Меню
Назад » »

Создание земли и небесных тел

Создание земли и небесных тел ...Написано: "Земля же была безвидна и пуста" (Быт. 1, 2), а из этого явствует, что все уже было в возможности при первом устремлении Божием к творению, как бы от вложенной некоей силы, осеменяющей бытие вселенной, но в действительности не было еще ничего в отдельности. Ибо сказано: "Земля была безвидна и пуста", а это значит то же, что сказать: земля и была, и не была, потому что не сошлись еще к ней качества. Доказательством этой мысли служит то, что, по Писанию, была она безвидна. Ибо невидимое не имеет различимой окраски, а она производится как бы неким истечением образа на поверхность, образ же невозможен без тела. Поэтому если земля была "безвидна", то, конечно, и бесцветна, а значит, не имела и тела. Следовательно, при первоначальном основании мира земля, как и все прочее, была в числе существ, но еще ожидала того, что дается устройством качеств, что и значит-прийти в бытие. Писание, сказав, что земля была "безвидна и пуста", показывает этим, что никакого видимого ее качества еще не было, а назвав ее "пустой", дает понять, что она не была еще облечена телесными свойствами. Святитель Григорий Нисский (17, 21). Когда таким образом вода покрывала землю, особенно ее углубленные места, Бог через Свое Слово повелел собраться воде в одно место и появиться земле, которая прежде была невидима. Земля сделалась видимой, но была еще неустроенна. Святитель Феофил Антиохийский (Сочинения древних христианских апологетов. М., 1867, с. 201). ...Вода есть одна из четырех стихий, прекраснейшее творение Божие. Вода-стихия: и влажная, и холодная, и тяжелая, и стремящаяся вниз, легко разливаемая. О ней упоминает и Божественное Писание: "и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1, 2). Ибо бездна-ничто другое, кроме большого изобилия воды, предел которой непостижим для людей. В начале вода, конечно, находилась на поверхности всей земли. И прежде всего Бог сотворил твердь, разделяющую воду, "которая под твердью, от воды, которая над твердью" (Быт. 1, 7; 6). Ибо она, по Господнему повелению, была укреплена посреди бездны воды. Поэтому и сказал Бог, чтобы произошла твердь, и она произошла. Но для чего Бог поместил воду над твердью? По причине сильнейшего воспламеняющего свойства солнца и эфира. Ибо прямо под твердью был распростерт эфир, а также и солнце с луной, и звездами находятся на тверди. И если бы не была помещена сверху вода, то твердь сгорела бы. Потом Бог повелел, чтобы воды собрались "в одно место" (Быт. 1, 9). То же обстоятельство, что Писание говорит об одном месте, не указывает на то, что они собрались в одном месте, ибо после этого оно-смотри!-говорит: "а собрание вод назвал морями" (Быт. 1, 10); но это слово Писания показало, что воды вместе, в тот же момент, были особо отделены от земли. Итак, воды собрались в одно место и явилась суша (Быт. 1, 9). ...Есть же и океан, как бы некая река, окружающая всю землю, о котором, мне кажется, Божественное Писание сказало, что река исходит из Едема (Быт. 2, 10), имеющая годную для питья и сладкую воду. Он доставляет морям воду, которая, долго оставаясь в морях и будучи неподвижной, делается горькой, так как солнце и смерчи постоянно увлекают вверх тончайшую ее часть, отчего образуются облака и идут дожди-от испарения сладкой воды. Есть и... реки... весьма многочисленные и весьма великие, из которых одни изливаются в море, другие же исчезают в земле. Поэтому вся земля просверлена и изрыта, как будто имеет некие жилы, через которые принимает из моря воды и изливает их источниками. Поэтому, сообразно со свойством земли, бывает и вода источников различной. Ибо морская вода просачивается и процеживается через землю и таким образом делается сладкой. Если же место, откуда источник вытекает, окажется горьким или соленым, то такая же поднимается вверх и вода. Часто же, сжатая и прорываясь силой, вода согревается, тогда вверх поднимаются горячие от природы воды. Так, по Божественному повелению, произошли в земле пустоты, и, таким образом, воды собрались "в одно место" (Быт. 1, 9), вследствие чего произошли и горы. Затем первоначальной воде Бог повелел произвести живую душу (Быт. 1, 24), так как Он намеревался через воду и носившегося в начале над водами Святого Духа (Быт. 1, 2) обновлять человека... Она же произвела живые существа, и малые и великие: китов, драконов, рыб, плавающих в водах, и крылатых птиц. Следовательно, через птиц соединяются и вода, и земля, и воздух, ибо они произошли из воды а живут на земле и в воздухе летают. С другой стороны. вода--прекраснейшая стихия, и очень полезная, очищающая от нечистоты-не только телесной, но и душевной, если кто-либо, сверх того, еще получит благодать Духа. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894, 1,67-70. Когда Бог благоволил сотворить землю, ни впадин, ни гор еще не существовало. Но когда Богу было угодно сказать: "да соберется вода" (Быт. 1, 9), одновременно разошлась и земля и образовались в ней впадины. Святитель Иоанн Златоуст (40, 754). ...Первоначально вся светоносная сила, собранная в себе самой, была единым светом. Поскольку же в природе вселенной было явлено великое разнообразие творений по их большей или меньшей тонкости и изменяемости, то достаточно было трехдневного срока, чтобы каждое творение в мире отделилось одно от другого. Самое тонкое и легкое, чисто невещественное, в огненной сущности заняло самый крайний предел видимого творения. За ним последовало умопостигаемое и бесплотное естество. А все менее деятельное и более косное сформировалось внутри пространства, окружаемого тем тонким и легким естеством. Да и оно само, по разнообразию свойств, разделилось семикратно, по взаимному родству между собой и соответствию близких частей света и по отделении тех, в которых есть нечто инородное. Так после взаимного стечения всех этих частиц, сколько их было в светоносной сущности солнечного естества, произошло одно великое светило. Так же и на луне, и на каждой из прочих движущихся и неподвижных звезд соединение однородных частиц произвело одно из видимых светил. Таким образом все пришло в бытие. Великому же Моисею достаточно было назвать только более известные из них: "светило большее... и светило меньшее" (Быт. 1, 16), а все прочее назвать родовым именем "звезды". Святитель Григорий Нисский (17, 64-65). ...Первоначальный свет, по сотворении названный добрым, своим восхождением производил три дня. Он, как говорят, содействовал зачатию и порождению всего, что земля должна была произвести в третий день. Солнцу же, утвержденному на тверди, надлежало привести к созреванию то, что произошло уже при содействии первоначального света. Говорят же, что из этого рассеянного всюду света и из огня, сотворенных в первый день, устроено солнце, которое на тверди, и что луна и звезды-из того же первоначального света. Солнце, владеющее днями, освещая землю, вместе с тем приводит к созреванию ее произрастания. И луна, владеющая ночами, не только светом своим ночью умеряет жар, но и содействует тому, что порождает свойственные ей по первоначальной природе плоды и произрастания. Преподобный Ефрем Сирин. Творения, ч. 8, М., 1853, с. 255- 256. Из чего же сотворено солнце? Из того света, который был создан в первый день. Творец изменил свет так, как Его Всемогуществу и Благости было угодно, и превратил его в разные небесные светила. В первый день он создает вещество света, а теперь-солнце, луну, звезды и остальные светлые небесные тела. Святитель Иоанн Златоуст (40, 755-756). "И создал Бог два светила великие" (Быт. 1, 16)... Эти светила названы великими не потому, что они больше других звезд, но потому, что имеют объем достаточный для того, чтобы своими лучами озарять небо и воздух и одновременно проливать свет на землю и море... Святитель Василий Великий (4, 98). Семь из этих светил... есть планеты. ...Бег же они совершают непрестанный, какой назначил им Творец и как основал их, подобно тому как говорит божественный Давид: "взираю я... на луну и звезды, которые Ты поставил" (Пс. 8, 4). Ибо выражением "Ты поставил" он обозначил твердость и неизменимость данных им Богом и порядка, и непрерывного движения. Ибо Он поставил их "для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов" (Быт. 1, 14). Ибо при посредстве солнца происходят четыре изменения времен года, и первое-весеннее, ибо в это время Бог сотворил все без изъятия; и на это указывает то обстоятельство, что и доныне всё расцветает весной. ...Эллины, конечно, говорят, что через восхождение и захождение, и сближение этих звезд и солнца, и луны устраиваются все наши дела, ибо астрологи занимаются этим. Однако мы утверждаем, что хотя от них и получаются предзнаменования дождя и бездождия, холода или жары, влажности или сухости, ветров и тому подобного, но никоим образом не предзнаменования наших дел. Ибо мы произошли от Творца одаренными свободной волей и являемся властителями и господами наших дел. Ибо если бы мы все делали вследствие течения звезд, то по необходимости совершали бы то, что делаем, а то, что происходит по необходимости, не является ни добродетелью, ни пороком. Если же мы не имеем ни добродетели, ни порока, то недостойны ни похвал, ни наказаний. А также и Бог оказался бы несправедливым, доставляя одним блага, а другим бедствия. При таком условии, если бы все управлялось и увлекалось необходимостью. Бог даже не управлял бы Своими творениями и не промышлял бы о них. Сверх того, и разум оказался бы в нас излишним, ибо мы, не будучи господами никакого дела, напрасно осмысляли бы себя. Но разум дан нам именно для обсуждения, почему все разумное также одарено и свободной волей. ...Часто же показываются и кометы-некоторые знамения, объявляющие о смерти царей. Они не принадлежат к числу звезд, происшедших искони, но, по Божественному повелению, в самое надлежащее время образуются и опять уничтожаются. Ибо и звезда, явившаяся волхвам во время человеколюбивого и спасительного ради нас рождения Господа во плоти, не была из числа звезд, которые произошли в начале. И это ясно из того обстоятельства, что она совершала свой бег то с востока на запад, то с севера на юг и что она то скрывалась, то показывалась, что несвойственно порядку или природе звезд. ...Ясно же, что и солнце, и луна, и звезды-сложны и по своей природе подлежат разрушению. Но природы их мы не знаем. Некоторые, конечно, говорят, что огонь вне какого-либо вещества не виден, почему он угасает и исчезает. Другие же утверждают, что он, угасая, изменяется в воздух. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894, с. 60-64.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar