- 226 Просмотров
- Обсудить
Письмо 560 О кончине иеродиакона Никодима и об упадке монастырей У нас скончался иеродиакон Никодим, драгоценный человек для монастыря и в цвете лет. Сплелись кишки, затем последовал антонов огонь. При нас - сюда не поступил ни один благонадежный человек, а из прежняго братства приблизился более всех других Никодим и имел расположение послужить обители. Буди воля Божия! Но на мой взгляд все в монастырях и самых благоустроенных идет к упадку. Сущность дела, что благонадежные и способные люди делаются крайне редкими. Естественно: диавол видит это и нападает извне. К Сухареву написал по этой почте. Вышли ему экземпляр "Опытов" из Москвы. Книга на новую почву, которую пошевелили скорби, может наложить решительную печать. 28 января 1866 Письмо 561 О положении Церкви и другие вопросы Буди над всеми вами воля Божия и милость Божия! Милость Божия и Промысл Божий могут даровать способ спасения тем христианам, которые желают истинно спастись, а не стремятся к земному преуспеянию, прикрываясь личиною благочестия. Служители и верховные служители слова, остаются без слова и рады спрятаться под покров слова, имеющаго исключительный характер частной защиты по частному делу. Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебнаго Церкви, и скорее ускорят падение ея, нежели остановят. Опять скажу: буди воля Божия! Что посеют, то и пожнут! Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия Маловыми с братиею. 2 февраля 1866 Письмо 562 Жизнь временная нужна для приготовления к вечностии о др. вопросах Благодарю Тебя за воспоминание дня моего рождения 59 лет! Прожито довольно; остается жить уже очень мало, судя по постоянно увеличивающемуся истощению сил. 12-го и 13 выходил в Церковь; посмотрел на братию и порадовался милости Божией к нам в такое время, в какое живем. Все подвигается очень быстро. Буди воля Божия! Потрудись передать мой усерднейший поклон С. И. Уповаю на милость Божию, что она выздоровеет. Жизнь ей нужна по той же причине, по которой нужна и мне, - для приготовления к вечности. Несмотря на всю трудность нашего времени, всемогущая десница Божия не оставляет тех человеков, которые возложились на Бога при посильном служении Ему. 13 февраля 1866 Письмо 563 По поводу нападков на монастыри В "Разговоре мирянина с монахом" предвозвещено, что прикосновение к монастырям такое, какое проповедуют газеты, послужит к окончательному сокрушению монастырей, которые сокрушены уже при отобрании у них имений за сто лет до сего. Вообще монастыри обстраивать некому. Должен обстраивать монах. А что сказать монаху? Нечего и некому. Должно быть некоторые монастыри будут выгорожены по какому-либо особому ходатайству, как случилось и за сто лет. 18 февраля 1866 Письмо 564 О падении монашества [...] С сердечным сожалением смотрю на неминуемое падение монашества, что служит признаком падения христианства. Кто приходит в монастырь? Люди из низшаго класса почти исключительно; почти все приходящие уже разстроили свою нравственность среди мира. Нет условий в самом народе для того, чтоб существование монашества продлилось; так в высохшем дереве нет условий, чтоб оно давало лист и плод! сверх того бури извне усиливаются сорвать его с лица земли. По причине направления, принятаго высшими слоями общества, и по причине скудости высылаемых подаяний, не трудись печатать приглашений в ведомостях. Саровская пустыня приняла "Опыты" с особенною любовию. 24 февраля 1866 Письмо 565 О монашестве Из письма М. Д. увидишь, как приняты "Аск. Опыты" в Саровской пустыне и какое там дается значение им. Это показывает всю важность, которую должны иметь 3 и 4 томы. 4-й том изображает монашескую жизнь с определенностию, а первые три тома служат как бы оттушевкою рисунка. Тут действует Перст Божий, благодетельствующий всем участвующим и в издании и в чтении "Опытов". Потрудсь передать С. И. С., что лучшая статьяо монашестве, о пользе, принесенной монашеством христианству и человечеству, помещена в "Dictionnaire de theologie" том 5 articlë Moine, Monasteres etat Monastique. Автор показывает, какой вред государствам причинили европейския государи, уничтожив монастыри, в предположении этою мерою обогатить государство. При пособии "Разговора монаха с мирянином" в "Аскет. Оп[ыта]х", где отчетливее разобрана духовная сторона монашества, упомянутая статья Бержье может подействовать наилучшим образом на современное общество, на общество легкомысленное, малосведущее. Бержье писал накануне переворота во Франции. Надо взглянуть и на статьи того же лексикона; Anachorete, celibat и проч. На них указывается в главной статье. Извлечениями из этой статьи удачно воспользовались у нас после 1825 года. Противники монашества уступили. 28 февраля 1866 Письмо 566 О болезненности Епископа Игнатия и о трудности того времени, цель своих сношений с другими людьми У меня был Кюне, доктор, с каким я еще не встречался. Он нашел золотуху и простуду моею болезнию второстепенною, а главною, от которой происходит общее разстройство, повреждение сердца, что и доказал положительно, ощупав больные места и сказав о таких припадках, о которых я не говорил ему. Первоначально прописал промывательное из воды и Карлебадскую соль, которую должно растворять в стакане воды и пить, как пьют минеральные воды. Болезнь признал он неизлечимою, много схожею по последствиям с чахоткою, но действующею очень медленно, почему, при условии совершеннаго спокойствия, полагает, что жизнь может продлиться долго. Служение признал для меня невозможным, равно как и всякое другое движение и занятие быстрое и усиленное; особенно вредны душевные потрясения, от которых и произошла болезнь. Костромскому и Нижегородскому епископам даны викарии, преимущественно для обращения раскольников. Дай Бог, чобы благонамеренный граф хотя на несколько замедлил ужасное распространение в народе разврата и неверия. Зло легко привилось и прививается к человечеству, а исцелять человечество от зла может един Бог. Потрудись передать А. В. мой усердный поклон и мое убогое благословение. Желаю ей мужества и терпения в постигающих ее скорбях. В сношениях моих стараюсь передавать духовные и нравственные понятия, почерпнутые из учения Православной Церкви, а до внешних дел не касаюсь или касаюсь очень поверхностно. 11 июня 1866 Письмо 567 К ДРУГУ СХИМОНАХУ МИХАИЛУ (ЧИХАЧЕВУ): О своем пребывании в Семигородской пустыни, невозможности в данный момент приехать к нему, бедности обители, совет быть предметом назидания для ближних, а не соблазна Молитвами Святых Отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас. Дражайший о Христе Михаиле Васильевич! Письмо твое, посланное с братом Николая Ивановича Веденеева, я получил будучи в Вологде на пути из Покровскаго в Корбанку - село Димитрия Ивановича Самарина. Долго не отвечал на оное: ибо не хотел писать из мира, а из монастыря. В двадцатых числах августа выехал из Корбанки и живу теперь в Семигородной пустыне в настоятельских келлиях. Слава Богу, довольно здоров, но только часто прихожу в крайнее разслабление. Тотчас, то есть, сию минуту ехать тебе ко мне нельзя, но когда увижу, что приблизился час, то, чего тебе прислать? - денег на дорогу и сколько, - или лошадей? - Посоветуйся и напиши. У нас дома женятся и посягают. Петр идет в отпуск на шесть месяцев. Много бы тебе мог написать, но не хочу прежде времени тебя слишком обрадовать и может быть по пустому. Интересовавшимся о здешней пустыне вот что скажи: свежей рыбы и ухи в трапезе никогда не бывает, чаю и сахару совсем не выдают и никому; а по воскресным дням настоятель зовет братию к себе, монахам дает по четыре, а послушникам по две чашки чаю. Одежда очень скудная и вообще грунт земли весьма каменист. Ты, как благоразумный и предусмотрительный, выведи для себя некоторый полезный результат из твоего пребывания в Новоезерском (ибо это не просто) и составь в себе некоторый боголюбезный план добраго жития, дабы ты мог быть предметом назидания для ближних, а не предметом соблазна, - тем более, что здесь гораздо пристальнее на тебя будут смотреть, нежели до сих пор смотрели где-либо. Понятны ли тебе слова мои? - Думаю, что понятны. Прости и моли милосердаго Бога о многогрешном Димитрии. [...] Благодетеля моего о. Сергия не забудь. Также о.Нифонта, Игнатия, Фельдвебеля, Ник. Ивановича и проч. Письмо 568 О милостыне для души ...Имущество приманчиво: редкий человек может устоять против производимаго им соблазна. Покажи старичку в "Слове к Пастырю" святаго Иоанна Лествичника то место, где сей святый говорит, что милостыня, оказываемая для душ, столько выше милостыни, оказываемой для тел, сколько душа выше тела. Такую милостыню, или намерение совершить такую милостыню, могущую старичку открыть путь по мытарствам и доставить блаженную кончину и вечность, всячески будут стараться похитить наши невидимые враги, то самому старичку влагая правдоподобные помыслы, оттягивающие от исполнения на деле задуманного, то действуя через людей. Надо это заметить и остеречься, противопоставляя помыслам бесовским и людским речам, оттягивающим от исполнения, вышеупомянутое изречение Писания, которое именно и сказано в предосторожность против лукавых помыслов, приносимых диаволом, получающих отсрочивать задуманное добро с тем, чтобы и совершенно похитить его у человека. 27 января 1859 Письмо 569 О необходимости для спасения скорбей ...Читал посланное (письмо) к О. И. и порадовался, что при болезни твоей приходит тебе мысль о смерти и что ты понимаешь опасность твоей болезни. Воспоминание о смерти не приближает к смерти, а только приготовляет к ней, располагая к покаянию. Твоя рана и боль от нея - это отеческое наказание от Бога, Который его же любит, наказует. Я провел всю жизнь в болезнях и скорбях, как тебе известно: но ныне не будь скорбей - нечем спастись. Подвигов нет, истиннаго монашества - нет, руководителей - нет: одне скорби заменяют собою все. Подвиг сопряжен с тщеславием: тщеславие трудно заметить в себе, тем более очиститься от него; скорбь же чужда тщеславия, и потому доставляет человеку богоугодный невольный подвиг, который посылается Промыслителем нашим сообразно произволению... В мои годы и при моей болезненности надо искать покаяния, а уже не до земных сиятельств. Все придет своим чередом во мрак могилы забвения: только служение Богу и покаяние пред Ним будут иметь вечную цену. Кажется на земле затевается большая война; но борьба со страстьми и похотями совсем оставлена. Очень заметно общее ослабление в вере. Утешайся! Господь тебя да утешит и покроет Своею милостию. Епископ Игнатий. 14 июля 1859 Письмо 570 О телесных болезнях Спаси Господи за письмо твое от 14 августа. Мы живем очень спокойно и тихо. О.Александр (бывший Андрюша) по сознанию всех врачей безнадежен по отношению к выздоровлению. Но это нас не огорчает! Полагаемся на волю Божию, беседуем часто о спасении и смерти, разсуждая, что гораздо лучше умереть при покаянии и с должным приготовлением молодому, нежели старому без покаяния и без приготовления. Ныне соблазны умножились в такой степени, даже в недре святых обителей, что каждаго желающаго спастись объемлет страх и недоумение по причине множества козней вражеских: такую кончину, какую Бог даст о. Александру, должно признать особенною милостию Божиею... Теперь твоя очередь похворать. Похворай, батюшка, с терпением и самоукорением; болезнь многому доброму учительница; сверх того, она - послание Божие взамен и пополнение наших недостаточных подвигов. 27 августа 1859 Письмо 571 О необходимости положиться на волю Божию и за все благодарить Бога Благодарю тебя за письмо твое от 1 сентября и искренне желаю, чтоб здоровье твое поправилось; знаю по собственному опыту, что больной человек и себе и другим не слуга. Здоровье потерять легко, возвратить трудно. Лечившись здесь в течение двух сезонов, только ныне начинаю чувствовать значительное облегчение после продолжительной сыпи, и то облегчение, а не выздоровление. Искренне желаю, чтоб здоровье твое поправилось;знаю по собственному опыту, что больной человек и себе и другим не слуга. Здоровье потерять легко, а возвратить трудно. Лечившись здесь в течение двух сезонов, только ныне начинаю чувствовать значительное облегчение после продолжительной сыпи, и то облегчение, а не выздоровление. Мое здоровье разстроено еще в детстве золотухою скрытною, которая не была понята, а потому не лечена, а потом - простудою. Слава Богу за все! для меня болезнь была как бы цепями, обуздывавшими горячность моего характера и сложения; она препятствовала деятельности, вместе препятствовала и большему развитию гордыни, которая часто развивается от успешной деятельности. Слава Богу, Промыслителю нашему за все. О намерении подать просьбу царю одного из здешних я знаю... трудно такой просьбе иметь успех. Да если б и получила она какой успех, то я полагаюсь на волю Божию, которая часто разными противностями устрояет человеку спасение, о коем мне в мои лета следует думать и думать. Буди воля Божия, и за все, имеющее случиться, слава Богу. О.Александр очень слаб, но благодушествует, ежедневно беседует со мною о смерти и о том, что надо человеку предаваться воле Божией. 18 сентября 1859 Письмо 572 О прославлении Бога человеком Благодарю за извещение об освящении церкви преподобнаго Сергия, чем я весьма утешился. Да славится имя Божие на земле бедным созданием Божиим - человеком, и да достигнет сие бедное создание зрения вечной славы Божией на небеси. О. Александр тает постепенно, чрезвычайно слаб. Я на него любуюсь, как на небеснаго жителя, физиономия у него ангельская. 10 октября 1859 Письмо 573 О взаимоотношении еп. Игнатия и схимонаха Михаила Промысл Божий бдит неусыпно над судьбами Своей Церкви и над судьбами мира. Воля Божия да совершается! Ты живешь при моем ближайшем ученике и в монастыре, который почти основан мною: следовательно, ты не удалялся от меня и не расходился со мною. Не сунулся же по увлечению глупой фантазии куда-нибудь, а прибыл в своем месте и по отношению ко мне проходил послушание корреспондента. Леонид и Ювеналий избрали свой путь, отвергнув то предложение, которое им было сделано. Дай Бог им всего добраго! желать им всего добраго можно и должно, а соваться с каким-либо своим предложением или советом невозможно. Даруй Господи всем вся на временную и вечную пользу! 15 января 1860 Письмо 574 О должном отношении к телесным болезням Судьбы Божий помогают тем, которые имеют искреннее, хотя и немощное намерение спастись, тебе известно, как рано посланы были мне болезни, постепенно отнимавшия возможность подвига и уничтожавшия способность к занятиям. Вижу, что болезненность моя есть дар Божий: она обуздывала меня, и, лишая временного благоденствия, привлекала ко мне вечную милость Божию. Теперь пришло время похворать и тебе. Радуюсь, что ты переносишь болезнь должным образом, повторяя слова разбойника, который был распят одесную Господа и за сознание свое получил вход в рай. Болезнь твоя есть Богом данная эпитимия. Милосердый Господь да дарует тебе переносить эпитимию с благодарением Богу... И от болезней и от лечения я так слаб, что надо бы в какой-либо монастырь на покой, т.е. с управлением монастырем. Пришли мне такую книгу, где бы русские монастыри были описаны, да собери какия можно сведения о монастырях Задонском и Колязинском. Последний был бы удобнее: как менее посещаемый знатью. Впрочем: это помышления человеческия, а Бог знает, что делает с своими созданиями. Потрудись передать мой поклон П. П.-чу и скажи ему, что пора перестать сердиться на меня и простить меня. Передай мой поклон всей братии. 17 февраля 1860 Письмо 575 О превратности земной жизни Спаси Господи за всю любовь твою ко мне грешнику. За все слава Богу! - Не начинаем жить, а оканчиваем земную жизнь. Довольно нагляделись на все земное: кажется, надо бы научиться, и твердо знать, что все земное превратно, что всякая горесть и радость земные минут, яко сон обманчивый, преходят и не возвращаются. 23 апреля 1860 Письмо 576 О телесных болезнях и о намерении Чихачева постричься в схиму Болезнь твою надо признавать милостию Божиею. Всеблагий Господь отеческим наказанием Своим дополняет недостаток произвольнаго человеческаго подвига. Пишешь, что о. Иустин редкой души человек. Точно: к нему имеется особенная милость Божия. Я должен благодарить Бога, что Он, по великой милости Своей, послал мне на старость, при крайней немощи моей, человека, несущаго о Господе тяготу мою. И Каллист очень мил, становится почтенным. Дело о пострижении в схиму надо начинатьпо окончании дела о лечении. Лечение очень развлекает мысль лечащихся, это знаю по собственному опыту; схимнику же по пострижении непременно надо иметь мысль, средоточенную в себе: первоначальное расположение духа, воспринятое по пострижении, будет действовать на всю остальную жизнь. 12 мая 1860 Письмо 577 Утешение в болезни Бог устроил тебе на старости лет поболеть и в келии посидеть, чтоб грехи юности помянуть, и в них принести Богу покаяние, а от Бога получить прощение. Слава Богу, устрояющему нам спасение Его премудрыми судьбами. Из постигшей тебя болезни должно понимать, что Бог принял твое произволение по отношению к твоему вступлению в монастырь и награждает за твое посильное служение Ему в монастыре. Апостол говорит, что Бог "биет всякого сына, егоже приемлет" (Евр. 12, 6). И так, хотя теперь идут побои, но они знак принятия, и должны быть приняты с радостию и благодарением. От благодарения - терпение; от терпения - надежда спасения. 25 мая 1860 Письмо 578 О приготовлении к вечной жизни Благодарю за уведомление о почившем Епископе и о отходящем. Такия вести поучительны: и нам предстоит путь туда же. Надо приготовиться. И Господь приготовляет судьбами своими тех, кто по силе сам приготовляется. 17 июня 1860 Письмо 579 По поводу уведомления о кончине митрополита Григория и невозможности о. Михаилу приехать на Кавказ Спаси Господи, за уведомление о кончине Митрополита Григория. Хотя и скорбная весть, но судьбы Божия неизследимы, и им должно покоряться. Да дарует тебе Бог благополучно пожить при указе. Я и сам находил твою поездку сюда излишнею. Мы не мирские люди! разговору у меня с тобою хватило бы только на пять минут. Гораздо лучше внимать себе, не оставляя места, даннаго Богом для спасения. Час призыва в вечность для каждаго из нас неизвестен, но непременно будет, и по большей части подкрадывается, яко тать в нощи. 27 июня 1860 Письмо 580 О приобретении села покаяния Недавно попало мне в руки завещание Святителя Тихона Воронежскаго. В этом завещании между многими благодарениями, праведник возсылает благодарение Богу за то, что даровал ему прежде кончины село покаяния, на коем сокровенна драгоценная жемчужина спасения. Но чтоб купить село покаяния, по наставлению Евангелия, надо продать все имущество, то есть пожертвовать видным земным положением, приводящим в рассеянность, и всеми земными приятными отношениями, развлекающими сердце и недопускающими углубиться в покаяние. В таком расположении души, сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. 11 июля 1860 Письмо 581 О стяжании покаяния Я молю Бога, чтоб даровал мне поприще покаяния. По моему мнению: я еще не начинал покаяния, и вполне разделяю мнение преподобнаго Исаии Отшельника, высказанное им в послании к ученику его, авве Петру, что доколе человек находится в развлечении и попечении, дотоле он не может стяжать покаяния. 28 июня 1860 Письмо 582 О земном благополучии и земных скорбях, о печатании собственных сочинений и о др. Господь являет милость Свою к рабам Своим не в земном благополучии, а в земных скорбях. Очень утешительно изложена эта мысль в житии Великомученика Евстафия Плакиды: там сказано, что если Господь и даст земное благополучие рабам своим, то на короткое время, чтоб они не испортились. Благополучие неизменное очень портит сердце. При нынешних переменах я могу ожидать, что предложат на покой: надо это счесть за великую милость Божию, дарующую время для тщательнаго покаяния. Извини меня пред А. С., - что не затеваю с ними переписки, хотя и сохраняю всю прежнюю любовь. Я вообще прекратил переписку со всеми, и пишу только при крайней нужде. В мои годы и при слабости моего здоровья мне не до переписки и не до земных помышлений, а как бы почаще вспоминать о смерти и приносить Богу покаяние, пока поприще покаяния не отъято. Относительно моих сочинений передай о. Архимандриту, что я никак не желаю, чтоб ныне они были напечатаны, по многим причинам, между прочим и по той, что я их выправляю и пополняю. Так "Правила для наружнаго поведения новоначальных" выправлены и к ним приделана другая половина, в пять раз больше первой, о душевном делании для новоначальных. "Слово о Смерти" я выправил и послал к Московскому Митрополиту с прошением о разрешении напечатать, как опыт аскетических трудов моих. Что будет? не знаю! - Если Богу угодно будет, то мне желалось бы напечатать собрание моих сочинений, пересмотревши тщательно и напечатать под собственным моим наблюдением. Если же этого Богу не будет угодно, то выправленная рукопись может остаться по смерти моей тому, в чьи руки Бог приведет ее, и может быть напечатана, или и ненапечатанною послужить кому-либо в душеную пользу. У о. Архимандрита имеется снимок многих моих сочинений в память о мне грешном и в память того, что я хотя сам мало знал, но что знал, то братии сообщал в общее спасение. Почему прошу и молю о. Архимандрита моих сочинений не печатать ни в целом виде, ни в выписках, ни в переделанном виде. Мне старец Исаия говаривал: не пиши! не для кого! О благолепии Сергиевой пустыни и своей жизни на Кавказе - Письма к родным и друзьям - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 583 О благолепии Сергиевой пустыни и своей жизни наКавказе Вот уже истина, сказанная в Священном Писании, что всякий человек расцветает для земной жизни на короткое время! Глядишь; расцветет, поцветет, а там и блекнет. И богатырь Кн. О. отходит. В Оптиной 7 сентября скончался иеросхимонах Макарий Иванов, знаменитый старец: он постоянно переписывался со мною с того времени, как я на Кавказе. Скажи Ш-ву, что я сердечно радуюсь воздвигнутой им обители для иноков; за это, по всей вероятности, он найдет в той жизни уготованную себе богозданную обитель вечную. Не могут остаться без исполнения слова Христовы: "В меру, в нюже мерите, возмерится вам". Полагаю, что 25-го Митрополит был у вас в пустыне: сердечно желаю, чтоб он дал дожить о. Игнатию и братии в той обители, в которую они вступили, когда она состояла в развалинах, и когда, по милости Божией, превратилась в благолепнейший монастырь с такими прекрасными зданиями, каких нет ни в какой другой обители. О благочинии и благонравии судит Бог. Но и в этом отношении Сергиева пустыня далеко выше многих других монастырей, даже знаменитых святостию. Впрочем воля Божия да будет! если и последует с Игнатьюшкой какое искушение, то оно будет служить признаком особеннаго Божия благоволения. Веду жизнь весьма уединенную. Не могу довольно возблагодарить Бога, извлекшаго меня из Петербургскаго омута: кажется, я нарочно был поставлен туда, чтоб вблизи увидеть всю суету мира, познать ея обманчивую прелесть, и окончательно возненавидеть ее... Слава Богу, дающему время на покаяние и на ознакомление с будущностью прежде вступления в будущность. 26 сентября 1860 Письмо 584 О кончине о. Макария Оптинского Письмо твое от 31 октября получил, и порадовался известию, что новый митрополит расположился к Сергиевой пустыне и её настоятелю искренне желаю, чтоб это расположение пришлось и упрочилось для блага обители, для мира и спасения живущих в ней, и для самаго святителя, который впервые в жизни своей имеет дело с монашествующими, понимающими монашество. Оттолкнуть от себя монахов и разогнать очень легко, а собрать и образовать - весьма трудно, даже невозможно без особеннаго дара Божия. О. Архимандрит Моисей известил меня о кончине старца иеросхимонаха Макария и просил брошюру сочинения о. Леонида Кавелина. Оптина лишилась души своей. О. Макарий хотя и был наиболее телесным исполнителем заповедей, но имел любовь к ближнему и ею поддерживал братство. Он незаменим по моему мнению и взгляду!... Св. Исаак Сирский сказал, что телесное делание без душевнаго к разуму Божию приближаться не может, а весьма способно к доставлению мнения о себе... Оскудело монашество, и еще более должно оскудеть. Спасаяй да спасет свою душу. Всей братии мой усерднейший поклон. 15 ноября 1860 Епископ Игнатий. Письмо 585 Забота о больных О дамах, вышедших замуж за границей, сожалею. Век такой! вкус такой! залоги такие! О бывшей К. Е. очень сожалею. Так люблю все их семейство, что приятности их и неприятности живо трогают меня. 14 декабря 1860 Письмо 586 Пожелание о. Михаилу принять ангельский образ,а себе окончить жизнь в уединении Усердно желаю тебе принять святый ангельский образ во спасение души твоея и окончательное отрешение от мира. Относительно себя скажу тебе прямо, что я никакого виднаго места для себя не желаю, да и не в силах, по болезненности и по истощению от болезненности, понести служения на видных местах, а искренно желаю где-либо в уединении и неизвестности окончить дни свои во внимании себе и покаянии. 27 декабря 1860 Письмо 587 О собственной греховности, об обманчивости земногоблагополучия и о других предметах Спаси Господи за все, и за свидетельство о мне, что я от продолжительной болезни истощился. Это совершенная правда. Грешную мою жизнь всю перезабыл; пиши, что знаешь и хочешь, а я только то знаю и помню, что жизнь моя была и есть цепь грехов. Справедливо Святые Отцы называют земную жизнь обманчивой, а счастие, которое не остается собственностию человека на вечность, самообольщением. Сколько примеров земнаго довольства и величия, рушившихся пред нашими глазами! А теперь живой пример К. О. - И богат, и славен, да по разсудку в детском состоянии, а потому и слава, и 6'огатство составляют лишенную почти всякаго значения обстановку, которую смерть вполне отъимет. Велика к нам милость Божия, приведшая нас в монастырь. Это благо выше всех земных благ. О мне ходят здесь основательные слухи, что переведут. Что-ж? Вся земля принадлежит одинаково Богу, и я предаю себя всецело Его воле и водительству. Бог нередко устраивает для тех, которые вручили себя Ему, душеполезное положение, обстоятельствами противными. Тихона Воронежскаго обвиняли в излишней горячности; по причине такого обвинения он должен был удалиться в монастырь, где сподобился особенной милости Божией. В предсмертном завещании своем Святитель именно приносит Богу особенную благодарность за то, что даровано ему было приготовиться к переходу в вечность тщательным покаянием. Вот что сочтено духовным мужем за благодеяние Божие: изгнание с кафедры и смиренное пребывание в монастыре. Самое правильное суждение! Отцу Архимандриту и всей братии потрудисьпередать мой усерднейший поклон. Будь здрав и благополучен. Молись о мне. 30 января 1861 Епископ Игнатий. Письмо 588 О необходимости предать себя воле Божией Спаси Господи за письмо твое от 31-го января. Св. Иоанн Златоуст и другие святые Отцы, начиная говорить о чем-либо, всегда старались начинать с следующих слов: "Буди воля Божия над всеми нами! Слава Богу за все совершающееся, хотя бы совершающееся было и тяжким и горьким". Бог и в благодеяниях Своих многомилостив, и в наказаниях Своих многомилостив. Дело каждаго христианина понять и признать эту истину. Нередко случается, что, по смотрению Божию, отнимается что-либо вещественное и временное, а в замен его дается нравственное и духовное, вечное. А люди, привязанные к веществу и временной жизни, скорбят, не понимая, что они возводятся к бесценным, высшим благам. Предание себя воле Божией приносит сердцу успокоение и утешение при всех скорбях. Это я говорю по своим частым опытам; но уверен, что и опыты каждаго человека подтвердят то же, если он настроит себя по духу святых Отцов. Слухи о моем перемещении здесь продолжаются; но ты не говори о них для празднословия и со всяким. Услышав о кончине Митрополита Григория, я понял, что должен получить другое назначение, потому что с переменою высшей власти обыкновенно бывает значительное изменение в административных планах. 16 февраля 1861 Епископ Игнатий. Письмо 589 О своей болезненности Назначение Преосвященнаго Леонида для освящения храма в Париже нахожу весьма основательным, а желание некоторых, чтоб я был употрбелен для этого, нахожу вполне неосновательным; за любовь же благодарю. Я очень устарел, лишился телесных сил и душевных способностей, приехал сюда полумертвым, сам не понимая, что я ужасно болен. Лечение на водах открыло всю важность моей болезни, сопровождавшейся даже нервным разстройством. Теперь хотя и чувствую некоторое облегчение, но не настолько чтоб фигурировать в видных должностях, к которым не имею ни малейшаго сочувствия. Доля Пр-го Тихона Воронежского, - вот доля, достойная сочувствия и соревнования! 11 июня 1861 Письмо 590 О собственном стремлении в уединение ...Я, видя, что дние мои, яко сень, уклоняются, а силы крайне слабеют, сверх того, имея давнишнее желание окончить дни свои в уединении, подал прошение в Священный Синод об увольнении меня от управления епархиею и о предоставлении мне в управление общежительнаго Бабаевскаго Монастыря Костр. епархии. Сделав это, я ощутил в душе моей особенное чувство спокойствия и даже тихой радости, как по исполнении своего долга. Не с моим направлением жить в видных местах и занимать видные должности. А теперь - и не с моими силами и здоровьем. Если же поколебаться от двоедушия и благое намерение удаления для покаяния отлагать день за день, к чему лестью влечет враг спасения нашего, под различными предлогами благовидными, то можно в таком двоедушии и нерешительности провести всю земную жизнь и быть застигнутым смертию в неготовности. Бабайки - место уединенное, мало посещаемое, особливо зимою вовсе не посещаемое, сухое и здоровое, при реке Волге. Если Бог дарует мне этот приют: то он может сделаться приютом для многих истинно желающих спасения вдали от шумнаго мира. Попроси от меня о. Арх. И., чтоб он поговорил о мне Митрополиту, а если нельзя прямо, то через Преосвященнаго Викария. Основание в том, что многие ученые монахи имеют о мне самое превратное понятие, судя по себе. Преподобный Исаия Отшельник сказал: "Как полотно сохраняет признак той краски, в которую оно было окрашено в первый раз, сколько бы его после не перекрашивали: так и монах сохраняет в себе на всю жизнь отпечаток того направления, которое он получил первоначально, вступая в монастырь". Совершенная истина! вижу это на себе и на других. Академические иноки, вступая в монашество с целию служения Церкви в ученом и административном отношениях, сохраняют это направление, и новоявленный Угодник Божий Святитель Тихон, оставив епископскую кафедру, сперва скучал в монастырском уединении, будучи лишен административной деятельности. То же самое замечено и на других. Я, напротив того, проведя начало моего иночества в уединеннейших монастырях и напитавшись понятиями самой строгой аскетики, сохранял это направление в Сергиевой пустыни, так что в моей гостиной я был репрезентабельным архимандритом, а в кабинете скитянином. Здесь продолжается то же самое, только в большей степени: так сроднился с келиею, что с трудом могу принудить себя выдти в сад, чтоб доставить себе необходимое для здоровья уединение. Такого направления моего многие и не подозревают, а потому сочиняют для меня направление, вполне чуждое мне, что мне и писал покойный Митрополит Григорий. Удовлетворив моему прошению, доставят двойную плату: 1) меня не только успокоят, - облагодетельствуют, предоставив мне жительство, удовлетворяющее моему направлению; 2) успокоят тех, которые видят во мне разные замыслы, опасные или неприятные для них. И второй пункт для меня очень важен. Преподобный Пимен Великий сказал: "Не живи там и так, где жительство твое приносит смущение ближним, иначе и ты лишаешься духовнаго плода единственно по той причине, что жительство твое приводит ближних в смущение". Кроме просьбы в Синоде я писал и просительные письма к Митрополитам Московскому и Петербургскому и Обер-Прокурору. Прошение послано 24-го июля, следовательно переговором надо поторопиться. 31 июля 1861 Епископ Игнатий.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.