Меню
Назад » »

Святитель Амвросий Медиоланский / Письма (22)

8 (Maur. 14). Блаженнейшему императору и всемилостивейшему принцепсу Феодосию Амвросий и другие епископы Италии502 1. Слава о твоей вере распространилась по всему миру и пробудила сокровенное желание нашей души, чтобы твоя власть была украшена еще одной заслугой и ты вернул единство Церквам и западным, и восточным. Сочли мы, тишайший и вернейший император, что должны в своих письмах не только обращаться с прошениями к твоей милости, но и наставлять ее в церковных делах. Печаль вызывало прекращение священного общения между Востоком и Западом. 2. Мы умолчим, чья это вина и чье преступление, чтобы не выглядеть сеятелем пустых слухов и сплетен. В своих действиях мы не раскаиваемся, но признали бы виной свое бездействие, поскольку нас часто упрекали в пренебрежении нашей общностью с восточными и в отвержении дружбы. 3. Не ради Италии, уже давно мирной, свободной от арианской опасности и не сотрясаемой никакой еретической смутой, мы решили подъять на себя труды, не ради нас самих. Мы ищем не своей пользы, но общей, не ради Галлии и Африки, чьи епископы пребывают в согласном общении, но ради устранения того, что смущает священное общение между нами и восточными, ради обсуждения этого на соборе, ради разрешения всякого сомнения. 4. Нас обеспокоило и то, о чем изволила написать твоя милость, но бо́льшую тревогу вызвало известие о людях, которые пытаются утвердить в Церкви какое-то учение Аполлинария503. Оно должно быть опровергнуто в присутствии обеих сторон, чтобы осужденный за вероучительное новшество и обличенный в заблуждении больше не выдавал себя за выразителя церковного учения, но за отвержение вероучения незамедлительно был лишен сана и имени епископа и чтобы у желающих вводить в заблуждение не осталось ни уловок, ни возможности никого обмануть. Ибо у того, кого не осудят обе стороны, как поистине августейшим и государевым решением определила твоя милость, всегда будет предлог подстрекать к новым спорам. 5. Поэтому мы призвали святительский собор, чтобы никому не позволялось возводить ложные обвинения на отсутствующих и обсуждать только известное положение дел. Кроме того, никакое подозрение в пристрастности или легковерии не может пасть на тех, кто рассматривал все в присутствии обеих сторон. 6. Разумеется, мы собрали свои предложения, желая не вынести приговор, но объясняя свою позицию, и в ожидании решения не выказываем преждевременного суждения. Приглашение на собор не следовало считать оскорблением для тех епископов, чье отсутствие скорее заботилось об общей пользе, чем личное присутствие. Мы тоже не восприняли за оскорбление требование пресвитера Константинопольской Церкви по имени Павел собрать восточных и западных епископов в Ахайе. 7. Твоя милость признала своевременность этого предложения, его поддержали также и восточные. Из-за предосторожности же, высказанной иллирийцами, местом проведения было избрано более безопасное морское побережье. Мы не ввели ничего нового даже по форме, но храним определения, которые издревле были даны на соборах святыми отцами и приснопоминаемым столпом веры Афанасием. Мы не передвигаем межи, которые положили отцы наши (Втор. 19. 14), не нарушаем права преемственного общения, но храним подобающую вашей власти почтительность и показываем стремление к миру и спокойствию. 9 (Maur. 13). Блаженнейшему императору и всемилостивейшему принцепсу Феодосию Амвросий и другие епископы Италии504 1. Мы знали, что твоя святая душа предана Богу Вседержителю чистой и искренней верой, и ты, августейший император, украсил ее новыми благодеяниями, вернув Церкви кафоликам505. О если бы ты и самих кафоликов вернул к древнему благочестию! О если бы они не стремились к новшествам вопреки заветам предков, легкомысленно не отвергали требующее соблюдения и не соблюдали подлежащее отвержению! Император, мы вздыхаем от печали, а не по неведению, так как понимаем, что легче было изгнать еретиков, чем добиться согласия между кафоликами. Невозможно найти оправдание для недавно разразившейся смуты. 2. Мы уже писали, что поскольку в Антиохии были два епископа, Павлин и Мелетий, между которыми, как нам известно, не было разногласий в вере, то следовало или мир и согласие заключить между ними для сохранения церковного порядка, или по крайней мере после смерти одного из них не совершать нового постановления на место почившего, пока жив второй. Сейчас Мелетий умер, и остался Павлин, который, как свидетельствует непрерывность его отношений с нашими предшественниками, всегда оставался в общении с нами. На место Мелетия, вопреки закону и церковным правилам, не просто избрали другого506 наряду с Павлином, а поставили над ним. 3. Уверяют, что это было сделано с согласия и по совету Нектария507, правомерность рукоположения которого остается для нас неочевидной. Ибо недавно на соборе епископ Максим508 прочитал письмо Петра509 и подтвердил этим, что остается в общении с Александрийской Церковью. Он неопровержимо доказал, что по приказу этого святого мужа его рукоположение с участием трех епископов состоялось в частном доме, поскольку ариане еще удерживали базилики, и у нас не осталось ничего, блаженнейший принцепс, что могло бы подвергнуть сомнению его сан. Более того, он рассказывал о своем сопротивлении и насильственном приведении народом и клириками. 4. Однако чтобы не показалось, будто мы выносим приговоры с предубеждением и в отсутствии сторон, мы решили известить твою милость письмом о необходимости провести расследование ради общественного мира и согласия. Кроме того, наше внимание привлекло, что для притязаний Григория510 на епископство в Константинопольской Церкви действительно нет оснований в отеческом предании. Мы решили ничего не принимать без обсуждения на соборе, участие в котором было предписано епископам всего мира. Что, как рассказывают, в то же время сделали в Константинополе противники Вселенского собора [в Риме], когда они узнали, что Максим обратился, по праву и обычаю предков, для ведения своего дела в наши края, к собору (хотя о соборе еще не было даже объявлено)? Так поступали и достопамятный Афанасий, и недавно Петр, епископы Александрийской Церкви, и многие из восточных епископов, прибегая к суду Римской Церкви, Италии и всего Запада. Когда противники епископского сана Максима поняли, как мы сказали, что он хочет судиться с ними, они должны были дождаться нашего решения по его делу. Мы не требуем преимущественного права расследования, но должно быть общее участие в решении. 5. Сначала мы, как и следовало, рассмотрели, насколько позволительно тем, на кого сам Максим приносит жалобы за ложные показания и несправедливые нападки, отнимать у него епископство и отдавать другому. Когда же Максим был принят в общение у нас как рукоположенный кафолическими епископами, мы сочли, что он может сохранить свои притязания на Константинопольский престол и признали необходимость рассмотреть это дело в присутствии сторон. Когда мы, убогие, узнали о рукоположении Нектария в Константинополе, мы не смогли согласиться, что общение наше с восточными землями не нарушено. К тому же, как говорят, Нектарий был тут же покинут и лишен общения теми же, кто рукоположил его. Несомненно, в этом есть немалое преткновение. 6. Нами движет не обеспокоенность за собственное положение и признание, но тревога за разрыв и расторжение общения. Мы не видим другого способа его восстановить, кроме возвращения в Константинополь того, кто был рукоположен первым, или по крайней мере созыва собора наших и восточных епископов в городе Риме по поводу рукоположения обоих511. 7. Кажется достойным, август, чтобы подлежали разбирательству предстоятеля Римской Церкви и соседних италийских епископов те, кто считал настолько важным суждение одного епископа Ахолия512, что счел нужным вызвать его в Константинополь из западных областей. Если весомость мнения признавалась за одним, насколько более следует признать ее за многими? 8. Нас побудил написать твоей властительной милости блаженнейший брат513 твоего благочестия, и мы просим твоего содействия, чтобы там, где есть единство общения, утвердилось единомысленное суждение и единодушное согласие. 10 (Maur. 57). Всемилостивейшему императору Евгению514 епископ Амвросий 1. Причиной моего удаления был страх Господа515. Я привык, насколько могу, к Нему обращать все свои деяния, от Него никогда не отвращать своего ума и никакую человеческую благосклонность не ставить выше благодати Христовой. Я никому не причиняю обиды, если предпочитаю всем Бога, и, полагаясь на Него, не боюсь говорить вам, императорам, что думаю, о том не умолчу, всемилостивейший император, и перед тобой. И чтобы соблюсти во всем порядок, вкратце изложу все, что относится к делу. 2. Преименитый муж Симмах, когда был префектом Города516, обратился к августейшей памяти Валентиниану Младшему, чтобы тот приказал вернуть изъятое из языческих храмов. Он действовал в соответствии со своим образом мысли и в интересах своего обряда. Тем паче я, епископ, тоже должен был поступить сообразно своему положению. Я направил императорам два послания517, в которых указал, что христианин не может оплачивать жертвоприношения. Не по моему совету расходы были сокращены, однако я дал совет не назначать их, поскольку получалось, что их не возвращают, а дарят идолам. Ведь не сам Валентиниан их отнял и поэтому не мог возвратить, а как будто по собственному усмотрению щедро жертвовал на нужды суеверия. Если бы он это сделал, то он либо не пришел бы в церковь, а если бы пришел, то не нашел бы там епископа, либо в церкви нашел бы в его лице противодействие. Не могло служить оправданием и то, что Валентиниан был оглашенным518, потому что и оглашенным не позволено жертвовать средства на идолослужение. 3. Мои послания были прочитаны в консистории. Присутствовал преименитый честью магистр военных дел комит Бавтон519 и Руморид520, облеченный тем же достоинством, с раннего детства приверженный вере языческих народов. В то время Валентиниан послушался моего увещания и поступил, как требовала наша вера. И с этим согласились также и его комиты. 4. Впоследствии я также лично обратился ко всемилостивейшему императору Феодосию и без колебаний говорил с ним. Он, когда ему подали такого рода прошение от сената (хотя и не весь сенат просил), не сразу согласился с моим заявлением. В течение нескольких дней я не являлся к нему, но он не разгневался, ибо я делал это не ради собственной выгоды, но не стыдился пред царями (Пс. 118. 46) говорить то, что было на пользу и ему самому, и моей душе. 5. И вновь прошение, посланное521 сенатом августейшей памяти принцепсу Валентиниану, находившемуся в Галлии522, не возымело никакого действия, а меня тогда точно не было, и я ничего не писал ему. 6. Но после того как кормило власти оказалось в руках твоей милости, стало известно, что эти дары пожалованы мужам, имеющим значительные заслуги перед государством, но придерживающимся языческого образа мыслей. Возможно, скажут, августейший император, что ты не языческим храмам возвратил привилегии, но одарил тех, кто заслужил это перед тобой. Однако тебе известно, что действовать надо в страхе Божьем и с постоянством, и в вопросах свободы так часто поступают не только священнослужители, но и те, кто состоит у вас на военной службе или служит чиновником в провинциях. С твоим приходом к власти послы потребовали, чтобы ты возвратил привилегии языческим храмам, ты этого не сделал. В следующий раз вновь потребовали, уже другие, ты отказался, а после этого счел, что надо одарить самих просителей523? 7. Хотя и велика императорская власть, но подумай, император, насколько выше власть Бога: Он видит сердца всех524, вопрошает внутреннюю совесть, знает все прежде бытия их (Дан. 13. 42), знает тайны твоего сердца. Вы сами не терпите, чтобы вас обманывали, а от Бога хотите укрыться? Разве подобное не пришло тебе на ум? Если они добивались своего столь настойчиво, разве не подобало тебе, о император, тем более настойчиво защищать525 почитание Бога Вышнего, Истинного и Живого и отвергать то, что оскорбляет священный закон? 8. Кто позавидует, если ты даровал другим, что хотел? Мы не надзираем за вашей щедростью и не завидуем выгоде других, но мы имеем суждение о вере. Как ты принесешь свои дары Христу? Немногие оценят, что ты сделал, все – что ты хотел сделать. За все, что они сделают [с твоими дарами], будешь отвечать ты, за то, чего не сделают, они сами. Хотя ты и император, тем более должен быть покорен Богу. Как служители Христовы будут распоряжаться твоими дарами? 9. Такого рода случай произошел и в прежние времена526, однако гонение уступило вере отцов, и язычество потерпело поражение. Когда в городе Тире проводились пятилетние игры и посмотреть их прибыл царь Антиохии527, преступнейший Иасон528 отправил на зрелища уполномоченных-антиохийцев529 доставить из Иерусалима триста драхм серебра. Иасон послал эти деньги для жертвоприношения Гераклу, однако отцы не отдали деньги язычникам, но, послав верных мужей, потребовали потратить деньги не на жертвоприношения – потому что не подобало этого делать, – а на другие нужды. И было провозглашено, что хотя тот и послал серебро на жертвоприношение Гераклу, следует взять посланное. Поскольку жалобщики по своему усердию о богопочитании настаивали, чтобы средства пошли не на жертвоприношение, а на другие нужды, деньги были переданы на постройку кораблей. Они вынуждены были послать деньги, однако послали их не на жертвоприношение, но на другие государственные расходы. 10. В конце концов они добились своего. Они могли бы промолчать, но повредили бы вере те, кто знал, для чего предназначены деньги, и потому послали мужей богобоязненных, постаравшихся, чтобы посланное отдали не языческому храму, а на строительство кораблей. Они доверили деньги тем, кто выступил в защиту священного закона: доказательством послужил исход тяжбы, облегчивший совесть. Если они, находясь под чужой властью, принимали такие меры предосторожности, то нет сомнений, что следовало сделать тебе, император. Во всяком случае, тебя никто не принуждал, никто не имел над тобой власти, ты должен был посоветоваться с епископом. 11. В свое время я этому воспротивился, хотя воспротивился только я один, однако не один я был против и не один высказывал советы. Я связан моим словом и перед Богом и перед людьми, и я понял, что мне нельзя поступить иначе и не подобает иного, как с покорностью удалиться, чтобы позаботиться о себе, потому что о тебе я не смог530. Я долго подавлял и скрывал печаль, считал, что не следует никому ничего говорить. Но сейчас мне нельзя скрывать, и я не волен молчать. И в самом начале твоего правления я не ответил на твое письмо, потому что предвидел, что так случится. Когда ты потребовал ответного письма, я не написал его, но сказал: по моему мнению, язычники от него этого добьются. 12. Когда представился случай для исполнения моего долга, я и писал, и просил за тех, кто тревожился за свою судьбу, чтобы показать, что в делах Божьих мне присущ праведный страх и что я не ставлю лесть выше собственной души. В тех же делах, где подобает вас просить, я выказываю предупредительность, подобающую власти, как написано: Кому честь, честь; кому оброк, оброк (Рим. 13. 7). Корму я от всего сердца выказывал уважение как частному лицу, разве не выкажу уже ставшему императором? Но если вы хотите, чтобы вам воздавали почести, потерпите, что мы воздаем их Тому, Кого вы желали бы показать Подателем вашей власти. 11 (Maur. 51). Августейшему императору Феодосию Амвросий531 1. Сладостно мне и вспомнить старую дружбу, и с благодарностью храню я в памяти благодеяния, которые ты нередко при моем посредничестве милостиво изливал на других. Отсюда явствует, что отнюдь не из чувства неблагодарности решился я отклонить твое посещение, которое прежде всегда было для меня самым желанным. Но я кратко объясню, по какой причине я так поступил. 2. Я видел, что только у меня в твоем окружении было отнято естественное право слышать, с целью лишить меня возможности и говорить, ибо ты нередко бывал раздосадован тем, что до меня доходят некие известия о принятых в консистории решениях. Итак, я оказался непричастным к общей деятельности, хотя Господь Иисус говорит, что нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Лк. 8. 17). Посему я с какой мог почтительностью исполнил императорское решение и позаботился, чтобы у тебя не было причины беспокоиться, сделав так, чтобы мне не рассказывали что-либо из императорских постановлений; или я не буду присутствовать, или не буду слушать, чтобы никто не боялся говорить, или прослыву соней, или так буду слушать, чтобы мой слух был открыт, а голос загражден и я не имел возможности сказать об услышанном, чтобы не подвергнуть опасности тех, на кого падет подозрение в предательстве. 3. Так что мне было делать? Не слушать? Но я не мог залепить уши воском из древних басен532. Разгласить? Но чего я мог бы бояться в твоих приказах, того должен был остерегаться и в собственных словах, чтобы не пролилась кровь. Молчать? Но это была бы самая жалкая участь из всех: совесть была бы связана, язык вырван. И что тогда? Если священник не скажет заблудшему, тот умрет со своей виной, и священник будет подлежать наказанию, потому что не увещевал заблуждавшегося533. 4. Выслушай мои слова, августейший император! Не могу отрицать, что тебе присуща ревность в вере, не отпираюсь, что есть страх Божий; однако в тебе есть природная горячность, которую если кто захочет смягчить, ты быстро обращаешь к милосердию, а если кто подстегивает – ты еще больше распаляешься, так что едва можешь удержать ее. О если бы никто не подстрекал, раз никто не смягчает! Я охотно оставляю это тебе, чтобы ты удерживал себя сам и стремлением к благочестию побеждал. 5. Я предпочел вверить этот порыв гнева твоим тайным размышлениям, чем, возможно, пробудить принародно моими поступками. Посему я предпочел в чем-то погрешить против своего долга, нежели против смирения; я предпочел, чтобы другим не хватало во мне епископской властности, нежели чтобы тебе недоставало во мне почтительности самого любящего человека; но все это лишь для того, чтобы, победив свою горячность, ты обрел способность выбрать решение. В свое оправдание я сослался на телесную немощь, в самом деле жестокую: если бы милосердным мужам не удалось кое-как облегчить ее, то я предпочел бы умереть, чем в течение двух или трех дней не иметь возможности встретить тебя; но я ничего не мог поделать. 6. В городе Фессалоники совершено злодеяние, какого не было ни на чьей памяти. Я никак не мог воспрепятствовать этому, хотя еще раньше говорил, что это будет величайшая жестокость, хотя я столько раз просил, хотя ты и сам по размышлении зрелом счел это тяжким преступлением, – этого груза я не мог облегчить. Когда об этом впервые прошел слух, – а из-за прибытия галльских епископов собрался синод епископов, – не было никого, кто не стенал бы; никто не воспринял известие равнодушно. Нисколько не оправдывала твой поступок и дружба с Амвросием, более того, осуждение содеянного еще более усилилось, если бы не говорили о необходимости примирения с Богом. 7. Разве стыдно тебе, император, поступить так, как поступил царь, пророк и родоначальник Христа по плоти Давид? Когда ему рассказали о богаче – владельце многих стад, который отобрал единственную овечку бедняка и зарезал ее для своего гостя534, он понял, что этот пример изобличает его самого и его деяния, и сказал: Согрешил я перед Господом (2 Цар. 12. 13). Поэтому терпеливо снеси, император, если тебе скажут: ты сделал то, о чем пророк сказал царю Давиду. Если ты спокойно выслушаешь это и скажешь: Согрешил я перед Господом, если произнесешь те царские и пророческие слова: Придите, поклонимся и припадем к Нему, и восплачем пред Господом, Творцом нашим (Пс. 94. 6), – то будет и тебе сказано: «Так как ты каешься, отпустит тебе Господь грех твой, и ты не умрешь»535. 8. И вновь, когда Давид приказал исчислить народ, вздрогнуло сердце его536 и сказал он Господу: Тяжко согрешил я, сотворив слово сие; и ныне, Господи, отними беззаконие раба Твоего, ибо я совершил тяжкое преступление (2 Цар. 24. 10). И вновь послан был к нему пророк Нафан537, который предложил ему три кары, чтобы он избрал: голод в стране в течение трех лет538, три месяца бежать от лица врагов своих или трехдневный мор на земле. Давид ответил: Тяжки мне эти кары, но пусть впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, только бы в руки человеческие не впасть мне (2 Цар. 24. 14). Вина его состояла в том, что он пожелал узнать число всего народа, который был с ним, а знать это подобало лишь Богу. 9. Был мор в народе израильском от утра до часа обеденного…когда увидел Давид ангела, поражавшего народ, и сказал: Вот, я согрешил и я, пастырь, сотворил зло, а эти овцы, что сделали они? Пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего (2 Цар. 24. 15, 17). Тогда Господь пожалел и повелел ангелу пощадить народ, а Давид принес жертву: ведь тогда жертвы приносили за преступление, сейчас же это жертвы покаяния. Благодаря своему смирению он стал более приятен Богу: неудивительно, если человек грешит, но достойно порицания, если он не признает, что заблуждался, и не смиряется перед Богом. 10. Святой Иов, могущественный в веке этом, говорит: я не скрыл греха моего, но пред всем народом возвестил539. Свирепому царю Саулу сказал Ионафан, сын его: не греши против раба твоего Давида…Для чего ты грешишь против невинной крови, чтобы умертвить Давида без причины (1 Цар. 19. 4, 5)? Хотя он и был царем, но согрешил бы, если бы убил невинного. Также и Давид, когда уже овладел царством и услышал, что невинный Авенир убит Иоавом, предводителем его войска, сказал: Невинен я и царство мое отныне и вовек в крови Авенира, сына Нирова (2 Цар. 3. 28) – и постился в печали. 11. Я написал это не для того, чтобы обличить тебя, но чтобы примеры царей побудили тебя снять этот грех с твоего царства; а снимешь ты его, смирив пред Богом свою душу. Ты – человек, и к тебе приходит искушение, победи его. Грех снимается лишь слезами и покаянием. Ни ангел, ни архангел, лишь Сам Господь может сказать: Я с вами (Мф. 28. 20), не смягчает вину, когда мы согрешили, если не принесем покаяние. 12. Убеждаю, прошу, побуждаю, увещаю, потому что меня удручает, что ты, бывший примером неслыханного благочестия, стоявший на вершине милости, не терпевший, чтобы опасности подвергались виновные, не печалишься о гибели стольких невиновных540. Хотя ты был весьма успешен в битвах, хотя в других вещах ты также достоин похвал, но вершиной твоих дел всегда было благочестие. Тебе позавидовал дьявол в самом великом. Победи его, пока еще у тебя есть чем побеждать. Не прибавляй к своему греху другой грех, покушаясь на то, покушение на что многим навредило. 13. Пусть во всем остальном я должник твоего благочестия, которому не могу не быть благодарным, и благочестие это предпочитал многим императорам и лишь с одним сравнивал541. Я действую по отношению к тебе не из строптивости, но из страха: я не осмелюсь принести жертву, если ты захочешь присутствовать [в церкви]. Или то, что не дозволено из-за крови одного невиновного, из-за крови многих дозволено? Не думаю. 14. Я пишу собственноручно то, что ты будешь читать один. Господь освободит меня от всех терзаний, потому что ни от человека, ни через человека, но открыто я указал, что мне запрещено. Той самой ночью, когда я готовился выйти [тебя встречать?], я был встревожен: ты, как оказалось, пришел в церковь, но мне нельзя было совершать священнодействие. Я опускаю другое – я мог бы уберечься, но все стерпел, я думаю, из любви к тебе. Да сотворит Господь, чтобы все происходило мирно. Бог наш увещает многообразно: небесными знамениями, повелениями пророков, даже видениями грешников хочет привести нас к пониманию, как нам просить Его устранить смуты, сохранить мир вашей власти, чтобы устояла вера и спокойствие Церкви, которой на пользу, чтобы императоры были благочестивыми христианами. 15. Конечно, ты хочешь угодить Богу. Время всякой вещи (Екк. 3. 1), как написано; Время действовать, Господи (Пс. 118. 126) – и: Время благоугождения, Боже (Пс. 68. 14). Тогда принесешь ты жертву, когда получишь возможность священнодействия, когда приношение твое будет приятно Богу. Разве не радостно было бы мне иметь благоволение императора, чтобы действовать по твоей воле, если бы была такая возможность? Простая молитва – тоже священнодействие: одна несет прощение, другая – обиду, потому что в одной есть смирение, а в другой – презрение. Ибо это глас Бога, желающего исполнения Своего повеления, а не жертвы542. Возглашает это Бог, Моисей возвещает народу, Павел проповедует языкам. Сделай то, что по твоему разумению в нынешних обстоятельствах будет угоднее. Он сказал: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9. 13; Ос. 6. 6). Поэтому христиане скорее те, кто осуждает свой грех, чем те, кто считает нужным его защищать. В начале своей речи праведник обвиняет себя (Притч. 18. 17). Праведен тот, кто, согрешив, обвиняет себя, а не тот, кто себя хвалит. 16. О если бы, император, прежде я скорее поверил самому себе, нежели твоему нраву. Пока я думал, что ты быстро прощаешь и быстро отменяешь наказание, как ты часто делал, тебя упредили, и я не предотвратил того, чего не должен был остерегаться. Но благодарение Господу за то, что Он хочет наказать своих рабов, чтобы не погубить их. Это у меня общее с пророками, а у тебя будет общим со святыми. 17. Разве не стоит у меня перед глазами отец Грациана543? Другие твои святые родственники должны простить. Сладостное для меня имя я поставил впереди тех, к кому питаю равную любовь. Люблю, почитаю, молюсь. Если веришь, прислушайся, признай тогда то, что я говорю, а если не веришь, прости то, что я делаю, предпочитая Бога. Блаженнейший и процветающий император август, наслаждайся постоянным спокойствием со святыми твоими чадами. 12 (Maur. 1). Блаженнейшему августу и христианнейшему принцепсу Грациану епископ Амвросий544 1. Не холодность в отношении к тебе, христианнейший из принцепсов, – ни для одного другого чувства в моем признании нет больше истины и славы! – но робость удержала меня приветствовать твою милость по возвращении. Пусть я не вышел навстречу тебе стопами, но я вышел душою, вышел молитвой, в чем заключено важнейшее служение священника. Я повторяю, вышел навстречу. Пусть меня не было в том месте, но к кому стремилась моя душа, кому прилежали помышления и разум? Душевное соучастие конечно же особенно драгоценно. Я каждый день читал о твоих передвижениях, моя забота и тревога ни на миг не оставляли твоего лагеря, а молитвы стояли на страже его. Пусть я немощен заслугами, но прилежен в устремлении. 2. Когда мы возносили молитвы о твоем здравии, мы делали это по собственному почину. В них не было ни капли лести, которая не нужна тебе и чужда нашему служению, но признательность за твое благоволение. Известно нашему Судье, Которого ты исповедуешь и в Которого благочестиво веришь, что ободряют мое сердце твоя вера, твое благоденствие, твоя слава и что я воздаю должную цену, причитающуюся не только государственной должности, но и частной любви. Ты вернул покой Церкви, заградил уста – о если бы и сердца! – зловерных. Ты сделал это, побуждаемый скорее верой, чем властью. 3. Надо ли мне вспоминать о недавнем письме? Ты написал его собственной рукой, и сами буквы свидетельствовали о твоей вере и благочестии. Так когда-то Авраам собственной рукой заклал теленка, чтобы сослужить службу пришедшим странникам, и в благоговейном служении не прибег к чужой помощи. Но он не облеченный царской властью, почтил Господа с ангелами или Господа в ангелах; а ты, император, одарил высочайшей честью нижайшего священнослужителя. Но оказывая честь рабу, воздают ее и его Господину, как Сам Христос сказал: Так как вы сделали это одному из сих меньших, то сделали Мне (Мф. 25. 40). 4. Почему же я провозглашаю только высокое смирение в императоре а не его веру? Ты сам признал разумом, сознающим свою правоту, что тебя наставляет Тот, Кого ты признаешь Богом. Кто другой мог научить тебя не признавать Его творением, подобным тебе самому? Нельзя сказать вернее и безупречнее. Называть же Христа творением есть извержение хулы, а не выражение благоговения. Что может быть бесстыднее, чем полагать Его тем же, что есть мы? Итак, ты признался мне, Чьим учеником хочешь быть. Ни от кого я не слышал и ни у кого не читал ничего подобного! 5. Твое удивительное благочестие не боится от Бога вражды. Ты надеешься на награду от Отца за любовь к Сыну и исповедуешь, что твоя хвала ничего не может Ему добавить, но ты хочешь лишь угодить Отцу признанием Сына. И в этом единственным Наставником у тебя был сказавший: Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим (Ин. 14. 21). 6. Ты признаёшь, что немощен и слаб, не считаешь себя хвалителем, способным во всей полноте превознести Бога в слове, и осознаёшь, что проповедуешь в меру своих сил, а не в меру божественного величия. Сильна твоя немощь во Христе, о ней говорит апостол: Когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12. 10). Смирение не допускает слабости. 7. Не откладывая, я поспешу и прибуду, как ты приказываешь, чтобы все, исходящее из твоих уст, услышать при нашей встрече и воспринять при нашей встрече. Я отправил две книги545, о судьбе которых я не беспокоюсь, поскольку знаю, что они одобрены твоей милостью. Прости мою задержку с сочинением о Духе546. Я медлю, поскольку узнал, каков будет судья моих рассуждений. 8. Знание твое о Господе и Спасителе, данное Самим Сыном Божьим, более чем достаточно для твердой решимости верить в вечное Божество Духа, не видеть в Нем творение, подобное нам, и не считать, будто Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, завидует Своему Духу. Не вызывает сомнений, что непричастное творению едино с божеством. 9. Если же Господь соблаговолит, я смогу исполнить пожелание твоей милости и убедить тебя, что Тот, Чью благодать ты воспринял, пребывает в полноте славы Божьей и Его имя достойно почитания. 10. Да сохранит Бог Вседержитель, Отец Господа нашего Иисуса Христа, тебя, господин император август, избранный Божественным судом, славнейший из принцепсов, процветающим на многая и благая лета, да утвердит Он твое царство в высшей славе и вечном мире. 13 (Maur. 23). Господам братьям, возлюбленным епископам, поставленным в Эмилии, Амвросий547 1. Немалая требуется мудрость, чтобы определить день празднования Пасхи. Об этом нас наставляет и Божественное Писание, и предание старцев. Последние, собравшись на Никейский собор, среди постановлений о вере, сколь истинных, столь же и удивительных, приняли также и это решение касательно упомянутого дня празднования. Собрав людей, искуснейших в исчислении, они решили установить цикл из девятнадцати548 лет, по образцу которого это исчисление будет производиться и для остальных лет. Этот цикл они назвали «девятнадцатилетием» (έννεαδεκαετηρίδα), чтобы, следуя ему, нам не колебаться в пустых сомнениях о праздновании Пасхи, но, узнав правильный способ исчисления, все согласятся, что священнодействие в честь воскресения Господа должно повсюду совершаться в одну ночь. 2. Господа и возлюбленные братья, потому нам не подобает уклоняться от истины и блуждать умом в разномыслии, что некая необходимость задумываться о совершении этого празднования оказывается возложена на всех христиан, так как Сам Господь избрал этот день, когда совершал Пасху, и этот выбор согласуется с соблюдением правильного расчета. Ибо написано: Настал же день, в который надлежало закалать пасхального агнца. И послал Он Петра и Иоанна, сказав: Пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: Где велишь нам приготовить? И Он сказал им: Вот, при входе вашем в город встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую <устланную>; там приготовьте (Лк. 22. 7–12). 3. Обращаем внимание на то, что для празднования Пасхи не на землю должны мы спускаться, но искать горницу большую, устланную, чтобы праздновать Пасху Господню. Нужно также омыть наши чувства духовной водой из вечного источника, и соблюдать меру в благочестивом праздновании, и не исследовать лунные на основании простонародных примет, как апостол говорит: вы наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас (Гал. 4. 10–11)549, – ибо очевидно, что это не принесет пользы, это начало конца? 4. Но одно дело наблюдать, как язычники, и рассуждать, в какую луну что следует предпринимать, – например, избегать550 пятого дня после новолуния и ничего в этот день не начинать, предпочитать какие-то дни для совершения дел в зависимости от движения луны или остерегаться этих дней: так, многие обычно избегают дней «последующих»551 или «египетских552». Другое дело – благочестивым умом соблюдать день, о котором написано: Сей день сотворил Господь (Пс. 117. 24). Хотя написано, что Пасха Господня должна совершаться в четырнадцатый день первого месяца553 и для празднования дня Страстей Господних мы должны высчитывать четырнадцатый день от новолуния, однако из этого мы можем понять, что для такого торжества требуется совершенство Церкви и полнота чистой веры, как сказал пророк, когда говорил о Сыне Божием: Престол Его, как солнце, предо Мною и как луна совершенная вовек пребывает (Пс. 88. 37–38). 5. Вот почему и Сам Господь, когда творил на земле чудеса, упомянул о времени страдания, как будто вера в человеческих душах уже была утверждена, и сказал: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ин. 17. 1). Об этом вожделенном прославлении и праздновании страдания Он учит в другом месте, говоря: Пойдите, скажите этой лисице: Се, изгоняю бесов сегодня и совершаю исцеления завтра, и в следующий день совершу (Лк. 13. 32). Иисус совершает это для тех, кто уже стяжал начатки совершенства, и они сами могут поверить в полноту Его Божества и искупления. 6. Поэтому мы исчисляем и день, и час в соответствии с тем, как нас наставляет Писание. Также и пророк Давид говорит: Время действовать, Господи (Пс. 118. 126), прося, чтобы ему можно было обрести разум для познания свидетельств Господних. Екклесиаст говорит: Всему свое время (Екк. 3. 1). Иеремия восклицает: Горлица и ласточка, птицы полевые, знают время, когда им прилететь (Иер. 8. 7). Но что очевиднее всего сказано о страдании Господа: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего (Ис. 1. 3). Так познаем и мы эти ясли Господни, которые нас питают, услаждают и укрепляют. 7. Поэтому мы особенно хорошо должны знать то время, когда по всему миру согласно возносится моление святой ночи, потому что и молитвы совершаются в свое время, как написано: Во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе (Ис. 49. 8). Это время, о котором апостол сказал: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6. 2). 8. Сказать об этом было необходимо потому, что и после исчислений египтян и точного указания, предписания Александрийской Церкви, а также и епископа Римской Церкви, многие до сих пор ожидают моего суждения в письме: что я думаю написать о дне Пасхи. Хотя вопрос возник о предстоящем дне следующей Пасхи, однако, думается, что и на будущее надо решить, чего держаться, если вдруг такой вопрос возникнет. 9. В праздновании Пасхи следует соблюдать две вещи: это четырнадцатый день от новолуния и первый месяц, который называется «месяцем новых плодов». Итак, чтобы не показалось, что мы отступаем от Ветхого Завета, вспомним ту самую главу, где говорится о праздновании Пасхи. Моисей увещевает народ, говоря, что надо соблюдать месяц новых плодов, объявляет его первым месяцем и говорит: Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым между месяцами года (Исх. 12. 2), и совершай Пасху Господу, Богу твоему (Втор. 16. 1) в четырнадцатый день первого месяца (Числ. 9. 3). 10. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли от Иисуса Христа (Ин. 1. 17). Стало быть, Тот, Кто возвестил закон, затем, в последние времена, придя от Девы, возвел к совершенству полноту закона, ибо пришел не разрушить закон, но исполнить554, и праздновал Пасху в ту седмицу, в которую четырнадцатый день новолуния приходится на пятый день седмицы. В этот самый день, как учит Писание, Он ел пасху с учениками, а на следующий день, то есть в шестой день недели, в пятнадцатый день от новолуния, Он был распят. Великая суббота была в шестнадцатый день, поэтому Он воскрес из мертвых в семнадцатый день от новолуния. 11. Поэтому мы должны соблюдать этот закон Пасхи: четырнадцатый день считать не днем Воскресения, а днем Страстей, или одним из ближайших предшествующих дней, потому что празднование воскресения совершается в день Господень. В день Господень мы не можем поститься555, ведь и манихеев мы справедливо осуждаем за пост в этот день. Если кто считает, что в день воскресения по закону надо поститься, тот не верует в воскресение Христово. Между тем закон говорит, что на пасху надо вкушать с горькими травами, то есть с печалью, ибо совершилось неслыханное святотатство и Содетель нашего спасения был убит. В день же Господень надо радоваться, как учит нас пророк, говоря: Сей день сотворил Господь, в этот день возрадуемся и возвеселимся (Пс. 117. 24). 12. Итак, нам следует соблюдать не только день страдания, но и день воскресения, чтобы у нас был и день горечи, и день радости; в тот мы будем поститься, в этот – утешаться. Поэтому, если случится так, как в этом году: четырнадцатый день от новолуния первого месяца приходится на день Господень, – то, поскольку ни в день Господень мы не должны поститься, ни в тринадцатый день от новолуния, приходящийся на день субботний, не должны нарушать пост, так как особенно строго надлежит блюсти его в день Страстей, – празднование Пасхи должно быть перенесено на следующую седмицу. Ведь далее следует пятнадцатый день от новолуния, когда пострадал Христос, и это будет второй день седмицы556. Третий день седмицы – это будет шестнадцатый день от новолуния, когда плоть Господня упокоилась в гробнице, а в четвертый день седмицы или в семнадцатый день от новолуния Господь воскрес. 13. Когда на конец следующей седмицы переходит это священное трехдневие, на протяжении которого Христос пострадал, упокоился и воскрес, трехдневие, о котором сказано: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2. 19), – что может обременить нас сомнением? Если беспокоит мысль, что мы не отмечаем в четырнадцатый день от новолуния день Страстей или же Воскресения, то Сам Господь пострадал не в четырнадцатый день от новолуния, а в пятнадцатый, в семнадцатый же воскрес. Если же смущает то, что, пропустив четырнадцатый день, который приходится на день Господень, а это четырнадцатый день до майских календ557, мы советуем совершать празднование в следующий день Господень558, то основания для этого следующие. 14. В недавние времена, когда четырнадцатый день от новолуния попадал на день Господень, принято было праздновать Пасху в следующий день Господень. В восемьдесят девятом и девяносто третьем году559 от начала правления Диоклетиана, когда четырнадцатый день от новолуния приходился на девятый день до апрельских календ, мы совершали Пасху накануне апрельских календ560. Александрийцы и египтяне, как они сами писали, когда четырнадцатый день от новолуния приходился на двадцать восьмой день месяца фаменот, праздновали Пасху в пятый день месяца фармути, что соответствует кануну апрельских календ, и в этом они едины с нами. И в девяносто третий год от начала правления Диоклетиана, когда четырнадцатый день от новолуния пришелся на четырнадцатый день месяца фармути, который соответствует пятому дню до апрельских ид, и это был день Господень, Пасха Господня праздновалась в двадцать первый день фармути, что у нас соответствовало шестнадцатому дню до майских календ561. Поэтому, поскольку в этом есть и исчисление, и традиция, нам не следует ничего изменять. 15. Теперь надо объяснить еще следующее. Многие думают, что мы будем праздновать Пасху во второй месяц, в то время как написано: Соблюдай первый месяц новых плодов (Втор. 16. 1), – потому что нельзя праздновать Пасху не в месяц новых плодов, если только не соблюдать четырнадцатый день по букве закона и праздновать только в этот самый день. В этом году иудеи собираются праздновать пасху в двенадцатый, а не первый месяц, потому что Пасха приходится на тринадцатый день до апрельских календ562 у нас, а у египтян на двадцать четвертый день месяцы фаменот, который является не первым месяцем, а двенадцатым, ибо он начинается в пятый день до мартовских календ и заканчивается в седьмой день до апрельских календ563; а первый месяц начинается в шестой день до апрельских календ и заканчивается в седьмой день до майских календ564. Следовательно, согласно египтянам, мы собираемся праздновать Пасху Господню в первый месяц, то есть в седьмой день до майских календ565, который соответствует тридцатому дню месяца фармути. 16. Полагаю, будет вполне уместно, если мы станем соблюдать месяц, следуя примеру первого празднования Пасхи. Поэтому и наши отцы в постановлениях Никейского собора, если внимательно их прочитать, сочли нужным утвердить упомянутый девятнадцатилетний цикл, έννεαδεκαετηρίδα, соблюдая месяц новых плодов, потому что в Египте именно в этот месяц собирают первый урожай хлеба. Этот месяц является и первым по сбору урожая у египтян, и первым по закону, восьмым по нашему обычаю, ибо сбор налогов начинается в сентябре, стало быть, апрельские календы приходятся на восьмой месяц. Месяц начинается не как привычно для всех, но по установлениям людей ученых, от равноденствия, которое приходится на двенадцатый день до апрельских календ, а заканчивается он в одиннадцатый день до майских календ566. Поэтому, как правило, Пасха и празднуется в этот промежуток из тридцати одного дня. 17. Шесть лет назад мы праздновали Пасху Господню в одиннадцатый день до майских календ567, или же в тридцатый день месяца [фармути], как выходит по нашим расчетам, и нас не должно смущать, если и в этот раз мы отпразднуем Пасху Господню в тридцатый день месяца фармути. Однако если кто-то считает это вторым месяцем, из-за того что Пасха настанет на третий день после завершения одиннадцатого дня до майских календ568, тот пусть поразмыслит о том, что искомый четырнадцатый день от новолуния придется на четырнадцатый день до майских календ569, то есть он попадает в пределы предписанных дней месяца; ведь по закону требуется, чтобы день Страстей приходился на месяц первых плодов. 18. Принимая во внимание полнолуние, мы видим, что до завершения месяца остается три дня. Следовательно, день Пасхи приходится не на другой месяц, если празднуется в пределах того же первого месяца. Буквы же нам держаться не следует. Хотя и сам обычай празднования Пасхи нам важен, но апостол учит так: Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5. 7). И уже предложенное ранее чтение показывает, что не нужно следовать букве: И совершай Пасху Господу Богу твоему (Втор. 16. 1) в четырнадцатый день первого месяца (Числ. 9. 3). Вместо слова «луна» сказано «день», поэтому люди сведущие, в соответствии с законом, исчисляют месяц по движению луны. Поскольку большинство считает началом лунного месяца ноны570, это и будет первый день. Ты видишь, что еще и майские ноны причисляются к первому месяцу новых плодов. Следовательно, и по закону это первый месяц. Греки называют луну μήνην571, поэтому словом μῆνας они называют месяцы. И прочие народы обычно под «днем» подразумевают день от новолуния. 19. Текст Ветхого Завета также показывает, что в один день надо отмечать Страсти, в другой – Воскресение: Агнец у вас должен быть без порока, чистый, совершенный, однолетний, мужеского пола; возьмите его от овец, или от коз и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца; и тогда пусть заколите его всем собранием общества Израильского вечером и возьмете от крови его и помажете на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его друг с другом. Пусть едят мясо в сию самую ночь, испеченное на огне (Исх. 12. 5–8). И ниже: И ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и по всей земле Египетской произведу суд, Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и покрою вас, и не будет между вами язвы губительной, и поражу землю Египетскую. И будет вам день сей памятен и торжественен и отмечайте оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его (Исх. 12. 11–14). 20. Мы обращаем внимание на то, что день Страстей считается постным, потому что агнца закалают вечером, хотя мы можем понимать под словом «вечер» последние времена, согласно с Иоанном, который говорит: Дети, последний час (1 Ин. 2. 18). Кроме таинственного смысла известно, что агнца закалали вечером того дня после наступления сумерек, и в тот день соблюдался пост, потому вы будете его вкушать с поспешностью, потому что постившиеся всегда едят поспешно. А ликование в день воскресения – это откровение и радость; в этот день народ вышел из Египта, а первенцы египетские были убиты. Более наглядно показывают это последующие главы Писания: после того как иудеи совершили пасху, следуя заповедям Моисея, в полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона (Исх. 12. 29). И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал им: Встаньте и выйдите от народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу Богу вашему (Исх. 12. 31). И понуждали египтяне народ, чтобы скорее выслать его (Исх. 12. 33). И столь спешно отправились в путь израильтяне, что не было у них закваски хлебной572, потому что изгнали их египтяне и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу (Исх. 12. 39). 21. Итак, мы выяснили, что день Воскресения надо праздновать после дня Страстей, и день Воскресения не должен приходиться на четырнадцатый день от новолуния, но должен наступать после, как свидетельствует Ветхий Завет, потому что день Воскресения – это тот день, когда народ, уходя из Египта, был крещен морем и облаком, как говорит апостол, и победил смерть, приняв хлеб духовный и почерпая от скалы духовное питье573. Невозможно вспоминать Страсти Господни в день Господень, и если четырнадцатый день от новолуния приходится на день Господень, то надо прибавить еще одну неделю, как и было сделано в семьдесят шестом году от начала правления Диоклетиана. Тогда мы отпраздновали Пасху Господню в двадцать восьмой день месяца фармути, который соответствует девятому дню майских календ574, причем отцы не имели ни малейшего сомнения по этому поводу. В том же убеждает и движение луны, и расчет: ближайшую Пасху надо праздновать в двадцать первый день от новолуния, потому что месяц продолжается до двадцать первого дня от новолуния. 22. Раз сходится столько свидетельств истины, по примеру отцов будем и мы, радуясь и ликуя, праздновать торжество общего спасения, верой в Страсти Господни помазуя наши дверные косяки, где находится дверь слова, которую апостол желает открыть. Об этой двери говорит и Давид: Поставь, Господи, стражу устам моим и дверь ограждения возле губ моих (Пс. 140. 3), – чтобы мы не говорили ни о чем, кроме крови Христовой, которой победили смерть, которой были искуплены. Пусть горит в нас фимиам Христа! Услышим Его Самого, к Нему устремим очи духовные и телесные, дивясь Его созданиям, проповедуя благодеяния! И пусть на пороге нашего входа блистает исповедание священного искупления. Пылающим духом примем таинство с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5. 8), наученные в чистоте воспевать славу Отца и Сына и нераздельное [от Них] величие Духа.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar