Меню
Назад » »

Святитель Игнатий Брянчанинов (124)

Том 7. Избранные письма Содержание Предисловие В 1967 году к столетию со дня блаженной кончины епископа Игнатия (Брянчанинова) (30, 5.1867 г.) в Московской духовной академии впервые было составлено "Полное собрание писем..." известного архипастыря подвижника Русской Церкви святителя Игнатия (Брянчанинова). Это собрание состоит из трех объемистых машинописных томов общей численностью 1425 страниц и насчитывает 835 писем. В "Полное собрание ..." вошли все ранее изданные письма почившего иерарха, а так же и вновь найденные (200-ти писем) в различных архивах. "Полное собрание писем..." содержит множество ценных наставлений и советов в духовной жизни христианина, прекрасно отображает духовный образ великого подвижника Русской земли - преосвященного Игнатия и содержит некоторые ранее неизвестные биографические сведения, но при всех этих достоинствах оно очень громоздко и не может быть доступно для почитателей памяти Владыки. Сборник - "Избранные письма епископа Игнатия (Брянчанинова)" составлен на основе "Полного собрания..." с исключением из него всех тех писем и отдельных мест, которые не имеют нравственно-назидательного значения. Сохранена в этом сборнике и последовательность писем "Полного собрания..." - письма к монашествующим, мирянам, родным и друзьям. Всего в сборник "Избранных писем" вошло 555 писем (в настоящем издании кол-во писем увеличено до 619, часть пропусков восстановлена). В заключение покорно прошу прощения у читателей и молитв, чтобы Господь не вменил во грех составителю сего сборника, что он опустил некоторые письма, а некоторые предельно сократил, имея при этом одну цель: в возможно кратком виде представить неоценимое сокровище святителя Игнатия - его учение о духовной жизни христианина для лиц, ищущих духовной пищи. М. Лозинский Письма к монашествующим Письмо 1 К ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ МИТРОПОЛИТУ МОСКОВСКОМУ ФИЛАРЕТУ. Отказ от назначения цензором духовных книг и причины этого. Ваше Высокопреосвященство! Милостивейший Архипастырь и Отец! Когда имел я счастье быть у Вас и Вам благоугодно было спросить, не имею ли усердия участвовать в цензуре духовных книг, - то внезапность вопроса, не дозволила мне представить на благоразсмотрение Вашего Высокопреосвященства, удовлетворительнаго ответа. Сими строками хочу пополнить оный. Нахожу должность цензора весьма для себя отяготительною и по душе и по телу. По телу: должен я по крайней мере в неделю раз ездить в Петербург, для общих совещаний с прочими членами цензурнаго комитета. Весьма часто должно будет мне являться для объяснений и членам Святейшаго Синода, в случае их нездоровья или отлучки, должен повторить приезд. Для человека, живущаго в Столице и пользующагося здоровьем, сие удобно и легко; но мне при сильном разстройстве нерв, загородному жителю, до безмерия отяготительно. За каждую поездку в город плачу дорого; должен лежать целые сутки, так ослабну, так заломит кости! По душе: решился я принять монастырскую жизнь не для цели честолюбия земнаго, ниже для цели пострижения; напротив, должен был не без сильной душевной борьбы отказаться от честолюбивых видов и призраков, являвшихся мне во всем блеске в мирской моей жизни. Если присово­купить к сему любовь моих родителей, то могу сказать: сколько сделал я пожертвований многоценных, дабы насле­довать уединенную келлию, то село, на коем скрыт бесценный бисер! Десять лет уединяясь (более или менее) в келлии и отвлекая ум мой от многообразности и многочисленности предметов - уже чувствуя, что многая воспоминания во мне замерли, - не могу без очевиднаго бедствия душевнаго вдаться в море забот внешних, суждений, прений, выездов, - в жизнь путешественника. Самым пребыванием в Сергиевой Пустыне до зела отягощаюсь, - и единственно потому не утруждаю просьбою о увольнении из оной Государя Императора, чтобы не быть перед Ним до конца неблагодарным - молчу до времени, ожидая, что перст Божий укажет мне приличное к уединению время. О сем прилежно молю Господа. - Изволили также спрашивать: чем я занимаюсь? Поверьте, нет у меня лишнего времени. Не говорю уже о том, сколько оного похищает у меня слабость тела, монастырския заботы, - а паче всего выезды. Прошу и убеждаю Ваше Высокопреосвященство: как милостивое расположение Ваше и доверенность внушили Вам мысль возложить на меня упомянутую должность, так оное же милостивое расположение и внимание к слабостям моим, к душевному направлению и к покорнейшей просьбе, да убедит Вас, оставить грешнаго Игнатия плакатися о гресех его. Довольно, предовольно для осуждения моего на страшном Суде Христовом собственных грехов и Настоятельскаго ига, недостойне носимаго. - Прошу святых молитв и прощения за многословие. Арихимандрит Игнатий 21 декабря 1837 Письмо 2 ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ АНТОНИЮ МИТРОПОЛИТУ НОВГОРОДСКОМУ И С.-ПЕТЕРБУРГСКОМУ. Поздравление с днем Ангела Милостивый Архипастырь и Отец! Хотя и известен мне внушаемый Вам христианскими чувствованиями смиренный образ мыслей о дне Вашего Ангела, хотя радость его Вы растворяете воспоминаниями печальными, однако чада Ваши, овцы паствы Вашей, дарованные и врученные Вам Пастыреначальником и Божиим Агнцем, должны встретить и проводить день сей в духовном веселии, возсылая теплые молитвы к Господу да продлит лета жизни Вашей в вожделенном здравии и благоденствии для благоденствия многочисленной Вашей (Российской Церкви). И мы, недостойные иноки обители Преподобнаго Сергия, молим о сем всемогущего и милосердаго Господа, умоляем и Угодника Его, чтоб он сильными молитвами своими о Пастыре нашем восполнил недостаток молитв наших. Возсылая таковые... к Небу, не можем не обратиться и к Вам, Высокопреосвященнейший Владыка с усерднейшим поздравлением, которое приносим с живейшими чувствами любви, благодарности, уважения! Примите с обычною Вам снисходительностию и благосклонностию сие от Настоятеля и братии Сергиевой Пустыни. Священным долгом моим было бы лично принять поздравления наяву; но болезнь не позволяет мне выходить из комнат. Примите, Архипастырь, в сих строках - мое сердце. Поручая себя и обитель Архипастырскому благословению и молитвам Вашим, с глубоким почтением совершенной преданностию имею честь быть и т.д. 17 января 1845 Письмо 3 К ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОМУ МИТРОПОЛИТУ С.-ПЕТЕРБУРГСКОМУИСИДОРУ. О духовном и телесном подвигах Благосклонному и благочестивому вниманию Вашего Высокопросвященства имею честь представить труд мой - книгу, под названием "Аскетические опыты". В книге изложеы понятия о духовном подвиге, которые почерпнуты мною в течение долговременного созерцания монашества как в живых представителях его, так и в писаниях святых Отцов. По настоящему положению монашества в России и вместе по состоянию общества в духовно-нравственном отношении, ближайшее ознакомление и монашества и общества с правильным образом подвижничества оказывается особенно нужным и полезным. Уважение к телесному подвигу, когда он предоставлен лишь самому себе, уважение, воздававшееся во времена простоты, миновалось. Миновалось оно по той весьма естественной причине, что монахи, занимающиеся исключительно телесным подвигом, не могут дать должного отчета в монашеской жизни ни себе, ни братиям своим, живущим посреди мира. Притом, занятие телесные подвигом в той степени, в какой занимались им старинные монахи, ныне очень, очень ослабело по причине общаго упадка сил и здоровья в человеке. Занятие это уже не воспроизводит атлетов, которые возбуждали бы удивление к себе обнаруживая что-либо сверхестественное. Духовный подвиг образует истинных, сознательных монахов, и его-то вызывает, так сказать, на поприще деятельности современная образованность. Он, один он, может ввести в монастыри и поддерживать в монастырях строго-нравственный порядок, доставляя братству точные, правильные, глубокия понятия о христианстве, доставляя братству разумную свободу, соединенную с разумным духовным подчинением, образуя в братстве духовную силу и связь. Он, один он, может облечь монаха во всеоружие для отрешения современных, враждебных Церкви учений, сообщая монаху ощущение гармонии между Евангельским учением и свойствами души человеческой. Он вводит монаха в правильное самовоззрение и истекающее из этого самовоззрения сознание своего падения и необходимости в Искупителе. Самый телесный подвиг, приведенный к нормальному значению своему подвигом духовным, действует в подвижнике с особенною благотворностию, которой он чужд, когда действует один. Расположение и покровительство, оказываемые Вашим Высокопреосвященством монашеству, Ваше усердие и ревность к поддержанию его и возведению в преуспеяние, предначертанное церковным преданием, внушили мне дерзновение предоставить взорам Вашим составленную мною книгу... Испрашивая себе Ваше Архипастырское благословениеи поручая себя Вашим Святительским молитвам, с чувствами глубочайшаго почтения и совершенной преданности имею честь быть. Вашего Высокопреосвященства милостивейшаго Архипастыря и Отца покорнейший послушник Архимандрит Игнатий. Письмо 4 АРХИЕПИСКОПУ ХЕРСОНСКОМУ И ТАВРИЧЕСКОМУ ГАВРИИЛУ. Благодарность за память и краткое описание своей жизни и жизни своих родственников Ваше Выскопреосвященство! Милостивейший Архипастырь! Доселе не могу опомниться от письма Вашего:я утешен, упоен утешением! Читаю письмо Ваше, перечитываю, радуюсь, и паки к чтению письма влекусь желанием ненасытно. Как! ни дальность времени, ни перемена многих разнообразных обстоятельств, ни новые союзы дружбы не могли ослабить в Вас того милостиваго, искреннего расположения, которое Вы получили к моему родителю и всему нашему семейству! Кажется, - время, истребляющее, по крайней мере весьма ослабляющее впечатления, в Вас только дало им более жизни и силы. Это чудо, восхитительное чудо, Вы пролили в сердце мое радость небесную! Да вознаградит Вас Бог за чувство сладости райской, которое Вы излили в сердце мое письмом, дышущим любовию! Спешу уведомить Вас, что письмо Ваше застало родителя моего в те минуты, как он хотел ехать обратно в Вологду из Сергиевой Пустыни, куда приезжал на две недели для свидания со мною после пятилетней разлуки. Он прочитал письмо, он рыдал о безчисленных, разнородных чувствований скопившихся в сердце, он просит Вашего Архипастырскаго благословения и молитв. Из детей я старший Димитрий, который и прежде пользовался особенным Вашим расположением, о котором Вы говаривали Александру Семеновичу; уступите его в монашество! Ненаглядный Сенюша с другим братом служат в Семеновском полку. Четвертый брат, по старшинству вторый, есть тот, который имел счастие быть у Вас в Екатеринославле. Три сестры, две замужем, одна вдовствует. При вступлении моем в разряд послушников, спешил я в Орловскую епархию, монашеством обильную, надеясь найти в её Пастыре и покровителя и наставника; - Достигаю Орловских пределов и искомаго не обретаю; промыслу угодно было малыми скорбями доставить мне малую опытность, столько нужную в жизни, особенно монашеской. Мне от роду 32 года, родителю моему 59; столько же или не многим более Павлу Алексеевичу Шитилову, которого на днях ожидают сюда. Как родитель мой, так и Павел Алексеевич Шитилов уже старцы, покрытые сединами. Шитилова Елизавета Николаевна, лишившись двух старших детей, сына, добраго и даровитаго Алексея, убитаго на сражении, и дочери, скончавшейся скоропостижно, крайне повредилась в здоровии. Одно ее утешение - единственный сын Леонид, коего едва ли Вы знаете. Вот малейшая часть моего отчета, которую Вам представляю; впредь надеюсь дополнить. Сто крат повторяю мою благодарность за столь нежную память Вашу. Поручаю себя Вашим молитвам и благословению, имею честь быть, Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшаго Архипастыря и Отца покорнейший послушник (на подлинном подпись) Арихимандрит Игнатий. 15 февраля 1839 Письмо 5 НЕКОТОРОМУ АРХИЕПИСКОПУ, ПРИСУТСТВОВАВШЕМУ В СВ. СИНОДЕ (КУРСКОМУ ИЛИОДОРУ) Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Приношу Вам искреннейшую, сердечную признательность за милостивое, христианское участие в моих обстоятельствах! Видя такое Ваше участие, позволяю себе безпокоить Вас этими строками; по самому участию Вашему примите их благосклонно, разсмотрите изложенное в них при свете духовнаго разсуждения, которым Господь одарил Вас. В указе Консистории прописана мне следующая резолюция Преосвященнаго Викария С.-Петербургскаго с требованием от меня отзыва: "Консистория имеет спросить настоятеля Сергиевой пустыни Архимандрита Игнатия: не пожелает ли он воспользоваться временным отпуском для излечения, и в таком случае Архимандрит Игнатий в отзыве своем имеет рекомендовать то лицо, которому благонадежно может быть вверено исправление лежащих на Архимандрите обязанностей впредь до возвращения его по выздоровлении". Каждое дело, по мнению моему, имеет свой естественный ход, от которого уклониться трудно, которому споспешествуют самые препятствия. Вы меня не осудите, если скажу, что вижу в делах человеческих невидимое, но мощное действие Промысла Божия, который, по учению преподобнаго Исаака Сирскаго, особенно бдит над оставившими суетный мир для взыскания Бога, Спаса своего: "Судьбы Твоя помогут мне", - воспевал Боговдохновенный Давид. В резолюции Преосвященнаго Викария я нашел и нахожу указание, чтоб я дал именно тот отзыв, который мною дан, отзыв, согласный с прошением о увольнении меня, поданным не в минуту душевнаго волнения, но надуманным годами и оттого имеющим характер твердости и основательности. Тем, что представляется мне указать на лице благонадежное для управления монастырем во время моего отсутствия, оставляются на мне заботы о благосостоянии монастыря и ответственность за все могущее встретиться. При назначении такого лица, мне невозможно обидеть моего Наместника, устранением его от поручения; - невозможно устранить его, потому что он один мог бы, при благоприятных обстоятельствах, поддержать Сергиеву пустыню в том виде, в каком она теперь; невозможно указать на него по известным к нему отношениям Преосвященнаго Викария, который может своими распоряжениями связать, исказить все его распоряжения, разстроить монастырь; а вину разстройства, им самим произведеннаго, возложить на Наместника. По подобным распоряжениям его Преосвященства и мне нельзя долее оставаться настоятелем Сергиевой Пустыни, если б даже болезненность моя не вынуждала меня к удалению. Сказав это, останавливаюсь распространяться! Весьма рад, что болезненность моя дает мне полновесный повод к удалению и избавляет от отвратительнаго многословия, додженствующаго состоять из оправданий и обвинений, что так противно учению Христову, что мучит душу, хотя несколько вкусившую сладость мира, истекающаго из соблюдения заповедей Кротчайшаго Господа Иисуса Христа. Резолюция Преосвященнаго Викария сохраняет по самому естественному ходу дела, обнаруживающему впрочем залог сердечный, общий характер его поведения относительно меня. Это - фигура, это - слова, из которых образуется какая-то маска, при первом, поверхностном взгляде кажущаяся чем-то. Вглядитесь в нее поближе, - увидите безжизненность, картон, белила, румяна, неблагорасположение, неблагонамеренность. Опять оставляю распространяться. "Да не возглаголют уста моя дел человеческих", да не пресмыкается мысль моя в земном прахе, да не блуждает в соображениях человеческих, темных и производящих одно смущение, "да помянет она чудеса Божии и судьбы уст Его, яко той Бог наш, по всей земли судьбы Его". Скажу Вашему Высокопреосвященству просто и прямо: болезненность моя требует совершеннаго удаления моего из Сергиевой Пустыни навсегда. Обстоятельства содействуют удалению. Вижу в этом судьбы Божий, вижу благодетельствующую мне руку Божию, ведущую меня в уединение - "да узрю грех мой и попекуся о нем". В глазах моих люди в стороне. Действует Промысел Божий, в деснице которого люди - орудия, орудия слепые, когда благоволят о слепоте своей. От зрения Промысла Божия; сердце мое сохраняет глубокий мир к обстоятельствам и людям. А мир сердца - свидетель святой Истины! Когда в день преподобнаго Сергия, Вы, святый Владыка, находились в Сергиевой пустыни для священнодействия; тогда в духовной, искренней беседе я сказал Вашему Высокопреосвященству, что имею непременное намерение уклониться от должности в безмятежное уединение. С тою целию оставил я мир, с этой постоянною целию совершаю двадцатый год в монастыре. Я всегда желал глубокаго уединения, боялся его, признавая себя несозревшим к нему; боялся самочинно вступить в него. Но когда указуется оно Промыслом Божиим, то благословите меня, грядущаго во имя Господне! Как уже оставляющий настоятельство Сергиевой Пустыни, могу с откровенностию сказать об отношениях сердца моего к этой обители. Четырнадцатый год провожу в ней - и ни к чему в ней не прилепилось мое сердце; ничто в ней мне не нравится. Только к некоторым братиям я питаю истинную любовь! Кажется - едва выеду из Сергиевой Пустыни, - забуду ее. Я занимался устроением её, как обязанностию; принуждал себя любить Сергиеву пустыню, как в Инженерном училище принуждал себя любить математику, находить вкус в изучении её сухих истин, переходящих нередко в замысловатый вздор. Стоящая на юру, окруженная всеми предметами разнообразного, лютаго соблазна, обитель эта совершенно не соответствует потребностям монашеской жизни. Быть-бы тут какому-либо Богоугодному заведению и при нем белому духовенству! Не по мысли мне монастырь - Сергиева Пустыня. И я ей был не по мысли: поражая меня непрестанными простудными и гемороидальными болезнями, производимыми здешними порывистыми ветрами и известковою водою, она как будто постоянно твердила мне: ты не способен быть моим жителем, - поди вон! Всякое решение Святейшего Синода приму сблагоговением и с благодарностию: уволят ли совершенно на покой, скажут ли, что увольняют впредь до выздоровления, - за все благодарен. Я мог однажды привести ее в некоторый порядок, другой раз к такому труду не способен! Нужно было образовать сердца, воспитать новых монахов из юношей, ими заменить старожилов, окостеневших в своих навыках. Для этого нужно время, нужны годы, нужны нравственные и телесные силы: они истощились: повторение такого-же труда для них невозможно! Изможденное болезнями тело требует отдохновения, спокойствия; душа, насмотревшись на суету всего временного, хочет быть сама с собою; перед нею открывается вечность; она приготовляется в путь отцов своих, находит нужду, крайнюю нужду к этому приготовлению; сократилось, исчезло пред нею время остальной моей жизни. В вечность! в вечность! Туда - и взоры, и мысли, и сердце! Некоторые стращают меня теми неудобствами, с которыми бывает сопряжена жизнь на покое не только настоятелей, но и Архиереев. Отвечаю: нет рода жизни без своих скорбей; но я высмотрел жизнь монастырскую подробно, не только сверху, но и снизу, проводивши многие годы послушником. Точно, пришлось видеть некоторых настоятелей, живущих будто-бы на покое, но на самой вещи на безпокойствии в полном смысле. Опять видел других настоятелей, для которых оставление должности и жительство на покое было средством к достижению сугубаго спокойствия и по душе и по телу. В пример последних могу представить почившаго в Бозе, известнаго по благочестию, отца Феофана, Архимандрита Новоезерскаго: я имел счастие его видеть, имел счастие с ним беседовать. По моему мнению, заимствованному из учения преподобных Наставников монашества, утвержденному собственными наблюдениями, настоятель, живущий на покое, если возлюбит поучаться в Законе Божием, если изберет в жребий свой часть Марии, остережется от всякаго участия в части Марфиной, то проведет тихо, безмятежно дни свои, особенно в монастыре пустынном и общежительном. Есть у меня советник, которого советом я руководствуюсь в моем поведении при настоящих обстоятельствах. Пленяюсь его советом, увлекаюсь им! "Блаженни, - говорит он, - препоясавшиеся по чреслем своим к морю скорбей, простотою и неиспытным образом, любве ради, яже к Богу, и не давши плещи. Сии скоро к пристанищу Царствия спасаются, и почивают в селениих добре-потрудившися, и утешаются от злострадания своего, и радуются во веселии надежды своея...; размышляющий же много помышления, и хотящий зело быти премудрии, и предающий себе обращениим помыслов и боязни, и предуготовляющийся, и предзрети хотящий вредительные вины, множайшии из сих при дверех домов своих выну седяще обретаются. Якоже рекшии: Сыны исполинов видехом тамо, и бехом пред ними яко прузи. Сии суть во время скончания своего обретающийся на пути, присно хотящий быти премудри, положити же начала отнюдь не хотяще. Невежда же плавает с первою теплотою и переплывает, попечения о теле отнюдь не творя... Внемли себе, да не будет многость премудрости твоея поползновение души твоей и сеть пред лицем твоим: но на Бога уповая, с мужеством положи начало пути исполненнаго крове, да не обрящешися присно скуден и наг разума Божия. Бояйся же и ждый ветров, не имать сеяти... Сего ради не упремудряйся излишнее отнюдь, но даждь место вере в мысли твоей, и поминай дни они многия, и будущия и неисповедимые веки, сущия по смерти и Суде, и не внидет некогда слабость к тебе... С мужеством начни всяко дело благо, и да не с двоедушием приступиши к нему, и да не усумнишися в сердце твоем о надежде Божией... Но веруй в сердце твоем, яко милостив есть Господь, и взыскающим Его даст благодать яко мздовоздаятель, но не по деланию нашему, но по усердию душ наших и вере. Глаголет бо: "яко же веровал еси, буди тебе" (Св. Исаак Сирский, ел. 58). Мое настоящее положение очень похоже на то, в каком я был при оставлении мирской жизни. Многие судили и рядили о нем; но редкие - при правильном взгляде на предмет. Отречение от мира может ли быть понято, истолковано теми, которые вполне пленены миром, погружены умом, сердцем, телом в наслаждения мира? Учение Отцов Церкви извлекло меня из мира: оно помогало в терпении скорбей от мира: оно зовет в уединение, чтоб там всмотреться в вечность прежде вступления в её неизмеримые области. Читаю, вижу в себе, что побыв в уединении, сделаюсь окончательно неспособным ко всякаго рода наружным должностям!... Уединение действует, как отрава: умерщвляет. Вы являете столь обильное расположение ко мне, что я считаю излишним просить Вас о чем-либо. Открывая пред Вашим Высокопреосвященством мое состояние по душе и телу, я предоставляю все прочее на Ваше разсуждение. Вы, как имеющий практическия духовные сведения, столь чуждые людям одного лишь светскаго образования и направления, можете оказать мне существенную помощь, сообщив моим обстоятельствам направление, соответствующее моим целям, облегчить мне стремление к ним, а потому и самое достижение их. Этим сделаете мне благодеяние не земное, благодеяние столь достойное Святителя Христова, благодеяние, которому награда - на небеси! Испрашивая Ваших святых молитв и Архипастырскаго благословения, с чувствами глубочайшаго почтения и совершенной преданности имею честь быть и проч. 1847 Письмо 6 ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ЛЕОНИДУ (КРАСНОПЕВКОВУ), ЕПИСКОПУ ДМИТРОВСКОМУ. О нападках на христианство и др. вопросы Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Позвольте просить милостиваго внимания Вашего к подателю сего письма, Алексею Петровичу Брянчанинову, моему родному племяннику, единственному сыну моего брата, здешняго Начальника Губернии. Алексей Петрович желает вступить в Московский Университет. Не откажите ему в полезных наставлениях, в которых всегда нуждались молодые люди, а теперь, при умножении соблазнов, еще более нуждаются. Мой брат - самый религиозный человек; старался воспитать сына в страхе Божием, а теперь, отпуская из своего личнаго надзора, поручает его Богу и Божиим служителям. Московские журналы открыли войну против монашества. Они называют его анахронизмом. Надо бы говорить откровенно, и сказать, что христианство становится анахронизмом. Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству, и вступает в отношения к нему самые враждебные. Это видят на самом опыте сельския священники: положение священников, особливо благонамеренных, становится самое трудное. Все это видит Бог. Да совершится воля Божия! Да покроет нас милость Божия. [...] Поручая себя Вашим святым молитвам, с чувствами искреннейшаго уважения и преданности имею честь быть. Вашего Преосвященства покорнейшим слугою Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. 24 января 1860 Письмо 7 О русском переводе св. Писания и о др. вопросах Преосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Примите мое, усерднейшее поздравление с наступившею Всесвятою Пасхою, мое усерднейшее желание Вашему Преосвященству всех истинных и совершенных благ и всерадостное приветствие: Христос Воскресе! Сегодня имел истинное удовольствие получитьписьмо Ваше от 30 марта, и приношу Вам искреннейшую благодарность за милостивейшия заботы Ваши о моем убогом Слове. Сердечно радуюсь, что Слово Божие будет в общем употреблении на русском языке. Сего же дня получил я из Петербурга письмо от одного знакомаго, который пишет, что высылает мне вновь изданное Евангелие. Слава Богу! Кажется, Дух Святый, сообщив Апостолам в день Пятидесятницы знание языков, со всею ясностию указал волю Божию, состоящую в том, чтоб Слово Божие имелось и провозглашалось на всех языках... На четвертой неделе Великого поста я очень болел летучею оспою. [...] Болезнь моя была очень сильна; упадок сил - необыкновенный. Пасхальную неделю провел в постели; на ней провожу и теперь большую часть времени. Весьма благодарю Вас за известие о Высокопреосвященнейшем Митрополите. Всеблагий Господь да подкрепит его силы в настоящее трудное время, в которое начинают заигрывать многоразличные бури. [...] Поручая себя Вашим Святым Молитвам и о Господе любви, с чувствами совершеннаго почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим послушникомИгнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. Письмо 8 Благодарность за гостеприимство и о состоянии здоровья Преосвященнейший Владыко, милостивей­ший Архипастырь! Благодарение, которое принес я Вашему Прео­священству за оказанное мне гостеприимство в Москве, пополняю повторением благодарения. Гостеприимство, оказанное мне, так преисполне­но было любви, что по необходимости возбужда­лось благодарением каждый раз, как ни вспомяну об этом гостеприимстве. Господь да спасет Вас. Не откажитесь оказать покровительство пода­телю письма сего казначею, Бабаевской общины, если ему придется обеспокоить Вас какою-либо просьбою. Положением моим, дарованным мне неизреченною милостию Божиею, я доволен и предоволен. Кажется, и здоровье мое начало по­правляться. Случившийся со мною припадок в Москве, повторившийся в сильнейшей степени здесь, был последствием хронической болезни моей и лечения водами, доселе остался не без по­следствий. Спокойство и уединение в Бабаевской обители неоцененные. Кому они нужны и даже необходимы, тот не может не радоваться такому приюту. Поручая себя Вашим святительским молит­вам, с чувствами совершенного почтения и ис­креннейшей преданности имею честь быть Ва­шего Преосвященства покорнейшим слугою епископ Игнатий. 12 января 1861 года Письмо 9 По поводу возникших неприятностей с о. Епифанием,ректором Академии Ваше Перосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Примите мое усерднейшее поздравление с наступающим праздником праздников и мое усердное желание Вашему Преосвященству истинных и совершенных благ. Письмо Ваше от 1-го декабря 1859-го года я храню, как сокровище. Оно и есть сокровище. В нем показаны самые верные отношения Епископа к Ректору и Ректора к Епис­копу. Как эти отношения установил у себя и этих отношений постоянно держится мудрый и опытный Святитель Москов­ский, то я счел обязанностию своею держаться их и держаться постоянно в сношениях моих с Арх. Епифанием. [...] Позволяю себе обезпокоить Ваше Преосвященство покорнейшею просьбою. Если Вы получили от о.Епифания какую-либо жалобу на меня, не откажитесь, ради любви о Господе, сообщить ее предварительно мне, в каком Вам благоугодно виде, чтоб и я мог что-нибудь сказать, и тем отъять у жалобы односторонность. Этим Вы окажете обоим нам истинное благодеяние: мне доставите возможность исправиться в моей погрешности и впредь быть благоразум­нее, а о. Епифания Вы сохраните в благоприличных пределах необходимой для инока скромности, от попыток писать на своего Архипастыря нелепости и колебать в Епархиальном Ведомстве необходимую для него субординацию. Поручая себя братской любви Вашей и прося Ваших святых молитв, с чувствами совершеннаго почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. 1 июня 1861 Письмо 10 О слепоте и легковерии людей Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! Сатана всегда старается разстроить порядок, учережденный Богом, обманывая человеков софизмами, и употребляя самих же человеков к разрушению их временного и вечнаго благополучия. О! Как человек (сужу по себе) слеп и легковерен. С великим трудом он решается поверить Богу, с величайшею скоростию, очертя голову, как говорится, верит сатане. Из уединения моего смотрю на мир, как на корабль, плывущий вдалеке, и исполняюсь желания, чтоб он плавание свое совершал под покровом милости Божией. О! да не предаст она нас водительству лжеименнаго разума, - этого источника бедствий человеческих. Поручая себя Вашим Святительским молитвами о Господе любви, с чувствами совершеннаго почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Преосвященства Милостивейшаго Архипастыря и Отца покорнейшим слугою. Епископ Игнатий. Приношу Вашему Преосвященству искреннейшую благодарность за милостивое воспоминание о ближних моих, которые сами будут благодарить Вас. 13 декабря 1863 Письмо 11 О монашестве Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! Приношу Вам искреннейшую признательность за милос­тивое воспоминание Ваше о мне и усерднейшее поздравление с наступившим праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом, который желаю Вам препро­водить в вожделенном здравии и благополучии. Спаси Вас Господи за любовь Вашу к монашеству. Многие ныне жалуются на него, видя, или отыскивая в нем разные недостатки; но монашество - барометр, который, стоя в уединенной комнате, со всех сторон замкнутой, с точностию показывает состояние погоды на улице. Старые здания должно исправлять с большою осмотрительностию и знанием дела: иначе исправление может превратиться в разрушение. Буди воля Божия! Прося Ваших Святительских молитв в подкрепление моих немощей душевных и телесных, с чувствами совершеннаго почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Преосвященства Милостивейшаго Архипастыря и Отца покорнешим слугою Епископ Игнатий. [...] 10 января 1867 Письмо 12 Состояние образованного общества и духовенства того времени Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! Вы не ошиблись, почтив меня уведомлением о предоставлении Вам Епископскаго сана! Я искренно порадовался этой вести и уповаю на милость Божию, что Вы будете проходить великое служение, на Вас возлагаемое, во славу Божию, для существенной пользы Святой Церкви. На Вас лежит великая обязанность: примирять главные сословия отечества, которых разрознило Европейское учение. Влиянию этого учения много подчинились и духовенство и дворянство. Я читал с ужасом январские и мартовские статьи Казанскаго Православнаго Собеседника, в которых столкновение сословий выражено очень ярко. Церковь и духовенство пострадали, страдают и, кажется, должны пострадать от Европейских учений, а не какого-либо сословия. Я видел в Петербурге купцов, погостивших в Европе, и подивился тому удалению, той дикости, которую они начали являть к Церкви и духовенству. Видел там детей священнических, образованных по европейски: то же самое! Здесь я познакомился с белым духовенством гораздо более, чем я был знаком в Петербурге, и нахожу, что между ними имеются самые добрые люди, что все вообще духовенство может быть направлено прекрасно, что оно очень девственно, что его погрешности и недостатки более грубы, нежели глубоки. Воля Ваша: нужно воспитание и направление более определенные. Труды на этом поприще принадлежат Вашему Преосвященству. Вы очень близко ознакомились с духовенством и с духовным сословием: Вам ясны те средства, при помощи которых оно может быть удовлетворено и сближено с другими сословиями, что необходимо для пользы Церкви, для пользы общественной. Благодарю Бога: здешнее духовенство являет ко мне особенное расположение; но я стар, сформировался в монастыре и для монастыря, не могу проникнуть в быт духовенства так, что я мог судить о нем вполне основательно. Поручая себя Вашей братской о Господе любвиВашим святым молитвам, с искренним желанием Вам всех истинных благ, с чувствами совершеннаго почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. Письмо 13 О монашестве, духовном подвиге и об образовании юношества в духовных училищах Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! [...] Приношу Вам искреннейшую признательность за попечения Ваши о "Слове о смерти". Со мною часто беседуют о смерти мои недуги. Назидательна эта беседа! После неё мир со всеми его событиями представляется совершенно в ином виде. Око странника смотрит иначе, нежели око постояннаго жителя. Порадовали меня сведения, начертанные в письме Вашем о Угрешском монастыре. Спаси Господи отца Пимена, употребившаго и употребляющаго все свои способности во Славу Божию! Ныне трудно найти монастырь благоустроенный! Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностнаго взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нем потеряно. Этого мало! во многих обителях совершенно потеряна нравственность. Говорю так, имея под глазами самое печальное зрелище - Черноморскую пустыню, монастырь с весьма значительными средствами, расположенный на весьма уединенном месте. Имеются в здешней епархии два женских монастыря: в них нравственность хороша, но телесный труд и многопопечительность о вещественном развитии уничтожают душевное развитие. Искренно желаю, чтоб реформы по духовнымучилищам достигли благих результатов. Весьма полезно воспитанников духовных училищ удалять, по возможности, от соблазнительных впечатлений мира и самому образованию дать характер более сильный и определенный, чтоб образование действовало не только на ум, но и на сердце, чтоб образованный в духовном училище воспитанник получал решительный характер православнаго христианина, приготовившагося служить Церкви от всей души. У нас выходит воспитанник с каким-то неопределенным направлением: он желает получить священническое место, если оно выгодно; если, по случаю, представится более выгодное место в приказных, то он нисколько не останавливается принять его. При беседах всегда слышишь на первом плане мысль о выгоде. Необходимо подробное преподавание Церковной Истории, чтоб воспитанники имели понятие о характерах исторических лиц и сами формировались по характерам истинных служителей Церкви. От преподавания, действующего исключительно на ум, происходит холодность к Церковному делу, и является по преимуществу материальное направление. По причине этой холодности у нас почти нет монашествующих из воспитанников семинарий. Нейдут в монастыри! не ощутили расположения к самоотвержению, к духовному развитию. От этого монастыри в большом упадке, будучи пристанищем для одной неграмотной ревности. Если б воспитанники семинарий шли в монастыри, они были бы совсем в другом положении. Буди воля Божия! Ничего не сделаешь против попущения. Поручая себя Вашим святым молитвам, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. 22 июня 1859
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar