Меню
Назад » »

Святитель Амвросий Медиоланский / Об Исааке, или душе (1)

Предисловие переводчика Сочинение «Об Исааке, или душе» (386) открывает настоящий том, в котором собраны тексты, посвященные ветхозаветным пат­риархам, за исключением трактата «О благе смерти». Начав с трактата «Об Аврааме» (De Abraham, 378–383), свт. Амвросий создал ряд произведений нравственно-экзегетичес­кого содержания, озаглавив их именами ветхозаветных правед­ников1. Он рассматривает ветхозаветных патриархов как при­меры высокой жизни и воплощенных добродетелей: например, Авраам – «идеальный христианин», чьей главной характерис­тикой является полная преданность Богу2; у Исаака мы учим­ся чистоте ума, у Иакова – терпению, у Иосифа – целомуд­рию3, у Ноя (De Noe) – справедливости4, у Илии (De lleiia et ieiunio) – воздержанию. Но обращение к ветхозаветным персо­нажам сопровождается не только нравственным толкованием, но и типологическим: события их жизни являются прообраза­ми новозаветных событий, а сами они (Исаак, Иаков, Иосиф) прообразуют Христа и события Его земной жизни: бегство в Египет, призвание на проповедь, отвержение иудейским наро­дом, предательство Иуды, распятие, искупительную смерть на кресте, воскресение. Как и в других подобных сочинениях («О Ное», «Об Илие и посте», «О жалобе Иова и Давида» и др.), в трактатах «Об Иса­аке или душе»5, «Об Иакове и блаженной жизни», «Об Иосифе» буквальный смысл библейского повествования играет второсте­пенную роль. Главное для свт. Амвросия – дать нравственную характеристику персонажа, показать его добродетели (или его основную добродетель), научить своих слушателей и читателей, что «жизнь святых – правило жизни для остальных»6. Это истол­кование ветхозаветных текстов в духовном смысле, по слову блж. Августина7, тесно связано с осмыслением свт. Амвросием роли епископа как учителя народа Христова. То, что события из жизни ветхозаветных пророков являются лишь отправной точкой для рассуждения, мы ясно видим в трак­тате «Об Исааке, или душе»8, в котором имя Исаака упоминается лишь в десяти главах, а наибольшее количество цитат приводится из Песни песней, а отнюдь не из книги Бытия, в которой, соб­ственно, и повествуется о жизни Исаака. Трактат начинается с тайны рождения Исаака от бесплод­ной старины Сарры, чтобы мы уверовали в рождение от Девы9. Образ Исаака – это и образ Христа, и образ мудреца, то есть человека, Еноса (1. 1); истинный Исаак – это Христос, испол­ненный благодати и являющийся источником радости (1. 2). К этому источнику идет Ревекка, которая является образом Церкви или образом души. Мы видим, что сочинение начина­ется с аллегорических образов, и события жизни Исаака будут интерпретироваться в соответствии с мыслью автора: свт. Амв­росий задает вопрос: что такое душа? – и стремится ответить на него с позиции христианина. Здесь необходимо взглянуть на трактат «Об Исааке, или душе» в широком контексте обшей литературной традиции этого времени, потому что вопрос о душе рассматривался христианскими авторами IV в., и часто в связи с проблемой самопознания10, которое ведет к Богопознанию11. Эти вопросы ставили каппадокийские отцы, свт. Афанасий Александрийс­кий, еще раньше писал о душе-христианке Тертуллиан12. Свт. Амвросий также говорит, обращаясь к душе: «Познай себя и красоту своей природы» (4. 16). В поисках ответа он обра­щается не только к христианским авторам, но и к античным философам: исследователи находят у него следы влияния Пла­тона, Аристотеля, Филона Александрийского, Плотина. Не столь подробно рассматривается влияние Марка Туллия Ци­церона и его философских трактатов «Тускуланские беседы», «О границах блага и зла», «О природе богов», также трактата «Об обязанностях», хотя это влияние сказывается не только в словоупотреблении13, но и в обращении к стоической мыс­ли для создания системы христианской этики и учения о доб­родетелях, изнаночной стороной которого является учение о страстях. В отличие от более поздних авторов и в соответствии со своей внутренней склонностью свт. Амвросий создает не научный труд, но эмоциональное, высокопоэтичное описание странствия души к Богу. Он прибегает к помощи Песни песней, текст которой дает ему материал для интерпретации образов невесты, Жениха, Царя, стражей, сада, источника вод. В трактате святитель обращает особое внимание на разные смыслы толкования, он отмечает толкование моральное (или нравственное), таинственное, царственное. Следование свт. Ам­вросия учению Оригена о трех смыслах Писания неоднократно обсуждалось учеными14 с привлечением разных мест из сочине­ний свт. Амвросия, но весьма важным для понимания его мето­дов комментирования является текст из трактата «Об Исааке», где говорится о колодцах (4. 20–27), которые выкопал Исаак. Этим колодцам свт. Амвросий устанавливает – вслед за Оригеном – соответствие в трех книгах Соломона: Притчи, Екклеси­аст и Песнь песней, что находит в свою очередь соответствие в «классическом делении философии на физику, этику и логику»15, или эпоптику16. Следующие главы (4. 28–37 – 5. 38–47) продолжают толко­вание Песни песней: душа томится и ищет Жениха – на ложе, в городе на площадях и улицах и, когда находит, восходит с Ним как невеста к брачному покою, потому что Христос, «Сам – лю­бовь» (5. 46), радуется вере душ, призывает их и дает им воскре­сение. Знаменитое по своим поэтическим красотам описание затворенного, или заповедного, сада находится в 5. 48–49. В шестой главе (§ 50–56) свт. Амвросий еще раз напоминает о четырех движениях души к Богу. В седьмой главе (§ 56–63) содержится похвала душе, которая угодила Богу. Здесь же ин­тересные для историка библейской экзегезы примеры перево­дов Аквилы (Акилы), одного из редакторов или переводчиков греческого текста Ветхого Завета. В восьмой, заключительной, главе (§ 64–79) рассматривается квадрига, или четверка, добро­детелей (8. 65): «Если душа – колесница, она имеет коней или добрых, или дурных. Добрые кони – это добродетели души, дурные кони – телесные страсти. И добрый возничий сдержи­вает и уговаривает дурных копей, а добрых подбодряет. Добрых коней четыре: благоразумие, воздержание, мужество, справед­ливость17, – а дурные кони: гневливость, похоть, трусость, не­справедливость». Хотя святитель сохраняет терминологию Ци­церона (которая стала уже привычной за несколько столетий), однако он помещает эти добродетели в христианский контекст. Так как в трактате речь идет о душе, которая стремится отор­ваться от земного и взойти к небесному, к своему Небесному Жениху, то ей должны быть присуши добродетели, которые помогут ей пройти путь. Свт. Амвросий подробно говорит, ка­кими добродетелями должна обладать душа, чтобы взойти на небо, описывает брак души и Небесного Жениха, говорит о любви Бога к человеческой душе. Заканчивается сочинение вдохновенным призывом взять крылья, чтобы устремиться ввысь, очистить душу, чтобы она ус­тремилась в духовный Иерусалим, и не бояться смерти, которая является свободой для души. Последняя глава трактата является как бы введением к следующему сочинению – «О благе смерти», в котором смерть называется тихой гаванью: душа не умирает и восходит в небесную обитель праведных душ. Клаудио Морескини в предисловии к своему переводу двух трактатов – «Об Исааке, или душе» и «О благе смерти»18 – пишет, что они относятся к наиболее важным среди гомилетических сочинений свт. Амвросия, показывая его как значительного ду­ховного писателя. Он также говорит о важности ветхозаветной Песни песней в творчестве свт. Амвросия, который часто об­ращался к ней в своих экзегетических построениях (например, exp. ps. 118). Морескини кратко говорит об истории толкования Песни песней в предшествующей Амвросию иудейской и хрис­тианской традициях. В качестве источников экзегезы свт. Амв­росия Морескини называет св. Ипполита Римского, Оригена, Филона Александрийского, из античных авторов – Платона, возможно через Апулея, и неоплатоника Плотина, творческое влияние которого на свт. Амвросия, возможно, связано с фигу­рой священника Симплициана, наставника самого Амвросия после избрания его епископом. Симплициан, который был из­бран епископом после смерти Амвросия в 397 г., в 50-е гг. IV в. крестил Мария Викторина, известного ритора и переводчика «Эннеад» Плотина19. Трудно не согласиться с Морескини, что трактат «Об Иса­аке или душе» является самым прекрасным по художествен­ной выразительности20 среди других сочинений святителя. Текст трактата позволяет нам судить об уровне образования святителя: он не только свободно переводит с греческого на латинский, но и прекрасно знает предшествующую литера­турную традицию – не только классическую, но и христиан­скую. При переводе трактата был использован латинский текст, изданный в серии Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (CSEL) Карлом Шенклем21; правки, внесенные К. Морескини, отмечены. Н.А. Кулькова Об Исааке, или душе 1. 1. В книге22 об отце святого Исаака у нас достаточно сказано и о его происхождении и о благодати. К вящей славе его послужи­ло то, что он родился от столь великого и неподражаемого челове­ка и стал для своего отца Авраама наградой. И неудивительно это, ибо в нем образ рождества и страданий Господа явился особенно сильно23, ведь и бесплодная старица по обетованию Божию родила его24, чтобы мы уверовали, что Бог в силах сделать так, чтобы и Дева родила, и единственный сын, назначенный в жертву25, и не погиб для отца, и исполнил жертвоприношение. Поэтому своим именем он обозначает и прообразование и благодать: Исаак ведь в перево­де означает «смех», а смех – признак радости26. А кто не знает, что всеобщей радостью является Тот, Кто стал для всех освобождени­ем от грехов, победив страх и упразднив печаль пугающей смерти? Поэтому того называли, а на Этого указывали, того изображали, а Этого возвещали. Он тот, кого уже тогда преследовала рабыня27, он гот, из-за которого тогда уже говорили: Выгони эту рабыню, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком (Быт 21. 10), он тот, кому отец нашел невесту-чужеземку28, он тот, кто тихий, смиренный и кроткий29, когда пришла Ревекка, то есть терпение30, ушел в поле, чтобы удалиться от всех31. Мудрому свойственно удаляться от плотских страстей, душу возвышать и освобождать от телесного32; то есть познавать себя человеком, что на языке халдеев называется Енос, а в переводе «человек». Енос – это тог, который с верой и надеждой призвал Бога33, и поэтому верят, что он вознесен34. И по­этому представляется очевидным, что не является человеком тот, кто не надеется на Бога. А кто надеется на Бога, не живет на земле, но, словно вознесшись, соединился с Богом, как ясно указывает истолкование истины. 2. Следовательно, благ истинный Исаак35, поскольку Он ис­полнен благодати и является источником радости. К этому источ­нику пошла Ревекка, чтобы наполнить кувшин для воды. Писание говорит, что она, сойдя к источнику, наполнила кувшин (Быт. 24. 16) и поднялась вверх. Итак, снизошла к источнику мудрости или Церковь, или душа, чтобы наполнить весь свой сосуд и почерп­нуть наставления чистой мудрости, которые иудеи отказались черпать из изобильного источника. А что это за источник, пос­лушай говорящего: Меня, источник воды живой, оставили (Иер. 2. 13). К этому источнику36 устремлялась жаждущая душа пророков, как и Давид говорит: Жаждала душа моя Бога живого (Пс. 41. 3), чтобы жажду свою утолить изобилием божественных размышлений и кровь неразумия смыть струями духовных потоков. Ведь это истечение крови вновь открывается, как указывает закон, когда муж соединяется с женой, пребывающей в днях своей крови37. Жена38 означает удовольствие, телесные соблазны. Итак, берегись, чтобы сила твоего ума не размягчилась пот влиянием соития с плотской страстью и, охваченная ею, не ослабла и не открыла ее источник, который должен быть закрыт и огражден прилежным вниманием и разумным размышлением: Сад ведь затворен, колодец запечатан (Песн. 4. 12). Ведь если сила ума ослаблена, изливаются чувства те­лесного наслаждения – губительные и несущиеся к похоти, веду­щей к тяжкой опасности, – которые пребывали бы в узде, если бы деятельный ум оставшийся на страже и бодрствовал. 2. 3. Поэтому вглядывайся, человек, каков ты, как ты блю­дешь свое спасение и жизнь. Так что такое человек? Душа ли39, плоть ли или же соединение того и другого? Ведь одно дело – мы, другое – что принадлежит нам40, как одно дело тот, кто одевается, а другое – одежда. Мы читаем в Ветхом Завете: Все души, которые пришли в Египет (Быт. 46. 26), – это сказано о людях. И в другом месте сказано: Не пребудет дух Мои в людях этих, потому что они плоть (Быт. 6. 3). Из того и другого следует, что человек называ­ется и душой и плотью. Но различие в том, что там, где говорят «душа» вместо «человек», подразумевается иудей, преданный Богу, а не телу, например, как здесь: Благословенна всякая простая душа (Притч. 11. 25). Когда же вместо «человека» говорят «плоть», имеется в виду грешник, как здесь: А я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что не­навижу, то делаю (Рим. 7. 14–15). Эти последние слова и о том и о другом, потому что один – это тот, кто хочет, другой – кто ненавидит, другой – кто делает. Затем апостол прибавляет: Если же де­лаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7. 16–17). И еще более выразительно: Вижу... закон плоти моей, противоборствую­щий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим. 7. 23). И он, провозгласив, что в человеке борются двое: то есть внутренний человек борется с внешним, – предпочел встать на сторону души, а не тела, потому что его душа-пленница влекома ко греху, а он предпочел бы пребывать в ней и в ней, по собс­твенному утверждению, пребывает, когда говорит: Бедный я чело­век! Кто избавит меня от сего тела смерти (Рим. 7. 24)? – словно он желает освободиться от внешнего врага. 4. Следовательно, душа не кровь, ибо кровь принадлежит телу, и душа не гармония41, ибо и такого рода гармония присуща телу, и душа не воздух, ибо одно дело – струя дуновения, а другое дело – душа, и душа – не огонь, и душа не энтелехия42, но душа – живая, потому что Адам стал душою живою (Быт. 2. 7), поэтому душа животворит бесчувственное и бездушное тело и управляет им43. Существует и лучший человек, о нем говорит апостол: Чело­век духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 15). Это тот, кто превосходит прочих. Поэтому и Давид говорит: Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его (Пс. 8. 5)? Человек суете уподобился (Пс. 143. 4). Не является человеком суеты тот, который был создан по образу Божию, но лишь тот, кто этого лишился, и впал в грех, и соскользнул в вещественное, – тот становится человеком суеты. 5. Следовательно, по своей природе душа – лучшая часть человека, но по большей части из-за своей неразумности стано­вится подвластной тлению, так что склоняется к удовольствиям тела и к своеволию44 и не соблюдает меру вещей, или ошибается во мнении, или, склонившись к вещественному, прилепляется к телу. Так зрение ее помутняется, и она наполняется злобой, ибо, стремясь к злобе, наполняется ее пороками и нехватка блага ста­новится слишком огромной. 3. 6. Совершенная же душа отвращается от материи, гнушает­ся и пренебрегает всем неумеренным, непостоянным, недобрым45; она не видит и не испытывает опасности приближения к земной бренности; к божественному стремится, земной материи бежит46. Бегство же не означает, что она оставляет землю, но, пребывая на земле, душа хранит справедливость и трезвенность, отказываясь от пороков, а не от употребления вещей. Святой Давид бежал от лица Саула47, но не для того чтобы оставить землю, а чтобы укло­ниться от прикосновения жестокого, непокорного и вероломно­го. Он бежал, но прилепился к Богу, как он сам говорил; К Тебе прилепилась душа моя (Пс. 62. 9). Он спасал себя и освобождал от пороков века сего, возвышал душу свою, как Исаак в поле48, или удалялся, или, как иные говорят, скитался как странник. А это также означает, что круг общения его составляли добродетели, чтобы каждый скитался в чистоте сердца своего49, не смешивался с низменными пороками, и ступал по непорочному пути непов­режденной стопой ума, и никакого места в себе не открывал для тления. 7. Таков был Исаак, когда ожидал идущую к нему Ревекку50, готовя себя к духовному союзу. Ведь она шла, уже одаренная божественными тайнами, шла с прекрасными украшениями в ушах и на руках51, потому что красота Церкви сияет и в слыши­мых словах и делах; к ней обратим верное речение: Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих (Быт. 24. 60)! Итак, прекрасна Церковь, которая во враждебных языческих племенах нашла себе сынов. Но воз­можно отнести это и к душе, которая подчиняет себе телесные страсти и обращает их на служение добродетели и покоряет себе противоборствующие устремления. Поэтому или душа патриарха говорит, видя тайну Христа, видя грядущую Ревекку с золотыми и серебряными сосудами как Церковь с пародом из язычников, дивясь красоте Слова и Его таинств: Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих (Песн. 1. 2), – или Ревекка, видя истинного Исаака, эту истинную радость, истинное веселие, желает Его целовать. 8. Что тогда значит: Да лобзает Он меня лобзанием уст Сво­их (Песн. 1. 2)? Считай, что это либо Церковь, уже долгое время ожидающая пришествия Господа, которое было давно обещано ей через пророков, либо душа, которая, воспаряя над телом, от­казавшись от роскоши, наслаждений и плотских страстей, из­бавившись также от суетных забот этого мира, уже давно желает напитаться божественным присутствием и благодатью спаситель­ного Слова; душа ослабевает, потому что Он медлит, и страдает, и поэтому она, словно уязвленная любовью52, из-за того что не может перенести Его промедления, обратившись к Отцу, просит, чтобы Он послал ей Бога Слова, и восклицает, называя причи­ну, почему она так нетерпелива: Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих (Песн. 1. 2). Она просит не один поцелуй, но много, чтобы она могла насытить свое желание, потому что та, кто любит, не довольствуется одним скупым поцелуем, но просит больше, тре­бует многих поцелуев, так она привыкла вверять себя безмерно Любимому. И оправдана та евангельская грешница, потому что не переставала целовать стопы Мои. И потому прощены ей гре­хи ее многие за то, что она возлюбила много (Л к. 7. 45, 47). Поэто­му и эта душа желает много поцелуев Слова, чтобы просветиться светом божественного познания. Потому что это и есть поцелуй Слова – свет священного познания; пусть целует нас Бог Слово, когда просвещает паше сердце и самую сущность53 человека ду­хом божественного познания. Поэтому душа, одаренная залогом брачной любви, радуясь и торжествуя, говорит: Отверзла я уста мои и извела дух 54 (Пс. 118. 131). Ведь это поцелуй, каким любящие соединяются друг с другом и упиваются сладостью внутреннего влечения. Вот таким поцелуем соединяется душа с Богом Словом, с помощью поцелуя изливается дух Целующего, как и те, которые целуются, не довольствуются прикосновением уст, но кажется, что они друг другу передают свое дыхание. 9. Показывая таким образом, что не только образ Слова и некий Его лик она любит, но и все внутреннее Его, душа присо­единяет к приятному дару поцелуев: Ибо перси Твои лучше вина и благоухание мира Твоего лучше всех ароматов (Песн. 1. 2–3). Она вымолила поцелуй, Бог Слово всего Себя ей излил и обнажил ей перси Свои, то есть Свои наставления, и учение внутренней муд­рости, и облагоухал ее сладким ароматом Своих благовоний. Пле­ненная ими душа говорит, что сладость божественного познания изобильнее, чем веселье от любой плотской страсти, потому что в Слове дышит аромат благодати и прощение грехов. Это прощение разлилось во всем мире и наполнило все словно благоуханием, по­тому что по всей вселенной уничтожен зловонный сток пороков55. 10. Душа говорит: Потому отроковицы возлюбили тебя. Влеки нас, на благоухание благовоний Твоих мы побежим (Песн. 1.3–4). И прекрас­но благоразумие, но сладко и милосердие, ведь то имеют немногие, а эго простирается на всех. Благодаря такому Твоему великодушию, говорит она, души, обновленные Духом, любят Тебя. Поэтому к душе говорится: Обновится, как у орла, юность твоя (Пс. 102.5), потому что к душе обращался говорящий: Благослови, буша моя, Господа (Пс. 102. 1). И поэтому она спешит к Слову и просит, чтобы ее влекли, не оста­вили случайно позади, ибо стремится вперед Божье Слово и нет Ему препон. Наконец, Он радуется как великан, перед тем как пробежать поприще (Пс. 18. 6), потому что от края небес исход Его, и шествие Его до края их (Пс. 18. 7). И, видя себя неготовой к столь великой ско­рости, она говорит: Влеки нас! Прекрасна душа, которая просит не только о себе одной, но и о всех! Она говорит: Влеки нас! Мы желаем следовать, это желание вдохновляется сладостью Твоих благоуханий: но так как мы не можем сравняться с Твоим движением, влеки нас, чтобы с Твоей помощью мы могли последовать за Тобой. Если Ты повлечешь, мы побежим, и мы уловим скорость духовных дуновений. И тяжкое бремя снимается с тех, кому опорой рука Твоя, и возливает­ся масло Твое, с помощью которого исцелился путник, израненный разбойниками56. Л чтобы душа не показалась тебе дерзкой, когда она говорит: Влеки нас, услышь говорящего: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11. 28). Ты видишь, что Он Сам по доброй воле влечет нас, чтобы мы не оставались позади. Но та душа, которая хочет, чтобы Господь повлек ее, бежит, чтобы достичь, и бежит, забыв о прежней жизни и стремясь к тому, что важнее, – так она сможет достичь и получить Христа. Поэтому и апостол говорит: Так бегите, чтобы вы все получили (I Кор. 9. 24). Хочет до­стичь награды и эта душа, которая желает получить. Благоразумно, следовательно, она просит, чтобы Господь повлек, ведь не все могут следовать сами. Так и Петру, спросившему: Куда Ты идешь?– отве­чает Слово Божие: Ты не можешь теперь за Мною идти, а после пой­дешь за Мною (Ин. 13. 36). Он вверил ему ключи Царства Небесного57, а следовать за Собой счел недостойным. Однако эту душу Господь не изгнал, потому что она просила, а не ожидала как должного. 4. 11. И, наконец, душа говорит: Царь ввел меня в чертоги свои (Песн. 1. 4). Блаженна всякая душа, которая вступает во внутрен­ние покои! Потому что она, поднимаясь от тела, отдаляется от всех и внутри самой себя, если где-то может искать, старается найти божественное. Как только душа сможет достичь божественного, она, превзойдя умопостигаемое, укрепляется в божественном и питается им. Таков был Павел, который знал, что такое быть восхищенным в рай, но не знал, был он восхищен или в теле, или вне тела (2 Кор. 12. 2–4). Ведь душа его поднялась от тела, и он освободился от чре­ва и от оков плоти и возвысился, став чужим самому себе, и внутри себя он сохранил неизреченные слова, которые услышал и которые не мог никому открыть, потому что, как он говорит, человеку нельзя пересказать их. Следовательно, душа, если она блага, пренебрега­ет видимым и чувственным и не пребывает в них, и не медлит и не останавливается дня того, чтобы рассмотреть их, по восходит к тем вечным и невидимым, исполненным чудес местам, возвышая себя чистым чувством благочестивого разума. И действительно, стремя­щийся к совершенству посвящает себя только божественному благу и считает, что ничего другого и не надо искать, потому что имеет то, что является наибольшим. И человек, в котором присутствует кра­сота души, изобилует в себе самом, потому что он самодостаточен. Никогда не бывает в одиночестве тот, кому глава Господь. 12. Введенная в ту божественную тайну, душа говорит: Воз­радуемся и возвеселимся о тебе, возлюбим перси твои больше вина (Песн. 1. 4). Ведь не о богатстве и золотых и серебряных сокро­вищницах, не о доходах со своих имений, не о силе, не о пирах, но только о Боге радуется праведный. 13. Однако та же душа, сознавая, что она помрачилась от со­юза с телом, говорит, обращаясь к другим душам или к тем небес­ным назначенным для священного служения силам: Не смотрите на меня, потому что я почернела, потому что солнце не взглянуло на меня 58 . Сыновья матери моей враждовали со мной (Песн. 1. 6). То есть напали на меня телесные страсти, сделали черной плотские соблазны, поэтому Солнце правды (Мат. 3. 20)59 не облистало меня. Лишенная Его защиты, я не смогла сохранить свою преданность и полное послушание, это значит: Не сохранила я виноградник свой (Песн. 1. 6), потому что терние, а не виноградные гроздья принес­ла я60 , делая грехи вместо добрых плодов. 14. И когда она говорит о Слове, освещаемая блеском Слова, то обращается к Нему: Где пасешь Ты? Где отдыхаешь в полдень? (Песн. 1. 7). Правильно она говорит: Где пасешь Ты?– потому что Слово Бога царственно; где отдыхаешь? – потому что нравс­твенно; в полдень, – потому что таинственно61, так как в полдень Иосиф, когда был со своими братьями на пиру62, открыл тайны будущих времен. Но также Давид говорит: Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он совершит и выведет, как свет, правду твою и суд твой, как полдень (Пс. 36. 5–6). И сам Павел утверж­дал, что в полдень осиял его63 свет, когда от гонений он обратился к благодати. Итак, душа жалуется, потому что она оставлена, по­тому что из богатой она сделалась бедной: она ведь изобиловала благодатными дарами, но начала нуждаться (Лк. 15. 14), когда отказалась от изобилия божественного присутствия, и поэтому та, которая прежде как должное воспринимала благодать драгоценнейших родственных уз, просит, чтобы ее приняли хотя бы как наемницу64. 15. Отвечает ей Слово Божие: Если ты не познаешь себя, пре­краснейшая среди женщин (Песн. 1. 8). Хоть бы ты и жаловалась на оставленность, если не познаешь себя65, если не раскаешься в своем падении, если не напряжешь всю свою преданность, если твоя вера и чистота не укрепятся, твоя жалоба не поможет. Или так: если ты не познаешь себя, как ты прекрасна, если ты не со­хранишь красоту природы своей и если ты не будешь неподвласт­на телесным соблазнам и свободна от препятствий, нисколько не поможет тебе достоинство лучшего творения. 16. Итак, познай себя и красоту своей природы и, освобо­дившись от оков, пойди босая, чтобы ты не чувствовала плот­ского покрова, а телесные оковы не мешали шагу твоего разума66, чтобы поступь твоя была прекрасна. Таковы те, кого Господь из­бирает, чтобы возвестить Царствие Небесное, о них сказано: Как прекрасны... ноги благовестника, возвещающего мир (Ис. 52. 7). Та­ков Моисей, которому говорится: Сними обувь твою с ног твоих (Исх. 3. 5), – чтобы он, собираясь призвать народ к Царствию Божию, прежде отложил плотяные одежды и вступил чистым ду­хом и разумом. Это то, о чем говорится: Ты пойди вслед стадам и паси козлят своих у пастушеских шатров (Песн. 1. 8), – ибо под «стадами» мы понимаем Царство, потому что управлять стадами свойственно власти67. Но всякий правит собой как бы с царской властью, если подчинит себе телесные излишества и свою плоть приведет к рабскому послушанию. Потому сказано: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17. 21). Оттого прекрасные слова сказаны душе: Ты пойди – то есть ты пойди прочь из своего рабства, уйди от власти и господства плоти и иди не в плоти, но в духе, иди к кормилу власти. Поэтому добавил песнопевец: и паси коз­лят своих, – управляй теми, которые слева от тебя68, потому что, если ими не управлять, их легко потерять. Усмиряй своеволие, распущенность твоего тела и неразумную роскошь; укрощай лег­комысленные побуждения, паси не тех, которые в телесных скитаниях обитают, но в шатрах пастухов, которые познали, как пасти стадо69. Ведь они – возлюбленные шатры Израиля, как тенистые рощи над рекой70, в которых душа, словно готовая к сражению, постоянно упражняется в добром воинствовании, разведывает вражеские вылазки и с помощью добродетели добывает победу, так что душу можно уподобить лошади Соломоновой71, быстрой в беге, пригодной на племя, потому что плодовитость души же­ланна и вожделенна. 17. Следовательно, эта лошадь ценная и колесницы фараоно­вы быстрые, и некоторые относят это к Церкви и народу Божию. Но об этой тайне мы больше сказали в других сочинениях, осо­бенно в «Изъяснении 118-го псалма»72, а здесь мы решили гово­рить о душе. Душа ценится подобно этой лошади, то сеть проро­ческому дару или апостольскому, потому что причисляется к тем, которые плодородием своей проповеди наполнили пространства всего круга земель, и хотя пребывали в теле, однако не претерпе­ли никакого убытка на своем духовном пути. И потому хвалят ее, что, благолепная от облиставшего ее небесного учения, она уже прекрасна, на лике являя красу чистоты, гордо неся ожерелье на шее, отмеченной знаками терпения и смирения73. Истинный Иса­ак возлюбил красоту, смирение и терпение такой души и поэтому возжелал порождения ее. 18. Зачала Ревекка и терпением своим разрушила узел бес­плодия. Давайте рассмотрим, что же рождает пророческая и апостольская душа и каким образом она рождает. Сказано: И пошла вопросить Господа (Быт. 25. 22), – так как взыграли мла­денцы в чреве ее. И получила ответ: Два племени во чреве твоем (Быт. 25. 23), – потому что ничего по своей воле она не зага­дывает, по во всем просит Высшего Бога быть главой ее замыс­лов, вместе с тем, полная мира и благочестия, она соединяет оба народа своей порой и пророчеством и как бы заключает их в сво­ем чреве. 19. И неслучайно она называется сестрой74, а не женой, потому что кроткая и мирная душа скорее возьмет имя родственной люб­ви, чем особой связи, и потому что будет считать, что она связана со всеми, чем с кем-то одним. 20. И выкопал Исаак еще больше колодцев75, чем выкопал его отец, и чужеземцы засыпали те колодцы после смерчи Авраама, отца его. Кроме того, Исаак выкопал и следующие колодцы: один в долине Герарской – и нашел там колодец воды живой76, и пос­сорились пастухи Герарские с пастухами Исаака (Бы г. 26. 20), по­тому что они считали, что вода и з этого колодца принадлежит им, и назвал Исаак этот колодец Несправедливостью. И выкопал он другой колодец, из-за которого возник спор, и назвал его Враж­дой. И выкопал третий, из-за которого пастухи не поссорились, и назвал его Широтой. Выкопал он еще колодец, но не нашел в нем воды и назвал колодцем Клятвы77. Какой читатель не подумает, что это дела земные, а не ду­ховные? Потому что копал колодец и Авраам, и Исаак, великие патриархи, и даже Иаков, как мы находим в Евангелии78, слов­но источники человеческого рода и, особенно, преданности и веры? Что же значит источник воды живой, если не глубину не­иссякаемого учения79? Поэтому и Агарь у колодца увидела ангела Божьего80, и Иаков у колодца нашел себе жену Рахиль81; также и Моисеи добрыми делами около колодца положил начало буду­щего брака82. 22. Итак, начав с колодца видения83, Исаак стал копать ко­лодцы, причем в правильном порядке, чтобы вода этого колод­ца прежде омыла и взлелеяла разумную часть души и ее око, чтобы сделать зрение ее яснее. Еще и много других колодцев он выкопал. Поэтому и написано: Пей воду из твоих сосудов и из источников колодцев твоих (Притч. 5. 15). Чем больше их, тем изобильнее щедрость благодатей. Он все же копает ко­лодец, который прежде ископал отец его Авраам, из-за чего поссорились пастухи Герарские, то есть стены84 – потому что там где преграда85, там разделение между враждующими, там несправедливость, – и поэтому он назвал этот колодец Не­справедливостью. Другой колодец он тоже выкопал, и возник­ло несогласие, поэтому назвал Враждой. В них зримо видится нравственное учение, потому что когда разрушается средо­стение, исчезают вражда и неприязнь, свойственные плоти человека86, и из двух созидается один, в прообразе – Исаак, а в действительности – Христос, и впоследствии неслучайно в этом колодце вновь открывается чистая вода, пригодная для питья, – таково нравственное учение. А колодец Широты – что другое он означает, как не учение о естественном? Имен­но поэтому он и называется «Широта», потому что без распри, без ссоры тих и в безопасности находится тот, кто преодолеет это земное и чувственное. Вследствие этого, когда враждеб­ные и чужеродные размышления уже побеждены, – а что на­столько чуждо, как все мирское, которое не может быть веч­ным? – мудрый может сказать: Господь дал нам пространное место и приумножил нас на земле (Быт. 26. 22), потому что он превосходит земное. Последний колодец Клятвы, в котором ему явился Бог и сказал: Не бойся, ибо Я с тобою (Быт. 26. 24), – и благословил его. Это уже учение таинственное. 23. Это ты имеешь и у Соломона87, потому что его Притчи – это нравственное учение; книга Екклесиаста – учение о естест­венных законах, в ней Соломон словно свысока смотрит на суету этого мира88; таинственны его Песни песней89. Это ты находишь и в пророке: Сейте себе в праведность, пожинайте плод жизни, свети­те перед собой светом познания (Ос. 10. 12). Иметь совершенство любви означает свет познания90, поэтому сказано: Не бойся, ведь любовь изгоняет страх (Быт. 26. 24; 1 Ин. 4. 18). Чтобы мы знали, что и Соломон так истолковал эти колодцы, что он относит их к нравственному, естественному и таинственному учениям, он упо­мянул эти колодцы в отдельных своих книгах, которые написал о нравственном, естественном или таинственном. 24. Потому что и в Притчах, когда он говорит, что нужно уклоняться даже от вида земных соблазнов, сказано: Пей воду из твоих сосудов и из источников колодцев твоих. Пусть разольются у тебя воды из источника твоего (Притч. 5. 15–16). И ниже: Источник воды твоей да будет у тебя собственным, и веселись с женой своей (Притч. 5. 18), – потому что против искушений мира лекарством для нас является истинная мудрость, также и нравственное уче­ние, которое своей водой смывает образ земной страсти, приук­рашенный притираниями блудницы, и уносит прочь потоком из своего источника. 25. О естественных законах тебе сказано в Книге Екклесиаста: Я сделал себе водоемы с водой, чтобы орошать из них молодую рощу (Екк. 2. 6). Пусть тебя не смущает, что он вместо «колодца» употребил слово «водоемы», потому что и Моисей говорит о колодце Широты91, потому что от всякой заботы и тяготы освобождается тот, кто пройдет этот век с душой благочестивой. Поэтому не без оснований Екклесиаст говорит «водоемы», не видя никакого изо­билия и богатства под солнцем92, но если кто хочет быть богатым, пусть богатеет во Христе93. 26. Из того, что надо понимать в таинственном смысле, у нас есть колодец, который мы уже нашли в Песнях песней, когда Пи­сание говорит: Источник садов, колодец воды живой и текущей от Ливана (Песн. 4. 15). Потому что если ты последуешь за глубиной таинств, то таинственная мудрость, словно находящаяся в глу­бине, тебе покажется колодцем; если ты действительно хочешь черпать полноту любви, которая больше и изобильнее, чем вера и надежда94, тогда этот источник – для тебя. Ведь любовь изобилует, так что ты можешь и зачерпнуть ее своими руками, и оросить по­током ее изобилия свой сад, богатый духовными плодами. И по­тому что этот колодец находится дальше самого колодца Широты, который содержит любовь, поэтому Соломон и сказал, что где лю­бовь, там великий поток, текущий от Ливана95. Но чтобы тебя не смущало, что он употребил слова «колодец» и «источник» в одном значении, также и Евангелие тебя к этому подготавливает. В нем написано, что приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихар, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодец Иаковлев. И Он, утрудившись от пути, сел у колод­ца (Ин. 4. 5–6). Поэтому мы узнаём, что этот колодец относится к таинственному учению, потому что там самарянка96, то есть страж и не просто страж, а хранитель небесных заповедей, почерпнула из того колодца божественные тайны, познавая, что Бог есть Дух, и что Ему поклоняются не на каком-то определенном месте, но в духе, и что Мессия – Христос, Которого иудеи еще ожидают, уже пришел. Услышав это, жена та, которая носит образ Церкви, поз­нала тайны Закона и уверовала. 27. В самой Песне песней Соломон так же ясно выразил эту тройственную мудрость, как он сказал в Книге притчей97, чтобы трижды себе записал тот, кто хотел услышать о его мудрости. Вот и невеста говорит о женихе в Песнях: Как ты добр, брат мой, и прекрасен, и ложе наше в тени, балки дома нашего из кедра f пото­лок из кипариса (Песн. 1. 16–17). Мы можем понять эти слова в нравственном смысле. Где же находят покой Христос и Церковь, если не в делах своего народа? Следовательно, где бесстыдство, где гордость, где несправедливость, там, говорит Господь Иисус, Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8. 20). Что же мы будем думать о естественных законах? 28. Под сень ее я устремилась и села, и плод ее сладок в гор­тани моей (Песн. 2. 3). Кто преодолевает земное и для кого все низменное умирает, потому что для него мир распинается и он миру98, тот пренебрегает всем, что под солнцем, и бежит от всего. 29. О таинственном также говорится: Введите меня в дом вина, учредите ко мне любовь (Песн. 2. 4). Как виноградная лоза оплета­ет своими ветвями, так Господь Иисус, словно вечная Лоза99, Свой народ обхватывает Своею любовью. 30. Рассмотри по отдельности: в нравственных законах есть цветок – лилия среди терния, как он сам говорит: Я цветок полевой, и лилия долин (Песн. 2. 1). В нравственных законах, следовательно, есть цветок, в естественных – солнце правды100, которое, являясь и восходя, все озаряет, а заходя, погружает все в тень. Берегись, чтобы оно не зашло для тебя, потому что написано: Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4. 26). В таинственных – любовь, потому что Христос – исполнение закона (Рим. 13. 10). И поэтому Церковь, которая любит Хрис­та, уязвлена любовью101 . 31. Он пробуждает и возбуждает эту любовь102, пока она не ус­лышит Его голос и не призовет Его, потому что когда Его ищут, Он не просто приходит, а прибегает, скача по горам, перепрыги­вая через холмы (Песн. 2. 8). Над душами, имеющими великую благодать, Он скачет, через души низкие перепрыгивает. Так как же, что значит прибегает вскачь? Неким скачком103 пришел Он в этот мир: Он был у Отца104, пришел в Деву и от Девы пере­скочил в ясли. Он был в яслях и сиял с неба, Он сошел в Иор­дан, восшел на Крест, сошел в гроб, воскрес из гроба и воссел одесную Отца105. Оттуда, словно молодой олень, который стре­мится к источникам вод106, Он сошел к Павлу и осиял его (Деян. 9. 3) и внезапно возник над Святой Церковью, каковая является Вефилем107, что значит «дом Бога», потому что призвание Пав­ла – укрепление Церкви. 32. Итак, Он пришел, и сначала Он стоит за стеной108, чтобы разрушить вражду между душой и телом, сломав средостение9, которое явилось помехой согласию. Затем Он вглядывается в окна. Послушай пророка, что это за окна: Открыты окна небес (Ис. 24. 18). Он указывает на пророков, через которых Господь заботился о роде человеческом, прежде чем Сам Он сошел на землю. 33. И теперь, если где душа сильно взыскует Его, она заслужит много милосердия, так как кто много хочет, тому больше долж­ны. Итак, если где душа ревностнее разыскивает Его, она издали слышит Его голос, и, хотя она и расспрашивает у других, она слы­шит Его голос прежде тех, кого расспрашивает. Она видит, что Он торопится к ней прийти, то есть спешит и бежит, перескакивая через тех, которые не могут в своем слабом сердце удержать Его добродетель. Затем она видит, что Он смотрит сквозь пророческие загадки; собирая их и храня их слова, она ловит Его взгляд, но смотрит Он словно через окно, а не как присутствующий здесь. Она видит Его как бы сквозь сети. Что эго значит, как не то, что эти сети для нас, а не для Него? Сети, потому что до сих пор душа находится внутри чувственного и низменного, что обычно захва­тывает ум человека и опутывает неким прочным силком. Следо­вательно, тому, кто находится среди вещей этого века, но, однако, ищет Его, Господь показывается через сети.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar