- 244 Просмотра
- Обсудить
Письмо 526 Совет не заниматься мелочным рассматриванием своихгрехов Когда метут комнату, то не занимаются разсматриванием сору, а все в кучу да и вон. Так поступай и Ты. Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в разсматривание их не входи. Св. Отцы очень запрещают это тем, которые не могут правильно разсматривать себя: такое разсматривание сбивает с толку, приводит в разслабление и разстройство. От грехов остерегайся, в сделанных по немощи и увлечению, раскаивайся, не позволяя себе при раскаянии приходить в недоуменье и уныние, а безгрешности от себя не жди. 10 марта 1864 Письмо 527 Об уходе А. П. из обители Н. процвел; очевидно от прекращения внутренняго смущения. Твое замечание справедливо, что впоследствии он будет жалеть о своем поступке; но дело делается согласно его произволению, по требованию совести и Отеческих постановлений; если б это произволение насиловать, то такое насилие в скорейшем времени привело бы его в разстройство, которого уже не поправишь. 12 марта 1864 Письмо 528 О благотворном действии скорбей Скорбями обучается каждый человек, которого благоволил Бог приблизить Себе. Скорби действуют подобно извергая из внутренности зло и обличая его пред подвижником, да исцелится покаянием. 15 марта 1864 Письмо 529 Об Алексее Петровиче и трудах своего брата понапечатанию "Аскетических Опытов" Н. очень поправился и очень весел, несмотря на Великий пост. Тяжкое бремя свергнуто с души! Произволения проводить монашескую жизнь у него не было и нет; вместе с тем монастырь принес ему существенную пользу, дав спасительно продолжительный отдых от гибельнаго кутежа и ознакомив с христианскою верою. По его собственному сознанию он ничему не верил, когда выехал с Кавказа. Весьма хорошо сделаешь, взяв Пасху в Петербурге, иначе остаток поста будет потерян и для Тебя и для Н.: он отнимется возмущающими духовное настроение беседами и объяснениями. Благословение Божие да почиет над Тобою за труды Твои о делах монастыря и напечатании книг, существенно нужных для христианства. Не думай, что эти труды устроились для Тебя без Промысла Божия: труды эти и сопряженные с ними скорбишки были для Тебя вполне полезны, открыв Тебе глаза на многое, и доставив много случаев смириться. К келейному безмолвию Ты еще не созрел. 21 марта 1864 Письмо 530 О спасении братией Бабаевской обители 14-ти человек от потопления За № 101-й донесено Синоду о спасении 14 человек от потопления. Их принесло пред монастырь на Тихвинке и затерло льдом ближе к противоположному берегу. Поднялся вопль народа, находившагося на судне и увидевшаго опасность своего положения; некоторые стояли с воздетыми к небу руками, как видно на молитве. Помощь казалась невозможною, потому что река была покрыта ледяными глыбами. Одно известное Тебе самоотвержение о.Иустина могло воодушевить некоторых из братии. Они, имея во главе Настоятеля, отправились на реку, и подвергая себя очевидной опасности, спасли жизнь 14-ти человекам. Особенно отличились иеромонах и иеродиакон Никодим. 2 апреля 1864 Письмо 531 О трудах, предшествующих безмолвию и о других предметах Промысл Божий доставил Тебе такие труды, которыми приготовляется истинное, сердечное, духовное безмолвие, основанное на служении духа, а потому чуждое прелести; труды, которыми устраивается такому безмолвию прочное основание. Можешь сам заметить, что в этих трудах скорбь соединена с утешением, а сами труды соединены со смирением, а не с тщеславным блеском. Образец таких трудов можно видеть в переписке преподобнаго Варсонофия Великаго с Иоанном. С этой переписки начинается книга Варсонофия. Н. после сознания своего становится ко мне ближе и ближе. Он скорбит, что должен оставить монастырь, но видит и необходимость этого, не имея к монастырской жизни ни произволения, ни призвания. Время много способствует к тому, чтоб установилсяправильный взгляд на предметы. Это могу сказать по отношению к "Аскетическим Опытам". Напечатание их устроилось Промыслом Божиим. Сличая их с писаниями св. Отцов, вижу, что "Опыты" преподают самое новоначальное духовное делание, в разнообразной литературной форме, облегчающей чтение и заинтересовывающей к нему, что для настоящаго христианскаго поколения крайне нужно и полезно. Отцы, по возвышенности своей, несмотря на простоту слога, мало понятны для этого поколения, в котором христианство до крайности слабо. 12 апреля 1864 Письмо 532 О наименовании своих сочинений "АскетическимиОпытами" Получил книги "Патрологии". Как жаль, что наша Церковь лишена подобнаго сокровища, на стяжание которого употреблены были огромные средства. Видно, таково попущение Божие! Занялись не прославлением Бога, а суетным прославлением себя и "студ" лица нашего покрыл нас. Относительно наименования книги моей "Аскетическими Опытами", остаюсь при прежнем моем мнении. Теперь, по пересмотре, значительнейшем исправлении и огромном пополнении статьями иного рода, не видится возможности изменить серьезнаго и точнаго наименования: того требует свойство книги. - Это книга мученика! Мученика за грехи свои и от грехов своих, но мученика. Книга легка по духу, но мысли и чувствования в ней глубокия и высокия. Легкое название, название нежное, - не идет к её характеру серьезному: она должна носить наименование строгое. 20 апреля 1864 Письмо 533 О построении храма Богородицы и о других предметах Над построением храма Богоматери очевиден перст Богоматери; даруется человекам, труждающимся в деле; вместе даруется им побороться с препятствиями и поскорбеть для их же душевной пользы, чтоб очистить дело от примеси тщеславия и других увлечений, чтоб оно было совершено в Богоугодном смиренномудрии. Таков обычный ход дел, покровительствуемых Богом. Апостол Павел пишет, что ему сатана дважды возбранял придти к Солунянам для благовестия Христова. Иерусалимский храм выстроен во второй раз при многих препятствиях, а в первый при споспешествовании всех обстоятельств; но духовную славу перваго храма далеко превзошла слава втораго храма, удостоившись принять в свои недра вочеловечившагося Бога. Преподобный Антоний Печерский говорил, что многие богатые князья и бояре с чувством самонадеянности и тщеславия выстроили монастыри и храмы на свое иждивение, безтрудно; но храмы и монастыри, выстроенные иноческими слезами, молитвами их и усердием лиц, имевших смиренное положение в мире, оказались много превосходнейшими первых. Бог не любит разгорячения и не любит, чтобы дело Ему благоугодное делалось с разгорячением, а любит, чтоб оно делалось с упованием на Него, Всемогущаго и Всеблагаго, с терпением и смирением, с благоразумием, которое невозможно соблюсти при увлечении в разгорячение. ""С премудростию зиждется дом" , - говорит Писание, - "и с разумом исправляется" " (Притч, гл. 24 ст. 3). Надо последовать наставлению Писания: торопливость может испортить дело. Н. очень мирен и очень мирен по духу, но его озабочивает предстоящая перемена жизни. Сознание, столько новое для души его, произвело в нем сильный переворот. В монастыре, и именно в Бабаевском монастыре, он приобрел веру, которой не имел до вступления в этот монастырь. Он очень сблизился со мною и на днях опять просил меня, чтоб я не прерывал с ним сношений, что я ему и обещал. Он увидел многое в другом виде, нежели в каком оно ему представлялось доселе. Дальнейшая его судьба в руце Божией, как и каждаго из нас. 11 мая 1864 Письмо 534 О настроении Алексея Петровича Н. от сознания, что он поступил в монастырь легкомысленно и в нем вел себя неправильно, перешел к правильному и прочному настроению христианина, сколько я могу то понимать. Чувство, которое он ощутил, обыкновенно не забывается во всю жизнь и является Ангелом-Хранителем даже при увлечениях, извлекая блаженным воспоминанием о себе из самой бездны. Над всеми нами да будет воля Божия! 14 мая 1864 Письмо 535 Предание всех забот воле Божией Да совершается воля Божия по отношению к храму Божию в Бабаевской обители! Да совершается воля Божия во всех делах Божиих и во всех попущениях Божиих. Нам должно внимать себе и молить Бога, чтоб Он даровал нам окончить дни наши в покаянии. 17 мая 1864 Письмо 536 Об "удалении" христианства из общества и о положительномвлиянии на многих его творений Необходима преданность воле Божией в самых попущениях Божиих. Очевидно, что христианство - этот таинственный духовный дар человекам удаляется неприметным образом для невнимающих своему спасению из общества человеческаго, пренебрегшаго этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустнаго зрелища, чтобы не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, т.к. милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись. NB. "Опыты", будучи книгою чисто духовною,должны быть полезными отечеству и в гражданском отношении. Книга производит сильное впечатление на многих, впечатление, совершаенно отдельное от впечатления, производимаго современными духовными сочинениями. Она становит внимательнаго читателя в разряд истинных православных христиан и дает ему решительное, одностороннее, спасительное направление. От развития идей православия и от твердости в православии зависит энергия народа нашего, самостоятельность его духа. 25 мая 1864 Письмо 537 О пользе скорбей, встретившихся при понесениитрудов по изданию "Аскетических опытов" Слава Богу за все! Поздравляю Тебя с окончанием трудов Твоих, которые возложились на Тебя по Промыслу Божию, велись под покровом Божиим, окончились по милости Божией. Уповаем, что милость Божия покроет нас и на будущее время, попуская необходимые скорби для обучения и вразумления нашего и дивно изводя из них с плодом терпения и смирения. 28 мая 1864 Письмо 538 Об осуждении себя и "засуживании" себя и советне оставлять начатого дела Относительно неприятности Твоей по имению, то она ничто иное, как искушение, подобное прочим искушениям. Осуждать себя полезно: это приводит к смирению. Засуждать себя вредно: это ввергает в уныние и разслабление. Дело кидать не должно, тем более, что Ты положил намерение употребить деньги на добрые дела, также оставление дела на произвол действующим неправильно, есть как бы принятие участия в неправильном действии, ко вреду их душ и ко вреду души Твоей. 22 октября 1864 Письмо 539 Об охлаждении общества к благочестию Время наше - время тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестию. Приехали наши сборщики с Кавказа, насбирав всего 100 р.с. Они передавали мне слова некоторых благочестивых людей: "Прошло только три года, как Владыка уехал с Кавказа, но если б он возвратился теперь, то не узнал бы направления народа, устремившагося всецело к "светскости". На обратном пути сборщики видели то же направление. Совершается предречение Писания об отступлении от христианства народов, перешедших к христианству от язычества. NB. Книга "Опыты" доставит существенную пользу желающим спастись (в последнее время), - существенно необходимое для них учение о молитве и о прочих, содействующих молитве, христианских добродетелях. 19 декабря 1864 Письмо 540 О религиозном состоянии общества своего времени Скудные вести, приходящия в наш монастырь, о состоянии христианской веры в России, крайне неутешительны. С одной стороны раскол, с другой - решительное отступничество. Общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах. Спасаяй, да спасает свою душу! Нынешним подвижникам предоставлен путь скорбей, внешних и внутренних, как самый благонадежный. 29 декабря 1864 Письмо 541 О современной Еп. Игнатию общественной жизни идр. Заезжал ко мне протоиерей из того села, в котором живут потомки Сусанина, человек довольно умный. Он сказывал, что крестьяне пропились и обнищали донельзя, что этого тока ничем нельзя удержать, потому что вдавшиеся в пьянство будут пить водку и тогда, когда бы вздумали повысить на нее цену. Это доказано опытами. Вместе с разгульною жизнию явилось особенное охлаждение к Церкви и духовенству. Кутилы из крестьян кутят и впали в индефферентизм по отношению к религии; некутилы обращаются в большом количестве к расколу. Дворянство бедно и не может помогать церквам и духовенству, как помогали прежде. духовенства скудеет и скудеет. Протоиерей, имеющий практический взгляд, говорил, что этому положению не видно исхода, и что последствия этого положения должны быть многоплодны. "Прогресс" идет изумительно быстрыми шагами.Кто остановит его? P.S. Занимаюсь "Изречениями". Какое было время для монашества! Какое обилие духовных старцев! Сколько было тогда созидающих ближнего! а ныне сколько разрушающих и губящих ближнего! Нам надо благодарить Бога за излиянную Им милость на нас, редкую в наше время, и милость Его да совершит эту милость до конца. С замечаниям С. И. в значительной степени я согласен. Ищу, как сокровищ, замечаний, исходящих из истиннаго расположения и из знания. Желаю пересмотреть последния два тома наиболее и почти единственно для слога. Самые "Опыты" требуют пересмотра, что я и намерен сделать, на всякий случай. Всегда признавал я строгую критику, тщательный пересмотр и безпощадное очищение лучшими средствами к доставлению сочинениям совершенства. Вообще разговоры, как то: Об Иисусовой молитве, о смирении и о монашестве недовольно пересмотрены и очищены. У них слог иной и должен быть иным, нижели у поэтических сочинений, каковы "Плач", "Блажен муж", "Чаша", "Зрение греха своего". Опять иной слог у статей Богословских (напр. о Евангельских заповедях), иной у статей, принадлежащих к христианской нравственности и философи, напр. об истинном и ложном смирении. "Аскетическая Проповедь" имеет свой отдельный слог, но вообще эта "Проповедь" недостаточно пересмотрена и вычищена. Разнообразие слога нахожу неизбежным; будучи естественным, оно составляет одно из достоинств собрания сочинений. Здоровье имеет большое влияние на слог: убольнаго слог больной. 6 января 1865 Письмо 542 О том же Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе: кто открытый безбожник, кто деист, кто протестант, кто индефферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления. Спасаяй, да спасает свою душу! Заметно, что ныне всем, желающим спастись, посылаются скорби. Это совершается и над А. В. Ж. 11 января 1865 Письмо 543 О предании дальнейшего напечатания своих трудовволе Божией И тому я очень рад, что "Опытами" закончится теперь печатание моих сочинений. Необходимо выждать более благоприятнаго положения. Если Богу угодно, чтоб устроилось напечатание, то Он устроит. Если же неугодно Богу, то и я не желаю. Нам драгоценнее всего то, чтоб состоять под водительством воли Божией, и вне её не делать ничего, каковы бы ни были представления плотскаго мудрования нашего и других людей. 14 января 1865 Письмо 544 О молитве На днях прочитал я внимательно "Слово о Иисусовой молитве". В нем со всею ясностью изложено, что моление с заключением ума в слова молитвы есть самое полезное и безопасное, что механизм чрез ноздревое дыхание с усилием взойти умом в сердце воспрещен святыми Отцами для несозревших к такому молению! Тебе необходимо молиться первым способом, принимая в руководство общее правило и не принимая в руководство исключений из общаго правила, совершившихся по особенному смотрению Божию. Я стараюсь приобучаться единственно к первому способу, как необходимому для внимания. Внимание - душа молитвы. Стараюсь даже устранять все прочее, чтоб делание было вполне безкорыстным, чтоб преуспеяние было вполне предоставлено воле Божией. 21 января 1865 Письмо 545 Об издании сочинений еп. Игнатия, о правильномпонимании молитвы и пр. На днях я взглянул в книгу Варсонофия Великаго: открылась книга на странице 362-й, где, напервой же строчке сказано: "Благому непременно сопротивляется скорбь от зависти диавольской. но молитвою оное благое умножается". Это можно отнести и к напечатанию "Опытов". Видно и действие против напечатания и действие, содействующее напечатанию, устрояемое Промыслом Божиим. Помяни, Батюшка мой, какие труды и скорби потерпели все, распространявшие Слово Божие и истинное учение о Боге. Скорби служат свидетельством последования истине в этом деле. Напротив того, с невозбранным от миродержца успехом, с наградою от мира, печатаются книги в духе и видах миродержца, хотя бы они и носили название, заимствованное из христианства. В настоящее время - существенная нужда в правильной молитве, а ее то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе; и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она - существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет! - Лучшие, сколько известно, наставники Оптинские. Иоанн, по открытости своей, нравился мнеболее, нежели современные ему академисты, и тогда многие баре восхищались его проповедями, направленными к освобождению крестьян, не поняв, что Иоанн отнюдь не духовный проповедник, а рьяный фанатик сословный и что у него замаскирована мысль о резне дворян и о предоставлении своей пастве первенства и в гражданском и церковном служении. Другая, имея эту же мысль, лучше скрывают ее, а потому Иоанн, как откровеннее других высказывающийся, нравственно выше других. В книжке "Христианскаго чтения" за декабрь имеется примечательная статья "Новые издания по расколу" Н. Нильскаго. Тут смело выставлены уклонения Великороссийской Церкви. Сильно задет Филарет по участию в масонском учении. Все мы, хотим ли, или не хотим, находимсяв руце Божией. Почему, действуя по степени данных от Бога разума и совести, остальное должны возлагать на Бога, Промыслителя нашего. 29 января 1865 Письмо 546 О своем единственном желании - покаяния и прощениягрехов Приношу Тебе искреннейшую благодарность за поздравление меня грешнаго с днем Ангела. Мое единое желание; да дарует мне милосердый Господь покаяние и прощение грехов моих, а даров духовных я недостоин и неспособен должным образом сохранять их. - (образ мыслей, на котором должна быть основана вся деятельность христианина, желающаго и ищущаго спасения). 6 февраля 1865 Письмо 547 О молитве Хотим ли мы, или не хотим, - находимся во всемогущей воле Божией. Самое правильное последствие такого понятия состоит в том, чтоб мы покорились воле Бога нашего и из этого чувства покорности умоляли Его, да сотворит милость с нами. Я писал Тебе, что очень нужно Тебе вчитываться в "Слово" об Иисусовой молитве (Аскет. Опыты. Том 2-й). Там изложено с ясностию, кому какой механизм приличествует. Держись решительно заключения ума в слова молитвы. Если при этом явится какой-либо иной механизм, сам собою, то пусть действует, доколе не отойдет. Если отойдет, то не смущайся. У Тебя молитва еще вполне вещественна. И потому самые механизмы, которых Ты прежде держался неправильно, могут исправиться заключением ума в слова молитвы. При этом последнем механизме является в свое время неоцененное молитвенное действие, вполне духовное. Весьма ошибочно Твое искание места сердечнаго!Если будешь заключать ум в слова, то сердце придет в сочувствие уму. Сперва надо молиться при этом сочувствии. Такая молитва есть молитва покаяния. Когда же чрез покаяние очистится человек, то место сердечное обозначится само собою. Когда при молитве ощущается нечувствие, то, несмотря на это состояние нечувствия, полезно нудиться к внимательной молитве, и не оставлять молитвеннаго подвига, творя молитву гласно и неспешно, потому что после нечувствия внезапно прикасается к сердцу благодать Божия, и оно приходит в умиление. Периодом борьбы со страстями никак не должно отягощаться. Период этот назначается Богом по Его премудрому смотрению. Писание говорит: ""Терпя, потерпех Господа, и внят ми" ". Также: ""Гнев Господень подыму, яко согреших Ему" . Преждевременное освобождение от внутренних браней душевредно. Письмо 548 О правильной молитве, положении Церкви и Монашества Благую честь Ты избрал, оставя все механизмы, и довольствуясь заключением ума в слова: это поведет к самым правильным результатам, без всякой примеси прелести, которой Ты мог подвергуться и отчасти уже подвергался, употребляя механизмы, которые Тебе нейдут. Для себя я держусь, когда держусь, единственно заключения ума в слова молитвы: все прочее является, когда является, само собою. Относительно моего примирения с Преосвященным Иоанном, то оно, если совершится, будет для меня событием самым приятным. Расположению его к монашеству очень рад и нахожу, что по открытости и прямоте его характера он очень способен к принятию истиннаго монашества и даже к благодатному ощущению милости Божией, от чего является в человеке живая вера. Я и не ссорился с Иоанном, а только дал отзыв на статьи г.Щапова, которые на Кавказе так разгорячили, что "потребовали крови". Сколько неправилен и вреден образ мыслей в этих статьях, доказали опыты и еще докажут. Именно, статьи забыты, но в духе их и пишется и говорится, - дух и направление получают огромный объем. Состоящие под руководством старца не должны выходить из его системы наставления. Этого и я требую от тех, которые руководствуются моими советами, особливо в отношении чтения книг, даже отеческих. К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это - попущение Свыше, которого мы понять не можем. Старец Исаия говорил мне: "Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись". Сколько могу понять: не предвижу, по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтоб могло быть восстановление Церкви в древней красоте ея, также, как и монашества. И то должно будет счесть великою милостию Божиею, если не последует вскоре какого-либо тяжкаго удара на монастыри. 14 февраля 1865 Письмо 549 О правильной молитве, об искушениях, о сочинениях епископа Игнатия и пр. С тем, кто вступил в служение Богу, начинаются искушения особенные. "Отдай долг страстям, - сказал св. Исаак Сирский, - борьбою с ними". На поприще борьбы бывают победы и побеждения. Побеждения должно врачевать покаянием. Оно врачует их со всею удовлетворительностию. Для преуспеяния в молитве и для избежанияпрелести необходимо самоотвержение, научающее искать в молитве однаго внимания. Тогда подвиг молитвенный упростится и облегчится; облегчатся и искушения, который, однако, всегда сопутствуют подвигу. Если же кто преждевременно стремится к раскрытию в себе действий сердечной молитвы, "тому, - говорит пр. Нил Сорский, - согласно с прочими св.Отцами, - попускаются тяжкия, превыше сил искушения от бесов". Слово второе. Прочитай его. Такому стремлению служат основанием непонимаемые превозношение и высокоумие, представляющиеся усердием. Разсматривая книгу "Опытов" и то влияние, которое она производит на других, полагаю, что второе издание её неминуемо. Когда и как оно устроится - это дело Божие, а моя обязанность состоит в том, чтоб доставить книге возможную удовлетворительность и усовершенствование. Отношения мои к книге изложены в письме к братии Оптинской пустыни, список с которого прилагаю. (. ниже). Алексею Петровичу не ставь всякое лыко в строку; предостереги его слегка: это будет действительнее. Сновидения С. И. я признаю милостью к ней Божиею, призывающею ее к истинно-благочестивой жизни. Они - не из прелести и не своего сочинения. - Знакомство с пр.1 показало и Тебе и мне положение Церкви. В высших пастырях ея осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. 1 - откровеннее других - только. Искать ни в ком нечего! Должно бежать в горы - в положения изолированные! Бог даровал нам такое положение. Очевидно, что примирение может быть лишь наружное, а не в духе. И того довольно. Для наружнаго примирения нужна книга в переплете. Также очевидно, что не должно безпокоить просьбою о составлении замечания на книгу, тем более, что я не отвечаю на последнюю статью Матвеевскаго, несмотря на то, что ответ на нее очень прост; он навязал Отцам понимание Декарта о невещественности духов, отнял у них собственное их понимание и на этом основал столкновения между ними и разноречия, которых нет. Передай это Игнатию. Полемика может соблазнить благочестивый люд, которого образ мыслей сформировался на чтении Четьи-Миней и прочих подобных книг. Академический журнал "Христианское чтение" выше "Странника", в котором помещены две статьи Матвеескаго против моих сочинений, и много статей о современных случаях явления духов, за мои сочинения. Мысль о разборе моих сочинений в "Христианском чтении" надо оставить, хотя и невозможно будет сказать того печатно, что он сказал при свидании. Отцов он не знает. Батюшка мой! Понеси благодушно Твой труд в столице. Соверши этот труд с оконченностью. Ты трудишься для пользы и истинной нужды остатка истинных христиан. По этой причине против книги действует зависть диавола, служащая свидетельством милости Божией и к книге и к Твоему труду Теперь о. Иустин почитывает братьям статьи из "Опытов" и видит их действие, что за книгу крепко возьмутся и будут держаться её все желающие спастись. Иустин - редкий монах и настоятель в наше время, далеко выше Сергиевскаго Игнатия, который, впрочем, имеет особенную способность и находчивость в своих сношених с светскими. 1 марта 1865 Письмо 550 О правильном молитвенном подвиге Если оставишь всякое стремление к мнимому преуспеянию, возложив дело преуспеяния Твоего на Бога и вручив временную и вечную участь Твою воле Божией, - будешь заботиться при молитве Твоей единственно о внимании, от которого обыкновенно является и которому обыкновенно содействует умиление, то молитвенный подвиг Твой получит правильность. Это значительно успокоит Тебя. Спокойствие будет знамением милости Божией. Также я не советовал бы Тебе очень вдаваться в разсматриванье своей греховности. Достаточно, если будешь знать это. Духовный подвиг должен быть как можно менее сложным. [...] 16 марта 1865 Письмо 551 Наставление, как правильно заниматься умным деланием Приношу Тебе искреннейшее поздравление с наступающим днем рождения Твоего. Искренно желаю Тебе, чтоб это рождение в земную жизнь было вместе и рождением в жизнь вечную, в вечное блаженство. В подарок посылаю Тебе одно из изречений Пр. Пимена Великаго, великаго делателя умной молитвы. Предостерегая учеников своих от козней диавольских, он говорит: "Все, что превыше меры, - от бесов". Познается же приносимое бесами по смущению - этому непременному и неизбежному плоду их действия. В умном делании, в самом покаянии, должно избегать чрезмерности. Надо делать в великой тихости. Правильность такого делания свидетельствуется миром, приносимым душе. Благословение Божие да почиет над тобою. 22 марта 1865 Письмо 552 К вопросу о природе Ангелов Велия милость Божия - напечатание "Опытов". Милость Божия ко всем, потрудившимся в этом деле для пользы христианскаго общества. "Взгляд" выходит в настоящем его виде гораздо сильнее нежели в его виде первобытном. Преважно определение слова Дух Святаго Кирилла Иерусалимскаго. Не все академики упорно держатся мнения Декарта о духах: основательным из них на моей стороне. И я не скоро получил то понятие, которое имею теперь. В течение долгаго времени мое понимание духов оставалось очень темным и неопределенным. 24 марта 1865 Письмо 553 О молитвенном подвиге и о других предметах Печально - современное религиозное и нравственное направление народа. В течение трехлетняго пребывания нашего в Бабаевском монастыре это несчастное настроение подвинулось гигантскими шагами вперед и приняло обширнейшие размеры. Все совершающееся да совершается под взорами Бога. [...] Молитвенный подвиг, Батюшка мой, есть подвиг. Надо потрудиться. Кто терпеливо молится своею оскверненною молитвою, сказал св. Иоанн Лествичник, и не покидает ея, наскучив её скверною, тому Бог в свое время дает истинную молитву. Внимай себе, т.е. словам молитвы, а не внимай помыслам, приходящим во время ея. Не вдавайся в разбирательство себя. Это разбирательство замени чтением статей о молитве в "Опытах". Тебе должно очень устраняться от того дробнаго анализа, к которому Ты привык и на основании которого враг смущает Тебя помыслами. На вопрос Твой о страннице Глинки ("Разговор Ф. Н. Глинки с странницей", помещенный в "Дом. Беседе" 1865 г.) скажу Тебе, что я читал эту статью, но ничего особеннаго не нашел, весьма вероятно по той причине, что я воспитан учением Святых иноков и от всякаго пути особеннаго устраняюсь. Путем особенным, по особенному избранию и призванию Божию может итти угодник Божий, что случается очень редко. Наиболее путем особенным идут или находящиеся в самообольщении, или направившиеся к самообольщению. Нам должно держаться вдали и в осторожности от всех, идущих путем особенным, загадочным. О. Иустин принял отказ о возведении в сан архимандрита с таким благодушием, как подобает монаху. Промысл Божий ведет его не по цветам, а по пути прискорбному, посреди поношения человеческаго, чем отмечается человек, любимый Богом. Отказ этот душеполезен и для него и для меня. Принимаем его как от руки Божией. Очень грустно положение митрополита в Синоде. Грустно оно не для личности, но для митрополита и как перевес, взятый священниками над архиереями. Дело православной веры можно признавать приближающимся к решительной развязке. Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо. Одна особенная милость Божия может остановить нравственную, всегубящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполняться предреченному Писанием. 29 марта 1865 Письмо 554 О положении Церкви [...] Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно. Предсказанное в Писании совершается: охлаждение к вере объяло и наш народ и все страны, в которых доселе держалось Православие. В особенной чистоте оно было сохраняемо в Молдавии, Валахии, Сербии. [...] Слава Богу за то, что напечатаны "Аскетические Опыты". В них - великая помощь для желающих истинно молиться и истинно подвизаться. 1 мая 1865 Письмо 555 По поводу клеветнической статьи "Одесскаго Вестника",в которой П. А. Б. был обвинен несправедливо в недобросовестных действиях Искушение, постигшее Тебя, есть ничто иное, как искушение, которое, по милости Божией, мимо идет. Этим искушением свидетельствуется избранный Тобою путь. В делании терпения имеются свои меры и степени. Совершенные сохраняют совершенное молчание при обвинениях, соответствующее степени их самоотвержения и терпят все последствия такого молчания, как, например св. Андрей и Симеон, Христа ради юродивые. Тебе это делание не только нейдет, как превышающее меры Твои, но и крайне душевредно, потому что Тебе не выдержать его. На отзыв сделай печатный отзыв без разгорячения; дай отзыву силу фактами; дело же поведи законно и с твердостью, призвав помощь Божию. С сердечными чувствами злобы и мщения поборись. Именно при таких случаях и притупляется памятозлобие борьбою с ним; ничем не затрагиваемое оно остается жить в сердце непримеченным. Очищение Твоего имени необходимо для Тебя и для Твоего сына, по вашему положению благочестивых мирян. И Апостол Павел просил суда и аппеляции у Кесаря. Успокойся, Батюшка мой, Господь не оставит Тебя. Благословение Божие да почиет над Тобою. 25 октября 1864 Письмо 556 Предостережение от лжепророков Юму нельзя верить. Такие господа говорят и предсказывают иногда удачно с тою целию, чтоб завладеть доверенностью людей и тем вернее вредить им. Так наставляет преподобный Антоний Великий. Бог изменял свои определения, объявленный и чрез святых Пророков, как то пророчество пророка Ионы о ниневитянах, Илии о Ахаве (3 Царств. 21, 29). Исаии о Езекии (4 Царств. 20, 1-11); тем удобнее не сбыться предсказанию лжепророков, если б оно и имело какое основание. Кто предал себя и все воле Божией, тому ничего не нужно знать вперед. Над всеми нами да будет воля и милость Божия. 7 января 1866 Письмо 557 О мерах исправления монастырей и об общем упадкенравственности в христианском обществе Милосердый Господь да покроет остаток верующих в Него! Но остаток этот скуден; делается скуднее и скуднее. Н. Я. Ш. не мог умиротворить себя и окончательно вышел из монастыря. Я не счел себя в праве удерживать его уговариванием: это было б против совести; а посоветовал ему вступить в законный брак и жить благочестиво в мире. На монастыри делают нападки извне, но они и внутри себя истлели. [...] Очень верно отвечал Константинопольский Патриарх лютеранам, известившим его о своих действиях: "Вы хорошо сделали, что отвергли заблуждения папистов, но сделали худо, заменив эти заблуждения своими заблуждениями: Вам следовало бы обратиться к преданию вселенской первенствующей Церкви". То же можно сказать и о монастырях: для исправления уклонений должно возвратиться к правилам святых Отцов. Этого не захотят сделать защитники монашества из сонма Филаретов; им нужно сохранить многая уклонения для защиты выгод своих. И потому с обеих сторон порождается софистика. Для дела Божия не выйдет никакого результата, кроме разве того, что при посредстве этой меры Господь потерпит еще несколько времени нашей немощи, нашему расслаблению, нашей греховности. И за это - слава Богу. В "Дом. Беседе" за 1865 год, в выпуске 50-м помещена статья "Новое Миссионерское общество России". Я прочитал ее нарочно для того, чтоб ознакомиться с духом современной деятельности Синода. Видна пламенная ревность, за которою нам никак не поспеть, а потому должно быть очень осторожным и благочестивым. Сейчас приходил ко мне Матфей с признанием, что он письма мои привез обратно с собою сюда и сжег их в печи. Вот каково общее состояние нравственности в христианском обществе. Чего требовать от монастырей, когда мир доставляет им людей испорченных, когда они повсюду окружены безнравственностью, когда сверху гнетет их безнравственность? Язва, которая исцеляется одною смертию. 12 января 1866 Письмо 558 О сочинениях епископа Игнатия [...] Сведения, получаемый мною о том, как принимаются "Опыты" личностями, истинно ищущими спасения, очень утешают меня. "Аскетическая Проповедь" и "Советы" пополняют назидательное чтение, дающее читателям решительно православное направление. Делается ясным, что эти книги распространяются и водворятся между упомянутыми личностями. Из Бежецка пишут: "Опыты" приняты с великою любовию, эта книга заменяет "Добротолюбие" для нас, будучи гораздо понятнее, чем "Добротолюбие" и содержа все, о чем говорится в "Добротолюбии". Такой взгляд очень верен, и на нем я основываю свое мнение, что книга водворится. Ее будут читать и перечитывать для питания, поверки и поддержки своего подвижничества. Теперь оказывается очень важным напечатание 3-го и 4-го томов, которыми подвижничество объясняется еще удовлетворительнее, точнее. 15 января 1866 Письмо 559 Об обер-прокурорской власти 24-го я получил оба письма Твои: от души благодарю Тебя за подвиг Твой. Слава Богу, изливающему на меня милости свои. К концу моей жизни, когда мне существенно нужен покой, когда уже мои нервы не выдерживают потрясений, когда мне необходимо приготовиться к переходу в вечность при мирном настроении души, - настал впервые Обер-Прокурор, выразивший сочувствие ко мне. Будет расположен Граф, будут расположены члены Синода. Какое время! Для поддержания Церкви нужно быть во главе управления светскому лицу, потому что обуявшая соль способна только быть попираемою человеками. Впрочем св. Афанасий Великий говорит, что одним из признаков приблизившагося пришествия антихриста будет переход церковнаго управления из рук архипастырей в руки светских сановников. Признак очень верный! Это не может состояться иначе, как при утрате духовенством своего существеннаго духовнаго значения, своей энергии, порождаемой решительным отрешением от мира. Справедливо заметил Граф, что чиновничеством уничтожено в Церкви существенное значение Иерархии, уничтожена связь между пастырями и паствою, а миролюбие, ненасытное стремление к суетным почестям, к накоплению капитала уничтожило в пастырях христиан, оставило в них лишь презренных ненавистных полицейских по ненависти их к народу, по злоупотреблению и безнравственности. 25 января 1866
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.