Меню
Назад » »

Святитель Димитрий Ростовский / Творения (6)

14. Благодарственное воспоминание страданий Христовых и молитвенное размышление, наиболее полезное из всех молитв, совершать которое должно во все пятницы Начало так: «Благословен Бог наш», а если инок или мирянин, то: «Молитвами святых отец наших»; потом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», «Трисвятое». После «Отче наш» «Господи, помилуй» 12 раз. «Слава, и ныне», «Приидите поклонимся» трижды. «Помилуй мя, Боже», «Верую во единого Бога Отца». После этого говори следующие стихи: О, сколь сладки и сколь красны шествия Твоя, Сыне Божий, сшедый с небес! Иский бо заблудшее овча, человека согрешивша, многие бесчисленные труды, многие сотворил еси путешествия, по сих же пришел еси на страсть и смерть вольную, о нихже, Содетелю и Искупителю мой, благодарение Ти от всего сердца моего возсылаю! (После каждого стиха твори поклон). За перваго Адама, согрешившаго в райском вертограде, ятый и сильно связанный в Гефсиманском вертограде, второй Адаме, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе, слава Тебе! Свяжи мя любовию Твоею толь крепко, дабы паче избрал умрети, нежели когда коим грехом озлобити Твое незлобие и человеколюбие, молютися. От вертограда веден чрез поток Кедрский, в пути же том поткнувыйся, и на землю падый, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе, слава Тебе! Припадаю Ти ко пречистым стопам Твоим, от всякаго падения душу мою соблюди, молюся Ти. От Анны до окаяннаго Каиафы архиерея веден, идеже по пречистым ланитам Твоим, яже суть красны, яко вертоград благовонных аромат, претерпел еси биения. Слава Тебе, слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе! Такожде пред Каиафою рукой железною, вооруженною, от неблагодарного Малха, ему же в вертограде усеченное от Петра ухо исцелил еси, столь тяжко в ланиту ударенный, Господи, яко избразишася вся персты проклятыя руки оныя на пресвятом лице Твоем, подвигошася же зубы Твои, белы паче млека; ударение Твое во всем дворе архиерейском слышано бысть. Ты же абие на землю пад, из уст Своих пречистых, такожде и из носа много Крови Божественныя источил еси, Источниче жизни нашея. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, вопию Ти: слава Тебе, слава Тебе! Пред темже Каиафою, ложным и лжелюбным архиереем, ложная на Тя свидетельства слышавый, обаче, яко агнец, безгласен, уст Своих не отверзый, но молча вся претерпевый, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе, слава Тебе! Даруй мне молчание и терпение противных с усердием, от коголибо возстающих на мя, да не обретается лесть и ложь во устах моих, молюся Ти. В поругание Лице Свое пресвятое покровенно имый, и по Лицу ударен, таже «кто есть ударей Тя?» вопрошен был еси, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе! Покрый прощением грехи моя, да не покрыет студ вечный лица моего, егда предстану Лицу Твоему, Егоже мя зрети и насыщатися сподоби, молюся Ти. От несмысленного соборища иудейскаго и Каиафы, аки хульник и законопреступник сказанный, повинен быти смерти, глубоко в нощь от иудеев поруган и уничижен, многажды во дворе архиерейском ударен, также и в темницу до утрия ввержен, Господи Иисусе Христе, слава Тебе, слава Тебе, Свете незаходимый! По отшествии моем от жития сего душу мою от темницы геенския свободи, молюся Ти. Утру бы вшу связан от иудей и приведен к Понтийскому Пилату игемону, иже ни единыя в Тебе вины обрете, спасению нашему виновне, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе! Тако мя во всей жизни сей сохрани, да в час смерти моея ни единые вины обрящет во мне враг и супостат души моея, молюся Ти. От Пилата веден ко городу Ироду, иже аще Тя от многаго времене видети желаше, обаче юродив и нерадив сый, Тебе, предвечную и несозданную Мудрость, несмысленна вменяя, уничижи и поругався облече Тя в ризу светлу; слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Боже мой, слава Тебе! От поругания невидимых враг соблюди и в ризу нетления по смерти моей облещи мя, молюся Ти! Ирод посрамленна возврати Тя паки к малодушному Пилату, к нему же веден сый, многая ударения и озлобления мене ради в том пути пострадавый; слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Боже мой, слава Тебе! Пути моя направи ко свету заповедей Твоих, молюся Ти. От Пилата изведен сый и к столпу приведен, идеже Сам ризы Своя с Себе снем, столп же объем самохотне, неповинный руками и чистый сердцем, руце Свои пресвятыя к столпу в привязание приложил еси, хотя человеческое естество разрешити и свободити от рук вражиих! Руками же свирепых воинов зело сильно связан и к столпу привязан, терновыми розгами остистыми, остроузловатыми бичьми и уздами железными гаковатыми толь немилостивно бием, у столпа стоя, по пресвятом Теле Своем приял еси ударения, и паки по техже язвах люте бием, раны претерпел еси, яко Божественное Тело Твое от костей отбиено висяше, аки черныя пухвы; Кровь же животворящая преизобильно истекаше. Ты же от столпа разрешен и зело от болезни разслаблен, пал еси на землю и, на земли в Крови Своей лежа, от толиких ран и болезней умрети по естеству принужден был еси; но Божество бесстрастно пребысть, бытие всей твари даруя. Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Боже мой, слава Тебе! Тех ради бесценных и всецелебных язв Твоих вся грехи моя прости и от уязвления вражия даже до окончания моего сохрани мя, молюся Ти. По толиких язвах и мучительствах Кровию Своею токмо, весь наг сый, одеян. Наг же сый, яко от рождения, от всех поругаем с велиим студом, пред всеми ризы Своя, особь далече от Себе поверженныя, едва жив собирая, и трясыйся от болезни и мраза, зима бо бяше, солнце и огнь в согреяние земнородным создавый, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе, слава Тебе! Сердце мое студное на добродетель согрей теплотою Пресвятаго Твоего сошедшаго во огни Духа, молюся Ти. О столп каменный смертоносне, о землю же к смерти ударен, слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе! Столп крепости от лица вражия буди ми, молюся Ти. Ногами ударен, за власы главные и за браду торган (рван) и влачим, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе, слава Тебе! Зубы геенскаго змия да не ята будет душа моя, в крове Твоем сохрани мя, молюся Ти. Скверныма рукама богоубийственнаго рода жидовскаго, оружием и дрекольями даже до преткновения ударен в ноги и голени. За власы от земли был еси поднесен превозносимый неба и земли Царю, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, вопию Ти, слава Лебе, слава Тебе! Возвыси и вознеси ум мой, да всегда небесная помышляю и творю благоутробием Твоего человеколюбия, егоже ради страждеши. От терноваго венца тысящу избодений претерпевый, тогда же капли Божественныя и бесценныя Крове из главы Твоея источивый; венец терновый возлагаем и низлагаем бяше на пречистую главу Твою, Главо Церкве прекрасная! Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе! По терновом венце во главу тростиями и палицами от всея крепости ударенный, и тем Твою честную главу и пресвятую глубочайше пронзоша терновыми остии, от них же остия в мозгу Твоем унзоша. Аз же унзен острым душеборных страстей тернием, тем вопию Ти: слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе! На ругание от иудей, аки цареви данную трость приемый в десницу Твою, одесную Бога и Отца седяй, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе, слава Тебе! Тростию той заглади рукописание неизчетных согрешений моих, да стану одесную во славе Твоей и прославлю Тя вовеки. Пястьми по Божественном Теле во уста и между очи, Его же очи яко пламень огненный, ударенный, Господи, по пресвятой же выи Твоей ударен, выю мою преклони, молюся Ти: укрепи мя в поклонение Тебе, нас ради преклоншему небеса и сошедшему. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе, слава Тебе; славы Твоея небесныя не отрини мене. Во главу и перси ударение приемый, приими мое и главы приклонение, и усердное в перси биение, якоже иногда мытарство приял еси; укрепи же мя от Твоея пресвятыя десницы, да ударение и всяку печаль, и тяготу временную благодарно понесу; вся бо Ты, елика хощеши, на пользу строиши. Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе; славы Твоея Божественныя удостой мя, молюся Ти. За нос с поруганием и зельным мучением и за уши терзан и люте узявлен, от ногу до главы несть целости, ниже образа доброты имый, терновый венец нося, в багряницу поругания одеян, второе к Пилату приведен, иже видев Тя в неисцельных язвах и болезнех, удивися столь безчеловечному иудейскому суровству и рече о Тебе: сей Человек столь немилостиво избиен, достоин есть прочее милосердия от иудей; они же «распни» (Лк. 23, 21) вопияху нань. Вопию Ти и аз, Слове Божий: слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе! Терние грехов потреби от земли сердца моего окаяннаго, да плод принесу Ти благодарения. Воду из камене и ветры от сокровищ Своих изводяй, приведен был еси к неразсудному Пилату, иже седе на судищи и Тебе, на Херувимех седящаго и судящаго живым и мертвым, осуди на смерть неповиннаго. Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе, Боже мой; даждь ми всегда память имети смертную и готову быти на Суд Твой праведный и Страшный, на немже не осуди мя по делом моим, но спаси мя по милости Твоей, молюся Ти. Егда Пилат возгласи на Тя смертное изречение, неизреченныя жизни Подателю, тогда иудеи, немилосердием связанные, связаше руце Твои и на выю Твою пресвятую возложиша Крест, и аки злодея между двема разбойники ведоша на смерть; со беззаконными вмененный, неизменный Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе; от злодейства невидимого татя, подкапывающа различными искушении храмину души моея, во дни и в нощи сохрани мя яко зеницу ока, да не окраден буду сокровища вечных благ, яже уготовал еси любящим Тя, молюся Ти. Еще же, милости бездно, немилостивый род еврейский возложи на Тя Крест зело тяжкий, егоже на Себе Самом несый, пал на землю, тогда же и ударения смертоносная приял еси, благоприятне Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе, слава Тебе! Тех ради Твоих чудес Крестом падения вражия сохрани мя, молюся Ти. Приведен был еси на Голгофскую гору горних Сил и Властей Владыка, Сам риз Своих извлекаем волею, болезнь претерпел еси; егда бо хитон Твой снята, тогда вся язвы растерзал и раздирая, болезнь Твою обновляша, обновивый естество человеческое, молюся Ти: ветхие струпы души моея беззаконных страстей, прилепшие ей, отъемши, приими мя, вопиюща: неизреченный во страдании Твоем, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе, слава Тебе, долготерпеливе Владыко! Плюновением Своим иногда давый свет видети слепорожденному, по пресветлом лице Твоем от иудей прежде распятия мерзким плюновением обезчестен, честнейший всех ангельских чинов, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе, слава Тебе; укрепи мя во омерзение всегдашнее, и во оплевание всех вражиих сетей, искушений же и вожделений плотских, молюся Ти! Егда Тя людие лютии иудейстии на Голгофу приведоша, Крест на землю положиша, дабы на нем распяли Тя, «простирающаго небо яко кожу» (Пс. 103, 2), абие Сам непреложне положитися на Кресте восхотел еси; но зверообразнии мучители единодушно устремившеся на Тя, повергоша Тя на Крест, и столь немилостивно ко Кресту руце и нозе Твои пресвятии святым гвоздием пригвоздиша, яко вся жилы и составы Твои терзахуся. И тогда сбыстся реченное о Тебе пророком Давидом: «Пересчитали все кости мои» (Пс. 21, 18); болезнь же оная лютейшая, и тягчайшая Тебе бяше паче всех страданий Твоих, еюже души моея всю болезнь исцели, молюся Ти и вопию: слава Тебе, слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Преславных ради, пречистых и животворящих страданий Твоих спаси мя, многомилостиве и человеколюбче Владыко! Прокаженныя очищаяй, Пречисте, краснейший паче всех сынов человеческих добротою (см. Пс. 44, 3), Сам аки прокажен был еси от мерзкаго осквернения плевотинами, яже на Кресте протяжен, лежа на земли, по различных Тела Божественнаго частех приял еси. Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Боже мой, слава Тебе! Душу мою прокаженную от несказанных скверн греховных очисти и спаси мя, молюся Ти. Воздыхания сердечная прежде Крестной смерти испустивый, слезныя капли при животворящих Твоих Страстех и кровныя капли излиявый, излей на мя милосердие Твое и даруй ми сердечные о гресех моих воздыхания; подаждь грехом очистительныя слезы, паче слезами и Кровию Твоею пречистою очисти и омый душу мою, да пою: слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Боже мой, вся сия мене ради претерпевый, слава Тебе! На Кресте весь наг воздвижен, точию пречистыя чресла Своя имый покровенна покрывалом, между двема разбойникома обешенный, желчи и оцта вкусивый, Пресладкий мой Иисусе, слава Тебе, слава Тебе! От горести греха и пакостей вражиих сохрани мя, молюся Ти. Души и тела моего Творче, всею душею и чувствиями на всем Теле мене ради пострадавый: осязанием — всея Плоти биения и уязвления; вкушением — оцта с желчию напоения; обонянием — во узилищи от трупов на Голгофской горе смрада тяготу; слышанием — лжесвидетельства, поругания и хуления; видением — горьких слез излитие и болезненное воззрение ко Пречистой Матери Своей, под Крестом стоящей и л юте сердце Свое терзающей. Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Боже мой, слава Тебе! Вся, елика душевными и телесными чувствы согреших, прости ми, окаянному, честнаго ради страдания Твоего спасительнаго. Бессмертия Источниче, умерый в час девятый, по смерти моей даждь ми тамо жити, идеже хвалят Тя и поют девять чинов ангельских, молюся Ти ныне; силою путешествий всех, деяний и трудов Твоих, яже на земли жив мало вышше над три лета и тридесять, безлетне, Едине от Троицы, Господи Иисусе Христе, нас ради подъял еси, приими от мене недостойнаго и сквернаго, яко жертву непорочную, Твоих пречистых страданий тридесять и трикратное воспоминание, помянув Твою на Крестном Алтаре и всем мире принесенную Жертву; приими Всесвятыя Девы Матере Твоея и возлюбленнаго друга и ученика Твоего Иоанна Богослова, и святыя равноапостольныя Марии Магдалины, и прочих Кресту Твоему предстоящих приносимыя о нас Тебе молитвы. Ты бо еси Истина, и поистине всем спастися хощеши, и Тебе от всех подобает слава, честь, хвала и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Повествователи, историки, свидетели и учители, писатели церковные о страданиях Господних следующие: св. Афанасий Великий, св. Евсевий Самосатский, св. Иоанн Златоустый, св. Киприан, св. Епифаний Кипрский, св. Амвросий Медиоланский, св. Феодорит, св. Иероним, св. Иоанн Дамаскин, св. Леонтий, Папа Римский; св. Иоанн Лествичник; св. Исидор Пелусиот и прочие святые. Составлено это молитвенное размышление о страданиях Господних старанием и трудами преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, в лето от воплощения Бога Слова 1702. Оглавление 15. Целование членов, или ран, Господа нашего Иисуса Христа во всякий день Радуйся, ужасная всем державам пресвятая главо Господа нашего Иисуса Христа, нас ради тернием увенчанная и тростью избитая. Радуйся, прекраснейшее лице Господа нашего Иисуса Христа, нас ради оплеванное и биенное. Радуйтеся, премилостивейшие очи Спасителя нашего Иисуса Христа, нас ради слезами облиянныя. Радуйтеся, уста и гортани Господа нашего Иисуса Христа, нас ради желчию и оцтом напоенныя. Радуйтеся, пречестнейшие уши Господа нашего Иисуса Христа, нас ради хуленьми и поношеньми исполненные. Радуйтеся, смирением украшенная вые Иисуса Христа, Спасителя нашего, нас ради заушенная, и хребте, нас ради избитый и уязвленный. Радуйтеся, пречистыя руце и рамена Господа нашего Иисуса Христа, нас ради на Кресте распростертыя. Радуйтеся, пречистыя перси Иисуса Христа, Спасителя нашего, нас ради при Страстех скорби исполненныя. Радуйся, бок пречистый Господа нашего Иисуса Христа, нас ради копием пространно воинским отверстый. Радуйтеся, пречистыя колена Иисусовы, нас ради на молитве преклоненныя. Радуйтеся, многотрудныя пречистые нозе Спасителя нашего, нас ради ко Кресту пригвожденныя. Радуйся, все Тело Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя нашего, нас ради на Кресте обешенное и уязвленное и посем погребенное. Радуйся, предрагая Крове, яже от Тела Господа Иисуса, Спасителя нашего, есть излиянна. Радуйся, пресвятая душе Господа нашего Иисуса Христа, нас ради на Кресте в руце Богу и Отцу преданная. Радуйся, всех Радосте. Аминь. О Пречистый и Животворящий Кресте Господень! Силою на тебе распятаго Христа укрепи мя на вся видимыя и невидимыя враги, плотскаго и душевнаго соблюдая мя искушения (поклоны). Оглавление 16. Плач на погребение Христово Куда Ты идешь несомый, Сладчайший Иисусе? Куда идешь от нас, Надежда и Прибежище наше? Куда скрываешься от очей наших, Свет наш, незаходимое Солнце? Как познаешь закат Свой? Остановитесь, носящие Того, Кто весь мир носит на длани! Остановитесь, носящие Того, Кто понес бремя греховное всего рода человеческого! Носящие, остановитесь, видя на Кресте Того, Которым солнце и луна поставлены на своем месте. Не возбраняйте нам, детям, приходить к Отцу, хотя бы уже и умершему. Не возбраняйте чадам плакать об общем Родителе всех, Который породил нас Своею Кровию! Дайте пролить хоть немногие слезные капли над Тем, Кто источил потоки Крови Своей от всего Тела для нас и воду с Кровью из ребер Своих. О, что я вижу? Страшное, ужасное видение! О, что я вижу! Вижу то, чего не видели очи праотцев от начала веков. Кто ведь когда-нибудь видел Бога обнаженного, избитого, увенчанного тернием, напоенного оцтом с желчью, израненного гвоздями и копием и умершего? «Ужаснитесь о сем боящиеся неба, и да содрогнутся основания земли» (Иер. 2, 12). Что я вижу? Вижу Бога бездыханного, Жизнодавца мертвого, Свет помраченный, Сладость огорченную, «Прекраснейшего всех сынов человеческих» (Пс.44, 3); вижу вид не величественный: «Он был презрен и умален превыше всех сынов человеческих» (Ис.53, 3). Вижу Пречистое, Преблагословенное Тело Христа моего, неизреченно рожденное от Пречистой, Преблагословенной Девы, Тело — все окровавленное, все израненное, растерзанное как вретище, не имеющее целости с ног до головы. Изранена пречистая глава, та глава, которая своею премудростью все устрояет, всем управляет и дивные удобства изобретает отчаянному человеческому спасению, эта глава до мозга ранена острыми терновыми шипами. Ныне видим Слово Божие, «попавшее в терние, и терние, взросши, подавило его» (Мф.13, 7). Ныне мы видим исполнение древних слов Бога к человеку, сказавшего: «Проклята земля за дела твои, терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3, 17—18). Вот окаянная земля возрастила терние на главу моего Иисуса! Потемнели очи, те очи, которые милосердно смотрели на всех, от светлого взгляда которых радовались любящие Его, утешались печальные и обращались в покаянии грешные: эти очи залиты слезами и Кровью и смежены мертвостью. Потемнело лицо пречистое, пресветлое, боговидное, которое, осияваемое на Фаворе славой Божества, сияло как солнце. Это лицо ныне оплевано, бесчестится, ударяется сильной рукой и исполнено синевы: исчезла красота Твоя, Прекрасный, Прелюбезный! Уста пресладкие, из которых истекал поток небесной сладости, слова, сладчайшие меда и сотов, умолкли, огорченные оцтом и желчию. Умолк язык богоглаголивый, умолкла гортань Божественного гласа, положено молчание на слово Божие. Кто же утешит плачущих? Кто словом исцелит больных и воскресит мертвых? Кто скажет грешнице: «Прощаются грехи ее многие» (Лк. 7, 47)? Изранены руки, от прикосновения которых содрогалась смерть, которые были целебным пластырем для всех недугов, в которых до изобилия умножились малые хлебы для насыщения тысяч народа. Эти руки, израненные длинными железными гвоздями, посинели от связывания. Руки, создавшие человека, человеком же бесчеловечно измучены. Изранены ноги, которые ходили по водам, как посуху, у которых известная всем грешница, умывши их слезами и отерши волосами главы своей, получила прощение многих грехов своих; те ноги, у которых если сподобится кто быть подножием, тот будет выше всего мира. Эти ноги тоже были пронзены насквозь длинными железными гвоздями, так что ноги Его омочились в Крови. Пронзены живоносные ребра Тому, Кто из ребра создал помощницу праотцу нашему Адаму. Ныне Он, Жених Небесный, создает Себе из ребра Своего возлюбленную Невесту, нам же любезную Матерь, Церковь Свою Святую, чтобы породить многих чад водою и Духом (см. Лк. 3, 16). Господь наш назвал Себя Дверью, говоря: «Я — Дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9). И еще сказал: «Стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7). Но уже не нужно стучать в нее,ибо рука воинская толкнула ее и широко открыла: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра» (Ин. 19, 34). Вот открыта уже эта Дверь: всякий желающий пусть войдет в нее и «выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10, 9). Пронзены ребра острым, железным, длинным копьем, которое, пройдя своей длиной внутренности, достигло самого сердца и ранило, — ранило сердце, которое было источником и началом всей любви, ранило сердце Того, Кто, «возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 3,1). Ранено сердце сердобольное, милосердное, сострадательное к бедствующим. Мир ранил сердце Христово за то, что Христос всем сердцем возлюбил мир. Теперь мы знаем, как Христос всем сердцем возлюбил неблагодарный мир: «так возлюбил Бог мир, что отдал (сердце) Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16). Сильно разожжено было сердце Христово, и разожжено любовью к человеку, безмерно горящей, а чтобы прохладиться немного от того жара, изволил принять внутрь сердца Своего холодное железо, дабы холодный ветер прошел теплоту сердечную: ребра открыл как дверь, сердце же, приняв рану, стало как открытое оконце. Поднимись же, север, и приди, юг, и повейте в сердце Возлюбившего нас, сгорающего смертно от безмерной любви к нам. Писание назвало Христа Бога Огнем, говоря: «Бог наш есть Огонь поядающий!» (Втор. 4,24). Бог есть Огонь как потому, что всем светит, так и потому, что всех согревает, и «ничто не укроется от теплоты Его» (Пс.18, 7). Тот Огонь, сильно разогревшись любовью к роду человеческому, прохлаждается своими собственными источниками — Кровью и водой, истекшими из ребер. Моисей некогда ударил жезлом в пустыне камень, и потекли воды: поразил воин копьем в бок Камня Христа, и «тотчас истекла Кровь и вода» (Ин. 19, 34). О мучительская рука, дерзнувшая мучительски коснуться ребер Христовых! О каменные сердца, решившиеся на такое убийство! Но придет время, когда «воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин. 19, 37). Господь наш источил из пречистых ребер Своих два источника: Крови и воды. Вода для омовения нашего, а Кровь для освящения, вода для утоления жажды нашей, а Кровь для исцеления нашего. «Жаждущий, идите все к водам» (Ис.55, 1), больные душами и телами, приступите к целебной Крови Непорочного Агнца Христа: не славой Его, но «ранами Его мы исцелились» (1 Петр. 2, 24). Кто были те люди, которые сосали «мед из камня» (Втор. 32, 13)? О дражайший наш Камень, Христос! Мы пием сладость от пречистых ребер Твоих. О сладость, сладость, насыщаться которой ненасытным желанием мы хотим всегда! О сладость, сладость, которой наслаждаться всегда прелюбезнейшею любовью мы усердствуем! Слово Божие, Сын Девы! Ты — весь желание, весь сладость! Ты — наш Отец, ибо породил нас к жизни смертью Твоей: Ты — Мать наша, ибо питаешь нас любовью Своей; мы же дети Твои, сосущие, как молоко, Кровь Твою. О сладость, превожделеннейшая сладость! О сладость, прелюбезнейшая сладость! Ни очи наши не желают отвернуться в иное какое место от видения прелюбезных нам ран Твоих, ни уста не желают куда-либо уклониться от целования пресладких нам ран Твоих, ни сердце наше не желает прилепиться к чему-либо иному, кроме Тебя. Если кто и любит что-либо иное, пусть любит, как хочет, нам же «Тебе, Богу нашему, прилепиться благо есть» (Пс.72,28). О сладость, сладость, не определимая никаким языком! О сладость, сладость, неисповедимая никаким языком! Мир сей окаянный, весь во зле лежащий (см. 1 Ин, 5, 19), преисполнен горечи горше меры, Господь же наш открыл в ребрах Своих источник неизреченной сладости, несравненно превосходящей всю чувственную сладость, желая усладить полынный и желчный мир. Но увы мне! Всуе пренебрегается эта сладость. О мир, окаянный мир! Чем ты хочешь усладить твою горечь, если презираешь сию сладость? Но я пренебрегаю суетным миром, я на себя смотрю. Я вижу пред моими очами Бога, взывающего мне ранами, как бы устами: Я возлюбил тебя, возлюби и ты Меня; Я ничего, иного не требую от тебя, кроме любви, и только любви твоей ищу; Я родился ради тебя; в трудах был от юности ради тебя; алкал, жаждал и постился ради тебя; пострадал и , вкусил оцта и желчи ради тебя; распялся, получил раны и умер ради тебя; за все же это Я ничего не желаю получить, лишь бы только ты любил Меня. «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое» (Пс.17, 2—3). Что иное мы можем любить, кроме Тебя, Прелюбезнейшего Господа нашего, Которым мы желаем быть любимыми во все века? Чем иным усладим горечь нашу, если не Тобой, Сладчайший Иисусе, Которым надеемся сладко насыщаться во всей бесконечной жизни? Только Ты Сам всели в нас любовь, которой желаешь, дай нам, чтобы мы любили Тебя и возлюбили Тебя. Дай нам, чтобы мы желали Тебя и жаждали Тебя, распали нас в любовь Твою, Слово Божие, Единородный! Гвозди и копье, которыми Ты, Господи, был ранен ради любви к нам, да будут вонзены в сердца наши, чтобы мы возлюбили Тебя, Господа. Раны Твои, Иисусе, да научат наши сердца любовному поранению к Тебе. Любовь Твоя, Владыка, да пленит нас в любовь Твою. «Влеки нас, и побежим за Тобою» (Песн. 1,3). Пойду же и я вслед за Тобой вместе со всеми, о Любовь, побеждающая всякое желание, Иисусе! Ты Телом, мы же сердцами да погребемся вместе с Тобой! Пусть Гробом Пречистому Твоему Телу будет Гроб, сердцам же нашим да будут гробом и погребением Твои пречистые раны. Знаем мы, что в третий день Ты выйдешь из Гроба, сердца же наши пусть не уходят из пречистых Твоих ран, пока мы не вселимся в наш гроб. Ведь что может быть для наших сердец желаннее, что любезнее, что слаще, чем пречистые Твои раны, которые мы со слезами созерцаем очами, касаемся, хотя и недостойны, с любовью сердцами, устами же сладко целуем? Аминь. Оглавление 17. Поучения к иереям Смиренный Димитрий, Божией милостью митрополит Ростовский и Ярославский, честным иереям во всех городах и весях паствы нашей — благословение и мир от Господа нашего Иисуса Христа. Дошло до нашего слуха, что есть между вами иереи неискусные и злонравные, которые рассказывают и раскрывают грехи, исповеданные им духовными чадами. В случающихся беседах с людьми они, будучи пьяными, тщеславно хвастаются духовными детьми, рассказывая о том, кто ходит к ним на исповедь, если же они разгневаются за что-либо на духовных детей, то с укоризной поносят их, говоря: «Ты — мой духовный сын (или духовная дочь), разве не знаешь, что мне известны твои грехи? Вот я обличу тебя сейчас пред всеми», и произносят прочие безумные слова. Мы крайне удивляемся безумию и злому нраву таких худых духовников, тужим и воздыхаем о их погибели и вместе с тем о напрасном беспокойстве их духовных детей и об обесславлении последних. Это краткое увещание мы пишем и вообще ко всем ради того, чтобы твердо была хранима тайна исповеди, чтобы не погибли неискусные и безумные иереидуховники, и чтобы духовные дети не лишились своего спасения и не были обесславливаемы. Итак, мы вместе с Давидом говорим таким неразумным иереям: «Образумьтесь, бессмысленные люди! Когда вы поумнеете?» (Пс. 93, 8), помня, что такое тайна исповеди, или Святого Покаяния. О, как велик грех открывать и разорять ту тайну и как велико бывает беспокойство от разорения той тайны! Исповедание — это Таинство Святого Покаяния, в котором человек через вольное и смиренное исповедование грехов получает от милосердия Божия прощение, согласно написанному во псалмах: «сказал: исповедаю Господу беззакония мои, и Ты снял грех с сердца моего» (Пс. 31, 5). Таинство же это — Таинство Бо-жие, ибо от Самого Бога происходит власть оставлять людям их грехи, согласно написанному в Евангелии: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Лк. 5, 21), и Ему единому мы исповедуем свои грехи, имея духовного отца как слушателя и свидетеля нашего исповедания и вместе с этим как установленного Богом судью и решителя. Итак, никому не должна быть известна эта тайна Божия, кроме Самого Всеведущего Бога и духовного отца, как свидетеля и слушателя дел, исповеданных устами кающегося. Это Таинство Божие запечатлено печатью Самого Бога, то есть Духа Святого, Который творит завершение этого Таинства, как сказал Господь святым апостолам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся» (Ин. 20, 22-23). Совершает это Таинство Дух Святой через иерея, как через орудие, прощая исповеданные грехи и оправдывая грешника разрешением, которое произносится устами иерея. Этим, как печатью, утверждается прощение и оправдание и запечатлевается тайна исповеди, и никто не должен разрешать ту печать и делать известным людям, согласно словам апостола: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает?» (Рим. 8, 33-34), то есть кто имеет право обличать грехи рабов Божиих, которых оправдал Бог ради их исповедания и избрал в наследники царствия Своего ради их покаяния? Если Бог оправдал, человек пусть не осуждает. Если Бог сокрыл, человек да не обличает. Если Бог утаил, человек да не объявляет. Божие милосердие — это как бы море, а грехи наши — как камни, тяжело нас угнетающие. Как вверженный в море камень пребывает в глубине никому не ведомый, так и грехи наши, вверженные исповеданием в море милосердия Божия, никому не могут быть известны. Духовный отец в этом Таинстве, как заступающий место Самого Христа Бога и Судьи праведного, должен и нрав Его проявлять. Как Христос Бог, зная грехи всех, не обличает и никому не объявляет прежде последнего Своего Страшного Суда, так и духовный отец, заступающий место Христово, не должен объявлять грехов, сказанных на исповеди, не должен и обличать не только добровольно, но и принуждаемый к этому кем-либо силою. Если бы какой властелин или гражданский суд повелел или еще кто-либо принуждал иерея сказать какой-либо грех своего духовного сына, если бы угрозами, муками и смертью устрашал и убеждал открыть чей-либо грех, то иерей должен скорее умереть и мученическим венцом увенчаться, нежели разрушить печать исповеди и предать известности тайну Божию, объявляя о грехах своего духовного чада. Ибо лучше духовному отцу за необъявление исповеди принять временную смерть от людей, убивающих тело, души же не могущих убить, нежели за объявление быть наказанным от Бога вечной смертью. Кроме того, духовный отец должен заботиться еще и о том, чтобы не только словом не дерзнуть обличить свое духовное чадо, но даже знаком каким не подвергнуть его человеческим подозрениям, чтобы не могли люди и догадаться по чему-либо о его грехе. Поэтому духовник не должен налагать явной епитимий за тайный грех, сказанный на исповеди, потому что если он наложит явную епитимию за тайный грех, то многие начнут всячески доискиваться, за какой именно грех наложена такая епитимия, а это будет противно Таинству Божию и печати исповедания. Пусть знает духовный отец и то, что по совершении исповеди он не должен помнить грехов, исповеданных ему, но обязан предавать их забвению и не только не объявлять о них никому, но даже и с самим сыном (дочерью) своим духовным не беседовать потом о его грехах, слышанных на исповеди, разве только сам духовный сын (дочь) наедине вспомянул бы своему духовному отцу о прежде исповеданных грехах, ища или полезного поучения, или облегчения епитимий, которой он не может понести, или по иному какому случаю. Если же какой неискусный, злонравный и безумный иерей, упившись хмелем или злобою, неистовствуя в гордыни или тщеславном превозношении, дерзнет обличать своих духовных детей и объявлять пред людьми их грехи, — таковой, как богопротивник, разоритель Таинства Божия и насильник печати Святого Духа, подпадает Страшному Суду Божию и вечной казни, и ждет его вечная мука с Иудой, предателем Христовым, ибо открывающий тайну Божию, то есть исповедь, и делающий ее известной людям предает Самого Христа, пребывающего в кающемся человеке. Такой духовник уже не духовник, но Иуда, Христов предатель, и даже больше того — сам сатана, клеветник братии нашей, сверженный с неба, от которого великое горе людям, ибо горе, а не спасение бывает от такого духовника, и горе сугубое: горе для самого духовника лишающегося царствия небесного и идущего на вечную погибель, горе и исповедующимся у него через тщетность спасения их и через обесславливание.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar