Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (131)

Письмо 123 Искушения. - Скорби Господь да благословит Вас и сожительствующих Вам сестер в новой келии; да осенит Вас благодатию Своею и да дарует Вам жительствовать, паче странствовать в куще Вашей; Ему, Господу благоугодно, Вам же душеспасительно, находящия скорби терпеть безропотно и без жалоб, в сознании своей греховности, достойной вечных наказаний, заменяемых милосердием Божиим временными наказаниями. "Аще кто правильнаго или неправильнаго запрещения отвергся, - своего спасения отвергся", сказал святый Иоанн Лествичник. Притом надо веровать, что Бог не попускает искушения паче силы: почему, пред посылаемым искушением надо смирять свою выю. Плотская и душевная ревность да изгонится из общества Вашего, да водворяется в нем чуждая пристрастий о Господе любовь, и молитвы Ваши да проливаются пред Господом о обижающих Вас, во исцеление душ Ваших. Старец Василиск, однажды во время великаго молитвеннаго утешения, услышал глас: "Имей во всю жизнь единым делом - ношение в сердце Господа Иисуса, а между тем примешь безчестия". Сам Господь, все Апостолы, все Святые провели жизнь свою в многоразличных скорбях. Без безчестий - нам не спастись. Скажите Сестре Е.: "Ум не может быть безстрастным,- по Великому Максиму, - аще не приемлют его многая и различная видения". - Понимая цель, надо оставлять средства без особаго Внимания. 5 сентября 1855 Письмо 124 Относительно умалишившеися сестры Неведомым Судьбам Божиим должно покоряться! Жалею бедную Д. Больных такого рода необходимо держать вдали от родственников и от всех тех, к которым они близки во время обыкновеннаго своего состояния. Когда был в подобном состоянии К., то ярость его возбуждалась наиболее против жены и родственников, коих он особенно горячо любил в здравом состоянии. 5 Октября. Письмо 125 О том же О случившемся искушении Вам не должно скорбеть, но отдаваться на волю Божию, которая спасает всех спасаемых многоразличными скорбями. Попущенное умопомешательство Д., попущено ей на пользу, да дух её спасется. Предоставьте ее Богу. Относительно всего, что она ни говорила и ни делала в своем припадке. Вам не обращать никакого внимания, и не должно принимать к сердцу никаких её слов и дел, потому что все производилось и делалось ею вне разсудка. Потому именно от таких больных отделяют всех их родственников и близких сердцу, что сумасшедший должен быть управляем холодным разсудком и холодным сердцем, чего не в состоянии вынести лица, имеющие сердечное расположение к больному. Когда возле нас жил К. в состоянии помешательства, и некоторое время еще позволено было родным приезжать к нему: то после каждаго приезда ему делалось хуже, потому что они все хотели его урезонить и смягчить. Бывший тут доктор из сумасшедшаго дома говорил мне о действиях родственников: "Странные люди! Хотят больнаго урезонить, между тем, как болезнь его и состоит в том, что он лишен здраваго смысла". К. хватался за нож, намереваясь пронзить им жену и себя, высказывая против нее величайшия неудовольствия, между тем, как в здравом состоянии он питал к ней величайшее расположение. Вот как надо разсуждать о больных такого рода. П.А. я советовал никак не видеться с сестрою, доколе она не выздоровеет. - Я имею письмо от Д. от 24-го сентября, из которого можно понимать причину случившейся с нею болезни. Также не должно смущаться, Что некоторые смутились словами и действиями Д. во время её сумасшествия, и находили им причину по своему умозаключению, а не по опытам науки, совсем иначе смотрящей на эту болезнь и её действия. Если Бог дарует Д. выздороветь, то она будет к Вам еще более в близких отношениях. То, что она Вас поносила в сумасшествии, есть верный признак её преданности Вам. Вам не должно скорбеть на тех, которые соблазнились положением Д., произнесли о Вас какое невыгодное слово. Это от неведения и по попущению Промысла Божия, как видно, усматривающаго, что Вам нужно смирение и очищение при посредстве человеческаго безчестия. Любовь имейте и мир со всеми и с оскорбляющими Вас, без чего невозможно иметь духовнаго преуспеяния. Воздайте славословие Богу за все случившееся и предайте себя воле Божией. Об искушениях - О страхованиях - Деятельность, предписываемая во время искушений - Письма к монашествующим - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 126 Об искушениях; о страхованиях. - Деятельность, предписываемая во время искушений Путь христиан, сказали святые Отцы, есть Крест повседневный. - Сказали они это, руководясь словами Самаго Господа Иисуса Христа, Который повелел желающему совершенства, взять крест свой и последовать за Ним, Господом. Крест - готовность к благодушному поднятию всякой скорби попущаемой Промыслом Божиим. Потому познается, что человек находится под особенным Промыслом Божиим, когда этому человеку попущаются постоянные скорби, - сказал святый Исаак. Пей поругания на всяк час, яко воду живую, - говорит святый Иоанн Лествичник; а кто отвергся правильнаго, или неправильнаго выговора, тот отвергся своего спасения. Господь помянул Вас, и послал Вам искушение, для Вашего очищения и умерщвления миру, а потому для Вашего преуспеяния. Я, окаяннейший грешник, благоволю о искушении, Вас постигшем. Благоволят о нем Ангелы хранители Ваши, видя в нем залог спасения Вашего. Помяните меня грешнаго в молитвах Ваших! Говорит святый Исаак Сирии, что человек до вступления в искушения, молится Богу, как чужой Ему, а подвергшись ради Его искушениям, молится Ему как свой, и как-бы имея Его - Бога - должником себе. Помолитесь о мне Богу, рабы Божий! ибо мне, в моей жизни, не довелось потерпеть ни единаго искушения, а что случилось противное моему гордому сердцу, то - мелочь, мелочь, мелочь..., не заслуживающая никакого внимания, и если б я вздумал говорить о моих искушениях, то впал бы в одно пустословие. - Вам не должно попускать страхованию овладевать Вами. Кто поддается этой страсти, над тем она возобладает, и таковый будет пугаться всяких пустяков. Прочитайте в святой Лествице статью о страховании. Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из Вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией, и признать себя достойным всякаго человеческаго и бесов-скаго наведения: тогда страхование пройдет само собою. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокаго сердечнаго сокрушения. Молитвы Иисусовой не оставляйте: монашествующий, в числе своих обетов при пострижении, дает обещание денно-нощно заниматься этою молитвою. У нас Святейший Синод постоянно занимался развитием этого делания, и издавал книги святых Отцев о сем предмете: а в 1857-м году разослал; по монастырям книгу преподобнаго Нила Сорскаго во множестве экземпляров, дав ее в руководство Российским монашествующим, и предписав благочинным строго наблюдать, чтоб по монастырям это исполнялось. Не сделайте новой глупости: не вздумайте приехать в Петербург. Надо брани побеждать на их месте, а не оставлением места, от чего брани только укрепляются. Взойдите в себя, постарайтесь увидеть множество согрешений Ваших, причем умаляются в очах Ваших согрешения ближнего. Воспользуйтесь уединением и удобствами ко внимательной жизни, дарованными Вам Божиим милосердием, для плача о Ваших грехах. Поминайте в молитвах Ваших оскорбивших Вас, да исцелеете от страшнаго недуга вражды к ближнему. Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется. Она много содействовала к успокоению Вашему, а последним случаем к смирению и преуспеянию. В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие Угодники Божий, преподобный Кассиан описывает о преподобном Моисее Скитском. С которым беседовал о разсуждении, что Моисей подвергся сумасшествию и беснованию за некоторое противоречие своему старцу Макарию Великому Египетскому. В другом священном сочинении 4-го века описывается, что некоторый Египетский Старец, по причине своей святой и чистой жизни, необыкновенно обиловал даром чудотворений, слава о нем неслась далеко. Заметив в себе начала гордости, старец начал молить Бога, чтоб ему послано было беснование, что Господь и исполнил. Старец провел в ужасном положении целых восемь месяцев, употребляя даже в пищу свои собственные извержения. Мирские почитатели его, видя его в таком положении, как быть следует, соблазнились, хорошую о нем славу изменили на худую, а Старец в свое время, избавившись от беса, в неизвестности и покое работал Господу и пришел в гораздо большее преуспеяние. Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражескаго помысла, могущаго на веки погубить душу. Что Д. Вам сердечно предана - не подлежит никакому сомнению. На слова её и действие при сумасшествии -не должно обращать никакого внимания, и никак нельзя сравнить таких больных с пьяными, у которых отнимается только благоразумие, а не разум. Пьяный высказывает свои тайные мысли и чувства, а сумасшедший или беснующий несет дичь, чуждую ему. Если Д. выздоровеет, примите ее, ничтоже сумняшеся. Этим исполните заповедь Божию; да и лица монастыря Вашего, соблазнившияся словами и действиями больной, поймут, что она поносила Вас вне разума, и исцелятся и вразумятся. Я не находил нужным писать или говорить Г-же Игумений о Вас, полагая, что она из сожительства гораздо может больше уразуметь, нежели из моих слов. Если же ей нужен письменный мой отзыв о Вас,то я постараюсь и это исполнить. Я не раз предостерегал сестру Е., чтоб она удерживала язык свой, часто ее предающий и навлекающий неприятности, что было причиною и неприятностей Аввакира (. Лествицу). Эти неприятности должно принимать как драгоценные врачества против нашего тщеславия и высокомудрия. Лозу, творящую плод, Вертоградарь осыпаети навозом, да множайший плод принесет. Не будете побеждены злом, но добром побеждайте зло. Октября 29-го Ученику, священноиноку Сергиевской пустыни, письменно обличавшему Архимандрита Игнатия в изменяемости его расположения к окружающим вообще и к нему в особенности - Чистосердечное признание своей греховности, терпеливом перенесении недостатков ближних - Письма к монашествующим - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 127 Ученику, священноиноку Сергиевской пустыни, письменнообличавшему Архимандрита Игнатия в изменяемости его расположения к окружающим вообще и к нему в особенности. Чистосердечное признание своей греховности, терпеливом перенесении недостатков ближних. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Возложившись на помощь Божию и на силу Его, совершающуюся в немощных, я вознамерился на письменное твое изложение отвечать также письменно. И сие более для того, чтоб ум мой не развлекся при личной беседе и не изнемог под шумом слов, но сохранил бы в тишине, И уединении келлейном мирное устроение, при котором Только усматривается Истина. Пред лицем Его стою, и освещаемый Его светом, смотрю на душу мою и сличаю с тем, что вижу в обличении твоем. Что-ж вижу? Вижу на душе моей Язвы, вижу многочисленные её болезни, вижу немощи, из которых одне природные, другая - следствия язв и болезней, прошедших и настоящих. Обращаюсь на протекшую жизнь мою:вижу - это цепь погрешностей, цепь падений; на каждом почти шагу я был посмеян и поруган диаволом по недостатку духовной мудрости, по избытку гордости, не склоняющейся вопросить совета у ближнего. В таком положении душа моя, когда путь жизни моей уже протянулся за преполовение дней моих. Между тем тело мое ослабело; его прободают и разсекают различные недуги. Они - вестники; возвещают мне приближение разлучения души с телом. Скоро, скоро буду лежать на одре, не для того, чтоб дать преутружденному телу временное отдохновение,, но чтоб сложить его с себя в гробовой ковчег, в недра земли, из неяже взят есмь, до будущаго общаго воскресения. Помяни мя Господи во Царствии Твоем: ибо душа моя в язвах, а тело запечатлено грехом. По этому состоянию моему всего приличнее для меня было оставить все, и вне всего предаться неутешному плачу; когда все утрачено, не утратить по крайней мере раскаяния. Но к достижению этого состояния, которое признано для себя самым приличным, не употребляю никаких средств Кроме немощной моей молитвы, в которой прошу, чтоб совершалась надо мною воля Божия. - Это прошение воли Божией внушается боязнию, чтоб не попросить чего, превышающаго мои, силы. Эта боязнь внушена самым опытом: ибо во всех опытах, коими испытывалась моя сила, обнаруживалась моя немощь; где бесы рисовали пред моим умом картину блистательных успехов, там, на самом деле, оказывался ущерб, там возникло бедствие, там прикрывалась цветами гибельная пропасть. Я познавал обман, по совершении обмана; познавал прелесть, будучи обольщен и поврежден ею. Теперь боюсь предпринять что-либо особенное самовольно, хотя бы и почитал это душеполезным. Лучше, - сказали святые Отцы, - бороться с калом, т.е. с блудом и чревообъядением, нежели с самосмышлением, высокомудрием, гордостию и презорством. Ибо эти последния страсти тонки, неприметно вкрадываются в ум, принимают вид здравых и праведных мыслей, и не иначе могут быть усмотрены, как при свете благодати. Стою пред Промыслом Божиим умом моим, отложившим на эту минуту мудрование мира и правду его. Бог сотворил меня без моего желания и прошения: ибо "ничто" как могло желать, тем более - просить чего-либо? - Падшаго меня и погибшаго Бог искупил; ценою искупления был Он Сам. Между тем, как Искупитель, облеченный в смирение, не познается, несмотря на свою очевидность, умами плотскими, оставившими удивляться себе сродному духовному, и погнавшимися за чуждым себе тлением, - мне окаянному Он даровал познать себя. Когда смежались очи мои, брение, смешанное с плюновением исходящим из уст Его, исцеляло их. Крест Христов отверзает очи ума; Крест Христов сохраняет здравие, исцеляет болезни очей этих. Вне Креста Христова нет правды Христовой. Мир и правда его погибнут, яко от диавола суть. Стою пред Господом моим и Промысл Святый Его вижу, и долготерпению Его удивляюсь, колико милостив Он к тем погрешностям, в которые я впал от своеволия и самосмышления. Душу мою в руце Божий предаю; что Он мне дарует, то приемлю. Он ведает мою силу, ибо Он же мне дал ее. Если дает мне един талант сообразно силе моей, не ищу пяти, чтоб не изнемог под тяжестию их; чтоб дар, долженствующий служить к пользе, не послужил к большему осуждению. От грехопадений моих бегу не в затвор, не в пустыню, но в самоукорение, в исповедание грехов моих, в раскаяние. Недоумение мое, и разсуждение мое, и волю мою повергаю в пучину щедрот и Промысла Божия. Такое зрелище представляет мне душа моя, когда при свете Евангельскаго учения, смотрю на нее умом моим. Теперь обращаюсь к словам обличения, находящимся в письме твоем. Самое естество дела показывает, что ты, смотря на наружность моего поведения, усмотрел гораздо менее недостатков, нежели сколько их находится по самой вещи. Сознаваясь в большем долге, я не могу не сознаваться в меньшем, так, что я и тогда бы сознался, когда бы не хотел сознаться. Остается за сим со слезами просить у тебя Прощения и святых молитв о моем исправлении. Если, по словам святаго Исаака, словооправдание не принадлежит к жительству христианскому и нигде в учении Христовом не предписано; если Сам Господь, предстоя властям земли И водворяя пред лицем вселенной правду Креста, не удостоил Правду внешнюю никакого внимания, ни единаго слова, как прах и тление, то кто, смотрящий во глубину сердца своего, и видящий не ложно, осмелится противу стать обличающему? Таковый скажет замахнутому на него мечу: поражай, ибо не всуе ты поднят. Скажет бедствиям: нападите на меня и удручайте меня, ибо я того достоин. Скажет телу изможденному болезнями и посылаемому во изгнание: иди, ибо ты согрешило. Скажет братиям своим, помолитесь о мне скверном, Ангели Божий. Припадет к ногам прелюбодеев и убийц и скажет им: помолитесь о мне, ибо Вы праведнее меня. - Вот каково мое состояние, когда очи ума моего отверсты; когда-же они закроются, то состояние мое делается несравненно худшим: ибо язвы естественно остаются те же; но к, болезням сердца присовокупляется слепота ума. От слепоты - нечувствие, утрата любви к ближнему, утрата умиления и утешительнаго плача, присовокупление язв к язвам и болезней к болезням. Словом сказать - вижу ли, или ослепляюсь - состояние мое, пребедственное, достойно слез и рыдания всех меня знающих и любящих. Таков мой Ответ всякому обличающему, и тебе. Когда же иначе отвечаю - погрешаю. Этим должен бы я был довольствоваться, еслиб говорил не с своим духовным сыном, который говоря мне обличения, приносимые его сердцу, не выдает их за решительную правду, но приносит их мне-же на суд. Поэтому считаю себя обязанным продолжить мою беседу, и несмотря на то, что я немощен, заимствуя Свет от Истиннаго Света - Слова Божия, удовлетворить по силам моим требования письма твоего, не столько обращая внимания на наружность мыслей заключающихся в этом письме, сколько открывая при свете Евангельскаго учения те тайные сердечные побуждения, коих мысли эти суть - плод. По мнению Отцев, те люди, кои требуют от ближних совершеннаго устранения недостатков, имеют об этом предмете ложное понятие. Это мнение Отцов находим и у Апостолов: один из них (Иоанн Богослов) говорит: "Аще речем яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины нест в нас" 1 Иоан. 1, 8 . Другой же (Ап. Павел): "Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов" Гал. 6, 2 . Что же может породить поношение немощей ближнего, это показано Писанием над мужами самими высокими в добродетелях. Кто святее Апостолов? Но мы читаем в Деяниях, что между Апостолами Варнавою и Павлом произошла распря, а за распрею - и разлучение. Без всякаго сомнения это обстоятельство сказано нам Писанием с тою целию, чтоб мы, немощные, были осторожны, не увлекались мнимою ревностию, но носили тяготы друг друга. Тако исполните закон Христов! Понеси убо мои немощи; а я постараюсь понести твои, как доселе старался. Конечно ты не скажешь, что ты без немощей. Мои немощи тяжелы более для тебя, нежели для меня; а твои ощутительны для меня, нежели для тебя. Если б тяготы были без тягости, то ношение их не имело бы никакой цены, не было бы причин заповедать оное. Но цена взаимнаго ношения немощей столь велика, что Писание заключило в нем исполнение закона Христова, Иже понес на Себе грехи всего мира. Скажу несколько слов о непостоянстве. Непостоянство, или переменяемость, по мнению святых Отцов, есть постоянная и непременная немощь человека, доколе он находится в стране своего изгнания на земле. Непременяемость есть свойство будущаго устроения. Изменяемость не только свойственна нам, немощным, но и величайшие Святые признавали ее в себе. Потерпи непостоянство во мне, а я потерплю его в тебе. Мое непостоянство ощутительно тебе, а твое - мне. Понесем взаимные немощи и познаем яко благо иго Христово: если же скинем иго Христово, то какому же игу подчинимся? Весьма прекрасно сказал святый Илйя Екдик: "Дом души - терпение, живет бо в нем; а пища - смирение, питается бо тем". Точно -помыслы смиренномудрия удерживают душу в терпении. Если же это так, то и следующее по необходимости справедливо: ни что другое не выводит души из терпения, как помыслы гордостные, Неоднократно говорил я тебе и многим другим, которым, Мнилось мне сообщать душеполезные познания: когда сличаю мое устроение и поведение с писаниями святых Отцов, то нахожу, что мне в древнем монашестве надлежало бы иметь место между новоначальными. А в нынешнем монашестве, где знание святых Отцов и образ мыслей, несколько запечатленный этим знанием, так редки, что тот, кто преподает слушающим его учение Отцов, есть величайшая редкость. С тем условием настоятельствую над вами и имею вас духовными чадами, чтоб научать вас образу мыслей Евангельскому, который и есть образ мыслей святых Отцов. Истинно, истинно говорю вам: ныне, когда дел уже вовсе нет, и духовное мудрование крайне редко, ныне диавол столько ненавидит это мудрование, что хотел бы истребить его с лица земли, дабы Евангелие оставалось у нас только для нашего осуждения, а не назидания; ибо мы будем судимы по Евангелию, как предвозвестил нам Господь Иисус Христос (Иоан. 42, 40). Диавол готов нам придать в десятеро здраваго смысла и умножить тысячекратно наши практическия сведения, лишь бы украсть у нас знание крестное, при коем можем стать одесную Бога. Приписывающий себе сведения и здравый смысл, уподобляется диаволу, который хотел признать себя источником света. Он и есть источник мнимаго света - плотскаго мудрования, которое не покоряется разуму Божию, носит на себе печать гордыни И заключает в себе условие всех грехопадений. "Видел ли еси кого падша? увеждь, яко себе послед ова", - говорит авва Дорофей. Этот Святый говорил о себе, что он лучше желает погрешить в каком-либо наружном деле, поступив по совету ближнего, чем действовать самочинно. А я, в малых своих опытах, при какой либо неудаче, имею утешение, истекавшее из того, что дело сделано или предпринято не самочинно. Поэтому, хотя бы мне по недостоинству моему и приличествовало внимать одним собственным недостаткам, однако по обязанности настоятеля и духовнаго отца и должен тебе сказать, что видится моим грешным очам: тебе брань творит страсть гордостная. Признание в себе практических сведений и соображений суть её оправдания, коими она прикрывается. Охлаждение ко мне, к окружающим меня, суть плоды её: ибо за уничижением ближнего, следует изсякновение любви. И изсякновение любви есть признак принятия помыслов бесовских, так как и признак принятия семян благодати есть умножение любви к ближнему. Страсть гордостная действует иначе, нежели страсть блудная, или гневная. Эти две страсти действуют очевидно, и самые оправдания их и лукавство в оправданиях яснее. А гордость вкрадывается неприметно. Ее посевают способности, пышность, а паче похвалы человеческия. Хотя, повидимому, мы не принимаем похвал и не соглашаемся внутренне с похваляющими, но тайная печать похвал остается на уме и сердце, и когда случится уничижение, то оно бывает тягостно, и тем тягостнее, чем более мы были напитаны похвалами. Этим самым доказывается существование печатей, и тайное вселение гордости. Увы нам! Самые благодатные дарования были поводом для людей к гордости, и плодам её - падениям! Главные признаки гордости суть охлаждение к ближним и оставление исповеди. Поэтому, кто какими дверьми выходит, тот ими и да входит, сказал святый Иоанн Лествичник. Положи себе за правило исповедывать помыслы твои, хотя дважды в неделю и как душа сообразуется телу, то и поклонением тела изъяви смирение. Скажи и повторяй своему помыслу о братиях: "Это овцы Христовы, это Ангелы Божий", -и истребится презорство к ним, еже есть гордыня. Тогда, уповаю на милость Божию, мир и любовь внидут в сердце твое и благодатным действием своим докажут тебе, что ты находишься в искушении; - откроют очи твои и ты познаешь твое настоящее обольщение. Случай же этот внидет в сокровищницу твоих душевных опытов, будет доставлять тебе предосторожность на будущее ;время, а братии окормление. Ибо муж не искушен не искусен, а быв искушен, может и искушаемым помощи, говорит Писание. Да сподобит тебя Господь последовать и этому наставлению святаго Иоанна Лествичника (Степ.4): "По входе в поприще благочестия и повиновения,, не к тому отнюдь добраго нашего законоположника в чесом истяжем; аще кая в нем яко в человеце еще негли и мала согрешения увидим. Аще ли же ни, то ничимже от повиновения ему истязующия пользуемся. Отнюдь нужно есть хотящим к настоятелем веру несомненную выну содержавати, исправления их в сердце неизглаждаема и приснопомнима хранити, да егда бесове в нас неверие к тем всевают, от помнимых нами заградим уста. Поелику бо вера цветет в сердце, потолику и тело спешит на службу. Но внегда же о неверие препнется, тот пал есть", т.е.: "по входе в-поприще благочестия и повиновения мы уже не должны ни в чем испытывать нашего благаго законоположника (наставника), хотя бы в нем, как человеке, и заметили малые погрешности, иначе, т.е. истязывая, не получим от повиновения никакой пользы. - Желающим соблюсти несомненную веру к своим наставникам, необходимо-хранить в сердце своем добрые дела их неизгладимыми и незабвенными, чтоб воспоминанием их заградить уста бесам, когда они будут посевать в нас неверие. Насколько вера цветет в сердце, настолько тело преуспевает в служение. Кто преткнется о неверие, тот пал". И от окормления ближних прозябает нередко гордость, Как от пшеничнаго зерна куколь. Поэтому святый Марк Подвижник сказал: "Егда человек человека воспользует словесы, или делы, Божию благодать да разумеют оба". "Не "себя проповедаем, -" говорит снятый Павел, - но "Христа Иисуса, Господа" 2 Кор. 4, 5 . Кто будет возделывать эти чувства, в том истребится пристрастие к людям, а воцарится о Христе любовь, во всех зрящая образ Божий. Когда же восхитится ум утешением любви этой, то видит человек себя как некий сосуд исполненный смрада и мерзости, и дивится, как лучи Божественного учения проходят сквозь него и исцеляют души человеческия. Прилично мне вспомянуть здесь слова святаго Иоанна Лествичника, повторенные преподобным Нилом Сорским: некоторые погрязли в болото, но других предостерегли от подобного впадения и за спасение их Господь даровал и им спасение. Ибо после тяжких язв узнал я, что признаки гордости суть уничижение или презрение ближних и нерадение о исповеди, а сама по себе гордость человеку не приметна, будучи тончайшая страсть, обманувшая светоноснаго Ангела и устроившая падение на Небе. На сей держатся другая страсти, как здания на основании, скрытом под землею. Наконец завещаваю тебе сохранить письмо сие в неизвестности до кончины моей. А я тебя и себя предаю милости и благодати Божией, могущей, если мы сами не отвергнем, даровать нам спасение, хотя мы его и вполне недостойны. Аминь. 25 ноября 1842 Письмо 128 К брату, после продолжительных болезней и неядения, ощутившему духовное утешение. Наставление в духовной жизни Благословение и милость Божия над тобою! Многими скорбями и смертьми подобает нам, по примеру всех от века Святых, наследовать Царство Небесное! - Так говорится в одной из молитв иноческаго пострижения. Не дивись ничему случившемуся. "Не искушение ли человеку житие его на земле?" -" давно сказал праведный Иов. Блажен человек иже претерпит искушение, и, чрез искушение и терпение, внидет в познание закона Божия, а чрез его познание - в живот вечный. Храни ум твой в тишине и преданности воле Божией, удерживай его от порывов и дерзновения. "Радуйтеся "Господеви" , говорит Пророк, с "трепетом" . Страх и благоговение, изливающиеся от Престола Божия, да пролиются в твою душу, и да сохранят ее от козней вражеских. Мир тебе от Бога и человеков! а где решительное примирение, там полное прощение. 27 февраля 1848 Письмо 129 Действие духовное и действие кровяное; различиеих. Хранение мира душевнаго. О явлениях и видениях и ощущениях ложных и истинных и опасность их для неопытных Кто поставлен в страну духа, тот должен удвоить бдительность над собою, должен быть особенно осторожным. Дверь в ту страну - мир Божий, - превосходяй всяк ум, потопляющий все помышления человека в несказанной сладости своей. Этот мир Христов уничтожает все смущения и страхи, так сильно действующия на человека плотскаго; обновленный Духом начинает чувствовать в себе обновление живой веры. Бог престает быть для него мертвым, каковым Он представляется для умерщвленных плотским мудрованием, считающих свою смерть - жизнию, а истинную и существенную жизнь - признающих как бы не существующею. За дарованием "мира" следует, как видно из Евангелия, другое дарование: отверзается ум ученика Христова для разумения Писаний. Крест Христов делается понятным и удобоносимым, страдания начинают источать из себя сладость. Но все совершающееся с тобою, есть действие только отчасти духовное, а не вполне. - Возьми свои предосторожности. Есть действие от крови, кажущееся для неопытных действием благим, духовным, а оно не благое, и не духовное, - оно из падшаго естества нашего, и познается потому, что порывисто, горячо, нарушает мир в себе и ближних. Действие духовное рождается из мира и рождает мир. Разом отри себя внимательно: действия в тебе - еще смешанные: действие духовное смешано с действием кровяным. Ты их не различила и не разделила. Смотри за твоими водами (сердечными чувствами), чтоб они текли тихо, - как сказал Пророк о водах Силоамских: "воды Силоамли текущия тисе" . Всякое разгоряченное чувство - кровяное! Не сочти его усердием, ревностию по благочестию, любовию к Богу и ближним. Нет - это движение души, произведенное в ней нервами, кровию. А кровь приводится в движение душевными страстями, который- орудия и цепи миродержца, его скипетр, - держава. Храни себя в глубоком мире, и отвергай все, нарушающее мир, как неправильное, хотя бы оно имело наружность правильную и праведную. Относительно ближних руководствуйся следующим Наставлением преподобнаго Исаака Сирскаго: "Пусть лучше признают тебя невежею, по причине Неспособности ума твоего к прекословию, а не премудрым за безстыдство твое И дерзость. Обнищай для смирения, - но будь богат для дерзости". "Силою добродетелей твоих, а не словопрением твоим, обличи противоучащих тебя. Кротостию и тихостию уст твоих, загради уста к принудь умолкнуть безстыдство непокорных. Обличи невоздержных благородством жития твоего, и разрешенных чувствами стыдливостью очей твоих", - учит Божественное слово, учит и Божественное молчание. Относительно гласов и явлений, нужна еще большая осторожность: здесь ближе и зловреднее прелесть бесовская. Многая из святых и искусных Отцов, были обмануты бесами, хитро скрывающими и обличающими свою ложь и тьму призраками истины и света: тем удобнее могут быть обмануты ныне, И непонятнее. Нужно долгим временем и опытом приучить ум и сердце к отличению добра от зла, под какою бы личиною ни маскировалось зло. Поэтому святые Отцы заповедали, чтоб новоначальные не вверялись никаким гласам и явлениям, - но отвергали их, и не принимали их, предо-ставляя дело суду и воле Божией, а для себя, Признавая смирение более нужным всякаго гласа и явления. Глас Христов - Евангелие; будем вслушиваться в него и ему повиноваться. Истинные духовные видения и ощущения принадлежат тому веку, вполне невещественны, не могут быть объяснены в стране чувств, словом вещественным; таков верный признак истинно Духовнаго. Глас Духа - невещественен; он вполне явствен и вполне невеществен; он - умственный глас. Также все Духовные ощущения - невещественны, безвидны, не могут быть истолкованы, ясно переданы человеческим вещественным словом, и вместе с тем, они ощутительны, сильны, одолевают все другая ощущения, соделывают их бездейственными, как бы не существующими, а кто имеет Духовное чувство, тому это чувство объясняет то, что необъяснимо словом вещественным. Низшую ступень видений составляют те видения, которых зрителем делается человек от неядения, бдения, и других измождений плоти; до этих видений достигают не только люди подвижнической жизни, но и многие порочные, пришедшие каким-нибудь образом в измождение плоти. Телесные чувства их достигают какой-то особенной тонкости, - и они начинают видеть духов, слышать гласы, обонявать благоухания и зловония. Это состояние опасно, и многие пришедши в него, впали в прелесть. В твоем состоянии признаю посещение милости Божией: свидетель этой милости - мир Божий, на тебя излившийся и открывший тебе тайну Креста Христова. Но, в то же самое время, надо признать, что в этом состоянии было много кровяной примеси. Сама это заметишь, если будешь храниться в молчании и обуздывать каждое горячее, порывистое чувство, - вводить вместо его чувство тихое и мирное. Мне бы желалось, чтобы ты вышла из этого состояния: оно тебе не под силу. Хранись и хранись! Да дарует тебе милосердый Господь, перейти в другое состояние менее опасное, более духовное и более полезное: это состояние - сокрушение духа от зрения падения человеческаго и Искупления нас Спасителем. Многие святые Отцы, обиловавшие смиренномудрием и духовным разсуждением; когда в них - нечаянно - Какое особенное духовное дарование проявлялось, молили Бога, чтоб Он отнял от них это дарование, бывшее им не под силу; "Если дела твои, -сказал преподобный Исаак Сирский, -- благоугодны Богу, и Он даст тебе дарование, то умоли Его, чтоб дал тебе разум, как тебе смириться, или чтоб поставил стража при даровании, или чтоб взял от тебя дарование, чтоб оно не было для тебя-причиною погибели: потому Что не все могут безвредно обладать этим богатством". При состоянии, в котором измененными или утонченными телесными чувствами подвижник слышит гласы обонявает благоухание, видит явления; - диавол очень; легко может подменить Истину чем-либо своим, придав этому своему личину Истины, - и неисцельно повредить душу неопытного и юного подвижника. Гораздо возвышеннее и безопаснее, утонченным покаянием и измененными Духом мыслию и сердечным ощущением, зреть глубину падения и высокое таинство Искупления, погружаться при посредстве Духовного, невещественного действия в бездну смирения, в море благоговения и удивления Богу. Опять привожу слова преподобнаго Исаака: "Ощутивший грехи свои, лучше воскрешающаго мертвых молитвою своею и обитающаго вместе со многими. Воздыхающий в душе своей лучше пользующаго весь мир видением своим. Сподобившийся увидеть себя лучше сподобившагося увидеть Ангелов; потому что у втораго отверзлись чувственные очи, а у перваго - душевные". Давай телу умеренное количество пищи и сна, храни себя молчанием, вниманием себе, смирением. Из твоего настоящаго состояния постарайся соблюсти действие "мира Христова" и познание Креста Христова. А из состояния утонченных чувств телесных, как из состояния очень опаснаго, превышающаго твои силы, да изведет тебя милосердый Господь. - В монастырской библиотеке вашей есть письменная книга преподобнаго Исака Сирскаго. Прочитай в ней 55-е слово, к преподобному Симеону Чудотворцу. Всего тут не поймешь, но и то, что поймешь принесет тебе значительную пользу. Христос с тобою. 15 марта 1818 Письмо 130 Покаяние. - Борьба с грехом. - Отношение к духовномунаставнику Всемогущее покаяние - пристань Божественная, Божественная врачебница. - Всякое согрешение исправляется покаянием, всякая язва, всякий недуг исцеляется покаянием. Объятия Отца Небеснаго отверсты для прибегающих в эти объятия блудных сынов. Христос, снисшедший на землю для грешников, а не для праведников, доселе пребывает невидимо, но вполне существенно между человеками, совершая великия знамения и исцеления; будет по неложному обещанию Своему пребывать между нами до скончания века, Доселе раздается Его голос, доселе слышатся Его действительные слова, сказанные некогда - всеми осужденной - грешнице, осудившей себя глубоким молчанием: "Аз тебя" не "осуждаю: иди и отселе ктому не" согрешай". С таким предостережением дается отпущение в тяжких согрешениях. Кто может быть судиею действий Божйих? - Довольно для ума человеческаго, если он соделается зрителем действий Божйих, будет погружаться в благоговейное созерцание дел Божйих, в удивление им, в славословие их. Одно из таких чудных действий Божйих - Его призвание к иноческой жизни. Одни позваны к этой жизни святой из предварявшей ее святой жизни среди мира, - другие призваны к ней с распутия, с халуги, - из мрака и пропасти беззаконий. Откуда бы кто ни был призван, будь послушен призывающему, иди на призывный голос! благословен всякий, грядый во имя Господне, призванный Господом! - И если ему на пути к Господу надо сразиться с возбраняющим блаженное шествие грехом, - да сразится мужественно, да станет до крови, да восхитит победу, и да сопричислится к Патриархам, Пророкам, Апостолам, Мученикам, Исповедникам и прочим Святым, которые многими скорбями и смертьми наследовали Небо. Кто нарушил верность Богу впадением в грех, — восстанови эту верность, докажи ее борьбою с грехом, свержением с себя чрез победу цепей, тех цепей, которыми оковывает грех своих пленников, которые удерживают пленников греха в насильственной работе ему. Подвиг телесный слаб против греха, подвиг размышления ничтожен: силен подвиг веры! он наперсник победы! Когда ощутишь нашествие силы греховной, не входи в переговоры с супостатами, - открывай немедленно на них огонь, рази их громами, опаляй молнией небесной. Этот огнь, эти громы, эта молния - молитва. Беги в келию твою, падай ниц Пред иконами, проси помощи против греха, проси победы над ним. То и другое подастся тебе Свыше. Этот образ борьбы со грехом подала подвижникам Христовым великая подвижница Мария Египетская. Прочитай житие её. ""Друг друга тяготы носите; и так исполните закон" Христов", - сказал Апостол. Пред теми же, которые позволили себе осуждать, Сам Богочеловек показался несовершенным! Святые Отцы заповедают инокам помнить добродетели своих Настоятелей, часто размышлять о их похвальных поступках, а на недостатки не обращать внимания, как на сучки, в сравнении с которыми наши немощи - бревна. Истинным покаянием и истинным смирением -они невидимы для людей - примири душу свою с Богом и ближними. Мир тебе! не засуждай себя излишне! Себя и поступки свои прежние, свою будущность ввергни в пучину милосердия Божия. Приготовься к борьбе со грехом, запасись мужеством и терпением. И да будет Господь с тобою! Орудия спасения - Письма к монашествующим - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 131 Орудия спасения Един Бог --- Вина бытия человеков. Он Един - Вина, после погибели человеков, пакибытия их, т.е. спасения. Если Бог, уподобивший для твоей душевной пользы какое-либо орудие в свое время, - в другое время, отложил это орудие к стороне, то ты этим не смущайся. Бог спасет ими же весть судьбами, а не все одним и тем же способом. Прилепляйся к Богу верою, прилепляйся к Нему непрестанным покаянием: сердце сокрушенно и смиренное не уничижает и не отвергает Бог, - уничижающий и отвергающий разум разумных о себе, и премудрость премудрых пред собою и пред Боговраждебным миром. Будучи отдален от тебя телом, я столько же близок к тебе, как и прежде, моею любовию, и желанием тебе спасения. Молись о мне. Благословение Божие да почиет над тобою. 23 декабря 1851 Письмо 132 Мир Христов. Телесные немощи Господь Иисус Христос, питающий святым миром Своим, исходящим от учения Его, избранных Своих, и возносящий их этим миром, превыше всех скорбей земнаго странствования, - да дарует мир святый Свой, мир и просвещающий и укрепляющий, рабе Своей Д. - Сего желаю тебе! - И ты этого достигнешь скоро, если .отдашь себя всецело в волю Божию! Что же касается до телесной пищи твоей, то не должно пещись о ней от всего сердца твоего: ибо такое попечение может отвлечь от Бога. Но вместе с тем, надо обратить на эту твою телесную немощь должное внимание. Преподобный Кассиан Римлянин, в слове "О разсуждении" говорит: "Крайности обою страну равно вредят: и избыток поста, и насыщение чрева, и безмерие бдения и сытость сна, и прочая избыточествования. Ибо увидехом чревобесием неких убо непобежденных, безмерным же постом низверженных" и проч. По такому разсуждению святых Отцов, я советую тебе позаботиться о некотором поправлении твоего желудка, употреблением ухи из ершей, парнаго молока и тому подобных пособий, вменяя употребление их в лекарства, а не в лакомство. "Научихомся быти страстоубийцы, а не телоубийцы", - сказал Великий Пимен некоторому брату, который увидал, что этот Угодник Божий поливает воду на свои ноги. - Благословение Божие да почиет над тобою. 22 апреля 1852 Письмо 133 Искушение и смущение Просвещаемые Словом Божиим мы исповедуем, что временные скорби суть великий дар Божий, который дается избранным рабам Божиим, предуготовленным к вечному блаженству, почему сами себя и возлюбленных наших б Господе, при случающихся скорбях приветствуем словами Апостола: "Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различная" . Преподобный Марк Подвижник советует, при случающихся скорбях, искать не Того, откуда и чрез кого пришла скорбь, но чтоб перенести ее с благодарением. Святый Иоанн Лествичник сказал: кто отвергся какого-либо запрещения, правильно ли оно, или неправильно, тот от своего спасения отвергся. Также разсуждают святые Отцы, что верующий Божию управлению судьбами каждаго человека, примет всякое искушение как свое: ибо управление Божие не может быть ни ошибочным, ни неправосудным. Вникни хорошенько в себя, и увидишь, что тебя смущает? Смущают тебя оправдания человеческия, паче бесовския, стремящияся к тому, чтоб ты отреклась от креста. Скажи оправданию: "Иди за мною, сатана, не мыслиши бо яже суть Божеская, но яже суть человеческая" . Иду за Христом на крест и клеветы, на насмешки, словом, - все неприятное и тяжкое, приемлю как свое, как дар Божий, посылаемый мне Его милостию. Аминь. 8 марта 1853 Письмо 134 Скорби. - Перемена монастыря Тебе известно, что иноки последних времен должны спасаться скорбями, а потому не считай чуждыми твоему положению и спасению скорби, которыми ты окружена. Не советую тебе искать перемены монастыря, доколе сам Промысл Божий не укажет тебе на такую перемену, сделав ее возможною и удобною. Напрасно думаешь, что я на тебя сержусь; отнюдь нет. Если б я на тебя сердился, то не стал бы поддерживать Словом Божиим. Претерпи тяготу времени, попущенную Промыслом Божиим и не лишенную награды своей в вечности. Теперь не время начинать что-либо. 30 декабря 1853 Письмо 135 Не должно засуживать себя Мы не должны засуждать себя за наше преткновение: не потому, чтоб какой бы то ни было грех был маловажен - нет! всякий грех есть язва, - а потому, что мы искуплены необъятною ценою - кровию Богочеловека. Засуждающий себя впадает в отчаяние, а надеющийся на Христа приносит покаяние, и исцеляет себя им. Покайся в твоем поползновении, и приступи ко Христу, к Его Святым Тайнам, яко кровоточивая. 3 Марта 1854 Письмо 136 О послушании. - Подаяния новоначальных Благословение Божие да почиет над рабою Божиею Д. Поздравляю тебя с прибытием в тихое пристанище, в котором да дарует милосердый Господь тебе пребывать с твердостию духа и постоянством, в терпении переносить невидимую брань со страстьми и похотьми, и научиться от Самаго Господа победе над грехом. Распнись на кресте послушания, творя единственно повелеваемое тебе, а отнюдь не увлекаясь твоими собственными ощущениями и разсуждениями, хотя бы они, невидимому, и казались бы добрыми и хорошими. Начни же с следующего: Просишь благословения моего на участие в пожертвовании на обновление Церкви? - Це благословляю. Вот тебе ответ от святаго Отца: "Не даждь без отца твоего, иже по Бозе, милостыню от пенязей, яже принесл еси. И ни чрез ходатая от онаго прията некая от тех да восхощеши; лучше бо тебе нищу и странну быти и нарицатися, нежели расточати пенязи, и даяти убогим новоначальну сущу" (Доброт. ч.1, Сим. Нов. Богослов, гл. 16). - Прочитай и 15-ю главу. Не думаю, что в этом начинании действует в тебе доброе побуждение. Нет! тут суетное и кичливое горячение крови, возбуждаемой тщеславием и человекоугодием. Аминь. Радуюсь твоей радости, а радость должно умерять разсуждением, что в жизни земной все переменчиво. Письмо 137 Об исповедании Господь не хотяй смерти грешника, но обращения его посредством покаяния, да примет тебя раскаивающуюся в поползновениях твоих. Если хочешь стяжать крепость в невидимой брани, особливо против блуднаго духа, который, как и все духи, ловит в тайне, исповедуй, не стыдясь, твои поползновения старице твоей и исцелеешь. - Мнениям своим не верь: сказано о истинной любви, что она не мыслит зла. Письмо 138 Исповедывание и борьба с греховными помыслами. Грех человека уничтожается исповеданием греха, а самые корни греха истребляются борьбою с греховными помыслами и повторением исповедания, когда помыслы начнут одолевать. Бог да простит тебе прошедшее и да укрепит на будущее время. Твое искушение - ничего не значущее, --оно было крепко от того, что ты его скрывала. Перескажи его с раскаянием матери А., и когда помыслы начнут действовать, то повторяй исповедание с раскаянием. Великое счастие, когда при этой борьбе есть человек, которому можно исповедаться. "Противьтесь диаволу, и бежит от вас" , - сказал св. Апостол Иаков, - "противьтесь не соглашаясь со влагаемыми ими помышлениями, и исповедуйте их" . Всякое лицо, чье бы оно ни было, когда является воображению, возбуждая нечистые мысли и помышления, есть лице диавольское, т.е. самаго диавола, который во время греховнаго искушения предстоит душе и обманывает ее принятою личиною, способною возбудить страсть, по настроению души. Сочетавшийся с греховными помышлениями и мечтаниями, сочетавается с самим сатаною и подчиняется ему в сей век и в будущий: почему необходимо бороться с помыслами. И самое побуждение к ревности есть также диавольский обман, потому что тот, кто научает других мертвости ко всем, а потому и любови во Христе ко всем равной, не предпочитает одного другому, так как Христос, во всяком Своем образе, есть Един. - Господь да возвратит тебе мир чрез истинное твое покаяние. Отпущается тебе грех твой, впредь не согрешай. Письмо 139 Исповедание помыслов. - Правило поклонов Увидев пользу исповедания своих греховных помышлений, держись этого драгоценнаго жительства и ежедневно исповедуй свои согрешения пред Старицею. Относительно правила: после вечерних молитв, полагай 10 поклонов земных с молитвою Иисусовой, а потом твори 30 молитв Иисусовых неспешно, со вниманием, шопотом. Затем 5 поклонов земных с молитвою Пресвятая Владычице моя Богородице спаси мя грешную. Потом по 3 покл. поясных Ангелу хранителю и Всем Святым. Мир тебе! Исповедь пред старцем - залог спасения - Письма к монашествующим - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 140 Исповедь пред старцем - залог спасения Как зрение своих согрешений, так и сердечное исповедание их, есть особенный дар Божий, и испрашивается усердною молитвою. Умоляй милосердаго Господа, чтоб даровал тебе этот дар - залог спасения, и сама понуждайся к откровенности: ибо враг рода человеческаго ненавидит этот путь и всячески старается воспрепятствовать рабу Божию, желающему стяжать милость Божию частым исповеданием своих грехов. А для тебя этот путь необходим. Волю свою добровольно отсекай пред Старицей. Милосердый Господь да поможет тебе во всем. Аминь. Бог да благословит тебе приобщиться Св. Тайн. Облегчение, чувствуемое тобою после исповедания твоих поползновений, свидетельствует, что твое спасение заключается в этом делании. Принуждайся со всевозможным усилием исповедываться пред Старицей: это поможет тебе вскоре. От того, что ты пожила долго в других монастырях без этого делания, тебе трудно приняться за него. Но преодолей себя! О необходимости все открывать Старице - Письма к монашествующим - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 141 О необходимости все открывать Старице Путь твой - все открывать о себе Старице. На сновидения же твои, на разные скорби и искушения, не обращай внимания, как бы они случались с другими, а не с тобою; твое дело - только о нем сказать Старице. Твое делание начнет умерщвлять в тебе мало-по-малу страсти. Так жительствовал Досифей, ученик аввы Дорофея. Побеждай ложный срам на земли, и не постыдишься на небеси.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar