Меню
Назад » »

Святитель Афанасий Великий / Праздничные (Пасхальные) послания (1)

[Оглавления праздничных посланий святого Афанасия, епископа Александрийскаго] Показания месяцев каждого года, дней, индиктионов, консульств и префектур в Александрии, а также всех епакт и всех [дней недели], называемых по именам богов1; с объяснением причин, по которым не было писано послание, и почему обращения [Афанасия были] из чужбины; – извлеченныя из праздничных посланий епископа Афанасия. Содержание Первое праздничное послание епископа Афанасия, по которому Второе праздничное послание (330 г.), св. Афанасия, по которому воскресенье Пасхи Третье праздничное послание (331 г.), св. Афанасия, по которому воскресенье Пасхи в сорок седьмом году эры Диоклитиана Четвертое праздничное послание еп. Афанасия, по которому воскресенье Пасхи в сорок восьмом году эры Диоклитиана Пятое праздничное послание (333 г.) того же (св. Афанасия), в консульство Шестое праздничное послание (334 г.) того же (св. Афанасия), по которому воскресенье (Пасхи) Седьмое праздничное послание (335 г.) того же (св. Афанасия), по которому воскресенье Десятое праздничное послание святого Афанасия Одиннадцатое праздничное послание святого Афанасия Тринадцатое праздничное послание святого Афанасия Четырнадцатое праздничное послание святого Афанасия Семнадцатое праздничное послание святого Афанасия Восемнадцатое праздничное послание святого Афанасия Девятнадцатое праздничное послание святого Афанасия Двадцатое праздничное послание святого Афанасия Отрывок из двадцать второго праздничного послания святого Афанасия Отрывок из двадцать четвертого праздничного послания святого Афанасия Отрывок из двадцать седьмого праздничного послания святого Афанасия Отрывок из двадцать восьмого праздничного послания святого Афанасия Отрывок из двадцать девятого праздничного послания святого Афанасия Отрывок из тридцать девятого праздничного послания святого Афанасия Отрывок из сорокового праздничного послания святого Афанасия Отрывок из сорок второго праздничного послания святого Афанасия Отрывок из сорок третьего праздничного послания святого Афанасия Отрывок из сорок четвертого праздничного послания святого Афанасия Отрывок из сорок пятого праздничного послания святого Афанасия Праздничные послания Афанасия, епископа Александрийскаго, которыя он ежегодно посылал в отдельные города, во все подчиненныя ему епархии, – то есть от Пентаполя и нижней Ливии до малаго и великаго Оазисов, Египта и Августамники, вместе с семью номами верхней и средней Фиваиды; – с сорок четвертаго года эры Диоклитиана, в котором Пасха была 19 Фармуфа2, в 18 день майских календ3, – возраст луны4 18. После того, как Александр, предшественник его, скончался 22 Фармуфа5, он (Афанасий) вступил на кафедру после Пасхи 14 Паина6, в первый год индиктиона, в консульство Ианнуария и Иуста, в правление Зения, при епархе Египта Итале, – епакта7 25, седьмичный день 18. В следующем (329) году: воскресенье Пасхи 11 Фармуфа, в 8 день апрельских идов, – возраст луны 21, – в восьмое консульство Константина Августа и в четвертое Констанция Кесаря, в правление того же Зения, епарха Египта; во второй год индиктиона, – епакта 6, седьмичный день 2. – Это первое (праздничное послание) году он был посвящен после Пасхи, – (послание) отличное от того, которое составил и послал Александр ранее своей кончины; было это в сорок пятом году эры Диоклитиана. В сдедующем (330) году майских календ, – возраст луны 15, – в консульство Галлициана, в правление Симмаха, при епархе Египта Магниниане Каппадокийце, в третий год индиктиона, – епакта 17, седьмичный день 3. – В этом году (Афанасий) совершил объезд по Фиваиде. В следующем (331) году 18, – в 3 день апрельских идов, в консульство Анния Басса и Авлавия, в правление Евгения, при епархе Египта Итале; – епакта 28, – в четвертый год индиктиона. – Настоящее послание отправил (Афанасий) с пути, возвращаясь от Двора; ибо в этом году путешествовал он ко Двору Константина, великаго Царя, который в то время повелел ему придти; поелику враги обвиняли его за то, что он поставлен во епископа, будучи очень молодым; когда же он явился, то удостоен был почетнаго приема и возвратился оттуда, когда Пост достиг уже середины. В следующем (332) году луны 20, в 4 день апрельских нон, – епакта 9, седьмичный день 6, – в консульство Пакациана и Гилариана, в управление Египтом того же Евгения епарха, в пятый год индиктиона. – В этом году (Афанасий) совершил объезд Пентаполя и был в Аммониаке. В следующем (333) году ­ 10 майск. кал. ­ 22 Апреля., – возраст луны 159, – в 17 день майских календ, – епакта 20, седьмичный день 7, – в консульство Далматия и Зенофила, в управление Египтом Патерна епарха, в шестой год индиктиона. В следующем (334) году 17, – в 7 день апрельских идов, в седьмой год индиктиона, – епакта 1, седьмичный день 1, – в консульство Оптата и Павлина, в управление Египтом того же Патерна епарха. – В этом году (Афанасий) совершил объезд по низовой земле и был позван на собор. Когда коварство его противников уже начало действовать в Кесарии Палестинской, и он заметил их злонамеренность, то отказался отправиться туда... В следующем (335) году луны 20, – в 3 день апрельских календ, в восьмой год индиктиона, – епакта 12, седьмичный день 2, – в консульство Константина и Альбина, в управление Егигпом того же Патерна епарха. В следующем (336) году: воскресенье Пасхи 23 Фармуфа, – возраст луны 20, – в 14 день майских календ, в девятый год индиктиона, – епакта 23, седьмичный день 4, в консульство Непоциана и Факунда, в управление Египтом Филагрия Каппадокийца, епарха. – В этом году (Афанасий) отправился на собор врагов своих, собравшийся в Тире; отсюда (из Александрии) отбыл 17 Епифа10. А как только составленный против него план стал совершенно явным, он удалился оттуда и бежал в Константинополь, восиользовавшись одним судном. Когда он прибыл туда 2 Атира11, то, по прошествия восьми дней, был увиден Императором Константином; и хотя это ободрило его; однако враги его настолько устрашили Императора различными клеветами, что он (Афанасий) немедленно был отправлен в изгнание и 10 Атира удалился в Галлию к Констансу Кесарю, сыну Августа; посему не писал он праздничнаго послания. В следующем (337) году: воскресенье Пасхи 8 Фармуфа, – возраст луны 16, – в 412 день апрельских нон, в десятый год индиктиона, – епакта 4, седмичный день 5, – в консульство Фелициана и Тициана, в правление Филагрия, епарха Египта. – (В этом году Афанасий) жил в Трире Галльском; почему и не мог написать праздничнаго послания... В следующем (338) году: воскресенье Пасхи 30 Фаменофа, в 7 день апрельских календ, – возраст луны 19, – в одиннадцатый год индиктиона, – епакта 15, седьмичный день 7, – в консульство Урса и Полемия, вь правление Феодора, что из Илиополя, епарха Египта. – Когда в этом году Константин скончался 27 Пахона,13 и Афанасий получил прощение, он со славою возвратился из Галлии 27 Атира14. В этом году случилось много примечательнаго. Антоний великий, пустынник,15 пришел в Александрию и, пробыв здесь только два дня, совершил много чудес и, многих исцелив, удалился 3 Месория16. В следующем (339) году: воскресенье Пасхи 20 Фармуфа, – возраст луны 20, – в 17 день майских календ, – епакта 26, седьмичный день 7, – в двенадцатый год индиктиона; в первое консульство Констанция и второе – Констанса, в правление Филагрия Каппадокийца, епарха Египта. – В этом году опять было много безпорядков. (Афанасия) начали преследовать ночью 22 Фаменофа17, и на следующий день он удалился из церкви Феоны, крестив многих. По истечении четырех дней Григорий Каппадокиец вступил в город, как епископ. В следующем (340) году: воскресенье Пасхи 14 Фармуфа18, – возраст луны 15, – в 3 день апрельских календ, – епакта 7, седьмичный день 2, – в тринадцатый год индиктиона, в консульство Акиндина и Прокла, в правление того же Филагрия, епарха Египта. – Григорий упрочил свою власть после многих жестокостей; посему (Афанасий) не писал праздничнаго послания. Ариане провозгласили пасхальное воскресенье на 27 Фаменофа; а когда они за такую погрешность подверглись посмеянию, то в половине Поста изменили свое мнение и отпраздновали воскресенье Пасхи с нами вместе – 14 Фармуеа19, как сказано выше. (Афанасий) объявил о нем пресвитерам Александрийским посредством краткаго послания, так-как, по случаю бегства и преследования, не мог отправить обычнаго послания. В следуюшем (341) году: воскресенье Пасхи 24 Фармуфа, – возраст луны 16, – в 13 день майских календ, – епакта 18, седьмичный день 3, – в четырнадцатый год индиктиона; в консульство Маркеллина и Пробина, в управление Египтом Лонгина епарха, что из Никеи. – Августамника разделилась, поелику Григорий, живя в городе, проявил свою жестокость; по случаю болезни, и на этот раз епископ также не писал праздничнаго послания. В следующем (342) году: воскресенье Пасхи 16 Фармуфа, – возраст луны 1620, – в третий день апрельских идов, – епакта 2921, седьмичный день 4, – в пятнадцатый год индиктиона; в третье консульство Констанция и второе – Констанса, в управление Египтом Лонгина епарха, что из Никеи. – Поелику Григорий находился в городе, – тяжко больной, – епископ не мог писать послание. В следующем (343) году: воскресенье Пасхи 1 Фармуфа, – возраст луны 1522, – в 6 день апрельских календ, – епакта 11, седьмичный день 5, – в первый год индиктиона; в консульство Плацида и Ромула, в правление того же Лонгина, что из Никеи, епарха Египта. – В этом году был собор в Сардике. Ариане, прибыв туда, удалились в Филиппополь. Это посоветовал им там Филагрий. Повсюду они подверглись порицанию и даже Римскою Церковию были отлучены. Урзаций и Валент писали покаянную грамату епископу Афанасию и потерпели посрамление. В Сардике пришли к соглашению относительно (празднования) Пасхи. Определен был период в пятнадцать лет, после котораго Римляне и Александрийцы всюду объявляли бы о сем (празднике) по обычаю. (Афанасий) опять писал праздничное послание. В следующем (344) году: воскресенье Пасхи 20 Фармуфа, – возраст луны 1923, – в 17 день майских календ, – епакта 2124, седьмичный день 625, – во второй год индиктиона, в консульство Леонтия и Саллюстия, в правление Палладия, при епархе Египта Итале. – Когда (Афанасий) возвращался с собора, то провел некоторое время в Нессе26 и там праздновал Пасху. О дне пасхальнаго празднества он объявил Александрийским пресвитерам, а в провинциях он не мог сделать объявления. В следующем (345) году: воскресенье Пасхи 12 Фармуфа, – возраст луны 1827, – в 7 день апрельских идов, – епакта 228, седьмичный день 1, – в третий год индиктиона; в консульство Амантия и Альбина, в правление Нестория, что из Газы, епарха Египетскаго. – Поелику (Афанасий) удалился в Аквилею, то там и отпраздновал Пасху этого года и о дне этой Пасхи объявил кратко пресвитерам Александрийским, а провинции нет. В следующем (346) году: воскресенье Пасхи 4 Фармуфа29, – возраст луны 2430, – в 3 день апрельских календ, – епакта 14, седьмичный день 2, – в четвертый год индиктиона; в четвертое консульство Констанция31 Августа и третье – Констанса Августа, в правление того же Нестория, что из Газы, епарха Египта. – Когда Григорий умер 2 Епифа32, (Афанасий) возвратился из Рима и Италии и вступил в город и церковь. Он удостоен был пышной встречи, так-как народ и все его подчиненные 24 Паофа33 вышли к нему навстречу за сто миль; и в последующее время он пользовался почетом. Праздничное послание на этот год он послал ранее пресвитерам в кратких словах. В следующем (347) году: воскресенье Пасхи 17 Фармуфа, – возраст луны 1534, – за день до апрельских идов, – епакта 25, седьмичный день 3, – в пятый год индиктиона; в консульство Руфина и Евсевия, в правление того же Нестория, что из Газы, епарха Египта. – Послание этого года (Афанасий) написал, живя здесь в Александрии, когда он и объявил относительно определения празднования, чего не мог сделать ранее. В следующем (348) году: воскресенье Пасхи 8 Фармуфа, – возраст луны 18, – в 3 день апрельских нон, – епакта 6, седьмичный день 435, – в шестой год индиктиона; в консульство Филиппа и Салии, в правление того же Нестория, что из Газы, епарха Египетскаго. – И сие (послание) писал он, когда жил в Александрии. В следующем (349) году: воскресенье Пасхи 30 Фаменофа, – возраст луны 19, – в 7 день апрельских календ, – епакта 17, седьмичный день 6, – в седьмой год индиктиона; (но против этого сделали возражение Римляне, говоря, что они имеют предание от Апостола Петра – не переступать 26 Фармуфа, а также и 30 Фаменофа, – возраст луны 21... 7 день апрельских календ)36; в консульство Лимения и Катуллина, в правление того же Нестория из Газы, епарха Египта. – И сие (послание) писал он, когда жил в Александрии. В следующем (350) году: воскресенье Пасхи 13 Фармуфа, – возраст луны 1937, час 2, – в 6 день апрельских идов, – епакта 28, седьмичный день 7, – в восьмой год индиктиона; в консульство Сергия и Нигриана, в правление того же Нестория из Газы, епарха Египетскаго. – В этом году был убит Магненцием Констанс, и Констанций сделался единодержавным; об этом он писал епископу (Афанасию), чтобы он не приходил в страх по случаю смерти Констанса, а точно так же полагался на него, как и на того, когда он был жив. В следующем (351) году: воскресенье Пасхи 5 Фармуфа, – возраст луны 18, – за день до апрельских календ, – епакта 9, седьмичный день 1, – в девятый год индиктиона; в консульство, следовавшее за Сергиевым и Нигриановым, в правление опять того же Нестория из Газы, епарха Египетскаго. В следующем (352) году: воскресенье Пасхи 24 Фармуфа, – возраст луны 18, – в 13 день майских календ, – епакта 20, седьмичный день 3, – в десятый год индиктиона; в консульство Констанция Августа и первое – Констанция Кесаря, в правление того же Нестория, епарха Египетскаго. – Галл провозглашен Кесарем и переменил свое имя на имя Констанций. В следующем (353) году: воскресенье Пасхи 16 Фармуфа, – возраст луны 21, – в 3 день апрельских идов, – епакта 1, седьмичный день 4, – в одиннадцатый год индиктиона; в шестое консульство Констанция Августа и второе – Констанция Кесаря, при управдении Египтом епарха Севастиана из Фракии. – В этом году Серапион, епископ Тмуитский, Триадельф Никиотский, Петр и Астриций – пресвитеры и другие (с ними) посланы были к Императору Констанцию; а как они убоялись насилия со стороны ариан, то возвратились назад без успеха. В этом году приходил к епископу Монтан, придворный силенциарий; но так как возникло волнение, то он возвратился, не достигши цели. В следующем (354) году: воскресенье Пасхи 4 Фармуфа38, – возраст луны 17, – в 6 день апрельских календ, – епакта 12, седьмичный день 5, – в двенадцатый год индиктиона; в седьмой год консульства Констанция Августа и второй – Констанция Кесаря; в управление Египтом того же епарха Севастиана из Фракии. В следующем (355) году: воскресенье Пасхи 21 Фармуфа, – возраст луны 18, – в 16 день майских календ, – епакта 23, седьмичный день 6, – в тринадцатый год индиктиона; в консульство Арбефиона и Лоллиана, в управление Египтом достопочтеннаго епарха Максима из Никеи. – В этом году приходил Диоген, нотарий Императора, и хотел лишить епископа свободы; но и он возвратился назад без успеха, ни с чем. В следующем (356) году: воскресенье Пасхи 12 Фармуфа, – возраст луны 1739, – в 7 день апрельских идов, – епакта 4, седьмичный день 1, – в четырнадцатый год индиктиона; в восьмое консульство Констанция Августа и первое Юлиана Кесаря, при управлении Египтом того же достопочтеннаго епарха Максима из Никеи, которому преемствовал Катафроний из Библа. – В этом году дук40 Сириан 13 Мехира41 привел церковь в большое безпокойство и в ночь на 14 Мехира с своими отрядами вторгся в храм Феоны. Однако он не мог захватить его (Афанасия), поелику он скрылся чудесным образом В следующем (357) году: воскресенье Пасхи 27 Фаменофа, – возраст луны 1742, в 10 день апрельских календ, – епакта 15, седьмичный день 2, – в пятнадцатый год индиктиона; в девятый год консульства Констанция Августа и второй Юлиана Кесаря, при управлении Египтом того же епарха Катафрония из Библа, которому преемствовал Парнассий. – Тогда Георгий вступил (в город) 30 Мехира43 и произвел много насилий. А епископ Афанасий находился в бегстве и был разыскиваем по городу в большой тревоге; поелику ради сего многие подвергались опасности; по этой причине праздничное послание не было писано. В следующем (358) году: воскресенье Пасхи 17 Фармуфа, за день до апрельских идов, – возраст луны 17, епакта 26, седьмичный день 3, – в первый год индиктиона; в консульство Тациана и Цереалиса, в управление Египтом того же епарха Парнассия из Коринфа. – Епископ Афанасий скрывался в городе Александрии; Георгий покинул город 5 Паофа44, преследуемый народною толпою; посему и в этом году епископ не мог составить праздничнаго послания. В следующем (359) году: воскресенье Пасхи 1945 Фармуфа, за день до апрельских нон, – возраст луны 20, епакта 7, седьмичный день 4, – во второй год индиктиона, в консульство Евсевия и Ипатия; в правление того же Парнассия, которому преемствовал на три месяца Италициан Итал, а сему Фавстин из Халкидона. – И в этом году не писал епископ. В следующем (360) году: воскресенье Пасхи 28 Фармуфа, в 9 день майских календ, – возраст луны, 2146, епакта 18, седьмичный день 6, – в третий год индиктиона; в десятый год консульства Констанция Августа и третий Юлиана Кесаря; при управлении Египтом того же епарха Фавстина из Халкидона. – Сей епарх и Артемий дук, разыскивая епископа Афанасия, вторглись в один частный дом – в небольшую келлию девственницы Евдемонии и жестоко мучили (ее); посему опять не писал (Афанасий). В следующем (361) году: воскресенье Пасхи 13 Фармуфа, в 6 день апрельских идов, – возрасть луны 17, епакта 2947, седьмичный день 7, – в четвертый год индиктиона; в консульство Тавра и Флоренция; в управление Египтом того же Фавстина епарха, которому преемствовал Геронтий из Армении. И в этом году не мог (епископ) писать послание. В этом же году умер Констанций; и когда Юлиан сделался единодержавным, то преследования против православных прекратились. Всюду были (разосланы) указы Императора Юлиана о том, что принадлежащие к Церкви православные, которые были преследуемы в правление Констанция, должны получить прощение. В следующем (362) году: воскресенье Пасхи 1548 Фармуфа, за день до апрельских календ, – возраст луны 2549, епакта 1050, седьмичный день 1, – в пятый год индиктиона; в консульство Мамертина и Невитты; при управлении того же Геронтия, которому преемствовал Олимп из Тарса. – В этом году, в месяце Мехире51, епископ Афанасий, после бегства, вступил в церковь по указу Юлиана Августа, который объявил прощение всем епископам и клирикам, находившимся в бегстве, как об этом упомянуто ранее. На этот (год) писал (Афанасий)... В следующем (363) году: воскресенье Пасхи 25 Фармуфа, в 12 день майских календ, – возраст луны 2052, епакта 2153, седьмичный день 2, – в шестой год индиктиона, в четвертый год консульства Юлиана Августа и Саллюстия, при управлении Египтом того же епарха Олимпа. – Когда Пифиодор из Фив, знаменитый философ, 27 Паофа54 доставил указ Юлиана против епископа и прочитал его публично, со многими угрозами, он тотчас оставил город и удалился в Фиваиду. Когда Юлиан, по прошествии восьми месяцев55, умер, и смерть его сделалась известною, (Афанасий) тайно во время ночи пришел в Александрию. А после того он 8 Фофа56 сел на корабль при восточном Иераполе и прибыл к Императору Иовиану, которым он был с почетом препровожден57. Праздничное послание на этот год он отправил в то время, когда был преследуем до Фиваиды, из Мемфиса – во всю страну; оно было обнародовано по принятому обычаю. В следующем (364) году: воскресенье Пасхи 9 Фармуфа, за день до апрельских нон, – возраст луны 16, епакта 3, седьмичный день 4, – в седьмой год индиктиона; в консульство Иовиана Августа и Верониана, в правление епарха Гиерия из Дамаска, которому преемствовал Максим из Рафии, а сему Флавиан из Иллирии. – В этом году возвратился епископ в город Александрию и в церковь 25 Мехира58. А праздничное послание отправил он из Антиохии, как обычно, ко всем епископам во всех епархиях. В следующем (365) году: воскресенье Пасхи 1 Фармуфа, в 559 день апрельских календ, – возраст луны 19, епакта 14, седьмичный день 5, – в восьмой год индиктиона; в первый год консульства Валентиниана и Валента Августов; в правление того же Флавиана из Иллирии. – Мы овладели Кесарионом; когда епископа опять стали преследовать враги, он удалился в поселение при новом канале. Но по прошествии нескольких дней пришел к нему нотарий Бразидас с епархом и содействовал его вступлению в церковь. 27 Епифа60 было землетрясение. Море выступило из своих пределов с восточной стороны, многих лишило жизни и произвело значительныя опустошения. В следующем (366) году: воскресенье Пасхи 21 Фармуфа, в 16 день майских календ, – возраст луны 20, епакта 25, седьмичный день 6, в девятый год индиктиона; в год первый консульства Грациана, сына Августова, и Даглаифа. – Когда язычники 27 Епифа произвели возмущение, сгорел Кесарион. Вследствие сего многие граждане потерпели большое бедствие; те, которые оказались виновными, осуждены и изгнаны. Затем сделался правителем Проклеян Македонянин. В следующем (367) году: воскресенье Пасхи 1661 Фармуфа, в апрельския календы, – возраст луны 16, епакта 6, седьмичный день 7, – в десятый год индиктиона; в консульство Лупицина и Иовина, в управление того же Проклеяна, которому преемствовал Тациан Лукий. – В этом году Лукий пытался овладеть церковию 26 Фофа62; он скрылся ночью в одном доме около святого святых храма; и когда епарх Тациан и дук Траян выпроводили его оттуда, он оставил город и был таким образом чудесно спасен, так-как народныя толпы искали убить его. В этом году писал (Афанасий), составив канон Божественных Писаний. В следующем (368) году: воскресенье Пасхи 25 Фармуфа, в 12 день майских календ, – возраст луны 16, епакта 17, седьмичный день 2, – в одиннадцатый год индиктиона; во второй год консульства Валентиниана и Валента Августов, в правление того же Тациана епарха. – (Афанасий) начал в 6 день месяца Пахона63 опять возстановлять Кесарион; когда и удостоен был Императорскаго указа чрез посредство дука Траяна, который разыскал поджигателей и тотчас приказал удалить мусор после разрушения и пожара, а затем в том-же месяце и возобновить постройку. В следующем (369) году: воскресенье Пасхи 2764 Фармуфа, за день до апрельских идов, – возраст луны 1565, епакта 28, седьмичный день 3, – в двенадцатый год индиктиона; в первый год консульства Валентиниана, сына Августа, и Виктора, в правление того же Тациана. – Епископ начал строить в Мендидии церковь, названную по его имени, – 25 Фофа, в начале восемьдесят пятаго года Диоклитиановой эры66. В следующем (370) году: воскресенье Пасхи 2 Фармуфа, в 467 день апрельских календ, – возраст луны 15, епакта 9, седьмичный день 4, – в тринадцатый год индиктиона; в третье консульство Валентиниана и Валента Августов, в правление того же Тациана, которому преемствовал Олимпий Палладий из Самосаты. – Епископ окончил храм, названный по его имени, когда исполнился восемьдесят шестой год Диоклитиановой эры; в том же году 14 Месория68 совершено было и обновление (освящение). В следующем (371) году: воскресенье Пасхи 22 Фармуфа, в 15 день майских календ, – возраст луны 16, епакта 20, седьмичный день 5, – в четырнадцатый год индиктиона; во второй год консульства Грациана Августа и Проба; в правление того же Палладия, которому преемствовал, в звании епарха Египта, Элий Палладий из Палестины, прозванный Брадобреем. В следующем (372) году: воскресенье Пасхи 13 Фармуфа, в 6 день апрельских идов, – возраст луны 1969, епакта 1, седьмичный день 070, – в пятнадцатый год индиктиона; в консульство Модеста и Аринтея, в управление Египтом того же Элия Палладия, прозваннаго Брадобреем. В следующем (373) году: воскресенье Пасхи 5 Фармуфа, за день до апрельских календ, – возраст луны 21, епакта 12, седьмичный день 1, – в первый год индиктиона; в четвертый год консульства Валентиниана и Валента, в управление Египтом того же епарха Элия Палладия. – Когда этот год приближался к концу, Афанасий чудесным образом скончал жизнь 7 Пахона71. Окончились Κεϕάλαια, то есть Оглавления праздничных посланий святого Афанасия, епископа Александрийскаго. Первое праздничное послание епископа Афанасия, по которому воскресенье Пасхи в сорок пятом году эры Диоклитиана73 было одиннадцатаго Фармуфа, за восемь дней до апрельских идов74; в восьмое консульство Константина Августа и четвертое – Константина Кесаря, когда Септимий Зений был префектом75, – во второй год индиктиона; – о посте, трубах и праздниках. 1) Приидите, возлюбленные! Надлежащее время призывает нас к тому, чтобы мы совершили празднество. Снова Солнце Правды, освещая нас Своими Божественными лучами, заранее предуказывает нам время празднования, в которое мы, покорные Ему, должны праздновать так, чтобы радость не миновала нас, хотя время преходяще. Ибо знать благопотребное время первее всего необходимо при упражнении в добродетели; как и блаженный Павел, наставляя ученика своего знать надлежащее время, поучает его в сих словах: «настой благовременне и безвременне» (2 Тим. 4, 2); дабы он, зная то и другое, выполнял то, что приличествует своему времени, от неблаговременнаго же порицания удерживался. Так равно и Бог всяческих, по образному изречению премудраго Соломона, все распределил по временам и срокам (Еккл. 3, 1), дабы повсюду в благопотребное время распространилось спасение человеков. Точно также и Премудрость Божия, Господь и Спаситель наш Иисус Христос, сходя в души преподобных не безвременно, но благовременно, уготовляет их в друзей Божиих и пророков (Прем. 7, 27). Итак, когда весьма многие молились о сем и говорили: «кто даст от Сиона спасение Израилево» (Псал. 52, 7)? – Невеста, как написано в Песни Песней, молилась так: «кто даст тя брате мой ссуща сосцы матере моея» (Песн. 8, 1)? т. е. чтобы ты стал подобен человекам и восприял на Себя вместо нас скорби человеческия. 2) Посему и Господь всяческих, сотворивший времена и лета, лучше нас ведающий «еже о нас», подобно доброму врачу, знающему время, когда радоваться о получивших исцеление благодаря собственному послушанию; снова не безвременно, но благовременно ниспосылает то, о чем говорит: «во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти» (Ис. 49,8). Так-же и блаженный Павел, давая нам наставление касательно этого времени, пишет следующее: «се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2)! Благовременно же призывал Бог сынов Израилевых чрез Моисея к священным празднествам, говоря: «три краты в лете сотворите Ми праздник» (Исх. 23, 14); из каковых празднеств, возлюбленные, одно есть то, которое ныне предстоит нам, к которому призывают и которое праздновать побуждают нас священныя трубы; так святый Псалмопевец заповедует это сими словами: «вострубите в новомесячии трубою, в день праздника вашего» (Псал. 80, 4). Это слово дает нам двоякое повеление – вострубить трубою как в новомесячие, так и в дни торжественные; оно же делает днем торжества и тот день, в который, в средине месяца, лунный свет достигает полноты, – тот день, который некогда имел прообразовательное значение, как и день труб; а оне, как я сказал ранее, призывали иногда к празднеству, иногда же к посту и к брани. Но не был незнаемым (и не к грядущему это имело отношение), но был понятным этот трубный звук – чтобы каждый приступал к объявленному им празднеству. И этому не от меня надлежит вам учиться, но из Божественных Писаний, – когда Богь явил Себя Моисею и говорил ему, как написано в книге Числ: «и рече Господь к Моисею, глаголя: сотвори себе две трубы сребряны: кованы сотвориши я, и будут тебе на созвание сонма» (Числ. 10, 1–2). Превосходно для тех, которые теперь любят Его! – дабы можно было познать, что это учреждено было, пока был Моисей, пока существовала тень; так как употребление труб вообше было установлено только, «до времене исправления» (Евр. 9, 10). Ибо говорит Он: «аще же изыдете на брань в земли вашей к супостатом супротивящимся вам» (следовательно, таким образом можно было поступать только в их стране, но никак не вне ея); и затем: «и вострубите и назнаменуйте трубами, и воспомянетеся пред Господем, и избавитеся от враг ваших» (Числ. 10, 9). Не во время браней только трубили они в трубы, но в Законе была установлена и труба праздничная. Слушай опять, что он говорит, присовокупляя: «и во днех веселия вашего, и в праздницех ваших, и в новомесячиих ваших вострубите трубами» (Числ. 10, 10). Но да не подумает кто-либо, что это слово простое и малозначительное, когда услышит Закон, дающий повеление касательно труб; велико и страшно слово это! А как эта труба более всякаго другого звука и всякаго орудия может возбудить и исполнить страхом, то Израиль, который был тогда еще отроком, был приводим ею к познанию посредством прообраза. Но дабы это не было почитаемо вообще за нечто человеческое, а за некоторое превосходнейшее и сверхчеловеческое знамение; звук сей был подобен тому, которому они внимали при горе, чтобы памятовать о Законе, данном им тогда, и соблюдать его. 3) Чуден был этот Закон, даже, будучи тенью, прекрасен! А если не так, то он не возбуждал бы страха и не способствовал бы благонравию тех, которые слышат его; и гораздо более это должно иметь значение по отношению к тем, которые некогда видели это; но в то время это было прообразовательно и совершалось как бы в тени. А мы, изменяя свое понимание и впредь удаляясь от сеновнаго, приступаем к истине и взираем на священныя трубы нашего Спасителя, велегласно призывающия нас иногда на брань, как говорится у блаженнаго Павла: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злоды поднебесным» (Ефес. 6, 12). Иногда громко призывает он к целомудрию, преданности и единодушию в брачной жизни; соизволяя девам то, что прилично девству, любящим воздержную жизнь – то, что прилично воздержанию; для состоящих же в браке одобряет то, что свойственно брачному состоянию, распределяя каждому соответственныя преимущества и почетныя награды. В иное время призывает он к посту и к празднованию. Внимай опять ему же, возглашающему как бы трубным гласом: «пасха наша за ны пожрен бысть Христос. Темже да празднуем, не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства» (1 Кор. 5:7–8). А если кто хочет слышать превосходнейшую из всех труб, слушай нашего Спасителя, говорящаго: «в последний день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Иоан. 7, 37)! Ибо не подобало Спасителю призывать нас просто к празднованию, но к превосходнейшему празднику призывает Он нас, если только мы уготовали себя к тому, что должны услышать, и сделали себя способными к распознаванию звука трубнаго всякаго рода. 4) А как я прежде сказал, различныя существуют знаменования, то выслушай Пророка, возглашающаго трубою, так сказать, прообразно; и затем, обращаясь к истине, уготовляй себя к знамению трубному. Ибо тот говорит: «вострубите трубою в Сионе, освятите пост» (Иоил. 2, 15)! Попечительна эта труба и всеусердно заповедует она, чтобы мы, когда постимся, святили пост, по реченному: не все из призывающих Бога святят имя Божие76; но некоторые из таковых безчествуют Его. Не Его, впрочем, – да не будет! – но свои собственныя помышления касательно Его; ибо Он свят, и благоволение Его на святых. Посему блаженный Павел презрителям Бога вменяет это в грех: «преступлением закона Бога безчествуеши» (Рим. 2, 23). Итак, в противоположность тем, которые оскверняют пост, говорит он здесь: святите пост! А ведь многие, будучи ревностны по отношению к посту, оскверняют самих себя помышлениями сердец их, то совершая безчестныя деяния против своих братьев, то замышляя гибель их. Таким образом, он говорит не что другое, как то, что много есть превозносящихся над ближним и разсеевающих еще большее зло. Равно как и тому фарисею (Лук. 18, 12), хотя он постился двукратно в течении недели, не послужило на пользу похваление постом единственно потому, что он превозносился над мытарем. Точно также и Логос, порицая сынов Израиля за таковой пост, хотел чрез Пророка Исаию вразумить их, говоря: «не сицеваго поста Аз избрах, и дне, еже смирити человеку душу свою: нижé аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, нижé тако наречете пост приятен» (Ис. 58, 5). Как же мы можем показать пример таковаго поста? Как мы должны вести себя, когда постимся? и каков должен быть самый пост? – Опять внимай Богу, дающему Моисею повеление и говорящему, как написано в книге Левит: «и рече Господь к Моисею, глаголя: и в десятый день седмаго месяца сего день очищения, наречен свят да будет вам: и смирите души ваша, и принесите всесожжение Господу» (Лев. 23, 26–27). Затем, для того, чтобы и о сем Закон заключал постановления, Он говорит далее: «всяка душа, яже не покорится в день той, потребится от людей своих» (Лев. 23, 29). 5) Смотрите, братия мои! сколь много может пост и как поститься повелевает нам Закон. Ибо не плотью только требует он поститься, но и душею. А душа смиряется тогда, когда не допускает пленить себя чрез научения развращенности, но питается добродетелями, которыя ей приличествуют. А добродетели и пороки составляют питание души, будет ли она употреблять пищу того и другого рода или обратится туда, куда пожелает: то и другое доступно для нея; ибо, если она склоняется к доброделанию, то питается посредством добродетелей – справедливости, воздержания, терпения; как говорит и Павел, который питался словом истины; а также и Господь наш, питаясь тем же, говорил: «Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего, иже на небесех» (Иоан. 4, 34). – А если душа не этим питается, но склоняется долу, тогда она питается ничем иным, как грехом. И Дух Святый так именует диавола, когда повествует о грешниках и пище их: «дал еси того брашно людем ефиопским» (Псал. 73, 14). Таковы брашна грешников. А как Господь и Спаситель наш Иисус Христос, будучи небесным хлебом, есть пища святых, согласно слову Его: «ядите Тело Мое и пийте Кровь Мою»; то и диавол есть пища нечистых и тех, кои не делают дел, принадлежащих свету, но совершают дела тьмы. Посему, ради удаления и отвращения от пороков, повелел Он им питаться брашнами добродетели, каковы: смиреномудрие, перенесение унижений без надменности, познание Бога. Ибо таковой пост не только доставляет душам мир; но, будучи святим, он сам уготовляет святых и возводит от земли. 6) Быть может, покажется удивительным, что я хочу сейчас сказать, и должно быть причислено к величайшим чудесам (хотя оно и не уклоняется от истины, так что вы можете удостовериться в этом из святых Писаний77, – именно о том, что, когда постился великий Моисей, он был в общении с Богом и получил Закон. Когда постился великий и святый Илия, и он был удостоен Божественнаго лицезрения и наконец был вознесен подобно Тому, Который вознесся на небеса. Также и Даниил, хотя он был еще юн, за то что постился, был удостоен откровения тайны и один только узнал сокровенное для царя и вместе с тем сделался причастником Божественнаго лицезрения. Но не должно быть недоверчивым вследствие того, что длительность поста и долгий срок его у них столь чудесны; но наипаче подобает доверять этому, поучаясь, что созерцание Бога и от Него исходящее слово достаточны для препитания тех, кои внимают Ему, и служат им вместо всякаго брашна. То же и у ангелов. Не иным образом питаются они, как чрез то, что непрестанно взирают на небе на Лице Отца и Спасителя. Потому же постился и Моисей, коль скоро он беседовал с Богом, – именно телесно; а питаем был он Божественным словом. А когда он сходил к народу и Бог восходил от него, тогда тотчас же он ощущал голод, подобно людям; ибо не долее сорока дней, в кои он беседовал с Богом, пребывал он в посте. Вообще же каждый из святых делался участником этой превосходнейшей пищи. 7) Посему также и мы, возлюбленные, если питаем нашу душу Божественными брашнами – словом Божиим и по Божественному изволению, а в отношении того, что отвне, соблюдаем воздержание телесно, как подобает будем праздновать этот великий и спасительный праздник. От этой Божественной снеди вкушали, правда, и несмысленные иудеи, взирая на нее, как на прообраз, – в виде агнца в праздник Пасхи; но как они не уразумели прообразования, то вкушают и до сего дня именно того же агнца, заблуждаясь и находясь в удалении как от своего города, так и от истины. Ибо сколь долго Иудея и город существовали, существовал и прообраз, агнец и тень; ибо Закон повелевал так: не должно этому быть в ином городе, но в земле Иудейской; вне же ея ни в каком другом месте (Втор. 12, 11, 13–14). Здесь Закон повелел им приносить жертвы всесожжения и заклания; ибо не было другого алтаря, кроме иерусалимскаго. А так как в этом только городе и был алтарь и там же создан был храм; то им и не было позволено приносить те жертвы ни в каком другом городе для того, чтобы, когда городу придет конец, тогда и то, что касалось тени, было упразднено. 8) Смотри же: теперь, по пришествии нашего Спасителя, город достиг своего конца, и вся Иудейская страна опустошена; так что относительно сего мы не имеем нужды ни в каком внешнем свидетельстве; но собственными очами можем удостовериться в том, что произошло. Соответственно сему, необходимо, что бы и тень также была упразднена, и вам нет нужды об этом узнавать от меня; ибо это предварено уже священным гласом Пророка, громко восклицающаго: «се на горах ноги благовествующаго, и возвещающаго мир» (Наум. 1, 15). А что же обозначено тем, что он провозглашает, как не то, о чем он говорит им далее: «празднуй Иудо праздники твоя, воздаждь обеты твоя, зане не приложат ктому еже проити сквозе тебе во обетшание: скончася, и извержеся. Взыде вдыхаяй в лице твое, отъемляй от оскорбления» (Наум. 1, 15, 2:1). А кто же, можно сказать иудеям, есть тот, кто восшел для того, что бы похвала тени прекратилась? И не должно с равнодушием внимать сему: «скончася... взыде вдыхаяй в лице твое»; ибо ничто еще не было совершенным, прежде чем «взыде вдыхаяй в лице»; но все достигло совершенства тотчас же, как он восшел. Но Кто же Он, как я и прежде спрашивал вас, иудеи? Быт может, это Моисей? Но это было бы ошибочно; ибо тогда народ еще не вошел в ту страну, в которой только и препоручено ему было исполнить Божественныя повеления. Или это Самуил? или другой кто из пророков? Но и это было бы превратно; ибо до того времени существовали еще в Иудее те установления, и самый город еще стоял; из чего с необходимостью вытекает, что, пока он стоял, и те были выполняемы. Итак, возлюбленные, ни один из них не был Тот, Кто восшел. Теперь, если вы желаете слышать неложное слово и воздержаться от иудейских басней; то воззрите на Спасителя нашего, Который «взыде вдыхаяй в лице» и изрек Своим ученикам: «приимите Дух Свят» (Иоан. 20, 22)! Ибо, как только это совершилось, все достигло завершения; тогда жертвенник разселся, и завеса церковная раздралась; и – так как город еще не был разрушен – сначала мерзость запустения была посреди храма, а затем как самый город, так и все обветшавшее должно было прийти к своему концу.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar