- 281 Просмотр
- Обсудить
Письмо 423 Сравнение своего местожительства с прежним, о благочестии Брянчаниновых и о скорбях Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Здешним местом я очень доволен; местотихое и спокойное. Приучаюсь к климату и воде; но чувствую себя гораздо лучше нежели в Петербурге. Здесь надо почти все заводить, начиная с самаго помещения; однако и самое это маленькое помещение мне нравится гораздо больше, нежели мои высокия комнаты в Сергиевой пустыне, которые мне отсюда представляются каким-то страшным ледником. Ставропольский домик мой - вреде келлий, в которых я жил в Бабаевском монастыре; но гораздо побольше. Возле самой церкви! Когда они приведутся в порядок, - будут очень удобны, очень поместительны, премилы. Стоят они, как и церковь, среди обширнаго фруктоваго сада. Очень утешаюсь благочестием брата Петра Александровича! сынок его Алеша, умненькое и благонравное дитя. Особенно милосердие Божие к нашему семейству - это благочестие и Православие нашего семейства.[...] [...] Господь посылает тем, кого любит, различные испытания; но и избавляет их от всех скорбей. Скорбями мы научаемся уповать на Бога, а не на себя, и стяжеваем бесценное сокровище - Веру в Бога, веру деятельную, живую. Благословение Божие да почиет над тобою и над семейством твоим. Тебе преданнейший брат Игнатий, Епископ Кавказский. 28 февраля 1858 Письмо 424 О предании себя воле Божией при попущениях Божиих Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Прошли три месяца без пяти дней, как я кончил курс минеральных кавказских вод, а действие их продолжается в сильной степени. Действие это заключается в том, что гонится золотуха разными сыпями и болячками, обильною испариною; также чувствуются значительные внутренния боли, слабость - необыкновенная. Могу заниматься только утром до 12-ти часов; после чего чувствую себя утомленным и изнуренным. По временам я думал: не зародилась ли во мне чахотка - так болела грудь. Чтож? К здешнему миру меня ничто не привязывает. Одна только неготовность предстать на суд Божий может быть причиною желания отсрочки отшествия отсюда. Евангелие уподобляет попущение Божие, отвсюду окружающей и обхватывающей сети, которой избежать невозможно (Лк. 21, 35). Надо смириться под крепкую руку Божию, и нашедшую скорбь встречать исповеданием: достойная по делам нашим приемлем, помяни нас, Господи, во Царствии Твоем!!! Сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!... Благословение Божие да почиет над тобою и над домом твоим. Преданнейший брат Игнатий, Е. Кавказский. 14 ноября 1858 Письмо 425 Совет быть ближе к Богу Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Теперь ты свободна, и на свободе можешь чаще и больше молиться Богу о себе и детях Твоих. Чтоб молитва твоя о детях была услышана Богом, надо, чтоб ты была ближе к Богу. Подобно земным царям, Царь Небесный наиболее внимателен к Своим приближенным. Тот делается приближенным Богу, кто часто с сердцем сокрушенным и смиренным молится Богу. Бог вездесущь. Всякое место одинаково близко к Нему, и на всяком месте Он может явиться человеку: место, на котором Он обыкновенно является, есть сердце сокрушенное и смиренное. Он и производит присутствием Своим умиление в сердце... Будь здорова и благополучна. Благословение Божие да почиет над тобою и твоим семейством. Тебе преданнейший брат 7 июля 1859 Епископ Игнатий. из Тамани Совет, как переносить искушения и о том, что мать должна сохранять любовь к детям и тогда, когда они колеблятся от соблазнов - Письма к родным и друзьям - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 426 Совет, как переносить искушения и о том, что матьдолжна сохранять любовь к детям и тогда, когда они колеблятся от соблазнов Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Праведный, многострадальный Иов подвергся многим искушениям, и сказал о земной нашей жизни, что вся она вообще есть искушение для человека. И то надо знать, что людям, боящимся Бога и чтущим Его, хотя и попускаются на время искушения, но после того непременно следует и избавление от искушений. И так не должно предаваться печали и безнадежию, но из среды самаго искушения с верою молитвенно вопиять к Богу, и ожидать Его помощи. Так я смотрю на твое положение. - Великий преподобный Отец Исаак Сирский говорит, что Бог послал Сына Своего в мир в то время, как человеки особенно погрязли во грехи, особенно сделались врагами Божиими. Из этого Преподобный выводит заключение, что гораздо возвышеннее добродетель - сохранение любви к человекам, когда они подвергаются согрешениям, нежели когда они проводят праведную жизнь. Исполнение этой добродетели в настоящее время предлежит тебе по отношению к твоим детям. Мы живем в страшный век. Неверие охватило и еще более охватывает землю: соблазны умножились до безчисленности, и еще более умножаются. Как не поколебаться молодым людям! Призри на них с милосердием, и прилежно молись о них Богу, поручая их Богу и отдавая в Его Святую волю. Петру пиши почаще, и уговаривай его. В терпении должно стяжавать и свою душу и души ближних. [...] Мой усерднейший поклон Димитрию Тихоновну, Милость Божия и благословение Божие да покроют тебя и чад твоих. Тебе преданнейший брат, Епископ Игнатий. 8 ноября 1859 Письмо 427 Совет заняться в уединении Иисусовой молитвойи рукоделием; о необходимости скорбей для спасения Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! Приношу тебе искреннейшую благо дарнось за воспоминание о мне и за поздравление с Праздником и Новым Годом, с которыми равномерно и тебя поздравляю, желая тебе и семейству твоему всех истинных благ. Слава Милосердному Господу, Который внушил земному начальству оставить за Димитрием Тихоновичем оклад. И впредь Милосердный Господь не оставит Вас. Он не оставляет человеков, лишь бы мы не оставляли Его. При таком уединении, какое ожидает тебя в Ивашове, полезно заняться молитвою при каком-либо самом машинальном рукоделии, которое не отвлекало бы к себе ума или отвлекало наименее. При таком рукоделии надо произносить неспешно молитву так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Надо заключать ум в слова молитвы, по выражению и наставлению св. Иоанна Лествичника, то есть, произносить молитву с крайним вниманием. При ком другом молитва произносится одним умом, а наедине шопотом, устами и языком, так, чтоб слышать самому себя. Хорошо, когда человек будет подумывать о будущей жизни, и к ней благовременно приготовится. [...] Минеральные воды разшевелили мою застарелуюболезнь, которой много вышло и много еще осталось. Слава Богу за все! С осени 1846-го года чувствую себя особенно худо. Живу какою-то полужизнию, каким-то движущимся мертвецом. Нам (всем христианам) подобает по учению Апостола входить в Царство Небесное многими скорбями, и именно теми, которые благоугодно будет Богу послать нам. [...] Призывающий на тебя и на твое семейство благословение Божие Тебе преданнейший брат Епископ Игнатий. 10 января 1860 Письмо 428 Об оскудении откровенности в людях, предании детейБогу, отношении к "питерским" интригам Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! В наш век от детей светскаго направления нельзя и ожидать откровенности. И в монахах она ныне - уже величайшая редкость. Надо в молитве поручать детей Богу, и за тем пребывать совестию в спокойствии, не предаваясь тревожному состоянию души. Бог всесилен: по усердной и смиренной молитве родителей Он может даровать детям христианское направление. Ты много потрудилась о воспитании детей твоих; но непреложное Слово Божие говорит: "Аще не Господь соэиждет дом (нерукотворенный, словесный дом Божий есть человек, в особенности же христианин), всуе трудишася эиждущии". Прибегни к Богу, и Он, очистив скорбями труды твои о воспитании, может увенчать их благим успехом. Я замечал на многих людях, что увлечение брало над ними верх на некоторое время, но потом семена благочестия и благонравия, посеянные при воспитании, взяли свое. [...] Что-же касается до питерских и другихинтриг, то имею желание переносить их как чистительное врачество, посылаемое Промыслом Божиим, лишь бы Милосердный Господь по кончине избавил вечных мук и даровал малейший приют в Обителях Его угодников [...] Тебе преданнейший брат Епископ Игнатий. 27 мая 1860 Письмо 429 Молодость должна отдавать дань опытности взрослыхи благодарение Богу за все [...] Петр Димитриевич и София Димитриевна - люди молодые, очень молодые. Как ни умны, а по молодости должны отдать дань за приобретаемую опытность. Она не даром достается. [...] Слава Богу за все! и за то, что пришлось всю жизнь поболеть. Благословение Божие да почиет над тобою и твоим семейством. 5 июля 1860 Письмо 430 О своем участии в торжествах по случаю покорениявосточной стороны Кавказа, о памятований смерти Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! Письмо твое от 2-го августа получил во дни Великаго Торжества на пространстве всего Кавказа; 25-го августа праздновалось повсеместно покорение восточной стороны Кавказа. С гнилым моим здоровьем я должен во всем этом принимать участие и быть двигателем торжества, по случаю которого произнес речь с крайним трудом. Пора-бы старика на покой. Часто чувствую себя как бы пред смертию: до того мое телосложение истощено болезнями. Счастлив Димитрий Тихонович, что проводит остаток жизни в уединении, в покое, на руках. Бог, смотрящий на внутреннее расположение человека, соответственно этому устрояет его обстоятельства. Имеющему произволение благоугодить Богу, посылается и положение, сообразное произволению, чтобы благочестивый имел возможность приготовить себя к вечности. Смерть грешников люта не по причине тяжести телесных болей, ее сопровождающих, но по причине её внезапности, неожиданности, по тому переходу от земнаго благоденствия к страшным, невообразимым вечным мукам, который вслед за смертию ожидает нераскаяннаго грешника. Удивительно, как мир обольщает и ослепляет человеков. Не требующая доказательств истина, что все умрем. Но редкие из человеков являют из жизни своей знание этой истины; большая часть ведут себя так, как бы им никогда не умирать. Великое дело помнить смерть, и понимать ее значение. От этих - памятования и понимания может совершенно измениться жизнь человека и соделаться Богоугодною. [...] Остаюсь преданнейшим братом Игнатий, 28 августа 1860 Епископ Кавказский и Черноморский. Письмо 431 О воспитании детей, о скорбях Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Ныне необходимо каждому молодому человекуобразовать себя удовлетворительно в юности, чтоб быть полезным существенно отечеству и доставить себе хорошее положение. Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! как не думает ни о чем кроме удовольствий, расстраивающих и нравственность и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина - неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь. Конечно, и при самом тщательном воспитании из дитяти глупаго или с дурным характером ничего особеннаго ожидать нельзя; но где человечество, там и зло - без него человеческому обществу обойтись нельзя - однакоже правильное воспитание, при многих исключениях, может дать и много прекрасных результатов. [...] [...] В течение земной жизни нельзя обойтись без скорбей, а те скорби, которые приходят, приходят не иначе как по попущению и мановению Божию для очищения человека. Следовательно, должно покоряться воле Божией и принимать попущение с благодарением Промысла Божия. [...] Мой усерднейший поклон Димитрию Тихоновичу! Благословение Божий да почиет над тобою и над твоим семейством [...] 25 октября 1860 Письмо 432 Конец жизни служителя земли и служителя Божия [...] Бог не остается в долгу у тех, которые с юности посвящают себя Его служению, хотя и попускает им разные скорби во время их земнаго странствования для их же духовного образования; но вместе с тем и преисполняет их неизреченными, вечными благами. К концу земной жизни, пред вступлением в вечность, служитель мира и впереди и позади себя видит пустоту, а служитель Божий впереди видит благонадежное пристанище вечнаго блаженства, а обращая взор на проведенную им земную жизнь, видит поприще служения Богу, поприще, на котором он потрудился не напрасно, но благовременно усвоился Богу.[...] 7 января 1861 Письмо 433 Желание окончить жизнь в покаянии, и некоторыхобщественных вопросах того времени Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна! Письмо твое от 28-го мая я получил 17-го июня. Спаси Господи за желание твое видеть меня ближе! Может быть это случится, а может быть ушлют куда-нибудь и подальше. Буди воля Божия! одного подобает мне желать: скончания жизни в покаянии, вдали от шумнаго мира. И здесь уже несравненно лучше, нежели в Петербурге. Очень радуюсь благополучию милых чад твоих. После посещения скорбию. Бог посылает утешение. [...] Согласно тому, как ты пишешь, многие помещики переходят от роскошной тщеславной пустой жизни к жизни скромной и трудовой. Эта жизнь доставит больше счастия, нежели сколько доставляла прежняя жизнь. Молодые баричи поймут, что нужно основательно образовать себя, чтоб сделаться членами нужными для общества, людьми самостоятельными, и потому способными хорошо устроить собственное свое благосостояние, основывая его на самих себе, а не чем либо постороннем. Преобразование крестьянскаго быта повлекло немедленно вслед за собою преобразование быта помещиков, и имело сильное влияние на сословие купцов, в которое поступили многие тысячи освободившихся богатых крестьян. Должно ожидать и других преобразований: потому что многие из прежних поставновлений уже не гармонируют с Положением, сделанным для крестьян. Надо молить Бога, чтоб Он благословил эти нововведения, которые несомненно доставят России развитие и выведут ее из- младенческаго состояния, в котором она находится. Дай Бог всем всего добраго! С наступлением лета начал принимать солено-йодисто-щелочные холодные ванны от 20-ти до 17-ти градусов, действующия против золотухи и простуды и вместе укрепляющия. По временам чувствую себя гораздо лучше прежняго. Будущее мое возлагаю на Господа Бога моего. Благословение Божие да почиет над тобою и над твоим семейством. Тебе преданнейший брат Епископ Игнатий. 18 июля 1861 Письмо 434 О покорности воле Божией при попущениях Божиих Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! Письмо твое от 17-го сентября переслано ко мне из Ставрополя в известный Тебе Бабаевский монастырь, куда я прибыл 14-го октября с намерением окончить в глубоком уединении дни мои, отказавшись от сношений с знакомыми и родственниками по плоти, сохранив сношения с знакомыми и родственниками по духу. Этого требует и здоровье мое и душевное настроение, а сан мой возлагает на меня обязанность сохранить его святость. [...] При попущениях Божиих должно покориться волеБожией, и, сознавая себя достойными гнева Божия, умолять со смирением Бога о помиловании. Такую молитву Бог принимает. [...] Изволишь видеть, что милосердный Господь тебя не оставляет, но утешает и при самых скорбях милостями. Он и впредь не оставит нас лишь бы мы не оставляли Его. Благословение Божие да почиет над тобою. Тебе преданнейший слуга и брат, Епископ Игнатий. 8 ноября 1861 Письмо 435 О терпении скорбей и суетности земной жизни Любезнейший Друг и Сестра Елизавета Александровна! [...] Время скорби - время терпения! Скорбь - попущение Божие, которое должно переносить с покорностию и благоговением, отдавая справедливость правосудию Божию и признавая себя достойным скорби. Из такого душевнаго настроения можно молить Бога о помиловании с надеждою быть услышанным. Признание правосудия Божия в попущениях Божиих с молитвою о помиловании превосходно изложено в молитве трех Святых отроков Иудейских, ввергнутых в разженную печь Вавилонскую. Эта молитва помещена в книге пророка Даниила. Мне совестно-б было писать о терпении скорбей, если б я сам не находился в скорби. Со второй недели Великаго Поста я очень захворал. Несколько раз чувствовал такое ослабление сил, как бы пред смертию, и теперь очень плох. Не знаю, как довольно благодарить Бога, что Он извлек меня из мирской жизни и привел в монастырь! Земная жизнь при начале её кажется необозримым поприщем деятельности, а когда человек оканчивает ее и оглянется назад, то непременно увидит в протекшей деятельности своей много пустоты. - Скорбь более и более принимает характер общественный. И здесь ожидают повышения цен на хлеб по причине всеместнаго уменьшения посевов. Благословение Божие да почиет над Тобою и над чадами твоими. Тебе преданнейший брат. Епископ Игнатий. 14 марта 1862 Письмо 436 О предсмертных болезнях, милостыне по почившем,пользе воспоминания виденной кончины Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Приношу искреннейшую благодарность за подробное уведомление о кончине Семена Александровича. Старые люди говаривали: дай Бог пред смертию хорошенько помучаться. Великий во святых Нифонт, умирая горячкою, сказал Великому Афанасию, присутствовавшему при его кончине, что как золото очищается огнем, так умирающий болезнию. У умирающих отверзаются душевные очи, и потому они видят то, чего присутствующие при их смерти не могут видеть. Свет, о котором пишешь, был из рая. Видно: к Семену есть милость Божия. Поговори детям, чтоб подали по отце милостыню нищим пощедрее. Милостыня очень помогает усопшим, а детей за это благословит Бог, и совесть их будет спокойнее. Хорошо сделала, что устранила от умирающаго смущение. А за тем успокойся, и предоставь все Богу. "Каждый Своему Господеви стоит или падает", - сказал Апостол. Полагаю, что не без Промысла Божия пришлось тебе присутствовать при смерти, сопровождаемой таким мучением. Смерть эта будет воспоминаться тебе, а воспоминание будет служить приготовлением к своей смерти. За то, что ты послужила брату, милосердный Господь воздаст тебе воздаянием духовным, каким Сам ведает. Постарайся успокоиться, положившись на волю Божию. [...] В монастыре по милости Божией, все благополучно, очень уединенно. Слава Богу! Призывая благословение Божие на тебя и на чад твоих, с чувствами искреннешей преданности и уважения остаюсь навсегда Тебе преданнейшим братом Епископ Игнатий. 21 декабря 1863 Письмо 437 Положительный отзыв о Петре Димитриевиче и судьбахБожиих Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Петр Димитриевич оставил во мне очень приятное впечатление, я увидел в нем человека основательнаго, умнаго, с правилами. И то заметно, что неприятности по службе подействовали на него; но они доставляют драгоценную опытность. [...] [...] Повсеместное охлаждение к религии, фанатический атеизм с разрушительными предположениями и намерениями, общая безнравственность не могут остаться без последствий. Часто самые необыкновенные события постигают внезапно и неожиданно для неожидающих. Но и вся жизнь человека исполнена различных скорбей. Миром управляет десница Божия, для нас непостижимо. Положение должно понимать, а пред судьбами Божиими благоговеть, признавая себя достойными наказания Божия. За такое сознание посылается от Бога милость. Рецензия Матвеевскаго, имея неблагое намерение, очень содействовала к тому, чтоб на "Слово о Смерти" было обращено особое внимание. Об этом пишут мне из Петербурга лица значущия. Некоторые прогневались! что-ж делать? по крайней мере оставшимся верными христианству сообщено подробное, из святых Отцов, учение о том, какое значение имеет смерть, и как приготовить себя к вечности. Бог управляет судьбою человека; с ним могут сделать враги его только то, что попустит Бог, а все, что попустит Бог, служит к пользе души и к вечному спасению. Призывая на тебя и на чад твоих Божие благословение, с чувствами искреннейшей преданности и уважения остаюсь тебе преданейший друг и брат, Епископ Игнатий. 25 апреля 1864 Письмо 438 Скорби "вразумляющие" и "сокрушительные" Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! Брат Петр Александрович привез мне известие, что ты посещена была тяжелою болезнию: по этой причине пишу к тебе эти утешительные строки. Святые Отцы советуют благодарить Бога за те скорби, которые посылаются нам, и исповедывать в молитве нашей, что мы достойны наказания за грехи наши. Таким образом, принимаемая скорбь непременно послужит нам в очищение грехов наших и в залог вечнаго блаженства. По свойствам недугующаго падением естества нашего мы заботимся наиболее о устроении нашего времяннаго положения, а Бог устраивает наше вечное положение, о котором мы забыли бы, если б земное положение не было потрясаемо скорбями, если б скорби, посылаемые по временам Промыслом Божиим, не напоминали нам, что все временное и земное преходит и что главные заботы должны быть о вечном. Писание говорит: "Господь, его-же любит - наказует". Скорби вразумляющия посылаются от Бога, тем, которых Он хочет помиловать, а отверженным посылаются скорби решительный и сокрушительный, как-то скоропостижная смерть, лишение разсудка и тому подобное. Велик Бог наш! страшное дело - падение человека! великое дело - искупление человека Богочеловеком! Необходимо изучить основательно все это и по правильному понятию о Боге и о себе направить земное странствование, чтоб не погибнуть навеки. Благословение Божие да почиет над тобою и над чадами твоими. Тебе преданнейший брат и друг Епископ Игнатий. 28 июня 1864 Письмо 439 О состоянии православной веры в России Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Мы живем потихоньку. Доходящия до нас сведения о состоянии православной Веры в России очень грустны. С одной стороны губит ее раскол, с другой - вольнодумство. Борьба за нее очень затруднительна по причине внутренней страшной болезненности, которая, как червь, источила всю силу ея. Да совершается воля Божия. И так, до приятнешаго свидания! Благословение Божие да почиет над тобою и над твоим семейством. С чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Тебе преданнейший брат Епископ Игнатий. 3 ноября 1864 Письмо 440 Исполнение заповедей - непременный долг человека,о трудностях того времени [...] Святые Отцы советуют: когда предположенное и предпринятое Доброе дело не удается совершить с должною точностию, то пополняется недостаток исполнения смирением. В таком случае надо смириться пред Богом: попросить у Него прощения в увлечении и в недостаточном исполнении добраго дела. Хотя и заповедано нам исполнение заповедей, но оно заповедано, как непременный долг наш, как единственное условие пребывания в общении с Богом, а не как заслуга пред Богом или одолжение Богу с нашей стороны: спасаемся все, без всякаго исключения, единственно милостию Божиею. Христос пришел спасти сознающихся грешников, а не праведников. Эти мысли могут успокоить и утешить тебя по поводу приобщения Святым Христовым Тайнам при рассеянности. Ныне время воздыханий. Почти все, пишущие ко мне, пишут из среды скорбей. Кто веселится? неизвестно. Бог, посылая тебе временную скорбь, очевидно благоволит, чтоб ты приблизилась к Нему, и отчетливее приготовилась к вечности. Очень мало вхожу я в дела мира; но сколько слышу, землевладельцам предстоят новые хлопоты при введении новаго порядка. Всего лучше положиться на Бога, и просить Его, чтоб не оставил Своею милостию. Кажется я говорил тебе, что ныне тяжело вообще, в религиозном же отношении в особенности. Не видеть бы ничего! не слышать бы ничего! Религиозные недуги человечества всегда отражаются на внешнем быте его. Свидетель этого - вся история. [...] 6 марта 1865 Письмо 441 О суетности земной жизни Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Дай Бог благополучия чадам твоим! Всмотрятся и в жизнь, которая опытно доказывает о себе каждому, что она суетна, что все земные приобретения должно оставить на земле, и уйти в вечность с одними делами. В июле месяце я доходил до крайнего изнеможения;и теперь плох. Совсем нет сил, Это плод жизни, проведенной в положениях, превышавших способности телосложения, и потому разрушавших их, Слава Богу! теперь приблизился к концу, которого не миновать никому из человеков. У нас все благополучно. Церковь выходит необыкновенною. Погода очень затрудняет уборку хлеба, также замедляет и постройку. Будь здорова и благополучна. Призываю благословение Божие на тебя и на чад твоих. Тебе преданнейший брат и друг, Епископ Игнатий. 2 сентября 1865 Письмо 442 О необходимости прибегать к Богу в молитвах прижизненных трудностях [...] Предсказало Священное Писание о бедствиях последня-го времени: что они яко сеть приидут на вся, живущия на лице всея земли (Лк. 21, 35), "и не имут избежати" (1 Сол. 5, 3). Точно! никакого нет средства устранить скопляющиеся черные густые тучи, охватывающия отвсюду горизонт. Господь заповедал бдеть и молиться с особенным тщанием в эти лютые времена. Самое дело показывает, что нет другого прибежища. Будь семи пядей во лбу - ничего не сделаешь. Когда Петербургский военный генерал-губернатор Кавелин был болен умопомешательством, и родня его приезжали и старались урезонить его, чем приводили в большее разстройство: тогда доктор, бывший при нем, сказал мне однажды: "Такова болезнь нашего времени". Призывающий на тебя и на чад твоих обильное благословение Божие Тебе преданнейший слуга, друг и брат Е. Игнатий. 5 января 1867 Письмо 443 Отзыв о письме племянника П. Д.; рукоделие приунынии и чтение духовных книг Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! Благодарю тебя за воспоминание о мне! Последнееписьмо ко мне Петра Дмитриевича мне очень понравилось по двум изложенным мыслям: 1) что он не способен к нежности, 2) что служба настоящего времени имеет характер вилянья. Первое послужило для меня рекомендацией) его сердца: потому что нежность есть чуство сексуальное (кровяное), обман себя и других. Вторым отрекомендован ум, взглянувший очень правильно и проницательно. [...] Скука, называемая унынием в монашеской жизни,всегда нападает по временам на проводящих уединенную жизнь. Во время её очень полезно заниматься рукоделием, и при этом вспоминать покойников, кто как умер, и что мы умрем непременно. Духовные книги должно читать понемногу, чтоб ум не пресыщался чтением. С умом случается тоже, что и с желудком, который, пресытившись, отвращается и от лучшей пищи. [...] 26 февраля 1867 Письмо 444 К БРАТУ ПЕТРУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ: Об удалении от мира Что сказать Тебе в ответ на Твои мысли об удалении от мира? Господь, благословивший и установивший такое удаление, вместе с тем заповедал сперва сосчитать имение свое, - достаточно ли оно для созидания этой высокой жизни, - количество сил своих для борьбы с силами противными. Советую Тебе сводить этот счет молитвою, отдаваясь на волю Божию. Я сколько ни молил Бога, чтобы даровал мне уединенную жизнь, но и до сих пор остаюсь в Сергиевой пустыни, подвергаясь развлечениям различнаго рода. Не достаточно, чтоб хотели: надо, чтоб воле Божией сообразно было наше хотение. Мы хотим теперь, а Бог уготовляет иногда это же самое чрез многие годы. В настоящее время Ты необходим для Алеши, на которого, в случае твоего удаления, с полным правом накинется его дед и сделает его несчастным по душе и по телу. Описанные Тобою видения не должны привлекать Твоего внимания: путь Л. А. особенный, а от таких особенностией св. отцы велят отстраняться тем, которым предназначено итти общим христианским путем. Мой совет - занимайся душеполезным чтением, им руководствуйся в действиях, врачуй покаянием согрешения, и предавайся воле Божией, предлагая Богу тайную мысль свою и намерение. 20 июня 1852 Письмо 445 О выборе духовника [...] В духовнике, по мнению моему, великое достоинство - простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований. Есть строгие, есть умные; но строгие и умные по-своему, никуда не годятся для душевнаго назидания. И строгий, и умный, и милостивый, и снисходительный, и простосердечный, но верный сын Церкви, могут быть одинаково полезны. Да дарует Тебе Бог духовника по желанию Твоему. 28 марта 1853 Письмо 446 Об отношении к духовным лицам Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкаго знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами Святителя Тихона, Димитрия Ростовскаго и Георгия Затворника, а из древних - Златоуста; говори духовнику грехи Твои - и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность. Молитвы читай утром и вечером следующия: Трисвятое, Отче наш, 12 Господи помилуй, Псалом 50-й, Символ веры. Богородице и некоторые поминания; после сего клади 10 поясных поклонов с молитвою: Боже, очисти мя грешнаго. 29 апреля 1853 Письмо 447 О истинной любви Николай Николаевич (Муравьев) глубоко-добрый человек. Многие отнюдь не подозревают в нем этого качества, напротив того, считают холодным, потому что он не льстив и не ласков, между тем как истинная любовь строга и, являясь в делах, не нуждается в личине - ласковости и льстивости, которыми непременно прикрывает себя самолюбие для обмана ближних. 3 августа 1855 Письмо 448 О статье "Слово о смерти" Мне бы желалось переслать к Тебе "Слово о смерти"; надеюсь это сделать по прошествии некоторого времени, когда мы справимся здесь с этою статьею, потому что она очень очень велика, с подробностью излагает таинство смертное и показывает, как надо жить, чтобы умереть благополучно. Мое здоровье очень плохо: совсем не выношу воздуха; пока в келии - чувствую себя порядочно, лишь вышел, как начинаю пухнуть. 17 сентября 1855 Письмо 449 О собственном стремлении в уединение Мое желание переместиться из шумной Сергиевой пустыни в уединение, чтобы там тщательнее приготовиться к переходу в вечность, разгорается более и более. Когда получу от Тебя письмо из Ставрополя, тогда напишу об этом подробнее. 5 февраля 1856
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.