- 281 Просмотр
- Обсудить
Примечания 1 (к названию статьи) Пс. 1. 2 Пс. 1, 1. 3 Пс. 1, 2. 4 Пс. 33, 9. 5 Пс. 118, 104, 10, 32, 47, 72, 127, 11, 162, 36. 6 Пс. 18, 3. 7 Пс. 1, 3. 8 Пс. 118, 63. Так объяснен этот стих прп. Пименом Великим, см. Патерик Скитский. 9 Лк. 21, 19. 10 Сир. 4, 12-17. 11 Сир. 4, 18-21. 12 Деян. 1, 7. 13 Ин. 7, 38-39. 14 Пс. 1, 3. 15 Пс. 1, 3. 16 Пс. 1, 4. 17 Пс. 1, 5. 18 Апок. 20. 19 Св. Исаак Сирин. Слово 38. 20 Рим. 8, 4. 21 Мф. 5, 8. 22 Пс. 1, 6. 23 Пс. 1, 6. 24 Преподобный Ефрем Сирин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе, в литературной форме того времени. Эта повесть читается по указанию церковного Устава, на утрени во вторник Страстной недели. 25 Благодарение Богу составляет часть умного иноческого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся – и приятное, и скорбное. Это делание завещано Апостолом от лица Господня: "о всем благодарите," сказал Апостол: "сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас" (1 Сол. 5, 18). Делание благодарения объяснено с особенной удовлетворительностью в ответах прп. Варсонофия Великого. 26 Быт. 32. 27 Быт. 33. 28 Быт. 34-35. 29 Быт. 34-35. 30 Быт. 37. 31 См. Главы зело полезные Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие, ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие Отцы Церкви. 32 Пс. 1, 19. 33 Быт. 37, 25. 34 Мф. 26, 15. 35 Быт. 39. 36 Быт. 40. 37 Быт. 41. 38 Porro ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis. 39 Ин. 6. 40 Записки на книгу Бытия московского митрополита Филарета. 41 Быт. 42. 42 Быт. 43. 43 Пс. 22, 5. 44 Быт. 44. 45 Быт. 45. 46 Быт. 46. 47 Быт. 47. 48 Записки на книгу Бытия московского митрополита Филарета. 49 Евр. 11, 21. 50 Быт. 48. 51 Преподобный Исаак Сирин. Слово 1. 52 Быт. 50. 53 Преподобный Кассиан Римлянин. О гневе, Добротолюбие, ч. 4. 54 Ин. 6, 51. 55 Флп. 3, 1. 56 Слово 2. 57 Лк. 21, 19. 58 Лк. 8, 15. 59 Мф. 24, 13. 60 Евр. 10, 38. 61 Евр. 6, 2. 62 Ин. 1, 5. 63 Кор. 13,13. 64 1 Ин. 4, 8. 65 Рим. 5, 5. 66 1 Кор. 3, 16. 67 Лев. 10, 1-2. 68 Слово 28, гл. 45, по переводу Паисия Нямецкого. 69 Ис. 50, 11, по объяснению прп. Варсонофия Великого, Ответ 158. 70 Мф. 22, 13. 71 1 Кор. 12, 31. 72 1 Кор. 13, 1-3, 8-10. 73 Кол. 3, 14. 74 1 Ин. 4, 7. 75 1 Ин. 4, 16. 76 1 Ин. 4, 13. 77 Рим. 5, 5. 78 Слово 48. 79 Ин. 15, 10, 4, 6. 80 Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 5. Доброт. ч. 2. 81 Рим. 8, 12, 8, 7, 6. 82 Каллиста и Игнатия, гл. 6. 83 Апок. 3, 20, 21. 84 1 Ин. 3, 6. 85 Слово 72. 86 Слово 5-е. 87 Кол. 3, 5. 88 Слово 2-е 89 Пс. 2, 11. 90 Пс. 33, 12. 91 Иер. 32, 40. 92 Пс. 110 , 10. Притч. 1, 7. 93 Сир. 1, 18, 11, 13. 94 Пс. 111, 1, 2. 95 Пс. 127, 1. 96 Пс. 33, 8, 10. 97 Слово 49. 98 Пс. 118, 38, 102. 99 Ис. 11, 2. 100 Мф. 5, 22, 25, 26, 29. 101 Мф. 6. 15. 102 Лк. 12, 16-20. 103 Мф. 10, 28. 104 Лк. 12, 5. 105 Лк. 12, 35, 36, 37. 106 Мк. 13, 37. 107 Иов. 4, 14. 108 2 Пет. 3, 10. Апок. 6, 14. 109 1 Сол. 4, 16. Ин. 5, 28. 110 Прп. Нил Сорский. Слово 7. 111 1 Кор. 4, 4. 112 Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. 113 Слово 1. 114 Пс. 110, 10. 115 Быт. 22, 12. 116 Пс. 118, 63. 117 Алфавитный Патерик. 118 Cassianus lib. IV. De instititutis, renuntiantiam, cap. XXXIX. 119 Мф. 10, 38. 120 Сар. 35. 121 Гал. 5, 24. 122 Пс. 18, 10. 123 1 Ин. 4, 18. 124 1 Ин. 4, 18. 125 Прп. Авва Дорофей. Поучение 4 о страхе Божием. 126 Пс. 88:8. 127 Ин. 15, 9, 10. 128 Флп. 2, 8. 129 Ин. 12, 49, 50. 130 Ин. 16, 21, 23, 24. 131 Прп. Макарий Великий, Беседа 37, гл. 2, 3. 132 Мф. 13, 44. 133 Рим. 3, 23, 24. 134 1 Кор. 2, 9. 135 Ин. 6, 51, 33. 136 Ин. 6, 51. 137 Ин. 4, 8. 138 Лк. 22, 30. 139 Пс. 103, 15. 140 Мф. 11, 28. 141 Письма затворника Георгия, ч. 2, письмо 37, издание 1860. 142 Слово 89. 143 Ин. 21, 20. 144 Ис., 1, 10. 145 Втор. 32, 9. 146 Лк. 15, 18, 19. 147 Лк. 15, 20. 148 Мф. 8, 8. 149 Лк. 18, 13. 150 Св. Исаак Сирин. Слово 55-е. 151 Пс. 104, 7. 152 Пс. 18, 10. 153 Пс. 147, 1, 2. 154 Пс. 147, 8. Быт. 32, 28. Как Иаковом, так и Израилем назван здесь народ Израильский по имени своего родоначальника, который при рождении наречен Иаковом, и переименован Израилем после того, как сподобился Боговидения. В духовном смысле Израилем называются христиане, достигшие значительного духовного преуспеяния. 155 Пс. 147, 9. 156 Св. Исаак Сирин, Слово 56. 157 Пс. 35, 7. 158 Пс. 17, 22, 23. 159 Пс. 118, 108. 160 Пс. 118, 7. 161 Пс. 9, 25, 26. 162 Пс. 118, 120. 163 Мф. 10, 29, 30. 164 Пс. 16, 2. 165 Пс. 118, 137. 166 Рим. 11, 33. 167 Рим. 11, 32. 168 Ожесточение, нечувствие, ослепление ума и сердца. 169 Рим. 11, 8. 170 Пс. 17, 12. 171 Прп. Авва Дорофей, поучение 11. 172 Ин. 13, 2-27. 173 Деян. 3, 14,15,18. 174 Деян. 4, 25-28. 175 "Ангелы, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – называются бестелесными и невещественными в сравнении с нами. В сравнении же с Богом, единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным". Изложение православной Веры, книга 2-ая, гл. 3, Об Ангелах. Наука, в современном развитии ее, определяет со всей отчетливостью, что все ограниченное – по необходимости – и вещественно. 176 Мф. 18, 7. 177 Рим. 9. 178 Св. Иоанн Дамаскин, Изложение Православной Веры, Книга 2, гл. 3, Об Ангелах. 179 Быт. 1, 5. 180 Физика. 181 Пс. 138, 16. 182 Ин. 1, 1-2. 183 Патерик Скитский. 184 Св. Иоанн Дамаскин, Изложение Православной Веры, книга 2, гл. 3, об Ангелах. 185 Св. Иоанн Дамаскин, Изложение Православной Веры, книга 4, гл. 13. 186 Исх. 3, 1. 187 Это относится к одним плотским людям, в которых душа не оживлена действием Божественной благодати. Оживленные этим действием имеют о душе более ясное понятие. 188 Гипотезы. 189 Трупом называется тело человеческое в первых степенях разложения по оставлении его душой, но еще не разложившееся окончательно. 190 Декарт и его последователи признают душу субстанцией, совершенно противоположной телу, не имеющей с ним ничего общего, не имеющей никакого отношения к пространству и времени: мы признаем такой субстанцией единого Бога. 191 Точное изложение Православной Веры св. Иоанна Дамаскина, книга IV, гл. 13. 192 Мф. 6, 27. 193 Мф. 5, 36. 194 Ин. 1, 2. 195 Ин. 7, 31-36; 14, 6. 196 Быт. 2, 5, 6. 197 Быт. 3, 16. 198 Быт. 3:16-19. 199 Пс. 50, 7. 200 Ионы. 2:7. 201 Апок. 22, 11, 15. 202 Быт. 2, 7, 22; 3, 11, 12. Пс. 118, 125; 89, 13, 16; 37 и пр. 203 Рим. 5, 10. 204 2 Петр. 3, 8. 205 Ин. 6, 38. 206 Ин. 18, 11. 207 Филип. 2, 6-8. 208 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского 17-го стиха 14-й главы Евангелия от Луки. 209 Ин. 5, 30. 210 Мф. 26, 37. 211 Мф. 26, 38. 212 Мф. 26, 39. 213 Лк. 22, 44. 214 Мф. 26, 39. 215 Лк. 22, 42 216 Мф. 26, 52-54. Многочисленнейшая армия Римлян, владык вселенной, простиралась до 12-ти легионов. Очевидно, что здесь намерение Слова Божия состояло в том, чтобы выразить понятие о таком воинстве, которое многочисленнее и сильнее всякого человеческого войска 217 Ин. 19, 10,11. 218 Ин. 19, 11. 219 Мф. 16, 22, 23. 220 Деян. 1, 7. 221 Флп. 2, 5-8. 222 Удобно запинающий нас. 223 Не обратив внимания на нанесенное Ему бесчестие. 224 Поругание. 225 Евр. 12, 1-3. 226 Евр. 13, 12,13. 227 Евр. 12, 5,6. 228 1 Пет. 2, 21. 229 1 Пет. 2, 20,21. 230 1 Пет. 4, 12. 231 1 Пет. 4:13. 232 1 Пет. 4. 17. 233 1 Пет. 4, 18. 234 1 Пет. 4, 17. 235 1 Пет. 4, 18. 236 1 Пет. 5, 5. 237 1 Пет. 5, 6,7. 238 1 Пет. 4, 19. 239 Евр. 12, 8. 240 2 Кор. 12, 7. 241 С особенною ясностью видно это из книги Иова. Праведник сперва исчислял свои добродетели, и представил их в прекрасной, живописной картине; когда же он очистился и усовершился скорбями, тогда изменилось в нем понятие о себе: он увидел себя как бы исчезнувшим пред величием Божества, признал себя землей и пеплом. 242 Пс. 118, 75. 243 Пс. 118:39. 244 Пс. 118, 71. 245 Пс. 118, 30. 246 Пс. 118, 102, 52, 43, 175, 165. 247 Пс. 118, 102. 248 Пс. 118, 52. 249 Пс. 118, 43. 250 Пс. 118, 175, 105. 251 Кор. 11:32. 252 1 Пет. 3, 10. 253 Каллиста Катафигиота, Доброт., ч. 4, гл. 3. 254 Брат просил преподобного Сисоя Великого сказать ему слово на пользу. Старец отвечал ему, что монах должен быть ниже идолов. На вопрос же брата, что бы значило быть ниже идолов, старец сказал: Писание говорит об идолах, что "они уста имут и не глаголют, очи имут и не видят, уши имут и не слышат": таковым должен быть и монах. И как идолы суть мерзость, так и монах да помышляет о себе, что он – мерзость. Патерик Скитский, буква С. 255 Ин. 6, 60. 256 Мф. 10, 39. 257 Ин. 12, 25. 258 Кол. 3, 14. 259 Кол. 2, 8 260 Ин. 15, 5. 261 Евр. 10, 22. 262 Пс. 37, 5. 39. 13. 263 Пс. 39, 13. 264 Пс. 37, 6, 8, 11. 265 Пс. 14, 22. 266 Быт. 3, 23-24. 267 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 268 1 Цар. гл. 3. 269 Подражание, Московского издания, 1834 г., кн. 3, гл. 2. В указываемом нами месте западного писателя разгорячение, самомнение и самообольщение выставляются так ярко и живописно, что признается нелишним представить вниманию читателя самый текст: "Говори, Господи, ибо раб Твой слышит. Я – раб Твой! Вразуми меня, да познаю свидетельства Твои. Приклони сердце мое к словам уст Твоих, и да снидет, как роса, глагол Твой. Сыны Израилевы говорили некогда Моисею: говори ты к нам, и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, дабы нам не умереть. Не так, Господи, не так молю я! Но паче с пророком Самуилом смиренно и ревностно умоляю: говори, Господи, ибо раб Твой слышит. Да не говорит мне Моисей или другой кто из пророков: но паче говори Ты, Господи Боже, дарующий вдохновение и просвещение всем пророкам. Ты один, без них, можешь совершенно научить меня; они же без Тебя не могут иметь никакого успеха. Могут звучать слова их, но Духа не сообщают! Они изящно говорят, но, когда Ты молчишь, не воспламеняют сердца! Они передают буквы, но Ты отверзаешь смысл! Они изрекают таинства, но Ты отверзаешь разум иносказаний! Они объявляют Твои веления, но Ты подаешь силу к исполнению! Они показывают путь, но Ты даешь крепость проходить его! Они действуют только извне, но Ты наставляешь и просвещаешь сердца! Они орошают внешне, но Ты даруешь плодоносие! Они взывают словами, но Ты даешь слуху разумение! И потому да не говорит мне Моисей! Говори Ты, Господи, Боже мой, вечная Истина. Да не умру и останусь бесплодным, если буду наставляем только наружно, внутренне же не буду воспламенен, и да не будет мне в суд слово слышанное и неисполненное, – познанное, и любовью не объятое, – уверованное и не соблюденное. И так, говори, Господи, ибо раб Твой слышит: Ты имеешь глаголы жизни вечной". Дерзость этого напыщенного велеречия и пустословия наводит ужас и глубокую печаль на душу, воспитанную учением Православной Церкви. Устранено тут покаяние! Устранено сокрушение духа! Тут решительное стремление к ближайшему и теснейшему соединению с Богом! Таково вообще настроение аскетических западных писателей. Один из них, выражая свое неправильное понимание достоинства Божией Матери, заключает исступленное велеричие следующим образом: "Итак! Кинемся в объятия Богоматери!' Противоположно это настроение настроению, которое преподает святая Восточная Церковь своим чадам. "Аще не быхом святые Твоя имели молитвенники, – говорит она в одном из песнопений своих, – и благостыню Твою милующую нас, како смели быхом, Спасе, пети Тя, Его же славословят непрестанно Ангели”. (Тропарь на Великом Повечерии). В другом песнопении она говорит: "К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смирении, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице помози, на ны милосердовавши! потщися: погибаем от множества прегрешений! не отврати твоя рабы тщы: тя бо и едину надежду имамы" (Канон молебный ко пресвятой Богородице). Непонятно состояние самообольщения и бесовской прелести для тех, которые не воспитаны духовным подвигом по преданию Православной Церкви: признают они это бедственное состояние за состояние самое правильное, благодатное. Потрудившийся перевести "Подражание" с латинского языка на русский поместил в конце книги свои наставления для читателя. Указывая на 2-ю главу 3-й книги, на эту живопись самообольщения и самомнения, он советует перед всяким благочестивым чтением приводить себя в настроение, изображенное в этой главе. Очевидно, что таким настроением предоставляется свобода объяснять Священное Писание по произволу, снимается обязательство последовать объяснению, сделанному святыми Отцами и принятому Церковью. Это – догмат протестантизма. 270 Прп. Григорий Синаит. О прелести и пр. Доброт., ч. 1. Св. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 73. Доброт., ч. 2. 271 Ин. 16. 13. 272 Лк. 17, 20. 273 Прп. Исаак Сирин, Слово 55. 274 Его же слово 36. 275 Пс. 50. 5. 276 Пс. 37. 19. 277 Пс. 50. 278 Св. Исаак Сирин, Слово 21. 279 Быт. 1, 26. 280 Быт. 1, 25. 281 Быт. 1, 31. 282 Св. Димитрий Ростовский. Летопись. 283 Тропари по Непорочных в субботу, гл. 5. Псалтирь с возследованием. 284 Ин. 14, 9-10. 285 Лк. 24, 49. 286 Ин. 14, 17. 287 Еккл. 1, 15. 288 1 Кор. 2, 16. 289 Ин. 14, 8. 290 Рим. 8, 15-16. 291 1 Кор. 11, 1. 292 Рим. 13. 14. 293 Ин. 15. 4-5. 294 Ин. 6, 56. 295 Гал. 2, 20. 296 I, 5 297 I, 5. 298 I, 6, 7. 299 I, 19. 300 II, 5. 301 1Тим. II, 8. 302 II, 11, 12. 303 Тим. III, 6, 7. 304 III, 16. 305 Прп. Макарий Великий. Беседа 4, гл. 9. 306 Тим. IV, 1. 307 IV, 8. 308 IV, 9. 309 IV, 10. 310 Прп. Макарий Великий. Беседа 8, гл. 6. 311 Матф. X, 38, 39. 312 Прп. Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2, 4. 313 Опытное доказательство сказанного видим в святом мученике Арриане. Он, будучи идолопоклонником, в сане игемона, обагрил себя кровью многих святых мучеников, потом уверовал во Христа и веру запечатлел торжественным исповедованием ее и своей кровью. Четьи-Минеи. Страдание св. мученика Филимона в 14 день декабря, также св. мучеников Тимофея и Мавры 3 мая. 314 IV, 12. 315 IV, 14, 15, 16. 316 VI, 5. 317 IV, 6. 318 V, 9. 319 V, 10 320 V, 11. 321 Марк. IX, 21. 322 V. 12, 13. 323 Слово 26. 324 V, 21. 325 VI, 4, 5. 326 VI, 4. 327 Матф. XXV,12, VII, 23. 328 VI, 6. 329 VI, 7, 8. 330 VI, 9, 10. 331 VI, 20. 332 Иоанн. III, 17. 333 Иоанн. I, 5. 334 Иоанн. III, 20, 19. Тимоф. VI, 11, 16. 335 Слово 4. 336 Иоанн. VI, 27. 337 Лук. XVII, 21. 338 Матф. VI,33. 339 Рим. XII, 2. 340 Ефес. VI, 18. 341 Флп. 4, 6. 342 1 Пет. 4, 7; 5, 7. 343 Мф. 6, 31, 33. 344 Лк. 16, 10. 345 Еф. 4, 13. 346 Пс. 118. 128. 347 Лк. 18. 348 Деян. 6, 2-5. 349 Слово 4. 350 Пс. 4, 8. 351 Лк. 7, 21 – Слово 3, гл. 1. 352 Лествица. Заглавие 28 Слова. 353 Мф. 15, 19, 20. 354 Мф. 23, 26. 355 Еккл. 10, 4. 356 Притч. 10, 4. 357 Лк. 12, 20. 358 Мф. 5, 3. 359 О трех образах молитвы. Доброт., ч. 1. 360 Так назван он Святыми Ксанфопулами. Доброт., ч. 2, гл. 18. 361 Никифор монах. Слово его, Доброт., ч. 2. 362 1 Кор. 2, 9. 363 Еф. 6, 12. 364 Иак. 4, 4. 365 Доброт. ч. 2. 366 Слово 2. 367 1 Кор. 2, 2. 368 Наставление 11. 369 Наставление 4. По изданию 1844 г. 370 Лк. 18. 7. 371 Лк. 6, 30. 372 Мф. 5, 42. 373 Мф. 19, 21. 374 Мк. 10, 21. 375 1 Тим. 2, 8. 376 Мф. 6, 6. 377 1 Сол. 5, 17. 378 Кор. 10, 15. 379 Лествица. Слово 28, гл. 46. 380 Слово 2. 381 Слово 28, гл. 55. 382 Никифора Монашествующего Слово. Доброт., ч. 2. 383 Доброт., ч. 4. Об авве Филимоне. 384 О третьем образе внимания и молитвы Святого Симеона Нового Богослова. Доброт., ч. 1. 385 Лествица. Слово 4, гл. 2. 386 Лествица. Слово 28, гл. 31. 387 Сир. 6, 18-20. 388 Иак. 1, 6-8. 389 Мф. 9, 13. 390 Мф. 4, 17. 391 Пс. 50, 19. 392 Мф. 5, 3. 393 Мф. 5, 4. 394 Лк. 18, 1-8. 395 Пс. 37, 7. 396 Пс. 37, 7, 8. 397 Пс. 2, 11. 398 Ис. 66, 2. 399 Пс. 101, 18. 400 Ис. 57, 15. 401 Прп.Исаак Сирин. Слово 55. 402 Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году. 403 Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии 1851 г. 404 Св.Исаак Сирин. Слово 89. 405 Он же. Слово 11. 406 Прп. Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Доброт., ч. 1. “Егда видит кого диавол, – говорит святой Григорий, – плачевне живуща, не пребывает тамо, еже от плача, приходящаго смирения бояся". 407 Мф. 18, 3; Лествица, Слово 28, гл. 9. 408 Прп. Мелетий, в Галисийской горе подвизавшийся. Стихотворение о молитве; Лествица, Слово 28, гл. 21. 409 Лествица, Слово 28, 17. 410 Совет старца, иеромонаха Серафима Саровского. О том, что полезно молиться при закрытых глазах, сказано и в 11 наставлении его, о молитве. Издание 1841 года. Москва. 411 Прп. Марк Подвижник. О мнящихся от дел оправдатися, гл. 34. Доброт., ч. 1. 412 Прп. Григорий Синаит. "О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитву". Доброт., ч. 1. 413 Рим. 12, 12; Кол. 4, 2. 414 Прп. Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве. Слово 73. Доброт., ч. 2 и Лествица. Слово 28, гл. 42. 415 Лествица. Слово 28, гл. 45. 416 Прп. Максим Капсокаливи. Собеседование с прп. Григорием Синаитом. Доброт., ч. 1. 417 Пс. 72, 27. 418 Пс. 58, 7. 419 Прп. Симеон Новый Богослов. О первом образе молитвы у прп. Синаита, гл. 131. Доброт., ч.1. 420 Лествица. Слово 28, гл. 59. 421 Там же, гл. 1. 422 Вышеупомянутое стихотворение прп. Мелетия. Слово о сокровенном делании Феолипта, митрополита Филадельфийского. Доброт., ч. 2. 423 1 Цар. 11, 9. 424 Св. Димитрий Ростовский, ч. 1. Внутренний человек, гл. 4. 425 Прп. Макарий Великий. Слово 3, гл. 1. Лествица. Слово 28, заглавие. Согласно сему поучают и другие Отцы. 426 Мф. 6, 33. Св. Исаак Сирин. Слово 5. 427 Лк. 22, 42. 428 Иов. 1, 5. 429 Рим. 8, 26. Св. Исаак Сирин. Слово 21. "Кто достиг (непрестанной молитвы), тот достиг края добродетелей, и соделался жилищем Святого Духа", – сказал св. Исаак. 430 Мнение прп.Пимена Великого. Алфавитный Патерик. 431 1 Сол. 5. 17. 432 Мф. 7, 7. 433 Пс. 120, 4. 434 Мф. 6. 6. 435 Ин. 4, 23. 436 Лк. 1, 48. 437 Слово св. Феолипта. Доброт. ч. 2. 438 Мк. 2, 27. 439 Прп. Матой. Алфавитный Патерик Скитский, буква М. 440 Прп. Исаак Сирин. Слово 17. 441 Ин. 5, 19. 442 Ин. 12, 49. 443 Ин. 5, 30. 444 Новая скрижаль, гл. 1. 445 Последование Утрени, тропарь по Славословии. 446 Пс. 26, 4. 447 Ин. 7, 14. 448 Деян. 3, 1. 449 Сочинения Святителя. Ч. 1. Внутренний человек. 450 Прп. Макарий Великий. Слово 1, гл. 3; Слово 3, гл. 2 и 3. 451 Слово 40. 452 О семи службах см. Новую Скрижаль, ч. 1, гл. 13. 453 Лк. 18, 10. 454 Пс. 50, 19. 455 Пс. 17, 7. 456 Пс. 5, 8. 457 См. житие св. Игнатия Богоносца. Декабрь 20 д., св. Исаака Сирина, слово 71. 458 Рим. 8, 27. 459 Мф. 26, 30. 460 Ин. 11, 41, 42. 461 Деян. 16. 26. 462 Цар. 1, 13. 463 Евр. 13, 15. 464 Еф. 5, 19. 465 1 Кор. 14, 8, 9. 466 Предисловие от Писаний святых Отцов о мысленном делании, сердечном и умном хранениии и проч. 467 Внутренний человек, гл. 3. 468 Слово 40. 469 Св. Петр Дамаскин, О третьем видении Доброт., ч. 3. 470 Житие его. Четьи-Минеи, 24 мая. 471 Слово 31. 472 См. житие преподобного. 473 Рукописное житие прп. Илариона Суздальского. 474 1-я из молитв утренних: “ От сна возстав...” 475 6-я из утренних молитв: “Тя благословим, Вышний Боже...” 476 Пс. 46, 8. 477 Слово о трех образах молитвы св. Симеона Нового Богослова. Доброт,, ч. 1. 478 Прп. Григорий Синаит. 15 глав о безмолвии, глава 8 Доброт., ч. 1. 479 Иер. 58, 20. 480 1 Кор. 2, 2. 481 Кол. 2, 3. 482 Лк. 21, 36. 483 Мф. 25, 32. 484 1 Пет. 4, 8; 5, 8, 9. 485 1 Сол. 5, 17. 486 Флп. 4, 6. 487 Кол. 4, 2. 488 1 Тим. 2, 8. 489 1 Кор. 6, 17. 490 Лк. 18, 7, 8. 491 Слово 12. 492 Требник или особая книга, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля. 493 Деян. 1, 14. 494 Ис. 56, 7. 495 Св. Исаак Сирин, Слово 21. 496 Деян. 6, 2, 4. 497 Лк. 24, 49. 498 Antonii Magni Opera. Patrologiae Graecae. 499 Слово 4, гл. 17. 500 Collatio X, cap. X. 501 Житие преподобного Досифея в книге преподобного аввы Дорофея, также в Четьих-Минеях Февраля 19. 502 Канонник, Молитвы на сон грядущим. Также житие Преподобного. 503 Четьи-Минеи. 9 января. 504 Письменный патерик из библиотеки епископа Игнатия. 505 Слово 52. 506 15 глав о безмолвии, глава 2. Доброт., ч. 1. 507 Ин. 11, 39, 43, 44. 508 Св. Исаак Сирин. Слово 72. 509 Слово 21, гл. 7. 510 Пс. 38, 34. 511 Евр. 12, 29. 512 Алфавитный Патерик Скитский, буква Н. 513 Слово 8. 514 Слово 69. 515 Cassiani callatio X, cap. X. 516 Доброт., ч. 2. Ксанфопулов гл. 21. 517 О авве Филимоне. Доброт., ч. 4. 518 Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего душу, огражденную поучением, дому, отовсюду затворенному и заключенному. 519 Иов. 38, 11. Слово 28, гл. 17. О стоянии и приснодвижимости ума смотри главы святого Каллиста Катафигиота. Доброт., ч, 4. 520 1 Кор. 2, 9. 521 Мк. 10, 30. 522 Слово 28, гл. 31. 523 2 Кор. 2, 16. 524 Пс. 72, 25, 28. Лествица. Слово 28, гл. 25. 525 Преподобный Исаак Сирин. Слово 55. 526 Св. Исаак Сирин. Слово 5: “Не должно нам преждевременно искать великих мер, чтобы Божие дарование не потребилось по причине скорости приятия его. Все, легко приобретенное, легко и утрачивается; все же, приобретенное с сердечной болезнью, хранится тщательно”. 527 Прп. Симеон Новый Богослов. О первом образе внимания и молитвы. Доброт., ч. 1. Также: Аскетические Опыты, ч. 1. О Иисусовой молитве. Разговор старца с учеником его. 528 Лк. 17, 20. 529 Слово 55. 530 1 Кор. 2, 9. 531 Быт. 3, 5. 532 3 Цар. гл. 18. 533 Мф. 21, 13. 534 Житие преподобного Досифея. Книга поучений прп. аввы Дорофея. 535 Слово 21. 536 Слово 41. 537 Слово 41. 538 Опыт показывает, что встреча с женским полом, с развратным обществом и с другими соблазнами действуют несравненно сильнее на инока, нежели на мирянина, всегда вращающегося среди соблазнов. Действие это на инока тем сильнее, чем внимательнее и строже его жительство. Страсти в нем измучены голодом и кидаются с неистовством и исступлением на свои предметы, когда не будет принята осторожность. Если возбужденная страсть и не совершит убийства, то может нанести страшную язву, для врачевания которой потребуются многие годы, кровавые труды, а более всего особеннейшая милость Божия. 539 Иез. 16, 49. Подлинный стих Писания читается так: "Сие беззаконие Содомы сестры твоея, гордость, в сытости хлеба, и во изобилии вина, и властолюбствоваша та и дщери ея". 540 Мф. 5, 22. 541 Прп. Марк Подвижник. Слово к Николаю иноку. 542 Мк. 11, 25, 26. 543 Мф. 5, 44. 544 Ин. 4, 24. 545 Прп. Марк Подвижник. Слово 7, О пощении и смирении. 546 Прп. Исаия Отшельник. Слово 8, гл. 1. Этот глубоко вникавший в себя инок говорил: "Иногда вижу себя подобным коню, блуждающему без всадника: кто найдет его, садится на него, когда же сей отпустить, то схватывает другой, и равным образом садится на него". 547 Флп. 4, 5, 6. 548 1 Пет. 4, 7 и 5, 7. 549 1 Тим. 2, 8. 550 Пс. 118, 128. 551 Пс. 39, 9. 552 Пс. 94, 10. 553 1 Кор. 15, 50. 554 Пс.50, 19. 555 Св. Иоанн Карпафийский, гл. 87. Доброт., ч. 4.. 556 По объяснению прп. Макария Великого (Беседа 37, гл. 5) и прп. Марк Подвижник, Слово 6. 557 Слово 56. 558 Ин. 5, 44. 559 Прп. Нил Сорский Слово,11. 560 Кол. 2, 18. 561 Лк. 6, 48. 562 "Прежде всех (духовных даров) "непарение" даруется уму Господом". Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл.24. Доброт., ч. 2. 563 Беседа прп. Максима Капсокаливи с преподобным Григорием Синаитом. Доброт., ч. 1. 564 Пс. 103, 22, 23. 565 Различие показано выше. 566 Алфавитный Патерик. 567 Мк. 12, 30. Втор. 6, 5. 568 Варсонофий Великий. Ответ 184-й. Св. Григорий Палама. Послание к монахине Ксении. 569 Гал. 5, 22, 23. 570 Св. Исаак Сирин. Слово 15. 571 1 Кор. 6, 17. 572 Ин. 14, 27. 573 Ин. 16, 33. 574 Флп. 4, 7. 575 Ин. 6, 33. 576 Ис. 9, 6, 7. 577 Пс. 71, 7. 578 Пс. 28, 11. 579 Пс. 36, 11. 580 Ин. 16, 14. 581 Пс. 84, 11. 582 Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 59. 583 Рим. 14, 4. 584 Пс. 75. 3, 4. 585 Пс. 118, 145; Мф. 18, 20; Лествица, Слово 28, гл. 61. 586 Мф. 19, 14. 587 Слово 19. Эта же мысль помещена преподобным и в 17 Слове его. 588 Слово 56. 589 Доброт., ч. 1, гл. 114. 590 Наставление 11 о молитве. 591 Пс. 75, 3. 592 Ин. 14, 27. 593 Ис. 26, 12. 594 Четьи-Минеи, 19 Июня. Житие преподобного Паисия Великого. 595 Сир. 30, 25. 596 Наставления 3 и 4. О мире душевном и о хранении его. Москва, издание второе 1844 года. 597 Рим. 14, 17, 18. 598 Поучение преподобного аввы Дорофея о смирении. 599 Фил. 4, 7. 600 Мф. 11, 28, 29. 601 Слово 25, гл. 3. 602 Слово 48. 603 Слово о думающих оправдаться делами, гл. 35. 604 Слова 25, 28. 605 Преподобный Симеон, Новый Богослов, называет такое состояние нашего естества "раздранием его". Слово 3. 606 Преподобный Симеон. Новый Богослов. Слово 10. 607 Пс. 100, 4. 608 Лествица. Слово 29, гл. 10. 609 Слово, 28, гл. 38. 610 Пс. 103, 20, 21. 611 Преподобный Нил Синайский. Главы о молитве, гл. 61. 612 "Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Тогда исполнишася радости уста наша и язык наш веселия. Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними" (Пс. 125, 1, 2). В Псалтыри повсюду под именем языков разумеются, в таинственном значении, демоны. Тогда подвижник познает избавление свое от порабощения демонам, когда ум его перестанет увлекаться приносимыми ими помыслами и мечтаниями, когда он начнет молиться чистой молитвой, всегда соединенной с духовным утешением. Избавление это понятно и для демонов: "Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними". 613 Пс. 50, 19. 614 К названию статьи: о молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. "Таяжде писати вам", говорит Апостол, "мне убо неленостно, вам же твердо" (Флп. 3, 1). 615 Лк. 2, 34. 616 Схимонах Василий Поляношерульский. Сочинения его изданы Введенской Оптиной пустынью вместе с сочинениями старца Паисия Величковского. Москва, 1847 год. 617 Пс. 30, 19, 20. 618 Пс. 19, 8. 619 Слово 2. 620 О безмолвии в 15-ти главах, гл. 2 Доброт., ч.1. 621 Ин. 14, 13, 14. 622 Ин. 16, 23, 24. 623 Спаситель – на еврейском Иисус. 624 Псалтирь с возследованием. 625 Псалтирь с возследованием. 626 Мф. 18, 3, 4; Мк. 9, 36. Четьи-Минеи. Декабря в 20 день. 627 Подобие 9-е, гл. 14. Книга святого Гермия особенно уважалась в первенствующей церкви Христовой. Иногда присовокуплялась она к Новому Завету и читалась при Богослужении. 628 Четьи-Минеи. 27 сентября. 629 Слово прп. Исихия. Добротолюбие, ч. 2, гл. 1. 630 Изд. Москва, 1844. 631 Деян. 4, 7-12. 632 Рим. 10, 13. 633 Флп. 2, 9, 10. 634 Пс. 61, 8, 11, 14, 15, 17, 19. 635 Пс. 61, 9. 636 Пс. 8, 2, 3. 637 Прп. Нил Сорский, Слово 9. 638 Пс. 42, 1-3. 639 Пс. 28, 2. 640 Пс. 9, 11. 641 Пс. 73, 21. 642 Пс. 39, 5. 643 Пс. 118, 55. 644 О том, как подобает петь. Добротолюбие, ч. 1. 645 Пс. 117, 10-12. 646 Лествица, Слово 21, гл. 7. 647 Пс. 43, 6-9. 648 Пс. 137, 1-3. 649 Пс. 110, 9. 650 Пс. 78, 9. 651 Пс. 53, 3, 4. 652 Пс. 68, 36, 37. 653 Ин. 11, 25. 654 Пс. 142, 11. 655 Пс. 79, 19. 656 Пс. 60, 6. 657 Пс. 149, 1-3. 658 Пс. 55, 11-13. 659 Пс. 139, 14. 660 Пс. 102, 1. 661 Пс. 148, 11-13. 662 Мк. 16, 17. 663 Ин. 13, 27. 664 Еф. 2, 1-3. 665 Мф. 12, 43-45. По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник. 666 Прп. Григорий Синаит. Глава 3. О дыхании. Добротолюбие, ч. 1. 667 Ин. 11, 25. 668 Мк. 16, 17. 669 Мк. 50, 17-27. Прп. Варсонофий. Ответ 116. 670 Ответ 301. 671 Прпп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Глава 49. Добротолюбие, ч. 2. 672 Слово 1, гл. 1. 673 Беседа 2, гл. 1, 2. 674 Прп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 56. Доброт., ч. 1. 675 Мф. 14, 33. 676 О третьем образе внимания. Доброт., ч. 1. 677 Доброт., ч. 1. 678 Сир. 48, 21. 679 Евр. 4, 12. 680 О еже обрести действо. Доброт.. ч. 1.§ 4. 681 Лк. 10, 17. 682 Лк. 10. 19. 683 Мк. 16, 17. 684 Лк. 10, 60. 685 Лк. 10, 21, 22. Благовестник. 686 Ответ 181. 687 Псалтирь с последованием. 688 Беседа 8, на послание к Римлянам. 689 Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры. 690 Ответ 74. Прп. Григорий Синаит. 4 глава из 15 глав о безмолвии. "" Доброт., ч. 1. 691 Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 692 Четьи-Минеи. 1 Апреля. 693 Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 694 Гл. 4. 695 Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита. 696 Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского. 697 Слово 11. 698 Пс. 6, 9-10. 699 Екк. 3, 1. 700 Слово 11. 701 Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале 7 века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской горе – наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом (Доброт., ч. 1). Прп. Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра, до знакомства с этим иноком, он занимался исключительно псалмопением (Рукописное житие преподобного Григория Синаита). 702 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 г. 703 Иов. 38, 11. 704 Слово 28, гл. 17. 705 Там же, гл. 19. 706 Слово 4, гл. 93. 707 О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие, ч. 1. 708 Слово 28, гл. 51. 709 Пс. 72, 17. 710 Гл. 14. 711 Лк. 17, 11. 712 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 713 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 714 Пс. 50, 21. 715 Деян. 3, 6. 716 Мф. 25, 3. 717 Пс. 38, 4. 718 Ответ 115-й. 719 Ин. 5, 3. 720 Ин. 13, 18. 721 Ин. 15. 16. 722 То есть, по действию Божественной благодати. 723 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье "Посещение Валаамского монастыря". 724 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 725 Ис. 26, 19. 726 Наставление 32. 727 Мф. 5, 8. 728 Наставление 29. 729 Наставление 4. 730 Наставление 11. 731 Наставление 11. 732 Наставление 6. 733 Мф. 7, 8. Слово 28, гл. 56. 734 Мф. 7, 8. Слово 28, гл. 56. 735 Пс. 50, 17. 736 Евр. 13, 13. Доброт., ч. 4. 737 Ответ 177. 738 Мф. 22, 12, 13. 739 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 740 Лествица, Слово 28, гл. 64. 741 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 742 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45, 11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, – ответ 263. 743 Там же. 744 1 Тим. 2, 4. 745 Лк. 12, 44. 746 Ис. 6, 7. 747 Притч. 3, 34. 748 Ответ 111. 749 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5. Доброт., ч. 2. 750 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца. Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы. Доброт., ч. 1. 751 Слово 28, гл. 45. 752 Доброт., ч. 1. 753 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в "Слове о Страхе Божием и о любви Божией". 754 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 755 Лествица, Слово 28, гл. 51. 756 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 757 См. статью под заглавием: "О еже како подобает пети". Доброт., ч. 1. 758 Там же. 759 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 760 Мф. 13. 44. 761 Письменный Отечник. 762 Слово 2. 763 Еккл. 11, 6. 764 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 765 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 766 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 767 Кол. 4, 2. 768 Иер. 8, 21. 769 Мф. 11, 12. 770 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 771 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 772 Мф. 11, 12. 773 Лествица, Слово 7. 774 Ис. 21, 3. 775 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 776 Пс. 37, 7-9. 777 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 778 Прп. Нил Синайский. О молитве. Доброт., ч. 4, гл. 61. 779 Доброт. ч. 2. 780 Главы 19 и 45. 781 Глава 38. 782 Глава 53. 783 Техническое монашеское слово. 784 Глава 24. 785 Заглавие 24 главы. 786 Притч. 22, 28. 787 Еккл. 4, 10. 788 Глава 14. 789 Слово 55 790 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 791 Слово 41. 792 2 Кор. 13, 5. Глава 52. 793 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 794 Слово 74. 795 Мф. 9, 17. 796 Доброт., ч.1. 797 Мк. 10. 47. 798 Иов. 2, 8. 799 Мк. 2, 4. 800 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 801 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 802 Там же. 803 Там же. 804 Доброт., ч. 1. 805 О законе духовном. Доброт., ч. 1, гл. 4. 806 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 807 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 808 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 809 Там же, гл. 9, 10 и проч. 810 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73. Доброт., ч. 2. 811 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 812 1 Тим. 1, 7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 813 Ис. 8, 12, 13. Наставление 29. 814 Часть 2. Раскол Варлаамов. 815 Том VI, книга 95, гл. 9. 816 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 817 Гл. 4, 2. 818 Ин. 1, 4. Наставление 12. 819 Деян. 9. 820 Слово 12, гл. 43. 821 Житие и писания Паисия. 822 1 Кор. 1, 18. 823 1 Кор. 1, 22-26. 824 Энциклопедический Словарь Старчевского. Исихасты. Смотри это же слово в Богословском Лексиконе Бержье. 825 Аскетические Опыты, ч. 1. О Иисусовой молитве, разговор старца с учеником. 826 Предисловие к книге преподобного Григория Синаита. 827 2 Тим. 2, 19. 828 Ин. 15, 9. 829 Ин. 15, 10. 830 Рим. 12, 2. 831 Пс. 103, 25. 832 Наставление 5. 833 3 Цар. 19, 12. 834 Свиток, гл. 4. 835 Мф. 7, 21. 836 К названию статьи: эта статья заимствована из опыта инока, занимавшегося умной молитвой и пришедшего от нее в то упоение, о котором говорит святой Исаак Сирин в конце 55-го Слова. Такое упоение есть действие духовного ощущения, как тот же Исаак Сирин в 38-м Слове сказал: "Духовный разум есть ощущение живота вечного, а живот вечный – ощущение Божественное, т. е. даруемое Святым Духом". О духовном ощущении говорит преподобный Макарий Великий в 7 беседе; прп. Симеон Новый Богослов в Слове 1-м; преподобные Григорий Синаит и Нил Сорский называют его благодатным молитвенным действием. Наименование Странник, в смысле статьи, употреблено в 4-й беседе прп. Макария Великого. 837 Пс. 33, 9. 838 3 Цар. 19, 12. 839 Пс. 22, 5. 840 Ин. 3, 8. 841 Флп. 842 Иов. 42, 6. 843 Мф. 9, 12. 844 Лк. 1, 53. 845 Деян. 20, 24. 846 Ин. 12, 25. 847 Пс. 99, 1. 848 Быт. 3, 19. 849 Пс. 34, 10. 850 Ин, 14, 23. 851 Ин. 14, 21. 852 Слово 58-е, по славянскому переводу. На эти слова преподобного Ефрема Сирина ссылается святой Иоанн Лествичник в Лествице своей: "Кто, прежде будущей славы, сподобился такого бесстрастия, какого сподобился святой Сириянин? Славный в пророках Давид говорит Господу: "ослаби ми, да почию" (Пс. 38, 14): Божий подвижник взывает: ослабь во мне волны благодати Твоей". Слово 29, гл. 8. В состояние, подобное описанному здесь, пришел юный инок 3ахария, которому дарована была за смирение его особенная, ощутительная благодать Святого Духа. См. Достопамятные Сказания и Алфавитный Патерик. Святой Иоанн Лествичник говорит: "Огнь, нисшедший в сердце, восстановляет молитву. Когда же она восстанет и вознесется на небо, тогда совершается сошествие огня в горницу души". Слово 27, гл. 45. О духовной теплоте см. в Слове о Иисусовой Молитве (Аскетические Опыты, том II). Эта теплота бывает иной в начале своем и иной в недостижимой полноте своей. 853 Пс. 109, 2. 854 Ин. 1, 18; Мф. 5, 8. 855 1 Тим. 6, 16. "Во свете живый неприступнем", см. объяснение Иоанна Златоуста. Аскетические опыты, т. II, стр. 751. 856 Пс. 17, 10-12. 857 Пс. 99, 3. 858 Прп. Марк Подвижник. О Законе Духовном, главы 13 и 14-я. 859 Пс. 99, 4. 860 Еф. 5, 18, 19. 861 Утренняя молитва. 862 Пс. 99, 5. 863 Пс. 18, 10. "Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе". 864 Пс. 84, 10. 865 Требник. Последование святого Крещения. 866 Послание святого Григория Паламы к монахине Ксении. 867 Быт. 1, 27. 868 Быт. 5, 3. 869 О различии между образом и подобием Божиим в человеке, см. сочинения св. Димитрия Ростовского, Летопись, том 4, стр. 15. 1840 г. 870 Пс. 50, 7. 871 Рим. 5, 10. 872 Ин. 1, 29. 873 Ин. 6, 29. 874 Ин. 17, 3. 875 Ин. 3. 19-21. 876 Деян. 10, 34, 35. 877 Беседа 23 на Деяния Апостольские. 878 Деян. 10, 3-6. 879 Гал. 5, 4. 880 Ин. 10, 1. 881 Беседа 31, гл. 4. 882 Беседа 37, гл. 2. 883 Ис. 64, 6. 884 Ис. 1, 6. 885 Преподобный авва Дорофей, Поучение 1, об отвержении мира. 886 Прп. Марк Подвижник. О Законе Духовном, гл. 4. 887 Гал. 2, 16. Подтверждают это требование все Евангелисты. 888 Лк. 14, 26. 889 Гал. 5, 4. 890 Гал. 2, 21. 891 Ин. 9, 41. 892 Мф. 9, 13. 893 Флп. 3, 4-9. 894 Гал. 2, 17. 895 Рим. 3, 20-24. 896 Святой Петр Дамаскин. Книга 1, статья 2. .Добротолюбие, ч. 3. 897 Келейные письма, том 15, письмо 73. 898 Келейные письма, том 15, письмо 70. 899 Келейные письма, том 15, письмо 11. 900 Требник, последование исповеди. 901 Евр. 11, 6. 902 Мк. 16, 16. 903 1 Пет. 1, 15, 14. 904 Мф. 3, 2. 905 Мф. 4, 17. 906 Мф. 10, 7. 907 Тит. 3, 5. 908 Ин. 3, 3, 5. 909 Ис. 9, 6. 910 Ин. 1, 12, 13. 911 Прп. авва Дорофей, Поучение 1. 912 Евр. 2, 1. 913 Ин. 15, 10, 6. 914 "Смеси с нами Себе, и возмеси тело Свое в нас". Эти слова св. Иоанна Златоуста приводят святые Ксанфопулы в 92 главе своего сочинения о безмолвии и молитве. Доброт., ч. 2. 915 Ин. 6, 56, 54, 53. 916 Лк. 17, 37. 917 Требник, последование исповеди. 918 Лествица, слово 4, гл. 53. 919 Мф. 19, 17. 920 Ин. 8, 44. 921 Обличениями Господом злочестия иудеев наполнены страницы Евангелия, особенно 23 глава от Матфея и 8 глава от Иоанна. 922 Лк. 19, 10. 923 Мф. 7, 23. 924 Мф. 19, 20, 21. Мк. 10, 21. 925 Фил. 3, 15. 926 Фил. 3, 20, 12. 927 Пс. 46, 10. Лествицы Слово 29, гл. 5. 928 Фил. 3, 20. 929 2 Цар. 23, 2. 930 Пс. 83, 2, 3. 931 Пс. 41, 2, 3. 932 Пс. 119, 5. 933 Фил. 1, 21, 23. 934 Слово 85. 935 Беседа 8, гл. 4, 5. 936 Фил. 3, 12, 13. 937 Ин. 14, 32. 938 Лук. 14, 33. 939 Мф. 6, 31-33. 940 2 Кор. 6, 4-10. 941 Мф. 19, 27. 942 Деян. 4, 34. 943 Житие великомученика Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и др. 944 Histoire du Christianisme par Fleury, Livre V, chap. XVII. 945 Флп. 1, 29. 946 Мк. 8, 34. 947 Евр. 12, 6-9. 948 1 Пет. 4, 12-19. По русскому переводу издания 1822 г. 949 2 Кор. 12, 10. 950 1 Пет. 5, 7. 951 Икв. 1, 2. 952 Иов. 1. 21; 2, 10. 953 1 Сол. 5, 18. 954 Притч. 13, 25. 955 Деян. 5, 21. 956 Добротолюбие, ч. 3, книга 1, статьи под заглавием "Яко без смиренномудрия невозможно спастись". 957 Ин. 15, 18, 19. 958 Ин. 16, 33. 959 1 Кор. 10, 13. 960 Пс. 33, 20, 21. 961 1 Кор. 9, 27. 962 1 Петр. 4, 1. 963 Гал. 5, 24. 964 1 Тим. 5, 5, 6. 965 Гал. 6, 8. 966 Алфавитный Патерик. 967 2 Кор. 6, 17, 18. 968 Житие прп. Симеона, Нового Богослова. Рукопись. Житие это напечатано иждивением Оптиной Пустыни. 969 По совету св. Петра Дамаскина. См. статью под заглавием: "Нужное и изрядное показание седми телесных деланий". Доброт., Книга 1, ч. 3. 970 Лк. 12, 35-40. 971 Рим. 8, 8. 972 Рим. 8, 5. 973 Рим. 8, 6, 7. 974 Флп. 3, 18, 19. 975 Флп. 3, 17. 976 2 Кор. 11, 27. 977 Слово 14, гл. 30. 978 Пс. 34, 13. Лествица, слово 14, гл. 52. 979 Лествица, гл. 29. 980 Мф. 19, 21. 981 Рим. 8, 10. 982 Рим. 8, 14. 983 1 Кор. 15, 47-49. 984 Рим. 8, 16. 985 Рим. 8, 17. 986 Рим. 12, 2. 987 Рим. 8, 17. 988 Рим. 8, 18. 989 См. Житие его Четьи-Минеи, 13 декабря. 990 Гал. 6, 14. 991 Слово 14, гл. 22. 992 Алфавитный Патерик. 993 Слово 14, гл. 21. 994 Там же, гл. 21. 995 Гал. 5, 20. 996 Преподобный Симеон, Христа ради юродивый, указал в отвержении Креста Христова причину заблуждения и погибели Оригена. Четьи Минеи, 21 июля. 997 Мк. 8, 35. 998 Ин. 12, 25. 999 Пс. 17, 30, 31. 1000 Алфавитный Патерик. 1001 Поучение о еже не составляти свой разум. 1002 Пс. 18, 9. 1003 Добротолюбие, ч. 1, о законе Духовном, гл. 2. 1004 Лк. 18, 10-14. 1005 1 Кор. 1, 18. 1006 Лк. 6, 19. 1007 Лк. 17, 10. 1008 1 Кор. 15, 50. 1009 Деян. 2, 40. 1010 Изречение преподобного Памвы. Патерик Алфавитный. 1011 Ин. 16, 33. 1012 Мф. 28, 20. 1013 Святые отцы называют состояние по сотворении "естественным", состояние по падении – "нижеестественным", состояние по искуплении – "сверхъестественным". Святой Исаак Сирин. Слово 4; Прп. Дорофея Поучение. 1014 Быт. 2:9, 17, 3:2 1015 1 Тим. 6, 20, 21. 1016 Пс. 31, 11. 1017 Лк. 11, 13. 1018 Пс. 50:7. 1019 Рим. 3, 10-12. 1020 Рим. 7, 18. 1021 Быт. 6, 3. 1022 Рим. 7, 24. 1023 Рим. 6, 6. 1024 Деян. 19, 12. 1025 Рим. 8, 8. 1026 Рим. 6, 6. 1027 Рим. 7, 24. 1028 Рим. 7, 14-25. 1029 Рим. 8, 14. 1030 Рим. 6, 6. 1031 1 Кор. 15, 50. 1032 Еф. 4, 22. 1033 Еф. 4, 23, 24. 1034 Рим. 13, 14. 1035 1 Кор. 15, 49. 1036 Прп. аввы Дорофея поучение 1. 1037 Священномученик Петр Дамаскин, исчисляя благодатные духовные видения, представяющиеся уму подвижника Христова при постепенном его очищении, помещает между этими видениями и видение падения, которому подверглось человечество. Св. Петр Дамаскин, книга 1-я о восьми умных видениях. Добротолюбие, ч. 3. 1038 Мк. 10, 18. 1039 Лк. 11, 13. 1040 Рим. 4, 2, 3; Иов. 1, 8. 1041 Рим. 4, 2-8; Гал. 2, 18-26. 1042 Мф. 10, 39. 1043 Мф. 16. 24. 1044 Сл. 4, гл. 16. Это явствует из запрещений, совершаемых перед святым таинством Крещения. Падший человек сделался жилищем не только греха, но и сатаны; таинством св. Крещения изгоняется сатана из человека, но при нерадивой и греховной жизни крещеного сатана возвращается в него, как это будет объяснено далее. См. последование св. Крещения в требнике. 1045 Слово 4, гл. 5. 1046 Прп. Макарий Великий, Беседа 21, гл. 1. 1047 16-е поучение преподобного Синклитикии, Достопамятные сказания. 1048 Ответ на вопрос 210. 1049 Гл. 49, Доброт., ч. 2. Эта цитата полнее приведена в Слове об Иисусовой молитве. 1050 Беседа 21, гл. 3 и 4. 1051 Поучение 13 о том, как переносить искушения. Наш российский подвижник, старец Серафим Саровский, говорит: "Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим другим, но не обленяться, а побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много, или что другое подобное сему, сродное слабости человеческой, сделал – не возмущайся сим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: "Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается" (Рим. 14, 22). Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима. Москва, 1884 г. 1052 Пс. 16, 15-20; Пс. 21, 21, 22; Мф. 16, 26; 1 Пет. 5, 8; Иов 2, 6. 1053 Пс. 39, 2-4. 1054 Лк. 18, 7, 8. 1055 Рим. 8, 28. 1056 1 Кор. 10, 13. 1057 Слово 4, гл. 6-8. 1058 Св. Григорий Синаит, гл. 117. Добротолюбие, ч. 1. 1059 Прп. Макарий Великий, беседа 27, главы 4, 5 и 18. 1060 Евр. 12, 8. 1061 Слово 7, гл. 14. 1062 Исх. 3, 21, 22. 1063 Слово 31. Здесь употреблено слово "делание", потому что Отцы наиболее так называют мысленный и сердечный подвиг, чаще обозначая словом "подвиг" телесные труды. Прп. Варсоноф. Отв. 210. Исаака Сирина. Слово 56. 1064 Прп. Макарий Великий, Слово1, гл.1. 1065 Доброт., ч. 1, деятельных и Богословских глав 43. 1066 Прп. авва Дорофей, поучение 1. 1067 2 Пет. 1, 4. 1068 Ин. 3, 5, 6. 1069 Он (Господь) освободил нас св. Крещением, подав нам прощение грехов, и дал нам свободу делать добро, если пожелаем, и не увлекаться уже, так сказать, насильственно к злому; ибо того, кто порабощен грехами, они отягощают, и увлекают, как и сказано (в Писании), что каждый связывается узами своих грехов" (Притч. V, 22). Прп. аввы Дороеея поучение 1-е об отвержении мира: "Самовластия и самопроизволения нашего не отнимает Крещение: оно доставляет нам свободу, при которой диавол уже не насилует нас, когда мы не соизволяем ему. Нам предоставляется по крещении на произвол, или пребывать в заповедях Христа, Владыки и Бога, в Которого мы крестились, и ходить по пути повелений Его, или снова возвратиться лукавыми деяниями к супостату и врагу нашему, диаволу". Преподобный Симеон, Новый Богослов, гл. 109. Доброт., ч. 1. 1070 Мф. 12, 43-45. "Крещением изгоняется нечистый дух и обходит безводные и безверные души, но в них не обретает покоя: ибо покой для беса состоит в том, чтобы смущать лукавыми делами крещеных – некрещенные принадлежать ему от начала (зачатия) – и он возвращается на крещенного с семью духами. Как семь даров Духа, так семь и лукавых злых духов. Когда диавол возвратится на крещенного и найдет его праздным, то есть, по причине лености не имеющим той деятельности, которая сопротивляется супостатам, тогда взошедши в него, злодействует лютее прежнего. Очистившемуся крещением, потом (осквернившемуся) нет надежды на второе крещение: разве есть надежда на многотрудное покаяние". Объяснение Блаженным Феофилактом Болгарским приведенного здесь евангельского текста. Преподобный Григорий Синаит сказал: "Держи неудержимый ум, то есть обуреваемый и рассеваемый сопротивною силою, возвратившеюся снова по крещении, по причине нерадения, с иными лукавейшими духами, в ленивую душу, как говорит Господь". Св. Григорий Синаит, гл. 3. Доброт., ч. 1. Прп. Макарий Великий, беседа 27, гл. 11 1071 Гал. 3, 27. 1072 Гал. 3, 28. 1073 Слово 3 о Крещении. 1074 Кол. 2, 3; Рим. 5, 19. 1075 "Прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века" (Пс. 9, 8). Грешники, прозябающие как трава, суть страстные помышления, подобные траве слабой и не имеющей силы. Итак, когда прозябают в душе страстные помышления, тогда "проникают", т. е. обнаруживаются "вси делающии беззаконие", т. е. страсти, "яко да потребятся в век века": ибо когда страсти соделаются явными для подвизающихся, тогда они истребляются ими. Вникните в порядок изложения: сперва прозябают страстные помышления, таким образом обнаруживаются страсти, и затем истребляются". Пр. авва Дорофей, Поучение 13, О терпении искушений. 1076 О законе духовном, глава 2. 1077 Ин. 15, 4-10. 1078 Рим. 5, 5. 1079 Мк. 8, 34, 35. 1080 Лк. 14, 26. 1081 Мф. 10, 38, 39. 1082 Гал. 3, 27. 1083 Рим. 13, 12-14. 1084 1 Кор. 15, 47, 49. 1085 2 Кор. 6, 10. 1086 Гал. 2, 20. 1087 2 Кор. 13, 5. 1088 Тим. 3, 5; Мф. 19, 27. 1089 Здесь выписаны слова Апостола в русском переводе, изд. 1822 г., для большей ясности. 1090 По-славянски: Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся (погружались). Крещение и погружение – однозначные слова. Во всей Вселенской Церкви Крещение совершалось через погружение до 12 столетия. В 12 столетии начали заменять в Риме погружение обливанием. Dictionaire Theologique par Bergier, Bapteme. 1091 Рим. 6, 3-13 (перевод издания 1822 года). См. объяснение этих слов Св. Иоанна Златоуста. 1092 Быт. 2, 17. 1093 Прп. Макарий великий, Слово 7. гл. 26. 1094 "Через Крещение крещаемый изменяется в уме, в слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его". 20 нравственное правило св. Василия Великого. Творения Св. Отцов. 1095 Прп. Марк Подвижник, Слово о Крещении; Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, главы 1-6. Добротолюбие, ч. 2. 1096 Ioanni Chrisotomi in Epistola 11 ad Cor. Homila VII, cap. 5. 1097 Деян. 8, 39. 1098 Деян. 10, 44-46. 1099 Скобель – плотничный инструмент, которым скоблят дерево. 1100 Церковная История Флери, книга 8, гл. 49. Подобная этой повести помещена в Четьих-Минеях, сентября в 15 день. Комедиант Порфирий, погрузясь в воду для насмешки над крещением, был претворен святым Таинством в христианина. Это произошло перед взорами императора Юлиана Отступника. Порфирий исповедал Христа, обличил царя в нечестии, за что был жестоко мучен и потом казнен. 1101 Св. Григорий Бог Св. Григорий Богослов, Слово 18. Творения Св. Отцов. 1102 Св. Григорий Бог Св. Григорий Богослов, Слово 40-е. Творения Св. Отцов. 1103 Четьи Минеи, 1 января. 1104 Ин. 7, 38. 1105 Пс. 50, 20, 21. 1106 Слово 4 о послушании. 1107 Мф. 3, 2. 1108 Мф. 3, 11. 1109 Мф. 4, 17. 1110 Мк. 1, 15. 1111 Мф. 10, 7. 1112 Деян. 20, 21. 1113 Деян. 2, 37, 38. 1114 См. сочинения св. Григория Богослова, св. Кирилла Иерусалимского, св. Иоанна Златоуста и других. 1115 Мф. 25, 30. 1116 "Закон свободы, – сказал преподобный Марк, – разумением истинным чтется; деланием же заповедей (евангельских) разумеется", глава 32, О Законе Духовном. 1117 Еф. 4, 13. 1118 3аключение слова о Крещении. 1119 Песнь Песней 1, 5, 7. 1120 Слово 21. 1121 Слово 7. 1122 Пс. 50, 18, 19. 1123 Слово 5. Советы ума душе. 1124 Слово 1. 1125 Слово к иноку Николаю. 1126 Пс. 118. 1127 Евр. 12, 6. 1128 Пс. 39, 2. 1129 В славянском последнее предложение читается так: "якоже предприятию обрестися таковой памяти" (гл. 152). "Предприятием" называют деятельные Отцы приятие (обновление) в мысли и ощущении греха, совершенного некогда на самом деле. Предприятия более или менее продолжительно мучат кающегося подвижника по оставлении им греховных дел. Это ясно можно видеть из житий прп. Моисея Мурина, прп. Марии Египетской и других. 1130 Слово "О думающих оправдаться делами". Главы 193, 197, 150-156. 1131 Слово 36. 1132 2 Кор. 12, 9. 1133 Мф. 21, 4. 1134 Апок. 18, 19. 1135 Житие преподобной Марии Египетской. Четьи Минеи, 1 апреля. Преподобная Мария сказала о себе святому Зосиме, между прочим, и следующее: "Я – жена грешная, но огражденная святым Крещением". 1136 Апок. 3, 20, 21. 1137 Мф. 11, 29. 1138 Лк. 6, 36. 1139 Ин. 14, 15. 1140 Мф. 11, 12. 1141 Лк. 13, 24. 1142 Ин. 14, 23. 1143 Слово 1-е, гл. 13. 1144 Прп. Исаак Сирин, Слово 1. 1145 Притч. 27, 1. 1146 Пс. 118, 96. 1147 Св. Петр Дамаскин. Доброт., ч. 3, книга 1, статья 1. 1148 Иов. 15, 15. 1149 Флп. 3, 20. 1150 1 Кор. 4, 4 – по русскому переводу 1822 г. 1151 1 Тим. 1, 15. 1152 2 Пет. 1, 4. 1153 Мф. 13, 31, 32. 1154 Прп. Исаия отшельник, Слово 11 о зерне горчичном. 1155 Флп. 2, 7. 1156 Ис. 53, 3. 1157 Ис. 53, 12. 1158 Мф. 5, 19. 1159 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1160 Доброт., ч. 2. Св. Каллист и Игнатий, гл. 92. 1161 В первые времена христианства язычники, видя в таинстве Крещения только наружную сторону его и не понимая сущности, насмехались над ничтожностью, по их мнению, наружности. Св. Кирилл Иерусалимский. 1162 Мф. 13, 33. 1163 1 Сол. 5. 23. 1164 Деян. 19, 12. 1165 Деян. 28, 5. 1166 Четьи Минеи, 7 апреля. 1167 Там же, 5 апреля. 1168 Там же. 1169 Алфавитный Патерик. 1170 Гал. 3, 27. 1171 Мф. 5, 8. 1172 "Тщательное блюдение (евангельских заповедей) научает человека "немощи его". Св. Симеон Новый Богослов, 4 глава Деятельная и Богословская, Доброт., ч. 1. Это значит: Тщательное блюдение заповедей вводит в первое блаженство, именуемое духовной нищетой, от которой рождается духовный плач, рождающий из себя кротость. Последовательность Блаженств изложена с особенной ясностью священномучеником Петром, митрополитом Дамаска. Доброт., ч. 3, книга 1. 1173 Мф. 5, 44-48. 1174 Слово 48. 1175 Слово 89; Рим. 5, 6-8. 1176 Там же. 1177 Кол. 3, 12, 13. 1178 Беседа 9. 1179 Слово 55 к прп. Симеону. 1180 1 Ин. 5, 18. 1181 Флп. 4, 7. 1182 Слово 26. 1183 Деян. 8, 23. 1184 Слово 27. 1185 Доброт., ч. 3, о семи телесных деяниях. 1186 Там же о восьми видениях ума. 1187 Молитва прп. Ефрема Сирина, употребляемая в св. Четыредесятницу. 1188 Мф. 22, 13. 1189 Св.Феолипт, митрополит филадельфийский, Слово о сокровенном делании. Доброт.. ч. 2. 1190 Начатком состава, то есть залогом завета с Богом здесь разумеется благодать Крещения, насаждаемая в нас при вступлении в сочетание со Христом подобно зерну горчичному. Сохранение дара благодати есть развитие его: "иже не собирает со Мною, расточает" (Лк. 11, 23), сказал Господь. 1191 Евр. 3, 7-14. 1192 Евр. 4, 14-16.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.