Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (151)

Письмо 478 О современной преосвященному Игнатию общественнойжизни Тобою с Твоей стороны сделано все, остальное да устроит Милосердный Господь по Своей Святой Воле. "Дние лукавы суть", говорит Св. Писание.Неприметным образом утекают один за другим. Ныне век идет быстро; кажется, с осени, с моего приезда сюда, пошел еще быстрее; осенния события дали большой толчек, сделали значительный переворот. Игнатьев, Путятин, заменены людьми иного направления. Направление старое уступает место направлению новому; новое еще не определено. Не знаешь, что делать и как быть. О ходе болезни князя Барятинскаго положительно ничего не слышно; слышно только, что он неисцелимо болен. Как все в жизни превратно! Того и смотри, что он, или кто подобный, и подобные ему сойдут со сцены. Цены на хлеб возрастают. В Питере купцы, торгующия предметами роскоши- и удобства, не знают, что и делать: покупателей нет. Предметы необходимой потребности идут, но цены на все очень высоки. Рабочия руки вздорожали. Великое дело освобождения крестьян сопряжено с значительными трудностями, для преодоления которых, во-первых, нужна особенная помощь Божия, а потом - самая мудрая, недремлющая человеческая деятельность. Я никуда не выхожу: очень плох здоровьем. С этим состоянием я свыкся, а потому оно и не представляется мне очень тяжелым. Так как очевидно, что хлеб будет более и более возвышаться в цене, то хочу усилить монастырское хлебопашество. Что Бог даст; все неверно; всякое положение неверно; ничего серьезнаго, требующаго для исполнения времени, предпринять нельзя. - Надо подумать об Алексее. Мы стары, отживаем; - дитя, лишь вступает в жизнь. 22 января 1862 Письмо 479 О переменах в обществе Вижу, что рука Божия Тебя выводит из Кавказа. Н. Н. написал Тебе под влиянием современных обстоятельств, которые, со времени его письма, далеко подвинулись вперед. О перемене власти на Кавказе ничего не слышно; но перемена непременно должна последовать, как логичное последствие прочих перемен. О новостях Петербургских ничего не пишу. Ход непрестанно ускоряется и принимает характер решительный. Едва начатое считать можно окончанием. Лица прежняго направления почти все сошли с служебнаго поприща, они заменяются людьми новаго направления, молодыми, способными к их делу, полными энергии, действующими единодушно. Вероятно, и добрый знакомый наш, Неверов, пойдет в ход. Настало трудное время! 9 февраля 1862 Письмо 480 О своей жизни в Бабаевском монастыре На этой почте получил отношение из Кабинета о выдаче мне в пенсию 3000 р. сер. из Ярославскаго казначейства. Мне бы желалось из этих денег дать что-нибудь в монастырь, но и на устройство приюта с мебелью нужно больше этой суммы. Я не выхожу из комнаты и при строжайшей диэте чувствую необыкновенное умножение крови. Здешнее уединение очень утешительно; оно производит спасительное влияние на душу, изглаждая мало-помалу воспоминания мирския. Что Богу угодно, то и будет с нами в нынешний трудный век! 17 февраля 1862 Письмо 481 О "безошибочном поздравлении" и о своем положении Благодарю за поздравление с днем рождения во временную жизнь. Точно: поздравлять не с чем! Неизвестно, чего причиною послужит это рождение - вечной ли радости или вечнаго горя. Когда душа, миновав, по милости Божией, бесовския мытарства, вступит в небо, тогда встречают ее небожители с любовью и радостью, приносят ей поздравление. Вот поздравление правильное, безошибочное... Дела идут чрезвычайно быстро. С того времени, как Ты был здесь, протекло как бы десять лет. Мое положение мудреное. Но у Бога и мудреное не мудрено. Молись, Батюшка, о мне Богу, чтоб Он сподобил меня вести себя, как подобает рабу Христову, и не попустил увлечься внушениями сатаны. Сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. 20 февраля 1862 Письмо 482 О намерении Петра Александровича удалиться отмира в Бабаевский монастырь Любезнейший Друг и Брат, Петр Александрович! Если последует на то Божие соизволение, то некоторый Богомолец имеет желание поступить в Бабаевский монастырь для сожительства со мною и приготовления себя к переходу в вечность, к каковому переходу и я призываюсь непрестанно возростающими и умножающимися немощами моими. Святые Отцы утвержадают, что всякому желающему вступить в монастырь, надо избрать образ жизни, который соответствовал бы его духовной цели, и вел к ней. Разсуждая о положении, которое приличествовало бы наиболее упомянутому Богомольцу, я признаю наилучшим для него вступить в отношения к монастырю монастырскаго ктитора. Оставаясь в светском звании и одежде, он может жить в монастыре: делая посильный произвольный денежный вклад, заведуя сельским хозяйством монастыря, которое непременно должно улучшиться, заведуя постройками, занимаясь хождением по делам монастыря в столицах и соседних городах; ктитор будет иметь характер благотворителя пред монастырским братством и вообще пред духовенством. Такое наружное положение соответствует и душевной потребности вновь вступившаго в монастырь и нуждающагося в вещественных занятиях. Переход от светскаго развлечения к нерушимому глубокому безмолвию должен быть постепенен. После занятий, сопряженных с некоторым общеполезным и полезным для монастыря и братства трудом, Бог устроит положение очень спокойное, основанное на предшествовавших трудах, сопряженных с развлечением. Этот общий порядок указывают св. Отцы при обыковенном ходе дел. Но при общественных переворотах и злоключениях бывает иначе, и никак нельзя предугадать, что последует, чем и как кончится земное странствование. Мы должны исполнить свое и предоставить Богу приводить в исполнение недоведомые судьбы Его. Смотря на настоящее благоденствие и всеобщее спокойствие, представляются басноподобными бедствия от Батыя или литовцев. Однакож, они были; наступили, когда их вовсе не ждали, застали народ неприготовленным к ним. Кажется, бедствия от литовцев были тяжелее, нежели от Батыя. Этот прошел по России скоротечною бурею, истребляя почти одни города, а литовцы гнездились долгое время, губя города и села. В Череменецком монастыре С.-Петерб. епархии сохранилось сведение, что они перерезали все братство этого монастыря. Так поступали они с весьма многими монастырями. Кончина, представляющаяся по наружности несчастною, может быть в сущности самою блаженною. Конечно, в эти тяжкия времена многие из православных увенчались венцом. Алексей П. приобщался св. Тайн. После приобщения лицо его получило необыкновенно-прятное выражение. [...] Будь здоров и благополучен. Благословение Божие да почиет над Тобою. Тебе преданнейший брат 24 февраля 1862 Епископ Игнатий. Письмо 483 О необходимости предаться воле Божией и о других предметах Любезнейший Друг и Брат, Петр Александрович! Письмо Твое от 14-го февраля я получил сего 10-го марта.Так как ответ этот должен придти к Тебе около 23-го марта, то и поздравляю Тебя с днем рождения, усердно желая, чтобы день вступления в бытие был для Тебя истинно счастливым днем, как залог вечнаго блаженства. Новоявленный угодник Божий Тихон говорил о своем времени, что оно очень трудно для спасающихся по умножившемуся числу людей противнаго направления; что же сказать теперь? Да совершается воля Всесвятаго Бога, как в действиях Его, так и в попущениях Его. Деньги за панагию 3125 р. сер. я получил 4-го марта. 1000 отдал в монастырь, а остальные храню до Твоего приезда или до определенности Твоего положения, какое получится им направление. Положись на волю Божию. Ты сделал свое. Мы не знаем будущаго; судим сообразно своей недальновидности, а потому в решении дел должны полагаться на Бога, Который все предусматривает и нередко не дает нам того, что мы признаем за необходимое для нас добро, и что, будучи само по себе точно добрым, нам не дается, потому что для нас оно может иметь другия последствия. Предайся воле Божией и будь мирен. [...] Будь здоров и благополучен. Обильное благословение Божие да почиет над Тобою. Тебе преданнейший брат 10 марта 1862 Епископ Игнатий. Письмо 484 Об Алексее Петровиче Всего более озабочивает меня Алексей. Дитя! Он желал быть постриженным в рясофор, но я отложил до Твоего приезда. Время трудное! Далее еще труднее! Он этого не видит и никак не подозревает, что при действиях для настоящаго надо очень серьезно думать о будущем. В нравственном отношении он утешает. Имеет очень мягкое сердце. Милосердный Господь да дарует Тебе окончить Твои дела благополучно. У Тебя ничего нет в сем мире. Один сын! и тот в обители. 18 марта 1862 Письмо 485 О своем отказе вступать снова на общественное служение Новые молодые министры подвизаются с деятельностью, и, вероятно, успех увенчает их работу. В Синоде новый обер-прокурор Ахматов, хороший знакомый Андрея Муравьева, который писал ко мне, выражая желание, чтобы я вступил снова, по поправлении моего здоровья, в общественное служение. Я отвечал решительным отказом, но по способности обстоятельства к переворотам, ничего впредь не узнаешь, а потому загадывать ничего нельзя. Также ничего настоящаго нельзя признавать за верное. Милосердный Господь да устроит Твои обстоятельства по Своей Всесвятой воле и Своей великой милости. Неизреченная милость Божия, когда Бог призовет кого во время сей жизни к покаянию и к тщательному приготовлению к вечности. 25 марта 1862 Письмо 486 О предсмертных видениях и должном отношении кним Любезнейший Друг и Брат, Петр Александрович! [...] С сердечным участием услышал я весть о кончине Александры Ивановны Марковой, к которой я очень расположился. Потрудись передать Сергею Александровичу мое благословение и усердный поклон. Бог, по неизследимым судьбам Своим, попустивший ему тяжелую скорбь, силен послать и духовное утешение. Во временных скорбях часто приносит его, особливо при смерти близких, мысль о своей собственной смерти. О предсмертных явлениях не полезно любопытствовать.Если б Богу было угодно показать что-нибудь с ясностью, то оно и было бы так показано. Все человеки, без исключения, вступают смертью в мир духов. Иным этот мир открывается раньше, другим позже. В Петербурге одна светская дама, в бытность мою настоятелем Сергиевой пустыни, три дня была истязуема в услышание всех присутствующих. Путей Божиих не понять. Иногда дается чудо самым неверующим и ожесточенным людям, и они остаются в своем неверии и ожесточении. Судя по тому, что Ты пишешь, надо понимать, что почившая имела перед смертью видение. Тоже можно заключать относительно покойнаго о. Александра - Андрюши, скончавшагося при мне; я во время его кончины сидел у его кровати. Неясное, как я сказал, лучше оставлять без истолкования, потому что попытка к истолкованию может быть душевредна, может послужить поводом к неприметному увлечению себя в обман, к получению настроения, способнаго к обману себя. Очень жаль князя Барятинскаго, как человека. Вот один из печальных образцов земнаго счастия. Как все здешнее суетно, превратно, непрочно, ничтожно! Князь - посреди счастия - несчастливец, посреди наслаждений - страдалец. Все блестящия земные положения изменчивостью своею подобны его положению, с тою ничтожною разницею, что одни положения скорее рушатся, а другая не так скоро. В сравнении же с вечностию и скорое и нескорое земное одинаково скоры. Мы поживаем благополучно. Давно никакия известия из шумнаго света не приходили в нашу тихую обитель. Здоровье мое как будто получше. Гомеопатия начала действовать на меня благотворно после кровопускания, которое было ничто иное, как последствие лечения водами. Однако говорят мои спутники, что я очень изменился в лице. Предаюсь воле и милости Божией. Благословение Божие да почиет над Тобою. Тебе преданнейший брат Епископ Игнатий. 30 марта 1862 Письмо 487 О необходимости покаяния и др. предметах Любезнейший Друг и Брат, Петр Александрович! Приношу Тебе искренейшую благодарность за поздравление с Праздником Праздников в письме Твоем... Святые Отцы уподобляют жизнь христианина плаванию корабля в море, а удаление в уединение вступлению корабля в пристань. Доколе Ты в море, говорит Св. Варсонофий, жди ветров и бурь; редко бывает там тишина или вполне попутный ветер. Следовательно, нельзя и не должно требовать от сердца постояннаго пребывания в святых ощущениях: и то хорошо, что эти ощущения даются хоть на некоторое время, оставляя потом сведение в душе о своем существовании. В делах Твоих положись на волю Божию. Нам обоим уже недолго странствовать на земле. Моли Бога, чтоб даровал остаток земной жизни провести в покаянии; это великий дар Божий, дар вечный, как имеющий решительное влияние на нашу судьбу в вечности. Св. Тихон Воронежский перед кончиною своею особенно благодарил Бога за то, что ему дан был этот дар. Точно: при кончине именно скажется вся драгоценность этого дара. Так мы разсуждаем, и так должны молиться. Но, говорит Св. Исаак Сирский, если Ты помолишься Богу о чем-либо, и Он медлит дарованием просимаго, то Ты не скорби; Ты не премудрее Бога. Это случается по разным причинам, непостижимым для ограниченнаго человека. А потому вполне справедливо при самых благих желаниях и начинаниях предавать себя воле Божией. [...] Алексей Петрович растет. Справедливо Твое замечание, что к нему особенная милость Божия, приведшая его в монастырь в самое трудное время жизни в нравственном отношении. Особливо здешний монастырь драгоценен по уединению своему от предметов соблазна; к тому же юноша вступил в близкое и частое сношение с духовником своим, о.Феофаном, который и утешает его и побранивает: то и другое - благотворно. Невозможно требовать с Алексея, чтоб он понимал современность, но моя обязанность, в особенности Твоя: предохранить его от пропасти, в которую он легко может вринуться по слепоте своей. Милосердный Господь, начавший устроять путь его, да устроит и до конца. Михаил Чихачев, пишут мне, начинает терять здоровье, разваливается. На все свое время. Все мы - гости на земле. Благословение и милость Божия да почиют над Тобою Тебе преданнейший брат Епископ Игнатий. 26 апреля 1862 Письмо 488 О необходимости покаяния и др. предметах Любезнейший Друг и Брат, Петр Александрович! [...] Благо, что Ты сделал относительно себя все то, что зависело от Тебя, остальное возлагаешь на Господа Бога. Приходящее Тебе страхование приходит с левой стороны. Докажется это тем, что оно отойдет от помыслов веры, когда возложишься на Бога, в воле Которого и жизнь наша и смерть. Умереть каждому из нас непременно надо. Благовременное приготовление к смерти есть драгоценный дар Божий, и потому невидимые враги наши усиливаются похитить его у нас. Милосердный Господь да упразднит их, послав нам правильный взгляд на временную и вечную жизнь, чтоб мы, для снискания блаженства во второй, должным образом употребили первую, которая сама по себе, как быстро-преходящая, не имела бы никакого значения, если б не решала нашей вечной участи. Святителя Тихона, когда он оставил Епархию и поместился в монастырь, представляя ему, что он может быть полезен среди мира, лукавые помыслы в течение года выманивали из монастыря. Когда Святый понял, что это кознь вражеская, покушающаяся, под благовидным предлогом, похитить у него данное Богом время на покаяние, тогда он успокоился и обратил все внимание на то, чтоб воспользоваться даром Божиим. [...] Непременно дождись отставки. Вера должна быть соединена с благоразумием, которое признается величайшей христианской добродетелью. Не требуй от себя праведности и не смущайся возникающими греховными помыслами и ощущениями; в противном случае вся деятельность Твоя примет фальшивое направление. Надо противиться греху и не увлекаться им. Действуй благоразумно и осмотрительно. Сам видишь, что вообще дела принимают запутанный характер. "Блюдите, како опасно ходите", - говорит Священное Писание. Милосердый Господь да вразумит и благословит Тебя. Тебе преданнейший брат Епископ Игнатий. 9 мая 1862 Письмо 489 О предоставлении Богу завершать печатное дело [...] Дела вообще таковы, что надо действовать ради Бога, руководствуясь Богом данным законом и разумом, остальное все возлагая на Бога; ибо никакой нет возможности признавать какое-либо благоразумнейшее соображение верным, так все шатко. Здесь носятся слухи, которые должны считать правдоподбными, что Государь Император хочет по случаю наступающаго тысячелетия России даровать подданным своим очень многое. Вслед за решением крестьянскаго вопроса должно последовать решение другаго и других вопросов, не менее важных, а каких - не знаю, да и не любопытствую знать, будучи занят своею болезненностию по преимуществу. [...] Милость Божия да покроет Россию! Кажется, я писал Тебе, что не должно преступатьволи Божией своею волею, а, сделав с своей стороны должное, остальное предоставлять Богу. Твое чадо и прочия братия усерднейше Тебе кланяются... 21 мая 1862 Письмо 490 О греховных помыслах В Слове о различных отношениях естества человеческаго к добру и злу описано с подробностью, как в человеке, начинающем истинно-богоугодную жизнь, начинают возникать различные греховные помыслы, чрез это фактически обнаруживается перед ним состояние падения, в котором находится все человечество. Такое воззрение на себя приводит к истинному покаянию. Следовательно, нисколько не должно смущаться от возникающих во множестве помыслов. Это облако пыли, нанесенное ветром. Ветер с другой стороны унесет его. 27 мая 1862 Письмо 491 Наставление шествующему путем спасения, заимствованное у св. Исаака Сирскаго Милосердный Господь устроит Твой путь и доставит Тебе спасение, имиже весть судьбами Своими. Повторяю изречение Исаака Сирскаго: "Если молишься Богу о чем-либо, и Он медлит услышать Тебя, не скорби об этом: Ты не умнее Бога. Делается же это так по премудрейшему Промышлению Божию, непостижимому человеческим разумом". А тому, что Бог любит нас несравненно более, нежели сколько мы любим и можем любить себя, надо веровать несомненно. "Все, - заключает Святый суждение свое об этом предмете, - удобно достигаемое и утрачивается скоро. Все же, обретенное с болезнью сердца, хранится тщательно". Да совершается над всеми все благоугодное Богу, все попускаемое Богом, а нам надо внимать себе и не заглядываться на стороны, ибо переселение наше в вечность приблизилось. Нечего засматриваться на гостиницу-землю и на совершающееся на ней. 5 июня 1862 Письмо 492 Об уходе Петра Александровича из мира Благословен Бог, освободивший Тебя от уз мира и дарующий Тебе возможность приготовиться покаянием к переходу в вечность. Бабаевский монастырь есть весьма удобное место для такой жизни, с такой целью, с целью приготовления себя в вечность. Монастырь очень уединен, не только зимой, но и летом. В бытность Твою в Москве Тебе не мешает побывать у Митрополита и у Викария и принять благословение их как у Святителей. 14 июня 1862 Письмо 493 Завещание Епископа Игнатия Ваше Превосходительство, любезнейший братец, Петр Александрович! Видя себя пришедшим в крайнее изнеможение и болезненность, знаменующия приближение общего всем человекам переселения из гостиницы-земли в вечность, покорнейше прошу Вас принять на себя, в случае моей кончины, распоряжение всем моим, впрочем весьма небольшим, имуществом , согласно прилагаемой при сем копии с предложения моего Костромской Духовной Консистории и согласно словесно сделанному мною Вам завещанию. - Получив от Вас значительное денежное пособие во время нахождения моего на Кавказской кафедре, я прошу Вас принять те вещи какие найдете нужными и полезными для себя и для сына Вашего, Алексея Петровича, в Вашу и его собственность; другая отдать настоятелю и раздать братиям, преимущественно-же тем из них, которые послужили мне лично. Главные предметы имущества моего состоят из: 1) библиотеки. 2) белья, шуб и разнаго платья, из которого цветные и бархатные рясы предназначены мною для ризницы Бабаевскаго монастыря, 3) экипажей: дормеза; кареты и зимнего воска. - Сочинения мои, остающиеся в рукописях, передаю сполна в Вашу собственность и распоряжение. Вам известен мой образ мыслей: почему понятно для Вас и то желание мое, чтоб оставшееся после меня имущество, как приобретенное при убогом служении моем Церкви, а не от родственников, поступило в пользу Церкви, её служителей и нищей братии. Я убежден, что Вы исполните отчетливее и лучше мое желание, нежели как исполнил бы его я сам, и потому останавливаюсь от всякаго мелочнаго распоряжения, могущего неожиданно затруднить Вас в Вашем действовании. Милосердый Господь, по единой милости Своей, да отверзет мне врата милосердия Своего, да примет в них сиротствующую и нищую душу мою из среды многомятежнаго мира сего, да упокоит ее во Царствии Своем. В свою чреду, которая непременно наступает для каждаго земнаго странника, воззваны будете и Вы предстать Богу. От всея души желаю, чтоб это воззвание было услышано Вами с радостию, как призвание к радости вечной, не наветуемой и непресекаемой уже никакою скорбию. Вашего Превосходительства покорнейший слуга и брат Епископ Игнатий. 9 июня 1862 Письмо 494 Об издании сочинений епископа Игнатия Милосердый Господь да благословит Твое путешествие и да дарует из духовной сокровищницы Свой разум и премудрость совершать все по Его святой воле, во славу Его святаго имени и к пользе душ наших. Когда я жил в Сергиевой пустыни, тогда не благоволили, чтоб мои сочинения были издаваемы печатно, имея на то свои причины. Может быть эти причины существуют доселе. Чтож касается меня, я никак не ищу напечатания моих сочинений, никак не признаю их достойными напечатания или способными к назиданию христианскаго общества. Следовательно, если встретится препятствие к напечатанию, то не усиливайся, чтоб напечатали. Сначала мне не указывали прямо: на отказ употребляем был свой прием. Именно: так перемарывали рукопись и так изменяли сочинение, что рукопись делалась никуда негодною, а сочинение делалось чуждым мне и получало искаженный вид, могущий соблазнить читателя, а автора сделать посмешищем публики. Впоследствии один цензор был столько добр, что сказал о существовании тайнаго приказания относительно моих сочинений, после чего я не стал безпокоить цензуру представлением туда трудов моих. И теперь буду вполне мирен, если откажут в напечатании. Вообще писания людей, проводивших аскетическую жизнь, гораздо удобнее печатать по смерти их. Итак, если предварительно изъявят согласие, то пусть напечатаются те сочинения, которые я назначил к напечатанию. Если ж увидишь сомнения и колебания, то это - верный признак нежелания. Никак не попусти, батюшка мой, измарать рукопись "Поучений". Она у нас одна, и может быть полезною для келейнаго нашего употребления. Бог да устроит лучше! Может быть, отказ в напечатании послужит мне же, и вообще нам, к добру; охранит от многих неприятностей, которые могут возникнуть из самаго напечатания, по духу времени и по множеству недоброжелателей. Наш век очень мудр и требует особенной мудрости в поведении. Впрочем, да дарует Тебе Господь поступить с мудростию. По мнению моему, должно охранять с величайшим тщанием наше положение, нам устроенное и даруемое Самим Богом для нашего приготовления к переходу в вечность, к граням которой мы оба приблизились, особливо приблизился я. 30 сентября 1862 Письмо 495 О своей жизни в Бабаевской обители Мое здоровье как и было. То поотдаст, то опять как прижмет, что поневоле начнешь думать о смерти. В моей спальне повесили густые ситцевые занавески, отчего эта келия приняла характер затворнической. - Никогда помещением своим я не был так доволен! Иногда взглянешь на мои две комнатки, - и они представляются как бы раем. Вообще положение мое на Бабайках самое соответствующее состоянию моего здоровья и душевному настроению, а потому и самое удовлетворительное. Заметно, что оно становится лучше и лучше! это заставляет предполагать, что мы будем очень спокойны, когда пообживемся да устроимся, - когда опасающиеся нас убедятся, что нечего опасаться. 14 октября 1862 Письмо 496 О сочинениях епископа Игнатия и о других предметах Во-первых: милость и благословение Божие да покроют нас и да даруют Тебе устроить все по святой воле Божией к нашему спасению и спокойствию; к спасению и спокойствию сожительствующим нам отцам и братиям. О сочинениях моих. Не без Промысла Божия устраивается напечатание их, доселе встречавшее затруднения. Недавно мы говорили с о. Иустином, что древния отеческия книги для монахов никак не могут быть применены вполне к современному русскому монашеству. Наиболее применимая книга - это - преп. Нила Сорскаго, но и та написана именно для безмолвников. Чтож я увидел недавно, пересматривая написанное мною для переписки о. Моисеем. Увидел, что мои грешные сочинения содержат в себе приспособление учения преподобнаго Нила к современному монашеству, а именно "Аскетические Опыты" могут удовлетворить этой цели. Их и переписывает о. Моисей. [...] Не подивись приему Ахматова: люди, хорошо знающие свет, обыкновенно недоверчивы, и это очень умно; а кто доверчив, того горькие опыты выучат быть недоверчивым. [...] Очень буду рад лично познакомиться с П. И. и его семейством, если они посетят Бабаевский монастырь, который по направлению братства и по уставу очень похож на Оптину. Монастырь здешний менее посещаем, и братство проще. Об о. Иустине и старшей братии. Совет П. И. считаю очень основательным, а потому и не буду делать много представления. Надо дать время, чтоб в нас всмотрелись и в нас удостоверились. Св. Тихон Воронежский пишет в келейных письмах, что люди судят по себе. Ты думаешь нас не подозревают в какой-либо земной цели, те, которые кроме земной цели иной не имеют? Подозревают, знай наверное. Милостыню подавай понемногу, лишь бы не огорчить просящих отказом. Относительно себя, благодушествуй. Пр. Варсонофий Великий писал пр. Иоанну, который прежде вступления в безмолвие должен был похлопотать и потрудиться для устройства обители, для чего и ездил из Палестины в Египет: "Не унывай в скорбях и трудах телесных, которые несешь, трудясь ради нас и ради нашего общежития, ибо и это также значит положить душу свою за братии. Надеюсь, что велика будет награда за труд сей" (Отв. 9-й). На настоящем Твоем развлечении основано Твое будущее - прочность Твоего спокойствия. 18 октября 1862 Письмо 497 О сновидениях Сегодня получил письмо Твое от 20-го. Сон Твой прими, как напоминание о смерти, не приписывая ему ничего особеннаго и не отвергая его: так завещевают св. Отцы. На Валааме иеросхимонаху Клеопе явился наяву Ангел и объявил ему, чтоб он приготовлялся к смерти, что иеросхимонах и исполнил, но скончался через девять лет. "У Бога день один, яко тысяща лет, и тысяща лет, яко день один", - сказал Апостол. 25 октября 1862 Письмо 498 О совершенном удалении от попечений Справедливо и весьма справедливо говоришь, что равнодушие, выказываемое нам, может обратиться к особенной пользе нашей, - доставит нам, как забытым и устранившимся от общества, спокойно окончить остаток земнаго странствования нашего в приготовлении к будущей жизни. Выраженное участие могло бы притягивать нас к миру. Прекращение сношений с П. П. также может обратиться к умножению спокойствия, преградив возможность разсуждать с ним о положении Церкви, о которой печется Всемогущий Господь, которою Он невидимо управляет, попущая то, что Ему благоугодно попущать. Св. Отцы не велят безмолвствующим вдаваться и в благую, повидимому заботу о Церкви, так как они на это не призваны, а внимать себе. 28 октября 1862 Письмо 499 О склонности Еп. Игнатия к уединению; о смерти Весьма благодарен Тебе, что Ты дал всем правильное понятие о моем положении. Надеюсь, что и П. П. убедится, что для меня общественное служение невозможно и что можно быть полезным христианскому обществу из уединения, если в уединение человек призван Богом. "Опыты" никогда не вышли бы такими, какими оказываются ныне, если б не были плодом уединения. Современная потребность "Опытов" будет ясно усмотрена всеми, понимающими практическую христианскую, особливо иноческую жизнь. С особенным участием прочитал я известие о кончине А. А. Сухарева и об опасной болезни князя Баратинскаго. В тот путь, в который один ушел, а другой собирается, подобает непременно в свое время, назначенное Богом, отправиться всем нам. При виде приходящей смерти теряют всякое значение все земные приобретения. 20 ноября 1862 Письмо 500 Об о. Макарии Оптинском и пр. Начало письма моего будет ответ на конец Твоего, от 8-го ноября. Невозможно среди молвы удерживать свое настроение в одинаковом положении, как это возможно в уединении. Впрочем, и в уединении случаются уклонения, производимые страстями падшаго естества, которые не могут не проявлять своего присутствия в человеке. На эти изменения должно смотреть благоразумно, как бы на перемены погоды, по сравнению, сделанному пр. Макарием Великим, и не оставаться долго в увлечении, скорее выходить из него. Потрудись передать П. В., что я хотя и не знаком с нею лично, но по духу весьма знаком и очень радуюсь её знакомству с Оптинскими старцами. Судьбы Божия - непостижимы, но по человеческому суждению нельзя довольно не пожалеть о кончине о. Макария Оптинскаго. Этот человек был неоцененное сокровище для христиан, живущих среди мира. Он был приготовлен и предназначен для того служения, которое проходил. Простота и свобода в обращении, любовь и смирение врожденные, образование себя чтением Отеческих книг, повиновением искусным старцам дали ему возможность рано сделаться духовником и наставником, а долговременный опыт усовершил его в этом служении. Совет его А. В. был бы существенно полезным. Мой путь был совсем другой: я был часто и подолгу болен, подолгу не выходил из своей келлии, терпел много неприятностей. Все это отделяло меня от общества человеческого и сосредоточивало в себе. Такое душевное положение лишило меня знания человеков. Чем далее иду путем жизни, тем более удаляется от меня это знание, потому что иду очень одиноко. Тебе известно, что и монах тогда только может взойти в сношение со мною, когда очень, очень приглядится ко мне. Странное дело! Когда мое самовоззрение увидят написанным, тогда оно нравится. Почему? Потому что привлекает также к самовоззрению. Полагаю, что о. Антоний Бочков может быть гораздо удовлетворительнее меня: он гораздо знакомее меня с человеками. Если же А. В. угодно будет что написать мне через П. В., то я сочту обязанностью своею отвечать тем же путем, что Богу угодно будет даровать в ответ. Репный сок очень сильно гонит мокрты золотушные и ревматические. Советы с врачами отлагаю до весны. Хотел бы не лечиться вовсе - отвлекает от духовнаго делания. 22 ноября 1862 Письмо 501 О сочинениях епископа Игнатия Сегодня кончено перепискою "Слово о страхе Божием и о любви Божией". Выправка дает статьям, написанным в разные времена и давно и очень давно, характер зрелости и характер целаго. Как в настоящий труд я взошел не самопроизвольно, а как-то введен стечением обстоятельств, при том вижу, что выходит что-то особенное, то и позволяю себе полагать, что совершающееся совершается не без Промысла Божия. Когда возвратишься сюда и займешься чтением того, что переписано, сам увидишь значение, которое получают "Опыты". Составление их не отношу к себе, а к милости Божией, во-первых, ко мне, а во-вторых, к ближним моим. Открытая жизнь моя в Петербурге, в которой наружным блеском прикрывалось страдание, соблазняла многих и еще теперь многих удерживает в соблазне: "Опыты" могут значительно соблазнившихся уврачевать, а с меня снять грех, хотя отчасти, соблазна ближних моих. При том, эта книга может быть очень полезною, как я Тебе писал, для всех иноков, даже мирян, которые желают быть христианами на самом деле, практически. Как книга ни скудна в сравнении с творениями Духоносных Мужей, но она из них заимствована, а это слабое заимствование куплено мною ценою жизни. Св. Иоанн Дамаскин, когда возвратился старцем на жительство в обитель Препод. Саввы, где он и начал свое монашество, то занялся пересмотром и исправлением своих сочинений. Блаженный Августин в старости составил отдельную книгу, которую назвал "Retractions". В ней он изложил те изменения, которые признавал нужными в своих сочинениях, так как самых сочинений, уже распространившихся по всему свету, по сей причине, исправлять было невозможно. Прочитывая теперь сочинения, написанные мною, тогда как мне было сорок лет, нахожу много незрелаго, недостаточно понятаго, а потому, недостаточно объясненнаго. 21 ноября 1862 Письмо 502 О внимании себе Живущему в Петербурге. Напечатание "Слова" состоялось по особенному Промыслу Божию. Этим же Промыслом Божиим могут охраниться книги от злонамеренных замыслов. Смущения Твои возложи на Бога, Который предвозвестил,что соблазнам подобает придти. Нам надо внимать себе, своему спасению, и знать, что предречение Святаго Писания о всеобщем отступлении от православной веры должно совершиться в свое время. 3 ноября 1863 Письмо 503 Совет "понимать дух времени и не увлекаться прежнимипонятиями" и о духовной пользе от чтения его творений Монах Авель, предсказавший взятие Москвы французами, говорил, что наступит время, когда монахов сгонят в несколько монастырей, а прочие монастыри уничтожат. Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность - в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству. И самые церковные бедствия без попущения Божия совершаться не могут. "Аскетические Опыты" и "Аскетическая Проповедь" должны составить чтение крайне полезное для современных истинных христиан, крайне нужное для них по духу и настроению современным. Надо каяться, молиться и охраняться от прелести, потому что в настоящее время большая часть желающих благочестно жить и мнящих о себе, что они живут благочестно, разгорячены вещественным разгорячением, и находятся в большем или меньшем самообольщении. 17 ноября 1863 Письмо 504 О внешнем и внутреннем спокойствии, нападках на сочинения епископа Игнатия и характеристика того времени Все мы под Промыслом Божиим. Устройство внешних дел в настоящее время - приготовить спокойствие к тому времени, когда спокойствие внешнее будет нужно по причине приобретеннаго внутренняго спокойствия. Теперь Тебе нужно изучить в себе падение человека. "Отдай долг страстям", - сказал св. Исаак Сирский. Я во внешних делах мало знаю толку, и ум мой, будучи с юности направлен к самовоззрению, мало способен к удовлетворительному образу внешней, временной, земной обстановки человека. Слышу, что писания мои, заимствованные из изучения Отцов, встретили нарекания и некоторые гонения: это благой признак. Бог праведен и возмеряет в меру, в которой человек возмерил своим ближним. За насыщение душ духовною пищею Твоя душа будет насыщена ею. Это не мое слово, это слово Евангелия. Лишь бы дело делано было не для человекоугодия и не для тщеславия, а во славу Божию и в пользу христианства. Много многие соблазнились: пусть уврачуются, по милости Божией, назидательным словом во спасение свое и мое. Тебе с сыном остается благодарить Бога ихранить дарованное вам Богом стремление ко спасению яко вся земная мимо идут, а приобретенное во времени вечное спасение сопутствует человеку в область загробную и вводит его в небо. Так назрело в монастырях внутреннее разстройство, что ему необходимо разразиться самыми ужасными приключениями. Общее нравственное разстройство и утрата веры предсказаны в Св. Писании; нам надо внимать себе. Какия времена! Не к кому обратиться с доверенностью. Милость Божия привела нас в уединеннейший уголок, и притом, когда я уже потерял всю надежду видеть на земле живой Сосуд Святаго Духа, открыла такой Сосуд и ввела в ближайшее общение с Ним. 27 ноября 1863
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar