Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (55)

"Всегдашняя и живая память смерти рождает плач, соединенный с радостью и сладостью, и трезвение ума"[268]. "Испытующий искусно жизнь свою, непрестанно пребывающий в памятовании смерти и размышлении о ней, этим премудро отвлекающий ум от страстей, яснее видит ежечасные пришествия бесовских прилогов, нежели тот, кто хочет проводить жизнь вне смертной памяти, очищая сердце ради единого разума и не соблюдая своей мысли всегда плачевною и печальною. Таковой, думая побеждать остроумием все губительные страсти, связан, не ведая того, худшею из них, и часто уклоняется далеко от Бога своим высокомудрием. Такому должно строго наблюдать за собою, чтоб не возгордиться, и по этой причине не сойти с ума. Обычно душам, говорит Павел, собирающим познания оттуда и отсюда, кичиться на меньших, каковыми эти кажутся: в них нет искры назидающей любви, как я думаю. Напротив того, имеющий память смерти, видя, яснее других, нашествия бесов, каждый вечер низлагает их и прогоняет"[269]. "Поистине заключает в себе многие добродетели живая память смерти: она - родительница плача, побуждение к воздержанию от всего, воспоминание геенны, мать молитвы и слез, бесстрастие брения при посредстве обнаружения его бренности, источник остроумия, соединенного с благоразумием; их чада - сугубый страх Божий и очищение сердца от страстных помыслов, чем объемлются многие заповеди"[270]. Святый Исихий Иерусалимский помещает в числе образов трезвения непрестанное содержание в душе памятования о смерти. Он уподобляет смертную память вратарю, стоящему при дверях души и возбраняющему входить в них лукавым помыслам. "Будем, - говорит он, - если возможно, воспоминать смерть непрестанно. От такого памятования рождается в нас отложение попечений и всех сует, хранение ума и непрестанная молитва"[271]. Постоянное памятование смерти есть благодать дивная, удел святых Божиих, преимущественно предавшихся тщательному покаянию в нерушимом безмолвии. Только в безмолвии созревают и процветают возвышеннейшие добродетели, как в оранжереях редчайшие и драгие произрастания! Но и нам, немощным и страстным, необходимо принуждать себя к воспоминанию о смерти, усваивать сердцу навык размышления о ней, хотя такое размышление и крайне противно сердцу грехолюбивому и миролюбивому. Для такого обучения, согласно вышеприведенному наставлению святых Отцов, полезно отделять ежедневно известный час, свободный от попечений, и посвящать его на спасительное воспоминание страшной, неминуемой смерти. Как ни верно это событие для каждого человека, но сначала с величайшим трудом можно принудить себя даже к холодному воспоминанию о смерти, что служит одним из бесчисленных доказательств падения нашей природы, помещенных в ней самой. Постоянное развлечение мыслей, нам усвоившееся, и мрачное забвение непрестанно похищают мысль о смерти у начинающих трудиться о частом воспоминании ее. Потом являются другие противодействия: неожиданно представляются нужнейшие дела и попечения именно в тот час, который мы отделили из дня для попечения о своей вечности, чтоб украдывать у нас этот час, а потом, чтоб вполне украсть и самое делание, даже самое воспоминание о существовании духовного, спасительнейшего делания - размышления о смерти. Когда же, познав козни властей воздушных, мы удержимся в подвиге, тогда увидим в себе новую против него брань - помыслы сомнения в действительности и пользе подвига, помыслы насмешки и хулы, именующие его странным, глупым и смешным, помыслы ложного смирения, советующие нам не отделяться от прочих людей поведением нашим. Если, по великой милости Божией, победится и эта брань - самый страх мучительный, производимый живым воспоминанием и представлением смерти, как бы предощущением ее, сначала необыкновенно тяжел для нашего ветхого человека: он приводит в ужас ум и воображение; холодный трепет пробегает по телу, потрясает, расслабляет его; сердце томится невыносимою тоскою, сопряженною с безнадежием. Не должно отвергать этого состояния, не должно опасаться от него пагубных последствий. "Всякому начинающему жить по Боге, - говорит святый Симеон Новый Богослов, - полезен страх муки и рождаемая от него болезнь. Мечтающий положить начало без такой болезни и уз, не только полагает основание на песке своих деяний, но и подобен покушающемуся построить храмину на воздухе, вовсе без основания, что невозможно. От этой болезни вскоре рождается всякая радость; этими узами растерзываются узы всех согрешений и страстей; этот мучитель бывает причиною не смерти, но жизни вечной. Кто не захочет избежать болезни, рождающейся от страха вечных мук, и не отскочит от нее, но произволением сердца предастся ей и возложит на себя ее узы, тот, сообразно этому, начнет скорее шествовать, и она представит его Царю царствующих. Когда же совершится это, и подвижник отчасти воззрит к славе Божией, тогда немедленно разрешатся узы, отбежит мучительный страх, болезнь сердца преложится в радость, явится источник, точащий чувственно приснотекущие слезы рекою, мысленно же тишину, кротость, неизреченную сладость, мужество, устремляющееся свободно и невозбранно ко всякому послушанию заповедям Божиим"[272]. Очевидно: такое изменение совершается от благодатного явления в сердце надежды спасения. Тогда при размышлении о смерти печаль растворяется радостию, слезы горькие претворяются в сладостные слезы. Человек, начавший плакать при воспоминании о смерти, как при воспоминании о казни, внезапно начинает плакать при этом воспоминании, как при воспоминании о возвращении в свое бесценное отечество. Таков плод памятования смерти. По важности плода должно быть мужественным в возделывании его и преодолевать все препятствия разумным трудом и постоянством; должно веровать, что плод будет приобретен нами в свое время, по милости и благодати Божией. Воспоминание о смерти, о сопровождающих ее и о последующих ей страхах, воспоминание, сопряженное с усердною молитвою и плачем о себе, может заменить все подвиги, объять всю жизнь человека, доставить ему чистоту сердца, привлечь к нему благодать Святаго Духа, и тем даровать ему свободное вознесение на небо мимо воздушных властей. Призвание к памятованию и размышлению о смерти Прежде нежели достигнем того молитвенного блаженного состояния, при котором ум непосредственно зрит предстоящую кончину и ужасается смерти, как должно твари ужасаться угрозы Творца, произнесенной вместе с заповедью, - полезно возбуждать в себе воспоминание о смерти посещением кладбища, посещением болящих, присутствием при кончине и погребении ближних, частым рассматриванием и обновлением в памяти различных современных смертей, слышанных и виденных нами. Сколько знакомых наших, любивших эту земную жизнь и пользовавшихся благоденствием в ней, надеявшихся долго жить и еще вовсе нестарых, пожато смертию внезапно! Никто из них не мог сказать пришедшей смерти: "Подожди! Удались: я еще не хочу умирать!" Иные из них не успели в час смертный сделать никакого распоряжения, никакого приготовления; иные восхищены были из среды веселого пира, из-за роскошной трапезы; иные скончались на дороге; иные потонули; иные убились сами или убиты; иные растерзаны зверями; иные легли на постель, чтоб успокоить тело малым временным сном, и уснули сном вечным. Осмотримся кругом себя: какое множество родственников, друзей и знакомых, взятых смертию, выбыло из нашего общества! Из них славные оставили славу, власть и почести, богатые оставили имение и деньги, накопленные с большим трудом, хранимые с большою скупостью. Смерть разлучила родителей с многочисленным семейством, супруга с супругою, друга с другом; она поразила гения среди великих дел его; она отняла у общества человеческого самого нужного для него члена и в минуты величайшей нужды в нем. Никто не мог остановить ее и воспротивиться ей; никто не мог спросить у нее отчета в ее действиях, столько непримиряющихся с разумом человеческим. Что на земле не суетно? Что не превратно? Что имеет какое-нибудь постоянство? Поистине - одна жизнь во Христе, продолжающаяся за пределы гроба и развиваемая во всей красоте и светлости смертию тела. Прочее же все - слабее тени, обманчиво, как сновидения... Многолетние труды человека ради тления уничтожает смерть в один час, в одно мгновение[273]. Уразумев краткость нашей земной жизни и суетность всех земных приобретений и преимуществ, уразумев ужасную будущность, ожидающую тех, которые пренебрегши Искупителем и искуплением, принесли себя всецело в жертву греху и тлению, - отвратим мысленные очи наши от пристального зрения на обманчивую и обворожительную красоту мира, удобно уловляющую слабое сердце человеческое в любовь к себе и в служение себе; обратим их к страшному, но спасительному зрелищу, - к ожидающей нас смерти. Оплачем себя благовременно; омоем, очистим слезами и исповеданием грехи наши, записанные в книгах Миродержца. Стяжем благодать Святаго Духа - эту печать, это знамение избрания и спасения: оно необходимо для свободного шествия по воздушному пространству и для получения входа в небесные врата и обители. "Имение неправедное" (Лк. 16:11) - так названо Евангелием всякое земное имение как следствие нашего падения - употребим, по совету Евангелия, на приобретение небесных сокровищ обильных раздаянием милостыни. Употребим земную жизнь нашу, этот великий дар Божий, соответственно назначению, указанному ей Богом, на познание Бога, на познание самих себя, на устроение своей вечной участи. Не будем терять времени; воспользуемся им правильно: в другой раз оно не дается; потеря его невознаградима. Изгнанники рая! Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай. Милосердый Господь да дарует читателям этого слова и составившему его помнить смерть во время земной жизни; памятованием ее, умерщвлением себя ко всему суетному и жизнию для вечности отстранить от себя лютость смерти, когда настанет час ее, и перейти ею в блаженную, вечную, истинную жизнь. Аминь. Примечания 1 Случалось слышать и отвержение существования души! Так умствующие утверждают, что в нас находится непостижимая жизненная сила, еще неразгаданная наукой, подобно как и во всех животных, действующая только во время жизни тела и умирающая вместе с ним, - что мы нисколько не выше прочих животных; что признаем себя высшими их только по гордости нашей. Суждение это принадлежит тем, которые, по пословице, не слышат в себе души! Конечно, по причине преобладающего плотского состояния, причем весь человек делается плотью (Быт. 6:3). 2 Преподобного Марка Подвижника о Законе Духовном, гл. 32. Добротол., ч. 1. 3 "Отрекшиеся от мира, хотя и алфавита (азбуки) не знают, но мудрейшими бывают, Божиим просвещаемы светом, паче тех, которые все Писание знают, но ищут в мире сем прославитися. Писание бо Святое дано нам от Бога ради спасения нашего и прославления имени Божия: ради того должно его читать, и поучаться, и внимать. А когда ради прославления нашего читаем и тщимся знать: то оно не только не в пользу, но во вред будет нам". Святый Тихон Воронежский, том 15, письмо 32. 4 Алфавитный Патерик и достопамятные сказания об Исааке Великом, пресвитере Келлий. Келлиями называлась отдельная пустыня, соседняя к горе Нитрийской. 5 Алфавитный Патерик, изречения пр. Пимена Великого. 6 Преподобного Макария Великого, Слово 7, гл. 31. 7 Его же Слово 4. 8 Слово б, гл. 13. 9 Слово 74. 10 Этот образ обольщения в настоящее время находится в особенной "моде" у бесов, по особенному расположению современных человеков доверять ему. 11 Vita sanct. Pachomii, cap. XLIX, Patrologiae Tom. LXXIII. 12 Четьи-Минеи сентября 1 дня. 13 Св. Исаака Сирского, Слово 1. 14 Св. Иоанна Дамаскина. Точное изложение Православной Веры, книга 3, гл. 1. 15 Пр. Кассиана Собеседование 8, гл. 12. 16 Пр. Исаака Сирского, Слово 36. 17 Африкою называлась в Римской Империи Карфагенская область. См. Четьи-Минеи, житие св. Мученика Артемия, октября в 20 день. 18 Четьи-Минеи сентября 22 дня. 19 Четьи-Минеи октября в 24 день. 20 Преподобного Исаака Сирского Слово 65. 21 Четьи-Минеи декабря в 29 день. 22 Беседа 8, гл. 6. 23 Лествицы Слово 3, о сониях. 24 Святый Апостол Павел определил так значение волхва: "исполненный всякаго коварства и всякаго злодеяния, сын диавола, враг всякой правды" (Деян. 13, 10). При чтении Четьих-Миней можно получить достаточное понятие о волхвах. 25 Четьи-Минеи, смотри житие Василия Великого 1 января, Повесть о Феофиле, падшем и покаявшемся, июня в 23 день. 26 Смотри о сем различные мнения в Четьих-Минеях марта 11, в житии священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и в примечаниях к сему житию. Мог явиться Саулу демон в виде пророка и наугад произнести пророчество, основанное на прежних истинных проречениях и на ходе дела; мог явиться, по пушению Божию, и сам Самуил, ибо ветхозаветные праведники до пришествия Христова содержались во аде и находились под властью диавола, хотя и не в такой степени, в какой грешники и нечестивцы. 27 Смотри житие преподобного Макария Желтоводского, июня 15, Четьи-Минеи. 28 Слово 41. 29 Пролог февраля 23. 30 Св. Исаака Сирского Слово 2. 31 Преп. Макария Великого, Слово 4, гл. б и 7. 32 Маронитский месяцеслов. Sancti Antonii magni opera, Patrologiae Graecae, Tom. XL, pag. 960. 33 Четьи-Минеи, житие преподобного Антония Великого, повесть о Зерефере. "Великий в совершенных отцех, преподобный Антоний, прозорлив сый, прешед бесовския искушения, ктому ни во что же коварство их вменяше: и многажды зряше чувственными очесы и Ангелы и бесы". 34 Historia Lavsaica cap. XXVIII. Patrologiae Graecae Tom. XXXIV 35 Patrologiae Graecae Tom. XXVI. Vita s. Antonii pag. 873,874-907,908. 36 По иному чтению; "искусных в обольщении". Patrologiae Tom. LXXIII, pag. 137. 37 По иному чтению: "Необычайное множество их летает в этом воздухе; недалеко от нас протекает полчище врагов". Pag. 137. 38 По иному чтению: "Бог не сотворил ничего такого, что само по себе было бы злым. Не по Его установлению демоны получили свое начало: причиною их превращения было не естество, а воля. Бог создал их благими; но они по произволению собственного духа низверглись с неба на землю, где, пресмыкаясь в смрадной тине, учредили нечестивые верования язычества. Ныне, терзаясь завистью к нам, они непрестанно устрояют нам всевозможные напасти, чтоб мы не наследовали престолов, которые прежде принадлежали им. Многоразлична и многообразна злоба их. Некоторые из них ниспали в самую глубину испорченности; другие, по сравнению с самыми злыми, представляются не столько лютыми; но все они по возможности сил, устрояют различные брани против каждой добродетели, против каждого подвижника. По этой причине необходимо просить у Бога "дар рассуждения духов" (1 Кор. 12:10), чтоб мы, провидя козни и ухищрения их, могли против разнообразных нападений их воздымать одно и то же знамя - крест Христов" Pag. 137. 39 По иному чтению: "Люта ненависть падших духов ко всем христианам, в особенности к монахам и к посвятившим свое действо Христу. На пути их духи расстилают сети, умы их стараются совратить противозаконными и скверными помышлениями. Но это не должно поражать вас страхом: козни демонов тотчас сокрушаются молитвами верных (христиан) к Богу и их постами. Однако если демоны прекратят брань на короткое время, то не подумайте, чтоб это было знаком совершенной победы над ними. Им обычно восставать, когда они будут уязвлены, с большею жестокостью и возобновлять нападение, изменив образ борьбы. Когда они ничего не успеют, действуя помыслами: тогда стараются поколебать страхованиями, - принимают вид то женщин, то зверей, то змей, то необыкновенной величины исполинов, то являются как бы полки воинов. Все такие приведения исчезают при первом крестном знамении. Когда эти средства обмана будут познаны и останутся тщетными, тогда они начинают пророчествовать, покушаются предсказывать события наступающих дней. Когда же и в этом будут попраны, тогда призывается ими на помощь, для борьбы с подвижниками, сам начальник нечестивого их сонмища, глава и полнота всякого зла". Pag. 138. 40 Здесь указывается на велехваление демона, изображенное в приведенных выше местах Священного Писания. 41 Великий египетский отшельник описывает велеречие, необыкновенные обещания, провозглашенные демонами с целью обольстить и обмануть человеков, также чудовищные привидения, представляемые демонами, их неимоверные и тщетные угрозы. Разнообразными средствами демоны усиливаются увлечь человеков в повиновение себе, являясь им чувственно. Внимательный делатель заповедей Христовых может усмотреть точно такое действие бесов, когда они невидимо приближаются к душе, стараются подействовать на нее помыслами и мечтаниями. Желая склонить человека к сладострастию, они представляют ему в воображении живописные соблазнительные образы и многочисленные средства к удовлетворению плотского вожделения. Желая обольстить тщеславием, представляют в обольстительной картине земное преуспеяние. Желая оковать сребролюбием, представляют продолжительную и тягостную старость, также предлоги, на которых зиждется этот порок. Словом сказать: они и обольщают и угрожают, всеми средствами стараются окрасть веру в Бога, отвлечь от последования заповедям Евангелия, привлечь под свое водительство. С тем, кто покорится бесам, они поступают жестоко, поступают, как злейшие враги, предлагавшие все с одним намерением - с намерением нанести всевозможный вред. Склонившегося на искании славы иногда поражают бесславием сряду после оказанного повиновения лести, иногда как будто удовлетворяют в течении продолжительного времени с тем, чтобы ввести в затруднительнейшее положение, в погибельную пропасть. Когда оставит человека десница Божия за его постоянное и намеренное порабощение страсти, тогда демоны повергают его во все виды уничижения. Так поступают они и с сребролюбцем и сластолюбцем. Они обольщают греховным наслаждением, чтоб излить в повинующегося им свою смертную горечь; они обольщают обилием благ, чтоб тем вернее ввергнуть в пропасть бедствий; они угрожают бедствиями, чтоб человек, отрекшись от упования на Бога, хранящего человеков от нашествия бедствий и в нашествии бедствий, уклонился к мерам сохранения себя, предлагаемым демонами, и впал в бедствия, самые запутанные, неисходные. 42 По иному чтению: "Обычно демонам иногда петь псалмы в стройном согласии, при чем - о нечестие! - они произносят нечистыми устами святые изречения Писания", рag. 139. 43 По иному чтению: "Когда спим, они возбуждают нас на молитву, чтоб отнять сон всей ночи. Многие из них, принимая вид почтенных монахов, склоняют братию к подробному рассматриванию прежде содеянных грехов, известных бесам, чтоб возобновить ощущение услаждения этими грехами или чтоб привести в отчаяние. Должно презирать обличение в грехах, приносимое бесами, должно презирать их коварные советы, когда они склоняют к посту или возбуждают к всенощному бдению. Они принимают вид, нам знакомый и близкий, именно с тою целью, чтоб удобнее вредить под личиною добродетели, чтоб удобнее впустить свой яд, чтоб обмануть простосердечие благовидною наружностью. Впоследствии же, когда сблизятся с теми, которым являются, внушают им, что монашеский подвиг невыносим и невозможен; представив начатое монашеское жительство бременем тяжким, приводят в безнадежие, безнадежием в уныние, унынием в совершенное расслабление". Pag. 139. 44 Благоразумное и осторожное поведение, предписываемое по отношению к демонам при чувственном явлении их, должно быть строго наблюдаемо и тогда, когда они действуют одними помыслами. Действуя помыслами, они стараются, как и при чувственном явлении, осквернить и извратить всякую добродетель своею примесью, чтоб поколебать и ниспровергнуть жительство подвижника, чтоб поколебать и ниспровергнуть в нем нравственные понятия, понятия, на которых зиждется истинно благочестивое жительство. Демоны внушают иноку возложить на себя неумеренный пост, неумеренное бдение, обременительное молитвенное правило, излишнюю скудость в одежде, излишнюю ревность к телесным трудам, чтоб ввести в высокоумие или, истощив силы и здоровье, сделать неспособным к благочестивому подвигу. Богоугодную печаль плачущего о грехах они стараются усилить, и превратить в печаль погибельную, примесив к раскаянию во грехах. 45 Под благочестием во Христе разумеется строгое православие, соединенное с строгим жительством по заповедям Евангелия. 46 По иному чтению: "Если б они (демоны), представляя себя имеющими предвидение, возвестили о пришествии братии, и случилось, что точно придут те, о которых они предвозвещали, то и тогда не должно дозволять себе доверенности к их лжам. Они для того лишь предвозвещают о приходящих, чтоб возвещением этим насадить доверенность к себе, и после, по причине доверенности, иметь свободный доступ с своими обманами. В таких предсказаниях христианин не должен видеть никакого чуда: не только они, по тонкости (легкости) естества свободно странствующие повсюду, могут предупредить идущих пешком, но и человеки, севши на быстрых коней, предвозвещают о приходящих пешеходах. Они возвещают не то, что еще не начало совершаться - один Бог знает будущее, - но, увидев что-нибудь, начавшееся совершаться, возвещают о нем, и этим способом насевают, подобно ворам, доверенность к себе в не имеющих духовного разума. Таким образом мог бы юноша, одаренный быстротою бега, возвестить находящимся в дальнем расстоянии о нынешнем собрании нашем и о том, о чем мы беседуем, прежде нежели кто-нибудь из нас пришел в то место. Сказанное может быть объяснено фактами. Если кто из Фиваиды или из города какой-либо другой страны отправится в путь, то демоны, увидев его идущим, могут по причине вышеупомянутой быстроты своей, предсказать о пришествии его. Таким же образом предсказывают они о наводнении Нила, когда увидят, что в Эфиопии пошли большие дожди, от которых река, наполняясь, обыкновенно выступает из русла, они перебегают в Египет и возвещают о наступлении наводнения. Это могли бы легко возвещать и человеки, если б они были одарены от природы такою быстротою". Pag. 141. 47 По иному чтению: "Демоны, осматривая все с величайшим тщанием, передают друг другу вести, быстро перебегая. Если случится, что начатое, по мановению Божию, не будет приведено к концу, то есть, если путешественник воротится с половины дороги или разнесены будут ветром дождевые облака, тогда открывается обман вместе и обманывавших и тех, которые верили им". Pag. 141-142. 48 Состоянием естественным Отцы называют то состояние, в котором человеки сотворены; состояние падения они называют нижеестественным. 49 По иному чтению: "Вид святых Ангелов - приятный и спокойный: они не спорят между собою, не кричат - столько тихи, что не слышится голос их. Являясь с благостью и тихостью, изливают в душу радость, наслаждение, извещение". Pag. 142. 50 Человек при видении духов - так как это состояние находится вне обычного порядка - не может тотчас дать себе верного отчета, совершается ли видимое им на самом деле, или это - только видение (Деян. 12:9)! 51 Иное чтение, местами вписанное здесь в выносках, есть перевод греческого текста на латинский Евагрием. Этим чтением пользовался святый Димитрий Ростовский, составляя жизнеописание преподобного Антония Великого. Евагрий сознается в недостаточной точности своего перевода; но перевод этот, будучи сделан иноком, имевшим опытное знание отшельнической жизни, имеет свою цену. 52 Слово 55. 53 Четьи-Минеи, житие преп. Исаакия 14 февраля, житие преп. Никиты 31 января. 54 Четьи-Минеи 1 сентября. 55 Пр. Макария Великого беседа 26, гл. 3. 56 Гл. 73 Доброт., ч. 2. 57 Такое поклонение воздал диаволу, явившемуся в виде Христа, Пр. Исаакий Печерский, и страшно пострадал. 58 Апреля в 22 день. 59 Последняя из глав зело полезных пр. Григория Синаита. Доброт., ч. 1. 60 Рукопись. 61 Четьи-Минеи, житие пр. Пахомия Великого, мая в 15 день. 62 Слово 7, гл.7. 63 Лествица, Слово 27. Пр. Нила Сорского Слово 11, Пролог января в 9 день, о монахе, прельщенном бесами, житие пр. Никиты Печерского, Четьи-Минеи 31 января. 64 Пр. Нил Сорский, Слово 11, так рассуждают и прочие наставники христианского подвижничества. 65 О слепоте духа много говорит Святый Тихон Воронежский в келейных письмах своих. Томы 14 и 15. 66 Доброт., ч. 3. 67 Св. Исаак Сирский, начало 59 Слова. 68 Изречение пр. Иоанна Колова, Алфавитный Патерик. 69 Алфавитный Патерик. 70 Иноков Каллиста и Игнатия о безмолвии и молитве, гл. 68, Добротолюбие, ч. 2. 71 Лествицы, Слово 4, гл.35. Этого же мнения и все св. Отцы. 72 Слово о трезвении, гл.43. Доброт., ч.2. 73 Слово 38. 74 Ответ на вопрос 59. 75 Ответ на вопрос 21 76 Слово 4, гл. 13. 77 О духовном ощущении, см. Беседу 8, пр. Макария Великого и 1 Слово пр. Симеона, Нового Богослова. 78 Пр. Кассиана Римлянина, Слово о рассуждении, Доброт., ч.4. 79 Алфавитный Патерик. 80 Авва Дорофей, поучение о еже не оставляти свой разум. 81 Гл. 33. Доброт., ч.1. 82 Предисловие к Уставу. 83 Эта мысль обретается в житии старца Паисия Величковского, искуснейшего наставника иноков, скончавшегося в конце XVIII столетия. Житие и писания его изданы Оптиною Пустынею в 1847 году. 84 Алфавитный Патерик, в житии пр. Иоанна Колова. 85 Там же, в житии Антония Великого. 86 Член XVIII. 87 Беседа 22. 88 Беседа 7. 89 Беседа 4, гл. 9; Слово 5, гл. 6. 90 Беседа 7, гл. 6, 7. 91 Слово 6, гл. 8. Описывая сверхъестественные действия Божественной благодати во время молитвы, великий Макарий говорит: "В той час случается человеку, что с исхождением из уст молитвы исходит купно из него душа". Очевидно, что это случалось с самим святым Макарием. 92 В наше столетие, сколько известно писавшему это Слово, два инока сподобились зреть душу свою, исшедшею из тела во время молитвы: Сибирский пустынник, монах Василиск, скончавшийся в 1825 году, и Никифоровской пустыни схимонах Игнатий, скончавшийся в 1852 году. Последний лично открыл о себе писавшему Слово, а с ближайшими учениками первого составитель Слова удостоился сожительства и о Господе дружбы. 93 Известно, что духовные мужи и духовные письмена со всею точностью излагают мысль Духа, весьма часто употребляя слово современного человеческого общества как понятное всем, нисколько не заботясь, в каком виде эта мысль принята ученостью человеческою. Так изрек Иисус Навин: "да станет солнце" (Нав. 10:12), и день продлился более обыкновенного: сила Божия отозвалась духовному слову Веры, немоществовавшему плотью, и тщетны возгласы человеческой учености, критикующей материальную точность слова, вызвавшего сверхъестественное событие! Вникнув в писания Отцов, найдем, что словом "дух", по современному им понятию, весьма недавно утратившемуся, всегда именовались газы и пары, наиболее воздух, ветер и человеческое дыхание. Преп. Григория Синаита, гл. 1 из 15 глав "О безмолвии и о двух образах молитвы". Доброт., ч. 1. 94 Духовное видение духов благодатною чистотою ума и сердца несравненно выше видения духов очами телесными, или душевыми, когда эти очи видят только наружный образ духов. При последнем видении неопытный зритель почти всегда повергается или обману, или душевному бедствию. Видение духовное, напротив того, есть плод благочестивой подвижнической жизни, осененной Божиею благодатию и Божиим благоволением. Оно преисполнено душевной пользы, потому что оно видит свойство духов, образ действия их, и потому охраняется от духов лукавых, как и святый Апостол Иоанн сказал: "рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему" (1Ин. 5:18). 95 Смотри толкование блаженного Феофилакта, епископа болгарского, на Евангелие от Иоанна, главу 3, стих 8. Также преподобный Григорий Синаит говорит: "Дух идеже хощет дышет" (глаголет Господь), прияв пример от дыхания чувственного ветра". Глава 3 из 15 вышеприведенных глав. 96 "Бестелесным и невещественным, - говорит святый Иоанн Дамаскин, - называется ангел по сравнению с нами. Ибо все, в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно". Точное изложение Православной веры, книга 2, глава III "Об Ангелах". "По естеству, - говорит тот же Святый, - бестелесен только Бог: Ангелы же, демоны и души бестелесны по благодати и в сравнении с грубым веществом". Там же, гл. 12 "О человеке". "Ниже премудрии премудростию своею, - говорит святый Макарий Великий, - ниже разумнии разумом своим возмогли поняти тонкость души, или сказати, каким образом она существует, кроме тех, которым чрез Духа Святаго открыто постижение и точное души познание. Но ты здесь размысли, разсуди и внемли, и слыши, что она есть? Той есть Бог, а она не Бог; Той Господь, а она раба; Он Творец, а сия тварь; Тот Создатель, а она создание; нет никакого подобия между естеством Того и сея". Беседа 49, глава 4. - "Хотя мы называем, - говорит преподобный Кассиан Римлянин, - многие существа духовными, каковы Ангелы, Архангелы и прочие Силы, также самая душа наша, или каков этот тонкий воздух, но их никак не должно признавать бестелесными. Они имеют соответственно тело, в котором существуют, хотя несравненно тончайшее нашего тела. Они суть тела, по мнению Апостола, который сказал: "и телеса небесная, и телеса земная", и опять: "сеется тело душевное, востает тело духовное" (I Кор. 15:40, 44), чем ясно указуется, что бестелесен один только Бог". Собеседование 7, гл 13. - Преподобный Кассиан чествуется святою Православною Церковию в лике святых угодников Божиих (память его 29 февраля), хулится и причисляется к еретикам полупелагианам папистами за то, что он еще в начале V века обличал римлян в отступлениях, в которых впоследствии они обличены были шестым Вселенским Собором, и фактически доказывал, что христианство несравненно совершеннее развито на Востоке, чем на Западе. Сочинения преподобного Кассиана изданы, при пространных комментариях, иезуитом Аллардом Газеем. Издатель разделяет нерасположение своей секты к Преподобному, критикуя во многих местах его сочинение святое. Критикует он и мнение Преподобного, что духи суть тонкие тела (Собес. 7, гл 13, примечание б, и Собес. 8, гл. 12, примечание а). Аллард называет это мнение парадоксом (учением новым, странным) и сумасбродством, противопоставляет этому мнению мнение, как называет его, общепринятое, что ангелы вполне бесплотны, вполне духовны, невещественны. Критика, сама по себе не заслуживающая никакого внимания! К сожалению, и у нас некоторые участвуют в темном и неопределенном мнении иезуита и западных умствователей насчет бестелесности сотворенных духов. Священное Писание и святые Отцы постоянно называют их бесплотными и невещественными, но так называют их только относительно: относительно к грубым телам человеческим и к грубому миру вещественному, а отнюдь не относительно к Богу - единому Духу. Един Бог - вполне Дух. Ангелы как святые, так и падшие подчинены времени и пространству. Понятие о подчинении пространству неразлучно от понятия о подчинении форме. Отвергнув понятие о подчинении ангелов пространству, должно или вовсе отвергнуть их существование, или признать их беспредельными, т.е. приписать им вездесущие Божеское. Только две неопределенные величины - ничто и бесконечное - не подчиняются никакой форме; всякая, напротив того, определенная величина, как бы ни была велика или мала, непременно имеет форму, по самой определенности своей. Согласившись, что ангелы ограничены, необходимо должно принять и то, что они, по отношению к пространству, имеют форму, а по отношению к тонкости естества имеют известную степень этой тонкости, т.е. неизбежно суть тела, как бы эти тела ни были тонки. Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. "Бога никтоже виде нигдеже" (Ин. 1:18). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне дух. Такой Дух - Существо, несравнимое ни с каким существом созданным, единое существо в точном смысле - есть Бог. Не один преподобный Кассиан был того мнения, что ангелы имеют тонкие тела, но и все те угодники Божии, которые сподобились видеть лицом к лицу Ангелов света и видели ангелов тьмы. Многие из них претерпели лютые биения от бесов (например, Антоний Великий); другие, получив силу от Бога, подвергали биению падших ангелов (см. Житие св. Андрея 2 октября, житие св. Мученицы Иулиании 21 декабря). Как бы могло это осуществиться, если б падшие ангелы вполне были бестелесны, как говорит о них западный писатель? Напротив того, их явную борьбу со Святыми только и можно объяснить, приняв, что они имеют тонкие тела. Аллард говорит, что преподобные отцы египетского Скита заимствовали мысль о тонкой телесности духов у греческого философа Платона (Collatio 7, cap. 13), но великий Макарий, основатель этого Скита, как выше приведено, утверждает, что познание о тонкости существа души, а потому и духов, скрыто от премудрых земли, а доставляется единственно Святым Духом. Учение о сотворенных духах, принятое российскою Церковию и всею восточною Православною, изложено, хотя кратко, но весьма ясно и определенно в Догматическом Богословии Православной, Кафолической Восточной Церкви, которое, по определению Святейшего Синода, служит учебным руководством в российских семинариях. "Они (духи), сказано в Богословии, бестелесны. Впрочем святые Отцы понимают бестелесность ангелов в смысле ограниченном, именно, что они бестелесны только по сравнению с нами, облеченными грубою и тяжкою плотью. Святый Иоанн Дамаскин говорит: бестелесным и невещественным называется ангел по сравнению с нами. Ибо все, в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество в строгом смысле невещественно. Они - невидимы. Впрочем и сие свойство принимается Отцами ограниченно: ангел, душа, демон, - говорит святый Дамаскин, - хотя и не имеют грубости телесной, но также имеют вид и ограниченность, свойственную своей природе. Одно Божеское существо неописанно, совершенно безвидно, необразно и неограниченно". Гл. 97, с. 95 и 96, изд. 7, 1857 года. 97 Умы некогда сущии и тии (демоны), и безвеществия онаго и тонкости отпадше, вещественную некую дебелость кийждо имать, по чину или действу втелесеваемь, по немуже действу укачествися: понеже бо и тии, подобие человеку, ангельскую сладость погубльше, наслаждения Божественнаго лишишася, и в персти, якоже и мы, наслаждение имут, вещественни некако и тии бывше вещественных страстей навыкновеньми (приятием). И чудитися недостоит, понеже и наша душа, создана бывши по образу Божию, словесна же и умна, не познавши же Бога, скотна соделася и нечувственна, и мало не безумна вещественных дел наслажденьми: обаче бо навыкновение (в рукописи: имство, т.е. приятие чего-либо извне естества) претворяти естество и изменяти действо к произволению". Преподобного Григория Синаита гл. 123. Доброт., ч. 1. Каким образом естество, чрез принятие чего-либо извне себя, подчиняется действию этого, чуждого естеству, с очевидностью можно заметить при принятии пищи и пития. Праотцы, преступив заповедь Божию, тотчас подчинились действию зла, произвольно ими принятого, хотя оно было и неестественно им. 98 Известно, что ближайшие части предмета к глазу кажутся ему больше, а отдаленные меньше. На этом свойстве глаза нашего основана наука: Дескриптивная, или Начертательная Геометрия. 99 Беседа 16:8. 100 Рукопись Молдавского Нямецкого монастыря, имеющаяся у составившего Слово и содержащая житие и сочинение преподобного Григория Синаита на славянском языке, гл. 10; также Доброт. ч. 1. 101 Житие преподобного Василия Нового. Четьи-Минеи 26 марта. 102 Четьи-Минеи 24 мая. 103 Рукописное житие Преподобной. 104 Доброт., ч. 1. Главы, краегранесием в греческом писании расположенные, зело полезные, гл. 11. 105 Житие преподобного Симеона Дивногорца. Четьи-Минеи 24 мая. 106 Житие святого Андрея. Четьи-Минеи 2 октября. 107 Житие преподобного Василия Нового. Четьи-Минеи 26 марта. 108 Святый Петр Дамаскин. О первом разуме, и о том, како подобает начинати оный. Книга 1. Доброт., ч. 3. 109 Смотри толкование сего стиха в Псалтири издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями, заимствованными из святых Отцов и помещенными в начале и в конце псалмов и на брезе. 110 По воскресении и тело будет духом. Преп. Макарий Великий, слово 6, глава 13. 111 Ад, тартар - слова греческие, означающие низменное, весьма глубокое место. Им соответствует славяно-русское слово: преисподняя. Геенна - слово еврейское, собственное имя глубокого оврага, находящегося близ Иерусалима. 112 "Земля еси, и в землю пойдеши". Святая Церковь относит этот приговор Божий преимущественно к душе человека, который за преступление заповеди Божией обречен на погребение в земле и телом и душою; приговор падает всею тяжестью на душу, которая, и по разлучении с телом, сохраняет при себе способности мышления и ощущения, которая одна чувствует на себе действие приговора; тело, по разлучении его от Души, упокоевается в решительном нечувствии. Тропарь 2-й песни 5 канона на утрени в неделю 7-ю по Пасхе. Святый Афанасий Великий в Слове на Пасху говорит: "Человеческое естество, соединенное с Божеским (в лице Спасителя), привело в трепет преисподнюю. Воскликнул ад в сретение Похитителю умерших: Зачем Ты извращаешь определение, сделанное Тобою же в раю? Зачем расторгаешь рукописание, написанное и скрепленное против естества человеческого? Я знаю определение, справедливо произнесенное на человеков: "Земля еси, и в землю отыдеши". Opera omnia sancti Athanasii, Tom 4, Pag.l,079 и 1,680. 113 Точное изложение Православной Веры, кн. 3, гл. 29. 114 Поучение 14, гл. 17 и 20. 115 Собрание Поучений, составлено Редакциею Воскресного чтения при Киевской Духовной Академии. Том 1. 116 Похвала к 56 стиху CXVIII псалма. 117 К стиху 17. 118 К ст. 25. 119 К ст. 48. 120 К ст. 53 121 К ст. 59. 122 К ст. 80. 123 К ст. 58. 124 К ст. 117. 125 К ст. 160. 126 К ст. 46. 127 К ст. 47. 128 Песнь 1, троп. 3. 129 Триодион. 130 2 стихира в понедельник Светлыя Седмицы вечера. 131 1 стихира во вторник Светлой Седмицы вечера. 132 Тропарь 1 песни 8 канона утрени в 4 неделю по Пасхе. 133 Тропарь 2 песни 3 канона на утрени в 4 неделю по Пасхе. 134 Тропарь 2 песни 7 канона на утрени в 5 неделю по Пасхе. 135 Припев на 9 песни в Воскресенье. 136 Тропарь 2 песни 5 канона на утрени в неделю 7 по Пасхе. 137 Тропарь 2 песни 6 канона на утрени в 7 неделю по Пасхе. 138 Тропарь 2 песни 8 нона на утрени в неделю Всех Святых. 139 Воскресная стихира на хвалитех 8 гласа. 140 Воскресный икос 7 гласа. 141 Ирмос 6 песни 2 гласа. 142 Служба по вся дни канона песнь 4. 143 Чин погребения священников. 144 Лествицы степень 7-я о радостотворном плаче. 145 Святый Афанасий Великий положительно утверждает о местонахождении ада внутри земли (вышеприведенная цитата; также послание к Антиоху, ответ на вопрос 19). Того же мнения и святый Василий Великий (на пророка Исайю, гл. V, 14). Святый Кирилл Александрийский, как ниже будет видно, признавал ад во внутренности земли; там указывают его и другие Отцы. Соотечественник наш, святый Димитрий Ростовский, говорит: "На страшном судищи Христос Бог наш егда речет на грешники: идите от Мене проклятии в огонь вечный: и в той час под грешники земля разступится, якоже разступилася под Кореем, Дафаном и Авироном при Моисеи, и тогда впадут вси грешнии во ад, - потом паки земля в место сомкнется. Грешницы же будут во аде под землею, яко в сосуде железне тесне заперты и во веки неисходны". Часть 2, поучение второе на вход в Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 146 Святый Иоанн Златоустый говорит: "В каком месте, спрашиваешь, будет геенна? Полагаю, вне всего этого мира. Как царския темницы и рудокопии бывают вдали, так и геенна будет вне этого мира. Станем искать не того, где она находится, но средств избегать ее. (Толкование на послание к Римлянам. Беседа 31. Opera omnia Chrysostomi). Этому мнению помещение ада во внутренности земли нисколько не противоречит, напротив того, подтверждает его: какой может быть более удобный способ скрыть ад от взоров вселенной, как не погребение его в недрах земли? Главы 16 Евангелия от Луки, стих 22-й в некоторых греческих изданиях читается так: "умер и богатый, и похоронили его во аде". Впрочем, и при чтении, принятом грекороссийскою Церковию, слова Господа о богаче "погребоша его" имеют то значение, что богач был душею низведен во ад. - Так объясняются эти слова блаженным Феофилактом. Златоустый, не одобряя одно любопытство при определении места аду, не только не воспрещает тех размышлений и изысканий о аде, которые приводят к страху Божию и уклонению от зла, но и завещает непрестанно погружаться в них, непрестанно иметь пред очами геенну огненную, ожидающую беззаконников. Слово 1-е о покаянии к Димитрию. Во времена, последующие Златоустому, Церковь выразила свое мнение о местонахождении ада со всею определенностью, огласила и оглашает его Божественными песнопениями и чтениями во всеуслышание и научение народа.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar