Меню
Назад » »

Святитель Амвросий Медиоланский / Об Исааке, или душе (2)

34. Наконец говорит Он такой душе: Встань, приди, ближ­няя моя (Песн. 2. 10), то есть восстань от удовольствий мира сего, восстань от земного и приди ко Мне ты, которая до сего часа трудишься и несешь тяжкое бремя109, потому что ты встревожена тем, что в мире. Пройди над миром, приди ко Мне, потому что Я победил мир (Ин. 16. 33). Подойди поближе, уже прекрасная кра­сотой вечной жизни, уже голубица110, то есть тихая и кроткая, уже целиком в духовной благодати. Ибо по праву не должна бояться сетей душа, когда зовет ее к Себе Тот, Кого не смогли захватить сети мира сего. Потому что если мы, люди, ходим среди лову­шек, – хотя бы из-за нашего пристрастия к пище для нас сущест­вуют и соблазны, и сети и ловушки. Он же, будучи в теле, не боял­ся сетей, но возвышался над сетями, то есть над соблазнами мира сего и страстями тела, преодолевать которые Он научал и других. Поэтому, желая также укрепить эту душу, Он говорил: Встань, приди, ближняя моя (Песн. 2. 10), не бойся сетей! 35. Вот зима прошла (Песн. 2. 11), то есть пришла Пасха, при­шло прощение, пришло отпущение грехов, прекратилось иску­шение, прошел ливень, прошла буря и потрясение. До пришествия Христа – зима, после Его прихода – цветы. Поэтому сказано: Цветы показались на земле. Где прежде терния, там теперь цветы. Время жатвы пришло. Где прежде пустыня, теперь сбор урожая. Глас горлицы слышен в земле нашей (Песн. 2. 12). Пророк правильно добавил слово «нашей», словно удивляясь, что где прежде было бесстыдство, теперь целомудрие. 36. Смоковница принесла незрелые плоды свои (ИИесн. 2. 13). На­чинает приносить плоды та, которую, словно бесплодную, было приказано срубить111. Но что тебя смущает, что он сказал «незре­лые плоды»? Первые плоды он уничтожает, чтобы следующие она принесла более зрелыми, подобно тому как плод синагоги отри­нут, а плод Церкви обновлен. 37. И хотя царит полное спокойствие и благоухают тайны, одна­ко Он вновь говорит: Встань, огражденная от опасностей под защи­ту скалы 112 (Песн. 2. 14), – то есть вся под защитой Моего страдания и под охраной веры. Ведь они сосали мед из скалы и масло из твердой скалы (Втор. 32. 12). Этим покровом одетые, души благочестивых уже не наги, и это для них защита. Поэтому Он говорит этой душе: Ты приди, голубица Моя, под покров скалы, близ укрепления, покажи Мне лик свой и дай услышать Мне голос твой (Песн. 2. 14). Он побуж­дает ее к доверию, чтобы она не стыдилась ни Креста Христова113, ни Его печати, побуждает к исповеданию веры, хочет, чтобы все ловушки были устранены, чтобы веяло доброе благоухание веры, чтобы воссиял день, чтобы тень враждебной ночи не нанесла вреда, как говорит тот, кто рядом со Христом: Ночь прошла, а день прибли­зился (Рим. 13. 12). Потому что и сумрак века сего, который прой­дет, и день небесных веков – это Христос, Который светит Своим святым. И принимает эта душа добрые залоги любви. 5. 38. Но так как мы всегда должны беспокоиться и всегда быть в напряжении и так как Слово Божие как серна скачет или как молодой олень114, душа всегда бодрствует и стремится впе­ред, та душа, которая Его ищет и которая желает удержать. Поэтому, словно случайно, вырвалось: На ложе моем, ночью искала я Того, Кого возлюбила душа моя (Песн. 3. 1). Тот, кто хорошо ищет, пусть ищет на ложе, пусть ищет по ночам. Ни празднич­ный день, ни ночи, никакое время суток да не будет несвободно от благочестивого служения, и если сразу кто не найдет, пусть будет настойчивым в поисках. Поэтому душа говорит: Встану я и буду искать в городе, на площади и на улицах 115 (Песн. 3. 2). И возможно, потому не находит до сих пор, потому что искала на площади, где тяжбы, па улицах, где торговля, ведь Христа нельзя купить за деньги. 39. Мы можем понять это таким образом: на ложе ищет Христа та душа, которая взыскует Его в тишине, в мире; она ищет Его по ночам, потому что Он говорил в притчах. Ведь Он положил тьму в покров Себе (Пс. 17. 12), и ночь ночи возвещает знание (Пс. 18. 3). Поэтому то, что мы говорим в сердце своем, нас должно терзать на ложах наших. Но однако, и так она не находит и поэтому гово­рит: Восстану, – то есть воздвигну и возвышу свое стремление, чтобы искать неленостно, искать прилежно, пойду в город. Вот такова душа, которая говорит: Я город крепкий, я город осажденный (Ис. 27. 3). Это город, укрепленный Христом, это город – тот Не­бесный Иерусалим116, в котором множество истолкователей божес­твенного закона и опытных в учении: с их помощью Слово Божие взыскуется. Она говорит: Я буду искать на площади этого города, па той площади, где законники обсуждают право, где продастся масло, которое покупают евангельские девы117, чтобы всегда горели их светильники и не угасил их дым неправды. Она говорит: Я буду искать па улицах, на которых изобильные воды бегут из источни­ков, из которых, как говорит Соломон, надо пить118. 40. Итак, пока она ищет Христа, находит она стражей119, несу­щих службу: у них она спросила о Нем. Но душа, которая ищет Бога, проходит и мимо стражей, существуют ведь тайны, которые и ангелы желают видеть. Поэтому Петр говорит: Проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что же­лают проникнуть ангелы (1 Петр. 1. 12). Итак, кто минует стражу, находит Слово. Прошел Иоанн, который нашел Слово у Отца120. 41. Много также тех, которые ищут Христа во время покоя и не находят, а находят они Его во время гонений, и быстро нахо­дят121. И поэтому словно после искушений, потому что в опаснос­тях Он находится рядом со Своими верными, она говорит: Но едва я отошла от них, как нашла Его. Удержала Его и не отпустила Его (Песн. 3. 4). Всякий, кто ищет, находит122, и кто нашел, должен при­лепиться к Нему, чтобы не отпустить. 42. И так как в Евангелии на земле мы видим прообразы небесных тайн, пойдем к той Марии, пойдем к Магдалине123. Давайте рассмотрим, как ночью они искали Христа на ложе Тела Его, на котором лежал Погребенный, когда ангел сказал им: Иисуса распятого ищете? Его нет здесь, Он воскрес (Мф. 28. 5–6). Что вы ищете живого между мертвыми (Л к. 24. 5)? Что вы ищете в гробе Того, Кто уже на небе? Ч ю вы ищете в гробовых оковах Того, Кто разрушил всеобщие узы? Его престол не гроб, по небеса! И поэтому говорит одна из них: Искала Его и не на­шла Его (Песн 3. 1). 43. Однако когда они идут возвестить апостолам, Иисус, по­жалев ищущих, встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28. 9). Вот они удерживают Иисуса, но Он рад, что Его удерживают, потому что удерживают Его верой. Порадовала Его и та женщина, которая дотронулась Него и исцелилась от кровотечения, о которой Он сказал: Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня (JIк. 8. 46). Итак, дотронься, и держи верою, и сжимай верно сто­ны Его, чтобы сила из Него изошла и исцелила твою душу. И даже если скажет: Не прикасайся ко Мне, – ты держи: Ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, – сказал Он (Ин. 20. 17). Однажды Он сказал: Не прикасайся ко Мне, – когда воскрес, возможно, сказал той, которая думала, что Он тайно унесен, а не воскрес Своею силою. Наконец и в другой книге ты читаешь, что Он сказал тем, которые ухватились за Его ноги и поклонились Ему: Не бойтесь (Мф. 28. 10). Держи и ты, душа, как и Мария держала, и скажи: Удержала Его и не отпущу (Песн. 3. 4), как говорили обе: «Удержим тебя!» Иди к Отцу, но не оставь Еву, чтобы она вновь не оступилась. Веди ее с собой, уже не блуждающую, но держащую дерево жизни. Хватай прильнувшую к твоим ногам, чтобы поднималась с тобой. Не оставляй меня, чтобы змеи вновь не влил свой яд, чтобы вновь не стремился ужалить в женскую пяту124, чтобы сбить с ног Адама. Пусть скажет твоя душа: Возьму тебя и введу в дом матери моей и в тайное той, которая за­чала меня (Песн. 8. 2), чтобы я познала тайны Твои, чтобы черпала таинства Твои. Итак, прими Еву, уже не смоковничными листьями прикрытую, но облеченную Святым Духом и славную новой бла­годатью, потому что она уже не прячется из-за своей наготы125, но бежит навстречу, словно облеченная в великолепие сверкающей одежды, потому что благодать – одеяние ее. Но и сначала Адам не был нагим, потому что облачением его служила невинность. 44. Видя ее, прильнувшую ко Христу и восходящую с Ним – ведь по Своей благой воле Он часто выходит навстречу ищущим и спускается, чтобы поднять их, – говорят дочери иерусалимские: Кто та, грядущая из пустыни (Песн. 3. 6)? Потому что оказывает­ся пустыней то место на земле, которое необработано и покрыто тернием и волчцами наших грехов. Похоже, что они удивляются, каким образом душа, которая прежде пребывала в недрах земли, может соединиться со Словом Божиим и взойти, как поросль ви­ноградной лозы, поднимаясь ввысь, как дым, рожденный из огня и устремляющийся вверх, потом запахнет благовониями. Ароматом ведь является сладость благочестивой речи, которая устремляется, как фимиам, пред очи Божии. И в Откровении мы читаем, что восходит дым фимиама с молитвами святых (Откр. 8. 4), и эти воскурения, то есть молитвы святых, возлагаются ангелом на зо­лотой жертвенник, который перед престолом (Откр. 8. 3), и благо­ухает сладкий аромат благочестивой молитвы, потому что состоит из прошения о вечном и невидимом, а не о телесном и особенно благоухает миррой и благовонной смолой, потому что душа умер­ла для греха и живет для Бога126. 45. И вот, видя ее, восходящую и не останавливающуюся, они радуются благоуханиям ее достоинств, признавая в ней невесту того самого Соломона-миротворца, и даже усердной свитой сле­дуют за ней до ложа Соломона127, потому что истинное упокоение во Христе заслужила она. Ибо Христос – ложе святых, на котором находят упокоение все сердца, усталые, измученные сражениями века сего. На этом ложе отдыхал Исаак и благословил младше­го сына, говоря: Больший будет служить меньшему (Быт. 25. 23)128. На этом ложе покоясь, Иаков благословил двенадцать патриар­хов129; на этом ложе покоясь, дочь начальника синагоги восстала от смерти130; лежа на этом ложе, покойник вдовы, призванный гласом Христа, освободился от оков смерти131. 46. И когда отвели невесту к покою жениха, они воспели брач­ную песнь, говоря о любви дочерям иерусалимским: Пойдите и посмотрите на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его (Песн. 3. 11). Они поют брачную песнь132 и призывают прочие силы небесные или души, чтобы те увидели любовь, которую питает к дочерям Иерусалима Христос. Поэтому и заслужил Он увенчания от Матери, как Сын любви, как показывает Павел, говоря, что Бог избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство Сына любви Своей (Кол. 1. 13). Следовательно, Он – Сын любви, и Сам – любовь, имеющий любовь не как что-то внешнее или случайное133, но содержа ее в Своей сущности, как царство, о котором говорит: Я на то родился (Ин. 18. 37). Поэтому они говорят: Пойдите, – то есть избавьтесь от забот и помышле­ний о веке сем, выйдите из телесных теснин, выйдите из мирс­кой тщеты и увидите, сколь великую любовь Царь-Миротворец134 в день бракосочетания Своего, увидите, сколь Он славен, потому что Он дал телам воскресение и соединил души Себе. Это венец великого состязания, это преславный брачный дар Христа – Его кровь и страдание. Что еще мог дать Он, Который не пощадил Себя, но принял смерть за нас? 47. Также и Сам Господь Иисус, радуясь вере этой души, ее исповеданию и благодати, восхвалив ее достоинства и призывая ее ближе, говорит: Приди сюда от Ливана, невеста, приди сюда от Ливана: приди и прейди от начала веры, от главы Санира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых (Песн. 4. 8). То есть выйди из тела и совлеки всю себя, потому что ты не можешь быть со Мной, если ты прежде не удалишься от тела135, потому что те, кто в теле, удаляются от Царствия Божия. Приди, – говорит Он, – приди! Хорошо, что Он повторил, потому что или в присутствии Господа Бога, или в Его отсутствии ты должен быть при Нем и угождать Ему. Присутствуй, когда ты здесь, присутствуй, когда тебя здесь нет, пока ты в теле. Ведь у Меня присутствуют все те, вера кото­рых со Мной. Со Мной тот, кто уходит из этого века; со Мной тот, кто думает обо Мне, смотрит на Меня, надеется на Меня, кому Я – доля его; со Мной тот, кто уйдет от себя, со Мной тот, кто отвержется себя136. Тот со Мной, кто не находится внутри себя, по­тому что кто во плоти, тот не в Духе. Тот со Мной, кто выходит из себя самого, тот рядом со Мной, кто будет за пределами своего, тот предо Мной непорочен, кто ради Меня потерял душу свою137. И поэтому: Приди, приди невеста: приди и прейди из начала веры (Песн. 4. 8). Проходит и переходит от земли, и преходит та, кото­рая приходит ко Христу. Проходит заслугою веры и блеском дел, которые сияют как Санир и Ермон, то есть душа проходит по до­роге света, победив искушения века сего и превзойдя духовную леность, стремясь к венцу законного состязания, и поэтому она заслужила похвалу во время суда Христова. 48. Сад затворенный сестра моя, невеста, сад затворенный, ис­точник запечатанный; поросль твоя, насажденный сад гранатовых деревьев с плодами кипрских яблок (Песн. 4. 12–13)138. Он хвалит не­весту, потому что она – сад, содержащий в себе запах того поля полного, о котором говорит Исаак: Запах от сына моего, как за­пах от поля полного (Быт. 27. 27). Вот душа благая благоухает запа­хом праведности. И, возможно, поле – это патриарх, сад – душа кого-то, кто ниже, как часть поля, и сад затворенный, чтобы зве­ри не врывались в него, и источник запечатанный – та, которая омыла собственные грехи, не нарушив печати и сохранив веру. Ведь тот, кто понимает под этим Церковь, разумеет, что это гово­рится о благодати девства139, потому что, находясь в саду веселья, она без труда получает плоды духовные: души патриархов прино­сят ей свои плоды от некоего сельского труда, чтобы она вкушала вечную сладость. Она по заслугам называется источником запе­чатанным, потому что в ней отпечатывается образ невидимого Бога140. Они также хвалят дары души, которые посылаются Жениху, с которыми она идет к Нему. Потому что приданое благочестивой души – эго благовония: миро, алоэ и шафран, ими дышит благо­дать садов и уничтожается зловоние грехов. 49. И вот, исполнившись уверенности от столь великой вес­ти, она просит северный ветер, суровый аквилон, чтобы он успо­коился и не разбрасывал цветы, она просит южный ветер, австр, подуть141, это значит, что она хочет, чтобы зима прошла и более мягкое дуновение принесло весну. Она призывает Жениха в свой сад. Приходит Жених и веселится, радуясь разнообразию плодов142, потому что Он нашел пищу, более укрепляющую и более сладкую. Это ведь как словесный хлеб и мед: одна речь бывает сильнее, дру­гая слаще. Так и вера: одна бывает бурлящая, как вино, другая бе­лоснежная, как молоко. Христос устраивает в нас пир, имея такую пищу, такой кубок Он пьет, и напиток Его опьяняет нас143, чтобы мы взошли от нижних к высшему и лучшему. 6. 50. Слушая это, душа опьянилась небесными тайнами и, слов­но усыпленная вином и находящаяся то ли в исступлении, то ли в оцепенении, сказала: Я сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5. 2). Тогда, пораженная светом Слова, она даже если, смежив очи, задремала, то пробудилась от Его присутствия144 Эго уже четвертое движение души145. Прежде ведь нетерпеливая в любви и не перенося промедления Сло­ва, она просила Его удостоить ее поцелуев146, и заслужила увидеть Же­ланного, и была введена в чертоги царя147. Второй ее шаг – когда, ведя с Ним беседу, в тени Его почивала, и неожиданно Слово ушло от нее посередине речи, однако ненадолго удалилось от нее ищущей, но потом не отпустить148. О главном я немного сказал в своей краткой речи, давайте поговорим об отдельных вопросах по порядку. 51. Пусть даже ты будешь спать, если только Христос познал преданность твоей души, Он приходит и стучит в ее дверь и гово­рит: Отвори Мне, сестра Моя (Песн. 5.2). Хорошо Он говорит: сес­тра, потому что брак между Словом и душой духовный. Потому что души не познали брачного союза и телесного соединения, но пребывают как ангелы на небесах149. Он говорит: Отвори Мне, но запрись от чужих. Закройся от века сего, закройся от этого мира, и сама не выходи наружу к этой материи, и свой порог не оставляй, и не ищи чужого порога, потому что вещественный свет прино­сит мрачный туман, чтобы не был виден источник истинной сла­вы. Итак, отвори Мне, не открывай противнику, не давай места дьяволу. Отвори себя Мне, не закрывайся, но широко распахни дверь, и Я наполню тебя. И так как, пройдя круг земной, Я нашел слишком много тягот и с трудом отыскал место покойное, поэто­му ты отвори, чтобы в тебе приклонил голову150 Сын Человеческий, для Которого покой только в смиренном и кротком151. 52. Душа, слыша слова: Отвори Мне и голова покрыта росою (Песн. 5. 2), то есть неожиданно искушениями века сего возмущенная и словно приготовившись встать, ибо ей приказали встать, говорит: Я скинула тунику свою, как мне надеть ее? Я омыла ноги мои, как же мне марать их (Песн. 5. 3)? Ведь она опасается, как бы вновь не впасть в искушения, как бы вновь не стать ви­новной и грешной и как бы не запятнать своими следами пути добродетелей на всем его протяжении. Определенно таким обра­зом она также указывает и на совершенство своей добродетели, которая заслужила столь великую любовь Христа, что Он к ней приходит и стучит в дверь ее и приходит с Отцом и устраивает ве­черю с той самой душой, и она с Ним, как в Откровении сказал Иоанн152. Ведь когда раньше она услышала: Приди сюда от Ливана, невеста, приди сюда от Ливана (Песн. 4. 8), и когда узнала, что в плоти она не может быть вместе со Христом, но лишь тогда с Ним, когда она в духе, преобразуя себя в соответствии с Его волей, что­бы и самой ей уподобиться образу Христову153, она уже не чувствует одежды плоти, она уже как дух отрешилась от союза с телом, уже как будто забыла о нем и, даже если хочет, не может вспомнить о соединении с ним, и говорит: Я скинула тунику свою, как мне на­деть ее (Песн. 5. 3)? Ведь она сняла ту одежду из кожи154, которую приняли Адам и Ева после грехопадения155, тунику тления, тунику страстей. Как мне надеть ее? Она и не стремится надеть ее, но так показывает, что эта туника отброшена и что она не может служить ей одеждой. Я омыла ноги мои, как же мне марать их (Песн. 5. 3)? То есть: я омыла мои стопы, пока шла, чтобы отрешиться от при­ятельства с телом, от этой связи и близости объятий плоти, как я могу испачкать их и вернуться в ограду тела и темницу мрачных его страстей?156 53. Пока она это говорит, Слово послало Свое действие как буд­то через отверстие157, нет еще явления лица к лицу158, но Он как будто протянул руку. Она говорит: И внутренность моя взволновалась пред Ним. Я встала отпереть Брату моему, руки мои источали мирру, и персты мои источали мирру на ручки замка (Песн. 5. 4–5). Давай­те подумаем, что это значит. Как я уже сказал, Бог Слово стано­вится виден благодаря Своим действиям, словно через отверстие, не целиком и не совершенно. Затем любовь усиливается и растет, зачатая из семян Его, которые принимает душа, словно утробой ума, всю полноту Божества Его, обитающего в Нем по плоти, как мы читаем, она желает видеть. Она встала, чтобы поближе увидеть это Слово Божие, И в самом этом обозначается ее движение впе­ред, потому что она встала благодаря своей силе и добродетели. Благодаря присутствию Слова душа почерпнула добродетель, как присутствие Марии, когда она была непраздною, научило Иоанна, пребывавшего в утробе, так что он взыграл в утробе и обрадовал­ся159, узнавая присутствие Господа. Она встала открыть, и дела ее и поступки умерли для мира. Такой должна быть душа, которая соби­рается принять Слово, чтобы умереть для мира и быть погребенной вместе со Христом160, так ведь обретается Христос и такой Себе ищет приют. Затем умерщвляются сами совершители действий, то есть руки и персты, которые принимают Христа, эти персты мы можем считать видимыми плодами наших трудов. И так, словно из своих объятий, когда уже протянула она мысленные руки свои и персты, чтобы принять Слово, благочестивая душа говорит, что Оно перешло к ней, но, однако, до сих пор еще не прошло насквозь. И это обозначает движение вперед, когда Слово Божие преходит и прохо­дит через душу, потому что написано: И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Л к. 2. 35). Он до сих пор еще преходит, но не проходит, как позднее возможно пронзает Марию, когда как печать полагается па нее Господь Иисус. 54. Наконец тотчас следует новое продвижение вперед гряду­щего Слова – потому что изошла душа в Слово Его, то есть, следуя за Словом Его, она вышла из тела, поднимаясь от обиталища своего и делая себя скиталицей Ему, чтобы быть вместе с Богом и быть согражданином святых161; ведь одновременно мы не можем быть домочадцами и плоти, и Бога. Следовательно, в том месте указывается на исход души, как я сказал, когда она выводит себя от телесных желаний. Так и написано: Выходи из Вавилона, беги от халдеев (Ис. 48. 20). Не то чтобы еврей совершенно избегал преде­лов Вавилонских, по чтобы избегал их нравов, об этом напомина­ет пророческое слово, поскольку есть такие, которые и в Вавило­не остаются евреями и, выйдя из Вавилона, научаются их нравам. Потому что и те, о которых говорит пророк, сидели на реках Вави­лонских162, сидели они, следовательно, в пределах Вавилона, но не пребывали в его пороках и смешении163. Потому что каким образом пребывали в том смешении пороков те, кто с плачем каялся, что они отпали от ковчега преданности и веры и от награды за добро­детель предков? Душа, которая в слове исходит, обретает Слово. 55. Поэтому она, когда искала, натолкнулась на стражей, которые обходят город кругом. Она говорит: Избили меня и изра­нили меня, сняли с меня покрывало мое стражи стен (Песн. 5. 7)164. Прекрасно, словно невеста, пошла она с покрывалом, которым покрыла голову, когда навстречу вышел ей Жених. Как и Ревекка, которая, когда узнала, что навстречу ей идет Исаак, сошла с верблюда и покрывалом покрылась165, так и эта душа ослепитель­но сверкала брачной одеждой, чтобы случайно не быть отринутой как не имущая одежды брачной166, или она покрыла голову из-за ангелов167. Но те избили ее, чтобы больший был искус – ведь души закаляются искушениями. Они сняли с нее покрывало, стремясь узнать, подлинную ли красоту истинной добродетели она несет, или потому что тот, кто входит в небесный град, должен войти без покрова, не неся с собой никаких прикрас и покровов. Есть даже и такие, которые требуют, чтобы душа не несла с собой никаких одежд плотского соблазна и телесную страсть. Она обнажается, снимая покрывало, когда ее совесть становится видимой. Но об­нажается во благо та, которой позволено подражать Говорящему: Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин. 14. 30), – не­сомненно, что в Нем одном ничего не найдет, потому что Он не совершил греха168. Блаженна и та душа, в ком не найдет Бог тяжких и многочисленных грехов, но найдет у нее покрывало веры и уче­ние мудрости. 56. Итак, без ущерба для себя, потому что даже если кто за­хочет, не может похитить подлинную мудрость – даже если про­тивник будет мешать, там, однако, подлинное целомудрие сияет невинностью жизни, – следовательно, без ущерба для себя она прошла мимо стражей и, оказавшись среди дочерей небесного града, спрашивает о Слове, и своим стремлением к Нему она воздвигает в себе любовь и понимает, где искать Слово. Потому что она узнала, что среди молитв святых Он пребывает и соединяется с ними, и постигла, что Свою Церковь и души праведников Он пасет среди лилий169. Эту тайну тебе Господь показал в Евангелии, когда в субботу Он вел учеников через засеянные поля170. Моисей через пустыню провел народ иудейский171, Христос ведет через за­сеянные поля, Христос ведет через лилии, потому что в Его стра­дании пустыня процвела, как лилия. Давайте последуем за Ним, чтобы вдень субботний, той великой субботы172, в который насту­пит великое отдохновение, мы собирали плоды. Не бойся, что фа­рисеи обвинят тебя, что ты собираешь посеянное173. Если даже они обвинят, Христос оправдает и сделает души, которые хочет видеть следующими за Собой, похожими на Давида, потому что Давид против закона ел хлебы предложения174, уже тогда провидя проро­ческим умом таинства новой благодати. 7. 57. Итак, Жених хвалит ее175, потому что так прилежно и пос­тоянно она искала Его, поэтому уже не только сестрой она на­зывается, но даже именуется любезной, как угодная Ему, которая угодила Отцу и прекрасна как Иерусалим, внушает восхищение как построенные фаланги (Песн. 6. 4), потому что она обладает всеми тайнами вечного города176 и вызывает восхищение у всех, кто видел ее, потому что она сильна и совершенна как справедливость, и в то время пока она смотрит на Слово, она берет блеск от светильника Слова и даже неким образом внушает страх, достигнув вершины добродетелей. Поэтому Он говорит ей как совершенной: Отвра­ти очи твои от Меня, не смотри на Меня (Песн. 6. 5). Необычай­ной преданностью и верой она превзошла возможности природы и собственного положения, потому что тяжело смотреть прямо на неприступный свет, и Он говорит: Отврати очи твои от Меня, – потому что она не может выдержать полноту Его Божества и блеск истинного света. Можем, однако, и так понять: Отврати очи твои от Меня, – даже если ты совершенна, другие души все еще Мне необходимо искупить, другие души укрепить; ты возносишь Меня своим взглядом, а Я сошел, чтобы вознести других. Даже если Я воскрес и восседаю на престоле Отца177, однако вас, словно лишен­ных отцовской защиты, сиротами не оставлю, но Своим присутс­твием буду вас укреплять. Так ты читаешь и в Евангелии: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28. 20). Итак, отврати глаза твои от Меня, потому что ты Меня возносишь. Ведь сколь много кто-нибудь смотрит на Господа, настолько выше он возносит Гос­пода и сам возносится. Поэтому тот178 и говорит: Превознесу Тебя, Господи, потому что Ты поднял меня (Пс. 29. 2). Потому что святой превозносит Господа, а грешный принижает. Господь хочет, чтобы душа откола свой взор, чтобы Он не вознесся, оставив прочие души, думая, что эта душа уже готова следовать за Ним ввысь. По­этому и в Евангелии не всем ученикам, но более совершенным явил Он Свою славу179. Теперь представь какого-нибудь учителя, который хочет пояснить слушателям непонятный вопрос: даже если он сам обладает необходимыми знаниями и в науке, и в язы­ке, однако же снизойдет к знанию тех, кто не понимает, и будет пользоваться простыми и более ясными и привычными словами, чтобы его могли понять. Тот из слушателей, кто обладает более быстрым умом, кому легко следовать за объяснением, понуждает его торопиться. Смотря на него, учитель призывает, чтобы он еще потерпел, пока его учитель останавливается па более простом и ясном, чтобы и остальные поспевали за ним. 58. Вот что говорит Аквила180: Звучащая как рассвет 181 – он пе­ревел «звучащая» как «достойная восхищения», как имеющая великие и звонкие дела: она явилась как рассвет, так как дела ее ясны, или потому что дела ее души просветятся перед Отцом, Ко­торый на небесах182. Поэтому ты понимаешь, что ее покрывало не просто так было снято, а чтобы она, не прикрытая и обнаженная, сияла своими заслугами. 59. Он также хвалит ее, потому что она верна, потому что она достигла Слова, потому что она изобилует различными плодами, потому что она, как голубка, имеет с Духом единство, в котором мир, соделавший из обоих одно (Еф. 2. 14), не составлен из различ­ных стихий разделенной и борющейся природы. Что более раз­лично, чем огонь и вода, воздух и земля, из которых состоит наше тело? Ведь всякая благословенная душа проста (Притч. 11. 25) и под­ражает Говорящему: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17. 21); эго ведь исполнение совершенство. Поэтому Он прибавил: Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино (Ин. 17. 22–23). Вот душа – голубка и совершенная, которая проста и духовна и не возмущается страстями этого тела, снаружи которо­го – нападения, внутри – страхи (2 Кор. 7. 5). Писание учит нас, что словом «единство» обозначаются согласие и мир, говоря: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и не было никакого в них разделения (Деян. 4. 32). 60. Не напрасно хвалят душу за плодовитость, не только по­тому, что она изобилует добродетелями, но также потому, что не имеет в себе ничего дурного. Ведь то благолепно и красиво, в чем нет дурного, потому что благолепное – это благое, а безобразное – дурное. Прекрасно изобилие добрых дел. Противоположна изоби­лию скудость, потому что кто лишен красы и достоинства, в том дурное; а то, что зло, то бесполезно и бесплодно. Явное доказатель­ство этому – природа. Ведь земля добрая – плодородна и обильна, а та земля, которая дурна, – скудна и бесплодна, красиво то, что плодоносно. Что красивее обильного поля, когда волнуется нива, когда плоды на деревьях румянятся, или когда свисают гирляндой виноградные гроздья, или когда сгибается маслина под тяжестью своих плодов, или вершины гор и низины долин одеваются зелене­ющей травой? Воспользуемся свидетельством Писания, что Иаков был благолепен и поэтому был запах от поля полного (Быт. 27. 27), Исав был косматым и безобразным, и потому был человеком полей (Быт. 25. 27), который не может иметь плодов183. После того как Гос­подь сделал Церковь плодоносной, о Нем Самом также прекрасно сказано: Господь воцарился, благолепием облекся (Пс. 92. 1), и в дру­гом месте: В исповедание и благолепие Ты облекся (Пс. 103. 1). Итак, ясно, что красиво то, что плодоносно; безобразно то, что непло­доносно. Так же обстоит дело и с душой, потому что прекрасна та душа, которая плодоносит добрыми делами, плодоносит разумны­ми советами; та безобразна душа, которая бесплодна184. Ибо немощи души – это бесплодие и стремление к вещественному; потому что бесплодие обманывает душу обещанием своего плода, приносит нужду, возбуждает страх, возжигает страсти и пустые фантазии, – так душа падает. Что же такое порочность, как не отсутствие блага185? Она лишается своего и не имеет чужого, она опустошается и опять наполняется без всякой меры и правил. Низменные пороки души помрачают благодать. Болезни души – невежество и страст­ность, но они относятся более к виду, чем к веществу души. Ве­щество – это плоть, внешнее – это невежество и страстность. И почему обвиняют плоть, хотя столько пятен на поверхности? Пото­му что внешнее ничего не может без вещества. И тем, которые в бе­зопасности, одна лишь поверхность без вещества ничего не может сделать. Чем была бы страстность, если бы не возбуждала ее плоть? Она холодна в стариках, также и в детях, потому что у них тело не имеет силы: она пылает в юношах, в которых кипит сила тела. Из благого, следовательно, возникло злое, ведь зло возникает там, где лишаются блага. Однако благодаря злу благо стало более заметно186. Итак, отсутствие блага – корень порочности, и определение блага охватывает собою порочность, потому что, познавая благо, мы об­наруживаем зло. А благо ни в чем не нуждается, оно самодостаточ­но и определяет всем меру совершенства, также и предел187, в кото­ром все находятся и от которого все зависит. Такова природа блага, которая наполняет ум. 61. Вокруг него вращается чистая душа, внутрь него загляды­вает, и различает Бога, и изобилует всеми благами. Потому она говорит: Гортань его сладость, и весь он желание (Песн. 5. 16). Тво­рец всех благ – Бог, и все, что существует, безусловно принадле­жит Ему. Никоим образом там нет зла, и если наш ум пребывает в Нем, зла он не знает. Поэтому та душа, которая не пребывает в Боге, сама для себя является творцом зла и поэтому грешит; а душа, которая грешит, умрет: освободившись от золотых уз доб­родетели188, она несется сломя голову в пропасть и падает вниз. А блаженна душа, которую никакие телесные нападения не могут завоевать. Эта душа летит, как воробей, когда порвана его ловчая сеть189, ведь пищей для зла являются телесные наслаждения190. Вся­кий, кто внимает им, душой своей запутывается в сети. 62. А кто же от пищи тела воздерживается и уходит от мра­ка его, душа того сияет как заря, о которой говорится: Кто та, выглядывающая как заря, красивая как луна (Песн. 6. 10)? Свобод­ная. она выглядывает, словно из дома, она не говорит: Тьма пок­рывает меня, и стены меня закрывают, и кто тает, видит ли меня Вышний191 (Сирах. 23. 18)? Нет, она стремится к свету: словно из верхней части своего дома, то есть своего тела, находясь над этим миром, она вглядывается в божественное и устремляется к вечно­му, чтобы быть рядом с Богом, уже неся с собой светильник своих дел, как лупа обходит полным кругом весь небосвод. 63. Что же говорит Аквила: Звучащая как солнце, – это, кажет­ся, относится к небесной оси, к круговращению солнца и луны, к движению созвездий и созвучию небесных сфер, как кажется и некоторым нашим192. Хотя он не имел веры, он все же не кажется нам чуждым благодаря изяществу мысли. 8. 64. Пока Жених хвалит ее, она стыдливо избегает прилюдной хвалы, затем, призванная любовью Жениха, она говорит: В сад орех овый я сошла увидеть зарождение бурного потока (Песн. 6. 11)193. Где же находится Церковь, как не гам, где цветет жезл194 и благодать свя­щенника? Туда она часто приходи г, чтобы в горестях и искушениях пройти испытания. Мы понимаем под «ореховым садом» горечь горестей, под «бурным потоком» искушения, но все-таки перено­симые, как написано: Преодолела душа наша бурную воду (Пс. 123. 5). Итак, она сошла в место горечи, где цветет виноградная лоза и различные и многообразные плоды гранатовых деревьев195, защищенные словно бы единым покровом веры и любви. В этой горечи не познала себя душа; потому что тело, склонное к тлению, тяготит душу и земное обиталище быстро разрушается. Однако познавать себя она всегда должна. Ведь и Петр был искушен196, и Петр не поз­нал себя, потому что если бы он познал, то не отвергся бы Творца. Но познан его Христос, познал Тот, Кто посмотрел на него, потому что Господь знает Своих197 и, подобно доброму возничему, с помо­щью узды Своего милосердия удержал его, как Своего, от падения. 65. Итак, наш управитель – Христос198. Поэтому говорит душа: Соделал меня колесницей Аминадав (Песн. 6. 12). Следовательно, душа – колесница, которая несет благого управителя-возничего. Если душа – колесница, она имеет коней или добрых, или дур­ных. Добрые копи – это добродетели души, дурные кони – те­лесные страсти. И добрый возничий сдерживает и уговаривает дурных коней, а добрых подбодряет. Добрых коней четыре: благоразумие, воздержание, мужество, справедливость199, – а дурные кони: гневливость, похоть, трусость, несправедливость, иногда сами эти дурные лошади между собой несогласны, то гневливость несется вперед, то трусость, и они друг другу мешают и замедляют бег. А добрые кони летят, и от земли к вышним сферам поднима­ются, и возносят душу, особенно если несут иго благое и легкое бремя Говорящего: Возьмите иго Мое на себя... ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11. 29–30). Сам Он управитель-возничий, Который умеет управлять Своими конями, чтобы бег всех был со­размерным. Если проворнее благоразумие, а медленнее справед­ливость, Он погоняет более медлительного Своим кнутом. Если воздержание мягче, а мужество тверже, Он умеет соединить несо­гласных, чтобы они не разбили колесницу. Таким образом, воз­можно умозрительно увидеть каждую душу, стремящуюся к небу в острейшем состязании200, погоняющую своих коней, кто первый достигнет награды Христовой, кому прежде на шею возложат пальму. Кони те под игом веры, в узах любви, в узде справедли­вости, в браздах трезвения. Прекрасно говорит Писание: Соделал меня колесницей Аминадав (Песн. 6. 12), то есть «отец народа». Ведь сам отец народа Аминадав также и отец Наассона, то есть «змеи». Ты же вновь подумай, Кто, как медный змей, висел на Кресте201 за спасение всех, и поймешь, что та душа мирная, которой Бот Отец начинатель, Христос возничий, потому что написано и это имя среди нас: Отец мой. Отец мой, возничий 202 Израиля (4 Цар. 2. 12). 66. И возничий говорит Оглянись, Суламита, оборотись (Песн. 7. 1)! Хорошо Он говорит, словно обращаясь к колеснице: Оборо­тись, Суламита, то есть «мирная». Ведь мирная душа быстро об­ращается и исправляется, даже если прежде согрешила, и скорее восходит на нее Христос и благоизволит управлять ею. Ему гово­рится: Ты взойди на коней Твоих, и скачка Твоя спасительная (Авв. 3. 8). И в другом месте: Я послал коней твоих в море (Авв 3. 15)203. Они – кони Христовы. Итак, Христос восходит на коней Своих, восходит Слово Божие на благочестивые души. 67. Из этого понимай, что и на нее взошел Он и повел ее к месту пальмы, когда Он говорит душе: Почему ты, любовь, ста­ла красива и мила в своих утехах? Стан твой стал подобен пальме (Песн. 7. 7–8). И она отвечает. Я сказала: я взойду на пальму (Песн. 7. 9). Но и сама любовь – это пальма, потому что она – исполне­ние победы, потому что любовь есть исполнение закона (Рим. 13. 10). Итак, побежим, чтобы получить награду; побежим, чтобы по­бедить204. Кто побеждает, восходит на пальму и получает ее плод. Кто побеждает, уже не бежит, но пребывает в покое, как написа­но: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3. 21) Потому философы описали в своих книгах эти состязания душ в беге, но они не смогли достичь пальмы, потому что души их не познали высоту и глубину Слова. 68. Ее познала та душа, которая обратилась к Слову. Поэтому она говорит: Я принадлежу Брату моему, и ко мне обращение Его (Песн 7. 11). Об этом трижды сказано в разных местах в Песнях песней. В начале говорится: Брат мои принадлежит мне, а я ему, он пасет среди лилий, пока дышит день и удаляются тени (Песн. 2. 16–17). Затем: Я принадлежу брату моему, и брат мой мне, он пасет среди лилии (Песн. 6. 3). И в конце: Я принадлежу брату моему, и ко мне обращение его (Песн. 7. 11). Сначала речь идет об устрое­нии души, поэтому вперед поместили: Брат мой принадлежит мне, – эти слова показывают, что душа почувствовала стремле­ние соединиться с Ботом. Потом следует второй шаг вперед, а в третьем движении – совершенство. В первом, словно речь идет об устроении, душа все еще видит тени205, еще не взволнованные откровением о приближающемся Слове, и потому ей еще не вос­сиял день благовестия. Во втором без помех и теней она впитывает благочестивые ароматы206. В третьем, уже совершенная, душа устраивает в самой себе приют для Слова207, чтобы Он направился к ней, приклонил Главу Свою и отдохнул, и, держа, как уже заслу­женное, Того, Которого прежде своего поиска она не могла найти, она приглашает Его в свои поля, говоря: 69. Приди, брат мой, выйдем в поле, отдохнем в селениях (Песн. 7. 12). Раньше она приглашала его в сад, теперь в поле, имеющее не только благодать цветов, по также пшеницу и ячмень, то есть твердые устои добродетелей, – чтобы поглядеть на плоды его. Она говорит: Отдохнем в селениях, в которые ранее был отправлен Адам208, когда был изгнан из рая. В них он отдыхал, но работал на земле. Смысл ясен: по какой причине она хочет, чтобы Он вышел в поле – чтобы как добрый Пастырь пас Свое стадо, подбодряя утомленных, призывал вернуться заблудших. Потому что даже если эта душа сохранила для Него новое и ветхое, однако есть до сих пор и такие, которые, как агнцы, должны питаться молоком209. Поэтому, как душа уже совершенная, она печется не о себе, а о других, чтобы Он покинул недра Отца210, чтобы Он вышел вперед, как Жених, грядущий из Своего брачного чертога, чтобы пробе­жать поприще211, чтобы принять немощных, да не помедлит Он на том сокровенном престоле Отца и в том свете, куда бессильные последовать не могут, но чтобы Он был принят и введен в дом не­весты и в горницу ее, пусть Он выйдет вне Себя, чтобы быть внут­ри нас212, пусть будет посреди нас213, даже если Он не виден нам. 70. Поэтому она говорит: Кто даст тебя, брат мой, сосущий сосцы матери моей? Найдя тебя вне дома, я буду целовать тебя (Песн. 8. 1). Благая та душа, которая стоит вне, чтобы Слово было внутри! Она вне тела, чтобы Слово обитало в нас214. 71. Она говорит: Возьму Тебя и введу Тебя (Песн. 8. 2). Правиль­но, что Слово Божие принимают и вводят, потому что Оно сту­чится в душу, чтобы открылся для Него вход, и, если не находит входа открытым для Себя, не входит. Если же кто откроет дверь. Оно входит и вечеряет там215. Так невеста приняла Слово, чтобы, приняв, научиться. Поэтому заслуженно восходит она к столь вы­соким жилищам и всегда устремлена вперед. 72. На это указывают добродетели, которые говорят душе: Кто та, которая восходит от пустыни убеленная, опираясь на бра­та своего (Песн. 8. 5)? Раньше они сказан и: Кто та, выглядыва­ющая как заря, красивая как луна, избранная как солнце (Песн. 6. 10)? Здесь можно прибавить еще кое-что, потому что, опершись на Слово Божие, она поднималась. Более совершенные возлягут на вечере рядом со Христом, как и Иоанн возлежал у груди Хрис­та216. Итак, она либо оперлась на Христа, либо склонилась к Нему или же, поскольку мы о браке говорим, уже как преданная десни­це Христовой, была введена в брачный чертог Жениха. 73. И так как любовь уже скреплена брачными узами, лас­ково обращается к ней Жених и говорит: Под яблоней разбудил Я тебя: там родила тебя в муках мать твоя, там родила тебя в муках родившая тебя (Песн. 8. 5). Благая та душа, которая отды­хает поддеревом плодовым и прекрасно благоухающим! Потому что, если благ Нафанаил, в котором не было лукавства217 и кото­рого Иисус увидел под смоковницей, непременно блага та ко­торую под яблоней разбудил Жених. Ведь разбудить больше, чем увидеть, больше даже быть разбуженной Женихом. Потому что даже если Он увидел поддеревом Нафанаила, душа того не была Его невестой, потому что тот тайно приходил ко Христу из-за страха перед иудеями. Душа того не была красивой как луна, из­бранной как солнце (Песн. 6. 10), она была в тени, а невеста днем совершает свои брак, при всех заявляет о нем. Потому эта под яблоней, а та под смоковницей, потому что эта широко разлива­ла благоухание своего признания, а та имела сладость чистоты и невинности, но не имела горения духа. 74. Там родила тебя в муках мать твоя, там родила тебя в муках родившая тебя (Песн. 8. 5), – там мы рождаемся, где мы возрож­даемся. В муках рождаются те, в ком изображается образ Христа. Потому тот и говорит: Дети мои, которых я в муках рожаю, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4. 19)218, – ведь рождает тот, кто в утробу принимает дух спасения и изливает его другим. 75. Потому, хотя и изображен уже в ней был Христос, она го­ворит: Положи Меня как печать на сердце твое, как перстень на руку твою (Песн. 8. 6). Христос – печать на челе, Христос – печать на сердце: на челе, чтобы мы всегда исповедовали Его, на сердце, что­бы всегда Его любили, печать на руке, чтобы всегда работали Ему. Итак, пусть светит образ Его в нашем исповедании, светит в любви, светит в делах и творениях, чтобы, если это возможно, весь Его вид отпечатывался в нас. Пусть Он будет нашей главой, потому что глава мужу Христос (1 Кор. 11. 3): Он – наш взор, чтобы через Него мы видели Отца. Он – наш глас, чтобы через Него мы говорили с От­цом, Он – десница, с Его помощью мы принесем нашу жертву Богу Отцу. Он также наша печать, потому что Он знаменует совершенство и любовь. Ведь любящий Отец отметил печатью Сына, как мы чита­ем: Ибо на Нем положил печать Отец Бог (Ин. 6. 27). Итак, наша лю­бовь – это Христос. Эта любовь – благо, когда Он отдал Себя смерти за грехи: эта любовь – благо, потому что она отпустила грехи.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar