- 276 Просмотров
- Обсудить
Письмо 338 Приглашение приехать в обитель Дражайший Александр Александрович! Услышав о случающихся с Вами припадках, я этим очень потревожился. Прошу Вас по дружбе Вашей ко мне пожаловать в монастырь часам к 9-ти. Вытребуем нашего доктора, и если Вам нужно пустить кровь, то он пустит Вам. Я не встречал ни доктора, ни фельдшера, который бы пускал кровь с такою отчетливостию, как Б. Послушайтесь меня грешнаго: уповаю, что Вы не будете раскаяваться в послушании Вашем. 26 ноября 1844 Письмо 339 Наставление больному - духовные плоды при терпеливомперенесении страданий; слезы утешения Что Вам сказать о тех страданиях, которым подвергает Вас врачебная необходимость? Не отказывайтесь от этих страданий! Они могут быть вознаграждены приятностию выздоровления. Кроме этой пользы есть в них еще другая польза, несравненно важнейшая: это обновление души Вашей. Вы можете сделаться способною благодарить Бога и приблизиться к Нему. Для этого нет другого средства, кроме креста, то есть, великодушного терпения всех страданий, ниспосылаемых Промыслом. Свергающие с себя крест делаются непотребными для Бога. Сила Божия может Вас подкрепить вполне, несмотря на Вашу юность. Воодушевляемые этою силою могут победить всякий страх, всякое мучение. Когда мысль Ваша делается тиха, и какая-тоспокойная печаль, подобно дождевой туче, найдет на душу Вашу, - потом в Вас сделается ясно и радостно, то знайте, что это есть действие душевнаго плача, который в Вас появился за Ваши страдания и за то, что в них стараетесь прибегать к Богу. Будьте внимательны и благоговейны, потому что духовные ощущения тонки и уходят от невнимательных и неблагоговейных. Если будете внимательны, то тучи от времени до времени будут делаться гуще, наконец разразятся и произведут слезы, каковыми Вы не плакивали. Наслаждение этими слезами будет величайшим утешением и подкреплением в Вашей болезни. В Вас завеет тишина и спокойствие чудные! Но пребудьте верною Богу. Аминь. Письмо 340 Об оскудении духовнаго знания Милостивый Государь, Александр Александрович с супругою и со всем Богоспасаемым семейством Вашим! Благословение Божие да почиет над Вами. Очень часто вспоминаю о Вас с любовию сердечною о Господе. Особеннаго больше мне сказать Вам нечего: по милости Божией путь спасения Вам известен с довольною подробностию. А еще поживете в заповедях Господних, еще более узнаете. Проехал я довольно пространства, видел людейнабожных посреди мира и в монастырях. Эти люди ныне крайне редки и то с весьма малым знанием, а иные со смешанными понятиями, а оттого, что в мед подливают деготь, т.е. читают святых Отцов Православной Церкви, да не оставляют и поддельных святых темнаго Запада. И сбывается русская пословица: бочка меду, да ложка дегтю. Все и выкидывай вон! Оскудело истинное духовное знание и духовные наставники. Нечто иные понимают не хуже нашего брата, - да учение их какое-то непросветительное, все кругом ходят, а в двери не попадают, - словно в жмурки играют. [...] Просящий Ваших молитв нед[остойный] Архимандрит Игнатий. 24 сентября 1847 Николо-Бабаевский монастырь Скорби врачуют душу, приближают к Богу - Письма к мирянам - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письма к мирянам Письмо 341 Скорби врачуют душу, приближают к Богу Кого Господь возлюбит и кого восхощет избрать для блаженной вечности, тому посылает непрестанные скорби, в особенности, когда душа, избираемая, заражена миролюбием. Действие, производимое скорбями, подобно действию, производимому ядом. Как тело, принявшее яд, умирает от естественной ему жизни, так и душа, вкушающая скорби, умирает для мира, для плотской жизни, родившейся из падения и составляющей истинную смерть. Посему кто отказывается от скорбей, тот отказывается от спасения: ибо Сам Господь сказал, что "неидущие за Ним с крестом своим не достойны Его" , что "желающий спасти душу свою в веке сем погубит ее для вечности" . Слова Христовы непреложны и всячески сбудутся, почему и должно распинаться по слову Его, или яснее, на кресте словес Его, хотя плоть и вопиет против распятия. Для благодушнаго и мужественнаго перенесения скобрей должно иметь веру, т.е. веровать, что всякая скорбь приходит к нам не без попущения Божия. Если влас главы нашей не падает без воли Отца Небеснаго, тем более без воли Его не может случиться с нами что-либо важнейшее, нежели падение с головы волоса. Далее - рождается в скорбях благодушие, когда мы предадимся воле Божией и просим, чтоб она всегда над нами совершалась. Также в скорбях утешает благодарение, когда благодарим за все случающееся с нами. Напротив того, ропот, жалобы, расположение плотское, т.е. по стихиям мира, только умножают скорбь и соделывают ее нестерпимою. Святый Исаак сказал, что "тот больной, который при операции сопротивляется оператору, умножает только свое мучение", почему, покоримся Богу не одним словом, но и мыслию, и сердцем, и делами. Презрим мир и мнение его, потому что Спаситель говорит нам: "Кто постыдится словес Моих в сем роде грешном и прелюбодейном, того и Аэ постыжусь пред Отцем Моим и Ангелами Его" . От угождения миру теряется дерзновение к Богу, а от презрения к миру делается христианин Богу свой и со многим дерзновением обращается к дому Его, веруя слову Его, как Слову Божию, а не с двоедушием, от которого ослабляется действие Слова Божия за неверие, сопряженное с двоедушием. Уснувшие сном уныния - восстаньте! Расслабившиесебя двоедушием укрепите себя верою! Смягчите ожесточенные сердца Ваши усердною молитвою и слезами. Приступите к Господу со смирением, и вместится в Вас Слово Его, и благодать Его, и воскресит мертвые души Ваши! Если слово судится и осуждается, то оно остается без пользы; если же примется со смирением, то хотя наружность его жестка, но плод - духовное утешение, рождающееся от познания и приятия Истины, в которой спасение. Письмо 342 О спасении погибающих Святые Отцы сказали: "Когда видишь утопающаго, простри к нему конец жезла твоего и сделай все, что можешь для его спасения; но руки твоей не давай ему, чтоб он не увлек тебя с собою в пропасть". Бог да дарует Вам мудрость поступить по сему совету. Приступающий к Богу должен приступать с верою в Его всемогущество, а не с двоедушием и тогда получит помощь свыше. Зло, желая удержать человека в оковах, всегда его стращает: угроз этих бояться не должно: сильный Бог избавит приступающих к Нему от всех нападений греха. [...] О преданности Богу - Письма к мирянам - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 343 О преданности Богу [...] Мир имейте в мыслях и сердце; отгоняйте смущение благодушием. Говорите себе, когда разные помыслы начнут Вас смущать: "Предаюсь Богу со всеми немощами моими и обстоятельствами моими. Пусть Он творит надо мною Свою святую волю". Промысл Божий устроил так, что народ Его при исшествии из Египта получил мзду свою за работы, произведенные в Египте. Поехали Вы в Ревель для пользования Л-и и Ал-ны и будьте мирны; исполняйте с тщательностию то, за чем поехали и храните душу Вашу, которую Вы должны соблюсти на суд Христов. Когда не можете сохраниться от шумнаго общества, то старайтесь сохраниться от многословия и излишних шуток, а когда и от сего не сохранитесь, то умывайтесь в покаянии. Храните в себе мир. Знайте, что если в Вас смущение, то это знак, что закралась к Вам какая-либо фальшивая мысль. В Вас, как и во мне, нет веры, нет смирения! Предаваясь воле Божией, Вы будете входить в то и другое и будете обретать в сердце мир. Мир Вам! Мир С. П. и Л. и А. Мир всем и мне грешному Аминь. 15 июня 1844 Письмо 344 О Евангелии, напечатанном на душе Наконец получил я от тебя, истинный о Господе друг мой, письмо по мысли моей, по сердцу! Когда прочитал я его, то услышались мне слова Св. Апостола Павла: "Нест Скиф и варвар. Иудей и Еллин, мужеск пол и женск, но нова тварь о Христе Иисусе" . Спаси тебя, Господи, за то, что ты меня утешила, дала увидать Евангелие, напечатанное на душе, а не на бумаге. Пойми всю простоту сию, и всю глубину сию, и всю широту сию, и всю высоту сию. Да даст тебе Бог разум обо всем. "Хотяй "спасти душу свою да погубит" ю", и когда погубит ее, тогда узрит ее приобретенною. Погубляй до конца: ибо вера выше разума. Разум истязует; вера - в Боге. Христос с тобою и твоими. Грешник Игнатий. Письмо 345 Просьба записать видение Г. И-ой для назидания других Примите от меня грешнаго послушание. Потрудитесь устроить, чтоб составлено было описание видения Г.Ильинской со всею подробностию, пиша в пол-листа, чтоб мне можно было поправить. Данное Богом знамение не должно оставлять без внимания; ибо оно и дано было для того, чтоб мы, хладные и маловерные, обратили внимание от прелестей мира к спасению душ наших, пропадающих от нашего нерадения. Дерзаем же разсуждать и следующее; поелику душа эта приняла истязание от духов нечистых, будучи еще в теле, то спасение её не подлежит сомнению. Ваш преданнейший Архимандрит Игнатий. Письмо 346 О преданности воле Божией Не волнуйтесь, но в спокойствии духа предавайтесь воле Божией. Бог ведает, что творит и все, что ни творит, творит по великой благости Своей, по премудрейшим и неисследимым судьбам Своим. Говорите чаще себе: "Буди воля Божия". В сию успокоительную и священную мысль да погружается ум Ваш и сердце. Да удовлетворяются они ею. Бог Вас да благословит и да даст Вам разум истины и покорность Его святой воле, отчего прозябает мир душевный. Ваш преданнейший о Господе Архимандрит Игнатий. 1846 Письмо 347 Скорби - знак избранничества Божия Приношу искреннейшую благодарность за воспоминание Ваше обо мне и призываю на Вас и семейство Ваше благословение Божие. Скорби Ваши - знамение избрания Божия. Да будет благословенна милость Божия, печатлеющая Вас печатью избрания. Каждый вздох страждущих о Господе слышится на небе и вписывается в книгу Божию для сторичнаго воздаяния. Благодать Божия да покроет святую Обитель, при которой Вы приютились, да покроет Ваше семейство, да покроет всех и вся. Ваш покорнейший слуга Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. 17 января 1858 Письмо 348 Бог - руководитель к блаженной вечности [...] Благословение Божие да почиет над Вами и над домом Вашим. Он да руководит Вас к блаженной вечности. Все мы преисполнены немощей; но того из нас, который хочет благоугодить Господу, Господь врачует от немощей законом Своим и судьбами Своими. Все, что слышу о Сергиевой пустыне, очень утешает меня. В назначении о. Игнатия настоятелем этой обители вижу милость Божию к Обители и ко мне. Надеюсь, что и на будущее время Господь не оставит всех нас Своею Милостию. И паки призываю на Вас благословение Божие, с чувствами искреннейшаго уважения и преданности м. ч. б. В[ашим] п[окорным] слугою Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. Письмо 349 Благая часть Приношу Вам искреннейшую благодарность за воспоминание Ваше обо мне! Поздравляю Вас и все благочестивое семейство Ваше с наступающим Новым годом, сердечно желаю Вам протекать поприще его под сению милости Божией. Блаженны те, которые вдали от мирскаго шума и житейских попечений, могут посвящать все свое время на служение Богу, на приготовление себя к вечности. Господь назвал такое положение человека благою частию. Эта благая часть да не отъемлется от Вас во вся дни земного жития Вашего! Да пребудет она постоянным достоянием Вашим и верным залогом вечной радости. Призывая на Вас и семейство Ваше благословение Божие и проч. 24 января 1861 Письмо 350 О надежде на Бога. - О своем здоровье и Иверском храме Подвижникам, занимающимся умственным подвигом, попускаются преимущественно пред телесными подвигами болезни и другия скорби; от действия их подвижник по необходимости должен возлагать надежду на Бога. От усиления надежды на Бога слабеет самонадеянность; с уменьшением самонадеянности уменьшается самомнение. С ослаблением этих недугов начинает зарождаться в душе истинное смирение, на котором основаны правильность и прочность всякаго подвига. Это сказано в утешение тебе в постигшей тебя болезни. Будем предаваться воле Божией и делать сами то, что зависит от нас. [...] 15-го мая кончил я употребление (хренового)сиропа, и до сих пор он действует сильно против худосочия, производя во мне ту же неимоверную слабость, какую производил прошедшаго лета, и которая тогда значительно миновалась с прекращением действия сиропа. Церковь наша выходит необыкновенно хорошею, далеко лучшею, нежели какова она на чертеже, так что рука Божия выказывается в этом деле со всею очевидностию. Призывающий на тебя обильное благословение Божие тебе преданнейший слуга и родственник. Епископ Игнатий. 22 июня 1866 Письмо 351 О спасении Милостивая Государыня, Н. В. Благословение Божие да почиет над Вами и над чадами Вашими. Во всяком деле начальное условие успеха есть правильный взгляд на дело; так и в деле спасения, для получения желаемаго спасения необходим правильный взгляд на себя и на спасение. По причине повреждения грехом нашей природы в нас смешано добро со злом и сердечная земля наша не престает производить зло, а и добру не дает произрастать одному, цельному, но всегда с примесью зла. Этот процесс нам естествен не потому, чтоб мы так были сотворены, но потому, что мы произвольно впустили в свое естество яд греха, который уже не можем отделить от своего естества собственными усилиями. Это отделение совершает нам Искупитель, ища от нас и собственных наших усилий к истреблению в себе зла, как деятельных доказательств в истинном приятии спасения, даруемаго Богом туне. Итак, не должно унывать; видя возникающее в себе разнообразное зло, должно постоянно противиться ему и исторгать его из себя. Труд и подвиг пожизненные! В свое время, когда мало-по-малу начнет изнемогать зло, начнет являться и мир душевный, признак здравия души. Но полнаго мира в стране брани и борений нет. Он то является, то опять скрывается: место постояннаго мира на небе и в вечности. Все это нужно знать, чтоб не требовать от себя того, что нам не естественно, и опять для того, чтоб не унывать в пожизненном подвиге, борясь мужественно со злом, восстающим против нас и внутри и извне нас. Когда таким подвигом мы докажем верность нашу Богу, то дар благодати Божией - спасение, таинственно вложенный в нас крещением и заключающийся в соединении естества человеческаго с Божиим естеством и в исцелении перваго от прикосновения ко второму, начнет яснее обнаруживать свое присутствие в нас, доставляя нам более решительную победу над злом, производя в нас глубокий мир и утешая надеждою блаженной вечности. Желаю Вам правильно подвизаться под руководством Слова Божия и увенчаться венцом спасения по неизреченной милости Божией. С чувствами совершеннаго почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашим п[окорным] с[лугою] Епископ Игнатий. 17 февраля 1862 Письмо 352 О предании воле Божией. О самоуглублении Необходима преданность воле Божией в самых попущениях Божиих. Очевидно, что христианство - этот таинственный духовный дар Божий человекам - удаляется неприметным образом (для невнимающих своему спасению) из общества человеческаго пренебрегшаго этим даром. Надо увидеть это, чтоб не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев это, надо отвратить взоры от грустнаго зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись. 26 мая 1864 Письмо 353 О должном отношении ко лжи Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому представлено их руководство и спасение. Но это - попущение Божие. Сущие во Иудеи да бежат в горы. 25 мая 1865 Письмо 354 О лжи 5 февраля день моего рождения. В этот день сделан мне подарок, неизъяснимо приятный. В этот день напечатана в "Московском Вестнике" статья, в которой в основную мысль поставлено, что ложь может иметь только минутные торжества, что ложью ничего нельзя взять прочно, что она не усиливает, а ослабляет и роняет дело, которому служит. Это великая, величайшей важности истина! Ее надо начертать золотыми буквами! Ее надо знать и знать всякому, кто хочет правильно управлять собою, в особенности кто хочет правильно управлять людьми и общественными делами. Чтож оказывается? В "Аскетических Опытах" эта мысль развивается в статье "Разговор об Иисусовой молитве" (стр. 121), в начале статьи о монастыре (стр. 437) и во многих других местах. Отчего случается иногда, что люди становятся в фальшивое положение и действуют во вред себе и всем? От принятия и усвоения ложных мыслей и понятий, от действия из области человекоубийственной лжи. Вся история человечества доказывает это поразительнейшими фактами. О, когда бы у нас в России развилось величественное и благотворное для временного и вечнаго быта человеков правильное понятие о святой Истине! когда бы вся деятельность и частная и общественная потекли из этого Божествен-наго источника! Ложь не усиливает, а роняет дело, которому она служит! Как верно! Особливо это верно выказывается в делах религии. Между прочим, доказательством этому служит недавно вышедшая в Москве книжка 26 московских лжепророков. Книжка публикована в журнале "Странник" и в книжке наведена тень на святость лица неназваннаго, но мною угадываемаго. Ход дел таков, что обличение в больших размерах неминуемо. 15 февраля 1865 Письмо 355 О промысле Божественном В религиозном отношении наше время - очень трудно: разнообразное отступничество от православной веры приняло обширный размер и начало действовать с необыкновенною энергиею и свободою. Это предсказано Словом Божиим и, даже у нас, совершается давно. Над судьбами мира и каждаго человека неусыпно бдит Промысл всемогущаго Бога, - и все совершающееся совершается или по воле или по попущении Божиим. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Господа, чтоб Он сохранил нас в верности Православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, источнику истинной жизни и спасения. Спасение человеков есть дар Божий человекам, отнюдь не собственное их изобретение и приобретение: и потому оно не может иначе выработаться, как под водительством Бога, - Его милостию и благодатию. Эта милость Божия избавила тебя от видений, оставив при душеполезнейшем, безопасном видении; при видении грехов своих. Милость Божия свидетельствуется успокоением сердца. Письмо 356 О добрых делах Все добрые дела наветуются скорбями, между тем Св. Писание говорит, что начавший доброе дело да совершит его. В наше время распространению учения св. Отцов особливо противодействуют отверженные духи, влагая разные помышления плотскаго мудрования и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием. Почему я полагал бы, что Вам надо придержаться с твердостию принятаго Вами благого намерения, а приходящия помышления и внушения людския принять за знак того, что дело Ваше приятно Богу и полезно христианству, потому именно, что против таких дел воздвигаются всегда препятствия и скорби, по мнению св. Отцов. Препятствиями свидетельствуются такия дела. Напротив того дела, совершаемые в духе мира сего, во вред и в осуждение души своей и душ ближних текут как по маслу. Вам всего ближе видеть это: Вы видите, как быстро распространяются книги, губящия и веру и нравственность, какия расходы делаются на напечатание их, с каким усердием одни стараются распространить их, а другие покупают. Как вы думаете, каково это пред взорами Бога? И чего должно ожидать за это на суде Божием?.. Неверующие кричат, что нет Бога, нет и суда Божия. Из-за такого крика, которым разврат усиливается заглушить представления совести, Бог не перестал существовать. Он есть, непременно воздает каждому человеку по делам его. Самое отступничество предсказано со всею ясностию Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании. Сими строками я исполнил долг мой пред Вами и предо мною; впрочем Бог предоставил каждому человеку во время его земной жизни на произвол делать добро, или не делать его. Вы сами видите: какая ныне нужда в учении св. Отцов для христианского общества, обуреваемаго разными нечестивыми учениями. Сделав свое дело, т.е. отдав Вам безвозмездно для напечатания мой двадцатилетний труд, я в остальном полагаюсь на волю Божию и желаю пребывать в мире душевном, на основании покорности воле Божией. 25 октября 1864 Письмо 357 Земная жизнь - школа вечности Милостивейший Государь, Дмитрий Алексеевич! За посещение Ваше в Ставрополе не могу заплатить личным приходом к Вам. Прихожу моею книгою. Примите ее с любовию, и в минуты свободы заглядывайте в нее. Эта книга - книга самовоззрения. Книга возвещает христианство не извне - из изследования человеком самаго себя. Все земные положения срочны. Земная жизньнаша - школа, в которой мы должны приготовиться к вечности. Неупражнение во всякой науке служит причиною незнания ея, и близкая к нам вечность становится в бесконечную даль, облекается в глубокий мрак для тех, которые не рассматривают ее. В изучении всякой науки требуется, чтоб изучение было правильным: без этого приходим к пустым или ложным результатам: точно так и в изучении христианства необходима правильность; без нея человек непременно уклонится в многообразное заблуждение, там, где господство истины, нет места для запечатленных ложью. Желая Вам благ временных, еще более благ вечных. С чувствами совершеннаго почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Высокопревосходительства. Краткая характеристика направления Отцов ВосточнойЦеркви и западных писателей - Письма к мирянам - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письма к мирянам Письмо 358 Краткая характеристика направления Отцов ВосточнойЦеркви и западных писателей; земная жизнь - преддверие вечности Милостивейший Государь, Князь Александр Михайлович! Когда Вы были посланником в Виртемберге, а я был настоятелем в Сергиевой пустыне, тогда после кончины супруги Вашей, Вы посетили упомянутую мною обитель и удостоили посещения Вашего мои келии. Имел я честь принимать Ваше Сиятельство на балконе. Речь зашла о сочинении Фомы Кемпийскаго: я сказал Вам мое мнение о его книге "Подражание". Но клеть душевная - глубины неизмеримой! Свидание было слишком кратко, - мнение мое, основанное на долговременном изучении Отцов Православной Церкви, не могло быть изложено с удовлетворительностию. Недостаток сказанного мною восполняю представлением Вам книги "Аскетические Опыты". В них Вы прочитаете учение наших Отцов о внутреннем духовном подвиге. Это учение отличается от учения западнаго тем, что Отцы ведут читателя своего к покаянию и плачу о себе, а западный писатель ведет к наслаждению и довольству собою. Всякое земное положение преходит; незаметно приближается и приближается человек к вратам вечности. Если истинная любовь желает ближнему истинных благ, то это желание необходимо отнести к благам вечным. Примите от меня такое желание! Взглянув в книгу, Вы встретите на каждой странице её это желание высказанным без лести падшему человеку. С чувствами совершеннаго почтения и преданности имею честь быть Вашего Сиятельства... *Замечания Еп. Игнатия на поведание архимандритаМакария, бывшаго ректора Тверской Семинарии, ныне цензора, что духи злые ему сказывали, что несметное число злых духов выпущено для борьбы против Церкви православной, в единении с папизмом и магометантизмом.* Нет сомнения, что действие духов - усиленное.Но поведаниям их верить невозможно: если они скажут иногда и истину, то для того, чтобы тем вернее нанести вред. В настоящее время главный труд их заключается в том, чтоб уронить все истинные идеи о Боге и о всем Божественном и возвеличить идеи о человеке в падшем естестве его, - тем приготовить возвеличение того человека, который превозносится паче Бога по предречению св. Ап. Павла. Та же идея, которая сгубила человеков в раю! только она теперь развивается обширнее. Какой папизм! Какое магометанство! Это - только маскировка; это - частные действия. Папа, Магомет служат предызображением антихриста; самый близкий его образ - Гришка Отрепьев. Письмо 359 Счастье и его условие Любезнейший Стефан Иванович! Письмо Ваше меня необыкновенно обрадовало. Слава Богу, что Вы переселились из Грузии в Киев, - мне это подает надежду, что по времени Вы совершите и другое переселение, т.е. из Киева в Петербург, из которого удобно можете побывать у старого, еще Вами не забытого друга. Но каким Вы его найдете! Не таким как прежде; не исполненнаго живости, но изможденнаго болезнями и трудами, кои сами по себе хотя и были малы, но относительно моих сил велики. При всем том благодарю Господа - я довольно счастлив, весьма счастлив, не по грехам моим счастлив. Первое же условие сего есть то, что я Христианин и монах, хотя и недостаточный. Во-вторых, есть кругом меня люди, на коих могу взглянуть с искреннейшею любовию. Пустыня наша при море - и чувственном и житейском.Гляжу на то и на другое и радуюсь, что живу на берегу посреди стен монастырских. [...] ...Желая Вам добраго здоровья и благополучия, имею честь быть Ваш усердный слуга и богомолец Архимандрит Игнатий. 6 июля 1836 Письмо 360 О приготовлении к смерти, о печали по Бозе и печалиплотской Письмо Ваше имел честь получить! сожалею сердечно о постигшей Вас скорби, - и посему участию позволяю себе советовать Вам, дабы Вы не предавались излишней печали, которая беде не поможет, а Вас расстроит. Вспомните, - всякий человек родится с тем, чтоб умереть; - и сей общей чаши, никто из нас избежать не может. Почему о смерти всегда памятствовать и часто размышлять должно. Таковое размышление побудит нас к делам добрым, необходимым для вечнаго блаженства и отвратит нас тех злых дел, на которые бы мы решились в забывчивости о смерти. О почившей супруге Вашей, тем менее должны мы тужить, что она проводила жизнь свою, в правилах и добродетелях Христианских и при кончине сподобилась надлежащаго напутствия. Когда придет к Вам печаль, то прибегайте к молитве, как и св. Апостол Иаков, в Соборном послании советует: "Злостраждет ли кто в Вас? да молитву деет". - Молясь же просите Господа, о прощении Ваших грехов и о упокоении души усопшей супруги Вашей. Тогда и печаль Ваша будет по Бозе, растворена надеждою и от надежды проистекающим утешением; таковая печаль, как виновная спасению, Законом Духовным похваляется. Печаль же плотская, состоящая в одном Только сетовании, без молитвы и упования на Бога, учиняет по душе и телу расстройство и от Господа порицается. Сам Господь да пролиет, в сердце Ваше утешительные чувства! Желаю Вам добраго здоровья и всех благ, с истинным почтением и преданностию имею честь Ваш покорный слуга и Богомолец. 14 ноября 1837 Письмо 361 Просьба оказать снисхождение к провинившемусяиеромонаху Ваше Сиятельство Граф Николай Александрович! Представляю при сем на усмотрение Ваше записку доставленную мне Иеромонахом Георгием, отрешенным от должности Эконома Александро-Невской Лавры. Дело его поступило, или довольно скоро поступит в Святейший Синод с резолюцией) Митрополита, в коей определено: онаго Иеромонаха, уже лишеннаго экономской должности и присутствия в Конторе Александре-Невскаго Собора, удалить из Лавры по избранию его в другой монастырь, и проступок его внести в формулярный список. О. Георгий, поклоняя выю обоим первым членам сентенции, т.е. оставлению должности и удаленю из Лавры, просит не вносить поступка его в формулярный список. Несмея обратиться прямо к Вам по обычной робости нашего Духовенства, он просил меня сообщить Вам его покорнейшую просьбу, которая столько легка, что я не думаю обременить Вас сообщением оной. Равноапостольный Император Константин был столько размягчен благодатным елеем милосердия, коим паче всех добродетелей истинные христиане Богу уподобляются, что говаривал: еслиб я увидел [грешащего] пресвитера или инока, то снял бы с себя императорскую порфиру и ею бы прикрыл грешащаго. Честь или безчестие, оказанные служителю к Служимому восходит. Желая Вам всех истинных благ от щедрые руки Господни, с истинным почтением имею честь быть... 7 Июня 1838 Письмо 362 Совет девице, пожелавшей вступить в монастырь Милост[ивая] Госуд[арыня] девица Анна Дементьевна! [...] Ваше намерение благое и похвальное: ибо все мнимые утешения плотския скоро мимотекут; и потому весьма безумно провести в суете нашу жизнь данную Богом для приготовления себя к будущей жизни. По желанию Вашему совет мой Вам преподать: во первых, молите Господа, чтобы благословил Ваше намерение и Сам подал возможность к исполнению онаго: ибо сказал Дражайший Спаситель наш: "Без Мене не можете творити ничесоже". И святии Отцы, яко звезды на небе церковном различными добродетелями просиявшия и самым опытом, то есть самим исполнением заповедей Его, силу словес Его Святейших и Божественнейших узнавшие говорят: "Всякое дело хотя и благое, но без молитвы и прошения помощи Божией начатое, не бывает совершенным". И ты убо от молитвы и прошения помощи Божией начни. Во-вторых, всякая девица желающая поступить в монастырь, по обычаю наших монастырей, должна знать какое-либо рукоделие, дабы оным себя содержать; а при самом вступлении в монастырь должна построить или купить себе келию, - на это надо рублей триста. Что все постарайтесь приготовить, приготовив же отнеситесь ко мне письменно, или лучше лично. Увидев Вас лично, и по силе скуднаго моего рассудка рассмотрев Ваши свойства, с Божией помощью может быть и дам Вам совет в какой именно монастырь поступить. Усердно бы желал Вам и деньгами помочь, да не могу многим: ибо ко мне в обитель много вступают ничего неимеющих и поддерживая их в их нуждах, сам в нужде остаюсь. Буди благословение Божие над Вами. Ваш усердный богомолец Архимандрит Игнатий. 9 октября 1838 Письмо 363 О терпении в скорбях Милостивейшая Государыня, Параскева Михайловна! [...] Жизнь наша вся в различных скорбях, как все оканчивается смертию. Сколько спасительных уроков преподают нам эти скорби: не дают привязываться к земле; возводят к небу, воспоминают нам Бога. А Вы, которым так известно учение Христово о терпении, которым пришлось столько потерпеть на самом деле, до конца сохраняйте терпение. Пишу Вам сие для того, чтоб доставить душе Вашей душеполезное утешение. Не пишу много потому что надеюсь вскоре видеть Вас и потому, что Вам самим очень известно Слово Божие. Господь, услаждающий скорби скорбящих, да усладит Вам болезнь Вашу и подкрепит Вас на дальнейшие подвиги. Мир Вам! Ваш покорнейший слуга и богомолец Арх. Игнатий. 24 сентября 1843 Сергиева Пустинь Письмо 364 Об истинном счастье Милостивейшая Государыня! Вера Ивановна! [...] ...Наружное счастье не может вполне напитать человека; источник истиннаго счастья должен быть в его сердце, а эти святые, чистые воды дарует Христианину - Вера... Вы доставьте это блаженство Вашим детям. [...] 13 декабря 1844 Письмо 365 Благодарность благотворителю обители Многомилостивый Государь! Граф Петр Андреевич! Позвольте принести Вашему Сиятельству искренейшую благодарность за то милостивое внимание, которое Вы, посреди Ваших многочисленных занятий, обратили на обветшавшие часовни Сергиевой пустыни. Возобновление их будет вполне принадлежать Вашему усердию. Таким образом Вы включили себя в число тех, о коих ежедневно в храмах Сергиевой пустыни произносится и будет произноситься сия глубокая и сильная молитва: Благословляяй, благословляющия тя, Господи, и освящаяй на тя уповающия, спаси люди твоя и благослови достояние твое, освяти любящая благолепие дому твоего: Ты тех воспрослави Божественною силою! Граф! Сие благословение, сие спасение, сиеосвящение да освятит Вас и все семейство Ваше к благополучию на земле и к блаженству на небе! С чувством совершеннаго почтения и преданности имею честь быть [...] (подпись неразборчиво) 19 июля 1845 Сергиева пустынь Гр. Клейнмихелю. Письмо 366 К НЕКОЕМОМУ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННОМУ ЛИЦУ: Описание несчастного случая, происшедшего на пути в Петербург и желание в уединении окончить дни своей жизни Со мною совершилось несчастие! 23-го августа, полубольной, я ехал к Преосвященному Митрополиту по делам монастыря и благочиния; на 10-й версте от Стрельны дорожный рабочий испугал лошадь моего экипажа, которая, выскочив из постромок, его задела, уронила, от чего он и умер. Дав знать о сем куда следует, я возвратился в монастырь, сраженный болезнию и сердечною и телесною. Ныне немного оправясь телом и умом, осмеливаюсь повергнуть к стопам Вашим... просьбу, извлекаемую из сердца, растерзаннаго горестию! Дозвольте мне, ... в глубоком уединении, вне всякой должности, - как бы заживо умершим, окончить дни мои! Для сего повелите уволить меня от Начальства Сергиевой Пустыни с дозволением избрать уединенное место, соответствующее моему слабому здоровью. - Понесу в мое гробище тяжкую мысль и тяжкое чувство, что за все милости... истекавшие ко мне прямо из глубины великой души Вашей, я принес Вам только одни огорчения! Повергая сердце мое, уязвленное острым жалом скорби, к стопам Вашим, с глубочайшим благоговением и совершенною, неограниченною преданностью имею счастие, хотя и недостойный его, быть... Сергиевой Пустыни Архимандрит Игнатий. 31 августа 1845 Сергеева Пустынь. Письмо 367 Н.Н. ХЕМШИЕВУ: О единственном сокровище - познанииСпасителя, о своем служении ближним Словом Божиим и о приготовлении к вечности То, что все мы, любезнейший Князь, - кратковременные странники на земле, - есть осязательная истина. То, что мы обращаем так мало внимания на вечность, забываем ее, - есть верный признак нашего падения не только в теле, но еще более в уме, в сердце. Глядя в себя, - мы в себе увидим, что нам нужно спасение, нужен Спаситель. Познание Спасителя, а чрез то и получение блаженной вечности, - есть первое счастие на земли, есть единственное сокровище человека. Бог привел Екатерину Павловну получить это сокровище; потом очистив страданиями призвал в вечность - ив вечность блаженую. Кончина ее оставляет в истинно-расположенных к ней воспоминание, в котором соединяется чувство спокойное, чувство верное, с обыкновенным чувством грусти о отшедшем. По крайней мере я так чувствую! И это чувство для меня не ново: его оставили мне некоторые отшедшие отсюда после жизни на земле благочестивой, о Господе. Утешает меня то, что милосердый Господь, привел меня послужить Екатерине Павловне душеспасительным словом, хотя и очень недостаточно. Видя, что Бог внушает многим прибегать к моему скудному слову, - я не могу не признать, что Бог назначает мне в удел служение ближним Словом Божиим. Почему желаю и относительно Вас проходить сие служение блаженное и возвещать Вам Слово Божие, сколько при нерадении и немощи моей я мог познать оное из Священнаго Писания и писаний Святых Отцев. Милосердый Господь да утешит Вас, да укрепит Вас! - Быстро, быстро промчится время и наступит и для Вас час преселения в вечность. Употребите земные дни Ваши на приготовление к ней. Вы видели в супруге Вашей, как хорошо приготовиться к вечности. Сие приготовление растворяет даже здешния скорби утешением и тем доказывается, что сие приготовление есть приготовление к блаженству. О Господе Вам преданнейший Архим. Игнатий. 5 февраля 1847 Письмо 368 Описание одного из своих поэтических вдохновенийи утешительное слово семейству, потерявшему отца семейства Христос Воскресе, и воистину воскресе! Многолюбезнейший, бесценнейший Федор Петрович! Получив письмо Ваше, я долго беседовал с ним: оно и поныне постоянно лежит на столике близ моей кровати. На ней провожу большую часть времени; одно у меня занятие - лежание: таков удел больнаго. Часто я перечитывал глубокое письмо - эту исповедь души Вашей, переносился мыслию к Вам. И вот - на днях - по обычаю один я в келии, по обычаю лежу: внезапно и живо представилось мне, что я на могиле Константина Федоровича - вместе с Вами, со всем Вашим семейством... Как будто послышался голос Константина Федоровича! Овладело душою моею чудное, неожиданное вдохновение: вскакиваю с кровати, тороплюсь начертать на бумаге мысли, представший мне в многочисленном, очаровательном сонме. Когда я переводил их на бумагу, - рука едва поспевала изображать то буквами, то кой-какими знаками и намеками, кипящие ключем мысли, перемешивающияся с еще более чудными, тихо и насладительно волнующими душу ощущениями. Потом я перечитал исчерканный листок, - вижу: это - не моя собственность. Отрадное, утешительное вдохновение низошло ко мне не для меня одного: оно принадлежит Вам более, чем мне. Посылаю его Вам вместо краснаго яичка. Вы получите, прочитаете его в дни Святые Пасхи. Пусть другия встречают праздник в шумных увеселениях: для Вас послужит услаждением "Слово из вечности". Это - беседа таинственно-послышавшагося мне голоса. Слово из вечности "Отец мой! мать моя! супруга моя! сестры мои! родные и друзья мои! вы все стеклись к моей одинокой могиле, - в молчании, с поникшими главами, окружили ее. Безмолвно, одними помышлениями и чувствованиями вы беседуете с безмолвствующим жителем гроба. Сердца ваши - фиалы неисцельной скорби. Потоки слез льются из очей ваших; из потоков слез пролившихся рождаются новые слезные потоки: печали - дна нет, слезам нет конца. Младенцы - дети мои! и вы здесь у камня могильнаго, у камня надгробнаго. И на ваших глазах навернулись слезки, - а сердце ваше почти не знает о чем плачут очи, подражающие очам вашей матери, очам отца моего, очам моей матери. Вы любуетесь камнем надгробным, камнем светящимся, мрамором белоснежным; вы любуетесь надписью из букв золотых; а они - этот мрамор и эта надпись - провозвестники вашего ранняго сиротства. Отец мой! мать моя! супруга моя! родные и друзья мои! что вы стоите так долго над моей могилой, над хладным камнем, хладно - стоящим на страже гробовой? Уже давно охладело мое бездыханное тело, - возвращается, по узаконении Творца, в свою землю, разсыпается в прах... Какия тяжкия думы вас объемлют, удерживают на могиле моей?... Служители алтаря принесли к ней молитву о упокоении моем, возгласили мне вечную память в спасающем и упокоевающем меня Боге. Они отошли от могилы безмолвной; идите и вы: вам нужен покой после подвигов тела и души, умученных скорбию. Вы нейдете?... вы здесь... вы - как-будто приковались к месту моего погребения!... В молчании нерушимом, - с думой, для которой нет объяснения, - и сердцем, в котором обилием скопившихся чувств поглощается определенность чувства, вы не отступаете от могилы влажной, от камня - памятника безчувственнаго... Что надо вам? вы - из-под камня, из недр могилы мрачной как-будто ожидаете моего голоса. Нет этого голоса: вещаю - одним молчанием. Тишина нерушимая - удел кладбища. Прахи мертвецов говорят без слов: тлением осуществленным возглашают громкую проповедь, убедительное увещание к живущим, мятущимся, шумящим на земной поверхности искателям тления. И есть еще у меня голос! и говорю с вами! и отвечаю на ваши неизъяснимые думы, на ваши непроизнесенные и неизглаголенные вопросы. Послушайте меня! отличите мой голос в общем, едином голосе, которым говорит вечность к времени. Глагол вечности - один, неизменяемый, непреложный. В ней нет переменчивости: в ней день един, сердце едино, мысль одна. Соединяющий все во едино - Христос. Оттуда голос - один. В этом едином голосе, которым говорит вечность, отличите мой голос! Неужели вы, родные мои, не узнаете моего голоса? Мой голос в общем голосе вечности имеет свой отдельный звук, как голос струны в общем аккорде многоструннаго, гремящаго фортепиано. Вещал вам голос вечности, вещал с времени крещения, как и прочим Христианам, когда вы были еще неспособны внимать ему. Голос вечности! увы, - мало внимают тебе в шумной земной гостинице! То младенчество наше препятствует внимать тебе; то заботы, развлечения житейския препятствуют внимать тебе. А ты - неумолкаешь: говоришь - говоришь, - и, наконец, чрез посланника своего - смерть требуешь и внимательнаго и невнимательнаго слушателя к отчету в внимании святым словам вечности, святым словам Бога. Чтоб голос вечности имел для вас особенныйотголосок, способный пронзить ваше сердце, привлечь к словам спасения все внимание ваше, Бог причислил меня к говорящим из вечности. Мой голос слился с общим голосом небожителей; для прочих жителей земли я мертв, безгласен, как и другая мертвецы. Но для вас я жив, - и, мертвый, говорю слово спасения лучше, нежели как сказал бы его, живя между вами и вместе с вами гоняясь за призраками благ, которыми тление обманывает и губит странников земных. Бог - милостив безконечно. Ах! если б было нужным и полезным, - внезапно из-под тяжкаго камня, из тьмы могильной отозвался-бы я вам!... Но Небо признало частный голос из вечности излишним. И какой голос из вечности уже не лишний, когда Бог благоволил, чтоб не только Моисей и Пророки, но Сам единородный Сын Его возвестил земле волю Его, возвестил ей уставы святой, блаженной вечности? "Имут Моисеа и пророки: да послушают их", - ответ был Неба просившему голоса умерших для спасительной проповеди живущим на земле плотскою жизнию, гибнущим душевною, вечною смертию. "Аше Моисеа и пророки не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры" (Лук. 16, 29-31). А ты, товарищ мой - мертвец, но еще с живым словом в устах?... вот - отец мой, мать моя, супруга моя, родные мои... Не могу говорить с ними иначе, как общим словом вечности. В этом слове они слышат звук и моего голоса... да! они слышат его!... Но нет у меня отдельнаго, частнаго слова... Товарищ мой! из общих наших сокровищ вечности, скажи им за меня простое, необходимейшее для них слово: "Земная жизнь - мгновенное, обманчивое сновидение. Вечность - неизбежна... Есть и бедственная вечность!... Стяжите вечность блаженную вниманием, послушанием всесвятым словам и заповеданиями всесвятаго Бога... и приходите ко мне на светлый вечный Праздник, каждый в свое, самим и единым Богом непостижимо-назначенное время". Архимандрит Игнатий. 30 марта 1848
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.