- 279 Просмотров
- Обсудить
Сотворение материи Моисей различает два главные вида творения, последовавшие одно за другим. Первое творение в собственном смысле, бывшее в самом начале, когда Творец произвел все из ничего: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1), произвел самое вещество мира, заключавшее в себе начала или зародыши для всех его существ. В этом-то смысле сказал и премудрый сын Сирахов: "Все вообще создал Живущий во веки" (Сир. 18, 1). ...А другое творение-творение уже из готового первозданного и еще неустроенного вещества, совершившееся в продолжение шести дней. Это творение, конечно, имел в виду Соломон, когда писал, что всемогущая рука Божия создала мир из не имеющего образа вещества (Прем. 11, 18). И святой мученик Иустин повторил слова Соломона: Мы приняли, что Бог в начале сотворил все из вещества, не имеющего образа. Епископ Макарий (Булгаков), с. 93-94. Ясно, что устройство мира и все творение произошло из вещества, самое же вещество сотворено Богом; вещество было грубо и бесформенно, прежде чем разделились элементы, а по разделении их сделалось украшенным и благоустроенным. Итак, небо и звезды на нем состоят из вещества, и земля со всеми предметами, находящимися на ней, имеет такой же состав, так что все имеет одинаковое происхождение. ...Материя не безначальна, как Бог, и не имеет власти равной с Богом, как безначальная, но она получила начало, и не от кого-нибудь другого произошла, а произведена от одного Творцом всего. Татиан (Сочинения древних христианских апологетов, М., 1867, с. 252, 17). Материя, из которой Бог сотворил и устроил мир, получила начало от Бога. Святитель Феофил Антиохийский (Сочинения древних христианских апологетов, с. 196). Известно, что все изменяемое образуется из чего-либо бесформенного. Вместе с тем и кафолическая вера внушает, да и здравый разум говорит, что материи ни для одной из природ не могло быть иначе как только от Бога, виновника и Творца всех... Блаженный Августин. Творения, ч. 7, Киев, 1912, с. 160. Итак, в первый день Бог созидает вещество творений, в последующие же дни дает форму Своим творениям и приводит все сотворенное в порядок (40, 737). Когда Бог производит Своим всемогуществом материю, то в книге Бытия употребляется термин "сотворил". Когда же Бог начинает устроение мира, а началом этого устроения был свет, это и выражается соответствующим понятием. Святитель Иоанн Златоуст (40, 740). Бог, прежде нежели существовало что-нибудь из видимого ныне, положив в уме и подвигшись привести в бытие несуществовавшее, помыслил и о том, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира. Святитель Василий Великий (4, 11). Итак... Бог сотворил в начале небо и землю, сотворил как некую материю, всеобъемлющую и потенциально все несущую, и этим явно отвергается ошибочное мнение, что материя произошла сама по себе. Святитель Григорий Палама (65, 69). Сначала создано вещество смешанное и неустроенное, из которого произошло все, что явилось потом разделенным и устроенным. То вещество, думаю, греки называют хаосом, как и в другом месте читаем: Ты сотворил мир "из необразного вещества" (Прем. 11, 18), или, по иным текстам: из вещества невидимого. Это не имеющее образа вещество, которое Бог сотворил из ничего, названо небом и землей. И сказано: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1) не потому, что они тогда же и произошли, но потому, что могли произойти-точно так, как если бы мы, глядя на семя дерева, сказали, что тут и корни, и сила, и ствол, и плоды, и листья, то сказали бы не потому, конечно, что все это уже есть, но потому, что все это должно произойти. Блаженный Августин (епископ Макарий (Булгаков), с. 94). Известно, что вся машина мира и все, находящееся в ней, образовано из материи, но сама материя сотворена Богом. Татиан (епископ Макарий (Булгаков), с. 94). В первый день Бог творил из ничего, а в другие дни уже не из ничего творил, а устраивал из того, что создал в день первый. Священномученик Ипполит Римский (епископ Макарий (Булгаков), с. 94). ...Бог произвел из ничего материю и, придав ей форму, создал этот воспринимаемый чувствами и видимый мир... Митрофан Критопул (Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной. "Христианское чтение", ч. 2, 1846, СПб., с. 347).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.