Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (133)

Письмо 156 К брату, занимающемуся умною молитвою. Наставление в духовной жизни Сердце мое говорит больше, нежели сколько может выразить слово. И странно! едва сердце мое захочет начать беседу с тобою, как впадает в него ощущение молитвы, уносит меня в тот мрак, который служит закровом Богу, светом для разумных Его тварей. Несись туда и ты! Хорошо - забыть человека в Боге, потому что помнит его Бог. Хорошо - быть мертвым для человека в Боге; это - истинная жизнь, жизнь - Духом. Дух и мертвит и живит. Разумевающий да разумеет, а от недостойнаго да скроется слово духовное в неприступном для плотскаго ума свете своем. Отсюда, из мрака или с неба - назови, как хочешь - смотрю на тебя. Утешаюсь тем, что ты захотел принести сосуд свой в служение Богу, - не на другое служение, временное, пустое, тленное. - Благословляю за это Бога, славословлю Его! Взгляни: человек, отовсюду ограниченный человек, сколько придумал, сделал вещей для удовлетворения многоразличным нуждам и прихотям своим! - Несравненно удивительнее Премудрость Всепремудраго и Всемогущаго Бога в уготованных Ею безчисленных, разнообразных сосудах разумных. Каждый сосуд - с отдельною, ему собственно принадлежащею способностию! всякий сосуд - вместилище какого-нибудь особеннаго духовнаго дарования. Иной способен к служениям, совершаемым телом; иной - к делам милосердия: иной - к молитве и безмолвию; иной - с способностию созидать души словом Истины и Духа, - другой со способностию управлять людьми, устраивать их; иной - с способностию доставлять обществу человеков нужное для временного их существования - пищу, одежду, домы и тому подобное. Твой сосуд - для таинств Духа. Дух Божий - Свят, - почивает только в чистых, святых. Вычистись Истиною, - не человеческою, глупою истиною, - Истиною Божественною, сошедшею к человекам с неба, хранимою для человеков во Святом Евангелии. Она говорит: "Научитеся от Мене яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой думам вашим" Матф. 11, 29 . Этот Покой - место Духа Святаго: "в "мире" , говорит Писание, "место Его" Псал . - Свойство Божественной Истины - очищать, освобождать. Сказал Господь: "Аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете". "И уразумеете Истину, и Истина свободит вы" Иоан. 8, 31, 32 . Он молился Отцу о учениках Своих: "Святи их" т.е. запечатлей Духом Святым "во Истину" "Твою" Слово "Твое Истина есть" Иоан.17, 17 . А ученикам Своим сказал: "Уже "вы чисти есте за слово, еже глаголах вам" Иоан. 15, 3 . Посему, желающий уразуметь истину, - быть очищенным, освобожденным Ею, должен изучать разумом и деянием Евангельския заповеди, хотя бы это и было сопряжено с насилием сердца, стяжавшаго грехопадением Богопротивные наклонности и влечения. В заповедях - Истина; в заповедях - смирение; в заповедях - любовь; в заповедях - Дух Святый. Все это засвидетельствовано Писанием. "Вся заповеди Твоя Истина"" , - воспевал Боговдохновенный Давид; "имеяй заповеди Моя" , - сказал Господь, - "и соблюдали их, той есть любяй Мя" Иоан. 14, 21 . "Будите в любви Моей. Аш,е заповеди Моя соблюдете пробудите в любви Моей" Иоан. 15, 9, 10 . "Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть" Иоан. 6, 63 . К тому, кто исправлен, предочищен Истиною, приходит Дух Святый, как Дух Истины, неожиданно, непостижимо проникает в ум, душу и тело, обновляет, возрождает человека в жизнь духовную. "Привлекох Дух, яко заповедий Твоих желах" Псал. 118, 131 . Евангельския заповеди да будут предметом твоего учения, размышления, деятельности всей жизни. "Иже будет во Мне, и Аз в нем" , чрез соблюдение Евангельских заповедей, - сказал Господь, - той сотворит "плод мног". Напротив того; "без Мене не можете творити ничесоже" , то есть никакой духовной добродетели. Добродетели же свойственные всему падшему человеческому естеству, - как бы ничто, не имеют никакой цены пред Богом, подлежат огню геенскому. "Аще кто во Мне не пребудет" , соблюдением Евангельских заповедей, "извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгорает" Иоан. 15, 5, 6 , несмотря ни на какия добродетели естества падшаго. В молитвах твоих погружайся весь в покаяние. Есть состояние обновленное, - это знаешь; а находишься в состоянии ветхости! и потому пребывай в непрестанном сетовании, в печали спасительной. Отвергнись себя! Не имей душу свою честну себе (Деян.) по примеру святаго Апостола. Оценивай себя только осуждением себя. Будь безкорыстен пред Богом. Никак не позволь себе ожидания благодати: это - состояние и учение находящихся в самообольщении, отпавшдих от Истины. Стремись узреть грех твой и возрыдать о нем: это твое дело. А Бог сделает Свое дело, потому что верен, дал обетование и исполнит его. Благодать Его! Дать ее - Его дело. Не сочти свои ризы чистыми, достойными духовнаго брачнаго чертога, сколько б ты их ни Омывал: судия твой - Бог. Мне понравилось служение твое родителю твоему. Пусть Причиною этого служения будет не союз крови, а заповедь деликаго Бога, сказывающаго: Чти отца твоего и матерь твою и благо ти будет. Повсюду замени плоть и кровь Христом. Он отделит тебя от земли и вознесет к Себе на Небо. Выписываю для тебя некоторые изречения святых Отцев: - "Брат вопросил великаго Сисоя: Как мне спастись, как угодить Богу? - И отвечал ему Старец: Если хочешь угодить Богу, - отступи от мира, отступи от земли, оставь тварь, приди ко Творцу, совокупись с Богом посредством молитвы и плача, и найдешь покой в этом и будущем веке". "Сказал великий Варсонофий: Если оставишь попечение о всякой вещи, то это приблизит тебя ко граду. Если не будешь вменять себя в человеках - это вселит тебя во град. А если умрешь от всякаго человека, - этим наследуешь град и его сокровища". "Брат спросил Авву Пимена: что мне делатьсо страстями смущающими меня? - Старец отвечал: будем плакать пред благостию Божиею, доколе Бог не сотворит с нами Своей милости" "Другой брат спросил того же великаго Пимена: "Что мне делать с грехами? - Старец отвечал: хотящий очиститься от соделанных им грехов, плачем очищается от них и хотящий сохраниться от впадения в новые грехи, плачем сохраняется от них. Это путь покаяния, преданный нам Писанием и Отцами, которые говорили: плачьте, потому что другаго пути кроме плача, нет". "Великий Пимен говаривал: Начало зол - рассеянность". "Он-же говаривал: Если человек во всяком обстоятельстве будет обвинять себя самого, то везде устоит". "Еще он говорил: Если будешь молчалив, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил". "Написал святый Иоанн Лествичник; исходящий телом, но неисходящий словом - кроток, весь - дом любви". "Он же написал: Затворяй дверь келлии для тела, дверь языка для разговора, и внутреннюю дверь для духов лукавых". Следующую заимствованную из 41-го слова св. Исаака Сирскаго, сокращая: "Более всего возлюби молчание, потому что оно приблизит тебя к плоду. Слова недостаточны, чтоб поведать о нем. Сперва понудим себя молчать; тогда от молчания родится в нас нечто, которое будет наставлять нас молчанию. Да даст тебе Бог ощутить нечто рождаемое от молчания. Если начнешь жить этим жительством, - не знаю сколько свету возсияет тебе отсюда. Не подумай, что поведуемое молчание дивнаго Арсения было следствием его свойства естественнаго. Нет! он сперва понуждал себя к молчанию. При этом жительстве рождается в нас множество слез и видение чудное. Велик человек, имеющий в душе обычай молчания. Молчание воспомоществует безмолвию. Нам, живущим между многими, невозможно избежать встречь с людьми: даже равно-ангельный Арсений, возлюбивший более всех безмолвие, не возмог устранить от себя встречи. Невозможно не встречаться с сожительствующими нам Отцами и братиями - и нечаянно, ходя в Церковь, и при других случаях. Видя это, достоблаженный муж приучил себя, наставляемый благодатию, ко всегдашнему молчанию". В 20-м слове св. Исаак научает инока говорить, обращаясь к душе своей, так: В безумии прожил ты жизнь твою, срамнейший человек, достойный всякаго наказания. По крайней мере сохранись в этот день, оставшийся от дней твоих, истраченных во тще, скудных делами благими, богатых делами злыми. Изшел ты из мира таинственно, вменился мертвым ради Христа; не оживай снова для мира и для всего того, что принадлежит миру, - предварит тебя покой, ты будешь жив о Христе. Готовься и приготовься ко всякому поношению, ко всякой досаде, поруганию и укоризне от всех. Прими все это с радостию, как точно достойный того. Претерпи с благодарением Богу всякую болезнь, скорбь и беду от бесов, которых волю ты совершал. Претерпи всякую нужду и горести естественные! Претерпи с упованием на Бога лишение телесных потребностей, долженствующих чрез краткое время превратиться в гной. Подклони выю всему этому в надежде на Бога, не ожидая ни от кого другаго избавления, или утешения, но возверзи на Господа попечение твое и во всех искушениях осуди себя самого, как причину их. Не соблазнись ни чем, не укори никого из оскорбляющих тебя: потому что ты вкусил от запрещеннаго древа и стяжал различные страсти. С радостию приими эти горькия врачества: пусть сии потрясут тебя немного - и ты впоследствии усладишься. Увы тебе! увы твоему смрадному тщеславию! Душу твою, исполненную всяких грехов, ты оставил без внимания, как бы не подлежащую никакому осуждению, а занимался осуждением Других, осуждал их и словами и помышлениями"... Феофил, Патриарх Александрийский, посетив безмолвников горы Нитрийской, спросил их Авву, великаго угодника Божия: Что нашел ты на пути иноческой жизни особенно важное? Духоносный Старец отвечал: то, чтоб во всем обвинять себя и непрестанно укорять себя". "Преподобный Пимен Великий называл самоукорение тою сваею (бревном, вбиваемым в землю), к которой привязывают ладию душевную во время бури". Вот образцы и свидетельства подвигов, тебе свойственных, могущих принести душе твоей обильную пользу, доставить тебе прочное духовное воспитание. Не подумай, что для научения безмолвию необходим затвор, или глубокая пустыня. Нет! Гораздо лучше научиться ему между людьми при посредстве душевнаго подвига. Самые падения, невидимые ближними, видимые и ведомые Богу и совести, падения ума и сердца, послужат к пользе, соделывая тебя искусным в борьбе со грехом, открывая тебе всю немощь человека. Подвижник, воспитанный между людьми силою невидимаго внутренняго подвига, бывает прочен, богат знанием и опытностию духовною, исполнен смиренномудрия, для ближнего - пристанище, сокровище. Он подобен древу, выросшему на открытом холме, подвергавшемуся ветрам порывистым и всем другим непогодам; такия древа глубоко пускают в землю корни, бывают особенно сочны, полны жизни и силы. Напротив того, питомец затвора и уединенной пустыни, подобен цветку и древу, воспитанному и возлелеянному в оранжерее. Ему свойственна пагубная изнеженность: при малейшем ненастье он уже страдает; ненастье - немного посильнее - он умирает. Совершенное уединение, по правилам духовнаго закона, дозволяется только тем, на подвиг которых, как выражается св. Иоанн Лествичник. низошла благодатная роса Святаго Духа. Для таких точно - полезно, нужно строгое уединение, чтоб при помощи его свободно предаться учению и водительству Духа, о чем говорить - ныне не время. Мы еще не довольно знакомы... Говорю так, чтоб не сказать: ты еще мало знаешь меня. Поэтому нужно нам условиться. Если я и недостоин называться человеком, имея в себе много скотскаго и бесовскаго, то ты, по любви твоей ко мне, припиши мне достоинство человека, или, по крайней мере, достоинство разумной твари, хотя и запечатленной горестным грехопадением. Сын Божий называет Себя в Евангелии Сыном Человеческим; Бог, явившись между человеками, не принял на Себя никакого выдуманнаго падшими человеками титула, - именует Себя наименованием, данным нам Богом, Который пред нашим сотворением совещался Сам в Себе таинственно: "Сотворим человека". Сын Человеческий!... Как мне нравится это наименование! Какое прекрасное наименование! Смиренное и возвышенное наименование! Как наставительно и утешительно звучит в ушах моих!... Люди не захотели этого наименования, им понадобилось: Высокопреподобие, Высокоблагородие... Какая безсмыслица! И поведение их, подобно именам, сделалось безсмыслицей, каррикатурой уродливой, в которой гордое в соединении с глупым. На конверт, позволяю, пиши какую хочешь безсмыслицу, но в письме будь, как человек с человеком, как сердце с сердцем, пред очами Всесвятаго Бога. Пусть сердце твое беседует со мною просто, искренно; каждое слово твое пусть будет для истины. А Бог! - Будет, как и есть свидетелем бесед наших, которых причина и цель - Он, и наше в Нем спасение. Назначение этого письма - удовлетворить не общей - частной нужде, твоей нужде; оно написано под влиянием твоего душевнаго состояния. Это не универсальное лекарство, - частное, твое! Ты читай это письмо и перечитывай, переноси слова его с бумаги в сердце; ты пей из этой чаши здравие душевное; а другим она может принести только недуг, послужить поводом к пустым суждениям, пересудам, к зависти, к составлению ложных догадок и мнений. Скрой от всех письмо, строки, букву; пусть способные читать сердцем и умом прочитают его в твоем поведении и прославят Бога, хотящаго, чтоб все человеки спаслись, пришли в познание Истины. 5 сентября 1847 Бабаевский монастырь К брату, занимающемуся умною молитвою - Наставление в духовной жизни - Письма к монашествующим - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 157 К брату, занимающемуся умною молитвою. Наставление в духовной жизни. Первое письмо твое от 7-го сентября я получил. Уже много было написано в ответ на него в письме моем от 5-го, И поэтому я положил себе: дождаться ответа, и тогда на два твои письма отвечать вместе - что Бог вложит в мое недостойное сердце, у которого в распоряжении едва пишущая от слабости рука. - Я постоянно болен и хил, в особенности по зимам; ныне же вдобавок принимаю лекарство, которое врачует боли, но ослабляет силы. - Думал я написать некоторые подробности о духовном делании, тебе идущем. Останавливаюсь исполнить это до другого времени; спешу, получа второе твое письмо, способствовать сколько-нибудь, с Божиею помощию, восстановлению в тебе нарушеннаго спокойствия душевнаго. И ты просишь меня поспешить ответом. ""Иди скоро", -" сказал Господь Моисею, внимавшему Его Таинственным учениям в уединении, на вершине горы Синайской, в уединении мрака, произведеннаго низшедшими на гору небесными облаками: "сниди отсюду, беззаконоваша бо людие твои, ихже извел из земли Египетския преступиша с пути скоро, егоже заповедал оси им сотвориша себе тельца, и поклонишася ему, и пожроша ему" Исх. 32, 7, 8 . Знай, что человек, когда находится вне состояния мира, находится в состоянии неправильном по отношению к закону Христову, в состоянии самообольщения и заблуждения, в кумиро-служении. Смотрю на кипящия в тебе волны - и нет от них никакой печали в моем сердце; они не устрашают моего сердца, не приводят его в сомнение. Мое сердце спокойно; - мало того: оно ощущает утешение духовное. От чего бы это было? Мое сердце - чувствительно по природе; оно не может быть холодным и равнодушным. Скажу тебе от чего: а нем действует с убедительностию извещение, что есть к тебе милость Божия. Вышло такое определение о тебе от горняго Престола Царя Царей. Не устрашись бурь, не ослабей от них: они - признак добрый. Тебя скоро осенит помощь Божия; на весы твоего сердца положится тяжеловесное духовное сокровище, от чего противуположная чаша, земных скорбей и утешений сделается без весу. Поверь моему сердцу!... Не знаю, стоит ли оно доверия, но уверяет так сильно, что я, оставя всякое соображение и умствование, пишу - что внушает мне, велит писать сердце. Вижу пристань духовную, приготовленную тебе Всеблагим Богом, тебя ожидающую. Но Он, Многомилостивый и, Всепремудрый, попускает тебе сперва потрудиться в волнах, чтоб ты утомился, умучился в борьбе с ними, - дал цену пристани. Человек не дает должной цены тому, что достается ему Ценою слишком дешевою. Не была-ли пристань - рай? И этой пристани человек не дал цены, был недоволен ею, - захотелось большаго, несбыточнаго!... Получив твое письмо, я прочитал его; спустя несколько часов прочитал еще раз, и, когда сердце мое отделило шум слов и выражений от голоса души, взял перо, обмакиваю его, больше, кажется, в сердце, чем в чернила, - отвечаю тебе. Прости мою нескромность, которую позволяю себе для твоего ободрения: меня объемлет невыразимое духовное, просветительное утешение, поглощающее в сладости своей мой ум, соделывающее вдохновенным мое сердце. Из среды этого утешения пишу тебе!... "И ныне, Израилю, послушай оправданий и судов, елика аз учу вас днесь делати, да поживете и умножитеся, и вшедше, наследите землю, юже Господь Бог отец ваших дает вам в наследие", - говорил Израилю его Законодатель - Боговидец (Второзак. 4, 1). Пишет к тебе искушенный волнами многими, бурями многими, многими пропастями и подводными камнями, - хотя и доселе неискушенный, - искушаемый скорбями многими с того самаго времени, как только себя помню. Много я страдал! - страдал наиболее из-за своей пламенной крови, - из-за своей пламенной любви к ближнему, любви, соединенной, казалось мне, с чистым, полным самоотвержением, - из-за расположения к справедливости, чести, - из-за своего плотскаго разума. И теперь должен смотреть и смотреть за своею кровию; без этого она как раз похитит у моего сердца святой мир, отнимет меня из водительства Святаго Духа" предаст водительству сатаны. Знай: Бог. управляет миром; у Него нет неправды. Но правда Его отличается от правды человеческой. Бог отверг правду человеческую, и она - грех, беззаконие, падение. Бог установил Свою всесвятую правду, правду Креста, - Ею отверзает нам небо. Ему благоугодно, чтоб мы входили в Царство Небесное многими скорбями. Образ исполнения этой Правды Бог подал Собою: Он, вочеловечившись единою из покланяемых Ипостасей Своих, подчинил Себя всем разнородным уничижениям и оскорблениям. Святейшее Лице Его подвергалось заушениям и заплеваниям. Не отвратил Он от них Лица Своего. Он вменился с беззаконными; в числе их, вместе с ними осужден на поносную, торговую казнь, предан ей; - какими-же людьми? - гнуснейшими злодеями и лицемерами. - Все мы безответные пред этой всевысшею Правдою; - или должны ей последовать, или к нам отнесутся слова: "И же не приимет креста своего и в след Мне грядет" , - честь "Мене достоин"... "Иже несть со Мною, на Мя есть" Матф. 10, 38, 12:30 . Против правды Христовой, которая - Его Крест, вооружается правда испорченнаго естества нашего. Бунтуют против Креста плоть и кровь наши. Крест призывает плоть к распятию, требует пролития крови; а им надо сохраниться, усилиться, властвовать, наслаждаться. Путь к кресту - весь из бед, поношений, лишений; они не хотят идти по этому пути; они - горды, оне хотят процветать, величаться. Понимаешь-ли, что плоть и кровь - горды? Всмотрись на украшенную плоть, на обильную кровь, - как они напыщенны и надменны! - Не без причины заповеданы нам нищета и пост! Не устрашись слов моих: они по наружности, с перваго взгляду, - страшны, жестоки. Исполнишь спасительный совет мой - и обретешь мир, исцеление сердцу твоему. Твое расположение к Н. болезненное. Воню твоего сердца обонял я, бывши у Вас в обители: - потом при получении перваго письма твоего; во втором же письме душа твоя сама сознает его: болезнует, мучится, мечется, стонет. Писал я тебе, свидетельствуясь деланием и учением святых Отцов, что желающий перейти из плотскаго сословия в духовное, должен умереть для всех человеков. - Какая смерть без болезней! - При свидании я тебе сказал: "ты должен быть один". Сердце твое, ум, сознали справедливость произнесеннаго; но услышала кровь твой приговор смертный на нее - и ужаснулась. Я понимал это; - не останавливался, не останавливаюсь сказать истину, необходимую для твоего спасения и преуспеяния. Услышь, услышь голос грешника, слово грешника, голос и слово, избранные Богом в орудие твоего оживления в Духе, - и, хотя б то было с пролитием кроваваго пота, исполни их. Мечем и луком твоим отними у Аммореев землю, отдай ее Сыну возлюбленному Отца, таинственному Иосифу, - Христу. Так сделал преобразовательно святый Патриарх Иаков (Быт. 48, 22). Землею - называю твое сердце; Аммореями - кровь, плоть, злых духов, завладевших этою землею. У них надо отнять ее душевным подвигом, т.е. деланием умным и сердечным. Как и чем исцелить твое болезненное расположение? Ты веришь Спасителю? - Ты веришь словам Его? - Он сказал: "Вам же и власи главный вси изочтени суть" Матф. 10, 30 ; так бдителен, заботлив до мелочной подробности Промысл о нас Всеблагаго Бога нашего! Бог, столько о нас заботящийся, имеющий на счету все волосы наши, - смотрит: первомученика Стефана побивают камнями, - и не препятствует убийству. - Зрит: Апостолы умирают ежедневно, страдают непрестанно, оканчивают земное течение свое насильственною смертию. - Взирает: и тысячи тысяч мучеников претерпевают отсечение, строгание, ломание членов, продолжительное заключение в смрадных и душных темницах, убийственные работы в рудокописях, сожигание на кострах, замерзание в озере, потопление в водах.. --Он смотрит: иноки совершают невидимое мученичество в борьбе с плотию и кровию, с нечистыми духами, с людьми любителями мира, с бесчисленными лишениями телесными и душевными. На все это Он, Человеколюбец и Всемогущий взирает. От всех скорбей Он мог бы избавить избранных Своих, но не делает этого; - возвещает рабам Своим: "В терпении вашем стяжите души ваши" Лук. 21, 19 ... "Претерпевши же до конца, той спасется" Матф. 24, 13 . "Кто-ж поколеблется, о том неблаговолит душа Моя" Евр. 10, 38 . Просили сыны Зеведеевы у Господа престолов славы; - Господь даровал им "чашу Свою". Чаша Христова - дар Христов, подаемый Им любимым Его, избранным Его. Чаша Христова - условие, залог вечнаго блаженства. Чаша Христова - страдания. "Посему познается, - говорит св. Исаак Сирский; - особенный Промысл Божий над человеком, когда этому человеку пошлются непрестанные скорби". В заключение употреблю слова св. Апостола Петра: "Темже и страждущий по воле Божией, яко верну Зиждителю, да предадят души своя во благотворении" 1 Петр. 4, 19 . Основываясь на вышесказанном, утверждаю: Н. под особенным Промыслом Божиим; все совершающееся над Ним - пред взорами Бога, по попущению Бога, его Создателя, Искупителя и Владыки... Неужели ты еще не увидел Бога в Промысле Его и управлении Его?... Благоговейно отступи ничтожная пылинка!... останови руку, дерзостно простирающуюся с рукою Божиею к браздам правления судьбами человека! - Остановись!... вытрезви твой ум, упоенный порывами, волнением крови: больное твое сердце представило тебе Бога, покинувшим бразды, Ему Единому принадлежащия, - забывшим Свое святейшее обещание... Приступи же к врачеванию прокаженной и расслабленной, беснующейся души. твоей. Опираясь на веру, на живую веру, ежедневно вставай - сперва по нескольку раз в день, раза три или четыре - в течении краткой минуты на колени, говори Господу: "Господи! Н., которого я думал так любить, думал так уважать, - называл, обманываясь, моим, - Твой, Твое создание, Твоя собственность. Он Твой - Всеблагаго Творца и Владыки своего! Ты Всеблаг: хочешь устроить для него все благое. Ты Всесилен: все можешь для него устроить, что ни восхочешь. Ты Всепремудр: путей твоих духовных, судеб Твоих, изследовать, постичь человеку невозможно... А я - кто? - Пылинка, горсть земли, сегодня существующая, завтра исчезающая. Какую могу принести ему пользу? - Могу лишь более повредить ему и себе моими порывами, которые кровь, которые грехи. Предаю его в Твою волю и власть! Он уже есть, всегда был в Твоей полной воле и власти; но этого доселе не видел слепотствующий ум мой. Возвращаю Тебе Твое достояние, которое безумно похищал я у Тебя обольщавшим меня мнением моим и мечтанием. Исцели мое сердце, которое думало любить, но которое только больно: потому что любит вне- Твоих святых заповедей, с нарушением святаго мира, с нарушением любви к Тебе и ближним". - И врагов нам повелено любить; и нарушение любви к ним есть нарушение заповеди, нарушение любви к ближнему. Встав с колен, повторяй несколько раз неспешно: "Господи! предаю его, себя, всех святой воле Твоей; буди во всем воля Твоя! За все - слава Тебе!" Когда с людьми, и увидишь, что приближается к душе невидимое искушение, то повторяй мыслпю вышесказанным слова. Когда видишь неустройство мира и Вашего маленькаго мира - монастыря, повторяй слова: "Господи! Ты, Всесильный, все это видишь; да будет воля Твоя, да совершаются недомыслимые судьбы Твои. А я - кто, пылинка, - чтоб мне вмешиваться в Твое непостижимое управление!" Сын Божий сказал о Себе: "Сын Человеческий предается в руки грешников" Матф. 26, 45 . Если Он, Всесвятый, предается в эти руки, - что страннаго, когда грешник предается в руки подобных ему грешников? Научимся говорить подобно распятому близ Христа грешнику: "Приемлю достойное по делом моим; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". И Н. должен также поступать относительнотебя, - предавать тебя Богу, Его воле. Его Промыслу. Для духов-наго руководства он слаб, - влечется твоею немощию. А в немощи твоей большая сила крови, красноречивой, крови, восстающей против духовнаго закона: - кто не ощутил в себе явнаго духовнаго действия, дарующаго свободу, независимость, тому не выстоять против напора твоей крови. "Ты должен быть один". Для тебя сказал я это; - сказал и повторяю: Те, которым поверяешь твои брани, повредятся - и, может быть, неисцельно. Мой жребий был - постоянное одиночество; - был и есть. Что делать? Претерпим тягость уединения. Увидев его, увидев сиротство наше на земле, Дух Святый, в Свое, известное Ему время, придет к нам. Тогда будешь не один и порадуешься тому, что . был один. Умертвите взаимное пристрастие истинным смирением, которое предложено в вышенаписанных молитвах Боговидения. Не должно Вам безвременно, по влечению нежнаго чувства, т.е. глупой крови, учащать друг к другу. Не будь Нежен! Не позволяй себе разнеживаться! Будь истинный муж! В противном случае, чтоб не постыдили нас жены, не причислили нас к женам по причине нашей слабости! Так некоторая Преподобная инокиня сказала нерадивым, некрепким инокам: "Вы - жены!" Имею основание искать от тебя этого. Дай! - потому что можешь дать. Когда придут тебе помыслы ревности и нежности к Н., а ему к тебе, говорите сами себе: "Господи, он Твой! а я что?" - Когда же усилится брань, - к себе в келлию и на колени!... Подвизаясь так Вы ощутите по милости Божией исцеление от пристрастия друг к другу, которым сердца Ваши лишены свободы; они в плену и от того в муке. Время Ваше и здоровье теряются в пустых смущениях и бесплодных мучениях. Когда Бог дарует Вам исцеление от пристрастия и Вы ощутите свободу и легкость, тогда познаете, что настоящее Ваше состояние было "искушение", было состояние ложное, а не духовное, - и потому греховное, Богопротивное. Малости, незаметные в мирской жизни, в монастырской делаются уже не малостями, но весьма важными недостатками, могущими нанести неисцельный вред, - не только остановить, прекратить всякое духовное преуспеяние, но и сделать жительство в монастыре вполне безплодным. В особенности это относится к монашествующим, которым на ниве Христовой досталась в удел для возделания - умная молитва и прочие сопряженные с нею подвиги внутренние. Краткия слова вышенаписанных молитв и смиреннословия, которыми должно вращать чаще пред лицем души, чтоб не успели насесть на него разные насекомые и изъязвить его, - принадлежат к числу сильных и действительных орудий душевнаго невидимаго подвига. Употребление этих и подобных орудий называется деланием, которым зиждутся стены Иерусалима душевнаго, - разсыпаются стены градов иноплеменников, построенные ими в сердце нашем. "Ты должен быть один!..." "Умри для человеков"... Да падут под острием меча Левитов, верных Богу, их родные братья и соседи, поклонники кумира. Помыслами и чувствованиями, служителями Бога, да истребятся из души помыслы и чувствования, служители греха. Родители их одни и те же: ум и сердце; потому они - братья. Они - ближние и соседи: потому что имеют вид близкий к добру и очень к ним привязано сердце. Когда, по повелению Моисея, сыны Левия препоясали каждый меч свой по бедре и прошли по всему стану Израильскому от врат до врат, убивая каждый ближнего своего и" соседа своего; то сказал им Моисей: "Наполните руки ваши днесь Господу, кийждо в сыне своем и в брате своем, да дастся на вас благословение" Исх. 32, 29 . И ты поступи так, - да дастся на тебя благословение. Если же не умрешь для людей, если будешь дозволять сердцу своему увлекаться, пленяться пустыми привязанностями, - всю жизнь твою будешь пресмыкаться по земле, не сподобишься ничего духовнаго: кости твои падут вне земли обетованной. Не устрашись ни подвига, ни сражения, ни исполинов! Не пощади, как истинный Израильтянин, как истинный Левит, ни братьев, ни сынов, ни дщерей, ни соседей и ближних! Не тронься сожалением к крови, убивающей вечною смертию снисходительных к ней! - За мечь, Леонид, за меч! - На бой, на бой отчаянный! На бой упорный, постоянный, доколе не увенчает его решительная победа! "Лучше смерть в подвиге, - сказал св. Исаак, - нежели жизнь в падении". - И что за жизнь - жизнь в грехе. Не стоит она названия - жизни; назвало ее Писание смертию; она - начаток смерти вечной, может быть и смертию вечною, если не умертвится жизнию о Христе. - Сколько дряхлых старцев, нежных дев, слабых детей остались победителями? - Неужели и ты позволишь двоедушию поколебать себя, выпустишь из рук победу и венец вечнаго торжества за цену мгновеннаго, мучительнаго колебания, которое обольстительно, насмешливо, ругательно силится представиться нам наслаждением добродетели. Не убойся твердынь греховнаго града: с постоянством "укрепи брань твою на град" , - говорит Писание, - "и раскопай и".." . Да увижу на тебе венец победы, венец Духа, венчающий сперва главу твою, а потом и сердце! Да истекут из них источники воды живой! Из этих источников да пьешь, во-первых, сам до сытости и пресыщения; да пьют от них и насытятся, и восхвалят Господа все, которых привлечет к тебе жажда Слова Божия. Любовь духовная ближних да вознаградит тебя сторицею за умерщвление кровяной любви. До обновления же - будь один; до него соединение особенною любовию с кем-нибудь - говорю в духовном отношении - "блуд". После обновления является истинная любовь к ближним, святая, духовная: она Вся в Боге; она - видение духовное. Стоит пролить кровь, Когда за нее дается безмерное сокровище - Дух. Но принятии Духа человек увидит ясно, - кровь - Богопротивная, смрадная мерзость. И потому говорит Писание: "Проклят возбраняли мечу своему от крове". -" Умри, умри! - и погребись... чтоб наследовать святое воскресение души Духом Божиим. Как ты не должен сообщать другим своих браней и искушений душевных; так не должен выслушивать брани и искушения других. Частная тому причина: твоя сильная, горячая кровь. Ты передаешь сильно и воспринимаешь сильно. От того твоими возмущениями очень потрясаешь других и сам очень потрясаешься от сообщаемых другими скорбей их. - Вторая причина заключается в общем правиле для всех подвижников: брани душевной невозможно обнять и объяснить естественным разумом: потому что все естество наше - в падении. Для этого нужен разум духовный, т.е. явившийся в человеке от действия Духа. И потому только духовный способен выслушать брань ближнего и преподать ему спасительный совет; а держимый во мраке страстей еще не способен к этому. Умолкни, умолкни! Сперва надо умолчать, по совету святаго Псалмопевца, о самых благах; - тогда уже должно не возбранять устам своим, когда в поучении ума, т.е. в непрестанно рождающихся в уме мыслях, возгорится огнь Божественный. Пишешь: "Бросить Н. - это бросить в лице его Самаго Христа, обнаженнаго, изъязвленнаго, привязаннаго к столбу темничному? Не бросит ли и Он меня тогда?" и проч. - Видишь, как красноречива кровь твоя. Кто не увлечется ею! Ты, как Цицерон, можешь выпросить милость у Кесаря самому ненавистному для него Аппию Милону, - как Демосфен можешь поднять всю Грецию на Филиппа!... Пощади немощных! Не устремляй на них твоего слова сильнаго!... Пощади и немощнаго, так живо чувствующаго и выражающаго страдания других, - живее, нежели они сами! - В твои прекрасные выражения облеклись, так называемые монашествующими святыми Отцами - "оправдания". Оправдание - личина добродетели, которою ловитель душ наших прикрывает разставляемые им сети для ума и сердца нашего. О избавлении от оправданий мы молимся с коленопреклонением: "Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех". Говорил св. Пимен Великий о естественной, падшей воле нашей и о оправданиях: "Своя воля человеческая есть стена медная между им и Богом, камень противуударяющий. Если человек оставит свою волю, то и он скажет: "О Бозе моем прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его". Если же к воле присоединится оправдание, то погибает человек". Твоя "своя воля": наклонность сердца к Н.; оправдания помогают твоему пристрастию; - мыслишь, говоришь, невидимому Божественно, а мучишься ужасно, - можешь, если не примешь мер, очень повредиться, повредиться неисцельно. За простоту и искренность твоего сердца Бог посылает тебе руку помощи!... Понимаешь ли что сердце у тебя самое простое? Ничего в нем нет сложнаго. Не годишься для мира: там нужны хитрые. Ты можешь быть хитрым и скрытным только тогда, когда молчишь. Приучись к молчанию: оно необходимо тебе и для духовнаго подвига и для отстранения наружных, безплодных скорбей. Твое сердце для Бога! Твое сердце для Духа Святаго: Он любит почивать в сердцах простых и незлобивых. Ты и незлобив; - только тебя сбивает кровь твоя. Уйми ее смирением и молчанием. Смотри чаще на Христа: "Се "Отрок Мои" , - свидетельствует о Нем Отец: "Егоже изволих, Возлюбленный Мой, Наньже благоволи душа Моя: положу Дух Мой на Нем и суд языком возвестит: не проречет, ни возопиет; ниже услышит кто на распутиих гласа Его. Трости сокрушенны не преломит, и лена внемшася не угасит: дондеже изведет в победу суд. И на имя Его языцы уповати имут" Матф. 12, 18-21 . С помыслами никогда не должно разсуждать. Может враг представить много логическаго, неопровержимаго, склонить наш ум к принятию лукавых, убийственных помыслов, замаскированных личиною добродетелей и благочестия. Пробным камнем помыслов для тебя да будет твое сердце. Как бы ни благовиден был помысл, но если отнимает "мир" у сердца, тонко приводит к нарушению "любви с ближними",- он вражеский. Не спорь с ним, не разсуждай; - а то уловит и заставит вкусить от запрещеннаго древа; - вооружайся скорее против него, гони прочь от себя оружиями духовными: "Славословием Бога",- "Благодарением Бога",- "Преданием себя Его воле",- "укорением и осуждением себя",- "молитвою". Превосходное оружие при сильной брани: прийти в свою келлию, повергнуться на минуту пред Богом с прошением Его помощи и преданием себя Его воле. При сильной брани это повторяется несколько раз в день и - очень помогает. Наблюдал ли ты за умом твоим? Изучал ли - какое его свойство? - У тебя ум не аналитический, который все разбирает по частям, анатомирует; и, после этой работы, выводит свое заключение. Большая часть умов человеческих имеют свойства анализа, и по этому свойству способны хитрить, ловко устраивать дела свои, строить козни. Твой ум без работы видит, обнимает предметы. Этот ум - для духовнаго видения. - Вот еще что заметь в нем: он с свободою, наслаждением может пасть в прах пред величием Божества; но чтоб смириться пред ближним ему нужен труд над собою. Почему? - Потому что он по естеству своему имеет презрение ко всему подлому, пошлому, мелочному, - неспособен к изгибам и изворотам. Видя эти недостатки в ближнем, он презирает ближнего вместе с его недостатками. Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа. Все, крестившиеся во Христа, облечены во Христа. Чем бы и как бы они не оскверняли себя, риза Христова, до суда Христова, - на них. Необходимо признать себя хуже всех человеков: этого требует святое смирение. Апостол не просто сказал, что он - первый из грешников; был убежден в этом. И нам надо убедить себя: здесь предлежит работа и труд. Бог да дарует и мне и тебе совершить его. - По причине ума твоего, по причине его отдельнаго устройства, от большей части других умов, тебе придется понести, и вероятно несешь уже, некоторые скорби. Редкий поймет ум твой. Видя его сметливость и бойкость, кто поймет, кто поверит, что он прост! Большая часть будет признавать тебя хитрым, с замыслами, подозревать тебя; придумывать на тебя и за тебя. Это неизбежно: аналитические умы не могут предположить даже существование ума без анализа, смотрящаго просто и ясно. Видя силу ума, они приписывают ее высшей степени анализа, - признают глубокую, утонченную, обдуманную хитрость в том, кто никогда не думает, - глядит с проницательною простотою на все, подлежащее ; взорам человеческим... Извини ближних. Мы все немощны. Исполнение закона Христова и состоит в том, чтоб носить великодушно, любовно и смиренно тяготы друг друга. Доволен я, что ты мало читал книг религиозных:лучше - скрижали не записанные, нежели исписанные безтолково. Неужели мне придется писать на твоих? - Если так, - пусть будут начертаны на них не мертвые слова человеческия, но живые - Духа. Видя твою доверенность ко мне, присваиваю себе право присылать тебе, по возможности моей, книги святых Отцев, какия сочту для тебя полезными. Это "мое", "свое" даю тебе: таково было мое поведение: я напитывал себя и доселе напитываю исключительно чтением св. Отцев Восточной Церкви, тщательно хранясь, по их же святому совету, от книг, содержащих в себе лжеучение, которое содержат в себе все книги, написанные вне спасительного лона единой истинной Церкви. Прими "мое", когда Бог возвестил тебе желать его. Не читай никаких инославных сочинителей: у них Дух Святый заменен кровию необузданною, пламенною; они могут завлечь в пропасть - и завлекают туда многих. Духа Святаго нет у них; у них свой дух, - мрачный, льстивый дух ереси темной и гордой. Упоминаемое тобою "действие", произведенное в тебе чтением Писания - какое впечатление имели на Иоанна Богослова и Мироносиц отдаленные звуки молотов, ударявших в гвозди при распятии Спасителя, было "кровяное". Пойми: потрясены были нервы. Таковые действия отвергаются в духовном подвиге, называются "прелестными", т.е. происходящими от самообольщения и приводящими к нему: потому что они не от благодати Божией, а собственное состояние человеческое, свойственное естеству нашему падшему, до которого дойдено напряжением воображения, и чувствительности. Неопытные в духовной жизни приписывают такия состояния свои действию благодати; от сего является мнение о себе; усвоившееся мнение есть самообольщение или прелесть. Поэтому должно держать себя в состоянии ревности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв. - Не ударяй себя ни в грудь, ни в голову, для исторжения слез: такия слезы - от потрясения нервов, кровяные, не просвещающия ума, не смягчающия сердца. Ожидай с покорностию слез от Бога. Какой-то святый, невидимый перст, какой-то тончайший помысл смирения, коснется сердца - и придет слеза тихая, слеза чистая, изменит душу, не изменит лица; от неё не покраснеют глаза, - кроткое спокойствие пролиется в выражение лица, соделает его Ангелоподобным. Когда я дочитал в твоем письме до следующаго:"ни малейшаго луча благодати или признака добра не нахожу в том, о ком так громко и много говорили люди... И Ваше незлобивое сердце поверило молве и верно осудило в неправде мою раздражительность"...- я от души разсмеялся... Мне нужен письменный твой ответ, чтоб мне оправдаться пред самим собою. Я не доверяю никому так мало, как самому себе; не страшусь никого более, как самаго себя. Кто я, чтоб вести к Богу душу человеческую, созданную по образу и подобию Его? Моя душа заблудилась в пустыне, увязла в тимении. На заботы об ней нужно мне употребить Краткое время моего земнаго странствования. Таков я пред моими очами... Христос с тобою. 12 октября 1847
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar