Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (141)

Письмо 244 О чтении правила для мирян Спешу представить Вам слабый опыт правила, который я назвал: "Чин внимающаго себе посреди мира". Внушилось мне сделать его по возможности общим, для того, чтоб он Вас нисколько не стеснял. Тем более показалось мне это удобным, что я Вам передал лично, как читать, по обычаю внимательных, утренния и вечерния молитвы и акафист Сладчайшему Иисусу, т.е. не спешно, очень не спешно, даже протяжно, не стремясь к тому, чтоб прочитать за один раз весь акафист, или все собрание вечерних и утренних молитв, но заботясь о том, чтоб читаемый Вами известный отдел этих молитвословий был прочитан со вниманием, как во уши Господа Бога, а не на воздух. Руководство для деятельной жизни - Евангельския заповеди. Руководствуйтесь ими в дворце Вашем, как руководствовался ими святый Давид в дворце своем. Этот царь говорил молитвенно Богу о заповедях Его: "Свет стезям моим закон Твой; ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех; путь неправды отстави от мене и законом Твоим помилуй мя; возлюбих заповеди Твоя паче злата и тапазия; живи мя в заповедех Твоих" Псал. 118 . Величайшие святые Отцы повелевают, чтоб правило для христианина было как можно проще и малосложнее. Великий Варсонофий говорит, что врата в Царство Небесное узки и что не надо давать широкаго правила для вшествия в них; широкое правило даже может помешать вшествию в них, потому что, гоняясь за мелочами, мы можем упустить важнейшее. Письмо 245 Бог воспитывает скорбями. - Евангельские добродетели В ответ на письмо Ваше скажу Вам слово Божие, которое должно Вас укрепить и утешить в постигших Вас скорбях. "Аз, ихже люблю" , - говорит Господь, - "обличаю и наказую" . Все приблизившиеся и усвоившиеся Господу достигли этого многими скорбями, по свидетельству Священнаго Писания. Апостол Павел проповедывал в числе догматов, что многими скорбями подобает Вам внити в Царствие Божие. Напротив того, те, которые чужды скорбей, признаются забытыми Богом. - "Итак, не унывайте в скорбях Ваших, но благодарите за них Бога, как за великое благодеяние, и полагайтесь на Его святую волю и на Его святый Промысл. Да почитывайте Евангелие, чтоб Вам научиться из него, что не несущий креста своего не может быть учеником Христовым! Что-бы было с Вами, если б Бог не обучал Вас скорбями? Вы бы пожертвовали и всем временем Вашим, и всеми способностями Вашими суете, и вступили бы в вечность недостойною никакой награды, - напротив того, достойною полнаго наказания за пренебрежение Христом Спасителем мира, Сыном Божиим, принесшим Себя в жертву за Вас с тем, чтоб Вы принесли себя, для собственнаго Вашего блага, в духовную жертву Ему. Недостаточно быть добрым по естеству: надо быть добрым по Евангелию. Естественное добро часто противоречит добру Евангельскому; потому что наше естество находится не в первобытной чистоте, дарованной ему при создании, но в состоянии падения, при котором добро перемешано в нас со злом. И потому это добро, если не выправится и не вычистится Евангелием, само по себе непотребно и недостойно Бога! Христос с Вами! Он да укрепит и душу Вашу и тело! Он да устроит во благо и временные и вечные отношения Ваши. Письмо 246 К К.П.БРЮЛЛОВУ. Об одиночестве своей души; пристань верная - истинное Богопознание; о помазанности красоты Духом Дорогой мой Карл Павлович! С сердечным прискорбием услышал я о постигшей Вас болезни. Так далеко я от Вас и не могу посетить Вас, чего бы так желала душа моя! Надеюсь к 1-му июня приехать в Петербург; после необходимых явок к начальству, постараюсь непременно посетить Вас. Я лечусь, очень слаб и до сих пор еще не выходил из комнаты. Сидя писать не могу, а пишу, лежа на постели, и потому пишу карандашом. Всегда я принимал в Вас сердечное участие. Душа Ваша представлялась мне одиноко странствующею в мире. Так странствую и я, окруженный с младенчества бедствиями. Около меня сформировался круг друзей, искренне меня любящих, но еще не встречался я с душою пред которою мог бы я вполне открыться. И это не от того, чтобы я был скрытен; нет, я очень откровенен, но душа, пред которою я мог бы открыться с истинною пользою, должна быть способна понять меня, изследовать меня, - должна постичь самое вдохновение мое, если есть во мне какое вдохновение. Без этого, откровенность перед непонимающим только наносит новую язву душе. В моем земном странничестве и одиночестве нашел я пристань верную - истинное Богопознание. Не живые человеки были моими наставниками; ими были почившие телом, живые духом святые Отцы. В их писаниях нашел я Евангелие, осуществленное исполнение; они удовлетворили душу мою. Оставил я мир, не как односторонний искатель уединения или чего другаго, но как любитель высшей науки; и эта наука доставила мне все: спокойствие, хладность ко всем земным пустякам, утешение в скорбях, силу в борьбе с собою, - доставила друзей, доставила счастие на земле, какого почти не встречал. Вы знаете, как я живу в монастыре! Не как начальник, а как глава семейства. - Несколько лет, как разстроилось мое здоровье, по месяцам, по полугодам не выхожу из комнаты; но религия вместе с этим обратилась для меня в поэзию и держит в непрерывном чудном вдохновении, в беседе с видимым и невидимым мирами, в несказанном наслаждении. Скуки не знаю; время сократилось, понеслось с чрезвычайною быстротою, - как бы слилось с вечностью; вечность как бы уже наступила. Тех, которых угнетает скорбь, пригоняет к моей пристани, приглашаю войти в мою пристань, в пристань Божественных помышлений и чувствований. Они входят, отдыхают, начинают вкушать спокойствие, утешение, и делаются моими друзьями. Вашей душе надо войти в эту пристань! Она слышит по какому-то тайному предчувствию, что ей суждено найти успокоение в этой пристани; а сердце мое к Вам отворено, давно отворено. Давно видел я, что душа Ваша в земном хаосе искала красоты, которая бы ее удовлетворила. Ваши картины - это выражение сильно жаждущей души. Картина, которая бы решительно удовлетворила Вас, должна бы быть картиною из вечности. Таково требование истиннаго вдохновения. Всякая красота, и видимая и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимаго истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнию, вечною жизнию. Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры. Поправляйтесь, дорогой мой Карл Павлович! Желаю по приезде моем увидеть Вас здоровым, укрепившимся. Еще надо бы Вам пожить, пожить для того, чтоб ближе ознакомиться с вечностию, чтоб пред вступлением в нее стяжать для души Вашей красоту Небесную; в душе Вашей всегда было это высокое стремление. Объятия Отца Небеснаго всегда отверзты для принятия всякого, кто только захочет прибегнуть в эти святые, спасительные объятия. Прощайте; до свидания, которого жажду. Архимандрит Игнатий. Письмо 247 Телесными болезнями исцеляется душа.- Предание себя в волю Божию. - О своем здоровье Ваше превосходительство, милостивейший государь, Стефан Дмитриевич. Ждали мы Вас в столицу, - дождались неприятной вести о Вашей болезни. Таков обычай верховнаго Царя царей: Он, их-же любит, наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет. Теснясь в пределах человеческаго суждения, помышлял я, что Вы здесь очень нужны: но ин суд Божий и ин человеческий. Хотелось бы мне Вас видеть опять в Вашем доме, окруженнаго семейством, радостнаго, довольнаго, но Господь, утверждающий нашу к Нему любовь злоключениями, попустил разсыпаться Вам в разные стороны, как зернам пшеницы. Вспомните, почтеннейший мой благодетель, что Законоположник наш претерпел крест, и последователям и слугам Своми предвозвестил: "в "мире скорбни будете!" -" Отчего же скорбни? Оттого, что мир Вас возненавидит, и самый Отец Мой "всякую розгу творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет" . Итак, благодушествуйте посреди волнения, предайте себя воле Божией, с радостию и благодарением переносите болезнь, ведая что телесными болезнями исцеляется душа. Повторяйте почаще сию молитву: "Господи, буди воля Твоя!" Она краткая, но заключает в себе обширный смысл и весьма сильно действует к успокоению человека, находящегося в печали. Сие узнал я отчасти на собственном опыте. Но зачем ссылаюсь на ничтожный опыт, когда Сам Спаситель мира произносил сию священную молитву в вертограде и сею молитвою преграждал прошения, исторгаемые немощию человечества. [...] Надеюсь на милость Божию, ожидаю того приятнаго часа, в который Вас увижу лицем к лицу. Господь да возвратит Вам доброе здоровье, дабы, обилуя и телесными силами, и всяким довольством, преизобиловали во всякое дело благое о Христе Иисусе Господе нашем, - и вообще для Церкви, и в частности для истинных её членов... С искренним почтением и преданностию честь имею быть Вашего превосходительства покорнейший слуга и богомолец Архимандрит Игнатий. 17 октября 1834 Письмо 248 О В.Ф. Яне. Внутренняя молитва. Опасность прелести Ваше превосходительство! В понедельник не смел уже я безпокоить Вас, предполагая, что Вы довольно утомились от понесенных трудов утром. Гостит у меня Василий Федорович г. Ян, - но мыслями мы весьма с ним не сходимся. По всему видно, что он занимается внутреннею молитвою. Оная молитва есть высочайший, труднейший и многоскорбнейший подвиг, требующий и полнаго самоотвержения, и правильности мыслей, в противном случае - отец лжи, приемлющий вид Ангела светлаго, приближается к сердцу с притворным услаждением, которое ощутив человек и почитая оное благодатию Божественною, утверждается в своей прелести и начинает показывать ея плоды с некоторыми признаками как бы сумасшествия. Для таковаго, говорит св. Иоанн Лествичник, крайне нужна Божия помощь: ибо человеками таковый неизлечим. И подлинно, согласится ли принять духовный совет от ближнего тот, кто думает (если и не говорит сего), что благодать его наставница? Натурально ли, чтоб сознался в невежестве, в прелести тот, кто думает, что он все видит ясно и здраво и в душе своей ощущает горнее утешение? Нахожу я положение г. Яна крайне опасным, ибо он жнет уже плоды своего подвига неправильнаго: видна в нем задумчивость и часто трет свои ребра с болезненным выражением на лице. Те части, к коим прикасается враг, когда человек привлекает его к себе, суть ребра; благодатное действие ощущается в горних частях персей. Чтение г. Яна составляют Фома Кемпийский, Арнт (за коих он стоит горою), а о писателях святых вовсе и понятия не имеет. Чтоб ему оказать помощь, непременно нужно его перевести от первых кладезей ко вторым. Я вижу, что мои хлопоты будут безуспешны; он очень противустоит, и мое состояние находит весьма опасным, что справедливо по моей грешной жизни, а не по мыслям, заимствованным от св. Отцов. Ваше к нему расположение может быть подействует сильнее: ибо он опытами убежден, что Вы ищете его пользы. А мне лучше не входить с ним ни в какие суждения, в кои вошел я единственно по приверженности моей к Вам. Довольно, предовольно, если буду взирать на грехи свои, стремиться к покаянию и плачу, и на сию спасительную ниву изгонять вверенное мне стадо жезлом примера и учения. Вот мое видение, вот мое наслаждение, - наследство праотца моего Адама, поискавшаго наслаждения в плаче после утраты сладостей райских. Если удел наш в сей жизни болезновать о себе, и тем более утешаться, чем в большей мере сия болезнь, то едва ли останется время соболезновать. И не осталось бы, говорит св. Макарий, если бы милосердый Бог не выводил нас из внутренней клети нашей для пользы ближнего. Простите, что худо писал: глаза очень слабы.Желаю Вам всех благ от руки Создателевой и всему Вашему семейству благословения. С искреннейшею преданностию и почтением, честь имею быть Вашего превосходительства покорнейшим слугою и богомольцем. Архимандрит Игнатий. Письмо 249 О В.Ф. Яне и беседах с ним Василию Федоровичу понравилось, кажется, монастырское жительство. Ваша искренняя любовь и христианское попечение могут убедить его, дабы он некоторые свои идеи, возвышающияся на Разум Христов, преклонил пред оным Разумом, необъемлемым. Что касается до внешних предметов, то беседу его нахожу весьма приятною: видно, что он проводил внимательнейшую жизнь и накопил много опытности. Но духовные начала у нас совершенно различные. Сия разница не могла произвесть духа единения, единения уст, единения сердца, но не помешала мне весьма полюбить его, как кроткаго и благоразумнаго человека. Письмо 250 Видение креста; Болезнь - крест - иго благое Ваше превосходительство! Когда был я у Вас, то много мы беседовали о кресте Господнем, который по-истине есть иго благое и бремя легкое. Приехав в обитель, я получил подарок: 14-го числа, пред утренею, видел сон: как будто хочу подать нищим милостыню и для сего вынимаю из своего кармана кошелек; из коего вдруг выскочил мне на ладонь ярко светящийся золотой крест. В тот же день я занемог, а 16-го слег в постель; приключилась горячка; седмь дней не принимал никакой пищи; теперь хотя и получше, но очень слаб. С того времени, как я в Петербурге, не проводил я дней моих с такою приятностию, как сии дни болезни. Точно Крест Господень есть иго благое и бремя легкое, а со Иисусом и на Голгофе рай. [...] Простите! Дай, Господи, Вам всего добраго. 26 августа Письма к мирянам Письмо 251 О последнем часе и о своем портрете Ваше превосходительство. Милостивый Государь. Какое живое, вместе тихое, духовное утешение пролилось в мое сердце, когда принял я в руки поданный пакет с надписью Вашей руки, - тем более, когда начал я чтение слов, дышащих любовию. Точно, - любовь николиже отпадает. Вот! Вы попечитель нищих, часто богатых верою и переходящих с гноища на лоно Авраамово. В лице сей меньшей братии Христовой, Сам Христос приемлет Ваши попечения и Ваше служение, точно так, как принял бы Он и в лице служителей церковных. Наружность не так блестящая, сущность та же. О! сколько есть служений славных, приманивающих честолюбие, занимающих и воспламеняющих воображение: но конец венчает дело. Приходит смерть, призывает к жизни без призраков; на это приглашение, как бы оно горько ни было, никто не может сделать отказа. Идут цари, не свершив огромных предположенных планов, от исполнения которых могли бы благоденствовать миллионы народа; идут гении, покинув начатое для удивления потомства; идут законодатели, не достроив законодательных сводов; в одно мгновение отлагаются знаки отличия и громкие титулы, на приобретение коих употреблена вся жизнь. Богатые верою, напротив, становятся еще богаче: ибо смертию вступают в существенное обладание тем, чем до смерти обладали только верою. Вам, так как и себе, почтеннейший Стефан Дмитриевич, желаю в Бога богатеть. Вы желаете иметь портрет мой? Ваш портрет имею, получив оный из рук Ваших; имею портрет души Вашей в памяти, в сердце. Мое грешное лицо не достойно быть изображением кисти художника. Вместо этой кисти, пусть могильный червь точит глаза, осквернившияся страстным зрением; пусть точит уста, отверзавшияся для слов, коими прогневляется Бог; пусть точит все члены, бывшие орудием преступления. Если же, несмотря на мое недостоинство, каким-либо случаем изобразите портрет мой, то постараюсь исполнить желание Ваше, внушенное любовию. Христос посреди нас есть и всегда будет. Вашего превосходительства покорнейший слуга и богомолец Архимандрит Игнатий. Письмо 252 О благотворительности; О письмах затв. Георгия Задонского; Бог "кого любит - наказывает" Воистину Воскресе Христос! Ваше превосходительство, милостивейший государь Стефан Димитриевич! Пишу к Вам, тихо беседую с Вами, как бы с присутствующим и получаю Ваше письмо, в котором Вы замечаете, что мы писали друг к другу в одно время. Усерднейше благодарю Вас за пособие, оказанное обители нашей. С приятностию читал я письмо Стурдзы и избранные повести о милосердии из житий святых Отцов. Это прочное средство к поддержанию и усовершенствованию в благочестивом и добром российском народе по природе сильной наклонности к вспоможению ближним. Вы спрашиваете, почему начатое при Вас издание отдельных житий, принятое публикою столь благосклонно, ныне остановлено? Что Вам на это отвечать? Этому причиною страсти человеческий. Письмо о монашестве, очень дельное, оставляю у себя на неделю, чтобы иметь время сделать некоторые примечания, и препроводить оные к Вам. Не была ли у Вас в руках книжка писем задонскаго затворника Георгия? Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени. Дворянин, воин, он сложил у себя оружие вещественное, чтобы вступить в поприще брани духовной, провел в неисходном затворе семнадцать лет и скончался в 36-м году, будучи 47-ми лет от роду, духовным успехом заменив лета многа. Писал он многим, к нему расположенным, особам, письма, которые по смерти его собраны, сколько можно было собрать и напечатаны. С пера его текут струи благодатные, недостаточество внешняго образования заменяется обильным достоинством духовным. Книжка сия сделалась одною из моих настольных. В Москве можно ее достать. Вы будете пить чашу утешения, которая Вам теперь нужна. Святый Иоанн Богослов, когда увидел рай, наполненный святыми белоризцами, и спросил, кто эти белоризцы, то ему было сказано: это те, которые пришли, претерпев великия скорби; они вымыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. Таков обычай Царя Небеснаго: кого любит наказует, биет всякаго сына, о котором благоволит (Евр. гл. 12, 6). Пишу Вам с натуры; если еще не знаете, то конечно, узнаете от Мальцевых. Вы можете видеть мое сердце: оно и грешно, и не чисто, но любит безкорыстно. В том, что Вы желали и желаете мне добра, удостоверял меня и теперь удостоверяет самый опыт. Желайте добра не тленнаго, не временного, но истиннаго, которое доставит Вам Сам Господь, подающий любящим Его чашу страданий в сей краткой земной жизни. - Навсегда Ваш покорнейший слуга и богомолец 29 апреля 1840 Архимандрит Игнатий. Письмо 253 Рецензия на письмо о монашестве: 1) История монашества.2) Отличие монахов от мирян Ваше превосходительство, милостивейший государь Стефан Димитриевич! Препровождая при сем письмо о монашестве, которое прочитал я неоднократно с удовольствием и о котором имел честь в прошлом письме, по Вашей любви ко мне и моей к Вам, сказать мое не тяжеловесное мнение: оно очень дельно. По тому же чувству, по желанию Вашему и моему обещанию, не останавливаюсь и заметить, не для критики, но с желанием принести посильную услугу: 1) По мнению моему, происхождение монашества не довольно правильно изложено. Оно не есть плод гонений, хотя некоторые, точно, удалились в пустыни от гонения. Несколько частных случаев не позволяют заключать о целом. Это объясняется в особенности тем, что пустыни начали наполняться монахами по окончании гонений, во время коих пустынножителей было весьма мало. Вот наружное доказательство; есть и внутреннее, сильнейшее: почти все иноки древние входили в искушения явные от бесов, после чего искушения от человеков не страшны. Таким ли бояться мучителей? Антоний Великий, когда услышал о начавшемся гонении в Александрии, пришел туда, объявил себя христианином, желал мучиться, но никто не посмел возложить рук на него: ибо и монашество есть долговременное мучение. От чего же явилось монашество? В первые три века Церковь Христова была гонима правительством. Принять христианство значило лишиться всех прав гражданства, всего имущества, самой жизни. Принятие христианства не могло не быть следствием сильнаго убеждения. Христиане жили, как приговоренные к смерти, не зная, в который час Жених придет, - приготовлялись к смерти, расточая тленное имущество нищим, пребывая непрестанно в молитвах и сердцем живя более на Небе, нежели на земле. Весьма многие проводили жизнь девственную, подвижническую - все. Не было мысли о забавах, роскоши, стяжании, своеволии. Можно сказать, все были монахами; аскеты были совершенными монахами, не имея платья монашескаго, как и клир не отличался одеждами во время гонений от общества. Когда гонения прекратились, то жизнь христиан посреде градов изменилась, ослабла. Веру христианскую принимали не всегда по одному убеждению, но весьма часто по обычаю; вступило в Церковь много гнилых удов, кои во время гонений тотчас бы обнаружились отпадением; общество христианское посреде градов изменилось. Жене-Церкви, коей первородный плод, лик мученический, восхищен к Богу на Небо, даны были два крыла орла великаго - бежать в пустыню: явился лик монашествующий. 2) Недостаточно объяснена разность междумирянином и монахом, столь явная из слов Спасителя к юноше: "аш,е хощещи спастися, заповеди сохрани: не убей, не прелюбодействуй, не укради" и проч. Вот деятельность мирянина, коей цель - спасение. На вопрос юноши, что есмь не докончил. Господь научает что есть в христианском жительстве совершенство; кто хочет онаго достигнуть, должен сперва оставить все земное, и потом, обнаженный от всего, принять труд о достижении совершенства. Это изображает и евангельская притча, в коей Царствие Небесное уподобляется купцу, узнавшему, что на некотором селе скрыто сокровище, и продавшему все имение для покупки села того, заметьте, а не сокровища. Святый Макарий Египетский говорит, что тот, кто расточил имение, оставил все приятное земное, удалился в пустыню - еще ничего не сделал, только обнажился для вступления в поприще, - неизвестно, достигнет ли цели. Совершенство христианское состоит в чистоте сердечной, коей является Бог, обнаруживающий Свое пребывание в сердце многоразличными дарами Духа Святаго. Достигнувший сего совершенства есть светильник, не телесным служением, но служением Духа исполняющий заповедь любви к ближнему, руководящий спасающихся, восставляющий их от падений, целящий их душевные раны. Монашеский лик доставил Церкви Христовой пастырей, которые не преперательными словесами человеческой мудрости, но словесами Духа, споспешествуя учению чудесами, пасли и утверждали Церковь. Вот почему Церковь по окончании мучений представлена бежавшею в пустыню. Туда бежало совершенство церковное, источник света церковнаго, главная сила Церкви воинствующей. Кто были Златоуст, Василий Великий, Епифаний, Алексий и Филипп митрополиты, - словом, все святые пастыри? Но и не в чине архиерейском, а в простом монашеском, есть много светильников от Антония Великаго, Иоанна Дамаскина, до Сергия Радонежскаго и Георгия Затворника. Веру утверждали, ереси обличали и попрали. Без монахов пропало бы христианство в мирянах. Вот сколь необходимо в Церкви Христовой совершенство, без коего и спасение с самою верою легко может утратиться, и непременно утратится: ибо нужны чувства, обученные долгим временем, в различении добра от зла (Евр.). Сего совершенства достигали в первенствующей Церкви аскеты и мученики, после - монахи. Безбрачие, нестяжание, пост, труд, бдение, деятельная любовь, это - орудия, средства к достижению совершенства, но не самое совершенство. Кажется в письме об этом сказано темно, отчего различие и необходимость монашества выставлены не в полной силе. Хорошо бы сочинителю прочитать беседы Макария Египетскаго, и слово усилить понятиями духовными. Скажут: какой гордый отзыв о монашестве, обличающий гордость сердца. Отвечаем: в темной комнате значительная нечистота не приметна; в освещенной яркими лучами солнца тонкий прах весьма заметен и беспокоит хозяина. Дух Святый есть Учитель смирения; вселившись в сердце, вздыхает воздыханиями неизглаголанными и показывает человеку ничтожность праведности его, как говорит Исаия: "вся наша правда, яко порт жены блудницы" . Настоящая дьявольская гордость - отвергать дар Божий существующий, как бы не существующий. Навсегда Ваш преданнейший Архимандрит Игнатий. 5 мая 1840 Письмо 254 Терпение в искушениях; Об иессеях и ферапевтах.- Спокойствие во время испытаний Ваше превосходительство. Милостивейший государь! Опять перед глазами моими почерк Вашей руки, который всегда возвещал мне приятнейшия ощущения, долженствующия наполнить душу. Теперь довольно поглядеть, или лучше взглянуть на этот почерк, чтоб отворить дверь в сердце для множества сладостных впечатлений. Благодарю Вас за присланные книжки - сказатели полезных трудов Ваших: в Первых Опытах Комитета, достигши чтением §9-го, я торжествовал духовно, видя, что пища для плоти соединена с пищею для души; особливо - назидательное чтение при работах есть новость в России в наше время, воскрешение древняго обычая благоустроеннейших монастырей; при отгнании праздности от тела, отгоняется сия мать пороков и от ума, - и это превосходство! - Благодарю Вас за милостивое слово, замолвленное о планах земли, принадлежащей Сергиевой пустыни, которые теперь уже в руках наших. Наконец! Горе имеем сердца исполненные благодарения!Слава милосердому Богу, исцеляющему болезнь детей Ваших и утешающему домочадцев Ваших надеждою урожая. Повторим песнь отроков в пещи вавилонской: "согрешихом, безэаконновахом... И вся, елика сотворил еси нам, и вся елико, навел еси на ны, истинным судом сотворил еси... душею сокрушенною, и духом смиренным да прияти будем" Даниил, гл. 3 . Вот истинное духовное чувство! Праведники, подвергшись искушению, не видят своей праведности, зрение ума их устремлено к совершенствам Божиим, озаренные сим светом, они видят нечистоту правды своей, - и сердце исполняется чувствований глубокаго смирения, ум начинает произносить исповедание и хвалы правосудия Божественнаго. Вот фимиам, благоприятный Небу; вот кадило, которого дым разливается в горнем жертвеннике Царя царей. - Об ессеянах сведения Иосифа Флавия и о ферапевтах Филона - не удовлетворительны; ибо они писатели, будучи иудеи, не передали нам ничего о том, с каким чувством они встретили веру христианскую. То видно, что секта ессеев в Палестине и ферапевтов в окрестностях Александрии сохранили строго обычаи иудейства и не принимали христианства. Вот что говорит о первых преподобный Нил Синайский, монашеский писатель 4 века: любомудрствовать покушались многие еллины, и из иудеев не мало... От иудеев избравшие сие жительство суть сыны Ионадава... всегда обитают в кущах, воздерживаются от вина и от всего влекущаго к сластолюбию, пищу имеют простую, удовлетворяют потребностям тела с умеренностию, очень прилежат образованию нравов и пребывают наиболее в созерцании. Отсюда и называются ессеи: ибо сим названием обозначается род их жительства. Но какая польза им от подвигов и от пребывания в трудах, когда они убили Подвигоположника Христа. Погибает мзда трудов их: ибо они отверглись Раздаятеля мзды и Источника истинной жизни. Итак, они погрешили в цели любомудрия: любомудрие есть благоустроение нравов соединенное с истинным познанием о Боге, в чем погрешили и иудеи и еллины, отринувшие Премудрость, пришедшую с Небес, и покусившиеся любомудрствовать вне Христа. Таково мнение пр. Нила, ученика Иоанна Златоустаго; таково мнение и других древних учителей церковных о ессеянах. Их подвиг был более наружный, лучшие наблюдатели древностей церковных находят, что они вдались более прочих иудеев в мелочную утонченность обрядов, отчего, оцеждая комаров, забыли позаботиться о верблюдах. По этой причине секта их по духу близка была к фарисейской. Не осужден ли Евангелием их пост, их милостыня, их молитва, чуждые смирения, вместе с фарисейскими? - Полезно для христианских монахов оглядываться на ессеев и в них видеть, что телесный подвиг, без любви и сердца сокрушеннаго, есть кимвал, звяцающий тщеславием, и медь, звенящая от пустоты своей. Обращаясь к началу дражайшаго письма Вашего, дышащаго добротою, 1-го февраля 1840 г., когда я был потребован для выслушания приговора, который в чем состоял и за что - мне было неизвестно, я чувствовал особенное спокойствие духа: в напутствие услышался в церкви Апостол, тому дню принадлежавший по церковному кругу сего года (1-го послания Петрова, главы 4-й, начинался с 12 стиха и оканчивался первыми стихами следующей главы). "Возлюбленные!" огненного "искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного.." . Время начаться суду с дома Божия... Итак, страждущие по воле Божией, Ему, как верному Создателю, да предают души свои, делая добро. Может ли быть что утешительнее и назидательнее? Особливо слова: время начаться суду с дома Божия, - погружают ум мой в глубокое размышление. Они сообщают нам возвышенную духовную мысль, что делание и подвиг христианина, как бы сами по себе, по суду человеческому, ни были достаточны, по суду Божию далеки от совершенства и требуют очищения и дополнения от искушений. Тогда почитается здание храма Божия оконченным, когда засверкает на вершине его Крест Христов. Добраго здоровья Вам и милым детям Вашим. Господь да сохранит Вас, да укрепит Вас для пользы человечества и для пользы гражданской. С истинным высокопочитанием и сердечною преданностию имею честь быть... 16 июля 1840 Сергиева Пустынь Письмо 255 О своем отношении к С.Д. Нечаеву И прекрасный перевод жития Иоанна Милостиваго читаю с наслаждением, и гляжу любовно на знакомую руку, которою надписан конверт, ищу коротенькой записочки, хочу знать здоров ли, благополучен ли кормитель нищих в столице христолюбивой, - ищу напрасно, напрасно любопытствую с такою заботливостию. Впредь кладите в такие конверты маленький листочек с сим двусловием: я здоров. Полезно употребляемое Вами время оставляет Вам мало времени, а я не нуждаюсь в длинных письмах от Вас: имею продолжительное письмо в сердце; оно начинается с начала нашего знакомства, конец его... О! я хочу, чтоб оно было без конца, чтоб продолжение его перешло за пределы гроба и сделалось вечным во Христе. Какое наслаждение - любовь. Пишу к Вам, и на языке моем чувствую какую-то особенную сладость. Это - сладость древа райскаго. Присылаемые Вами книжки мне говорят; внеси и ты маленькую лепту в ту сокровищницу, в которую богатые вносят тысячи сребренников. Не буду голосу этому ослушен. 12 ноября 1840 От души Ваш, Архимандрит Игнатий. Письмо 256 О своем здоровье, переводе Исаии Отшельника, и об отце Арсении Троепольском Христос Воскресе! Дражайший и почтеннейший Стефан Дмитриевич! Много виноват я пред Вами, не отвечая столь долго на письмо Ваше, исполненное дружбы и искренности. Оно не сходило со стола моего, часто перечитывал его, каждый раз с новым утешением. Справедливо говорит святый Исаак Сирский: нет в мире предмета драгоценнее любви ближнего, которою входим в любовь Божию. Или обременил я себя излишними письменными занятиями, или подействовали на слабое мое телосложение искушения, или хроническая моя болезнь - солитер, или все вместе привело меня в средине зимы в такое болезненное положение, что я оставил пищу, почувствовал сильнейшую боль в груди, в продолжение Великаго поста так был слаб, что едва подписывал имя мое на аналое; с страстной недели поправляюсь. [...] Провожу время по обыкновению: занимаюсь монашескими книгами святых Отцов, из коих Бог помог окончить перевод с латинскаго книги святаго Исаия отшельника. Из перваго издания оной двести экземпляров назначаю для монашествующих Сергиевой пустыни, а тысячу в распоряжение питателя московских нищих. Книга не имеет наружнаго порядка в изложении, который требуется от писателя ученаго в школах мира сего, но имеет глубокия мысли, имеет систему для сердца и ума, которую можно ожидать от воспитанника пустыни безмолвной. Надеюсь, что Вы прочтете оную с душевною пользою и удовольствием, ибо Вам знаком вкус глубоких чувств, рождаемых смиренным разсматриванием внутренняго человека. Таким образом я буду участником Ваших занятий и Вы моих! Эта мысль меня утешает. Вы познакомились с о. Арсением Троепольским! Точно, он добрый человек: я находил понятие его о монашестве более ученым, чем опытным, более удовлетворительным для ума, чем для сердца; не знаю, в каком он положении теперь. Дай Бог всем спастись от змиев, - страстей наших, коим помогают другие змеи - демоны. Если б Вы взглянули в настоящее время на братство Сергиевой пустыни, то очень бы утешились: ибо Ваша рука была при учреждении сего духовного сада и многая лозы пересажены с Вашею помощию. Все почти прежние жители монастыря выбыли; теперь первые лица - это те послушники, которые вступили в обитель вместе или вслед за мною. Они уже иеромонахи, и главный из них - наместник Аполлос, кажется, не ложно может быть назван образцовым иноком нашего времени... Не знаю, не сберусь ли в конце лета побывать в Москве. И очень нужно бы для здоровья, - кажется, нужно бы и для души. Какое радостное свидание меня там ожидает и туда приманивает! До сих пор встречаю препятствие в мысли, представляющей, что опасно оставить монастырь при настоящих обстоятельствах духовенства невскаго, можно отсутствием своим подвергнуть братство Сергиевское расхищению. Не приедете ли Вы в северную столицу? Не призывает ли Вас в оную наступающая нужда поместить старшаго сына Вашего в пажеский корпус, или гвардейскую школу? - Ему должно быть около 14 лет? Очень порадовался я, услышав, что государь опять обратил внимание свое на заслуги Ваши. Земная почесть, сама по себе ничтожная, но для человека, посвятившаго жизнь свою на службу царю и отечеству, отрадна царская милость. Остается мне изобразить постоянное, и усердное, и молитвенное желание моего сердца всех благ Вам и всему Вашему семейству. Да благословит Бог питать и растить в душе Вашей чувство любви христианской к грешному Игнатию! Ваш усерднейший и преданнейший слуга и богомолец Архимандрит Игнатий. 11 апреля 1841 Сергиева Пустынь. Письмо 257 Из св.Исаии Отшельника. О смирении и прочие наставления. Св.Исаии из Слова VIII. - Если ты дал что взаймы ближнему и онаго не просишь обратно, то подражаешь свойству Иисуса; если же просишь, то подражаешь свойству Адама; если требуешь лихвы, то это ниже и Адамова свойства. Если кто укорит тебя за что, тобою сделанное, или не сделанное, а ты промолчишь, то уподобляешься Иисусу; если будешь отвечать; возражая, что я сделал? то ты уже не подобен Ему; если же воздашь равным за равное, - то совершенно не подобен. Если приносишь жертву твою со смирением, как недостойный, то оная будет благоприятна Богу. Если же вознесешься сердцем твоим и вспомнишь о других спящих, или нерадящих, то суетен труд твой. Смирение не имеет даже языка сказать о ком, что он нерадив, или презорлив; - не имеет глаз для зрения чужих погрешностей; - не имеет ушей для слышания того, что не может принести пользы душе; наконец, оно не имеет никаких забот, кроме забот о грехах своих. Оному свойственно со всеми сохранять мир, не по причине дружбы, но ради заповеди Божией. Слов. XVII. - Попирающий совесть, изгоняетдобродетели из сердца своего. Боящийся Бога прилежен, не боящийся Его предается нерадивости. Хранящий уста свои и молчащий благоразумно, возвышает помышления к Богу. От многословия происходят леность и ярость. Подчиняющий ближнему волю свою обнаруживает тщаливость души к снисканию добродетелей; напротив, пристрастный к воле своей, обнаруживает свое невежество. Страх Божий и тайное поучение хранят душу от страстей. Мирские разговоры повергают сердце в мрак и отвращают оное от добродетелей. - Возмущается ум и сердце любовию к земным вещам, презрением оных приносится безмолвие и спокойствие... Ржа снедает железо; подобным образом честолюбием точится сердце человеческое. Плющ, обвившись около виноградной лозы, портит плод ея; подобным образом тщеславие ниспровергает труды человека. Смирение предводительствует добродетелями, а чревообъядение страстями. Конец добродетелей - любовь, а страстей - почитание себя самого праведным. Заключение XVII Слова. - Братия! Будем стараться,доколе находимся в теле, наполнить сосуды наши елеем, по причине коего светильник бы наш засиял, когда будем входить в Царствие. Светлый и блистающий светильник есть душа святая. Ибо душа, блистающая добрыми делами, войдет в Царствие, душа же, оскверненная злобою, низойдет во тьму. Итак бодрствуйте, братия, и прилежите добрым делам: ибо время приближается. Блажен, ведущий себя строго. Уже колосья поспели и настоит жатва. Блажен, сохранивший плод свой, - и приидут ангелы и вложат оный в житницу вечную. Горе унывающим, ибо огнь их пребывает. Наследия мира сего суть злато, и сребро, и домы, и одежды: все они подают причину ко греху, и при всем том, отходя туда, мы должны их оставить. Наследие же Божие безмерно, онаго око не виде, ухо не слыша, оное на сердце человеческое не изыде (1 Кор. 11, 9). Оно даруется тем, кои в краткое сие время повинуются заповедям Господа. Оно даруется за хлеб, за воду, за одежды, кои подадим нищим, за человеколюбие, за чистоту тела, за непорочность сердца и за прочия добродетели... Письмо 258 О своем здоровье. - О недостатках образования. - Об уединении. - О своем портрете Ваше превосходительство, милостивейший государь, Стефан Дмитриевич! Долго не отвечал я на почтеннейшее, дружеское письмо Ваше. Так прихворнул в это время, что опасались воспаления в груди. Произведено кровопускание, приставлены пиявки, и приговаривают к повторению кровопускания. Сохраняю большую диэту от письма и пишу только в крайних случаях: этому причиною большая слабость в груди с болью и потерею голоса. Так переплавляемся мы в здешней жизни, и, дай Боже, чтоб не безполезно! Служение Ваше по духовному ведомству дало Вам возможность употребить слово "мытарство" для названия тех разсматриваний продолжительных и многообразных, коим подвергаются у нас книги существенно полезные, и от коих так свободны книги умеренной пользы, в особенности же пустые и даже вредные. Я улыбнулся при прочтении этого слова и теперь часто улыбаюсь, видя оживотворение его делом. Книга святаго Исаии была у Преосвященнаго Киевскаго в продолжение 3-х месяцев; он прочитал ее и одобрил к напечатанию, ублажив духоноснаго писателя величайшими и должными похвалами. Теперь, конечно, пойдет на разсмотрение к московскому (Митрополиту Филарету (Дроздову)). Если труд мой может послужить с какою-нибудь пользою для нуждающихся братии, то, по совершенном одобрении рукописи к напечатанию, не премину представить оную к Вам. Будьте раздаятелем хлеба и вещественнаго, и духовнаго! Тех и других нищих много. Опасения Ваши по отношению к климату и нравственности очень справедливы: никакой глаз не может заменить родительского, не говоря уже о сердце. Да и из учебных заведений, в настоящее время, едва ли не первое место должны занимать учреждения, приготовляющия к статской службе, а из них вообще университеты. Мы ветренны: количество знаний, которое возрастает с возрастом мира, мы имеем большее, нежели наши предки; это самое многознание делает нас поверхностными, и мы уступаем предкам в качестве знаний, в сущности знания. А ветренность - от стремления к пустым веселостям. Вы промолвились о уединении? Когда эта мысльприходит, надо ее спрашивать: не рано ли? Хотя и опаздывать не должно. Точно: мир не веселит людей размышляющих, но он, питая нас горестями, отталкивает нашу любовь к нему и направляет ее к Богу. Мир ранит наше сердце и тем исцеляет его болезни - земные пристрастия. Безвременное уединение уничтожает сию работу сердца, которое нашедши покой, часто снова примиряется с миром и делается холоднее к Богу. Это не мои мысли, но я заимствовал их из аскетических Отцев Церкви, и когда приходится видеть опыты, то они постоянно утверждают меня в сем образе мыслей. [...] Наконец я склоняюсь на портрет с грешнаго лица моего и почитаю обязанностию своею прислать к Вам экземпляр, дабы Вы видели и образ того, кому Вы делали много добра. Мои мысли и чувствования, которые не прямо мои, но заимствованы от истиннаго духа Христовой Церкви, всегда находили приют в Вашем сердце. От этого взаимная любовь! Любовь - тот покой, тот дом, в который Бог вселяет единомысленных о Христе, как воспевает псалмопевец. [...] Будьте здоровы! Поздравляю Вас с Новым Годом, призываю на Вас и все почтеннейшее семейство Ваше благословение Божие и молитвы пр. Сергия, и с чувством сердечной преданности имею честь быть навсегда Вашего превосходительства покорнейшим слугою и богомольцем Архимандрит Игнатий. [...] 17 января 1842
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar