- 222 Просмотра
- Обсудить
Письмо 204 Утешение по поводу смерти сына Какую неожиданную весть принесла мне нынешняя почта!... Константин Федорович, в цвете лет зрелаго мужества, обещавший так много для отечества, для родителей и семейства своего, бесценный для всех знавших его, внезапно оставил поприще земной жизни, - и прах его уже покрыт землею! - покоится в Сергиевской пустыне! Там долго он будет покоиться!... Возбудит и оживит его труба общаго воскресения человеков!... А душа его!... да обрящет она покой в блаженных, тихих и светлых обителях неба! Туда да проложат ей путь и ея собственное благочестие и благочестие родителей! Туда да проложат ей путь молитвы святой Церкви, молитвы отца его, молитвы матери его, молитвы осиротевшей супруги и сиротство почти немоществующих и непонимающих сиротства своего младенцев, детей его! Постигла Вас скорбь крепкая, необыкновенная, но соответствующая крепости души Вашей! Вам предлежит облечься во всеоружие живой веры, вдыхающей в сердце твердость, мужество, смирение, покорность определениям Божиим. Вам предлежит сообщать силу души Вашей слабой по телесному сложению, хотя и не слабой по упованию на Бога, Дарий Михайловне: - она мать!... Вам предлежит заменить собою почившаго в его семействе, - вступить снова в обязанности отца, пекущагося о воспитании детей. Неожиданный и тяжкий крест лег на рамена Ваши! но он послан Богом... Неприметно пришел, приблизился он, - внезапно, всею тяжестию лег на рамена, - и блаженны те рамена, которые сподобились ощутить на себе крест Господень! Блаженна душа, которая с великодушием примет и понесет крест Господень. Крест - знак избрания Божия, печать Христова. Этой печатию запечатлевает Христос Своих! этот знак изображают на возлюбленных Божиих ангелах Бога Вседержителя! Если - ж ты видишь кого, - сказал преподобный Марк Подвижник, - проводящаго жизнь безскорбную, в постоянном благоденствии, - знай: "его ожидает по смерти суд немилостивый". Все святые признавали за непреложную истину, что тот, который проводит жизнь безскорбную, - забыт Богом. Не ищи, говорит один из них, совершенства христианскаго в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в кресте Христовом! Какия-бы добродетели ни были совершаемы святыми, они считали их неполными и недостаточными, если их не увенчал крест Христов, не запечатлела, не засвидетельствовала печать Христова. Те только пройдут путь, стрегомый херувимом, которые будут иметь при себе рукописания, запечатленные печатию Христовою. Милость Божия к Вам являлась во все течение жизни Вашей и в благословении Вас семейным счастием, и в благословении Вашего служения Царю и отечеству. Та же самая милость Божия является и в посланном Вам кресте. Наказание Божие - не наказание человеческое!... гнев Божий - не гнев человеческий! Господь наказует, - любит! Он призывает Вас в ближайшее познание Его. Короткое знакомство с великими земли доставляет временные почести и мнимое богатство; подобное познание Бога доставляет блага вечные, зрение славы Божией, участие в этой славе. Всегда смотрел я на Вас оком сердца моего,- глубоким сердечным чувством, которое трудно постичь, которого существования даже и не подозревают проводящие жизнь рассеянную. Думаю: Бог послал мне это чувство с тем, чтоб я имел хотя малую лепту, которою бы мог в час нужды принести Вам слабое воздаяние за Вашу обильную любовь. Гляжу на Вас отсюда, из отдаленной пустыни: вижу то-же самое! разстояние не препятствует смотреть и видеть сердцем. Постоянно я ощущал в Вас, в Вашей душе, какую-то нравственную задачу, которая не имела полнаго решения. Оставалось решить! Воля Божия о Вас видна теперь яснее: Ему благоугодно, чтоб душа Ваша принесла духовный плод для житницы вечной, соответственный средствам и силам, насажденным в эту душу. Для того - Он вывел Вас на подвиг. Ему благоугодно, чтоб Вы приблизились к Нему, более познали Его. Константин Федорович - почти одних лет со мною; немного моложе меня. С того времени как мы познакомились, протекла целая четверть столетия; тогда он был в мундире пажа, а я в мундире юнкера. Первая мысль, мелькнувшая мне при прочтении вести о его кончине, пролетевшая прямо в сердце, была: "и он пошел в монастырь". Теперь Вы - безпристрастный судья: не все-ли равно уйти в монастырь несколькими годами раньше, несколькими годами позже?... Инок - тот же мертвец с живым словом!... Слово его из другаго мира!... из того мира, где - душа почившаго. Я, живой мертвец, стяжал новаго сожителя в Сергиеву обитель - сына Вашего, мертвеца, заключившаго навсегда уста свои. Да дарует мне Бог произносить Вам за него и за себя "слово" из того мира, - слово утешения, слово спасения!... Заливаюсь слезами, - перо не держится в трепещущей руке: Христос с Вами! Он да укрепит Вас, и Вами все семейство Ваше! Всей душой Вам преданный А. И. 4 февраля 1848 Письмо 205 Ответ сомневающемуся в существовании ада. - О лжеименном разуме. - Описание одного из своих таинственных видений. Ты сомневаешься в существовании ада и вечных мук? - повторять нынешнее модное возражение: "это не сообразно с милосердием такого благаго существа, как Бог". Ах, друг мой! может ли такое слабое, ограниченное существо, как человек, судить сам собою о Боге, Существе безпредельном, превысшем всякаго постижения и суждения - выводить положительные заключения о Боге из взглядов в себя? Оставь твои собственные суждения и верь от всего сердца всему, чему научает нас Евангелие. Сам Спаситель сказал: "И идут сии в муку вечную" Матф. 25, 46 ; в другом месте сказал: "во "аде возвед очи свои" Лук. 15, 23 . Спаситель сказал, что есть ад, есть вечные муки; - к чему твое возражение! Если-ж ты дашь место этому возражеию, значит - сомневаешься в истине слов Спасителя, отвергаешь их. Кто из учения Христова отвергает хотя один догмат, тот отрицается Христа. Подумай хорошенько: твое сомнение - не такой легкий грех. Если-ж ты усвоишь его себе, будешь осуществлять словами, - впадешь в грех смертный. Одно слово веры может спасти, и одно слово неверия может погубить душу. Разбойник в час смерти, уже на кресте, исповедал Христа, - и отворил себе двери в рай; фарисеи, отвергнув Истину, похулили Духа Святаго, - и погибли. "От "словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися" Матф. 12, 37 , возвестил Спаситель, - Если позволишь твоему разуму возражения против учения Христова, он найдет их тысячи тысяч: он неисчерпаем - когда попустим ему заразиться неприязнию ко Христу. Мало по малу он отвергнет все догматы христианские! Не новость - этот плод необузданнаго, самовольнаго суждения; сколько от него явилось в мире безбожников, богохульников! По наружности, для неопытных глаз, они казались умами блестящими, разорвавшими цепи, вышедшими на свободу, открывшими истину и показавшими ее прочим людям. Но последствия показали, что мнимая их истина - ужаснейшее, пагубнейшее заблуждение. Потоками крови омыты ложные мысли, - и не вычистилась мысль этим омовением! Страшно - запятнать мысль ложью: кровь человеческая не в силах омыть этих лютых пятен. Для такого омовения человечество нуждалось в крови Богочеловека. Оно получило эту кровь, умылось в ней, очистилось! держимое рукою веры, вышло на свет истиннаго богопознания и самопознания, - вышло туда из глубокой, темной пропасти плотскаго, лжеименнаго разума. Этот разум призывает человека снова в пропасть, - и внемлет человек призыву убийственному! Что дивнаго? Человек сохранил свой характер: в раю, исполненном благоухания и наслаждения Божественнаго, он не остановился вверить свое внимание льстивым словам диавола. Друг мой! ты христианин, член православной Восточной Церкви; сохраняй верность к духовному телу, которого ты член, - сохраняй соединение с святою Церковию, которой ты принадлежишь, - сохраняй твое духовное достоинство, как бесценное сокровище. По причине немощи твоей не вдавайся в суждение о догматах: это глубокая пучина, опасное море; в нем потонули многие пловцы неискусные и самонадеянные. Безопасно, с надеждою обильной духовной корысти могут плавать, носиться по чудным волнам богословия только те, которых кормило - ум в деснице Духа. По совету св. апостола Павла низлагай всякое помышление, взимающееся на разум Христов. Не входи в спор, ниже в разсуждение с сомнениями и возражениями, порождаемыми лжеименным разумом; мечем веры посекай главы этих змей, едва они выставят эти главы из своего логовища! Это дело прямое, дело верное! дело достойное того, кто однажды навсегда сочетался Христу. Прежде союза имеет место разсуждение; по заключении союза оно - уже преступление. Ничто, ничто да не нарушает, да не колеблет твоей верности! Ах! сноснее не вступивший в союз, нежели предатель. Со смирением преклони выю благому игу; веди жизнь благочестивую; ходи чаще в церковь; читай Новый Завет и писания святых Отцов; благотвори ближним: в свое время божественное Христово учение, из которого дышет святыня и истина, усвоится душе твоей. Тогда не будут приступать к ней никакия сомнения. Христово учение вышеестественно как божественное: оно приступно для ума человеческаго при посредстве одной веры. Безумное начинание - объяснить вышеестественное человеческим разсуждением, очевидно немогущим выйти из общаго, обыкновеннаго, естественнаго круга. Безумнаго начинания последствие: несообразность, безчисленные возражения, отвержение неестественнаго, хотя бы это неестественное и было божественно. Люди в своих действиях по большей части противоречат сами себе! берегут глаза свои, чтоб очи не засорились, а ума - этого ока души - отнюдь не думают беречь, засоряют всевозможным сором. Господь повелел хранить ум, потому что он - вождь человека. Если ум собьется с пути истиннаго, - вся жизнь человека делается заблуждением. Чтоб сбиться уму с пути истиннаго надо немного: одна какая-нибудь ложная мысль: "Егда око твое просто будет" , говорит Спаситель, "все "тело твое светло будет: егда же лукаво будет, и тело твое темно", "Блюди убо егда свет, иже в тебе тьма есть" Лук. 11, 39 . Мы совсем не соблюдаем этого всесвятаго завещания; не наблюдаем, чтоб наш свет, т.е. ум, не сделался тьмою, валим в него всякую всячину; он делается решительно тьмою и разливает мрак на все поведение наше, на всю жизнь. С чего-бы родиться в душе твоей помышлениям, враждующим на Бога, - помышлениям пагубнаго неверия и суемудрия? Непременно ты начитался разных пустейших иностранных книжонок, наслушался разных неосновательных суждений о религии, которыми так богато наше время, так скудное в истинных познаниях религиозных. "Ничто так не направляет человека к богохульству, как чтение книг еретических", сказал Исаак Сирский. Оставь это безпорядочное чтение, наполняющее ум понятиями сбивчивыми, превратными, лишающее его твердости, самостоятельности, правильнаго взгляда, приводящее в состояние скептическаго колебания. Займись основательным изучением святых Отцов. Ты принадлежишь этой Церкви? Твоя обязанность узнать ее как должно. Посмотри как твердо знают свою религию инославные Запада! - Правда, для них меньше труда в подробном познании своей веры. Папист - лишь уверовал в папу, как в Бога, сделал все: он папист в совершенстве! может сумасбродствовать сколько хочет! Протестант лишь сомневается во всем предании, протестует против всего Христова учения, удерживая впрочем себе имя христианина, - сделал все: он вполне протестант. Достигши такого совершенства и римлянин и протестант пишут многотомные сочинения; их творения грузятся в пароходы, едут в Россию искать читателей. Не читай того, что написали эти люди, сами не понимая, что пишут. Ты так мало знаешь, по общей нынешней моде, христианскую религию, что очень удобно можешь усвоить себе какую-нибудь ложную мысль и повредить ею свою душу. Ад есть, и мука вечная есть; благочестивою жизнию сделай их для себя несуществующими! Считаю конченным ответ мой. А что буду говорить далее, то дань, приносимая дружбе. Нет! - не дань; надо назвать иначе. Это празднословие, к которому приводят однакож искренность и дружба. Часто приходилось мне слышать мысль сомнения, ныне высказанную тобою и подкрепляемую именно тем доводом, который ты привел, что существование ада и вечных мук несообразно с милосердием Божиим. Однажды, после такой беседы, когда оставил меня беседовавший со мною посетитель, я погрузился невольно, не замечая того, в задумчивость. Грустно было на сердце. Никакая, впрочем, особенная мысль меня не занимала. В этом состояло впечателение, оставленное мне посетителем. И как не остаться грустному впечателнию, когда я слышал христианина, дерзавшаго прямо противоречить Христу, дерзнувшаго признать слова Само-Истины-Бога ложью, вымыслом, суеверием. Как не остаться грустному впечатлению, когда я видел, что отвергается милость Божия, - которую способно принять и сохранить одно правое исповедание догматов веры христианской, которую подает Сам Бог, и в предлог такого отвержения приводится суетное человеческое умствование о милосердии Божием! - Внезапно предстает мне мысль, предлагающая путешествие по всему свету. Мысль была так светла, произвела во мне такое приятное ощущение, что я нисколько не задумался о ней. С доверчивостию соглашаюсь. Водимый ею, лечу как бы в воздушном шаре. Вижу все страны, ничто не останавливает меня на пути моем, несусь мимо заоблачных гор, переношусь быстро чрез реки, чрез озера, чрез моря. В кратчайшее время осмотрел всю вселенную, - притом сидя спокойно в моих креслах. Что я видел во время моего путешествия? Страдание человечества. Да! я видел мучения и физическия и нравственные, - не встретил ни одного человека, который бы не страдал. Я видел страдание во дворцах и на троне; я видел его среди переливающагося изобилия. Где тело было здраво и насыщено, там сердце было гадко, больно, - не стерпевая лютой болезни, произносило непрестанные стоны. Я видел заключенных, погребенных на всю жизнь в душные и мрачные темницы; видел роющихся в пропастях земных, куда не достигает свет солнечный, где при звуках цепей и ударах молотов и секир добывется золото -средство к наслаждениям одних чрез постоянное бедствие тех, которые добывают. Я видел в государствах образованнейших целые семейства, умирающий с голоду; видел человечество, искаженное заблуждениями! Я видел человечество, низведенное до подобия скотов безсловесных и зверей хищных! Там производится ловля людей, как животных; там торгуют ими, как товаром бездушным, как скотом - и на этом торжище человек - товар малоценный: цена ему меньше, чем цена домашнему скоту. Там человек живет почти как безсловес-ное животное; а там живет он, как зверь лютый, находя наслаждение в пролитии крови, пожирая с бешеным, изступленным веселием себе подобных. Ах! лучше-бы не существовать, чем существовать так неистово, так ужасно. Такова картина обыкновеннаго человеческаго быта на земле. Надо вспомнить и о бедствиях, котрым подвергается человечество по временам и местам: о землетрясениях, моровых язвах, междоусобиях, о мече завоевателей, так обильно льющем кровь, когда он в руке Батыя или Тамерлана. И вот - уже несколько тысячелетий, как сменяется на земле одно поколение другим, сменяется единственно для страданий. Однакож на все это смотрит Бог, Творец и Владыка всего, всемогущий и всеблагий. Это ужаснейшее зло, в котором страждет род человеческий, на земле, не препятствует Богу пребывать всеблагим. Сколько ни придадим чисел к безконечному, сколько не отнимем их от него, оно не изменится, пребывает Безконечным!... Но если взглянуть так на землю, на которой поочередно страдали, на которой вымерло смертию, более ли менее лютою, столько поколений - мысль о аде и вечных муках перестает уже быть странною!... Род человеческий - разряд существ падших. Земля - преддверие ада первоначальными казнями для преступных. Спаситель соделал ее преддверием Рая. Письмо 206 По поводу политических событий в Европе 1848 года Приветствую Вас письменно - в ответ на Ваше Дружеское письмо и христианское приветствие - прежде приветствия личнаго, которого, надеюсь, Господь вскоре меня сподобит. Сердечно утешен тем, что Вы провели Страстную седьмицу по обычаю Вашему в обители преподобнаго Сергия, - в временном земном пристанище, которое благоволил Бог дать мне с единомудренными моими братиями - моим семейством духовным. В будущем веке да даруется нам неизреченною благостию Господа обитель вечная, в которой да будет и для Вас приют, не для срочнаго приезда, - для постояннаго пребывания. Письмо Ваше в декабре я получил: тогда я был очень слаб. Действие сильнаго и полезного лекарства держало меня наиболее в постеле, а голову так одурманило, что я сделался неспособным ни к каким умственным занятиями. Поэтому, как пред Вами, так и пред многими другими, провинился одною и тою же виною: молчанием. Когда я услышал о происшествиях, изменяющих лице земли, - я не почувствовал ни удивления, ниже того интереса, который бывает при слухе о чем-нибудь новом. Когда я услышал об этих происшествиях - я как бы услышал о смерти человека, давно-давно страдавшаго и изможденнаго неисцельным недугом, заживо умерщвленнаго этим недугом прежде умерщвления смертию. Такой всегда мне казалась образованная Европа, или так называемый просвященный мир. Мое неудивление показалось странным мне самому. В то время, как я размышлял о моей холодности - внезапно вспомнились мне слова Спасителя: "Егда услышите брани, и слышания бранем, не ужасайтеся: подобает бо быти: но не у кончина. Восстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут труси по местам, и будут глади и мятежи, начала болезнем сия" Марк. 13, 7, 8 . Здесь особенно замечательно то, - и на этом слове Евангелия я всегда останавливался, - что последним признаком начальных болезней, долженствующих предшествовать окончательной болезни - антихристу, писание выставляет "мятежи". Рационализм с своими постановлениями не может остановиться в движении своем, как имеющий основанием непрестанно изменяющийся разум человеческий. Надо ожидать большаго и большаго развития болезни. Она начала потрясать спокойствие народов с конца прошлаго столетия; чем далее, тем действие её обширнее, разрушительнее. Из окончательнаго всемирнаго действия этой болезни должен возникнуть "беззаконник", гений из гениев, как из французской революции родился его предъизображение - колоссальный гений, Наполеон. - Что меня поражало больше, нежели нынешние обстоятельства? Меня поражали причины этих обстоятельств: общее стремление всех исключительно к одному вещественному, будто-бы оно было вечно, - забвение вечнаго, как-бы несуществующаго, - насмешки и ругательство над христианством, - утонченное и лютое гонение на на Церковь, гонение на жизнь ея, на Святаго Духа -заменение Духа и Его уставов лжеименным разумом и уставами, исходящими от миродержца. Обман, всесветная молва, как-бы при столпотворении, - повсеместное устройство железных дорог - работа, подобная столпотворению. Надо заметить, что Бог, как говорит Писание, с тою целию смесил языки и разделил народ на народы, чтоб лишить людей возможности все греховные предприятия приводить в исполнение общими силами всего соединеннаго человечества: паровозы возвращают людям эту возможность. Тогда, при столпотворении, низшел Бог, говорит Писание, взглянуть на дела человеческия, и остановил безумное начинание смешением языков; теперь близок час, в который снова сойдет Бог воззреть на дела человеческия, и положить им конец уже не смешением языков, а заменением мира, созревшаго и обветшавшаго в беззакониях, миром новым и непорочным. Во время странствования моего я имел возможность довольно подробно взглянуть на землю Израилеву, - на Церковь. Что сказать о ней? О ней надо сказать слова пророка о земле, "низвращенной от меча, собранных от" язык "многих на землю Израилеву". "Бысть пуста весьма" Иезек. 38, 8 . Это говорит пророк вдохновенный, когда видел в дали времен время последнее, судьбу Церкви, и могущественное царство, возникшее на севере. По непостижимой милости Божией нам дано туне величайшее благодеяние Божие: "познание Христа, православная вера во Христа". Народ, - и, в частности, - душа человеческая, неприступны для безбожнаго рационализма и его последствий, доколе они ограждены святою верою. Надо бдеть и молиться по завещанию Господа, чтоб избежать напастей видимых и невидимых. Письмо 207 О чистоте сердечной Когда на пути, пролегающем по обширной равнине, стоит ветвистое древо, кидающее роскошную тень, - с какою радостию стремятся к нему путники; насладительно для них вдохновение и дружеская беседа под прохладою густой и широкой тени. Такой приют, такое утешение доставляет для текущих путем земной жизни святый крест Христов. Треблаженное древо, на котором процвел плод жизни: воплотившийся Бог - жизнь и податель жизни. Под сению Креста приятно беседую с Вами. Выслушайте следующую священную повесть: "К святому великому Пимену, пришел некоторый брат и жаловался, что видит в добрых делах своих примесь греха. Старец разсказал ему такую притчу: два земледельца жили в одном месте. Один из них посеял немного хлеба, хотя и нечистаго, а другой, предавшись лености, не посеял ничего. При наступлении жатвы первый собрал довольно хлеба, хотя и нечистаго - второй не собрал ничего. Который из двух земледельцев будет иметь пропитание? Брат отвечал: тот, который посеял и собрал немного хлеба, хотя и нечистаго. Старец отвечал: будем-же и мы сеять понемногу, хотя даже нечистаго, чтоб не умереть с голоду". Бог даровал Вам с верностию взглянуть на Ваше сердце, когда, взглянув в него, Вы увидели в нем смешение душевнаго с духовным. Вышеприведенная повесть может уже довольно утешить Вас: Вы видите, для чего она приведена. Для большаго утешения услышите и следующее: один Бог может даровать святую чистоту сердца верующему в Него и прибегающему к Нему покаянием. Он не требует от нас, лишь начинающих шествие к Нему, этой высокой чистоты, чуждой всяких пятен. Предшествует чистоте зрение и сознание своей нечистоты. И это уже дар Божий, о получении которого мы молимся с коленопреклонением: "Господи, даруй ми зрети моя прегрешения!". Но тот, кто видит нечистоту свою, должен оплакивать ее и у всесильнаго и всеблагаго Врача просить исцеления. Дух Святый - истинный наставник христиан.Его органами были пророки, апостолы и другие угодники Божий: Он говорил ими. Он да будет руководителем Вашим и "да наставит вас на всякую истину" . Вы поступите под это блаженное руководство, когда будете почерпать наставление для жизни Вашей единственно из Священнаго Писания и писаний святых Отцов Восточной Церкви, единой истинной. Письмо 208 О покаянии ""Много пришелъствовала душа моя!" Милосердый Господь, дарующий рабам Своим все в известное ему время, да дарует мне, странствующему, приют покаяния. Да дарует Он мне этот драгоценный дар! и поделюсь я сокровищами, доставляемыми покаянием, с друзьями моими о Господе. Дар покаяния - залог вечнаго блаженства. Убеленный покаянием, да вниду в рай, куда не будут впущены те, которых ризы не убелены покаянием. Да узрю там любящих меня о Гсподе, да припаду вместе с ними к стопам Господа, не скрывшаго от нас село покаяния, на котором сокровен Драгоценный бисер спасения. Но купец, желающий купить это село, должен продать все имение свое, чтоб купить село покаяния. Пусть буду этим купцом! Пусть буду обладателем этого духовнаго дара во спасение мое и ближних! Воздыхает душа моя, жаждет глубокаго, ненерушимаго безмолвия, вне которого невозможно найти обильнаго, полнаго покаяния. Предаюсь в волю Божию! да совершается надо мною и над всеми нами воля Божия. Письмо 209 О страхе Божием Сиротствующее на земле сердце мое услышало отголосок в душе Вашей, стремящейся познать Бога, как Бога, и поклоняться Богу, как Богу. Если Он и умалил Себя для нас, приняв зрак раба по неизреченной любви к нам, то мы не имеем права забываться пред Ним. Мы должны приступать к Нему, как рабы к Господу, как твари к Творцу, "со страхом и трепетом спасение свое содевающе", по завещанию апостола. Необъятное Его величие естественно наводит благоговейный страх на всех приближающихся к Нему, на всех, и самых приближеннейших к Нему. Сказал святый пророк Давид: "Бог страшен всем окрестным Его" , преславным серафимам и пламенным херувимам, которые, не терпя зреть славу, превосходящую силы тварей, закрывают крыльями огненными лица, и, в непрестанном вечном изступлении вопиют: Свят, свят, свят Господь Саваоф!... Как же мрачный грешник предстанет лицу великаго Бога своего? Разве покрывшись с главы до ног одеянием покаяния. Без этой одежды ему, пораженному от главы до ног смрадною язвою греха, естественнее, праведнее быть во тьме, в огне ада, нежели пред всесвятым Богом. Ад!... вот место, приличное грешникам. Будем удостаивать себя ада, чтоб Бог удостоил нас Неба. Письмо 210 Покаяние и молитва врачуют грусть Скука случается со мною от двух причин: после того, когда я впаду в какое-нибудь дело, слово, помышление греховные, - и когда долго не займусь покаянием, хотя-б в то время и был я занят занятиями полезными. Тогда душа чувствует недостаток, лишение: от ощущения недостатка - грусть. Эта грусть врачуется покаянием и молитвою. "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Помянух Бога, и возвеселихся" . Разсмотрите себя. В вышеупомянутых причинахскорби не найдете ли причину Вашей скорби? Употребите врачевание: молитву, растворенную покаянием. Письмо 211 О едином на потребу "Не скрый от мене заповеди Твоя, яко пришельник есмь на земли!" ... с плачем молил Бога святый Давид, царь обширнаго царства и обладатель великих богатств. Точно, это "едино на потребу" , как сказал Господь. "Мария благую часть избра, яже не отымется от нея" . А прочия блага все отымутся - при смерти и после смерти. Письмо 212 О видении своих грехов Предлагаю Вам священную, глубокой древности повесть: "Три усердные к добродетельной жизни инока предположили для себя следующия благочестивые занятия: первый - примирять поссорившихся между собою. К этому занятию приводило его слово Евангелия: "блаженни миротворцы" . Второй решился всю жизнь проводить в служении больным; его привлекли к такому занятию слова Господа: "болен бех и посетисте Мене" . Третий удалился на безмолвие в пустыню. Примирявший враждующих между собою имел очень скудный успех. Утомившись, он пришел к брату, посвятившему себя служению больным; но и того нашел ослабевшим, немогущим далее продолжать своего служения. Тогда оба согласились повидаться с пустынником. Пришедши к нему, они поведали ему скорбь свою и умоляли сказать им, что приобрел он в безмолвии? Пустынник, несколько помолчав, взял воды, и, налив в чашу, сказал им: посмотрите в воду. Они посмотрели, но не увидели ничего, потому что вода была мутна. По прошествии немногаго времени пустынник опять сказал им: вода устоялась, - теперь посмотрите. Когда они посмотрели в воду, - увидели в ней лица свои, как в зеркале. Он сказал им: "живущий посреди человек не видит своих согрешений, будучи возмущаем развлечением мира; когда же он придет на безмолвие, особенно в пустыню, тогда начинает усматривать живущий в себе грех". Надо сперва усмотреть грех свой, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне с извещением совести. Зрение своих согрешений - не так легко, как может показаться по наружности, при первом поверхностном взгляде. Чтоб стяжать это зрение, - нужно много предварительных сведений. Нужно подробное знание закона Божия, без чего нельзя знать положительно - какия именно дела, слова, помышления, ощущения принадлежат правде, - какия греху. Грех часто принимает вид правды! - Нужно знать подробно свойства человека, чтоб знать, - в чем заключаются греховные язвы ума, в чем язвы сердца, в чем язвы тела. Нужно знать, - что падение человека? Нужно знать, какия свойства должны быть у потомков новаго Адама, чтоб видеть, какие и в чем наши недостатки. Столько-то требуется предварительных сведений, сведении важных, для получения подробнаго сведения и яснаго зрения своих согрешений! К такому зрению приводит истинное безмолвие. Оно доставляет душе устроение, подобное чистым зеркальным водам; в них видит человек и свое состояние и, соразмерно преуспеянию своему, состояние ближних. Мое уединение прерывается частыми внутренними и внешними молвами; вода моя по большей части мутна! редко, редко получает она некоторую зеркальность, - и то, - на мгновение! В это краткое мгновение рисуется пред очами ума моего привлекательнейшее зрелище. Вижу безконечную ко мне милость Божию, вижу цепь безпрестанных Божиих благодеяний. За что излились они на меня? - недоумеваю. Чем заплатил я за них Благодетелю - безпрерывными грехами. Смотрю на грехи мои и ужасаюсь - как бы смотрел я в страшную глубокую пропасть, от одного взора в которую начинает кружиться голова. А что, если смерять эту пропасть?... И начинаю измерять ее скорбию, измерять воздыханиями и рыданиями!... Еще рыдаю, - внезапно изменяется в сердце печаль на восхитительную радость: как будто кто-то говорит моему сердцу: "Непостижимый благодетель Бог недоволен Своими благодеяниями; Он еще хочет ввести тебя в небо, соделать причастником наслаждения вечнаго". Я верю этому: всякаго благодеяния, как бы оно ни было велико, можно ожидать от безмерной благости Божией. Верую, - и в тихое, упоительное веселие погружается все существо мое. Письмо 213 О уединении и безмолвии Провожу время в праздности, тому причиною употребляемый мною образ лечения. Он приносит ощутительную пользу, но отымает все время. Неприятные заботы о теле, которое, несмотря на все заботы о нем, должно же непременно возвратиться в свой прах, в свою землю, из которой заимствовано Создателем. Вникаю в себя: - нахожу, что болезнями и обстоятельствами я сформирован для уединения; холодно, мертво мое сердце к служениям внешним. Хотелось бы одним разом, одним ударом прервать мою связь с обществом! И сделал бы я это не для себя, не для людей, но чтоб намерение мое и предприятие были чисты пред Богом, который сказал: "Никто же возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царстве Божие" Лук. 9, 62 . Впрочем весьма различны суд Божий и суд человеческий: так выразился некоторый великий преподобный отец, особенно обиловавший даром духовнаго разсуждения. Не знаю, что назначил для меня Бог; а я, разсматривая себя, нахожу себя неспособным к должностям общественным, более способным к уединению, к которому я приучился, проводя многие годы по причине болезни моей почти безвыходно в келии моей. В уединении можно свободно предаваться странствованию в областях духовнаго мира, куда переселились с земли мысль моя и сердце. Я не в силах возвратить их на землю. И переселение их с земли совершилось без моего ведома. Я не помышлял об этом переселении, вовсе не знал, что оно возможно, - неожиданно увидел их переселенными. Уже глядят они на землю, как странники на чужбину. Побывав в чудной области нерушимаго, в области блаженнаго благодатнаго мира и света, они отвратились от страны мрака, от страны распрей, ссор, непрестаннаго смятения, от страны, где все добро смешано со злом! Темная страна - земля! она - страна изгнания преступников, осквернивших рай грехом, виновных в преслушании Бога, презревших общение с Ним, променявших это общение на общение с диаволом. На земле - все враждебно человеку, - и сам он - в непрестанной борьбе с собою. Земля - юдоль изгнания, юдоль первоначальных страданий, которыми начинаются страдания вечные - справедливая казнь за оскорбление безконечно Благаго. Земля - изгнание наше, потому-то сюда пришел Искупитель: искупил безмерное согрешение ценою безмерною - Своею кровию. Земля - изгнание наше: потому-то Искупитель возводит принявших Его искупление с земли на небо. Небо - истинное отечество человека: шествие туда надо совершить в самом себе. В себе надо увидать миродержцев; надо разсчитаться с ними, возвратив им принадлежащее им, заимствованное человеком от них. Заимствовали мы от них яд .греха, грех во всех его мелочных видах, во всех его разнобразных формах. Отделив из себя все, чуждое естеству нашему, мы останемся сами с собою, с своим собственным непорочным естеством. Это очищение производится в нас "Словом Божиим", открывающим нам и свойства новаго Адама и язвы ветхаго. Всеблагий Дух Святый, увидев белизну нашу, низойдет в нас, осенит Своим миром и светом, изменит, запечателеет, вчинит в блаженное племя избранных, в потомство втораго человека, который "Господь с небесе". Запечатленные Духом, мы уже не будем страшиться миродержцев мрачных и злобных, пройдем сквозь темные и густые полчища их к свету истины, найдем в лоне её предвкушение будущаго блаженства. Кто совершил этот путь на земле во внутреннем человеке, кто освободился от плена греховнаго и получил "Кручение Духа, того душа пройдет по разлучении её с телом безпрепятственно и безбедственно мытарства воздушных истязателей. Всему этому, и многому другому, необъяснимому земным словом, научается человек в безмолвии: Дух Святый приникает к безмолвствующему правильно, соприсутствует ему, возвещает тайны Царствия Божия, чтоб "Сильно напитался знанием и ощущением духовными сам безмолвник и напитал ими алчущую и жаждущую братию свою. Учение Духа - учение живое: блистает из него свет, дышит из него жизнь. Человеческое учение, из падшаго человеческаго естества, из знания свойственнаго этому состоянию падения, - мрачно, мертво, имеет ложный свет, льстит слуху и сердечным чувствам, хранит в слушателях и умножает в них тьму, усиливает владычество смерти. Дивное чудо совершается при учении Духа: когда Дух-учитель, - произносящий слово Божие и слушающий его разделяют между собою учение жизни. Вся слава принадлежит таинственному Учителю; произносящий слово, ощущает, что он произносит не свое слово, но слово Божие, - слушающий ощущает, что слышит слово Божие; все внимание его привлечено к оживляющей его духовной силе; к человеческому слову, в которое облекается слово Божие, остается хладным его сердце. В храме душевном опрокинут, извергнут из него идол "я"; в этом храме, очищенном от скверны запустения, разливается благоухание Святаго Духа, слышатся вещания Святаго Духа. Как Вы думаете - какое ощущение объемлет человека, глаголющаго глаголы Духа, ощущающаго в себе действие Духа? - Ощущение, которое иметь свойственно созданию пред его Создателем. Тогда человек явственно ощущает, видит, что он - ничто. Не из книги, не от человека, не из естественныхгениальных способностей соделывается человек учеником, слышателем и органом Духа! - при посредстве веры во Христа, чрез оживление в себе Христа перенесением в себя свойств Христовых, которые Христос открыл людям в священных изречениях Евангелия. Где Христос, там Дух Его, там Ум Его - Его непостижимый Отец. Письмо 214 О самоотвержении Какая легкость, какое благополучие, какая блаженная чистота в душе, когда человек не останавливает в себе чувств расположения к нему ближних, но служит только проводником их к святому, чистому небу! когда он говорит Богу о возлюбленных своих: "Боже! Они - Твое достояние, - Твои создания! Твое тебе принадлежит, а я - что? Кратковременный странник на земле, внезапно на ней являющийся и внезапно с нея изчезающий". Кто таким образом очищает любовь от самолюбия и пристрастия, тот обретает в себе чистую любовь, любовь в Боге. Для приобретения этой любви заповедано нам самоотвержение; такое значение имеют слова Господа: "Иже погубит душу свою Мене ради, обрящет" ю" (Матф. 16, 25). В этих словах повеление соединено с обетованием. Напротив того, кто вздумает найти душу свою в исполненном обольщений мире, т.е. захочет исполнять свои неочищенные пожелания, тот погубит ее. В самоотвержении - спасение. Покорите ум Ваш Христу, Когда ум покорится Христу, то не будем оправдывать ни себя, ни сердца. Когда оправдания оскудеют у сердца, - оно приходит в состояние смирения и умиления. ".Сердце сокрушенно и смиренно Бог" не "уничижит" ; а оправдания - ужасная греховная смерть. Молился так святый Давид и так научает нас молиться: ""Не уклони сердце в словеса лукавствия, непшевати вины" о гресех". "Непщевати вины о гресех" значит приводить извинения, оправдываться в своих согрешениях. Мысли и слова, в которых изображается это оправдание, названы "словеса лукавствия". Лукаво старается грешник обмануть "себя" и людей! лукаво старается он представиться праведником пред собою и пред людьми! Оправдаться пред людьми, скрыть пред ними грех свой заставляет иногда самая необходимость, польза ближнего, которого мог бы соблазнить грех наш. Оправдываться пред собою, обольщать, заглушать свою совесть, - всегда беззаконно, всегда бедственно; усвоившияся "словеса лукавствия" соделывают человека ожесточенным фарисеем, способным на всякое преступление. Оправдание в согрешениях, не нуждающееся в вымыслах и многословии, оправдание, всегда принимаемое Богом - покаяние. От лица покаяния бежит всякий грех; никакой грех не может устоять пред всемогущим покаянием. Покаяние - евангельскоя добродетель, дар Божий бесценный, купленный для нас ценою крови Сына Божия, - этою ценою, выкупающей всякое наше согрешение. Решитесь сначала, хотя по уму, отречься себяради Христа, лишите ум Ваш пагубнаго, безтолковаго самовластия, подчините его заповедям Христовым, подчините его Евангелию. Начало самоотвержения - в уме: покорившись Христу, он постепенно приведет к этой блаженной покорности и сердце и тело. Самоотвержение страшно при первом, поверхностном взгляде на него. Но только что человек решится на него, как и ощутит в душе необыкновенную легкость и свободу: легкость, свобода - свидетели истины. Письмо 215 Рассуждение о вечности. - "Зеркало Евангелия" Ощущаю себя как-бы отделенным от всего! мысль моя непрестанно вопиет к Богу, чтоб Он устроил для меня стезю к Нему, стезю покаяния. Широко отворились предо мною врата вечности. Гляжу туда в эту безконечную даль, в это безпредельное пространство, в эти размеры безмерные. Время сократилось предо мною, - летит несравненно быстрее, чтоб впасть, как ручей в море, в вечность. Заглядываюсь в "вечность" временное - незанятливо, мелочно, суетно, ничтожно. Люблю уединение: из него можно пристальнее смотреть в вечность, - высмотреть, что там нужно, - приготовить это нужное заблаговременно, прежде исхода души из тела. Меня занимает Евангелие. Поражают взор мой черты образа Божия и оттенки подобия Божия, изображенные в Евангелии! "Мне будьте подобны" говорит Бог человекам. Чтоб удобно могли они усвоить это чудное сходство, Бог "очеловечился. Какая несказанная красота в новом Адаме, Господе нашем Иисусе Христе! Какое во мне безобразие, какое разстройство! сколько на мне пятен! Таким вижу себя, когда смотрюсь в зеркало Евангелия. Нужно мне заняться и лицем души моей, и её одеждами; нужно мне, чтоб при вступлении моем в вечность не нашлось в нем сходства с врагами Божиими, с темными демонами; нужно мне, чтоб Сын Божий признал меня похожим на Него, как похожи на Него все блаженные небожители. Подобие человека Богу, признанное Богом, доставит человеку блаженную вечность; утрата этого подобия влечет за собою изгнание от лица Божия в мрачный ад, в его огненную пропасть, на вечные страдания. Письмо 216 Мир Христов Мир Христов "превосходяй всяк ум" , соединяющий воедино человека, разсеченнаго грехом, - мир Христов, исполяющий все существо наше непостижимою силою и небесною сладостию, начинает нисходить в душу, когда она очистится от страстей хранением заповедей Христовых и благочестивым подвигом. Чтоб сохранить мир Христов в себе, чтоб вкусить его обильно, чтоб измениться им из ветхаго в новаго человека - необходимо уединение. Сокровище, поверженное на распутий, непременно должно быть расхищено и похищено. Могуществен мир, истекающий от действия Святаго Духа. Кто может противустать его влечению? От лица его бежат страсти; от действия его ум и сердце переселяются на небо. Человек примиряется ко всему в Боге. Он начинает как бы плавать в неизмеримом пространстве духовнаго мира и познает, что заповедь Божия "широка есть зело" . Мир Христов совершил мучеников и преподобных: он выводит христианина из под власти плоти и крови, исторгает страну греховную из души и тела, уничтожает насильственное влияние демонов на душу и тело, вводит в христианина свойства Христовы, кротость, смирение, благость. Душа, ощутив эти свойства, начинает вкушать чудный покой - залог и начало вечнаго покоя праведных в селениях вечнаго блаженства.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.