- 259 Просмотров
- Обсудить
Письмо 158 К брату, занимающемуся умною молитвою. Наставлениев духовной жизни Как ты думаешь? - в чем недостаток, на который мог бы я особенно пожаловаться при неисходном из келлии уединении моем? - На недостаток времени. Болезненность и лечение пожирают у меня все время. Лежу, лежу, лежу в бездействии, в онемении: сильное лекарство вытягивает из жил и костей застаревшую простуду, как цирюльник выдавливает кровь из припущеной пьявицы. Если, Бог даст, поокрепну, - придут занятия, которые теперь терпеливо ждут меня, - начнут отнимать время. Если возвращусь в Петербург и Сергееву пустынь, - там обрушатся на меня братия, друзья, знакомые, любопытные, дела монастыря и монастырей, - похитят все время. Подумал я: теперь, в свободные минуты мало-помалу составлю для Леонида обещанное ему мною описание и объяснение некоторых иноческих деланий, - вместе дам ответы на некоторые статьи его писем. Мы не сходимся с тобою в понятиях при некоторых употребляемых нами выражениях; под одним и тем же словом ты разумеешь одно, - я другое. Например, под словом: "духовный, духовность", ты разумеешь то, что все ныне приняли разуметь, - таким разумением удаляешься от смысла, соединеннаго с этим словом в Священном Писании и писаниях святых Отцов. Ныне книга - лишь о религиозном предмете, уже носит имя "духовный". Ныне - кто в рясе, тот - неоспоримо "духовный", - кто ведет себя воздержанно и благоговейно, тот "духовный" в высшей степени! Не так научает нас Св. Писание, не так научают нас святые Отцы. Они говорят, что человек может быть в трех состояниях: в естественном, нижеестественном или чрезъестественном и вышеестественном. Эти состояния иначе называются: душевное, плотское, духовное. Еще иначе: пристрастное, страстное, безстрастное. Нижеестественный, плотский, страстный, есть служащий вполне временному миру, хотя бы он и не предавался грубым порокам. Естественный,. душевный, пристрастный есть живущий для вечности, упражняющийся в добродетелях, борющийся со страстями, но еще не получивший свободы, невидящий ясно ни себя, ни ближних, а только гадательствующий как слепец, ощупью. Вышестоящий, духовный, безстрастный есть тот, кого осенил Дух Святый, кто будучи исполнен Им, действует, говорит под влиянием Его, возносится превыше страстей, превыше естества своего. Такие, - точно: свет миру и соль земли, - видят себя, видят и ближних, а их увидеть может только подобный им духовный. "Духовный же востязует убо вся, а сам той ни" от "единого" востязуется" (1 Кор. 2, 15), говорит Писание. Такие встречаются ныне крайне редко. В жизни моей я имел счастие встретить одного, - и доныне странствующаго на земли, - старца, лет около 70, из крестьян, малограмотнаго: он жил во многих местах России, в Афонской горе, - говорил мне, что и он встретил только одного. Держись, как в этом случае, так и в других терминологии св.Отцев, которая будет соответствовать твоей жизни практической, которая часто несогласна с терминологией) новейших теоретиков. Прости, что назову теоретиков - мертвыми! Пусть эти мертвые возятся с своими мертвецами, т.е. с теми, которые хотят слышать слово Божие с целию насладиться красноречием, кровяными порывами, игрою ума, но не с тем чтобы "творить Слово". - Последним нужно сказать: "с какою приятностию мы слушали, - провели время", а первым нужно, чтоб об них сказал мир: "ах! как они умно, прекрасно говорят". Не прельстись ни умом естественным, ни красноречием! Это все - прах. Этому красноречию и этому уму сказано: "земля еси"! Впрочем, я понимаю, что ты, вкусивши жизни, не можешь удовлетвориться мертвым! Прекрасно сказал св. Симеон Новый Богослов: "Притворяющихся добродетельными и кожею овчею, по наружности являющих одно, другое же сущих по внутреннему человеку, всякия исполненных неправды, полных зависти и рвения и сластей злосмрадия, весьма многие яко безстрастных и Святых чтут, имея неочищенное душевное око, ниже могущие познати их от плодов их; во благоволении же и добродетели и простоте сердца пребывающих и Святых сущих воистину, яко прочих от человек пренебрегают, и, презирающе их, притекают, и за ничтоже вменяют. Глаголиваго и тщеславнаго, учительным паче и духовным таковые быти вменяют. Духом Святым вещающаго, высокомудрении и гордостию недугующие диаволею, яко высокомудра и горда отвращаются, то словес его ужасающеся, паче нежели умиляющеся. От чрева же и учений тонкословствующаго, и противу спасения своего лгущаго, вельми похваляют и приемлют". Равным образом только те книги в точном смысле могут быть названы "духовными", который написаны под влиянием Святаго Духа. Не увлекайся общим потоком, но следуй по узкой стези вслед за святыми Отцами. Ты полюбил мое: сообщаю - тебе, как я старался вести себя. Написал ты мне в письме твоем "Бегай людей и спасешься"! - был вещий глас к Арсению. Как же любящему безмолвие сносить тесноту общежития наравне с новоначальными и еще мятущимися охотно?" - Когда святый Арсений был в столице, при Дворе Царском, и молился Богу, при повстречавшемся ему искушении, не зная, что делать, то был ему глас: "бегай человек, и спасешься!" - И тебе был этот глас, раздавался он в душе твоей, когда ты жил среди многокозненнаго мира; ты послушался его, удалившись в уединенную обитель. Ты сделал это с простотою сердца, искренностию, простотою намерения, с малым, предуготовительным знанием монашеской жизни. Тебя повстречали неожиданные скорби и недоумения! Что до того? - Бог любит тебя, хочет даровать тебе милость Свою, упремудрить тебя, - так говорил святый инок-старец, святому иноку-юноше жаловавшемуся на скорби. - Бог послал скорби; Он пошлет и утешение. Когда святый Арсений был уже в монастыре, - опять молился Богу: "Господи! научи меня, как мне спастись!" Ему дан был ответ уже полнее: "Арсений, бегай людей, молчи, безмолвствуй: это корни безгрешия". - И ты уже в обители услышал: "Приучись к молчанию", которое очень много способствует безмолвию. Уже в обители ты услышал: "умри для людей" - тоже, что и "бегай людей". Ты услышал: "научись безмолвию между людьми, при посредстве душевнаго подвига". Арсений Великий, говаривал в наставление братии из своих опытов: "подвизайся, сколько у тебя сил, чтоб внутренним твоим деланием, которое ради Бога, было побеждено все внешнее". Макарий Великий, основатель и главный наставник знаменитаго подвижничеством Скита Египетскаго, в котором жил и Арсений Великий, говаривал обыкновенно братии, по окончании Божественной Литургии: "бегите братия". Однажды старцы возразили ему: "куда нам бежать далее этой уединеннейшей пустыни?" Великий угодник Божий показал им перстом на уста и повторил: "бегите братия". Умоляю тебя: дай цену, дай должный вес деланию святых Отцев, которому они научились из Божественных откровений: дай цену деланию, которое соделает для тебя удобным спасение и преуспеяние; дай, хотя ты, цену деланию, - говорю с плачем и слезами, - деланию, которое ныне отвергнуто монахами, попрано ими, погребено в глубокое забвение, в неизвестность, заменено, - не знаю чем, - какими-то играниями. "По Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе!" 2 Кор. 5, 20 - говорил Апостол. Увы! Ищу в себе самоотвержения и не обретаю его! Ищу человека, который бы решился отверг -нуться волей своих и, обнаженный всякой воли, всецело захотел последовать Христу, исполнить Его волю, - и не встречаю такого человека! Тоскуют мои взоры между многолюдством как-бы в безлюдной пустыне, - не находят зрелища, на котором бы остановились с утешением!... Все мы возлюбили свои пустые и глупые пожелания, возлюбили тленное, временное, плоть и кровь, в них живущую - смерть вечную!... Путь узкий - путь самоотвержения; тесно и на пути широком - своеугодия! Теснимся, торопимся, толкаем друг друга в преисполненную уже, в пресыщенную уже пропасть ада! - Есть и ныне подвижники, но нет на них венцов преподобных, венцов Христовых. Венец Христов - Дух Святый. Духом Святым венчает Христос Своих воинов победителей. Ныне не нисходит Дух: потому что подвижники подвизаются незаконно. "Аще и подвизается кто" , - сказал Апостол, - не "венчается, аще не законно подвизатися будет". "Никтоже бо воин" бывая, - "возвещает он, - "обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет" 2 Тим. 2, 4 . Все, что препятствует самоотвержению и вводит в сердце молву, - купля житейская. Гневно взирает на нее Бог, - отвращается от воина, обязавшегося куплею житейскою! Потому святый Апостол убеждает ученика своего к истинному духовному подвигу: "Ты "убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов". -" Говорит преподобный Исаак Сирский о подвижниках, не заботящихся об искоренении душевных страстей: "Они ничего не пожнут. Как сеющие в тернии не могут ожидать никакого плода, так и те, которые потребляют себя злопомнением и привязанностями; они ничего не возмогут совершить - лишь тщетно стонут на ложах своих от бдения и прочих утеснений. И свидетельствует о них Писание: "Мене день от дне ищут и разумети пути Моя желают, яко людие правду сотворшии, и суда Бога Своего не оставльшии; просят ныне у Мене суда праведна, и приближитися ко Господу желают, глаголюще: что яко постихомся, и не увидел еси? Смирихом души наша и не увидел еси? Водни пощений ваших обретаете воли ваша" Ис.58:2, 3 , т.е. "исполняете мысли ваши, приносите их как'всесожжения, идолам; вы признали как бы богами лютые помышления ваши, вы приносите им в жертву самовластие ваше, честнейшее всех жертв, которое следовало бы вам освятить Мне благоделанием и чистою совестью" (Исаак Сирский ел. 58). - Говорит святый Симеон: "Если кто преложит любовь к Жениху Христу на любовь к чему-нибудь другому, тайно или явно, и сердце его удержано будет этою любовию; тот делается ненавистным, мерзостным Жениху, недостойным -соединения с Ним. Он сказал: "Аз любящих Мя люблю" (Добротолюб. ч. 1, гл. 81.). Послушай как древние иноки глубоко уважали делания святые, какую давали им бесценную цену! Мы, омраченные, неспособны даже понять этого: потому что не жили существенною, внимательною жизнию; - жили как-то легко, ветрено, как-бы шутя, как-бы веря и не веря вечности, двоякому воздаянию в ней. "Некогда Великий угодник Божий старец Даниил пошел с учеником своим из Скита в обитель горней Фиваиды, где жил Авва Аполлос. Отцы, услышав о пришествии его, вышли навстречу ему за семь поприщ от обители. Их было более пяти тысяч мужей, в числе которых пятьсот знаменосных. Представилось чудное зрелище! Они все лежали ниц на песке, ожидая принять Старца, как бы Ангелы ожидали принять Христа. Одни из них постилали ему под ноги свои одежды, другие - клобуки свои, и источники слез лились из очей их. Пришел Отец Аполлос и, подходя к Старцу, седьм крат падал ниц пред ним, покланяясь ему. Потом они приветствовали друг друга с любовию. Братия начали умолять Старца, чтоб сподобил их услышать из уст его слово спасения. Старец не скоро начинал говорить с кем бы то ни было. Они сели на песке вне монастыря. Церковь не могла вмещать их всех... Отец Даниил велел написать ученику своему следующее: "если желаете спастись, - держите нестяжание и молчание: потому что в этих двух деланиях - все монашеское жительство". - Написал ученик сказанное ему старцем и отдал одному из братии, который прочитал это братиям Египтянам. Все пришли в умиление и начали плакать (Патерик Скитский). Какова была жизнь Старца, что он возмог всю жизнь монашескую сократить в два слова! - и двумя словами положить решительные границы для ума и сердца, определив делание спасения! Какова была жизнь братии, как души их были богаты опытами внимания себе, разсматривания себя, что поняли всю глубину слова старцева и отвечали ему общим рыданием! Нестяжание, - то же, что и умерщвление ко всему, - содержать в свободе ум от всего земнаго; а молчание, обратившееся в навык, дает ему всю свободу непрестанно глядеть в сердце. Вот живый образ истиннаго безмолвника, истиннаго инока, мертвеца для мира, таинственнаго священника и архиерея, приносящаго Богу непрестанную жертву глубоких, святых помышлений и чувствований, и жертву превысшаго их сердечного и умнаго молчания, - этого таинственнаго мрака, за которым непосредственно - Бог. Послушай, что Господь сказал. Дай цену и вес словам Господа!... все для нас без цены и без весу!... С ценою и весом только одни наши пожелания!... "Подобно есть Царствие Небесное сокровищу сокровенну на селе, еже обрет человек скры: и от радости его идет, и вся, елико. имать, продает, и купует село то" Матф. 13, 44 . - Что за сокровище? - Дух Святый. вводящий в душу Отца и Сына. - Какое село, на котором скрыто это сокровище? - Покаяние. - Как это село обретается? - Живою верою. - Что значит радость? - Разженная ревность к делу Божию, рождающаяся от живой веры. - Что знаменует: "скры"? - Молчание и безмолвие. - Что значит: "вся елика имать продает и купует село?" - Нестяжание. Все, все надо продать, всякое пристрастие, всякую сердечную наклонность,..чтоб купить покаяние. Иначе оно не продается. Если удержана безделица сердцем, - не может сердце наследовать покаяния: эта безделица развлекает его. Скрыться надо молчанием. Скрыться не только от людей, - если можно, и от себя. Кто же это исполнит, того - село покаяние; кто приобрел это село - того сокровище - Всесвятая Троица. О! когда бы Она призрела на нас бедствующих в волнах невидимаго моря, даровала бы нам, мне и тебе, самоотвержением наследовать страну покаяния, соделалась бы нашим сокровищем, богатством неизмеримым и неисчислимым. - Позволь мне сделать тебе предложение: согласись, чтобы за молчание, когда будешь мало-помалу вводить себя в навык -новение молчания, тебя сочли немного странным, сказали бы о твоей странности и то и другое. Согласись на это с великодушием: оно не будет противно воле Божией и уединит более твое сердце. "Аше кто мнится мудр быти в вас в веце сем" , - заповедал Бог Своим Апостолам, - буй "да бывает, яко да премудр будет" 1 Кор. 3, 18 . Пишешь: "дома у меня нет уединения, в храме оно часто нарушается... соединению мыслей мешает беспокойный помысл: за мною подглядывают". В Евангелии сказано: "назираху... да обрящут речь нань" Лк. 6, 7 . За кем "назираху"? За Господом. Позволь, чтоб и за тобою назирали, примирись с этим. Не отказывайся от чаши Христовой, как в этом случае, так и во всех. Скажи себе: "С Христом так поступали, от чего же со мною не поступать так?" Земная жизнь наша коротка - точно обман: её скорби, по самой вещи, ничего не значат; - имеют столько значения, сколько им даем его. Смирение принесет в твое сердце мир, молитву, безмолвие. - Когда ты дома - думай, что ты с Ангелами; принеся услугу, обращаясь с ними, говори мысленно: "Ангелы Божий! примите служение от грешника". Сидишь-ли за трапезой, за чаем, за рукоделием, говори себе: "Сподобляюсь быть с Ангелами Божиими". Любовь к ближнему в Боге приносит сердцу утешение от Бога, а это утешение уединяет человека в самом себе. Он любит ближнего и вместе мертв для него; сердце его погружается в безмолвие, которое - начало любви Божией. Пишешь: "Не освобождаясь от тревожных ощущенийсердца, и волнений ума и принуждая себя к мысленному занятию, я только чувствую сильную головную боль и нервное разстройство". - Повторяю тебе, что все внешния волнения и тревоги должны быть побеждены внутренним деланием. Надо, чтобы с сердца началось обновление; сердце - корень. "Аше корень свят, то и ветви" Рим. 11, 16 . Этот образ подвига установлен Самим Спасителем. "Очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда" , - сказал Он: - "да будет и внешнее има чисто" Матф. 23, 26 . Придет тревога - отвергни мысли, приносящия ее, уйми волнение крови, принимая за верное, что всякая мысль, приносящая тревогу, - Богопротивная, и опять продолжай молитвенное занятие. Во всех подвигах, в особенности же в молитве, требуется постоянство и терпение. Нетерпеливость сбивает нежный цвет её, как иней и ветры сбивают цветы плодовитых деревьев. "В молитве терпите" Колос. 4, 2 , - сказал Апостол: это отличительное свойство упражнения молитвою. Сначала, вводя ум в молитву, приучая к ней, не держи его долго в ней, чтоб он не утомлялся излишне, но зато почаще вводи его в молитвенное занятие. Ах! Требует понуждения это занятие! Не любит преступник - ум наш - темницы молитвенной; ему нужна безумная свобода; с насилием надо влечь его в темницу, в узы; без того не укротится, не возвратится к здравому смыслу беснующийся. В свое время, когда он укротится, сделается тих, как Ангел, - выйдет ему навстречу сердце со всеми душевными силами, как с чадами, со всеми телесными способностями, как с рабами, - и бывает мир дому тому, святый мир от пресвятаго Господа, праздник велий обновления и воскресения. - Головная боль - обыкновенный первоначальный спутник глубокаго внимания слову Божию и молитве. "Живо бо слово Божие" , - говорит Апостол, - "и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным" . (Евр. 4, 12). Не только у тебя она болит, не только болела у меня: болела она у святых Отцев, - и они это поместили во своих Писаниях, говорит преподобный Григорий Синайский: "И размены боля и главою многажды болезнуя, терпи та притрудне и рачительне, взыскуя в сердце Господа". Бывает по временам от упражнения в молитве разслабление всего тела, пот, жар; все это у начинающих; - у преуспевающих молитва укрепляет, питает душу и тело. Но пот бывает даже и у них. Впрочем, тебе преподан самый легчайший способ внимания и молитвеннаго подвига, чуждый всякаго труднаго механическаго телеснаго упражнения, для которого необходима крепость здоровья. На мелочи, на все ощущения в теле, обращай как можно меньше внимания, наблюдай, чтоб ум твой пребывал в покаянии и удалялся от развлечения. Надеюсь, что головные боли твои не будут долго продолжаться. И у меня продолжались не долго. После того, когда они прошли, молитвенное занятие сделалось как бы более свойственным уму и более легким для него. Ты не требуй от ума твоего, при молитве, превышающаго силы его, например, нерушимой полной нерассеянности. Показывай мысленно немощь и ветхость твою Богу, говоря: "Господи! Ты видишь всю ветхость мою!" - и, терпя, терпи великодушно немощь ума твоего. Не напрасно и не без цели сказано: "Терпя, потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя: И вложи во уста моя песнь нову" Псал. 39, 1-4 . Во втором письме пишешь: "Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани. Изостриша язык свой яко змиин, яд аспидов под устами их. Сохрани мя, Господи, от руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя". -" Как ты думаешь, кто человек лукавый, муж неправедный, грешник, весь день ополчающий брани, с ядом аспида под устами? - Это диавол. - Когда Святый Давид проклинает врагов, или правильнее, устами его Дух Святый, то в этих случаях надо всегда разуметь духов нечистых, врагов рода человеческаго, отнявших у нас рай, хотящих отнять дарованное нам Богом искупление и спасение. В Писаниии диавол иногда называется человеком. Так Спасителе назвал посеявшаго плевелы между пшеницею "врагом - человеком". Книга Псалтирь - возвышеннейшая духовная книга. В ней глубоко и подробно описан внутренний подвиг воина Христова. Часто употреблены прообразовательные тени и иносказания, дающия книге таинственность и темноту - (не без причины на ней завеса!). Не надо принимать ее буквально: буквальное разумение Писания убивает душу. Необходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правые, святые. Дух Божий, заповедуя устами Давида совершенную ненависть к невидимым врагам душевным, научающий нас прибегать молитвою к Богу о сокрушении и истреблении их, - в то же время требует от нас любви ко врагам нашим - человекам, требует прощения нанесенных нам обид от наших ближних, требует этого с заклинанием: ".Господь^Боже мой" , - молится Псалмопевец, - "аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающим Ми зла: да отпаду убо от враг моих тощь: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит" Пс. 7, 4-6 . Здесь представлены две стороны, делающия зло: ближние, человеки, - и диаволы. Дух Святый научает нас, что мщением, воздаянием ближнему зла за зло, - словами-то, или делами, или помыслами, - человек призывает на себя брань невидимаго врага, побеждение, низложение им, потерю благодати. "Слава" - благодать Духа. "Молящийся за человеков, причиняющих обиды, - сказал преподобный Марк Подвижник, - сокрушает бесов; а препирающийся с первыми, сокрушается от вторых". Все это и ты испытал самым опытом. Итак отвергни все оправдания, которые все неправильны, потому что противоборствуют заповеди Божией; постарайся непременно стяжать любовь к врагам, и доколе не возможешь взять этой твердыни, "укрепи брань", брань постоянную, повторяй приступы за приступами. То есть молись за тех, от которых терпишь напасти, и исполняй заповеданное Господом относительно врагов в конце 5-й главы Евангелия Матфея, - получишь непременно исцеление! В свое время начнет развеваться знамя победы, знамя Креста Христова, на стенах твоего Иерусалима. - Знай: Божественное Писание, неправильно понимаемое и толкуемое, может погубить душу. Так сказал Святый Апостол Петр о Посланиях святаго Апостола Павла, распространив это замечание и на прочия книги Священнаго Писания (2 Петр. 3, 16), что особенно должно отнести к Ветхому Завету, исполненному преобразований, теней, а потому и священной мрачности. Осторожно обходись с мечем обоюдуострым - Писанием. Святые Отцы советуют новоначальным инокам более чем в чтении Священнаго Писания упражняться в чтении деятельных Отеческих сочинений, в которых объяснены подробно иноческие подвиги и указан путь к правильному разумению Священнаго Писания. И ты последуй этому святому и спасительному совету Отцев. По той же причине новоначальным полезнее для молитвословий читать акафисты и каноны, нежели Псалтирь. Но превосходнее всего, когда ум достигает до того, чтобы ему вполне удовлетворяться молитвою: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Пишешь во втором письме: "Жажду, а не жду от себя ничего добраго, ниже совершеннаго чувства покаяния или смирения". - Покаяние - дивная благодать Божия, бесценный дар Божий, совокупность всех деланий иноческих. Инок, воспитанный всеми частными деланиями, достигший значительной зрелости, оставляет многая оружия свои, облекается в одежду покаяния и в ней входит во внутреннюю душевную клеть свою. Когда он войдет туда и раздастся в ней благоухание священнаго кадила молитв сокрушенных и смиренных; тогда нисходит Дух к плачущей душе и благовествует ей мир от Бога. На все есть свое время "Времена и лета положил Отец Небесный во власти Своей" Деян. 1, 7 . Ты не требуй от души своей излишняго; сиди при дверях покаяния с самоотвержением, как по всем отношениям вдовица, тем доказывай, что истинно желаешь смирения, от которого - покаяние; податель того и другого - один Бог. В прошедшем письме писал я тебе, как бороться с помыслами и возмущениями. Опять повторяю: препояшься мечем, облекись во всеоружие. Не удостоивай врагов твоих не только беседы, ниже слова, ниже воззрения. Только что услышишь глас войны, - вставай на сражение, возглашая твоим помышлениям и чувствованиям: "мужаимся и укрепимся о людех наших и" о "градех Бога нашего!" 2 Цар. 10, 12 . Глас войны - нарушение мира сердечнаго. Едва мир сердца начнет нарушаться, колебаться, - знай: идут иноплеменики. И вот тебе завет от Бога относительно поведения твоего с иноплеменниками: ".Избиеши я, пагубою погубиши- я: да не завещаеши к ним завета, ниже да помилуеши их: ниже сватовства сотвориши с ними дщери своея не даси сыну его, и дщери его да не поймеши сыну твоему: Отвратит бо сына твоего от Мене, и послужит бесом инем: и разгневается Господь гневом на вы, и потребит тя вскоре. Но сице да сотворите им требища их разсыплете, и столпы их да сокрушите, и дубравы их да посечете, и ваяния богов их да сожжете огнем; яко люди святи есте Господеви Богу вашему и вас избра Господь Бог Ваш" Второз. 7, 2-6 . Сватовством и супружеством изображается здесь беседа с помыслами греховными, принятие, усвоение помыслов и ощущений греховных. Кумиры - предметы пристрастия, страсти, особенные привязанности; их должно сжечь огнем молитвы, огнем любви по Богу. Требища - своя воля, воля плоти и крови; столпы - оправдания; дубравы тенистые - плотский разум, которым заслоняется от нас Свет Божественный. Исполняли это повеление Божие истинные рабы Божий. Когда Давид завладел столицею Аммонитян, Раввафон, - "Взя" , - говорит Писание, - "венец Малхома царя их с главы его, талант злата вес его и от камения драга, и бе на главе Давидове, корысть изнесе из града многу зело. И люди сущия в нем изведе, и положи на пилы и на трезубы железны и на секиры железны, и превождаше их сквозь пещь плинфяну. И тако сотвори всем градом Аммоним, и возвратися Давид и весь Израиль во Иерусалим" 2 Цар. 12, 30, 31 . - Точно: славословие Бога, благодарение Богу за все случающееся скорбное, предание себя всецело воле Божией, с отвержением своей воли, молитва за врагов, благословение врагов, как орудий Промысла Божия, - и прочия святые делания: - и пилы, и трезубы, и секиры, и пещь плинфяная для греховных помыслов и ощущений. Ум наш, - таинственный Давид, - царь и предводитель воинства Израильтян, - помышлений и чувствований Богослужебных, когда возмет град и грады иноплеменников, тогда возвращается во Иерусалим со всеми Израильтянами своими, - в град мира (Иерусалим - значит "град мира"), откуда выводила его война с иноплеменниками. На главе его венец Малхома - разум деятельный, приобретенный им на брани с греховными начинаниями, - в её подвигах, трудностях, несчастиях и торжествах; с ним - "корысть многа зело" - опыты драгоценные, могущие пропитывать, поддерживать его на будущее время, поддерживать и пропитывать советующихся с ним. Талант весу в златом венце, приобретенном Давидом: тяжеловесен драгоценный разум деятельный; богатый опытностию, он не колеблется, не увлекается всяким являющимся уму помыслом, но с недоверчивостью разсматривает, испытывает его, хотя бы он и казался благим. Так Иисус Навин, военачальник Израильский, вопрошал представшаго внезапно пред ним неизвестнаго витязя, хотя то был Ангел: "нашли еси, или от супостат наших" Иис. Нав. 5, 13 . Конец слова, заключеннаго в пределах совета: если случится пасть, победиться, увлечься, обмануться, согрешить пред Богом - не предавайся унынию, малодушию. Тот же преобразовательный Ветхий Завет говорит: "сице да речеши ко Иоанну" вождю Израильтян , "да не будет зло пред очима твоими слово сие, яко овогда убо сице, овогда же инако поядает меч; укрепи брань" 2 Цар. 11, 25 . Будь снисходителен к себе, не засуждай себя. При побеждениях прибегай к Богу с раскаянием, - и простится тебе побеждение твое: а ты снова за меч, и на сечу: - "Укрепи брань!" -" Упорною, постоянною войною возьми град! - Господь пришел призвать грешников на покаяние, а не праведников! - Ты уподобляешь себя слепцу Евангельскому, вопиющему вслед Спасителю и возбраняемому... "Восстани, дерзай" Божественный Учитель "зовет тя... Вера твоя спасе тя" Марк. 10, 49, 52 . Письмо 159 К брату, занимающемуся умною молитвою На слова письма твоего: "возьми меня, добрый пастырь, и причти к овцам твоего стада", ответ мой: "прими меня, ближний мой, в услужение тебе на пути твоем ко Христу". Так отвечать научает меня святый Апостол Павел. Он написал Коринфянам: "не "себе бо проповедаем, но Христа Иисуса Господа, себе же самих рабов вам Иисуса Господа ради" 2 Кор. 4, 5 . - Не себя проповедую! Нет!... Сохрани Боже!... Пусть стою в стороне! Так стоять, извещается моему сердцу, приятно ему. Довольно, если указывая тебе на Мессию, сподоблюсь говорить: "Се "Агнец Божий, вземляй грехи мира" Ион. 1, 29 , "вторым человек - "Господь с небесе" 1 Кор. 15, 47 . "Облекохомся во образ небесного" , уже неведомо, во младенчестве, облеченные в этот образ крещением, разоблаченные жительством нерадивым, - облечемся снова покаянием и жительством по Евангельским заповедям. Исполним слова Господа, Который повелел ученикам Своим: "не "порицайте учителя, не зовите отца на земли, не порицайте наставницы; вси же вы братия есте" Матф. 23, 8-10 . Соблюдем взаимную мертвость, говоря друг о друге Богу: "Твое Тебе, - и да пребывает Твоим"! Люди, оживая безумно друг для друга, оживая душевною глупою привязанностию, умирают для Бога, а из пепла блаженной мертвости, которая - ради Бога, возникает, как златокрылый феникс, любовь духовная. Истинное послушание - послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один. сам собою, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. А не могут - люди с сильными порывами: потому что порывы уносят их. Св. Иоанн Лествичник сказал: "Отцы определили, что псалмопение - оружие, молитва - стена, непорочная слеза - умывальница, а блаженное послушание - исповедничество, без которого никто из страстных не узрит Господа" (Степ.4). Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, - не достоин он быть руководителем ближнего! - Он не слуга Божий! - Слуга диавола, его орудие, есть сеть! "Не будите раби человеком" 1 Кор. 7, 23 , - завещавает Апостол. Пребывание твое с родителем твоим по плоти,служение ему, разумеется, должно остаться, как оно теперь есть. Заповедано инокам удаление от родителей, когда родители влекут в мир, отвлекают от Христа, но когда они содействуют нашим благим намерениям, когда они больны, безпомощны, - нуждаются в руке нашей, - тогда ли отнять эту руку? Тогда помощь и служение им причисляются к иноческим добродетелям, одобрены и похвалены святыми Отцами. (Преп. Кассиан Римлянин). - Все духовное преуспеяние заключается в том, чтоб сердце, отрекшись переменчивых, безтолковых законов, - правильнее, - беззакония своей воли, приняло законы Евангелия, всюду подчинялось им. Истинное послушание - в уме и сердце. Там и самоотвержение! Там и нож, о котором повелело Евангелие ученику своему: ".да продаст ризу свою и. купит нож" Лук. 22, 36 . Риза - нежность, удовлетворение приятных чувств сердечных по плоти и крови. Такое понятие о послушании, самоотвержении, духовном преуспеянии оставляет наружное поведение в полной свободе. Да благословит Бог пребывание твое всюду, где бы ты ни был, когда сохранишь цель - Богоугождение. Да благословит Бог все входы твои и исходы, если входить и исходить будешь с этою целию! "Господня земля и исполнение ея" Пс. 23, 1 "на "всяком месте владычества Его" Пс. 102, 22 . "Темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти" 2 Кор. 5, 9 . Никакое место в глазах моих не имеет особенной важности, а жизнь ради Бога на всяком месте бесценна. - Начну же говорить недосказанное в прежних письмах...Ты не совсем угадал, - что мною было недосказано!... Приехав к Вам в обитель, увидев тебя, я тотчас ощутил, что тут - не твое место; сердце мое было недовольно, что ты тут. Но сказать тебе это я был не вправе до сей минуты, когда ты дал мне право на откровенность, завоевав ее своим самоотвержением. - Странник обязан приносить мир всюду, куда он ни входит, и оставлять мир. - Нужно тебе место и настоятель, которые бы) доставили, - не намеренно, по договору, но по естественному общему ходу, - свободу уму твоему идти по пути, который Бог благоволит указать ему. Бог да благословит твое намерение и да дарует привести его в исполнение к душевной твоей пользе и к успокоению страждущаго родителя твоего. Только поступи основательно, спокойно, неторопливо, часто моли Бога привести тебя туда, куда Ему угодно. Уже ты испытал, каково кинуться в воду, не измерив наперед броду. И не позволь себе при твоем изшествии никаких поступков и слов, которыми было оскорблено, нарушено святое смирение. Молчание лучше лучших слов. Выдь, как непотребный и грешный от честных и святых. Тогда рука Божия будет с тобою, рука, которая ведет и поддерживает смиренных - карает и сокрушает гордых. Желаю, чтобы всюду поведением твоим благовествовалось Евангелие! - Этого желаю непременно! Здесь являю власть ради Бога: окажи послушание ради Бога. Думаю: при избрании новаго места надо иметь тебе в виду, чтоб однажды в год или по крайней мере в два года, можно было тебе иметь личное со мною свидание и беседу. Так делают некоторые иноки, по обстоятельствам живущие в других обителях, а по извещению сердечному руководствующиеся моими советами. Скудость в духовных сведениях, которую я увидел в обители Вашей, поразила меня! Но где, в каком монастыре и не поражала она? Светские люди, заимствующие окормление духовное в Сергиевой пустыне, имеют несравненно большия и определительные понятия, нежели эти жители монастырей. Это увидишь собственными очами. Живем в трудное время! "Оскуде преподобный от земли, умалишася правды от сынов человеческих"!" Настал глад слова Божия! Ключи разумения у книжников и фарисеев! - Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем их издыхании! Образ благочестия кое-как наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать. Ничем наружным не связываю тебя. Делай, что признаешь за лучшее для своих обстоятельств: на всем, что ни предпримешь с благою целию, буди благословение Божие. У меня нет своего благословения: благословляю призыванием благословения Божия. Для соображения нужно тебе иметь понятие о моих обстоятельствах. Я на них кивнул головой, махнул рукой! Да будет со мною как угодно Богу! Разсматривая состояние и потребности души моей, я признавал нужным мне безмолвие, глубокое безмолвие, вне всякой внешней земной должности, служа ближним служением слова. Прошлой зимой я думал видеть указание воли Божией к уединению в крайней болезненности моей и прочих обстоятельствах. С молитвою: "не "моя, но Твоя воля да будет" , подал я просьбу об увольнении меня Моему начальству и письмо о том-же Государю Императору. Сначала дело наклонялось к увольнению меня; но внезапно поворотилось иначе. Государь лично изъявил мне свое желание, чтоб я возвратился в Сергиеву пустынь, - и полагаю, что должно туда возвратиться. Такое у меня сердечное чувство. Ин суд человеческий, ин Божий. Благодарю тебя за то, что ты остановилсяизлить сожаление о болезни моей: этим угодил мне! Вижу, что из тебя будет толк! Не люблю жесткаго сердца от грубости, от недостатка любви к ближнему; но не люблю и плотски чувствительнаго, тающаго в нежностях... Знаешь-ли, что нежность лукава?... Я по природе с сильным и чувствительным сердцем, как и ты; потому не охотник позволять сердцу моему разслабление нежностию. Евангелие научило меня, что сердце слабое неспособно к христианским добродетелям, что нужно его скрепить верою, самоотвержением, сделать героем при посредстве внутренних борений и побед... Победа делают сердце героем!... За победы нисходит в него святая вера, живая вера, сильная вера!... Насади и воспитай в себе мертвость ко мне. Что бы неприятное ты не услышал о мне, - говори: "Однажды навсегда я отдал его Богу - и отдаю: да совершается над ним воля Божия". В последней статье письма твоего говоришь: "О, если б я мог служить Вам в виде домашняго животнаго всяким родом службы, какой только доступен мне". - С приятною улыбкою на устах и в сердце отвечаю: кажется твое желание исполнит Бог. Он так и устроил, чтоб тебе быть в одном деле со мною... Не помню с которого времени, - а очень, очень давно, - мне особенно нравились слова Апостолов; "Не угодно есть нам, оставльшим Слово Божие, служити трапезам... Мы в молитве и служении Слова пребудем" Деян. 6, 2, 4 . Служение братии Словом Божиим!... Какою восхитительною, насладительною картиною представлялось очам души моей это служение!...". "Ни один наш дар, - сказал святый Иоанн Лествичник, - столько не благоприятен Богу, как приношение Ему словесной души покаянием. Весь видимый мир не равночестен одной душе; он преходит, а она нетленна, и пребывает во веки". Что-же? - Безконечно много милосердый Бог подал мне в руки, но и извещает многим душам искать от меня этого служения! Теперь все время мое взято этим служением. Как утешительно перекликаются со мною многая души среди таинственной ночи мира сего с различных стран своих! - иная с одра болезни, другая из изгнания, иная с берегу Волхова, иная с берегу Двины, иная с поля Бородинскаго, иная из хижины, иная из Дворца Царскаго. Душа, где бы она ни была поставлена, если! не убита нечувствием, везде ощущает нужду в слове Божием, везде падение гнетет ее, давит. Произношу Слово Божие в беседах личных, пишу его в беседах заочных, - составляю некоторый книги, который могли бы удовлетворить нуждам нынешнего Христианства, служить при нынешнем голоде каким-нибудь утешением и наставлением. От служения Слову раздается в душе моей какой-то неизреченно-радостный голос удостоверения в спасении... Твой жребий: принять участие в моем служении, и ту мзду Духа, которая будет выдана по несказанной милости Божией за это служение, разделить со мною. - Удовлетворен-ли ты?... Несколько времени, - как стала мне приходить мысль: великопостная служба столько заключает в песнопениях своих глубокой поэзии, которою говорит душа, проникнутая святым покаянием, что могла бы быть составлена особенная книга великопостных вдохновений в поэтическом порядке, с поэтическим построением. Предметы этих песнопений именно те, который душа твоя в настоящем её устроении способна правильно, полно ощутить, - потому удовлетворительно, определительно выразить. Но решение этого дела - до личнаго свидания. О нем надо много, основательно потолковать. Пишешь, что тонкий помысл тебе внушает искать собственно "моего" учения. Вижу, такое твое призвание. По вере твоей да будет тебе. И я тебе этого желаю: да дарует тебе Бог наследовать "верою" сокровище духовное. Наконец - прими мое поздравление: приветствую тебя со вступлением в правильный род иноческой жизни, от которого получишь систематическое духовное воспитание. Такое воспитание - неоцененное благо; доставляемое им устроение душевное далеко отстоит от устроения, хотя и похвальнаго, но приобретаемаго самоучкою, в жительстве самочинном. Осяжи сердце твое! Не раздается ли в нем чувство легкости, свободы, радости, извещения? Такия бывают ощущения в душе, когда она получит дар свыше. Ты получил его, принял рукою веры. Начинай, Израиль, наследовать землю обетованную! (Втор. 2, 31). Христос с тобою! К брату, занимающемуся умною молитвою - Наставление в духовной жизни - Письма к монашествующим - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 160 К брату, занимающемуся умною молитвою. Наставление в духовной жизни Призываю на тебя и на начинания твои благословение Божие! Да содействует тебе милость и помощь Божия! Удивляюсь простоте твоего сердца и утешаюсьею! Повторяю сказанное в 4-письме моем: "Ничем наружным не связываю тебя. Делай, что признаешь за лучшее для своих обстоятельств: на всем, что ни предпринимаешь с благою целью, - буди благословение Божиё". Разумеется: сюда принадлежат отношения твои к ближним, а в числе их и к отцу Н. Дело, принадлежащее собственно мне с тобой - наблюдать, чтоб шествие твоего ума и сердца было по пути святых Евангельских заповедей, чтоб по этому пути ты взошел в разум Истины, в видение духовное. В стране видения - неизреченная, чудная простота заставлена, заслонена миродержителями от человека, подчинившагося им грехопадением - бесчисленными обольстительными лжеобразами Истины. И здесь-то я особенно нужен к услужению тебе по милости и избранию Божию, предопределившим тебе опытное познание этих предметов во славу Бога, для пользы многих человеков. Если бы не было этого предопределения, я был бы тебе нужен и полезен несравненно меньше, ты удовлетворялся бы очень немногим, к убогому слову моему не имел бы ты такого извещения, от всей души, этой несытой жажды. Попущено встать против тебя таким иноплеменникам, которые иначе не могут быть низложены, как видением. К этому же видению направлены все твои естественный свойства. Бог даст: все это узнаешь и ясно увидишь. Человечик! твое назначение - не себе принадлежать, а ближним! Потрудись доставить им стяжание чистое, святое! Получив твое письмо от 25-29 ноября, я не поторопился отвечать на него: ответ на вопрос, всего более тебя занимающий, мною дан в посланном к тебе последнем письме. А я в то время лежал и лежал: лекарство целит меня, но по временам крутит, лишая сил и способностей ко всякому занятию. Ты желаешь иметь от меня подробнейший, точнейший отзыв об отношениях твоих к старцу Н.? Вот он - не следствие слов твоих, но, как подобает, извещение недостойнаго сердца моего, извещающегося и просвещающегося святым миром. Избрание твое вполне одобряю. Оно - избрание не ветренное, избрание не сверстника юнаго, а человека уже в некоторых летах, имеющаго в глубине своего сердца чувство "хранить себя". Этот человек так устроен и по природному своему нраву, что может служить для тебя, по природе пылкого, преполезным ограничением в твоем наружном поведении. Желаешь, чтоб я утвердил Ваше расположение о Господе моим убогим благословением? И призываю на Вас благословение Божие, призываю благодать Божию, немощное врачующую, недостаточное восполняющую, споспешествующую всем святым начинаниям, без которой никакое истинное дело совершаться не может. Да творит Господь над Вами святую волю Свою, да изливает на Вас святую благость Свою! - Во всем этом обстоятельстве нехорошо только то, что ты в порыве горячности, давал слово пред Крестом. От чего-бы не дать этого слова со страхом Божиим и смирением, как велит в таких случаях поступать святой Апостол Иаков; он завещевает говорить так: "аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно" Иак. 4, 15 . Не думаешь ли, что обещание от клятвы и порыва получается твердым? Нет! от них-то оно и делается хилым. Давал святый Апостол Петр на Тайной вечери клятвенное обещание умереть со Христом и какое же было последствие этой .клятвы?... Господь встретил клятвенные обещания, - сказал, что "они "от неприязни" . Точно, "они от неприязни"! в них - самонадеянность, устранение Бога, оживление самости, плотское мудрование! в них, как замечает св. Апостол Иаков, гордыня, хвала, т.е. самохвальство! - Да стяжут слова наши твердость от крепкаго Господа! да будут они тверды, как основанные на камени заповедей Евангельских. Вот как я хочу, чтобы ты вел себя в таких случаях, а прошедшее да простит тебе Бог! Вникни: ничего нет чудного, необыкновеннаго, что мы впадаем в погрешности, Что в нас действует грех! Этому удивляются, этим смущаются одни неопытные. Мы все - в падении; зачинаемся уже в беззаконии, уже родимся в грехах. Должно с терпением и долготерпением носить "ярем Навуходоносоров", т.е. действие в себе греха, - и с милостию к себе очищать себя покаянием, повергая немощь свою пред Богом, непрестанно показуя Ему ее. Всякое нарушение закона очищается покаянием, дело неправильное получает правильность, когда его выправят по Евангельским заповедям. Так очищаются и поправляются обещания клятвенные, данные в явное противоречие закону Божию. Опять превосходным примером нам может служить св. ап. Петр. Нарушив клятвенное обещание свое, от порыва нрава, обещание умереть за Христа, он оплакал свои клятвы плачем горьким; впоследствии, уже водимый Духом и разумом Истины, вкусил смерть за Христа - и с каким смирением! - вкусил ее не как приносящий дар Богу, но как приемлющий дар неоцененный от руки Божией, как вполне недостойный такого дара. Желаю, чтоб ты усовершился в любви к ближнему, очистив, себя от двух крайностей, от двух друг другу противоположных недугов, которыми заразило падение любовь человеческую: от вражды и от пристрастий. Этого достигнет сердце, когда почиет в Боге. Христос с тобою! Он да причтет тебя к людям "Своим", да дарует тебе ту крепость, которую приемлют от Него люди - точно Ему "Свои". (Дек. 14, 1847). P.S. Со вниманием прочитывай мои недостойные письма, не спеша. Моли Бога, чтоб даровал мне слово истинное, духовное, а тебе разумение этого слова. Слово духовное точно невещественное неудобоемлемо, ускользает от ума ветхого. От того и случается, что перечитывающий его встречает в нем много нового, ускользающего при первом чтении и чтениях. Ты - хотя и человечик - но ум у тебя, как обращавшийся лишь в вещественном, еще какой-то толстый, духовное переделывает на вещественное. И является у него забота как у Никодима: "како человек может родитися стар сый; еда может второе внити во утробу матери своея, и родитися?" Иоанн 3, 4 . Мне тебя - мученичька - жаль, у тебя столько разнородных страданий! Не мучься заботами Никодима! - Душа моя! Мне бы хотелось - только утешать тебя! Что-ж мне делать, когда чаша обильнаго утешения, подаемая из страны духовной в страну вещественности, для самаго вкушения её требует распятия: Привыкший к вину ветхому, не "абие хощет нового" , сказал Спаситель. Письмо 161 К брату, занимавшемуся умною молитвою. О сочинениях своего духовнаго сына Положив в недостойную мою руку, как руку священную, твой ум и сердце для принесения их при посредстве этой руки, в жертву Бога; пожелав собственно "моего учения", чего уже и я тебе желаю, - ты приобрел право получить, а я вменяю себе в обязанность тебе доставить краткий отчет моей жизни, жизни ума и сердца. Взгляни на то, чему, не видев, уверовал, - чего, не видев и не знав, пожелал, водимый непостижимым чувством сердца, призванием! Присылаю думу, которую я назвал "плач мой", а написал прошедшею зимою, полагая, что указывается мне отшествие из Сергиевой пустыни и даруется бесценное безмолвие... Может быть дело и идет к тому!... Вернее - плакать о грехах на уединенном берегу Волги, нежели предаваться молвам, скопившимся со всей России на берега Невы. Получил от твоего Настоятеля тетрадь твоих стихотворений. Зачем мне прислали ее?... Неужели я скажу на ветер, скажу кому-нибудь кроме автора, кроме кого-либо могущаго и нуждающагося понять дело, мое мнение о каком бы то ни было сочинении?... Впрочем я прочитал ее; - увидел ни более, ни менее, как тоже, что увидел при первом знакомстве с тобою, с твоею душою. Мое первое знакомство с твоею душою, - в Петербурге, в Сергиевой пустыне, в моем кабинете, когда я прочитал некоторые твои стихотворения. Первое впечатление, произведенное на меня твоею душою, остается неизменным, самым живым, - более объяснилось, утвердилось. Впечатление было верное, как верен ты. "Где этот человечик? - (такое имя дало тебе мое впечатление)! Он непременно житель или будет жителем святой обители!" В душе его услышал я глубокое, истинное призвание к Богу. Это призвание отдалось чем-то знакомым. -Приезжаю к Вам в обитель; неожиданно называют, указывают мне тебя, гляжу: "Да - это тот самый человечик!"... Я глядел на душу; для лица и для всего вещественнаго я - точно без глаз. Черты физиономий как раз забываю; черты души, и самые тонкие, остаются запечатленными в памяти. Увидишь из прилагаемой статьи, что твое давнеепризвание (так устроил нас Создатель - Бог!): последовать и наследовать мне, тому моему, что не мое собственно, - усвоилось мне по великой милости Господа, хотя и я вполне недостоин такой милости. Мне нравятся те твои сочинения, которые вижу в утешающей меня дали твоего будущаго. Я угадываю твои будущия сочинения по настоящим: душа, как выказывающаяся при её собственном свете и вдохновении, от которых еще несет плотским разумом и чувством, - удовлетворит меня, когда по очищении от этого сору и смраду, будет высказываться при вдохновении и свете Христовом. Хорошо сделал, - так и впредь делай, - что описал мне ясно происшедшее в тебе действие при прочтении "немилостивых слов". - Точно: это было нервное состояние (ты уже это смекнул!) это было чувство плоти, увидевшей, что ей приготовляется распятие; это действие плотскаго разума, когда этот разум видит предстоящую смерть на кресте веры.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.