Меню
Назад » »

Святитель Афанасий Великий / Праздничные (Пасхальные) послания (7)

8) Посему должны и мы, братия мои, в ожидании торжества вечной радости на небесах, и теперь совершать праздник Пасхи, всегда радуясь, непрестанно молясь и за все благодаря Господа. Да, и я хочу праздновать Пасху, благодаря Бога как за прочие чудные дела, Им соделанные, так и за проявление Его милосердия, каковое теперь излилось на нас; за то, что Он, наказуя, наставляет нас, смерти же не предает нас; за то, что издалека. как бы от конец земли, возвратил нас и воссоединил с вами. Как и сам я имею желание теперь совершить Пасху, то позаботился так же и вам объявить о великом празднике Пасхи; дабы мы, вслед за Ним (за Христом), к тому же Иерусалиму – не разлучаясь, но как бы к одному дому собрались с тем, чтобы и нам вкусить пасхального Агнца – не сваренным в воде (Исх. 12, 9), поелику тогда мы и слово Божие обратили бы в воду; а равно не разрушая костей Его (Исх. 12, 46), чрез что мы написанное в Евангелии (Ин. 19, 33, 36) извратили бы; но (вкусим) как бы от испеченного на огне, с горькими травами (Исх. 12, 8), и, горя духом, совершим время поста и ночь бдения с коленопреклонением, в покаянии и благодарственном славословии. 9) Начнем Четыредесятницу в шестой день Фаменофа169, и когда проведем ее приличествующим образом в воздержании и молитве, тогда возможем достичь и святого дня. Ибо кто соблюдение сорокадневного Поста почитает маловажным, кто неосмотрительно и в нечистоте вступает, так сказать, во Святое святых, тот не совершит пасхального празднества. Посему будем взаимно предостерегать друг друга и потщимся ничего не оставить в небрежении, но и все эти дни также провести в посте; так чтобы, присоединив к посту пост, мы могли достодолжно совершить праздник Пасхи. 10) Итак Четыредесятница начинается, как сказано выше, в шестой день Фаменофа, великая седмица страстей одиннадцатого Фармуфа170, после Поста, который мы оканчиваем шестнадцатого того же месяца171в поздний вечер субботы, празднуем затем Пасху, когда и наступает день воскресения – семнадцатого того же месяца Фармуфа172, а к сему присовокупляем по порядку и семь святых седмиц Пятидесятницы, радуясь и хваля Бога, что Он и чрез cиe заранее прообразно возвестил радость и нескончаемое успокоение, которое уготовано на небесах нам, поистине верующим во Христа Иисуса, Господа нашего; и да будет чрез Него и с Ним честь Отцу Его и держава со Св. Духом во веки веков, аминь! Приветствуйте друг друга лобзанием святым! Приветствуют вас братья, которые при мне! Почел я за необходимое довести до сведения вашего и то, что касается поставления тех епископов, которые определены на места наших покойных сотрудников, дабы вы знали, к кому вам писать и от кого получать ответные послания. Итак, определены: в Сиене вместо Ниламмона – соименный (ему) Ниламмон; в Латоне вместо Аммония – Мазис; в Коптоне вместо Феодора – Псенозирис; в Паносе, поелику Артемидор, по причине старости и слабости сил, просил об этом, определен при нем Арий; в Гипселе – Арсений, после того как он снова приобретен для Церкви; в Ликоне вместо Плусиана – Евдемон; в Антиное вместо Аммония и Тиранния – Арион; в Оксиринхе вместо Пелагия – Феодор; в Нилополисе вместо Феоны – Аматас и Исаак, после их взаимного примирения; в Арсеноитиде вместо Сильвана – Андрей; в Просопонтиде вместо Серапаммона – Триадельф; в Диocфaке, что на берегу моря, вместо Серапаммона – Феодор; в Сайтоне вместо Немесиона – Пафнутий; в Ксоисе вместо Анубиона – Феодор, а при нем Исидор, после того как он снова приобретен для Церкви; в Сефроитиде вместо Потаммона – Opион; в Клисме вместо Иакова – Тифонас, а при нем и Павел, после того как он снова приобретен для Церкви. Двадцатое праздничное послание святого Афанасия В консульство Филиппа и Салии, во дни того же Нестория епарха, в шестой год индиктиона, когда воскресенье (Пасхи) было в третий день апрельских нон173, то есть восьмого Фармуфа, эры же Диоклитина в шестьдесят четвертом году174, в восемнадцатый день луны. 1) И теперь будем праздновать Пасху, братия мои! Подобно тому, как некогда Господь наш ученикам Своим, так теперь и нам наперед возвещает Он: чрез несколько дней будет Пасха, в которую иудеи предали Господа смерти, а мы празднуем смерть Его, радуясь тому, что мы после скорби получаем успокоение, что, быв до того времени в рассеянии, немедля собираемся вместе; что, быв прежде потерянными, мы снова обретены, быв прежде в удалении, теперь стали близкими, что, быв прежде чужды Тому, Кто за нас страдал и был пригвожден ко кресту, впредь принадлежим Ему, – Ему, Который грехи наши понес, как говорит Пророк (Ис. 53, 4), и ради нас претерпел скорби, чтобы от всех нас удалить болезнь, печаль и воздыхание. Когда мы жаждем, Он утоляет нас в сей самый праздник, стоя и возглашая: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиеm» (Ин. 7, 37). Ибо в том и сказывается всегда любовь к Нему святых, что они никогда не медлят, но без принуждения приносят Господу непрестанную жертву и всегда жаждут и просят у Него питие; Давид воспевал так: «Боже, Боже мой, к Тебе, утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе» (Пс. 62, 2, 3). Пророк Исаия говорит: «от нощи утренюет дух, мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя» (Ис. 26, 9); некто другой говорит: «возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время» (Пс. 118, 20); и он же говорит опять: «на судьбы твоя уповах, и сохраню закон Твой выну» (Пс. 118, 43, 44). И еще восклицает он с дерзновением так: «очи мои выну ко Господу» (Пс. 24, 15), а вместе с тем говорит он же: «поучение сердца моего пред Тобою выну» (Пс. 18, 15); Павел же снова дает совет: всегда благодарите, непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 18, 17). Tе, которые всегда так назидают себя, могут иметь твердое упование на Господа, говоря: «поженем еже уведети Господа, яко утро готово обрящем Его, и приидет нам яко дождь ранний и поздный земли» (Ос. 6, 3). Но не утром только изливается Он на них и не тогда только дает им питие, как скоро они просят о том; но преизобильно, по Своему великому человеколюбию, во всякое время дарует им благодать Духа. А откуда то, чего они жаждут, о сем Он присовокупляет тотчас, говоря: «веруяй в Мя» (Ин. 7, 38). Ибо как холодная вода приятна для жаждущего, по словам Книги Притчей (Прит. 25, 26), таково же и для верующих в Господа пришествие Духа, – гораздо более приятно оно, чем всякое другое наслаждение и удовольствие. 2) Подобает также и нам, чтобы мы, особенно во дни праздника Пасхи, утренневали вместе со святыми и от всей души, в чистоте тела, приступали к Господу с благодарением и благоговейной верою в Него; дабы мы, если с настоящего времени начнем пить и сим Божественным питием, от Него исходящим, будем совершенно напоены, возмогли и на небесах сесть за трапезу вместе со святыми и принять участие в том же торжестве и той же радости; к каковым грешник не имеет никакого влечения и по справедливости будет извержен, услышав следующее: «друже, како вшел ҐбЁ семо не имый одеяния брачна» (Мф. 22, 12)? Конечно, и грешники жаждут, но не благодати Духа; поелику они подстрекаются лукавым, то будут совершенно попалены страстями, как об этом говорится в Притчах: весь день они услаждаются злыми похотями (Прит. 21, 26)! А Пророк взывает против них, говоря: «горе востающим заутра, и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет я» (Ис. 5, 11I); предаваясь сами распущенности, они начинают жаждать и гибели других. А как первые пьют воду лжи и неверия, то Пророком дается на них знамение: «язва моя тверда,» говорит он, «откуду исцелюся? бысть мне яко вода лживая, не имущая верности» (Иер. 15, 18). И вторые, поелику пьют вместе с своими сообщниками, искажают и повреждают разумение истины и отвращают от нее простодушных. И для чего же возглашает (Пророк): «горе напаяющему подруга своего развращением мутным, и упоявающему, да взирает к пещерам их» (Авв. 2, 15)? А они, лицемерствуя и скрадывая истину, спокойны в сердце своем, наперед утоляя жажду (из источника лжи) и повторяя то, что в Притчах говорит блудная жена: «хлебом сокровенным в сладость прикоснитеся, и воду татьбы сладкую nийme» (Прит. 9, 17). Они устрояют засаду в сокровенных местах, ибо не имеют той свободы добродетели и того дерзновения мудрости, которая во исходе поется; не имеют того дерзновения, которое возвышает голос на распутиях, громко взывает с высоты стен (Прит. 8, 3); потому повелевается им приятно вкусить, что их стремление обращено к обману и страсти, когда они похищают сладость истины и притом так, что их собственную горькую воду по вине их злобы, которая так легко обнаруживается, стараются скрыть. Для сего и волк надевает овечью одежду; но снаружи покрашенные гробы вводят в заблуждение. Так и Сатана… Отрывок из двадцать второго праздничного послания святого Афанасия Господь наш Иисус Христос, подъявший смерть за всех, не где-либо на земле внизу, но в самом воздухе распростер руки; дабы явным стало, что чрез Крест совершились спасете всех, повсюду (сущих), и что Он, ниспровергши довода, имеющего особую силу в области воздушной, вновь открывает нам доступ к небу и делает его свободным. Отрывок из двадцать четвертого праздничного послания святого Афанасия И когда они в то время вышли, покидая Египет, то враги их сделались игралищем моря; а теперь, когда мы шествуем от земли на небо, сам Сатана наконец ниспадает с неба, как молния. Отрывок из двадцать седьмого праздничного послания святого Афанасия Афанасия, епископа Александрийского и исповедника, которого начало таково: «снова наступает день Пасхи воскресения». Что иное наша радость и наша слава, как не Господь и Спаситель наш Иисус Христос, пострадавший за нас и чрез то соделавший нас знаемыми Отцу. Никто другой, но Он, Который еще ранее чрез Пророков возвещал, а теперь каждому говорит: Я, Говорящий, близ есмь! Превосходное изречение! Ибо не так, чтобы в одно время говорил Он, а в другое безмолвствовал, но всегда, во всякое время от (самого) начала живит Он каждого непрестанно и говорит в сердце каждого. Отрывок из двадцать восьмого праздничного послания святого Афанасия Он сделался жертвою за всех, а мы, вскормленные словесами Истины и став причастниками Его животворного учения, можем вместе со святыми достичь и небесной радости. Ибо туда к Божественному и поистине нетленному пиршеству Логос призывает нас теми же (словами), как призывал учеников в горницу (вечери). Здесь пострадавши за нас, там Он уготовляет небесные обители тем, кои с наибольшею готовностью повиновались приглашению и непрестанно следовали к почести вышнего звания, не уклоняясь от цели; там шествующим на вечерю и ратоборствующим против полагающих (им) претыкание соблюдается и венец и нескончаемая радость. И хотя велик для людей труд этого шествия, но Сам Господь сделал его легким и удобным. Мы же, брат, принявшие от Спасителя вертоград и призванные к небесному пиршеству, так как Праздник уже близится, возьмем «ваия от финик» (Ин. 12, 13) и став победителями греха, подобно тем, которые некогда вышли в сретение Спасителю, уготовав себя самыми делами, так же встретим Грядущего; чтобы, совосшедши с Ним, стать причастниками небесного брашна и впредь проводить на небесах нескончаемую жизнь. Отрывок из двадцать девятого праздничного послания святого Афанасия И как человеческое преходяще, а благость Божия не престает; то и нас умерших, и при немощи нашей собственной природы, Он возбуждает и сущих от земли возводит на небеса. И еще из послания двадцать девятого, которого начало таково: «касательно предстоящего времени достаточно того, что нами написано прежде». И учеников испытывал Господь, когда спал (на корме) на возглавии (Мк. 4, 38). А если cиe уже само по себе было чудом, то тем более оно имело силу посрамить безбожников. Ибо чрез то, что Он встал, запретил морю и утишил бурю, Он доказал то и другое: что морские волны не от ветров происходили, но от страха пред своим Господом, шествующим по морю; и что Господь, запретивший морю, не сотворен, но Он Творец его (моря), ибо тварь не оказала бы повиновения твари же. Если и Чермное море разделилось пред Моисеем; то совершилось это не потому, что Моисей, произведший cиe, сказал нечто, но потому, что так повелел Бог. И если солнце остановилось над Гаваоном и луна – над долиною Аиалонскою, то было cиe не дело сына Навинова, а Господа, услышавшего молитву его. Это был Тот, Который и морю запретил и солнце над крестом заставил затмиться. Отрывок из тридцать девятого праздничного послания святого Афанасия О том, сколько и какие Писания приняты Церковью, о празднике Пасхи святого Афанасия, епископа Александрийского, в котором определен канон Божественных Писаний, принятых Церковью. Поелику некоторые дерзают составлять для себя книги, именуемые тайными, у Греков же называемые апокрифическими, и смешивают их с Писаниями, изреченными в Духе, – относительно которых от Отцев установлено то, как сохранились они до них и преданы теми, кои первоначально были самовидцами и служителями Слова; то рассудилось и мне, по просьбе верных братьев, с ручательством за истину тем, чему научен я прежде, составить каноническое определение о том, какие Божественные Писания преданы и вверены святой Церкви; – пусть все заблуждавшиеся могут обличить введших их в заблуждение; а те, кои пребыли в чистоте, опять порадуются упоминанию о них. Итак, книги Ветхого Завета существуют в количестве двадцати двух; ибо, как я слышал, столько же употребляется и букв у Евреев; и каждая из них (священных книг) занимает по порядку следующее место и имеют следующее наименование. Первая – Бытие, потом Исход, далее Книга Левитов, за нею Числа, после нее Второзаконие; за сими следуют: Иисус, сын Навина, потом же (книга) Судей, а после нее Руфь; затем после сей – книга Царей – четыре части: первая и вторая принимаются за одну книгу, а третья и четвертая также за одну; и потом книга Паралипоменон – первая, и вторая, принимаемые за одну книгу; затем Ездры первая и вторая, равным образом (составляющие) одну книгу. А за сими одна книга Псалмов, затем Притчи Соломона – одна книга, а также Екклесиаст – одна, потом Песнь Песней одна книга; а за сими (следует) еще Иова одна книга, а потом двенадцать Пророков, считаемые за одну книгу; затем Исаии одна книга, потом Иеремии с Варухом, Плачем и Посланием – одна книга; после сего Иезекииля одна (книга), а также Даниила одна книга. Доселе состав Ветхого Завета. Но нельзя оставить без внимания и упоминание о (книгах) Нового (Завета); они суть cледующия: 4 Евангелия – Матфея, Марка, Луки, Иоанна; а потом Деяния Апостолов и семь посланий, которые суть: Иакова одно, Петра же два, затем Иоанна 3, а за ними Иуды одно; после сих, посланий Павла четырнадцать, расположенных в следующем порядке: первое – к Римлянам, потом к Коринфянам два, а после сих к Галатам одно и потом к Ефесянам одно и еще к Филипийцам одно, а также к Колоссянам одно; потом же за сими – к Фecсалоникийцам два, затем к Евреям одно и еще к Тимофею два, к Титу одно и последнее к Филимону; а также Откровение Иоанна. Сии суть источники спасения, жаждущие коих утоляют жажду от словес животных, которые в них; в них только возвещается наставление в благочестии. Да не прилагает никто к ним, ни отнимает от них. Ибо Господь наш, проповедуя саддукеям, сказал: «прельщаетеся не ведуще» Писаний (Мф. 22, 29); а иудеев Он укорял и говорил: «испытайте Писаний… та суть свидетельствующая о Мне» (Ин. 5, 39). Но к сему в добавление я признаю необходимым написать и следующее: существуют и другие писания, помимо сих, – которые не определены канонически, – (писания), назначаемые у Отцев для чтения тем, которые желают приступить к оглашению и изучению благочестия; они суть следующие: Премудрость Соломона и Премудрость сына Сирахова, и Есфирь, и Иудифь, и Товия, и так называемое Учение Апостолов, и Пастырь. Однако же, возлюбленные мои, когда те (книги) определены канонически, а сии должны быть читаемы; нигде не упоминается о книгах тайных, которые Греками называются апокрифическими; но cиe есть измышление еретиков, которые пишут их для себя, когда хотят, по собственному произволению; относятся к ним с уважением и, прибавляя им большое число лет, пользуются ими как древними: отсюда для них является повод к тому, чтобы вводить в заблуждение простодушных. Отрывок из сорокового праздничного послания святого Афанасия «Вы же есте пребывше со Мною в напастех Моих, и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, Царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во Царствии Моем» (Лк. 22, 28–30). Итак, призываемые чрез Евангелие к великой и небесной вечери в ту горницу пометенную; очистим себя, как заповедал Апостол, «от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» (2 Кор. 7, 1); дабы и изнутри и извне будучи беспорочными, – совне облекшись целомудрием и праведностью, внутри же духом право разумевая слово истины, – мы могли услышать: «вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25, 21)! Отрывок из сорок второго праздничного послания святого Афанасия Ибо мы из числа званных, братия, и ныне созываемся Премудростью (воедино), согласно с Евангельскою Притчею, на сию вечерю великую и премирную и довлеющую для всей твари, – именно на Пасху – к закланному в жертву Христу. «Ибо Пасха наша… пожрен бысть Христос» (1 Кор. 5, 7). И немного спустя те, которые так украсят себя, услышат: «вниди в радость Господа твоего!» Отрывок из сорок третьего праздничного послания святого Афанасия Наше же звание (которым принадлежит и Пасха) свыше, и жительство наше на небесах, по словам Павла: «не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр. 13, 14), и туда направляя взоры наши, мы совершаем празднество надлежащим образом. И опять, после некоторого отступления: поистине высоко небо и находится от нас на бесконечном расстоянии; ибо сказано: «небо небесе Господеви» (Пс. 113, 24). Но не следует ради сего медлить, ни страшиться, как бы недоступен был путь к нему; но тем большую следует обнаруживать готовность. Ибо не так, что и нам следует обжигать кирпич на огне и искать смолы для замены извести, подобно тому, как некогда двинувшиеся с Востока и нашедшие равнину в земле Сеннаар приступали к делу. Ибо смешались языки их, и предприятие расстроилось. А нам Господь «обновил восход» туда Собственною Кровию и сделал его легким. И опять: и, воззвав нас, не только успокоил относительно отдаленности неба, но даже, Сам пришедши, отверз эту некогда заключенную дверь. Ибо она действительно заключена была с того времени, как Он изгнал Адама из рая сладости и приставил херувимов и пламенный меч обращающийся охранять путь древа жизни. Ныне же она отверста. И явившись Сам, с большею милостию и человеколюбием, ввел с Собою в рай разбойника, исповедавшего Его; и восшедши на небо предтечею за нас, Он для всех отверз двери. И снова: а Павел, стремясь к цели, – к почести горнего звания, восхищен чрез cиe «до третьяго небесе» (2 Кор. 12, 2); когда же, узрев горнее, он потом сошел, то и нам возвестил, благовествуя, то, что написано к Евреям: «не приступисте бо,» говорит он, «к горе осязаемей и разгоревшемуся огню, и облаку и сумраку, и буре и трубному звуку, и гласу глагол… Но приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и церкви первородных на небесех написанных» (Евр. 12, 18–19, 22–23). И кто же не возжелал бы насладиться этим небесным сожительством? И кто не почел бы за счастье написаться с таковыми, чтобы с ними же и услышать: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34)? Отрывок из сорок четвертого праздничного послания святого Афанасия Коего начало таково: «все, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос за нас и для нас совершил"… А когда слуги первосвященников и книжников увидели cиe и услышали от Иисуса: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7, 37); то узнали, что это был не простой человек, как они, но Тот, Кто и святым даровал питие; и что Он Тот, Кто был предузнан пророком Исаиею, поелику Он воистину – cияниe света и Слово Бога. И таким образом напаял Он древле, как поток из источника рай, а теперь дарует Он так же благодатный дар Духа каждому, говоря: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7, 37, 38). Ни один человек не мог сказать сего, но только Бог Живый, Который воистину дарует жизнь и Святого Духа. Отрывок из сорок пятого праздничного послания святого Афанасия Все вознесем жертвы наши, не забывая касательно общения с бедными; и войдем во святилище, по написанному, – куда предтечею за нас вошел Иисус, «вечное искупление обретый» (Евр. 9, 12). От него же… Велико чудо cиe, что мы, бывшие пришельцами, нарицаемся своими; и те, которые были никогда чужими, получаем звание сограждан святых и чад небесного Иерусалима, образом которого был тот, который построил Соломон. Ибо, если Моисей все устроил сообразно с тем, как показано было на горе; то ясно, что совершавшееся в скинии служение было образом небесных таинств, к которым восхотев и нас возвести, Он уготовал нам путь новый и пребывающий. А если все ветхое было образом нового, то образ горней радости и нынешнее празднество, совершая шествие к которому с псалмами и песнями духовными, положил начало Поста. * * * 1Наряду с указанием возраста луны ко дню Пасхи и к 22 Марта, на каждый год обозначается цифрою день недели, в который приходится 24 Марта, ряд этих цифр соответствует порядку вруцелетия в кругу солнца. 2В сирск. ошибочно 16. 314 Апреля 328 года. 4Здесь и далее возраст луны показан ко дню Пасхи. 517 Апреля. 68 Июня. 7Епакта александрийская, то есть возраст луны к 22 Марта. 8См. выше прим. 1. 9Должно быть 21. 1011 Июля. 112 Атира 52 г. Диоклитиановой эры ­ 30 Октября 335 г. по Р. Хр. Год Диоклитиановой эры начинается 29 или 30 Августа. 12Должно быть 3. 1322 Мая 337 года. 1423 Ноября 337 года. 15Сирское מדברנא можно передать и чрез «игумен». 1627 Июля. 1718 Марта 339 г. 18Должно быть 4. 19См. выше прим. 22. 20Должно быть 20. 21Следует 30 или 0. 22Вместо 15 должно быть 16. 23Должно быть 16. 24Должно быть 22. 25Должно быть 7. 26Город в Мисии – место рождения Константна Великаго. 27Должно быть 19. 28Должно быть 3. 29В этом году Пасху следовало праздновать 27 Фаменофа ­ 10 апр. кал. ­ 23 Марта. 30Должно быть 15. 31В сирск. ךונסטאנטינומׁ 3226 Июня 345 г. 3321 Октября 345 г. 34Должно быть 16. 35Вместо 4 должно быть 5. 36Здесь текст должен быть исправлен, по Ларсову, следующим образом: «В следующем году: воскресенье Пасхи 28 Фармуфа, – Возраст луны 19, – в девятый день майских календ, – епакта 17, седьмичный день 6, год седьмой индиктиона; (Римляне сделали возражение против сего, говоря, что они имеют предание от Апостола Петра – не переступать 26 Фармуфа, и совершали празднество 30 Фаменофа, при возрасте луны 21, в 7 день апрельских календ). F. Larsow. Die Fest-Briefe des Heiligen Athanasius Bischofs von Alexandria. 1852. S. 50, XXI u. Berechnete Oster-Tabelle (S. 47). 37Должно быть 15. 38Должно быть: 1 Фармуфа. 39Должно быть 20. 40Военачальник. 4113 и 14 Мехира Диоклитиановой эры – 8 и 9 Февраля 356 г. 42Должно быть 16. 4330 Мехира 73 г Диоклитиановой эры ­ 24 Февраля 357 г. 445 Паофа 74 г. Диоклетиановой эры ­ 2 Октября 357 г. 45Должно быть 9. 46Должно быть 20. 47Должно быть 30. 48Должно быть 5. 49Должно быть 20. 50Должно быть 11. 51Между 26 Января и 24 Февраля 362 года. 52Должно быть 21. 53Должно быть 22. 5427 Паофа 79 г. Диоклитиановой эры ­ 24 Октября 362 г. 55В конце Июня 363 г. 565 Сентября. 57В Антиохии. 5825 Мехира 80 г Диоклитиановой эры ­ 20 Февраля 364 г. 59Должно быть 6. 6027 Епифа 81 г. Диоклитиановой эры ­ 21 Июля 365 г. 61Должно быть 6. 6226 Фофа 83 г. Диоклитиановой эры ­ 23 Сентября 366 г. 631 Мая. 64Должно быть 17. 65Должно быть 19. 66То есть 22 Сентября 368 г. 67Должно быть 5. 6814 Месория 86 г. Диоклитиановой эры ­ 7 Августа 370 г. 69Должно быть 18. 70Тот же день (суббота) обозначается и цифрою 7. 717 Пахона 89 г. Диокл. эры ­ 2 Мая 373 г по Р. Хр. 72Наряду с указанием возраста луны ко дню Пасхи и к 22 Марта, на каждый год обозначается цифрою день недели, в который приходится 24 Марта, ряд этих цифр соответствует порядку вруцелетия в кругу солнца. 73329 по Р. Хр. 746 апреля. 75Соответствует греческому названию «епарх». 76Сирск. «святят Бога». 77 _כתבא _כניא – левитских книг. 78Понедельник пред Пасхою – 31 Марта. 795 Апреля. 806 Апреля. 81330 г. по Р. Хр. 8219 Апреля. 83Бог Слово. 84Христа – Агнца пасхальнаго. 859 Марта. 8613 Апреля. 8718 Апреля. 8819 Апреля. 89331 по Р. Хр. 9011 Апреля. 911 Марта. 925 Апреля. 9310 Апреля. 9411 Апреля. 95332 по Р. Xр. 96Должно быть 7 Фармуфа – 2 Апреля. 9727 Марта. 981 Апреля. 992 Апреля. 100На сей раз Император и Двор находились в Псаммафии, предместье Никомидии. 101 Γελοῖος от γέλως – смех. 10215 Апреля; в действительности, Пасха в этом году должна быть на одну неделю позже, то есть 27 Фармуфа в десятый день майских календ – 22 Апреля. 103333 по Р. Хр. 104Страстей Господних. 1059 Апреля. 10614 Апреля. 10715 Апреля. 1087 Апреля. 109334 по Р Хр. 110В сирск. после דנתמלא – «(пока она не) совершится» прибавлено עמ_כוי с вами. 111Ср. Псал. 5, 4. 1121 Фаменофа­25 Февраля. 1131 Апреля. 1142 Апреля. 1156 Апреля. 1167 Апреля. 11730 Марта. 118335 по Р. Хр. 119То есть брата Императора (Константина Великаго). 120Между словами и внутренним настроением. 121У женщины безразсудной, олицетворяющей безумие. 122В сирск. «да приидет» опущено; в двадцатом послании (по изд Куретона стран. 15–16, מה) этот текст приведен в полном виде. 12317 Февраля. 12424 Марта. 12529 Марта. 126 Κυριακή. 12730 Марта. 128Из партии ариан. 12926 Марта. 130По предуведомлению – 19. 131338 по P. Хр. 132См. Иез. 16, 48. 13313 Февраля. 13420 Марта. 13525 Марта. 13626 Марта. 13715 Апреля. 138339 по Р. Х.. 139В сирск. не опущено. 1402 Тим. 3, 12; Ин. 15, 18–21. 141Ср. Ис. 25, 8. 1425 Марта. 1439 Апреля. 144Д. б. 19 Фармуфа ­ 14 Апреля. 14519 Апреля. 146341 по Р. Х.. 147Сирск. – открылся.c.486 1489 Марта. 14913 Апреля 15018 Апреля. 15119 Апреля. 15211 Апреля. 153342 по P. Хр. 154Прежде на словах, а потом на деле. 1555 Апреля. 15610 Апреля. 15711 Апреля. 1587 Апреля. 159345 по P. Xp. 16015 Апреля 344 г. – в 60 г. эры Диоклитиана. 16130 Марта; в этот год Пасху следовало праздновать 27 Фаменофа ­ 10 апр. кал. 23 Марта. 162346 по Р. Х.. 16312 Апреля. 164347 по P. Xp. 165Ср. Ис. 1, 13. 166Иep. 7, 22. 167То есть кн. Левит. 168См. Пс. 48, 11. 1692 Марта. 1706 Апреля. 17111 Апреля. 17212 Апреля. 1733 Апреля. 174348 по Р. Х..
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar