- 313 Просмотров
- Обсудить
50 Преподобный Нил Сорский, Слово 11. 51 Руководство к духовной жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 108 и ответ 59. 52 Преподобный Макарий Великий. Беседа 21. 53 Святой Исаак Сирский, Слово 61. 54 Священномученик Петр Дамаскин. Книга 1, 0 осьми умных видениях. Добротолюбие, ч. 3. Лествица, Слово 27, гл. 26. 55 Во всех благоустроенных общежитиях читается ежедневно на утрени в Благовестнике объяснение дневного Евангелия. 56 Слово 27, гл. 78. 57 Преподобный Симеон, Новый Богослов. О триех образах молитвы. Добротолюбие, ч. 1. Преподобный Григорий Синаит, гл. 11, о чтении. Добротолюбие, ч. 1. 58 Слово 27. 59 Слово 4. 60 Житие преподобного Антония Великого. Четьи-Минеи 17 января и Vitae Patrum Patrologiae coursus complectus, т. 73. 61 Алфавитный патерик. 62 Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. Четьи-Минеи, 1 апреля. 63 Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. Четьи-Минеи, 1 апреля. 64 Слово 4, гл. 120. 65 Слово 27, гл. 55. 66 Пролог, января 9 день. 67 Патерик Печерский и Четьи-Минеи 14 февраля. 68 Патерик Печерский и Четьи-Минеи 31 января. 69 Слово 4, гл. 12. 70 Во времена наши в Москве, в доме умалишенных, находился подобный "пророк", к которому стекалось множество любопытных. Имя "пророку" Иван Яковлевич. Некоторого пустынного монаха посетили московские жители и начали пред ним выхвалять своего пророка. Они говорили, что в даре прозорливства его убедились собственным опытом, спросив его о своем родственнике, находившемся в Нерчинске в каторжной работе. Иван Яковлевич с час времени не давал ответа. Когда вопросившие понуждали скорее дать ответ, то он сказал им: а до Нерчинска далеко ли? Они отвечали: более 6000 верст. - Так скоро ли туда сбегаешь! - Возразил пророк. Ответ его состоял в том, что у ссыльного обтерлись ноги до крови. Через несколько времени вопрошавшие получили от нерчинского родственника письмо, в котором он описывал тяжесть своего положения и упоминал, что ноги его обтерты до крови кандалами. "Представьте себе, каково прозорливство Ивана Яковлевича!" - заключали таким возгласом рассказ свой москвичи. Монах отвечал: "Прозорливства тут нет, а тут очевидное сношение с падшими духами. Святой Дух не имеет нужды во времени: Он немедленно возвещает тайны и земные, и небесные. Иваном Яковлевичем послан был находившийся при нем бес из Москвы в Нерчинск и принес сведение пустое, вещественное, удовлетворяющее тщеславию пророка и любопытству плотских людей, его вопрошавших. Святой Дух всегда возвещает что-либо духовное, душеспасительное, существенно нужное, а падший дух возвещает всегда что-либо плотское, как пресмыкающийся по своем падении в греховных страстях и вещественности. В образец действия и характера, принадлежащих святому прозорливству, даруемому Богом, представляем замечательное событие из церковной истории. Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, поведая епископу Аммонию о бегстве своем от императора Иулиана-богоотступника, говорит: "В эти времена я видел великих мужей Божиих, Феодора, настоятеля Тавенисиотских монахов, и Паммона, авву монахов, живших в окрестностях Ангиной. Я, вознамерившись укрыться у Феодора, взошел в его лодку, которая была прикрыта со всех сторон; Паммон сопутствовал нам по чувству уважения. Ветер не благоприятствовал; я молился в стесненном сердце; монахи Феодора, вышедши на берег, тащили лодку. Авва Паммон, видя печаль мою, утешал меня. Я отвечал ему: поверь мне, что сердце мое не имеет столько мужества во время мира, сколько имеет во время гонений, потому что, страдая за Христа и укрепляемый Его благодатию, уповаю получить тем большую милость от Него, хотя бы и убили меня. Еще я не кончил этих слов, как Феодор взглянул на авву Паммона и улыбнулся; Паммон взаимно взглянул на него, улыбаясь. Я сказал им: с чего смеетесь вы словам моим? Не обвиняете ли меня в робости? Феодор, обратясь к Паммону, говорит: "Скажи патриарху причину нашего смеха". Паммон отвечал: "Это принадлежит тебе". Тогда Феодор сказал: "Сей час убит Иулиан в Персии, как предрек о нем Бог: "презорливый и обидливый муж и величавый ничесоже скончает" (Авв. 2:5). Восстанет император христианин, муж превосходный, во жизни краткой. Почему не углубляйся в Фиваиду, не утруждай себя, но тайно отправься навстречу новому императору: ты увидишься с ним на пути, будешь принят им очень благосклонно, и возвратишься к своей Церкви, а его возьмет Бог скоро из этой жизни. Все и случилось так" (Sancti Athanasii opera omnia, torn 2). 71 Монах Иоанникий был родной племянник Феодора. По кончине Феодора он не прекращал общения с Леонидом и впоследствии для сожительства с ним переместился в Оптину Пустыню. 72 Добротолюбие, часть 1. 73 Четьи-Минеи 15 мая. 74 Слово о духовном законе, гл. 34. 75 Ответы 1-54. 76 Ответ 311. 77 Смотри житие преподобных Антония Великого, Онуфрия Великого и других отшельников и затворников. 78 Ответы 312, 313. 79 Слово 8, гл. 10, 18, 21, 25. Слово 27, гл. 13, 36. 80 88 глава преподобного Симеона, Нового Богослова. Добротолюбие, ч. 1. 81 Святой Григорий Синаит, главы 128, 131, 132. Добротолюбие, ч.1. 82 По отпадении Западной Церкви от Восточной. 83 Преподобный Кассиан. О уставе общежитии, книга 2, гл.3. 84 Преподобный Симеон, Новый Богослов, гл. 32 и 34. Добрототолюбие, ч.1. 85 Слово 8. 86 Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 87 Лествица, Слово 4, гл. 3. Слово 1. 88 Алфавитный патерик, буква "Ф". 89 Четьи-Минеи, июля в 9 день. 90 Алфавитный патерик. 91 Четьи-Минеи, 17 января. 92 Глава 33, Добротолюбие, ч. 1. 93 Предисловие к Уставу или Преданию. 94 Преподобного Нила Сорского Предание. Не лишним будет заметить здесь, что преподобный Нил Сорский хотя имел благодать Божию, но не дерзал объяснять Писания самопроизвольно, а последовал объяснению, сделанному отцами. Путь смиренномудрия есть единственный верный путь ко спасению. 95 Здесь говорится не о наружном послушании монастырском, не о трудах и занятиях монастырских, назначаемых монастырским начальством, но о послушании нравственном, сокровенном, совершаемом в душе. 96 Дополнение свяшенномученика Петра, митрополита Дамасского, и других отцов. Добротолюбие, ч. 3. 97 Алфавитный патерик и Достопамятные сказания, о авве Макарии Городском, гл. 2. 98 Смотри объяснение блаженного Феофилакта Болгарского. 99 Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 16. Добротолюбие, ч. 2. 100 Лествица, Слово 26. 101 Алфавитный патерик и Достопамятные сказания, гл. 9. 102 Алфавитный патерик и Достопамятные сказания, гл. 37. 103 Слово 6 о Рае и духовном законе. 104 Главы 125, 126. Добротолюбие, ч 1. 105 Слово 8. 106 В книге Поучений преподобного аввы Дорофея сказание о преподобном Досифее. 107 Лавсаик и Алфавитный патерик. 108 Преподобный Кассиан, кн. 5, о чревообъядении, гл.24. 109 Слово 89. 110 Лествица, Слово 28, гл. 33. 111 Преподобного Макария Великого слово 3, гл. 1. 112 Выражение это принадлежит святому Иоанну Лествичнику, Слово 28. 113 Лествица Слово 28, гл. 34. 114 Слово 28, гл. 4. 115 Слово 55. 116 Лествица, Слово 28, гл. 1. 117 Слово 28, гл. 17. 118 Слово 28, гл. 17. 119 Заимствованно из Лестницы. Слово 28, гл. 1. 120 Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о авве Агафоне, гл. 9. 121 Святые отцы говорят "Никогда не прими, если б ты увидел что-либо чувственное или мысленное, вне или внутри тебя: будет ли это вид Христа, или ангела, или какого святого, или мечтательное изображение света в уме. Пребывай, не веруя этому и не благоволя о этом. Непрестанно блюди ум твой необразным, незапечатленным чем-либо при посредстве воображения, безвидным, внимая единственно словам Молитвы". Добротолюбие, ч. 2. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, гл. 75. 122 Алфавитный патерик. 123 Каноник. Издание Святой Киево-Печерской лавры. 124 Преподобный Симеон, Новый Богослов. О трех образах молитвы. Добротолюбие ч. 1. 125 Слово 27, гл. 33. 126 Слово 27, гл. 77. 127 В слове о трех образах молитвы, о третьем образе. Добротолюбие ч. 1. "Да не упражняется в псалмопении, сиречь, да молится усты". 128 О безмолвии, в 15 главах: гл. 4, о еже како подобает пети. Добротолюбие, ч. 1. 129 Заимствовано из 10 главы святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, о безмолвии и молитве. Добротолюбие, ч. 2. 130 Гл. 12. О безмолвии и молитве святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. 131 Преподобный Нил Сорский, Слово 7. 132 Лествица, Слово 28, гл. 46. 133 Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 21. Добротолюбие, ч. 2. 134 Святого Исаака Слово 69. 135 Добротолюбие, часть 2. 136 Добротолюбие, часть 2. 137 Добротолюбие, часть 2. 138 Глава 53 Ксанфопулов о безмолвии и молитве. Добротолюбие, часть 2. 139 О силах души смотри главы преподобного Филофея Синайского. Добротолюбие, часть 2. 140 Преподобного Пимена Великого спросили, что значат слова Писания: "Причастник аз есмь всем, боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя" (Пс. 118:63)? Преподобный отвечал: "Это говорит о себе Святой Дух". Алфавитный патерик. 141 Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 142 Книга 1, о осьми умных видениях. Добротолюбие, ч.З. 143 Книга 1, о осьми умных видениях. Добротолюбие, ч.З. 144 Слово 27, гл. 10 и 11. 145 Слово 25, гл. 11. 146 Преподобный Кассиан. Книга 5, о духе чревообъядения, гл. 34. 147 Совет святого Иоанна Лествичника. Лествица, Слово 7, гл. 10. 148 Vita sancti Pachomii, abbatis Tabennensis. Patrologie, Tom. LXXIII. 149 Святитель Тихон Воронежский. Келейное письмо 99, 15. 150 Алфавитный патерик, в житии преподобного Иоанна Колова. 151 Алфавитный патерик, в житии преподобного Иоанна Колова и Достопамятные Сказания, буква "И". 152 Святой Исаак Сирский говорит: "Иное достоинство слова из духовной опытности, и иное достоинство слова красноречивого. Ученость умеет украшать слова свои, и, не изучив дела опытно, умеет она беседовать великолепно о истине, не ведая истины; умеет она пространно излагать о добродетели, никогда не вкусив познания ее от упражнения в ней. Слово от духовной опытности - сокровищница надежды, а ученость без опытного знания - залог стыда. Произносящий слово, не основанное на опытном знании, подобен художнику, изображающему на стенах живописью источники вод, и вода эта не может утолить жажды его, - подобен видящему прекрасные сны. Говорящий же о добродетели из своих опытов преподает слово слушателям, как бы кто раздавал подаяние из имения, приобретенного на свои деньги: он сеет слово в сердца внимающих ему как бы из собственного стяжания, он отверзает с дерзновением уста пред духовными чадами подобно древнему Иакову, который сказал целомудренному Иосифу: "се aз даю ти единую часть свыше братии твоея, юже взях у Аммореев мечем моим и луком моим" (Быт. 48:22). Слово 1. "Не ищи получить совета от кого-либо, чуждого жительству твоему (монастырскому), хотя бы он был и очень учен. Исповедуй помысл твой незнающему наук, но опытно знающему монашество, а не красноречивому философу, беседующему от учености по букве и незнакомому опытно с делом". Слово 78. 153 Келейные письма свт. Тихона, том 15, письмо 67. 154 4 ответ святого Нифонта Цареградского, в Руководстве к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна. 155 Слова преподобного Марка Подвижника о законе духовном, гл. 31. 156 Слово 4, гл. 6. 157 Святой Исаак Сирский. Слово 46, 58, 61. 158 Слово 7, гл. 14. 159 Преподобный Макарий Великий, Слово 7, гл. 31. 160 Sancti Macarii Aegiptii opera omnia, Liber de libertate mentis, caput XIII. 161 Liber de libertate mentis, cap. XIV. 162 Liber de libertate mentis, cap. XXXI. 163 Homilia XV, cap. XII. 164 Liber de libertate mentis, cap. XV. 165 Liber de libertate mentis, cap. XVI. 166 Liber de libertate mentis, cap. XVII. 167 Беседа 37. 168 Древнеобразное изложение преподобным Марком его глубоких размышлений, иногда очень сжатое, иногда очень растянутое, принудило здесь, при переводе, обращаться нередко к значительной перестановке слов речи (к парафразу) с тою целью, чтоб назидательная мысль писателя всегда была ясною для читателя, чтоб назидание не скрывалось в темноте изложения. Наблюдалось это, хотя в меньшей степени, и в прочих выписках, помещенных здесь, из творений святых отцов. Этим правилом руководствовались часто и отцы даже в приводимых ими изречениях Священного Писания. 169 Слово о законе духовном, гл. 2. 170 Гл. 4 171 Гл. 19. 172 Гл. 20. 173 Слово о законе духовном, гл. 21. 174 Гл. 25. 175 Гл. 29. 176 Гл. 30. 177 Гл. 31. 178 Гл. 42. 179 Гл. 43. 180 Гл. 44. 181 Гл. 45. 182 Гл. 49. 183 Гл. 51. 184 Гл. 56. 185 Слово о законе духовном, гл. 53. 186 Гл. 57. 187 Гл. 63. 188 Гл. 64. 189 Гл. 65. 190 Гл. 67. 191 Гл. 67. 192 Гл. 72. 193 Гл. 73. 194 Гл. 75. 195 Гл. 76. 196 Гл. 88. 197 Гл. 90. 198 Гл. 91. 199 Гл. 92. 200 Гл. 93. 201 Гл. 94. 202 Гл. 108. 203 Гл. 112. 204 Гл. 113. 205 Гл. 114. 206 Гл. 115. 207 Гл. 116. 208 Гл. 117. 209 Гл. 118. 210 Гл. 122. 211 Гл. 123. 212 Гл. 125. 213 Гл. 126. 214 Гл. 127. 215 Гл. 128. 216 Гл. 132. 217 Гл. 133. 218 Гл. 137. 219 Гл. 143. 220 Гл. 144. 221 Гл. 146. 222 Гл. 147. 223 Гл. 151. 224 Гл. 152. 225 Гл. 156. 226 Гл. 159. 227 Гл. 160. 228 Гл. 161. 229 Гл. 163. 230 Гл. 164. 231 Гл. 165. 232 Гл. 167. 233 Гл. 169. 234 Гл. 170. 235 Гл. 171. 236 Гл. 172. 237 Гл. 173. 238 Гл. 174. 239 Гл. 175. 240 Гл.176. 241 Гл. 179. 242 Гл. 181. 243 Гл. 184. 244 Гл. 185. 245 Гл. 187. 246 Гл. 186. 247 Гл. 188. 248 Гл. 189. 249 Гл. 198. 250 Гл. 199. 251 Гл. 190. 252 Гл. 192. 253 Слово о думающих оправдаться делами, гл. 2. 254 Гл. 4. 255 Гл. 6. 256 Гл. 8. 257 Гл. 9. 258 Гл. 10. 259 Гл. 29. 260 Гл. 30. 261 Гл. 31. 262 Гл. 33. 263 Гл. 34. 264 Гл. 35. 265 Гл. 36. 266 Гл. 38. 267 Гл. 40. 268 Гл. 42. 269 Гл. 44. 270 Гл. 47. 271 Гл. 48. 272 Гл. 49. 273 Гл. 50. 274 Гл. 56. 275 Гл. 57. 276 Гл.58. 277 Гл. 65. 278 Гл. 66. 279 Гл. 67. 280 Гл. 68. 281 Гл. 69. 282 Гл. 75. 283 Гл. 78. 284 Гл. 79. 285 Гл. 82. 286 Гл. 83. 287 Гл. 85. 288 Гл. 88. 289 Гл. 90. 290 Гл. 91. 291 Гл. 94. 292 Гл. 95. 293 Гл. 96. 294 Гл. 97. 295 Гл. 98. 296 Гл. 101. 297 Гл. 103. 298 Гл. 104. 299 Гл. 106. 300 Гл. 107. 301 Гл. 108. 302 Гл. 109. 303 Гл. 110. 304 Гл. 111. 305 Гл. 119. 306 Гл. 122. 307 Гл. 123. 308 Гл. 124. 309 Гл. 136. 310 Гл. 127. 311 Гл. 128. 312 Гл. 129 313 Гл. 130. 314 Гл. 131. 315 Гл. 132. 316 Гл. 134. 317 Гл. 135. 318 Гл. 137. 319 Гл. 139. 320 Гл. 141. 321 Гл. 142. 322 Гл. 146. 323 Гл. 147. 324 Гл. 150. 325 Гл. 153. 326 Гл. 154. 327 Гл. 155. 328 Гл. 156. 329 Гл. 157. 330 Гл. 158. 331 Гл. 162. 332 Гл. 165. 333 Гл. 166. 334 Гл. 167. 335 Гл. 168. 336 Гл. 169. 337 Гл. 170. 338 Гл. 171. 339 Гл. 172. 340 Гл. 173. 341 Гл. 174. 342 Гл. 175. 343 Гл. 176. 344 Гл. 178. 345 Гл. 181. 346 Гл. 182. 347 Гл. 163. 348 Гл. 186. 349 Гл. 187. 350 Гл. 188. 351 Гл. 189. 352 Гл. 190. 353 Гл. 191. 354 Гл. 192. 355 Гл. 193. 356 Гл. 194. 357 Гл. 195. 358 Гл. 196. 359 Гл. 197. 360 Гл. 198. 361 Гл. 199. 362 Гл. 200. 363 Гл. 201. 364 Гл. 202. 365 Гл. 203. 366 Гл. 204. 367 Гл. 205. 368 Гл. 206. 369 Гл. 207. 370 Гл. 208. 371 Гл. 209. 372 Гл. 210. 373 Гл. 211. 374 Гл. 212. 375 Гл. 213. 376 Гл. 215. , 377 Гл. 216. 378 Гл. 217. 379 Гл. 218. 380 Гл. 219. 381 Гл. 220. 382 Гл. 221. 383 Гл. 222. 384 Гл. 223. 385 Гл. 224. 386 Гл. 225. 387 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 388 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 389 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 390 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 391 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 392 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 393 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 394 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 395 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 396 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 397 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 398 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 399 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 400 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 401 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 402 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 403 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 404 Добрые дела падшего естества чужды покаяния, вводят в самомнение и ошибочно требуют спасения как законной награды: покаяние образуется из исполнения заповедей Христовых. 405 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 406 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 407 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 408 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 409 Преподобного Марка Слово 3 о покаянии. 410 Преподобного Марка Подвижника Слово 7 о пощении и смирении. 411 Слово к монаху Николаю. 412 Иначе - труды. 413 Это содействие называется обыкновенно стечением обстоятельств. 414 Слово 6 прение с ученым. 415 Слово 5 совет ума душе. 416 Житие святого Андрея, написанное иереем Никифором, также Четьи-Минеи, 2 октября. 417 Краткое возоглавление, главы 1, 2, 3, 5, 6, 8. 418 Гл. 9. 419 Гл. 11. 420 Гл. 12. 421 Гл. 13. 422 Гл. 15. 423 Гл. 16. 424 Гл. 17. 425 Гл. 23. 426 Гл. 24. 427 Гл. 26. 428 Гл. 28. 429 Гл. 30. 430 Гл. 32. 431 Гл. 33. 432 Гл. 35. 433 Гл. 41. 434 Гл. 43. 435 Гл. 44. 436 Гл. 52. 437 Гл. 58. 438 Гл. 59. 439 Гл. 61. 440 Слово 26 о рассуждении, гл. 53. 441 Гл. 54. 442 Гл. 55. 443 Гл. 102. 444 Слово 25 о смирении, гл. 7. 445 Гл. 8. 446 Гл. 10. 447 Гл. 11. 448 Гл. 15. 449 Гл. 16. 450 Гл. 19. 451 Гл. 32. 452 Гл. 34. 453 Гл. 35. 454 Святой Исаак Сирский, Слово 36. 455 Гл. 36. 456 Гл. 36. 457 Гл. 48., 458 Гл. 51. 459 Гл. 2, Слово 24 о кротости. 460 Гл. 3. 461 Гл. 4. 462 Гл. 5. 463 Гл. 7. 464 Гл. 8. 465 Гл. 9. 466 Гл. 11. 467 Гл. 12. 468 Гл. 14. 469 Гл. 15. 470 Гл. 16. 471 Гл. 17. 472 Гл. 18. 473 Гл. 20. 474 Гл. 23. 475 Гл. 25. 476 Гл. 6, Слово 22, о тщеславии. 477 Гл. 11. 478 Гл. 12. 479 Гл. 14. 480 Гл. 15. 481 Гл. 16. 482 Гл. 17. 483 Гл. 19. 484 Гл. 23. 485 Гл. 24. 486 Гл. 29. 487 Гл. 34. 488 Гл. 36. 489 Гл. 37. 490 Гл. 38. 491 Гл. 39. 492 Гл. 42. 493 Гл. 45. 494 Слово 23, о гордости, гл. 2. 495 Гл. 4. 496 Гл. 6 497 Гл. 8. 498 Гл. 9. 499 Гл. 11. 500 Гл. 13. 501 Гл. 17. 502 Гл. 18. 503 Гл. 19. 504 Гл. 28. 505 Гл. 34. 506 Гл. 36. 507 Слово 8, о безгневии и кротости, гл. 1. 508 Гл. 2. 509 Гл. З. 510 Гл. 4. 511 Гл. 5. 512 Гл. 6. 513 Гл. 7. 514 Гл. 8. 515 Гл. 9. 516 Гл. 10. 517 Гл. 11. 518 Гл. 12. 519 Гл. 13. 520 Гл. 14. 521 Гл. 15. 522 Гл. 18. 523 Гл. 19. 524 Гл. 20. 525 Гл. 23. 526 Слово 9, о памятозлобии, гл. 6. 527 Гл. 5. 528 Гл. б. 529 Гл. 9. 530 Гл. 12. 531 Гл. 14. 532 Гл. 14. 533 Гл. 15. 534 Гл. 16. 535 Гл. 18. 536 Слово 4 о послушании, гл. 43. 537 Гл. 44. 538 Гл. 44. 539 Гл. 44. 540 Гл. 44. 541 Общежитие близ Александрии, руководимое духовным наставником. Св. Иоанн Лествичник провел в этом общежитии значительное время и много говорит о нем в 4 и 5 словах Лествицы, также в Слове к пастырю. 542 Гл. 52. 543 Гл. 65. 544 Гл. 85. 545 Гл. 88. 546 Гл. 100. 547 Гл. 103. 548 Гл. 116. 549 Здесь под именем ангелов, начал и сил разумеются духи падшей ангельской иерархии: они именно заботятся об отлучении человека от любви Божией. 550 Гл. 27 и 28. 551 Гл. 25 и 26. 552 Гл. 31. 553 Гл. 29 и 30. 554 Гл. 34. 555 После взятия вавилонянами Иерусалима и бегства в Египет оставшихся иудеев, Навуходоносор, царь вавилонский, завоевал Египет и захватил бежавших туда иудеев. Навуходоносор владел и Ассирией, а потому называется и царем Вавилонским, и царем Ассирийским. 556 Исполнившего страсть в самом деле мучат, после сделанного им согрешения, хотя он и раскается в нем, помыслы и мечтания соделанного им греха, мучат в продолжение значительного времени. Это можно видеть во многих жизнеописаниях святых отцов, между прочими и в жизнеописании преподобной Марии Египетской. Иногда же восстает страсть и в таком подвижнике, который не исполнял ее делом, томит его страстными помыслами, мечтаниями и пожеланиями. Очевидно, что преподобный авва Дорофей говорит здесь о том и о другом случае вместе. 557 Кирпич, по-славянски - плинфы. 558 Помышления подвижника, если будут вращаться в земном и суетном, то непременно привлекут его к плотской жизни и к согрешениям. 559 Поучение 13 о том, как переносить скорби. 560 Поучение 19, состоящее из кратких изречений. 561 Поучение 17. 562 Поучение 6 - о том, чтоб не осуждать ближнего. 563 По иному мнению: подобен чистому сосуду по наружности, но внутри наполненному смрадной скверной: когда откроют его, то зловоние обнаруживает свое присутствие в нем. 564 Поучение 7 о самоукорении. 565 Поучение 8 о памятозлобии. 566 Поучение 17 о наставлении братии. 567 Слово 3. 568 Слово 3. 569 Слово 1. 570 Слово 3. 571 Слово 3. 572 Слово 3. 573 Слово 3. 574 Слово 3. 575 Слово 4. 576 Слово 4. 577 Слово 4. 578 Слово 4. 579 Слово 4. 580 Слово 4. 581 Слово 4. 582 Слово 5. 583 Слово 6. 584 Слово 6. 585 Слово 6. 586 Слово 6. 587 Слово 7. 588 Слово 7. 589 Слово 7. 590 Слово 7. 591 Слово 7. 592 Слово 8. 593 Слово 9. 594 Слово 10. 595 Слово 10. 596 Слово 10. 597 Слово 10. 598 Слово 10. 599 Слово 10. 600 Слово 10. 601 Слово 12. 602 Слово 14. 603 Слово 16. 604 Слово 16. 605 Слово 16. 606 Слово 16. 607 Слово 16. 608 Слово 17. 609 Слово 17. 610 Слово 17. 611 Слово 17. 612 Слово 17. 613 Слово 17. 614 Слово 17. 615 Слово 17. 616 Слово 17. 617 Слово 17. 618 Слово 18. 619 Слово 18. 620 Слово 18. 621 Слово 18. 622 Слово 18. 623 Слово 18. 624 Слово 18. 625 Слово 18. 626 Слово 18. 627 Слово 18. 628 Слово 18. 629 Слово 18. 630 Слово 18. 631 Слово 26. 632 Слово 26. 633 Слово 28. 634 Слово 28. 635 Слово 28. 636 Слово 28. 637 Слово 28. 638 Слово 28. 639 Слово 28. 640 Слово 28. 641 Слово 28. 642 Слово 28. 643 Слово 28. 644 Слово 28. 645 Слово 28. 646 Слово 28. 647 Требник. Последование малые схимы. 648 Глава 3. Добротодюбие, ч. 2. 649 Гл.1. 650 Главы 5 и 6. 651 Гл. 2. 652 Наставления Евфимия Великого иноку Климатию. Четьи-Минеи, 20 января, житие преподобного Евфимия Великого. 653 Ответы 260, 261 и 583. 654 Канонник. Молитва утренняя, 5. 655 Отселе заимствовано из 5 Слова преподобного Нила Сорского. 656 Доселе из преподобного Нила. 657 Поклоны, как выше сказано (гл. 21 и 22), согревают тело естественно, что располагает, оживляет человека для душеспасительной деятельности. Отвлекает от этой деятельности противоестественное разгорячение крови, совершившееся под влиянием какой-либо страсти. 658 Слово 85. 659 Преподобного Марка Подвижника Слово 7, о пощении и смирении; святого Исаака Сирского Слово 19; преподобного Макария Великого беседа 26, гл. 21. 660 Слово 90. 661 Алфавитный патерик. 662 Преподобного аввы Дорофея поучение 9. 663 Алфавитный патерик. 664 Здесь разумеется вера деятельная, а не догматическая. О различии их смотри Добротолюбие ч, 2. Иноков Каллиста и Игнатия гл. 1 б. 665 Слово 89. 666 Слово 90. 667 Слово 33. 668 Добротолюбие ч. 1. Собеседование преподобного Максима Капсокаливи с преподобным Григорием Синаитом. 669 Добротолюбие, ч. 1. Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 16. 670 Лествица, Слово к Пастырю. 671 249, 250 и 251 ответы преподобного Варсонофия Великого. 672 Алфавитный патерик и Vies des peres des deserts d'Orient. Tom. 9, chap. 16. 673 Слово 1. 674 См., например, Алфавитный патерик, повесть о Евлогии Каменосечце. 675 Житие великомученика Евстафия Плакиды, Четьи-Минеи, 20 сентября. 676 См. о сем в 47 Слове святого Исаака Сирского. 677 Слово 28, на слова "Внемли себе". 678 Добротолюбие, ч. 1, гл. 93. 679 Святой Исаак Сирский. Слово 75. 680 Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна Пророка, ответ 603, также Предание преподобного Нила Сорского, и все прочие святые отцы подобного мнения. 681 Четьи-Минеи, 9 февраля. 682 Четьи-Минеи, 27 февраля. 683 Слово о духовном законе, гл. 170. 684 Там же, гл. 94. 685 Слово о духовном законе, гл. 45. 686 Толкование на гл. 18, с. 7 Евангелия от Матфея. 687 Поучение первое. 688 Святой Исаак Сирский. Слово 2. 689 Слово 21. 690 Hо иудейский синедрион совершил богоубийсгво при совершенном понимании дела, это засвидетельствовал и обратившийся в христианство иудейский священник Аффоний, современный Христу и Богоматери. Четьи-Минеи, 15 августа, повествование о успении Пресвятой Богородицы. 691 О враждебном, убийственном расположении иудейского духовенства к новорожденному Младенцу-Господу смотри Четьи-Минеи, 29 декабря, в описании убиения вифлеемских младенцев. 692 Четьи-Минеи, 18 декабря. 693 Четьи-Минеи, 4 февраля. 694 Наставление 9. Издание 1844 года. 695 Epistola 22 ad Evstochium. 696 Таким образом тогдашний архиепископ Александрийский Феофил объяснил слова и поступок Преподобного римской знаменитости. Римлянка, услышав объяснение, удовлетворилась и успокоилась. Алфавитный патерик. 697 Отрывок послания к монахам. Библиотека Галланда, том 7, стр. 242. 698 7 наставление, том 1. 699 По объяснению преподобного Кассиана Римлянина. 700 Преподобный Макарий Великий, Слово 4, гл. 7. 701 Беседа о духах преподобного Антония Великого. Четьи-Минеи, 17 января. 702 Страдание святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. То же можно видеть и во многих других житиях. 703 Догматическое богословие Православной кафолической восточной церкви, 106. Также: святой Иоанн Златоуст, беседа на Деяния Апостольские 26, Деян. 12:15. Житие преподобного Василия Нового. Четьи-Минеи, 26 марта. 704 Алфавитный патерик. 705 Беседа 8 на Послание к Римлянам. 706 Житие преподобного Макария Великого Четьи-Минеи, 19 января. 707 Алфавитный патерик. 708 Ответ 69. 709 Лествица. Слово 18. 710 Sincti Cassiani collatio XXIV, cap. IV. 711 Патерик Афонский, ч. 1, стр. 187, издание 1860 года. 712 Алфавитный патерик. 713 Упомянутые преподобные иноки пребывали в непрестанной молитве, и потому они занимались рукоделием вместе с молитвой - с чтением наизусть псалмов или с поучением, т.е. с повторением какой-либо краткой молитвы, преимущественно Иисусовой - вне того времени, которое определено было собственно на молитву или на совершение молитвенного правила. Вставая на молитву, они оставляли рукоделие, как свидетельствует святой Иоанн Лествичник: "Никому не должно при молитве заниматься рукоделием, в особенности же делом (делом здесь названо занятие, отвлекающее к себе внимание инока). Этому ясно научил ангел Великого Антония". Слово 19. 714 "Ведая враг, - говорит преподобный Иоанн Карпафийский, - молитву нам убо сущу поборну, тому же наветну и отторгнути нас от сея тшася, в желание нас влагает еллинских словес, от них же отступихом, и о сем упражнятися подущает. Ему же да не повинемся, да не от осей своего земледельства заблудше, вместо смокв и гроздия, терние и волчцы оберем: "премудрость бо мира сего буйство" у Бога вменися" (1 Кор. 3:19). Многие святые отцы обладали значительною ученостью человеческою, но они приобрели ее до вступления в монашество. По принятии монашества они исключительно занялись, по заповеданию Господа (Мф. 13:52), изучением Царства Небесного или Богословия в обширнейшем значении этого слова. Святые отцы называют Богословие, изучаемое монашескою жизнию, наукою из наук, художеством из художеств (Доброт, ч. 4. Преподобного Кассиана Слово о рассуждении). Тысячелетней жизни недостаточно для удовлетворительного изучения его. Оно необъемлемо, потому что предмет его - Бог - необъемлем и, сколько ни изучается, при всех познаниях о Нем пребывает непостижимым. 715 "Вертеться во все стороны": так бывает с неискусными в борьбе с бесовскими помыслами. Преподобный Кассиан Римлянин описывает, что некоторый неискусный старец, ощутив внезапную сильную блудную брань, нанесенную демоном, по причине ее "аки от пьянства семо и овамо обращашеся". Добротолюбие, ч. 4, Слово о рассуждении. 716 Четьи-Минеи, житие преподобного Макария Великого, 19 января. Также: Алфавитный патерик. 717 Преподобный Кассиан повествует, что такой обычай существовал по всем общежительным монастырям Египта. О постановлениях общежитий кн. 2, гл. 12. 718 Четьи-Минеи, житие преподобного Макария Александрийского, 19 января. "Тако преподобный Макарий, - говорит святой Дмитрий Ростовский в житии его, - познаваше помышления человеческая от воображаемых бесами вещей". 719 Добротолюбие, ч. 4. Утешительных глав гл. 87. 720 Физическим соединением вещества с веществом называется такое соединение, которое не уничтожает ни того, ни другого вещества; производя, однако, действие вещества на вещество. Таково соединение воды с солью или сахаром. Химическим соединением называется такое соединение, при котором соединенные вещества перестают быть тем, чем были до соединения, и образуют новое вещество. Так, сера, будучи соединена с ртутью, производит киноварь (краску). 721 Слово 2, гл. 2. 722 Гл.З1. 723 Ответ на вопрос 59. 724 Это можно видеть из наставления духов, которое произнес ученикам своим преподобный Антоний Великий и которое помещено в житии его (Четьи-Минеи, 17 января). Наставление в Четьих-Минеях сокращено: его можно прочитать в Vitae Patrum, Patrologiae, tomus 73. Драгоценное наставление! Его изложил Великий Антоний с необыкновенной ясностью из своего опытного, благодатного знания падших духов. 725 Диавол особенно склонен и способен влагать в нас гордость и самомнение (преподобного Макария Великого Слово 4, гл. 13). Когда же подвижник впадет в самомнение, тогда падший дух удобно вводит все страсти в сердце подвижника неприметным образом и делает это сердце своей обителью. Ко влечению в самомнение наиболее клонятся все видимые и невидимые брани диавола. Если рассмотреть поползновения подвижников, то ясно можно убедиться, что всякому поползновению предшествовало самомнение. Тот впал в блуд, кто признал себя не способным к блудной страсти и на основании этого самомнения отверг необходимое хранение себя. Тот заразился пьянственной страстью, кто, считая себя не разимым ею, позволил себе неосторожное употребление вина, и так далее. 726 Слово 4, гл. 6 и 7. 727 Слово о трезвении, гл. 43. Добротолюбие, ч. 2. 728 Преподобного Кассиана Римлянина. О постановлениях общежитий кн. 4, гл. 37. 729 Житие это помещено при поучениях преподобного Досифея, в начале их. 730 Слово 4, гл. 32 и 39. 731 Поучение 5 о том, чтобы не полагаться на свой ум. В этом поучении преподобный Дорофей, приводя вышеприведенную повесть о иноке Феофемпте, говорит, что сей инок именно потому был игралищем демона, что не имел обычая исповедывать приходивших ему помыслов. 732 Житие преподобной Марии, Четьи-Минеи, 1 апреля. 733 Алфавитный патерик. 734 Житие преподобной Марии. 735 Слово 30. Святой Исаак Сирский жил в VI веке по Р. X. 736 Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 737 Слово 15, гл. 82 по московскому изданию 1855 года и по переводу старца Паисия. 738 Слово 15, гл. 54, 55. 739 Добротолюбие, ч. 4. 740 Алфавитный патерик. 741 В житии преподобного Антония повествуется следующее: во время сильнейшей бесовской брани преподобный внезапно освещен был неизреченным светом, причем демоны и искушение их исчезли. Познав пришествие к себе Господа, Антоний воскликнул: "Господи! где был Ты доселе?" - и услышал голос: "Я был здесь, но желал видеть мужество твое", и проч. Четьи-Минеи, 17 января. 742 Слово 5. Преподобный Нил Сорский, как в сем слове, так и во всем сочинении, подробно и превосходно говорит о молитве как главнейшем оружии против греха. 743 Ответ 177. 744 Прибавление к Слову 3. Святой Иоанн Лествичник. 745 Слово о рассуждении. Добротолюбие, ч. 6. 746 Слово 7, гл. 12. 747 Преподобного Марка Подвижника Слово о покаянии и Слово о крещении. 748 Слово 7, гл. 4. 749 Vita Beati Antonii Abbatis. Patrologiae, tom 73, caput 15, и Четьи-Минеи. 750 О молитве, гл. 47. Добротолюбие ч. 4. 751 Слово 2. 752 Художество и Правило святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, Добротолюбие, ч. 2, гл. 29. 753 Преподобного Григория Синаита гл. 110, Добротолюбие, ч. 1. 754 Заглавие 25 Слова Лествицы. 755 Св. Иоанн Карпафийский. Утешительных глав 55. Добротолюбие, ч. 4. 756 Алфавитный патерик, буква И. 757 Преподобный Макарий Великий. Беседа 7, гл. 8. 758 Слово о трезвении, гл. 77. Добротолюбие, ч. 2. 759 О законе духовном, гл. 34, Добротолюбие, ч. 1. 760 Четьи-Минеи, 20 февраля. 761 Требник, Последование малой схимы. 762 Алфавитный патерик. 763 Лествица, Слово 5, гл. 33, по переводу старца Паисия. 764 Изречения Сисоя и Пимена Великих заимствованы из Алфавитного патерика. 765 Лествицы, Слово 18, заглавие. 766 Лествицы, Слово 7, гл. 64. 767 Лествицы, слово 18 и преподобного Симеона, Нового Богослова, слово 6. Изд. Оптиной Пустыни, 1852 г. 768 Глава 28. Художества и правила святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие, ч. 2. 769 15 духовное наставление старца Серафима Саровского. Изд. 1844 года, Москва. 770 Слово 1, гл. 6. 771 Слово 21. 772 Гл. 69. Добротолюбие, ч. 1. 773 Слово 7, гл. 49. 774 Слово 6, вышеприведенное. 775 Преподобный Симеон, Новый Богослов, Слово 6. 776 Главы зело полезные, глава о прелести. Добротолюбие, ч. 1. 777 Преподобного Лаврентия Отцы Киево-Печерского монастыря не допустили вступить в затвор, опасаясь, чтоб он не подвергся бесовской прелести, как подверглись ей преподобные Исаакий и Никита. Для затворнической жизни Лаврений перешел в монастырь великомученика Димитрия, где "вся стрелы лукавого разженные водою слез погашая, благодатию Божиею уязвления бесовского странен пребысть". Патерик Печерский. 778 Книга 1, гл. 2, Добротолюбие, ч.З. 779 Алфавитный патерик. 780 Алфавитный патерик, буква А. 781 Образ изложения заимствован из евангельской притчи. Мф. 22:11. 782 Образ изложения заимствован из евангельской притчи. Мф. 22:11. 1294. Надпись над «Плачем пророка Иеремии», глава 1. — Статья «Плач инока» заимствована в значительной степени из Плача, произнесенного Пророком, почему и самая форма, в которой изложен «Плач инока», соответствует форме, в которой изложен «Плач святого Иеремии». 1295. Такие древа были употреблены при строении храма Соломонова. Не гниющими древами считались кедр, сосна и кипарис. Поведание о построении храма Соломонова читается в третьей книге Царств. 1296. 2 Кор. 6. 10. 1297. Лк. 7. 38. 1298. Мф. 26. 75. 1299. …видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни (3 Цар. 21. 21–29). 1300. Входите во врата Его со славословием (Пс. 99. 4). 1301. Алеф, Беф и т. д. — буквы еврейского алфавита. Ими отделяются строфы, одна от другой, в «Плаче пророка Иеремии». 1302. …что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу (Пс. 29. 10). 1303. Пс. 50. 5. 1304. Плач. 1. 3. 1305. Кто соблюдет весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2. 10). 1306. Наставление 19 старца Серафима Саровского. 1307. Иак. 4. 7. 1308. Плач. 1. 5. 1309. И отошло от дщери Сиона все ее великолепие (Плач. 1. 6). 1310. Плач. 1. 7. 1311. Лк. 8. 62; Плач. 1. 8. 1312. …придет, как тать ночью (1 Сол. 5. 2). 1313. Втор. 23. 3; Плач. 1. 10. 1314. …взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь (Плач. 1. 12). 1315. Плач. 1. 12. 1316. Плач. 1. 13; Иов. 1. 16. 1317. Плач. 1. 14. 1318. …как в точиле, истоптал Господь деву, дочь Иуды. Об этом плачу (Плач. 1. 15). 1319. 2 Кор. 12. 7. 1320. …Око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою; дети мои разорены, потому что враг превозмог (Плач. 1. 16). 1321. Ин. 12. 3. 1322. Ин. 1. 29. 1323. Плач. 1. 17. 1324. Пс. 117. 137; Плач. 1. 18. 1325. Притч. 5, 22. Пленицами — веревками; затязается — связывается. 1326. Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак, познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: «не буду служить идолам», а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал. Я насадил тебя как благородную лозу, — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы (Иер. 2. 19–21). 1327. …девы мои и юноши мои пошли в плен (Плач. 1. 18). 1328. …цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня (Пс. 17. 6). 1329. …потоки беззакония устрашили меня (Пс. 17. 5). 1330. Суд. 6. 1331. Плач. 1. 21, 22. 1332. Плач. 2. 1. 1333. Плач. 2. 1. 1334. Плач. 2. 2. 1335. Медные оковы возложены были на Седекию, последнего царя Иудейского, плененного Навуходоносором, царем Вавилонским, при взятии Иерусалима. 1336. Иер. 52. 10, 11. 1337. Плач. 2. 3. 1338. …на скинию дщери Сиона (Плач. 2. 4). 1339. Лк. 18. 13. 1340. См.: Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня (Пс. 49. 23). 1341. Пс. 49. 23. 1342. Пс. 49. 23. 1343. Лк. 18. 14. 1344. Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его (Плач. 2. 7). 1345. …не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали (2 Кор. 12. 21). 1346. Авва Лонгин. Достопамятные сказания, гл. 4. 1347. …плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетление (1 Кор. 15. 50). 1348. Гал. 5. 24. 1349. 1 Кор. 15. 49, 53. 1350. Пет. 1. 4. 1351. Пс. 50. 3. 1352. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф. 10. 23). 1353. Пророки твои провещали тебе пустое и ложное (Плач. 2. 14). 1354. Плач. 2. 14. 1355. …ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне (Иов. 3. 25). 1356. Иак. 2. 10. 1357. Быт. 3. Грех Адама был грех смертный, по определению Самого Бога. Быт. 2. 17. 1358. Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: «поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!» (Плач. 2. 16). 1359. Совершил Господь, что определил, исполнил слово Свое, изреченное в древние дни, разорил без пощады и дал врагу порадоваться над тобою, вознес рог неприятелей твоих (Плач. 2. 17). 1360. Мк. 2. 7. 1361. …лей ручьем слезы день и ночь (Плач. 2. 18). 1362. Это объяснение заимствовано из изречений преподобного Пимена Великого. Достопамятные сказания, гл. 54. 1363. …вопиет к Господу: …не давай себе покоя, не спускай зениц очей твоих (Плач. 2. 18). 1364. «Не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое; не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища Сильному Иакова» (Пс. 131. 3–5). 1365. Пс. 40. 12. 1366. 2 Цар. 5. 24. 1367. Преподобный Агафон. Патерик Скитский. 1368. Святой Исаак Сирский. Слово 30. 1369. Воззри, Господи, и посмотри: кому Ты сделал так, …чтобы убиваемы были священник и пророк (Плач. 2. 20). 1370. Мф. 6. 9. 1371. Быт. 6. 3. 1372. Мф. 12. 45. 1373. Быт. 3. 1374. Иов. 2. 6–13; Плач. 3. 1. 1375. Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов. 42. 2–6). 1376. Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. …Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою; измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои (Плач. 3. 1, 3, 4). 1377. Лк. 23. 41, 42. 1378. Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях (Пс. 30. 11). 1379. …изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли (Пс. 30. 11). 1380. …кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена (Пс. 6. 3, 4). 1381. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих (Пс. 37. 4). 1382. . О таинственном значении костей смотри 97 ответ Варсонофия Великого. 1383. Мф. 23. 12. Кромешная тьма есть состояние вне Бога, то есть не осененное благодатию Божией. 1384. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7. 15). 1385. И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии, и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа (Плач. 3. 17, 18). 1386. …мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4. 7). 1387. Плач. 3. 20. 1388. Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю (Плач. 3. 21). 1389. …по милости Господа мы не исчезли (Плач. 3. 22). 1390. Лк. 18. 7. 1391. Флп. 3. 20. 1392. Господь часть моя, говорит душа моя, итак, буду надеяться на Него (Плач. 3. 24). 1393. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей (Плач. 3. 25–27). 1394. …ибо меч поядает иногда того, иногда сего; усиль войну твою против города и разрушь его (2 Цар. 11. 25) 1395. Лк. 21. 19. 1396. …претерпевший же до конца спасется (Мф. 24. 13). 1397. 1 Пет. 4. 18. 1398. Притч. 24. 16. 1399. Лк. 22. 61. 1400. 2 Цар. 12. 1–14. 1401. Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему (Пс. 39. 2–4). 1402. …сидит уединенно и молчит (Плач. 3. 28). 1403. Чис. 14. 29, 30. 1404. Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей (Иер. 9. 21). 1405. Быт. 3. 3. 1406. Быт. 3. 3. 1407. …ибо не навек оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей (Плач. 3. 31, 32). 1408. Ибо Он не по изволению сердца Своего (Плач. 3. 33). 1409. …наказывает и огорчает сынов человеческих (Плач. 3. 33). 1410. Мф. 18. 3. 1411. Лествица. Слово 26. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 1412. …смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет. 5. 6). 1413. Но, когда попирают ногами своими всех узников земли, когда неправедно судят человека пред лицом Всевышнего (Плач. 3. 34, 35). 1414. …не оправдается …ни один из живущих (Пс. 142. 2). 1415. О внутренней темнице, предполагающей, несомненно, внешнюю, говорится в Деяниях Апостольских, 16. 24. 1416. 1 Пет. 4. 17. 1417. …когда притесняют человека в деле его: разве не видит Господь (Плач. 3. 36). 1418. Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои (Плач. 3. 39). 1419. Пс. 50. 7. 1420. Гласа 4 антифон 1. 1421. …войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22. 14, 15). 1422. …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят… проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою (Быт. 3. 19, 17, 18). 1423. Испытаем и исследуем пути свои (Плач. 3. 40). 1424. ..мы отпали и упорствовали; Ты не пощадил (Плач. 3. 42). 1425. Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах (Плач. 3. 41). 1426. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11. 25). 1427. …так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал (Иез. 37. 12–14). 1428. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36. 26, 27). 1429. …не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов… И освящу великое имя Мое (Иез. 36. 22, 23). 1430. …сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8. 26). 1431. …преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить? (Иез. 33. 10). 1432. Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? А когда скажу беззаконнику: «ты смертью умрешь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду …беззаконник … будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, — то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив (Иез. 33. 11, 14–16). 1433. Мф. 18. 22. 1434. Ин. 5. 14; 8. 11. 1435. Ин. 9. 41. 1436. Мк. 1. 15. 1437. 1 Кор. 10. 13. 1438. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, глава 8. 1439. …никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9. 62). 1440. …сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1. 6, 8, 7). 1441. …не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? …не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Иак. 2. 18). 1442. Деян. 1. 6, 7. 1443. …тягость дня и зной (Мф. 20. 12). 1444. За грехи, которыми вы согрешили пред Богом, будете отведены пленниками в Вавилон… (Посл. Иер., стих 2). 1445. Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего Я выведу вас оттуда с миром (Посл. Иер., стих 3). Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших (Послание Иер., стих 6). 1446. …закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша (Плач. 3. 44). 1447. Плач. 3. 45. 1448. …стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь (Иер. 29. 5, 6). 1449. …страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (1 Пет. 4. 19). 1450. 1 Пет. 2. 20. 1451. Пс. 68. 12. 1452. Исх. 14. 5–30. 1453. Исх. 17. 8–16. 1454. 1 Кор. 15. 50. 1455. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 5. 1456. …рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род (Исх. 17. 15, 16). 1457. …смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется… кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына (Быт. 21. 6, 7). 1458. Мф. 25. 5. 1459. Пс. 102. 5. 1460. 4 Цар. 5. 1–14. 1461. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 37. 1462. Лк. 1. 35. 1463. Приходящий свыше и есть выше всех (Ин. 3. 31). 1464. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 81. Добротолюбие. Ч. 4. 1465. Святой Исаак Сирский. Слово 5. 1466. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 1467. Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори… «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при свое. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.] (Притч. 3. 27, 28). 1468. Пс. 38. 4, 5. 1469. …век мой как ничто пред Тобою (Пс. 38. 6). 1470. Закон математики. 1471. Лк. 14. 33, 26, 27. 1472. Преподобный Пимен Великий, Скитский патерик и Достопамятные сказания, гл. 144. 1473. Лк. 8. 2. 1474. Лк. 23. 40–43. 1475. Мф. 9. 13. 1476. Рим. 5. 6, 18. 1477. Мф. 5. 4. 1478. Мф. 18. 11. 1479. Ис. 53. 5–8. 1480. Еф. 2. 14. 1481. Ин. 5. 25. 1482. Мф. 25. 32. 1483. Ин. 11. 39. 1484. Ангел Господень рече к Филиппу, глаголя: возстани и иди на полудне, на путь сходящий от Иерусалима в Газу: и той есть пуст. Деян. 8. 26. 1485. Пс. 118. 29, 30, 32. 33, 38. 1486. Ин. 11. 23. 1487. Ин. 11. 39. 1488. Ин. 11. 27. 1489. Мк. 11. 23. 1490. Ин. 11. 40. 1491. 1 Кор. 15. 42–44. 1492. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним (Откр. 20. 6). 1493. Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор (Пс. 4. 2). 1494. Десница Господня высока, десница Господня творит силу! Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс. 117. 16–18). 1495. Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием (Пс. 4. 7, 8). 1496. Пс. 117. 19. 1497. Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности (Пс. 4. 9). 1498. Притч. 11. 14. 1499. Лествица. Слово 1. 1500. Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 14. Добротолюбие. Ч. 2. 1501. …идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13. 44). 1502. Ин. 20. 17. 1503. Лк. 15. 6, 9. 1504. Лк. 15. 6, 9. 1505. …бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15. 10). 1506. …я пробуждаюсь, я все еще с Тобою (Пс. 138. 18). 1507. …Который берет на Себя грех мира (Ин. 1. 29). 1508. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего (1 Цар. 2. 6–8). 1509. …ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют (Иов. 5. 18). См. объяснение этих слов Писания святым Иоанном Златоустым (Слово к Феодору падшему), преподобным Кассианом Римлянином (Собеседование 2), святым Иоанном Карпафийским (Слово утешительное. Добротолюбие. Ч. 4). 1510. Ис. 49. 14–17. 1511. И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом своим, и не согрешишь. Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время (Иов. 5. 24, 26). 1512. Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится; ибо с нами Бог! (Ис. 8. 9, 10). (По объяснению св. Иоанна Карпафийского, гл. 29.)
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.