- 251 Просмотр
- Обсудить
Письмо 450 О монашестве, об Оптиной пустыни, об основаниисвоего монастыря, о нежелании собственнаго возвышения Чем больше прохожу путь жизни и приближаюсь к концу его, тем более радуюсь, что вступил в монашество, тем более воспламеняюсь сердечною ревностию достигнуть той цели, для которой Дух Святый установил в Церкви монашество. Монашество не есть учреждение человеческое, а Божеское, и цель его, отдалив христианина от сует и попечений мира, соединить его, посредством покаяния и плача, с Богом, раскрыв в нем отселе Царствие Божие. Милость из милостей Царя царей - когда Он призовет человека к монашеской жизни, когда в ней дарует ему молитвенный плач и когда причастием Святаго Духа освободит его от насилия страстей и введет в предвкушение вечнаго блаженства. Людей, достигших сего, случалось видеть. Но что приобрели прочие люди, гонявшиесяза суетою в течение всей своей земной жизни? Ничего: а если и приобрели что временное, то оно отнято у них неумолимою и неизбежною смертию, которая милостива к тому человеку, которого сердце не вполне прилепилось к земле призванием Божиим: "Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших" Евр. 3, 7-8 . Вот мой ответ на Твое намерение окончить дни Твои в монастыре для покаяния и для прочнаго примирения с Богом. Относительно-же сына Твоего; нелицеприятный Бог принял и его желание, только в настоящее время этого исполнить невозможно, потому что в наше время монастыри находятся в ужаснейшем положении, и многие хорошие люди, вступив в них без должнаго приготовления, разстроились и погибли. Пусть Алеша приучает себя к монастырскому послушанию послушанием родителю; пусть приготовляет себе занятия в монастыре, соответственные своему происхождению, правилам и силам, тщательным изучением наук, русской литературы, языков, хорошо бы латинскаго и греческаго, между прочим, не надо пренебрегать и каллиграфией. Ученость дает возможность сохранить в монастыре уединение при келейных занятиях и может сделать инока полезным обществу в нравственном отношении. Для уединеннаго жительства и для удобства к покаянию у меня есть в виду Оптина пустынь, Калужской губернии, близ города Козельска, в пяти верстах. Удобства этого места суть: при пустыни находится скит, куда запрещен вход женскому полу, окруженный мачтовыми соснами, следовательно, защищенный от ветра вполне; в этом скиту живет довольно дворян, под руководством старца, также из дворян, весьма хорошей жизни; занимаются переводом с греческаго св. Отцов и изданием их. Вот нравственная сторона: есть уединение и есть духовное общество, свое, благородное, а этого нет ни в одном монастыре русском. Св. Пимен Великий сказал, что всего важнее хорошее общество. И так, что особенно важно в мирском быту для благовоспитаннаго человека, то остается особенно важным и в монашестве. Это, важное для нас, будет чрезвычайно важно для тех юношей, которые будут сопутствовать нам: умирая, мы будем утешаться мыслию, что оставляем их на хороших руках. В материальном отношении Оптина пустынь также хороша; невыгодная сторона состоит в том, что живой рыбы мало и дорога, также и дрова дороги. На мысль об учреждении своего новаго монастыря скажу, что заведение своего монастыря повлечет нас к материальным попечениям, кои будут препятствовать попечению о наших душах. Сильная зависимость нашего духовнаго состояния от нашего наружнаго состояния и познание человека, заимствованное из опытных наставлений св. Отцов, приводит к тому заключению, что гораздо легче преуспеть, живя странниками и пришельцами в чужой стороне, нежели, если-бы мы основали монастырек на своей родине, где нас все знают и многие уважают. Вот мое суждение о нашем общем жительстве, может быть, в единонадесятый час нашей земной жизни. Что касается собственно до меня, то я обязан многим людям за многое и, между прочим, за дружеское расположение, мною ничем незаслуженное, я обязан Николаю Николаевичу (Муравьеву). Но Богу я обязан безмерно: потому что Он посетил меня милостию свыше, которой я должен соответствовать моим поведением. Это соответствие может заключаться, по моему мнению, только в том, если я проведу остаток дней моих в глубоком и строгом уединении. Это непонятно для других, для которых сокрыта моя совесть и которые могут судить о мне только по наружности, но для меня вполне ясно. Всякая добродетель с развлечением - не моя. Искание или желание какого-либо высшаго сана для меня - грех и безумие. Если увидишься с Н. Н., то объясни ему это. [...] Я не желаю, чтобы он компрометировал себя ради меня; не желаю чтоб из-за меня высшия духовные лица взволновались; наконец, и для себя нахожу более выгодным удаление, нежели возвышение, и возвышение безплодное, на короткое время остатка земной жизни. [...] 14 февраля 1856 Письмо 451 Об удалении от мира Господь да исполнит Твои благочестивые намерения и да укажет Тебе путь, по которому возможешь приблизиться к Нему. О сем и Ты молись. Что-нибудь решительное Тебе тогда только можно будет предпринять, когда я перемещусь в Оптину; если Н. Н. захочет переместить Тебя в Тифлис, перемещайся в видах пользы его самого; многие, им приближенные, худо ему платят! 3 апреля 1856 Письмо 452 О собственном желании удалиться в Оптину пустынь и о др. предметах. Любезнейший Друг и Брат Петр Александрович!... Скажу Тебе, что я очень рад, что Ты смог уклониться от управления имением Николая Николаевича. Пожертвование, которое человек приносит собою достойному человеку, особливо, когда с таким пожертвованием соединена польза отечеству, - прекрасно: но пожертвование собою Богу, Которому мы и без того принадлежим, несравненно превосходнее. Сверх того последнее пожертвование собствено для нас необходимо; необходимо нам прежде смерти примириться и соединиться с Богом, посредством покаяния, чтоб не услышать на суде Его: "Не вем вас: отыдите от Мене, называвшие Меня Господом своим и нарушавшие Мои заповедания". Живя в Сергиевой пустыни, которая, все-таки, монастырь, я не выдерживаю напора волн и вихрей житейских, часто колеблюсь и падаю; что-ж сказать о жизни в полной зависимости от мира и посреде его? В таком убеждении я захотел соглядать собственными очами Оптину пустыню, которая в настоящее время есть безспорно лучший монастырь в России в нравственном отношении, особливо Скит ея, находящийся в 100 саженях от самой Пустыни, огражденный со всех сторон вековыми соснами, на песчаном грунте, недоступный для женскаго пола, может удовлетворить благочестивым желаниям отшельника в наш век. В нем живет много дворян, занимающихся духовною литературою, но тамошнее сокровище - духовник или старец их, в руках которого нравственное руководство скитской братии и большей части братии монастырских, т.е. всех благонамеренных и преуспевающих в добродетели. Он - из дворян. 68-ти лет; со мною в самых дружеских отношениях. Соображая потребности души моей и моего тела, я избрал скит местом для окончания дней моих в безмолвии, и, чтоб дать этому начинанию некоторую прочность, покупаю корпус деревянных келлий. При этом деле я упомянул здешним главным инокам, беседовавшим со мною, и о Тебе. Келлии требуют поправки, даже перестройки: для жительства они будут годны лишь к лету 1858 года. Таковы мои собственные действия, в которых явствует мое произволение и суждение; но это произволение, это суждение, эти действия вручаю воле Божией, моля Ее руководить мною и располагать по Её премудрым и всеблагим целям. Весьма хорошо сделать, отдав Алешу в семейство Муравьевых и потому, что образовать его в Тифлисе гораздо удобнее, и потому, что Тебе, вероятно, придется проводить много времени в разъездах. Кроме того, молодой человек, воспитываясь на чужих руках, лучше обтирается; семейство же Муравьевых строгой нравственности. [...] 11 июня 1856 Письмо 453 О сребролюбии всех сословий его времени На намерение наше нужно Божие благоволение и благословение, особливо в наше время, в которое страсть к деньгам прокралась во все сословия и саны, заглушила и подавила все благия побуждения и все священнейшия обязанности. Хотелось бы написать статью "Человек", с тою целью, чтобы уяснить цель существования человека на земле; но не знаю, буду ли иметь время на это занятие и возможность, потому что для таких занятий нужно уединение и здоровье. Того и другого я почти лишен. Грудь ужасно слаба и силы очень слабы; истощаюсь чрезвычайно скоро от самаго малаго труда, особливо письменнаго. 12 июля 1856 Письмо 454 О препятствиях для удаления в Оптнну пустынь;о наилучшей книге, объясняющей христианство и других предметах [...] Несмотря на мое желание остаться в Оптиной пустыни, я не сошелся с настоятелем ея, и потому время удаления моего из Сергиевской отсрочилось на неограниченное время. Отдаюсь на волю Божию. Приходится жить иначе, нежели как разсуждается. Такова участь не одного меня. - По человеческому суждению общество скита Оптинскаго и духовник - отец Макарий - лучшее, чего бы можно было желать по настоящему состоянию христианства и монашества в России; но Промысл Божий, руководящий нашей участью, мудрее суждения человеческаго. Относительно книги для чтения, к сожалению, должно сказать, что у нас удовлетворительно объясняющей христианство нет. За неимением лучшей, полагаю прислать Богословие Макария, которая много повреждена школьною системой, данною книге. Странно видеть систему, по которой изложены механика, аналитика и прочее тому подобное, приложенною к изучению Бога! Впрочем эта книга есть наилучшая у нас. [...] 13 августа 1856 Письмо 455 Кратко о своем положении в Петербурге Мое положение здесь представляется мне очень непрочным; хорошие мои знакомые вымерли, сам я сделался крайне хвор. Впрочем - таков мой взгляд и суд человеческий. Но суд Божий бывает иной, и Промысл Божий о человеке недоведом. 23 января 1857 Письмо 456 О предании себя воле Божией и о внимании к себепри общественной деятельности ...Все попытки мои вырваться отсюда остаются тщетными, почему я вполне предался воле Божией, отвергнув в сторону все мои разумения и разсуждения. Неминуемо благотворный климат Кавказа должен быть полезен для Твоего здоровья, а усиленная деятельность для Твоей души. И при деятельности можно внимать себе в страхе Божием, наблюдая, чтоб движениями и зависящими от них действиями управляло не разгорячение безсловесное, но здравый разум, основывающийся на желании общественнаго и потом частнаго блага, озаряющийся светом Евангелия. 23 марта 1857 Письмо 457 О предоставлении себя воле Божией; о необходимости неотложного покаяния Относительно образа Твоей жизни признаю лучшим избранное мною и для меня самого: предаться воле Божией, потому что мы не знаем наверно, где встретит нас душевная польза и где встретит душевный вред. Надо постоянно молиться Богу, чтоб Он, по безконечной Его благости, премудрости и силе, наставил нас на путь спасения и устроил нам его. Поползновения свои должно врачевать покаянием и терпеливо переносить самую удобопоползновенность свою, доколе сила Вышняго не осенит нас и не освободит от работы греху. В свое время Бог покажет нам, что делать с собою. Мое здоровье - так себе; обстоятельства - так себе. При нынешнем общем обороте дел, где все стремится к обширнейшему материальному развитию и потому без умолку и отдыха суетится, работает, торопится, было бы несправедливым (уже так и представляется) и в самом монастыре искать спокойствия. Поэтому каждый должен дорожить своим местом и временем, не поддаваясь лестному совету врага нашего, внушающаго нам: "Сегодня веди себя как-нибудь; придет время, дастся удобное место, тогда уже поведешь себя, как, должно". В противность сему совету, поведем себя каждый день и везде; как должно, а нарушения в должном уврачуем покаянием. Враг льстит, чтоб украсть все время, данное на покаяние. Но мы, уразумев лесть врага, каждый день должны прибегать к покаянию и полагать благое начало. Человеку, который отдал себя Богу, надо считать свое ныне лучшим временем для спасения. Книга сочинения преп. Аввы Дорофея помогает разсматривать себя, также доставляет превосходное руководство для воспитания молодых людей. 16 марта 1857 Письмо 458 О должном воспитании детей и о душевном одиночестве [...] Охрани сына от ядовитых еретиков. Нареканий от него за недостаток погибельной, излишней светскости - не бойся: убойся того грознаго наречения Господня, которое ожидает родителей на страшном суде Христовом за воспитание детей для вечной погибели: убойся тех отчаянных и безполезных слез и проклятий на родителей, которые тогда произнесут дети, воспитанные для ада. Ты грустишь в Твоем одиночестве по духу?Это состояние - состояние почти всех. 38 лет лежал разслабленный в притворе Соломоновом среди многолюднейшаго Иерусалима; но когда подошел к одру его вочеловечившийся Господь, то он принес Ему жалобу: "человека не имам". Разслабленный не мог завестись человеком в продолжение 38 лет! - и в этом случае надо положиться на Бога: Он попускает человеку потомиться голодом, чтоб человек дал ложную цену пище в то время, когда она будет ему предложена. "Душа сытая, - говорит Писание, - сотом рыгается". Благословение Божие да почиет над Тобою и Твоим сыном! 30 марта 1857 Письмо 459 О необходимости смирения и терпения при душевныхнастроениях Над всеми нами да будет воля Господа Бога нашего, гораздо более, нежели мы, ведающаго, что полезно нам. С верою предадим себя Ему. Такая вера, - смирение, как сказал один св. Отец: потому что смирение есть полная преданность Богу при полном недоверии к себе. Не смущайся, что по временам чувствуешь ожесточение, хладность и действие страстей. Эти периоды душевнаго нестроения надо переносить с терпением. Св. Макарий Великий сказал: "в каждом из нас бывают перемены, как в воздухе: то стоит ясная погода, то льются дожди, шумит ветер и стоит ненастье...". Другой святый, преп. Исаак, приводя и объясняя эти слова преп. Макария, говорит: "Заметь слово: в каждом. Оно поставлено не без цели, но употреблено с тою целью, чтоб показать, что все человеки, без изъятия, не только грешные, но и святые, по временам обуреваются страстями. Постоянной непогрешительности и постояннаго душевнаго состояния нет на земле. Непременяемость есть достояние будущаго века". Поэтому должно смотреть на свои душевные перемены с благоразумием, как бы показывая и открывая Богу свою греховность и вместе с тем предаваясь Его Святой воле и прося Его милости и помощи. 5 мая 1857 Письмо 460 О предании себя воле Божией, своем духовном благоденствиив Сергиевой пустыни Весьма радуюсь, что К. Н. обратил на Тебя свое внимание: усердно желаю, чтобы это внимание не было одним лишь приветствием, нужным по времени и на время. Таково мое для Тебя желание по человеку: а по духу - сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим, ибо Он Един знает, что нам полезно, и устраивает наши судьбы для вечных польз наших, попуская в здешней временной и кратчайшей жизни поскорбеть, соответственно нашим силам, дабы души наши не прилепились к земле, а постоянно отторгались от нея различными скорбями и обращались, теснимые отовсюду, к Господу Богу нашему. Мое положение похоже на твое: сватают, сватают и не просватывают. Впрочем и в Сергиевой пустыни пользуюсь таким благоденствием, какое редко можно встретить на земле в настоящее время, - особенно в духовном отношении. Следовательно, священная обязанность моя: не желать ничего по моему разумению, воле и самооправданию, - желать, чтоб во всем совершалась воля Божия. Новый Митрополит Григорий - весьма благочестивый пастырь; ко мне являет особенное расположение. Здоровье мое, так себе. [...] Мне, под конец жизни, куда-нибудь в тихий край родной России, подальше от Питера, который и по климату, и по всему прочему для меня не сроден. Впрочем, не моя, но Божия воля да будет. Призываю Божие благословение на Тебя и на Твоего сына. 26 июня 1857 Письмо 461 О скорбях и памяти смертной [...] Бог, управляющий всем, особенно бдит над людьми, желающими служить Ему, хотя бы они и побеждались своими немощами. Он ведет их путем скорбным, скорбями отрешая от мира и приводя к Себе. Потом избавляет их от всех скорбей, чтобы они зрели Его всеблагий Промысл и стяжали веру в Него. Надо помнить смерть, устрашать себя неизвестностью её часа и грозным истязанием, вслед за нею ожидающим каждаго человека: но и то надо знать, что по уверению св. Отцов внезапная смерть не случается с людьми, желающими очистить себя покаянием, хотя бы они по временам и побеждались своими немощами; но Правосудный и Милосердный Бог даст им кончину, сообразную их намерениям. 26 июня 1857 Письмо 462 О преданности воле Божией От всей души желаю, чтоб Милосердный Господь устроил Твои обстоятельства наилучшим образом и ко временному, и к вечному Твоему благу. Надо предаваться воле Божией и все помыслы - непокорства - смирять, сколько бы раз эти помыслы не восставали. Мое здоровье плохо, так плохо, что служу с величайшим трудом и усилием. Доктора признают, что здешний климат - причина моей болезненности. Опять: да будет воля Божия. 30 сентября 1857 Письмо 463 Желание потрудиться вместе с братом для пользыЦеркви и Отечества [...] Усердно желаю, чтоб Ты остался в Ставрополе и чтоб нам Бог благословил потрудиться вместе для пользы христианства и человечества, иначе для пользы Церкви Православной и тесно связанной с нею пользы отечества... Всесвятая воля Божия да совершается над нами и да дарует нам грешным спасение! - Цель моей жизни в Ставрополе - благочестие. Усердно желаю и молю Господа, чтобы даровал мне посвятить себя всецело учению Христову, как этого и требует моя обязанность, и этим учением пропитывать себя и ближних во спасение. 19 декабря 1857 Письмо 464 О расположении христианства на Кавказе Любезнейший Друг и Брат Петр Александрович! Письмо Твое от 13-го октября я получил 23-го.Долго странствовало письмо Твое. Благодарю Тебя за все Твои действия в пользу Кавказской Церкви. Мне чрезвычайно приятно, что мы совпадаем с Алексеем Федоровичем Крузенштерном в одно понятие о действии религиозном на горцев. По моему мнению, Моздок, в настоящее время, есть единственный пункт, из которого можно действовать с успехом; может быть впоследствии на правом фланге будет служить подобным пунктом резиденция командующаго, но то впереди: прежде надо сделать то, что под руками, - надо образовать и усилить то, что уже действует, будучи предоставлено само себе. В Моздоке есть Апостол для горцев, несравнимый ни с какими миссионерами: чудотворная икона Божией Матери, к которой во множестве притекают даже магометане - горцы. При церкви, в которой пребывает Икона, имеется 800 душ мужескаго пола осетин-христиан и 700 душ христиан-черкесов. Церковь, где Икона, премаленькая и преветхая, Для построения новой собрано несколько тысяч денег; если к ним прибавить от казны небольшую сумму, то можно выстроить прекрасную церковь, которая приведет осетин и черкессов в восторг. Надо учредить крестные ходы с Иконою за Терек. Весьма бы хорошо учредить при церкви и Иконе монастырь общежительный: монахи наилучшие миссионеры; сверх того в монастырь могли бы вступать в число братства осетины и черкессы, к чему они наклонны. В Моздоке имеется духовное училище, в беднейшем положении: его надо привести в порядок, и надо дать ему возможность обучать черкесских и осетинских детей, с целью приготовить из них причетников. Быв ныне в Моздоке, я велел взять в училище четырех мальчиков, и один умненький 15-ти летний юноша приехал ко мне в Ставрополь, чтоб приготовиться к принятию священства, при всех этих распоряжениях непрестанно является вопрос о средствах, потому что без них ничего не сделаешь, а их то и нет. В здешней Семинарии я предложил усилить преподавание осетинскаго языка; надо бы ввести и развить в Семинарии преподавание и прочих местных языков и наречий, именно в видах церковной пользы края, а здесь хотели было уничтожить преподавание осетинскаго языка, развить же преподавание французскаго и немецкаго, изволь видеть направление! Оно не без начальной причины и мысли, и не без цели. Посылаю к Василию Антоновичу при письме тесведения, которые я мог найти об обеих суммах, Причиною, что мне не высланы деньги, - новость графа Толстаго в делах и крайняя безпамятливость Митрополита Григория с одной стороны, с другой - нерасположение ко мне мелких чиновников Синода, служащих по этой части, каковым нерасположением я постоянно пользовался, и - горжусь! [...] Благословение Божие да почиет над Тобою. Будь здоров и благополучен. Тебе преданнейший брат Игнатий, 24 декабря 1858 Епископ Кавказский и Черноморский. Письмо 465 Пожелание ко дню Ангела - познать Господа От души поздравляю Тебя со днем Твоего Ангела. Верховный Апостол Петр, когда исповедал Господа Иисуса Христа Богом, и Сыном Божиим, тогда услышал от Господа, что это открыл ему Сам Отец Небесный. Итак, познание Господа есть не что-нибудь случайное, но особенный дар Божий. Душа, принявшая этот дар, да возрадуется о Господе. - Это я Тебе говаривал, а в день Твоего Ангела - этим письмом Тебя приветствую. Да продлит Господь над Тобою Свою милость до конца, чтобы Ты данный Тебе дар возделал и явился Лицу Господню с усугубленным талантом. 29 июня 1858 Письмо 466 Краткое поздравление с милостию Божией Поздравляю Тебя с милостию Божией, по мановению которой действует и милость человеческая. Господь да направит и остальную часть земнаго странствования Твоего, по Святой Его воле, к блаженному вечному пристанищу. 15 августа 1859 Письмо 467 О Государе и о предании себя воле Божией Граф Евдокимов просил меня сообщить Тебе, что депешей из Петербурга извещают его о прибытии Государя Императора на Кавказ. В Ставрополе Государь не будет. Из Питера я получил официальное уведомление, что бумаги мои прибыли 1-го августа и того же дня розданы по адресам. Государь выезжает из Петербурга 7-го или 8-го. Заключает Церковь все свои разнообразные прошения к Богу следующими словами: "Сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!" Заключаю этими словами и письмо мое. 17 августа 1861 Письмо 468 О собственном удалении на покой и о намерении Петра Александровича посвятить Богу остаток дней своих На письмо Твое от 22 августа из Херсона отвечаю: я уже не Кавказский и Черноморский Епископ. 21-го августа получено мною письмо от Синодальнаго Обер-Прокурора следующаго содержания: "По Высочайшему повелению имею честь уведомить Ваше Преосвященство, что всеподанейшее письмо Ваше от 24-го минувшаго июля Его Императорским Величеством принято благосклонно и выраженные в нем желания Ваши удовлетворены. 6-го августа 1861 года". - По частным письмам, Государь сдал письмо мое в Синод 4-го августа; Синод выразил свое согласие на удовлетворение моего желания. Такова о мне всемилосердная воля Божия, дающая мне время и удобство к тщательному приготовлению себя к переходу в вечность при посредстве тщательнаго покаяния. Некоторые полагают, что мне нужно бы было оставаться на поприще служебном, для общественной пользы. На это имеется ответ в Евангелии, которое говорит: "Кая польза человеку, аще мир весь приобряш,ет, душу же свою отщетить?" Занявшись приобретением души моей для Бога, я могу тем удобнее помогать тем моим ближним, которые имеют намерение приобрести свою душу будучи неразвлекаемы внешними попечениями о церковной администрации, в которую вкралось много не церковнаго. Не будучи уже Епископом Черномория, я неимею права встречать Государя в Екатеринодаре. В ответ на письмо Твое от 18-го услышь следующее наставление св. Отцов: "Корабль, доколе находится в море, по необходимости должен подвергаться многообразному влиянию стихий; когда же войдет в пристанище, тогда наслаждается спокойствием, и хозяин корабля производит прибыльнейшую для него куплю. Последняго, т.е. спокойствия и выгодной торговли никак бы не было, если б не было предпринято многотрудное плавание по морю и если б не преодолены были все препятствия и бедствия". Отнеси это к себе и утверждай себя надеждою на Бога, Которому Ты вознамерился послужить и присоединиться. Плыви и переплывай о Господе бурную пучину. Повреждения, которым нельзя не случаться, исправляй покаянием. Веруй и никак не разслабляйся. При этом непременно спасешься. Ибо Бог никак не оставляет того человека, который сам не оставляет Бога, несмотря на встречающияся преткновения по немощи и повреждение естества грехом. Таковаго Бог приведет непременно к спасению. А указывать Богу: так и так меня спаси - невозможно. Потому что спасение, как дар Божий, выше постижения человеческаго. Почему желающий спастись должен просить себе спасения у Бога, как неизреченной милости Божией, предавая себя вполне воле Божией. 31 августа 1861 Письмо 469 О необходимости для спасения скорбей и искушений Указа об увольнении меня на покой еще нет, - впрочем, я наготове. Таким образом всесвятая и всеблагая воля Божия о мне определилась. Она доставляет мне возможность быть полезным для себя и для ближних в духовном отношении, в отношении существенно-нужном и полезном. Слава Промыслу и Милосердию Божию! Как уволенный от управления епархией, я не счел себя вправе выезжать в Екатеринодар. - Относительно преткновений, случающихся христианину, доколе он по неисповедимым судьбам Божиим находится среди мира, было написано следующее мнение св. Отцов, которое повторить не мешает. Христианин подобен кораблю, а жизнь христианина, посреде человеков и мира подобна плаванию корабля по морю. Корабль, доколе находится в море, подвергается влиянию ветров, течениям, бурным волнам, ударяется о подводные камни, сталкивается с другими кораблями, подвергается многоразличным опасностям, терпит многоразличные повреждения, которые исцеляются покаянием. Когда же он войдет в пристань, тогда бывает вне всякой опасности; хозяин выгружает товары, которыми был наполнен корабль, производит торговлю и наживает большие барыши. Невозможно требовать для корабля, когда он находится в открытом море, того спокойствия, которым он пользуется в пристани; нельзя на открытом море производить торговли имеющимся на корабле товаром. Опять невозможно кораблю войти в тихое пристанище, если он не подвергнется сперва многотрудному плаванию в открытом море. Точно так и человеку, доколе он находится среди человеков, невозможно не подвергаться многоразличным напастям, возникающим из мира и из собственнаго падения, доколе Бог не приведет его в тихое пристанище. Бог ведает, сколько человека должно продержать среди волн и бурь житейскаго моря, и когда ввести его в тихое пристанище неразвлекаемаго волнами покаяния. Но обильный плод, собираемый в уединении, есть последствия многотруднаго пребывания между человеками. Второе есть основание для перваго, и первое не может состояться, если ему не предшествует второе. Почему все, желающие непогрешительно спастись, должны предать себя с полною верой Всесвятой воле Божией и молить Бога, чтоб даровал им спасение, ибо спасение не есть человеческое начинание или человеческое дело, но дело Божие и дар Божий человеку. 4 сентября 1861 Письмо 470 О необходимости для себя покаяния и об отношениик лицам, действовавшим не в его пользу Слава Богу за все! Слава Богу, дарующему провести остаток дней вне развлечения тому человеку, который имеет крайнюю и существенную нужду принести покаяние в согрешениях, содеянных при развлечении. Я мирен к действиям московскаго митрополита и других: ибо они совершаются не без попущения Божия, а Бог приводит человека к духовным целям такими путями, которые по наружности имеют характер неприятностей и несчастий. Слава Премудрости Всеблагаго Бога нашего. 11 сентября 1861 Письмо 471 О получении Синодального указа об увольнении в Бабаевский монастырь 11 вечером получил Синодский указ о предоставлении мне в управление Бабаевскаго монастыря на правах епархиальнаго Архиерея с 1000 руб. сер. пенсии. Остается благодарить и славословить Бога, дарующаго мне положение, какого лучше желать нельзя. Полагаю выехать 15-го. Синод не дал ни прогонов, ни подъемных. Из Тифлиса также нет ничего. 14 сентября 1861 Письмо 472 О должном отношении к искушениям По милости Божией я прибыл благополучно 30 сентября вечером в Москву, остановился у Пр. Викария, коим, равно как и Митрополитом, принят был очень ласково. Если они и действовали против меня, то делали это в омрачении и увлечении, а не по злонамеренности, так как искушение, изгнавшее меня из епархии, было устроено демонами, по попущению Бога, Который допустил и демонов, и действовавших под их влиянием людей действовать против меня, но тем содействовать исполнению воли Божией о мне, благоволившей даровать мне время на покаяние прежде кончины моей. Препод. Марк Подвижник сказал: "Пришедшу искушению, не ищи как и от кого оно пришло, а ищи того, чтоб перенести его с благодарением". Воспрещенное Преп. Марком разбирательство приводит только душу в смущение и способствует насеяться в ней семенам ненависти и памятозлобия к ближним, а благодарение Бога за посланное искушение вводит душу в пристанище веры, мирит с ближними и служит причиною духовной радости. При таком взгляде на действия враждебных людей я привлекаю в душу свою мир. А. я нашел в самом удовлетворительном положении. Он вступает на истинный путь и начинает понимать монашество, как оно есть. В этом вижу неизреченное благословение Божие и благоволение к Тебе и к А. Все недоумения, посеянные врагом между им и Тобою, разсеялись сами собой по милости и мановению Божию. Тебе остается утешаться и благодарить Бога; на основании полученных духовных благодеяний надеяться, что и впредь эти благодеяния будут изливаться, вместе с тем бодрствовать и трезвиться, чтоб даемыя благодеяния не были исхищены из самых рук наших невидимыми и недремлющими врагами. Спасайся! Недостойный Епископ Игнатий. 5 октября 1861 Письмо 473 О своем исшествии из мира на покой [...] Особенная милость Божия привела меня в тихое пристанище. Кто желает служить Богу, тот должен молить Бога, чтобы Бог принял такое его намерение и устроил для него исшествие из мира. В Твоих глазах устроилось мое исшествие. Когда же представится удобство, то и самому не должно предаваться двоедушию. Час единонадесятый! Поприще покаяния в непродолжительном времени может быть закрыто смертью. Заглядываться на стороны некогда. 25 ноября 1861 Письмо 474 О спасении и о своей жизни в Бабаевской обители [...] Живем благополучно: я в немощи очень отягощаюсь недостаточным теплом в помещении. [...] В моих келлиях комнатная температура с трудом возвышается до 12 градусов. [...] Спасение есть дар Божий. Кто хочет получить спасение, тот должен молить Бога, чтобы Он даровал ему Свой дар. - Бабаевский монастырь очень уединен, особливо зимою, а потому здесь ощутительно действуют бесовския брани; но Бог - Царь мира и Вседержитель, почему для предавшагося Богу бесовския брани не страшны, а способствуют к преуспеянию. 9 декабря 1861 Письмо 475 Тот, кто хочет спастись, должен предавать себяволе Божией Поздравляю Тебя с праздником и Новым годом. Милость Божия да покроет Тебя. Желающий спастись должен предаться воле Божией и молить Бога, чтоб Бог сказал, т.е. указал ему путь спасения. Человеку неизвестно, что предназначено ему Промыслом Божиим. Особливо в наше время всеобщаго колебания всякое положение делается неверным и непрочным, если Бог Своею всесильною Десницею не упрочит его и не сделает верным. 25 декабря 1861 Письмо 476 Об оставлении Петром Александровичем службы ио других предметах [...] Да устроит Тебя Господь по Своей всесвятой воле и по Своей неизреченной милости. Положись на Бога. Если пришло время Твоему увольнению, то уволят; если же остановят, то будь мирен и старайся жить в угождении Богу, удаляясь от греха, особенно смертнаго, Богу мы не говорим, так и так спаси меня, но говорим: "Имиже веси судьбами спаси мя". Спасение - дар Божий, а не человеческое изобретение. Если есть воля Божия на то, чтоб Тебя уволили, то все обстоятельства будут споспешествовать увольнению. В Твоих глазах совершилось случившееся надо мною: выхватило вдруг из одного положения, как бы вихрем, и поставило в другое. Но и это другое положение еще не может быть признано основательным по неосновательности обстоятельств; нужно некоторое время, чтоб оно обозначилось определеннее. Желательно, чтоб Тебе дали обещанную пенсию:Твои годы идут к старости, и недостаточность содержания очень стеснит, а достаточное - добавит удобства, которые можно назвать необходимыми. Деньги А. П. должно оставить неприкосновенными, ибо такова его мысль, и противное ей распоряжение может очень смутить его. Мысль основательная при наступающих обстоятельствах! Может быть придется юноше оканчивать монашескую жизнь вне монастыря. Из выходящих в свет сочинений видно, что все образованное общество во всех сословиях приняло новое направление, долженствующее иметь соответствующие себе результаты... Бабаевский монастырь - как отдельный мир. Такое достоинство его доставляется ему его необыкновенным уединением. 7 января 1862 Письмо 477 О приготовлении к вечной жизни Бог да устроит Тебя по Своей святой Воле! Земная жизнь ничего не значит перед вечною. Первая дана единственно для приготовления ко второй. Не должно терять времени, иначе неприметным образом подкрадется смерть и восхитит на суд Божий неприготовленным. Впрочем повторяю: положиться надо на волю Божию. Ныне не поймешь и не предусмотришь, что надо делать и как должно поступить. "Не веси, что породит настоящий день", - говорит Священное Писание. При нынешнем направлении умов неизвестно, долго ли продержатся монастыри и насколько благонадежен приют в них. По этой причине я смотрю с соболезнованием на Алексея! Мы старцы, отживаем век наш, а он начинает жить. Надо молить Бога, чтоб Он совершил над нами Свою святую волю, а не упорствовать в последовании своей, хотя она и благонамеренна. Сюда назначили г. Щапова, для вразумления его. Какая поздняя мера! Когда сочинения его разошлись по России, были читаны, а, вероятно, и теперь читаются большинством с восторгом и увлечением; когда Щапов дело свое вполне совершил, - тогда присылают его в монастырь. Монастырь для лица, если к нему есть милость Божия, может быть полезен; но это лицо уже чуждо своему делу, получившему собственные и значение и самостоятельность. Оба воспитанника Кавказской Семинарии, посланные при мне в Казанскую Академию замешаны в деле. Это жертвы; жрецы в стороне.... Направление сделалось всеобщим. Вопрос крестьянский сделался вопростом всероссийским. Умаление средств у помещиков отозвалось на благосостоянии купечества; возвышение цены на хлеб и прочие жизненные припасы, цены, постоянно возвышающияся и долженствующия возвышаться, отзываются на положении всех городских жителей... Будь здоров и благополучен. Милость Божия да хранит Тебя. Храни и храни душу среди общаго нравственнаго потопа. 15 января 1862
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.