Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (155)

Письмо 591 О своем душевном и телесном состоянии по получении известия об увольнении на покой Спаси Господи за письмо твое от 8-го августа и уведомление. Я уже получил формальное уведомление от Обер-Прокурора в понедельник 21-го августа. Особенное чувство радости и спокойствия меня исполняет, а истощение телесных сил - необыкновенное. К 1-му октября потрудись написать мне в Николо-Бабаевский монастырь, в Нерехту. 24 августа 1861 Письмо 592 О Николо-Бабаевском монастыре Приехав 14 октября в Пустынную обитель Святителя Николая, Бабаевскую, я нашел там письмо твое от 29 сентября. Путь совершил я с трудом по слабости тела, истощеннаго болезнями, а в Москве захворал серьезно. Больным выехал из Москвы и больным приехал сюда, несмотря на то, что к заболевшей ноге приставлено было в Москве 120 пиявок. Монастырь Бабаевский заштатный, общежительный строительский. Настоятели за многая достоинства возводятся в игумены и, изредка, в архимандриты. Имеется 36 манатейных вакансий, но на лицо находятся только 18 монахов. Монастырь в упадке и по нравственному и по материальному отношениям; расположен на весьма здоровой и довольно приятной местности, весьма удобен для монашеской жизни. Будущее монастыря во власти Божией. Никогда в жизни моей я не был так доволен моим положением, как доволен им теперь. Кажется мой Ангел Хранитель по повелению Божию продиктовал св. Синоду указ о мне, - так этот указ удовлетворяет требованиям моего душевнаго настроения и телеснаго здоровья. Государь, быв на Кавказе, послал мне орден. Если же к 1000 руб. пенсии прибавлены еще 500, то я уже не знаю, что сказать о таком обилии милостей. Адрес мой в Ярославль... 18 октября 1861 Епископ Игнатий. Письмо 593 О своей жизни в Бабаевской обители Не могу нарадоваться настоящему моему положению. после долгих страданий среди бурнаго житейскаго моря, Бог привел в тихое пристанище. Все устроилось как нельзя лучше. Еще прежде моего прибытия здешний настоятель исходатайствовал себе другое настоятельское место, а потому естественно, что Иустин заступил его место к общему удовольствию братства, коего на лицо более 80 человек. Монастырь - особенно удобный для монашеской жизни во всех отношениях! Воздух и вода прездоровые. 30 октября 1861 Письмо 594 Выражение полного удовлетворения жизнью в Бабаевском монастыре и о своем здоровье Я очень доволен тем, что дали, полагал, что вовсе ничего не дадут. Когда данное достаточно, то не сообразно с монашескою совестию хлопотать о большем. Если что здесь поудержали, то встретим многоумноженным в будущем веке. Время наступило такое, в которое наиболее надо думать о вечности: годы ушли, здоровье и силы оставили. Не видать, как подкрадется и смерть. Местом я очень доволен: самое уединенное! никто не безпокоит. Выздоровления ожидать мне нельзя: потому что очень истощился и болезнями и лечением. Разве последует какое особенное чудо по Промыслу Божию. Не должно льстить себе предположением долгой земной жизни, вернее частым воспоминанием о смерти стараться сделать ее менее страшною в час её прихода. Минеральные воды сильно погнали из меня простуду и золотуху: это продолжается и теперь, держит всегда в трудном положении, а по временам приводит и в весьма трудное. За все слава Богу! Епископ Игнатий. При проезде через Москву посмотрел на преуспевших земным преуспеянием. Ничего завиднаго нет, напротив того, многое показалось достойным сожаления. 10 декабря 1861 Письмо 595 О своем здоровье Я, по обыкновению, прихварываю; только 4 раза был в церкви, сижу безвыходно в келлии; ни разу не прогуливался ни пешком, ни в экипаже. 13 февраля 1862 Письмо 596 О своем положении Вообще я всем очень доволен, а чего не достает, то, надеюсь, милосердый Господь устроит для меня грешнаго. Потрудись передать письма мои Чернявскому и Рудавскому. Не важно, что эти дети вспомнили меня, важно то, что вспомнили себя, без последняго перваго не было бы. 26 февраля 1862 Епископ Игнатий. Письмо 597 Желание видеть своих друзей душевными очами иблагодарение Бога за жизнь в Бабаевской обители Спаси Господи за письмо твое и за благодушие, с которым претерпеваешь находящее. Все мимо идет, и хорошее, и худое, а ни человеки, ни бесы не могут сделать того, чего Бог не попустит. Если встретишь затруднение в получении отпуска: то лучше и не начинать, тем более, что в поездке никакой крайности нет. В особенности же о. Архимандрит должен быть осторожным и для себя и для обители. Я отнюдь не желаю видеть вас чувственными очами, а желаю видеть душевными очами в благочестивом преуспеянии, в жительстве во страхе Божием. Сего для меня предовольно. Сегодня в 4-й раз в течение зимы вышел из келлии в церковь. Слава Богу за все! В 1856 году, кажется, я именно для того и возобновил знкомсто с Оптинскими, чтоб еще более разойтись с ними. Промысл Божий избавил и от Ювеналия, который не понес бы моих немощей. Теперь я в своем кругу! среди братии, несущих мои немощи. Весьма сошелся с о.Феофаном, бывшим Никифоровским, который здесь помаленьку старчествует. И прежнее братство Бабаевское простое, с пустынным направлением, мне, старику, на руку. Монастырь преуединенный, особливо зимою. Слава Богу, давшему покой после продолжительнаго обуревания. Здоровьишко очень слабо. И за то слава Богу! 10 марта 1862 Епископ Игнатий О земной и о будущей жизни - Письма к родным и друзьям - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 598 О земной и о будущей жизни Милосердый Господь да дарует тебе терпение, которое является в душе тогда, когда мы отдаем себя воле Божией, и благодарим Бога за скорбь, посланную во очищение грехов наших. Прекрасно сказал св. Мученик Тивуртий о земной жизни (Четьи-Минеи 22 ноября) "мнится быти и несть". Точно! Она будто и пред глазами и в руках, а все ускользает. О будущей жизни Тивуртий сказал: "мнится не быти, и есть". Точно, когда здесь живем, то представляется, что и всегда здесь останемся жить; будущая жизнь представляется несуществующею. Но нет! не видать, как наступит, и наступит непременно. Блаженны те, которых Бог приготовляет к вечности болезнями и другими скорбями, которые из среды скорбей своих исповедаются Богу. "Достойное по делом нашим приемлем! Помяни нас, Господи, во Царствии твоем!". У меня болят руки и ноги, особливо болит правая нога; очень болит голова, но главная боль в левом боку, по всей нижней части груди и ребер даже до леваго плеча, паче же около сердца. В этом месте по временам чувствую боль, как бы от язвы копием, отчего прихожу в крайнее изнеможение, и чувствую себя как бы умирающим. Спаси Господи за извещение о кончине Шереметьева. Господь посетил его тяжкою болезнию. Полезно слышать о смерти знакомых, такими известиями своя смерть напоминается. Как внезапно, без особенной видимой причины,самые свежия кровь и плоть зачинают в себе и из себя зародыш смерти! Этот зародыш начинает развиваться, и вдруг разовьется в неизлечимую болезнь, которая укладывает человека в гроб. 22 апреля 1862 Епископ Игнатий. Письмо 599 О скорбях, постигших столицу и о своей поездке в Кострому и Ярославль И сюда доходят известия о скорбях, постигших столицу. Жаль, очень жаль. Умножились люди, пренебрегающие законом Божиим и не останавливающиеся ввергать ближних в беды и напасти. Жаль и о. Ираклия, решившагося поднять голос против братии своей. Милосердый Господь да заградит источники искушений, если бы мы сделались немощны. На днях ездил в Ярославль и Кострому к тамошнимСвятителям и был принят очень благосклонно, - всех приветствовал и со всеми простился, сказав, что имею намерение не выезжать из монастыря, чего требует и крайнее разстроение здоровья и соответствующее ему настроение душевное. Поездка была для меня затруднительным подвигом. 12 июня 1862 Письмо 600 О кончине своих близких, уединенной обители, невозможностизаниматься с подначальными из-за слабости здоровья В настоящее время живу в келлиях о. Игумена, потому что мне доставляют необходимый комфорт соответственно моему здоровью, которое весьма плохо. Здесь получено известие о кончине нашего соседа и моего добраго знакомаго Н. П. Полозова. Почти все близкия мне перебрались в вечность; наступила или наступит и моя чреда. Здесь с июня месяца наступила хорошая погода, перепадают дожди, но вокруг монастыря нет грязи; хлеба и травы хороши. Посетителей монастырь почти не имеет; летом уединение почти такое же, как и зимой. Простолюдины посещают монастырь в значительном числе, но они приходят к Богослужению, и после него уходят в свои села или на гостиницу, не безпокоя прихотливыми требованиями братию. К А. я писал форменное отношение, что никакой возможности не имею заниматься с подначальными, которых расположился присылать ко мне Гр. Т., по совершенному разстройству моего здоровья. Это вполне справедливо! и ныне чувствую ужасную боль в левом боку: видно, образовался сильнейший аневризм, который требует пребывания в совершенном спокойствии и уединении. Видно: настало время заняться исправлением себя, а не других, и приготовлением к переходу в вечность. 27 июня 1863 Епископ Игнатий. Письмо 601 Об особом характере собственных сочинений и о причинах этого [...] Относительно моих сочинений тебе известно, что я писал их для себя и для коротких, немногих знакомых моих, из настроения полученнаго и усвоеннаго монастырскою жизнию. Не удивительно, что это настроение в некоторых оттенках представляется отделяющимся от настроения благочестивых иноков, даже святых, но заимствовавших свое настроение в духовных училищах. Для примера укажу на превосходные во всех отношениях сочинения Святаго Тихона Воронежского. Мои сочинения, несмотря на многая их недостатки в духовном и ученом отношениях, инаго характера. Я полагаю необходимым сохранить этот характер, и не перекраивать их на Академический образец; в противном случае оставить ненапечатанными, тем более, что они не с этою целию были писаны и самим мною признаются недостойными того. Здесь, в уединении, оглядываясь на прошедшуюжизнь и усиливаясь раскаянием ослабить силу моих согрешений, приношу раскаяние и в составленных сочинениях, признавая их грешными пред Богом, и слова их недостойными предмета. При всем том и для многих монахов, славных своею аскетическою жизнию, например для Оптинских, мое настроение остается очень неясным: ибо их настроение образовалось от деятельной жизни телесной, столько видной для мира и прославляемой им, а мое от вынужденнаго болезнями и другими обстоятельствами затвора и сопряженнаго с ним душевнаго делания и подвига, невиднаго и непонятнаго для мира. Это-то настроение и проявляется повсюду в моих сочинениях, как они ни недостаточны, и делает их своехарактерными. Они по характеру подходят к писаниям древних аскетов. Настала осень; закупоривают на зиму окна,и я закупориваюсь в моих комнатах по необходимости, не только по произволу. Что делать? надо идти тем путем, который указан Промыслом Божиим. Испрашивающий твоих Святых молитв недостойный Епископ Игнатий. 6 сентября 1862 Письмо 602 Желание умереть с покаянием Спаси Господи за письмо твое от 6 июля и за твои благия желания. Как я, так и Петр Александрович ищем единаго: окончить дни наши в покаянии. Сего единаго просим у Бога; развитие же монастыря или неразвитие предоставляем всесвятой воле Божией, единой ведущей полезное. Мы же боимся вещественных попечений и молвы, яко отводящих от попечения о душе. Бабаевский монастырь, весьма уединенный зимою, оказывается весьма уединенным и в летнее время. Здоровье мое очень слабо: сил нет, и являются припадки параличнаго свойства. Спаси Господи за заботы о мне. О смерти: не избрать человеку, какою ему болезнию умереть: умереть тою, какую Бог пошлет. Святитель Тихон, новоявленный Угодник Божий, заболел от удара параличом. У меня давно прекратился открытый геморой и с того времени начали делаться припадочки параличнаго свойства. Как ни умереть, а дай Бог умереть с покаянием. О. Гедеон, иеродиакон, умирает при весьма хорошем приуготовлении. 19 июля 1862 Епископ Игнатий. Письмо 603 О своем здоровье и благодарность за частные письма. Здоровье мое очень слабо. Паче всего силы окончательно истощены. Перемены бывают не по дням, а по часам: то поотдает, то опять схватит. Не могу нарадоваться спокойному приюту, который дарован мне Богом и который столько соответствует моему положению. Спаси Господи, Батюшка мой, за труд которыйты принимал на себя, пиша ко мне довольно часто. Уже не утруждай себя столько. Весьма буду благодарен, если напишешь издредка или при какой особенной нужде. 31 октября 1862 Письмо 604 О своем уединении и о строгости жизни в Бабаевском монастыре Спаси тебя Господи за письмо твое от 5 января. Справедливо говоришь, что Бог даровал мне в свое, известное Богу время, то, чего я давно и постоянно ждал, но к чему не был готов. "Безмолвие, - говорит св. Иоанн Лествичник, - неопытных погубляет". Прошу твоих молитв, чтоб дарована была мне премудрость употребить должным образом время, дарованное на покаяние и приготовление себя к вечности. О себе разсуждай с осмотрительностию. Здешнее место не Сергиева пустыня. Так называемыми талантами, при которых позволяют себе гордость, самоволие и другая послабления, здесь не дорожат, а дорожат сохранением монашескаго направления. Нарушителю монастырских правил и благочиния, кто бы он ни был, выдается непременно билет для приискания себе другого места. А потому желающий здесь жить, должен предварительно приуготовиться к покаянию, которое определяется св. Иоанном Лествичником так: "покаяние состоит в постоянном утеснении чрева и сокрушении духа". С иным уготовлением лучше сюда не вступать. Место здешнее - уединенное, способствующее вниманию себе и покаянию; в города и села братии не позволяется отлучаться, в гостиницу без спросу не ходят, женскаго пола в келлии к себе не принимают. Очень буду рад посещению о. Архимандрита,но заблаговременно могу сказать, что к советам я потерял способность, если и имел ее. Потрудись передать мой усердный поклон и благословение братии и болящему Иоанну Дементьевичу, коему желаю скончать земное течение свое в покаянии и надежде на единственную надежду нашу - Господа Иисуса Христа, Бога и Искупителя нашего. [...] Епископ Игнатий. И паки прошу твоих святых молитв. 17 января 1863 Письмо 605 К СВОЕМУ ДРУГУ П. П. ЯКОВЛЕВУ: О расположениик себе П. П., своей способности чувством видеть его сердце, написании сочинения Возлюбленнейший о Господе Павел Петрович! Благодарю Вас за то, что Вы меня не забываете. Очень чувствую великость Вашего расположения ко мне и благодарю милосердаго Бога, даровавшего мне оное (ибо приобретший любовь ближнего, приобрел сокровище), тем более веселюсь и утешаюсь Вашею любовью ко мне, что примечаю в ней постоянство, и что она безпрестанно возрастает. Можете ли поверить, что мне от безумия моего кажется, будто духовным чувством ясно вижу Ваше сердце и ощущения оного, и не нуждаюсь, чтобы кто-либо извещал мне о Вас то, или другое. О! потерпите мне: скажу еще нечто. Мне представляется будто нет никого на свете к кому бы Вы чувствовали таковое расположение и таковаго разбора, каковое чувствуете ко мне. Не представляется ли еще чего - либо? Представляется! Но помолчу до времени. Ныне часто имею случаи беседовать с Вами заочно: ибо пользуясь уединением и свободою, составляю небольшое (однако и немалое) сочинение, - хочу исполнить свое обещание, и удовлетворить по силам Вашему желанию. [...] За сим простите! Дай Господи Вам всего добраго; молитесь о многогрешном Димитрии. 31 августа 1830 Письмо 606 О написании какого-то сочинения и своем влияниина людей Дражайший о Господе, Павел Петрович! [...] Представьте себе, что по отъезде Вашем, сочинение у меня полилось и если б знал я, что Вы в Вологде, то оно уже было бы у Вас в руках. - Вышло количество листков с главы Феогноста. - Получа оное не судите о нем по наружности, но по чувству, которое должно явиться в Вас по прочтении оного: ибо наружность его несколько сурова, а исполнено милосердия. Прочитав его Вы увидите, что не без Промысла Божия рука моя была останавливаема столь долгое время. Слава Богу, я чувствую себя гораздо здоровее прежнего. Вместо Федосья живет у меня виденный Вами на рыбной ловле Павел, чрезвычайно ко мне приверженный. Когда захотел я его взять то все братия (и Костя) стали меня отговаривать, называя его и плутом, и вором, и распутным; однако сердце мое говорило не то. А теперь все дивятся, что в столь короткое время он так переменился, не понимая того, что я человек заразительный. И Закхей, "старей мытарем" от грешников грешник в одну минуту переменился. Се Господи, сказал он Сердцеведцу, "пол имения моего раздам нищим и аще обидил какую-либо добродетель, то возвращу четверичным, покаянием" . Так и с моим чадом новым случилось, и я теперь весьма им утешаюсь, и ощущаю в себе над ним несравненно больше власти нежели над Феодосием, а потому и думаю от сего последнего отказаться, тем более, что он и сам не желает у меня жить. [...] За сим остаюсь Ваш искреннейший брат многогрешный Димитрий. 30 октября 1830 Письмо 607 Сообщение о намерении принять постриг и другиевопросы Молитвами святых Отцев наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас. Возлюбленнейший о Господе Павел Петрович! Усерднейше желаю Вам здравстовать и радоваться о Господе. [...] Извещаю Вас, как принимающего во мне большое участие, что я решился постричься, что идет уже о мне представление в Синод к мантии, и Архиерей дает Семинородную пустыню, из которой принужден был я выехать по причине притеснений Строителя. Весьма радуюсь сему событию, которое может доставить мне кусок хлеба, без отягощения моих родителей и прочих ближних, а для некоторых любящих меня о Господе, спокойный приют. Знаю, что и Вы сему порадуетесь, от обильной Вашей ко мне любви. Впрочем предвидится сначала и некоторый труд, по причине малаго количества благонамеренных из числа братии. [... ] С приезда в Вологду я чувствую себя хуже, и по всему замечаю, что климат Семигородной особенно здоров. [...] Дополнения к сочинению не начинал, зане от различных превратных обстоятельств смятеся мысленное око мое и сердечная тишина подвернулась волнами, как поверхность воды от дунувшего ветерка. [...] Наконец, остается мне, возлюбленнейший Павел Петрович, пожелать Вам всех благ от Милосердаго Господа и поздравить с наступающею Святою Четыредесятницею. Прощайте, и многогрешнаго Димитрия в молитвах поминайте. Остаюсь Вам навсегда искренно преданный и молюсь, чтоб любовь наша о Господе возрастала для общей пользы. 16 Февраль 1831 Письмо 608 Сообщение о пострижении и посвящении во иеромонахаи своих переживаниях при этом Молитвами святых Отцев наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас. Возлюбленнейший о Господе Павел Петрович! Не знаю с чего начать письмо сие. Ибо чувствую себя весьма виноватым перед Вами. Точно, я виноват, столь долго замедлив ответом на Ваши приятнейшие строки, обнаруживающие Ваше искреннее и обильное ко мне благорасположение. Не буду оправдываться перед Вами, - любовь оправдает любимого, хотя бы он и был виновен. Совершилось! Я пострижен и посвящен во иеромонаха. Когда меня постригали: - казалось мне, что я умер; когда посвятили, - казалось - воскрес. Живу какою-то новою жизнью; весьма спокоен; не тревожит меня никакое желание; во время каждой обедни ощущаю, что достиг конца желаний, ощущаю, что получаю более, нежели сколько-бы мне пожелать. - Не хочу описывать Вам наружных обстоятельств, сопровождавших мое пострижение и посвящение, - предполагаю, - другие расскажут. Сказываю всем о себе то, что другие о мне знать и сказать не могут: "Я счастлив!" Преосвященныи не открывает ясно своих намерении относительно меня. Но я спокоен: - полагаюсь на волю и милосердие Создателя моего и Бога. [...] Пишите ко мне от времени до времени и не забывайте в святых молитвах. Остаюсь, как и был Ваш преданнейший слугаи недостойный Богомолец Иеромонах Игнатий. 24 сентября 1831 Письмо 609 Сообщение о своем нежелании ехать в Питер, о недоброжелательномотношении некоторых лиц Возлюбленнейший о Господе Павел Петрович! Усерднейше желаю Вам здравствовать о Господе. [...] Сказал я Вам мимоходом о Питере, ибо уговаривают некоторые туда ехать, чего бы мне весьма не хотелось сделать. Я болен и утомлен, ищу покоя! - Но это будет едва ли не необходимо если здесь не найду спокойного уголка. О том, что Преосвященный намеревался сделать меня настоятелем Семигородной пустыни, Он сам рассказывал всем, кто к нему ни приезжал. [...] Ктож меня спрашивает о сем предмете, говорю всю истину, как знаю, - наблюдая, чтобы в словах моих истинствовать, а не лицемерствовать. Не нахожу в сердце своем причин для лицемерия. Доходят до меня верные слухи, что сильно действует против меня Прилуцкий Архимандрит Евтихиан, несмотря на то, что подводил меня к пострижению, и к ужасу моему и горести вижу, что всех сих несовмесностей причина есть корыстолюбие. Своими же обстоятельствами я весьма доволен, - и Вы нашли бы меня столь же радостным, как видели в Новоезерске и во время оной болезни. - Верую, что вся тварь повинуется непостижимым намерениям Творца, и оные исполняет, хотя и кажется, что по видимому оным противится. Хорошо б еслиб мог я сказать о Боге, то, что сказал некто: "Любит еже меня и Он, и утешения Его возвеселяют сердце мое"... Бог приведет еще Вас увидеть, а между тем остаюсь искренно любящий Вас и желающий Вам всех возможных благ. 27 сентября 1831 Иеромонах Игнатий. Письмо 610 Кратко о Лопотовом монастыре и о своем настроении Молитвами святых Отцев наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Возлюбленнейший о Господе Павел Петрович! Усерднейше желаю Вам здравствовать о Господе. Приятнейшее письмо Ваше получил, - а написал давно к Вам, особенной нужды крайней не имея и за различными монастырскими хлопотами, коих довольно, тем более, что я в Вашем расположении уверен; надеюсь, что и Вы в моем также. Прощайте. О многом писать, может быть, еще и для Вас и для меня не время, долита Ваших прошу и остаюсь Ваш нижайший Богомолец Игумен Игнатий. ...Наш монастырь каким-то скитком представляется, - на манер южных пустынь. - Тихо! безмолвно! Безхитростно! Любовно! Радостно! - Мытарево слово! Не чаем и не отчаеваемся! Блажен, кто может сказать: течем да постигнем. С нами Бог! Разумейте и покоряйтеся языцы! Стоим ли? Пред Богом стоим! Лежим ли? - С нами Бог! Силен нас поднять! Успокоюсь; почию: яко ты, Господи, на уповании покаяния, вселил мя еси! Хотя и должен я сказать: смятеся сердце мое - когда помыслю о множестве согрешений моих. И не вниди в суд с рабом твоим: ибо не только умерщвленный грехами, но и живый по причине живущей в нем благодати, неоправдится пред Тобою, и правды наши судить имущим. О! Простите моему безумию, впрочем, с нами Бог! О своем отношении к братии монастыря - Письма к родным и друзьям - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 611 О своем отношении к братии монастыря Возлюбленнейший о Господе Павел Петрович! [...] Хлопочу около своего монастырька, и по-маленьку стараюсь приводить оный в хорошее состояние; мог бы надеяться к осени жить поспокойнее, ибо к сему времени должны быть отделаны Строительския келлии; а теперь весьма теснюсь, - и то к счастию, что удалось выстроить флигелек о семи келлиях, из которых в одной живу, хотя не просторно, но с теплом. Очень часто бываю болен. Говорят, - будто ожидает меня перемещение в Корнильев монастырь - игуменский. Братия у меня, Божиею милостью, крайне смирная; а я стараюсь с ними быть как можно милосерднее, и помнить оное Евангелское слово: Сын человеческий не прииде да послужат Ему, но послужити... За сим честь имею пребыть Ваш нижайший Богомолец Иеромонах Игнатий. 2 декабря 1832 Письмо 612 О пересмотре и исправлении некоторых жизнеописаний и бесед старцев, о своей болезненности и желании братии многих монастырей иметь его у себя настоятелем Возлюбленнейший о Господе Павел Петрович! По последнему письму Вашему препровождаются к Вам тетрадки Ваши, о коих извольте услышать следующее: [...] 3) Будучи Вам известно, что житие о.Феофана мною довольно тщательно переправлено, - и, как Вам угодно, - но поостерегитесь хорошее заменить посредственным. Знайте, что его Нравоучение в житии помещенное, прибавкою мною сделанною, такой получило вид, что для людей имеющих вкус и знание кажется весьма связным простым и сильным отрывком. Сие нравоучение вместе с описанием его нравственности и кончины составляют всю красоту сего жизнеописания. Ограда же, ризница и проч. суть предметы, наименее занимательные в жизни человека, прославившегося возвышенною нравственностию, смирением, и презрением всего суетнаго! [...] 3десь имею я довольно странную судьбу: Семигородная братия ждут меня в Семигородную; Тотемская в Тотьму; Корнильевская в Корнильев и проч. [...] За тем простите. Ваш сердечно любящий и покорный слуга Игумен Игнатий. Письмо 613 Описание одного из своих путешествий по монастырям благочиния По 27-е число мы путешествуем благополучно. Простившись с Вами прибыли к 12-ти часам в Шлиссельбург, а на другой день часов в 6. вечера в Старую Ладогу. Моим спутникам в дороге все нравилось, а мне приятно было смотреть на них. Любопытство - это чувство живаго человека, чувство, которого нет у полуумершего. Местоположение Ладоги, ее древности, ее Волхов, ее источники, ее рыбаки, ее рыба занимали попеременно внимание приезжих. 26-го рано утром выехали в проливной дождь из Старой Ладоги и в 7-м вечера прибыли в Введенский, где застали о.Строителя больным. В течение этой дороги мои спутники были особенно веселы, а я был особенно грустен; - глубока язва, нанесенная мне известным Вам лицем, ибо ядый хлебы моя, возвелича на мя запинание. ...Как старцы - спутешественники за мною ухаживают, как услуживают! Право подобнаго внимания можно ожидать от одних только ближайших родных. Как они между собою милы! [...] Архимандрит Игнатий. Письмо 614 О превосходствах Сергиевой пустыни над прочимимонастырями Дражайший сердцу моему Павел Петрович! Наш монастырь - Сергиева пустынь, - есть необыкновенное явление, с совершенно отличным характером, - среди прочих монастырей такого роду. По наружности - она имеет чистоту, которой нельзя встретить в другом месте; по внутреннему устроению нигде нет такого благонамереннаго братства, чуждаго ханжества и безнравственности. Один у нас недостаток, и тот, если сравнивать Сергиеву пустынь с уединенными монастырями: это - множество посетителей и развлечения. Бабаевскою обителью я очень доволен; мне отдан мезонин над Настоятельскими покоями.[...] [...] Христос с Вами! Будьте здоровы и содействуйте к общей пользе и миру. Ваш преданный Друг Арх. Игнатий. 12 августа 1847 Письмо 615 Благодарность за канцелярские труды Вселюбезнейший Павел Петрович! Вас надо мне благодарить за Ваши труды о приведении описей Сергиевой пустыни в порядок, так как и всей ее письменной части, равно и письменной части всех Монастырей С. - Петербургской Епархии. Не видит этого высшее начальство, не может видеть, не хочет видеть - что до того! Видит Бог! И Ваши труды пред Ним не забыты! Хотя предмет их - вещество, но Вы, занявшись веществом, дали другим время и возможность заняться предметами духовными - служением слова и молитвами, чего бы они не могли сделать, если б Вы не заменили их собою в трудах вещественных. И занятия о временном - прекрасны, приятны Богу, приготовляют занимающемуся мзду небесную и вечную, когда они совершаются с целью богоугождения, с целью служения ближним ради Бога, ради святой любви о Господе и общей пользы. Чрезвычайно мне нравится сделанное Апостолом уподобление общества Христианскаго телу человеческому, которого разные члены исполняют столь разнородные служения и действия, а все вместе составляют одно общее действие: служение тела, и не может один член сказать другому, например ухо - глазу, ты мне не нужен... Будьте здоровы! Мне лучше и лучше! 6 января 1848 Вам преданнейший Арх. Игнатий. Письмо 616 Об отношении начальства к Сергиевой Пустыни и о своем здоровье Любезнейший Павел Петрович! [...] Здесь - все по-старому. Епархиальное Начальствов отношении к нашему монастырю при всяком случае являет свое неблаговоление. [...] Мое здоровье лучше и лучше; но продолжаю лечиться и по этой причине не могу служить. Болезнь моя хроническая, - лечится очень медленно; а между тем лечение сильно меня вертит и отнимает у меня все способности. [...] Призываю на Вас благословение Божие, с чувствами совершенной преданности остаюсь навсегда Ваш покорнейший друг Архимандрит Игнатий. 2 сентября 1848 Письмо 617 О желании переместиться в Ладожский монастырь Любезнейший Павел Петрович! [...] ...Желаю и Вам полнаго выздоровления: здоровье- великое благо! при нем можно быть полезным и себе и ближним; без него затруднительно то и другое. Уведомьте - когда Вы можете выехать: потому что нужно же закончить строительное дело и ответ к нему. Тем более это нужно, что я намерен, если мое здоровье не улучшится и начальство не перестанет притеснять, проситься в Николаевский Ладожский монастырь с управлением этого монастыря. Да и для братии в нравственном отношении гораздо лучше там, чем здесь: меньше будут развлекаться и интриговать против своего Настоятеля в угождение своим страстишкам. [...] Призывающий на Вас благословение Божие недостойный Арх. Игнатий. 17 ноября 1848 Письмо 618 Земная жизнь - испытание Чувствовало мое сердце, Любезнейший Павел Петрович, что Вы прихворнули! Будьте здоровы! Дражайший мой. Жизнь наша на земли - испытание. Блажен человек, егоже Господь искусит и от закона Своего научит. Вот чего себе желаю и ради чего стремлюсь в уединение. Даруй Господи устроить сие предприятие с основательностию. Хотя в настоящее время, может быть, отпустят лишь в отпуск.[...] О написании и действии на читателей статьи "Плач инока..." - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 619 О написании и действии на читателей статьи "Плач инока..." Возлюбленнейший о Господе Павел Петрович! Приношу Вам искреннейшую благодарность завоспоминание Ваше о мне и за поздравление с Праздником Праздников, с которым взаимно поздравляю Вас, желаю Вам всех истинных благ, и приветствую всерадостным приветствием: Христос Воскресе! Странная судьба последней статьи 4-го тома. Нужны были 36-ть лет, чтобы ей вызреть, и потом уже появиться печатно. Теперь странно действие ея! Из полученных мною писем вижу, что она привлекла особенное внимание многих и произвела большое впечатление на многих. Многие, с разных мест, отозвались мне, что они читают и вчитываются в нее, рыдают над ней, и, каждый, признает как-бы написанною собственно для себя. [...] Прошу Ваших молитв и призываю на Вас благословение Божие. С чувством искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашим покорнейшим слугою Епископ Игнатий. 25 апреля 1867
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar