Меню
Назад » »

Святитель Димитрий Ростовский / Алфавит духовный (6)

Глава Пятая. О том, что все святые всю жизнь свою проводили в скорбях и печалях 1 Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь, говорит пророк (Пс. 33, 20). Многими скорбми подобает нам внити в царствие небесное. В мире, не радостны, но скорбны будете, сказал Господь (Деян.14, 22; Ин. 16, 38). Праведные всегда находятся в скорби, а грешные в радости; добрые - в утеснении, а злые на просторе, ибо злые всегда гонят добрых, а не добрые злых. Лукавые - в обилии, а добросовестные в скудости; и не дивись сему, егоже бо любит Господь, яко Отец чадо, сего и наказует, и биет всякого сына, егоже приемлет (Притч. 3, 12; Евр. 12, 6). Аз ихже аще люблю, обличаю и наказую, говорит Господь (Апок. 3, 19). Пусть праведные не завидуют грешным и добрые -злым, ибо на весьма малое время дано им сие обилие и простор, а потом внезапно постигнет их вечная скорбь и теснота. Не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его, яко внегда умрети ему, не возмет вся, говорит пророк (Пс. 48, 17-18). 2 Часто добрые люди удивляются злым, что злые живут в изобилии и благополучии, а добрые в утеснении, как говорит пророк: "У меня едва не пошатнулись ноги, едва не поскользнулись стопы мои. Ибо я поревновал беззаконным, видя спокойствие грешников; так как нет отвращения от них Бога при смерти их, и не крепко наказание Его им. На работах людских нет их, и с людьми не потерпят они бичеваний" (Пс. 72, 2-5). "Хранилища их полны, обильны и тем и тем. Овцы их многоплодны: размножаются на пажитях своих. Волы их тучны. Не бывает падения оград, ни пропажи, ни вопля на площадях их". Ублажали такой народ, у которого это есть. А блажен тот народ, у которого все - Господь Бог его (Пс. 143, 13-15). Прор. Иеремия говорит: почто путь нечестивых спеется? Насадил еси их, и укоренишася (12, 1-2). 3 Все святые всю жизнь свою проводили в скорби и печалях, в страдании, терпении и гонении. Ты ли один хочешь быть без всякого страдания и печали? Один ты желаешь быть отверженным от лика избранников Божиих, когда не хочешь ничего претерпеть?! Да не будет сего! Но не унывай душою: нет скорби, которая не прошла бы; нет и радости, которая не изменилась бы: вечер водворится плачь и заутра радость, говорит пророк (Пс. 29, 6). Радость не связана с радостию, и скорбь не соединена с скорбию. Жизнь сия переменчива: она подобна венку, украшенному различными - разнообразными - цветами. Скорбь не всегда скорбь, и радость не всегда радость. Но то и другое Господь обычно посылает рабам Своим попеременно, дабы они всегда держались Одного Бога. 4 Какой святой пожил в веке сем беспечально - в просторе и покое? Ни один. Не все ли провели жизнь свою в терпении, в скорбях, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениях, в трудах, в бдениях, в пощениях, в алчбе и жажде - в долготерпении, как говорит апостол (2 Кор. 6, 4...). Но святые хотя и многие беды и напасти претерпевали, однако же не оскорблялись и не развращались - а ты и от малого чего-либо смущаешься, без ума скорбишь и развращаешься! Святые, согрешивши мало, много претерпевали - а ты много и без числа беззаконничаешь и ничего не хочешь претерпеть?! Святые о Господе радовались, когда их гнали, бесчестили, били, мучили, раздробляли: апостолы идяху радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти (Деян. 5, 41) - а ты, не претерпев и малого чего-либо, безумно скорбишь, волнуешься и отчаиваешься?! Это - крайнее твое безумие! 5 Вспомни, начиная от пророков и апостолов и даже до последних рабов Божиих, - вспомни, особенно Самого всеми владычествующего Господа, сколько Он нас ради пострадал и претерпел в мире сем? Был заушен, оплеван, влачим и, наконец, претерпел горькую смерть и поносную - на кресте. Вся Христова жизнь во плоти была терпение и страдание. И ученики Его окончили жизнь свою в скорби и гонении: одни - в скорбях и гонениях, другие - в изгнании и отнятии имущества, иные - в болезни и ранах, иные - в алчбе и жажде и в крайней нищете: проидоша в милотех и козиих кожах, лишении, скорбяще, озлоблены, ихже не бе достоин весь мир в пустынях скитающеся, и в горах и в вертепах и пропастех земных, как говорит апостол (Евр. 11, 37-38). И никто в мире сем не живет без печали, ибо от смерти к жизни невозможно иначе перейти, как только таким образом. Не источается вино, или елей, или воск, как только при сжимании точила (станка), и никакое доброе дело не совершается, как только в подвиге и трудах. Все праведники убелили ризы свои в великой скорби и страданиях - омыли одежды свои в крови агнчей, говорит Тайновидец (Апок. 7,14). 6 Не будь страшлив и маловерен, боясь скорби и терпения - да не постыдишься в будущей жизни. Не бойся скорби и терпения, имея себе помощником Бога, все содержащего, - да не будешь осмеян, как дитя. Не убойся, сказано, от убивающих тело, души же коснутися не могущих (Мф. 10, 28); но мужайся и крепись, как муж совершенный, и - будь победителем: побеждали бо, сказано, наследит вся, и буду ему в Бога, и той будет Мне в сына. Страшливым и неверным, и скверным и убийцам, и блуд творящим и чары творящим, идоложерцем, и всем лживым, часть им во езере, горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (Апок. 21, 7-8), сказал Господь. 7 Во всяком случае, не гневайся на оскорбляющих тебя и не скорби, если кто тебя чем-либо оскорбил, но лучше в покаянии и смирении молись Богу, ибо не напрасно Бог попустил сие на тебя, а для твоего исправления и смирения. Безумен тот, кто оскорбляется на воспитателя или наставника, ведущего его к исправлению. Не скорби, если и без причины от кого-нибудь терпишь что-либо, но сознавай себя заслуживающим того - терпи сие с благодарностию, как некую цельбу для души твоей. Ибо лучше претерпевать что-либо без вины, нежели терпеть заслуженно; лучше терпеть несправедливо, чем по правде; лучше здесь, чем там. Лучше тебе потерпеть от кого-либо Бога ради, нежели кому-либо потерпеть от тебя, ибо не великое дело, если ты сотворишь кому-нибудь зло, но то великое дело, если ты Бога ради от кого-либо без причины претерпишь что-нибудь злое. Если ты терпишь что как виноватый, то нет тебе похвалы; если же терпишь без всякой вины - правды ради, то ты блажен: коя бо похвала, аще согрешающе мучимы терпите? но аще добрая творящее, и страждуще терпите, сие угодно пред Богом, на сие бо и звани бысте, говорит апостол (1 Пет. 2, 20-21). 8 Терпение имейте ко всем, ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки, не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу, писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, говорит Господь (Рим. 12, 17, 19, 21). "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром", - говорит апостол. Если один будет зол, то другой да будет добр. Если одни безумен, то другой да будет разумен. Если же оба будут безумны, оба злы (яры), то зло будет несокрушимо - будет непримиримая вражда. Терпения имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование, говорит апостол (Евр. 10, 36). Когда мы - самолюбием и самоугодием - помрачаемся, то скорбию и терпением уясняемся. Когда - честию и славою - возносимся, то бесчестием и клеветою человеческою смиряемся. Когда прахом сладострастия и плотоугодия оскверняемся (посыпаемся), то уничижением и поношением очищаемся (отираемся). Потому не слишком раздражайся на оскорбляющего тебя, но больше сердись на грех свой, возбуждающий на него сердце твое. 9 Терпеть Христа ради - больше всех подвигов и добродетельных деланий, а не терпеть ничего - значит явно творить все злое, и, во всяком случае, таковой чужд благодати Господней. Думаю, что если кто в каком-либо мнимо добром деле не имеет препятствия и скорби, то явно, что дело его еще не Богоугодно и бесу не противно. Но быть всегда в терпении и скорбях Бога ради - сие одно может соединить нас с Богом, прочее же не известно. Итак, благодарно претерпевши все скорбное Бога ради, получишь от Господа вечное блаженство - увенчаешься на земле живых. Не избегай же терпения и скорбей, ибо ими входишь в истинный разум. Не бегай от терпения и скорбей, ибо ими очищаешься от грехов. Не кичись гордынею и не разливайся в плотских сластях - да не уподобишься жене, сидящей на звере любодеяния и всяких временных сластей и глаголющей: се сежу царицею и вдова несмь, и рыдания не имам видети. Но абие придут на ню вся злая, и погибель ея всем открыется, говорит Тайновидец (Апок. 18, 7). 10 Но сам себя не предавай напасти - не подвергай себя искушению, а молись ко Господу, говоря: "Не введи мя, Господи, во искушение, но избави мя от лукаваго!". На эту мысль, чтобы не подвергать себя самопроизвольно напастям, наводит пророк, когда говорит: не даждъ во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй Израиля (Пс. 120, 3). Не слишком ты желай напасти, чтобы потом претерпеть ее... И сам не вдавайся в напасть, но попущенную по усмотрению Божию благодарно претерпевай. Сам Господь, научающий нас и показывающий, что Он Человек, молясь Отцу, говорил: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия. Не раз отходил, сохраняя Себя от напасти. Но, показуя добровольное послушание, говорил: обаче не Моя воля, но Твоя да будет (Мф. 26, 39; Лк. 22, 42). Сие творил Господь для того, чтобы показать нам в Себе образ, чтобы и мы так делали. Оглавление Глава Шестая. О том, чтобы все случающееся претерпевать доблественно 1 В терпении вашем стяжите души ваша, говорит Господь (Лк. 21, 19), претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Муж терпеливый подобен твердейшему адаманту, а нетерпеливый подобен тростнику, удобно колеблемому ветрами. "Муж нетерпеливый двоедушен (и наглодушен), не устроен во всех путях своих", - говорит апостол (Иак. 1, 8), и никогда не одержит никакой победы, терпеливый же легко победит и все получит. Если бы мученики не имели терпения, не были бы увенчаны и не получили бы такой славы и чести. 2 Господь с Своем лице научил нас терпению, показав нам в Себе Образ: бывши неповинен смерти, умер нас ради на кресте, дабы и мы ради Его все претерпевали с радостию. Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше: Иже грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо, да от грех избывше поживем: Егоже язвою мы вси исцелехом, говорит апостол (1 Пет. 2, 23-24). Итак, претерпи и ты все с радостию - да услышишь глас, говорящий: понеже соблюл еси слово терпения Моего, и Аз тя соблюду от годины искушения, хотящаго прийти на всю вселенную (Апок. 3,10). 3 Терпением на кресте Христос победил врага, терпением осудил смерть, терпением разорил ад, прогнал тьму, соделал наше спасение, словом: что Праотец наш Адам погубил невоздержанием и нетерпением, то Спаситель наш приобрел вкушением горестей и претерпением крестным. Если Он столько нас ради пострадал, если Он столько нас ради претерпел, то ты ли ради Его не потерпишь и малого? Да не будет сего. Потому мужественно претерпевай во временной сей жизни всякие скорби, посылаемые от Бога, чтобы тебе в будущем веке вечно о сем радоваться. Ибо непретерпевающий здесь скорбей не сподобится потом радостей. 4 Блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, говорит апостол (Иак. 1, 12). Не имел терпения один из сорока мучеников севастийских и - вдруг в бане расплылся, как вода (9 марта), а претерпевшие получили нетленные венцы: непотерпевший немного все погубил, а до конца претерпевшие на веки увенчаны. Нетерпеливый всегда бывает подобен безумному. Если случится что-нибудь противное ему, несогласное с желанием его сердца, то он на всех набрасывается, на всех ропщет, всех обвиняет, кроме себя, себя же всячески оправдывает. А ты будь всегда пригвожден на кресте терпения - с радостию все претерпевай. Если и на всякий день будут говорить тебе бесы: "Сойди со креста терпения и страдания, насладись отдыхом", и как иудеи говорили Христу: сниди со креста и уверуем в Тя. Но ты никогда не ослабевай и не сходи, но всегда пребывай на кресте терпения и мужества, как Моисей, когда имел руки крестообразно распростертыми, побеждал Амалика, а когда ослабевал и опускал руки, то был побеждаем. И ты, когда пребудешь всегда в неизменном терпении и мужестве, преодолеешь врага - мысленного Амалика, если же ослабеешь и разленишься, будешь от него побежден. 5 Терпя потерпех Господа и внят ми, говорит пророк (Пс. 39, 1). Терпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9, 19). Господь внимает долготерпению, а от малодушия (наглодушия) отвращается. Терпеливые идут вслед Его, а нетерпеливые - малодушные - отвращаются от Него: мнози бо, сказано, возвращахуся и ктому не хождаху со Иисусом, глаголюще: жестоко есть слово, кто может Его послушати? (Ин. 6, 60). Горе вам, погубившим терпение, и что сотворите, егда посетит Господь? - говорит Сирах (2,14). Муж нетерпеливый и малодушный, по евангельской притче, подобен созидающему храмину свою на льду или песке, а не на камне терпения и упования (Лк. 6, 48-49). 6 "Насколько ты, человече, злонравен, настолько и страдать не отрекайся, дабы этим злостраданием избавиться от злобы", - сказал некто. Какова язва, таково и врачевание. Как велик грех, так велика должна быть и цельба его. Насколько велик грех, настолько велико должно быть и страдание. Потому помни свои многие недостатки, никогда не отрекайся от цельбы терпения. Увидев свое душевное здравие, потом весьма возрадуешься о цельбе терпения и воздашь за сие благодарение Богу, что Он исцелил тебя. 7 Итак, благодарно претерпевай все случающееся с тобою. Если случится, что кто-нибудь причинит тебе печаль, то не его обвиняй в этом, но себя. Ибо не напрасно Бог попустил сие на тебя, но (имиже весть судьбами) для твоего исправления: ничего без Бога не бывает. Бог часто, врачуя тебя, попускает различные искушения, а ты, принимая это неблагодарно, винишь другого, а не себя! Не обвиняй никого, но вини себя, что принял поделом. Лучше муж долготерпеливый, нежели сильный (крепкий): терпеливый силен (мног) в мудрости, а сильный, но малодушный без ума. 8 Не оскорбляйся на оскорбляющего тебя, но лучше благодарно перетерпи. Ибо лучше быть оскорбляемым от кого-либо, нежели оскорбить кого-нибудь, лучше перенесть бесчестие, нежели кого бесчестить, быть укоряемым, нежели укорять, обидимым, нежели обижать. Не великое дело - обидеть кого-либо или обесчестить, но то велико - если ты, обижаемый и обесчествуемый, благодарно сие претерпишь. За обиду и бесчестие другого следует наказание, а за терпение великое от Бога воздаяние и почесть. 9 Чему научится тот, кто желая чему-нибудь научиться, не будет иметь терпения в учении? Кто, не терпя лечьбы, исцелит язву? Кто, не нося терпеливо на плечах своих креста терпения, может идти вслед Христа? Никто. Все, которые желали идти вслед Его, приготовляли себя к терпению и искушению, по сказанному: аще приступавши работати Господеви, уготови душу свою во искушение, - управи сердце твое и потерпи, говорит Сирах (2, 1-2). Скорбит и смущается отрок, когда учится, а когда выучится, весьма радуется. Скорбит и кричит недугующий, не желая перенесть горького приложения к язвам, но, когда выздоровеет, весьма благодарит врача. Так бывает и в этом. 10 Призывая нас к Себе, Господь поощряет нас к терпению и брани - духовной. Аще кто, говорит, хощет в след Мене ити, да отвержется себе, то есть самолюбия воли своей, и возмет крест свой, - крест терпения и мужества, и в след Мене да идет (Мф. 16, 24). Неберущий же креста терпения и мужества и нежелающий ничего и малого претерпеть как может идти вслед Его? Никак. Ибо непрошедший сквозь огонь и воду терпения как может войти в покой? Пророк говорит: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65, 12). И ты доблественно претерпи находящие искушения - да войдешь в покой и увенчаешься венцом нетления. Пребывай всегда в неизменном терпении, мужестве и воздержании, дабы умертвить тебе плотские похоти свои, притупить греховное оружие, победить ад - мысленного Амалика. Ибо ничем не можешь победить его так, как терпением и воздержанием: им прогонишь бесов, угасишь геенский пламень, окончательно укротишь страсти, избавишься от муки и горести - наследуешь вечную жизнь и сподобишься присносущных благ о Христе Иисусе - Господе нашем. Оглавление Глава Седьмая. О том, чтобы не лениться, но всегда трезвиться - бодрствовать - в деле Божием 1 Будь, человече, всегда тепл и усерден, горя духом. Не будь холоден и уныл, чтобы не услышать тебе сказанного слова: понеже ни тепле си, ни студен, но яко объуморен, изблевати тя от уст Моих имам (Апок. 3, 16). Заботься, бодрствуй - трезвись, не губи напрасно времени твоей жизни, данного тебе на исправление души твоей, на приобретение вечных благ. Наблюдай, чтобы ни одни день не прошел праздно. Ибо, если тщетно погубишь, другого потом иметь не будешь: если уже прошел - прошел, и уже потерянного времени возвратить назад не можешь. Потому не губи напрасно дней твоих, но с течением дней твоих соразмеряй исправление твое. Недаром дана тебе сия временная жизнь, но для того, чтобы ты всегда - всякий день - поучался, и преуспевал, и совершал подвиги добродетелей, а праздным чтобы никогда не был. 2 Век сей не есть покой и почивание, но есть борьба и война, торжище и купля, училище и морское плавание. В войне и брани нет никакого мира; в училище и на торжище, а также и в морском плавании нельзя быть спокойным и беспечальным. Кто на море бывает без боязни и печали? Кто в воинстве без страха? Кто на торжище и в училище в покое? Никто. Потому не ленись в деле Божием и не унывай, но подвизайся и трудись. Ныне твоя жатва; ныне торжище; ныне купля. Жни, покупай, чтобы не остаться ничего не имеющим, не быть осужденным, не быть чуждым благодати Божией. Принявши талант, не погуби его, но умножь, дабы не услышать тебе: лукавый раб и ленивый, подобашеубо тебе отдати сребро мое торжником, и пришед аз взял бех свое с лихвою; а ты не только не умножил, но и погубил все по твоей лености и нерадению (Мф. 25, 26-27). Что скажешь в день страшного суда, когда подробно во всем будешь испытан? Внимай себе! 3 Не закапывай данного тебе таланта в землю лености и нечувствия, но старайся, трезвись, бодрствуй - непрестанно прилагай огонь к огню, теплоту к теплоте, чтобы усугубить его, дабы, умноживши и усугубивши данное тебе, мог ты в день оный с дерзновением сказать пред Господом: "Се, Господи, я приобрел другие пять талантов" - и услышать от Господа пресладкий глас: "Благий раб и верный, ты был верен в малом, - поставлю тебя над многим; войди в радость Господа своего". 4 Если же не будешь умножать данного тебе от Бога таланта, но будешь умалять и погублять его, если не будешь восходить на гору добродетелей, но опускаться книзу, если не будешь на всякий день прилагать огонь к огню и усердия к усердию, но совершенно остынешь и окаменеешь, то, наконец, падение твое будет достойно плача и рыдания. Но лучше тебе творить добро, нежели зло, лучше трезвиться и бодрствовать. Ибо за злое будет тебе мука, а за доброе великое воздаяние, за трезвение и бодрость - похвала, а за леность осуждение и казнь. Потому бди всякий день и трезвись: буди верен, сказано, до смерти, и дам тебе венец жизни (Апок. 2,10). Бес трезвится, бодрствует, никогда не спит, но ходит, яко лев, рыкая, ища кого поглотить от противящихся ему, поэтому и ты всегда трезвись, бодрствуй и никогда в беспечности не почивай, чтобы избежать сплетаемых тебе сетей его. 5 Премудрый Соломон поощряет и учит тебя всегда трудиться, говоря: иди ко мравию, о лениве, и поревнуй, видев пути его, и буди онаго мудрейший: он бо, не сущу ему земледельцу, ниже нудящаго его имущий ниже под владыкою сый, готовит в жатву пищу, и многое в лето творить уготование; или иди ко пчеле, и увеждь, коль делательница есть, делание же коль честное творит, еяже трудов царие и простии в здравие употребляют, любима же есть всеми и славна: аще силою и немощна сущи, но мудростию почтена произведеся. И еще сказал: доколе, о лениве, лежиши? Когда же от сна востанеши? Мало убо спиши, мало же седиши, мало же дремлеши, мало же объемлеши перси руками: потом же найдет тебе аки зол путник - убожество: скудость аки благий течец. Аще же не ленив будеши, пиидет яко источник жатва твоя, скудость же аки злый течец отбежит (от тебе) (Притч. 6, 6-11). Потому всегда делай все доброе, преуспевай день от дня, ибо настоящее время есть время делания, а там время возмездия, нынешнее - время труда, а тамошнее покоя, нынешнее - скорби и терпения, а тогда венчания и почести. Нынешнее время есть время плача и сетования, а будущее радости и веселия. 6 Не засыпай, человече, в веке сем и никогда не обеспечаливайся, но всегда будь бодр и опаслив, всегда трезвись и будь тщателен. Ибо одно тебе предстоит: или победить врага, или быть от него побежденным; или быть при Боге, или отлучиться от Него; или спастись, или погибнуть. Иначе быть не может. Ибо никогда не найдешь в веке сем мира и покоя, не наследуешь тишины и ослабы. Потому, пока живешь в веке сем, никогда не будь бесстрашным и беспечальным, но всегда будь готов на борьбу и ратование. Мир сей создан не для покоя и почивания, а для трудов и подвигов, не для тишины и утешения, а для борьбы и ратоборства. Итак, подвизайся, трудись, трезвись, пока имеешь время, пока имеешь час. Сильно ты желал бы, чтобы возвращено было тебе напрасно погубленное время, но этого не получишь, если данное время погубишь. Одно у тебя время, а другого никогда не будешь иметь. Потому потрудись немного по воле, чтобы потом не испытать многих бед поневоле. Потрудись с усердием малый час, чтобы потом получить многую благодать от Господа и сподобиться жизни вечно блаженной. 7 Тот достоин плача, кто, видя всего себя гниющим и съедаемым червями, не заботится уничтожить червей, но лучше соглашается сгнить и быть съеденным червями, нежели быть уврачеванным и исцеленным. Тем более достоин не только плача и рыдания, но и осуждения тот, кто, видя себя гниющим и съедаемым червями различных страстей, не заботится о совершенном исцелении своего душевного недуга и достигнуть тихого пристанища Божественной любви Господней и познания, не заботится всею душою осолиться солию Пресвятого Духа, чтобы быть совершенным жилищем Господу, но соглашается лучше быть согнивающим и всегда мучимым и съедаемым червями различных бесовских страстных истязаний, нежели быть исцеленным и соединенным с Богом. 8 Не щади плоти ради Христа, потому что Он создал ее; не береги естества твоего от страдания, потому что Он раздробленное и рассыпанное опять исцелит и обновит. Не щади принести Ему все существо свое, чтобы опять принять оное от Него в сугубой почести. Не щади себя, но постражди Христа ради, как и Он пострадал тебя ради. Не видишь ли, что другие проводят жизнь свою в великих бедах: в великой нужде в мире сем, едят хлеб? Ни пищи довольной не имеют, не имеют, чем прикрыть и наготу свою, дают великие дани, переносят многие скорби и напасти, однако же и о себе всегда заботятся, и от Бога не отвращаются. А ты, будучи от всего свободен, от всего облегчен, нисколько не заботишься о душе своей, нисколько не стараешься угодить Богу, но ленишься и унываешь - нисколько не хочешь потрудиться на земле, в самом труде ищешь покоя, во тьме ищешь света, в смерти ищешь жизни. Но знай, что никогда сего не найдешь здесь и никак не увидишь. Вечный покой в одном только Господе Боге. 9 Если бы тебе предстояло, с одной стороны, временное страдание, а с другой - вечное: с одной - на малый час, а с другой - навеки, скажи мне: на какое из них ты согласился бы? Знаю, что согласился бы на временное, хотя бы оно и весьма было тяжко. Или если бы кто сказал: потрудись для меня один день или одну неделю, послужи верно, а я дам тебе за это всякого богатства, всякого обильного наслаждения на тысячу лет. Не пожелал ли бы ты? Ей, пожелал бы, хотя бы и весьма велик был труд. Бог же за настоящий малый подвиг, как за один день или год, обещал тебе дать много всякого богатства и наслаждения, их же око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку, не взыдоша, (1 Кор. 2, 9) - не на тысячу лет, не на две, не на три, но на веки вечные, конца не имущие... Почему же ты о сем не усердствуешь?! 10 Добро есть, немного потрудившись в этом маловременном веке, снискать вечный покой, однажды научившись и просветившись, иметь это у себя вечно. Добро есть, однажды снискавши вечное богатство, никогда - вовеки - не быть скудным. Добро есть однажды мало поскорбеть и опечалиться Христа ради - на малое время и потом радоваться и веселиться во веки вечные. Блажен, кто сего сподобится. Блажен, кто сие получит. Блажен, кто в малом сем времени и малым своим трудом и подвигом обрящет жизнь вечную, присносущное наслаждение и богатство!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar