Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (145)

Письмо 313 Об изменчивости земной жизни, направлении современныхвладыке журналов Спаси Вас Господи за письмо Ваше от 26 ноября. Милосердие Божие да покроет Вас и сына Вашего, как на поприще наступившаго Новаго года, так и на поприще всей земной жизни. Это поприще, самое неверное, изменчивое. Когда с него потребуют, немедленно предает и выдает, сколько бы повидимому ни ласкало и ни убеждало в верности. Назначение В. К. на Кавказ очень утешаетменя, разумеется, по желанию блага краю. Не повлечется ли туда сын Ваш? На этот вопрос скажу опять, милость Божия да будет с Вами. Искренне желал бы, чтоб время Ваше и силы души Вашей употреблялись на что-нибудь не столько Богопротивное и враждебное Богу, сколько враждебны Богу новейшие журналы, усиливающиеся истребить в народе проповедию своею веру и нравственность. За это потребуется грозный ответ. - Милосердие Божие да устроит для Вас иное занятие. Вы знаете, как я Вас люблю! В писании сказано: "Веровах, тем же возглаголах" . А я могу сказать: "Возлюбил, тем же возглаголах". Напишите о себе и о милом сыне Вашем. Напишитетакже в каком положении печатание моих сочинений. - Прошедший декабрь я очень изнемогал, особенно изнемогал, паче того изнеможения, в котором нахожусь постоянно. Благословение Божие да почиет над Вами инад чадом Вашим. С чувствами искренней преданности и уважения имею честь быть. Вам преданный слуга Епископ Игнатий. 5 января 1863 Письмо 314 О своих сочинениях Искренне благодарю Вас за воспоминание Ваше обо мне в письме Вашем к П. А. и за труд Ваш по моим сочинениям. Признаю себя состоящим в долгу перед Вами и перед многими. Я говорил Вам о вере не столько, сколько следовало бы говорить. Думаю уплатить этот долг изданием моих писаний, причем я постараюсь тщательно пересмотреть, исправить и пополнить написанное мною с 1840 г. С этого времени я начал писать о духовных предметах, но более с 1844-го года, на что была своя причина. Вы знаете, что я всегда особенно любил Вас. Имею любовь и доверенность и к уму и к сердцу Вашему. Мне всегда желалось, чтоб этот ум и это сердце направились к Богу, усвоились Ему. Теперь приходит мне мысль; не исполняется ли это ныне, по неожиданному стечению обстоятельств, как выражаются светские, - по особому устроению Промысла Божия, как позволю себе выразиться по моему сознанию. Вы, перечитывая мои сочинения, заимствуете из них все мысли и чувствования в Вашу собственность - так понимаю - соединяетесь со мною в одно направление, в один дух. Направление заимствовано мною всецело из учения Святых Отцов Православной Восточной Церкви. Сердечно радуюсь, что Ивану Ильичу пришла благая мысль издать мои сочинения на свой кредит. Смею думать, что он сделает благодеяние всему отечественному христианскому обществу, доставив духовное чтение не из того образования, которое дает школа, сообщающая одни знания по букве, но которое приобретено монастырскою жизнию. Школа сообщает знания, которые принимаются умом к сведению, и только: монастырская жизнь сообщает деятельные христианския знания, которые непременно производят спасительное влияние на направление, настроение, деятельность читателя. Св. Исаак Сирский уподобил перваго рода занятия источником вод и плодам, изображенным на стене живописью, на них можно с приятностию поглядеть, если они хорошо написаны, и только. Познания втораго рода этот Святый уподобил самым источникам вод, самым плодам, могущим служить к питанию человека. "Сколько выше тела - душа,- говорит Св. Иоанн Лествичник, -столько милостыня душевная выше телесной". Если б мои сочинения могли быть признанными душевною милостынею, то смею думать, что Ив. Ил-ч., напечатав их, сделает не столько дело коммерческое, сколько дело благочестия христианскаго. Время подумать о христианском благочестии! Я за денежными выгодами не гонюсь, а если какия будут, желаю, по обычаю моему, употребить в пользу человечества и христианства. Моя единственная цель; не скрыть то, что может быть полезным для многих. Если не ошибаюсь, то в этом роде у нас почти нет духовных сочинений. Мне и брату моему сделает Иван Ильич также духовное добро, потому что избавит нас от вещественных хлопот о напечатании, даст возможность нам предаться всецело нашим занятиям духовным, с которыми несовместимо развлечение. Уповаю на милость Божию, что Вы поймете все, сказанное здесь мною: оно довольно глубоко, и несмотря на простоту и ясность дела, не всякий поймет его. [...] Призываю бл[агодать] Бож[ию] на В[ас] и с[емейство] В[аше]. Уповаю на Бога, а прибегающего к Богу Бог сохранит среди опасностей. С чувствами искр[енней] преданности] и уваж[ения] и чистосердечной] [благодарности]. 18 апреля 1863 Вам преданный слуга Епископ Игнатий. Письмо 315 Об обращении к Богу в жизненных трудностях [...] Сопутствуйте сыну Вашему молитвою Вашею! Бывают скорби и частные и общественные. Постигают людей те и другая не без попущения Божия. Гордый разум человеческий признает себя правителем мира, потому что не видит Бога, правящаго миром: и потому при скорбях, превышающих постижение человеческое, впадает в уныние и безна-дежие. Но кто признает Бога правителем мира, тот в затруднительных обстоятельствах, обращается к Нему и сверх чаяния получает помощь. [...] 14 мая 1863 Письмо 316 Об "Аскетических опытах" Прежде всего скажу Вам, что сон Ваш не имеет никакого значения. Ваше внимание к нему было ошибочное. Вы познаете это из того, что внимание к нему производило в Вас смущение, т.е. приводило Вашу душу в неправильное состояние, а невнимание успокоит, т.е. приведет душу в правильное состояние. Таковы действия лжи и истины на душу. Далее скажу: если чувствуете в силах, возьмите не себя корректуру "Аскетических опытов". На это имеются существеннаго значения причины: 1) полагаю, что тщательный пересмотр "Опытов" подействует благотворно на Вашу душу, уже привыкшую входить в общение с духом святых Отцев православной Церкви и находить пищу и утешение, более,- оживление в этом общении; 2) по Вашей преданности мне, по сочуствию, которое питаете к моим убогим писаниям, по Вашему знанию и навыку в этом деле я не могу указать ни на кого другого, кто бы исполнил служение в общую пользу христианства с таким усердием и такою исправностью, как Вы; 3) Вы хорошо знакомы с Глазуновым и можете более, нежели другой, похозяйничать в его типографии. Затем Господь да благословит Вас на этоттруд. 8 апреля 1864 Письмо 317 О богоугодных занятиях и значении "АскетическихОпытов" [...] Вы видели меня много изменившимся, приблизившимся к окончанию земнаго странствования. И Вы подвинулись на этом пути. Загробная жизнь уже не есть странствование, а в полном смысле жизнь, жизнь неизменяющаяся или в вечном блаженстве, или вечном бедствии. Божия Матерь, Которой Вы предали Вашего сына, да осенит его Своею милостию и да наставит провести земное странствование правильно. И Вам искренно желаю действовать в пользу сына Вашего, не согрешая пред Господом Богом занятиями Ему неблагоугодными. Вступающие в общение с духами отверженными во время земной жизни своими помышлениями и сердечными ощущениями будут отчислены по смерти к страшному обществу этих духов. При занятиях богоугодных молитва Ваша о сыне Вашем получит силу пред Богом и привлечет благословение Божие на Вас и на сына Вашего. Милосердие Божие да дарует Вам найти занятие богоугодное. Искренне благодарю Вас за присланные брошюрки о Дарьюшке: такие простые христианския души, как Дарьюшка, очень близки к Богу, между ими и Богом нет тех ширм, той каменной стены, которые поставляются образованностию и обычаями мира сего. Очень приятен мне труд Ваш по корректуре "Аскетических Опытов", которые в христианском отношении имеют огромное значение. Это не мое сочинение: по этой причине выражаюсь о нем так свободно. Я был только орудием милости Божией к современным православным христианам, крайне нуждающимся в ясном изложении душевнаго христианскаго подвига, решающаго вечную участь каждаго христианина. Очень легко вдаться в неправильный подвиг, а посредством его вполне отчуждиться от Бога. Занимаясь корректурой "Опытов", Вы трудитесь и для общей пользы и для собственной Вашей. Смею думать, что Промысл Божий доставил Вам этот труд: чтоб дух Ваш оторвался от духа мира сего и усвоился духу Божию, в чем сущность спасения. В "Пет. Б-ке" вышла очень замечательная брошюра: "Об ужасах и искушениях, какие душа может испытывать при переходе своем в загробную жизнь". Священником, как видно академиком, описан опыт, бывший над ним в 1862-м году. Опыт служит подтверждением "Слова о смерти" и "Слова о видении духов". Советую Вам прочитать для Вашей душевной пользы. Благословение Божие да почиет над Вами. Ваш преданнейший слуга и друг Е. И. Брошура эта составлена Архимандритом Макарием, бывшим Ректором Тверской семинарии (ныне цензор) из собственаго опыта. Ему же принадлежит брошюра "Покайтеся", изданная в начале 1865-го года в пользу Афонскаго монастыря св. Пантелеймона. 28 июня 1864 Письмо 318 Утешение матери долго не получавшей известий осыне Пишу Вам, чтоб поблагодарить Вас и чтоб утешить Вас. Продолжительное неполучение письма с границ Персии и Турции (от сына) очень естественно. Там нет комфорта городов: не вдруг сыщется время написать письмо, не вдруг сыщется время переслать его; на пути своем оно легко может залежаться и даже затеряться. Вы поспешили передаться безмерной печали. Ее нанесли Вам мечты Ваши. Вы поручили сына Вашего Божией Матери: отдайте же его воле Великомощной Покровительницы этой и успокойтесь. Искренне благодарю Вас за труды по корректуре"Опытов". - Радуюсь, что Вы читаете и перечитываете мою книгу: этим Вы снимаете бремя с моей совести, упрекавшей меня в том, что я мало сообщал Вам познаний духовных. 18 августа 1864 Письмо 319 Привет любви ко всему человечеству На добрейшее письмо Ваше от 16 ноября скажу Вам, что я, оканчивая мое земное странствование, обращаюсь с приветом любви ко всему человечеству, желая всем всех истинных благ. С особенною благодарностию обращаюсь к тем немногим, которые оказывали мне особенную любовь. В числе этих немногих, очень немногих - Вы. Благодарю Вас за сочувствия Ваши ко мне. Какое великое дело Вы сделали! Вы поручили, совсем отдали, как пишете, Вашего сына Божией Матери. Будьте уверены, что Божия Матерь приняла его, а он пусть потщится быть достойным Высокой и Великомощной Покровительницы Своей! Больше не пишу Вам, потому что очень немощен. Странно, что письма уже изнуряют. Вот! до чего дожил или до чего отжил. Слава Богу! Благословение Божие да почиет над Вами и над сыном Вашим. 24 ноября 1864 Письмо 320 О своих трудах [...] Покойный иеросхимонах Серг. пуст. Стефан перед смертию своею постоянно читал "Слово о смерти" и не раз повторял мне следующия слова: "Это не Вы писали: это Бог дал Вам написать". Очень верно! Тоже должен я сказать вообще о всех моих убогих сочинениях. Такой отзыв слышу от самых глубоких людей об "Аскетических Опытах". Так угодно Богу. Теперь вижу, что последние два тома служат пополнением к первым двум. Уверен, когда прочитаете их, то и Вы увидите это. Признаю за милость Божию к себе Ваше участие в этом деле. Занятие Ваше им восполняет долг мой пред Вами. Помню, я уже писал Вам об этом. О Себе скажу, я необыкновенно слаб. Но так как это сделалось по попущению Божию, то я должен признавать мое положение благом, исшедшим от руки Божией. Призываю благословение Божие на Вас и на Н.А. Судя по ходу дел, деловым людям будет много дела. От души желаю Н. А.-чу быть полезным отечеству и себе во времени, не забывая о вечности. Я отживаю и утвердительно могу сказать, что все временное и земное срочно, что срок, на который оно дается, очень короток. Нужно быть очень осторожным и не допустить временному и срочному обмануть себя. А оно делает это. И как? - Представясь вечным и неотъемлемым. Ваш покорнейший слуга и друг Епископ Игнатий. 23 января 1866 Письмо 321 "Опыты" - дар Божий, трудности того времени Как Вам, так и мне, несмотря на нашу хворость, даруется продолжение земного странствования для основательнаго приготовления к вечности. Милосердие Господне подающее нам дар, да подаст и разум воспользоваться даром. Вы справедливо говорите, что "Опыты" не сутьмое сочинение. Они - Дар Божий современным православным христианам. Я был только орудием. Тоже должен сказать и о тех двух томах, которые поступили ныне в типографию. Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие. Очень сочувствую Вашей скорби, причиненнойкончиною матушки В. Судьбы Божий - бездна многа. В редких случаях мы можем быть правильными судьями кончины человека, и это дается тогда, когда того требует душевная польза по особенному смотрению Божию. В описываемом Вами случае всего лучше положиться на Бога и постараться тщательным поминовением усопшей вознаградить упущение, сделанное при её кончине. Прошу Ваших молитв о мне во исполнение заповеди Божией, которая повелевает молиться друг за друга. По этой заповеди и я молюсь о Вас, хотя и знаю, что моя молитва вполне недостойна Бога. Епископ Игнатий. 22 февраля 1866 Письмо 322 О единственном сокровище - познании Спасителя;своем служении ближним Словом Божиим и о приготовлении к вечности То, что все мы, любезнейший князь, кратковременные странники на земле есть осязательная истина. То, что мы обращаем так мало внимания на вечность, забываем ее, - есть верный признак нашего падения, падения не только в теле, но еще более в уме, в сердце. Глядя на себя, мы в себе увидим, что нам нужно спасение, нужен Спаситель. Познание Спасителя, а через то и получение блаженной вечности, есть первое счастие на земли, есть единственное сокровище человека. Бог привел Екат. П-ну получить это сокровище; потом, очистив страданиями, призвал в вечность и в вечность блаженную. Кончина её оставляет, в истинно расположенных к ней, воспоминание, в котором соединяется чувство для меня не новое: его оставляли мне некоторые отшедшие отсюда после жизни (на земле) благочестивой о Господе. Утешает меня, что милосердый Господь привел меня послужить Е.П. душеспасительным словом, хотя и очень недостаточно. Видя, что Бог внушает многим прибегать к моему скудному слову, я не могу не признать, что Бог назначает мне в удел служение ближним словом Божиим. Почему желаю относительно Вас проходить это служение ближним и возвещать Вам Слово Божие, сколько при нерадении и немощи моей я мог познать оное из Священного Писания и писаний святых Отцов. Милосердый Господь да утешит Вас, да укрепит Вас! Быстро, быстро промчится время и наступит и для Вас час переселения в вечность. Употребите земные дни Ваши на приготовление к ней. Вы видели в супруге Вашей, как хорошо - приготовиться к вечности. Это приготовление растворяет даже здешния скорби утешением и тем доказывает, что это приготовление есть приготовление к блаженству... 3 февраля 1847 Письмо 323 О благодарении Бога в болезнях М. Г. Ан. Алексеевна! ""Господь, его же любит, накаэует" , и кому приуготовляет блаженную вечность, тому посылает скорби и болезни. Поэтому тот, кому послана будет болезнь, должен проводить время в благодарении Богу, в славословии Бога. Благодарением душа содержится в терпении и мире и таким образом усугубляет мзду свою на небеси. Благодарить Бога надо так: "Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, за все, что Ты благоволил послать мне для очищения грехов моих. Буди воля Твоя". Советую Вам в течение дня повторять почаще благодарение и славословие. С ними мало-по-малу внидет в душу Вашу спокойствие и утешение, которые будут для Вас уже отселе залогом вечнаго утешения. Суетные же занятия отложите. Примите мой усердный совет в утешении и спасении души Вашей. Духовное упражнение Ваше да будет благоприятно Богу, яко кадило благовонное, яко всесожжение тучное. Ваш усерднейший Богомолец недостойный Архимандрит Игнатий. 15 февраля 1847 Письмо 324 Как вести себя по принятии Св. Тайн. - О Промысле Божием Вот по желанию Вашему отвечаю Вам. Милосердый Господь да отверзает мне уста, а Вам слух для Слова Его. Христианин никогда и ничем не должен смущаться, ибо Промысл Божий носит его на руках Своих. Наше попечение должно состоять в том, чтоб мы пребывали верными Господу. Если к Самому Господу вочеловечившемуся дерзнул приступить искуситель, то не должно удивляться, что он приступает к нам, хотя бы то было и по принятии нами в сосуд свой Господа. Чем больше сокровище, тем более тати покушаются украсть его. Чем более сокровище, тем более должно бдеть о хранении его. После приобщения Святых Тайн, после усердной молитвы, после всякаго особенно полезнаго для души дела нужно, по опытному наставлению Отцов, особенное наблюдение за собою, ибо тогда особенно разжигается враг против нас завистию и злобою; видя, что земля и пепел восходит на небо, откуда он низвержен. Духовный рай, который, по учению Спасителя, внутри нас, должно возделывать и хранить, как это при самом сотворении заповедано Богом, в лице Адама, всем человекам. По обыкновенному ходу я предполагал, что после смущений, должно быть, Вы чувствовали утешение, которое посылает Господь законно подвизающимся рабам Своим в подкрепление, во умножение веры, надежды и любви. Понимаете ли, что Вы должны Господу более, чем были прежде, как получившие залог и извещение обетования! "Ему же дано более, с того более и взыщется" , - говорит Писание. Познав это, блюдите как опасно ходите, т.е. живите с осторожностию и вниманием. Теперь хочу побранить Вас. Вы пишите мне решительно: "Я отъезжаю в среду". Хотя бы прибавили Вы: если Бог велит. Прочитайте в соборном послании Иакова слова Духа о таковых словах человеческих, которыми наносится безчестие Промыслу Божию, в которых нет веры и смирения. Если Вы просите прощения, то милосердый Господь через меня непотребнаго и грешнаго Своего иерея да простит Вас и да наставит благоугождать Ему делами, словами и помышлениями, как это заповедал Он в Святом Своем Евангелии, которое повелевает не разорять и малых заповедей (Матф. 5, 19). Святые сказали: "Кто в малом соблюдает заповеди, тот соблюдает их и в великом". Мир Вам! 21 декабря 1842 Письмо 325 О терпении и о предании себя воле Божией Когда Вы вдали и не можете принести ко мне болезнующаго Вашего сердца, то я прихожу к Вам и приношу слово утешения. Дни наши суть дни скорбей, а утешение наше - Крест Спасителя. Когда сыны Заведеевы просили у Господа престолов славы, тогда Он обещал им чашу скорбей, без которой невозможно получить престолы вечной славы, которая есть Дух Святый. И так молитесь Господу, чтоб даровал Вам терпение и в скорбях, чтоб Вы видели постоянно над собою Промысл Божий, чтоб от этого возрастала Ваша вера и верность к Богу; и тогда пусть Вас пронзают скорби, очищают от земнаго и приготовляют к небесному. Не удивляйтесь слабостям и грехам человеческим. На них смотрит Праведный Господь и милует грешников, ожидая покаяния их: а мы кто такие, чтоб распаляться на братию, недугующую грехом, между тем как сами нечисты пред Всевидящим и Пречистым? Оставим все, независящее от нас, на волю Божию, а что зависит от нас, будем то сообразовать воле Божией или исполнением или покаянием в неисполнении. "В "терпении Вашем стяжите души Ваши"" , - завещал нам Господь в Евангелии. Мир Божий да почиет над Вами. 25 января 1843 Письмо 326 Наставления мирянину о духовном делании Прихожу к Вам не телом, но духом; нося к Вам искреннее слово сердца в ответ на письмо Ваше от 19 января, которое я получил 14 февраля. Наружные Ваши обстоятельства возложите на Промысл Божий, и как они устроятся, так пусть и устроятся; а Вы будьте мирны и покойны, беспокоясь единственно о душе Вашей, которую Вы обещались представить Христу очищенною покаянием. Познание немощей своих есть познание существеннонужное для христианина. Оно ведет к смиренномудрию, а это - к духовному разуму. Кому Господь восхощет даровать Свой разум, тому Он открывает особенно его немощи. Вам они открываются сообразно состоянию души Вашей; а полнаго их открытия, если оно есть, Вы не можете еще понести. В Вас велика привязанность по законам плоти; это оттого, что Вы мало познали Христа. Огонь плотский погашается огнем духовным; когда возжегся вторый, то непременно погасает первый, по учению Духоносных Отцов и отчасти по самому опыту. Пишете, что многие находят, что поездка Ваша к сестрице Вашей есть приятная жертва Богу, а Вы не смеете прилагать сердца к этой мысли, которую однако Вы называете утешительною- Господь повелел ученикам Своим, когда они все повеленное исполнят, называть себя рабами неключимыми и почитать себя должниками заповедей. Я в Вашем поступке не вижу никакой жертвы, - одно стремление души к исполнению заповеди любви, стремление, в котором желательно, чтоб Господь нашел что-либо для Себя чистое, благопотребное. Великий угодник Божий Агафон, весь погрузившийся в любовь Божию от любви к образу Божию - ближнему, когда пред кончиною разсматривал себя и долгое время сидел в молчании, то ученики его спросили: "Или и ты, отче, боишься?". Он отвечал: "Я старался по силе исполнять заповеди, но как могу знать, будучи человек, угодно-ли мое делание Богу: ибо ин суд Божий и ин человеческий". Тем более мы, недостаточные по всему, должны страшиться и трепетать похвальнаго заключения о наших поступках, опасаясь, чтоб мнимое утешительное чувство не было только тонким удовлетворением тщеславия. Сказал Пророк: "Все правды наши суть нечистоты" . А другой Пророк: "Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" . Написали Вы о страховании и утешении примолитве, но каковые они были и в чем именно состояли, того не написали; а и это необходимо, если хотите слышать мое суждение о них по Боге. - Во время путешествия Вы находились два раза в опасности, и рука Божия Вас спасала. Таковые опыты воспитывают в человеке веру и случались со многими, коим Господь хотел даровать великое богатство веры. О имени Господа благословляю Вам проходить по пяти четок в день, - не более. По ним должно молиться сидя, умом внимая языку, языком произнося молитву так, чтоб слышали только Вы одне. По Вашему жительству посреди мира и по недавности и новости на пути этом, Вам нейдет сильно вдаваться в молитву, что требует или большей духовной опытности или близости руководителя; да и в последнем случае людей новых в подвиге благочестивом более нудят к смирению, которое есть основание в здании добродетелей. В свободное время занимайтесь более рукоделием, какое найдете более удобным. Господь да простит Вас в прошедшем и да укрепит в благом на будущее время. Мир Вам! О терпении - Письма к мирянам - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 327 О терпении Что сказать Вам на письмо Ваше? То, что жизнь наша есть цепь скорбей, оканчивающихся смертию, этою величайшею скорбию для человеков, особливо для забывающих свое назначение истинное, в вечности. Цепь эту надо перебирать терпением звено по звену, чтоб кончить с благим упованием. Терпение выпрашивается у Господа молитвою. Душа входит в дом терпения, когда скажет Богу: да будет воля Твоя. Письмо 328 О просвещении души На письмо Ваше отвечаю письмом. Некоторое утешение, Вами ощущаемое, не есть прелесть, но обыкновенное следствие пути Вашего, или правильнее сказать, пути Божия. Начало просвещения души есть зрение грехов своих и своей ничтожности. Поелику же это есть плод благодати, данной нам при крещении, то оно сопровождается сладостию, утешением, слезами, в которых печаль смешана с радостию, слезами совершенно другими, нежели каковы слезы людей века сего. "Вкусите и видите, яко благ Господь" . Вкушение это отверзает очи и рождает веру живую, ясновидящую, совсем противную той, которую называют слепцы истинною, которая поистине слепа и мертва, - существует только на краю языка. Погружайтесь в смирение и любовь к ближнему, отрекаясь себя. Таким образом найдете Господа. Аминь. 15 апреля 1843 Письмо 329 О самоанализе и уединении, наставление больному Желающий научиться истинной премудрости, т.е. стяжать Христа, Божию силу и Божию премудрость, "буй да бывает" , по словам Апостола. Старайтесь сохранять то буйство, которое имеете, и стяжавать большее, не вдаваясь в многоразличный разум, который есть свидетельство пустоты душевной. Когда сестра Ваша будет входить с Вами в разговор, предлагая вопросы, как она предлагала и здесь И. маленькому о недоуменном, то на эти вопросы неполезно отвечать решением вопроса, а должно приводить ее к простоте и покаянию, решительно говоря, что занимающийся размышлениями о высоких предметах не может избежать заблуждения и, проводя, по мнению своему, духовную жизнь, будет далеко отстоять от пути спасения. Менее полезно узнать подробно небо и землю, чем познать свои недостатки и согрешения. Это последнее знание столько полезно, вместе столько высоко, что оно есть дар благодати, ниспосылаемой Богом, и испрашиваемый молитвою. Человек собственными усилиями не может войти в это знание. Собственное усилие нужно, как свидетельство искренности желания получить от Бога знание. Свидетельствуйте это сестре Вашей, доказывая справедливость слов Ваших особенно первыми четырьмя главами 1-го послания к Коринфянам. Недостатком уединения не скучайте. Обстоятельства, или правильнее, Промысл Божий, приводит Вас упражняться в услужении и утешении ближних Ваших. И трудитесь на этой ниве, на которой поставлены, не предаваясь с одной стороны развлечению, а с другой безрассудному усердию, при котором непременно вкрадывается мысль, что Вы доставляете утешение, что не Бог доставляет Вами утешение другим, а Вам быть утешением для других. Сладость уединения проистекает из исполнения Христовых заповедей, совершенных в общежитии. Наконец - Вы больны. Подобает тому, кто хочет приблизиться к Богу, пройти душою и телом сквозь многая скорби и болезни. Говорите болезням Вашим: "Придите, Богом посылаемые, помучьте грешное тело, пожгите его, потерзайте его за те беззакония, коих жилищем оно было!" К правилу безмерно не нудьтесь во время болезни: взамен его приносите Господу жертву хвалы и благодарения. Мир Вам. 8 октября 1843 Письмо 330 Наставление больной Бывает болезнь и бывает мнение болезни. Наконец бывает, что человек точно болен, а враг ему внушает, что он не болен, но только мнит о себе, что болен. С Вами последнее. Оставьте на время поклоны: их заменила болезнь; но не оставляйте молитвы с сердечным сокрушением. Когда придет к Вам порочная мысль, или порочное чувство, - отвергайте их и укорите себя. Вы не должны думать о себе, что в Вас какой-либо порок умалился; напротив помышляйте, что Вы вместилище всех пороков. Вы не должны смущаться, когда обнаруживаются в Вас немощи душевные и телесные; напротив переносить Ваши немощи с терпением и великодушием. В Вас есть потаенная гордость; Вы не твердо помните, что Вы - грешница; если б Вы это помнили, как должно, то видя в себе немощи, не смущались бы, а говорили бы себе: "В такой грешнице, как я, и должны быть такие недостатки!" Господь да научит Вас смирению, от которого истекает всякое спокойствие и изливается в сердце мир и тишина. Бог да благословит Вас. 1 февраля 1844 Письмо 331 Об исповеди Вся наша жизнь должна состоять из покаяния; ибо мы дотоле вне истины, доколе не вполне во Христе, чего ожидать можем только после смерти. Чем больше погружаемся в покаяние, тем более находим, что нуждаемся в нем. Чем более очищаемся, тем более находим, что мы далеки от Пресвятаго и Пречистаго. Кто весь очернен, тот не видит на себе ни одного пятна. Относительно чувств, которые Вы имели пред причащением и после онаго, скажу Вам: всегда надо считать себя недостойным Христа и приступать к Нему, как к Врачу душ и телес наших, в числе прокаженных, слепых, беснующихся, потому что мы таковы по душе. Но должно наблюдать, чтоб сердечное сокрушение не переходило в безнадежие, которое происходит от надежды на себя, а не на щедроты Христовы. Посмотрите попристальнее! Пред исповедью между благими помыслами Вы имели помысл мелкой расчетливости, хотели на исповеди сказать все, хотели расплатиться со Христом, хотели уже не быть должными Ему! - И вышли, неся в себе не удовлетворительное чувство, а лукавый помысл, получавший к мелкой расчетливости, когда начал смущать, говоря: "Ты не все сказала на исповеди". - Поверьте. Говорим на исповеди, что видим в себе, но несравненно большее число грехов не видим, почему множество ведомых и неведомых грехов наших повергаем в море щедрот Христовых и после Таинства Исповеди ощущаем удовлетворяющее нас чувство спокойствия не по причине дел наших, но по причине Христовых щедрот, и пребываем Ему должными долгом неоплатным. Относительно правила Вашего, что скажете? Оно было дано Вам, когда ум Ваш был мертв и когда телесный труд при молитве краткой и единообразной способствовал к оживлению ума умерщвлением мечтательности. Теперь, если этот труд слишком обременителен для тела, можно его сократить, предоставя уму, освобожденному от мечтательности, плавать в словах Духа, в псалмах, пениях и песнях духовных, поюще не только устами и мыслию, но и в сердце Господеви. 8 апреля 1844 Письмо 332 Руководство к благочестивой жизни На пути благочестивой жизни руководитель - Бог. "Никто не может придти ко Мне" , - говорит Спаситель, - "аще не Отец, Мой Небесный превлечет его" . На сем пути положено и опытное узнание того, что человек есть существо падшее, поврежденное по уму, по сердцу, по телу. Этого опытнаго знания мы не могли бы получить, если б не видели, что в уме нашем против воли нашей возникают греховные помыслы, в сердце - чувствования, а в теле - движения. Таковое состояние свое, по учению святых Отцов, должно переносить с терпением, смиряясь пред Господом и благодушно ожидая исцеления от единаго Врача душ и телес наших. Желаю, чтоб Вы вникнули в 3-ю главу 1-го послания Св.Ап. Павла к Коринфянам. Вполне пренебрегайте мною, как скверным грешником, и принадлежите единственно Богу, тогда будет прав путь Ваш. Итак, употребляю слова Ап. Павла: "Никто не хвались человеками, чтоб Вам не остаться без Христа" . Когда Ап. Петр - мыслил человеческое, а не Божеское, хотя это человеческое повидимому и было доброе, тогда Господь назвал его сатаною. Правда вне Креста не приемлется. Вам надобно стяжать мертвость для приятия жизни, погубить душу свою, чтоб приобрести ее. Посмотрите, куда Вы увлеклись, и постарайтесь исправиться. Благочестивая жизнь требует трезвения и невозможно обойтись без невидимых падений. Сокровиществуя из них смирение и опытность, не будем унывать, но вставая от падения, шествовать далее. 29 августа 1844 Письмо 333 О последнем часе и всецелой преданности Христу Каким бы образом не пришел наш конец земнаго кратковременного жития, а придти он всячески должен. Раб Христов в волю Христову предает и душу и тело свое. А грехи куда девать? Куда девать наши бесчисленные немощи? - И их предадим всемогущему Христу, понесшему немощи и грехи всего мира. Если нам подана будет чаша страданий, примем ее, как чашу спасения, как залог вечной радости. Скажем с разбойником: "Достойная по делом паю восприемлем, помяни нас. Господи, во Царствии Твоем" . Сердце ответит нам спокойствием, предвкушением вечнаго покоя. Мир Вам. 2 ноября 1846 Письмо 334 О надежде на милосердие Божие. Безчисленные немощи наших душ и телес мы повергаем в пучину милосердия Божия. Вся надежда наша на милосердие Божие, а не на правду нашу. Болезни телесные бывают очень сложны, тем сложнее душевные болезни. Говоря о них, Свят. Пророк уподобил их не какой-нибудь частной ране, а цельному струпу, покрывшему всю душу. И такую-то душу повергаем в пучину милосердия Божия! После погружения в него душа выходит совершенно чистою и исцеленною. Такое погружение совершается всегда, когда душа чрез посредство покаяния и исповедания своих согрешений, особливо же при таинстве исповеди обращается к Богу. Поэтому Ваше состояние не должно Вас смущать. Есть несомненно телесная болезнь, есть при болезни и притворство, как это часто случается с больными. От сего не должно смущаться и унывать, напротив того, должно струпы свои, притворство и родителей его тщеславие свое и сладострастие - обнажать пред Всесильным и Всеблагим. Впрочем, прося у Него исцеления и нося крест страстей своих с терпением, доколе Сам Господь не возьмет его от нас. Носите иго Навуходоносорово! увещевал таинственно Пророк израильтян. Это путь спасения; ходите им. Мир Вам от Господа! О своих духовных чадах - Письма к мирянам - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письма к мирянам Письмо 335 О своих духовных чадах Благословение Божие да почиет над Вами и благодать Божия да руководит Вас на кратком поприще земной жизни к спасению в вечности. Сердечно утешаюсь, что духовная семья, собранная перстом Божиим в Обители и около Обители Преподобнаго Сергия, хранится сим же перстом Божиим. В кругу её Вы можете находить удовлетворение Вашим духовным нуждам. За сим Вы должны непрестанно благодарить Бога, ибо это благо имеют весьма немногие. Поручаю себя Вашему молитвенному воспоминанию. Ваш покорный слуга Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. Письмо 336 О вечности Любезнейший друг А. А-ч! Господь да утешит Вас и семейство Ваше в постигшей Вас горести. Разсматривайте благость Божию к Вам, Его чудный о Вас Промысел и этим утоляйте скорбь сердца Вашего, приводите его к чувствам благодарения. Старец Ваш в последния дни жизни своей (днями я называю и годы) посвятил себя Богу, успел более приготовить себя к вечности, нежели как то бывает ныне обыкновенно в свете. К этому вела его невидимая рука Божия, в этом видна особенная к нему милость Божия. Отторгнем от земли мысль нашу, прилепившуюся к земле, подумаем, поверим, что есть вечность, перед которой наше земное странствование кратче, нежели минута, сравненная с столетием! Разсудим, что здешняя жизнь нам дана единственно, как приготовление к вечности! Познаем, что род человеческий находится в состоянии падения из того самаго, что мы не хотим и думать о вечности. Живем на земле, как бы вечные на ней. Обратим взоры ко Христу, Спасителю нашему! Что представится тогда нашим мысленным взорам? - Необыкновенная благость Божия к Вашему дому, который приведен странными путями Промысла к Богопознанию и Богопочитанию, путями мало известными нам в мире. С каким кротким смирением последовал старецВаш общему стремлению семейства. Тем удивительнее его смирение, что он в этом стремлении не был первым, а только последователем, что для старцев особенно трудно. При отшествии его в будущность должно более радоваться, нежели предаваться скорби: ибо очевидно, что Бог его избрал и теперь приемлет в вечное блаженство. Это написал я в утешение Ваше: благодатьБожия да произнесет в сердцах Ваших слова утешения, коими взаимно утешайте друг друга, взирая на тот путь, который всем нам предлежит, и плотския слезы обращайте на духовные, в которых вместе печаль и радость. Ваш преданнейший Архимандрит Игнатий. Письмо 337 О жизни и смерти души ""Никтоже в нас себе живет" , - сказал Апостол, - "и никтоже себе умирает" . Оставшись жить на земле, живи не себе, но Господу: живет Господу тот, кто живет для исполнения Его воли; живет себе тот, кто живет для исполнения своих пожеланий. Последний хотя и кажется для чувственных очей движущимся, живущим, но душ ею мертв для Господа, вменяется у Бога, как бы несуществующим, не вписан в книгу Живота; в других книгах внесено его имя. Первый - не умирает, и не может умереть: он переходит для себя! Жизнию о Господе умерщвляйся для себя и тем сохрани себя в живот вечный.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar