- 278 Просмотров
- Обсудить
Служение ближнему Если затрудняется делом брат ваш, разделите с ним труд, чтобы сподобиться вам в день Суда услышать от Господа: "Так как вы сделали это одному их сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25, 40) (25, 153). Служащий (ближнему) должен служить как Господу, от Которого получит награду (25, 210). Крепкий пусть помогает немощному, усердный-утешает малодушного, трезвенный-пробуждает объятого сном, постоянный-подает совет непостоянному, воздержанный-вразумляет беспечного (25, 123). Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое (25, 183). Оказывай честь брату перед знакомыми его, и будешь почтен перед Господом. Преподобный Ефрем Сирин (25, 179). Ты, обогащенный Божеством, не отталкивай от себя нуждающихся (14, 147). Приходил нуждающийся и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христос, чтобы и мне, нуждающемуся в Твоей помощи, по моим же законам не отойти от Тебя, ничего не получив. Ибо кто не дал, тот и получить не надейся (15, 205). Любить человека-значит воздавать честь Создателю; служить нищему-значит воздавать честь Обнищавшему ради нас. Святитель Григорий Богослов (15, 342). Бог создал человека не для того, чтобы он приносил пользу только себе, но и многим другим (35, 81). Кто оказывает милость ближнему, тот найдет милость у Господа, но "суд без милости не оказавшему милости" (Иак. 2, 13) (35, 213). Не верю я, что может спастись тот, кто ничего не делает для спасения ближнего (35, 447). Нет такого другого свидетельства и признака веры и любви ко Христу, как попечение о братьях и забота об их спасении (35, 551). Если кто желает угодить Богу, пусть... ищет общей пользы, пусть заботится о своих братьях. Нет подвига драгоценнее этого перед Богом (35, 550). Если мы не только о себе будем заботиться, но станем приносить пользу ближнему и направлять его на путь истины, это послужит нашему спасению (38, 19). Если ты не хочешь быть оставленным без внимания при падении, то и сам не пренебрегай, но оказывай всякую любовь и почитай за величайшее благо возможность спасти брата (38, 482). Поспеши на добрые дела-ведь иначе и спастись невозможно (38, 525). Кто показал начало доброго пути (ближнему), тот становится виновником и того, что делают другие, и потому получает двойную награду: и за то, что сам делает, и за то, что других привел к лучшему образу мыслей (38, 597). Мы должны заботиться не только о своем спасении, но и о спасении ближних, иначе и сами не спасемся. Воин, который во время сражения старается только спасти самого себя бегством, вместе с собою губит и других; напротив, мужественный, сражаясь для защиты других, вместе с другими спасает и себя самого. А так как наша жизнь (христианская) есть тоже (духовная) война, и притом жесточайшая из всех войн... то будем вступать в сражение так, как повелел Царь наш Иисус Христос, с готовностью поражать, убивать и проливать кровь (невидимых) врагов наших, заботясь о спасении всех, укрепляя стоящих и поднимая падших. Многие из наших братий ранены в этом сражении, истекают кровью, и нет человека, который бы помог им: ни народ, ни священники, ни покровитель, ни друг, ни брат не заботятся о них, но каждый печется о самом себе. Этим мы и унижаем достоинство своих подвигов, потому что величайшее дерзновение перед Богом и похвала принадлежит только тому, кто (подобно Богу) печется не о своей пользе. Оттого-то мы бываем слабы, и нас легко побеждают как люди, так и диавол, что ищем только своего и не укрепляем, не ограждаем друг друга любовью о Боге (41, 613). Человеколюбие укрепляет душу и делает ее непобедимой и неуловимой для диавола (41, 658). Как многие из предстоящих здесь, в храме, желали бы жить в то время, когда Христос во плоти пребывал на земле, чтобы быть под одним с Ним кровом и разделять с Ним трапезу. И теперь это возможно, мы можем приглашать Его и вечерять с Ним, даже с большей пользой. Оденем нагого, примем странника, накормим алчущего, напоим жаждущего, посетим больного (42, 383). Не проходи мимо бедняка с протянутой рукой, хотя бы во имя того, что эту руку протягивает в его лице Сам Господь (42, 898). Ты принял Меня, говорит Он, в жилище свое, Я приму тебя в Царство Отца Моего. Ты избавил Меня от голода, Я избавлю тебя от грехов. Ты воззрел на Меня, связанного, Я развяжу тебя. Ты приютил Меня, странника, Я сделаю тебя гражданином Неба. Ты подал Мне хлеба, Я дам тебе все Царство в наследие и обладание. Ты сделал для Меня тайно, Я воздам явно. Сделанное тобою Я считаю милостью, а Мое-долгом. Ты воззрел на Меня, связанного, и сам не увидишь огня гееннского. Ты посетил Меня, больного, и сам не испытаешь мытарств и наказаний". О, поистине благословенны руки, совершающие такие благодеяния, удостоившиеся послужить Христу. Легко пройдут через огонь ноги, ходившие в темницы ради Христа, и не испытывают тяжести уз греха. Ты был с Ним в темнице и будешь с Ним царствовать (43, 396). Бог предал за тебя Сына, а ты не даешь и хлеба Ему, за тебя преданному, за тебя убиенному (43, 687). Все, что бы ты ни делал для брата, восходит к Владыке Твоему, и Он, как бы Сам получив от тебя благодеяния, вознаграждает тебя за это (43, 762). Ничем ты не можешь столь подражать Христу, как попечением о ближних. Постишься ли ты, спишь ли на голой земле, изнуряешь ли себя,-если ты не печешься о ближних, то не делаешь ничего важного и еще далеко отстоишь от Образа (44, 247). Если не имеешь ревностного попечения о брате, то вспомни, что иначе ты спастись не можешь, и позаботься о нем и о делах его, по крайней мере, для себя (44, 249). Невозможно тебе спастись, если ты упражняешься в высшем любомудрии, но не заботишься о других, погибающих; ты не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом (44, 250). (Но) долг человеколюбия требует не во всем угождать больным и не потворствовать неразумным их желаниям (44, 603). Кто любит, как должно, ближнего, тот не откажется служить ему покорнее всякого раба (44, 802). Милостью мы избавимся от огня гееннского. В противном случае, за что умилосердится и помилует нас Бог? (45, 227). Как для нас пострадал Бог, так и мы должны страдать для людей (45, 789). То, что мы хотим получить от Бога, мы должны прежде дать ближнему. А если мы лишаем этого ближнего, то как хотим получить то же от Бога? (45, 902). Уподобиться Богу мы можем, если будем любить всех, даже врагов, а не тем, что будем совершать знамения (46, 37). Если будешь любить подобного себе, то приобретешь много, потому что сделаешься подобным Богу. Видишь, не ему ты благодетельствуешь, а самому себе. Награда уготована не ему, а тебе. Но что если он порочен? Тем большая готовится тебе награда ...и самый этот повод к нелюбви, его порочность, должны быть побуждением к любви (46, 167). Мы должны так заботиться друг о друге, как заботимся о себе самих, и щадить ближних так же, как и нас Бог (46, 622). Хотя бы нуждающийся был человек и ничтожный, презренный, отверженный, Христос вменяет тебе твой дар так, как будто Сам получил дар через него (46, 670). О, если бы мне возможно было подвизаться за вас, а вам получать награды за подвиги,-никогда бы я на это не обижался! Святитель Иоанн Златоуст (46, 716). "Больший из вас да будет вам слуга" (Мф. 23, 11). Большинство измеряется, по слову Господа, не родом, не властью, не мерою способностей, а умением делать добро другим. Кто неутомимее и обширнее действует на благо людям, тот и больший. В семье старший принимает на себя заботу обо всем семействе и в том видит свои честь и преимущество, чтобы всех упокоить, сделать так, чтобы всем было хорошо. Так и в христианском обществе-желающий быть наибольшим должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том круге, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он себе избрал. Лучше же брось всякую мысль о большинстве, а прими сердечную заботу о том, чтобы насколько возможно более послужить благу окружающих тебя, и будешь большим перед очами Божиими, а может быть, и в сознании людей. Когда бы все наибольшие сделали этот закон Христов законом своей совести, какое бы тотчас настало благоденствие и довольство среди нас! Но в тем и горе, что старшинство у нас скоро обращается в служение себе и своим интересам и почти всегда сопровождается требованием услуг себе, вместо служения другим; совесть же успокаивается исправностью официальных дел. Оттого много наибольших, а благо не возрастает среди нас, и все добрые начинания не приносят того добра, какое от них ожидается (116, 67-68). Господь взирал не на собственную высоту, но на пользу людей и, уничижив Себя, соблаговолил принять образ раба. Так и каждому из нас Он повелел взирать не на собственную выгоду, но иметь в виду пользу ближних... это снисхождение возводит на высоту почести (51, 386). Того преимущественно считай ближним, кто нуждается в тебе, и без зова, сам иди к нему на помощь. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 29). Кто простирает руку на помощь ближнему, тот в помощь себе приемлет Божию мышцу (55, 396). Кто защищает ближнего, тот поборником себе обретает Бога. Преподобный Исаак Сирин (55, 396). Христос по Воскресении Своем вопрошал апостола Петра: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня?"-и святой Петр отвечал: "Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя". Тогда Христос сказал ему: "Паси овец Моих" (Ин. 21, 16). Будто бы так сказал Господь: "Симон! если любишь Меня, паси овец Моих". От этого видно, как высоко ценит наше спасение Господь Иисус. А тем учит, что кто хочет любить Его, тот должен заботиться не только о своем, но и о спасении ближнего. Потому апостол с сожалением говорит: "Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу" (Флп. 2, 21). Из этого можно заключить, как тяжело согрешают против Христа пастыри, которые не овец Христовых, но только себя пасут, за что подлежат Страшному Суду Божию, как говорит Господь: "Вот, Я-на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их" (Иез. 34, 10) (104, 980). Видишь, что все созданное всем равно служит. Солнце, луна, звезды всех равно освещают; воздух всем равно сохраняет жизнь; земля всех равно содержит и питает; вода всех равно содержит и напояет-всех, повторяю, равно, то есть богатого и нищего, славного и неславного, господина и раба. Это учит нас, что и блага наши, данные нам от Бога, должны стать общими для нас и ближних наших. Хлеб наш, одежда наша, разум наш, дома наши-должны стать общими для ближних наших. Видишь еще, что каждое создание другому, высшие стихии низшим помогают. Солнце воздух и землю освещает и согревает; облака воздух и землю орошают; воздух для дыхания животных служит; земля подает пищу нам и скотам нашим. Все это учит нас, что тем более мы, как разумное творение, должны друг другу помогать: богатый-нищему; разумный-неразумному; здоровый-немощному; свободный- заключенному; сильный-обижаемому; властный-беззащитному и про-чее. Поэтому такие слова: "Что мне за дело до него?"-из пределов христианских должны быть изгнаны (104, 107-108). Такова истинная любовь-любить без всякой корысти и делать добро без надежды на воздаяние. Святитель Тихон Задонский (104, 988). "Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить-и не будет услышан" (Притч. 21, 13). А мы часто дивимся, отчего Бог не слушает молитв наших? Вот и причина! Оттого, что бывали, верно, случаи, когда мы затыкали уши свои от слов, которыми умоляли нас нуждающиеся, вот и нас не слышит Господь. Но это еще не велико горе, если не слышится молитва о чем-либо временном, а вот горе, если не станет Господь слушать нас, когда начнем молиться Ему об отпущении грехов наших. А не станет, если вопль к Нему тех, которые презрены нами, сильнее молитв наших. Надо поспешить отвратить эту крайнюю беду, по примеру Закхея, которому за его мудрое решение сказал Господь: "Ныне пришло спасение дому сему" (Лк. 19, 9). Епископ Феофан Затворник (107, 88-89). Если будешь сострадать ближним, то получишь помощь, если же удержишь себя от сострадания, желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 67-68). Авва Агафон шел в город для продажи скромного рукоделия и на дороге увидел лежащего прокаженного. Прокаженный спросил его: "Куда идешь?" "Иду в город,-отвечал авва Агафон,-продать мое рукоделие". Прокаженный сказал: "Окажи любовь, снеси и меня туда". Старец поднял его и на плечах отнес в город. Прокаженный сказал ему: "Положи меня там, где будешь продавать рукоделие". Старец сделал так. Когда он продал одну вещь из рукоделия, прокаженный спросил его: "За сколько ты продал это?" "За столько-то",-отвечал старец. Прокаженный попросил: "Купи мне хлеба". Когда старец продал другую вещь, прокаженный спросил его: "А это за сколько продал?" "За столько-то",- отвечал старец. "Купи мне еще хлеба", сказал прокаженный. Старец купил. Когда авва распродал все рукоделие и хотел уйти, прокаженный сказал ему: "Окажи любовь, отнеси меня туда, где взял". Старец исполнил это. Тогда прокаженный сказал: "Благословен ты, Агафон, от Господа на Небеси и на земли". Авва оглянулся на прокаженного-и не увидел никого: это был Ангел Господень, пришедший испытать старца (82, 57). Один из старцев Скита послал ученика своего в Египет привести верблюда, чтобы отвезти в Египет сделанные им корзины. Когда ученик вел верблюда, другой старец, встретившись с ним, сказал: "Если бы я знал, брат, что ты идешь в Египет, я попросил бы тебя привести и для меня Другого верблюда". Брат передал это своему старцу. Тот, движимый великой любовью, сказал ученику: "Пойди, сын мой, отведи верблюда к нему и скажи: "Мы еще не готовы, исполни нужду твою". Ты же пойди с этим верблюдом в Египет и снова приведи к нам его, чтобы отвезти и наши корзины". Брат поступил так, как было приказано ему: пошел к другому старцу и сказал: "Отец мой говорит: так как мы еще не готовы, возьми верблюда и исполни твою нужду". Старец навьючил верблюда и пошел в Египет. Там, когда он снял с верблюда поклажу, брат взял верблюда, чтобы опять отвести его в Скит. Отправляясь в путь, он сказал старцу: "Молись обо мне". Старец спросил его, куда идет он? "ИДУ в Скит,-отвечал брат,-чтобы привезти сюда и наши корзины". Старец, услышав это, пришел в умиление, пожалел о случившемся и сказал со слезами: "Простите меня, дорогие! любовь ваша похитила плод у меня" (82, 468). Брат спросил старца: "Если брат должен мне немного денег, то позволишь ли мне попросить их у него?" Старец ответил: "Скажи ему однажды со смирением".-"Если я скажу ему однажды и он ничего не даст мне, тогда что мне делать?"-"Более одного раза не проси".-"А что же мне делать, если я не могу победить помышлений моих, понуждающих беспокоить брата о возвращении денег?"-"Представь помышлениям твоим досаждать тебе, но ты никак не опечаль брата твоего, потому что ты-монах" (82, 470). Брат посетил старца и, уходя от него, сказал ему: "Авва! прости меня: я помешал тебе совершать правило". Старец отвечал: "Мое правило-принять тебя по заповеди странноприимства и отпустить с миром" (82, 506). Однажды два брата пришли к старцу. Старец этот не имел обычая употреблять пищу ежедневно. Увидев братьев, он принял их с радостью и сказал себе: "Пост имеет свою награду. Но употребляющий пищу ради любви совершает две добродетели: отсекает свою волю и исполняет заповедь странноприимства" (82, 506). Был в Египте старец, живший в пустынном месте. Вдали от него жил другой старец-манихей, которого принадлежавшие к его секте называли Пресвитером. Манихей отправился к другому манихею, но его застигла ночь в том месте, где жил православный и святой муж. Манихей хотел постучаться в дверь его келлии и попроситься на ночлег, но боялся, что старец его не примет, потому что знает о ереси его. Но нужда заставила постучаться. Старец отворил дверь, узнал его, принял радостно, угостил и уложил спать. Манихей, улегшись, размышлял о приеме и удивлялся, говоря самому себе: "Поистине, он раб Божий". Он остался жить при старце и вскоре стал православным (82, 506-508). Однажды братия в присутствии аввы Иосифа начали разговор о любви. Старец сказал: "Мы не знаем, что такое любовь. Вот образец любви: у аввы Агафона был нож, необходимый ему для рукоделия. Пришел к нему брат и, увидев нож, похвалил его. Авва Агафон немедленно начал упрашивать брата, чтобы он принял нож в подарок, и не дал брату выйти из келлии, пока не уговорил его" (82, 56). Поведали об авве Агафоне, что он, отправляясь однажды в город для продажи своего рукоделия, нашел там больного странника, лежащего на улице. Старец остался при нем. На деньги, полученные за рукоделие, он нанял хижину, оставшиеся деньги употреблял на нужды больного. Так он провел четыре месяца до выздоровления странника и только тогда возвратился в свое место. Отечник (82, 56). Авва Петр рассказывал о святом Макарии. Пришел он некогда к одному отшельнику и нашел его больным. Макарий спросил, не хочет ли он съесть чего-нибудь, хотя в келлии у больного ничего не было. Больной ответил: "Хочу пастилы". Старец не поленился сходить в Александрию за пастилой для больного. Об этом его чудном подвиге иикто не знал (79, 144). Авва Кассиан рассказывал: "Некогда пришли мы, я и святой Герман, в Египет к одному старцу; и когда он принял нас с любовью, мы спросили его: "Почему вы, принимая чужестранных братий, нарушаете правило поста, соблюдаемое у нас в Палестине?" Старец отвечал: "Пост всегда со мною, а с вами я не могу быть всегда. Пост хотя и полезен и необходим, однако он в нашей воле. А исполнение дел любви необходимо требуется законом Божиим. В лице вашем принимая Самого Христа, я должен служить вам со всем усердием. А упущение против правила поста могу возместить, когда отпущу вас. Ибо не могут "печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Мф. 9, 15). Достопамятные сказания (79, 23). Преподобному Григорию Синаиту было назначено служение в поварне. Более трех лет нес он это тяжелое послушание: кто может достойно восхвалить его чрезвычайное смирение? Он всегда думал, что служит не людям, а Ангелам, и место службы своей считал Божиим святилищем и алтарем. Афонский Патерик (84, 385).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.