Меню
Назад » »

Святитель Димитрий Ростовский / Творения (11)

31. Письма 1. Пречестному Господину отцу Феологу грешный Димитрий! Студент школ Ростовских Василий, немного поучився, грядет к Вашей милости на ваканцию, аз же сею малою хартиею посещаю Вашу любовь: здравствуете ли? во спасении ли пребываете? ужели забыли нас или еще памятствуете? Мы же Вас не забываем, но воспоминаем. Прошу честность твою возвестити ми: дома ли есть Господин Стефан Васильевич, или негде в отсылке? Писал Его милость к моему недостоинству о челобитии, свойственные Воскресению его челобитчицы, но та челобитчица у нас не появлялась, а приказные наши сказуют, без челобитчицы-де нельзя дела делать. И о том велел я написать к Его милости, но не вем, застанет ли его у себя мое писание. Мимошедшего Апостольского поста, быв я в городе Ярославле, дерзнух недостойный выше меры моей дела, преложив мощи святого благоверного князя преподобного Феодора и чад его из ветхой раки в новую кипарисную и взях некую малую от тех часть себе на благословение, от коих мощей честности твоей мало послах; хощу же послать и благодетелю моему Господину Стефану Васильевичу, аще не в отсылке где обретается. Пожалуй, извести мне, где ныне от есть? Здравствуй о Господе и спасайся и о моем архигрешничестве молися. С Ростова. 1704 г. Июня 28-го. P.S. Лексиконы печатаются ли, и скоро ли будут, прошу: известите. Причестным отцам господам моим: г.Иоасафу Колдычевскому, о.Иосифу судии, о. Кариону (Истомину) смиренно челом бью. 2. Любезнейший Господин, отче Феолог! Приехавший из Москвы добрый человек, писаньице от честное твоей мне подавши, только в черте времени появился к нам, и тотчас взялся за путь; насилу подождал сего моего малого писаньица, коим благодарствую честность твою за посещение письменное. А в том, что я нечасто пишу вашим честностям, прошу прощения: иногда недосужно, иногда ленюсь, а иногда не бывает ездоков таких, коим бы можно было вручить хартию. Однако ж исправлюсь, если, Бог даст, жив буду. Стефан Васильевич, будучи у нас, не замешкал; только литургию преждеосвященную великопостную выслушал, да покушал груздов с моим недостоинством. Бог да сохранит его в сем пути и направит все к лучшему. По дружеству сделаю известным: месяц июнь и июль напечатаны и присланы мне из Киева; август же, думаю, ждет там Алекса. Дал бы Бог, чтобы и сей месяц поскорей закончился и был привезен моему грешничеству! Прошу молиться о сем и обо мне, недостойном архигрешнике. Всем, всем, всем низко челом, особенно же отцу Кариону и отцу Иосифу-судии. Грешник Димитрий. Из Ростова, мая 22 [1705 г.]. 3.Честному отцу Феологу челом! Здравствуй, братец, на многий лета! Христос родился, крестился и пошел в мир скитаться и странствовать, с добрыми людьми ища Себе покоя. Не бывал ли у Вас? Чаю, забился в чуланчик сердца Феологова и почивает на одре боголюбезных мыслей его. А отец Феолог ему рад: потчует Его вином умиления. Пожалуй, отче Феолог, побей челом Ему, Свету моему, чтоб и мою немощь посетил, понеже немощетвую, насилу брожу. Отцу Иосифу судии, отцу Кариону челом. — Здравствуйте, отцы святий, на многая лета! Не забудьте меня, егда молитвы к Богу простираете, и егда чарку водки полную испиваете, аз же такожде вас не забуду, аще впредь жить буду... Отче Феолог! вельми добр совет твой, но прошу и молю: соверши сам; благоволи потрудитися сходити с моим посланным к Его милости и побита челом, чтоб посетил мою худость запросто: уха есть живая а с ним и твоя честность посети нас. Еще молю любовь твою, отче Феолог: пожалуй, приищи в Великой Минеи Четьи октомврия месяца в 29 день, нет ли тамо жития препобного Авраамия Ростовского чудотворца или в иных где рукописных книгах не обрящется ли, и преписав пришли мне, пожалуй, молю. И сие извествую чести твоей: писал к моему недостоинству отец Архимандрит Печерский, желая, чтоб первую трехмесячную книгу сентемврия, октомврия, ноемврия паки начать исправити ко вторичному печатанию полнее неже первее, с приложением житий святых тех, иже преминушася. И паки триех Великих Миней Четьи от соборной Московской патриаршей церкви дадут ли? Грешный Димитрий. (Январь 1706 г. (вскоре после 6 января). Москва) 4. Пречестному Господину, отцу Феологу, смиренный Димитрий о Господе радоватися! Благодарствую любви Вашей, что не лишисте мя ведения дивной вещи, о ней же услышахом. Удивляемся новой новости, смущающей глупых, и блажу благоразумие отвещавшего и заградившего уста плутовские... А честности твоей челом за написание сего. Молю и впредь не лишати мя прилучающихся оказий. О моем пребывании извествую, аще изволите ведать: в живых обретаюся до воли Господней; часто немощетвую, отчасти же и печалию смущаюся, видя беды сущия священником, и зря слезы их и дом наш час от часу гораздо скудающий. Аще и уповаю аз на Бога, Нань же возложихся, обаче онех нужду видя, опечаляюся, естество бо человеческое сердобольно сущи, обаче соболезновати бедствующих. Таковое мое требование любви вашей известих — кланяюсь всем низко: Господину отцу Кариону и благодетелеви моему Господину Стефану Васильевичу. Возжелах от скуки, аще Господь восхощет, сочинить Летописец вкратце за келлию; но не имам книг. Все летописные книги с епархии Ростовской взяты к вам, а у нас токмо той, иже списася с оного, его же взымах во дворе печатном, в нем же, аще и довольно суть историй, но летосчисления от создания мира не обретается. Аще же латинстии и имам, но с нашими летами не сходны. Молю убо честность твою, пожалуй, приищи где-нибудь такого русского хронографа поне (по крайней мере) единого, аще более невозможно, в них же летосчисление от создания мира было бы, и изволь прислать ко мне грешному на время, дабы собрати возмог лета по нашему восточному летосчислению — молю смиренно. С Ростова, мая 19 дня 1707 года 5.Пречестному Господину, отцу Феологу, о Господе радоватися! Аще и нескоро, обаче любезно писание Ваше посети нашу худость, за кое благодарствую... А яже требовасте, сие сотворих ради любви вашей. А в чесом ныне леность наша упражняется? рекл бых: приде и виждь; но расстояние велие положися между нами и вами; и аще бых имел пегаса или Александрова Буцефала, послах бых к честности твоей, да на тех приехав посетиши мя, но и сам чуть не пешком брожу: ни коня, ни всадника!., оскудеша овцы от пищи и лошадей нет... Ныне умными убо токмо очами Вас зрю, и хартиею Вам собеседую. Начах убо писать летописец моего слабого ума столько не станет, и телесного здравия немного достанет: рука дрожащи изнемогает, никтоже помогает. Суета препинает писати, а леность влечет лежати. И книг летописных скудно, да и сыскати их трудно. Все хронографии с епархии нашей к вам взяты, а нам не даны. Без книг нуждаемся мудрствовати, якоже слепни без руководителя путешествовати... Написах малую хронологию и послах к моему Преосвященному; мню, что и Ваша честность ю видели. Возвращена убо ко мне, юже Преосвященный не охулил, прочим же не понравилася. Ныне же с о. Рафаилом нашим послах Летописца начаток. Бог весть, понравился ли кому или ни. Аще не угодно кому будет убогое мое начинание, обаче аз не ради издания в мир, но себе ради хотех бых писати, аще бы помоществовал немощи моей Господь Вашими святыми молитвами, их же требуя, смиренно челом. Грешный Димитрий. Из Ростова, декабря 31 дня 1707 года. 6.Честному отцу Феологу о Господе радоватися! Как тебя Бог милует, как домой доехал? Не потерял ли моего описца, и читаешь ли его, и даешь ли читать отцу Кариону, ему же низко кланяюсь? Послах к Летописцу малое приложеньице, прочти и положи на месте подобающем. И еще хотят быть некие приложения на некиих местах, да не очень долго у себя держи. В Великий пост, аще жив будеши, пришли. Здравствуй. Всех благ и спасения чести твоей желаю. Грешный Димитрий. (Начало 1708 г. (до 16 февраля) Ростов) 7. Пречестному Господину, отцу Феологу благословение и челом. Здравствуй! Начал Святую Четыредесятницу. Дай Бог честности твоей Светлого Воскресения здраво и душеполезно дождатися. Молю, Летописца моего не очень кому лишнему давайте читать, чтоб не разлилося, яко не всяк бы о том ведал, да не умножатся лишние слова; различии суть нравы человечестии: ин ищет пользы, а ин ухватки. Отцу Кариону и Господину Поликарповичу челом и благодарствие их милости за питание худоумного умника моего, да не всякому бы изъявляли, молю; еще тое дело многого исправления требует, аще Бог поможет. Честному Господину Стефану Васильевичу челом и благословение. За сим благодарствую о всех его благодеяниях — благодарен есмь. Жаловал его милость меня сухарями немецкими, но не смею их в пост кушать; не с молоком ли? Пожалуй, отче Феолог, спроси и извести мя, можно ли мне те сухари в пост кушать? Здравствуй о Христе Господе и подвизайся во Святую Четыредесятницу и о мне грешному помолися, молю. Смиренный Димитрий. (2-я половина февраля 1708 г. (вскоре после 16февраля). Ростов). 8. Пречестный Господин, отец Феолог, о Христе возлюбленне, здравствуй, спасися! Послася от нас в Москву во некоем орудии дворянин наш Григорий Парфеньев. Аще изволишь послать к нам Летописца, с ним пошли понеже наш есть человек. А Апокалипсис паки и паки прошу. Деньги готовы, токмо цену, пожалуй, возвести; немедленно пришлю. Не слышно ли, скоро ли возвратится Преосвященный Рязанский к Москве? Возвестите мне, молю, иные еще будут кии вести, не утайте нам Кланяюсь Честности Твоей, и молитв ваших святых требую. Грешный Димитрий. (1708г. (после 5апреля—до 24июня). Ростов) 9. Пречестный Господине отче Феолог! о Христе возлюбленне брате. Спасет Бог! Челом благодарствую за прислание списанных таблиц. А слова Церкви целую. Писцу послах рубль, да не вотще будет труд его. Вести нечаянные приях, впредь аще что случится благоутешительное, и нас обрадовати благоволите, молю. Писах прежде к твоей честности, что то есть за страна Варяги и где город нареченный Тмутаракани, не приях ответа? Молю, аще что о том весте, известите моей худости. Здравствуйте, вкупе же и спасайтеся и поминайте мое окаянство, друга вашего. Всех благ вам желатель присный грешный Димитрий. (Лето 1708 г. (после 24 июня). Ростов) 10. Честный отче Феолог, возлюбленный о Христе брат! Устрашила меня смерть покойного Иосафата Колдычевского, друга нашего и моего особливого благодетеля. Если его, столь здравого человека, не старого, не увечного, трудами не изможденного, смерть похитила в столь недолгое время, на что уж мне, бессильному, надеяться? Страх смерти напал на меня, и страх сугубый, ибо не вем ни дня, ни часа, в онь-дсе постигнет меня смертный суд от Бога, и не готов к смертному исходу. А как останется книгописное дело? Будет ли охотник приняться и довершить его? А еще много надобно в сем деле трудиться; в год его не докончить; пожалуй, и в другой год к довершению его насилу поспеть можно; а конец у дверей, секира при корне, коса смертная над главою. Увы мне! Не жаль мне ничего, и не имею, чего бы жалеть можно было: богатства не собрал, денег не накопил. Одного мне жаль, что начатое книгописание далеко до окончания; и еще о Псалтыри помысл бывает. Жаль, что и Апокалипсис брынские богословы не путем толкуют. Думка за горами, а смерть за плечами. Однако все на волю Господа нашего, живыми и мертвыми обладающего, возлагаю. Если восхощет Он, и из камня может воздвигнуть чад Аврааму. Я же должен поминать душу преставльшегося в моих, хоть и грешных, молитвах. Одолжил меня покойный любовию своею. Помнишь, как он служил мне, больному, любовно, не гнушаясь немощию, вместе с твоею честностию и с Господином Дмитрием Алексеевичем? Как же мне не поминать его, преставльшегося, и как о вас, живых, не молить Бога! Да спасет Бог и Отца Кириона, который во время недуга меня ягодами вишневыми кармливал. Все это ваше любезное благодеяние я памятствую и благодарствую, и Бога о вас молю. О преставльшемся надежда на Бога, что Своей милости не лишит его. Ибо все люди его осудили и чуть в ад живым не положили; но суд Божий решает противно. Суд человеческий — одно, суд Божий — другое. Люди осудили, Бог не осудит того, кого люди посылают в ад мнением и языком своим. Кто ожидал, что разбойник будет в раю, мытарь между праведными, блудница в чертоге небесном? Не посылает ли их всякий в геенну, видя житие их? А милосердие Божие делает напротив: постыжает Бог судьбами Своими милосердными суды человеческие. Если и в удержании где-либо душа преставльшегося временно пребывает за свои прегрешения (а кто без них?), то сокровище церковное, молитвы, говорю, о преставльшихся, непрестанно творимые, — сильны искупить от долгов его, чему мы, грешные, поспешествуем. Честности твоей Божия благословения желая, кланяюсь. Грешник Димитрий. В самые Ноны. (7 октября 1708 г. Ростов) 11. Пречестному Господину отцу Феологу о Господе радоватися! Вкратце пишу, понеже немоществую рукою. Господин Степан Васильевич, егда путешествова к городу Архангельскому, взял у меня четвертой тысячи 500 лет. Возвращался отгуду, не привез ли, не восхоте ли дати? Молих убо его честь, что твоей честности поручил, а честности твоей пришлиши от Его милости, аще изволит дати, и мене у себе, дондеже сподобит Бог видитися с тобою. О прочем же потерпит. На днях книгу "Купель Душевную" желаю имети, но в нынешнее время буди у вас до Великого поста, понеже ныне писцы мои зело недосужны. И сам аз недосужен и недужен, насилу делать принуждаюся. Дух бодр, плоть немощна. За любовь и за келлию извещаю. В месяце ноемврии позвала мя нужда быть в Ярославле, нужда же раскольническая: понеже умножишася в епархии нашей зело. Тамо быв, учил помощию Божиею довольно с неделю. Но понеже словеса из уст болей идут на ветер, нежели в сердце слушающих; того ради все предлежащее ми летописания дело оставив, яхся писать особую книжицу против раскольнических учителей, помыслив в себе, яко Бог о летописании меня не истяжет, а о сем, аще молчать буду противу раскольников, истяжет. И написах помощию Вышнего книжицу, но буде мало еще где не соверших. Надеюсь на милосердие Божие, яко к Великому посту совсем совершится. Того ради и писцы мои зело недосужны, а совершив, аще Господь восхощет и живы будем, и к Вам пришлю к рассуждению. А как той книжицы наречение и что в ней написано, на особой хартии послах. Нет ли у Вас еще каковой новинки или диковинки раскольнической? Молю, возлюбленне, аще есть, посли ми. Где бы ми взять Евангелия вечного, кое Аввакум распопа писал? Не возможно ли где в Москве сыскать, прошу. — Василья Семеновича помню и матерь его, схимонахиню Евдокию, поминаю. А твоей честности челом и благословение. Грешный Архи: Димитрий. Р.S. Аз жажду, — гласишь. Несть зде воды из опоки (камня), Едины из очес слезы плывут; Пий слез токи. Видел я негде в некоей Вашей книжице слова о разграбляющих имения церковные и просих честь твою, чтоб преписали мне, и теперь прошу: пожалуйте, препишите и пришлите, молю. Отцу Феологу Кланяюсь попремногу. Не досужно много писать, Стал церковное кусать. Бо болей напишу, И великого вами не пишу. Вы же мало пождите, Иная же простите. Челом бью. (Начало 1709 г. (до7марта). Ростов). 12.Честный отче Феолог! Моя рука милосердием Божиим уже начала приходити во исцеление, пора и твоей нозе быти здравой. Господин Димитрий Алексеевич лекарь не худ, а Бог лучше всех. — Желаю, да здрав будеши телом и душою. Слышах, аще и не подлинно, яко нецыи от благоразумных начаша летопись в царствующем граде Москве делати? Чаю, во дворе печатном, для чего и книги летописные многи отвсюду взяты. Молю твою честность, благоволи известить мне полинно, каким (образом) тоя летопись будет: от создания мира или от Рождества Христова, или только о Российском государстве и о вселенной, и кто в том трудитися изволит? Когда бы благоразумные трудолюбцы изволили исследовать то, для чего лета бытия мира числятся не по Библии, но по хронографии много между собою не согласующих. А Библия называется Божественное Писание; и по что лета, в царственном писании числимые, оставлены, а за хронографами, иже суть вне Божественного Писания, идут наши? Отец Феолог жив ли, не слыхать, не видать!.. Прошу, возлюбленне, отче Феолог, возвести ми подлинно все, сие лето что ли на Москве печатается книга и коего Государя царствование — зело о сем прошу... Димитрий. (Начало 1709 г.Ростов) 13. Пречестному отцу Феологу о Христе радоватися! Книжицу безымянного творца (И.Т.Посошкова), именуемую «Зеркало», от честной твоей к нам присланную, выслушав и преписати повелев, возвращаю паки вашей честности. А послах ю Вам с подьячим московским Филатом Алексеевым. — А книжица та воистину благопотребна, великое раскольникам обличение и постыжение. Когда бы та книжица прилучилася мне прежде написания моей, много бых от нее почерпнул. Я свою помощию Божиею окончих. Прошу честности твоей возвестити мне: кто тоя книжицы писец жив ли он, или умре. Аще жив, стану к нему писать; аще же умре, стану его поминать. Книжица та достойна в свет произвестися, токмо мало нечто местами поисправити и приочистити треба. Мою книжицу писцы преписуют набело, но не скоро, не искусны бо, да и ленивы. А чаю к Воскресению Господню довершать. А как довершится, не замедлю послать чести твоей и прочим кому надлежит; первая часть полнее читается, вместе с прочими пришлю; а яже у Вас, те надобно будет к нам возвратить. Старый казначей монах Иларион преставися, молитв Ваших святых требует, аз же в живых по воле Господней обретаюся. Кланяюсь любви Вашей и здравствовати Вам желаю. Смиренный архигрешник Димитрий. (Весна 1709 г. (до 24 апреля). Ростов)
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar