- 226 Просмотров
- Обсудить
Письмо 289 О сочинениях епископа Игнатия, изданных и издававшихся Воистину Воскресе Христос! Предсказанное Словом Божиим должно совершиться. Наш священный долг - благоговеть пред судьбами непостижимыми Бога Господа и, понимая глубокое значение совершающагося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее на усвоение себя Христу, как святые Отцы сказали: "Спасаяй, да спасет душу свою". Спаситель заповедал: "Бдите и молитеся, да не внидете в напасть" . Пред наступлением великих скорбей должно молиться с особенною тщательностию и умолять Бога о помиловании. Благодарю за уведомление о мнении различных личностей о "Слове о Смерти" и о других сочинениях, находящихся в связи с этим "Словом". В Петербурге подобное же явление. Именно: большинство духовенства сначала были против "Слова", но некоторые из духовенства - весьма немногие - были и за него. Когда же пообдумались, особливо после появления статьи "Взгляд" на мнение западных, тогда все замолкли, впрочем не по причине согласия. Нельзя было отвергать служителям православной Церкви учение, провозглашаемое Церковью всенародно на всем пространстве её Богослужения. Хотели отомстить иначе: но рука Божия отвратила удар, направленный при посредстве Б. Б., стоящаго во главе шайки издателей реформационнаго и вкупе революционнаго журнала "Странник". Писания мои мне не принадлежат; их источник - Отцы, они принадлежат Отцам православной Церкви. Избрание меня Промыслом Божиим в орудие преподавания этой жизненной духовной пищи современному остатку верующих есть и им и мне благодеяние Божие. "Мир любит свое"" , - сказал Спаситель. Когда мир услышит Слово Божие, провозглашаемое по стихиям и в духе мира, т.е. когда он услышит учение свое, прикрытое личиною учения Божия, тогда он превозносит его похвалами. Когда же он ощутит в слове присутствие инаго Духа, действующаго разрушительно на владычество мира: тогда он заражается ненавистью к слову, установляет гонение на произнесшаго слово. Очень опасно приобретать познания не во Христе, а развивая свое собственное падшее естество, пребывая по духу в общении с миром. Действуя в области последняго способа люди непременно заражаются враждою к Святому Духу, как заразилось этою смертоносною, враждою Иудейское духовенство, в чем и обличено оно первомучеником Стефаном (Деян. гл. 7, ст. 51). Эти ученые по букве не нашли слов, чтоб противопоставить их словам Духа, которые произносил Стефан, и потому возгорелись к сосуду Духа завистью и ненавистью. На слова они отвечали камнями; на преподание истины возразили убийством. Слово Божие всегда было гонимо миром; гонение от мира всегда было свидетельством учения исходящаго от Бога. П. А. заботится об издании "Аскетических Опытов", в которых с особенною подробностью и разнообразием преподается понятие о правильной молитве, также и других существенно нужных и важных подвигах духовных, без которых одни телесные бесполезны и даже могут быть очень вредными, душепагубными. "Опыты" должны доставить основательное понятие о таких предметах, о которых ныне в обществе христианском имеется познание самое поверхностное, по большей части самое превратное, душевредное и душепагубное. "Опыты" должны удовлетворить настоятельной нужде подвизающихся и спасающихся в наше время, в которое изсякли благодатные наставники, умножились и лжеучители. Напечатание "Опытов" устроилось особенным Божиим Промыслом. Отступление начало совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас! Призывающий на тебя благословение и благодать Божию. 2 мая 1864 Епископ Игнатий. Письмо 290 Об явлениях истинных и ложных. - О духовниках Святые Отцы повелевают подвижнику молитвы при случающихся явлениях вне и внутри себя пребывать равнодушным к ним и не внимать им, не признавая себя достойным видения святого. Они завещавают с одной стороны не порицать явления, чтоб не подвергнуть порицанию святое, а с другой никак не вверяться явлению, поспешно признав его истинным, чтоб не впасть в сеть лукаваго духа, старающагося обольстить и обмануть подвижника, с целию повредить или погубить его. По миновании явления, иногда чрез значительное время, является в сердечном чувстве объяснение, которое должно дать явлению. Вообще замечено святыми Отцами, что тех, которых Бог посетил истинным явлением, сатана начинает искушать явлениями ложными. На это тебе нужно обратить особенное внимание для предосторожности. Видеть настоящее положение духовных руководителей необходимо, чтоб охраниться от обмана; вместе должно очень остеречься от осуждения их, непрестанно обращаясь ко вниманию себе. Откровенность очень опасна в наше время, потому что некоторые по превратному пониманию своего положения, считают обязанностию своею выведать, чтоб потом выведанное передавать. Вероятно это делается и с целию подслужиться. Потрудись передать К. И. мою искреннейшую благодарность за воспоминание обо мне. О здоровье моем не могу сказать ничего положительнаго. [...] Благословение Божие да почиет над тобою.Е. И. 14 мая 1864 Письмо 291 Двум сестрам. О жизни христианской Искренне желаю, чтоб Вы уподобились благочестивым сестрам, Марфе и Марии, упоминаемым в Евангелии, которые сподобились принять Господа в дом свой и благо-угодить Ему вниманием слову Его и усердным служением Ему. Господь сказал: "Где "два или три собраны о имени Моем" , т.е. живут вместе с целию истинно-христианскою, "ту "Есмь посреде их" . Да совершится это над Вами! Призывающий на Вас благословение Божие Ваш покорнейший слуга. Е. И. 1 июля 1864 Письмо 292 О греховности человеческой природы Земля сама собою производит разные сорные травы (плевелы). Никто не садит их: они растут сами. Причина тому - извращенное свойство земли. Безразсудно желать от земли несвойственнаго ей, т.е. чтоб земля не производила плевелов. Зная такое свойство земли, земледельцы с тщательностию и терпением выдергивают из земли плевелы по мере, как они показываются; иначе плевелы заглушат собою и уничтожат полезные произрастания. Точно так должно поступать и с проявлением страстей, когда они будут возникать из сердца. Свойственно нашему падшему сердцу рождать из себя разные греховные пожелания. От этого не должно приходить в уныние: должно врачевать страстные проявления и увлечения покаянием и исправлением себя. 2 апреля 1866 Письмо 293 Об обязанностях супруга православнаго к супругеинославной и о прочем На письмо Ваше нельзя не отвечать. Бог отверз сердце Ваше к писаниям о покаянии. Все Святые Православной Церкви в течение всей жизни своей неотступно держались покаяния, держались его и тогда, когда благодать Божия действовала на них явно. Ныне, при занятии религиею более ищут или холоднаго познания по букве или обольстительного наслаждения. То и другое принадлежит миру Сему, а не Христу. За послушание молюсь о Вас и чадах Ваших. Милосердый Господь да восстановит здравие супруги Вашей. По истинной любви христианской, которая ищет не угождать, а доставлять существенную пользу ближнему, постарайтесь внушить супруге Вашей во спасение ея, что у западных верований остались лишь буква и самообольщение, а в Православной Церкви, несмотря на наше крайнее изнеможение, действуют еще Истина и Святый Дух в сосудах, приспособленных к тому правильным, по возможности человеческой, жительством христианским; Необходимо вступить в общение с Духом Божиим посредством Истины; необходимо сделать это во время земной жизни, без этого нет спасения. За искренность слова Вашего приимите, как священное возмездие, искренность моего сердца, - и да благословит Вас Бог. Апостол завещает мужу верному заботиться о доставлении бесценнаго сокровища истинной веры жене (1 Кор. 7, 12-16), когда она не имеет его. О, какое счастие доставить ближнему блаженство в вечности. 12 апреля О преимуществах отдельных положений от общества лиц, ищущих спасения - Письма к мирянам - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 294 О преимуществах отдельных положений от обществалиц, ищущих спасения Справедливо говоришь, что милость Божия к тем, которые устранены Промыслом Божиим от общаго стремления массы в отдельные положения, как бы на острова, с которых только видна и слышна буря морская, и то тогда когда житель острова оставит глубину его - внимание к себе, и приблизится к берегу - начнет внимать совершающемуся на житейском море. Эта милость Божия возвещена и Священным Писанием (Пс. 30, 20-22). Святые Отцы предвозвестили, что в последния времена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая все воле Божией и суду Божию, благоговея пред самыми попущениями Божиими. Не от кого ожидать восстановления христианства! Сосуды Святаго Духа изсякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищах благочестия и благодати, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановляемо только Его орудиями. Милосердое долготерпение Божие длит время и отсрочивает решительную развязку для небольшаго остатка спасающихся, между тем гниющее и почти согнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, "яко время сокращено есть", и для всякого из нас переход в вечность не далек. 14 ноября 1864 Письмо 295 О строении Церкви Божией Воля Божия да совершается над нами! Недавно занимался я книгою, в которой собраны сочинения различных Святых, между прочим Антония Великаго. В числе других изречений Отца помещено, что он видел нисшествие Святаго Духа на авву Афанасия и на авву Пахомия, при этом первому дано дарование Патриаршества, а второму - настоятельства над общежительными монастырями. Также в Евангелии сказано, что Господь заповедал Апостолам пребывать неисходно в Иерусалиме, доколе они не облекутся силою Свыше, т.е. доколе не низойдет на них Святый Дух. Уже облеченные силою Свыше, не прежде, они вышли на проповедь и насеяли во вселенной истинное Богопознание. Святый Дух был учредителем и воспитателем христианства! Святый Дух основал Церковь! Святый Дух поддерживал Церковь чрез посредство избранных мужей, служивших Духу только орудиями! Человеки отвергли эту сверхъестественную Силу, Которую они сочли юродством, недостойным их, и хотят действовать силами и средствами своего падшаго естества. Но падшее естество заражено враждою к Богу: как же оно может действовать в пользу дела Божия? - Это - противоестественно ему! Это невозможно для него! Решительная невозможность доказывается опытом в самом обширном размере. Оказалось, что люди, вздумавшие действовать из себя в пользу дела Божия, сделались главными врагами этого дела, разрушителями его. Жить проще - вернее. Стараться исполнить Волю Божию и положиться во всем на Бога - самое лучшее дело. Епископ Игнатий. 1 февраля 1865 Письмо 296 По поводу раскольнических нападений на Церковь Статья "Странника" очень слаба. "Взгляд на учение Западных" очень пополнен мною. Он будет напечатан во втором томе "Аскетических Опытов" и может служить весьма удовлетворительным ответом на статью "Странника". В "Христианском Чтении" (книжка за декабрь) протек-шаго 1864 года помещена очень важная статья под названием: "Новые издания по расколу И. Нильскаго". В ней изложены обвинения старообрядцев, имеющих австрийских архиереев, на Великороссийскую Церковь. Эти обвинения, хотя не вполне одобрены с некоторою уклончивостию в общих словах, в сущности не отвергаются. На странице 486 сказано: "При Александре I архиереи сделались масонами и издавали и читали тысячи книг масонских и безбожных; издавали духовный журналы, как-то: "Сионский Вестник". "Угроз Световостоков", самые еретическия книги; даже "Христианское Чтение" каких не содержит в себе ересей"... "Кому в Церкви Российской разсуждать о догматах,о вере? По апостольскому примеру надлежит разсуждать соборне, а делами внешними, о догматах же не разсуждает, потому всяк ученый пишет на свой образец. То жили без предания по Лютерову смыслу, то обратились к преданиям Святых Отец и прибавили сие учение в Катихизис, обличая сим, что прежде уклонялись от православной веры, но переделали на свой лад, показуя сим, что не одинаково мыслят с Восточными патриархами". Исчислив другая несообразности, говорится (стр. 487): "А все от того, что учат не по Святым Отцам, а по книгам латинским и лютеранским". Отовсюду слышно, что раскол, с одной стороны, безбожие с другой, необыкновенно усиливаются. Нельзя этому не быть. Вышеприведенному голосу поповцев как не иметь значения и силы? В ноябрьской книжке "Странника" опубликована книга: "26 Московских лжепророков" и проч. - Что-ж? В первых двух статьях, особливо в первой об Иване Яковлевиче, выставлено участником их лицо, предмет общаго уважения, и превращено в предмет насмешки. Опять: как этой брошюре не иметь своего действия на легкомысленных! Новые философския книги сбивают с толку ученых. Надо бы принять благовременно меры, но они не принимаются и потом превращается в поток. Епископ Игнатий 1 февраля 1865 Письмо 297 Бог воспитывает скорбями Брат привез мне известие, что ты подвергался тяжкой болезни, почему и пишу я тебе эти утешительные строки. Святые Отцы советуют благодарить Бога за те скорби, которые нам посылаются, и исповедывать в молитве нашей, что мы достойны наказания за грехи наши. Таким образом, принимаемая скорбь послужит нам непременно в очищение грехов наших и залогом к получению вечнаго блаженства, Мы, по свойству недугующаго падением естества нашего, заботимся наиболее об устроении нашего земнаго положения, а Бог устраивает наше вечное положение, о котором мы забыли бы, если б земное наше положение не было потрясаемо скорбями", если б скорби, посылаемые по временам Промыслом Божиим, не напоминали нам, что все временное и земное преходит и что главные заботы должны быть о вечном. Писание говорит: "Господь, его же любит, наказует" . Скорби, вразумляющия посылаются от Бога тем, которых Он хочет помиловать, а отверженным посылаются скорби сокрушительные и решительные, наиболее на самом конце жизни, как-то, или скоропостижная смерть или лишение разсудка и тому подобное. Велик Бог наш! Великое дело - искупление человеков Богом! Страшное дело - падение человека! Необходимо нужно основательно познать это, чтоб не погибнуть навеки. 1866 Письмо 298 Скорби воспитывают смирение Подвижникам, занимающимся умственным подвигом, попускаются преимущественно пред телесными подвигами болезни и другия скорби: от действия их подвижник по необходимости должен возлагать надежду на Бога. От усиления надежды на Бога слабее самонадеянность; с уменьшением самонадеянности уменьшается самомнение. С ослаблением этих недугов начинает зарождаться в душе истинное смирение, на котором основаны правильность и прочность всякаго подвига. Это сказано в утешение тебе в постигшей тебя болезни. Будем предаваться воле Божией и делать сами то, что зависит от нас. 22 июня 1866 Епископ Игнатий. Письмо 299 О терпении скорбей и уповании на Бога Тому человеку, которого Бог избирает в служение Себе, посылаются различные скорби. За скорби должно благодарить и славословить Бога, моля Его, чтоб даровал покорность Ему и терпение. Очень хорошо сказал святый Исаак Сирский, увещавая покоряться Богу: "Ты не умнее Бога". Просто и верно. После последняго приема сиропа чувствую необыкновенную слабость. Ноги не служат. Боль в сердце, которая была уже очень сильною в Сергиевой пустыне, обнаружилась после сиропа с особенною ясностию. Проведши жизнь под игом различных немощей, в постоянных преткновениях, в постоянном упущении обязанностей моих, имею тот счастливый результат из такой жизни, что всю надежду спасения моего должен возлагать на единаго Бога. 29 июля 1866 Письмо 300 Об уповании на Бога Жизнь христианина на земле есть цепь страданий. Должно бороться с телом своим, со страстями, с духами злобы. В этой борьбе - наша надежда. Наше спасение есть Бог наш. Возложившись на Бога, должно переносить с терпением бремя борьбы. Искушения как бы топчут человека, претворяя зерно в муку. Они попускаются нам по Промыслу Божию, к великой душевной пользе нашей: от них получаем сердце сокрушенно и смиренно - которое Бог не уничижит. Прошу святых молитв обо мне, изнемогающим и телом и душою. Призывающий на тебя .благословение Божие. 29 ноября 1866 Епископ Игнатий. Письмо 301 Изречение Святителя Тихона о христианстве [...] П. А. довольно хлопот с изданием моих сочинений! Но эти хлопоты тем полезны ему, что дали возможность всмотреться в состояние Церкви, которое грустно. Святитель Тихон, смотря проницательно на направление, принимаемое современниками его, сказал: "Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух неудалилось неприметным образом из того человеческаго общества, которое не умеет хранить этот бесценный дар Божий". Прошу твоих молитв обо мне. Призывающий на тебя обильное благословение Божие. 27 декабря 1866 Епископ Игнатий. Письмо 302 О скорбях и жизни христианина в миру и о христианстве Приношу искреннейшую благодарность за воспоминание о мне немощном и грешном. Неизреченное милосердие Божие да дарует и мне и тебе нести попускаемые нам скорби с преданностию воле Божией, с благодарением Богу, с исповеданием своей греховности, от которых является в душе терпение. Жизнь человека в миру, в светской жизни, хотя бы и молодаго, не снимает с него обязанности вести себя благо-честно. Благочестие необходимо не только в отношении к вечности, но и к временному благополучию его: одно благочестие может удержать его от пагубных увлечений, которыми он вредит себе и потрясает любящих его истинно. Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. "Сущие во Иудеи да бежат в горы" . 1 февраля 1867 Письмо 303 О книге Н.Гоголя: "Выбранный места из переписки с друзьями" С благодарностью возвращаю Вам книгу, которую Вы мне доставляли. Услышьте мое мнение о ней. Виден человек, обратившийся к Богу с горячностию сердца. Но в деле религии этого мало. Чтоб она была истинным светом собственно для человека и издавала из него неподдельный свет для ближних его, необходимо нужно в ней определительность. Определительность заключается в точном познании Истины, в отделении Её от всего ложнаго, от всего лишь кажущагося истинным. Это сказал Сам Спаситель: "Истина свободит вы" . В другом месте Писания сказано: "Слово Твое "Истина суть" . Почему желающий стяжать определительность глубоко вникает в Евангелие, соображаясь с учением Господа, выправляет свои мысли и чувствования. Когда человек совершит этот труд, тогда он возмогает отделить в себе правильные, добрые мысли и чувствования от поддельно, мнимо правильных и добрых. Тогда вступает в чистоту, как и Господь после Тайной вечери сказал ученикам Своим, образованным уже учением Истины: "Вы "чисты есте за слово, еже рех вам" . Но одной чистоты недостаточно для человека:ему нужно оживление, вдохновение. Так, - чтоб светил фонарь, недостаточно чисто вымытых стекол, нужно, чтоб внутри его зажжена была свеча. Так сделал Господь с учениками Своими. Очистив их Истиною, Он оживил их Духом Святым, - и они соделались светом для человеков. До принятия Духа Святаго Апостолы не были способны научать человечество, хотя уже и были чисты. Такой ход должен совершиться с каждым христианином, христианином на самом деле, а не по одному имени; сперва очищение Истиною, а потом просвещение Духом. Правда, есть и у человека врожденное вдохновение, более или менее развитое; происходящее от движения чувств сердечных, Истина отвергает это вдохновение, как смешанное, умерщвляет его, чтоб Дух, пришедши, воскресил его в обновленном состоянии. Если же человек прежде очищения Истиною будет руководствоваться своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый, потому что в сердце его живет не простое добро, но добро смешанное со злом более или менее. Всякий взгляни в себя и поверь сердечными опытами слова мои! - Они точны и справедливы, скопированы с самой натуры. Применив эти основания к книге Гоголя, можно сказать, что она издает из себя и свет и тьму. Религиозные его понятия неопределенны, движутся по направлению сердечнаго вдохновения неяснаго, безотчетливаго, душевнаго, а не духовнаго. Он писатель, а в писателе непременно "от "избытка сердца уста глаголют" , или: сочинение есть непременная исповедь сочинителя, по большей части им не понимаемая, а понимаемая только таким христианином, который возведен Евангелием в отвлеченную страну помыслов и чувств, в ней различил свет от тьмы; книга Гоголя не может быть принята целиком и за чистые глаголы Истины. Тут смешение; тут между многими правильными мыслями много неправильных. Желательно, чтоб этот человек, в котором заметно самоотвержение, причалил к пристанищу Истины, где начало всех духовных благ. По этой причине советую всем друзьям моим заниматься по отношению к религии единственным чтением: святых Отцов, стяжавших очищение и просвещение по подобию Апостолов, потом уже написавших свои книги, из которых светит чистая Истина и которые читателям сообщают вдохновения Святаго Духа. Вне этого пути, сначала узкаго и прискорбнаго для ума и сердца, - всюду мрак, всюду стремнины и пропасти! Аминь. Письмо 304 О живописи церковной Нахожу, что описание двух картонов, сделанное Вами, украшает эти картоны многими прекрасными мыслями. Этим описанием приготовляется воображение, приготовляются взоры, чтоб увидеть прекрасные иконы, - почти живые, говорящия поучительнейшую проповедь. По крайней мере я получил такое настроение. Но когда перенеслись взоры из чтения на рисунок, мое ожидание не осуществилось: - я увидел не иконы нашей Православной Церкви, но карикатуры икон. Словно - если б певец с италианской сцены начал петь на свой лад с излиянием романтическаго чувства нашу величественную Херувимскую Песнь. О картоне Б-и. Прекрасная, возвышенная мысль - неизобразимое изображением Божество изобразить словом Сый, от Которого - лучи! Для чего же Ангелы отвратили взоры свои от изображеннаго так превосходно Божества? Они должны бы были учить предстоящих благоговению пред Божеством; в них бы должно показать стремление к Божеству всем сердцем, всею душою, всем помышлением, всею крепостию, как этого требует, этому научает Сам Спаситель. В этом состоянии находятся по самой вещи Ангелы, предстоящие славе Божией, как открывает нам Писание. Напротив - здесь Ангелы оказывают мало внимания и уважения Божеству, ни один не удостоивает взглянуть на Него, все зевают (извините за выражение) по сторонам. И стоит уединенно величественный Сый, отделенный, отсеченный от всей картины! Неужели у художника таилось в душе намерение написать критику на наше время, намекнуть нам, что Бог нами забыт, что повидимому мы простираем к Нему руки, а по самой вещи отвратились от Него. Четыре верхние Ангелы суть фигуры женския. Этим нарушено предание Православной Церкви, которая всегда изображает Ангелов прекрасными юношами. Нет примера во всем Священном Писании, чтоб Ангел явился в образе женщины. Здесь дамы и важные дамы. Судя по их физиономиям, в которых нет ничего Божественнаго, которые слишком обыкновенны, надо предполагать, что натурщицами были не более, как горничные девушки, а натурщицею для верхней фигуры на левой стороне - какая-нибудь кастелянша немочка, уже, как видно, пожилая, с выражением беззаботнаго выражения на лице, - вероятно того чувства, которое было в её душе в то время, когда она стояла пред художником. Отымите у фигуры крылья, вместо Сый поставьте люстру и спросите, что представляет картина? - Пляску. Для нижних трех Ангелов служили образцами мальчики. И на картине - мальчишки. Даже нет усилия произвести их в Ангелов. Средний - смотрит из окошка со всем должным вниманием ребенка, на ходящий на улице народ и ездящие экипажи; а два ассистента резвились, играли и на что-то мимоходом взглянули - только не на Бога. До Него им совсем нет дела! В благовоспитанных мальчиках преобладающее чувство - невинность и нежность. А здесь - здоровенькаго сложения ребятишки, способные пошалить, для которых розга - не лишнее. Как должен быть осмотрителен, строг выбор натурщиков! Их чувства, их характеры, их нравственность, их способности переходят на картины. От недостатка столь нужной священной критики у нас на новейших иконах, в которых искусство живописи достигло неоспоримо высокой степени развития, вместе видны и резкия несообразности. Не намерен я исчислять их, потому что они безчисленны, но выскажу ту несообразность, которая часто терзала мои взоры, когда они в тех глазах, из которых должна бы сиять Божественная Премудрость, усматривали выражение недостатка умственных способностей. Некоторый кучер, видный, но очень ограниченнаго ума, поступив ко мне в услугу, сам мне сказывал: "Я был натурщиком в Академии семь лет, в такой-то церкви такая-то икона писана с меня". Он исчислял иконы, для которых служил оригиналом, которых не хочу наименовать, этого не стерпит мое сердце! Но вот причина глупых глаз на иконе: она - верный портрет статнаго кучера с глупыми глазами. Иконописец должен твердо знать догматы Православной Церкви и вести жизнь глубоко-благочестивую, потому что назначение иконы - наставлять народ изображениями. Посему иконы должны сообщать понятия истинные, чувствования благоговейные, точно - благочестивые. В противном случае икона будет действовать так, как бы действовал с кафедры проповедник, зараженный лжеучением или с одними познаниями литературными без познаний богословских. О картоне Р-а. Древние воины ни за что бы не остались в касках пред священным изображением Живоначальной Троицы, вынесенным деяниями великаго угодника Божия, знаменитаго преславными чудотворениями! Древние благочестивые воины преклонили бы колена! Перенеситесь к самому событию: Преподобный Сергий благословляет Димитрия Донскаго на поход против Мамая. При этом обстоятельстве какое было благоговение! Какия серьезные мысли и ощущения должны были наполнять всех и каждаго. Шли на кровавую Куликовскую битву, против несметных полчищ татарских, имевших на своей стороне не только превосходство в числе, но нравственную огромную силу - воспоминание двувековых побед и владычества. Россияне - они ясно видели, что победа для них была крайне сомнительна, что следствия побеждения должны быть самые бедственные. Пред очами всех носилась смерть! Она украшалась лишь тем, что с мыслию о ней соединялась мысль о венце мученическом, потому что в походе против Мамая все признавали не только необходимость отечественную, но и необходимость религиозную. И точно! Поход этот был более плодом веры, нежели политических расчетов; поход - благословлен Преподобным Сергием! При совершении этого благословения могла ли иметь место легкость и ветренность, которая заметна в других, и даже в некоторых иконах? Здесь воины не могли иметь того чувства, которое имеют наши современные герои, когда они в манеже ожидают развода. Есть картина - доставление в Царя Михаила Феодоровича Романова. Там довольно удовлетворительно выражено на всех лицах и в постановках фигур чувство благоговения и благочестия. Это чувство дает картине единство действия, моральное и религиозное достоинство, достоинство иконы. Не мое дело судить о самом искусстве, и потому не обращаю внимания на то, что фигура Димитрия Донскаго кажется мне в неестественном положении. Но должен сказать, что и поныне благочестивые военные люди, намереваясь приложиться к Святыне, снимают с себя и отлагают оружие. К чему Димитрий подносит так близко к иконе меч свой? Не для благословения ли? Для этого мечу довольно лежать повергнутым на землю. Не сходно с чувствами и понятиями проникнутаго глубоким благочестием князя, чтоб он дерзнул поднести так близко к Святыне оружие, проливающее кровь человеческую. Вообще картон Р-а, не оживленный благоговением и прочими священными ощущениями, напротив того изображающий много светскости, далеко отстоит от достоинства иконы, имея, может быть, все достоинство картины. В Вашем описании, Вы похвалили произведения художников, как художников, - и похвалили прекрасно, как литератор. Примите мои слова, - это искреннее, прямое выражение чувств моих; я не остановился пред некоторыми выражениями довольно резкими для того, чтобы нисколько не пострадала Правда. Пусть лучше немного пострадает ухо и нежный вкус! Согласитесь! Сколько должно страдать сердце, самые глаза истиннаго сына Православной Восточной Церкви, когда он видит на местах, принадлежащих святым иконам - лишь картины, часто прекрасной кисти, но почти всегда чуждой богословскаго познания и чувства. Письмо 305 К С.И. С-вой: Жизнь - непрестанная духовная брань Вы нисколько не ошибетесь добрейшая С. И., если всю жизнь Вашу уподобите продолжительной войне. Каждому из нас предназначено взять у иноплеменников свой Иерусалим и свой Царьград. Слава на Небе ожидает победителя и завоевателя, - безчестие вечное ожидает решительно побежденнаго, допустившаго себе падение, из которого нет восстания. Не желайте, прежде решительной победы, ни мира, ни отдыха. Сражайтесь! Если чувствуете изнеможение, если побеждаетесь в мысли: то снова ободряйте себя, старайтесь не быть побежденною на самом деле и обучиться со временем к победе при столкновении одних мыслей. Доставив Коле земное счастие, постарайтесь доставить ему и Небесное. Вот работа после работы. Ваша добродетель будет привлекать благословение Божие на Вашего сына; а за согрешение Ваше может разразиться над ним гнев Божий. Помните это и укрепляйтесь. Бог, доселе неоставлявший Вас, не оставит и на будущее время. Благословение Его да почиет над Вами. Вам преданнейший 24 мая 1848 Архимандрит Игнатий. Письмо 306 Благопожелания в день Ангела Примите мое усерднейшее поздравление с днем Ангела Вашего. Да хранит он дни Ваши в полном благополучии, какое может быть на земли, и да наставляет душу Вашу на стези правые и святые, ведущия в блаженство вечное. Примите на себя труд передать мое поздравление Софии В. В этот день была именинница моя матушка: ее звали Софиею, были именинницами четыре родные сестры (все почившия). Призывающий на Вас благословение Божие, недостойный Арихмандрит Игнатий. 17 сентября 1849 Письмо 307 О любви к Богу Нет в моем сердце для Вас укоризны. Есть в нем желание Вам душевной пользы, есть искренность. Принимайте слова мои с простотою и любовию, потому что они говорятся с простотою и любовию. Любовь не подозрительна, исполнена веры, я говорю о любви духовной: плотская любовь всегда растворена ревностию и подозрительностию. Кумирами называю, или лучше научился называть,научился у святых Отцов, в их писаниях, земные предметы и образы их, приковывающие к себе мысль и сердце. Эти кумиры падают, когда произносится в храме душевном всемогущее и спасительное имя Иисуса. Желаю, чтоб это совершилось во мне, а потому и в Вас. Что Вы находите в этом желании жестокаго? Правда - оно ведет к тесному и прискорбному пути совершаемому мыслями и чувствованиями о Господе, но путь сей выводит к блаженству. Не сетую на Вас за равнодушие ко всем; не ищу от Вас пламенной любви к Спасителю. Ищу сердца сокрушеннаго и смиреннаго, которого Бог не уничижит. Что значит не уничижит? Значит, что в смиренное сердце, сокрушающееся блаженною печалию о множестве согрешений и недостатков, Бог изливает из Себя любовь к Себе. Свидетель сему св. Ап. Павел, который говорит, что в него излилась любовь Божия Духом Святым, данным ему (Рим. 5, 5). Любовь Божия умерщвляет любовь плотскую, душевную. Она - Дух. Она пребывает в тонком хладе, всегда ровная, как в Евангелии, но научает уязвленнаго ею полагать душу за ближнего своего. Ибо ощущение этой любви сладостнее ощущения жизни. Она поставляет человека в правильное отношение ко всем и ко всему. Она в святом мире, и мир в ней. Она в святой чистоте, и чистота в ней. В чистоту входим покаянием; покаяние должно нас умалить, привести в состояние детей. Поцелуйте за меня Колю и полюбуйтесь им: нам надо быть такими, как он, чтоб войти в Царство Небесное, которое есть Божественная Любовь. Вам преданнейший Архимандрит Игнатий. 23 августа 1846 Письмо 308 О стихах Благодарю Вас за прекрасные стихи: не говоря уже о наружной отделке, которая до мелочности изящна, в них много силы и много логики, - того и другого больше нежели в стихах Майкова. Мне понравились два стихотворения воспитанника дворянскаго полка Василия Пето: "Молитва" и "Песня", напечатанные в "Инвалиде". Видно дитя, виден подражатель Лермонтова, но виден вместе и истинный талант, видна необыкновенная глубина чувств... какой... какой... нет ни в ком из современных поэтов. Если Вы так добры, что принимаете на себя взять заказанную для меня аптечку, то исполните это. Возьмите к ней руководство, если имеется какое особенное. Архимандрит Игнатий. Письмо 309 О книге "Мой дар друзьям моим" "Долг красен платежем", - говорит русская пословица добрая, справедливая пословица. Это мне надо исполнить относительно Вас: отвечать Вам сколько-нибудь порядочно на предоброе письмо Ваше, на премилое письмо. [...] Вместо обширнаго письма посылаю Вам статью "Чаша Христова". - Таких статей у меня написано 15-ть, назначаются составить книгу - "Мой дар друзьям моим", мою уплату за ту любовь, которую многие имеют ко мне в такой степени. Образ изложения, наружная форма, самый слог, - может быть новость в духовной русской литературе. Так мне внушилось, - и я действую просто по внушению. Мне хочется, чтоб книга моя была другом, всегда утешительным, никогда не обременительным. Читатель найдет везде начало, везде конец. Захочет прочитать всю статью, - найдет общую связь. Хочу, чтоб книга удобоприступна была каждому, как друг; - и чтоб гордый ум смиряла высотою истин и глубиною чувств: друг должен быть с характером. [...] Воспоминание о Бородинском монастыре, какое у меня было в душе, такое и вышло на бумагу. В этом заключается все мое оправдание пред справедливым обвинением в краткости. Чад своих не отдаю в ортопедическое заведение - вытягивать члены, рожденные на свет короткими! - Есть у меня некоторые вещи и более обширные чем "Воспоминание", но не знаю идут ли они в светский журнал. Пришлю что-нибудь когда поокрепну и предоставлю благоразсмотрению И. И-ча напечатать или нет. "Чашу" сохраните в тайне с сестрицею Вашею. Пейте вдвоем из нее духовное утешение в скорбях Ваших. [...] 1 декабря Архимандрит Игнатий. Письмо 310 О письме Нахимова Вам надо пожаловать ко мне прочитать ответ Нахимова, назидательный своим смирением и благочестием. Это отклик на Ваше смирение и благочестие; водимые ими Вы передали мне Ваше желание послать ему икону Святителя Митрофана, привили мне это желание. Вам преданный Архимандрит Игнатий. 27 марта 1854 Письмо 311 О приготовлении к вечности Вчера я имел истинное удовольствие получить письмо Ваше через полковника X. Сердечно благодарю Вас за воспоминание Ваше о мне; я был уверен, что Вы меня забыли,- и надо же было придти Вашему письму для подтверждения моего убеждения, в те именно дни, когда за минуту предстала мне мысль о противном. Милостивый Господь да благословит Вас и сына Вашего. Будьте утешением друг другу. Слово Божие да будет Вашим руководителем. Оно постоянно вещает страннику земному о его вечном отечестве. Это - песнь Небесная, которая непрестанно напоминает о Небе изгнаннику с Неба. Если мы не будем внимать Слову Божию, то легко можем обмануться, счесть землю вечным жилищем и употребить единственно для земли все силы души и тела, потом внезапно и неожиданно предстать в вечность по призыву Всесильнаго Бога, между тем, как занятые исключительно временным, мы ничего не сделали для вечности, т.е. для вечности блаженной. По милости Божией я живу очень спокойно, но лечение водами очень тяжело по застарелости моей болезни. За все слава Богу. Оканчиваю это письмо прекрасною молитвою: "Сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим". Ваш покорнейший слуга Игнатий Епископ Кавказский и Черноморский. 8 февраля 1860 Письмо 312 Неизбежность воздаяния Что сказать Вам на письмо Ваше от 10 июня? "Молитеся, да не выйдите в напасть",-" говорил Господь ученикам Своим пред наступлением напасти. Бывает время сеяния; бывает и время жатвы. Непреложен нравственный закон, по которому люди должны неизбежно пожать то, что они посеяли произвольно. Но всемогущество Божие и неограниченная милость Божия могут изменить или смягчить и законную, логичную последовательность твердаго нравственнаго закона. Благословение Божие да почиет над Вами и над чадом Вашим, а милость Божия да сохранит Вас от всякаго зла. 22 июня 1862
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.