- 253 Просмотра
- Обсудить
Письмо 47 О своем настроении, о соблазнах и свободной волечеловека Возлюбленнейший о Господе, Отец Игумен Антоний! Благодарю Вас за письмо Ваше от 15 Июля. На первые строки его скажу Вам в ответ, что постепенно приближаясь к исходу из гостинницы земли, постепенно теряю сочувствие к временной разстановке в ней человеков, и стремлюсь соединиться духом во едино со всею о Христе братиею Думаю, что ныне я сблизился с Вами более, нежели когда-либо. Милость Божия даровала мне тихий, весьмаудобный приют, соответствующий и потребности душевнаго настроения и потребности крайне разстроеннаго здоровья. Бабаевский монастырь гораздо уединеннее и Коневца и Валаама, Безмолвие начинает действовать на меня благотворно, отвлекая очи ума от зрения на деющееся в мире и направляя их к созерцанию своей греховности и предстоящаго суда Божия. Все совершающееся совершается под недремлющими взорами Всеблагаго и Всемогущаго Бога, одно по воле Божией, другое по попущению Божию. "Горе миру от соблазнов", сказал Спаситель, - "но подобает приидти соблазнам", предрек Спаситель же. Попущение соблазнов, как логическое следствие употребления произвольнаго человеками их свободы и воли и как казнь сама собою вытекающая из злоупотребления воли (так как Богом и дана свобода воле, и вместе дан закон, как употреблять ее), должно созерцать с благоговением, покорностию, исповеданием своей греховности и правосудия Божия. Очень наставительна молитвами святых трех Отроков в пещи Вавилонской. Да совершается воля Божия! Да дарует милосердый Господь спасений немощным, от них же первый есмь аз, которые имеют какое-либо произволение, хотя и самое немощное, спастись. Если узнаете о Церкви, не откажитесь известить: я ни с кем переписки не имею о сем предмете, да и не всему и не всем можно доверять. Может быть и сами Вы когда-либо захотите посетить и стариннаго Вашего знакомаго. Я с особенною приятностию увидел бы Вас в обители Святителя Николая Бабаевской. Просящий Ваших св. молитв недостойный ЕпископИгнатий. 22 июля 1862 Письмо 48 Характеристика монашества времени Епископа Игнатия Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший отец Игумен! [...] Мнение Ваше о монастырях вполне разделяю. Положение их подобно весеннему снегу в последних числах Марта и первых Апреля: снаружи снег как снег, а под низом его повсюду едкая весенняя вода: она съест этот снег при первой вспомогательной атмосферической перемене. Важная примета кончины монашества - повсеместное оставление внутренняго делания и удовлетворение себя наружностию на показ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актеров. За такое жительство, чуждаго внутренняго делания, сего единаго средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам. Однако, Он даровал им 120 лет на покаяние. [...] Поручая себя Вашим святым молитвам, с чувствами искреннейшей преданности и уваженья, имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Епископ Игнатий. 3 января 1863 Письмо 49 О нравственной трудности в своей жизни, мнениео монастырях, оптинском старце Макарии и о духе того времени Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший Отец Игумен! Приношу Вам искреннейшую благодарность за воспоминание Ваше о мне. Вам 61 год, а мне 57. Лета бы небольшия, но я уже оканчиваю жизнь мою, потому что "зли быша дни мои", - по выражению Патриарха Иакова. Здоровье у меня от природы слабое; трудностями жизни оно сокрушено Величайшая трудность была нравственная: в новоначалии моем я не мог найти монаха, который был бы живым изображением аскетическаго учения Отцов Православная Церкви. Желание последовать этому направлению, по причине сознания правильности его, поставило меня в положение оппозиционное по отношению ко всем и ввело меня борьбу, из которой перстом Божиим, единственно перстом Божиим, я выведен, в Бабаевское уединение, если только выведен. И на отшедшаго, как видите, подымают голос, и подымают его по той же причине - по причине уклонения от учения Святой Церкви и принятия понятий противных, даже враждебных этому учению. Относительно монастырей, я полагаю, что время их кончено, что они истлели нравственно и уже уничтожились сами в себе. Вам известен Отеческий путь, состоящий в духовном подвиге, основанном на телесном подвиге в разуме. Опять Вам известно монашество Русское: укажите на людей, проходящих этот подвиг правильно. Их нет. Существует по некоторым монастырям телесный подвиг, и то более на показ людям. О. Макарий Оптинский решительно отвергал умное делание называя его причиною прелести, и преподавал одно телесное исполнение заповедей. Св. Исаак Сирский говорит, что телесное делание без душевнаго - сосцы сухие и ложесна бесплодны: это видно на воспитанниках Оптиной Пустыни. Но о.Макарий в наше время был лучшим наставником монашества, действовал по своим понятиям, с целию угождения Богу и пользы ближним, при значительном самоотвержении. Если бы, как Вы говорите, и решились восстановить монашество, то нет орудий для восстановления, нет монахов, а актер ничего не сделает. Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не восстановления. "Спасаяй, да спасает свою душу", сказали святые Отцы. О моем уклонении от общественнаго служения не жалейте и не думайте, что я мог бы в нем принести какую-либо пользу. По духу моему, я решительно чужд духа времени, и был бы в тягость другим. И теперь терпят меня милостиво единственно потому, что нахожусь в дали и глуши. [...] Спаси Вас Господи за любовь и внимание, которое Вы оказываете монахине Марии Шаховой. И на ней можно видеть, как направление, по учению святых Отцов, в наше время не терпимо. Не терпят его от того, что чужды ему, не знают его, не изучали его, ни сколько не занялись им. Говорят, что ныне в книжных лавках обеих Столиц вовсе прекратили расход на духовные книги, или он так мал, что можно признать его прекратившимся. Всему, что сказано в Писании подобает быть. Поручая себя Вашим святым молитвам, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Епископ Игнатий. 4 февраля. Р.S. Очень верно изобразил первомученннк Стефан болезнь своих современников (. Деян. 7, 51). Ненависть к Святому Духу является от принятия противнаго духа, который может вкрасться неприметно при действии свойственнаго себе слова. Письмо 50 О монашестве, умном делании, наружном благочестии, монахе Никандре Бабаевском Ваше Высокопреподобие, Высоконреподобнейший Отец Антоний! О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями Отцов, при объяснение их душевным разумом, каков был о.Макарий Оптинский, нет. Правда, и ныне некоторые разгоряченные верхогляды, даже из светских, берутся за поддержание монашества, не понимая, что оно - великая Божия тайна. Попытки таких людей лишь смешны и жалки: они обличают их глубокое неведение и судеб Божиих и дела Божия. Такие умницы и ревнители что ни сделают, все ко вреду. Заметно, что древний змий употребляет их в орудия умножения в монастырях житейской многопопечительности и подъяческаго характера, чем решительно уничтожается дух монашества, исполненный святой простоты. Надо покоряться самым попущениям Божиим, как это прекрасно изложено в молитве святых трех Отроков, ввергнутых в пещь Вавилонскую. В современном монашеском обществе потеряно правильное понятие о умном делании. Даже наружное благочинное поведение, какое введено было в Оптиной Пустыне о.Леонидом и Макарием, почти всюду оставлено. Вы правду говорите, что я в юности моей не нашел старца, который бы удовлетворил меня; но это можно еще приписать и тому, что я не искал, как должно, не умел искать, не имел достаточных средств на то. Удовлетворительнейшее лице, с которым пришлось встретиться был монах Никандр, просфирник Бабаевскаго монастыря, муж благодатный. С ним беседовал я в 1847 году. Он достиг высшаго преуспеяния в умной молитве, проходил этот подвиг очень просто, естественно, не был в славе у человеков. Прежде умное делание было очень распространено и между народом, еще не подвергшимся влиянию Запада. Теперь все искоренилось; осталась личина благочестия; сила изсякла. Может быть кроется где-либо, как величайшая редкость какой-либо остаток прежняго. Без истиннаго умнаго делания монашество есть тело без души. Наступила весна: не замедлят наступить лето и жатва. О монашестве о. Никандр понимал также, как понимаю и я. Называл он монастыри пристанями, по назначению данному им от Бога; говорил, что эти пристани обратились в пучины, в которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь. Некоторым, вопрошавшим его, советовал остеречься от вступления в монастырь. Надо знать существенно нынешнее положение монастырей, которые могут еще показаться для верхоглядов местами спасения. По крайне мере, в избрании монастыря должно быть черезвычайно осторожным и осмотрительным. Если вздумаете посетить меня: то привезите с собою стихотворения Ваши. Из них читал я одно. В ожидании этого приятнейшаго времени, прошу памятствования Вашего о мне в святых молитвах Ваших. С чувствами совершеннаго почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Епископ Игнатий. 21 апреля 1864 Письмо 51 Благодарность за посещение, разсуждения о человеческомслове в сравнении со Словом Божиим, пожелание последовать цели Григория Богослова Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший Отец Антоний! Искренно благодарю Вас за посещение меня грешнаго; этим посещением доставлено мне сердечное утешение. Особенно признателен Вам за то, что Вы захотели познакомить меня с стихотворениями Вашими, с Вашим прекрасным талантом, которому даю всю справедливую цену. Мать Мария, по отъезде Вашем, еще прочитала мне некоторые сочинения Ваши. Все дары Бога человеку достойны уважения. Дар слова несомненно принадлежит к величайшим дарам. Им уподобляется человек Богу, имеющему Свое Слово. Слово человеческое, подобно Слову Божию, постоянно пребывает при отце своем и в отце своем - уме, будучи с ним едино и вместе отделяясь от него неотдельно. Слово человеческое ведомо одному уму, из которого оно постоянная рождается и тем выражает существование ума. Существование ума без слова и слова без ума мы не можем представить себе. Когда ум захочет сообщиться уму ближних, употребляет для этого свое слово. Слово, чтоб приобрести способность общения, облекается в звуки или буквы. Тогда невещественное слово делается как бы вещественным, пребывая в сущности своей неизменным. И Слово Божие, чтобы вступить в общение с человеками и спасти их, вочеловечилось. При основательном взгляде на слово человеческое делается понятна и причина строгаго приговора Господня, которым определено и возвещено, что человеки дадут отчет в каждом праздном слове. Божественная цель слова в писателях, во всех учителях, а паче в пастырях - наставление и спасение человеков. Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и спасения в средство развращения и погубления! Святый Григорий Богослов писал стихами с возвышенною, глубоко благочестивою целию: доставить Христианскому юношеству чтение и образцы в поэзии, сделать для них ненужным изучение языческих поэтов, дышащих сладострастием и прочими страстями, дышащих богохульством. Искренно желаю и для Вас цели Богослова, находя Вас способным в известной степени удовлетворить этой цели, и мзда Ваша будет многа, на земле и на небе. Возложите на себя иго этой цели, как обязанный в свое время представить отчет в данном Вам таланте Подателю его. Возложите на себя труд достигнуть этой цели. Займитесь постоянно и смиренно, устранив от себя всякое разгорячение, молитвою покаяния, которою Вы занимаетесь: из неё почерпайте вдохновение для писаний Ваших. Затем подвергните собственной строгой критике писания Ваши, и, при свете совести Вашей, просвященной молитвою покаяния, извергните безпощадно из Ваших сочинений все, что принадлежит к духу мира, что чуждо духу Христову. Горе смеющимся ныне! Это слова Христовы! Это определение, исшедшее от Бога! Невозможно устранить их никаким словоизвинением. Судя себя и рассматривая себя, Вы увидите, что каждое слово, сказанное и написанное в духе мира сего, кладет на душу печать свою, которою запечатлевается усвоение души миродержцу. Необходимо в таких словах, исторгнутых увлечением и неведением, покаяние. Необходимо установить в сердце залог верности Христу, а отпадения сердца от верности, по немощи нашей, врачевать немедленно покаянием, и устранением от себя действий, внушенных неверностию, соделанных под влиянием духа и духов, нам льстящих и вместе жаждущих погибели нашей. В воображении моем уже рисуется книга стихотворений Ваших, песнопений, достойно именуемых и священными, и изящными. О! да увижу событие ожидания моего, Да возрадуюсь о нем радостию духовною! О себе не говорю Вам ничего: Вы увидели больше нежели сколько могу сказать. И паки благодарю за труд, принятый Вами для посещения меня, призывая на Вас благословение Божие и прося Ваших святых молитв, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Епископ Игнатий. 11 августа 1864 Письмо 52 О стихотворениях о.Антония, методе Пушкина, неудачах сборщика и о других вопросах [...] Несомненно то, что в стихотворениях Ваших встречается то чувство, которого нет ни в одном писателе светском, писавшем о духовных предметах, несмотря на отчетливость стиха их. Они постоянно ниспадают в свое чувственное, и святое духовное переделывают в свое чувственное. Душа не находит в них удовлетворения, пищи. Как прекрасен стих в Аббадоне Жуковскаго! и как натянуто чувство! Очевидно в душе писателя не было ни правильнаго понимания описываемаго предмета, ни истиннаго сочувствия ему. По причине неимения истины он сочинил ее и для ума и для сердца написал ложную мечту, не могущую найти сочувствия в душе разумнаго и истинно образованнаго, тем более благочестиваго читателя. Мне очень нравился метод Пушкина по отношению к его сочинениям. Он подвергал их самой строгой собственной критике, пользуясь охотно и замечаниями других литераторов. Затем он безпощадно вымарывал в своих сочинениях излишния слова и выражения, также слова и выражения сколько-нибудь натянутые, тяжелые, неестественные. От такой вычистки и выработки его сочинения получали необыкновенную чистоту слога и ясность смысла. Как они читаются легко! в них нет слова лишняго! От чего? от безпощадной вычистки. Почитав Ваши стихотворения, и дав в себе сформироваться впечатлению от них, нахожу, что и Вам необходим этот труд. "Как Ваши сочинения легко читаются!" - сказал Пушкину его знакомый. "От того, - отвечал Пушкин, - что пишутся и вырабатываются с великим трудом". Смею сказать, что и я стараюсь держаться этого правила. Мой сборщик, умный монах, лет 50-ти, возвратилсяс Кавказа и с приволжских Губерний. На Кавказе принят был очень радушно, но насбирал мало по причине оскудения страны от неурожаев, а паче по причине общаго и быстраго охлаждения народа к Церкви. Ему говорили мои знакомые: "Только три года Владыка от нас, а ему не узнать бы теперь народа, так он переменился". В Саратове Преосвященный подписал книгу для сбора на месяц. После этого сборщик был принят только в два дома, в каждом дали ему по 15 копеек серебром. Между тем строился в городе огромный театр, как бы некий кафедральный собор. Приезжающие сюда богомольцы из других Губерний, сказывают, что монастыри, содержащиеся подаянием, приходят в крайний упадок, по причине изменения, последовавшаго в направлении всего народа. Живем в век быстрейшего прогресса. Прося Ваших святых молитв и призывая на Вас благословение Неба, с чувствами искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Епископ Игнатий 16 декабря 1864 Письмо 53 О своем здоровье и патриотические мысли Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший Отец Антоний! Приношу Вам искреннейшую благодарность за письмо Ваше от 1 февраля. Удивило меня поздравление Ваше с поправлением моего здоровья, тем более, что получено мною такое поздравление от многих. О, когда бы это было справедливо хотя в некоторой степени, и мне дана была бы хотя некоторая деятельность келейная, келейная, не более того. [...] Удивило меня и то, что Вы помните день моего рождения Спаси Вас Господи! Воля Божия да совершится над нами. На земле нет прочнаго мира: такой мир на небе. Европейские народы всегда завидовали России, и старались делать ей зло Естественно, что и на будущее время они будут следовать той же системе. Но велик Российский Бог. Молить должно великаго Бога, чтоб Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа - Православную веру. По крайней мере мне, при страшной немощи моей, желалось бы в покаянии закрыть глаза, доколе не умолкло в храмах Божиих славословие Бога. Прошу и Ваших святых молитв о мне грешном и о всем православном народе нашем. Благословение Божие да почиет над Вами и над вверенным Вам братством. С чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Епископ Игнатий. 13 февраля 1855 года. P.S. В С.-Петербурге оканчивается печатанием моя книга в 2-х томах, под названием "Аскетические Опыты". Из неё читан был Вам разговор старца с учеником о Иисусовой Молитве. Напечатание должно окончиться в последних числах Февраля или первых Марта. [...] Характеристики того времени - Письма к монашествующим - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 54 Характеристики того времени Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший Отец Антоний! Приношу Вам искреннейшую благодарность за сделанное Вами замечание относительно некоторых выражений на странице 649 перваго тома Опытов. С тою же искреннею благодарности приму и дальнейшия замечания Ваши: книгу считаю не моею собственностию, а собственностию всего Христианскаго общества, и по этой причине, признаю за особенное одолжение труд благонамеренных и знающих лиц, заключающийся в тщательном пересмотре Опытов и в сообщении мне замечаний, которыми постараюсь воспользоваться соответственно возможности моей. В упомянутом Вами месте не говорится ни о каком лице именно: изложена теория святых аскетов, проверенная практикою. Теория эта необыкновенной важности, именно тогда, когда проверяется опытом. Это - поприще деятельной веры. Человек образуется этим положением: по этой причине на всем пространстве Опытов высказывается действие положения. Статья написана в 1847 году. Лица, деятели того времени, все вымерли; совершившееся приписано повсюду в Опытах устроению Промысла Божия, и по тому не относится ни к какой личности. Промысл Божий повсюду оправдан, а подвергавшийся скорбям повсюду обвинен. Смею думать, что подобное высказано многими Отцами, даже Апостолом Павлом в его Посланиях, и совершенно в том же духе и смысле. Факты остаются фактами. Действия, оправдываемые по отношению к промыслу Божию, не престают иметь свое значение в отношении к действующим людям и зло нельзя назвать добром. Я переживал в Сергиевой пустыне ту эпоху, во время которой неверие и наглое насилие, назвавшись Православием, сокрушали нашу изветшавшую церковную иерархию, насмехались и издевались над всем священным. Результаты этих действий поныне ощущаются очень сильно. По милости Божией желаю всем простить все, более никого не считать провинившимся предо мною; но действия врагов Церкви и Христа желаю понимать и признавать тем, что они есть. Ведь и антихрист назовет себя Христом. Ведь и явление его должно признавать справедливым попущением Божиим; но самому лицу и его действиям цена своя. Положение, в которое приведена Церкоь ясно изложено в Декабрьской книжке "Христианская Чтения", в статье: "Новыя издания по расколу". [...] Поручая себя Вашим святым молитвам и призываяна Вас благословение Божие, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Епископ Игнатий 18 июня 1865 Письмо 55 О пожаре в обители о. Антония и об упадке религиозностив народе Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший Отец Игумен Антоний! Приношу Вам искреннейшую благодарность за воспоминание Ваше о мне. Письмо Ваше тем особенно утешило меня, что сюда долетели очень преувеличенные слухи о потере в Вашем монастыре, и я опасался за здоровье Ваше. Если же сгорела одна, известная мне гостинница, то потеря ничтожна. Заметно, что отовсюду подвигается буря на монастыри, которые, по своему существенному значению пришли в состояние, не лучше Вашей сгоревшей гостинницы Религия вообще в народе падает. Нигилизм проникает в мещанское общество, откуда не далеко и до крестьян. Во множестве крестьян явилось решительное равнодушие к Церкви, явилось страшное нравственное разстройство. Подрядчики, соседи здешняго монастыря, единогласно жалуются на утрату совести в мастеровых. Преуспеяние во всем этом идет с необыкновенною быстротою. [...] Мы живем очень тихо, возложившись на Господа, который и в самые времена антихриста будет руководить рабов своих и уготовлять им места и средства к спасению, как это засвидетельствовано в Апокалипсисе. [...] Поручая себя Вашим святым молитвам и призывая на Вас благословение Божие, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою 18 февраля 1866 Епископ Игнатий. Письмо 56 О Череменецкой обители и духе того времени Возлюбленнейший о Господе Отец Игумен Антоний! Приношу Вам искреннейшую благодарность завоспоминание Ваше о мне и за благия Ваши желания. Прошедшая осень и нынешняя зима доселе, были очень трудными для меня; особливо боль в нижней части груди и изнеможение не давали заниматься ни письмом, ниже чтением. Утешаюсь вестию, что уединенная, скромная и живописная обитель Череменецкая восстановляется при попечительном и просвещенном управлении Вашем. Дух времени, подобно вихрю, завывает сильно, и рвет, ломает многое. Это предсказано Священным Писанием, которое в поведении и образе мыслей трех Отроков, описанных Даниилом Пророком, дало нам указание и пример для нашего образа мыслей и поведения. Прося Ваших святых молитв и призывая на Вас благословение Божие, с чувствами искреннейшей преданности и Уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою 24 декабря 1866 Епископ Игнатий. Письмо 57 О подражании смиренномудрию трех Отроков Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший Отец Игумен Антоний! Письмо Ваше пришло к самому дню моего рождении которым заканчивается шестое десятилетие жизни и начина ется седьмое. Благодарю Вас за постоянное памятована о мне! Благодарю за поздравление! Попущения Божии и отступление языческих народов от Христистианства, ради их язычества, предвозвещено Писанием. Богу угодно, чтобы мы жили в эти времена: по чему подобает смириться под крепкую руку Божию, и смиренномудрствовать, подражая смиренномудрию трех Отроков, которых религиозное положение очень схоже на положение религии современное. [...] Поручая себя Вашим молитвам и призывая на Вас благословение Божие, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугой 6 февраля 1867 Епископ Игнатий Письмо 58 К АРХИМАНДРИТУ ИГНАТИЮ (ВАСИЛЬЕВУ). Об искушениях и промысле Божием 1847 года, июля 12-го дня Новгородский Юрьев монастырь. По милости Божией - путешествую благополучно. [...]... В Юрьеве Отец Архиманрит принял меня очень благосклонно; сегодня утром был я у ранней обедни в нижней, пещерной Церкви; обедню совершал Отец Владимир с учеником своим Иеродиаконом Виталием: они очень милы - вместе. Отец Владимир служит благоговейно, - как быть старцу; Виталий - с приятною простотою. После Литургии Отец Архимандрит отправил соборне панихиду по почившем восстановителе Юрьевской Обители. Вышедши из церкви, я посетил Отца Владимира, пил у него чай. Затем посетил Монастырскую библиотеку и ризницу. С колокольни посмотрел на Новгород и его окрестности. Здесь тихо, отдыхает душа и тело; но ничто не отозвалось во мне поэтическим вдохновением, как то было на Валааме. Когда я смотрел с колокольни на Новгород, когда посещал в Монастыре храмы, когда смотрел на богатство ризницы, - душа моя молчала. [...] Сегодня суббота; скоро громкий и звучный колокол ударит ко всенощному бдению; думаю участвовать сегодня вечером и завтра утром в богослужении, а завтра после обеда отправиться в дальнейший путь. Я и спутники мои чувствуем пользу от путешествия. Когда вспоминаю о тебе и обители нашей,то приходит мне утешительная мысль: без воли Божией быть ничего не может. Так и с тобой и с обителью, ничего не может случиться такого, чего не попустит Бог. А Он попускает тем, кого любит, искушения и вслед за искушениями дарует избавление от них. Утешаемые искуплением мы прибегаем молитвою к Богу; а, получая избавление от искушения, стяжаваем веру в Бога, веру, - не мертвую, теоретическую, - но живую, практическую. Настоящее твое положение сопряжено с трудностями; но эти трудности крайне тебе полезны, необходимо нужны: они сформируют тебя. Муж неискушен, - неискусен, говорит Писание; а искушенный примет венец жизни и стяжет дар помогать искушаемым. Веруй, что власы наши изочтены у Бога, - тем более пред очами Его все случающееся с нами. Плыви и правь рулем правления обители в вере в Бога, в терпении, и в страхе Божием. Когда стоит кто высоко, должен глядеть вверх, а не вниз; если будет глядеть вниз, то легко у него закружится голова и он упадет. Итак, верой гляди вверх, на небо, на Промысл Божий, и не закружится у тебя голова, не впадет в смущение и уныние, которые приходят от того, когда глядишь вниз, т.е. когда вместо молитвы и веры, вдадимся в свои рассуждения и захотим всякое дело решить одним собственным разумом. Христос с тобою. Прошу молитв твоих и всего братства. Недостойный Архимандрит Игнатий. Письмо 59 О вреде общения с братией, живущей нерадиво, о строгости нравственных правил Сергиевой пустыни Истинный друг мой, отец Игнатий! Милосердый Господь, от которого всякое даяние благое да дарует тебе управлять обителию во страхе Божием, духовною мудростию, тихо мирно и благополучно. В четверток был в Угрешской обители, которая, несмотря на близость свою к Москве, посещается Богомольцами очень мало и потому - очень уединенна. С душевным утешением увидел я там некоторых монашествующих, провождающих жизнь внимательную, в страхе Божием. Они очень хранятся от монашествующих города Москвы, не презирая их, но избегая расстройства душевнаго, которого никто так скоро сообщить не может, как брат, живущий нерадиво. Сие соблюдали Василий Великий и Григорий Богослов, когда жили в Афинах. Сие заповедал наблюдать св. Апостол Павел. Он говорит Коринфянам, "Я писал вам в послании не - сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или сребролюбцами, или хищниками, или идолослу жителями; ибо иначе надлежало бы вам выдти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто называясь братом, есть блудник, или сребролюбец, или идолослужитель, или злоречив, или пьяница, или хищник; с таковым даже не есть вместе" (1 Кор. 5, 9-11). Видишь ли, как порок, когда он в брате, гораздо заразительнее и прилипчивее, нежели когда он в постороннем лице! Это от того, что люди позволяют себе гораздо более дерзновения и свободы пред братиями, нежели пред посторонними, пред которыми они стараются скрыть порок свой. Вглядывайся в общество человеческое: в нем беспрестанные опыты свидетельствуют справедливость слов мудроаго, святаго, Богодухновеннаго Апостола. Руководствуйся сам этим нравственным Апостольским преданием и сообщай его братиям в их назидание и охранение от греха. [...] Был в монастырях: Чудове, Новоспасском, Симонове, Донском; видел прежде живших у нас иеродиакона Владимира, Евстафия, Грозного, - слышал, что здесь Булин и Черный, направляющиеся к Киеву. Скажу одно: братиям нашей Сергиевой пустыни должно благодарить Бога, что Он привел их в эту обитель, в которой довольно строго наблюдают за нравственностию, чем сохраняют молодых людей, дают им возможность усвоить себе благонравие, составляющее существенное достоинство инока. Конечно не составляют его голос и знание ноты! Они хороши для Богослужения Церковного, когда душа не разногласит с устами. Это разногласие - когда уста произносят и воспевают хвалы Богу, а душа хулит его своим злонравием... Затем - Христос с тобою и со всем возлюбленным братством. Всем кланяюсь и у всех прошу Св. молитв недостойный 21 июля 1847 Архимандрит Игнатий. Письмо 60 О пении в храмах Москвы и другие предметы Истинный друг мой, Отец Игнатий! По милости Божией я приехал благополучно в Бабаевский Монастырь, в котором точно по сказанию Уткина воздух чудный. [...] Сколько я ни ездил, - нигде мне не понравилось. Мил, уединен - монастырь Угрешский; но мое сердце к нему было чужое. В Бабаевском нравится мне лучше всего; природа необыкновенная, какая-то роскошная, величественная; воздух и воды здоровые; но сердце к нему чужое. А к Сергиевой оно, как к своему месту. Видно придется возвратится в нее. [...] [...] ...Не можешь себе представить как показалосьмне отвратительным московское пение с его фигурами и вариациями. Нам нужна величественная, благоговейная простота и глубокое набожное чувство: этими двумя качествами наше пение становится выше пения Московских монастырей. Из настоятелей мне наиболее понравился Феофан по его прямоте и радушию. Натяжная святость как-то мне не по вкусу... Всем братиям кланяюсь и прошу их Святых молитв. Христос с тобою! Благословение Божие да почивает над тобою. Приложенные два письма отдай по адресам. Тебе преданнейший о Господе друг 12 августа 1847 Архимандрит Игнатий. Письмо 61 О пользе для иеромонаха Игнатия управления обителью Отец Наместник, иеромонах Игнатий! [...] Сердечно радуюсь, что ты поспокойнее; дайте мне поправиться сколько-нибудь: это для меня необходимо. Поправившись, Бог даст, смогу послужить для общей пользы, хотя еще сколько-нибудь. Тебе очень полезно настоящее твое положение, хотя оно и сопряжено с некоторыми неприятностями. Сам по своему опыту посуди, каково заниматься должностью при болезненном состоянии; а моя болезненность достигла до расстройства нерв, что очень опасно. То время, которое ты будешь управлять монастырем, подвинет тебя и в опытности и в духовном успехе и привлечет к тебе расположение братства, которое ты можешь иметь по самому природному твоему свойству. Всем знакомым от меня очень кланяйся; я имею к ним чувство, как к родным. Знакомлюсь не скоро, но за то, по милости Божией, прочно. [...] Всем братиям усердно кланяюсь. Христос с тобою.Тебе преданнейший Архимандрит Игнатий. 14 августа 1847 Письмо 62 О хоре Сергиевой пустыни Отец Наместник, иеромонах Игнатий! [...] ...Иеромонах Пафнутий мог бы быть уволенным,если б у нас было достаточное количество иеромонахов: он нужен только для служения, но для пения не только не полезен, даже вреден. Сформировав вкус свой в провинции, он недостаточен для нашего хора, в котором должны служить лучшим украшением простота и глубокое благоговейное чувство, а не фигурные вариации, которые в таком употреблении в Москве и которые так нейдут к монашескому пению. [...] ...Молитесь о недостойном Настоятеле Вашем 14 августа 1847 Архимандрит Игнатий. Письмо 63 Любовь - всякое благо, о сеянии Слова Божия, совет стяжать Евангельские свойства, о трудностях времени и о своем желании уединения Истинный друг мой Отец Игнатий! С несказанным сердечным утешением читаю твои письма и благодарю Господа Бога, что Он по неизреченной Своей милости даровал мне таковаго искреннего, добраго, вернаго и умнаго друга, как ты. Жизнь наша коротка. Что в ней ни приобретешь - все должно оставить при входе в вечность. Одно благо, которое пойдет с нами туда: любовь к Богу и любовь ради Бога к ближнему. Молю Бога, чтоб любовь наша была вечною. [...] Нашел в Вифанской Семинарии иеромонаха Леонида (Краснопевкова), Профессора и Магистра, из флотских офицеров, который в Петербурге, бывал у меня. В посаде живет его матушка - старушка, которую он содержит своим жалованьем. Иду из Академии к саду - встречает меня незнакомая старица, останавливает: "Ах, батюшка, говорит, как я вам благодарна за сына моего; направление, которое Вы дали ему в Петербурге, руководствует в пути им избранном так благополучно; я мать Леонида". Он приходил ко мне вечером и как пред духовником поверил всю жизнь свою со всею простотою и откровенностию. Этот случай, пребывание в Бородине, на Угреше, из светских в Москве Мальцевы, Назимов (ныне Генерал, Сбывший при Наследнике Флигель-Адьютант) и наконец в Бабайках приезд одной из сестер моих - меня очень тронули и утешили. Какие есть на свете души! И как чудно слово Божие! Недаром один святой Отец говорит, что сеятель сеет сряду, а не известно, которое зерно взойдет и который участок земли даст обильнейший урожай. [...] Теперь начинаю отвечать на все пункты писемтвоих. [...] Бог тебе открывает понятие о монашеской жизни, которая есть совершенство Христианское. Это Божий дар: возделывай его. При естественной доброте твоего сердца, при прямоте твоего рассудка, стяжи еще доброту Евангельскую и Евангельский разум. Бог, Который даровал тебе прекрасные естественные свойства, да дарует и Евангельские. Точно, как ты говоришь - ни порядка, ни благонравия, ни даже таких духовных познаний не встретишь, как в нашей обители. [...] [...] Молитесь о мне. Ныне мудреное время:где ни насмотрелся - везде зло берет верх, а благонамеренные люди находятся в угнетении. Спаситель мира повелел стяжевать души свои терпением. Полагаюсь на волю Божию. Здешнее уединение показывает мне ясно, что по природным моим свойствам и по монастырскому моему образованию - быть бы мне пустынником; а положение мое среди многолюдноаго, столичнаго города между людьми с политическим направлением, - есть вполне не натуральное, насильственное. Молитва и слово Божие - вот занятие единственно мне идущее. При помощи уединения могли бы эти два занятия, кажется мне судя по опытам, - очень процвести и желал бы я ими послужить ближним. Для прочего служения есть довольно людей, с преизбытком; а для этого ныне, просто сказать, не найти. Пытаются - и то немногие, а чтобы кто сказал истину Христову точно - не найти! Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земли! Науки есть, Академии есть, есть Кандидаты, Магистры, Доктора Богословия (право -- смех, да и только); эти степени даются людям. К получению такой степени много может содействовать чья-нибудь б..... Случись с этим "Богословом" какая напасть - и оказывается, что у него даже веры нет, не только Богословия Я встречал таких: - доктор Богословия, а сомневается был ли на земле Христос, не выдумка-ли это, не быль ли подобная мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы! Христос с тобою. Всем братиям мой усерднейшийпоклон. Тебе преданнейший друг, недостойный Арх. Игнатий. Письмо 64 Истинный друг мой, Отец Игнатий! [...] Послушника Кириловскаго согласись принять, а также и чиновника из Опекунскаго совета. А плац-адьютанту Иготину скажи, что от печали не должно идти в монастырь, в который можно вступать только по призванию. Все, сколько их знаю, поступившие в монастырь по каким-либо обстоятельствам внешним, а не по призванию, бывают очень непрочны и непременно оставляют монастырь с большими неприятностями для монастыря и для себя. А потому решительно откажи. [...] Относительно дела с Пафнутием будь осторожен и терпелив; так нужно вести себя относительно людей лукавых. Пожалуй сделают по желанию твоему; но потом этим обстоятельством, как фактом, будут доказывать, что ты неоснователен в твоих действиях. А много ли надо, чтоб уверить дураков в чем-нибудь. Пусть Пафнутий действует, как хочет и скучает как хочет: потому что он, несмотря на все мои убеждения, начал сам действовать, вопреки всем моим истинно-дружеским и благонамеренным советам. [...] Всем кланяюсь и братии и знакомым. Христос с Вами. 18-е сентября. Архимандрит Игнатий. Письмо 65 О значении искушений и скорбей Поздравляю тебя, истинный друг мой, с праздником богоспасаемой обители нашей. [...] К нашей обители есть милость Божия: потому что в ней хотя и не столько, сколько следовало бы, есть люди имеющие намерение быть приятными Богу. Господь посылает и искушения: кому посылаются скорби, тот, значит, есть часть Божия; а кому идет все как по маслу, - тот часть диавола. А когда Господь восхощет взять его из части диаволовой, то взимает посланием скорбей. Скорби - чаша Христова на земли. Кто на земли участник чаши Христовой, - тот и на Небе будет участником этой чаши. Там она - непрестающее наслаждение. Четырнадцать лет, как мы с тобою плывем вместе по житейскому морю. Не видать как они прошли; не увидим, как и остальная жизнь пройдет. Временная жизнь, когда в нее вглядишься, только льстит - Блезир, как Русские говорят, не более того. [...] 25 сентября Благопожелания - Письма к монашествующим - Избранные письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Письмо 66 Благопожелания Истинный друг мой, Отец Игнатий! [...] Господь да укрепит тебя: Он попускает, возлюбленным своим утомляться, по выражению Отцов, а после уже показует им мало-по-малу Свои духовные дарования. Надеюсь, что милосердный Господь, видя твое и мое произволение, даст нам пожить сколько-нибудь и для душ наших, а не для одного временного. Христос с тобою. Архимандрит Игнатий.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.