Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (152)

Письмо 505 Об отсечении обственной воли и пр. Господь не оставляет тех, которые предают себя в служение Ему; попуская им разлиться скорби для их обучения и воспитания. Он держит их в деснице Свой, храня, яко зеницу ока. По временам приходят брани: да кому же они не приходят? Они необходимы для духовнаго преуспеяния. Плотския чувства, истекающия из плотскаго родства, препятствуют усвоению чувств духовных и самой деятельности по закону духовному, требующему распятия для плотскаго мудрования. Духовнаго преуспеяния Тебе надо искать в отсечении своей воли. Это дело умерщвляет страсти, и изводит, как из ада, из плотскаго мудрования. В отсекающем свою волю действие молитвы является само собою при упражнении во внимательной молитве с заключением ума в слова молитвы. Если предварительно не очистится человек отсечением воли, то истиннаго молитвеннаго действия в нем никогда не откроется. Когда же откроется молитвенное действие, тогда сделается ясным, что оно - ничто иное, как полное отвержение своей воли ради воли Божией. 22 декабря 1863 Письмо 506 Краткое воспоминание своего вступления в монастырь Сейчас должна быть у меня всенощная. В эти часы, в 1827 году, я прибыл в Александро-Свирский монастырь на жительство, прямо из офицерскаго мундира. 24 декабря 1863 Письмо 507 О сочинениях епископа Игнатия В разговоре о монашестве то место, которое изменено при напечатании в "Домашней Беседе", я вовсе выкинул, заменив десять страниц двумя, благочестиво и назидательно (в частном смысле), отказавшись от суждения о приведении монастырей в порядок, хотя недавно, в сочинениях преподобнаго Антония Великаго, прочитал именно такое предсказание о монастырях и о причине их упадка, какое было написано мною. Не хочу, чтоб от меня выходило подло-уклончивое и колеблющееся свидетельство об истине. Не желают слушать? так лучше молчать. Возгласят события. Заразительная смертоносная болезнь, когда ее не лечат правильно, а только прикрывают, - усиливается и усиливается. Должна ж она и разразиться. "Опыты" доказали это. Темное и отвлеченное понятие о духах, заимствованное у западных схоластиков, равновесно совершенному отвержению их и может решительно сбивать с толку истинных подвижников, как это делают многая новейшия сочинения, написанные из одного знания по букве, по наружности своей принадлежащия Православной Церкви, но по духу более или менее отделившийся от нея. Цель Матвеевскаго (критик "Слова о Смерти") и партии его состояла и состоит в том, чтоб отвлечь читателей от сочинений определенно-православных, а для достижения цели нужно было закидать сочинения грязью. Этим я не смущаюсь, напротив того, ободряюсь и утешаюсь. Поругания служат очищением для меня. Притом, из Церковной Истории видно, что лица и писания точно - церковные были встречаемы и преследуемы ненавистью сынов мира. Но сила Божия являлась из немощи человеческой, и тогда гонимые и угнетаемые одерживали победу над сильными гонителями своими в результате борьбы. Монастырская жизнь открывает человеку его немощи. Св. Исаак Сирский сказал о себе, что он получил в этой жизни безчисленные уязвления от врага. Не кто иной - Бог попускает врагу ударять нас для нашего смирения. Будь мирен и спокоен, хранясь от поползновений и не требуя от себя непоползновенности. 27 декабря 1863 Письмо 508 Об отсечении собственной воли Говорил я Тебе о необходимости отсекать волю Твою. Это относится именно к молитвенному подвигу. Ты должен отречься сам в себе от всякаго сознания достоинства к преуспеянию и в нищете духа (что и есть отсечение воли), во внимании словам и страхе Божием предстоять мысленно Богу, вопиять о помиловании и всего ожидать от милости Божией. Он сотворит с нами по воле Своей и по милости Своей: тогда ясно будет, что благо дарованное Богом совсем иное, нежели что предполагал получить человек. Для неотрекшихся от своей воли опасна прелесть. Говорю существенно нужное для Тебя. Кому поддержать Церковь? Для этого нужны люди благодатные, а плотское мудрование способно только повреждать и разрушать. Хотя оно в гордости и слепоте своей мечтает и провозглашает о созидании. 4 января 1864 Письмо 509 О своих сочинениях, журнале "Странник" и об отличии своего направления от других архиереев Сочинения принадлежат не мне, а милости Божией, которая захотела или вознаградить мое убогое произволение, данное ею же, или за те лютые скорби и гонения, которые мне были попущены и от которых Господь избавил меня, вывести из житейскаго моря в пристанище уединения. "Странник", журнал вредный для духовенства,как отделяющий его от народа в касту, и не только не укрощающий, но и разжигающий ненависть касты к прочим сословиям. Для овец оружие волков неестественно. Овцы покоряли волков любовию и кротостию, а если в дело пошли зубы, то овцам не устоять, особливо при нынешнем охлаждении мирян к религии, а паче к духовенству. Об епархии думать мне невозможно по расстроенномумоему здоровью и по отдельному совершенно характеру от всех архиереев. Они - воспитанники Академий, а я - воспитанник монастыря, следовательно, персона решительно отсталая, нисколько не подходящая к целому составу. Настоящее мое положение - самое нормальное. 8 января 1864 Письмо 510 О напечатании своих сочинений и изучении христианствапо букве Напечатание моих сочинений, очевидно, дело Промысла. И я, и Ты, и о.Фотий, и В. И. Аскоченский, и Глазунов, и С. И. - орудия. Всем дано дело в общую пользу, а следовательно и в свою. Изучающие христианство по букве и утратившие деятельное изучение его имеют одно учение для себя, а другое для других. 10 января 1864 Письмо 511 О молитве При молитве нужно отрицаться от себя, т.е. не признавать себя достойными какого-либо преуспеяния, а решительно положиться на Бога. Даже не должно думать о преуспеянии, а заботиться о том, чтоб молитва была совершаема со вниманием. Впоследствии увидишь, что все Твои стремления к преуспеянию были ничто иное, как увлечения по причине вещественнаго разгорячения, без чего невозможно обойтись всякому, вновь начинающему молитвенный подвиг, в котором сосредотачиваются и для которого предпринимаются, как служебные ему, все другие подвиги. С разгорячением всегда соединено самомнение. От самоотвержения, которое выше объяснено, является истинное смирение духа, нищета духа, а такое смирение привлекает к человеку милость Божию. Когда человек сподобится ощутить что-либо духовное, т.е. ощущение от Бога, тогда он поймет, что все собственные ощущения ничтожны, сопряжены с самообольщением. К земле обетованной надобно пройти чрез пустыню. Идя по этой пустыне, надо знать что она - пустыня, а не земля обетованная, чтоб не принять какого-либо оазиса пустыннаго с роскошною и богатою природою за землю обетованную и по этой причине не лишиться земли обетованной. Оазисы суть те утешения и особенно ясные самовоззрения, которые даются по временам новоначальному в подвиге молитвы. На них не должно обращать особеннаго внимания. Первый духовный дар есть благодатное внимание при молитве, каковаго при одном собственном усилии невозможно иметь. 11 января 1864 Письмо 512 О неразумном поведении "старых людей" и о связискорбей с добродетелью Когда старые люди с растраченным здоровьем, оставя направление которого держались век свой, усиливаются идти на ряду с молодыми, то положение их делается странным. Только мешают! Добрые дела сопряжены с трудом и скорбями. "Добродетель, - сказал некоторый отец, - не сопровождаемая скорбью, не есть добродетель". 16 января 1864 Письмо 513 О сочинениях Епископа Игнатия Очень согласен я напечатать "Взгляд" в "Домашней беседе", равно и "Дополнительный цитаты к "Слову о Смерти" и местонахождения рая и ада". Эти статьи могут служить материалом или справкою для тех, которые захотят заняться составлением систематическаго сочинения по сему предмету. Они так оглашены Богослужебными книгами и вообще Церковными, издаваемыми по определению или одобрению Святейшаго Синода, что возглашением против этого учения, сделанным священником Матвеевским, возбуждено негодование многих православных, о чем писали мне многие, предлагая подать свой голос. При этом делаемы были вопросы: чему нам прикажут верить, когда велят отвергать то, чему мы научаемся веровать из Богослужения нашего и при чтении книг св. Отцов Православной Церкви. В Питере пятьдесят священников соблазнились на "Отзыв" в минуту разгорячения, а в России все почитающие Православие соблазнились на возглашение священника, соблазнились как на его, так и на образ изложения, Пастырям Петербургским надо быть подальновиднее, понимать, что переходное состояние для всех переходное, и не отталкивать от себя паствы, из которой верхний слой склоняется более, нежели к индифферентизму, а нижний к отпадению в раскол. И первые и вторые подчиняются неблагоприятному на них влиянию по той причине, что не видят веры и плодов её там, где должно видеть их. Что же еще, когда голос раздается против Церкви? Я знаю Петербургское духовенство. Очень добрые люди и сердятся на меня не в первый раз. Могу к ним относиться, как к знакомым, почему прошу В. И. передать им сообщаемые здесь сведения. Право, осмотрительность и благоразумие нужны. Увлечение может очень повредить. Напечатанное в "Домашней Беседе", что некий мусье обещал сынку своему ребенку, что ко времени его вступления в супружество попов не будет, произносится многими мусье. Потрудись передать от меня В. Н., что он подвижник, как единственный современный голос, противящийся реформационному в деле веры и Церкви началу, и за это подвергающийся скорбям и поношениям, которые поставляют его на почетное и высокое место в глазах Православных. Это не мой отзыв исключительно: это общий отзыв. Добродетель, сказали Отцы, неискушенная напастью, не есть добродетель. Смотря на происходящее в мире, смотря наназначение тех или других лиц, на те, или другая места, положимся, батюшка, на Бога и возблагоговеем пред самыми попущениями Его. Он промышляет о всех. Например, взгляни на себя: хлопоты Твои о духовных книгах сколько раскрыли Тебе глаза! А это необходимо в основании жительства духовнаго. Слепой праведник тотчас в яму ввалится. Ты сам можешь уже понимать, как слепота и неправильность взглядов вредны. Все дело портят. 1 февраля 1864 Письмо 514 К вопросу о полемике по поводу "Слова о смерти" Посылаю "Взгляд" и дополнительные цитаты к "Слову о смерти". Они составляют собою материал для разработки вопроса без всякой полемики. В сущности, материал этот таков, что он заградит уста, отверзающияся против прямаго и открытаго учения церкви. Из "Взгляда" видно, что все понятия заимствованы рецензентом из западнаго учения, противнаго Восточной Церкви. 3 февраля 1864 Письмо 515 По вопросу о выборе жительства желающему спастись На монастыри плоха надежда: они внутри выпрели и уничтожились, их еще поддерживает рука Божия ради нескольких благонамеренных иноков, как обетовано было Богом пощадить Содом и Гомору, если б нашлось в них десять праведных людей. Иеромонах И. в Семинарии был недавно на большом обеде, и когда начался разговор о монашестве, то, сказывают, он подал голос и витийствовал, что надо бы уничтожить это безполезное сословие тунеядцев. Также некоторый архимандрит, высоко стоящий в епархии, говорил о себе, что он непременно оставил бы монашество, если б не затрудняли его постановления для оставляющих оное. Не все так откровенны, но большинство так думает, т.е. большинство настоятелей, преимущественно из духовнаго звания. Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять. По этой причине нужна молитва, усердная молитва к Богу, чтобы Он наставил Н. на путь Свой по Своей святой воле. Мнение разгоряченное слепцов, которые все видят в цветущем виде, не должно иметь никакого веса. Все дела, которые делаются ради Бога, сопряжены со скорбями. Святые Отцы признают добродетель, не сопряженную со скорбями, отверженною Богом. На впечатлении, производимом в душе добрыми делами, сопряженными со скорбями, зиждется истинная молитва. Писания Отеческия были запечатлены скорбями написавших оныя Отцов. Преподобному Максиму отрубили кисть руки за его сочинения против монофелитов. Итак, не дивись нашим малым скорбям и не унывай от них, паче же смотри на них, как на свидетельство милости Божией. 7 февраля 1864 Письмо 516 О сочинениях епископа Игнатия Памфлет Матвеевскаго (этой ругательной и злобной рецензии иначе назвать нельзя) напечатан безпрепятственно, несмотря на то, что в нем отвергается учение, преподаваемое в Православном Богословии, общепринятом в духовных учебных заведениях по определению св. Синода. "Отзыв" на этот памфлет также напечатан во успокоение остающихся чад Православной Церкви. Если напечатаются "Цитаты" и "Взгляд", то для успокоения чад Церкви более ничего и не надо. Возгласы священников, если и будут напечатаны, не будут иметь никакаго значения для чад Церкви, кроме того значения, что эти священники отступили от учения Церкви. Полемику с нашей стороны можно будет признать конченною. Если духовное начальство захочет принять меры к прекращению соблазна, то это его добрая воля. Соблазн истекает из действий "Странника", но нам никак входить в это дело не должно. Вероятно, если что и сделают, то сделают под рукою. Напечатание же "Цитат" и "Взгляда" для всех будет полезно, потому что редко кто знает, что в Богослужебных книгах наших выражается с такою определенностью местонахождение рая и ада. Стихиры и тропари, в которых излагается это учение, читаются наиболее наскоро и без внимания, а потому остаются непримеченными большинством даже священнослужителей. Из дела скорбнаго и неприятнаго, может, по милости Вожией, выдти дело общеполезное. Об "Отзыве", сделай милость, никому, никому из духовных не говори: это их только обезпокоит и нам принесет непременно вред. Как будто ничего не было. Делу не должно давать вида серьезнаго. Прочитают "Цитаты" и "Взгляд" и сами поймут, что не ловко им выставить себя перед публикою отступниками от Церкви. Таким образом дело затихнет, и на будущее время будут осторожнее из опасении "Отзыва". Я их знаю: самые добрые люди. 5 февраля 1864 Письмо 517 О выходе Алексея Петровича из монастыря Монастырь принес Н. несомненную пользу, дал ему благочестивое направление, которое обыкновенно остается на всю жизнь, иногда засыпается на время, но потом снова пробуждается. Нисколько не смутись выходом Н. из монастыря. Насильственному и фальшивому его положению в монастыре непременно должен был последовать какой-либо исход. Слава Богу, что исход устраивается разумный, а не комический или трагический. Я принадлежу к ревностнейшим монахам и признаю монашество учреждением Божественным. Чтож делать, когда человеки переделали его по своему плотскому мудрованию в каррикатуру, и истинное монашество захотели заменить в глазах человеческих актерством, мысль о Боге и Его вездесущии и совершенстве, обозревающем все и глубины сердца, оставив в стороне и забытии. Положимся на Бога, Который предвозвестил, что придут соблазны и отступления. Когда таково попущение Божие, то нам нечего говорить и не подобает смущаться. Пусть все делается так, как попускает всему делаться Бог. Мы должны благоговеть пред судьбами Его. 10 февраля 1864 Письмо 518 О том же Не смущайся по причине этого скорбнаго обстоятельства, но со смирением, без порывов, изливай Твою печаль пред Богом, моли Бога, чтоб Он покрыл сына Твоего милостью Своею и предай его воле Божией, а сам позаботься о спасении души Твоей; это нужно тем более, что уже немного времени остается тебе для земнаго странствования и для приготовления себя к вечности. Переживаем трудное время в духовном отношении! За сто лет до нас св. Тихон говорил: "Ныне почти нет истиннаго благочестия, а одно лицемерство". Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и безстыдства. Опытность духовная дорого дается. Лучше выдти из монастыря и проводить в мире жизнь соответвующую своему расположению, нежели, живя в монастыре с враждебным к нему чувством, проводить жизнь, нисколько не сообразную с монашескими правилами, чего неминуемым последствием обыкновенно бывает самый ужасный разврат. 14 февраля 1864 Письмо 519 О выходе А. П. из обители и о необходимости следоватьучению святых Отцов Слава Богу за все! Да совершается Его всесвятая воля над нами, а нам да даруется благоговение и покорность, которые мы обязаны иметь к судьбам Божиим. Не смущайся совершающимся, но положись на Бога о сыне Твоем, нуждающемся в особенной милости Божией. Я продолжаю беседовать с ним за послеобеденным чаем: целию моею при этих беседах - желание доставить ему правильное направление при вступлении его в новую жизнь и укрепить в нем веру, к которой начало раскрываться сердце его и которой он прежде не понимал. Вместе с тем, советую II. принести раскаяние пред Богом, чтоб получить от Бога прощение и привлечь на последующую жизнь свою Божие благословение. Я говорю с любовию, даже с веселостью, хотя и положительно: он выслушивает со вниманием, и, может быть, с душевною пользою. Святый Иов сказал, что вся земная жизнь человека сплошное искушение. Когда так определено Богом, то мы должны с покорностию переносить скорби от постигающих нас искушений, вразумляться ими для дальнейшей нашей деятельности. Преподобный Нил Сорский говорит: "Мнозем ненавидимо велие сие еже по Бозе своея воли отсечение, но кийждо ныне свое лихоимствует оправдание". О таковых в "Божественной Лествице" речеся: "Лучше есть отгнати от Обители, нежели оставить послушника свою волю творити: отгнавый бо множицею отгнаннаго смиреннейша сотвори, и свою прочее научи отсекати волю", а кто, под видом человеколюбия снисходит к таковым, тот их доводит до того, что они во время исхода ужасно проклинают его. В этой же статье преподобный Нил говорит, что непременно подобает монашествующему жить по преданию св. Отцов: хотя мы и не можем сравниться с Отцами, но непременно должны жительствовать в их направлении и стяжать с ними единение в духе. (Там же). Святые Отцы смотрели на жительство отца с сыном в монастыре следующим образом: "Преподобный Мукий пожелал поместиться с осьмилетним сыном своим в некотором епископском общежитии, коего игумен был муж благодатный. Он уразумел, что к Мукию есть особенная милость Божия, и принял обоих, отца и сына. По принятии они были разъединены, и, чтобы ввести Мукия в опытное познание самоотвержения, сын его подвергнут был и постоянно подвергаем разным скорбям, особенно тогда, когда он находился в глазах отца. Мукий пребыл твердым, при помощи того старца, которому он был вручен и начал ощущать по причине самоотвержения своего духовное преуспеяние. Игумен, прозрев это, восхотел возвести его в более трудный подвиг. Однажды, представясь разсерженным на сына, он приказывал отцу кинуть его в реку. Отец немедленно исполнил это, но у самаго берега удержан был братиями, которые предварительно были тут посажены. В то же время последовало игумену Божественное Откровение о Мукии, и когда игумен кончался, то он, никого иного, а Мукия назначил своим преемником, как достигшаго высшей степени самоотвержения, послушания и веры. Эту повесть передает преподобный Кассианв общее назидание монашествующим. Чтоб действовать точно так, надо иметь благодать св. Игумена с одной стороны и силу произволения Мукия с другой, но действовать в этом духе - необходимо. Противное этому действие признается в духовном отношении прелюбодеянием и сопричисляется к действиям во спасение души в веце сем, для погубления ея в вечности, в противность заповеди Спасителя, Который повелел погублять душу свою в веце сем для спасения ея в вечности. Таково плотское милосердие, упоминаемое преподобным Нилом: это то милосердие слепое, которое губит и себя и того, о коим оно милосердствует. Пишу это, чтобы Ты уразумел кознь вражескую. Монастырская жизнь - дело мудреное: на ней враг старается уловить и повредить подвижника своими непотребными правдами. Познается же действие вражеское по отьятию у сердца спокойствия и по состоянию недоумения, в которое приводится человек. "Трезвитпеся, бодрствуйте" , - говорит Св. Апостол Петр, - "зане супостат ваш диавол яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити" . Диавол действует именно против желающих спастись, а не против преданных греху и суете, яко самоуловленных. Бог же попускает все это для нашего смирения, чтобы мы видели, как легко бываем поруганы невидимым врагом и как удобна для него погибель наша по причине нашего скудоумия и нетвердости в вере: тогда Господь изъемлет нас Промыслом Своим и являет тем неизречённую Свою любовь и милость к нам, а сеть врага расторгается, как бы паутинная. Это все ясно видно из бывшаго искушения. Ты видишь теперь, как важно для спасения направление, доставляемое научением святых Отцов, как оно редко и как доселе сильно и непреоборимо. Ты видишь, как козни демонския тонки, как они опутывают человека неприметно для него; Ты видишь, как современные люди плутоваты, как спасающийся легко (который по свойству жительства своего обыкновенно стяжевает простоту сердца) может быть обманутым. Горе единому, говорили св.Отцы, брат же от брата укрепляем, яко град утвержден. Молю милосердаго Господа, чтоб Он благословил намерение Твое и мое не разлучаться нам до смерти. О.Иустин есть единственное лицо, вступившее со мною в единение по духу, имеющее самоотвержение и способно носить немощи ближних. Он понимает Тебя с совершенною правильностию и видит Твою способность к самоотвержению. Это тот человек, которому после меня, наиболее свойственно быть близким к Тебе. Он слабого характера и побежден глубоко прелестью, которою захватил в Никифоровской, ищя наслаждения прежде покаяния. Он разстроил этим дух свой, скривил ум, а самомнением и гордостью прелесть в нем поддерживается. У нас в России люди более православны по чувству сердца, нежели по умственному убеждению. 20 февраля 1864 Письмо 520 О должном отношении к искушениям Первое слово этого письма об Н. Он продолжает беседовать со мною на послеобеденном чае. Сознание, в какой бы степени оно ни было, вывело его из фальшиваго, напряженного состояния в более правильное, а потому и более спокойное. Совет мой, что нужно принести Богу покаяние в драматическом вступлении в монастырь и в драматическом пребывании в монастыре для отвращения гнева Божия и для привлечения благословения Божия на последующую жизнь, он принял и занят этим в настоящее время с очевидною пользою для себя. Слава Богу! Что касается до меня, то я гляжу на попущение искушения, как на свое, по выражению св. Отцов, т.е. как на такое, которое было необходимо для душевной пользы моей, и потому именно было попущено Промыслом Божиим. По этой причине ни на кого никакой претензии не имею, тем паче на Н., а забота моя сосредоточена на том, чтоб плод искушения был обращен в пользу, как его, так и всех тех, которых искушение касалось. О. Иустин, единодушно со мною, находится в таком же настроении, как и я. Относительно Н. сущность дела состоит в том, чтоб жительство его в монастыре оставило на нем благое впечатление. Это должно иметь влияние на всю жизнь его, на его веру, на его спасение. Сообщая это Тебе, желаю, чтоб и Ты вступил в одно настроение со мною, т.е. сознал, что искушение было нужным для Тебя, что оно очень полезно Тебе, как открывшее Тебе глаза на людей и на современное религиозное направление. Затем, поведение Твое относительно Н. должно быть благоразумным и Богоугодным. Без перваго не может быть второе. Необходимо оставить плотскую нежность, как средство обольщения, а действовать по правилом любви, заповеданной Словом Божиим. Прошедшее надо оставить, не входя подробно в тонкие разспросы и вопросы, что вовлечет его в ложь и обманы и уничтожит благие плоды, явившиеся в душе от некоторого сознания, к какому он был способен. Способность сознаваться является не вдруг, но от понуждения себя к постоянному сознанию и от навыка. Все нужное должно предоставить Богу, умоляя Его о милости. В этих случаях молитва бывает сильнее собственных действий. Не скорби, что некоторые из сослуживцев Твоиххолодны к Тебе. Святитель Тихон написал из своего опыта, что когда человек посвятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отдаляться. Недолго осталось нам пространствовать на земле! Великая милость, что Он даровал Тебе стремление к Богопознанию и спасению, что едино на потребу и что будет сопутствовать Тебе за гроб. 24 февраля 1864 Письмо 521 О необходимости предаться воле Божией, о взглядееп. Игнатия на свои сочинения о других предметах Постоянное благоговение пред судьбами Божиими необходимо для правильности духовнаго жительства. В это благоговение в покорность Богу должно приводить себя верою. Все совершающееся совершится или по милости Божией, или по попущению Божию, т.е. все совершающееся совершается по судьбам Божиим, непостижимым для человека. Святые три отрока в пещи Вавилонской исповедали Бога, исповедали, что все гражданския и духовные бедствия, попущенные на них, и на Израильский народ, попущены по праведному суду Божию. Такое воззрение привлекает в душу мир, не попускает увлекаться разгорячением, направляет зрение ума к вечности, доставляет терпение в скорбях, которые и представляются кратковременным, ничтожными случайностями и мелочами. Всякий, призванный Богом к спасению, должен благодарить Бога за призвание и стараться воспользоваться им. Слова, сказанные Господом Апостолам Его: "Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вы", относятся ко всем, призванным во спасение. Поверяю это по своей жизни, и по жизни известных мне спасающихся опытами. "Отзыв Православнаго" сделал свое дело и имеет свое назначение. Он объяснил православным Церковное Предание, особенно важное для аскетов, а людям противнаго мнения заградил уста. Матвеевский, хотя имел намерение подорвать мнение о "Слове" читающей публике, но послужил к оглашению и к усовершенствованию "Слова", которое сверх достоинства аскетическаго получило достоинство Богословскаго сочинения, перваго по этому предмету на отечественном языке, как говорит это Матвеевский в своей рецензии. Промысл Божий устроил напечатание "Слова о Смерти" и "Опытов" точно также, как устроил и написание их. Не признаю эти сочинения принадлежащими мне. Они истекли из Отеческих Писаний и из милости Божией, а написать их даровано мне для пользы многих душ, следовательно и для пользы души моей. Также и тебе даровано в этом деле потрудиться для спасения души Твоей. Сам видишь, какая настает нужда, чтобы деятельное учение Отцов, нравственное предание Церкви, почти совершенно забытое, было напомянуто. Служение Слову Божию всегда было сопряжено со скорбями, как противное Духу мира. Но и над попущением скорбей бодрствует Промысл Божий, который попускает каждому делателю поскорбеть столько и так, чтоб дело Божие было совершено с великим смирением и очищено было от примеси тщеславия и превозношения. По особенной милости Божией, Н. начинает усматривать всю неправильность своего вступления в монастырь и своего поведения в монастыре. Я стараюсь ему помогать в необходимом для него покаянии, выказывая точно так, как Тебе написал, фальшивость и мрачность его поступков, чтобы покаяние его было истинным и послужило прочным основанием для предлежащего ему течения по поприщу земной жизни. Отверзши двери в свое сердце для убогих слов моих посредством малейшего сознания, он постепенно переходит к большему сознанию, доставляющему ему спасительное самовоззрение. По причине этого самовоззрения он пришел в правильное душевное настроение, за которое я благодарю Бога. Он понял, что слова мои, несмотря на наружную горесть их, существенно полезны для него. Дело дошло до того, что он просит меня на будущее время не оставлять его, по причине того благодетельнаго сближения, к которому привела его искренность, что я ему и обещал. Сознание должно храниться в человеке, как величайшее духовное сокровище, как основание всех благ духовных. Извини, что безпокою Тебя заботами по делу о постройке Церкви. Тебе известно, как я не желал затевать в монастыре никакой постройки, но необходимость приводит к попечениям. Живем не так, как бы желалось, но как Бог приводит жить. Он ведает полезнейшее, и настоящее положение должно признавать Его великою милостию. 25 февраля 1864 Письмо 522 О лицах, не понимавших направления епископа Игнатия Да совершается воля Бога нашего. Управляющаго и судьбою обществ и судьбою каждаго человека в частности, и потому слава Богу и в действиях Его и в попущениях Его! У петербургских во взгляде их обыкновенно бывает так называемая arrlere pensee, дающая взгляду недоверчивость и подозрение, что в известном отношении имеет свое основание. Но от arrlere pensee более терпят благонамеренные люди, всегда имеющия в сердцах простоту и прямоту, как бы они ни были умны и способны для дела, нежели люди неблагонамеренные и своекорыстные, которые обыкновенно бывают хитры, как бы они ни были ограниченны. В этом я убедился долговременными наблюдениями. Следовательно, ежели окажется возможным, постарайся кому нужно дать правильный взгляд на мое положение. Я уверен, что многие в Петербурге подозревают во мне искательство и замыслы. Не имея понятия об истинном монашестве, находят монашество там, где одно лицемерство и ханжество и не видят его там, где оно точно есть, или судя по себе, не понимая даже что может существовать искание вечнаго. Я уверен, что многие не верят, что я так ужасно болен и истощен, как я точно болен и истощен, сочиняют для меня настроения, сообразно своему настроению и принимают против этих сочиненных ими намерений свои меры. На это я имею доказательство. Нам надо сделать то, что зависит от нас. Затем: да будет воля Божия! Когда священник Красноцветов издал "Историю Новаго Завета", в которой говорилось, что Божия Матерь по Рождении Богочеловека престала быть Девою, и множество подобных хул, то многие из Петербургскаго духовенства ужасно разсердились на меня за то, что я в Сергиевой пустыне остановил эту книгу и препроводил ее к высшему начальству. Подобное видно и в Церковной Истории: духовник Констанция, арианин, постоянно действовал против св. Афанасия, Патриарха Александрийскаго; так и ариане постоянно направляли императрицу Иустину против св. Амвросия Мидиоланскаго. Поборники Церкви всегда были гонимы. Слава Богу! 27 февраля 1864 Письмо 523 Об опасности пребывания в обители без искреннегожелания вести монашескую жизнь Пребывание в монастыре без искренняго желания вести жизнь монашескую, и потому устраняя от себя то поведение, которое требуется правилами св. Отцов, может служить только вредом и поведет насилуемаго к такой жизни к самым печальным последствиям. [...] 2 марта 1864 Письмо 524 О вступлении в монастырь Монашество есть установление Божественное, при посредстве которого христианство достигает своего высшаго развития. В числе правил этого Божественнаго установления имеется и то, чтоб вступали в монашество люди с истинным произволением и подвергали это произволение прежде принятия обетов строгому разсмотрению и испытанию. Имеющим холодное и колеблющееся произволениестрого воспрещено вступление в монашество. Я вижу, как и прежде видел, что Н. нисколько не был приготовлен к монашеской жизни, что он не мог иметь к ней правильнаго и основательнаго произволения, не имея о ней никакого понятия. Что в настоящее время смягчилось его сердце от сознания этого, и он вследствие такого смягчения, располагает последовать моему совету, то такое расположение никак нельзя признать за произволение к монашеству. Оно - только следствие сознания и той доверенности, которая обыкновенно является 'во всяком, получившем облегчение и успокоение от сознания. Воспользоваться таким временным чувством для склонения к монашеству было бы с моей стороны преступным. Почему я признаю исшествие из монастыря для П. необходимостью, по неимению им произволения, а потому и нужных способностей к монашеской жизни. Исшествие же, при чувстве сознания всей греховности своего поведения в монастыре, при чувстве раскаяния признаю особенною милостию Божиею. Это может служить основанием для Божия благословения на будущую его жизнь. Если ж теперь остановить его в монастыре, то впоследствии, и даже в самом скором времени, недостаток истиннаго произволения возбудил бы в нем самое неприятное чувство к монастырю и к тем, которые воспользовались бы безрассудно и в противность святым правилам минутною сердечною мягкостью молодаго человека. Затем помещение в В. близ людей, которые могут поддержать Н., признаю самым лучшим для него. 3 марта 1866 Письмо 525 О внутреннем состоянии своего племянника Алексея Петровича Н. необходимы опыты жизни. Опыты всегда имеют свою горесть и своей труд. Но без них человек остается на всю жизнь свою куклою пустою. Опыты при жизни в В. будут наилегчайшие. Там нет таких бурь и пропастей, какия в шумном свете. Надо, чтобы мы поступили по воле Божией, а не по чувствам обманчивой и пагубной нежности; остальное Бог устроит судьбами Своими. Выход Н. из искушения устроился милостью Божиею к пользе души его, приведши его к сознанию и к плодам сознания, что все доселе было незнакомо ему. После сознания, поступив по совету моему, он ощутил особенное облегчение. Это признак действия истины. Ты хорошо сделаешь, не позволив себе подробных расспросов, потому что святые Отцы воспрещают их делать прикоснувшемуся спасительнаго сознания. Очевидно: от стеснительных разспросов человек, лишь сознавшийся и сознавшийся с большою экономией, может перейти опять от сознания к запирательству и обманам, причем все благое действие, произведенное сознанием, изгладится из души. Непременно надо, чтоб оно осталось. Вероятно он и сам выскажет Тебе что-нибудь, из чего можешь заключить и о всем. Храм вчерне должен строиться три года. Ох как много времени для старых и больных! И для всех вообще! В такое время может случиться много вовсе неожиданнаго. Сделаем, что можно и что требует долг пред ближними, а об остальном положись на Бога. Твое призвание к наследованию спасения очевидно. Ты помнишь, как долго в Ставрополе я останавливался говорить Тебе многое о христианстве, вообще будучи не охотник тратить слова об этом святом предмете напрасно. Но Твое сердце согрелось по милости Божией и последствием Твоего внимания и усердия служит дарование Богом Тебе Твоего единонадесятаго часа на усвоение Ему. 7 марта 1864
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar