Меню
Назад » »

Святитель Димитрий Ростовский / Творения (7)

Тщетность спасения для исповедующихся происходит вот почему: услышав обличение от духовного отца, они больше не будут вполне откровенно и чистосердечно исповедоваться в своих грехах, не исповедуя же откровенно грехов своих, они останутся с неисцеленными душами, сделаются сынами гнева Божия, и если кому из них случится так умереть, они погибнут навеки. Лишение же доброй славы происходит так: обесславленные обличением духовника подпадают человеческому осуждению. Ибо многие, поверив словам обличающего духовника, начнут считать обличенных грешниками, осуждать их и упразднять их славу. Апостол говорит: «Для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою» (1Кор. 9,15). Итак, злой духовник не только сам себя подвергает погибели, но и детей своих, которых обличает, и даже тех еще влечет к погибели, перед которыми обличает. О, какое великое горе! Тайна Святого Покаяния — это, как сказано, тайна, запечатленная Богом. Как тот, который тайну земного царя, написанную на свитке и запечатанную царской печатью, дерзнет самовластно разрушить и, прочитав, поведать всем прочим, подлежит лютым мукам и смертной казни, так и иерей, нарушая тайну исповеди, запечатленную печатью Царя Небесного, и предавая во всеобщее сведение грехи исповедавшихся, подпадает мукам и казням — не только вечным во аде, но и временным здесь, потому что и гражданский закон повелевает, чтобы такому иерею язык «созади ископан» был. О, духовник неискусный, злой обличитель детей своих духовных, разоритель тайны Божией, соблазнитель мира и виновник погибели многих душ человеческих! Зачем ты выводишь в толпу грехи исповеданные и уже прощенные? Зачем покрытое Богом и потаенное ты делаешь открытым? Зачем смытое болото опять наносишь на омытых? Зачем оскверняешь очищенных? Зачем ушедшее и преданное забвению опять возвращаешь воспоминанием? Ведь предал Бог забвению исповеданные человеческие грехи, ибо Иезекииль говорит в своем пророчестве: «Если грешник покается, то не вспомянутся больше никогда грехи его» (Иез. 33, 1516). А ты, окаянный иерей, помнишь и вспоминаешь грехи твоих духовных детей, когда не должно их вспоминать, и через это делаешься противником Бога. Он однажды прощенные грехи не вспоминает во веки веков, ты же дерзаешь вспоминать их. Каких казней ты достоин за это?! Предлагая вам это, иереи, я с увещанием молю вас и с мольбой увещеваю вас, чтобы престали вы от такого безумного злонравия и пагубной дерзости. Я напоминаю вам наставление святого Иоанна Лествичника из его «Слова к пастырю»: «Бог, слышав исповедание, никогда не является обличителем, чтобы не поразить исповедующихся обличением и не оставить их болеть неисцеленными» (Лествица, 282). Из этих слов Лествичника всякий иерей должен научиться тому, чтобы не обличать и не раскрывать грехов, которые исповедуют Господу пред тобой твои духовные дети, чтобы не поразить их, не отвратить от покаяния и не сделать их неисцельно больными. Я же, смиренный архиерей, властью архиерейской вам иереям повелеваю не только не обличать и не раскрывать, но также и не тщеславиться тем, что для кого-либо ты являешься духовным отцом и что такие-то твои духовные дети, чтобы тем хвастаньем, иерей, ты не дал людям какого-либо знака к догадкам и измышлениям о чьем-либо грехе. Довольно с тебя того, что все приходящие в твою церковь люди знают тебя своим духовником. Для чего же тебе еще нужно хвалиться твоей духовностью? Какая похвала в омовении кого от болота? Какая честь в том, чтобы очищать чужой двор от гноя? Какая слава в том, чтобы отирать чей-либо кал? Ведь когда ты слушаешь грехи твоего духовного, которые он пред тобой исповедует Богу, когда ты, разбирая их властью иерейской, данной тебе от Бога, разрешаешь его, омываешь его от болота, очищаешь гной из его душевного двора и отираешь кал от его совести, то какое тебе в этом тщеславие и гордость? Духовничество даровано иереям от Бога для того, чтобы послужить человеческому спасению, а не для тщеславия, гордости, суетного превозношения и излишнего властительства над духовными детьми. Если и дана от Бога иерею власть вязать и разрешать грехи, то эта власть действует только в то самое время, в которое совершается Таинство Исповеди и покаяния, а после исповедания грехов духовник не должен вспоминать исповеданного, как и власти господственной над духовными детьми иметь не подобает. Если же впредь кто из иереев, пребывающих в таковом неисправлении, станет известен по имени нашему смирению, такой подвержен будет нами суду и грозному наказанию, как непокорный Богу и противящийся нашему архиерейскому увещанию. Если нашему смирению станет известно еще и то, что некоторые из нерадивых иереев, имеющих под собой немалую паству человеческих душ, не заботятся, как подобает, о их спасении, ленятся ходить к больным, чтобы их исповедать и причастить, не хотят посещать убогих и нищих, но ходят только к богатым, убогих же и нищих презирают, так что многие из-за их нерадения умирают без исповеди и без Причастия Божественных Тайн, то таким нерадивым иереям я напоминаю слово Христа из Евангелия: «Горе вам, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23,13). Напоминаю еще сказанное и в Иезекиилевом пророчестве, «кровь погибшего грешника Бог хочет взыскать от руки пастыря» (Иез.3,18). Господь Христос еще и так говорит в Евангелии: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф.18, 14). Если же погибнет кто по нерадению иерея, то какой ответ он даст о погибшей душе? Послушайте, иереи, какой ответ о стаде вашем придется вам дать в Судный день, послушайте святого Златоуста, говорящего так: «Если кто по небрежности погубит хоть одного из паствы своей, то не разрушит ли этим все свое спасение? Не лучше ли ему было бы, «если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море?» (Мк.9, 42) Ибо весь мир не стоит одной человеческой души». Что же можно сказать об иерее, который по небрежности своей погубил многие души? Не погрузится ли он в неугасимом геенском огне? Итак, заповедью Бога мы заповедуем иереям, чтобы всячески заботились о спасении человеческих душ, как днем, так и ночью, чтобы не презирали убогих и нищих, но равно относились бы к ним, как и к богатым, ибо во время грозного испытания им придется дать равный ответ о всех, о каждом равно спросит от иерея Сам Владыка Христос — как о нищем, так и о богатом. Если же какой иерей имеет весьма большую паству человеческих душ и поэтому не может сам досмотреть за всеми, то придельный иерей пусть помогает ему в хождении к больным с Божественными Тайнами, для исповеди и пусть способствует ему в исполнении прочих христианских обязанностей. Эти увещания и заповедания я вкратце предложил вам, иереи, для того, чтобы вы приняли их с послушанием и пребыли бы достойными своего звания. Тогда вы получите милость Божию и пребудут с вами молитвы и благословение нашего смирения. Если же кто окажется непослушным и противящимся, если кто вознегодует и пребудет неисправленным, то такой сам увидит, какой он понесет суд, ибо не дремлет гнев Божий и не медлит погибель его. Мы же, смиренные, считаем себя чистыми от погибели такового, от которой да избавит всех Своим милосердием Христос Бог наш. Аминь. Оглавление 18. Приготовление иереев к Божественному Причащению Смиренный Димитрий, Божией милостью митрополит Ростовский и Ярославский, честным иереям всех городов и всей паствы нашей — благословение и мир от Господа нашего Иисуса Христа. Должность моя и Божественное Писание повелевают мне не молчать, но мольбами и устрашением увещевать вас, братия, чтобы вы пребывали в своем звании, как подобает ему, ибо апостол Павел так говорит Тимофею в зачале 297: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2). Еще в пророчествах Иезекиилевых в главах 3 и 33 пишется, как Сам Господь говорил Своему пророку: «Сын человеческий, Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: грешник, смертью умрешь, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от пути его злого, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, кровь же его от рук твоих взыщу. Но если ты вразумляешь беззаконника, а он не слушает тебя и не обращается от беззакония своего и от пути своего злого, то он умрет в беззаконии своем, а ты свою душу спасешь» (Иез. 3, 17—19; 33, 7—9). Я, грешный, боясь этих Божиих слов во Священном Писании, и предлагаю вам это малое увещание для вашего исправления, ибо вижу, что многие из вас требуют исправления. То по неведению, а то по небрежности неискусных и нерадивых иереев произошел такой великий вред, что иное даже с великим трудом едва можно уврачевать. Об этом я болею сердцем, ибо ревность по дому Божию снедает меня и страх объемлет меня, обязанного воздать о вас слово Самому Богу, боюсь, чтобы и на меня не прогневался Бог за вашу небрежность. Потому ныне и предлагаются вам от нашего смирения вкратце следующие заветы о некоторых самых необходимых и важных вещах. Прежде всего я скажу относительно Пречистых и Животворящих Тайн Христовых, в которых под видом хлеба, напоенного вином, являются истинное Тело и Кровь Христовы и которые целый год хранятся для больных. Да будут они соблюдаемы в достодолжной Божественной чести и выше всякой святыни, ибо это есть Сам истинный Христос, рожденный от Пречистой Девы, пострадавший за нас, воскресший, на небеса взошедший, сидящий одесную Бога Отца, Тот, Кто придет судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Я видел, что во многих церквах оказывается непочтение Пречистым и Животворящим Христовым Тайнам, и даже больше того — они унижаются. Столь великую святыню хранят не на подобающем месте, но где-либо в углу, а иногда в доме, без всякого почтения и в нечистых, почерневших сосудах. Но что еще хуже, многие не знают для них и честного названия, ибо не называют их Пречистыми Христовыми Тайнами, то есть Телом Христовым, но каким-то простым или, вернее, бесчестным именем «запас». Приезжая в прошлом 1702 году в город Ярославль, случилось нам зайти в одной веси в церковь, где после обычной молитвы я, смиренный, хотел воздать обычную честь и поклонение Пречистым Христовым Тайнам и потому спросил тамошнего иерея: «Где Животворящие Христовы Тайны?» Но тот иерей не понял моих слов и стоял молча, недоумевая, в чем дело. Тогда я еще спросил: «Где Тело Христово?» Но иерей и этого слова не мог понять. И только тогда, когда один из бывших со мной опытных иереев сказал ему: «Где запас?», он взял из угла весьма гнусный сосудец и показал в нем небрежно хранимую святыню, на которую даже Ангелы взирают со страхом. Я был крайне огорчен в сердце своем тем, что в таком непочтении хранится Тело Христово, и что иереи не знают даже и названия, достойного и подобающего Пречистым Тайнам. Удивись о том, небо, и земли ужаснитеся концы! О, окаянные иереи! Если вы сами не знаете Христа Бога, являющегося в Пречистых и Животворящих Его Тайнах, если вы не имеете ни веры, ни любви к Нему и не воздаете Ему достодолжного почитания, то как вы можете простых людей научить истинному богопознанию? Горе вам, вожди слепые, водящие слепцов! Поэтому властью, данной нам от Бога, мы повелеваем и угрожаем Страшным Судом, чтобы иереи всегда почитали Божественным почитанием и поклонением Пречистые Христовы Тайны, то есть Тело Христово, хранимое весь год для больных. Пусть эти Святые Тайны хранятся в сосуде чистом и, по возможности, в серебряном, позолоченном. Если же по бедности невозможно будет иметь сосуда серебряного, позолоченного, то можно хранить и в другом каком-либо, но только в чистом, и держать его нужно не в углу где-либо, но всегда на святом престоле, как и Давид говорит: «Бог сидит на престоле святом Своем» (Пс.46, 9). Входя в алтарь, иерей должен поклониться Святым Христовым Тайнам, находящимся на престоле, должен поклониться до земли, как бы Самому истинному Богу. То же пусть творится и всеми, кто входит в алтарь. Кроме того, иерей должен наставлять и людей, ходящих в церковь, чтобы они прежде всего совершали поклонение Пречистым и Животворящим Христовым Тайнам, в которых присутствует Сам Христос, истинный Бог. Пусть не держит иерей Пречистые Христовы Тайны в доме среди клопов, тараканов и сверчков, где живет и почивает он сам и домашние его, но пусть их хранит во святой церкви и не на ином каком месте, как только на престоле. Если же какой-либо иерей или по дальности расстояния его дома от церкви, или по какой-либо другой причине (например, во время суровой зимы) принужден будет хранить их в доме, чтобы не медлить с больными, то пусть хранит в особом помещении на достойном месте и в чистом сосуде, и вообще со всяким богоподобным почтением, потому что в них есть Сам Господь, Христос Бог, в Которого мы веруем и Которому покланяемся. Входя же в то помещение, нужно кланяться до земли Святым Тайнам, воздавая этим честь Христу Богу. Пусть не называют иереи Пречистые Христовы Тайны этим простым словом «запас», ибо из-за этого названия крайне простые священники не знают, что в Пречистых Тайнах есть Сам Истинный Христос Бог, не знают, что Тело Христово нужно называть именно Телом Христовым, не почитают его как Тело Христово, относятся к нему, как к простому хлебу, без всякого страха, и нисколько не заботятся о столь великой святыне, которая честнее и выше всех прочих церковных святынь, ибо Христос — Глава всей Церкви. Пусть неведущие хотя бы из имени честного и подобающего Телу Христову начнут познавать, что в Пречистых и Животворящих Тайнах есть Сам истинный Христос Бог, и, познав Его, начнут воздавать Ему, являющемуся под видом хлеба и вина, достодолжное почитание. Итак, пусть оставлено будет простое название «запас» и путь Тело Христово называется именно Телом Христовым или каким-либо другим, но достойным наименованием. Что же касается прочего почитания, которое все иереи должны оказывать Пречистым Христовым Тайнам, то пусть всякий иерей посмотрит в Великом Киевском Требнике, в 1й части, лист 266-й и далее. Пусть почаще читает, и сам наставляется, и других учит. Если по какому-либо случаю или по небрежности иерейской начнет происходить гниение или тление Божественных Христовых Тайн, то есть хранимого целый год Агнца, который есть Тело Христово, то необходимо освятить и высушить другой Агнец, а согнивший потребить за богослужением. Об этом наставлении смотри в Великом Киевском Требнике, в 1й части, лист 260-й и далее. Сушится же Святой Агнец по раздроблении на мелкие части. О том же, как сушить, смотри наставления в Великом Киевском Требнике, в 1й части, лист 264-й. Относительно того, как причастить больного, смотри в том же Киевском Требнике, в 1й части, лист 324-й и далее, где пишется, что Святые Тайны для причащения подобает растворять церковным вином, а не одной только водой. Хранимые Божественные Тайны иереи пусть посещают и часто досматривают, не подверглись ли они какому-либо повреждению, то есть гниению. Посещать же должно их с достодолжным почтением: сотворив поклон до земли, с непокрытой головой и имея умытыми руки, пусть, открыв, смотрит в сосуд — нет ли какого повреждения. Делать же это нужно часто, скажем, раз в три дня или в неделю. Если они по недосмотру иерейскому истлеют, тогда иерей, как уничтожитель Божественных Тайн, подпадает тяжкому смертному греху и будет подвержен за это наказанию извержения. Пономари пусть со страхом и благоговением входят во святой алтарь, чтобы совершать свою службу. Входя же, пусть кланяются до земли святому престолу, на котором Сам Христос почивает Своим Телом в Божественных Тайнах, и Ангел Божий стоит здесь невидимо, охраняя святыню. Святой алтарь и вся церковь, как палата Царя Небесного, должна быть чистой и часто очищаться и выметаться от паутины и сора. В богослужении проскомидия пусть не совершается прежде, чем будет зажжена свеча на святом жертвеннике, равно как и начало самой Святой Литургии, то есть: «Благословенно Царство», пусть не произносится раньше, чем будет зажжена свеча при святом престоле. Ведь зажженная свеча — это таинственный знак наития в огне Святого Духа, подобно тому, как и каждение фимиама является знамением наития Святого Духа в облаке. Если перед святыми иконами мы по своему усердию возжигаем многие свечи, то тем более с особенным усердием мы должны возжигать в начале службы у престола Божия перед пречистыми Его Тайнами, где Сам Христос, окруженный ангельскими чинами, почивает Телом Своим под видом хлеба и вина. Если какой-либо иерей по случаю или по действию дьявольскому, или по своему произволению впадет в какой-либо смертный грех, такой пусть не дерзает совершать Литургию, пока не очистит свой грех покаянием, ибо совершающий Литургию в смертном грехе крайне прогневляет Бога. Святой Иоанн Златоуст так говорит в своих беседах на Евангелие от Матфея, в первой части, на листе 483-м: «Ничем так не прогневляется Бог, как недостойным священнодействованием». Тот иерей, который недостойно служит Святую Литургию, наводит гнев Божий не только на себя одного, но и на весь народ, ибо если пастырь тяжко согрешает, то многие овцы терпят зло, подобно тому, как за грех Давида на израильский народ нашло неожиданное смертное всегубительство. Иерей, находящийся в гневе и вражде, как и в другом каком смертном грехе (ибо гнев — это тяжкий смертный грех), пусть не дерзает совершать службу, пока не разрушит вражду примирением и не очистит смертный грех покаянием. Хотя бы какой иерей и не имел на своей совести какого-либо смертного греха, однако он должен часто ходить к духовному отцу, чтобы принести Богу свое покаяние и исповедание, ибо если и может кто по благодати Божией соблюсти себя от какого-либо смертного греха, то от малых прегрешений в слове, деле и помышлении никто не может сохранить себя, ибо они случаются нечаянно и бессознательно. Давид говорит: «Грехопадения кто разумеет?» (Пс.18, 13). Многие не вменяют себе в грех малые прегрешения, а ведь и малые грехи, если умножатся, тоже могут отяготить совесть и погубить душу человеческую, как и один какой-либо смертный грех, по подобию песка и камня. Как один большой камень, будучи привязан к шее человека, погрузит его в воду, так и песок, хотя и мелкий сам по себе, но если им будет насыпан полный мешок и привязан к шее человека, так же погрузит человека в бездну, как и большой камень. Вот как должно смотреть на малые, но умножающиеся прегрешения. А поскольку иерей должен часто совершать Литургию и причащаться Божественных Тайн, то ему подобает часто исповедоваться даже и в малых своих прегрешениях, чтобы иметь возможность достойно входить в общение со Христом. Также и людей своей паствы иерей пусть поучает и побуждает к частому исповеданию грехов, чтобы частым покаянием они очищали свои души, ибо душа, не очищенная частым покаянием, чужда Богу и не может получить спасения. Все иереи пусть повелевают своим женам причащаться Пречистых Божественных Тайн Тела и Крови Христовых во все святые посты четыре раза в год, ибо иерей, часто совершающий Литургию и причащающийся, но имеющий жену, никогда не причащающуюся, оскверняется от нее, как от неверной, безбожной, как от мертвого трупа, когда имеет с ней супружеское общение. Всякое лицо, не причащающееся часто Тела и Крови Христовых, не будет иметь части со Христом, но вменится с неверными и безбожными и будет как мертвый труп, ибо Сам Господь говорит в Евангелии: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Также и чад своих, и всех домашних иерей должен убеждать к частому причащению Святых Тайн, чтобы в иерейском доме не было никого чуждающегося Христа и враждебного Богу, ибо чуждающийся Святого Причащения чуждается Христа Бога, а чуждающийся Христа Бога — враг Ему. Кто хоть однажды не захочет быть со Христом Богом, тот принимает часть с сатаной и пребывает противником Богу. Кроме того, иерей и всех людей своей паствы должен побуждать к частому причащению Святых Тайн и всячески стараться привести их к этому, твердо помня, что всякий не причащающийся Христа — не христианин, что все дела такого, даже и добрые — ничто пред Богом, и что таковой уже при жизни погиб. О погибели же всякой души иерею придется дать ответ в день Судный. Всякий иерей перед службой должен совершать доброе и достойное святого служения приготовление себя к ней. Оглавление Приготовление первое Пусть воздерживается от своей жены суток за троедвое или, в случае крайней нужды, за одни сутки, а в ту ночь, которая перед службой, отнюдь не дерзает прикоснуться к своей жене или спать с ней на одном одре. Если в ту ночь он прикоснется к своей жене и потом дерзнет служить, то смертельно согрешит и будет повинен Страшному Божию Суду. В Житии святого Епифания, епископа Кипрского (память 12 мая), пишется следующее. Этот великий архиерей Божий имел от Господа ту благодать, что сподоблялся во время приношения Бескровной Жертвы видеть наитие Святого Духа на предложенные Святые Дары, и никогда не оканчивал молитвы возношения, не видя нисшествия Божественного Духа. Когда он однажды служил и творил обычную молитву возношения, то не увидел знамения нисшествия Святого Духа. Тогда он, не окончив молитвы, опять начал читать ее сначала, но и тогда не пришел Дух Святой. Сделав это в третий раз и дивясь тому, что не видит Святого Духа, он стал плакать и умом молиться Богу, чтобы Он известил его, по какой причине лишаются Святого Духа предложенные Дары. Взглянув же на диакона, стоявшего по левую сторону и держащего рипиду, он увидел, что лицо его черное, мерзкое, и что на челе у него проказа. Тогда он взял у него рипиду и с кротостью сказал ему: «Не принимай ныне Причащения Божественных Даров, а иди в дом твой». Когда же тот дьякон отступил от Божественного алтаря, Епифаний тотчас увидел Благодать Духа Святого, сошедшего на предложенные Дары. По окончании Божественной Литургии святитель, призвав дьякона, спросил у него: «Какой то был грех, который возбранял пришествию Духа Святого на Честные Дары?» Он же чистосердечно признался, что в прошедшую ночь он со своей подругой был в супружеском единении. Тогда святой Епифаний, созвав всех пресвитеров, дьяконов и весь свой клир, сказал им: «Если кто из вас, чада мои, сподобится алтарного служения, снимите сапоги плотских, бессловесных страстей, не подходите к Божественному алтарю связанные сладострастными похотями, последуйте тому, что говорит святой апостол: «Имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор. 7,29). Вот еще и в Книге Товииной, глава 6, пишется так: «Ангел Рафаил к юному Товии говорит: "Послушай меня, и я покажу тебе тех, над кем имеет власть демон. Это те, которые женятся, чтобы этим Бога отогнать от себя и от своего разума, и которые так стоят в блуде своем, «как конь и ишак неразумные» (Пс. 31, 9), — над нимито и имеет власть демон"». Здесь всякий иерей пусть внимает следующему: если непосвященному человеку невоздержное супружество вменяется в грех и он подпадает демонской власти, то тем больший грех будет посвященному, если он без воздержания и страха Божия будет жить в блуде, как неразумный конь и ишак. Таковой недостоин Божественного служения, как читается и в молитве Херувимской: никто из связавших себя плотскими похотями и страстями недостоин приходить или приближаться, или служить Тебе, Царю славы. Итак, мирскому иерею, а также и диакону перед богослужением подобает всячески воздерживаться от плотского супружеского единения. В Книге Исход, в главе 19, пишется, что людям израилевым, желающим приступить к Божией Синайской горе, было повелено вымыть свои одежды и три дня не входить к своим женам (Исх. 19, 3, 10, 15). Здесь всякий из посвященных пусть внимает тому, что если в Ветхом Завете простым и непосвященным людям, желавшим приступить к горе Синайской, было повелено трехдневное воздержание от жен, то тем более в Новой Благодати подобает воздержаться от женского ложа лицу не простому, но посвященному, как иерею, так и диакону, и желающему приступить не к горе, но к алтарю Божию и Страшному Таинству. Еще и о Давиде пишется в Первой книге Царств, в главе 21: когда он бежал от Саула, то пришел к иерею Авимелеху и попросил у него хлеба. Авимелех ответил: «Нет у меня простого хлеба, но есть освященный; если люди твои воздерживались от женщин, пусть съедят. Тогда Давид отвечал священнику: мы чисты от женщин с третьего дня по сегодняшний» (1Цар. 21, 45). И здесь всякий пусть внимает тому, что если тогда ветхозаконных хлебов, имевших только некую малую святость и не пресуществлявшихся в Тело Христово, не подобало никому есть, прежде чем не приготовится и не будет за три дня до того чист от жены, то тем более в Новой Благодати пусть никто не дерзнет приступить к Божественному Хлебу, пресуществленному в Пречистое Тело Христово, если он три дня не будет чист от женского смешения или, в крайнем случае, два дня. Точно так же и по причащении Божественных Тайн всякий должен воздержаться от своей жены, чтобы не оскорбить в себе Святого Духа и не изгнать Его в тот час от себя. Оглавление Приготовление второе В начале, перед причащением, пусть предъидут вера, надежда и любовь. Должно веровать твердо, что истинное Тело Христово есть именно то, Которое и в утробе Девической зачалось Духом Святым и родилось непостижимо, и на небеса вознеслось, и сидит одесную Бога Отца, — вот это именно, а не какое-либо иное есть Тело Христово и Его Пресвятая Кровь. Должно иметь надежду, что принимается сие во исцеление души и тела и в жизнь вечную, но не в суд или во осуждение. Необходимо, насколько возможно, возбуждать в своем сердце любовь к принимаемому Христу. Если жених, хотящий соединиться с невестой своей в одну плоть, имеет к ней теплую любовь, то тем более тепло должен возлюбить Господа Христа тот, кто хочет соединить дух свой с Господом. Если же кто ныне не возлюбит Его, тот не может надеяться, что будет возлюблен Им и в будущей бесконечной жизни вовеки. Приступать к Причастию Пречистых Тайн следует со страхом, смирением и честным благоговением, помня, к чему приступаем. Причащающийся пусть верует и твердо помнит, что Тело Христово соединяется с его телом и претворяется в него, и Кровь Христова соединяется с его кровью и претворяется в нее, а также, что он, причащающийся Христа, есть едино с Телом Христовым и Кровью и что все члены его делаются не его, но Христовыми, согласно словам апостола, говорящего ефесянам: «Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5, 30), и к коринфянам: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1Кор. 12, 27). Кроме того, и душа его соединяется с Христовой душой, сила Христа соединяется с немощным человеком, и бывает в нем весь Христос, как и он весь во Христе, осиянный благодатью Христовой. И тогда всякий, если только достойно причащается, становится страшным для бесов и неприступным для всей противной силы. Пусть же знает и то, что Христос пребывает в нем только до тех пор, пока и он сам во Христе пребывает, не отлучаясь от Него никуда своими помышлениями. Если же начнет он помышлять о чемлибо дурном или говорить нелепое, или делать недоброе, то тотчас отходит от него Христос, говоря: «Се, оставляется тебе дом твой пуст» (Лк. 13, 35). Оглавление Приготовление третье С вечера необходимо воздержаться от еды и пития, особенно же во весь тот день, который перед богослужением, следует соблюсти себя трезвым, не объедаться, не пьянствовать, не многословить и быть внимательным к самому себе. Уста с вечера следует вымыть чистой водой, и в ту ночь не предаваться безмерному сну, но бодрствовать и блюсти себя от такого искушения. Утреннее правило и молитвы ко Причащению следует совершать со вниманием и умилением, в теплоте духа. От утрени и до службы следует всячески стараться соблюсти молчание и ни с кем не беседовать без нужды. Если же невозможно соблюсти молчание, то не быть многоречивым, но мало и вкратце говорить то, что нужно бывает сказать. Приступая к служению, необходимо быть чистым не только душой, но и телом, одежды иметь на себе чистые, руки хорошо вымытыми и ногти от излишества своего избавленными. Приступать следует со страхом и великим благоговением, чтобы совершать свое служение с верой и любовью, имея все свои мысли собранными, а не рассеянными и расторженными повсюду. Необходимо весь свой ум вперить в Бога, Которому он предстал служить вместе с Херувимами, невидимо присутствующими и сослужащими, и быть подобным Ангелу, предстоящему Престолу Божию и приносящему теплые молитвы обо всем мире. Молитвы служебные иерею следует читать с великим вниманием и со всяким благоговением, твердо помня, что Бог невидимо приемлет из уст его каждое слово, как некий многоценный бисер. Здесь я вспомнил одну ужасную вещь, о которой доложил нам ростовский протопресвитер с протодиаконом, и которую они видели своими очами. В некоей церкви (места и имени не вспомню) иерей служил святую Литургию без книги, называемой Служебником, и без молитв, подобающих службе, говоря только одни возгласы. Когда протопресвитер и протодиакон, увидев это, спросили его, почему он служил без Служебника и без молитв, на то иерей ответил: «Я уже прочел служебные молитвы на дому». Тогда они начали говорить ему, что он нехорошо делает, но тот ответил: «Я от старых иереев научился этому», и даже назвал по имени, от кого он научился. О крайнее безумие и нерадение глупых иереев, или лучше скажу, ругателей Христовых! О сколь велико долготерпение Божие, ибо не падает огонь с высоты в таковых иереев и не сжигает их живыми на тех же местах, где они так совершают Литургию или, поистине говоря, ругают Христа! Итак, остерегайтесь и внимайте себе, иереи. Не будьте подражателями таковых, чтобы не поразил вас внезапно Господь, чтобы не погибли вы с душой и телом и не получили участь, одинаковую с распявшими Христа и ругавшимися над Ним. Не менее того я болею сердцем еще и о том, что о некоторых иереях (по достоверному доношению) я узнал, будто, не протрезвившись от вчерашнего пьянствования, одержимые хмелем и не приготовившись к служению, они дерзают совершать Литургию, что является людям соблазном, а для самих таких иереев готовит вечную погибель. Другие же злонравные сквернословят в церкви и святом алтаре, матерно бранятся и через это дом Божий творят вертепом разбойников; и их погибель не дремлет, и месть Божия не медлит над ними. Еще и то нужно блюсти, чтобы просфоры, на которых иерей должен служит, были из настоящей пшеничной, чистой муки, а не из ржаной или другой какой-либо. Также и вино чтобы было настоящее виноградное, без всякой примеси. Для растворения Святой Чаши воды вливать следует не в излишке, но мало, чтобы вино не потеряло своего винного вкуса и не было водянистым. Просфоры не должны быть солеными. Для этого надо приказать просвирне, чтобы она, когда готовит тесто для просфор, клала совсем мало соли, только ради церковного обычая, но чтобы не было в просфорах солености, и чтобы закваска была обычная. После причащения следует со вниманием читать благодарственные молитвы, не только говоря устами, но и сердцем умиляясь, и умом понимая то, что читается, ибо молитва без умиления и внимания — это кадильница, бряцающая без огня и ладана. После службы иерей должен хранить себя в трезвости, воздержании и в немногословии, чтобы честно соблюсти в тот день принятого в себя Христа. О спасении человеческих душ иерей должен заботиться всякими видами, днем и ночью, так же, как и о своей душе, чтобы по его небрежности не погибли словесные овцы Христовы, за которых придется ему дать ответ Христу Богу в день Судный. Во все воскресные и праздничные дни иерей пусть поучает в церкви народ из святых книг, присоединяя по возможности и от своего разума полезные советы. Всякий иерей должен научить всех простых и некнижных людей своей паствы, чтобы они знали наизусть молитву Иисусову, «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Верую во единаго Бога», «Богородице Дево» и «Достойно». Если же кто из самых простых не может всему этому научиться, то должен знать всякий, даже и самый простой христианин, как мужчина, так и женщина, юноша и девушка, — хотя бы только молитву Иисусову, «Отче наш» и «Богородице Дево». Для этого иерей во все воскресные и праздничные дни, после совершения Святой Литургии и после прочтения книжного поучения, пусть повелит всему простому народу, находящемуся в церкви, мужам, женам и детям, чтобы все они повторяли за ним в один голос, сам же пусть говорит каждую молитву отдельно, начиная с Иисусовой молитвы, потом «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш» и прочее до «Достойно». Своих сынов по плоти, когда они придут в возраст, иереи должны учить грамоте с особенным усердием, дабы они хорошо умели читать по книгам и писать. Для того же, чтобы их дети понимали силу читаемого Божественного Писания, иереи должны отдавать их в грамматическое училище в Ростове, где по повелению Великого Государя учат безденежно и специально для того, чтобы священнические дети не были глупыми, когда сподобятся священного сана вместо своих отцов, чтобы умели поучать в церкви народ не только книжным чтением, но и устным наставлением в слове Божием. Все это я предложил, иереи, вкратце для того, чтобы, оставив вашу небрежность и невежество, вы начали уразумевать путь, подобающий вашему званию, и исправили собственные неисправности. Примите же это с любовью, как увещевает вас пророк Давид: «Примите, — сказал, — наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведного, когда возгорится вскоре ярость Его» (Пс.2, 12). Если с любовью примите преподаваемое вам смирением нашим увещание и с усердием будете исполнять его, то получите милость Божию и почиет на вас наше благословение. Если же, не убоявшись Бога, пренебрежете и отвергнете мои слова, если будете не радеть о спасении вашем и вверенных вам душ, то примите вы грозный Суд Божий и вечную казнь, я же чист буду от погибели вашей, от которой да избавит вас Христос Бог наш молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых. Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar