Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (76)

В последние три года с половиною пребывания Господа на земле Богоматерь не могла быть постоянно при Нем. Это время Господь употреблял на странствование по земле иудейской для возвещения человекам Евангелия; но и в это время Богоматерь часто виделась с Ним, часто последовала за Ним в числе учеников и учениц Его, внимая Его всесвятому учению, к которому она стяжала навык ненасытной жажды. В особенности неотступно она была при нем во время Его страданий. Богоматерь разделила страдания Богочеловека, приняла в них участие самое живое и действительное. Как ветхая Ева в раю соделала ветхого Адама участником своего преступления, так Новый Адам соделал новую Еву причастницею страданий, искупивших преступление праотцев. Богоматери во время страданий Господа и по причине этих страданий была попущена ужаснейшая скорбь. Скорбью было поражено ее сердце, как бы смертоносным оружием (Лк. 2:35). Когда Господь совершил искупление рода человеческого и уже намеревался, вися на кресте, запечатлеть искупительный подвиг произвольною смертью, тогда при Господе и при кресте Его стояла Богоматерь с возлюбленным учеником Господа, Иоанном. Господь совершил уже искупление человечества; уже он рождал человечество в новую жизнь Своими предсмертными страданиями; уже Он готов был совершить это рождение Своею смертью. Соделавшись таким образом Родоначальником обновленного человечества, заменив для него Собою праотца, неспособного по причине падения рождать чад во спасение, рождающего их единственно в погибель, Господь обращается внезапно к предстоящей Ему Богоматери, к участнице Его искупительных за человечество страданий, вводит ее в права ее относительно человечества, в права, доставленные ей Богочеловеком и всеми отношениями ее к Богочеловеку. Он объявляет ее Матерью возлюбленного ученика, а в нем и всего обновленного человечества, по разумению и объяснению Отцов[302]. Как заменил Господь Адама Собою, так заменил он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девою, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности; подчинение ее мужу объявлено ей в числе ее казней. Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила себя целомудренною и богоугодною жизнью в сосуд Божий. Соделавшись сосудом Божиим, Она пребыла чуждою помышления и сочувствия к вожделению мужа, к совокуплению скотоподобному, которым, научает нас Писание, подчинились жены вследствие падения. Непрестанное общение с Богом, Который вместе был и Сыном Приснодевы, питало ее непрестанно небесными, духовными, святыми помышлениями и ощущениями. Сказал апостол Павел: "прилепляйся Господеви, един дух есть с Господем" 1Кор. 6:17 . Исполнились эти слова во всей полноте своей над Богоматерью, исполнились над нею преимущественнее и преизобильнее, нежели над всеми святыми девственниками и святыми девственницами из среды избранного человечества. Богоматерь - Дева до рождения ею Богочеловека была Девою, в самом рождении сохранилась Девою, по рождении пребыла Девою. Влечения к мужу она не познала, потому что вся и вполне была привлечена к Богу, совокуплена с Богом. По вознесении Господа Богоматерь, как видим из книги Деяний апостольских, уже неразлучно сожительствовала апостолам в одном доме, непрестанно упражняясь в молитвах. Святой евангелист Лука называет эти молитвы "молитвами и молениями" Деян. 1:14 , чем он изображает, что все занятия Богоматери и апостолов сосредоточивались в разных видах молитвы, что все время их было посвящено молитве. Посреди такого упражнения и образа жизни в день Пятидесятницы низошел на учеников Богочеловека Святый Дух, Который всегда требует предуготовления тщательнейшею и непрестанною молитвою от ученика Христова, чтоб низойти на него и осенить его. Богоматерь прияла в это время обильнейший дар Святаго Духа, просветивший не только ее душу, но и ее тело. Душа ее и ее тело соделались сами источниками света. Так свидетельствует Святый Дух, так свидетельствует святая Церковь, так свидетельствует духовный разум! Для желающих слышать историческое свидетельство предлагаем здесь свидетельство о Богоматери современника ее по земной жизни, святого Дионисия Ареопагита, знаменитого и ученого афинянина, обращенного в христианство святым апостолом Павлом. Когда протекли три года по принятии Ареопагитом веры в Искупителя, он посетил Богоматерь, имевшую по вознесении Господа постоянное жительство в Иерусалиме, в доме евангелиста Иоанна. Следующее выписываем из послания святого Дионисия к апостолу Павлу: "Невероятным казалось мне, исповедуя пред Богом, о, превосходный вождь и начальник наш! чтобы кроме Самого высшего Бога был кто-либо преисполнен Божественной силы и дивной благодати; никто из человеков не может постигнуть то, что видел и уразумел я при посредстве не только душевных очей, но и телесных. Я видел очами моими богообразную и паче всех небесных духов святейшую Матерь Христа Иисуса, Господа нашего, которую даровали мне видеть благодать Божия, снисходительность верховного апостола (Иоанна) и неисповедимая благость и милосердие самой милостивой Девы. Паки и паки исповедую пред всемогуществом Божиим, пред благодатью Спасителя и пред славною честью Девы, Матери Его, что когда я был введен пред лице богообразныя, пресвятейшия Девы Иоанном, главою евангелистов и пророков, который, жительствуя во плоти, сияет как солнце на небеси, то облистало меня столь великое и безмерное божественное сияние, не только извне, но еще более просветившее внутри, и исполнился я такого предивного и разнообразного благоухания, что ни немощное мое тело, ни дух не возмогли понести таковых и толиких знамений и начатков вечного блаженства и славы: изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от ее Божественной славы и благодати. Свидетельствую Богом, имевшим жительство в честнейшей утробе Девы, что если б я не содержал в памяти и в новопросвещенном уме твое Божественное учение и заповедания, то я признал бы Деву Богом и почтил бы ее поклонением, подобающим единому истинному Богу, потому что ум не может представить себе большей чести и славы для человека, прославленного Богом, как то блаженство, которое я, недостойный, удостоился вкусить, соделавшись тогда вполне блаженным и благополучным. Благодарю превысшего и преблагого Бога моего, божественную Деву, преизящнейшего апостола Иоанна, также и тебя, верховного и торжествующего начальника Церкви, милостиво явившего мне такое благодеяние"[303]. Благодатные дары Святаго Духа, которыми обиловали апостолы, преизобильно и более их имела Богоматерь. Она имела и дар пророчества, и дар прозорливства, и дар чудотворений, и другие бесчисленные дары, известные Подателю даров и приявшей дары. Прикосновение к ней исцеляло неисцелимые недуги. Девственное, освященное Богом тело ее соделалось вместилищем и источником чудес. Как икона апостола Петра, изображавшаяся на земле тенью его, чудодействовала (Деян. 5:15), так иконы Божией Матери чудодействуют по всей земле, проповедуют, свидетельствуют, запечатлевают знамениями истину учения Христова. Живописцами чудотворных икон апостола были лучи солнца; живописцами чудотворных икон Божией Матери были разумные лучи Солнца Правды, Бога и Сына Приснодевы - Его апостолы и Его святые угодники. Богоматерь в третий день по блаженном успении своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах - она царствует на небесах. Она как Матерь Царя Небесного объявлена Царицею Небесною, Царицею и святых Ангелов и святых человеков. Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелам и архангелам, говорит им: "молите Бога о нас"; к одной Богоматери она употребляет слова: "спаси нас". Божия Матерь есть величайшая заступница и помощница всех труждающихся о благоугождении Богу, всех посвятивших земную жизнь на служение Богу. Явившись некоему святому иноку, Она исцелила его от тяжкого недуга и назвала его принадлежащим ее роду[304]. Она - скорое утешение скорбящих и плачущих; Она - предстательница кающихся; Она - благонадежное пристанище для грешников, желающих обратиться к Богу; Она - теплейшая ходатаица за них пред Богом. Предстоя Божией Матери в глубоком благоговении к ее величию, в священном недоумении и удивлении, в восторге веры и любви, чада Православной Церкви приносят Приснодеве всерадостное славословие. Прими, Владычице, эти младенческие гласы, это младенческое лепетание, усиливающееся по причине теплоты сердечной определить твое величие и не могущее определить его по немощи разума, по немощи слова, по необъятности твоего величия. Радуйся, селение Бога-Слова! Радуйся, святая святых! Радуйся, престол Вседержителя! Радуйся, вместилище невместимого Бога! Радуйся, колесница восседающего и шествующего на херувимах! Радуйся, храм поклоняемого и песнословимого серафимами! Радуйся, высота, неприступная для человеческих помыслов! Радуйся, глубина, недосягаемая для ангельских умов! Радуйся, неверных сомнительное слышание! Радуйся, верных известная, достоверная похвала; Радуйся, являющая мудрецов немудрыми; у хитрословесных отьемлющая и хитрость и слово! Радуйся, посрамившая любопытных, бесстыдных, безумных, всезлобных изыскателей! Радуйся, исполнившая духовными познаниями рыбарские мрежи веры![305]. Пресвятая Богородице, слава Тебе! Пресвятая Богородице, спасай нас! Аминь. /Изложение это составлено в Ставрополе кавказском, вследствие желания некоторых лиц общества, в котором тогда предметом суждений был новый догмат папистов. / С.-Петербург. Издание книгопродавца И.Л.Тузова1886. / МОСКВА. Издательство "Правило веры" 1993. Примечания 1 Главы Деятельные и Богословские. Доброт. ч. I, гл. 4 2 Слово о Вере. Доброт., ч. 1-я. 3 Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 16. Добротол., ч. 2. 4 Слово 48-е. 5 Слово 71-е. 6 Слово 41-е. 7 Четьи-Минеи, 3 мая. 8 Алфавитный Патерик. 9 Священномученика Петра Дамаскина о восьми умных видениях, кн. I Доброт., ч. 3. 10 О законе духовном, гл. 32. 11 Пр. Симеона Нового Богослова, главы деятельные и богословские, гл. 4. Добротол. ч. I. 12 Алфавитный Патерик. 13 Святой Исаак Сирский, Слово 55. 14 Святой Тихон Воронежский. Т. 14-й, письмо 4-е. 15 Лествица, Слово 28. 16 Святой Петр Дамаскин. О семи умных видениях, статья: "разделение молитвы всех разумов". Книга 1-я, Добротолюбие, ч. 3. 17 Заимствовано из толкования молитвы "Господи помилуй" старцем Паисием Нямецким. Писания старца Паисия. Изд. Оптиной пуст. 1847. 18 Преподобный Нил Сорский. Предисловие к Преданию. 19 “Постой мало (молча), дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением, и сокрушенным сердцем, рцы сие: Блажен муж, и проч. тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся (не спеша): якоже и умом разумевати глаголемая”. Наставления пред чтением Псалтыря. Псалтырь отдельною книгою. 20 "покаяния отверзи" 21 "двери, Жизнодавче!" 22 См. толкование блаженного Феофилакта. 23 Преподобный Сисой Великий. Алфавитный Патерик и Четьи Минеи, июля 6 дня. 24 Лествица, Слово 18: о нечувствии или умерщвлении души. 25 Святый Исаак Сирский, Слово 2. 26 Требник. Последование Исповеди. 27 Алфавитный Патерик. 28 Слово 90-е. 29 Патерик Скитский. 30 Преподобный Агафон. Алфавитный Патерик. 31 Беседа I, главы 11 и 12. 32 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 33 Лествица. Слово 4-е, гл. 53. 34 Лествица. Слово 4-е, гл. 31. 35 Святый Исаак Сирский. Слово 56-е. 36 Вечерняя Молитва святого Иоанна Златоустого. Канонник. 37 Лествица. Слово 7-е. 38 Лествица. Слово 1-е. 39 Требник. Последование Исповеди. 40 Требник. Последование Исповеди. 41 Преподобный Кассиан Римлянин. О осьми страстных помыслах; Св. Иоанна Лествичника, слово 22-е, о тщеславии. 42 Великий Варсонофий, по ссылке Ксанфопулов, гл. 25, Добротолюбие, ч. 2. 43 Лествицы, слово 4-е. 44 Пр. Макария Великого, слово 4-е, глава 3. 45 Великий Сисой. См. Скитский Патерик. 46 Каллиста и Игнатия Ксапфопулов о безмолвии и молитве, гл. 25. Добротол., ч. 2. 47 Символ святого Афанасия Великого, патриарха александрийского. Псалтирь с восследованием 48 Лествица. Слово 1-е 49 Житие преподобного Ефрема Сирина 50 Флери. Церковная история. Том 2, кн. 27, гл. 28 51 Его же. Том 1, кн. 10, гл. 36 и кн. 11 52 Послание 1-е к Граллианам 53 Святой Игнатий Богоносец. Послание к Филипписеям 54 Святой Василий Великий называет падшего духа родителем страстных плотских слабостей. Молитвы от осквернения, канонник 55 Преподобный авва Дорофей. Поучение о еже не составляти свой разум 56 Флери. Церковная история. Том 1, кн. 10, гл. 42 57 Слово 15-е, гл. 49 58 Лаодикийского Собора правило 6-е 59 Флери. История христианства. Том 2, кн. 20, гл. 24 60 Последование в неделю Православия 61 Святой Симеон Новый Богослов. По книге, написанной стихами, слово 55-е 62 Лествица. Слово 26-е 63 Тропарь воскресный гласа 2-го и тропарь воскресный гласа 5-го 64 Преподобный Кассиан. Собеседование 8, 9 и 10 65 Беседа 8 на Послание к Римлянам 66 Симеон Новый Богослов. Доброт., ч. 2. См. Слово Никифора Монашествующего 67 Каноник, 1-я молитва от осквернения 68 Слово 7-е. О пощении и смирении 69 Толкование на Мф. 4:2 70 Толкование бл. Феофилакта на Лк. 4:2 71 Толкование блаженного Феофилакта 72 Святой Исаак Сирский. Слово 1-е 73 Святой Исаак Сирский. Слово 56-е 74 Душеспасительный совет этот принадлежит преподобному Варсонофию Великому. Ответ 261-й 75 Изречение преп. Пимена Великого. Алфавитный Патерик 76 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401-й. Преподобный Кассиан. Собеседование 9, гл. 21 77 Нравоучение 46-е в беседах на евангелиста Иоанна 78 Святой Исаак Сирский. Слово 68-е 79 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 8 80 Заимствовано из Точного изложения Православной веры, кн. 4, гл. 13 81 Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 13 82 Святой Иоанн Златоуст, нравоучение 45-е в беседе на евангелиста Иоанна 83 Лествица. Слово 25-е. Здесь посл. слова св. Иоанна Лествичника несколько дополн. аскетическим объяснением 84 Читается пред молитвами ко причащению 85 Алфавитный Патерик. В молитве по 19-й кафизме читается: "Наслади душу мою Твоею честною кровию от горести, ею же мя сопротивник напои" 86 Мысль эта имеется у святого Иоанна Дамаскина 87 См. ссылку святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Доброт., ч. 2, гл. 92 88 Новая Скрижаль. Ст. Дары святые приносятся по заповеди 89 Послание 90-е к благородной Кесарии, кн. 3 90 Точное изложение Православной веры 91 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры 92 Святой Иоанн Златоуст. Нравоучение 46-е в беседах на Иоанна; Точное изложение Православной веры 93 О Законе Духовном, гл. 118 94 Евхаристия - благодарение. Названо таинство так по той причине, что оно совершается при обильном благодарении и славословии Бога 95 Божественная Литургия Василия Великого. Чиновник архиерейского служения (церковная книга) 96 Заимствовано из Точного изложения Православной веры 97 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры 98 Служебник 99 Служебник 100 Литургия Василия Великого; Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 13 101 Страдание мученика Ромила. Четьи-Минеи, 6 сентября 102 Народонаселение Римской империи во время Августа насчитывало до ста миллионов; ко времени Константина Великого, чрез триста лет, оно низошло на шестьдесят миллионов. Границы империи оставались неизмененными 103 Лествица. Слово 18-е 104 Лествица. Слово 1-е, гл. 6 105 Преподобный Дорофей. Поучение 1-е 106 Слово 1, гл. 2 107 Преподобный Макарий Великий. Беседа 7я, гл. 4. Святой Исаак Сирский. Слово 1-е 108 Беседа 7-я, гл. 4 109 Четьи-Минеи, 20 сентября 110 Святой Исаак Сирский. Слово 1-е 111 Святой Исаак Сирский. Слово 1-е 112 Марк Подвижник. О Законе Духовном. Доброт., ч. 1, гл 2 113 По объяснению преп. Пимена Великого, помещенному в Алфавитном Патерике 114 "Уста смиренномудрого глаголют истину", - сказал пр. Марк Подвижник. См. Слово о Законе Духовном, гл. 9 115 Преподобный Пимен Великий говорил: "На одном только месте дозволено было израильтянам приносить жертвы и отправлять общественное богослужение. В духовном смысле это место - смирение". Алфавитный Патерик 116 (Гал. 5:4) (Гал. 2:16, 21); Слово о спасении. См. Аскетические опыты, ч. 2 117 Преподобный Макарий Великий. Беседа 20-я 118 Преподобный Макарий Великий. Беседа 37-я, гл. 2, 3 119 Преп. Нил Сорский. Слово 3-е 120 Св. Петр Дамаскин. О еже, како может кто стяжати истинную веру. Кн. 1, Доброт., ч. 3 121 Слово 84-е 122 Святой Димитрий Ростовский, митрополит. Летопись. Святитель заимствует объяснение этих слов Писания у святых Иоанна Златоустого, Григория Двоеслова, Исидора Пилусиотского и Пимена Великого 123 См. речи Цицерона против Антония 124 "Душа не смирится, если не будет лишена хлеба", - сказал преподобный Пимен Великий. Алфавитный Патерик 125 Святому Аврааму, патриарху и пророку 126 Святой Димитрий. Летопись 127 Святой Димитрий. Летопись 128 Телесные наказания были в общем употреблении у древних. Не изъяты были от них первейшие сановники Римской империи и патриархи. Так, например, подверглись тяжкому телесному наказанию константинопольский патриарх святой Флавиан, Римский папа святой Мартин и другие 129 Житие святого Иоанна Милостивого. Четьи-Минеи, 12 ноября 130 Святой Исаак Сирский. Слово 89-е. О вреде ревности безрассудной 131 Преподобный Кассиан Римлянин. Collatio secunda, de discretione 132 Преподобный Кассиан. Collatio secunda, de discretione 133 Паписты 134 Протестанты 135 Пр. Исаак Сирский. Слово 28-е 136 По переводу с еврейского 137 Св. Симеон Новый Богослов говорит: "Кое намерение есть смотрения воплощения Бога-Слова, во всем Божественном Писании проповедуемое и от нас прочитываемое, но не познаваемое? Точию, да приобщився нашего естества причастники сотворит ны Своего: Сын бо Божий сего ради Сын человечь бысть, да сыны Божия сотворит ны человеки, еже по естеству бысть Той, к сему по благодати возводя род наш". Доброт., ч. I, гл. 108 138 Исторические сведения в сем поучении заимствованы: Флери. Церковная история, т. 1, кн. 1 139 Так сказал Господь, явившись великому Пахомию 140 Объяснение притчи наиболее заимствовано из "Благовестника" и объяснения ее преосвященным Никифором, архиепископом астраханским 141 Что ересь заключает в себе отвержение Христа, о том сказал святой апостол Петр во Втором послании своем: "В вас будут лживый учители, иже внесут ереси погибели, и искупльшаго их Владыки отметающеся" (2 Пет. 2, 1). Всякая ересь есть отвержение Искупителя. Самая иконоборная ересь, по наружности отвергающая только икону Христову, в сущности, отвергает вочеловечение Христово, следовательно, отвергает Искупителя и искупление. Отвержение христианских таинств, без очевидного отвержения Христа, в сущности, есть отвержение Христа: при отвержении таинств прекращается и уничтожается существенное общение со Христом 142 "Благовестник" 143 "Все богачи суть приставники и прикащики Божий, а не хозяева суть. Бог един хозяин и господин есть всякого добра и богатства; и кому хощет дает тое, и дает на общую пользу. Истязуешь ты прикащика о деньгах, ему данных, куда и на что он их издержал: истяжет и тебя Господь о данном тебе от Него богатстве, и за всякий рубль, на что ты его издержал, отдашь ответ Ему в день суда". Святой Тихон Воронежский. Том 14, письмо 29-е 144 "Благовестник" 145 Четьи-Минеи, 23 декабря 146 Лествица. Слово 28-е, гл. 64 147 (Мф.6:33); Преподобный Кассиан 148 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 71-й 149 Слово 7-е, гл. 11, 12 150 Лествица. Слово 28-е, гл. 61 151 "Плоть имеет свою волю", т.е. свое пожелание, сказал преподобный Марк Подвижник, ссылаясь на апостола (Еф. 2:3). Слово 4-е 152 Преподобный Кассиан, Coll. 9, cap. 21 153 Преподобный Кассиан. Coll. 9, cap. 21. Такое объяснение хлеба насущного нисколько не делает странным чтение молитвы Господней пред трапезою, по монастырскому уставу: хлеб вещественный служит образом хлеба, сшедшаго с небесе. "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". Даровав грешникам возвышеннейшие блага, блага дражайшей цены, превысшие всякой цены, даровав их по бесконечной Своей милости, Господь требует и от нас милости к ближним нашим. Таинство искупления основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству. Мы не можем принять искупления, дарованного нам Богом, иначе, как умилосердившись над собою и над человечеством, как сознав свою греховность, свое падение, свою погибель; как сознав греховность, падение, погибель всего человечества; как сознав общую, всесовершенную нужду в милости Божией. Оставление ближним согрешений их пред нами, их долгов есть собственная наша нужда: не исполнив этого, мы никогда не стяжем настроения, способного принять искупление. Ожесточение сердца подобно железным, крепко замкнутым вратам! Оно не впустит в сердце наше божественного дара. Объясняя это свойство искупления и причину условия в прошении, Господь сказал: "аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших" (Мф. 6:14-15). Христианин должен обращать особенное внимание на душевный недуг памятозлобия, изгонять его при первом появлении, не дозволять ему возгнездиться в душе ни под каким предлогом, как бы этот предлог ни показался праведным при первом взгляде на него. Если допустим действовать памятозлобию - оно опустошит душу, соделает все подвиги и добродетели наши бесплодными, лишит нас милости Божией. Оставление нами согрешений ближним нашим есть признак, что Дух Божий вселился в нас, царствует в нас, управляет, руководит волею нашею. До того времени нужно особенное собственное усилие к противоборству страсти памятозлобия. Подвигу нашему против этой страсти тайно вспомоществует Бог, останавливая явное вспоможение, чтоб произволение наше выразилось с определенностью. Памятозлобие основывается на гордости. Гордость таится даже в освященных благодатью избранниках Божиих (Преподобный Макарий Великий. Беседа 7-я, гл. 4) 154 Преподобный Кассиан. Coll. 9, cap. 23; святой Исаак Сирский. Слово 5-е 155 Духовная свобода не имеет никакого отношения к свободе по плоти; на духовную свободу не имеет влияния гражданское рабство, и наоборот, гражданская свобода не препятствует оставаться рабом в духовном значении 156 Преподобный Кассиан. Coll. 9, cap. 24 157 Преподобный Кассиан. Coll. 9, cap. 24 158 "Благовестник" 159 Макарий Великий. Слово 7-е, гл. 19 160 Ответы 260, 261, 592-й 161 Святой Исаак Сирский. Слово 55-е, и другие Отцы 162 Лестница. Слово 28-е, гл. 1 163 Евр. 10:22. В молитве пред "Херувимскою песнью" архиерей молится о избавлении от совести лукавой, т.е. омраченной грехом и ложными понятиями, причем зло признается добром и совершается как бы добро. С особенною очевидностью лукавая совесть проявляется в деятельности варварских народов; но для христианина-наблюдателя она столько же очевидна и вообще в деятельности человеческой, а особенно в своей собственной деятельности. Чиновник (церковная книга) 164 Преподобный Макарий Великий. Слово 4-е, гл. 13 165 Письма Георгия Затворника Задонского, кн. 1, ст. 62, изд. 1850 г. и преподобный Ефрем Сирин. Слово 106-е. Об антихристе 166 Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 26 167 Тропарь на часах Святыя Пасхи 168 Св. Исаак Сирский. Слово 8-е 169 Священномученик Петр Дамаскин, кн. 1, ст. 2 170 Толкование блаженного Феофилакта Болгарского 171 Святой Исаак Сирский. Слово 85-е 172 Святой Исаак Сирский. Слово 2-е 173 Преподобный Варсонофий Великий. Ответы 2-й, 6-й и другие 174 Такой взгляд христианина собственно на себя отличается совершенным отличием от так называемого "оптимизма" или учения, что "все в мире идет к лучшему". В противность этому учению Священное Писание утверждает, что все доброе постепенно ослабевает 175 (Лк. 15:10); Макарий Великий. Беседа 30-я, гл. 7 176 Беседа 30-я, гл. 7 177 "Благовестник", на Мф. 16:1 178 Житие святого апостола Петра. Четьи-Минеи, 29 июня. Пинетти, живший в конце XVIII столетия и начале XIX-го, совершал подобные чудеса. Совершали и совершают их и другие 179 Преподобный Ефрем Сирин. Слово 106-е. Об антихристе, ч. 2 180 Преподобный Ефрем Сирин. Слово 106-е. Об антихристе, ч. 2 181 Преподобный Макарий Великий. Беседа 31 -я, гл. 4 182 "Благовестник". Объяснение на Ин. 5:43 183 Преподобный Ефрем Сирин. Слово 106-е, ч. 2 184 “Взирати на небо (подвижнику молитвы) зело редко подобает страха ради (из предосторожности) лукавых на воздусе духов, сего ради и именуются воздушнии дуси, иже производят многая и различныя прелести на воздусе”. Симеон Новый Богослов. О третием образе внимания. Доброт., ч. 1 185 Преподобный Ефрем Сирин, Слово 106-е 186 "Благовестник". Объяснения приведенных мест из святого Евангелия 187 "Благовестник". Объяснение на Мк. 11:13-14 188 Объяснение по (2Кор. 3:18) 189 Ответ 4-й брату святого Нифонта Цареградского 190 Беседа 1-я святого Иоанна Златоустого на Пятидесятницу. 191 Слово 36-е. По переводу старца Паисия 192 Святой Исаак Сирский. Слово 1 -е 193 Беседа 7-я, гл. 4 194 Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 103-е, пункт 4-й 195 Слово 56-е 196 Беседа 27-я, гл. 16 197 Алфавитный Патерик 198 Patrologiae 50, 73. De vitis patrum, lib. 4, cap. 13 199 Алфавитный Патерик 200 Слово 34-е 201 Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6 202 Алфавитный Патерик 203 Алфавитный Патерик 204 Преподобный Исайя Отшельник. Слово 27-е 205 Преподобный авва Дорофей. Поучение 7-е 206 Ответ 130-й 207 Слово 37-е 208 "Благовестник". На (Мк. 8:11-12) 209 Святой Исаак Сирский. Слово 25, 26, 27 и 28-е 210 Лествица. Слово 26-е, гл. 52. 211 Святой Исаак Сирский. Слово 28-е 212 Слово 89-е 213 Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106-е 214 Святой Исаак Сирский. Слово 38-е 215 Мысль эта принадлежит святому мученику Иакову Персянину. Четьи-Минеи, 26 ноября 216 О состоянии христианского совершенства, о состоянии духовном, в противоположность младенческому возрасту о Христе (1Кор. 3:1), упоминается в Новом Завете (Флп. 3:15; Кол. 1:28; Евр. 5:14) и в писаниях св. Отцов (Доброт., ч. 1-я. Лествица Божественных Даров, изложенная умиленным иноком Феофаном, преп. Макария Великого слово 3-е, гл. 12, 13, 14 и проч.). В молитве по 17 кафизме читаем: "соверши мя Твоим совершенствам, и тако мя настоящаго жития изведи" 217 За исключением Евангелия от Матфея, которое было написано на еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст скоро утрачен, и все святые Отцы первых веков ссылаются уже на текст греческий 218 Доброт., ч. 1. Преп. Симеон Новый Богослов. Главы Деятельные и Богословские, гл. 132 219 Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 13, 14; Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о вере. Доброт., ч. 1 220 "Имамы известнейшее пророческое слово, ему же внимающе, якоже светилу, сиящу в темнем месте, добре творите, дондеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших" (2Пет. 1:19) 221 3-е прошение на малой ектений 222 Лествица. Слово 28-е 223 Заимствовано из 28-го слова Лествицы 224 Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 24. Доброт., ч. 2 225 Никифор Монашествующий. Слово о трезвении и хранении сердца. Доброт., ч. 2 226 Слово 2-е 227 Слово о Вере. Доброт., ч. 1 228 Лествица. Слово 27-е 229 Толкование блаж. Феофилакта Болгарского; Лествица. Слово 28-е и пр 230 Слово 90-е 231 Слово 28-е, гл. 64; 232 Слово о авве Филимоне. Доброт., ч. 4 233 Лествица. Слово 28, гл. 28 234 Пр. Макарий Великий. Слово 4-е, гл. 19 235 Толкование блаженного Феофилакта 236 По блаж. Феофилакту 237 Блаженный Феофилакт и многие другие Отцы 238 Слово 56-е 239 Ответ 210-й 240 Слово 56-е 241 Святой Исаак. Слово 58-е, по ссылке, сделанной преподобным Нилом Сорским. Предисловие к Преданию 242 Преподобный Григорий Синаит. 137 глав, глава 19-я. Доброт., ч. 1 243 Пр. Исаак. Слово 36-е 244 Слово постническ. Доброт., ч. 4 245 Слово 35-е 246 Алфавитный Патерик; Житие преподобного Макария Великого, египетского. Четьи-Минеи. 19 января 247 Слово 4-е. О послушании 248 Слово пр. Марка Подвижника. О мнящихся от дел оправдитися, гл. 35. Доброт., ч. 1. "Молитва добродетелью называется, аще и матерь добродетелей есть: раждает бо оныя от соединения со Христом" 249 См. Требник, последование малой схимы 250 "Цветник" священноинока Дорофея; святой Петр Дамаскин. О чтении по Бозе, О рассуждении, кн. 1. Доброт., ч. 3 и многие другие Отцы 251 Слово о исходе души. Псалтирь с восследованием 252 (Иов 42:6). Что такого состояния достигают святые Божии, см. св. Исаака Сирского, слово 48-е и 49-е 253 Bergier. Dictionnaire Theologique, Saduceens 254 Святой Тихон Воронежский. Том 15. письмо 32-е 255 Петр Дамаскин. О еже како стяжати истинную веру. Доброт., ч. 3, кн. 1-я 256 Слово 2-е 257 Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 14 258 О том, что верою уничтожается разум плотский и душевный и рождается разум духовный, см. преподобного Исаака Сирского слово 28-е 259 "Предаша нам иже исперва самовидцы и слуги Слова" (Лк. 1:2). 260 "Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своими руками человека". Кондак, глас 2-й в Великий Четверток 261 "Господи, осудиша Тя Иудеи на смерть, Жизнь всех". Тропарь 3-го гласа в Великий Пяток. - "Видя разбойник Начальника жизни на кресте висяща, глаголаше: аще не бы Бог был воплощься, Иже с нами распныйся, не бы солнце лучи своя потаило, ниже бы земля трепещущи тряслася: но вся терпяй помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Тропарь 9-го часа 262 Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной веры, кн. 3, гл. 2 263 По согласному мнению всех святых Отцов Православной Церкви, писавших об этом предмете. Святой Григорий Богослов. Слово 38-е 264 Изложение Православной веры, кн. 3, гл. 2 265 Изложение Православной веры, кн. 4 и 14 266 Изложение Православной веры, кн. 4, гл. 14 267 Солгася древле Адам и Бог возжелев быти, не бысть. Человек (человеком) бывает Бог, да бога (богом) Адама соделает. Акафист Божией Матери, 4-я стихира 268 Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной веры, кн. 3, гл. 28 и 16 269 Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением. Так способность питаться превратилась в наклонность к объядению и лакомству; сила желания - в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергия - в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалиться - в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех - в презрение к ближним, в гордость и проч. Преподобного Исайи Отшельника слово 2-е 270 Здесь духовным называется то, что освящено Святым Духом согласно тому значению, какое дает святой апостол Павел слову духовный (1Кор. 2:15) и какое ему дают все святые писатели Православной Церкви 271 Преподобный Макарий Великий. Слово 4-е, гл. 3 272 "Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху". "На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо разумеют вольное". Тропарь и кондак Преображению 273 Тропарь на часах святыя Пасхи 274 Роман, извлеченный из Евангелия, известный под названием: Passion douleureuse de notre Seigneur Jesus-Christ par Ecaterine d'Emerich 275 Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 3, гл. 28 и 16. Господь единственно по "благоволению Своему приял на Себя немощи падшего человеческого естества, как-то: голод, жажду, утомление, самую телесную смерть, состоящую в разлучении души с телом". Всему этому тело Господа подчинялось до Его воскресения и престало подчиняться по воскресении. Сама по себе плоть Господа с самого зачатия обожена; она зачалась уже Божественною. "Она, - говорит Дамаскин, - стала едина с Богом, и Богом - не по приложению или превращению, не по изменению или слиянию естества. Одно из естеств, - по ссылке на 42-е слово Григория Богослова, - обожило, другое обожено, и, осмелюсь сказать, стало едино с Богом; и помазавшее сделалось человеком, а помазанное - Богом. И сие не по изменению естества, но по соединению промыслительному о спасении, то есть ипостасному, по которому плоть неразлучно соединилась с Богом-Словом, и по взаимному проникновению естеств, чему подобное видим в раскалении железа огнем". Как Божество имеет всегда одинаковое достоинство, будучи постоянно равно самому Себе и неизменяемо, так и достоинство души и плоти Господа в отношении к их божественности всегда было одинаково. Одинаковым было это достоинство во всех изменениях по человеческому возрасту Богочеловека: одинаковым было оно, когда вочеловечившийся Бог возлежал младенцем в яслях, когда повит был пеленами, и когда явил Себя в неизреченной славе на горе Фаворской, когда воскресал из гроба, когда возносился на небо. Одинаковым было это достоинство во всех обстоятельствах, которым благоволил Богочеловек подчиняться по человечеству своему: одинаковым было это достоинство, когда Господь предстоял связанным Синедриону и Пилату, когда был осыпаем наруганиями, заушениями и оплеваниями, и когда Он воссел, по человечеству, одесную Бога-Отца, когда поклонились и припали к стопам Его все ангелы и архангелы 276 То же 277 (Ин. 8:59) По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского 278 Акафист сладчайшему Иисусу. Икос 7-й 279 Канон Пасхи, песнь 6-я 280 Воскресный тропарь, глас 2-й, Богородичен 281 Воскресный тропарь, глас 7-й, Богородичен 282 Последование в неделю Православия 283 Святой Киприан Карфагенский, см. ссылку святителя Димитрия Ростовского. Четьи-Минеи, 25 декабря. Слово на Рождество Христово 284 Житие преподобного Григория Синаита, написанное учеником его святейшим патриархом константинопольским Каллистом. Рукопись 285 Икос канона Предтечи 286 Толкование святого Иоанна Златоустого на Евангелие от Матфея; также Благовестник, объяснение на приведенное место Евангелия от Матфея. "Нечто человеческое, власть матери над сыном, - замечает блаженный Феофилакт Болгарский, рассматривая обстоятельство, описанное Евангелистом, - выказала Богоматерь: она еще не понимала всего величия, таившегося в Богочеловеке. И потому в то время, как Он говорил поучение народу, она прерывает Его, вызывает к себе, желая от Него как от сына почтения и повиновения себе. По этой причине и Христос, знавший сердечную мысль ее, сказал: "Кто есть Мати Моя? и кто суть братия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и мати Ми есть". Сказал Он это, не уничижая Богоматерь, но отвлекая ее от тщеславия и от взгляда по ветхому человеку" 287 Преподобный Макарий Великий. Слово 7-е, гл. 11, 12 288 Bergier. Dictionnaire de Theologie. Articlë "Marie" 289 Bergier. Dictionnaire de Theologie. Articlë "Marie" 290 Bergier. Dictionnaire de Theologie. Articlë "Marie" 291 Алфавит духовный, кн. 1, гл. 7 и 8 292 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского 293 Преподобный Григорий Синаит, гл. 110 и 114. Доброт., ч. 1 294 Слово 15-е, гл. 3 295 Канон Акафиста Божией Матери, песнь 1-я, тропарь 1-й 296 "Благовестник", Точное изложение Православной веры; Четьи-Минеи и проч 297 Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 14 298 Это сведение и прочие исторические сведения заимствованы из Четьи-Миней, в которых изложено подробное церковное Предание о Божией Матери, т.е. приведены о ней повествования и рассуждения весьма многих святых Отцов 299 Так воскликнули апостолы, увидев явившуюся им Божию Матерь по ее успении. Четьи-Минеи, 15 августа 300 См. объяснение сего обстоятельства в "Благовестнике" 301 По объяснению святого Иоанна Лествичника 302 Так объяснял и блаженный старец Серафим Саровский 303 Повествование о успении Пресвятой Богородицы. Четьи-Минеи, 15-го августа 304 Блаженному Серафиму Саровскому 305 Заимствовано из Акафиста Божией Матери
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar