Меню
Назад » »

Священноисповедник Амвросий (Полянский) / Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина О Граде Божием (3)

Смерть Исаака совпала с царствованием у ассириян десятого царя Балея, у сикионян – девятого Месаппа, или Кефиса, у аргоссцев – третьего Аписа.190 Последний, переправившись на кораблях в Египет, здесь умер и сделался великим богом египтян с именем Серапис, потому что до построения ему храма его почитали в гробе. И относительно его было постановлено под страхом смертной казни не называть его простым человеком.191 Сын Аписа Аргос, царь аргоссцев, от имени которого получил свое название этот народ, тоже стал почитаться божеским культом по своей смерти. При первых его современниках, царях сикионском Эрате и ассирийском Балее, умер в Египте Иаков192, при вторых – двенадцатом ассирийском Мамите и одиннадцатом сикионском Племнее, в Египте же умер Иосиф.193 При царях: четырнадцатом ассирийском Сафре, двенадцатом сикионском Орфополисе и пятом аргосском Криазе, родился Моисей. При них же, говорят, жил Прометей, мудрец и, вероятно, ваятель, и брат его Атлас, великий астролог. В это же время изобретено было множество мифических сказаний; многие умершие, в силу невежества и суеверия греков, были причислены к богам, таковы: жена Криаса Мелантомика; сын их Форвас, шестой царь аргоссцев Иас, сын седьмого царя Триопа и девятый царь Сфенелай, Сфенелей, или Сфенел; Меркурий, внук Атласа, славившийся знанием наук и искусств, и Геркулес. Относительно последних двух несомненно известно, что они были люди и удостоены были божеского почитания за то, что облагодетельствовали людей, улучшив удобства их жизни.194 В самое последнее время царствования Кекропса Афинского, основателя Афин195, при царях: Аскатаде ассирийском и Марафе сикионском, Триопасе Аргосском, Моисей вывел еврейский народ из Египта. Преемник Моисея Иисус Навин умер при восемнадцатом царе ассирийском Аминте, при шестнадцатом сикионском Кораке, десятом аргосском Данае и четвертом афинском Эрихфоние196. В период времени от исхода евреев из Египта до смерти Иисуса Навина были установлены празднества в память потопа Девкалионова; в честь Дионисия, изобретателя виноградоделия; Аполлона Дельфийского, – заметим в скобках: установить игры в честь Аполлона Дельфийского подал мысль его же оракул; Минервы, открывшей способ добывать деревянное масло, и другие. Между прочим в играх выставлялись преступления богов, и разыгрыванием этих преступлений почитатели таких богов хотели умилостивить их197. Период судей был в царстве земном периодом особенно обильных сочинительств всяких басен и мифов о богах, например о Триптолеме, Минотавре, Центавре, Фриксе и сестре его Гелле, Горгоне и многих, многих других. Сказания эти чисто вымышленного характера и нецеломудренны; составлены поэтами-теологами, из которых особенно славились Орфей, Музей и Лин.198 Боги представляются в этих сказаниях совершающими всякого рода преступления: ссоры, прелюбодеяния и многие другие, каких стыдятся даже люди. Богам нравилось, что их преступления разыгрывались на сцене. Люди мирились с ложью гнусных, постыдных игр, так как боялись не разыгрывать их, опасаясь тем вызвать гнев богов.199 Мы увидим, кто в действительности были эти боги. Времена пророчицы Деворры совпадали с концом царства Аргосского и началом Микенского с первым царем Агамемноном, и Лаврентского в Италии с первым царем Пиком, сыном Сатурна, раньше называвшегося Стерцеем или Стеркуцием. У ассириян в это время был двадцать третьим царем Лампар. Стерций или Стеркуций, впоследствии Сатурн, по смерти был сделан богом земледелия за то, что научил людей удобрять землю скотским навозом. Воздавались божеские почести и сыну его Пику, бывшему превосходным авгуром200 и военачальником, и сыну Пика Фавну, второму царю лаврентян201. Число богов пополнилось и героями разрушения Трои, события, подавшего повод к обширному мифическому творчеству и совершившегося при царях: лаврентском Латине, от имени которого и самое царство стало называться Латинским, афинском Менесфее, сикионском Полифиде, ассирийском Тавтане. К числу богов был присоединен некто Диомед, около храма которого, на острове его имени жили будто бы удивительные птицы, благодетельствовавшие грекам и не любившие чужестранцев. У евреев в период разрушения Трои был судьею Лабдон. Самсону и первосвященнику Илии современниками были цари: первому у афинян и ассириян – те же, у латинян – Эней, сын Латина, у сикионян – Пелазг; второму у латинян – четвертый царь Сильвий, сын Энея, у ассириян двадцать девятый царь Оней, у афинян – шестнадцатый, Мелант. При этих царях погибло царство Сикионское, существовавшее 959 лет. За этот период были причислены к богам: Эней, потому что после смерти нигде не нашли его; первый сабинский царь Санк, или Санкт, и Афинский Кодр за то, что пожертвовал своей жизнью для спасения отечества во время войны.202 С Саула и Самуила, начавших времена царей у евреев, начинается у латинян ряд царей Сильвиев из династии Энея. При Давиде афиняне по смерти Кодра заменили монархию республикой. Во времена Соломона латиняне построили Альбу, почему цари их стали называться не латинскими, а албанскими. После Соломона, при сыне его Ровоаме, произошло разделение еврейского царства на два.203 Почти в это же время на Востоке прекратило свое существование царство Ассирийское; владычество перешло к мидянам; на Западе нарождался Рим, при Проке и преемнике его Амулии родились близнецы – основатели Рима. Самое же основание Рима падает на 718 год жизни евреев в земле Обетованной, когда были у них царями: у иудеев Ахаз, или Езекия, у Израильтян Озия – современники первому римскому царю Ромулу. Из династии Энея только двенадцатый царь Авентин был причислен к богам. После него не возвели в бога ни одного царя, кроме Ромула, основателя Рима.204 Преемник Ромула Нума измыслил так много богов, что для него самого не достало места на небе, сам он не причислен был к богам; вообще за время до и после Ромула оставлен был обычай возводить в богов умерших людей, и если возводили, то только из лести, а не вследствие заблуждения. Однако умерших людей, прежде возведенных в богов, не переставали почитать за таковых, даже увеличили соблазн изобретением идолов, которых предки не знали. Так демоны обольщали людей, заставляя их и выдумывать несуществующих богов, и услаждать себя, под видом угождения этим ложным богам, преступным представлением на сцене баснословных злодеяний последних.205 В период отдельного существования царств Иудейского и Израильского в этих последних славились пророки, у греков мудрецы и сивиллы. Так при Ромуле жили Фалес Милетский и сивилла Эритрейская, предсказавшая пришествие Христа Спасителя. При приемнике Ромула Нуме, жила сивилла Самосская. В это время у евреев, при царе Манассии, пророчествовал Исаия пророк.206 При царях: еврейском Седекии, у римлян – Тарквинии Древнем, еврейский народ отведен был в плен в Вавилон, Иерусалим и храм Соломонов были разрушены. В это и последующее время плена вавилонского жили мудрецы: Питтак Мителенский, Солон Афинский, Хилон Лакедемонский; физики: Анаксимандр, Анаксимен и другие. По истечении семидесяти лет, при Дарии, царе Персидском кончился вавилонский плен евреев, и они возвратились на родину. В это же время и римляне, по изгнании Тарквиния Гордого, освободились от монархической власти.207 Таковы цари царства земного. Это не иные кто, как люди, умершие и возведенные в богов людьми же, добровольными почитателями таких богов. Но эти боги – только подставные цари царства земного. Неужели в самом деле мертвые люди, хотя бы и цари, могут управлять жизнью живых людей, как боги? Правда, римляне-язычники представляли себе именно так. Но они находились в обольщении от демонов. Эти последние – вот действительные цари и боги земного царства. Они действительно влияют на жизнь людей, в частности влияли на римлян-язычников, пользуясь для обольщения их именем их же исторических царей, ими же самими возведенных по смерти в богов.208 Мысль о том, что демоны действительные цари и боги земного царства, дается уже и в представленной истории царства земного, но особенно выступает и раскрывается эта мысль в первой части сочинения блаженного Августина, в первых десяти главах, где рассматриваются языческие верования. I. Истинный Бог дал спасительное учение, научающее людей добродетельной жизни и удаляющее их от пороков.209 И справедливость требует, чтобы как люди заботятся о культе богов, так и боги заботились о поведении, жизни людей. Между тем боги языческие не заботились о добрых нравах людей – не давали нравственных правил, не предлагали их в публичной проповеди, не вразумляли и не сдерживали через пророков согрешающих, не грозили открыто наказаниями худо поступающим, не обещали наград добродетельно живущим.210 Правда, демоны давали некоторые нравственные предписания тайно, лицам посвященным, как бы избранным. Но эти тайные предписания, наряду с открытой, как увидим, проповедью и предписанием разврата, – яснейший признак, наилучшее доказательство хитрости, коварства злых демонов, наилучшая характеристика этих языческих богов. «Сила добра и нравственной чистоты такова, что всякая, или почти всякая человеческая природа относится к ней с уважением». Честный всегда любит нравственную чистоту. Чтобы не потерять честных людей из числа своих почитателей, а они (честные) могли отвратиться от них в силу бесчестного, постыдного, развратного характера их культа, – демоны обольщают их тайными предписаниями, растлевая в то же время большинство бесчестных людей публичной проповедью разврата. «Вне храмов торжественно и громко проповедуется народам грязное нечестие, а внутри притворно нашептывается немногим чистота; для дел постыдных открыты публичные места, для дел похвальных – тайники; приличие скрыто, безобразие открыто; то, что делается дурного, привлекает к себе в качестве зрителей всех, а то, что говорится доброго, едва имеет слушателями немногих: так, как бы честного следовало стыдиться, а бесчестным хвалиться. Где подобное возможно, как не в храмах демонов? Где, как не в пристанище лжи?»211 «Боги языческие никогда не делали священным учения о добродетельной жизни».212 Наряду с этим боги языческие прямо давали предписания позорные и бесчестные, «сообщая им пагубный авторитет своей мнимой божественностью».213 II. Таким образом, боги языческие не только не заботились о добродетельной жизни своих почитателей, а, напротив, намеренно старались развращать их. Они учредили позорные сценические игры, развратные зрелища, которые должны были созерцать и ими услаждаться язычники-римляне; и именно боги язычников ввели214, сурово вытребовали и некоторым образом «вымучили»215 эти позорные игры, а не пороки людей, не невежественная угодливость римлян установили их.216 А каковы были эти позорные игры, то достаточно вспомнить, например, культ в честь небесной девы, матери богов, Верекинфии. «Пред ложем этой последней, в праздник ее омовения, непотребнейшими актерами распевались такие вещи, которых не подобало бы слушать не только матери богов, но и матери каких-нибудь сенаторов или каких-нибудь честных людей, даже матери самых этих актеров… Сами же актеры, на домашних репетициях, стыдились исполнять пред своими матерями это безобразие мерзких слов и действий; а публично, пред матерью богов, в присутствии и в слух многочисленнейшего собрания людей обоего пола, исполняли…» Тот же Сципион Назика, если бы его спросили, желал ли бы он, чтобы в числе божественных почестей его матери (если бы она была богиня) совершались эти мерзости, не воскликнул ли бы, «что желал бы лучше, чтобы мать его лежала мертвою без всякого чувства, чем жила богинею для того, чтобы иметь удовольствие слушать подобные вещи… Сенатор римский… не захотел бы, чтобы… для умилостивления богини (его матери) совершались такие вещи, о которых речь была бы оскорблением для благородной женщины…» превозносили ее «такими похвалами, от которых, если бы они были брошены в упрек какой-нибудь женщине, еще жившей между людьми, покраснели бы за нее и родственники, и муж, и дети, если бы не заткнули ушей и не ушли». 217 «Кто не понимает, какого рода духи услаждаются подобными мерзостями?» 218 В играх сами боги выставляли свои преступления219, например Юпитер представляется прелюбодеем220. Естественно после этого, что боги не только не оскорблялись, а умилостивлялись бесчестными поступками своими, напоказ выставляемыми в играх221, и гневались, когда люди почитали их не так, как им хотелось, то есть постыдно.222 Боги языческие сами подавали пример преступлений, «самолично на открытом поле» представляя себя сражающимися.223 Конечно, единственная цель установления позорных игр и примерных сражений – это показать людям, что преступления последних для них (богов) не только не противны, а напротив, приятны; сообщить злодеяниям как бы божественный авторитет, так чтобы люди, опираясь на него, не стеснялись уже предаваться прелюбодеянию, междоусобным войнам, распутству; дать небесный пример для злодеяний и через все это развратить людей.224 И действительно, так развратили славный римский народ, что римская республика погибла от развращения нравов еще до пришествия Христа.225 А боги не только ничего не сделали для спасения ее через улучшение нравственности, а, напротив, посодействовали развращению ее.226 III. Боги языческие хуже, ниже людей. Они не дали римлянам законов, а римляне взяли себе законы Солона у афинян.227 Римляне постановили в 12-ти таблицах назначать уголовное наказание тому, «кто пропоет или сочинит стихи, бесславящие другого»; более – у древних римлян не позволялось ни хвалить, ни порицать на сцене никого из живых людей. А боги позволяют позорить себя.228 Боги требуют себе театральных игр, а римляне устраняют актеров от всяких должностей, соединенных с честью229, а Платон даже совсем изгоняет из своего идеального государства поэтов, авторов позорных стихов, разыгрывавшихся на сцене.230 Так римляне и Платон превосходили богов своими законами.231 Вот основания утверждать, что подлинные, действительные боги земного царства – не умершие люди, цари, возведенные в богов, а воспользовавшиеся их именем для обольщения людей гнусные, нечестивейшие духи, коварнейшие демоны.232 Но не все демоны – цари земного царства. Есть у них один князь, «злейший царь» земного царства – дьявол.233 Он, низвергнутый со своими клевретами с неба234, основал враждебное Богу царство. Мы видели членов этого царства. Это – нечистые духи и нечестивые люди, не почитающие Бога.235 Мы видели и характеристику членов царства земного. Это все – себялюбцы, поставляющие центром своей жизни себя самих, всецело привязанные к земле, люди земных выгод и низших, плотских пожеланий, страстей. Название царства земного – «враги Царства Божия», ясно определяет отношение первого ко второму. Вражда – вот общий характер этих отношений. В частности, дьявол воздвигал еретиков, противодействовавших христианскому учению. Но этим он принес только пользу членам Царства Божия, упражняя, а стало быть, и укрепляя в них терпение.236 Впрочем, враждебные отношения царства земного к Царству Божию не мешают тому, что оба царства живут вместе, перемешаны, переплетены237, даже в настоящей земной жизни пользуются некоторыми одними и теми же вещами238. Да и в отношении настроения членов обоих царств в период здешней земной жизни не может быть установлен окончательно, раз навсегда их (членов) состав. Теперь, в земной жизни среди членов царства земного могут скрываться будущие члены Царства Божия, равно и среди членов Царства Божия – будущие члены царста земного. В период земной жизни возможны переходы членов царств из одного в другое.239 V Глава. Дополнительные замечания об учении блаженного Августина о Царстве Божием и воззрение протоиерея Светлова на это учение Теперь нам остается сделать несколько дополнительных замечаний об учении блаженного Августина о Царствии Божием и рассмотреть существующие в современной русской богословской литературе воззрения на это учение. Сочинение блаженного Августина «О Граде Божием» обращает на себя наше внимание со стороны своих внутренних качеств особенно ясностью, раздельностью изложения мыслей. Все сочинение распадается на книги, каждая книга – на главы; вначале каждой книги, каждой главы – заглавие, указывающее их содержание. Нередко можно встретить такие пояснения: в предыдущей книге или в предыдущих главах мы сказали то-то и для того-то. А теперь будем говорить о том-то и с такой-то целью. Или: мы обещались говорить о том-то, теперь и изложим это. И далее действительно излагает.240 Таким образом разъяснен ход мыслей во всем сочинении. Обращает на себя внимание широта учения блаженного Августина о Царстве Божием. Со стороны временной пространственности он не ограничивает Царства Божия одним каким-либо периодом, например периодом будущего века или новозаветного Царства Благодати. Нет, по его учению Царство Божие началось с начала времен, продолжается через все века до будущего века, а, вступив в этот последний, будет существовать вечно. Бог в сочинении блаженного Августина – именно Царь веков. Со стороны местной пространственности нет такого уголка земли в собственном смысле и в мире человеческих сердец, куда бы ни простиралась власть Бога-Царя. Он, по учению блаженного Августина, всем управляет; все совершается по Его законам, Его воле, так сказать, с Его ведома. Правда, не везде одинаково проявляется Его царственная власть – в темной области сатаны Он только терпеливо попускает злую деятельность и извлекает из нее возможное добро, но все же и эта злая деятельность дьявола и ангелов его – в Его власти, происходит с Его ведома. В отношении состава Царство Божие в учении блаженного Августина обнимает собой не один только человеческий род, а и ангелов, и не один только мир свободно-разумных существ, а и неразумную тварь и всю одушевленную и неодушевленную природу. Все произошло от Него, поэтому все – добро зело, а в силу этой природной доброты своей, все – Царство Божие. Правда, блаженный Августин почти все внимание отдает миру разумных существ, хотя делает это по требованию обстоятельств… но не желает показать тем, что ограничивает Царство Божие только миром разумных существ. Правда еще и то, что блаженный Августин целое, особое, так называемое у него земное царство выделяет из состава Царства Божия. Но, во-первых, сам же блаженный Августин признает, что в известном виде и определенной мере власть Бога простирается и на то темное царство зла. Он, например, награждает добрые нравы римлян.241 Тайным действием воли Своей Он побуждает языческих писателей выводить на свет нелепости языческого культа ложных богов.242 Во-вторых, это разделение всего мира на Царство Божие, царство добра, и царство дьявола, зла, представляется нам слишком резким, и нам хотелось бы смягчить его. Неужели в самом деле в язычестве нет и не может быть ничего хорошего, заслуживающего похвалы, одобрения. Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14–15). Правда, в первой главе этого же послания апостол Павел характеризует язычество и как скопище всякого рода порочных, неестественно развратных людей (Рим. 1, 21–32). Из сопоставления обоих мест, думается, следует, что не все в язычестве – блудники, шепотники и так далее, а есть и хорошие люди, конечно, насколько они могут быть хорошими в язычестве. Да и сам блаженный Августин указывает добрые качества римлян, за которые Господь наградил их славным, обширным государством.243 Указывает отдельных лиц, прямо отрицавших языческие театральные игры, это служение демонам, лиц, ратовавших за добрые римские нравы.244 Указывает далее лиц, не принадлежавших к избранному народу Божию, но почитавших Бога: таков, например, Иов245. Наконец, блаженный Августин прямо говорит, что среди врагов Царства Божия скрываются будущие члены его.246 А мы разве не знаем, например, Корнилия сотника, угодившего Господу своими добродетелями, когда он не принадлежал еще к Царству Божию (Деян. 10 гл.)? Как смотреть на все это, если вне Царства Божия – темная область дьявола, зла? Из современной русской богословской литературы по вопросу о Царстве Божием останавливает наше внимание неоконченное печатанием исследование протоиерея Светлова «Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания». Мы с большим интересом следили за появлением в «Богословском Вестнике» отдельных глав этого исследования. Но до сих пор еще не встретили особенно интересной для нас 7-й главы, в которой автор обещается рассмотреть учение блаженного Августина о Царстве Божием, то есть как раз предмет нашей работы. Однако и в появившейся части исследования мы находим мысли, которых не можем пройти молчанием. Прежде всего, на странице 138-й «Богословского Вестника» за месяц октябрь мы читаем: «Здесь, то есть в святоотеческой литературе, можно встретить различные понятия о Царстве Божием – эсхатологическое, этическое, августиновское, то есть под Царством Божиим разумеется будущее откровение славы Божией в конце времен…». Итак, вот какое воззрение на учение блаженного Августина о Царстве Божием высказывает протоиерей Светлов. Мы, как уже говорили, не читали еще 7-й главы его (Светлова) исследования, в которой он обещается представить полный разбор учения блаженного Августина о Царстве Божием. Поэтому сейчас будем иметь в виду только приведенные строки. В этих последних заключается понятие о Царстве Божием, совершенно не согласное с августиновским. По учению блаженного Августина, мы видели, Град Божий начинается в сферах ангельских, продолжается, непрерывно существует и будет существовать до кончины мира в среде человеческой и откроется в новой фазе в будущем веке. По учению блаженного Августина Царство Божие существует и теперь – это общество благочестивых, верующих в Бога и любящих Его людей. Правда, это царство, точнее этот период царства, – время странствования членов его, трудов, подвигов их, а будущее – открытие Царства Божия во всей его славе, во всей полноте, это период действительно славного царствования. Но все же и первый период – период именно Царства Божия, отличается только по своему характеру от второго. А по воззрению протоиерея Светлова теперь Царства Божия не существует, а оно наступит только в будущем веке, в конце времен. Очевидно, это не учение блаженного Августина. Протоиерей Светлов ставит в вину блаженному Августину то, что он отождествляет Царство Божие и Церковь. Мы совершенно согласны с протоиереем Светловым в том, что отождествление Царства Божия и Церкви, как понимаются они в Евангелии, положительно невозможно. Церковь в точном смысле – не Царство Божие, а орудие, средство насаждения его. Связь между ними есть и должна быть утверждаема, но отождествлять их – значит смешивать два различных понятия.247 Но нам хотелось бы обратить внимание протоиерея Светлова на следующее обстоятельство. Ведь блаженный Августин отождествляет Царство Божие и Церковь в своем понимании их. А в его понимании это отождествление, по нашему мнению, возможно. Ведь и сам протоиерей Светлов знает, что Царство Божие, в определении его с внешней стороны, есть общество свободно-разумных существ, верующих в Христа, Бога и любящих Его. А это как раз и есть Церковь, понимаемая в широком смысле. Понимаемая в смысле более узком, как общество людей только, верующих во Христа и любящих Его, Церковь совпадает с одним первым периодом августиновского Царства Божия (с начала до конца земного странствования). Наконец, понимаемая еще в более узком и особенно употребительном смысле как общество таких же людей, но основанное Самим Господом непосредственно и через апостолов, Церковь совпадает со второй, новозаветной половиной первого периода августиновского Царства Божия.248 Заключение. Значение учения блаженного Августина о Царстве Божием по отношению к современным ожиданиям золотого века на земле В заключение нам хотелось бы сказать несколько слов о том, какое же именно значение могло бы иметь учение блаженного Августина о Царстве Божием по отношению к современным ожиданиям и мечтам о золотом веке на земле. В этом отношении из учения блаженного Августина о Царстве Божием можно вывести следующие положения. Царство Божие уже существует и теперь. Не мечтать о нем нужно, а постараться войти в него. Благовременно сказать нам современным моралистам, подобно тому как некогда святой Иоанн Предтеча, а после него Христос взывали иудеям, – покайтесь! Царство Божие уже среди вас! веруйте в Евангелие! Но как же, скажут, люди, мечтающие о золотом веке, о будущем Царстве Божием, не замечают уже существующего? Отчего это происходит? Ответ ясный – оттого, что те люди полагают Царство Божие совсем не в том, в чем оно действительно заключается. Они мечтают о всеобщем братстве, равенстве, о таких временах, когда не будет на земле ни богатых ни бедных, ни высших ни низших, когда будут устранены все препятствия к наслаждению жизнью и всякий будет пользоваться благами ее, насколько может. На самом же деле Царство Божие вовсе не в материальном наслаждении благами жизни, а в живом, постоянном общении с Царем Царства – Богом, Источником всякого блаженства, в вере в Него, в любви к Нему и проистекающих отсюда успокоении и радости в Нем. Оно, стало быть, духовное Царство, а не та или иная организация внешних порядков. Достигается оно не пассивным непротивлением злу насилием, не естественным прогрессом человечества, не внешней, а особенно насильственной переменой экономических и политических порядков страны, а подвигами добродетельной жизни, исполнением при помощи Божией благодати заповедей Его, словом, духовным трудом над собой самим в частных ли то или общественных отношениях с людьми. А уравнения классов, уничтожения сословий, равномерного распределения богатств и проистекающего отсюда пользования каждым в свою меру благами жизни может и не быть. Напротив, внешняя жизнь членов Царства Божия здесь, на земле – время странствования и соединенных с ним неудобств и урезок себя в удовлетворении материальных потребностей, а подчас и время прямо страданий, скорбей. Полное успокоение, ничем не омрачаемое блаженство наступит для членов Царства Божия только в будущем периоде его, когда оно откроется во всей своей славе, когда уничтожится последний враг – смерть, и будет Бог всяческая во всех. Так, радетели человеческого благополучия на земле! «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Так говорит один из самых видных деятелей по устроению Царства Божия на земле. Если кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10, 44). Это сказал Сам Верховный Основатель и Царь Царства, Господь. Не личное, собственное наслаждение, а самоотречение, отвержение себя – принцип жизни и деятельности в Царстве Божием. На этом принципе строится Царство Божие. Без него тщетны надежды, несбыточны сладкие мечты. * * * 1См. сочинение М. Красина «Творение блаженного Августина «De civitate Dei» как апология христианства в его борьбе с римским язычеством». Казань, 1873. 2Красин М. С. 140. 3Блаженный Августин. О Граде Божием. Книга 1, глава 35, страница 59. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1994, в четырех томах. Репринт. Киев, 1905–1910. В последующих цитатах мы будем указывать только книгу (римская цифра), главу (арабская цифра) и страницу (арабская цифра) этого издания сочинения блаженного Августина. 4Сборник сочинений студентов Казанской Духовной Академии. Вып. 2. Казань, 1902. А. Иванов. «Новозаветное учение о Царстве Божием». С. 34. 5Царство Божие, мы определили, есть единение всех в Боге. 6А. Иванов. С. 40–41. 7Там же. С. 41. 8Там же. С. 42. 9Там же. С. 43. 10Там же. С. 46. 11Там же. С. 46. 12Там же. С. 47. 13Светлов П., протоиерей. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания (богословско-апологетическое исследование). Богословский Вестник. 1902. Октябрь. С. 122–123. 14Трактат о евангельском Царстве Божием мы составили по руководству сочинения А. Иванова и протоиерея Светлова. При этом предпочтение мы отдавали сочинению А. Иванова, как более глубоко исследующему вопрос о Царстве Божием в евангельском понимании его. Считаем нужным сказать еще следующее. Нас могут упрекнуть в том, что мы слишком близко держались текста тех пособий, которые имели под руками, собственно сочинения Иванова. Но мы и не думаем поставлять себе в заслугу самого содержания трактата об евангельском Царстве Божием. Мы уже сказали раньше, что вопрос о Царстве Божием по Евангелию не составляет специального предмета нашего исследования. В этом последнем он имеет только то значение, что благодаря наличию его выдерживается план нашего сочинения; без него же он не был бы выполнен. Потому-то мы и всю задачу нашу в этом случае видели только в передаче, по возможности своими словами, того содержания, какое находили в пособии, и в той мере, в какой это нужно для нашей цели. Hекоторые места приводили буквально – это там, где краткость речи автора вызывала это. 15I кн. предисловие; XV, 26. С. 130, 131; XVI, 2. С. 141; XVIII, 47. С. 79–80 и многие другие. 16V, 18. С. 275–281. 17XVIII,4I. С. 68; III,17. С. 149. 18XVIII,4I. С. 68. 19II, 21. С. 98. 20Х, 7. С. 115. 21I, 29. С. 116. 22I, 29. С. 116. 23V, 16. С. 272. 24V, 17. С. 275. 25XX, 11. С. 193. 26XIV, 1. С. 2. 27V, 19. С. 284; XI, 1. С. 173–174. 28I, 35. С. 58. 29ХVIII, 47. С. 79. 30II, 29. С. 115. 31X, 6. С. 114. 32Х, 7. С. 115. 33ХVIII, 47. С. 79. 34II, 29. С. 114. См. всю эту страницу. 35XVIII, 47. С. 80. 36IХ, 21. С. 95. 37IV,28. С. 222. 38I, 35. С. 58; XV, 26. С. 130; ХVI, 2. С. 141; XХ, 11. С. 193; VIII, 24. С. 51. 39Язычники, увлеченные неоплатонизмом, считали тело препятствием для спасения; поэтому, с их точки зрения, тела нужно всячески избегать. А христианство учит, что Сын Божий нарочно воспринял человеческое тело, чтобы спасти людей. Так создавалась в умах язычников дилемма относительно христианства, ни понять, ни разрешить которой они не могли и из-за которой нападали на него. 40М. Красин. С. 151. 41I, предисловие. 42X, 1. С. 174; ХIV,13. С. 35–36; XV, 8. С. 81. 43IV, 17. С. 203. 44IV, 15. С. 202. 45XI, 4. С. 177 и 21. С. 207; XII, 5. С. 241; V, 11. С. 259–260. 46VIII, 6. С. 13. 47V, 11. С. 259–260. 48I, 36. С. 60; VII, 30. С. 386–387. 49IV,33. С. 230; V, 21. С. 286–288; V, 8. С. 248. 50V, 22, 23. С. 288–291. 51Там же, особенно 23 гл. 52V,18. С. 281. 53V,16. С. 272–273; VI, 12. С. 335. 54V, 10. С. 257; VII, 12. С. 358. 55XII, 18–19. С. 268–271. 56V, 9. С. 249–256. 57V, 15. С. 272 и 19. С. 281–284. 58XI, 21. С. 207. Ср. IX, 15. С. 85–87. 59См. примечание 53. 60V, 18. С. 281; X, 14. С. 129–130. 61XI, 21. С. 207 и 24. С. 213. 62XII, 5. С. 241 и 4. С. 239–240. 63X, 14. С. 130; VIII, 6. С. 13; V, 11. С. 259–260. 64XI, 11. С. 192–194; XII, 9. С. 248–250; XII, 6. С. 241. 65XII, 21. С. 277–278 и 37. С. 285. 66XIII, 24. С. 328–336; XIII, 19. С. 316; XIII, 1. С. 287. 67XIII, 21. С. 320; XIV, 11. С. 31; XIV, 15. С. 38. 68IV, 34. С. 231. 69X, 29. С. 157–158; 20. С. 140–141; 27. С. 153–154; IX, 15. С. 85–87. 70XIII, 4. С. 293. 71XI, 17–18. С. 201–203. 72XIII, 19. С. 318. 73V, 15. С. 271–272; 19. С. 283; V, 21. С. 287. 74V, 21. С. 287. 75Там же. 76V, 22–23. С. 288–293. 77I, 1. С. 3–4; 7. С. 11. 78Мы увидим впоследствии, что у Царства Божия есть враги, составляющие особое царство, которое блаженный Августин изображает под именем Града земного. Теперь, при изложении истории Царства Божия и характеристики членов его, мы будем излагать вместе и историю царства земного и давать характеристику членам его: в начальном периоде обе истории царств слишком тесно связаны между собой, чтобы разделять их. А в силу этого и характеристика членов обоих царств излагается совместно. Кроме того, впоследствии нам пришлось бы излагать историю царства земного и делать характеристику членов его. А теперь, в связи с историей Царства Божия и характеристикой членов его, делать это удобнее. 79XI, 9. С. 186–189 и мн. др. 80XI, 11. С. 192–194; XI, 13. С. 196. 81XI, 10. С. 189–192. 82XI, 14. С. 198. 83XI, 28. С. 222. 84XII, 1. С. 234. 85XI, 33. С. 229. 86XI, 24. С. 213. 87XI, 9. С. 186. 88XII, 9. С. 250; VIII, 25. С. 54. 89XII, 21. С. 278. 90XII, 23. С. 279; XIV, 11. С. 29. 91XIII, 21. С. 320. 92XIV, 10. С. 28. 93XIII, 1. С. 287. 94XIV, 7. С. 13–16. 95XIV, 26. С. 58–59. 96XIV, 11. С. 31–32. 97XIV, 13. С. 36. 98XIV, 15. С. 38–39. 99XIV, 26. С. 60–61. 100XIV, 4. С. 8. 101XIV, 28. С. 63–64. 102XV, 1. С. 66. 103Там же. 104XV, 7. С. 80. 105XV, 5. С. 72. 106XV, 4. С. 71–72; XV, 17. С. 109. 107ХV, 1. С. 67. Вообще характеристику Каина и Авеля, а в лице их – их потомства, см. ХV, 1–6. С. 65–76. 108ХV, 7. С. 76–81. 109XV, 19–21. С. 111–119. 110XV,22–23. С. 120–127. 111XV, 26. С. 130. 112XVI, 43. С. 218. 113XVI, 1. С. 137. 114XVI, 10. С. 159–160. 115XVI, 10. С. 159. Теперь будем говорить только об одном Царстве Божием: дальше судьбы царств разделяются. 116XVI, 12. С. 164–165. 117XVI, 13–14. С. 166–168. 118XVI, 14–16, 18–42. С. 167–173, 175–215. 119XVI, 43. С. 215–218. 120XVII, 1–2. С. 219–222. 121XVII, 4. С. 225–235. 122XVII, 5. С. 236–241. 123XVII, 6. С. 242–244. 124XVII, 7. С. 244–248. 125XVII, 8–13. С. 248–260. 126XVII, 16–19. С. 263–272. 127XVII, 20. С. 273–277. 128XVII, 22. С. 279. 129XVIII, 28. С. 40–42. 130XVIII, 29. С. 42–44. 131XVIII, 30. С. 44–45. 132XVIII, 31–32. С. 45–51. 133XVIII, 33. С. 51–53. 134XVIII, 34. С. 53–54. 135XVIII, 35. С. 54–58. 136XVIII, 46. С. 77–79. 137XVIII, 48–49. С. 80–83. 138XVIII, 49. С. 82–83. 139XVIII, 50. С. 83–84. 140XVIII, 51. С. 84–87. 141XVIII, 53. С. 90–92. 142XX, 29. С. 237; 30. С. 239–245. 143XXII, 30. С. 398–404. История Царства Божия составлена при помощи сочинения М. Красина. 144ХIV, 13. С. 36. 145X, 3. С. 108. 146XIV, 26. С. 60–61. 147Х, 7. С. 115; ХI, 28. С. 222; XII, 9. С. 250. 148Х, 7. С. 115. 149Там же. 150Х, 19. С. 139. 151I, предисловие. С. 1; X, 7. С. 115; XV, 26. С. 130; XII, 9. С. 250; XI, 28. С. 222; XVII, 16. С. 265. 152V, 18. С. 275–277. 153V, 18. С. 277. 154V, 16. С. 272. 155V, 18. С. 276. 156I, предисловие. С. 1. 157I, 9. С. 15. 158I, 29. С. 52. 159Там же. 160I, предисловие. С. 1. 161I, 9. С. 15. 162I, 29. С. 53; V, 16. С. 272; V, 18. С. 277. 163I, 9. С. 15; I, 29. С. 52. 164XIX, 1–13. С. 96–133. 165V, 16. С. 272. 166I, 35. С. 58–59. 167ХVIII, 51. С. 87. 168ХVIII, 49. С. 83. 169VIII, 24 c. 52; XVII, I6. С. 265–266; XIX, 17. С. 140. 170XIX, 27. С. 159. 171XIX, 15. С. 136. 172ХV, 16. С. 106. 173I, 9. С. 17. 174XIX, 19. С. 142–143. 175V, 14. С. 269; XIX, 19. С. 142–143. 176XIX, 27. С. 159. 177XIX, 19. С. 142–143. 178XIX, 17. С. 139–141. 179XIX, 26. С. 158. 180XIX, 17. С. 140. 181XIX, 17. С. 140–141; XIX, 26. С. 158. 182XIX, 14. С. 135. 183ХIХ, 15. С. 137. 184ХVII, 16. С. 265. 185Там же. 186XVI, 4. С. 146–148. 187XVIII, 2. С. 3. 188ХVIII, 2. С. 5 189XVIII, 3. С. 6–7. 190XVIII, 4. С. 7. 191XVIII, 5. С. 8. На указанные постановления мы обращаем внимание с целью отметить то положение, что языческие боги – не кто иные, как умершие люди, цари. 192XVIII, 6. С. 9. 193XVIII, 7. С. 10. 194XVIII, 8. С. 10–11. 195XVIII, 8. С. 12. 196XVIII,11. С. 15–16. 197XVIII, 12. С. 16–18. 198XVIII, 14. С. 20–21. 199XVIII, 13. С. 18–20. 200Авгуры – римские жрецы и гадатели. 201XVIII, 15. С. 21–22. 202XVIII, 16. С. 22–23; 19. С. 28–29. 203XVIII, 20. С. 29. 204XVIII, 21. С. 30; 22. С. 31–32; XVIII, 24. С. 36–37. 205XVIII, 24. С. 37. 206XVIII, 24. С. 36–37. 207XVIII, 25–26. С. 37–39. 208II, 4. С. 65–67. 209II, 18. С. 90; 19. С. 91; 25. С. 108. 210II, 4. С. 65–66; II, 16. С. 85; II, 25. С. 108. 211II, 26. С. 110. 212II, 6. С. 69, заглавие. 213II, 19. С. 91. 214II, 13. С. 79. 215II, 8. С. 72. 216I, 32. С. 56; II, 8. С. 72. 217II, 4. С. 66; 5. С. 67–68. 218II, 4. С. 67. 219II, 14. С. 82. 220II, 8. С. 72. 221II, 8. С. 72, заглавие. 222VI, 12. С. 335. 223II, 25. С. 107–108. 224II, 25. С. 107–108; 14. С. 83; 10. С. 75. 225II, 25. С. 108. Ср. II, 17–19, 21. С. 85–92, 94–99. 226II, 23. С. 103. 227II, 16. С. 84. 228II, 9. С. 74. 229II, 14. С. 82; II, 13. С. 79. 230II, 14. С. 81. 231II, 14. С. 82. 232II, 11. С. 77; II, 13. С. 79; II, 29. С. 114–116; I, 31. С. 55; II, 14. С. 82; II, 22. С. 99 и мн. др. 233XI, 33. С. 229; XVII, 16. С. 265; XVIII, 41. С. 67; 51. С. 85. 234XI, 33. С. 229. 235XVIII, 18. С. 24. 236XVIII, 51. С. 85. 237I, 35. С. 59; XIX, 26. С. 158. 238XIX, 17. С. 139–141. 239I, 35. С. 58–59. 240См., например, I, 35. С. 59; I, 36. С. 59–60; II, 2. С. 62–64; XVII, 26. С. 39 и мн. др. 241V, 15. С. 271–272. 242IV, 31. С. 228–229. 243См. например, V, 12–13. С. 260–269; V, 15. С. 271–272. 244Например, Платона. См. II, 14. С. 81–83. 245XVIII, 47. С. 79–80. 246I, 35. С. 58. 247Подробно см. об этом в сочинении протоиерея Светлова: Богословский Вестник. Октябрь. С. 133–148. 248О различных смыслах слова «Церковь» см. «Православно-догматическое богословие Преосвященного митрополита Макария». Отдел II. Глава 1. §166.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar