Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (148)

Письмо 398 О Промысле Божием. - О слабости своих сил "Бог не без милости", - прекрасно говорит пословица благочестивых русских. Временем скрывается Промысл Божий, - как будто его нет, - чтоб мы поуходились, поумучились, поутомились; потом является в полном свете с обильными благодеяниями... Димитрию Тихоновичу мой усерднейший поклон. Христос с тобою. Тебе преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 11 сентября 1847 Письмо 399 О необходимости терпения на пути спасения Письмо твое, истинный друг мой и сестра, я получил. Радуюсь благополучному твоему возвращению и тому, что ты чувствуешь обновление в душе твоей. Можно промотать жизнь, как проматывают имение; можно употребить ее для приобретения блаженной вечности. Ты можешь видеть в твои годы уже по опыту, как все земное ничтожно и какая глупость - все время употребить на снискание того, что отнимает смерть. Спасение - дело простое; только эта простота не дешево достается. Да и тот, у кого шея не вытерта хорошенько скорбями, не дает должной цены этой простоте. Помни, что Господь заповедал душу стяжевать в терпении, сказал о благоугождающих Ему, что они плод творят в терпении. Невозможно разом исправиться. Надо терпеть себя - свои недостатки, - и мало-помалу, с постоянством, исправлять их, не унывая от падений, свойственных всякому человеку. Святый Исаак Сирский, великий наставник монашествующих, утверждает, что и святые не были изъяты от перемен, что непеременяемость и безпогрешность - есть несбыточная мечта. - Помни это: такое воспоминание будет воодушевлять тебя твердостно и мужественно в деле Божием. Димитрию Тихоновичу мой всеусерднейший поклон. Тебе преданнейший брат Арихмандрит Игнатий. 15 сентября 1847 Письмо 400 Совет обращаться к Нему как можно проще Одного письма моего, Любезнейшая Сестра, ты не получила - именно от 14-го; это то число, под которым расписался в принятии его Тимохинский Смотритель. [...] Желаю тебе благополучно лечиться: меньше думай. Надейся на Бога. "Ходяй просто, - сказали святые Отцы, - ходит надеяся". - И Бог тебя покроет. [...] Со мной как можно проще; и как пишешь,то все что легко с сердца идет, пиши; а чуть услыхала заминку, - не пиши. Бывает заминка в'помысле, на нее смотреть нечего; а смотри на заминку сердечную... Христос с тобою. Димитрию Тихоновичу - всеусерднейшийпоклон и братския объятия. Архимандрит Игнатий Желание окончить жизнь вдали от Петербурга - Письма к родным и друзьям - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 401 Желание окончить жизнь вдали от Петербурга. Даю тебе отчет, Любезнейшая Сестра, о дальнейшем ходе моего лечения. [...] Из Петербурга пишут мне и зовут скорее приезжать, т.е. по истечении 6-ти месячнаго срока; но я вижу, что необхо­димо пробыть здесь всю зиму. Возвращение в Петербург представляется мне отвратительнейшею микстурою. За счастие бы счел еслиб Господь даровал окончить жизнь где-нибудь в смиренной доле между елей и сосен - не отказываюсь от дубов и прочих деревьев - внимая своему и спасению тех ближних моих, которые со мною в любви ради Бога... Желаю благополучнаго и полезнаго лечения.Димитрию Тихоновичу мой всеусерднейший поклон. 15 ноября 1846 Архимандрит Игнатий. Письмо 402 О грубом суеверии, утрате истинного христианства и приверженности к внешней форме русского народа Письмо твое, Любезнейшая Сестра, от 12-го Ноября я получил, и, хотя писал на прошедшей почте, - пишу и на нынешней, чтоб доставить тебе при твоем лечении и совершенном уединении какое нибудь развлечение... Непременно кушай говяжий бульон и другуюнужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постнаго времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предразсудок русскаго человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда. В России, - потому что христианской; верой занимаются очень поверхностно и грубо, идут к познанию Христа семинарией и академией, которых Христос не установил, а оставили очищение себя святыми подвигами, которое Христос установил и заповедал, - пребывают вне истинных, живых понятий о вере Христовой. - Какое Христианское образование найдем в России? В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, - от чего родились расколы; - недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных. Этот же недостаток в обществе образованном: к нему присоединяется небрежение к форме, странно-соединенное с врожденным, усвоившимся уродливым уважением к этой же самой форме. - Вы встречаете человека образованного нынешним образованием, заимствованным из развращенной Европы, умеющаго разшаркаться, извернуться, быть ловким на бале, в дипломатическом салоне, имеющаго о всех предметах кое-какой, свой, по большей части безтолковый толк; - Вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм, и, внезапно, рядом возле философскаго скептицизма Европы грубое суеверие, предразсудок глупый и смешной избы русской; он ни за что не сядет тринадцатым за стол, - чрезвычайно обезпокоится, когда соль будет просыпана, - оплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом. В человеке, который хвалится своим разумом - две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеве­рие! Где ж вера чистая, святая? - Ее нет ни в слепых односторонних приверженцах формы, ни в превозносящемся разуме и премудрости человеческой, разуме и премудрости падших, отверженных Богом. Вера, святая вера! Вера - око, которым одним ум человеческий может усмотреть и зреть Святую Истину!... Шествие ея по пути узкому и прискорбному, ведущему в живот, по пути, почти безлюд­ному, шествуем ому весьма немногими. Ведет человека по этому пути Евангелие. - Подробное изучение веры Хри­стианской и всего, ведущего к точному познанию Христова учения содержит в себе разрешение множества недоумений, рожденных неверием и суеверием. Церковная история сохра­нила нам следующее событие времен первых христианства. На острове Кипре был великой Святости Епископ Спиридон Тримифунтский, живший в конце третьяго и начало четвертаго столетия, присутствовавший на первом Никейском Соборе, муж, совершивший великия знамения. В Четьих-Минеях есть житие его (первые числа Декабря). На первой недели Великаго Поста, в пятницу пришел к нему странник Христианин. При Епископе жила дочь его. Епископ говорит дочери: "Нет ли у нас угостить стран­ника?" Дочь ответила: "Отец мой! Ты не вкушаешь ничего в эту неделю, и я стараюсь подражать тебе: поэтому у нас нет никакой пищи приготовленной; а есть от мясоеду остаток свиных мяс". Епископ говорит: "Поставь это мясо на стол и приготовь нам трапезу". Дочь исполнила приказание отца; угодник Божий пригласил к столу своего гостя и сам сел с ним, чтоб кушать. Странник сказал: "Я - христианин, - и не ем мяснаго в Великий пост". Епископ отвечал ему: "Потому-то что ты Христианин, а не жид, - и должен ты есть: мы воздерживаемся от мяса не потому, чтоб они были нечисты, или чтоб в этом была какая добродетель, как воздерживаются от них жиды, но чтоб телеса наши не отягчились объядением и пьянством". - Эта повесть - в одной из драгоценных книг моих, в которых много интерес­нейших и полезнейших событий и преданий первенствующей Христовой Церкви. Людям полезно объяснять подобные обстоятельства, не страшась уязвить суеверие (надо носить немощи ближних, но не растить потачкою их предразсудки). Бог, видя прямое твое намерение, подействует во благо на их сердца. Мне привелось видеть этому примеры. Как древние христиане ставили превыше всего Евангель­скую заповедь, а по ней уже чтили и Церковное предание! Преподобный Кассиан, отец 4-го века, странствуя по Египту, пришел в постный день к некоторому святому пустынножителю. Пустынножитель представил ему трапезу с некоторым отступлением от постного строго устава. - Уходя от старца, св. Кассиан спросил его: "Почему иноки в Египте разрешают пост для посетителей, между тем как иноки Сирии этого не делают?" (Иноки Египетские, а между иноками Египетскими, иноки Скита почитались, - и справедливо, - возвышеннейшими по святости и духов­ному разуму иноками во всем мире). Пустынножитель отвечал: "Пост - мое; когда захочу, могу его иметь; а принимая братьев и отцов, приемлем Христа, Который сказал: "Приемляй вас. Мене приемлет, - и: не могут сыново брачный поститися дондеже с ними Жених. Егда же отыдет Жених, тогда постятся". Вот истинное понятие о учении Христовом!... Димитрию Тихоновичу мой всеусерднейший поклон.Обнимаю его! Христос с тобою. Благословение Божие да осеняет и да хранит тебя. Преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 24 ноября 1847 Письмо 403 Радость о сестре, избравшей "в удел свой Бога" Истинным, сердечным утешением - Любезнейший Друг и Сестра - служат мне письма твои. Какое зрилище на земле может быть приятнее того, когда видишь душу, созданную по образу Божию, искупленную Кровию Богоче­ловека, - что она избирает в удел свой Бога, отсюда уже причисляется к малому стаду, которое поставлено будет одесную Судии нелицеприятного, Которому Бог благоизволил дать Царство. Скажу тебе, в глубине моего сердца всегдабыла тайная скорбь о тебе. Я помышлял: "Сколько посторонних людей притекает ко мне, обновляется душами в познание истины и в утешение сердца, предвкушающаго будущее блаженство, утешение, которое рождается единственно от познания истиннаго Христова учения! а та сестра моя, которую Бог привел воспринимать от купели и которой я обязан словом спасения, - стоит от меня вдалеке, - и не знаю - в каком состоянии душа ея?"... Бог, по неизреченной благости Своей, отъял эту скорбь от сердца моего и заменил ее утешением, присовокупив это утешение ко многим другим утешениям, низшедшим ко мне от Руки Божией... Очень хорошо делаешь, что возверзаешь на Бога попе­чение твое о образе нашего свидания. Бог устроит все по премудрости и благости Своей. Призываю благословение Божие на тебя и на весь дом твой! Да благословится все житие твое. Тебе преданнейший брат и друг АрхимандритИгнатий. 11 декабря 1847 Письмо 404 О сочинениях св. Димитрия Ростовского Письмо твое, Любезнейшая сестра, от 28 ноября получил. Лечение твое, кажется благодаря Богу идет должным порядком... [...] Сочинения Святителя Димитрия носят на себе печать благодатного помазания и сообщают это помазание читате­лям своим. Святитель жил в Западной России, там образовался, а в Западной России имели тогда сильное влияние иезуиты и вообще латинизм. Поэтому сочинения Св. Димитрия не совсем чисты, не вполне в Восточном характере. Этому подверглись некоторые и древние Святые Писатели, между прочим Св. Григорий Нисский, брат Василия Великаго. Что делать? Это значительный недостаток в писаниях Св. Димитрия. По мне лучше всего: нравоучения в 4-й части, приложенные к Св. Истории, что кажется, было его последним сочинением, а потому относительно к духу зрелейшим... Димитрию Тихоновичу - мой всеусерднейший поклон. Благодарю за сведения о Каме и Печоре. Не хлопочите о доставлении больших сведений! Этих довольно. На судьбе моей написано, видно, другое, - и не живать мне на Печоре. 1847 Письмо 405 О чтении 4-й части Творений св. Димитрия Ростовского,совет прочитать толкование Евангелия арх. Никифора Астраханского и о своей дружбе с сестрой Письменные занятия мои наступившаго новаго 1848-го года начинаю с письма к тебе, Любезнейший друг и сестра Елизавета Александровна. Поздравляю тебя и Димитрия Тихоновича с наступившим Новым Летом, усердно желаю Вам, чадам Вашим, всему дому Вашему обильнаго благосло­вения Божия! Да является оно и в духовных вечных благах и временных, доставляющих спокойствие и удобность к достижению благ вечных. [...] [...] Относительно духовного чтения. 4-я часть сочинений Святителя Димитрия особенно хороша, тут можно почерп­нуть много сведений очень нужных и очень полезных. Со временем надо будет тебе прочитать толкование на Воскресныя Евангелия Никифора, архиепископа Астраханского, писателя очень основательнаго и с помазанием. Господь Сам призвал тебя к познанию Св. Истины; храни это познание как драгоценное сокровище. Апостол называет его завеща­нием (2 Тим.1, 14). Точно, оно завещание духовное от Бога на получение вечнаго блаженства. Относительно меня что сказать? Ты имеешь мою дружбу о Имени Христовом, а не по немощной причине человечес­кой. Смотрю я на это отношение мое с тобою как на дар неба. Господь, ниспославший нам этот дар, да сподобит сохранить его до конца жизни и принести в вечность другой талант, приобретенный на этот талант: наше спасение... Христос с тобою. Димитрия Тихоновича от души обни­маю, как приятнейшаго брата. 1 января 1848 Письмо 406 О своей жизни в Бабаевской обители и другие вопросы Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] С благодарностью возвращаю Димитрию Тихоновичу планы Печоры. Должно быть - прекрасные места! Но мне, кажется, суждено большую часть жизни провести в Петер­бурге. Еслиб, по милости Божией, возвратилась хотя малей­шая часть моего здоровья и можно-б было сколько нибудь исправлять свои обязанности, то жизнь в Петербурге еще сносна. Но при постоянном лежании на постеле нужен приют, более спокойный. Здешнее местечко очень спокойно и уединенно; посетителей почти нет никаких. Воздух и воды чудные. О. Игумен с течением времени получает ко мне и особенную доверненность и особенное расположение. Бра­тии стараются один перед другим оказывать зависящия от них услуги... [...] Странное дело! Французы приобрели много драгоценных манускриптов, принадлежащих Восточной Церкви, при помощи их издали много прекрасных сочинений, относящих­ся к Церкви. При житиях помещено и извлечение из писаний отеческих. По подробности и верности изложения - книга эта драгоценна; сохраняет даже характер старинной просто­ты, с которою изложены подлинники. Призывающий на тебя, на Димитрия Тихоновича, на чад и домочадцев Твоих благословение Божие. Тебе преданнейший друг и брат Архимандрит Игнатий. 23 февраля 1848 Письмо 407 О простоте. Архиепископе Никифоре Астраханском,сценическом благочестии Петербурга, своих друзьях Два письма твои, любезнейшая сестра и друг Елизавета Александровна, - одно по почте, другое с кучером сестры А. А. при посылке, - я получил. Приношу искреннейшую благодарность... [...] Особенно утешительно будет мне приютится под Вашим кровом, посмотреть на Ваш домашний быт! Где нет искрен­ности и простоты сердечной, там нет истиннаго христианскаго чувства. Роюсь в сердце моем... хотелось бы усмотреть в нем все, что скрывается в нем сложнаго и лукаваго, чтоб выкинуть это сложное и быть только добрым. В простоте нет взора лукаваго, взора подозрительнаго, взора осуждающаго ближних! Из простоты глядит чистая добродетель! Из простоты глядит безпримесная любовь. Простота образуется в сердце человеческом учением Евангелия. От чего она ис­полнена такой высокой мудрости. Найдешь примеры и свя­той простоты и высокой мудрости в деяниях и наставлениях. Жития гораздо подробнее чем в Четьих-Минеях. Также не заботься о толковании Воскресных Евангелий: я писал, чтоб выслали их на твое имя из Петербурга. Писатель Грек - в мирском быту граф Феотока, образовавшийся в Европей­ских Университетах, потом вступивший в монашество, приглашенный в Россию и произведенный в Архиепископа Астрахани. Он стоит несравненно выше всех наших церков­ных писателей (т.е.) русских, соединяя в себе основательную ученость с духовным помазанием. Есть признаки, по кото­рым догадываются, что тело его нетленно. Сама увидишь - как превосходна его книга, и потому какое имеет духовное достоинство писатель. Ах! не хотелось бы мне ехать в шумный, интрижный Петербург, где доминирует сценичес­кое благочестие, ищущее произвести только эффект пред людьми, ищущими и довольствующимися только кратковре­менным эффектом. Сценический эффект отвергается духов­ным учением. Для эффекта достаточно быть, почти непре­менно должно быть иезуитом. Те, на которых подействовал эффект, или скоро ощущают уничтожение его, или же делаются фанатиками. Эффект, производимый актерством, в сущности есть обман, плоды его не могут быть добрыми. - Не находя во мне эффекта, Петербургские долго устраня­лись от меня. Прежде всего начал являться плод в братии, а потом некоторые угнетаемые жестокими скорбями нашли нужду в утешении не актерскими выходками, а истинным духовным учением, - и сблизились со мною. Мало-помалу мое знакомство разширилось: составился круг, в котором господствует милая, искренняя, образованная, веселая про­стота, чуждая всякой принужденности и церемонии. Если Бог приведет меня снова водвориться в Петербурге и Сергиевой пустыне, то поехав туда, ты найдешь людей, которые встретят тебя с отверзстыми объятиями... [...] Призывая на тебя и на чад твоих благословениеБожие, с чувством сердечной о Господе любви остаюсь навсегда тебе преданнейший брат 16 мая 1848 Архимандрит Игнатий. Письмо 408 Об истинной дружбе Любезнейший друг и сестра, Елизавета Александровна! Благодарю Милосерднаго Господа, сподобившаго меня по­сетить благословенный дом Ваш и насладиться в нем утешением духовным: твоим благочестием, благочестием супруга твоего и милым благочестием детей твоих. Божие благословение да осенит дом Ваш, да излиет на него все блага и да сохранит его от всякаго зла. [...] Видел Н., разсказал ей о тебе и, что, может быть, ты пребываешь сюда. Потом был разговор о дружбе, как мало в нынешнее время друзей. Тогда добрейшая Н. воскликнула: ....... Вот какия чувства заблаговременно все­ляются в душу учением Христовым. Только та дружба истинна и крепка, которую основывает и скрепляет Христос. Христос с тобою и с милейшими чадами твоими. Недостойный Архимандрит Игнатий. 9 июня 1848 Сергиева Пустынь. Письмо 409 "Бог смотрит на произволение человека"; Творения св. Отцов - стезя ко Христу; об увеличении лжеучителей, совет сестре Александре Александоровне не вступать в монастырь Любезнейший друг и Сестра! Елизавета Александровна! Письмо твое от 19-го июля я имел истинное удовольствие получить. Точно в сравнении с другими губерниями холера в Вологде действовала меньше. Здесь она свирепствовала корткое время; теперь становится тише и тише... Относительно себя скажу: чувствую себя очень слабым, но вместе изцеляющимся... [...] Бог смотрит на произволение человека. От нас зависит иметь благое произволение. Бог даст средства и силу привести благая намерения в исполнение, если Ему угодно, чтоб благое намерение человека было осуществлено самым делом. - При раздаянии же мзды принимает равную плату, и понесший всю тяготу знойнаго дня жизни земной, - и так сказать - только посмотревший в единонадесятый час на работу духовнаго виноградника. - Святые книги, составленные святыми отцами Православной Церкви, суть в наше время единственная стезя, по которой можно добраться к истинному свету - Христу. Апостол говорит, что в его время было много лжеучите­лей; что-ж сказать о нашем времени? Разве то, что в наше время число лжеучителей безконечно расплодилось, распло­дились зараженные лжеучением и сообщающие лжеучение; страшно расплодились книги, содержащия и сообщающия лжеучение. Превосходно положиться относительно судьбы своей на Бога и пребывать в добрых делах, соответствующих настоящему положению каждаго. Очень сожалею о состоянии сестры Александры Алек­сандровны. Только я не советовал бы ей никак идти в монастырь, где неминуемо должно подвергнуться своего рода неприятностям. Эти неприятности приносят большую душевную пользу, и называются монастырскими искушени­ями; но чтоб переносить их, - надо иметь и нравственные и отчасти телесные силы. Те и другая у нее отняты. Лучше жить на Маслине, если это возможно, и продолжать занятие вещественною милостию, за которую своя мзда. И по уму своему она не способна к монашеской жизни, для которой нужен ум простой, прямой. А ее ум наполнен самомышле­ниями и подозрениями! "Таковые, - сказал Св. Иоанн Лествичник, - ниже след безмолвия да видят", потому что они легко могут при созерцательной жизни впасть в умствен­ное заблуждение, тягчайшее для всех. Таковые да спасаются в обществе людей вещественными добрыми делами... Благословение Божие да почивает над Вами. Потрудись передать Анне Андреевне мой усердный поклон и мое недостойное благословение. Душой Вам преданный брат Архимандрит Игнатий. 29 июля 1848 Письмо 410 О затрапезной молитве [...] ...Прекрасно оканчивается одна из монастырских затра­пезных молитв: "Да всегда всякое довольство имуще, преизобилуем во всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем" [...] О своем и душевном состоянии - Письма к родным и друзьям - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 411 О своем и душевном состоянии Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! От всей души поздравляю Тебя и добрейшаго Димитрия Тихоновича с наступившим Новым Годом, который желаю Вам препроводить в совершенном здравии и благополучии... Здоровье мое значительно и быстро поправляется: чув­ствую особенное укрепление сил и свежесть. Теплая комна­та, которая была прежде для меня совершенною необходимостию, теперь невыносима: и тело и дыхание жаждут свежаго, прохладнаго воздуха. Впрочем я - еще не выле­чившийся, а только выздоравливающий... А отличительным признаком состояния душевнаго явля­ется то, что мне донельзя опротивела жизнь в шумной Сергиевой Пустыне, на этом аристократическом кладбище. В Бабаевском монастыре я сделался очень весел; а здесь это состояние беззаботливое и легкое оставило мою душу: я перешел к состоянию осторожности, которого требует здешнее место, подверженное безчисленным и вовсе неожиданным интригам. Напечатание Иосифа очень мнется и едва-ли состоится: потому что цензор, к которому попалась эта статья очень не сведущь в литературе и хочет изменить слог прибавкою множества слов, самых безобразных; а я не соглашаюсь на такое изменение. Не знаю смогу-ли при помощи других литераторов уломать цензора, в противном случае "повесть" не может быть напечатана. Затем - желаю Вам всех истинных благ, призываю на Вас благословение Божие и остаюсь навсегда Ваш преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 3 января 1849 Письмо 412 О преданности воле Божией Любезный Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] При таком слабом здоровье жить-бы не в Сергиевой Пустыни, а в каком-нибудь более уединенном, спокойном и здоровом месте. Но надо жить там и тут, где и как приводит Промысл Божий, непостижимый для ума человеческаго, - жить, предаваясь воле Божией и благодаря Бога за безчисленные Его благодеяния, на нас изливаемые. [...] Может быть Бог даст возможность, при занятии должностию, приготовить себе приют, более спокойный, чем Бабаевский монастырь. Говорят святые Отцы, что к безмолвию должно приготовить себя перенесением безчестий. Этих безчестий испил я полную чашу по приезде сюда: многие, в числе их давния мои знакомые, требовали, чтоб по приезде моем я начал немедленно служить, принимать всех! а со мною сделались необыкновенные пароксизмы, при которых испа­рина лила рекою и я был в состоянии только лежать. Злоба была так сильна, что постарались обвинить меня пред Высочайшею Фамилиею; но они, зная, что я пред ними был много раз оклеветан напрасно, не обратили на новые клеветы внимания, а были столько милостивы, что выслушали мое объяснение. Этому недолжно удивляться; каждый, желаю­щий спастись, подвергается разнообразным искушениям - и блажен он, если за скорби свои благодарит Бога. Признак призвания Божия во спасение - скорби. Кого Бог возлюбит и захочет сделать Своим, тому посылает скорби, того умерщвляет к любви мира скорбями. Так смотри на Твои скорби, на твою продолжительную болезненность. Господь да дарует тебе терпение. Димитрия Тихоновича братски обнимаю, милейших Петю и Софию целую. Тебе преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 22 февраля 1849 Письмо 413 О жизненных трудностях [...] ...Для иноческой жизни нужен мир, а с отъявленными мошенниками иначе невозможно сохранить мира как бег­ством от них, как удалением от должности, в которую они вмешиваются лукаво и злонамеренно и искажают дело, представляя исказителем подчиненнаго им и ненавидимаго ими действователя. [...] ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (Брянчанинова) Письмо 414 О своем здоровье, трудностиях духовной жизни в Сергиевой Пустыни и о написании книги "Последование Христу". Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Лекарств никаких не принимаю, а пользуюсь изредка теплыми ваннами в 27 градусов. Не знаю буду-ли принимать холодные ванны. Полагаем, т.е. я и мой доктор, дождаться окончательного разрешения болезни, и уже после него, если дарует его Бог, приняться за укрепляющие средства, и преимущественно за холодные ванны. [...] Очень справедливо Ты говоришь, что желала бы меня опять видеть в каком-либо пустынном месте, подобном Бабаевскому монастырю. Здешняя суета тяготит меня безмерно, отнимает все время, попирает все духовные размышления и ощущения, только-что еще они явятся. Но надо потерпеть; в настоящих обстоятельствах новая попытка на удаление из Сергиевой Пустыни невозможна. Я, когда просился на покой в Бабаевский монастырь, то не знал, что вся моя болезнь заключается в простуде... Узнав болезнь свою, я буду искать удаления конечно в теплый климат - в Киев, например. Теперь моя жизнь в здешних местах совершенно безполезна, а в хорошем климате поукрепясь я мог бы написать много полезнаго для ближних. Занимаюсь ныне составлением книги "Последование Христу" в противоположность книге, написанной в недрах Западной Церкви и сперва осужденной этой Церковью - в противоположность книге "Подражание Христу". Этот труд шел в Бабайках очень споро: но здешняя рассеянность совершенно противоположна занятию, состоящем в подробном разсматривании глубоких и тонких ощущений и помышлений человеческих. Моим временем распоряжаются болезнь и рассеянность и вполне отнимают его у занятий полезных. [...] За тем - призывая на Тебя, на почтеннейшего Димитрия Тихоновича и на милых детей Твоих благословение Божие, остаюсь навсегда Преданнейшим тебе братом и другом Архимандрит Игнатий. 27 июня 1849 Письмо 415 О благотворительности столичных и провинциальных жителей [...] ...Здешние Петербургские так делают добро, по крайней мере очень часто: увидев нагаго, сжаливаются, и, чтоб покaрыть его, снимают последнее платье с другого бедняка, не заботясь о том, что он подобно первому останется нагим; доброе стремление их сердца удовлетворено, они совершили добродетель. ...В провинциях делают добро проще: делятся своим, а не чужим, и не прибегают к аферам для добродетели. [...] Пасхальное пожелание, о уменьшении количества священниковна приходах и совет, как вести себя благонамеренному человеку - Письма к родным и друзьям - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 416 Пасхальное пожелание, о уменьшении количествасвященников на приходах и совет, как вести себя благонамеренному человеку Воистину Воскресе Христос! Любезнейший Друг и Сестра Елизавета Александровна! Милейшее письмо твое я получил и сердечно благодарю за поздравление с Великим Праздником Праздников - Воскресением Христовым, от души желая, чтоб воскресший Христос совоскресил душу твою в ощущение будущаго духовнаго блаженства, что даруется верующим слову Хри­стову и последующим этому слову наружным и внутренним поведением своим, отвергая слово, учение и требование преходящего мира.[...] Относительно обстоятельств, которые ты видела в Пошехонском уезде, в одном из тамошних приходов, то это почти общее бедствие России; количество священников так уменьшено, что они не имеют возможности исполнять треб, и часто треб самонужнейших. Недавно были у меня помещики с берегов Волги и сказывали, что их приход растянут по Волге и впадающим в нее речкам на двенадцать верст; в обыкновенное время священнику очень трудно исправлять требы, а в разлитие вод, продолжающееся у них очень долго, это исправление делается вовсе невозможным. Религия крестьян, так сильно опирающаяся на исполнение треб, не только существенных необходимых всем христианам, но даже и обрядовых, должна сильно поколебаться. Прежде я говаривал об этих предметах тем, у кого они в руках, с желанием общаго блага; но увидев, что это принимают с дурной стороны и отвечают мщением и подлыми интригами, я замолчал, вспомня слова Христа Спасителя: "Не мещите бисер ваших, да не како поперут их ногами и вращися расторгнут вы". Смысля­щих отлично интригу - очень много; а понимающих дело очень мало. Выслуживающихся очень много; а служащих очень мало. Благонамеренному человеку должно ограничи­ваться добрыми делами в том круге, в который Промысл Божий поставил его, и который указывают ему обязанности его; но никак не вмешиваться с советом своим, особливо с замечанием, приводящим в движение чей-либо эгоизм, как бы этот совет и это замечание ни были верны и благонамеренны. Прими на себя труд поздравить от меня с великим Праздником почтеннейшаго Димитрия Тихоновича. Обни­маю милых детей твоих и желая тебе всех истинных благ остаюсь навсегда Тебе преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 25 апреля 1851 Письмо 417 Отзыв о митрополите Московском Филарете Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! Получив твое письмо из Москвы от 13-го февраля,я немедленно написал к Митрополиту и благодарил его за милостивое внимание к тебе и ко мне. Точно, он искренно любит меня, и, судя по наружности, я много потерял, будучи лишен его покровительства; но, судя духовно, нельзя не признать тут действовавшего Промысла Божия, даровавшаго мне совершить мое земное странствование по пути тернистому, а не по пути тленных преуспеяний, почти всегда очень вредных для души. Вот образ мыслей успокаивающий сердце верою в Бога, действующаго превыше самых мудрых соображений человеческих. Умен Филарет, умен как день но и он устранен Промыслом Божиим от дел земли, чтоб быть вернее сохраненным для дел Неба. Дела и преуспеяния земные вводят в гордость, для отвращения от которой сам Апостол Павел нуждался в попущениях и скорбях. Желая Тебе, почтеннейшему Димитрию Тихоновичу и милым деточкам всех истинных благ, остаюсь навсегда Тебе преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 19 февряля 1853 Письмо 418 О жизни уединенной и шумной, свое желание уединеннойжизни Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! Сердечно благодарю тебя за добрейшее письмо твое, а равным образом поздравляю всех Вас с великим Празд­ником Воскресения Христова. Поверь: твоя тихая жизнь в уединении блаженнее шумной и светлой жизни многих в столице. Твоя жизнь полна, а их - пуста. Множество развлечения рождает множество грехов по причине множества встречающихся случаев ко греху; от таких встреч огражден уединенный. Не даром один Великий Отец сказал: "Начало зла - рассеянность"? Как бы и мне желалось, при преклонных моих летах и слабости здоровья, приютиться в какое -либо уединенное, неизвестное миру, место. Но до сих пор не вижу к этому никаких средств. Буди воля Бога моего, Который знает что мне полезно. [...] Призывая на всех Вас благословение Божие, с чувствами искреннешей Преданности остаюсь тебя душевно любящий брат Архимандрит Игнатий 29 апреля 1853 Письмо 419 О благодушии в скорбях Господь кого любит, наказует с милованием: поэтому в скорбях надо благодушествовать, возлагая судьбу свою на волю Божию. Слабость есть обыкновенное последствие гомеопатических лекарств, следовательно ей не должно удивляться. [...] Утешение в скорби - вера в Бога - Письма к родным и друзьям - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 420 Утешение в скорби - вера в Бога Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! Письмо твое получил, и отвечаю на твой скорбный голос из моих скорбей. Человек немощен, и невозможно ему постоянно пребывать в великодушии; по временам нападает на человека и малодушие. Тягость, производимая малодуши­ем, заставляет искать утешения, которое заключается в вере в Бога и в предании себя Его Святой Воле. Вера снова вводит в дом душевное терпение и великодушие: та-же скорбь, которая казалась невыносимою, уже кажется весьма удобоносимою.[...] Церковь наша приходит к окончанию, и возбуждает похвалу всего Петербурга, Точно: она оригинальна, вся в образах и в золоте, и необыкновенно удобна для Богослу­жения. [...] Призывающий на тебя и твое семейство благословение Божие 15 октября 1857 Архимандрит Игнатий. Письмо 421 О своей болезненности, смирении и подвиге Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] [...] Монастырь наш шумен; но нечего делать: живешь не так и не там, как и где бы хотелось, а где и как приводит непостижимый Промысл Божий. Преданность воле Божией и благодарение Бога за все случающееся услаждают всякое положение и научают извлекать из него душевную пользу. Смирение почти рядом идет с подвигом, т.е. оно доставляет почти тот-же успех, каковой доставляется подвигом. Смире­ние и одно, само по себе, полезно; а подвиг без смирения не только не приносит никакого плода, - напротив того приносит вред, вводя в высокое о себе мнение и в осуждение ближних. Смирение состоит в том, между прочим, чтоб признавать себя достойным того положения, в котором мы находимся, и недостаточным положения лучшаго и высшаго, даже и в духовном отношении, и покорно предавать себя воле Божией. Таковое настроение мыслей свидетельствуется в его истине миром, приносимым сердцу, и наставляет человека на ; путь живота вечнаго. В наше время Бог дарует спасение ; более при посредстве смирения, нежели подвига: ныне при умножившихся немощах подвиг особенно опасен, как сильно , наветуемый осуждением, притом требующий опытнаго руководителя; а смирение - всегда непадательно. Самые немощи и грехи, когда мы сознаемся в них и раскаяваемся, способствуют к смирению. Таким образом в всесильной деснице премудраго Бога самое зло споспешествует благому намерением неблагим, по выражению некоторого великаго Отца.[...] Благословение Божие да почиет над тобою и над всем домом твоим. Тебе преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 20 октября 1857 Письмо 422 О прибытии в Ставрополь и естественности своегоудаления из Петербурга Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! Письмо твое от 4-го декабря, адресованное в Ставро­поль, я получил, прибыв в этот город 4-го января, после путешествия по слабости моей очень труднаго. Несмотря на это, по мере удаления моего из Петербурга, где я совершено уничтожался, начал чувствовать себя лучше и лучше. Но для ощущения перемены, в её сущности, нужно отдохнуть; а я, чрез час по приезде начал слушать Всенощное. 5-го служил обедню; 6-го также, и выходил на водоосвящение; 7-го также служу по причине табельнаго дня. Принят я очень радушно; место так понравилось, что я красивее его не видел; ключевые воды превосходные, каких я давно-давно не пивал. Город на огромной горе, и весь в садах. Из горы кипят во множестве ключевые воды. Из Петербурга я выехал, как спадывает с дерева тот плод, который уже не может заимствовать с него соков. Мое удаление было такое естественное, логическое. Здесь должно быть для меня спокойнее, а главное труд питательный для души - назиданье ближних; также почти уверен, что мое здоровье, хотя далеко не вполне, но очень поправится. Присем присылаю оттиск моей речи, напечатанои по приказанию Митрополита Григория. Очень благодарен Димитрию Тихо-новичу за его благия пожелания; благодарю и Петю и Соню за воспоминание их о мне. Благословение Божие да почиет над Вами. 6 января 1858 Недостойный Епископ Игнатий.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar