Меню
Назад » »

Святитель Димитрий Ростовский / Руно орошенное (1)

Ясне в Боге Преосвященному, его Милости Господину Отцу Лазарю Барановичу, милостью Божией Православному Архиепископу Черниговскому, Новгородскому и всего Севера, Администратору Митрополии Киевской, Пану Пастырю, Отцу и Благодетелю мира, здравия, спасения и долгоденствия от десницы Наивысшего Архиерея автор от всей души желает. Овча я паствы Вашей, Преосвященный Пастырь мой, несу руно Вашему святительству. Ибо какой дар овча приносить может, как не руно? И кому руно приноситься должно, как не пастырю? Руно же приношу двойственное: Пречистую и Преблагословенную Деву Марию и мое малое послушание, — и оно, и Та руном воистину являются. Пречистую Деву Церковь в Акафисте руном называет: «Радуйся, Руно орошенное, еже Гедеон, Дево, прежде виде» (Из акафиста Божией Матери). Послушание же святой Амвросий руном именует, когда о послушании Марии говорит: «Мария уподобилась руну, — благосклонна к послушанию была». И то и другое овча убогая Пастырю своему прилежно приносит. Подобает Вашему святительству Руно, Пречистая Дева Мария, ибо во время пастырства Вашего это Руно, икона чудотворная, слезами орошалось. Здесь да позволено мне будет вторым Гедеоном назвать Преосвященство Ваше, ибо как тот видел своими очами росу на руне в древности, так Ваше преосвященство зрит при престоле своем икону Владычицы нашей, чудесно росою слезною окропленную. И Руно это златое много драгоценнее руна Иасонова, что вынес он из Колхиды в Фессалию. Золотое Руно — Пречистая Дева, от земли к небесам принесенная, одетая золотою бахромою, преукрашенная (см. Пс. 44, 14). Золотым Руном является и икона Ее, прекрасными убранствами позолоченная, — когда Ваше святительство все имение свое под ноги Пречистой Девы положил для украшения Ее иконы. К сему же и златыми словесами своими немало это Руно позолотил, послужив на похвалу пресвятого имени Девы Марии. Подобает Вашему святительству и мое убогое руно — послушание: по послушанию, как и повелел мне, на честь и славу Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим, сию малую книжку по силе моей я написал. Прими же, Преосвященный Пастырь мой, это хотя и малое, однако же дорогое, ибо о Дражайшей Госпоже нашей составленное Руно. Прими в честные свои руки и простри их своему овчате к благословению. Руно Орошенное даст тебе в небе корону (Ответное (на посвящение) благословение в стихах архиепископа Лазаря Барановича иеромонаху Димитрию (в оригинале — на старопольском языке). В нем пастырь вдохновенно пророчит своему подопечному венец святости) Наша Панна — Овечка, а Руно — Ее тело, Сына Божья навечно оно одело. То Руно и тебя самого покрыло, как Бога: Дорога столь бывает работа у Бога. На Руно то упала с неба Божья роса, И твое пусть Руно оросят небеса. Взошла Мария в небо не без Ее Руна, Его же оросившего — тебя — возьмет Она. Перо Святого Духа писало то Руно, Роса Святого Духа излита на него: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Лк.6,45). От избытка бо сердца глаголют уста его: То, что было на сердце, на Руно ты излил, В той работе сам Дух Святой дал тебе сил. Невесты Его руно ты прославил, Своего разуменья тебе Дух прибавил. Прекрасное Руно ты писаньем оросил, От Богородицы получишь все, что бы ни просил. Поведает Панна Сама тебе Божью любовь и мою, Идущему в небо — сугубую ласку сию. О тебе, любезнейшем овчати, вечно пасущего тебя Пастыря молю. Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский, Новгородский и всего Севера, собственною рукою К читателю Описание чудес Пречистой и Преблагословенной Девы Марии от Ее чудотворного образа, что в Ильинском монастыре, снова издается, благочестивый читатель, с исправлением нравоучений и приложением кратких духовных бесед. Прилагаются здесь и примеры из житий святых на твою пользу. Ты же, любимиче, читая или слушая эту книжку, о чудесах Бога и Богородицу благодари, беседам внимай, нравоучений не отвергай, примерами пользуйся. Трудившегося же послушанием в деле этом — прости, если в чем ошибся, или нескладно написал, ибо невежда я, прост и ненаучен. И то составил не от себя, но где что читал, и, как пчела, от различных зелий мед в один сот собрал. Да и кто что имеет, чего бы не взял? Но Бог, давший людям в пустыне мед из камня и елей из твердой скалы, источивший Самсону воду из челюсти осла, силен и из простых бесед источить тебе мед, и елей, и духовные утехи, и извести, как из челюсти ослиной, живую воду душевной пользы, ибо некогда и бессловесная ослица мудрого Пророка увещевать могла. Так уж и ты, внимательный читатель, не презри простых нравоучительных бесед, написанных не ради какого тщетного намерения, но во славу Бога, в похвалу Богородицы, и в приобретение людских душ. ИжЕ в Руне инОгда прообразованна, Мати сОтворшаго НАс всеХ зде написанна. Душею И МыслИю Ту книжку пРИИмете, САми ей Внимающе И другим проЧтете. Предисловие к книжке Руном орошенным именую я здесь и Пресвятую Богородицу, и чудотворный Ее образ, и эту малую книжку, по таковым благословным причинам. Пресвятая Богородица есть Руно орошенное по причине Христова воплощения, Ее чистоты, милости Ее к нам. Христова ради воплощения, ибо как дождь сошел с Небес на руно (Пс. 71, 6), так Христос воплотился от Девы. Не повреждается руно от росы, сходящей на него, не повредилось и девство от Христа, вселившегося в Нее. «Из безсеменыя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 7). Чистоты ради, ибо, как руно от овечьей плоти отнято и отделено бывает, так Пресвятая Дева от всех плотских желаний отделилась и стала сокровищем чистоты. Оставаясь во плоти, Она превзошла чистотою бесплотных Ангелов. Руно Она и по причине Ее к нам милости, ибо как риза, истканная из руна, и одевает, и согревает человека, так и Пресвятая Богородица, покрывая нашу душевную наготу, греет духовно. Чтобы сбылись на Ней слова Приточника: Все у Нее одеты (Притч. 31, 21), — одеяния двойные сотворила Она. Ибо от Ее утробы исткалась плоть Христова, ставшая нам нетленным облачением: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27), теплотою веры и любви нас согревающего. Одевает нас Пресвятая Дева милостью Своей, когда покрывает честным Своим омофором, и согревает нас, когда тепло о нас молится Молитвенница теплая. Но Руно то орошенное, хоть и теплое, однако холодную росу на себе носит. Для чего? Чтобы не только согреть оледеневших, но и охладить горящих пламенем похоти. О, сколь многих к Ней прибегших грешников охладила, претворив пламень их страстей в росу бесстрастия! Потому читает Церковь в Акафисте: «Радуйся, пламене страстей изменяющая» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 5). И святой Герман, Патриарх Царьградский, в похвале Ей говорит: «О, Госпожа моя, единое по Бозе утешение мое, единое пламени во мне живущего Божественное орошение, сердцу моему иссохшему капля, Божественно истекающая». Руном орошенным зову и чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Руном называю ради имени Девы Марии, в руне Гедеоновом прообразом явившейся, орошенным же называю из-за двух причин: потому что плакала, слезы как росу роняя, и потому что источает благодать и силу, недуги исцеляющую. Ибо чудодейственная сила каплей росы или дождя еще от святого Златоуста зовется. Он слова Давида: Сойдет, как дождь на руно и как капля, каплющая на землю (Пс. 71, 6),— объясняет следующим образом: «Капли те — силы, которыми Господь наш наполнил землю, капля прокаженного очистила, сына сотника умирающего исцелила, расслабленного уврачевала, небеса просветила, мертвых воскресила». И у святого пророка Исайи читаем: Роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26, 19). Поэтому, читатель, и я чудодейственные силы от образа Пресвятой Девы решил назвать росой благодати, ибо если Христовы, то и Богородичные силы — это капли, каплющие на землю (Пс. 71,6). Руном орошенным именую и эту малую книжицу. Руном — ради Пресвятой Богородицы, ибо Ее преблагословенное имя эта книжица в себе содержит и на похвалу Ей написана. Орошенным же — из-за малых бесед и нравоучений, в которых слова Господни, а они уподобляются росе и дождю. Так Он Сам через пророка Исайю говорит: Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращатъ, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно (Ис. 55, 10-11). И Моисей во Втором завете такую составляет песнь: Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя (Втор. 32, 1—2). По этим причинам Пресвятая Богородица, чудотворный Ее образ, и эта книжка Руном Орошенным именуются. РУНА ОРОШЕННОГО ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ МАРИИ чудодейственная роса благодати, от чудотворного Ее образа истекающая ОТ ТЕБЯ РОСА УПАЛА РОСА ЛЮБВИ Ее Пречистая Дева вышеестественными слезами от иконы Своей чудесно явила. Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных? (Иов. 30, 25) Чудо 1 В Царство пресветлого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, при содержащем престол архиерейства в Чернигове, преосвященном господине отце Лазаре Барановиче, православном архиепископе Черниговском, Новгородском и всего Севера, в 1662 год от Рождества Христова, в апреле месяце, в Ильинском монастыре, при игумене Зосиме, от 16-го дня до 24-го, плакал в церкви образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. На это чудо все люди города Чернигова с великим ужасом взирали. Беседа Когда было орошено руно Гедеоново, то этим предзнаменовалась Божия любовь к людям, ради которой Отчее Слово воплотилось от Девы: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16). А когда икона Пресвятой Девы слезами себя орошала, какое в том виделось знамение? Не что иное, как знамение любви Ее к нам. А что слезы те служат ясным проявлением любви — вот, тотчас раскрою тебе истину. Плакал Иисус над Лазарем, видят иудеи слезы Его и что говорят? О любви Его к Лазарю повествуют: Иисус прослезился, тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его (Ин. 11, 36). Также и друзья Иова, увидев своего любимого друга в струпьях от головы и до ног, возвысили голос свой и зарыдали (Иов. 2, 12). Отсюда познай и причину слез Пречистой Девы: плачет над нами, ибо любит нас и, видя нас согнивших струпьями беззаконий и лежащих во гробе злого обычая и совсем уже умерших душой, — соболезнует нам и сострадает, проливая слезы, как Иисус над Лазарем и как трое друзей над Иовом. Ибо воистину, злыми делами мы уподобляемся гниющему Иову и мертвому Лазарю: Иов — на гноище, Лазарь во гробе лежал, мы же — во грехах! Каждому из нас вопиет нужда: «Весь одержим страстями безмерными и на ложе зол низлежу!» Лежим и не встаем, как сказал о нас св. Давид: Пали все делающие беззаконие, были изринуты и не могут встать (Пс. 35, 13). И мы даже не печемся о нашем вставании, по писанному: когда впадет нечестивый во глубину зол,— нерадит (Притч. 18,3). Иов еле жив, а Лазарь уже и мертв был. И мы, когда по немощи нашей согрешаем, но желаем покаяться, тогда еще еле живы, едва ощущаем себя. Когда же в греховный обычай придем, тогда уже мертвы душой, потому что не можем быть живыми без благодати Божией, отнятой от души из-за греха. Как жизнь тела — душа, так жизнь души — Бог, и как тело без души мертво, так душа без Бога. Потому сказал блаженный Августин: «Многие имеют мертвые души в живом теле». И святой Феофилакт со святейшим Златоустым так говорит о богатом: «Еще в живом погребена в нем душа его, и носит плоть, будто гроб». И не удивительно, что Дева плачет над нами, как над еле живыми или вовсе уже умершими. Матерь Жизни не хочет видеть нас мертвыми, но — живыми. Я, — говорит, — не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11). И вдовица в городе, называемом Наин, оплакивала своего умершего сына, и не были напрасны ее слезы: увидев ее, Господь сжалился над ней. Не всуе проливаются и теплые слезы Марии, ради Ее слез Господь милосердствует о христианском народе, оставляет беззакония Своих людей, покрывает все их грехи, укрощает весь Свой гнев, возвращается от гнева ярости Своей, воскрешает нас, уже умерших, подаянием Своей благодати и отдает нас Матери Своей в защиту. О, сила слез Марииных! Нравоучение Образ Пречистой Девы плачет, — почему? Чтобы ты, человек, образ Божий, привык не смеяться. Горе смеющимся! Мир этот — юдоль плача, как в нем смеяться? Смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль... (Иак. 4, 9). Здесь поплачь, да там возрадуешься, и радости твоей никто не отнимет у тебя. Поплачь о грехах твоих, — и очистишься, потому что, по свидетельству прпмч. Петра Дамаскина, очищения без плача не бывает. Не можешь черного лоскута убелить без воды. Так и грехов не омыть без теплых слез. Слезы же и эфиопа убелят. Эфиопское лицо было у жены грешницы, ибо пишется о грешных у пророка Иеремии: Темнее всего черного лицо их (Плач. 4, 8). Но смотри, как слезами убедилась она белее снега, плакала у ног Христовых и услышала: Прощаются грехи ее многие (Лк. 7, 47). Ничто так не приятно Богу, как слеза кающегося. Хорош пост, но иногда... Таков ли тот пост, который Я избрал? — говорит Господь (Ис. 58, 5). Хороша молитва, но иногда и та не без изъяна: Молитва его да будет в грех (Пс. 108, 7). Хороша и милостыня, но и на нее нет твердого упования: И если я раздам все имение мое, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 3). Одна лишь слеза сокрушенная пред Богом непорочна: Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Кто не знает Иосию, Иерусалимского царя? Память его воистину достойна похвалы: идолов сокрушил, алтари их разорил, жертвенники на высотах низверг, жрецов заколол, и кости их по воздуху разметал, — таковую ревность Богу показал. И потом плакал о людях, прогневивших идолослужением Бога. Тогда лишь было ему слово: Ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, и Я услышал тебя (4 Цар. 22, 19)... Смотри, опустив, и словно забыв все его добрые дела, только слезы его поминает и ради них услышал его, так они приятны Ему! Рассуждая об этом, святой Феодорит сказал: «Столь полезны сокрушение и слезы стяжавшим их!» Рачительница Христова в Песни Песней, изображая все уды Любимого, и, уподобляя Его голову золоту, ланиты — чашам с ароматами, уста — лилиям, источающим смирну, об очах говорит: Глаза его — как голуби при потоках вод (Песн. 5, 12). Не без тайны Его очи уподобляет голубиным очам, ибо о палестинских голубях говорят, что они любят над водами жить, и потоками водными свои очи услаждать. И если очи Христовы подобны голубиным, знай, что и Он любит потоками водными увеселять очи Свои, — теми потоками, о которых поминает Давид: Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего (Пс. 118, 136). На слезы истинно кающихся хочет Христос смотреть всегда, не всуе пророк сказал: Ты положил слезы мои пред Собою (Пс. 55, 9). Кто рад смотреть на золото, кто на красоту лица, кто на сладостную пищу и питие, а Христос — на слезы людей, плачущих о грехах. Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10). Тем более радость бывает у Творца, Который ради грешников небеса приклонил, сошел на землю и пострадал: Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых (Рим. 5, 6). Потому будем плакать о содеянном зле, да и Господа, смотрящего на нас, возвеселим, и скверну грехов омоем, и радости вечной после плача сподобимся. Таково превращение слез: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Прилог (прибавление) С дождя семена растут, с росы цвет Маргарита, С плача — радость: здесь плачущим та в небе сокрыта. Близ Лавры святого Саввы великий старец Анфим, родом из Вифании, имел свою келию на другом берегу потока, бегущего под Лаврой к востоку. В ней он не выходя пробыл тридцать лет, в молитвах и многих слезах. Перед кончиной же своей преподобный впал в недуг, и лежал на одре болезни. Увидел его Отец Савва, так состарившегося и лежащего в немощи, и захотел взять в монастырь, дабы послужила ему братия. Но он молил, чтобы скончаться ему там, где вначале поселился. И оставлен был больной в своей келий. В одну из ночей встал Отец Савва прежде утреннего пения на молитву, услышав некие голоса предивного пения. Подумал, что в церкви уже поют утреню, и удивился в себе: как пономарь не пришел по обычаю благословиться, и без его благословения поют утреню? Тотчас отправившись в церковь, нашел он двери затворенными и возвратился, недоумевая: что значат слышанные голоса? И вновь услышал те же голоса, которые пели со всякою сладостью. Пелось же следующее: Яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия в гласе радования и исповедания шума празднующих (Пс. 41, 5). Когда он понял, откуда исходят дивные голоса, — с той стороны, где была келия блаженного Анфима, — тогда догадался о его преставлении. Тотчас разбудил он братию и, взяв некоторых, пошел с кадилом и свечами к келий старца, откуда еще слышалось пение Ангелов, восходящих на небеса с душой преподобного, и разливался небесный свет с неизреченным благоуханием. Войдя внутрь, обрели они мертвое тело святого, еще теплое. Душа же его отошла с ангельским пением ко Господу. Благоговейно дав последнее целование и, сотворив должное пение, честные его мощи братия предала гробу. Так старцу труды — в покой, а слезы в радость превратились. РОСА ЗАЩИТЫ Радуйся, варварского избавляющая служения (Акафист Пресв. Богородице, икос 5). Чудо 2 В том же 1662 году, в котором плакала Богородичная икона, сарацины (мусульмане), попущением Божиим за наши грехи, тихо подкравшись, полонили окрест Чернигова множество селений. Иноки того Ильинского монастыря, не зная о варварском нашествии, сидели в своей обители, и в одну из ночей им было возвещено о татарах. Тогда все они вошли в церковь и скрылись в пещере преподобного отца нашего Антония. В полуночи же напали татары на монастырь и, ворвавшись в церковь, где стояла чудотворная икона Пресвятой Богородицы, украшенная по обычаю серебряными табличками, безбожные сотворили много пакости: все иконы со своих мест повергли на землю, забрали всю церковную утварь... Иконы же Богородичной, стоящей на на-местном месте, и серебряных табличек на ней не коснулись. Знать, как некогда за пророка Елисея, так и здесь поганых поразил Господь Бог слепотой, чтобы, будучи слепыми душевными очами, и телесными не взглянули на икону Матери Божией, на которую взирая, видим мы истинную Богородицу. Воспретила им сила Божия: да не коснутся недостойными руками Киота Мысленного. И неверные не только не тронули икону, но и войти в пещеру к скрывавшимся там инокам не смогли, хоть и неоднократно покушались, с возожженной лучиной и обнаженными мечами, однако, будто кем-то отбрасываемые, возвращались изгнанные. Это сила Пречистой Девы, защищающая иноков, возбранила сарацинам вход в пещеру. Беседа Много наказаний грешному, — грозит Псалмопевец (Пс. 31, 10). Не только в нынешнем, но и в будущем веке грешник подлежит бесчисленным наказаниям, ибо не бывает грех без наказания. От начала грехи казнены были: Адамов изгнанием, Евин печалями, грехи исполинов потопом, содомлян огнем, египтян многими смертями, грех израильтян рабским трудом наказан. Согрешаем и мы, и сколь много казни на себя навлекаем: междоусобные брани, смертоносные раны, нашествия иноплеменников... И что сотворим, грешные? Примем добрый совет пророка Исайи: Укройтесь на мгновение, доколе не пройдет гнев Господень (Ис. 26, 20). Но где можем скрыться от находящих на нас многих наказаний? Под тем кровом, под которым скрывался Давид: Сокрыл меня в скинии Своей в день бедствий моих, сохранил меня в тайном месте скинии Своей (Пс. 26, 5). И где этот добрый покров обретем? У Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. В этом-то покрове Давид скрылся, когда, будучи гоним Авессаломом, пошел на гору Елеонскую (2 Цар. 15, 30), которая явилась прообразом Премилосердной Госпожи нашей. И если только тень Марии могла в день бедствий скрыть Давида, то тем более Она Сама, если к Ней прибегнем, скроет нас в крове Своем. Так говорит о Себе устами Святого Духа у Иисуса Сираха: Я подобно облаку покрыла землю (Сир. 24, 3). Но, о дражайшая Госпожа! Почему столь худой вещи, мгле, уподобляешь Себя? Нет ли Тебе солнца, луны и звезд в именование? Мгла же что за красоту имеет, что ею зваться не гнушаешься? Когда мгла над землей умножится и покроет ее, тогда все звери от ловцов целы: никто их поймать не может. Не здесь ли тайна, отчего Дева мглою нареклась? От ловящих прячет нас, ибо мы, грешные, из-за бесчеловечия нашего — как скоты, как звери, по Златоустову рассуждению: «Чреву угождаем, как медведи; плоть утолщаем, как мулы; памятозлобствуем, как верблюды; похищаем, как волки; гневаемся, как змеи; жалим, как скорпионы; хитрим, как лисицы; яд злобы носим, как ехидны». Таковых-то зверей настигают различные ловцы, постигает праведный гнев Божий, отмщая все наши злые начинания: Бог отмщений, Господь, Бог отмщений явился (Пс. 93, 1). Постигают нас и беззакония наши, вполне можем жаловаться: Постигли меня беззакония мои, так что я не мог смотреть (Пс. 39, 13). Постигает враг невидимый: Он стал, как медведь в засаде, как лев в потаенном месте (Плач. 3, 10). Постигает нас и враг видимый. Сказал враг: Погонюсь, настигну, обнажу меч мой и истребит их рука моя (Исх. 15, 9). Но дерзаем! Имеем Мысленную Мглу, покрывающую нас, Пресвятую Деву Марию. На Нее уповаем, под кровом Ее и волос с головы нашей не пропадет (Лк. 21, 18). О, Пречистая Дева, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, да не постыдимся, рабы Твои! Нравоучение Пророк Божий Моисей, грозя людям, если бы не сохранили завета Божия, страшными карами, среди многих язв за большую полагает нашествие иноплеменников: Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его,— пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши (Втор. 28, 15, 49—50). Разительно это пророчество на нас сбывается, когда карой многочисленных нашествий иноплеменников, грехов ради наших, казнит нас Господь каждое мгновение, в которое мы видели злое (Пс. 89, 15). За то, что не сохраняем завета Божия и не хотим ходить в законе Его (Пс. 77, 10), посылает на нас Господь народ издалека (Втор. 28, 49), как устремление орлиное. Преследовавшие нас были быстрее орлов небесных; гонялись за нами по горам, ставили засаду для нас в пустыне (Плач. 4, 19)... За то, что не пленяем свой разум в послушание Христово, предает нас Господь в плен, как говорит Давид: Отдал в плен крепость их и красоту их в руки врагов (Пс. 77, 61). Предал их в руки врагам, и обладали ими ненавидящие их, и досаждали им враги их... За то, что не Богу добродетелями, а себе плотоугодием служим и греху работаем, предает нас на службу и тяжкую работу врагам наших, о которой предрекал Моисей: За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя (Втор. 28, 47-48). Обратимся же к покаянию, уцеломудримся, наказанные, пойдем следом тех людей, которые, когда Он (Господь) умерщвлял их, они искали Его и скоро обращались к Богу, и вспоминали, что Бог помощник им и Бог Всевышний избавитель их (Пс. 77, 34—35). Если обратимся к Богу, то и Бог к нам обратится, и защитит от варварского пленения, и избавит от Своего праведного наказания, и помилует нас. Если же не обратимся... Блюдем, как бы не постигло нас сказанное у пророка Исайи: Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас (Ис. 1, 20), ибо это говорят уста Господни. Прилог В час зол блаженну мужу случилося умрети: Обычне древу сыру при сухом горети. От лавры святого Саввы в пятнадцати поприщах была другая лавра, называемая Хузива. При ней жил некий отшельник Иоанн со своим учеником. Ученик же его, видя каждый день в Иерусалиме от персов мятеж и скорбь, грозившие запустением, молил своего отца, говоря: «Верую, отче, то, что хочет Бог сотворить, не скроет от тебя. Скажи и мне, молю тебя, будет ли запустение граду сему?» Но старец отвечал ему: «Не принуждай меня, чадо, кто я такой? И откуда могу это знать? Человек грешный я». Но ученик не отступал от него со своим прошением, чтобы сказал, чему быть должно, ибо знал о его прозорливости. Тогда старец, прослезившись, сказал: «Поведаю тебе, чадо, что открыл мне Бог прежде сих пяти дней. Молясь, увидел я себя восхищенным на святое Лобное место, и народ с клиром взывающий: Господи, помилуй! Воззрев же, увидел я Господа нашего, пригвожденного на Кресте, и Пресвятую Богородицу, молящуюся о людях. Он же отвращал лицо Свое от народа, говоря: «Не послушаю их, поскольку осквернили Церковь Мою». Потом люди перешли в церковь святого Константина и там продолжали взывать: Господи, помилуй! Последовал и я в церковь с клиром и народом. Когда же пошел поклониться туда, где обретено было древо Честного Креста, увидел некий смрадный поток, текущий из церкви. Стояли там два светолепных старца, и я обратился к ним: «Не должно ли бояться Бога, не заботясь об этом потоке? Помолиться не можем от смрада. Откуда злосмрадие это исходит?» И те старцы сказали мне: «От беззакония людей этого города». Тогда я обратился к ним: «Не можете ли очистить это, чтобы мы помолились Господу?» Но они отвечали мне: «Верь, авва, только огнем очистится то, что видишь». Рассказав это, старец заплакал и обратился к своему ученику: «Говорю тебе, чадо, повеление пришло от Бога: да отсечена будет глава моя. Много молился я, дабы не попустил этого, но поведал Господь, что сбудется сказанное». И когда говорили и скорбели так отшельники, вдруг напали на них варвары. Ученик бежал, а старцу они отсекли голову и ушли. Вернувшись, ученик нашел своего отца усеченным, пал на тело его, горько плакал, а затем положил его во гробах отеческих. Так, вместе с плевелами исторгнута была и пшеница. РОСА УТЕШЕНИЯ СТРАННИКОВ Утешения не имамы, разве Тебе, Владычице миру (Тропарь на молебне). Чудо 3 в 1667 году Некая женщина из Мозирского уезда, по имени Вера, целый год была парализована. Будучи немой, имела она и иссохшую руку. Дойдя до Ильинского монастыря, в субботу, в канун Сошествия Святого Духа, во время пения Акафиста пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, та женщина получила исцеление. Вначале сухой и неподвижной рукой начала двигать, показывая всем, простерла руку свою — и та сделалась целой, как другая. Затем, во время литургии, на «Достойно есть», немым языком она заговорила — и закричала, благодаря Преблагословенную Деву за внезапное исцеление. Беседа Окружаемая печалями от нищеты, вдовства и бесчадия, Ноеминь говорила: Не называйте меня Ноеминью (то есть красивой), а называйте меня Марою (то есть горькой), потому что Вседержитель послал мне великую горесть (Руфь. 1, 20). Впрочем, в стольких печалях имела она немалую отраду от Руфи, снохи своей, которая не оставила ее, но привязалась к ней таковою любовью: Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; смерть одна разлучит меня с тобою (Руфь. 1, 16-17). Не меньшие и нас окружают печали, снаружи и внутри. На внешнего человека находят болезни: то расслабление тела, то немота языка, то усыхание рук — как на ту женщину. Внутренний же человек расслабляется грехами: он нем и безъязычен, когда не хочет исповедовать беззакония свои, и, как отсохшую руку, имеет волю, не желающую благого намерения приводить в исполнение. Но во всех этих бедах есть у нас великая отрада — Пресвятая Богородица, если имеем к Ней веру несомненную, надежду дерзновенную и союз любви. Ноеминь, лишенную мужа и детей, кто смог бы утешить в горькой печали? Руфь смогла. Но что в Руфи было утешительного, способного к освобождению от печали, когда она была такой же нищей, сирой, и вдовицей? То, что она стала прообразом Марии, Матери Христовой, ибо и она была одной из праматерей Его: Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя (Мф. 1, 5—6), который был праотцем Христа по плоти. Это и утешало Ноеминь в печали. Ибо, когда она видела Руфь, радовалось сердце ее, тайно из-вещаясь, что от ее плода произрастет радость всей вселенной — Иисус, Сын Марии. И если только тень Марии могла претворить печали в радость, то тем более Сама Мария, Мать всякого утешения, утешит нас во всякой нашей скорби, внутреннего и внешнего человека уврачует! Только прибегнем к Ней верою и привяжемся такой же любовью, как Руфь к Ноемини, — да неразлучны будем с Нею во все дни жизни нашей. О, Госпожа, будь с нами во все дни до скончания века! Нравоучение Если благодатью Богородичной исцелилась женщина, по имени Вера, чаю, что (по имени самому своему) и саму веру несомненную имела. Ибо невозможно кому-либо исцеление или дарование какое от Бога без веры получить. Врач душ и телес, Сын Божий, исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях, веры всюду требовал, и по вере подавал излечение (Мф. 4, 23; 9, 29). Так в Капернауме по вере сотника исцелил Он слугу его: Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8, 13). Так и кровоточивой: Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя, — и спасена была с того часа (Мф. 9, 22). Так же двум слепцам: По вере вашей да будет вам. И открылись глаза их (Мф. 9, 29-30). Также хананеянке: О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему (Мф. 15, 28). И многих иных по вере их спас. О, сколь сильна к получению прошения вера в молитве! Удивляется святой Киприан, вспоминая разбойника на кресте: как такой грешник, всю жизнь свою в убийствах и прочих беззакониях проживший, при кончине своей краткою молитвою рай себе отверз, и спрашивает Господа: «Что даровал, Господи, Стефану, большее разбойника сего? Что большее принял возлюбленный ученик Твой, который возлежал на перси Твоей на вечери? Чем более упокоены Павловы поты? Чем столь многих Святых многообразные муки, раны и смерти вознаградились? В один час тому разбойнику воздалась та мзда, какую они столькими трудами и скорбями получили». Но не дивись, святой Киприан! Я тебе слова твоего небесного сожителя в ответ приведу, святого Амвросия, который говорит тебе, как верой великой, хоть и в малой молитве, райскую себе разбойник дверь отверз. Ибо когда Господь наш во время Своего вольного страдания был всеми оставлен, когда и обещавшим с Ним умереть Петром отвержен был, тогда лишь один разбойник веровал Ему и, исповедуя Его, Господом Царствующим нарек: Помяни меня, Господи, когда приидешъ в Царствие Твое! (Лк. 23, 42). Здесь можно было видеть великую веру разбойника: когда у всех вера оскудела, когда все веровавшие соблазнились о Христе, он не соблазнился, но с верою Ему помолился, за что и услышал: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Так говорит святой Амвросий: «В тот час, когда рай принял Христа, — принял и разбойника». Но такую славу разбойнику подала сама вера, о чем рассуждая, некто обращается к нему: «Непобедимый мученик! От всецелого мирского неплодия в тебе первородное веры Христос принял; ты — Петр на кресте, Петр же во дворе Каиафове разбойником стал». Слышим ли, что вера может? Так будем стяжать и мы ее себе в молитве нашей, чтобы смогли получить просимое. Сам Господь наш учит нас: Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,— и будет вам (Мк. 11, 24). И Иаков святой наставляет: Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1, 5-7). Как такую веру обретем в молитве, что все, чего ни попросим, получим? Послушаем святого Каллиста: «Рождается вера от дерзновения к Богу. Дерзновение же бывает тогда, когда кто благоугодит Богу. Но много трудов требуется, чтобы благоугождением Богу стяжал кто к Нему таковое дерзновение, дабы мог крепко веровать, чего все, что ни попросит, — получит». Просите, — говорит Господь, — и дано будет вам (Мф. 7, 7). И святой Иоанн: Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним (1 Ин. 3, 21-22). Прилог Сим была гора в реку вверженна, В ком с делами вера сопряжений. В Александрии Египетской был золотых дел мастер, знатный и искусный в своем деле, и некая женщина, уязвляясь к нему любовью, ибо он был очень красив, влекла его любодейными словами к беззаконию. Смущался и он помыслами о ней, однако, будучи целомудренным и боящимся Бога, спросил ее: «Что видишь во мне такого, что подвигает тебя к любодеянию?» Она же отвечала: «Красоту очей твоих». Услышав это, золотых дел мастер ударил себя в правый глаз орудием, что в руках держал, и проткнул его со словами: «Так говорил Господь Бог мой: Если правый глаз твой соблазняет тебя, пронзи его, ибо лучше тебе с одним глазом войти в Царство Небесное, нежели имеющему оба глаза быть ввергнутым в геенну огненную» (Мф. 5, 29). Увидев содеянное им, та женщина со страхом отбежала и пошла в свой дом, его раною избежав греха. Был же в то время мучитель лютый, он владел Александрией, а всем Египтом, попущением Божиим, обладали сарацины, всячески томившие христиан. И умыслил мучитель таковое ухищрение. Позвав епископа, говорит ему: «Слышали, что ваш Христос заповедал вам таковую веру иметь, чтобы горы переставляли словом. Вот стоит гора всеми видимая у града сего, Адар называемая. Ныне же, если Христос, Которому служите, есть Бог и вера, которой держитесь, лучшая, как считаете, — выйдите к горе той Адар и скажите слово Господа Бога вашего, и если, послушав вас, ввергнется гора в реку Нил, к славе послужите Христу вашему, к тому же и мы уверуем. Если же нет, то все христианское богатство будет взято в цареву ризницу». Тогда епископ отвечал: «Слово, которое ты сказал, весьма превосходит нашу немощь. Однако не ради нас, ибо все мы недостойны такового дела, но ради хулы твоей, что на Господа нашего Иисуса Христа говоришь, да будет так. Дай нам восемь дней, мы помолимся Богу, и веруем, что молитв рабов Своих Он не презрит, ибо пишется: Желание боящихся Его исполнит, и молитву их услышит, и спасет их, ибо они уповали на Него (Пс. 144, 19)». Услышав это, беззаконный варвар посмеялся: «Думал я, что вы мольбу покажете и часть от имений ваших отдадите в мою казну, вы же на дело сие дерзаете, невозможное и для Бахмета нашего». И отпустил их с гневом, записав срок, о котором просили. Епископ же собрал всех христиан в городе и его окрестностях, до трех тысяч мужей, не считая женщин и детей, и возвестил им зло-хитрое повеление правителя, хотящего не только имущества, но и жизни лишить народ христианский. И сказал им про гору, веля всем скорбеть и молиться, сотворив всенощное стояние пред Богом. Приступила тогда та женщина к епископу и открыла то свое преступное намерение и твердую веру ко Христу златокузнеца: как не прельстился ее любодейными и льстивыми словами, как не пощадил себя, пронзив око свое. Услышав это, епископ удивился и, не найдя кузнеца в соборе, послал за ним в дом. Когда же тот пришел, сказал ему владыка: «Брат, искушение пришло от ненавидящих нас». И все по порядку рассказал ему. Отвечал кузнец: «Владыка, мы должны молиться, ибо человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26; Мк. 10, 27; Лк. 18, 27)». В третий день все вышли к горе Адар и обошли ее троекратно с крестами. И когда встали все напротив горы, призвал епископ кузнеца и сказал ему: «О, чадо, ныне подобает тебе показать дело веры своей, да посрамится мучитель, хвалящийся идолами своими, и утвердятся столпы Церкви Христовой, и прекратится плач христианский». Тогда поклонился златокузнец епископу, приступил к горе и помолился: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, послушай молитвы рабов Своих и не дай в расхищение стада Своего врагам Твоим! Да не порадуются ненавидящие нас, говоря: где есть Бог ваш? Ты Бог наш, заповедавший апостолам: Если будете иметь веру с зерно горчичное, без сомнения скажите горе сей: встань и вверзись в море, — и будет вам (Мф. 17, 20). И ныне не нам, Господи, не нам, а имени Твоему святому дай славу (Пс. 113,9)». И едва сказал это, сотряслось то место, и гора сдвинулась, и пали ниц все люди, и был страшный вопль в городе. Сокрушались палаты и падали стены. И вышли варвары, и увидели жуткое чудо: как гора шла с места своего в реку Нил. И все, павши, стали молить христиан, чтобы остановили шествие горы, дабы в городе все прочее не разрушилось. И отвечал епископ, и сказал: «Нет, братия, это дело не нашего, но вашего хотения, потому что вы хулили Бога Живаго и отяготили нас прещением вашим. И в смирении нашем помянул нас Господь. И что сотворим теперь, если пошлет гнев Свой и не только город разорит, но и всех вас умертвит?» Тогда обещали все креститься, и когда гора уже подступила к самой реке Нил, епископ помолился Богу, и прекратилось трясение земли. И многие варвары уверовали во Святую Троицу и крестились. Нечестивые же написали ему клятву: отныне и до века не пакостить христианам. Сие же написано было в подтверждение, что верующему все от Бога прошения подаются. О, сила веры целомудренных! РОСА ИСЦЕЛЕНИЯ Был ногами хромому (Иов. 29, 15). Чудо 4 в 1671 году Некто из благородных, по фамилии Пенский, из брагинских окрестностей, имел жену Анну. Несколько лет она сильно болела ногами, нужно было ее носить, не могла сама ступить ни шагу. Изнемогли уже и врачи, лечившие неизлечимую болезнь. Прослышал тот человек о чудотворном образе Пресвятой Богородицы, что в Ильинском монастыре, и привез туда свою жену. Внесли ее в церковь, и здесь, тепло со слезами помолясь, она получила скорое исцеление: в тот же час стала на ноги. Как у иерусалимского хромца, описанного в Деяниях (Деян. 3, 3), так и у этой жены утвердились ступни и голени, и вскочила она, хваля Бога и Богородицу. И исполнились все великого удивления от чуда, приключившегося с ней.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar