Меню
Назад » »

Сотворение человека

Сотворение человека Божественная Благость не довольствовалась созерцанием Себя Самой; надлежало, чтобы благо разливалось, шло далее и далее. Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено духом. Так произошли вторые светлости, служители первой светлости. Поскольку же первые твари были Ему угодны, то измышляет другой мир-вещественный и видимый; и это есть стройный состав неба и земли, и того, что между ними, удивительный по прекрасным качествам каждой вещи, а еще более, достойный удивления по гармонии целого. Пожелав показать все богатство Благости, художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимое и видимая природа, то есть созидает человека, и, взяв тело из уже сотворенного вещества, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем разумной души и образа Божия), творит как бы второй мир, в малом-великий; поставляет на земле иного ангела, созерцателя видимой природы, таинника умосозерцаемой твари. Святитель Григорий Богослов (113, 148). Душа же произошла не из земли и не из воздуха, не из воды, не из огня, не из света, не от солнца, не из облака и не из другой какой-нибудь субстанции или тварной сущности, видимой или умопостигаемой. Из самой пречистой, вечной, непостижимой, неизъяснимой, невидимой, безобразной, бессмертной, нетленной, неосязаемой, непреходящей и бестелесной природы Бога, через божественное вдуновение получила творение и происхождение наша богообразная, богодарованная, богоподобная и богосозданная душа, произойдя как бы из некоего источника жизни живой и животворящей, будучи сотворена светом, как бы из сокровищницы света, выйдя из уст Божих и родившись как бы из некоего океана вечного аромата, как веяние благоухания, и вселившись в Адаме. Преподобный Анастасий Синаит. Слово 3-е, Сергиев Посад, 1915, с. 15. Таким, следовательно, образом Бог сотворил духовные сущности: я говорю об Ангелах и всех находящихся на Небе чинах. Ибо они, совершенно очевидно, имеют духовную и бестелесную природу; бестелесной, однако, называю ее по сравнению с грубостью вещества, ибо одно только Божество поистине невещественно и бестелесно. Еще же сотворил Бог и чувственную природу: небо и землю, и то, что лежит между ними. Итак, одну природу Он сотворил родственной Себе (ибо родственна Богу разумная природа и постижимая для одного только ума), другую же-отстоящей от Него во всех отношениях весьма далеко, так как она, естественно, доступна чувству. Надлежало же, как говорит повествующий о Боге [святитель] Григорий [Богослов], чтобы произошло и смешение их обеих-образец высшей мудрости и великолепия по отношению к обеим природам, как бы некая связь видимой и невидимой природы. Говорю же "надлежало", обозначая волю Творца, ибо она-закон и постановление наиболее пристойное; и никто не скажет Творцу: зачем Ты сотворил меня таким образом? Ибо горшечник имеет власть приготовлять из своей глины различные сосуды для доказательства своей мудрости. ...Бог Своими руками творит человека и из видимой, и из невидимой природы как по Своему образу, так и подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего "вдуновения" то, что мы и называем божественным образом, ибо выражение "по образу" означает разумное и одаренное свободной волей, выражение же "по подобию" означает подобие через добродетель, насколько это возможно для человека. Далее, тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после. Итак, Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякой добродетелью, цветущим всякими благами- как бы некий второй мир, малый в великом,-другого ангела, смешанного из двух природ, почитателя, зрителя видимого творения, посвященного в таинства этого творения, которое воспринимается умом, царя над тем, что находится на земле, подчиненного горнему Царю, земного и небесного, преходящего и бессмертного, видимого и постигаемого умом, среднего между величием и ничтожностью, в одно и то же время-духа и плоть: духа-по благодати, плоть-по причине гордости; одного-для того, чтобы он оставался в живых и прославлял Благодетеля, другую- чтобы он страдал и, страдая, вразумлялся, и, гордясь величием, был наказываем; живое существо здесь, то есть в настоящей жизни, руководствуемое известным образом и переходящее в другое место, то есть в Век Будущий; и-высшая степень таинства!-вследствие своего тяготения к Богу делающееся богом; однако делающееся богом в смысле участия в Божественном Свете, а не потому, что оно переходит в Божественную Сущность. Сотворил же Бог его по природе-безгрешным и по воле - независимым. Но безгрешным называю не потому, что он не был восприимчив ко греху, ибо одно только Божество не допускает греха, а потому, что совершение греха обусловливалось не природой его, но, скорее, свободной волей, то есть он имел возможность преуспевать в добре, получая содействие со стороны Божественной благодати, равно как и отвращаться от прекрасного и очутиться во зле по причине обладания свободной волей, при позволении со стороны Бога. Ибо добродетель не совершается по принуждению. Итак, душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая ему жизнь и возрастание, и чувства, и производительную силу, имеющая ум, не иной по сравнению с ней самой, но чистейшую часть ее, ибо как глаз в теле, так ум в душе-одно и то же; независимая и одаренная способностью желания, также и способностью действовать, изменчивая, то есть обладающая слишком изменчивой волей, потому что она и сотворена, получившая все это естественно от благодати Сотворившего ее, от которой она получила и то, что существовала, и то, что была такой по природе. ...Должно знать, что человек имеет общее с неодушевленными предметами, и участвует в жизни бессловесных существ, и получил мышление существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными предметами он имеет общее по своему телу и потому, что он соединен из четырех стихий, а с растениями как в этом отношении, так и со стороны силы питающей и произращающей, и заключающей в себе семя или способной рождать; с бессловесными же существами имеет общее и в этом, а сверх того и желания, то есть гнев и похоть, и способность чувствовать, и движения, соответствующие побуждению. ...Через посредство разума человек соединяется с бестелесными и постигаемыми только умом природами, мысля и обдумывая, и произнося приговор относительно всего порознь, и следуя за добродетелями, и любя благочестие-вершину добродетелей,- поэтому человек и есть малый мир. Должно же знать, что расчлененность и течение, и изменение свойственны одному только телу. Изменение подразумеваю качественное: согревание и охлаждение и тому подобное. Течение же то, которое происходит вследствие опоражнивания, ибо опоражниваются: и сухое, и влажное, и дух и имеют нужду в наполнении. Поэтому и голод, и жажда согласны с законами природы. Расчлененность есть разобщение влаг - одной от другой и разделение на форму и материю. Душе же свойственны благочестие и мышление. Но добродетели общи душе и телу, и именно потому, что они имеют отношение к душе, так как душа пользуется телом. Должно знать, что разум по природе владычествует над неразумной частью. Ибо силы души разделяются на разумную и неразумную. Но есть две части неразумной стороны души: одна непослушна разуму, то есть разуму не повинуется, другая послушна и повинуется разуму. Непослушная и не повинующаяся разуму часть есть, конечно, жизненная сила, которая называется и пульсовой, также сила, заключающая в себе семя, то есть способная рождать, также и сила растительная, которая называется и питающей, а этой принадлежит и сила, способствующая росту, которая и образует тела. Ибо они управляются не разумом, но природой. Послушная же и повинующаяся разуму часть разделяется на гнев и похоть. А вообще неразумной частью души называется способная к чувствам и возбуждающая желания. Должно же знать, что и движение, соответствующее побуждению, принадлежит к той части, которая послушна разуму. А сила питающая и рождающая, и приводящая в движение кровь принадлежит той части, которая не повинуется разуму. Растительной же силой называется та, которая способствует росту, и сила питающая, и сила рождающая; жизненной же та, которая приводит в движение кровь. ...Дблжно знать, что из тех сил, которые находятся в живом существе, одни-душевные, другие-растительные, третьи- жизненные. И душевные, конечно, те, которые исходят из свободной воли, то есть движение, соответствующее побуждению, и чувства. Движению же соответственно побуждению принадлежит и способность переходить с места на место, и способность к приведению в движение всего тела, и способность к издаванию звука, и способность дышать, ибо от нас зависит совершение и несовершение этого. Растительные же и жизненные суть те, которые не зависят от свободной воли. И растительные, конечно, это сила питающая и способствующая росту, и заключающая в себе семя, жизненная же есть та, которая приводит в движение кровь. Ибо эти силы действуют и тогда, когда мы желаем и когда не желаем. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894, с. 78-85. Бог всяческих, сотворив чувственную и разумную тварь, напоследок создал человека, поставив его как некий Свой образ среди неодушевленных и одушевленных, чувственных и разумных тварей, чтобы неодушевленные и одушевленные твари как некую дань приносили ему пользу, а природы разумные попечительностью о человеке доказывали приверженность к Сотворившему. ...Когда мы в Моисеевой истории слышим, что Бог взял от земли персть и образовал человека (Быт. 2, 7), и отыскиваем смысл этого изречения, мы находим в этом особенное благорасположение Божие к роду человеческому. Ибо, описывая творение,великий пророк замечает, что другие твари Бог всяческих создал словом, а человека образовал Своими руками. Но как там под словом мы разумеем не повеление, но одну волю, так и здесь: при образовании тела не действие рук, но величайшую внимательность к этому делу. Ибо каким образом ныне по Его воле зарождается плод в утробе матери и природа следует законам, которые Он с самого начала предписал ей, так и тогда человеческое тело по Его же воле составилось из земли и персть стала плотью... ...Божественный Моисей говорит, что сначала образовано было тело Адама, а потом от Бога вдунута была душа: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2, 7). Это не значит, что была "вдунута" какая-либо часть Божественного существа... но этим словом обозначается свойство души, как существа разумного. Блаженный Феодорит Кирский. Творения, ч. I, М., с. 28-29, 108-109. Явив сначала в подобающем украшении землю и небо и все, что на них. Бог приступает к сотворению человека, бытие которого Он имел в мысли раньше того. И всякое другое создание Он творил сразу повелением Своим и приводил в бытие словом Своим, как Бог. Поскольку же человек есть существо поистине благообразное и богоподобное, то, чтобы не показалось, что он-подобие высочайшей славы-сотворен одинаково с тем, что не таково же, как он, Бог удостаивает [процесс] Его создания предварительного совета и личного участия. Образовав тело его из земли. Он сделал его разумным животным; чтобы он выделялся из всех разумностью своей природы, тотчас же ознаменовал его нетленным и животворящим духом: "и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2, 7). Святитель Кирилл Александрийский. Творения, ч. 4, М., 1886, с. 11-12. Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он из ничего творит, что хочет, равно как дать душу и движение не свойственно никому другому, кроме Бога. Святитель Феофил Антиохийский. (Сочинения древних христианских апологетов. М., 1867, с. 187).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar