим: домашним, гражданским, церковным; вооружается против всякого правления; иногда доходит до того, что не страшится ни угроз, ни наказаний, презирает обещания и награды; преследует всех своих противников презрением и ненавистью, словом и делом и т. п. Оглавление Сила плотская по отношению к самой себе Наконец, эта сила в человеке естественном равняется самой себе; ибо она не может подавить или истребить сама себя и, таким образом, отвергает и попирает все, противное себе. Она уступает, когда, по-видимому, восстает на себя; превозносится, когда возносится против самой себя; любит, когда преследует себя. Ибо она обманывает сама себя[1] по природе своей, заимствованной от отца лжи (Ин. 8, 44). 1) Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его (Мф.12, 26). *** Если хочешь со временем стать богословом, достойным Божества, соблюдай заповеди и не отступай от повелений Его. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию. Свт. Григорий Богослов Оглавление ЧАСТЬ III.О духовном бессилии человека естественного Сила плоти в человеке естественном сама собой предполагает уже бессилие его духа, или неспособность к делам духовным. Название и значение духовного бессилия можно вывести из следующих слов Св. Писания: закон, ослабленный плотию, был бессилен (Рим. 8, 3); человек плотской не может угодить Богу[1], не может покоряться закону Божию[2], не может творить ничего духовного без Христа[3]. Дальнейшее познание духовного бессилия можно почерпнуть из разума, опыта и откровения. _ 1) Живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8, 8). 2) Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8, 7). 3) Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Оглавление Доказательства духовного бессилия, заимствуемые: 1) из разума И обыкновенный ум без труда замечает нравственные падения человека и, следовательно, усматривает, как он не творит блага и допускает зло, а потому необходимо должен признать то, что падший сам собой не может: а) ни уничтожить допущенное зло, ибо никакое зло не может быть уничтожено силами человеческими. Сам человек не может уничтожить его, потому что все дела его сами по себе злы и, следовательно, только умножают зло. Даже если бы они были и добры, не могли бы, однако, удовлетворить за дела злые, потому что человек и всегда должен творить дела добрые[1]. Другие люди также не могут уничтожить зло, потому что сами, делая только должное и не имея в своей власти прошедшего, не способны сообщить ближнему такого блага, которое бы истребило в нем зло и вознаградило за дела прошедшие; б) ни возвратить упущенное благо, ибо и одно доброе слово, будучи упущено, производит такой разрыв в жизни человека и в целом мире, что для восполнения его надобно возвратить прошедшую нашу жизнь и дать прежний ход целому миру; но это возможно только Тому, для Кому возможно все; в) ни поставить себя в прежнее состояние, ибо душа человека в то время, когда, лишившись блага принимает в себя зло, действует всем своим сердцем, всеми своими силами, и потому, допуская в себя одно какое-нибудь зло, вся лишается блага и вся наполняется злом. Таким образом, всем существом своим обратившись ко злу, она не может уже возвратиться к добру. Иначе она должна будет отвергнуться самой себя и себе противодействовать, чего нельзя сделать собственными силами. 1) Станет ли господин благодарить раба за то, что тот исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все поведенное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 9-10). 2) Из опыта В действительности этих понятий уверяет нас и опыт. Здесь, впрочем, не разумеется опыт людей невозрожденных. Прельщенные своей природой, под видом добра они только умножают зло, хотя между тем почитают себя обновленными. Не разумеется здесь также и опыт тех людей, которые только начинают духовную жизнь; ибо, не умея правильно отличить, что в них божественное и что — собственное, они большую часть добрых действий приписывают себе самим, а не Богу. Все прочие единогласно свидетельствуют о себе, что они силами естественными не могут ни удержаться от греха[1], ни обратиться к Богу[2], ни зачать в себе веры[3], ни возрастить ее[4], ни исполнить закона[5] и т. п. 1) Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7, 19-20). 2) Народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит (Иер.5, 21). 3) Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар (Еф.2, 8). И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9, 24). 4) И сказали Апостолы Господу: «Умножь в нас веру» (Лк. 17, 5). 5) Закон духовен, а я плотян, продан греху; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 17, 14). 3) Из слова Божия Но Слово Божие еще более объясняет и раскрывает понятие духовного бессилия. Оно показывает: а) что падшему в грех также невозможно поставить себя в прежнее состояние, сколь невозможно то, чтобы худое дерево приносило добрые плоды (Мф.7, 18), кривое выпрямилось (Еккл.1, 15), эфиоп сменил черную кожу свою, а рысь — пестрые свои пятна (Иер.13, 23); б) что лишившийся блага не может его возвратить или искупить естественными силами[1] потому, что все блага и все силы для их получения или возвращения происходят единственно от Бога[2], и потому, что всякое добро, творимое естественными силами, каково бы оно ни было и как бы ни называлось, есть вражда против Бога[3]; в) что допустивший в себя зло не может истребить его, поскольку оно напечатлевается на скрижалях сердца его[4], проникает в кости его[5], царствует во всем его составе[6] и составляет его жизнь; и потому тогда только может уничтожиться, когда человек отвергнется самого себя и возненавидит душу свою в мире сем (Ин. 12, 25); потому что это зло от человека переходит и на тварь несмысленную, растлевая и подвергая суете[7] все, к чему ни прикасается. Для уничтожения разрушительной силы его надобно восстановить все вещи в их первобытном состоянии. Это зло распространяет свое владычество на всех людей, с которыми человек имеет какое-либо общение[8], и потому человек не иначе может уничтожить его, как только воззвав из греховного состояния всех тех, кого он в него поверг. Но это превышает все силы и средства человеческие. 1) Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек (Пс.48, 8—9). Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф.16, 26). 2) Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2Кор. 3, 4—6). Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп.2, 13). 3) Плотские помышления суть вражда против Бога (Рим. 8, 7). 4) Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их (Иер. 17, 1). 5) Облечется проклятием, как ризою, войдет оно, как вода, во внутренность его и, как слей, в кости его (Пс.108, 18). 6) Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим. 6,12, 14). 7) Тварь noкорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 20-21). 8) Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор.15,33). Малая закваска заквашивает все тесто (Гал.5, 9). Оглавление ЧАСТЬ IV. Возрасты естественного человека Человек естественный, или внешний, по причине непрерывно действующей в нем плотской силы и бессилия духовного, нисходит во глубину зол (Прит.18, 3) по степеням, или возрастам. Это явствует из постепенного его преуспеяния во зле, по слову апостола (2Тим.3,13); из постепенности наказаний, ему предназначаемых[1]; из преемственности и постепенности всех вещей. Ибо все в мире, как удостоверяет опыт, растет; одни вещи видимым образом продолжают, а другие оканчивают свое бытие; посему и зло, в вещах и существах заключающееся, не может оставаться в одной и той же степени. 1) Мерою Ты наказывая его, когда отвергал его (Ис.27,8). Оглавление Объяснение возрастов естественного человека Объяснение возрастов, или степеней плотской силы мы встречаем в разных местах Св. Писания, как например: нечестивый «зачинает неправду, носит в себе болезнь и рождает беззаконие» (Пс.7, 15), «беззаконие замышляет на ложе своем, становится на недобрый путь, не гнушается злом» (Пс.35, 5), «ходит на совет нечестивых, останавливается на пути грешных и сидит в собрании развратителей» (Пс.1, 1), как должно заключить по свойству противоположности состояний нечестивого и благочестивого человека. Сила плоти непрестанно растет, если нет к тому препятствий, а потому имеет почти бесчисленные возрасты. Но мы, чтобы сказать о сем предмете определеннее, рассмотрим здесь прежде всего три ее возраста, а именно: младенческий, юношеский, мужеский. Оглавление Младенческий возраст Младенческий возраст плотской силы можно объяснить через сравнение его с естественным младенчеством человека. Как в естественном младенчестве, так и в младенческом возрасте плотской силы, главная и отличительная черта — опрометчивость и непостоянство[1]. Плотская сила обнаруживается в сем возрасте в зависимости от предметов, на которые она воздействует. Если она воздействует на разум естественного, невозрожденного человека, то совершенно помрачает его, и человек уже «не ведает, что творит»[2]. Отсюда состояние неведения[3]. Если она воздействует на волю, то человек хотя бы и знал, что должно и чего не должно делать, однако не делает должного (см. Рим.7,19—21). Отсюда состояние нерадения[4]. Если, наконец, она действует на совесть, то хотя человек и знает, что делает, и делает то, что знает, но делает неправильно. Отсюда состояние неправоты[5]. Каждое из этих трех состояний имеет свои подразделения. Те, кто находится в состоянии неведения, или ничего духовного не знают, как язычники[6], или знают, но не все то, что нужно, как иудеи[7] и некоторые из христиан[8], или ничего и никак знать не могут, как лишенные ума и бесноватые. Те, кто находится в состоянии нерадения, следуют или растленной своей природе и похотям сердечным, отчего происходят нравственные натуралисты[9], или обычаям мирским[10], отчего и происходит название «мир» (Ин. 15, 18), или скотской природе[11], поскольку водятся только чувственностью, почему и называются «плотью и кровью» (1Кор.15, 50). Наконец, в состоянии неправоты пребывают, во-первых, те, которые, ужасаясь строгости закона и тяжести наказаний, последующих за нечестием, питают против Бога тайную ненависть, и хотя стараются исполнить закон, но не имеют ни истинной любви, ни благодати. Состояние таковых называется нравственным, духовным рабством[12]. Во-вторых, в состоянии неправоты пребывают те, которые притворяются благочестивыми и других заставляют так думать о себе, а на самом деле не совлеклись поврежденной своей природы. Их состояние называется лицемерием[13]. И, наконец, те, которые сами себя обольщают мнимым своим благочестием. Состояние таковых называется самопрельщением[14]. 1) Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф.4,14). 2) Иисус же говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23,34). 3) Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться (Деян.17, 30). 4) Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф.25, 24—25). 5) Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: не обман ли в правой руке моей? (Ис.44, 20). Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением; взгляни на бедствие мое: оно увеличивается (Иов.10, 15-16). 6) Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться (Деян.17, 30). 7) Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем (1Пет. 1,14). 8) Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога (1Кор. 15, 34). 9) Предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела (Рим. 1, 24). Мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева (Еф.2,3). 10) И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). 11) Но человек, будучи в чести, не уразумел; уподобился скотам несмысленным (Пс.48, 13). 12) Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве (Гал.4, 22—25). А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы... избавить тех, которые от страха смерти всю жизнь были подвержены рабству (Евр.2, 14). 13) И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф.6, 5,16). 14) Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак.1,26). Оглавление Юношеский возраст Юношеский возраст внешнего, плотского человека, если сравнить его с юношеством по телу и духу, можно выразить и объяснить вообще состоянием ожесточения, в котором плотская сила по причине многократно повторяемых действий, ей свойственных, приобретает характер привычки, противится Божественной благодати[1]. Таковое состояние в Св. Писании называется жестокосердием[2]; оно сопровождается грубостью и объясняется через уподобление камню[3], железу и меди[4]. То же должно заключить из свойственного этому возрасту упорного невежества[5] - как язычников[6], так и иудеев[7]; упорного нерадения, пребывая в котором человек совершенно точно знает, что должно делать, и, однако же, не только не делает этого[8], но и не хочет делать[9], а последует внушениям мира[10] и плоти[11]; упорной неправоты, при которой человек уже любит эту самую неправоту[12], силится вовлечь в то же состояние других[13], с совестью же своей нимало не советуется[14] и не чувствует ее угрызении[15]. 1) Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него (Притч. 22, 15). И вот, некто, подойдя, сказал Ему: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Услышав ответ от Господа, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Мф.19, 16—22). 2) По жестокосердию вашему Бог позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф.19,8). 3) О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться (Иер.5, 3). 4) Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой — медный (Ис.48, 4). Все они — упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо,— все они развратители (Иер.6, 28). 5) Так фараон и после многих явных знамений не захотел познать Бога, но говорил: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5, 2). 6) Через несколько дней Феликс призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деян.24, 24-25). 7) Когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие (Евр.3,15—19). 8) Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак.4,17). Случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Пет. 2, 22). 9) Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр.10, 26—29). 10) Оставив прямой путь, они заблудились... Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого (2 Пет. 2,15 и 20). 11) Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти (2 Пет. 2, 9—10). 12) И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца... А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Апок.22,1,15). 13) Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф.23,15). 14 ) Ты называешься Иудеем, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? (Рим. 2,17). 15) Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей (1 Тим. 4,1—2).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar